ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ С ОШИБКАМИ
5 КЛАСС
Счет лет в истории
Найдите ошибку.
В один музей принесли древний меч. На мече была вырезана надпись: «Этим оружием Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через два дня после его гибели в 71 году до Рождества Христова». Осмотревшие меч ученые знали, что вождь восставших рабов по имени Спартак действительно погиб в 71 году до н.э. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая: она сделана не друзьями Спартака, а много-много позже.
Объясните, почему ученые пришли к такому выводу.
Первобытные люди
Найдите ошибки.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад…
Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от стада, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса – к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
Первобытные земледельцы и скотоводы
Найдите ошибки.
Один ученик был большим выдумщиком. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно:
«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперед челюстями они напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязания – чей сноп будет больше. Победила самая юная — ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
— Нечестно!- заметил руководитель родовой общины, высокий парень, следивший за работой.- У тебя серп железный, а у них то медные.
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было — в те времена они еще не стали домашними животными. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного — они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной».
В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их.
В городе Афины
Задание 1. Население Афин в 5 в. до н.э.
Кто в Афинах считался гражданином? Какими правами обладал афинский гражданин?
Кто такие переселенцы? Чем их права отличались от прав граждан?
Чем рабы по своим правам отличались от граждан и переселенцев?
Задание 2. Укажите, какие слова и выражения пропущены в тексте.
Представьте, что вы совершаете прогулку по Древним Афинам.
Лишь одна дорога ведет на холм с крутыми обрывистыми склонами. Холм называется ________(1).
При входе на холм справа на уступе скалы стоит небольшой храм богини _______(2). Обычно ее изображали ________(3). Желая удержать богиню в своем городе, афиняне воздвигли храм в честь ________(4).
Вершину холма украшает бронзовая статуя ________(5). Статую создал скульптор _________(6). Моряки, подплывая к _________(7), могли заметить, как блестят на солнце позолоченные _________________(8).
Самым прекрасным творением греческих строителей был ______________(9).
На том месте, где согласно мифу спорили между собой Афина и Посейдон, находится храм. В одном из его портиков вместо обычных колонн стоят ________(10).
Древний Египет
Найдите ошибки.
У египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было прейти вброд… Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…
Завоевания фараонов
Впишите пропущенные слова в тексте.
Самые крупные завоевания совершил около _________ года до н.э. фараон ___________.
У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из ______________. Так называется сплав двух металлов: _________________________. Войсками фараонов были завоеваны в Африке богатая золотом ____________, в Азии богатый залежами медной руды ____________________ полуостров и страны:
________________________
________________________
________________________.
Границы Египетского царства в Азии доходили до реки ________________, а в Африке до ________________ порога.
6 КЛАСС
Раздробленность
1. Исправьте не менее шести ошибок в тексте. Причины и последствия раздробленности.
После войн Владимира Мономаха и Мстислава возросла угроза со стороны половцев. Княжеские
смерды получали земли в различных частях Руси и занимались там хозяйственными делами. При
господстве рыночного хозяйства связи между отдельными частями страны были слабыми. Крупные
города, разоряясь, стремились обособиться от власти великого князя. Это укрепляло Русь в военном
отношении, но территорией небольших размеров труднее управлять, следить там за порядком и т.д.
2. Ниже приводится текст документа. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Се аз князь Ярослав Владимирович, посоветовавшись с посадником Мирошкою, и с тысяцким Яковом, и со всеми новгородцами, подтвердил мир старый с послом Арбудом, и со всеми немецкими сынами и с готами (жителями острова Готланд), и со всем латинским народом. Повелел послать посла своего Григу на сей правде.
Первое. Ходить новгородскому послу и всякому новгородцу в мир в немецкую землю и на Готланд; также ходить и немцам и готам в Новгород без пакости, не обидим никого.
Как называются такие документы? ____________________________________
С какой целью новгородцы «ходили» в Германию и на Готланд, а иностранцы – в Новгород? ____________________________________________
На основе документа составьте схему управления в Новгороде.
Нашествие монголов
Укажите пропущенные имена, даты, географические названия.
Один из предводителей монгольских племен ____1____ в начале ____2____ века объединил их и принял имя ______3______. С огромным войском он покорил ___4____ и ______5______, затем его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к русским князьям. В ____6____ году на реке ____7_____ произошла битва, где русско-половецкое войско потерпело поражение. В ____8____ году внук ___9____ хан ____10____ двинулся на ___11_____. Первым пал город ______12____. Затем настала очередь ______13_______. В битве на реке _____14_____ в ____15_____ году погиб князь ____16_____. Не дойдя 100 верст до ____17_____, хан ____18_____ повернул назад. На пути в степи он в течение 7 недель осаждал город ___19____. Через два года в ___20____ году монголами был взят город ___21_____.
Смутное время
Впишите даты, географические названия и имена в следующий текст:
Для освобождения _________1_________ с осени ____2____ года в городе ________3________ стало собираться ополчение. Во главе его встали _________4_________ и ________5________ .
В ____6____ году ополчение выступило в поход. Долго находилось оно в городе ______7_______, готовясь к решительным действиям. Лишь в августе _____8_____ года ополчение подошло к _________9________. В это время к городу подошел отряд противника во главе с ______10_______. Во время боев под _______11_______ к ополчению ______12_____ и ________13_________ присоединились казаки из первого ополчения, во главе которого стоял ________14___________. После освобождения _______15________ в ____16____ году состоялся Земский собор. На нем новым царем был избран _________17________. Но военные действия на этом не закончились.
Карточка №2 по теме «Древнейшие люди» (закрепление Урок №2)
Задание №1: выбери один верный ответ
1. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет назад, были обнаружены археологами в:
а) Северной Америке; б) Восточной Африке; в) Южной Австралии; г) Западной Европе.
2. Для облика древнейшего человека НЕ характерны (а):
а) выступающие челюсти; б) прямая походка; в) прыгающая походка; г) руки, свисающие ниже колен.
3. Ученые считают, что древнейшие люди, жившие в человеческом стаде, добывали себе пищу, занимаясь:
а) охотой; б) ремеслом; в) земледелием; г) торговлей.
4. Первобытный коллектив людей, где действовал обычай «один за всех и все за одного», назывался:
а) человеческое стадо; б) родовая община; в) соседская община; г) племя.
5. Первобытные люди общались друг с другом с помощью:
а) речи; б) жестов; в) разнообразных звуков; г) рисунков.
6. Умение изготавливать орудия труда помогло древнейшему человеку:
а) лучше общаться друг с другом; б) удачнее охотиться; в) жить в одиночку; г) заниматься собирательством.
Задание №2: найдите исторические ошибки, допущенные в тексте (5 ошибок)
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад…
Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от стада, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса – к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
Ответы запишите в следующей форме:
Ошибка, допущенная в тексте |
Верный ответ |
Задание №3: отгадай загадку
Назови это занятье,
Когда целый день-деньской
Плоды, ягоды, коренья-
Что имеет вид съестной,
Люди первые искали
Стадом все потом съедали.
КЛЮЧИ
Карточка №2 по теме «Родовые общины охотников и собирателей» (закрепление Урок №2)
Вариант №1
Задание: найдите исторические ошибки, допущенные в тексте (4 ошибки)
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад…
Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от стада, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса – к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
Ответы запишите в следующей форме:
Ошибка, допущенная в тексте |
Верный ответ |
|
первобытные люди могли общаться только звуками |
|
ледниковый период наступает гораздо позже по времени, а не 2 млн. лет назад |
3) одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода |
когда человек только выделился из животного мира он не умел еще шить одежду |
|
2 млн. лет назад хлеб не могли выращивать |
5) динозавр |
к этому времени динозавры исчезли как вид |
Урок – игра «Найди ошибку» — 5 класс.
Декабрь 2011 – 2012 год.
Щербакова И.Н.
Задачи урока:
1. Повторить и обобщить материал по теме « Древний Восток».
2. Формировать у учащихся умения – анализировать учебный материал, обобщать, делать выводы. Работать с источниками, с хронологией, с историческими понятиями.
3. Воспитывать уважение к народам Востока, к их древней культуре.
В классе формируется две команды. Остальные члены классного коллектива – зрители.
Из старшеклассников образуется жюри.
Весь урок дети ищут исторические ошибки.
Первый конкурс «Найди неправильный ответ»
Задание первой команде.
1.Тутанхамон был царём Египта.
2. Знаменитые «Ворота Иштар» были сооружены талантливыми архитекторами Древнего Вавилона.
3. Шелковичных червей для производства шёлковых тканей разводили в Индии (Китае).
4. Родиной шахмат был Китай (Индия).
5. Знаменитая Нефертити была царицей Вавилона (Египта).
Задание второй команде.
1. Кастовый строй при переходе от первобытнообщинного строя к классовому сложился в Индии.
2. Раджами назывались вожди в Китае (Индии).
3. Система шадуфов для подъёма воды при поливе посевов была создана в Ассирии (Египте).
4. В древней Индии писали на пальмовых листьях.
5. «Блуждающей рекой» называли в древности Ганг (Хуанхе).
Второй конкурс «Наведи порядок».
Задание первой команде.
1. Более 10 тысяч лет назад – построена пирамида Хеопса (возникло земледелие).
2. 538г. до н.э. – возникло земледелие (завоевание персами Вавилона).
3. Около 2600г. до н.э. – завоевание персами Вавилона (построена пирамида Хеопса).
4. 612г. до н.э. – Ниневия, столица Ассирии захвачена Вавилонским царством.
Задание второй команде.
1. Около 7 тысяч лет назад – завоевание персами Египта (начало обработки меди).
2. 1792г. до н.э. – объединение Китая в единое государство (начало правления Хаммурапи)
3. 221г. до н.э. – начало обработки меди (объединение Китая в единое государство).
4. 525г. до н.э. – завоевание Египта персами.
Третий конкурс «Какие ошибки содержит сон ученика»
Задание первой команде.
«Два ученика задремали на уроке. Одному из них приснилась Африка более двух миллионов лет назад…. Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое весёлых мальчишек отстают от стада. Увлечённо о чём – то разговаривая. «Хватит болтать! – кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из — за пазух , и стали жевать коренья, орехи и даже чёрствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса – к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр.
Что будет дальше? Узнать не удалось. Звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Задание второй команде.
Второму ученику приснился Древний Египет. Ему приснилось, что Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно пройти в брод.
Корабельщики довезли его по Нилу до первого порога. Он сошёл на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва он направился к пирамиде, как хлынул ливень, и ему пришлось спрятаться в дубовой роще. Однако египтяне сказали ему, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.
Четвёртый конкурс.
Задание первой команде « Где правда, а где преувеличение»
В Ассирии нашли надпись на стене гробницы: «Я – Синахериб, великий царь, могучий царь, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырёх сторон света, премудрый пастырь, послушный великим богам, хранитель истины, любящий справедливость, творящий добро… узда, смиряющая строптивых, испепеляющий молнией супостатов. Бог Ашшур…. даровал мне несравненное царствование…. От Верхнего моря, где закат солнца, до Нижнего моря, где восход солнца ….и враждебные правители устрашились боя со мной».
Задание второй команде «Найти ошибки»
В усыпальнице персидских царей найдена надпись Дария 1.
« Я – Дарий, царь великий, царь царей, царь многоплемённых стран, царь этой земли великой. По воле Ахурамазды, вот те страны, которыми я овладел помимо Персии – Лидией, Вавилонией, Китаем, Индией, Египтом.
Пятый конкурс «Лишнее слово в ряду»
Задание первой команде.
1. Пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись
2. Алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага.
3. Шахматы, сахар, хлопок, корабль.
4. Чай, алфавит, компас, шёлк.
Задание второй команде.
1. Пирамиды, шахматы, фараон, Мемфис.
2. Нил, Ниневия, Тигр, Евфрат.
3. Тутмос, Хаммурапи, Дарий, Самсон.
4. Копьё, лук, серп, меч.
Шестой конкурс «Неправильный ответ»
Задание первой команде.
Древние государства Западной Азии:
1. Египет.
2. Вавилон.
3. Ассирия.
4. Персия.
Задание второй команде.
Крупнейшие правители древних государств в Западной Азии:
1. Ашшурбанипал.
2. Шамош.
3. Кир.
4. Хаммурапи.
Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
Выставление оценок, награждение команд.
Тексты с ошибками являются хорошим подспорьем
в работе учителя для лучшего усвоения
фактического материала и повышения мотивации
при изучении истории. Их можно использовать при
проведении познавательно-развлекательных игр,
занятий повторительно-обобщающего характера,
для индивидуальной работы, в том числе в
компьютерном зале. Приведенные ниже задания
служат образцом, по которому учащиеся составляют
свои собственные тексты с ошибками. Такая форма
работы является весьма продуктивной, развивает
творческие способности учащихся.
Работать с текстами можно по-разному. При
наличии времени дается задание выписать ошибки и
исправить их, при его отсутствии можно просто
подчеркнуть ошибки в тексте. На начальной стадии
работы с текстами желательно продемонстрировать
алгоритм ее выполнения, вызвав для этого к доске
наиболее способных учеников, которые зачитывают
предложения вслух по очереди и дают подробный
комментарий к найденным ошибкам. Подобная форма
контроля носит ненавязчивый характер и вызывает
у учащихся неподдельный интерес.
Тексты с ошибками по всеобщей истории.
Древний Египет
Тутмос III намеревался увековечить свое имя,
построив величайшую пирамиду Египта. Стараясь во
всем отличаться от предыдущих царей, он приказал
заложить фундамент постройки на восточном
берегу Нила, чтобы ветры, дующие из Сахары, не
смогли замедлить строительство. Однако
верховный жрец Хеопс доложил царю, что
строительство пирамиды затягивается из-за
нехватки рабов.
Царь повелел собирать войско для похода в
далекую северную Нубию. Он рассчитывал на
большую добычу: серебро, слоновую кость, дерево и,
конечно, “живой товар”. Армия египтян наводила
ужас на своих соседей. Покоренные народы
называли столицу Египта – город Каир – “городом
крови”.
Обеспечив строительство достаточным
количеством рабов, царь повелел завершить
строительство пирамиды к концу 1750 года до н.э.
Ошибки:
- Во времена Тутмоса III пирамиды не строились.
- Величайшая пирамида была выстроена по приказу
Хеопса. - Правители Египта – фараоны, а не цари.
- Все пирамиды были построены на левом берегу
Нила в соответствии с религиозными
представлениями египтян о том, что “царство
мертвых” расположено на западе. - Хеопс был фараоном.
- На строительстве пирамид были задействованы в
основном крестьяне. - Нубия расположена южнее Египта.
- Каир не был столицей древнего Египта.
- “Городом крови” называли столицу ассирийского
царства — Ниневию. - Тутмос III правил позже.
Древняя Персия
Величайшим правителем Персидской державы,
простиравшейся от реки Инд на западе до
Средиземного моря на востоке, был “царь царей”
Дарий I. Продолжая дело своего отца Кира, он
расширил владения за счет присоединения
Вавилона и Египта.
Власть царю вручил бог Шамаш, повелев мудро
распоряжаться ею, не допуская излишней
жестокости в отношении подданных. Дарий I
отличался образованностью и заботился о
процветании государства и развитии культуры. До
нас дошла знаменитая глиняная библиотека,
созданная по его приказу.
Главным городом он сделал прекрасный
Персеполь. Потоком текло золото в сокровищницы
царя, позволяя возводить невиданные чудеса
архитектуры. Дарий I приказал возвести
великолепные висячие цветущие сады. Вход в сады
охраняли огромные статуи крылатых быков с пятью
ногами. Позаботился царь и о своих предках,
приказав перенести их могилы в Долину царей, а к
ней построить знаменитую “царскую дорогу”.
Ошибки:
- Персидская держава на западе доходила до
побережья Средиземного моря, на востоке — до реки
Инд. - Дарий I не был сыном Кира.
- Вавилон был завоеван Киром в 538 году до н.э.
- Египет был присоединен к владениям Персии
Камбизом – сыном Кира. - Шамаш был вавилонским богом.
- Глиняная библиотека, дошедшая до нас, создана по
приказу ассирийского царя Ашшурбанапала. - Висячие сады были построены по приказу
Навуходоносора в Вавилоне. - Статуи крылатых богов – культурное наследие
Ассирии, они не охраняли вход в сады. - Долина царей находится в Египте, там нет
захоронения предков Дария I - Царская дорога проходила по азиатским
владениям Персии и не могла привести в Долину
царей.
Религиозные войны во Франции
В XVI веке Франция раскололась на два
противоборствующих лагеря – католиков во главе
с королевским домом и гугенотов во главе с
герцогами Гизами. Французские короли из династии
Бурбонов поддержали католическую церковь, так
как опасались раскола государства и ослабления
королевской власти. В ходе религиозных войн
гугеноты получали помощь от Испании, а католики
– от римского папы.
Ожесточенная борьба в течение первых десяти
лет привела к решению прекратить распри:
примирение предполагалось осуществить на
свадьбе сестры короля Маргариты с Генрихом Гизом
– лидером французских гугенотов.
Воспользовавшись удобным случаем, в ночь на 24
августа 1582 года гугеноты устроили страшную резню
католиков в Париже, вошедшую в историю под
названием Варфоломеевской ночи. Расправа
длилась две недели, погибло 30 тысяч человек,
среди жертв оказался и король Генрих III. Генрих
Гиз, получив корону Франции, издал Нантский
эдикт: кальвинизм был объявлен государственной
религией, религиозные войны прекратились.
Ошибки:
- Герцоги Гизы были лидерами католического
лагеря. - Король Франции происходил из династии Валуа.
- Гугеноты не могли получать помощь из Испании,
где особенно сильны были позиции католической
церкви. - Маргарита вышла замуж за Генриха Наваррского.
- Варфоломеевская ночь была в 1572 году.
- Резню устроили не гугеноты, а католики.
- Расправа продолжалась три дня, затем
перекинулась в провинции. - Королем Франции во время Варфоломеевской ночи
был Карл IX, он принимал участие в избиении
гугенотов. - Королем Франции, который издал Нантский эдикт,
был Генрих IV Бурбон. - По Нантскому эдикту государственной была
объявлена католическая вера.
Тексты с ошибками по истории России.
Россия в период правления Ивана IV
Грозного
Великий князь московский Василий III умер в
I533 году, регентшей при трехлетнем сыне Иване
стала его мать Софья Палеолог. Однако правила
мать Ивана всего год. После ее смерти наступил
период боярского правления, который был назван
Смутным временем. Разгул и притеснения бояр
вызывали всеобщее недовольство. Народ связывал
надежды на прекращение Смуты с коронацией
Ивана IV Васильевича.
Молодой царь решительно взялся за наведение
порядка и укрепление государственной власти. С
этой целью он созвал Земский собор, принявший
новый Судебник. Статьи законов были разделены на
100 глав, поэтому собор вошел в историю как
“Стоглавый”. По новому Судебнику
ограничивались злоупотребления наместников,
усилилась зависимость крестьян от
землевладельцев. Создавались новые центральные
органы управления – приказы. Была проведена
военная реформа: отменялось местничество,
создавалось опричное и стрелецкое войско.
Благодаря этим реформам появилась возможность
проведения более активной внешней политики и
захвата Поволжья и Прибалтики. В 50-е годы
XVI века в состав России вошли Казанское,
Астраханское и Крымское ханства. Началась
длительная война с Ливонским орденом,
завершившаяся в 1584 году присоединением к
России части польской Ливонии. Во время войны
некоторые бояре, в том числе князь Андрей
Курбский, бежали в Литву, так как опасались
необузданного царского гнева и
подозрительности.
В 1565 году болезненно подозрительный Иван IV
ввел опричнину, жертвами которой стали не только
бояре, но и близкие царю люди. В 1581 году в припадке
гнева царь убил своего сына и наследника
престола царевича Ивана. В 1584 году скончался Иван
Грозный, династия Рюриковичей по мужской линии
пресеклась.
Ошибки:
- Регентшей Ивана IV была его мать Елена Глинская.
- Правила Елена Глинская с 1533 по 1538 год.
- Смутное время – более поздний период истории,
связанный с династическим кризисом (пресечением
династии Рюриковичей) - Стоглавым был церковный собор, а не Земский.
- Судебник, принятый в 1550 году, не содержал 100 глав.
- Но новому закону местничество ограничивалось.
Отмена местничества произойдет позже, в 1682 году. - В ходе военной реформы создавалось стрелецкое,
а не опричное войско. - В состав России в 50-е годы вошли Казанское и
Астраханское ханства, Крым был присоединен в
период правления Екатерины Великой. - Ливонская война закончилась поражением России
в 1583 году. - Династия Рюриковичей пресеклась после смерти
Федора Иоанновича в 1598 году.
Реформы Петра Великого
Во время правления Петра I были проведены
реформы, преобразившие Россию. Целью этих реформ
было превращение страны в великую европейскую
державу. Для достижения этой цели необходимо
было получить выход к морям, а значит,
требовались сильная армия, флот и деньги.
Первым делом Петр I ликвидировал стрелецкие
полки и полки иноземного строя. Началось
формирование регулярных полков на основе
рекрутской повинности. Образцом для других
полков служили Преображенский и Семеновский
полки.
Служба государю была поставлена выше знатного
происхождения. Введя в 1714 году “Табель о
рангах”, Петр I разделил всех служилых людей на
14 рангов или чинов. Всякий получивший чин
шестого класса становился потомственным
дворянином.
Для обеспечения регулярного поступления денег
в казну Петр I провел перепись населения. Вместо
прежней подушной подати все население платило
единую подворную подать.
Вместо Боярской Думы в 1708 году был учрежден
совет высших чиновников, получивший название
Правительствующего Сената. Московские приказы
Петр I заменил коллегиями. Президенты коллегий
решали дела по своему усмотрению и подчинялись
только императору. Для усиления местного
аппарата власти страна была разделена на 50
губерний, которые в свою очередь делились на
провинции.
Были приняты меры к ограничению прав
духовенства и изъятию части церковных доходов.
После смерти патриарха Никона царь не назначил
ему преемника, а учредил Духовную Коллегию или
Адмиралтейство, подчинив церковь самодержавной
власти царя. Таким образом, при Петре I в России
оформился абсолютизм.
Ошибки:
- Петр I ликвидировал только стрелецкие полки.
- “Табель о рангах” была введена в 1722 году.
- Потомственное дворянство получали лица,
дослужившиеся до чина 8 класса. - Петр I заменил подворную подать подушной.
- Подать платили только мужчины.
- Правительствующий Сенат был создан в 1711 году.
- В коллегиях решения принимались коллективно.
- В петровское время было 8 губерний.
- Патриарх Никон жил в XVII веке, в петровское время
патриархом был Адриан. - Духовная коллегия была преобразована в
Святейший Правительствующий Синод,
Адмиралтейство занималось делами морского
флота.
Северная война
Чтобы вывести Россию в ранг европейских держав,
необходимо было получить выход к незамерзающим
морям. Для этого Россия должна была вступить в
борьбу с сильными противниками: либо с Турцией,
либо со Швецией. Азовские походы против Турции
продемонстрировали неподготовленность России к
войне. Попытка закрепиться на берегах Черного
моря оказалась неудачной.
Для поиска союзников в войне со Швецией в 1699
году в Европу было отправлено Великое
посольство. В ходе переговоров был заключен
Северный союз против Швеции. Петр заручился
поддержкой Пруссии, Дании и Австрии.
Северная война началась неудачно для
союзников. Первое сражение под Нарвой в
1700 году из-за численного превосходства войск
шведского короля Карла XII было проиграно
русской армией. Однако неудачи не сломили Петра
I. Воспользовавшись тем, что Карл XII был
занят борьбой с Пруссией и Австрией, русский царь
восстановил боеспособность войск с помощью
рекрутских наборов, переплавил колокола на пушки
и уже через несколько лет праздновал первую
победу, одержанную под Санкт-Петербургом.
Разделавшись с союзниками, Карл XII двинулся на
Украину на соединение с войсками гетмана Мазепы.
Шведы осадили Полтаву, где было много
боеприпасов и провианта. 27 июня 1708 года произошла
Полтавская битва, которая закончилась полной
победой русского оружия, а Карл XII чуть не попал в
плен.
Турецкий султан оказал поддержку шведскому
королю и объявил России войну. Однако русская
армия осуществила блестящий Прутский поход и
вынудила турецкого султана подписать перемирие.
После одержанных русским флотом побед на
Балтийском море Карл XII был вынужден подписать в
1725 году Ништадтский мир, по которому Россия
получила огромную контрибуцию и обширное
побережье Балтийского моря от Выборга до Риги.
Завершение Северной войны было отмечено пышными
празднествами, а Петр I был провозглашен
императором.
Ошибки:
- Второй Азовский поход был удачным. Россия
получила выход к Азовскому морю. - Великое посольство отправилось в Европу в 1697
году. - Главной целью посольства был поиск союзников в
борьбе с Турцией. - Союзниками России были Дания, Саксония и Речь
Посполитая. - Сражение под Нарвой не было первым сражением
Северной войны, оно произошло после поражения
Дании и неудачной осады Риги войсками Августа II. - В сражении под Нарвой численное превосходство
было на стороне русских войск. - Первая победа русскими войсками была одержана в
Прибалтике, а Санкт-Петербург начали строить в 1703
году. - Полтавская битва произошла в 1709 году.
- Прутский поход был неудачным для русской армии.
- Ништадтский мир был подписан после смерти Карла
XII, в 1721 году.
Россия в период дворцовых переворотов
Петр I, изменив порядок престолонаследия,
умер в 1725 году, не успев назначить преемника. При
поддержке гвардии и сподвижников Петра на
престол взошла его вторая жена Екатерина I. При
императрице государством фактически управлял
А.Меншиков. Однако правление Екатерины длилось
недолго, всего пять лет. После ее смерти для
решения вопроса о престолонаследии был создан
Верховный тайный совет, который пригласил на
российский трон курляндскую герцогиню Анну
Иоанновну, племянницу Петра I.
Во время ее правления в стране господствовали
иностранцы. В стране процветали казнокрадство,
произвол, свирепствовала тайная полиция. Дворяне
и гвардия попытались отстранить от
государственных дел всесильного фаворита Бирона
и ограничить власть императрицы, вручив ей
секретные кондиции. Однако попытка оказалась
неудачной.
После смерти императрицы, согласно ее
завещанию, российский престол заняла дочь Петра I
Елизавета. Она правила 25 лет. Елизавета
Петровна стремилась продолжать политику,
начатую ее великим отцом. Высшие государственные
должности при ней занимали русские, среди
которых было немало талантливых, образованных
людей. При Елизавете Петровне была отменена
смертная казнь, расширялись привилегии
дворянства, был открыт Московский университет.
В 1756 году Россия в союзе с Францией и Англией
вступила в войну с Пруссией и Австрией. Позже она
получила название Семилетней войны. Прусская
армия Августа II потерпела поражение в сражениях
при Гросс-Егерсдорфе и Кунерсдорфе, что
позволило русским войскам захватить Берлин.
Положение Пруссии становилось безнадежным, но
смерть Елизаветы и вступление на русский престол
в 1762 году императора Петра II изменили ход войны.
Петр II возвратил Пруссии все завоеванные
территории и заключил союз с прусским королем
против вчерашних союзников России.
Ошибки:
- Екатерина I правила с 1725 по 1727 гг.
- Верховный тайный совет был создан в период
правления Екатерины I, а не после ее смерти. - Анна Иоанновна была приглашена на российский
трон после смерти Петра II в 1730 году. - Кондиции были вручены Анне Иоанновне до ее
вступления на престол, их цель — ограничение
власти императрицы. - Елизавета Петровна взошла на престол в
результате очередного государственного
переворота, отстранив от власти малолетнего
Ивана VI. - Правила Елизавета 20 лет, с 1741 по 1761 гг.
- Россия была в союзе с Францией и Австрией, им
противостояли Пруссия и Англия. - Прусским королем был Фридрих II.
- После смерти Елизаветы Петровны правил Петр III.
- Петр III вступил на престол в 1761 году.
Россия в период правления Екатерины
Великой
После смерти Елизаветы Петровны в 1761 году
российской императрицей стала Екатерина II.
Властная и энергичная императрица окружила себя
талантливыми дипломатами и полководцами,
сосредоточила в своих руках все нити управления
страной. В течение первых лет царствования возле
нее находился всесильный фаворит Г.Орлов, о
котором А.С.Пушкин писал: “Ему мы обязаны Черным
морем”.
Екатерина II проводила активную внешнюю
политику. В ее правление произошли три
русско-турецких войны, в результате которых были
присоединены Молдавия, Валахия, Крым, часть
Польши. Одним из лучших русских полководцев был
фельдмаршал А.В.Суворов, который за взятие Крыма
получил титул графа Таврического. К концу
правления Екатерины II Россия значительно
расширила свои владения и превратилась в великую
мировую державу. Канцлер А.Безбородко говорил:
“…при нас ни одна пушка в Европе без позволения
нашего выпалить не смела”.
Внутренняя политика Екатерины II была
отмечена расширением прав и свобод подданных,
заботой о благосостоянии и просвещении народа.
Императрица проводила политику “просвещенного
абсолютизма” и руководствовалась идеями
французских просветителей. В 1775 году ею была
издана “Жалованная грамота дворянству”, через
пять лет — “Жалованная грамота городам” и
“Жалованная грамота крестьянам”. Вслед за
просветителями Екатерина II критиковала роль
православной церкви в государстве и хотела
лишить ее права активно вмешиваться в политику. С
этой целью она издала указ о секуляризации
церковных земель.
Впервые в истории Екатерина II привлекла к
разработке нового свода законов выборных
депутатов от разных сословий и даже сама
составила “Наказ” Уложенной комиссии, в котором
использовала идеи французских просветителей.
Ошибки:
- Екатерина II вступила на трон в результате
переворота в 1762 году. - Слова Пушкина относились к Г.Потемкину.
- В период правления Екатерины II с Турцией Россия
воевала дважды: в 1768-1774 гг. и в 1787-1791 гг. - Молдавия и Валахия не входили в состав
Российской империи. - Часть польских земель была присоединена в
результате трех разделов Речи Посполитой. - А.В.Суворов носил титул графа Рымникского, титул
князя Таврического носил Г.Потемкин. - Расширение прав и свобод распространялось
исключительно на дворянское сословие. - “Жалованная грамота дворянству” была издана в
1785 году. - “Жалованная грамота городам” была издана в 1785
году, а “Жалованной грамоты крестьянам” в
истории не было. - Екатерина II провела секуляризацию церковных
земель, но никогда не критиковала роль и место
православной церкви.