История 5 класс как законы солона изменили жизнь афинян

В Древней Греции из-за специфических условий ведения хозяйства сложился полисный строй, а не восточная деспотия, как в государствах Дре...


Законы Cолона

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 105.

Обновлено 10 Июня, 2022

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 105.

Обновлено 10 Июня, 2022

В Древней Греции из-за специфических условий ведения хозяйства сложился полисный строй, а не восточная деспотия, как в государствах Древнего мира. Полисная демократия стала результатом борьбы населения полисов против тиранов. В Афинах одним из этапов перехода к этой форме правления стали реформы Солона, проведённые около 593 года до н. э., которые изучаются на уроках истории в 5 классе.

Законы о долгах, рабах и судьях

Солон родился около 640 года до н. э., и в 594 году до н. э. он стал влиятельным политическим деятелем в Афинах, где в 621 году до н. э. Драконт составил первые записанные законы.

Солон

Рис. 1. Солон.

В том же 594 году Солон был избран архонтом и получил чрезвычайные полномочия. Как правило, на этот пост избирал ареопаг, но из-за особой ситуации выборы были поручены народному собранию. Все социальные слои, то есть аристократы и простой народ, рассматривали его компромиссную фигуру.

Первый из законов Солона получил название «сисахфия» — отмена всех долгов и освобождение от рабского статуса кабальных должников. Помимо этого, было запрещено долговое рабство. Результатом стало снижение социальной напряжённости и переход заложенных земельных участков в собственность. Рабов, ранее проданных в другие полисы, государству следовало выкупить за свой счёт.

Второй закон был связан с выборностью судей. Благодаря ему, судьёй мог стать любой афинянин, необязательно знатный и богатый. Солон дал право любому из граждан возбудить судебный иск по делу, которое не имеет прямого отношения к человеку.

В рамках судебной реформы был учреждён новый суд — гелиэя. Он стал важнейшим органом прямой демократии. Второе его название — дикастерий. Суд заседал на площади Гелиэя в Афинской агоре, поэтому и получил такое название. Судей называли дикастами и гелиастами.

Древние Афины

Рис. 2. Древние Афины.

Порядок государственного управления

Одной из реформ Солона стало учреждение нового органа власти — Совета Четырёхсот. В него вошли по 100 представителей от каждой общины (филы) области Аттика. Такой совет стал альтернативной более древнему ареопагу, существовавшему ещё со времён родоплеменного строя. Кратко говоря, ареопаг представлял собой оплот аристократии и олигархии и состоял из девяти человек — архонтов.

Социальная реформа Солона заключалась в том, что всё население полиса поделили на четыре разряда, исходя из размеров имущества и годового дохода:

  • Пентакосиомедимны. Они должны были иметь доход свыше 500 медимнов серебра и занимать должность архонта или казначея.
  • Гиппеи. Могли служить в кавалерии.
  • Зевгиты. Могли служить тяжёлыми пехотинцами — гоплитами.
  • Феты. Самые бедные, они не могли служить гоплитами и занимать государственные должности, но им разрешалось работать в суде присяжных и народом собрании.

Солон скончался в 559 году до н. э., и его реформы стали далеко не последними в Афинах. В 462 году до н. э. была проведена реформа Эфиальта, которая ликвидировала значительную долю политической власти ареопага. Он остался в основном судебным органом, ведавшим уголовными и религиозными преступлениями.

Совет Четырёхсот

Рис. 3. Совет Четырёхсот.

Заключение

Что мы узнали?

Кратко подытоживая, реформы Солона стали важным историческим событием в Афинском государстве. Основными из них были социальная и судебная, а также создание Совета Четырёхсот.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 105.


А какая ваша оценка?

В VI веке до н. э. Афины находились в состоянии гражданских распрей, острой борьбы между группировками аристократов. Происходило закабаление простого народа и велась война за остров Саламин. И именно Солон предложил Афинам выход из весьма непростой ситуации в полисе.

Время чтения: 3 минуты

Кто такой Солон

Афинянин Солон был настоящим полиматом — «универсальным человеком». Этот политик, аристократ, богач, известный поэт, общественный деятель и мудрец жил приблизительно в 640–560 годах до н. э. Славу политического деятеля он завоевал во время очередной войны Афин с аттическим городом Мегары за Саламин, являющийся самым крупным из Саронических островов, и потому важным в геополитическом плане. Солон пользовался неоспоримым авторитетом среди населения, доверявшего ему свою судьбу.

Ваш курс, чтобы узнать всё о том, как развивались и исчезали великие империи: 

В 594 году до н. э. Солона избрали архонтом-эпонимом, наделённым чрезвычайными полномочиями. Это позволило ему представить программу масштабных реформ, затрагивающих все сферы жизни афинского общества. Новаторский и смелый подход реформатора привёл к появлению термина «революция Солона». У власти он находился всего год, но за это время сумел оправдать оказанное ему доверие сограждан.

Экономические реформы

В первую очередь Солон приступил к экономической реформе, получившей название сисахфия — освобождение от бремени долгов. Она заключалась в тотальной отмене всех актуальных долгов в полисе, и особенно была выгодна нищим крестьянам. На родину вернули проданных в рабство должников. Теперь было запрещено обращать афинских граждан в долговое рабство, потому что «гражданин» значило «свободный человек».

Проводилась политика экономического протекционизма, защищавшая местных производителей. Вывоз хлеба был запрещён, так как в Аттике его вечно не хватало, а вот оливковое масло даже рекомендовалось вывозить, чтобы избавиться от излишков и поднять доходы. Также при Солоне установили более совершенную и удобную систему мер и весов.

Разными мерами Солон поощрял развитие ремёсел и не препятствовал притоку мигрантов-профессионалов из других областей Греции, которым даже давали гражданство.

Также произошло упорядочение имущественных отношений, например, отныне афиняне могли составлять завещания по своему усмотрению, если не имели прямых наследников.

Политические реформы

Все граждане полиса были разделены на четыре категории по имущественному принципу: пентакосиомедимны, всадники, зевгиты и феты. Эти разряды определяли позицию гражданина в жизни Аттики и объём его прав.

Это ещё не была настоящая демократия, так как ведущие роли в государстве играли представители первого разряда, пентакосиомедимны: только их могли избирать на посты архонтов и казначеев. Всадники и зевгиты имели возможность занимать другие, более низкие в иерархии должности. А вот феты могли лишь принимать участие в народном собрании и в деятельности суда присяжных.

Это преобразование начало демократизацию. Например, был создан Совет четырёхсот, который, в отличие от аристократического ареопага, комплектовался из пентакосиомедимнов, всадников и зевгитов через жеребьевку. Этот орган представлял интересы относительно широких кругов населения, тогда как ареопаг, сформировавшийся ещё во времена родоплеменной организации, состоял из старейшин и выступал от лица знати.

Ещё одним важным делом Солона стало учреждение суда присяжных (гелиэя), куда избирали даже беднейших фетов, что делало его самым демократичным из государственных институтов.

Наконец, Солон создал свод афинских законов, который охватывал все ключевые стороны гражданских взаимоотношений. Законы Солона превосходили действовавшие до этого законы Драконта, так как содержали в себе меньше архаики.

Несмотря на значительный прорыв в политической деятельности, осуществлённый Солоном, его реформы имели компромиссный характер. Они отводили каждому общественному слою населения Афин то место, которое ему подобало. Никто не был наделён незаслуженными правами и преимуществами.

Последствия

Старания Солона вызвали противоречивые отклики в обществе: было немало противников его реформ, но нашлись и сторонники, которые советовали архонту установить тиранию, что позволило бы ему продолжить свою политику.

Солон отказался от этого предложения, избрав путь добровольного изгнания, во время которого он побывал в различных регионах Восточного Средиземноморья. Он был представлен к правительственным дворам на Кипре, в Египте и Лидии. Вернувшись на родину, он уже не принимал активного участия во вновь разгоревшейся политической борьбе, но всё ещё имел авторитет.

За те 10 лет, что Солон отсутствовал в Афинах, местные власти не погубили результаты его деятельности, преобразившей облик этого древнегреческого полиса. Напротив, в соответствии с законами Солона, оформленными письменно, Древние Афины жили на протяжении последующих столетий. Имя талантливого и прогрессивного для своего времени политика не забылось, а прочно вошло в мировую историю.

Понравилась статья?
Читайте ещё об истории здесь.

Спарта окутана тайнами и мифами. Смотрите видео нашего проекта, чтобы узнать о том, как она была устроена и почему пришла в упадок:

Правое полушарие Интроверта


Солон появился в Афинах, когда полис переживал далеко не лучшие времена. Политический и экономический кризис раздирал на части греческий город. Вернуть Греческому городу бывалое могущество решил Солон. Он был хоть и знатен и богат, но пользовался большим уважением и почтением у народа. В VI веке до нашей эры его приглашают на самую высшую должность – архонта в Афинах, Солон соглашается и практически тут же принимается за реформирование.

Экономическая реформа.

1) Первые нововведения касались имеющихся у крестьян долгов, они по решению Солона полностью отменялись. Всех кабальных крестьян следовало немедленно освободить, а камни, постоянно напоминающие об их долгах немедленно убрать с их участков. Если же афинского жителя к тому время продали в рабство за море, в чужие земли, следовало применить все меры к его поиску, причем все действа оплачивались за государственный счет. После его реформы все граждане полиса стали иметь право на свободу, понятие «раб» ушло в прошлое.
2) Что бы ускорить развитие экономики Солон проводил политику защиты местных производителей. Например, был категорически запрещен вывоз за пределы Греции хлеб, которого и так было катастрофически мало. Но при этом правитель настаивал на экспорте изделий из оливок, именно их было в достатке. Что бы ремесленники трудились больше и качественнее им в награду предоставляли большие права. Имущественные отношения между людьми были упорядочены, например, в Афинах появилась практика составления специального документа, по которому имущество умершего в дальнейшем переходило наследникам.

Политическая реформа.

Солон поделили всех граждан полиса на четыре категории, они определялись по состоянию его богатства, оно измерялось в количестве продуктов (денег тогда не было). Что бы точнее разобраться в количестве продуктов правитель ввел меру– медимн ( на сегодняшний пересчет примерно чуть более 50 литров). К первой категории относили жителей, богатство которых достигало четырехсот и более медимнов, ко второй причислялись люди с объемом продуктов около трехсот медимнов. Третья категория должна была иметь запас тянущий на неменее двухсот медимнов, а четвертая, последняя категория объединяла бедняков совокупной годовой доход которых составлял менее ста пятидесяти — двухсот медимнов.

Отныне статус афинского жителя, а так же наделяемый объем их политических прав строго зависел от принадлежности к той или иной категории. Естественно высшие посты занимали жители только первой категории, вторая и третья так же имела права занимать должности, но среднего порядка. При этом первые три разряда так же могли войти в новый орган — «Совет четырехсот», который в дальнейшем представлял интересы жителей. Так же одной из значимых задач органа стоит отметить — это подготовка проектов изменений или решений, которые дальше рассматривались на высшем уровне. То есть это не просто орган совещательного типа, а высшую инстанцию решения насущных проблем.

Судебная система.

Эта сфера так же подверглась реформированию. Суд присяжных, который выносил решения по делам, стал более совершенным и беспристрастным, так как отныне практически все жители имели возможность стать его членами, они заносились в специальные списки и при помощи жребия выбирались на должность, прежде судьи приносили клятву о честном исполнении своих обязанностей.

Солон так же проделал большую работу касаемую составления единого кодекса законов. Он отныне охватывал все виды отношений между людьми. Но самое главное – законом удалось заменить ранее действующие жесткие правила Драконта, впоследствии времена меняли, но Афины так и продолжали жить по изданным Солоном законам.

В итоге архонт проделал огромную работу, именно он считается «отцом — прародителям демократии» в Афинах, Солон ввел огромное количество изменений, но, к сожалению так и не смог удовлетворить потребности всего населения. Простым людям правитель не дал земли, в которой они так нуждались, у богатых отнял возможность собирания долгов и превращения людей в рабство, вызвал тем самым недовольство как низов, таи верхов. Поэтому в конце ему даже пришлось покинуть любимые Афины на долгие десять лет, а после возвращения занимать пост он не пожелал, так и остался сторонним наблюдателем новой жизни.

Обновлено: 09.02.2023

Около 600 — 605 гг. до н.э. в Афинах произошел, как бы это сейчас назвали, стихийный митинг, на котором афинянин по-имени Солон — потомок древнего рода афинских царей, владеющий средним состоянием, поскольку его отец все свое богатство истратил на помощь бедным соплеменникам, произнес речь . Вернее, стихи: слушание стихов в Древней Греции было столь же популярным, как сегодня просмотр телевизионных передач или посещение концертов.

Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии

В своих стихах Солон призвал тех, кто не желает, чтобы быть афинянином стало позором, отвоевать Саламин у Мегары. По преданию, перед тем, как выйти с такими стихами на площадь, он надел головной убор, который носили сумасшедшие: сумасшедшего нельзя было арестовать и казнить. Притворялся на самом деле Солон сумасшедшим или нет — доподлинно неизвестно, так как греки были большими любителями сочинять веселые истории, однако то, что речь его произвела колоссальное впечатление на афинян — это факт. Она спровоцировала народные волнения, под давлением которых власти вынуждены были уступить и пойти на очередную войну с Мегарой. Более того, предводителем в ней был избран Солон . На этот раз поражение потерпели мегаряне, и Саламин перешел в руки Афин. Угроза захвата города перестала существовать, и это небывало подняло авторитет Солона в обществе.

В военной дипломатии он, однако, не брезговал никакими средствами для достижения политической цели. Чтобы доказать исконную принадлежность острова Саламин Афинам, Солон приказал вскрыть на нем несколько старых могил, и отметил, что умершие в них погребены по афинскому образцу. А также составил подложный экземпляр стихотворения Гомера — легендарного поэта, чьи стихи пользовались у древних греков непререкаемым авторитетом. В это стихотворение он сам вписал строку, в которой говорилось о якобы существовавшей древней связи Саламина и Афин . А после того как Солон выступил в защиту храма древнегреческого бога Аполлона в городе Дельфы, где храмовые земли захватили жители города Кирры, популярность его распространилась по всей Греции. Столь широкая известность, ну, и конечно, благородное происхождение вынудили серьезно считаться с ним афинских олигархов, хотя он и не принадлежал к их числу.

И в 594 г. до н.э. Солон был избран первым архонтом — высшим государственным должностным лицом в Афинах . Поскольку его одинаково уважали и знатные, богатые люди, и простой народ, он смог быть посредником (эсементом) в разрешении крайне обострившихся тогда противоречиях между правящим классом и простолюдинами.

Пережитые годы тяжелой войны с Мегарой заставили большинство из всех слоев населения искать пути выхода из сложившегося социального кризиса, сохранения единства в государстве. И знать из аристократов и олигархов, и простой народ — демос, обратились к Солону с просьбой провести в полисе необходимые реформы, которые смогли бы сгладить внутренние противоречия. Демос просил наделения его всеми политическими правами и полномочиями, а также уравнительного передела имущества, знатные люди — сохранить за ними основные правящие позиции.

Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии

Солон повел себя как типичный центрист, заявив, что он категорически против как диктатуры узкой группы лиц, так и предоставления власти малоимущим . Он считал, что каждый свободный мужчина-афинянин должен иметь право голоса в народном собрании и возможность публично защищать свои права и интересы. Но управлять государством, по мнению Солона, успешно могут только зажиточные люди, у которых достаточно для этого средств и влияния. Эти его взгляды нашли отражение в изданном им своде законов. Согласно законодательству Солона, все свободные мужчины, независимо от имущественного положения, могли принимать участие в народном собрании и высказывать свою точку зрения на общественные и государственные вопросы.

Был учрежден законодательный орган — Совет четырехсот (Буле), который разрабатывал законопроекты, вступавшие в силу после обсуждения и утверждения в народном собрании . Подвластная Афинам территория была разделена на четыре филы — административно-территориальные единицы, каждая из которых была населена объединением родов, направлявшим в Совет четырехсот по сто человек. Филы находились под управлением родоплеменной знати. Исполнительная власть находилась в руках Ареопага — совета высших должностных лиц. В Совет четырехсот и на другие высшие государственные области избирались только афиняне, обладавшие имуществом не менее определенного размера. Помимо народного собрания, бедняки получали также право участия в учрежденном Солоном суде присяжных .

Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии

Таким образом, государственный строй Афин, установленный при Солоне, стал прототипом впоследствии установившейся афинской демократии . Но сам он еще не был демократией: хотя реформы Солона ограничили произвол олигархии и предоставили простому народу право высказывать свою точку зрения, в законодательных и исполнительных органах власти из-за установленного имущественного ценза по-прежнему преобладали олигархи и аристократы, и направление государственной политики по-прежнему определялось ими. Тем не менее, реформы Солона резко облегчили положение бедных слоев населения: было отменено долговое рабство, и теперь разорившимся афинянам не грозила участь стать рабами олигархов, а кроме того, с нуждающихся списаны все долги, разоренным за долги селянам возвращались конфискованные у них земельные участки.

Реформы Солона предотвратили разложение афинского государства и сохранили устойчивость Афин перед внешним врагом. Но настоящих стабильности и порядка они не обеспечили, так как оказались, сколько это ни странно, в целом непопулярными. Олигархи и аристократы были недовольны принудительным списанием долгов, возвращением земель, уже считавшихся их собственностью, сельской бедноте, а также тем, что их влияние в высших государственных органов было потеснено не принадлежащими к их среде просто зажиточными людьми. Простой народ же добивался разрешения участвовать в государственной жизни на равных правах с богатыми и знатными . Солона обидно критиковали, а изданные им законы, по всей видимости, нередко саботировались, что сопровождалось вспыхивавшими народными волнениями и нарастанием политической анархии. В своих стихах, сочиненных в то время, Солон говорил: «На борьбу свое мужество собрав, я точно волк вертелся среди стаи псов», «Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда провожают злобным взором, словно я их злейший враг».

Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии

Потрясенный неблагодарностью сограждан, Солон покинул Афины и отправился путешествовать по Восточному Средиземноморью. Через десять лет путешествий по разным странам Солон вернулся в родные Афины, в которых к тому времени вовсю шла внутренняя борьба между разными политическими группировками. В конце концов власть в полисе захватил тиран Писистрат, установивший единоличную диктатуру. Солон пытался противостоять этому и поднять народ на вооруженную борьбу, однако на этот раз поддержан не был, а приближенные Писистрата объявили его сумасшедшим.

Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии

Дальнейшая судьба Солона в разных античных источниках освящается по-разному. Диоген Лаэртский пишет, что Солон уехал на Кипр и умер там, прожив до 80 лет. Плутарх же считает, что Солон впоследствии изменил свою точку зрения и поддержал Писистрата, сумевшего все-таки жесткой рукой навести в городе порядок. Как пишет Плутарх, Солон стал ближайшим советником тирана.

Законы Солона в афинском полисе: зачатки демократии

Несмотря на такую судьбу при жизни своего издателя, законы Солона не исчезли навсегда: в конце VI в. до н.э., когда была свергнута тирания сына Писистрата Гиппия, они были восстановлены, более того, отредактированы архонтом Клисфеном, после чего выходцы из простого народа получили, наконец, право полноценного участия в политической жизни . Ограничения по имущественному признаку при занятии большинства государственных должностей были отменены, и в Афинах был установлен, наконец, политический строй, известный как демократия (народовластие).

Помогите,друзья.
что изменило жизнь афинян после реформ солона?

rokki119

Устройсройством государственных учреждений было завершено законодательство Солона. Реформой сисахфии он освободил граждан, бывших в работе или в рабстве у кредиторов, и отменил законы, лишавшие неисправного должника личной свободы; возвратив поселянам заложенные земли и облегчив тяжесть долгов, он спас от погибели сословие самостоятельных поселян и создал энергическое, преданное благу родины, среднее сословие; постановив, что отец не может ни продавать детей, ни отдавать их в залог, он оградил свободу несовершеннолетних и возвысил характер семейного быта.

Mary7876

rokki119

Mary7876

Солон ввёл новые законы по которым стали жить афиняни

Mary7876

Новые вопросы в История

що означае поняття народна реформація чим вона відрізнялася від Реформаціі яку розпочав Мартін Лютер?

история 7 класс, 7 параграф золотой век испании ответьте на вопросы на фото

Сравните реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и монархии Габсбургов. В чём вы видите сходство и различия?

история 7 класс, 7 параграф золотой век испании. расцвет испанской культуры в XVI-1-й 1/2 XVII вв. задание: сделать таблицу со столбцами: 1-область к … ультуры 2- деятельность культуры 3-произведение, особенности творчества.

Срочно нужен краткий пересказ всеобщей истории, 12§ — Нидерланды против Испании. Пожалуйста)

порівняльна характеристика юстиніана першого та Хлодвига

отзыв по «Калашников В. Загадки истории :средние века /В.Калашников . -М., 2002пж пж пжсрочно надо ребят зарание огромное спасибо(если что слова котор … ые в кавычках это и есть произведения нужен отзыв) ​

срочно. 1. Почему после бурного экономического скачка в первой половине XIX века в викторианскую эпоху замедлилось экономическое развитие Англии? 2. … Какой по форме правления в викторианскую эпоху была Англия? Какие партии соперничали за власть? 3. Расскажите, в чем суть ирландского вопроса во время правления королевы Виктории? Был ли решен этот вопрос и какие меры способствовали его решению? 4. Расскажите про культурное развитие Англии времен королевы Виктории. Читали ли вы какие-нибудь книги английских писателей, написанные в ту эпоху?

1.Что изменилось в жизни афинян после реформ Солона? 2.Как вы думаете, тирания-это хорошо или плохо? Приведите пример.
3.Мог ли Солон провести такие реформы, чтобы все жители Афин остались довольны? Обоснуйте свою точку зрения.

Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами. После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну. К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.

Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.

Великая007

Новые вопросы в История

що означае поняття народна реформація чим вона відрізнялася від Реформаціі яку розпочав Мартін Лютер?

история 7 класс, 7 параграф золотой век испании ответьте на вопросы на фото

Сравните реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и монархии Габсбургов. В чём вы видите сходство и различия?

история 7 класс, 7 параграф золотой век испании. расцвет испанской культуры в XVI-1-й 1/2 XVII вв. задание: сделать таблицу со столбцами: 1-область к … ультуры 2- деятельность культуры 3-произведение, особенности творчества.

Срочно нужен краткий пересказ всеобщей истории, 12§ — Нидерланды против Испании. Пожалуйста)

порівняльна характеристика юстиніана першого та Хлодвига

отзыв по «Калашников В. Загадки истории :средние века /В.Калашников . -М., 2002пж пж пжсрочно надо ребят зарание огромное спасибо(если что слова котор … ые в кавычках это и есть произведения нужен отзыв) ​

срочно. 1. Почему после бурного экономического скачка в первой половине XIX века в викторианскую эпоху замедлилось экономическое развитие Англии? 2. … Какой по форме правления в викторианскую эпоху была Англия? Какие партии соперничали за власть? 3. Расскажите, в чем суть ирландского вопроса во время правления королевы Виктории? Был ли решен этот вопрос и какие меры способствовали его решению? 4. Расскажите про культурное развитие Англии времен королевы Виктории. Читали ли вы какие-нибудь книги английских писателей, написанные в ту эпоху?

Реформы Солона и Клисфена — начало подлинной демократии

После смерти Писистрата в 527 г. до н.э. тираном Афин стал его сын Гиппий. Он правил до 510 г. , но был свергнут Клисфеном из рода Алкмеонидов в гражданской войне, которая продлилась 2 года.

В 508 г. до н.э. была введена новая форма правления – «демократия»

Победив Гиппия, став «Освободителем Афин»и вернувшись на родину, Клисфен — сын Мегакла и двоюродный дед Перикла, нашел мало друзей. Его многолетняя работа была не так заметна, и взлет казался нежиданным, вызывал зависть и недоумение. «Только избавились от сына Писистрата, а уже нам на шею сел новый господин, потомок проклятых», — шептались недоброжелатели. Сам главный архонт, временный правитель, был против него.

Но когда Клисфен выступил на народном собрании с проектом новой реформы государственного устройства, тот был принят с огромным энтузиазмом. Что называется — «Назрело!»

Надо понимать, что преобразования в пользу демкратического собрания — полноправного объединения граждан, начались не вчера.

Путь к демократии был долгим и сложным, занял время жизни не одного поколения.

Первым архонтом-реформатором был великий Солон ( 640-560 г. до н.э. — афинский законодатель, один из «семи мудрецов « Древней Греции. Его называли «мудрейшим из семи мудрых» древней Эллады. Правитель и поэт. Именно он отменил жестокие законы архонта Драконта (Дракона), по которым за кражу «луковицы с чужого огорода» полагалась смертная казнь, а за долги отдавалась в рабство семья и сам человек. Отсюда выражение «драконовские меры».

Солон не только учредил Сисахфиюликвидировал долговое рабство и отпустил рабов-должников. Он организовал поиск и выкуп рабов-должников, проданных в другие отраны.

Солон — великий реформатор и благодетель афинского демоса
Солон — великий реформатор и благодетель афинского демоса

Теперь все граждане были разделены на четыре разряда (филы) по имущественному положению, а права и обязанности распределялись соответственно величине дохода.

Он создал Совет Четырехсот, избиравшийся ежегодно из граждан Афин для разбора текущих дел и законотворчества и Гелиэи – новый судебный орган из 6000 человек , избирался из числа всех граждан старше 30 лет, независимо от знатности и богатства. PER LEGES LICET! — По законам можно!

То, что дошло до нашего времени о Солоне – его элегии. Сохранилось 283 строки из 5000.

«…Много дурных богатеет, благие же в бедности страждут.

Но у дурных не возьмем их сокровищ в обмен на добродетель,

Клисфен через 50 лет продолжил дело Солона, и фактически, демократия, как государственное устройство, началось именно с его реформ. В новые списки граждан включались все те, кто утратил гражданство при тиранах, и в виде исключения те, кто его никогда не имел. Естественно, новые граждане были безраздельно преданы Клисфену. Однако в их число не входили рабы и проживавшие в Аттике иностранцы — митеки.

Воля тирана утратила силу. Все законы теперь считались действительными только при утверждении их народным собранием . Участвовать в собрании мог каждый гражданин, «не запятнавший себя бесчестием». Это и было подлинной демократией. В результате сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

1. Административная реформа – деление Аттики на 3 территории, каждая из которых состояла из 10 триттий

2. Совет Четырехсот преобразован в Совет Пятисот – вели текущие дела, обсуждали законопроекты перед вынесением их на всенародное обрание. Заседания «правительства» проводились каждый день за исключением праздников и «неблагоприятных дней».

3. Создание коллегии стратегов – руководство всеми военными силами, по одному представителю от каждой филы

4. Остракизм – тайная форма голосования . Последствием было изгнание из Афин

продолжение следует.

Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки — поддержите молодой канал, комментируйте, подписывайтесь !

Читайте также:

      

  • Как играть в dark souls 3 с другом
  •   

  • Где познакомиться с малышами в симс 4
  •   

  • Как сделать чтобы все росло быстро в minecraft
  •   

  • Как скинуть варфейс с одного компа на другой
  •   

  • Going medieval как приручать животных

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • История 5 класс исторические ошибки
  • Историю нужно знать чтобы не повторять ошибок прошлого цитата
  • Историю надо знать чтобы не повторять ошибок прошлого чья цитата
  • Исторические ошибки россии
  • Исторические ошибки аристотеля кратко

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии