Исправить лексические ошибки всех участников пригласили посетить коллекцию фиалок

Контрольная работа: Правила и нормы русского языка

3. просторечные слова имеют как устную, так и письменную форму (просторечие может получать отражение в художественной литературе для придания колорита и в частной переписке лиц — носителей просторечия).

Задание 3. Подчеркните нормативный вариант произношения

АфЁра, антЕнна, бизнЕс, бартЭр , ветО , дЕкларация , дЭльта , кофЕ , индЕксация, крЭм, модЭль , истЁкший год, сЕйф , поблЕкший , шоссЭ , прЭсса, новорождЕнный, тЭмп , свЁкла , Оазис , шинЭль, фЕдерация , жЁлчный , опЕка , бактЭрия , сонЕт, тЭрмос , житиЕ , гололЁдица.

Задание 4. Расставьте ударения

Апостроф, алкоголь, вероисповедание, генезис, газопровод, договор, диспансер, включим свет, еретик, жалюзи, каталог, квартал, красивее, заговор, завидно, ломоть хлеба, мизерный, нормировать, она начала, оптовая база, облегчить, обеспечение, ободрить, творог, танцовщица, по средам, откупорить, опошлить, приданое, пуловер, пиццерия, ходатайство, факсимиле, столяр, шофёр, цыган, каучук, кухонный, украинский, таможня, щавель, форсировать, экспертное бюро.

Задание 5. Вставить пропущенные буквы

Ар…матный, р…г…ональная политика, а….умулятор, акв…рельные краски, а….омпанировать на гитаре, м…бил…зация всех сил, пр…тендент на роль, интересные нове….ы, постепенно д…градировать, д…р…ктива руководства, пр…вилегия, б…к…лавр права, аб…туриент, к….мпл…мент девушке, об…ятельная улыбка, в…стибюль театра, государственный сув…р…нитет, д..з…ртировать с фронта, благосл….вить на подвиг, пр…стиж профессии, ба….отироваться в Думу, древние аф…ризмы, д…бют в…ол…нчелиста, п…л….садник у дома, м…гистраль.

Ароматный, региональная политика, аккумулятор, акварельные краски, аккомпанировать на гитаре, мобилизация всех сил, претендент на роль, интересные новеллы, постепенно деградировать, директива руководства, привилегия, бакалавр права, абитуриент, комплимент девушке, обаятельная улыбка, вестибюль театра, государственный суверенитет, дезертировать с фронта, благословить на подвиг, престиж профессии, баллотироваться в Думу, древние афоризмы, дебют виолончелиста, палисадник у дома, магистраль.

Задание 6. Исправить лексические ошибки

1. Всех участников пригласили посетить коллекцию фиалок.

Всех участников пригласили посетить выставку коллекции фиалок.

2. Мы сходим на следующей остановке.

Мы выходим на следующей остановке.

3. Благодаря жаре скот остался без кормов на зиму.

Из-за жары скот остался без кормов на зиму.

4. Содержание консервной банки следует выложить на сковороду.

Содержимое консервной банки следует выложить на сковороду.

5. Зрители стали быстро и незамедлительно уходить.

Зрители стали быстро уходить.

6. Он такой скрытый человек.

Он такой скрытный человек.

7. Мы часто принимаем желательное за действительное.

Мы часто принимаем желаемое за действительное.

8. Распродажа! Товары по дешевой цене.

Распродажа! Товары по низкой цене.

9. (из программы психологического тренинга) — работа с сопротивлением в группе: способы утилизации антилидеров.

(Из программы психологического тренинга) — работа с сопротивлением в группе: способы избавления коллектива от антилидеров.

(Из программы психологического тренинга) — работа с сопротивлением в группе: способы обнаружения антилидеров.

10.Мы реализовали ту концепцию, которая была перед нами поставлена.

  • « первая
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

интересные нове….ы, постепенно д…градировать, д…р…ктива руководства, пр…вилегия, б…к…лавр права, аб…туриент, к….мпл…мент девушке, об…ятельная улыбка, в…стибюль театра, государственный сув…р…нитет, д..з…ртировать с фронта, благосл….вить на подвиг, пр…стиж профессии, ба….отироваться в Думу, древние аф…ризмы, д…бют в…ол…нчелиста, п…л….садник у дома, м…гистраль.

Ароматный, региональная политика, аккумулятор, акварельные краски, аккомпанировать на гитаре, мобилизация всех сил, претендент на роль, интересные новеллы, постепенно деградировать, директива руководства, привилегия, бакалавр права, абитуриент, комплимент девушке, обаятельная улыбка, вестибюль театра, государственный суверенитет, дезертировать с фронта, благословить на подвиг, престиж профессии, баллотироваться в Думу, древние афоризмы, дебют виолончелиста, палисадник у дома, магистраль. Задание 6. Исправить лексические ошибки

    Всех участников пригласили посетить коллекцию фиалок.

Всех участников пригласили посетить выставку коллекции фиалок.

    Мы сходим на следующей остановке.

Мы выходим на следующей остановке.

    Благодаря жаре скот остался без кормов на зиму.

Из-за жары скот остался без кормов на зиму.

    Содержание консервной банки следует выложить на сковороду.

Содержимое консервной банки следует выложить на сковороду.

    Зрители стали быстро и незамедлительно уходить.

Зрители стали быстро уходить.

    Он такой скрытый человек.

Он такой скрытный человек.

    Мы часто принимаем желательное за действительное.

Мы часто принимаем желаемое за действительное.

    Распродажа! Товары по дешевой цене.

Распродажа! Товары по низкой цене.

    (из программы психологического тренинга) — работа с сопротивлением в группе: способы утилизации антилидеров.

(Из программы психологического тренинга) — работа с сопротивлением в группе: способы избавления коллектива от антилидеров.

(Из программы психологического тренинга) — работа с сопротивлением в группе: способы обнаружения антилидеров.

    Мы реализовали ту концепцию, которая была перед нами поставлена.

Мы реализовали ту задачу, которая была перед нами поставлена.

    Мне хочется себя куда-то реализовать.

Мне хочется себя в чем-то реализовать. Задание 7. Исправить грамматические ошибки в данных предложениях

    Сочетание желтого цвета с синим цветом создают неповторимый орнамент.

Сочетание желтого цвета с синим цветом создает неповторимый орнамент.

Сочетание желтого и синего цветов создает неповторимый орнамент.

    Носок у них не было.

Носков у них не было.

    Кукурузная мука широко используется в национальной кухне болгаров и румынов.

Кукурузная мука широко используется в национальной болгарской и румынской кухне.

    На поверхности рельсы блестели капли дождя.

На поверхности рельса блестели капли дождя.

    Какой кровавый мозоль!

Какая кровавая мозоль!

    На окнах висит белая широкая тюль.

На окнах висит белый широкий тюль.

    Я одел пальто.

Я надел пальто.

    Это случилось в двух тысяче пятом году.

Это случилось в две

  • « первая
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Интересная статья: Основы написания курсовой работы

Тесты: Орфоэпические и лексические нормы русского литературного языка

Вариант 1

Тест 1. Отметьте утверждение, соответствующее действительности. Ударение в русском языке называется разноместным, т. к.

a) оно может падать на любой слог в разных словах;

b) оно может падать на любой слог в одном и том же слове;

c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги;

d) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.

Тест 2. Найдите правильный ответ. В словах атлас и атлас ударение служит:

a) для различения значения слов;

b) для указания на разную грамматическую форму слова;

c) для указания на варианты слова.

Тест 3. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это…

a) нормы ударения и произношения;

b) нормы построения словосочетаний и предложений;

c) нормы употребления многозначных слов;

d) нормы образования грамматических форм.

Тест 4. Отметьте ряд, где ударение служит для разграничения слов:

a) творог – творог;

b) щавель – щавель;

c) мышление – мышление;

d) вязанка – вязанка.

.

Тест 5. Найдите слово, в котором на месте «жд» допускается звук «щ» по нормам русского языка.

a) Вождь;

b) дождь;

c) одежда;

d) одежда.

.

Тест 6. Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «х».

a) Бог;

b) стог;

c) враг;

d) грог.

Тест 7. Отметьте ошибочное утверждение. Лексические нормы – это…

a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которые зафиксировано в словарях;

b) правила употребления терминов и иноязычных слов;

c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;

d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.

Тест 8. Какое из данных словосочетаний является фразеологизмом со значением:

обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете?

a) Втирать очки.

b) Протирать очки.

c) Надевать очки.

d) Снимать очки.

Тест 9. Какое из данных ниже словосочетаний не является фразеологизмом?

a) Вольная птица;

b) подстреленный кабан;

c) стреляная птица;

d) змея подколодная.

Задание 10. Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов. Форму слова можно по необходимости изменять.

Иметь-играть (роль, значение).

Последний-конечный-финальный-окончательный (станция, вопрос, вариант, свисток арбитра).

Задание 11. Составьте словосочетание с каждым паронимом, учитывая разницу в лексическом значении слов. Форму слова можно по необходимости изменять.

Зубной-зубчатый

Эффектный-эффективный

Деловой-деловитый

Одеть-надеть

Задание 12. Исправить лексические ошибки

1. Мы сходим на следующей остановке.

2. Содержание консервной банки следует выложить на сковороду.

3. Он такой скрытый человек.

Задание 13. Исправить ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний

1. Бежал, сломив голову.

2. Что у вас тут за Вавилонское творение?

3. Попал, как кур в щи.

4. Вот так мы и ушли несолоно нахлебавшись.

Тесты: Орфоэпические и лексические нормы русского литературного языка

Вариант 2

Тест 1. Найдите утверждение, противоречащее действительности.

a)Ударение в русском языке служит для различения значения слов;

b) ударение в русском языке служит для различения многозначных слов;

c) ударение в русском языке может указывать на грамматическую форму слова;

d) ударение помогает различать значение слов и их форм.

Тест 2. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:

Акцентологические нормы в русском языке вызваны следующими характеристиками русского ударения:

a) подвижностью;

b) разноместностью;

c) свободным характером;

d) фиксированностью ударения на определенном слоге.

Тест 3. Определите, какое рассуждение является верным при анализе ударения в словах: компас и компас.

a) Оба ударения соответствуют литературной норме;

b) одно ударение – компас – является нормой, а компас – просторечное;

c) одно ударение – компас – присуще профессиональной речи;

d) одно ударение – компас – устаревшее.

Тест 4. В каком ряду представлены слова, где нет непроизносимых согласных?

a) Полночь, воздать, известен.

b) солнце, поздно, совестно;

c) местный, известный, грустный;

d) прелестный, лестница, праздник

Тест 5. Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «в».

a) Круглый;

b) круг;

c) круглого;

d) ого-го-го.

Тест 6. Отметьте правильное утверждение. Лексические нормы – это…

a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которые зафиксировано в словарях;

b) правила употребления терминов и иноязычных слов;

c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;

d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.

Тест 7. В какой ситуации используется фразеологизм: Как дамоклов меч?

a) Когда хотят сказать о чем-то надежном;

b) когда говорят о таком качестве, как крепкий;

c) когда говорят о постоянно нависшей опасности;

d) когда говорят о чем-то надоевшем.

Тест 8. Отметьте ряд слов, в которых чаще всего допускаются акцентологические ошибки?

a) квартал, договор, туфля, средства, ходатайство;

b) лектор, стипендия, аппендицит, гусеница;

c) завидный, очевидный, невероятный, отчаянный;

d) играть, звонить, сидеть, висеть

Задание 9. Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов. Форму слова можно по необходимости изменять.

Стадо-табун-стая (овцы, журавли, лошади).

Повысить-расширить (кругозор, грамотность).

Задание 10. Составьте словосочетание с каждым паронимом, учитывая разницу в лексическом значении слов. Форму слова можно по необходимости изменять.

Цветной-цветовой-цветастый

Рыбный-рыбий

Костный-костлявый-костяной

Кожаный-кожный

Задание 11. Исправить лексические ошибки

1. Всех участников пригласили посетить коллекцию фиалок.

2. Благодаря жаре скот остался без кормов на зиму.

3. Мы часто принимаем желательное за действительное.

Задание 12. Исправить грамматические ошибки в данных предложениях

1. Носок у них не было.

2. На окнах висит белая широкая тюль.

3. Я одел пальто.

Задание 13. Исправить ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний

1. Никогда не думал, что он держал камень в пазухе.

2. Все сразу развесили рты и столбом повернулись в его сторону.

3. А кто кого, так это еще бабка на дворе сказала.

Орфоэпические нормы

Задание 1. Расставьте ударение в словах.
Агент, вероисповедание, еретик, искра, кремень, квартал, созыв, верна, красивее, кухонный, сливовый, брала, торты, включит, гналась, жилось, звоним, опошлит, лила, клала, углубить, загнутый, кровоточащий, нажита, начавший, начатый, ободрена, начав, отдав, доверху, завидно, надолго, щемит, сироты, средства, нефтепровод, черпать.

Задание 2.
№1. В каких словах верно выделена буква, обозначающая ударный звук?
1) МестностЕй
2) НасорИт
3) углублЁнный
4) лЕкторов
5) добрАлась
6) облЕгчит
7) вОвремя
8) красивЕший
9) снятА
10) заклЮчит
11) понЯв
12) бухгалтерОв

№ 2. В каких словах НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный звук?
1) лИла
2) засорИт
3) каталОг
4) жАлюзи
5) корЫсть
6) убрАла
7) свЕрлишь
8) послАла
9) положИть
10) закУпорив
11) избалОванный
12) зАперта

Лексические нормы
Задание 1. Укажите подходящее по смыслу слово.
1) В нашем городе нет гостиницы, поэтому командировочным/командированным приходится снимать комнаты.
2) От нетерпимой/ нестерпимой боли он застонал
3) В будничные/будние дни в лесопарке безлюдно.
4) Приют для бездомных животных существует на добровольные/ добровольческие пожертвования.
5) На территории полуострова Камчатка расположено 29 действующих/ действительных вулканов.
6) На качество скольжения влияет тип ледяного/ ледового покрытия.
7) Старые деревья, особенно вечные/вековые, требуют постоянной заботы.
8) Нам приходилось пробираться по лесу звериными/зверскими тропами.
9) Книга имеет большое воспитательное/ воспитательское значение.
10) Открытие нового цеха позволило увеличить производительную/производственную мощность завода.

Задание 2. В некоторых предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Найдите ошибку и запишите слово правильно.
1) В этом году осень холодная и ДОЖДЛИВАЯ.
2) АБОНЕМЕНТЫ ведущих российских мобильных операторов установили рекорд по количеству вызовов в новогоднюю ночь.
3) В статье рассказывается о том, что лучше ОДЕТЬ в новогоднюю ночь.
4) Какие документы необходимо ПРЕДСТАВИТЬ налогоплательщику для получения вычетов?
5) На семинаре вы узнаете, как создать условия для ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ беседы.
6) А если сделать утренник для детей из народных присказок, то получится СМЕШЛИВЫЙ детский праздник.
7) Имейте в виду, что исследуются некоторые ЛИЧНЫЕ, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет.
8) Сейчас государственных КОНСКИХ заводов не осталось.

Задание 3. В некоторых предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Найдите ошибку и запишите слово правильно.

1) Ориентируясь по компасу, мы поднялись по крутому ЛЕСНОМУ склону на вершину холма.
2) Многие молодые семьи нуждаются в улучшении ЖИЛИЩНЫХ условий.
3) Никто из моих знакомых даже не ПОДРАЗУМЕВАЕТ, что я пишу стихи.
4) Вольтер является ЗАЧИНАТЕЛЕМ и крупнейшим деятелем французского Просвещения.
5) К ОДИНОЧНОМУ походу я начал готовиться заранее.
6) Методика составления СЛОВАРНОГО портрета была разработана в конце 19 века французскими криминалистами.
7) Новая КОМФОРТАБЕЛЬНАЯ гостиница расположена в центре города.
8) Подсолнечник и арахис относятся к МАСЛЯНИСТЫМ культурам.

Ответы

Орфоэпические нормы

Задание 1
АгЕнт, вероисповЕдание, еретИк, Искра, кремЕнь, квартАл, созЫв, вернА, красИвее, кУхонный, слИвовый, бралА, тОрты, включИт, гналАсь, жилОсь, звонИм, опОшлит, лИла, клАла, углубИть, зАгнутый, кровоточаАщий, нажитА, начАвший, нАчатый, ободренА, начАв, отдАв, дОверху, завИдно, надОлго, щемИт, сирОты, срЕдства, нефтепровОд, чЕрпать.

Задание 2
1) 2,3,4,7,9,11
2) 1,4,6,7,12

Лексические нормы

Задание 1
1) Командированным
2) Нестерпимой
3) Будние
4) Добровольные
5) Действующих
6) Ледового
7) Вековые
8) Звериными
9) Воспитательное
10) Производственную

Задание 2
Абоненты. Надеть. Смешной. Личностные. Конных.

Задание 3
Лесистому. Подозревает. Словесного. Масличным.

Задание 1. Ответить на вопросы

1. Какие разновидности русского языка вы знаете?

С точки зрения особенностей функционирования языка в определенной социальной среде выделяются следующие разновидности:

койне — разновидность языка, используемая как средство повседневного общения людей, говорящих на разных региональных или социальных вариантах данного языка (например, поздневизантийское койне среднегреческого языка);

литературный язык, или литературный стандарт — кодифицированная, нормированная разновидность национального языка; в рамках литературного языка выделяют различные функциональные стили (например, художественный, научный, официально-деловой, публицистический), обслуживающие различные коммуникативные потребности общества;

просторечие — речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами;

социолект — речь языкового сообщества, определяемого в социальных терминах:

арго — язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием ее употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы (феня);

жаргон — социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладает собственной фонетической и грамматической системой;

сленг — терминологическое поле, набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных групп).

этнолект, или региональный вариант — региональная разновидность языка, используемого определенной этнической группой («дагестанский этнолект русского языка» — вариант русского языка, бытующий в Дагестане).

более специфические разновидности языка, например, «язык для общения с детьми», «язык для общения с иностранцами» и пр.

2. Что такое просторечие, в чем его особенность? Приведите примеры современных просторечных слов

Просторечие – это:

слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм;

допускаемые в литературных произведениях и разговорной речи для создания определенного колорита непринужденные и несколько грубоватые слова и формы языка, не входящие в норму литературной речи.

Это наиболее своеобразная подсистема русского языка, не имеющая прямых аналогов в других национальных языках. От территориальных диалектов просторечие отличается тем, что не локализовано в тех или иных географических рамках, а от литературного языка (включая разговорную речь, являющуюся его разновидностью) — своей некодифицированностью, анормативностью, смешанным характером используемых языковых средств.

Различают просторечие-1 и просторечие-2.

Носителями просторечия-1 являются горожане пожилого возраста, имеющие низкий образовательный и культурный уровень; среди носителей просторечия-2 преобладают представители среднего и молодого поколений, также не имеющие достаточного образования и характеризующиеся относительно низким культурным уровнем. В языковом отношении различия между этими двумя пластами просторечия проявляются на всех уровнях — от фонетики до синтаксиса.

Особенности просторечия:

а) фонетические особенности просторечия:

повышенная по сравнение с литературным языком громкость речи;

общение на расстоянии (перекликивание);

своеобразная интонация, воспринимаемая носителем литературного языка как «грубая», «агрессивная»;

фарингализация («осипший» голос) и назализация;

отрывистость фонетических фраз с постановкой логического ударения к концу фразы;

использование особых звукоизобразительных приемов (хихиканье в высокой тональности, звукоизобразительные слова — бах, бум, бац и т.п.);

экспрессивная геминация начального согласного слова, например: [чч’о] – «что» и т.п.;

пониженный тембр голоса (у женщин);

частое использование свиста в коммуникационных целях (особенно для привлечения внимания, подзывания собеседника);

б) лексические особенности просторечия:

маты и обсценная лексика (ругательства) — важнейший признак просторечия. Использование мата в литературном языке абсолютно недопустимо. Речь с использованием матов является своеобразным регистром, на который носитель просторечия переключается в том случае, когда он хочет подчеркнуть свое возбуждение, раздражение, агрессивность или просто готовность к активным действиям, в том числе инвективному поведению;

лексика, характерная именно для просторечия и отсутствующая в других языковых системах. Сюда же относятся и слова, развившие в просторечии новое значение по сравнению с другими разновидностями русского языка, например, с литературным языком. Слова, входящие в эту группу, часто входят в основной лексический фонд языка. Например: пацан — мальчик, юноша;

своеобразные вокативные формы. Их система существенно отличается от системы вокативных форм русского литературного языка. Прежде всего, это характерные формы обращения: братан, земляк, батя (к пожилому мужчине), мать (к пожилой женщине). Иначе, чем в литературном языке, образуются и формы имен собственных, например, при помощи суффиксов: -ок, -ян, -(ю)ха: Ленок (от Лена). Типичным для носителя просторечия является обращение на «ты», независимо от возраста и пола собеседника.

в) особенности просторечия на уровне фразеологии.

Носители некодифицированных форм языка (жаргонов, диалектов) более склонны использовать фразеологизмы (фактически речевые клише), чем носители литературного языка. Например, без базара — все понятно, будет сделано;

г) особенности просторечия в сфере морфологии и словообразования.

Примеры отличий просторечия от литературного языка:

слова мужского рода, которые перешли в категорию женского рода: тюль, толь, шампунь, иногда также туннель;

активное использование деминутивов (в основном в речи женщин в эвфемистических целях и в «детской речи»): яички, колбаска, книжка, мяско.

Современные просторечные слова:

стрелка – встреча деловых партнеров для решения острых вопросов;

разборка – встреча представителей криминального мира для решения острых вопросов вооруженным путем;

тусовка – интересное общество, компания; вечеринка, где собрались преимущественно знакомые люди;

прикольный – хороший, отличный, незаурядный, запоминающийся, обладающий какими-то специфическими качествами (прикольный фильм). Это слово характерно для молодежного сленга.

3. Что такое норма в языкознании?

Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.

4. Какие языковые нормы вы знаете?

Различают нормы письменные и устные.

а) письменные языковые нормы – это прежде всего орфографические и пунктуационные нормы. Например, написание Н в слове «тружеНик», и НН в слове «имениННик» подчиняется определенным орфографическим правилам. А постановка тире в предложении «Москва – столица России» объясняется пунктуационными нормами современного русского языка;

б) устные нормы подразделяются на следующие виды:

грамматические нормы – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения (например, надо говорить «французский шампунь», а не «французская шампунь» и т. д.);

лексические нормы – это правила применения слов в речи (например, правильно говорить «класть», а не «ложить»);

орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (например, надо говорить «звонит», а не «звонит»).

словообразовательные нормы – утвердившееся в литературном языке употребление производных слов (например, «нос-носик-носенок»);

синтаксическая (употребление причастных и деепричастных оборотов, предлогов и др. (например, «прийти со школы»);

интонационная.

Задание 2. Подчеркнуть правильное

особенность языковой нормы — общепринятость, устойчивость, единообразие;

диалект — это разновидность общенародного языка, являющаяся средством общения между людьми, проживающими на одной территории;

просторечные слова имеют как устную, так и письменную форму (просторечие может получать отражение в художественной литературе для придания колорита и в частной переписке лиц — носителей просторечия).

Задание 3. Подчеркните нормативный вариант произношения

АфЁра, антЕнна, бизнЕс, бартЭр, ветО, дЕкларация, дЭльта, кофЕ, индЕксация, крЭм, модЭль, истЁкший год, сЕйф, поблЕкший, шоссЭ, прЭсса, новорождЕнный, тЭмп, свЁкла, Оазис, шинЭль, фЕдерация, жЁлчный, опЕка, бактЭрия, сонЕт, тЭрмос, житиЕ, гололЁдица.

Задание 4. Расставьте ударения

Апостроф, алкоголь, вероисповедание, генезис, газопровод, договор, диспансер, включим свет, еретик, жалюзи, каталог, квартал, красивее, заговор, завидно, ломоть хлеба, мизерный, нормировать, она начала, оптовая база, облегчить, обеспечение, ободрить, творог, танцовщица, по средам, откупорить, опошлить, приданое, пуловер, пиццерия, ходатайство, факсимиле, столяр, шофёр, цыган, каучук, кухонный, украинский, таможня, щавель, форсировать, экспертное бюро.

Задание 5. Вставить пропущенные буквы

Ар…матный, р…г…ональная политика, а….умулятор, акв…рельные краски, а….омпанировать на гитаре, м…бил…зация всех сил, пр…тендент на роль, интересные нове….ы, постепенно д…градировать, д…р…ктива руководства, пр…вилегия, б…к…лавр права, аб…туриент, к….мпл…мент девушке, об…ятельная улыбка, в…стибюль театра, государственный сув…р…нитет, д..з…ртировать с фронта, благосл….вить на подвиг, пр…стиж профессии, ба….отироваться в Думу, древние аф…ризмы, д…бют в…ол…нчелиста, п…л….садник у дома, м…гистраль.

Ароматный, региональная политика, аккумулятор, акварельные краски, аккомпанировать на гитаре, мобилизация всех сил, претендент на роль, интересные новеллы, постепенно деградировать, директива руководства, привилегия, бакалавр права, абитуриент, комплимент девушке, обаятельная улыбка, вестибюль театра, государственный суверенитет, дезертировать с фронта, благословить на подвиг, престиж профессии, баллотироваться в Думу, древние афоризмы, дебют виолончелиста, палисадник у дома, магистраль.

Задание 6. Исправить лексические ошибки

Всех участников пригласили посетить коллекцию фиалок.

Всех участников пригласили посетить выставку коллекции фиалок.

Мы сходим на следующей остановке.

Мы выходим на следующей остановке.

Благодаря жаре скот остался без кормов на зиму.

Из-за жары скот остался без кормов на зиму.

Содержание консервной банки следует выложить на сковороду.

Содержимое консервной банки следует выложить на сковороду.

Зрители стали быстро и незамедлительно уходить.

Зрители стали быстро уходить.

Он такой скрытый человек.

Он такой скрытный человек.

Мы часто принимаем желательное за действительное.

Мы часто принимаем желаемое за действительное.

Распродажа! Товары по дешевой цене.

Распродажа! Товары по низкой цене.

(из программы психологического тренинга) — работа с сопротивлением в группе: способы утилизации антилидеров.

(Из программы психологического тренинга) — работа с сопротивлением в группе: способы избавления коллектива от антилидеров.

(Из программы психологического тренинга) — работа с сопротивлением в группе: способы обнаружения антилидеров.

Мы реализовали ту концепцию, которая была перед нами поставлена.

Мы реализовали ту задачу, которая была перед нами поставлена.

Мне хочется себя куда-то реализовать.

Мне хочется себя в чем-то реализовать.

Задание 7. Исправить грамматические ошибки в данных предложениях

Сочетание желтого цвета с синим цветом создают неповторимый орнамент.

Сочетание желтого цвета с синим цветом создает неповторимый орнамент.

Сочетание желтого и синего цветов создает неповторимый орнамент.

Носок у них не было.

Носков у них не было.

Кукурузная мука широко используется в национальной кухне болгаров и румынов.

Кукурузная мука широко используется в национальной болгарской и румынской кухне.

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Язык и культура орфоэпические нормы срля тест родной русский

Данный тест даёт возможность отработать задания ЕГЭ А-1, А-2.

Скачать:

ВложениеРазмер

orfoepicheskie_i_leksicheskie_normy. doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Орфоэпические и лексические нормы.

1. В словах какого столбика допустимо вариантное произношение [чн] и [шн]?

2. В каком столбике все слова произносятся мягко?

3. Укажите, в словах каких столбиков указано верное ударение?

4. В каких столбиках во всех словах ударение падает на первый слог?

5. В каком столбике отмеченные согласные перед буковй е произносятся мягко?

6. Отметьте те словосочетания, где прилагательное употреблено в прямом значении.

1. Холодный ветер.

2. Холодный взгляд.

4. Ледяной простор.

5. Ледяной взгляд.

6. Ледяная вежливость.

7. Громкий выстрел.

10. Ледяная улыбка.

7. Из каждой группы синонимов выпишите те слова, которые характерны для разговорной речи.

1. Просить, молить, хлопотать, канючить, бить челом, ходатайствовать.

2. Думать, размышлять, предаваться раздумью, мозговать.

3. Спрятаться, затаиться, укрыться, схорониться, притаиться.

4. Изучить, освоить, пройти, постичь, проработать.

5. Превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить.

8. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1. Он всего лишь описал случай, который случился с ним.

2. Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.

3. Необходимо поурочное планирование уроков.

4. Летом дни длятся длиннее.

5. Я подняла голову, а у него шапки нет.

9. Выпишите просторечные и разговорные слова. Замените их литературными синонимами.

Тест. Орфоэпические и лексические нормы русского языка.
Тест по русскому языку (11 класс) по теме

Данный тест даёт возможность отработать задания ЕГЭ А-1, А-2.

ВложениеРазмер

orfoepicheskie_i_leksicheskie_normy. doc 43.5 КБ

Из каждой группы синонимов выпишите те слова, которые характерны для разговорной речи.

Nsportal. ru

25.05.2019 11:16:18

2019-05-25 11:16:18

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/11/13/test-orfoepicheskie-i-leksicheskie-normy-russkogo-yazyka

Тест. Культура речи. Морфологические нормы. | Тест (русский язык, 10 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Язык и культура орфоэпические нормы срля тест родной русский

Тест. Культура речи. Морфологические (русский язык, 10 класс) по теме

Тест. Культура речи. Морфологические нормы.
Тест (русский язык, 10 класс) по теме

Тестовые задания на повторение морфологических норм. Имя существительное.

Скачать:

ВложениеРазмер

test. kulturrechi. morfol. normy_.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты по культуре речи. Морфологические нормы. Имя существительное.

Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным: полученный бандероль молодая картофель

3. больная мозоль

4. яичная шампунь

2…Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

концертная рояль свежий овощ красивая тюль вкусный фасоль

3…Из перечисленных слов: а) бродяга, б) бедняга, в) симпатяга, г) дворняга — к именам существительным общего рода относятся:

4. Из перечисленных отрицательных оценочных наименований людей: а) шляпа, б) змея, в) лиса, г) соня – к именам существительным общего рода не относятся:

5. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных имеют род:

1. мужской 2. средний 3. женский 4. общий

6. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с несклоняемым существительным:

1. серьезное жюри 2. красивая бра 3. зеленый такси 4. вкусная какао

7. Укажите существительное среднего рода:

1. маэстро 2. кутюрье 3. коммюнике 4. кофе

8. Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов:

1. жалюзи 2. мозоль 3. евро 4. бра

9. Найдите предложение с ошибкой:

1. Интервью с актером близилось к концу

2. Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря

3. В универмаге продается красивая тюль

4. Кофе готовился недолго

Найдите предложение с ошибкой: Мы подъехали к многоводному Миссисипи И на покорный рояль властительно ложились руки Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль Белая клавиша в рояле западала. Найдите предложение с ошибкой: Токио встретило нас радушно Дели утопал в зелени Туапсе славился как замечательный курорт Солнечный Сочи будет встречать зимние Олимпийские игры в 2014 году Родовая принадлежность составных существительных, имеющих в своем составе несклоняемое существительное (кафе-столовая, автомобиль-такси) : определяется по первому слову определяется по второму слову определяется по роду несклоняемого слова не может быть определена

13. Найдите существительное, имеющее следующую характеристику : ср. род, несклоняемое, неодушевленное, нарицательное, конкретное:

1. кашне 2. пенальти 3. шимпанзе 4. маэстро

14. Из перечисленных слов : а) рельс, б) клавиш, в) студень, г) ставень –к существительным, имеющим параллельные родовые формы, относятся:

1. а, б, г 2. а, в 3. б, в, г 4. а, б

15. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн. ч. :

1. белила 2. дары 3. сплетни 4. беспорядки

16. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн. ч. :

1. мысли 2. дворяне 3. перила 4. ссоры

17. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн. ч. :

1. недра 2. деревни 3. галактика 4. крестьяне

18. Отметьте существительное, которое имеет форму только един. ч. :

1. листва 2. поэма 3. аптекарь 4. порт

19. Отметьте существительное, которое имеет форму только един. ч. :

1. якорь 2. квартал 3. синева 4. адрес

20. Укажите существительное, которое имеет нормативное окончание –а (я) в И. п. мн. ч.

1. инженер 2. шофер 3. профессор 4. ректор

21. Укажите существительное, которое имеет вариативное окончание в Им. п. мн. ч.:

1. доктор 2. сторож 3. слесарь 4. агрессор

22. Найдите слово с грамматической ошибкой в образовании формы Им. п. мн. Ч. :

1. веера 2. жемчуга 3. паспорта 4. торта

23. Из перечисленных форм существительных в Р. п. мн. ч : а) вафель, б) лимонов, в) ясель, г) ампер – к числу нормативных относятся :

1. а, б, г 2. б, в 3. б, г 4. а, б

24. Из перечисленных форм существительных, сочетающихся со словом ПАРА в Р. п. мн. ч. :а) сапог, б) носок, в) ботинок, г) валенков, — к числу нормативных относятся :

1. а, Б, в, 2. а, в 3.б, в 4. в, г

25. Из перечисленных форм существительных в Р. п. мн. Ч. : а) помидор, б) яблок

В) абрикосов, г) мандарин – к числу нормативных относятся :

1.в, г 2. б, в 3.б, г 4. а, б

26. Из перечисленных форм существительных в Р. п. мн. Ч. : а) осетин, б)монголов,

В) эллин, г) башкиров – к числу нормативных относятся :

1.а, б, г 2. а, б 3. б, г 4. б, в, г

27. Найдите ошибку в образовании формы Р. п. мн. Ч :

1. нет ананасов 2. нет патиссонов 3.нет армян 4. нет чулков

28. Найдите ошибку в образовании формы Р. п. мн. Ч :

1. несколько грузин 2.несколько серег 3.несколько туфель 4. несколько ясель

29. Форма Тв. П. Одинцовом употребляется при склонении сочетания:

1. село Одинцово 2. Петр Одинцов

30.Выберите правильную форму Им. п ед. ч. слова с суффиксом –ИЩ-, образованного от существительного ПЫЛЬ :

Тест. Культура речи. Морфологические нормы.
Тест (русский язык, 10 класс) по теме

Тестовые задания на повторение морфологических норм. Имя существительное.

ВложениеРазмер

test. kulturrechi. morfol. normy_.doc 39.5 КБ

Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов.

Nsportal. ru

28.05.2018 18:42:10

2018-05-28 18:42:10

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/09/13/test-kultura-rechi-morfologicheskie-normy

Тесты Орфоэпические и лексические нормы литературного языка » /> » /> .keyword { color: red; } Язык и культура орфоэпические нормы срля тест родной русский

Тесты Орфоэпические и лексические нормы литературного языка

Тесты «Орфоэпические и лексические нормы литературного языка»

D) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.

Тест 2. Найдите правильный ответ. В словах атлас и атлас ударение служит:

A) для различения значения слов;

B) для указания на разную грамматическую форму слова;

C) для указания на варианты слова.

Тест 3. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это…

A) нормы ударения и произношения;

B) нормы построения словосочетаний и предложений;

C) нормы употребления многозначных слов;

D) нормы образования грамматических форм.

Тест 4. Отметьте ряд, где ударение служит для разграничения слов:

A) творог – творог;

B) щавель – щавель;

C) мышление – мышление;

D) вязанка – вязанка.

Тест 5. Найдите слово, в котором на месте «жд» допускается звук «щ» по нормам русского языка.

Тест 6. Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «х».

Тест 7. Отметьте ошибочное утверждение. Лексические нормы – это…

A) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которые зафиксировано в словарях;

B) правила употребления терминов и иноязычных слов;

C) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;

D) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.

Тест 8. Какое из данных словосочетаний является фразеологизмом со значением:

Обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете?

B) Протирать очки.

C) Надевать очки.

Тест 9. Какое из данных ниже словосочетаний не является фразеологизмом?

A) Вольная птица;

B) подстреленный кабан;

C) стреляная птица;

D) змея подколодная.

Задание 10. Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов. Форму слова можно по необходимости изменять .

Иметь-играть (роль, значение).

Последний-конечный-финальный-окончательный (станция, вопрос, вариант, свисток арбитра).

Задание 11. Составьте словосочетание с каждым паронимом, учитывая разницу в лексическом значении слов. Форму слова можно по необходимости изменять.

Задание 12. Исправить лексические ошибки

1. Мы сходим на следующей остановке.

2. Содержание консервной банки следует выложить на сковороду.

3. Он такой скрытый человек.

Задание 13. Исправить ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний

1. Бежал, сломив голову.

2. Что у вас тут за Вавилонское творение?

3. Попал, как кур в щи.

4. Вот так мы и ушли несолоно нахлебавшись.

Тесты: Орфоэпические и лексические нормы русского литературного языка

Тест 1. Найдите утверждение, противоречащее действительности.

A)Ударение в русском языке служит для различения значения слов;

B) ударение в русском языке служит для различения многозначных слов;

C) ударение в русском языке может указывать на грамматическую форму слова;

D) ударение помогает различать значение слов и их форм.

Тест 2. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:

Акцентологические нормы в русском языке вызваны следующими характеристиками русского ударения:

C) свободным характером;

D) фиксированностью ударения на определенном слоге.

Тест 3. Определите, какое рассуждение является верным при анализе ударения в словах: компас и компас.

A) Оба ударения соответствуют литературной норме;

B) одно ударение – компас – является нормой, а компас – просторечное;

C) одно ударение – компас – присуще профессиональной речи;

D) одно ударение – компас – устаревшее.

Тест 4. В каком ряду представлены слова, где нет непроизносимых согласных?

A) Полночь, воздать, известен.

B) солнце, поздно, совестно;

C) местный, известный, грустный;

D) прелестный, лестница, праздник

Тест 5. Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «в».

Тест 6. Отметьте правильное утверждение. Лексические нормы – это…

A) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которые зафиксировано в словарях;

B) правила употребления терминов и иноязычных слов;

C) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;

D) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.

Тест 7. В какой ситуации используется фразеологизм: Как дамоклов меч?

A) Когда хотят сказать о чем-то надежном;

B) когда говорят о таком качестве, как крепкий;

C) когда говорят о постоянно нависшей опасности;

D) когда говорят о чем-то надоевшем.

Тест 8. Отметьте ряд слов, в которых чаще всего допускаются акцентологические ошибки?

A) квартал, договор, туфля, средства, ходатайство;

B) лектор, стипендия, аппендицит, гусеница;

C) завидный, очевидный, невероятный, отчаянный;

D) играть, звонить, сидеть, висеть

Задание 9. Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов. Форму слова можно по необходимости изменять .

Стадо-табун-стая (овцы, журавли, лошади).

Повысить-расширить (кругозор, грамотность).

Задание 10. Составьте словосочетание с каждым паронимом, учитывая разницу в лексическом значении слов. Форму слова можно по необходимости изменять .

Задание 11. Исправить лексические ошибки

1. Всех участников пригласили посетить коллекцию фиалок.

2. Благодаря жаре скот остался без кормов на зиму.

3. Мы часто принимаем желательное за действительное.

Задание 12. Исправить грамматические ошибки в данных предложениях

1. Носок у них не было.

2. На окнах висит белая широкая тюль.

3. Я одел пальто.

Задание 13. Исправить ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний

1. Никогда не думал, что он держал камень в пазухе.

2. Все сразу развесили рты и столбом повернулись в его сторону.

3. А кто кого, так это еще бабка на дворе сказала.

Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС

Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов

«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 864 971 материал в базе

Другие материалы

    Русский язык 9 класс Другие методич. материалы
    Русский язык 6 класс Другие методич. материалы

Вам будут интересны эти курсы:

    Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности» Курс повышения квалификации «Деловой русский язык» Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации» Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного» Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий» Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования» Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения» Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации» Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты» Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод» Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения» Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж» Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    12.04.2017 8515 DOCX 42 кбайт 47 скачиваний Рейтинг: 2 из 5 Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Полухина Ольга Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

    На сайте: 5 лет и 1 месяц Подписчики: 1 Всего просмотров: 24581 Всего материалов: 12

40%

81 минута

«Обучение детей с особыми образовательными потребностями»

120 минут

«Организация исследовательской деятельности школьников»

64 минуты

«Обсуждение проблем обучения, воспитания и формирования экологического мировоззрения и безопасности жизнедеятельности у обучающихся»

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В школах России пройдет урок, посвященный Великой Отечественной войне

Время чтения: 2 минуты

В российских школах появятся инженерные классы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

    Курсы «Инфоурок» Онлайн-занятия с репетиторами на IU. RU

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Носок у них не было.

2. На окнах висит белая широкая тюль.

3. Я одел пальто.

1. Никогда не думал, что он держал камень в пазухе.

2. Все сразу развесили рты и столбом повернулись в его сторону.

3. А кто кого, так это еще бабка на дворе сказала.

Курс повышения квалификации

D ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.

Infourok. ru

26.01.2017 8:08:11

2017-01-26 08:08:11

Источники:

Https://infourok. ru/testi-orfoepicheskie-i-leksicheskie-normi-literaturnogo-yazika-1787842.html

ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ

Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 балла

Интерактивное пособие для подготовки к сочинению

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»

300+ аргументов к итоговому

Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение

Интерактивный чек-лист

Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест

Интерактивный чек-лист

Учимся формулировать

проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование

Исключения и трудности ЕГЭ

ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ

300+ заданий 6 ЕГЭ

200+ аргументов для сочинения ОГЭ

ОГЭ-навигатор 2023

Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023

СКИДКА

1000 НАРЕЧИЙ

Слитно, раздельно, через дефис

Проверка сочинения ЕГЭ

Подборка заданий 6 ЕГЭ. Лексические нормы.
В представленных предложениях допущены лексические ошибки, связанные с сочетаемостью слов. Необходимо найти нарушение сочетаемости и ЗАМЕНИТЬ неверно употребленное слово.

Содержание:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

  1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.  
  2. В возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция. 
  3. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.  
  4. Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает.    
  5. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.    
  6. В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были дать поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики.   
  7. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.   
  8. Чтобы стать чемпионом, надо было одержать первенство с определенным, причем крупным счетом.  
  9. В любом историческом романе присутствует художественны вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.   
  10. Детские страхи – вполне реальные, достаточно сильные переживания, которые могут портить жизнь ребенка, заставляя его постоянно быть в поле внимания родителей.   
  11. Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» берут истоки во всех последующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком». 
  12. Летом обычно идет дождь, состоящий из крупных капель, потому что в это время земная поверхность интенсивно нагревается и насыщенный влагой воздух стремительно ползет вверх.   
  13. Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астра».   
  14. Если назначить слишком дешевые цены, то организация не сможет покрыть свои издержки и не сумеет выжить.   
  15. «Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы». 
  16. Изучая архивные материалы, писатель подчас узнает и оценивает такие факты, которым, может быть, даже значения не уделял тот человек, о котором написана книга.   
  17. Улучшение технологии позволяет национальному хозяйству повысить выпуск продукции при том же уровне затрат за счет увеличения производительности факторов производства.   
  18. Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности.   
  19. Правильная устная и письменная речь поможет приобрести уважение окружающих.   
  20. В сюжете произведений А.П. Чехова первую скрипку исполняли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине.   
  21. Для того, чтобы оказать заботу, не так уж много нужно: слово ободрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал.    
  22. Договор между странами о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане творит условия для реализации совместных экономических проектов. 
  23. В этот день Федор Андреич не выходил из своего кабинета, а на другое утро все в доме были поражены его скоропостижным отъездом.   
  24. Сопоставляя наблюдения, проведенные в разные века, ученые смогли сделать гипотезу о существовании циклов солнечной активности.  
  25. Делая отвары лекарственных растений, нельзя превышать концентрацию и дозировку, так как активные вещества в больших количествах могут оказать вред здоровью.   
  26. Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.   
  27. Если вы не привыкли принимать сами решения, за вас это могут сделать другие, но они будут учитывать свои интересы, ваши интересы никто не будет брать во внимание.   
  28. Рядом с Томом сидел его заядлый друг, так же изнывавший от тоски и так же глубоко и благодарно обрадованный развлечением.   
  29. Добавленное на игру время уже не имело роли в определении победителя.   
  30. В жизни каждого нормального человека наступают такие моменты, когда необходимо оказать решение не с учетом личных интересов и амбиций, а с учетом дела, которому ты служишь.   
  31. После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.   
  32. Приблизившись с ружьями наготове, путешественники увидели, что собаки остановили целый рой лошадей, бежавших, очевидно, к озеру на водопой.   
  33. В июне 1668 года «генерал» флибустьеров Ямайки Генри Морган, имея под своим началом всего 460 человек, решил произвести нападение на один из самых укрепленных портовых городов Панамского перешейка. 
  34. На основе первоначальных наблюдений он сумел выдвинуть догадку о том, что солнце, как правило, появляется с востока.   
  35. Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта — одержать первенство в олимпиадной борьбе.   
  36. Он решил не смыкать взгляд всю ночь, потому что ему не удалось запрятать подальше свои пять фунтов золота, и они так и лежали в патронном ящике у его изголовья.   
  37. Принц произвел на меня уютное впечатление, хотя я с некоторой досадой должен был сознаться, что мое старание быть приятным для него собеседником за столом оказалось бесплодным.   
  38. На чемпионате мира по легкой атлетике было завоевано несколько мировых рекордов.    
  39. Чтение и обсуждение вместе с родителями энциклопедических статей, в которых рассказывается обо всем на свете, поможет обогатить речь и повысить кругозор.   
  40. Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создал неоднозначную реакцию зрителей.   
  41. Жизнь великого учёного нашей страны И. В. Мичурина — прекрасный пример человека сильной воли, умеющего постигать огромные трудности.   
  42. Скромность и доброжелательность гораздо полезнее высокомерия, трудолюбие значит больше, чем прирожденный талант, а уверенность работает только в паре с компетентностью.   
  43. Из-за содержания в стеблях и листьях фикуса особых ядов это популярное домашнее растение может навлекать аллергические реакции.   
  44. Однако недостаточно виртуозное исполнение «Девушки с флейтой» заставило исследователей высказать гипотезу, что полотно принадлежит не Вермееру, а кому-то из его учеников.    
  45. В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.   
  46. Стремление во что бы то ни стало обнаружить законы истории приводило иногда к тому, что явно ошибочные концепции излагались в форме отдельных тезисов, а последние выдавались за исторические законы.   
  47. Поощрять надо не только достигнутые недостатки, но и затраченные на выполнение задания усилия.   
  48. Императрица Юга и император Севера согласились почтить своим вниманием свадьбу монарха Трех ветров.   
  49. П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники.   
  50. На месте тропинок укладывается плитка, устанавливаются детские городки, организуются места для отдыха пожилых людей, появятся площадки для выпаса собак, хорошее освещение и много зелени.   
  51. Отважный защитник набросился на ближайшего юношу, и все пошли врассыпную, не ожидав такой свирепости от маленькой собаки.     
  1. Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело 
  2. Роль – играть роль, но иметь значение 
  3. Принесли – принести славу, дать возможность, ощущение, уверенность и т.д. 
  4. Значения – иметь значение, играть роль 
  5. Симпатизирует – Симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо, импонировать – производить положительное впечатление. 
  6. Оказать – нельзя дать поддержку, можно ее оказать, найти, обеспечить, получить 
  7. Взгляд – бросить взгляд 
  8. Победу – одержать победу, завоевать первенство 
  9. Совершать – совершать поступки, делать вывод, глупости , движения 
  10. Зрения – быть в поле зрения, в центре внимания 
  11. Предшествующих 
  12. Поднимается – нельзя стремительно ползти 
  13. Дать – дать ответ, выразить благодарность, мнение, мысль 
  14. Низкие – низкие цены, дешевые товары 
  15. Косяк – косяк рыб, стая птиц 
  16. Придавал – придавать значение, уделять внимание 
  17. Увеличить – увеличить выпуск продукции, повысить уровень качества 
  18. Вину – загладить вину, брать ответственность 
  19. Заслужить – заслужить уважение 
  20. Играли – играть первую скрипку 
  21. Проявить – проявить заботу, оказать внимание 
  22. Создает – создавать условия, творить дела, добро, чудеса 
  23. Неожиданным- неожиданный, внезапный отъезд, скоропостижная смерть 
  24. Выдвинуть – выдвинуть гипотезу 
  25. Нанести – нанести вред, оказать влияние 
  26. Произведений – отрывки из произведений 
  27. Принимать – принимать во внимание 
  28. Закадычный – закадычный друг, заядлый картежник 
  29. Значения – иметь значение, играть роль 
  30. Принимать – принимать/принять решение, оказать воздействие 
  31. Предложил – предложить руку и сердце 
  32. Табун – табун лошадей, рой пчел 
  33. Совершить – совершить нападение, произвести осмотр, замену, впечатление 
  34. Высказать – высказать догадку, выдвинуть гипотезу 
  35. Победу – одержать победу, первенство принадлежит к.-л. 
  36. Глаз – не смыкать глаз 
  37. Приятное – приятное впечатление 
  38. Установлено – установить рекорд, завоевать уважение, доверие, популярность 
  39. Расширить – расширить кругозор, повысить уровень знаний 
  40. Вызвал – вызвать реакцию, создать образ, условия, видимость 
  41. Преодолевать – преодолевать трудности, беда постигла 
  42. Врожденный – врожденный талант, прирожденный ум 
  43. Вызывать – вызывать аллергические реакции, навлекать беду 
  44. Выдвинуть – выдвинуть гипотезу, высказать мнение 
  45. Старом – старый сад, преклонный возраст 
  46. Открыть – открыть закон, обнаружить большое количество, пропажу 
  47. Успехи – достигнутые успехи 
  48. Присутствием – почтить присутствием 
  49. Коллекционером – коллекционер — тот, кто собирает коллекции, селекционер – человек, выводящий и совершенствующий сорта растений, породу животных или штаммы 
  50. Выгула – выгул собак, выпас овец 
  51. Бросились – броситься врассыпную 

Полезные материалы по теме:

  • ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО 
  • ЗАДАНИЕ 6 ЕГЭ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ 
  • Практика ЕГЭ (по заданиям) 
  • Варианты ЕГЭ

вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

Лексические нормы языка – это нормы словоупотребления. Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Игнорирование хотя бы одного из этих критериев может привести к нарушению точности речи.

ВИДЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

  1. Смешение слов, близких по значению: крайний и последний, любить и уважать, спать и отдыхать.
  2. Смешение слов, близких по звучанию: индейка – индианка.
  3. Смешение слов, близких по значению и по звучанию (паронимов):командировочный – командированный.
  4. Словосочинительство (словотворчество) – замена «законной» морфемы синонимичной «незаконной»:  благородность(благородство), волнительный(волнующий).
  5. Нарушение правил семантического (смыслового) согласования слов: Я поднимаю тост (поднимать – «перемещать куда-либо наверх», тост – «застольное пожелание чего-либо, здравица»).
  6. Плеоназмы (от греческого pleonasmos – переизбыток) – словосочетания, в которых значение одного компонента (слова) полностью входит в значение другого (смысловое дублирование): март месяц, лично я (ты, он).
  7. Тавтология (от греческих tauto– то же самое и logos – слово) – крайняя форма, разновидность плеоназма, дублирование и на уровне содержания, и на уровне формы: проливной ливень, гостеприимно приняли. Тавтологию не следует смешивать с повторами. Тавтология – это словосочетание, состоящее из двух однокоренных слов (заданное задание), а повторы – это многократное использование на небольшом отрезке речи одного и того же слова, словоформы, фразеологизма: Язаписал задание. Придя домой, я стал выполнять задание.
  8. Неустраненная (неснятая) многозначность, порождающая двоякое осмысление высказывания: Ты ужеотходишь? (выздоравливаешь или умираешь?).
  9. Лексические анахронизмы – слова, не соответствующие изображаемой (описываемой) эпохе: Анна Павловна Шерер часто устраивала в своем доме дискотеки;

К лексическим ошибкам следует отнести и употребление в речи слов-сорняков (паразитов), поскольку они не несут никакой смысловой нагрузки, т.е. семантически опустошенных слов, засоряющих речь и затрудняющих ее понимание: как бы, ну, это, это самое, так сказать, как говорится и др.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Исправить код 0хс004с003 как исправить
  • Исправить как пишется правило
  • Исправить как можно скорее
  • Исправить как дату на экране телефона
  • Исправить если нужно ошибки при употреблении деепричастного оборота ей было очень тревожно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии