Слайд 1
Задание 7 ЕГЭ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Слайд 2
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. килограмм ЯБЛОК СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье голос более ЗВУЧНЕЕ языки ПЛАМЕНИ ответ: звучный
Слайд 3
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. КЛАДИ на стол ПЯТЬСОТЫЙ заказ пара САПОГ БЛИЖАЙШАЯ станция наши ИНЖЕНЕРЫ ответ: пятисотый
Слайд 4
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. СТРИЖЁТ клиентов ПЯТЬСОТЫЙ заказ две пары БОТИНОК БЛИЖАЙШАЯ станция нет ВРЕМЕНИ ответ: пятисотый
Слайд 5
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. много спелых ВИШЕН нет ПОЛТОРАСТА рублей ПОЕЗЖАЙ вперёд крыжовник слишком КИСЕЛ сухие ПОГРЕБА ответ: полутораста
Слайд 6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году заводские ПРЕССЫ картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ СТРИЖЁТ волосы наши ПАСПОРТА ответ: более красивая / красивее
Слайд 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. вкусные ТОРТЫ посмотрел более СТРОЖЕ ПОПРОБУЕМ помочь не ЕЗДИТЕ быстро ЧЕТВЕРО учеников ответ: строго
Слайд 8
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. поднялся более ВЫШЕ ПОЕЗЖАЙ вперёд ЧЕТВЕРО саней ПОПРОБУЕМ решить нет ВРЕМЕНИ ответ: высоко
Слайд 9
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. у ИХ сестры пить из БЛЮДЕЦ нет САПОГОВ ещё БОГАЧЕ ТРОЕ друзей ответ: сапог
Слайд 10
СЕМИСТАМИ жителями нет ТУФЕЛЬ мягких КРЕСЕЛ ДВУМСТАМ пятидесяти рублям без САПОГ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ответ: семьюстами
Слайд 11
нет САПОГ ТРОЕ друзей по ИХНИМ расчётам около СТА СЕМИДЕСЯТИ свыше ДВУХСОТ ШЕСТИДЕСЯТИ тысяч ответ: их
Слайд 12
ТРОЕ друзей выглядел МОЛОДЕЕ более СЕМИСОТ человек в ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМ году ТОНЬШЕ нитки В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ответ: моложе
Слайд 13
нет ПОЛУТОРАСТА рублей рота СОЛДАТОВ НАПОИ меня водой ДЕВЯТИСОТ девяноста девяти тетрадей ЗАЕЗЖАЙ завтра В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ответ: солдат
Слайд 14
более ТРЁХСОТ книг пять ЯБЛОК подобно ЕМУ у ЗНАМЕНИ полка КРАСИВШЕ других В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ответ: красивее
Слайд 15
ПОПРОБУЕМ решить ПОЛОЖИ на стол ТРЁХСТАМИ дисками много СВАДЕБ голос более ЗВУЧНЫЙ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ответ: тремястами
Слайд 16
с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ двумя тетрадями БОГАЧЕ всех ДЕВЯТИСОТ девяноста девяти экземпляров более ДВЕ тысяч человек несколько ПЛАТЬЕВ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ответ: двух
Слайд 17
ПРИОБРЁВ мебель ПОЛОЖИ на полку КЛАДИ в сумку нет СПЛЕТЕН ИСПЕКИ пирог В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ответ: приобретя
Слайд 18
много СВАДЕБ в романах Александра ДЮМА нет ТУФЕЛЬ удобная КРОССОВКА нет БОТИНКОВ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ответ: ботинок
Слайд 19
ЗАЕХАЙ завтра ДЛИННЕЕ перрона РАЗОЖЖЁТ огонь нет БОТИНОК нет ТУФЕЛЬ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ответ: заезжай
Слайд 20
навстречу ЕЙ ПОЕЗЖАЙТЕ ВЗГЛЯНИ на картину более ШЕСТИСТА лет нет ТУФЕЛЬ ответ: шестисот
Слайд 21
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд нет ТУФЕЛЬ по ОБОИМ сторонам звучит не менее ГРОМКО опытные ТРЕНЕРЫ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ответ: обеим
Материал опубликован на сайте ФИПИ 24.08.2020 г.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (2)В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)Основной недостаток <…> фильтров – низкая пылеёмкость, поэтому на производствах, где содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Защита окружающей среды – приоритетное направление деятельности многих предприятий, поэтому очистительные фильтры должны быть устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей.
2) В наше время используются различные средства очистки: на предприятиях установлены фильтры из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе или фильтры с волокнистыми насадками.
3) На производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах наряду с хорошо зарекомендовавшими себя фильтрами из тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе устанавливают фильтры грубой очистки, что обеспечивает защиту окружающей среды.
4)Для защиты окружающей среды от газовых выбросов на производстве устанавливают не только фильтры, изготовленные с применением тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе, но и обладающие большой пылеёмкостью фильтры грубой очистки, обеспечивающие защиту в местах с превышением пыли в газовых выбросах
5) В мировой практике очистки жидкости большое внимание уделяется специальным фильтрам, которые изготавливаются только из хорошо зарекомендовавших себя материалов и способны удерживать любые вредные элементы, что особенно важно для современных предприятий.
Ответ: ___________________________.
2. Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
Ответ: ___________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОТОК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПОТОК, -а, м.
1) Тип производства, характеризуемый непрерывным выполнением всех операций (спец.). Перевести (поставить) производство на п. Модель снята с потока.
2) Стремительно текущая водная масса. Бурный п. Горный п. Глубинный п. (подводное течение).
3) Движущаяся масса чего-н. П. лавы. Воздушный п. П. частиц. П. света. Людской п. Транспортный п. П. слёз (перен.). П. слов (перен.).
4) Часть общего состава учащихся, разделённых для проведения каких-н. занятий, испытаний. Сдача экзаменов в два потока.
Ответ: ___________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
недУг
отдАв
обогнАла
позвлА
нОгтя
Ответ: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В образе Троекурова А.С. Пушкин ПРЕДСТАВИЛ поместное дворянство, ведущее праздный, разгульный образ жизни.
В музее были выставлены портреты выдающихся отечественных учёных, прошедших достойный жизненный путь и являющих собой ГОРДОСТЬ мировой науки.
Одноклассники знали о стремлении Сергея добиться спортивных побед, поэтому преподнесли ему на день рождения ГОДОВАЛЫЙ абонемент в спортивный клуб.
Легендарный американский боксёр по-прежнему считается одним из самых ТЕХНИЧНЫХ тяжеловесов.
В условиях нестабильной мировой экономики следует повышать ЭФФЕКТИВНОСТЬ производства.
6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Первый тур стартовавшего в Швеции чемпионата мира по хоккею не принёс никаких неожиданных сюрпризов.
Ответ: ___________________________.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нет ТУФЕЛЬ
мягких КРЕСЕЛ
СЕМИСТАМИ жителями
без САПОГ
ДВУМСТАМ пятидесяти рублям
Ответ: ___________________________.
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Сочи за последние годы сильно преобразился. 2) Он пошёл напрямик и попал в общество крестьянских мальчишек, которые в поле стерегли коней. 3) По приезду молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец был не в состоянии дать ему нужных объяснений. 4) С молодых лет Мясоедов входил в круг художников, боровшимся с рутиной академизма. 5) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы. 6) В рассказе И.С. Тургенева «Бежином луге» повествуется об интересном случае на охоте, произошедшем с самим автором. 7) Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. 9) Многие из тех, кто посетил выставку, принял участие в социологическом опросе. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) увековечить, исполнитель, прославлять
2) возрастной, невразумительно, творец
3) оснащение, озаряться, располагающийся
4) формализм, убедить, подражание
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)
Ответ: ___________________________.
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..бинтовать, пр..морский, пр..бывать (на станцию)
2) по..цепленный (вагон), о..гадать, на..кусить
3) ра..сеять, в..балтывать, бе..голосый
4) без..ндукционный, меж..гровой, с..мпровизировать
5) непр..будный, нед..варить, п..завчера
Ответ: ___________________________.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) магни..вый, овлад..вать
2) (повернуть) направ.., завед..вать
3) застра..вающий, чист..нький
4) танц..вать, син..ватый
5) причудл..вый, цел..вой
Ответ: ___________________________.
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сия..шь, закле..вший
2) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся
3) налад..шь, скле..нный
4) представ..шься, независ..мый
5) онеме..шь, ожида..мый
Ответ: ___________________________.
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ЗАМЕТНАЯ контрастность увеличилась, и древние письмена стали видны отчётливо.
(НЕ)ВЕРЯЩИЙ в чудеса фокусник лукаво улыбался.
Мы (НЕ)ДОЛЖНЫ легкомысленно относиться к огромному богатству, которым владеем в наших городах, имеющих древнюю историю. Недолгое знакомство нисколько
(НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
Никогда ещё мерцание звёзд (НЕ)КАЗАЛОСЬ таким золотым и чистым.
Ответ: ___________________________.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Мысль о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Илью Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.
Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
(ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (ЗА)ТЕМ публика оценила его книги по достоинству.
(В)СЛЕД за тем главные ворота завода распахнулись, и (ОТ)ТУДА выкатилось пять грузовиков.
Катастрофа не произойдёт, если, имея (В)ВИДУ климатические изменения, (ВО)ВРЕМЯ принять меры.
Ответ: ___________________________.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Представители позднего классицизма были убежде(1)ы, что искусство предназначе(2)о для глуби(3)ого постижения человека и мироздания.
Ответ: ___________________________.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) И по богатству художественных приёмов и по идейной значимости и по разнообразию воссозданных социальных типов «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина в полной мере могут считаться одной из вершин творчества писателя.
2) Очень многие акварели того времени не имели авторов или приписывались тем или иным художникам предположительно.
3) В стихах А.А. Вознесенского о любви звучат либо настроения трагической безысходности либо ликующие ноты счастья.
4) Для защиты истины и дела Дёжкину не раз приходилось скрывать свои настоящие взгляды и тогда он вынужден был играть роль убеждённого сторонника академика Рядно.
5) В прозе и драматургии А.П. Чехова прослеживается печальная и трагическая участь человека бездуховного.
Ответ:
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Облака (1) отражённые в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.
Ответ: ___________________________.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, употребившего своё богатство на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.
Ответ: ___________________________.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Знаменитое «огненное кольцо» (1) очертания (2) которого идут вдоль системы сейсмических поясов (3) представляет научный интерес для различных специалистов, занимающихся изучением Тихого океана.
Ответ: ___________________________.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить (4) что скрывается за ними.
Ответ: ___________________________.
21.Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.
(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.
(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города… (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.
(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.
(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?
(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.
(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.
(По В.А. Солоухину*) * Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».
22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Любовь к Родине – сложное чувство, оно вмещает в себя и любовь к родной природе.
2) Любовь к родной природе воспитана в людях писателями, поэтами, художниками, музыкантами.
3) Люди родились и выросли среди природы, поэтому чувство любви к природе для каждого человека стихийно.
4) С раннего детства человек осознаёт свою любовь к Родине.
5) И.С. Соколов-Микитов из внимательного наблюдателя, как это часто бывает со старыми людьми, превратился в азартного охотника.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4, 5 поясняют, раскрывают содержание предложения 3. 2) В предложениях 6–8 содержатся рассуждение и описание.
3) Предложения 11, 12 содержат повествование.
4) В предложении 25 представлено описание.
5) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.
Ответ: ___________________________.
24. Из предложений 12–14 выпишите один фразеологизм.
Ответ: ___________________________.
25. Среди предложений 9–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза, форм слов и синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: ___________________________.
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков ( А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«В.А. Солоухин – мастер художественного пейзажа. Тропы: (А)_________ («белоснежных вершин» в предложении 6, «доброе, тихое солнышко» в предложении 9) и (Б)_________ («стёклышками озёр» в предложении – помогают писателю передать красоту природы. Сложность чувства любви к Родине подчёркивают приём – (В)_________ («чувство» в предложении 27) и синтаксическое средство – (Г)_________ (предложения 17, 18)».
Список терминов:
1) фразеологизм
2) вопросительные предложения
3) восклицательные предложения
4) гипербола
5) анафора
6) метафора
7) эпитет
диалектизм
9) лексический повтор
Ответ:
В
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, что каждый ответ записан в строке с номером соответствующего задания.
ЧАСТЬ 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.
Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру -иллюстрации.
Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ОТВЕТЫ.
№ |
Ответы |
1 |
34 |
2 |
где ИЛИ накоторых |
3 |
3 |
4 |
обогнала |
5 |
годовой |
6 |
неожиданных |
7 |
семьюстами |
8 |
96534 |
9 |
15 |
10 |
12 |
11 |
124 |
12 |
245 |
13 |
незаметная |
14 |
вследоттуда |
15 |
3 |
16 |
34 |
17 |
124 |
18 |
12 |
19 |
13 |
20 |
1234 |
21 |
45 |
22 |
12 |
23 |
125 |
24 |
бытьможет; можетбыть; набеломсвете; навсёмбеломсвете; самособой |
25 |
12 |
26 |
7692 |
Часть 2.
Примерный круг проблем. |
Авторская позиция. |
1. Проблема любви к Родине. (Что такое Родина? В чём заключается любовь к Родине?) |
1. Понятие «Родина» многогранно. Это и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. На одном из первых мест в сложном чувстве любви к Родине находится любовь к родной природе. |
2. Проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе. (Как связаны любовь к Родине и любовь к природе?) |
2. Любовь к родной природе формирует в человеке любовь к Родине. Из тысяч примет и признаков окружающего мира складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы любим сильнее, чем что-либо иное на свете. |
3. Проблема влияния искусства на чувство любви к родной природе, Родине. (Как искусство влияет на чувство любви человека к родной природе, Родине?) |
3. Искусство воспитывает в нас любовь к природе, Родине. Писатели, поэты, художники передали нам любовь к родной земле, научили нас любить родную природу и Родину. |
4. Проблема отношения к родной природе. (Как относился к родной природе И.С. Соколов-Микитов? Как влияет творчество И.С. Соколова-Микитова на читателей?) |
4. Для писателей, таких как И.С. Соколов-Микитов, характерно бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. Творчество писателя помогает понять, что природа есть не только материальное, но в первую очередь духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. |
5. Проблема влияния природы на художника и его мировоззрение. (Какое влияние оказала природа на И.С. Соколова-Микитова?) |
5. Родная природа пробуждает в художнике бережное, любовное, сыновнее отношение к Родине, к окружающему миру; превращает его из охотника во внимательного наблюдателя. |
* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.
Вариант 1
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1.
он более МОЛОДОЙ
после БУДЕН
нет СВЕЧЕЙ
пять ОЛАДИЙ
ИХ тетрадей
2.
урожай ПОМИДОРОВ
БЛИЖАЙШАЯ станция
у наших ВОРОТ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
детские ДОКТОРА
3
ящик АБРИКОС
ПОЛОЖИ на место
прыгал более ВЫСОКО
ПЯТИСОТЫЙ заказ
уважаемые ДОКТОРА
4.
пара БЛЮДЦЕВ
ПОСТРОИВ небоскрёб
наиболее УМЕСТНЫЙ
ИСЧЕЗ из поля зрения
нас ЧЕТВЕРО
5.
пять АМПЕР
СЕМЬЮСТАМИ клумбами
нырнуть ГЛУБЖЕ
без серьёзных РАЗДУМЬЕВ
он УГРЮМЕЕ всех
6.
несколько КЕГЕЛЬ
три ВОСЬМЫХ
с ПОЛУТОРАСТА рублями
ОБРЕТШИЙ покой
надёжные СТОРОЖА
7.
страховые ПОЛИСЫ
килограмм МАНДАРИНОВ
ПОЕЗЖАЙ домой
красивой ТЮЛИ
к ДЕВЯТИСТАМ прибавить шесть
8.
наиболее ОТВЕТСТВЕННЫЙ
СЕМИСОТ семидесяти экземпляров
потеряла ТУФЕЛЬ
голос УМОЛК
много СПЛЕТЕН
9.
УЛЁГШИЙСЯ на диван
ПОЛОЖЬТЕ на стол
в течение ПОЛУТОРА часов
БУДУЩЕЕ время
пожелания всего НАИЛУЧШЕГО
10.
пара ДЖИНСОВ
МЯГЧАЙШИЙ мармелад
пять СВЕЧ
ветер ТРЕПЛЕТ деревце
к ДВЕ тысячи пятому году
11.
парикмахер СТРИЖЁТ
ЧЕТВЕРО подруг
ПАСПОРТА родителей
не ЕЗДИТЕ быстро
снять ТУФЛЮ
12.
пюре из БАКЛАЖАНОВ
СЕМИСОТ граммов
этот комплект ПОИНТЕРЕСНЕЕ
источник ИССЯКНУЛ
не КЛАДИ коробки на подоконник
13.
ПРОМОК под дождём
более ПЯТИСОТ заявлений
вкусные КРЕНДЕЛИ
пирог с ПОВИДЛОЙ
голос ЗВОНЧЕ
14.
НАИЛУЧШИЙ выбор
табун из СЕМИСОТ лошадей
ладонь с МОЗОЛЕМ
ПРОЧИТАВ статью
бочки без ДОНЬЕВ
15.
нет ТУФЕЛЬ
мягких КРЕСЕЛ
СЕМИСТАМИ жителями
без САПОГ
ДВУМСТАМ пятидесяти рублям
Вариант 2
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1.
прыгнуть более ВЫСОКО
ДИРЕКТОРЫ школ
к ДВЕ ТЫСЯЧИ тридцатому году
китель без ПОГОН
ДВОЕ козлят
2.
с ПОЛУТОРАСТА килограммами
на протяжении ЧЕТЫРЁХСОТ лет
опытные ТРЕНЕРЫ
несколько БАРЫШНЕЙ
ящик МАНДАРИНОВ
3.
ОЗЯБНУЛ на ветру
поёт ЗВОНЧЕ
ДВОЕ друзей
из жарких ПУСТЫНЬ
СБЕРЕЖЁТ здоровье
4.
со СТА пятью карточками
менее ВПЕЧАТЛИТЕЛЕН
в поиске УЩЕЛЬЕВ
СТЕРЕЖЁТ дом
ремень для ДЖИНСОВ
5.
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями
ЛОЖИ аккуратно
КРЕПЧАЙШЕЕ рукопожатие
ДВОЕ очков
несколько КЕГЛЕЙ
6.
столы для КУХОНЬ
забрать из ЯСЕЛЬ
ЛАЗИТ по заборам
НАПОИВ чаем
более ПОЛУТОРАСТА подписчиков
7.
ОБГРЫЗЕННАЯ корка хлеба
находится в АЭРОПОРТУ
к ВОСЕМЬСОТОМУ году
ЗАКУТАВШИСЬ в одеяло
ОКРЕПШИЙ организм
8.
на ДВЕСТИ шестой странице
это яблоко намного КРУПНЕЕ
земные НЕДРА
НАТЕРЕВ солью
много ВРЕМЯ
9.
ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ попытками
несколько ПОМЕСТИЙ
ДВОЕ саней
он ВСЕХ БЫСТРЕЕ
ЗАЖГЁШЬ свечу
10.
на ОБЕИХ сторонах
с ВОСЬМИСТАМИ блюдами
не ЛЕЗЬ наверх
в АЭРОПОРТУ
новые СОРТА
11.
ЧУДЕСНЕЙШИЙ момент
СБЕРЕЖЁТ здоровье
закупили ПОЛТОРАСТА учебников
ответственные СТОРОЖИ
объяснил более ДОХОДЧИВО
12.
модных САПОГОВ
около ШЕСТИСОТ рублей
нет ТУФЕЛЬ
ДЕВЯТЬЮСТАМИ отдыхающими
уважаемые ПРОФЕССОРА
13.
о СЕМИСТАХ километрах
более НУЖНЫЙ элемент
несколько АБЗАЦЕВ
в ОБОИХ колоннах
ЛЯГТЕ на диван
14.
дожить до ДЕВЯНОСТА лет
ГЛУБОЧАЙШЕЕ озеро
стоять около РОЯЛИ
вязаные СВИТЕРЫ
коробка КОНСЕРВОВ
15.
менее СТРОГИЙ тон
шесть ЩУПАЛЕЦ
в ШЕСТИСТАХ шагах
СВЕЖЕЕ салями
ПРОМОК под дождём
ЕГЭ
Справочник
ЕГЭ
Русский язык
9.3 Грамматические нормы (морфологические нормы)
Введите ответ в поле ввода
Задание 17231
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово
правильно.
в ШКАФУ
ПРИЛЯГТЕ на диван
нет ТУФЕЛЬ
ИСПЕКЁТ пироги
ПОМАШИ рукой
Решение:
испечёт
Другие задачи на эту тему
Задание 15686
Задание 15725
Задание 15764
Задание 15803
Задание 15842
Задание 15881
Задание 15920
Задание 15959
Задание 15998
Задание 16037
ЕГЭ
Справочник
© 2023 ЕГЭ.Справочник24. Все права защищены.
Предметы
Русский язык
Математика профильная
Физика
Химия
Информатика и ИКТ
Биология
История
География
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
Обществознание
Испанский язык
Литература
Математика базовая
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
ЧЕТВЕРО саней
стояночные ТОРМОЗЫ
нет СОСИСЕК
скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ
ТРОЕ…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
питательные КРЕМЫ
сказал более ВЫРАЗИТЕЛЬНЕЕ
ПОПРОБУЕМ выполнить
не МАШИТЕ флажком
ЧЕТВЕРО…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
лимон КИСЕЛ
заграничные ПАСПОРТА
СОЖЖЁТ траву
самый КРАСИВЕЙШИЙ
подводные…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
нет ПОЛУТОРАСТА рублей много спелых ВИШЕН
заполнить ТАБЕЛИ согласен с НИМ
ЛОЖИЛ в…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
ПРИЛЯГТЕ
СЫПЕТ
поведение ДЕРЗЧЕ
засохшая МОЗОЛЬ
лес НАГ
Ответ:сыплет
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
им ДВИЖЕТ любовь
ПОЛОЩУЩИЙ бельё
надела ТУФЕЛЬ
ВВЕРГНУВШИЙ
нет…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
РЕКТОРЫ вузов
ТРОЕ подруг
С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ страницами
нет ОЛАДИЙ
этот лук…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
благодаря НИМ
здоровые ДЁСНЫ
ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
ТРОЕ полицейских
ЧТЯТ…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
ОБЕИХ сестёр
пара НОСКОВ
нас ждут ИНСТРУКТОРЫ
около ПОЛУТОРА суток
ждать в…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
ПРИЛЯЖЬ на диван
ЩЕКОЧЕТ шею
говорит ОБЩО
перед первым СЕНТЯБРЯ
пара…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нет ТУФЕЛЬ
мягких КРЕСЕЛ
СЕМИСТАМИ жителями
без САПОГ
ДВУМСТАМ пятидесяти…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьтеошибку и запишите слово правильно.
прыгнуть более ВЫСОКО
ДИРЕКТОРЫ школ
к ДВЕ ТЫСЯЧИ тридцатому году
китель без…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьтеошибку и запишите слово правильно.
ПОЕДЬТЕ в город
шторы из ТЮЛЯ
говори ПОМЕНЬШЕ
сбросить с ПЛЕЧ
подписать…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
с ПОЛУТОРАСТА килограммами
на протяжении ЧЕТЫРЁХСОТ лет
опытные ТРЕНЕРЫ
несколько…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
ОЗЯБ на ветру
поёт ЗВОНЧЕЕ
ДВОЕ друзей
из жарких ПУСТЫНЬ
СБЕРЕЖЁТ…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
самый МОЛОДОЙ сотрудник
нет ЗАМОРОЗКОВ
много спелых ВИШЕН
следы на СНЕГУ
он более…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
о ЧЕТЫРЁХСТАХ городах
с ПЯТИСТА рублями
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
КЛАДИ на место
ваши…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
со СТА пятью карточками
менее ВПЕЧАТЛИТЕЛЕН
в поиске УЩЕЛИЙ
СТЕРЕЖЁТ дом
ремень для…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями
ЛОЖИ аккуратно
КРЕПЧАЙШЕЕ рукопожатие
ДВОЕ очков
несколько…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
ИДЯ по бульвару
ПРИВЕДШИЙ к успеху
несколько ДЖИНСОВ
бежит намного БЫСТРЕЕ
на…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
столы для КУХОНЬ
забрать из ЯСЕЛЬ
ЛАЗИТ по заборам
НАПОИВ чаем
более ПОЛУТОРАСТА…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
ОБГРЫЗЕННАЯ корка хлеба
находится в АЭРОПОРТУ
к ВОСЕМЬСОТОМУ году
ЗАКУТАВШИСЬ в…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
на ДВЕСТИ шестой странице
это яблоко намного КРУПНЕЕ
земные НЕДРА
НАТЕРЕВ…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ попытками
несколько ПОМЕСТИЙ
ДВОЕ саней
он ВСЕХ БЫСТРЕЕ
ЗАЖГЁШЬ…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
на ОБЕИХ сторонах
с ВОСЬМИСТАМИ блюдами
не ЛЕЗЬ наверх
в АЭРОПОРТУ
новые…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
им ДВИЖЕТ чувство долга
бархатных ПЛАТЬЕВ
ИСПЕКЁТ булочки
оказался БОЙЧЕ всех
с…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЧУДЕСНЕЙШИЙ момент
СБЕРЕЖЁТ здоровье
закупили ПОЛТОРАСТА учебников
ответственные…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
модных САПОГОВ
около ШЕСТИСОТ рублей
нет ТУФЕЛЬ
ДЕВЯТЬЮСТАМИ отдыхающими
уважаемые…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
ЗАЖЖЁТСЯ огонь
разные ВОЗРАСТЫ
в ДВУХ тысячи шестой раз
несколько СОЛДАТ
быть ВЫШЕ…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
о СЕМИСТА километрах
более НУЖНЫЙ элемент
несколько АБЗАЦЕВ
в ОБЕИХ колоннах
ЛЯГТЕ…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
дожить до ДЕВЯНОСТА лет
ГЛУБОЧАЙШЕЕ озеро
стоять около РОЯЛИ
вязаные СВИТЕРЫ
коробка…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
менее СТРОГИЙ тон
шесть ЩУПАЛЕЦ
в ШЕСТИСТА шагах
СВЕЖАЯ салями
ПРОМОК под…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
наиболее ОТВЕТСТВЕННЫЙ
СЕМИСОТ семидесяти экземпляров
потеряла ТУФЕЛЬ
голос…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
образ ИСЧЕЗ
ТРОЕ ножниц
пирог с ПОВИДЛОЙ
КРОШЕЧНЫЙ домишко
пятьсот ПЯТИДЕСЯТАЯ…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.
сдайте ПАСПОРТА
несколько ГНЕЗДОВИЙ
пара ТУФЕЛЬ
сказал БОЛЕЕ УВЕРЕННО
ПОЛТОРАСТАМИ…
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
из свежих АБРИКОСОВ
совсем ОЗЯБНУЛ
клуб для БАРЫШЕНЬ
о ШЕСТИСТАХ жильцах
в ИХ…
Правильно образуем форму родительного падежа множественного числа — «пара» (чего?) «туфель».
В разговорной речи прослеживается употребление двух вариантов интересующей нас формы этого слова. Действительно, как правильно сказать существительное «туфля» в форме родительного падежа множественного числа — «нет «туфлей» или «нет туфель»?
Ударение в формах слова «туфля»
Неодушевленное существительное «ту́фля» женского рода, согласно орфоэпическим нормам литературного русского языка, произносится с ударением на первом слоге. Это произношение сохраняется во всех формах единственного и множественного числа этого слова.
Убедимся в этом:
- и.п. что? ту́фля — ту́фли;
- р.п. нет чего? ту́фли — ту́фель;
- д.п. дам чему? ту́фле — ту́флям;
- в.п. вижу что? ту́флю — ту́фли;
- т.п. любуюсь чем? ту́флей — ту́флями;
- п.п. думаю о чём? о ту́фле — о ту́флях.
Род слова «туфля»
Не соответствует морфологической норме современного литературного русского языка форма родительного падежа множественного числа «туфлей». Такая форма анализируемого существительного предполагает, что оно имеет мужской род:
- туфель — туфли;
- туфли — туфлей.
Это устаревшие формы рассматриваемого слова. В современном русском языке закрепилось существительное «туфля» как слово, обладающее грамматической категорией женского рода.
Интересно, что некоторые слова, которые ранее употреблялись как в формах мужского, так и женского рода, в современном русском языке имеют принадлежность только к женскому роду:
- бандероль
- мозоль
- вуаль
- гравюра
- дуэль
- катаракта
- плацкарта
- просека
- расценка
- чинара
Форма родительного падежа «туфель»
У существительного «туфля» правильной является форма родительного падежа множественного числа «нет ту́фель», которая соответствует морфологической норме современного русского литературного языка.
Эта пара летних ту́фель мне пригодится на отдыхе у моря.
Почему нет в продаже ту́фель этого размера?
Точно так же с нулевым окончанием образуется форма родительного падежа множественного числа существительных с конечным слогом -ля:
- сабля — много сабель
- вафля — пачка вафель
- цапля — стая цапель
Обратим внимание также на правильное произношение начальной формы именительного падежа единственного числа существительного женского рода «ту́фля» с ударным гласным «у» первого фонетического слога:
ту́-фля
Произношение с ударением на окончании слова «туфля́» (туфля́ми, туфле́й) является просторечным, то есть находящимся за пределами русского литературного языка.
Чей туфля?
Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 34