Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Эгвекинот»
Методическая разработка
Игра «Умники и умницы»
Тема
«100-летие революции 1917 года в России»
Авторы:
Мезинко Валерия Валерьевна
Заместитель директора по воспитательной работе
Берг Валентина Владиславовна
учитель истории и обществознания
Кантиева Олеся Олеговна-
учитель истории и обществознания
п. Эгвекинот, 2017 год
Пояснительная записка
Одной из эффективных форм повышения качества обучения служат внеклассные мероприятия. Способствуя более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, прививая навыки самостоятельной работы, внеклассная работа развивает познавательный интерес к предмету и творческие способности учащихся.
Отдельные учащиеся, с ярко выраженными способностями, могут участвовать в олимпиадах, заниматься на факультативах и в кружках по индивидуальной программе. Более широкий круг учащихся заинтересовать и увлечь предметом позволяют интеллектуальные соревнования.
Сегодня игра есть сама жизнь. Там, где есть ограничения, правила, ритм – там есть игра. Переход, который сегодня совершает общество, характеризуется стремительным разрастанием правил, законов, ритуалов, требований, публичностью и любопытством. Поэтому применять игры во внеклассной работе с учащимися – это не просто развлекать их, а ставить в ситуацию выбора, принятия решения за строго определённое время
Интеллектуальная игра проводится с целью выявления и поддержки одаренных детей, обучающихся, ориентированных на предметы гуманитарного цикла, развитие творческих способностей и интереса к научной деятельности. Это и пропаганда научных знаний в области гуманитарных наук и профессиональная ориентация будущих выпускников общеобразовательных организаций. Данная методическая разработка будет полезна для молодых учителей истории и обществознания.
Общая цель и задачи:
образовательная: создать условия для повторения и закрепления основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
развивающая: содействовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся; способствовать развитию навыков чёткого изложения своих мыслей, умению моделировать ситуацию, способствовать развитию логического мышления;
воспитательная: способствовать воспитанию уважения к сопернику, умения достойно вести спор; помочь учащимся проявить стойкость, волю к победе, находчивость
Задачи:
— систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «История революции 1917 года в России»
— воспитание чувства уважения к истории своей страны, воспитание интереса к истории.
— способствование формированию у школьников мотивации к учению;
— содействие развитию навыков самостоятельной работы;
— содействие развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
— повышать интеллектуально — личностное развитие школьников;
— воспитывать патриотизм и нравственные качества подростков
Форма проведения: Интеллектуальная игра проводится по типу телевизионной игры «Умники и умницы» на 1 канале Российского телевидения.
Место проведения: актовый зал школы.
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер, ксерокс, бумага формат А-4. ПК, Три игровых дорожки для участников. Карточки с вопросами, плакаты для оформления, места для участников игры, стол для жюри, стулья; карточки с заданиями, блоки тестов, бланки для оценивания конкурсов (для жюри).
Правила проведения и ход игры:
Игру можно проводить между параллелями среди 9-11 классов.
-
Приветствие участников.
-
Объявление состава жюри.
-
Разъяснение правил игры.
-
Проведение игры.
-
Подведение итогов.
-
Награждение.
Тема игры: «100-летие революции 1917 года в России»
В наше время большую актуальность имеет тема событий 1917 года в России: Февральской и Октябрьской революции, в результате которых Российская империя была уничтожена, а на ее месте появился Союз Советских Социалистических Республик. Эта смена государственного устройства в России – очень важное политическое событие, определившее дальнейшую историю России и всего мира. В обществе в настоящее время идет спор о тех событиях: одни считают, что приход к власти большевиков был благоприятным для народа событием, другие считают, что он был худшим вариантом из всех возможных. В связи с распадом Советского Союза этот вопрос становится острой политической проблемой. Либералы считают, что приход власти большевиков был насильственным и неестественным для России, что это был заговор кучки людей, противоречащий интересам народа, и используют эту трактовку для оправдания распада Советского Союза.
Целью данной игры является изучение событий революции 1917 года в интерпретации локального подхода к истории. Рассмотреть особенности развития экономики России и взгляды на этот вопрос различных политических сил, участвовавших в революции.
Игра состоит из 4 этапов.
Судит игру и оценивает ответы участников жюри — «ареопаг» в составе трех человек (председатель жюри, член жюри и секретарь жюри).
1 этап игры — «отборочный тур»
Все участники игры отвечают на вопросы ведущего. Каждый правильный ответ — «орден». Как только выявились победители, набравшие 4, 3 и 2 ордена, они вызываются в следующий этап игры.
2 этап игры — конкурс «пролог»
Этап состоит из конкурса «исправь историческую ошибку» и конкурса красноречия. На конкурс «исправь историческую ошибку» предлагается задание из 3 предложений, близких к теме основной игры, в которых необходимо исправить исторические ошибки, если таковые имеются. На выполнение задания дается одна минута.
Исправьте ошибки:
а) В октябре 1917 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
Ответ: в январе, а не в октябре 1917 года
б) Первым председателем Совета Народных Комиссаров был Я.М. Свердлов.
Ответ: В.И.Ленин, а не Я.М. Свердлов
в) Законодательной властью обладал ВЦИК.
Ответ: Законодательной властью обладал СНК.
Затем ведущий, подходя к каждому участнику, по очереди говорит количество допущенных ошибок и произносит верный ответ. Для конкурса красноречия участникам за 15 минут до начала игры сообщается тема их выступления в виде цитаты, высказывания, афоризма, неоконченной фразы непосредственно связанная с темой игры. Например: «Что ты думаешь о событиях, произошедших в России в 1917 году?». Или же предложить участникам произнести пламенную речь для воодушевления солдат перед атакой. Участникам предлагается произнести речь, продолжительностью не более 1 минуты. Время можно продлить по усмотрению организаторов игры.
По итогам конкурса «Пролог» председатель жюри объявляет имена участников в порядке убывания полученных мест. Участник, победивший в конкурсе «Пролог», выбирает дорожку первым, затем выбирает дорожку второй участник. Третьему участнику выбора не остается. Участникам предлагается три дорожки:
— зеленая дорожка, которая состоит из четырех этапов (4 вопроса), на этой дорожке можно дважды давать неправильный ответ;
— желтая дорожка, которая состоит из трех этапов (3 вопроса), но неправильных ответов может быть не более одного;
— красная дорожка, которая состоит из двух этапов (2 вопроса), но ошибаться нельзя.
Перед началом игры участникам необходимо разъяснить значения дорожек. Зеленая дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку (можно ошибиться два раза). Если участник на красной или желтой дорожке будет отвечать безошибочно, то он выйдет в финал, обойдя участника на зеленой дорожке, даже если участник на зеленой дорожке не допустил ни одной ошибки. На красной дорожке к игроку предъявляются самые высокие требования: нельзя ошибиться ни разу. Однако при правильных ответах, участник на красной дорожке гарантированно выходит в следующий тур, несмотря на то, как отвечают участники на других дорожках – правильно или нет.
3 этап игры — «Агон»
Ведущий задает вопросы, начиная с игрока, стоящего на зеленой дорожке. После прочтения вопроса игрок имеет право подумать 20 секунд. Участник, ответивший на вопрос верно, переходит в следующий этап без штрафного очка. Иначе – переходит в следующий этап со штрафным очком. Это правило относится к агонистам, стоящим как на зеленой, так и на желтой дорожках (с учетом разрешенного количества неправильных ответов).
Вопрос, на который «агонист» не смог дать правильного ответа, задается участникам игры, сидящим в зале. Отвечает ученик первый поднявший руку (в спорных случаях отвечающего определяет жюри). В случае правильного ответа, ему вручается орден. Вопрос может задаваться не более трех раз. Если никто из учащихся не дал правильный ответ, ведущий озвучивает правильный ответ и орден никому не дается. Если участник дает частичный (неполный) ответ на вопрос, то по решению жюри, участнику может быть вручена медаль.
Первый из «агонистов», кто правильно ответит на все вопросы своей дорожки, становится победителем игры.
4 этап игры — «Эпилог»
В «эпилоге» всем учащимся задаются имеющиеся вопросы. За верный ответ — вручается медаль. Если участник получает вторую медаль, он может обменять ее на орден.
В конце игры у учащихся подсчитываются ордена и медали (один орден – одно очко, одна медаль – 0,5 очка).
Победитель игры получает НАСТОЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ на дополнительную «5» по истории или обществознанию и Грамоту.
По решению судей выбираются и другие участники, которые получат такие же НАСТОЯЩИЕ СЕРТИФИКАТЫ на дополнительную «5» или «4» по истории или обществознанию и Грамоту.
Вопросы и ответы, методической разработки, которые предлагаем для использования в игре.
Какая буржуазная партия была наиболее активной и популярной в марте-августе 1917 г.?
Ответ: прогрессисты
Кто из членов Государственной думы принял отречение от престола Николая II?
Ответ: М.В. Родзянко
Кому принадлежат эти известные слова, сказанные в 1917 г.:
«Кризис назрел. Все будущее русской революции поставлено на карту»
Ответ: В.И. Ленину
Кто стал одиннадцатым патриархом Московским и всея Руси в 1917 г.?
Ответ: митрополит Московский и Коломенский Тихон
Кто из западных журналистов подробно описал события осени 1917 г. в своей книге «Десять дней, которые потрясли мир»?
Ответ: Джон Рид
Кто был председателем Совета Народных Комиссаров?
Ответ: В.И. Ленин
Россия из 1 мировой войны вышла на основе договора, подписанного в городе…?
Ответ: в Бресте
Помещичья собственность на землю была ликвидирована этим документом.
Ответ: Декретом о земле
После Февральской революции центральным органом власти становится:
Ответ: Временное правительство.
Кто до захвата власти большевиками пытался установить в стране военную диктатуру?
Ответ: Корнилов
Какова причина апрельского кризиса власти Временного правительства?
Ответ: нота Милюкова о войне до победного конца
Основной лозунг Кронштадтского восстания в марте 1921 года?
Ответ: Власть Советам, а не партиям!
Выберите в предлагаемом списке имя одного из создателей Добровольческой армии:
1) А.В.Колчак 2) П.Н.Краснов 3) А.И.Деникин 4)Н.Н.Юденич.
Ответ: А.И.Деникин
Назовите дату Вооруженного восстания в Петрограде?
Ответ: 25 октября 1917 г
Какое событие произошло после прихода к власти большевиков?
Ответ: разгон Учредительного собрания.
Какие термины относятся к политике «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»?
Ответ: продразверстка ,национализация
С каким государством был подписан Брестский мир?
Ответ: с Германией.
В основу «Декрета о земле», принятого на II съезде Советов, легла аграрная программа какой партии?
Ответ: кадетов.
Сущность двоевластия состояла в одновременном существовании…?
Ответ: Временного правительства и Петроградского совета
Какова причина июльского кризиса власти Временного правительства?
Ответ: неудачное наступление русской армии на фронте
Кто из командующих Красной Армии сыграл основную роль в разгроме Колчака?
Ответ: М.В.Фрунзе.
Назовите дату Кронштадтского восстания?
Ответ: конец февраля -март 1921года
Прочтите отрывок из документа:
«Россия, с одной стороны, и Германия… -с другой, объявляют, что состояние войны между ними прекращено. Они решили жить между собой в мире и дружбе. Договаривающиеся стороны будут воздерживаться от всякой агитации или пропаганды против правительств или государственных и военных установлений друг друга. Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут больше находиться под ее верховной властью; установленная линия обозначена на приложенной карте являющееся существенной частью настоящего договора. Точное определение этой линии будет выработано русско — германской комиссией.»
О каком событии говорится в документе? Назовите дату события.
Ответ: подписание Брестского мира 3 марта 1918 года.
Прочтите отрывок из документа:
«Положение серьезное. В столице- анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Часть войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всяческое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца».
О каком событии говорится в документе? Назовите дату (год, месяц ) события.
Ответ: Февральская буржуазная революция 1917года.
Список использованной литературы
1. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991 Пер. с фр. — М.: Прогресс-Академия, 1992. — 480 с.
2. Ерофеев Н.Д. Современная отечественная историография русской революции 1917 г. // Новая и новейшая история. 2009. № 2.
3. Рашитов Ф.А. Альтернативы Октября: мирный или ненасильственный переворот. Саратов, 1990. 9. Соколова Ф.Х. 1917 год в исторических судьбах России. Научная конференция. Проблемы истории Февральской революции. Материалы первой сессии. Февраль 1995. М., 1992. С. 22
4. Свалов А.Н. Историки отвечают на вопросы. М., 1988.
8
1.
Исправьте ошибку
1)
Установление крепостного права — Судебник
1550 г.
2)
Переяславская Рада — 1649 г.
3)
Венчание Ивана IV на царство — 1551 г.
4)
1380 г. — противостояние русских и
монголо-татарских войск на реке Угре
5)
1497 г. — Судебник Ивана IV
6)
1613 г. — создание II Ополчения под руководством
Минина и Пожарского
7)
Воцарение Романовых — 1633 г.
Проверьте
знание карты
а)
Найдите на карте города, которые отошли
к Швеции по Столбовскому мирному
договору.
б)
Покажите на карте территорию Украины,
вошедшую в состав России после
Переяславской Рады.
Раздел 3.Оформление абсолютизма. Российская империя в xyiii-XIX
2.
Исправьте ошибку
а)
Русская армия выиграла сражение под
Нарвой в 1700 г.
б)
Полтавская битва произошла в 1720 г.
в)
Северная война продолжалась 30 лет
г)
Административная реформа была проведена
в 1713 г.
д)
В ходе реформы государственного аппарата
вместо приказов были созданы министерства.
е)
Петр I скончался в 1729 г.
ж)
Наследником Петра I после его смерти
стал его сын Алексей.
Проверьте
знание карты
а)
Покажите на карте, где произошло восстание
под руководством К.Булавина.
б)
Найдите и покажите на карте территории,
которые отошли к России по Ништадскому
миру.
в)
Покажите на карте, где на территории
России возникли новые экономические
районы.
3.
Исправьте ошибку:
1.
Годы правления Анны Иоанновны — 1731-1741
гг.
2.
Гетманство на Украине было ликвидировано
— в 1762 г.
3.
Годы правления Павла I — 1796-1800 гг.
4.
Крым вошел в состав России — в 1793 г.
5.
Воцарение Елизаветы Петровны — в 1751 г.
6.
Учреждение Академии наук — 1724 г.
7.
Основание Московского университета —
1745 г.
Проверьте
знание карты
а)
Найдите на карте и покажите территории,
присоединенные к Российской империи в
первой половине XIX века (Грузия, Финляндия,
Аландские острова, Эриванское и
Нахичеванское ханства, Бессарабия и
др.) В результате каких войн были
присоединены эти территории?
4.
Исправьте ошибку:
а)
Храм Христа Спасителя был построен в
честь победы в русско-турецкой войне
1877-1878 гг.
б)
После гибели Александра II в России
усиливается либеральное движение.
в)
Земская реформа была проведена в 1877 г.
Проверьте
знание карты:
а)
По итогам Крымской войны Россия потеряла
Севастополь.
б)
Почему в ходе русско-турецкой войны бои
за Шипку были особенно упорными?
в)
Какие государства освободились от ига
Османской империи в 70-е гг.
XIX
века?
г)
Какие территории присоединены к России
в Азии во второй половине XIX века?
5.
Исправьте ошибки:
а)
В октябре 1917 г. была принята “ Декларация
прав трудящегося и эксплуатируемого
народа”.
б)
Первым председателем Совета Народных
Комиссаров был Я.М. Свердлов.
в)
Законодательной властью обладал ВЦИК.
г)
В октябре 1917 г. закончилось двоевластие.
Проверьте
знание карты
Покажите
на карте как происходила битва за Москву
и театр боевых действий на Волге.
В
1944 г. Советская Армия, освобождая
территорию страны от немецко-фашистских
захватчиков, восстановила государственную
границу СССР. Укажите на карте страну,
на границу которой впервые вышли наши
войска26 марта 1944 г.
Покажите
на карте города, в которых проходили
международные конференции СССР и
союзников в годы войны.
Известно,
что в результате победы в Великой
Отечественной войне линия границы
Советского Союза изменилась. Покажите
эти изменения на карте.
6
Исправьте ошибки
В
1955 году – первый визит советского
руководителя в США
Июнь
1957 г. – пленум ЦК КПСС, осудивший
преступную деятельность Берии
Организация
Варшавского Договора была создана в
1949 г.
Карибский
кризис произошел в 1964 г.
Программа
коммунистического строительства была
принята на XX съезде КПСС в 1956 г
Освоение
целины началось в 1957 г.
В
1954 г. – успешное испытание в СССР
межконтинентальной ракеты
Проверьте
знание карты.
Найдите
на карте и назовите новые государства,
возникшие после II-ой мировой войны.
Найдите
на карте и назовите государства, вошедшие
после II мировой войны в социалистический
лагерь.
Найдите
на карте и назовите государства,
освободившиеся от колониальной
зависимости после II мировой войны.
7.
Исправьте ошибки
В
1955 году – первый визит советского
руководителя в США
Июнь
1957 г. – пленум ЦК КПСС, осудивший
преступную деятельность Берии
Организация
Варшавского Договора была создана в
1949 г.
Карибский
кризис произошел в 1964 г.
Программа
коммунистического строительства была
принята на XX съезде КПСС в 1956 г
Освоение
целины началось в 1957 г.
В
1954 г. – успешное испытание в СССР
межконтинентальной ракеты
Проверьте
знание карты.
Найдите
на карте и назовите новые государства,
возникшие после II-ой мировой войны.
Найдите
на карте и назовите государства, вошедшие
после II мировой войны в социалистический
лагерь.
Найдите
на карте и назовите государства,
освободившиеся от колониальной
зависимости после II мировой войны.
8.
Исправьте ошибку.
1)
Президентом США во время Карибского
кризиса был Д. Эйзенхауэр.
2)
Главным редактором журнала “Новый
мир” в 60-х гг. был Ф. Бурлацкий.
3)
1962 г. – Совнархозы были упразднены.
4)
Председателем Совета Министров СССР в
1964-1980 гг. был Н.А. Тихонов.
5)
1965 г. – расстрел мирной демонстрации в
Новочеркасске.
6)
Лето 1957 г. – советские войска введены
на территорию Венгрии для подавления
антикоммунистического восстания.
Темы
дискуссии.
1.
Норманнская и анти норманнская теория
появления Руси.
1.
Роль и место России в международном
сообществе.
3.
Каким Вы видите переход к рынку? Какова
цена перехода?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Революции 1917 г. в России
В феврале 1917 года в России произошла революция, результатом которой стало свержение царизма. Между февралем и октябрем 1917 г. прошло немного времени, однако, этот период был наполнен острыми политическими спорами, быстро меняющейся обстановкой, изменением в соотношении политических сил.
Накануне февраля 1917г. параллельно разворачивались два социально-политичесикх процесса: либеральная оппозиция приближалась к реальной власти, но в то же время все громче заявляло о себе революционное движение. Сторонники конституционных преобразований и приверженцы радикального разрушения социального порядка выступали против самодержавия. Это во многом определило и относительную легкость, с которой свершилась февральская революция, и весьма своеобразные ее результаты.
Февральская революция знаменовала собой лишь начальный этап в демократическом преобразовании страны. В России предстояло выбрать и конституционно закрепить новую форму правления, сформировать единые и стабильные государственные структуры, разрешить обострившиеся национальные противоречия, определить отношение к войне и, наконец, решить аграрный вопрос.
Выбор путей общественного развития обусловливался раскладом политических сил, сложным взаимоотношением партий, правительственных организаций и их лидеров.
Вот уже многие десятилетия предметом дискуссий является вопрос об отношении к Октябрьской революции. Был ли неизбежен Октябрь? Носила ли Октябрьская революция общенародный характер? Ускорила или замедлила она развитие нашей страны? Является ли революционный путь перспективным? Как отразилась Октябрьская революция на судьбах всего человечества?
Ответы на эти вопросы требуют знания хода событий и вдумчивого подхода к его оценке.
Основные проблемы изучаемой темы
1. Февральская буржуазная демократическая революция,
ее причины и результаты.
При рассмотрении этого вопроса необходимо охарактеризовать обстановку в стране к началу 1917 г., показать, как старые проблемы решались в условиях мировой войны. Внутренняя политика правительства переживала глубокий кризис: за 3 года сменилось 4 председателя Совета
Министров, 5 министров внутренних дел, 3 военных министра. Неудачи на фронтах, паралич экономики, неумение использовать имеющиеся ресурсы, показали неспособность царизма управлять страной.
На известных фактах надо показать , что кризис “низов” дополнялся не менее острым кризисом “верхов”. Обострились отношения Николая II и Государственной думы. Проанализируйте, в чем состояла критика правительства “ справа”и “ слева”.Какой выход из создавшегося положения видели представители трех политических сил: правительственный, буржуазно-либеральный и революционно-демократический лагери?
Изложите ход событий, приведших к победе Февральской революции и образованию Временного правительства и Петросовета, проследите шаги нового режима.
Необходимо четко определить причины возникновения двоевластия и его классовую сущность, особенности формирования властных структур. Как Временное правительство решало основные вопросы революции, сколько было кризисов Временного правительства в период двоевластия? Кризисы Временного правительства были отражением начавшегося кризиса буржуазной демократии в России. Ответы на эти вопросы помогут разобраться в поляризации политических сил этого периода.
2. Борьба политических сил страны за различные пути
общественно-политического развития.
После Февральской революции партийно-политическая система России, насчитывавшая более 50 партий, как бы сдвинулась влево, точнее, к левому центру. Крайне правый фланг – “ черносотенные”, традиционно-монархические партии – оказался разрушенным в ходе Февраля. Был ослаблен и политический центр. Кризис переживали партии октябристов и прогрессистов. Единственно крупной либеральной партией остались лишь кадеты / уяснить их программу /.
Традиционной чертой партийной системы России являлось наличие мощного левого фланга – социалистических партий, которые после революции стремительно росли.
Необходимо дать четкую характеристику партии эсеров, меньшевиков и большевиков, показать общие и отличительные черты этих партий.
Первый правительственный кризис привел к соглашению кадетов с меньшевиками и эсерами, но одновременно усилил размежевание последних с большевиками с одной стороны, и к размежеванию внутри кадетской партии – с другой.
В результате второго кризиса к кадетам стали примыкать представители партий октябристов и прогрессистов. События 3-4 июля показали всю глубину распада демократии. С образованием 2-го коалиционного правительства разногласия между кадетами и социалистами усилились по каким вопросам?
Особо надо отметить позицию большевиков, меньшевиков и эсеров, разногласия внутри этих партий в новых условиях.
Большой интерес представляет вопрос о созыве Демократического совещания, поскольку именно оно выявило четкое размежевание политических сил и их политические пристрастия.
3. Октябрьская революция и ее историческое значение.
К осени ситуация в стране, соотношение сил принципиально изменились. Большевики быстро обретали популярность, начинается большевизация Советов. В стране обострился общенациональный кризис. К осени 1917 г. к кризису представительной демократии в России присоединяется кризис буржуазной демократии в целом. В отличие от прочих социалистических партий, переживающих период раскола, большевики пришли к революции крепким единым организмом. Они критиковали меньшевиков и эсеров за “предательский коалиционный курс” по отношению к буржуазии. Подавление корниловского мятежа ускорило большевизацию Советов, так как массы увидели в их лице реальную силу, способную защитить от военной диктатуры. Встал вопрос о свержении буржуазно-эсеровского Временного правительства путем вооруженного восстания.
Следует рассказать о ходе подготовки вооруженного восстания. В результате Октябрьской революции партия большевиков стала правящей. II-й съезд Советов принял декреты о мире и земле, постановление об отмене смертной казни, сформировал правительство – Совет народных комиссаров.
Эти правовые акты способствовали популярности новой власти, которая за короткий срок утвердилась во всей стране.
Задания для самоконтроля.
1. Проблемные вопросы.
а) Дайте характеристику кризису царизма?
б) В чем проявлялось назревание революционной ситуации?
в) Чем отличалась политика Временного правительства от политики Советов рабочих и солдатских депутатов по отношению к самодержавию?
г) В чем вы видите различие между аграрными программами кадетов и эсеров? Что общего между ними?
д) Какие задачи, поставленные перед Февральской революцией, оставались нерешенными к июлю 1917 г.?
е) Какие вы видите альтернативы развития событий в стране осенью 1917 г.?
2. Тесты для самоконтроля:
а) Какая буржуазная партия была наиболее активной и популярной в марте-августе 1917 г.?
1) кадеты
2) октябристы
3) прогрессисты
б) Кто из членов Государственной думы принял отречение от престола Николая II?
1) А.И. Гучков
2) М.В. Родзянко
3) Д.Н. Набоков
в) Кому принадлежат эти известные слова, сказанные в 1917 г.:
“Кризис назрел. Все будущее русской революции поставлено на карту”?
1) Г.Е. Зиновьеву
2) Ю.О. Мартову
3) В.И. Ленину
г) Кто стал одиннадцатым патриархом Московским и всея Руси в 1917 г.?
1) митрополит Московский и Коломенский Тихон
2) митрополит Киевский и Галицкий Владимир
3) старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексей.
д) Какая партия социалистической ориентации поддержала большевистское восстание в Петрограде в октябре 1917 г.?
1) левые эсеры
2) меньшевики-интернационалисты
3) энесы
е) Когда Николай II отрекся 2 марта 1917 г. от престола, один из известных поэтов России сказал: “ Отрекся – словно сдал эскадрон “. Назовите имя этого поэта?
1) А. Блок
2) С. Есенин
3) В. Маяковский
ж) Кто из западных журналистов подробно описал события осени 1917 г. в своей книге “ Десять дней, которые потрясли мир”?
1) Джон Рид
2) Герберт Уэллс
3) Арманд Хаммер
з) Кто был председателем Совета Народных Комиссаров?
1) В.И. Ленин
2) Я.М. Свердлов
3) А.И. Рыков
3. Исправьте ошибки:
а) В октябре 1917 г. была принята “ Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”.
б) Первым председателем Совета Народных Комиссаров был Я.М. Свердлов.
в) Законодательной властью обладал ВЦИК.
г ) В октябре 1917 г. закончилось двоевластие.
4. Работа с первоисточниками:
а) Прочитайте приводимые ниже отрывки из “ Апрельских тезисов” В.И. Ленина и дайте ответ: выходили ли задачи, сформулированные Лениным, за рамки буржуазно-демократической революции?
Апрельские тезисы / в изложении /.
-
Война, которую ведет Временное правительство, — империалистическая, грабительская, и кончить ее миром без свержения капитала нельзя;
-
своеобразие текущего момента – в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, ко второму этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейшего крестьяства;
-
никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний;
-
Советы рабочих депутатов – единственно возможная форма революционного правительства;
-
не парламентская республика, возращение к ней — шаг назад, а республика Советов;
-
национализация всех земель;
-
слияние всех банков в один общенациональный банк.
б) Прочтите “ Декрет о мире” и ответьте на вопрос: Почему советское правительство обратилось прежде всего к народам воющих стран?
Из “ Декрета о мире “.
“ Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.
Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, — которого самым определенным и настойчивым образом требовали советские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, — таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий / т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих территорий/ и без контрибуций’
1) Джон Рид
2) Герберт Уэллс
3) Арманд Хаммер
з) Кто был председателем Совета Народных Комиссаров?
1) В.И. Ленин
2) Я.М. Свердлов
3) А.И. Рыков
3. Исправьте ошибки:
а) В октябре 1917 г. была принята “ Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”.
б) Первым председателем Совета Народных Комиссаров был Я.М. Свердлов.
в) Законодательной властью обладал ВЦИК.
г ) В октябре 1917 г. закончилось двоевластие.
4. Работа с первоисточниками:
а) Прочитайте приводимые ниже отрывки из “ Апрельских тезисов” В.И. Ленина и дайте ответ: выходили ли задачи, сформулированные Лениным, за рамки буржуазно-демократической революции?
Апрельские тезисы / в изложении /.
— Война, которую ведет Временное правительство, — империалистическая, грабительская, и кончить ее миром без свержения капитала нельзя;
— своеобразие текущего момента – в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, ко второму этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейшего крестьяства;
— никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний;
— Советы рабочих депутатов – единственно возможная форма революционного правительства;
— не парламентская республика, возращение к ней — шаг назад, а республика Советов;
— национализация всех земель;
— слияние всех банков в один общенациональный банк.
б) Прочтите “ Декрет о мире” и ответьте на вопрос: Почему советское правительство обратилось прежде всего к народам воющих стран?
Из “ Декрета о мире “.
“ Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.
Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, — которого самым определенным и настойчивым образом требовали советские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, — таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий / т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих территорий/ и без контрибуций’
К-во Просмотров: 311
Бесплатно скачать Реферат: Революции 1917 года в России
- 1
- 2
- 3
- 4
(Назад)
(Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
рабочих и солдатских депутатов по отношению к самодержавию?
г) В чем вы видите различие между аграрными программами кадетов и эсеров? Что общего между ними?
д) Какие задачи, поставленные перед Февральской революцией, оставались нерешенными к июлю 1917 г.?
е) Какие вы видите альтернативы развития событий в стране осенью 1917 г.? 2. Тесты для самоконтроля:
а) Какая буржуазная партия была наиболее активной и популярной в марте-августе 1917 г.?
1) кадеты
2) октябристы
3) прогрессисты
б) Кто из членов Государственной думы принял отречение от престола Николая II?
1) А.И. Гучков
2) М.В. Родзянко
3) Д.Н. Набоков
в)Кому принадлежат эти известные слова, сказанные в 1917 г.:
“Кризис назрел. Все будущее русской революции поставлено на карту”?
1) Г.Е. Зиновьеву
2) Ю.О. Мартову
3) В.И. Ленину
г) Кто стал одиннадцатым патриархом Московским и всея Руси в 1917 г.?
1) митрополит Московский и Коломенский Тихон
2) митрополит Киевский и Галицкий Владимир
3) старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексей.
д) Какая партия социалистической ориентации поддержала большевистское восстание в Петрограде в октябре 1917 г.?
1) левые эсеры
2) меньшевики-интернационалисты
3) энесы
е) Когда Николай II отрекся 2 марта 1917 г. от престола, один из известных поэтов России сказал: “ Отрекся – словно сдал эскадрон “. Назовите имя этого поэта?
1) А. Блок
2) С. Есенин
3) В. Маяковский
ж) Кто из западных журналистов подробно описал события осени 1917 г. в своей книге “ Десять дней, которые потрясли мир”?
1) Джон Рид
2) Герберт Уэллс
3) Арманд Хаммер
з) Кто был председателем Совета Народных Комиссаров?
1) В.И. Ленин
2) Я.М. Свердлов
3) А.И. Рыков 3. Исправьте ошибки:
а) В октябре 1917 г. была принята “ Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”.
б) Первым председателем Совета Народных Комиссаров был Я.М. Свердлов.
в) Законодательной властью обладал ВЦИК.
г ) В октябре 1917 г. закончилось двоевластие. 4. Работа с первоисточниками:
а) Прочитайте приводимые ниже отрывки из “ Апрельских тезисов” В.И. Ленина и дайте ответ: выходили ли задачи, сформулированные Лениным, за рамки буржуазно-демократической революции?
Апрельские тезисы / в изложении /.
Война, которую ведет Временное правительство, — империалистическая, грабительская, и кончить ее миром без свержения капитала нельзя; своеобразие текущего момента – в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, ко второму этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейшего крестьяства; никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний; Советы рабочих депутатов – единственно возможная форма революционного правительства; не парламентская республика, возращение к ней — шаг назад, а республика Советов; национализация всех земель; слияние всех банков в один общенациональный банк.
б) Прочтите “ Декрет о мире” и ответьте на вопрос: Почему советское правительство обратилось прежде всего к народам воющих стран?
Из “ Декрета о мире “.
“ Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и
- 1
- 2
- 3
- 4
Интересная статья: Быстрое написание курсовой работы
Информация о готовой работе
Революции 1917 г. в России
В феврале 1917 года в России произошла революция, результатом которой стало свержение царизма. Между февралем и октябрем 1917 г. прошло немного времени, однако, этот период был наполнен острыми политическими спорами, быстро меняющейся обстановкой, изменением в соотношении политических сил. Накануне февраля 1917г. параллельно разворачивались два социально-политичесикх процесса: либеральная оппозиция приближалась к реальной власти, но в то же время все громче заявляло о себе революционное движение. Сторонники конституционных преобразований и приверженцы радикального разрушения социального порядка выступали против самодержавия. Это во многом определило и относительную легкость, с которой свершилась февральская революция, и весьма своеобразные ее результаты. Февральская революция знаменовала собой лишь начальный этап в демократическом преобразовании страны. В России предстояло выбрать и конституционно закрепить новую форму правления, сформировать единые и стабильные государственные структуры, разрешить обострившиеся национальные противоречия, определить отношение к войне и, наконец, решить аграрный вопрос. Выбор путей общественного развития обусловливался раскладом политических сил, сложным взаимоотношением партий, правительственных организаций и их лидеров. Вот уже многие десятилетия предметом дискуссий является вопрос об отношении к Октябрьской революции. Был ли неизбежен Октябрь? Носила ли Октябрьская революция общенародный характер? Ускорила или замедлила она развитие нашей страны? Является ли революционный путь перспективным? Как отразилась Октябрьская революция на судьбах всего человечества? Ответы на эти вопросы требуют знания хода событий и вдумчивого подхода к его оценке.
Основные проблемы изучаемой темы
1. Февральская буржуазная демократическая революция, ее причины и результаты. При рассмотрении этого вопроса необходимо охарактеризовать обстановку в стране к началу 1917 г., показать, как старые проблемы решались в условиях мировой войны. Внутренняя политика правительства переживала глубокий кризис: за 3 года сменилось 4 председателя Совета Министров, 5 министров внутренних дел, 3 военных министра. Неудачи на фронтах, паралич экономики, неумение использовать имеющиеся ресурсы, показали неспособность царизма управлять страной. На известных фактах надо показать , что кризис УнизовФ дополнялся не менее острым кризисом УверховФ. Обострились отношения Николая II и Государственной думы. Проанализируйте, в чем состояла критика правительства У справаФи У слеваФ.Какой выход из создавшегося положения видели представители трех политических сил: правительственный, буржуазно-либеральный и революционно-демократический лагери? Изложите ход событий, приведших к победе Февральской революции и образованию Временного правительства и Петросовета, проследите шаги нового режима. Необходимо четко определить причины возникновения двоевластия и его классовую сущность, особенности формирования властных структур. Как Временное правительство решало основные вопросы революции, сколько было кризисов Временного правительства в период двоевластия? Кризисы Временного правительства были отражением начавшегося кризиса буржуазной демократии в России. Ответы на эти вопросы помогут разобраться в поляризации политических сил этого периода. 2. Борьба политических сил страны за различные пути общественно-политического развития. После Февральской революции партийно-политическая система России, насчитывавшая более 50 партий, как бы сдвинулась влево, точнее, к левому центру. Крайне правый фланг — У черносотенныеФ, традиционно-монархические партии — оказался разрушенным в ходе Февраля. Был ослаблен и политический центр. Кризис переживали партии октябристов и прогрессистов. Единственно крупной либеральной партией остались лишь кадеты / уяснить их программу /. Традиционной чертой партийной системы России являлось наличие мощного левого фланга — социалистических партий, которые после революции стремительно росли. Необходимо дать четкую характеристику партии эсеров, меньшевиков и большевиков, показать общие и отличительные черты этих партий. Первый правительственный кризис привел к соглашению кадетов с меньшевиками и эсерами, но одновременно усилил размежевание последних с большевиками с одной стороны, и к размежеванию внутри кадетской партии — с другой. В результате второго кризиса к кадетам стали примыкать представители партий октябристов и прогрессистов. События 3-4 июля показали всю глубину распада демократии. С образованием 2-го коалиционного правительства разногласия между кадетами и социалистами усилились по каким вопросам? Особо надо отметить позицию большевиков, меньшевиков и эсеров, разногласия внутри этих партий в новых условиях. Большой интерес представляет вопрос о созыве Демократического совещания, поскольку именно оно выявило четкое размежевание политических сил и их политические пристрастия. 3. Октябрьская революция и ее историческое значение. К осени ситуация в стране, соотношение сил принципиально изменились. Большевики быстро обретали популярность, начинается большевизация Советов. В стране обострился общенациональный кризис. К осени 1917 г. к кризису представительной демократии в России присоединяется кризис буржуазной демократии в целом. В отличие от прочих социалистических партий, переживающих период раскола, большевики пришли к революции крепким единым организмом. Они критиковали меньшевиков и эсеров за Упредательский коалиционный курсФ по отношению к буржуазии. Подавление корниловского мятежа ускорило большевизацию Советов, так как массы увидели в их лице реальную силу, способную защитить от военной диктатуры. Встал вопрос о свержении буржуазно-эсеровского Временного правительства путем вооруженного восстания. Следует рассказать о ходе подготовки вооруженного восстания. В результате Октябрьской революции партия большевиков стала правящей. II-й съезд Советов принял декреты о мире и земле, постановление об отмене смертной казни, сформировал правительство — Совет народных комиссаров. Эти правовые акты способствовали популярности новой власти, которая за короткий срок утвердилась во всей стране.
Задания для самоконтроля.
1. Проблемные вопросы. а) Дайте характеристику кризису царизма? б) В чем проявлялось назревание революционной ситуации? в) Чем отличалась политика Временного правительства от политики Советов рабочих и солдатских депутатов по отношению к самодержавию? г) В чем вы видите различие между аграрными программами кадетов и эсеров? Что общего между ними? д) Какие задачи, поставленные перед Февральской революцией, оставались нерешенными к июлю 1917 г.? е) Какие вы видите альтернативы развития событий в стране осенью 1917 г.?
2. Тесты для самоконтроля: а) Какая буржуазная партия была наиболее активной и популярной в марте-августе 1917 г.?
- кадеты
- октябристы
- прогрессисты
б) Кто из членов Государственной думы принял отречение от престола Николая II?
- А.И. Гучков
- М.В. Родзянко
- Д.Н. Набоков
в) Кому принадлежат эти известные слова, сказанные в 1917 г.: УКризис назрел. Все будущее русской революции поставлено на картуФ?
- Г.Е. Зиновьеву
- Ю.О. Мартову
- В.И. Ленину
г) Кто стал одиннадцатым патриархом Московским и всея Руси в 1917 г.?
- митрополит Московский и Коломенский Тихон
- митрополит Киевский и Галицкий Владимир
- старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексей.
д) Какая партия социалистической ориентации поддержала большевистское восстание в Петрограде в октябре 1917 г.?
- левые эсеры
- меньшевики-интернационалисты
- энесы
е) Когда Николай II отрекся 2 марта 1917 г. от престола, один из известных поэтов России сказал: У Отрекся — словно сдал эскадрон У. Назовите имя этого поэта?
- А. Блок
- С. Есенин
- В. Маяковский
ж) Кто из западных журналистов подробно описал события осени 1917 г. в своей книге У Десять дней, которые потрясли мирФ?
- Джон Рид
- Герберт Уэллс
- Арманд Хаммер
з) Кто был председателем Совета Народных Комиссаров?
- В.И. Ленин
- Я.М. Свердлов
- А.И. Рыков
3. Исправьте ошибки: а) В октябре 1917 г. была принята У Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народаФ. б) Первым председателем Совета Народных Комиссаров был Я.М. Свердлов. в) Законодательной властью обладал ВЦИК. г ) В октябре 1917 г. закончилось двоевластие.
4. Работа с первоисточниками: а) Прочитайте приводимые ниже отрывки из У Апрельских тезисовФ В.И. Ленина и дайте ответ: выходили ли задачи, сформулированные Лениным, за рамки буржуазно-демократической революции? Апрельские тезисы / в изложении /. Война, которую ведет Временное правительство, — империалистическая, грабительская, и кончить ее миром без свержения капитала нельзя; своеобразие текущего момента — в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, ко второму этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейшего крестьяства; никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний; Советы рабочих депутатов — единственно возможная форма революционного правительства; не парламентская республика, возращение к ней — шаг назад, а республика Советов; национализация всех земель; слияние всех банков в один общенациональный банк. б) Прочтите У Декрет о миреФ и ответьте на вопрос: Почему советское правительство обратилось прежде всего к народам воющих стран? Из У Декрета о мире У. У Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире. Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, — которого самым определенным и настойчивым образом требовали советские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, — таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий / т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих территорий/ и без контрибуцийТ
Вы можете приобрести готовую работу
Альтернатива — заказ совершенно новой работы?
Вы можете запросить данные о готовой работе и получить ее в сокращенном виде для ознакомления.
Если готовая работа не подходит, то закажите новую работуэто лучший вариант,
так как при этом могут быть учтены самые различные особенности,
применена более актуальная информация и аналитические данные
Первый председатель СНК
Кто из названных лиц стал первым председателем Совета народных комиссаров (СНК)?
Лидер партии большевиков.
Я. Свердлов |
|
В. Чернов |
|
Л. Троцкий |
|
В. Ленин |
Политические процессы в Петрограде
Вставьте слова в предложения:
1. Лидером партии был Ленин.
2. В начале октябрьской революции возглавил ВРК.
В начале сентября прошли перевыборы в Петроградский совет, в нём получили большинство. Председателем исполкома был избран Л. Д. Троцкий.
Петроградский совет
большевики
Временного правительства
кадеты
Хронология революционных событий
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
Все события связаны с началом Октябрьской революции.
Начало вооружённого восстания в Петербурге
Закрытие типографии, где печаталась большевистская газета «Рабочий путь»
Октябрьская революция
Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали события, связанные с Октябрьской революцией.
События связанные со становлением советской власти в России.
25 октября 1917
Вставьте пропущенные слова.
Речь идёт о начале восстания в Петрограде.
К утру 25 октября столица, за исключением
, оказалась в руках восставших.
Вечером 25 октября залп орудий
«Аврора», стал сигналом начала штурма Зимнего дворца.
Революция 1917 г.
Решите кроссворд.
Все слова связаны с вооруженным восстанием в Петрограде.
Хронология революционных событий
Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие:
Соединяйте попарно овалы так, чтобы получились правильные фразы.
Определение ВРК
ВРК — это аббревиатура, обозначающая
Фактически возглавлял этот орган власти Троцкий.
- временный чрезвычайный орган советской власти для осуществления восстания
- высший орган исполнительной власти в Советской России
- чрезвычайный орган, созданный для борьбы с саботажем и контрреволюцией
- орган по планированию развития народного хозяйства Советской России
Исторические факты
Укажите в полях ввода номера правильных ответов:
- ВРК
- «О власти»
- Ленин
События связаны с началом Октябрьской революции.
Октябрьская революция
Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова:
- Как назывался орган власти, созданный для подготовки вооружённого восстания в октябре 1917 г.?
- Как называлось правительство, свергнутое большевиками?
- В каком месяце большевики пришли к власти?
- Название крейсера, залп которого ознаменовал начало штурма Зимнего дворца.
Все события происходили в октябре 1917 г.
Установите последовательность
Расположите события 1917 г. в хронологической последовательности.
1. Республикой Россия провозглашена в сентябре.
2. События связаны деятельностью большевиков.
Создание ВРК.
Закрытие типографии, где печаталась газета «Рабочий путь».
Штурм Зимнего дворца.
Провозглашение России республикой.
Важные даты 1917 г.
Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:
События связаны с началом вооружённого восстания большевиков.
Вечером 25 октября залп орудий
стал сигналом начала штурма Зимнего дворца.
В ночь на 26 августа
дворец был занят, все члены Временного правительства были арестованы, кроме
, которому удалось скрыться.
Формирование нового правительства
Большинство депутатов на II Съезде Советов составляли:
События связаны с формированием нового правительства.
правые эсеры
кадеты
левые эсеры
октябристы
меньшевики
большевики
Свержение Временного правительства
Что из перечисленного стало причиной Октябрьской революции?
Эти события привели к свержению Временного правительства.
ухудшение военного и экономического положения в стране
убийство Г. Распутина
нерешённый аграрный вопрос
создание коалиционного правительства
разгон II Государственной думы
Проверочная работа по теме «Октябрьская революция и
первые декреты Советской власти
Вариант 1
1. Укажите политическую партию, набравшую большинство
голосов на выборах в Учредительное собрание
1) большевики
2) кадеты
3) меньшевики
4) эсеры
2. Прочтите отрывок из книги историка А.Е.Рабиновича
и укажите событие, о котором идет речь.
«Ленин придавал принципиальное значение тому, чтобы
делегаты съезда с самого начала были поставлены перед фактом создания
Советского правительства. Об этом свидетельствует то, что текст отпечатали и
передали по телефону по всей стране еще до окончания заседания ВРК, на котором
разрабатывался план захвата власти».
1) 2 съезд Советов
2) 6 съезд РСДРП(б)
3) 1 съезд Советов
4) 3 съезд Советов
3. Председателем Всероссийского центрального
исполнительного комитета на 2 съезде Советов был избран
1) Каменев
2) Ленин
3) Сталин
4) Бухарин
4. Укажите орган, созданный 12 октября 1917 г. при
Петроградском совете по предложению
Л.Д.Троцкого.
1) Всероссийская чрезвычайная комиссия
2) исполнительный комитет Птросовета
3)Военно-революционный комитет
4) Военно-революционный центр
15. Во главе первого советского правительства стоял
1) Сталин
2) Троцкий
3) Дзержинский
4) Ленин
6.
Прочитайте отрывок из сочинения историка и впишите в текст фамилию
политического деятеля, о котором говорится в отрывке.
_________________
находившийся в городе на конспиративной квартире, оказался вне борьбы.
Спокойствие столицы встревожило его. Где же восстание? Несколько раз
запрашивает ЦК: можно ли явиться в Смольный? Отказ за отказом… Терпение
_________________ иссякает. Нахлобучив парик и кепку, завязав щеку платком, он
идет через весь город в Смольный…»
7.
Прочитайте отрывок из статьи В.М. Чернова, написанной осенью 1917 г., и впишите
пропущенное слово в текст.
___________ почти
валяется на улице, и всякий может поднять ее… Большевики на это и держат курс
— решительно и смело. Упорно назначили день, 20-е число, когда они совершат
переворот. Но трудности не в том, как сделать переворот, а в том, что после
него будет».
8.Установите
соответствия между событиями Октябрьского переворота и временем, когда они
происходили.
9. Расшифруйте аббревиатуру
СНК _________________________________________________
ВЦИК___________________________________________________________________________
РСДРП(б)_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ВЧК____________________________________________________________________________
ВРК____________________________________________________________________________
ВРЦ
____________________________________________________________________________
РСФСР________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
10. Какой политический курс отстаивал В.И.Ленин,
выступая на заседании ЦК РСДРП(б) 10-16 октября 1917 г.
1) мирное развитие революции
2) широкая демократизация страны
3) вооруженное восстание
11. Где располагался штаб восстания в октябре 1917 г.?
1) Смольный дворец
2) Зимний дворец
3) Таврический дворец
12. 25 октября власть перешла к
1) СНК
2) ВРК
3) ВЧК
4) ВЦИК
13. Какое из названных событий произошло раньше
других?
1) 6 съезд РСДРП(б)
2) создание Совнаркома
3) создание ВЧК
4) Выборы в учредительное собрание
14. Что из перечисленного относится к последствиям
ухода меньшевиков и эсеров со 2 съезда Советов?
1) начало переговоров по созданию коалиционного правительства
2) приглашение лидеров кадетов в правительство
3) приглашение лидеров меньшевиков в правительство
4) создание однопартийного большевистского
правительства
15. Учредительное собрание
— это:
1) представительное учреждение,
созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы
правления и выработки Конституции России
2) съезд представителей
крестьянства, созванный на основе демократического представительства для
справедливого перераспределения земли в пользу крестьян
3) собрание представителей всего
трудящегося населения России для установления в стране диктатуры пролетариата
16. Назовите два декрета,
принятые на 2 Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее
трех положений, содержащихся в одном из них.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Расположите в хронологическом порядке события
первой половины ХХ века.
1) Роспуск Учредительного собрания
2) заключение Брестского мира
3) Октябрьская революция
4) принятие Декрета о земле
18. Какие три из перечисленных положений относятся к
первым декретам, принятым Советским правительством в октябре-1917 – феврале
1918 гг?
1) о создании СНК
2) о коллективизации сельского хозяйства
3) о всеобщей воинской повинности
4) о национализации банков
5) об отмене частной собственности на землю
6) о введении продовольственного налога
19. Напишите пропущенное
слово.
Арест Временного
правительства, II Всероссийский съезд Советов явились событиями, результатом
которых стал приход к власти партии _______________________.
20.
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите политический
псевдоним автора.
«Тов. Сталин, сделавшись
генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен,
сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой
стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом
о НКПС, отличается не только выдающимися способностями. Лично он, пожалуй,
самый способный человек в настоящем ЦК но и чрезмерно хватающий самоуверенностью
и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела.
Эти два качества
двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести
к расколу, и если наша партия не примет мер к тому, чтобы этому помешать, то
раскол может наступить неожиданно.
Я не буду дальше
характеризовать других членов ЦК по их личным качествам. Напомню лишь, что
октябрьский эпизод Зиновьева и Каменева, конечно, не являлся
случайностью, но что он также мало может быть ставим им в вину лично, как небольшевизм
Троцкому.
Из молодых
членов ЦК хочу сказать несколько слов о Бухарине и Пятакове. Это, по-моему,
самые выдающиеся силы (из самых молодых сил), и относительно их надо
бы иметь в виду следующее: Бухарин не только ценнейший и крупнейший
теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его
теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к
вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не
учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики)».
Ответ ____________________________
Проверочная работа по теме «Октябрьская революция и
первые декреты Советской власти
Вариант 2
1. Первым председателем Совета народных комиссаров
был избран
1) Ленин
2) Каменев
3) Троцкий
4) Сталин
2. По предложению В.И.Ленина лозунг «Вся власть
Советам» в 1917 г. был временно снят большевиками
1) на апрельской конференции РСДРП(б)
2) на 2 съезде Советов
3) на 1 съезде Советов
4) на 6 съезде РСДРП(б)
3. Какое из названных событий произошло позже других?
1) установление советской власти
2) разгон Учредительного собрания
3) создание ВРК
4) национализация банков
4. Что из названного относится к причинам прихода
большевиков к власти в октябре 1917 г.
1) углубление социально-экономического кризиса
2) отказ кадетов продолжать войну
3) отказ А.Ф.Керенского создать коалиционное
правительство
4) объединение меньшевистских организаций
5) Декрет о земле предусматривал
1) создание колхозов
2) сохранение частной собственности на землю
3) национализацию земли
4) выкуп помещичьих земель
6. Расшифруйте аббревиатуру
СНК _________________________________________________
ВЦИК___________________________________________________________________________
РСДРП(б)_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ВЧК____________________________________________________________________________
ВРК____________________________________________________________________________
ВРЦ ____________________________________________________________________________
РСФСР________________________________________________________________________
7.
Установите соответствия между событиями Октябрьского переворота и временем,
когда они происходили
8.
Вооруженное восстание большевиков в Петрограде было проведено (по старому
стилю):
1) 10—16
октября 2) 24—25 октября 3) 7—8 ноября
9. Один из
первых документов новой большевистской власти:
1) декрет об
образовании Красной Армии 2) декрет о мире
3) декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
10.
Решение о подготовке большевиками вооруженного восстания было принято на
заседаниях ЦК (по старому стилю):
1) 26, 31
августа 2) 10, 16 октября 3) 24, 26 октября
11. Одним
из самых первых документов новой большевистской власти является:
1) декрет о
введении григорианского календаря
2) Декрет о земле
3) Декрет об
объявлении кадетской партии «партией врагов народа» и аресте ее руководителей
12. Первым руководителем ВЧК был:
1) Сталин
2) Троцкий
3) Дзержинский
4) Рыков
13. Что из названного относится к причинам созыва
большевиками Учредительного собрания?
1) популярность идеи среди населения страны
2) обязательства перед союзниками по Антанте
3) соответствие идеи программе большевиков
4) угроза реставрации монархии
14. Декрет о мире предусматривал
1) заключение сепаратного договора с Германией
2) заключение перемирия между воюющими странами
3) пересмотр договора с Англией
4) заключение сепаратного договора с Австрией
15. Осенью 1917 г. большевики добились лидирующего
положения среди революционных партий России. Укажите любые три причины данного
явления.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Расположите следующие события в хронологической
последовательности.
1) Начало заседаний 2 Всероссийского съезда Советов
2) принятие декрета о мире
3) заключение Брестского мира
4) создание Петроградского совета рабочих и солдатских
депутатов
17. Какие три положения относятся к первым
мероприятиям Советской власти?
1) заключение коалиции с кадетами
2) принятие Декрета о земле
3) восстановление крестьянской общины
4) принятие Декрета о мире
5) принятие первого пятилетнего плана
6) отделение церкви от государства
18. Напишите
пропущенное слово.
Мирный
договор, подписанный в 1918 г., между Россией, с одной стороны, и Германией,
Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией — с другой, по которому Россия понесла
значительные территориальные потери, вошёл в историю под названием ____ мир.
Ответ
___________________________________
19. Прочтите
отрывок из Декрета ВЦИК.
«Открытое 5
января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств,
большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова.
Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное,
ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа
Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать
программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и
эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем
самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской
Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и
левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в
Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.
А вне стен
Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые
эсеры и меньшевики, ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в
своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление
эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.
Ясно, что
оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только
прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов».
Используя
отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) В Декрете
большинство собрания обвиняется в призыве к свержению существующей в стране
власти.
2) Данный документ
заканчивается постановлением о 10-дневном перерыве в деятельности
Учредительного собрания.
3) Данный Декрет
был издан в 1917 г.
4) Декрет выражает
позицию партии большевиков.
5) Данный Декрет
способствовал развязыванию в России Гражданской войны.
6) В данном
отрывке большинство Учредительного собрания обвиняется в стремлении вернуть
политическую систему, существовавшую в стране при императоре Николае II.
20.
Прочтите отрывок из протокола заседания и напишите название мирного
договора, о подготовке к заключению которого в нём говорится.
«…Тов. Ленин
считает, что политика революционной фразы окончена. Если эта политика
будет теперь продолжаться, то он выходит и из правительства, и из ЦК. Для революционной
войны нужна армия, её нет. Значит, надо принимать условия.
Тов. Троцкий.
Вести революционную войну при расколе в партии мы не можем. Приходится
считаться не только с международными отношениями, но при создавшихся
условиях наша партия не в силах руководить войной… Доводы В. И.
(Ленина) далеко не убедительны… Если мы подпишем сегодня германский
ультиматум, то мы завтра же можем иметь новый ультиматум…
Тов. Сталин.
…Либо передышка, либо гибель революции – другого выхода нет.
Тов. Дзержинский.
Передышки не будет, наше подписание, наоборот, будет усилением германского
империализма. Подписав условия, мы не гарантируем себя от новых
ультиматумов. Подписывая мир, мы ничего не спасаем. Но согласен с
Троцким, что если бы партия была достаточно сильна, чтобы вынести развал
и отставку Ленина, тогда можно было принять решение, теперь – нет».
Ответ
________________________________
Ключи
Октябрьская революция
№ п/п |
Вариант |
Вариант |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
3 |
1 |
5 |
4 |
5 |
6 |
Ленин |
СНК — Совет ВЦИК — РСДРП(б) ВЧК – ВРК – ВРЦ – РСФСР – |
7 |
власть |
|
8 |
3457216 |
2 |
9 |
СНК — Совет ВЦИК — РСДРП(б) ВЧК – ВРК – ВРЦ – РСФСР – |
2 |
10 |
3 |
2 |
11 |
1 |
2 |
12 |
2 |
3 |
13 |
1 |
1 |
14 |
4 |
2 |
15 |
1 |
1) 2) 3) 4) |
16 |
Могут 2) 3)Декрет Могут А) 1) 2) 3) 4) Б) 1) 2) 3) 4) 5) В) 1) 2) 3) |
4123 |
17 |
3412 |
246 |
18 |
145 |
Брестский |
19 |
большевиков |
356 |
20 |
Ленин |
Брестский |