1. Ученик был способный к математике.
Ошибка: если прилагательное выполняет роль именной части сказуемого и имеет зависимые слова, то оно может быть употреблено только в краткой форме.
Следует: ученик был способен к математике.
2. Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный — в следующем.
Ошибка: образование степени сравнения прилагательного, уже заключающего в своей семантике степень проявления признака (обильный — и
меющийся в обилии, с избытком, в высшей степени достаточный.).
Следует: Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и еще более богатый — в следующем.
3. Подобный ответ бессмысленен.
Ошибка: неправильное образование краткой формы прилагательного. Правило: если ударение не падает на ЕНН, пиши в краткой форме ЕН (кроме искренен и своевременен): бессмысленный(ударение не на енн-пиши бессмыслен).
Следует:
Подобный ответ бессмыслен.
4. У мальчика появились и более худшие привычки.
Ошибка: неправильное образование формы сравнительной степени от прилагательного «плохой». Формы степеней сравнения для этого прилагательного — супплетивные.
Следует:
У мальчика появились и более плохие привычки.
5. Стихи были удачные и по содержанию и по форме.
Ошибка: если прилагательное выполняет роль именной части сказуемого и имеет зависимые слова, то оно может быть употреблено только в краткой форме.
Следует: Стихи были удачны и по содержанию и по форме.
6. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.
Ошибка: неправильное образование формы простой сравнительной степени наречия «бойко».
Следует:
Первый ученик отвечал бойче, чем второй.
7. Комната низкая для такой мебели.
Ошибка: следует выбрать краткую форму, так как она указывает здесь на признак предмета применительно к создавшейся ситуации. (не постоянное качество).
Следует: Комната низка для такой мебели.
8. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.
Ошибка: употребление в одном предложении краткой и полной форм прилагательного в роли именной части сказуемого.
Следует: так как от прилагательного «голубое» краткая форма не образуется, предложение лучше перестроить: Небо сегодня голубое, оно полно удивительной прозрачности.
9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых.
Ошибка: неправильное образование формы сравнительной степени от прилагательного «хороший». Формы степеней сравнения для этого прилагательного — супплетивные.
Следует: Партия была отложена в лучшем положении для белых.
10. Герой рассказа — маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.
Ошибка: так как два из трех сказуемых имеют зависимые слова и их именная часть выражена кратким прилагательным, то все необходимо употребить в краткой форме.
Следует:
Герой рассказа — маленький гимназист. Он всегда подтянут, всегда одет по форме, культурен в обращении.
Skip to content
Главная » Русский язык — 10 — 11 классы
2. Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный — в следующем . 3. Подобный ответ бессмысленен. 4. У мальчика появились и более худшие привычки. 5. Стихи были удачные и по содержанию и по форме. 6. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 7. Комната низкая для такой мебели. 8. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 10. Герой рассказа — маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.
Ответ №1
1. Ученик был способный к математике.
Ошибка: если прилагательное выполняет роль именной части сказуемого и имеет зависимые слова, то оно может быть употреблено только в краткой форме.
Следует: ученик был способен к математике.
2. Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный — в следующем.
Ошибка: образование степени сравнения прилагательного, уже заключающего в своей семантике степень проявления признака (обильный — имеющийся в обилии, с избытком, в высшей степени достаточный.).
Следует: Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и еще более богатый — в следующем.
3. Подобный ответ бессмысленен.
Ошибка: неправильное образование краткой формы прилагательного. Правило: если ударение не падает на ЕНН, пиши в краткой форме ЕН (кроме искренен и своевременен): бессмысленный(ударение не на енн-пиши бессмыслен).
Следует: Подобный ответ бессмыслен.
4. У мальчика появились и более худшие привычки.
Ошибка: неправильное образование формы сравнительной степени от прилагательного «плохой». Формы степеней сравнения для этого прилагательного — супплетивные.
Следует: У мальчика появились и более плохие привычки.
5. Стихи были удачные и по содержанию и по форме.
Ошибка: если прилагательное выполняет роль именной части сказуемого и имеет зависимые слова, то оно может быть употреблено только в краткой форме.
Следует: Стихи были удачны и по содержанию и по форме.
6. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.
Ошибка: неправильное образование формы простой сравнительной степени наречия «бойко».
Следует: Первый ученик отвечал бойче, чем второй.
7. Комната низкая для такой мебели.
Ошибка: следует выбрать краткую форму, так как она указывает здесь на признак предмета применительно к создавшейся ситуации. (не постоянное качество).
Следует: Комната низка для такой мебели.
8. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.
Ошибка: употребление в одном предложении краткой и полной форм прилагательного в роли именной части сказуемого.
Следует: так как от прилагательного «голубое» краткая форма не образуется, предложение лучше перестроить: Небо сегодня голубое, оно полно удивительной прозрачности.
9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых.
Ошибка: неправильное образование формы сравнительной степени от прилагательного «хороший». Формы степеней сравнения для этого прилагательного — супплетивные.
Следует: Партия была отложена в лучшем положении для белых.
10. Герой рассказа — маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.
Ошибка: так как два из трех сказуемых имеют зависимые слова и их именная часть выражена кратким прилагательным, то все необходимо употребить в краткой форме.
Следует: Герой рассказа — маленький гимназист. Он всегда подтянут, всегда одет по форме, культурен в обращении.
1.
Ученик был способный к математике. 2.
Фермер ожидает в этом году богатый
урожай гречихи и более обильный – в
следующем. 3. Подобный ответ бессмысленен.
4. У мальчика появились и более худшие
привычки. 5. Стихи были удачные и по
содержанию, и по форме. 6. Первый ученик
отвечал бойчее, чем второй. 7. Комната
низкая для такой мебели. 8. Небо сегодня
голубое и полно удивительной прозрачности.
9. Партия была отложена в более лучшем
положении для белых. 10. Герой рассказа
– маленький гимназист. Он всегда
подтянутый, всегда одетый по форме,
культурный в обращении. 11. Он был горяч,
полный жизни. 12. Не стремлюсь быть лучше,
оригинальной, хочу оставаться сама
собой. 13. Самый крупнейший город в мире
– Мехико. 14. Разработка новой темы
становится все более интенсивнее. 15.
Более быстрее развивается машиностроение.
16. Один брат шумный, другой – тих. 17. Эта
книга плохее, чем та.
8. Запишите словами
числительные, выбрав для этого вариант,
являющийся нормой литературной речи.
1. В начале 1958 года
тяжело заболел гр-н Уткин, 49 лет (В.Г.Даев).
2. Кассовая книга свидетельствует о том,
что в 1959 году ею было получено по
иногородним “поставкам” более 3800
рублей (В.Г.Даев). 3. Весьма наглядным
примером является эпизод с присвоением
2770 рублей (М.Б.Черняк). 4. Это касается не
только хищения 5698 рублей, но и
злоупотребления служебным положением
(М.Б.Черняк). 5. Кузьмин совершил хищение
23 074 рублей вместе с другими (М.Б.Черных)
6. Артель получила 144,3 тыс. рублей
(В.Д.Гольдинер). 7. Димова обвиняют в
хищении ящика фотоэкспонометров в
количестве 80 штук (О.С. Перцов). 8. В ящике
находились 4 пачки экспонометров по 20
штук в каждой. Сумма похищенного с
участием Димова не превышает 1920 рублей.
Известно, что в свою пользу он обратил
из них не более 250 – 300 рублей. Поскольку
сумма похищенного менее 2500 рублей,
хищение не является крупным (О.С.Перцов).
9. Был просчет по кассе, не хватило 1200
рублей (Я.С.Киселев). 10. Суд установил,
что этот забор имеет высоту около 1 м 70
см (В.В.Шапочников). 11. При всей своей
прозорливости Мясник не только в 100, но
и в 10 м ничего видеть не мог (А.С.Экмекчи).
12. Мальчик оказался сбитым в 95 см от края
дороги (И.З.Фурер). 13. Стоимость убитых
лосей определяется суммой 1500 рублей
(В.И.Царев). 14. Порсенкова убежала и спасла
кооперативные деньги в сумме 435 рублей.
Белов, Никитин, Рябинкин и Бондин
причинили своими действиями крупный
ущерб государству в сумме 8393 рубля.
Подсудимые переполучили авансов в счет
зарплаты в сумме 4112 рублей 30 копеек.
Невозмещенный ущерб от злоупотреблений
равен 1179 руб. (В.И.Царев).
9. Докажите
уместность (неуместность) употребления
форм числительных в речах судебных
ораторов.
1. Были, правда, по
краям поля трое ворот (О.С.Перцов). 2. Анна
Романовна Кривошеева – мать пятерых
малолетних детей (В.И.Царев). 3. Совершили
уголовные преступления трое учащихся.
Все трое подсудимых признали свою вину.
У Юриной четверо несовершеннолетних
детей. Трое из них учатся (В.И.Царев). 4.
В школе дети учились очень плохо, по
несколько лет сидели в одном классе
(М.Ф.Хаткевич). 5. При осмотре места
убийства установлено, что обе туфли
находились вблизи трупа (В.И.Царев). 6.
Он остался вдовцом сорок семи лет. 7.
Подсудимый Петров показал, что двенадцатое
сентября одна тысяча девятьсот восемьдесят
девятого года, около двадцать часов он
встретил своего бывшего товарища по
камере.
10. Раскрыв скобки,
употребите нужное числительное с данным
существительным. Укажите возможные
варианты.
(Две, обе) девочки,
(пять, пятеро) суток, (три, трое) ножниц,
(семь, семеро) мальчиков, (десять, десятеро)
носков, (пять, пятеро) перчаток.
11. Употребите
счетные слова оба – обе с существительными.
Просклоняйте выделенные сочетания.
В … случаях, с … судьями, с … подругами,
об … друзьях, в … комнатах, от … женщин,
на … приговорах, у … домов, от … домов,
к … шторам, под … договорами, на …
страницах, в … газетах, в … журналах,об … санкциях, в … словарях, с …
книгами, на … столах, в … библиотеках,
к … подписям,у … студентов,с …
студентками, к … свидетелям.
Ответы к заданию
4: а) таково,
б) странный, в) не случайны, г) опасен,
д) жива, е) не безупречным, ж) вменяемым,
з) ошибочны, и) серьезные.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #