Исправьте ошибки вызванные нарушением лексической сочетаемости тут он неуклюжим движением

Лексическая сочетаемость Лексическая сочетаемость. Укажите слова. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. Автор хрестоматии не составил еще

Лексическая сочетаемость

Лексическая сочетаемость.
Укажите слова.
Автор хрестоматии не составил еще аннотации.
Автор хрестоматии не составил еще тематического плана.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

В заводском клубе проводятся многолюдные вечера.
В заводском клубе проводятся вечера.

Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера.
Мы посоветовали организаторам почаще проводить такие
вечера.
(организаторы проводят)

В деревне полными темпами идет уборка урожая.
В деревне быстрыми, стремительными темпами идет уборка
урожая.

Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на
косовице хлебов!такую же честь доверили ему и нынче.
Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на
косовице хлебов!такую же честь доверили ему и в этом году.

Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями
большие трудности.
Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями
большие задачи, вопросы.
«ставить трудности», ставить задачу.

Два пернатых в одной берлоге не живут.
Два пернатых в одном гнезде не живут.

Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и
авторов посетить павильоны.
Книжная ярмарка приглашает посетителей.

Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения
области.
Спортсмены «Колоса» установили 32 рекорда области.

В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в
воспитании своих детей.
В журнале я прочел большую статью о роли отца в воспитании
детей.

Эта политика уже приносит положительные плоды.
Эта политика уже приносит плоды.

Большое внимание будет оказано благоустройству города.
Много внимания уделяется благоустройству города.

Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
Этому вопросу мы придаем первоочередное значение.

Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти
от тонкорунной овцы.
Наши фермеры установили мировой рекорд по настригу шерсти
от тонкорунной овцы.

Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.
Большинство присутствующих разобрались в этой теме.

Укажите случаи.
1.Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих
платьев.
Объединение «Заря» представило на выставку пять женских
платьев молодежных покроев.

. нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано

КОНТАМИНАЦИЕЙ внешне похожих

словосочетаний:удоволетворять современным потребностям

(удоволетворять требования и отвечать потребностям)

Предпринять меры! (принять меры и предпринять шаги)

2.Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не
воспринимали мороза.
В шубах, валенках, теплых рукавицах наши зрители не
замечали мороза.

3.Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы.
Под тенистыми деревьями удобно разместились туристы.

4.Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные
трудности.
Сейчас наши дети начинают преодолевать первые трудности
школьной жизни.

5.Вспомнилась война:пылающие деревни, душераздирающий
свист бомб.
Вспомнилась война:горящие деревни, леденящий душу свист
бомб.

6.В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.
В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.
В этом бою его ноги были серьезно повреждены осколками.
В этом бою его ноги были повреждены осколками.

Выиграв, сборная университета сделала шаг вверх на одну
ступеньку пьедестала почета.
Выиграв, сборная университета поднялась на одну ступеньку
на пьедестале почета.

8.Там, где в недалеком прошлом были пустыри, свалки,
поднялись целые кварталы жилых новостроек.
Там, где в недавнем прошлом были пустыри, свалки,
появились кварталы новостроек.

В Гренобле примут старт сотни спортсменов из многих стран
мира.
В международных соревнованиях в Гренобле примут участие
сотни спортсменов.

То, что выставка «Маяковский в Париже» была в столице
Франции почтена таким вниманием, таким обилием
посетителей, таким интересом со стороны французов к поэту, —
это не совсем обычно.
Выставка «Маяковский в Париже» прошла в столице Франции и
была почтена небывалым количеством поклонников и
обожателей.

За последние годы правительственные организации усилили
внимание развитию сотрудничества в области выработки мер
для защиты биосферы от загрязнения.
За последние годы правительственные организации усилили
контроль за развитием сотрудничества в области выработки
мер для защиты биосферы от загрязнения.

Главное условие успешной работы любой постоянной комиссии
— действовать в тесном контакте с теми ораганизациями,
деятельность которых подведомственна ее контролю и
помощи.
Ведущее положение успешной работы комиссии — действовать
в тесном контакте с подведомственными ее контролю и
помощи.

Ведущее значение в деятельности этой молодежной
организации играет ее отношение к труду.
Первостепенное значение в деятельности этой молодежной
организации отдается труду.
Деятельность этой молодежной организации основывалась на
отношении к труду.

После долгих хлопот работников наконец ремонт библиотеки
состоялся.
После длительного периода хлопот ремонт библиотеки наконец
состоялся.

Комбинат «Московский» круглый год обеспечивает население
столицы молодыми овощами, зеленью.
Круглый год комбинат «Московский» снабжает население
молодыми овощами и зеленью.

В Москву отгружают десятки тонн зеленого лука, приличное
количество нежного салата, редиса, помидоров.
В Москву поставляются десятки тонн зеленого лука, тонны
редиса, зеленого салата и помидоров.

В теплицах весь год идет сбор урожая и высадка рассады.
В теплицах весь год идут сбор урожая и новая высадка
рассады.
В эти дни застекленные плантации готовят рассаду огурцов.
В эти дни под застекленной плантацией появятся ростки
огурцов.
В специально сооруженных грибных пятиярусных теплицах
еженедельно засеивают. грибы.
В специальных грибных пятиярусных теплицах еженедельно
собирают новый урожай.
До пяти тонн вкусных шампиньонов отправляются с этой
искусственной грибной поляны в магазины, рестораны,
столовые.
До пяти тонн свежих шампиньонов ежедневно поставляются в
магазины, рестораны и столовые.

Античный, классический
мифология, языки

Врожденный ум, прирожденный талант.
Гостеприимный человек, радушный прием, хлебосольный

хозяин.
Губительное действие, пагубное влияние.
Единый миг, один момент.
Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы.
Долговременный кредит, продолжительный период.

Выдвинуть гипотезу, высказать догадку.
Исправить ошибки, найти опору, устранить недостатки, обрести
поддержку.
Наложить отпечаток, оставить след.
Обнаружить закономерность, открыть закон.
Доказать теорему, обосновать теорию.
Предвещать успех, предсказать поражение.
Расширить возможности, увеличить потенциал.
Повысить планку.

Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только
теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.
Он еще в ранней юности начал писать песни, и вот только
теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава
народного поэта-песенника.

В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
В эти годы наблюдается неожиданный рост нашей
кинематографии.

Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо
работает.
На этом трудном участке работает Иванов.
Но в последние два года у него стали появляться
отрицательные проблески.
Но в последние два года у работника появились
отрицательные привычки.

Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только
отъявленные любители спортивной статистики.
Он установил столько мировых рекордов, что их могут
перечислить только профессионалы спортивной статистики.

Выпас собак запрещается.
Выгул собак запрещен.

Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода
тараканов.
Склад закрыт на санитарный день.

Запрещено размещать хозяйственные и промышленные
мусорные свалки.
Размещать мусорные свалки запрещено.

Продается пожилой дом.
Продается не старый дом.

Лекция для бездетных родителей переносится на четверг.
Лекция для бездетных семей перенесена на четверг.

Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и
успеваемости в этом полугодии.
В этом полугодии у студентов нашей группы ухудшились
дисциплина и успеваемость.

В нашей работе ведущее значение придается нравственному и
трудовому воспитанию.
В нашей работе основополагающее значение у нравственного
и трудового воспитания.

В истории нужно помнить не только сражения и акты
вандализма, но и акты великодушия противников.
История помнит не только сражения и акты вандализма, но и
поступки(деяния) великодушия победивших.

Молодая березовая (дубрава зеленели) за околицей.
Молодая березовая роща зеленела за околицей.

Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную.
Дети прочитали стихотворение.

В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина».
В этих кинотеатрах демонстрируется фильм «Возвращение
черного блондина».

В автобусе было так тесно, что кто-то предложил:»Станьте
плашмя, тогда свободнее будет!»
В автобусе стало тесно и кто-то воскликнул:станьте же так,
тогда свободней будет.

Рекорды продолжаются.
Рекорды продолжают устанавливать.

Вдруг она заметила:по коридору идет кот на цыпочках.
Вдруг она заметила, что по коридору крадется кот.
Вдруг она заметила, что в коридоре кот.
Вдруг она заметила:по коридору идет кот.

Большинство времени проходит бесплодно.
Много времени прошло впустую.

Учитель предложил нам написать контрольную работу устно.
Учитель предложил исполнить контрольную работу устно.

В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил
перышки.
В зоопарке в клетке сидел маленький кенгуру и посмотрел в
мою сторону.

Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.
Произошло невероятное:улучшились условия жизни.
Люди наблюдают улучшение условий жизни, слоняясь по
магазинам.

Опыт последних лет с неизбежностью показывает
правильность этих мрачных прогнозов.
Опыт последних лет подтверждает правильность мрачных
прогнозов.

Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема
привели к крайне положительным результатам.
Испытание широким фронтом этого витаминного биоактивного
крема привело к независимому положительному результату.

Незнакомец сел на коня и поехал пешком.
Незнакомец ударил шпорами, припустив коня.

Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в
песке, носит с изяществом и легкостью самое простеньекое
перпачканное платьице. Кто ее научил грации?
Парижанка лет трех сидит босая в песочнице, носит с
изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное
платьице, копается в песке с неутомимой и быстрой грацией.

От усталости мое тело подкашивалось на ногах.
От усталости мои ноги подкашивались.

Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала
гитара, стонал барабан.
Ресторан заполнился веселым гвалтом, кликнула гитара и
ударил барабан.

В нашем городке появилось несколько новых предприятий и
общественного транспорта.
В нашем городке построили несколько новых предприятий, и в
связи с этим и общественного транспорта.

Стой спокойно и не размахивай глазами.
Стой спокойно и не размахивай руками.

Вот как сожму кулаки на руках и ногах!
Вот как сожму кулаки.

Я вчера взял самолет и прилетел в Москву.
Я вчера взял билет на самолет до Москвы.

Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.
Сколько нервов потратил при чтении писем ветеранов войны.
Сколько нервов потратил, читая эти письма.

Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик.
Данный металл не был предоставлен.

К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь
и вещи.
В квартире прописаны жена и дочь. К моменту обмена все
совместно нажитые вещи находились в этой квартире.

Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее
мужества.
Горе не сломило эту мужественную женщину.

Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и
полезное, тихо и скромно молчат об этом.
Есть люди, которые сделали много хорошего, но скромно
молчат об этом.
(Очень полезное и тихое общество)

Учитель должен давать советы и (делать) замечания своим
ученикам.

Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу.
Код письма.
Ожидались заморозки, и как следствие прихватило кукурузу.
Ударили морозы и повредили рост кукурузы.
Ударили сильные морозы и кукуруза погибла.

С заданием мы справились уверенно.
С заданием мы справились быстро.

Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.
Спонсоры торжественно вручили библиотекарю школы
собрания сочинений и многочисленные книги, подарили
детскому классу настольные игры.

Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы.
Наставник отругал меня матом за нечаянную поломку фрезы.

Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез
исповедовать мнение этого чудака.
Не думаю, что найдутся люди, которые приняли всерьез этого
чудака и уже решились исповедовать его мнение.

Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он
думает: кто же первый, если не я?
Когда пилот садится в кабину нового самолета, он думает: я не
летчик-испытатель, но я опять первый.

Но сержанту не суждено было довести следствие до конца.
К сожелению, сержанту не суждено было закончить
следствие.
Но не сержанту суждено было окончить следствие.
Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» скоропостижно
покинуло место происшествия, оставив на волнах траурный
венок.
?

Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны
угля.
Прошу Вас выписать мне 250 кг угля на.

Презентация на тему Лексические нормы русского языка Алдохина Н.Г. учитель русского языка и

Презентация на тему Презентация на тему Лексические нормы русского языка Алдохина Н.Г. учитель русского языка и из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 33 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Лексические нормы русского языка Алдохина Н.Г. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачёв

Лексические нормы – это… 1) правильность выбора слова; 2) уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.

Выберите одно из слов в скобках. 1 группа (Отборный, отборочный) тур. (Зрительные, зрительские) аплодисменты. (Искусно, искусственно) рисовать. 2 группа (Экономика, экономия) времени. (Одеть, надеть) пальто. (Красочный, крашеный) пейзаж. 3 группа (Звуковой, звучный) голос. (Глинистый, глиняный) берег. (Вековые, вечные) ценности.

Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов. 1 группа Мы не можем обсуждать героиню за этот поступок. Сегодня мы обсуждали план работы. 2 группа Мы попали в затрудненное положение. Дыхание стало затрудненным. 3 группа Песочный пляж простирался на несколько километров. Песочные часы используются и сейчас.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. 1 группа 1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу. 2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья. 2 группа 3.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться. 4.Эта встреча играла в моей жизни большое значение. 3 группа 5.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор. 6.Дети страшно обрадовались.

Выберите нужное слово. Дружба ( сильная, крепкая). Приходить в (ярость, радость). Высказать (мнение, вопрос).

Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — пунктуальный — реставрация — корректный- коммуникабельный-

Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный реставрация корректный коммуникабельный

Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация корректный коммуникабельный

Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация — восстановление корректный коммуникабельный

Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация — восстановление корректный – тактичный, вежливый коммуникабельный

Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация — восстановление корректный – тактичный , вежливый коммуникабельный — общительный

Исправьте лексические ошибки. 1 группа Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель. 2 группа В этом тексте выступления много дефектов. 3 группа Мальчик сложил в пенал свои школьные аксессуары.

Устраните лексические ошибки. 1 группа 1.Мы поражались его поразительной памяти. 2.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно. 2 группа 3.Я не успел закончить до конца эту работу. 4.Это очень прекрасный материал для доклада. 3 группа 5.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран. 6.Всадники приближались ближе к деревне.

1 группа. Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.

2 группа. Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их. 1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки. 2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча. 3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала. 4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений. 5.Между ними установились доверчивые отношения.

3 группа. Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки. «В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка». ( текст об охотнике и барсе)

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши: Оно бывает то свинцово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком в выси, То медью траурной поет, Покуда слово сам не взвесил, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить И ядом радость отравить. Им можно лед зимой расплавить, И камень в крошку превратить. Оно ограбит иль одарит, Пусть ненароком, пусть любя, Подумай, как бы не ударить. Того, кто слушает тебя. (В. Солоухин)

Приложение к уроку русского языка на тему «Лексические нормы русского языка (9 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Работа с таблицей.

Задания для 1 группы

1. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках.

( Отборный, отборочный) тур.

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

2. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.

Мы не можем обсуждать героиню за этот поступок.

Сегодня мы обсуждали план работы.

3. Задание : Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу.

2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья.

4. Задание : Исправьте лексические ошибки.

Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.

5. Задание. Устраните лексические ошибки.

1.Мы поражались его поразительной памяти.

2.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.

Выберите один из предложенных вариантов.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

2. Урок мне показался (коротким / длинным).

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).

4. За урок я (устал / не устал)

Задания для 2 группы

1. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

(Красочный, крашеный) пейзаж.

2. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.

Мы попали в затрудненное положение.

Дыхание стало затрудненным.

3. Задание : Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

1.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.

2.Эта встреча играла в моей жизни большое значение.

4. Задание : Исправьте лексические ошибки.

В этом тексте выступления много дефектов.

5. Задание. Устраните лексические ошибки.

1. Я не успел закончить до конца эту работу.

2.Это очень прекрасный материал для доклада.

Выберите один из предложенных вариантов.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

2. Урок мне показался (коротким / длинным).

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).

4. За урок я (устал / не устал)

Итоговое задание. «Побудьте редакторами». Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их.

1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.

4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

5.Между ними установились доверчивые отношения.

Итоговое задание. «Побудьте редакторами». Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их.

1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.

4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

5.Между ними установились доверчивые отношения.

Задания для 3 группы

1. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках.

(Звуковой, звучный) голос.

(Глинистый, глиняный) берег.

(Вековые, вечные) ценности.

2. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.

Песочный пляж простирался на несколько километров.

Песочные часы используются и сейчас.

3. Задание : Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

1.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор.

4. Задание : Исправьте лексические ошибки.

Мальчик сложил в пенал свои школьные аксессуары .

5. Задание. Устраните лексические ошибки.

1.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран.

2.Всадники приближались ближе к деревне.

Выберите один из предложенных вариантов.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

2. Урок мне показался (коротким / длинным).

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).

4. За урок я (устал / не устал)

Итоговое задание. «Побудьте редакторами».

Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.

« В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка». ( текст об охотнике и барсе )

Итоговое задание. «Побудьте редакторами».

Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.

« В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка». ( текст об охотнике и барсе )

Итоговое задание. «Побудьте редакторами» Устраните плеоназмы, тавтологию.

Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.

Итоговое задание. «Побудьте редакторами» Устраните плеоназмы, тавтологию.

Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 806 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 330 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 319 человек из 66 регионов

  • Алдохина Наталья ГеннадьевнаНаписать 2248 15.02.2017

Номер материала: ДБ-198661

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    15.02.2017 2695
    15.02.2017 546
    15.02.2017 2454
    15.02.2017 866
    15.02.2017 410
    15.02.2017 369
    15.02.2017 211

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

источники:

http://theslide.ru/uncategorized/leksicheskie-normy-russkogo-yazyka-aldohina-ng

http://infourok.ru/prilozhenie-k-uroku-russkogo-yazika-na-temu-leksicheskie-normi-russkogo-yazika-klass-1620694.html

Слайд 1Лексические нормы русского языка

Алдохина Н.Г.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал

Лексические нормы русского языка


Слайд 2Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик,

его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Д.С.Лихачёв

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому,


Слайд 3Лексические нормы – это…
1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в

общепринятых в языке сочетаниях.

Лексические нормы – это… 1) правильность выбора слова; 2) уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.


Слайд 14Выберите одно из слов в скобках.
1 группа
(Отборный, отборочный) тур.
(Зрительные, зрительские)

аплодисменты.
(Искусно, искусственно) рисовать.
2 группа
(Экономика, экономия) времени.
(Одеть, надеть) пальто.
(Красочный, крашеный) пейзаж.
3 группа
(Звуковой, звучный) голос.
(Глинистый, глиняный) берег.
(Вековые, вечные) ценности.
 

Выберите одно из слов в скобках.  1 группа (Отборный, отборочный) тур. (Зрительные, зрительские) аплодисменты. (Искусно, искусственно)


Слайд 15
Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.
1 группа
Мы не можем

обсуждать героиню за этот поступок.
Сегодня мы обсуждали план работы.
2 группа
Мы попали в затрудненное положение.
Дыхание стало затрудненным.
3 группа
Песочный пляж простирался на несколько километров.
Песочные часы используются и сейчас.
 

Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.  1 группа Мы не можем обсуждать героиню за


Слайд 17Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

1 группа

1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу.
2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья.

  2 группа
3.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
4.Эта встреча играла в моей жизни большое значение.

  3 группа
 
5.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор.
6.Дети страшно обрадовались.
 

Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.    1 группа     1. Тут


Слайд 18Выберите нужное слово.
 
Дружба ( сильная, крепкая).

Приходить в (ярость, радость).

Высказать (мнение, вопрос).

Выберите нужное слово.   Дружба ( сильная, крепкая).  Приходить в (ярость, радость).  Высказать (мнение, вопрос).


Слайд 20Подберите русские синонимы к иноязычным словам.

вердикт —
пунктуальный —

реставрация —
корректный-
коммуникабельный-

Подберите русские синонимы к иноязычным словам.   вердикт -   пунктуальный -  реставрация -


Слайд 21Подберите русские синонимы к иноязычным словам.

вердикт — решение
пунктуальный
реставрация
корректный
коммуникабельный

Подберите русские синонимы к иноязычным словам.  вердикт - решение пунктуальный реставрация  корректный коммуникабельный


Слайд 22Подберите русские синонимы к иноязычным словам.

вердикт — решение
пунктуальный — точный
реставрация
корректный
коммуникабельный

Подберите русские синонимы к иноязычным словам.  вердикт - решение пунктуальный - точный реставрация  корректный коммуникабельный


Слайд 23Подберите русские синонимы к иноязычным словам.

вердикт — решение
пунктуальный — точный
реставрация —

восстановление
корректный
коммуникабельный

Подберите русские синонимы к иноязычным словам.  вердикт - решение пунктуальный - точный реставрация - восстановление корректный


Слайд 24Подберите русские синонимы к иноязычным словам.

вердикт — решение
пунктуальный — точный
реставрация —

восстановление
корректный – тактичный, вежливый
коммуникабельный

Подберите русские синонимы к иноязычным словам.  вердикт - решение пунктуальный - точный реставрация - восстановление корректный


Слайд 25Подберите русские синонимы к иноязычным словам.

вердикт — решение
пунктуальный — точный
реставрация —

восстановление
корректный – тактичный , вежливый
коммуникабельный — общительный

Подберите русские синонимы к иноязычным словам.  вердикт - решение пунктуальный - точный реставрация - восстановление корректный


Слайд 26Исправьте лексические ошибки.
1 группа
Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл

преподаватель.

2 группа
В этом тексте выступления много дефектов.

3 группа
Мальчик сложил в пенал свои школьные аксессуары.

Исправьте лексические ошибки. 1 группа Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.  2 группа


Слайд 28Устраните лексические ошибки.
1 группа
1.Мы поражались его поразительной памяти.
2.Подруга долго не

возвращала мне книгу обратно.
 
2 группа
3.Я не успел закончить до конца эту работу.
4.Это очень прекрасный материал для доклада.
 
3 группа
5.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран.
6.Всадники приближались ближе к деревне.
 

Устраните лексические ошибки.  1 группа 1.Мы поражались его поразительной памяти. 2.Подруга долго не возвращала мне книгу


Слайд 291 группа.
Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию.
Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем

такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.

1 группа. Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает


Слайд 302 группа.
Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их.
1.Свернув

у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.
4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений.
 5.Между ними установились доверчивые отношения.
 

2 группа. Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их. 1.Свернув у огромного валуна, мы


Слайд 313 группа.
Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.

«В голове у него созрел

план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка». ( текст об охотнике и барсе)

3 группа.  Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.


Слайд 32Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то

свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И ядом радость отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку превратить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить.
Того, кто слушает тебя.     (В. Солоухин)

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши:	 Оно бывает то свинцово, То рождено теплом


Неправильный выбор
слова делает речь неточной, а порой
искажает смысл высказывания: По­года
сопутствовала
(вместо
благоприятствовала) хорошему отдыху.
У куниц скоро появится
наследство

(вместо потомство). Я хочу продолжить
семейную династию
(вместо
традицию) и потому решил стать офицером.
В таких случаях говорят об использовании
слова без учета его семантики. Подобные
речевые ошибки возникают в результате
стилистической небрежности автора,
невнимательного отношения к слову или
плохого знания языка. Так в одной
газетной статье было написано: «Новые
железные дороги возникнут
в трудных для освоения районах». Слово
«возникнуть» означает «появиться,
начаться, образоваться, зародиться»,
оно не подходит для наименования
действия, которое требует значительных
усилий. Возникнуть могут подозре­ния,
тревога, сомнение, трудности, препятствия…
Железные дороги не могут возникнуть,
их прокладывают люди.

Иногда стилистическая
правка может сводиться к простой замене
слова. Однако иногда, добиваясь точности
и ясности, приходится прибегать к более
сложным видам правки, изменяя формулировки,
перестраивая конструкции.

Употребление слов
без учета их семантики может стать
причиной нелогичности и даже абсурд­ности
высказывания: «…И
стоят наши дальневосточные березки в
своем подвенечном
саване».
(вместо фаты). «Я знаю, что еще живы
предки
Пушкина» (вместо потомки).

Неправильное
словоупотребление нередко приводит к
логическим ошибкам. В числе их можно
назвать алогизм
— сопоставление несопоставимых понятий.
Например, Клюв
лесного рябчика по цвету не отличается
от обыкновенного рябчика. // Клюв лесного
рябчика по цвету не отли­чается от
клюва обыкновенного рябчика.

Причиной нелогичности
может стать подмена понятия, которая
часто возникает в результате неправильного
словоупотребления: Плохо,
когда во всех кинотеатрах города
демонстрируется одно и то же название
фильма.

Подобные ошибки в речи возникают и
вследствие недоста­точно четкой
дифференциации понятий: Приближения
дня премьеры коллектив театра ждет с
особым волнением.

(ждут не приближения премьеры, а когда
состоится премьера).

Нелогичной нашу
речь делает и неоправданное расширение
или сужение понятия, возникающее
вследствие смешения родовых и видовых
категорий. При
хорошем уходе от каждого
живот­ного
можно надаивать по 12 кг молока.
(Следовало
употребить не родовое наименование −
животное,
а видовое −
корова
.)
Очень часто это смешение придает стилю
официальную, подчас канцелярскую
окраску.

Внимательное
отношение к лексике, правильный выбор
слова, вдумчивый анализ логической
стороны речи помогут избежать подобных
ошибок.

Вариант 1

Задание 1

Перепишите
приведенные отрывки текстов, расставьте
знаки препинания. Определите, к каким
функциональным стилям они принадлежат.
Докажите принадлежность текста к данному
стилю, указав его основные лексические,
морфологические и синтаксические черты.

А.
Банковские операции подразделяются на
пассивные активные и комиссионно-посреднические.
С помощью пассивных операций банк
привлекает денежные средства с помощью
активных операций осуществляет их
размещение. С помощью комиссионно-посреднических
операций банк повышает свои доходы при
минимуме риска.

К
пассивным операциям банка относятся
привлечение вкладов получение кредитов
от других банков и выпуск (эмиссия)
собственных ценных бумаг. Ресурсы банка
формируются с помощью собственных
привлеченных и эмитированных средств.
К собственным средствам относятся
акционерный и резервный капитал, а также
нераспределенная прибыль. Необходимо
подчеркнуть, что собственные средства
составляют незначительную часть ресурсов
современного банка. Основа банковской
деятельности это заемный капитал
полученный в результате пассивный
операций. Соотношение между собственными
и заемными средствами может колебаться
от 1 к 10 до 1 к 100.

Б.
Фирма
(организация) желающая принять участие
в выставке направляет в адрес А/О
«Экспоцентр» в установленные сроки
заполненную и подписанную заявку на
участие в 3 экземплярах. Заявки поступившие
позже установленного срока будут
приниматься при наличии свободной
выставочной площади.

А/О
«Экспоцентр» письменным подтверждением
извещает фирму о регистрации ее в
качестве экспонента и предоставлении
ей выставочных площадей не позднее
одного месяца после истечения установленной
даты приема заявок.

Фирма
желающая участвовать в выставке или
подавшая заявку на участие должна
заблаговременно направить в адрес А/О
«Экспоцентр» по 5 экземпляров проспектов
и каталогов на оборудование предлагаемое
к экспонированию.

В.
Что же такое
самодеятельный туризм? Кто думает что
это походы и путешествия то безнадежно
отстал от жизни.

Самодеятельный
туризм это спортивные соревнования и
познавательные экскурсии своеобразная
служба знакомств и театрализованные
представления на полянах загородные
массовые воскресные прогулки и т.д.

У заядлого туриста
всегда много друзей. Ни совместная учеба
ни работа ни соседство не способны так
сдружить людей как сложные путешествия.

Задание 2

Расставьте
ударение в следующих словах.

афера, договор,
апостроф, гербовый, закупорить, газопровод,
маркетинг, олигархия, зубчатый, углубить

Задание 3

Исправьте ошибки
в употреблении существительных,
прилагательных, числительных.

1.
Это собрание прошло более организованнее,
чем предыдущее. 2. Четверым балеринам
предложили участвовать в конкурсе. 3.
Для проведения бесед и докладов были
приглашены квалифицированные лектора.
4. Стипендии были выплачены тысяча
пятьсот пятьдесят два студента. 5. Эти
материалы периодической печати интересны
и доступные. 6.. Этот человек не внушает
доверие. 7. Кондуктор требовал оплатить
за проезд. 8. Люди жалуются на
правоохранительные органы: стражи
порядка часто грубят с задержанными
гражданами.

Задание 4

Согласуйте
сказуемое с подлежащим.

1.
Сколько разных чувств (проходить) во
мне, сколько мыслей туманом (проноситься).
2. Выставка-просмотр декоративных тканей
(открыть) ежедневно. 3. В прошлом году на
этой конференции (выступить) 31 человек.
4. ИТАР-ТАСС (распространить) заявление
нашего правительства. 5. Большинство
лыжников, принявших участие в соревнованиях,
(остаться удовлетворенными) результатами.

Задание 5

Замените иноязычную
лексику русским эквивалентом.

1.
Эффективность режима экономии во многом
зависит от того, насколько лимитируются
финансовые расходы. 2. Трастовые операции
широко развиты за рубежом. 3. Среди
собравшихся превалировали представители
молодежи. 4.Военный бэкграунд и темперамент
этого политика мешают ему в нахождении
союзников, ибо он привык командовать,
а не руководить консенсуально. 5. Зная
конъюнктуру рынка, они покупают пакеты
акций крупных промышленных предприятий.

Задание 6

Исправьте ошибки,
вызванные нарушением лексической
сочетаемости слов.

1.Избыток
микроэлементов в почве приводит к тому,
что повышается плодовитость зерновых
культур. 2. Месторождения нефти в Среднем
Приобье расположены далеко от железных
дорог. 3. Этот агрегат позволяет внушительно
снизить температуру соединения
материалов. 4. В парке было заложено
тридцать два дерева. 5. События в
действительности проходили таким
образом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    27.03.2016242.24 Кб53.docx

1. Лексические нормы русского языка Алдохина Н.Г. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал

2. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он

говорит.
Д.С.Лихачёв

3. Лексические нормы – это… 1) правильность выбора слова; 2) уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.

4.

2
1
3
4
5
6
7
8

5.

2
л
е
3
к
с
и
5
к
6
о
л
7
о
г
8
и
я

6.

д
и
а
л
е
3
к
с
и
5
к
6
о
л
7
о
г
8
и
я
е
к
т
и
з
м
ы

7.

п
д
и
а
л
е
к
т
и
з
м
ы
р
о
ф
е
с
с
и
о
н
а
л
к
с
и
5
к
6
о
л
7
о
г
8
и
я
и
з
м
ы

8.

п
д
и
а
л
е
к
т
и
з
м
ы
р
о
ф
е
с
с
и
о
н
а
л
и
н
о
н
и
м
ы
к
с
и
5
к
6
о
л
7
о
г
8
и
я
и
з
м
ы

9.

п
д
и
а
л
е
к
т
и
з
м
ы
р
о
ф
е
с
с
и
о
н
а
л
с
и
н
о
н
и
м
ы
и
з
м
ы
к
н
е
о
л
о
г
к
6
о
л
7
о
г
8
и
я
и
з
м
ы

10.

п
д
и
а
л
е
к
т
и
з
м
ы
р
о
ф
е
с
с
и
о
н
а
л
с
и
н
о
н
и
м
ы
и
з
м
ы
н
и
м
к
н
е
о
л
о
г
к
п
а
р
о
л
7
о
г
8
и
я
ы
и
з
м
ы

11.

п
д
и
а
л
е
к
т
и
з
м
ы
р
о
ф
е
с
с
и
о
н
а
л
с
и
н
о
н
и
м
ы
и
з
м
ы
н
и
м
ы
н
и
м
ы
к
н
е
о
л
о
г
к
п
а
р
о
л
а
н
т
о
г
8
и
я
и
з
м
ы

12.

п
д
и
а
л
е
к
т
и
з
м
ы
р
о
ф
е
с
с
и
о
н
а
л
с
и
н
о
н
и
м
ы
и
з
м
ы
н
и
м
ы
н
и
м
ы
м
ы
к
н
е
о
л
о
г
к
п
а
р
о
л
а
н
т
о
г
о
м
о
н
и
я
и
з
м
ы

13.


1
Вид ошибки
Неразличение
паронимов
Примеры
Адресант получил письмо на
почте.
Адресат – получатель.
Адресант – отправитель.

14. Выберите одно из слов в скобках. 1 группа (Отборный, отборочный) тур. (Зрительные, зрительские) аплодисменты. (Искусно,

искусственно) рисовать.
2 группа
(Экономика, экономия) времени.
(Одеть, надеть) пальто.
(Красочный, крашеный) пейзаж.
3 группа
(Звуковой, звучный) голос.
(Глинистый, глиняный) берег.
(Вековые, вечные) ценности.

15. Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов. 1 группа Мы не можем обсуждать героиню за этот поступок. Сегодня мы

обсуждали план работы.
2 группа
Мы попали в затрудненное положение.
Дыхание стало затрудненным.
3 группа
Песочный пляж простирался на несколько
километров.
Песочные часы используются и сейчас.

16.


Вид ошибки
Примеры
1
……..
………
2
Лексическая
несочетаемость
Верить в неминуемую победу
(слово неминуемый близко по
значению к слову неизбежный, но
сочетается с чем-то
нежелательным, следовало
сказать: верить в неизбежную
победу).
Ужасно красивый костюм (слово
ужасный употребляется в
значении очень плохой,
правильнее сказать: очень
красивый костюм).
Запомните: иметь значение,
играть роль.

17. Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. 1 группа 1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу. 2.Я

ехал долго, не встречая никаких примет жилья.
2 группа
3.Желание сделать рекорд заставляло его много
тренироваться.
4.Эта встреча играла в моей жизни большое значение.
3 группа
5.Необходимо много читать, чтобы повышать свой
кругозор.
6.Дети страшно обрадовались.

18. Выберите нужное слово.   Дружба ( сильная, крепкая). Приходить в (ярость, радость). Высказать (мнение, вопрос).

Выберите нужное слово.
Дружба ( сильная, крепкая).
Приходить в
(ярость, радость).
Высказать (мнение, вопрос).

19.


Вид ошибки
Примеры
1
……………..
…………….
2
……………..
…………….
3
Ошибочное
Сережа во всем
употребление
имитировал старшего
иноязычных слов брата. ( неудачно
употреблено слово
имитировал- его следует
заменить русским
подражает) Сережа во
всем подражает старшему
брату.

20. Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — пунктуальный — реставрация — корректный- коммуникабельный-

Подберите русские синонимы к
иноязычным словам.
вердикт пунктуальный реставрация корректныйкоммуникабельный-

21. Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный реставрация корректный коммуникабельный

22. Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация корректный коммуникабельный

23. Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация — восстановление корректный

коммуникабельный

24. Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация — восстановление корректный

– тактичный, вежливый
коммуникабельный

25. Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт — решение пунктуальный — точный реставрация — восстановление корректный

– тактичный , вежливый
коммуникабельный — общительный

26. Исправьте лексические ошибки. 1 группа Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель. 2 группа В этом тексте

выступления много
дефектов.
3 группа
Мальчик сложил в пенал свои
школьные аксессуары.

27.


Вид ошибки
Примеры
1
…….
…….
2
…….
…….
3
…….
…….
4
Тавтологияупотребление
рядом или
близко
находящихся
однокоренных
слов, плеоназм(лишнее
слово)повторени
е близких по
смыслу слов.
Она сидела, облокотившись
локтями о стол.( Употребление
однокоренных слов)
У ворот стоял пожилой старик.
(Слово пожилой лишнее по
смыслу)

28. Устраните лексические ошибки. 1 группа 1.Мы поражались его поразительной памяти. 2.Подруга долго не возвращала мне книгу

обратно.
2 группа
3.Я не успел закончить до конца эту работу.
4.Это очень прекрасный материал для доклада.
3 группа
5.В дороге Гринева и Савельича застал снежный
буран.
6.Всадники приближались ближе к деревне.

29. 1 группа. Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример;

закономерно вытекает закономерность;
трудоемкий труд; ценные сокровища; можно
спросить вопрос; возобновить вновь; темный
мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.

30. 2 группа. Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их. 1.Свернув у огромного валуна, мы

прошли по
открытой каменной долине к устью реки.
2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу
поползла темная дождливая туча.
3.Учиться в университете нелегко — за короткое
время нужно освоить большое количество нового
материала.
4.Множество фактов: климатические и
температурные условия, сроки обработки, характер
освещения – влияют на развитие растений.
5.Между ними установились доверчивые
отношения.

31. 3 группа. Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки. «В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой

3 группа.
Отредактируйте текст, устранив речевые
ошибки.
«В голове у него созрел план поимки хищника.
Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к
ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но
вокруг никого не было. Он поставил капкан и
положил приманку. Утром он осторожно
подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье,
и его глаза на долю секунды встретились с глазами
хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него
лежала перекушенная веревка». ( текст об
охотнике и барсе)

32. Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши: Оно бывает то свинцово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком в

выси,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И ядом радость отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку превратить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить.
Того, кто слушает тебя.
(В. Солоухин)

Речевые ошибки

Категория: Русский язык.

Речевые ошибки

1. Исправьте ошибки, вызванные наруше­нием лексической сочетаемости.

1) «Литература играет очень большую эстети­ческую функцию». 2) «Желание сделать рекорд заставило его много тренироваться». 3) «Мы можем отчетливо представить себе ситуацию, происходящую тогда в Киевской Руси». 4) «Создавая комедию «Горе от ума», Грибоедов пытался передать жизнь, которая господствова­ла в то время». 5) «Надо иметь хорошего наставника, чтобы усвоить профессию». 6) «Героем рассказа Чехова «Ионыч» является образ Старцева». 7) «Обратимся к дружбе Онегина и Ленского, которой в романе также выделено место». 8) «Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор». 9) «В голове у него метнулась мысль о побеге». 10) « В стихах Есенина особую роль имеют сравнения».

2. Найдите и исправьте ошибки, вызван­ные употреблением лишнего слова.

1) «Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов». 2) «Впереди лидирует команда наших спортсменов». 3) «Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми». 4) «На площа­ди он увидел огромную массу народа». 5) «Книгу для внеклассного чтения открывают произведения народного фольклора». 6) «Ху­дожник подарил музею свой автопортрет». 7) «Проливной ливень помешал походу». 8) «С коллегами по работе он старался поддерживать дружеские отношения».

3. «Герасимов сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение. . . » – пишет чехов­ский герой «ученому соседу». В приведен­ных ниже примерах устраните подобные Ошибки (они вызваны употреблением рядом или близко однокоренных слов).

1) «На примере конкретных примеров пока­жите своеобразие чеховского пейзажа». 2) «Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагонов». 3) «С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег». 4) «По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону». 5) «На середину вышел его близкий приближенный». 6) «Исследуемый вопрос уже был исследован французскими учеными». 7) «В образе Базарова изображен типичный предста­витель революционеров-демократов 60-х годов». 8) «Идеал русской женщины поэтически вос­произвел в образе Татьяны поэт Пушкин». 9) »В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны». 10) «В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях».

4. Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов.

1) «А если, на случай,— чего боже сохрани! – кто и приедет, да если что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» – «Это остроумная, что ли, матушка?» (Достоевский).

2) – Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств? (Чехов).

3) «Это кто ж там такой вышедши?» – «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина! И оратор первейший». (Зо­щенко).

4) Он показывает мельчайшие, невидимые глазу анатомы, блоху величиною со слона и инфузорию. . . (Тэффи).

5) Ну, хорошо, прибыл я к табуну, гляжу вокруг себя, и глаза не нарадуются! Кругом такой ажиотаж, что век бы оттуда не уезжал! Лазоревые цветки по степи, травка молодая, ко­былки пасутся, солнышко пригревает,— одним словом, полный тебе ажиотаж! (Шолохов).

Метки: Русский язык

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Исправьте ошибки вызванные нарушением лексической сочетаемости литература играет очень
  • Исправьте ошибки when she was younger she has played tennis every day упражнение
  • Исправьте ошибки what tony is writing what is writing
  • Исправьте ошибки we likes to read fairy tales ben have two sisters
  • Исправьте ошибки they learning english

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии