На чтение 4 мин. Опубликовано 15.11.2018
В бытовом электрооборудовании широко применяются коллекторные двигатели. Небольшие габариты, легковесность, простота в управлении обусловили их присутствие в болгарках, перфораторах, циркулярных пилах, шуруповертах. Главный недостаток – повышенный износ щеточно-коллекторной пары. Выход из строя этого узла предопределен возникающим в нем искрообразованием.
Содержание
- Устройство электродвигателя и принцип работы
- Причины
- Износ щеток
- Замыкание в обмотке якоря
- Неисправность в обмотке статора
- Загрязнение
- Неправильно установлены щетки
- Плохой контакт щеток с коллектором
- Механические нарушения
- Заключение
Устройство электродвигателя и принцип работы
Принцип работы электродвигателя основан на взаимодействии проводника с током, находящегося в магнитном поле.
Магнитное поле создает статор.
Главным элементом его конструкции для двигателя постоянного тока служит постоянный магнит, для переменного тока – обмотка возбуждения. Ротор (якорь) имеет собственную обмотку, на которую при помощи щеточно-коллекторного узла подается напряжение. Взаимодействие магнитных полей заставляет ротор вращаться.
Коллектор состоит из набора контактов, представляющих собой медные пластины, расположенные непосредственно на роторе. Миканитовые или слюдинитовые манжеты выполняют роль изоляторов для каждого отдельно взятого контакта. Графитовые щетки – скользящие контакты прижатые к коллектору.
Причины
В обмотках ротора возникают переходные процессы вследствие прерывистого механического контакта щеток с пластинами коллектора, что является причиной образования мелких дуг.
Важно: полностью исправный двигатель не исключает искрение при работе. Существуют другие причины, вызывающие сильное искрение и создающие вероятность поломки электродвигателя.
Износ щеток
При длительной эксплуатации или некачественного материала щеток, они перестают плотно прижиматься к контактам коллектора. Из-за плохого контакта двигатель не набирает обороты или не сразу запускается. Изношенную щетку легко определить визуально.
Исправить ситуацию, заменив только изношенную деталь, иногда не удается. Следует сделать замену щеткодержателя и пружины.
Замыкание в обмотке якоря
Следствие такого дефекта – неравномерное искрение на коллекторе. На одних пластинах оно будет сильнее, чем на других. Из-за наличия межвиткового замыкания ток в отдельных секциях обмотки ротора будет сильнее, чем в других.
Перемотка ротора или его замена устранят неисправность.
Неисправность в обмотке статора
Дефект, аналогичный замыканию обмотки ротора, имеет место для обмотки статора. Проверить наличие можно замером сопротивления частей его обмоток. При сильном различии необходимо перемотать обмотку или заменить.
Загрязнение
Продукт износа щеток – графитовая пыль, она дополнительный источник повышенного искрообразования. Скопление пыли происходит между пластинами, что создает добавочные условия к процессу образования искр. Профилактические работы по чистке коллектора наждачной бумагой и уборка грязи между пластинами сохранят его в чистом виде.
Неправильно установлены щетки
Если щетки расположены с отклонением от нормы к поверхности коллектора, во время работы образуется значительно большее количество графитовой пыли. Сместившиеся щетки необходимо поправлять.
Плохой контакт щеток с коллектором
Электродвигатель часть эксплуатационного времени проводит в режиме перегрева. В таких условиях на коллекторе образуется нагар. Плохой контакт приводит к увеличению искрообразования щеток и еще большему нагару.
Нужно наждачной бумагой с мелким зерном зачистить поверхность коллектора. Для увеличения эффекта зачистки используйте шуруповерт. В патрон зажать ротор двигателя и на малых оборотах выполнить шкуркой зачистку от нагара. После нужно окончательно заполировать его на войлочном круге.
Механические нарушения
Механические причины вызваны несоблюдением требований конструкторско-технологической документации. Большая часть механических причин устраняется проточкой коллектора на токарном станке. Выполнение этой ремонтной операции доверяют квалифицированному специалисту. Вот некоторые виды неисправностей, которые могут указать на поломку:
- Поверхность коллектора имеет неровности;
- Биение вала превышает значение, указанное в технической документации;
- Отдельные коллекторные пластины выступают за общий для всех уровень;
- Выступ изоляции (слюды);
- Щетки в щеткодержателях двигаются с заклиниванием;
- Наоборот, щетки вставлены в щеткодержатели с большим зазором, что создает вибрацию при работе;
- Щеткодержатели установлены далеко от коллектора;
- Неравномерное натяжение пружин, как следствие разница в усилии поджатия щеток.
[ratingelements id=”2900″]
Видео, которые могут помочь решить ваш случай:
Заключение
Повышенная искра говорит о наличии отклонений в работе. Требуется провести мероприятия по выявлению и устранению недостатков. Непринятие мер сократит срок службы двигателя, а возможно всего электроинструмента, где он задействован. Лучший вариант – воспользуйтесь услугами сервисного центра по ремонту бытовой техники.
Как отремонтировать электрическую мясорубку
своими руками
Мясорубка (волчок) – механическое или электромеханическое устройство, предназначенное для измельчения мяса и других пищевых продуктов. Кроме переработки мяса с помощью мясорубки благодаря сменным насадкам можно выжимать сок из овощей и фруктов, изготавливать спагетти, лапшу и печенье.
Механические мясорубки на кухнях давно уже вытеснили электрические, так как без больших физических затрат позволяют быстро перемолоть мясо. Но несмотря на их достаточную надежность со временем электрическая мясорубка выходят из строя и приходится заниматься ее ремонтом.
С механическими неисправностями успешно справится подавляющее большинство домашних мастеров, а вот с отказом в эклектической части некоторые испытывают затруднение, которое поможет преодолеть приведенный пример ремонта электрической мясорубки.
Типовые неисправности электрических мясорубок
Способы устранения
При соблюдении требований инструкции эксплуатации, электрическая мясорубка служит много лет. Главное, не превышать время непрерывной работы мясорубки, указанное производителем, чтобы не перегрелся электродвигатель.
Пример самостоятельного ремонта
электрической мясорубки Moulinex ME610
Попала в ремонт электрическая мясорубка Moulinex ME610. При ее включении ничего не происходило. Внешний осмотр не выявил неисправности. Кнопка включения нажималась легко и фиксировалась надежно.
Так как включение данной модели электрической мясорубки выполнялось обыкновенным механическим выключателем, то перед разборкой мясорубки было измерено сопротивление между штырями электрической вилки во включенном положении выключателя. Оно вместо сотен Ом было бесконечным, что свидетельствовало об обрыве в цепи питания или обмотках электродвигателя.
Разборка и визуальный осмотр мясорубки
Пришлось разбирать электромясорубку. На удивление конструкция ее была удачной, чтобы разобрать мясорубку на составные узлы, понадобилось отвинтить всего четыре самореза со стороны основания.
Но столкнулся с небольшой трудностью. Саморезы, соединяющие половинки корпуса мясорубки были утопленные в корпусе на несколько сантиметров и имели шлицы в головках типа звездочка типоразмера Т20. Отверстия, в которых были утоплены саморезы имели диаметр меньше, чем стандартный держатель биты. А отвертки с длинным тонким стержнем с звездочкой Т20 на конце в наличии не было.
Пришлось воспользоваться набором инструментов для мелких работ, в котором диаметр держателя оказался меньше, чем отверстия с саморезами и была в наборе звездочка Т20.
После снятия донной крышки открылся доступ ко внутренним узлам мясорубки. Оказалось, что двигатель, соединенный на винтах с редуктором в корпусе фиксировался только за счет пластмассовых опор и резиновых амортизаторов.
Внешний осмотр электродвигателя и проводов дефектов не выявил. Предохранитель, показанный на фотографии, не перегорел, проволочка, которая перегорает при его срабатывании была целой.
Клеммы, надетые на пластинчатые выводы выключателя зафиксированы были надежно и следов их окисления не наблюдалось. Запаха гари и потемнений обмоток мотора не было.
Правда стенки корпуса и все, что в нем находилось было покрыто мелкой черной графитной пылью, образовавшейся из-за износа графитовых щеток двигателя. Пришлось сначала заняться удалением этой пыли, иначе пальцы сразу становятся черными и пачкают инструменты и приборы. Графитная пыль – это обычная картина и на работоспособность изделий не влияет.
Электрическая схема электромясорубки
Так как неисправность явно заключалась в электрике, то для простоты ее поиска и ремонта пришлось начертить электрическую схему. Схема мясорубки Moulinex ME610 до того простая, что в ней легко разобраться даже начинающему домашнему мастеру.
Питающее сетевое переменное напряжение 220 В через вилку и шнур подается через предохранитель F1 непосредственно на обмотки статора L1 и L2 электродвигателя. С выхода обмоток напряжение поступает на два правых контакта выключателя S1.
К подвижным средним спаренным контактам S1 подключены графитные щетки, которые через коллектор подают питающее напряжение на обмотки статора.
В разрыв проводов на участке между средними контактами и щетками установлены термопредохранители, прилегающие к обмоткам статора. Они самовосстанавливающиеся и срабатывают в случае перегрева обмотки, если продолжительность работы мясорубки превысила рекомендованную производителем. Непосредственного участия в работе мясорубки Stо не принимают.
Управление режимом работы мясорубки осуществляется тремя клавишами. На фотографии показан блок выключателя с клавишами управления.
При нажатии клавиши, обозначенной знаком «I» клавиша фиксируется и подвижные контакты переключателя S1 подключаются к паре контактов с правой стороны, двигатель включается и шнек начинает вращаться по часовой стрелке. При нажатии на клавишу «О» контакты размыкаются, и мясорубка выключается.
Иногда при работе на шнек навиваются продукты переработки и мешают перемалыванию мяса. Для исправления ситуации предусмотрено включение вращения шнека в противоположную сторону. Для этого нужно нажать, когда мясорубка выключена, расположенную на фото слева кнопку. Средние подвижные контакты соединяются с левыми, фаза подаваемого напряжения на обмотку ротора измениться на 180° и шнек начнет вращаться против часовой стрелки. При нажатии кнопка не фиксируется.
При работе мясорубки щетки, соприкасаясь с коллектором ротора искрят, что создает радиопомехи. Для снижения их уровня на отдельной печатной плате, закрепленной на корпусе мотора, установлены конденсатор C1 и резистор R1. Резистор нужен для разряда конденсатора, когда вилка вынута из розетки. Это исключает неприятное ощущение при соприкосновении одновременно с двумя штырями вилки. Фильтр непосредственного участия в работе мясорубки не принимает.
Поиск неисправности электромясорубки
Если внешний осмотр не выявил дефектов, и нет под руками мультиметра, то нужно проверить исправность щеток. Для этого нужно извлечь электродвигатель с редуктором из корпуса мясорубки.
Чтобы это сделать, нужно сначала вынуть из корпуса пластмассовую пластину, на которой закреплены кнопки управления мясорубкой. Пластина ничем не закреплена.
Далее надо вынуть электродвигатель из корпуса. Вынутый электродвигатель мясорубки Moulinex ME610 Вы видите на фотографии. Теперь обе щетки стали доступны для извлечения и осмотра.
В моторе диаметрально противоположно установлено две графитные щетки и крепятся они в латунных направляющих с помощью планки с защелкой, как показано на фотографии.
Для извлечения щетки из двигателя нужно надавить на защелку фиксатора лезвием отвертки и вытянуть его из отверстия в сторону припайки провода.
Осмотр щеток показал, что они свободно двигались в щеткодержателе, имели достаточную длину, сколов и глубоких царапин в зоне прикосновения с коллектором ротора не наблюдалось. Щетки были в идеальном состоянии.
Перед извлечением щеток мультиметром было измерено сопротивление обмоток ротора. При его вращении оказалось, что в некотором положении ротора сопротивление обмотки составляло вместо нескольких Ом – ∞. Это говорило об обрыве обмотки. Пришлось электродвигатель разбирать.
Для разборки электродвигателя надо было вынуть две щетки и отвинтить два винта с крестовыми шлицами. Один винт выкрутился без проблем.
А вот у второго шлиц сорвался и пришлось выкручивать его с помощью плоскогубцев. Похоже винты были сделаны с мягкой стали, возможно еще на резьбу при сборке, для исключения самопроизвольного отвинчивания, был нанесен клей.
Следует отметить, перед разборкой двигателя, чтобы легко было его собрать, я всегда помечаю маркером магнитопровод статора и присоединяемые к нему детали прямой линией.
После выкручивания винтов двигатель разделился на несколько деталей. Но вал со стороны коллектора ротора остался в подшипнике. Пришлось его выбивать с помощью надставки не сильными ударами молотка.
Внешний осмотр не выявил обрыва проводов обмоток, пришлось воспользоваться мультиметром. Так как сопротивление обмоток ротора электродвигателя сравнимо с сопротивление проводов и контактов щупов, то сначала надо узнать их сопротивление, соединив между собой концы щупов.
Сопротивление оказалось равным 0,1 Ом. Таким образом показанное мультиметром сопротивление при измерениях будет на 0,1 Ом больше.
Последовательно прикасаясь щупами мультиметра к соседним ламелям коллектора было обнаружено две пары ламелей с бесконечным сопротивлением, вместо 1,0 Ом.
При более внимательном осмотре с помощью тонкой швейной иголки были обнаружены оторванные от ламелей проводники в месте их обжимки.
Место обрыва было доступно для пайки, поэтому оборванные концы проводников были наложены сверху на ламели, смазаны флюсом ФИМ и припаяны электрическим паяльником с помощь мягкого припоя. Повторная проверка мультиметром показала равенство сопротивления между всеми соседними ламелями.
На коллекторы были небольшие царапины и небольшой слой нагара. Для выравнивания поверхности вал ротора был зажат в патроне шуруповерта и после его включения с помощью мелкой наждачной бумаги поверхность была отшлифована.
После шлифовки коллектора его поверхность стала чистой и ровной, как показано на фото. Далее электродвигатель был собран в обратной последовательности и установлен в мясорубку.
При установке щеток следует учесть, что они установлены под некоторым углом к плоскости ламелей. Поэтому нужно их установить так, как они стояли ранее, чтобы вся поверхность щеток прилегала к коллектору, а не касалась только углом.
Электромясорубка Moulinex ME610 была проверена после сборки и под нагрузкой помолкой мяса. Вопросов к работе устройства не возникло.
Но факт обрыва проводников не остался без внимания Электромясорубка прослужила более 7 лет и нет гарантии, что в любой момент не оборвутся от коллектора другие провода. Поэтому в плане приобрести ротор или электродвигатель целиком на замену, чтобы в случае повторной поломки было чем заменить отказавший.
Рекомендуемые сообщения
-
- Поделиться
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
-
- Поделиться
Обе одинаково искрят? зря полез,надо было по гарантии тулить.
- Цитата
Лужу,паяю,телевизоры починяю.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
-
- Поделиться
Последнее фото-надо четче снимок лейбла двг..,но насколько можно увидеть-230В ДЦ(постоянки),т.е. можете подать напрямую,либо 220В Ас(переменки)либо через мост,выпрямить и подать на двиг.,тогда можно и реверс использовать(изменяя полярность).
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
LIMF – источники питания High-End от MORNSUN со стандартным функционалом на DIN-рейку
На склад Компэл поступили ИП MORNSUN (крепление на DIN-рейку) с выходной мощностью 240 и 480 Вт. Данные источники питания обладают 150% перегрузочной способностью, активной схемой коррекции коэффициента мощности (ККМ; PFC), наличием сухого контакта реле для контроля работоспособности (DC OK) и возможностью подстройки выходного напряжения. Источники питания выполнены в металлическом корпусе, ПП с компонентами покрыта лаком с двух сторон, что делает ее устойчивой к соляному туману и пыли. Изделия соответствуют требованиям ANSI/ISA 71.04-2013 G3 на устойчивость к коррозии, а также нормам ATEX для взрывоопасных зон.
Подробнее>>
- Автор
-
- Поделиться
Мясорубке уже 2 года.Гарантии уже нет.Щетки искрят одинаково. Напряжение подавал как напрямую с сети 220в, так и через мост постоянку. Искрит гад.
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
Выгодные LED-драйверы для решения любых задач
КОМПЭЛ представляет со склада и под заказ широкий выбор LED-драйверов производства MEAN WELL, MOSO, Snappy, Inventronics, EagleRise. Линейки LED-драйверов этих компаний, выполненные по технологии Tunable White и имеющие возможность непосредственного встраивания в систему умного дома (димминг по шине KNX), перекрывают практически полный спектр применений: от простых световых указателей и декоративной подсветки до диммируемых по различным протоколам светильников внутреннего и наружного освещения.
Подобрать LED-драйвер>>
-
- Поделиться
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
ER10450 – литий-тионилхлоридная батарейка FANSO EVE Energy формата ААА
Компания FANSO EVE Energy расширила номенклатуру продукции, разработав новый химический источник тока (ХИТ) – батарейку литий-тионилхлоридной электрохимической системы (Li-SOCl2; номинальное напряжение 3,6 В) типоразмера ААА – ER10450. Батарейка имеет бобинную конструкцию (тип Energy) и предназначена для долговременной работы при малых токах.
Батарейка может применяться в приборах учета ресурсов, в различных датчиках, устройствах IoT и в других приборах и устройствах, в которых требуется компактный ХИТ соответствующей емкости.
Подробнее >>
-
- Поделиться
«…Искрит гад….» — это хорошо … а что с мощностью на валу? Шестерни как? Стерлись?
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
- Реклама
-
- Поделиться
Скорее всего якорю «кирдык»
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
- Автор
-
- Поделиться
Как же его еще можно проверить , кроме тестера? Посмотрел кучу роликов в ютубе, но что-то ничего подходящего мне не нашел. Наверное , действительно. поменяю якрь(как только куплю).После замены отпишусь.
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
- Автор
-
- Поделиться
KRAB, движок проверяю без шестеренок. То-есть с минимальной нагрузкой на валу.
- Цитата
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
-
- Поделиться
КЗ в якоре… Бобик сдох!
- Цитата
Errare humanum est. Коли людЯм позволено, что же о нас то говорить!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже.
Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.