Учение о логических ошибках
Вопросу
о логических ошибках Аристотель посвятил
специальное сочинение «О софистических
опровержениях», которое можно рассматривать
как дополнение к «Топике» в качестве
ее последней, девятой главы. Само заглавие
этого сочинения говорит о том, что
Аристотель рассматривает софистические
доказательства как «опровержения»
истины. Он ставит задачу показать, что
софистические доказательства – мнимые
доказательства и что софистические
умозаключения на самом деле не
умозаключения, так как в них то, что
выводится, на самом деле вовсе не следует
из посылок. Аристотель показывает
формальнологическую неправильность
софистических умозаключений и ложность
их доказательств. Родственными
софистическим Аристотель считает
пейрастические доказательства, которые
применял Сократ в спорах с софистами,
когда он использовал против софистов
их же оружие!
Аристотель
говорит, что ложные умозаключения бывают
двоякого рода: одни из них формально
правильны, но исходят из ложных посылок,
другие же формально неправильны.
Софистические умозаключения представляют
лишь особую часть ложных умозаключений.
Другие виды ошибочных умозаключений
рассматриваются в «Аналитиках».
Аристотель,
как и Платон, определяет софистику как
кажущуюся, а не действительную мудрость.
Подобно тому, как бывает подлинное и
поддельное золото, так бывают истинные
и фальшивые доказательства и умозаключения.
Аристотель в сочинении «О софистических
опровержениях» ставит задачу изучить
все виды софистических уловок, изобретенных
софистами в целях построения мнимых
доказательств и кажущихся умозаключений.
Логические
ошибки Аристотель прежде всего делит
на ошибки, проистекающие из способа
выражения мысли в речи, и на ошибки
мышления, не зависящие от способа
выражения.
Логические
ошибки, основанные на словесном выражении,
Аристотель подразделяет на шесть видов.
1.
Омонимия заключается в том, что одно и
то же слово может иметь два или более
двух разных значений. Эта многозначность
слов может быть использована для
построения ложного доказательства или
умозаключения. Так, на основе двусмысленности
термина может быть нарушено правило
силлогизма, требующее, чтобы в силлогизме
было только три термина: средний термин
в одной посылке берется в одном смысле,
в другой же – в другом. Как было сказано
выше, Аристотель указывал, что одно и
то же слово (например, «благо» может
иметь различные значения, смотря по
тому, к какой категории оно в том или
другом случае относится. Теория категорий,
по Аристотелю, предохраняет от ошибок
омонимии, состоящих в отождествлении
разных понятий.
2.
Амфиболия заключается в том, что некоторая
языковая конструкция (т. е. соединение
слов) употребляется в двух (или более
двух) различных смыслах, что, так же как
и омонимия, приводит к отождествлению
различного.
3.
Неправильное соединение слов состоит
в соединении слов при отсутствии
логической связи между тем, что
обозначается этими словами. Такова
ошибка в следующем софистическом
умозаключении: «Сидящий встал. Кто
встал, тот стоит. Следователь но, сидящий
стоит».
4.
Неправильное разделение слов состоит
в разъединении в словесном выражении
того, что логически разъединять нельзя.
Аристотель
приводит следующий пример этой ошибки:
из того, что пять есть два (четное число)
плюс три (нечетное число), де лается
софистическое заключение, что пять есть
четное и нечетное число.
5.
Неправильное произношение порождает
ошибку, если при этом изменяется смысл
слова (например, при изменении ударения).
6.
Двусмысленность флексий и других
окончаний слов тоже приводит к смысловым
ошибкам (например, смешение мужского
рода с женским вследствие одинаковости
окончаний слов).
Логические
ошибки, не зависимые от способа выражения
в речи, Аристотель подразделяет на
следующие семь видов.
1.
Ошибка на основании случайного состоит
в том, что полагают, будто вещи присуще
то же самое, что и ее акциденции.
Аристотель
приводит в качестве примера этой
логической ошибки следующее умозаключение:
«Кориск – человек. Человек есть нечто
иное, чем Кориск. Следовательно, Кориск
есть нечто иное, чем Кориск».
В
этом умозаключении во второй посылке
о человеке высказывается не его сущность,
а нечто случайное, что не может быть
перенесено на подлежащее первой посылки.
Другой пример этой ошибки: «Кориск –
другое лицо, нежели Сократ. Сократ –
человек. Следовательно Кориск – не
человек» (здесь случайное будет в первой
посылке).
2.
Логическая ошибка от сказанного просто
к сказанному с ограничением и наоборот
состоит в том, что утверждение, признанное
в ограниченном смысле (как относительно
истинное в какой-либо части, или в
определенном месте, времени, отношении),
принимается как истинное вообще или,
наоборот, то, что признано истинным
вообще, ограничивается, как будто бы
оно имеет силу только в каком-либо
отношении, в определенном месте или
времени. Например, негр черен, а зубы у
него белые, следовательно, он и черен и
не черен, бел и не бел, если говорить
безотносительно, «просто». О нем же
следует сказать, что он черен или бел в
известном отношении (с ограничением).
Здесь
затрагивается вопрос о конкретности
истины. Аристотель в 25-й главе сочинения
«О софистических опровержениях» ставит
вопрос: «Благо здоровье или богатство?»
И тем и другим человек может пользоваться
дурно, следовательно, здоровье и богатство
суть благо и не благо, утверждает
Аристотель. Является ли благом пользоваться
в государстве властью? Но бывает время,
когда лучше властью не пользоваться.
Следовательно, то же самое для одного
и того же человека бывает и благом и не
благом, в зависимости от обстоятельств,
времени и места.
3.
Ошибка, которая впоследствии получила
название «ignoratio elenchi», состоит в подмене
предмета спора другим, посторонним,
имеющим лишь отдаленное сходство с тем
предметом, о котором идет речь. Таким
образом, в этом случае доказывает ся
или опровергается не то, что требуется
доказать или опровергнуть.
4.
Ложное доказательство, получившее
впоследствии название «предвосхищение
основания» (petitio principii), состоит в том,
что то, что требуется доказать, принимается
как уже доказанное. Другими словами,
здесь доказываемая мысль выводится
сама из себя: за основание доказательства
принимается то, что нужно доказать, или
то, что само основывается на том, что
нужно доказать.
5.
Аристотель отмечает ошибку в доказательствах
и умозаключениях, когда неправильно
понимается связь основания и следствия
– когда полагают, что на основании того,
что если есть одно, то необходимо есть
другое, можно сделать заключение, что
если есть это другое, то необходимо есть
и первое. Аристотель указывает, что
такого необходимого следования нет.
Так, из того, что у больного лихорадкой
высокая температура, вовсе не следует,
что человек с высокой температурой
болен лихорадкой.
6.
Аристотель указывает и такой вид
ошибочных доказательств, в которых то,
что не является причиной, принимается
за причину. Эта ошибка встречается в
доказательствах через не возможное.
7.
Ошибка смешения нескольких вопросов
состоит в том, что ответ в форме «да»
или «нет» дается на один вопрос, который
в действительности содержит несколько
разных вопросов, и потому требуются
разные ответы на эти вопросы. Например,
ставится вопрос: «Перестал ли ты бить
своего отца?» При ответе «да» следует
замечание: «Значит, ты его раньше бил»,
а при ответе «нет» делается вывод:
«Значит, ты его продолжаешь бить».
Большинство
софизмов, которые Аристотель рассматривает
в сочинении «О софистических опровержениях»,
принадлежало мегарикам, но при этом
следует иметь в виду, что мегарики
восприняли Многие софизмы, Сочиненные
До Них, так Что труд-но установить, какие
из принятых у них софизмов были их
собственным изобретением.
Фантазии Аристотеля покоились на уровне современных ему знаний о природе. Фантазии физики высоких энергий создаются инерцией мышления, основанной на объяснении экспериментов, не имеющих никакого отношения к природе. Ведь энергии в коллайдере аналогов в природе не имеется. В качестве скальпеля для исследования ползущей по своим делам улитки не стоит использовать пулю, обладающую энергией межконтинентальной ракеты. Динамику движения улитки и её внутреннее строение таким образом не изучить. Аналогично в физике высоких энергий динамику природы стремятся исследовать её мгновенным разрушением, пытаясь что-то наукообразное изобразить по полученным осколкам.
Мастерству фантазий и их вселенскому размаху учёные из физики высоких энергий учились у Аристотеля. Но если Аристотель фантазировал на основе реально существующих в природе объектов, создавая свою модель вселенной на основании того, что он видел, то его талантливейшие ученики пищу для ума формируют сами на ускорителях (коллайдерах) в экспериментальных условиях отсутствующих в природе. А раз таких условий в природе нет, то полностью в ней отсутствуют и частицы, получаемые в ускорителях. Следовательно простор для полёта фантазии возникает широчайший. Можно придумывать несуществующие законы, описывать отсутствующие в природе слабые и сильные взаимодействия, служанку наук математику провозглашать королевой, нагромождая с её помощью одну фантазию на другую. Куда Аристотелю с его примитивом до полёта мысли наших фантазёров.
И на мой взгляд начальным импульсом исследований в физике высоких энергий служило желание исследовать структуру атомного ядра (по крайней мере эту причину нам излагали на лекциях по физике в конце 50, начале 60 годов прошлого века). Но вместо исследования структуры атомного ядра в массовом порядке стали получать осколки материи, которым было присвоено название нестабильных элементарных частиц. Чем дальше в дебри высокоэнергетического леса, тем больше получали никчемных дров из обломков материи. И в основе этого теоретического бардака лежат невольные ошибки прошлого.
Исходная же ошибка физиков конца 19 столетия начала 20 заключена в трактовке механизма работы электрофорного генератора Вимшурста.
Ясно, что на лейденских банках копятся положительные и отрицательные заряды. Но в вопросе что же их создаёт последовательно возникала путаница. Обнаружили электрон и сразу же в науке сформировалась кочка зрения, что заряды в природе возникают за счёт избытка или недостатка электронов. Но ударившись затем в более высокие материи без сомнения талантливые физики упустили из виду генератор Вимшурста, который опровергает эту кочку зрения. Ведь противоположные пластинки на диске соединены проводником, который исключает создание избытка или недостатка электронов. Может изменяться только направление движения электронов и направление их вращения, что и формирует на лейденских банках положительный и отрицательный заряды.
Т.к. знак заряда определяется динамикой электрона, то электростатика оказалась никчемной, ничего не характеризующей пустышкой. А ведь на её основе построено всё величественное здание современной физики. При рассмотрении строения атомов химических элементов сразу же возникают неразрешимые проблемы: при вращении отрицательных электронов вокруг положительно заряженного ядра согласно электростатике отрицательные заряды обязаны упасть на ядро. И гений Планка предложил выход в квантовании орбит движения электронов вокруг положительного ядра. И начала стремительно развиваться квантовая механика, которая работает с реальными объектами микромира, получая реальные законы.
Таким образом, квантовая механика является современным аналогом теплорода. Теплород канул в лету, а найденные с его помощью законы используются и по сей день. Эта же судьба ожидает и квантовую механику.
Свою и немалую лепту в ошибочное представление строения атома внёс Резерфорд. Простреливая золотую фольгу альфа частицами, он обнаружил их рассеяние, в том числе некоторые летели и в обратном направлении. И Резерфорд предположил, что существует положительное ядро, вокруг которого и вертятся электроны.
Но на уровне тех знаний иного и нельзя было предположить.
И только уже в этом веке Рандолф Поль с соавторами из института имени Макса Планка заменив в атоме водорода электрон на мюон показали, что при этом изменяется радиус протона. А это возможно только в случае, если протон является не элементарной частицей, а вихрем Бенара из позитронов. Но всё же откуда выросли ноги больших расстояний между атомами, формирующих рассеяние альфа частиц?
И вновь только в этом веке профессор Дейв Кельпински с соавторами из университета Гриффитса в Брисбейне в Австралии сумели получить тень атома иттербия.
А это свидетельствует о том, что структура любого атома любого химического элемента имеет форму вложенных колец из протонов и нейтронов. И каждое из колец обладает своим набором электронов, двигающихся по ДЕТЕРМИНИРОВАННЫМ орбитам. А как мы уже знаем, в любом вихре Бенара на периферии энергия скорости вращения больше энергии осевого движения (в хоботе велика осевая скорость движения, а на периферии велика скорость вращения).
Возьмём для примера атомы золота из фольги Резерфорда.
И из соседних атомов в золотой фольге рассмотрим только пару граничных протонов (вихрей Бенара из позитронов), расположенных друг против друга.
В вихре Бенара для внешнего окружения существует только периферия. На периферии протона позитроны двигаются сверху вниз, создавая силу притяжения. Но вращение в соседних протонах в соседних атомах идёт в противоположных направлениях. А т.к. токи одного знака, двигающиеся в противоположных направлениях, отталкиваются, то атомы золота обязаны расходиться на приличные по меркам микромира расстояния (и альфа частицы получают возможность для рассеивания). Связывает же атомы в единую структуру «аппендикс» из одиночного протона с нейтроном во внешнем кольце атома (рис 3). Электрону внешнего кольца крутиться не по чему, а так сильно хочется. Он и находит себе партнёров из внешних колец соседних атомов, формируя внешнее для атомов кольцо, по которому и бегают уже обобществлённые электроны. Они и связывают фольгу в единую кристаллическую структуру. Т.е. позитроны самих протонов расталкивают атомы, а электроны внешнего для атомов кольца структуру связывают.
А т.к. так далеко (почти на век вперёд) Резерфорд заглянуть в принципе не мог, то и появилась модель атома Бора Резерфорда. Естественная последовательность получения знаний о природе привела к естественному формированию принципов квантовой механики и её использования для описания природных процессов. Но если гений Планка предложил выход для электронной оболочки, то появляется стимул изучить и структуру ядра атома. А какой наиболее элементарный метод для изучения любой структуры? Правильно: кувалда. Мы ведь автомобильный двигатель также можем изучать и при помощи кувалды. Но много ли мы при этом полезного узнаем, тем более о его электронике?
И более того за заре возникновения физики высоких энергий советский учёный Ривкинд в 50 годах прошлого века доказал, что струя воды при определённых условиях является твёрдым телом. Угловатые осколки (через мгновения превращающиеся в обтекаемые капли) возникают не только при простреле струи пулей, но при определенной скорости вращения при пересечении струи лопастью вентилятора. Какой-то недоучка получил парадоксальные результаты на струе воды. Но какое отношение они имеют к исследованиям на ускорителях многочисленных академиков всех академий мира и нобелевских лауреатов? А никакого. Ведь пуля в струе воды это из параллельной вселенной, не имеющей никакого отношения к высокой науке.
И высокая наука начала городить одну ересь за другой. Создали стандартную модель.
Протон и нейтрон в стандартной модели вроде бы описываются и даже даётся схема преобразования нейтрона в протон.
Тем не менее задача поставленная перед кувалдометром коллайдера, так и висит в воздухе. Какова структура ядра атома? Какую роль в ней играют нейтроны? Зачем нейтрону переходить в протон, а протону в нейтрон? И самое главное: докажите что протон действительно может переходить в нейтрон. Если нет ответа на эти вопросы, то зачем нужны ускорители? Ответа на эти вопросы нет и быть не может, значит лиц их задающих надо гнобить, объявляя приверженцами лженауки. А является ли наукой сама физика высоких энергий?
Когда наконец приверженцы физики высоких энергий включат свои мозги и поймут, что нельзя динамический объект исследовать кувалдометром коллайдера. Стоит ли исследовать принцип работы работающего электромотора расстреливая его межконтинентальной ракетой? Затраты выше крыши, а результат? Результат будет абсолютно одинаковый с результатом исследования матушки природы на коллайдере. Получен на коллайдере громогласный ПШИК, что и показал ранее Ривкинд, отказавшись исследовать внутреннее строение струи воды снарядами всё большей и большей энергии..
Букреев В.С.
https://bvs1940.wixsite.com/mysite/pril … ristotelya
Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского. Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.
Основы философии Аристотеля
Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.
Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.
Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».
Составляющие философии Аристотеля
Учение философа делится на 4 части:
- теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
- практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
- поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
- логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.
В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.
Понятие метафизики
Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.
Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.
Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.
Аристотель о физике
По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.
Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.
Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.
Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.
Что такое душа
Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.
Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.
Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.
Философ о природе
Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.
Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.
Аристотель об этике
Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.
Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.
Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.
Аристотель о политике
Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.
Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.
Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.
В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).
«Поэтика» Аристотеля
Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.
Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.
В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).
Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.