К какому типу ошибок письма относится зеркальное написание букв

Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти.

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках — например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо — то есть, справа налево для большинства европейских народов — связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Однако, последние исследования показали, что так называемый «почерк Леонардо», названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. У детей с дисграфией регистрируются специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле, на границе центрального и периферического зрения. Причём, только в ближнем 3D пространстве (это расстояние от 0 см до 30-40 см). В «окне дефекта» пространство расположено в виде обратной перспективы. В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Поэтому, когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.  Можно предположить, что у детей с дисграфией имеются нарушения восприятия 3D объёмных трёхмерных пространств. Причём, именно ближнего пространства. В дальнем пространстве нарушения могут, как фиксироваться, так и отсутствовать. В ближнем 3D пространстве имеется дефект в виде своеобразного «окна», в котором расположена обратная перспектива, или так называемые «пространства Лобачевского». В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым как по вертикальной оси, так и горизонтальной. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.

По-видимому, обнаруженные закономерности нарушений восприятия с одной стороны расширяют наше понимание патофизиологических механизмов дисграфии у детей и могут быть одним из диагностических критериев. С другой стороны, обнаруженные патогномоничные феномены, могут служить маркером эффективности психофизиологической и/или нейропсихологической коррекции.

Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти. Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль  играют не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркальное написание букв и цифр оказывает то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:

•  недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;

•  недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;

•  недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и роздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
  • развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
  • расширение поля зрения ребенка.
  • развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».

  • для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.
  • поиск букв, наложенных друг на друга.
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.

  • письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — «смотрит».
  • после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно  перейти к записи предложений.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

Литература:

•Безруких М. М, Ефимова С. П. «Знаете ли вы своего ребёнка?», М-Просвещение 1991 г.

•Лалаева Р. И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», С-Петербург из-во «Союз» — 003 г.

•Мазанова Е. В. «Логопедия. Оптическая дисграфия» — тетрадь №5. Аквариум-2004 г.

•Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей»

•С-Петербург из-во «Союз» — 2004 г.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Классификация дисграфических ошибок.

Герасимцева И.В., учитель-логопед

КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения

родителей, им.Г.К.Жукова»

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Классификация дисграфических ошибок.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

Пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комната;

Пропуски согласных букв: комата –комната, вей – всей;

Пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;

Замена гласных: пище – пищу, сесен – сосен, люгкий – легкий;

Замена согласных: тва – два, роча – роща;

Перестановки букв и слогов: онко – окно;

Недописывание букв и слогов: чере – через, на ветка – на ветках,

Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити – дети, снег = снег, диктанат – диктант;

Искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;

 Слитное написание слов и их произвольное деление:  два – два, бойчасов – бой часов;

 Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно.- Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

 Нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, умчалис – умчались;

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

Нарушения согласования слов: с еловый ветки – с еловой ветки;

Нарушения управления: умчались к чащу – умчались в чащу, с ветка – с ветки;

Замена слов по звуковому сходству;

Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли;

Пропуски слов в предложении.

 Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

Замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

Замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

Замена букв, имеющих дополнительные элементы:и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

Зеркальное написание букв: с, э, ю;

Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные правила орфографии

Безударная гласная в корне слова: вада – вода;

Правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп – зуб, дорошка – дорожка;

Обозначение смягчения согласных;

Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Виды нарушений письма

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

 Выделяют следующие виды нарушений процесса письма:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:

Пропуски согласных;

Пропуски гласных;

Перестановки букв;

Добавления букв;

Пропуски, добавления, перестановки слогов;

Слитное написание слов;

Раздельное написание слов;

Слитное написание предлогов с другими словами;

Раздельное написание приставки и корня.

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.

На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

Оптическая дисграфия

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв  (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.)

Зеркальное письмо – причины и коррекция

Учитель-логопед: Мятлева О.А.

        Обычно родители не придают особого значения, как пишет ребенок, если он еще не пошел в школу. Написанные справа налево буквы просто веселят маму и папу. Но потом уже не до смеха, ведь привычка зеркалить буквы и цифры в написание очень плотно закрепилась. Ребенок постоянно получает замечания, как от родителей, так и от учителя, но все равно продолжает писать неправильно. 
       Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и раздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую, а также истинные левши. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх. Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, которая проявляется в школе. 

       Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае изучение окружающей картины происходит справа налево, отчего и происходит путаница. Позже, когда дети начинают учиться в школе, активней становится левое полушарие и все встает на свои места. Точных данных о частоте встречаемости зеркального письма нет. По некоторым источникам, в общеобразовательных школах насчитывается около 1% детей, пишущих зеркально. В литературе подчеркивается связь зеркального письма с леворукостью. Зеркальное письмо обнаружено у 32 % леворуких мальчиков и у 33 % леворуких девочек. По мере взросления левое полушарие ребёнка начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием. Эти связи сначала очень слабые, что сказывается на таких умениях ребёнка как счёт, письмо, чтение, симметричные движения руками и ногами. Со временем между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию. Для развития межполушарного взаимодействия существуют различные упражнения.

СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЗЕРКАЛЬНОГО ПИСЬМА

Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на фоне которой, правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Но если у ребенка зеркальное письмо повторяется все чаще, начинайте предпринимать необходимые меры: обращайтесь за консультацией к психологу, логопеду.

 ПРИЧИНЫ ЗЕРКАЛЬНОГО НАПИСАНИЯ БУКВ И ЦИФР

Если ваш ребенок зеркально пишет буквы и цифры первое что необходимо сделать, это разобраться в причинах этого. Причин зеркального написания может быть множество:

 · Нарушение зрительного восприятия ребенком окружающие его предметы

· Нарушение зрительно-моторной координации

· Недостаточное знание правильного написания букв и цифр

КОРРЕКЦИЯ ЗЕРКАЛЬНОГО НАПИСАНИЯ

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу и т. д. Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например, тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.

Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям. Для коррекции «зеркального» письма, эффективно использовать такие виды работы:

· воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;

· сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма

· обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)

· написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.

· совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).

· развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.

· развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.

· расширение поля зрения ребенка.

· развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование  букв. Например, из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».

· для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.

· поиск букв, наложенных друг на друга.

· выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям:

· письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — «смотрит».

· после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность». Также ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.  Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.      В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка. А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

Литература в помощь родителям:

Мазанова Е. В. «Логопедия. Оптическая дисграфия» — тетрадь №5; Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей»

Формирование навыков письма является одним из этапов успешного развития детей и подготовки к школе. И если ребёнок пишет зеркально в 6-7 лет, ему нужно помочь. В процессе письменной и устной речи задействовано много органов и механизмов: это и зрение, и слух, и двигательная и мозговая активность. Выпадение одного или нескольких звеньев сопровождается дисграфией (это научное название процесса, когда происходит частичное нарушение процесса письма у детей или взрослых).

Проявляется нарушение в устойчивой форме искажения письменной речи со специфическими ошибками — ребенок пишет в зеркальном отражении многие буквы, а также и цифры. Мы приведём по тексту статьи несколько заданий, которые помогут научить ребёнка не писать зеркальные буквы и цифры.

Задание: обведи правильно написанные символы

Содержание

  1. Дисграфия — причины и признаки
  2. Классификация дисграфии
  3. Осложнения
  4. Диагностика
  5. Методы коррекции зеркальных букв у детей
  6. Профилактика
  7. Практические методы профилактики дисграфии
  8. Видео «Как исправить у ребёнка зеркальные буквы?»

Дисграфия — причины и признаки

Развитие патологии могут спровоцировать как органические нарушения, так и социально-психологические факторы. Основными причинами, почему ребенок пишет в зеркальном отражении цифры и буквы, когда ему 6 лет или 7, является нарушение работы речевой, слуховой, зрительной или двигательной области коры головного мозга.

Проблемы с письменными работами могут встречаться не только у детей, но и у взрослых после перенесенной травмы головы или инсульта.

Органические причины дисграфии у детей:

  • заболевания, перенесенные матерью в период беременности;
  • ранний и поздний токсикоз;
  • родовые травмы новорожденного, асфиксия;
  • соматические заболевания;
  • травмы головы;
  • менингит.

Дисграфия может быть также наследственной патологией.

Социально-психологические факторы:

  • неправильная речь окружения ребенка — косноязычие, специфический диалект;
  • искажение обращенной речи, сюсюканье сопровождается заменой звуков;
  • недостаток речевого общения;
  • мультинациональность семьи, изучение с раннего детства двух и более языков;
  • невнимательность к речевому развитию ребенка, игнорирование ошибок в формировании звукового ряда и построения предложений;
  • педагогическая запущенность — несоответствие речи и когнитивных факторов возрастным нормам развития;
  • ранее обучение чтению и письму при полной психологической и физиологической неготовности ребенка.

Классификация дисграфии

Мальчик или девочка в 6 лет зеркалит буквы, делает нетипичные повторяющиеся ошибки в письме ввиду фонетико-фонематичного нарушения. Общее недоразвитие речи приводит к сложностям овладения графическими навыками, требует коррекционной работы со стороны логопеда. Специалисты выделяют несколько форм дисграфии:

  1. Акустическая — связана с фонемным нарушением. Ребенок может путать в словах близкие по звучанию гласные, пары твердых и мягких согласных, звонких и глухих, шипящие и свистящие. Например, пришел — прифол, черешня — чегешня, портфель — портфел. При этом произносит слова правильно, слух полностью сохранен.
  2. Оптическая — ребенок пишет в зеркальном отражении, добавляет или отнимает палочки, завитки. Диагностируется ко второму классу, когда дети знакомы со всеми буквами, у большинства сформированы навыки их написания. Часто наблюдается у тех, кто пишет левой рукой, или у тех, кого переучили с левши в правшу.
  3. Аграмматическая — связана с несовершенством лексико-грамматическими навыками. В письме отражается несовершенство устной речи, детям с таким нарушением сложно употреблять слова в правильной форме множественного числа, применять роды, предлоги. Например, мама зашел в комнату, ухи слона, пирог под столе. Может наблюдаться в двуязычных семьях, а также, если ребенок с раннего возраста изучает несколько языков.
  4. Артикуляторно-акустическая — проблемы с письмом вызваны ошибками в устной речи. При нечетком произношении определенных звуков ребенок как говорит, так и пишет. Например, он не произносит звук л, значит, может написать вместо лодка — водка, ложка — вошка. Наблюдаются проблемы с восприятием и синтезом речи. Сложно выполнить упражнение на звукобуквенный анализ, придумывать слова на заданную букву, различать понятия слог, предложение, абзац, текст. В письменных работах ребенок может добавлять или терять буквы и слоги.

Осложнения

Важную роль в успешной коррекции расстройства играет ранняя диагностика. При отсутствии своевременного вмешательства оптическая дисграфия, когда ребенок пишет в зеркальном отражении может негативно повлиять на развитие ребенка, процесс обучения и социализации.

При легкой форме патологии, не отягощенной сопутствующими психическими и неврологическими заболеваниями, а также не сопровождающейся снижением интеллекта, достаточно систематичных занятий с коррекционным психологом и логопедом.

При синдроме дефицита внимания, гиперактивности, нарушении интеллекта и поведенческих расстройств требуется комплексная работа специалистов и родителей.

Важно! Если ребенок ко второму классу не научился читать и не освоил письмо, необходима консультация детского психиатра.

Последствия дисграфии:

  • проблемы с усвоением школьной программы;
  • низкая самооценка;
  • буллинг со стороны сверстников;
  • депрессивное состояние.

Может влиять и на развитие природных способностей, значительно сужая список профессиональной деятельности.

Внимание! Дисграфию можно преодолеть и после совершеннолетия, достигнув положительных результатов. Не существует сроков, ограничивающих возрастные рамки, успех зависит от систематичности коррекционных занятий, желания освоить навыки речи и письма.

Диагностика

Самостоятельно родители редко могут определить наличие патологии, проблемы с письмом обычно выявляются в начальной школе. Сегодня благодаря подготовительным курсам и занятиям в дошкольных учреждениях можно на ранних сроках выявить дисграфию, а значит начать программу коррекции до поступления в первый класс. Если ребенок в 6 лет зеркалит буквы, это повод обратиться к логопеду.

Насторожить родителей и педагогов также должны следующие особенности письменных работ — однотипные, специфические ошибки, неправильное изменение слов по родам, числам, падежам, нарушение слитного и раздельного написания слов.

Оценку соответствия речи возрастным нормам проводит логопед. Анализируется состояние фонематических процессов, звукопроизношение, грамотность устной речи, словарного запаса. Важным этапом является комплексная диагностика у ряда специалистов для выявления возможных патологий систем и органов:

  • слуха;
  • зрения;
  • центральной нервной системы.

В ходе обследования определяется ведущая рука, дисграфия чаще диагностируется у левшей. Помимо консультации окулиста, отоларинголога, невролога, при сопутствующем проблемном поведении, дефиците внимания, гиперактивности возможно потребуется обследование у детского психиатра.

Методы коррекции зеркальных букв у детей

Для решения проблем дисграфии используется системный подход, при выборе программы коррекции учитывается форма нарушения, а также индивидуальные особенности ребенка, сопутствующие заболевания. Логопед работает над развитием и связностью устной речи. Уделяется внимание также пространственному воображению, памяти, мышлению. На базе успешного освоения устной речи формируются навыки письма.

Важно! При наличии сопутствующих осложнений, помимо занятий у логопеда, возможно потребуется медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж.

Упражнения против зеркальных букв для занятий дома:

  1. Лабиринт: ребенок ведет сплошную линию от начала лабиринта до конца. Начинать лучше с коротких отрезков, постепенно удлиняя путь. Для усложнения можно проводить линии двумя руками одновременно, помогает синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
  2. При зеркальном написании букв у детей эффективны упражнения по коррекции, направленные на совершенствование визуального и тактильного запоминания. Для составления изображения отдельных букв или слогов используются различные материалы — бусины, камешки, пластилин, каштаны.
  3. Запомнить графическое обозначение буквы легче, выбрав любимый вид деятельности ребенка. Например, играя с конструктором, можно использовать Лего, кубики, магниты, механизмы-крючки. Чем больше вариаций, тем успешным будет результат обучения.
  4. Если ребенок пишет зеркально, можно искать «проблемные» буквы в повседневных ситуациях. В магазине читать вывески с названиями продуктов и составом, по дороге домой обращать внимание на названия улиц. Дети легче усваивают информацию в быту, главное систематически подходить к домашнему обучению.
  5. Легко адаптировать игру «Крокодил», ребенок вытаскивает карточку с буквой и пытается ее изобразить с помощью собственного тела и подручных предметов, остальные участники угадывают загаданное.
  6. Игра в мяч поможет расширить словарный запас, а также улучшит концентрацию внимания. Взрослый называет слово, а ребенок озвучивает его транскрипцию, бросая мяч на каждый произнесенный звук. Или придумывает максимальное количество слов на загаданную букву.
  7. Если проблема в правильном употреблении предлогов, множественного и единственного числа, можно поиграть в выполнение инструкций. Ребенок пишет взрослому «поставь чашку на стол», если он сформулировал предложение правильно, взрослый выполняет задание, нет, ждет следующего хода.
  8. Эффективны при коррекции дисграфии всевозможные игры в слова. Упражнение можно выполнять в любое время, привлекая всех членов семьи. Список заданий не ограничен — придумывать слова на последнюю букву, или продолжить ряд на первый или последний слог — каша, карикатура, кастрюля.
  9. Развивает пространственное воображение и словарный запас упражнение «банка». Взрослый задает букву, а ребенок перечисляет все слова, которые начинаются на эту букву, и могут поместиться в условную банку.

В домашней коррекции дисграфии стоит максимально использовать игровые формы занятий, отложить тетрадь и ручку, встать из-за стола. Применение различных техник позволит привить любовь к обучению. На практике показать ребенку, что чтение и письмо могут стать основой интересного времяпрепровождения.

Профилактика

Основными мерами по профилактике проблем с освоением письма является совершенствование когнитивных функций — памяти, внимания, устной речи, мышления. Начинать разговаривать с ребенком нужно еще во время беременности для его нормального психоневрологического развития. После рождения, помимо режимных моментов, младенца должна окружать речь в неискаженном виде.

По мере роста ребенка, формирования когнитивных способностей, адаптируется и дальнейшее обучение. Озвучиваются все явления в его поле зрения, после объясняется природа возникновения в доступной для понимания форме.

Выявление логопедом несоответствия нормам речевого развития в дошкольном возрасте не является окончательным приговором, а служит руководством к действию. Помимо занятий по коррекции произношения звуков и постановке фраз, необходимо уделять время развитию памяти, визуального и аудио внимания, увеличению словарного запаса, мелкой и крупной моторике.

Практические методы профилактики дисграфии

  • рисование разными инструментами — красками, карандашами, мелом, песком;
  • лепка из пластилина и глины;
  • настольные игры, направленные на развитие памяти и концентрации внимания — лото, домино, мемори, дабл, уно;
  • пространственное воображение развивают различные конструкторы;
  • чтение и обсуждение прочитанного материала совершенствует речь и аналитическое мышление;
  • подвижные игры и физкультура не менее важны при формировании навыков письма.

Для нормального развития нервной системы и когнитивных способностей имеет значение режим дня. Отсутствие развивающих занятий, как и загруженность, не соответствующая возрастным нормам, негативно сказывается на формировании навыков письма. При составлении ежедневного графика учитываются индивидуальные особенности характера и темперамента. Универсальным вариантом считается планирование коррекционных занятий в первой половине дня, вечером лучше посвятить время более спокойным видам деятельности — прогулкам на свежем воздухе, настольным играм, паззлам.

Очень важна поддержка со стороны родителей, не стоит ожидать молниеносных результатов. В зависимости от степени дисграфии и индивидуальных особенностей коррекционная программа может длиться от нескольких месяцев, до нескольких лет. Не стоит ругать ребенка, ставить ему в пример сверстников или других членов семьи, которые более успешно усвоили письмо. Одобрение и похвала родителей позволит сформировать здоровую самооценку, а также мотивирует на выполнение коррекционных заданий.

Видео «Как исправить у ребёнка зеркальные буквы?»

Название статьи:

Профилактика «зеркального » письма

Дата публикации:

06.02.2023

Описание:

В данной статье  можно познакомиться с термином и историей возникновения такой проблемы как «зеркальное письмо «,которая в последнее время  все чаще стала беспокоить учителей и родителей детей старшего  дошкольного возраста и школьников начальных классов.

Статья поможет разобраться с причинами  «зеркального » письма  у  детей,а также с профилактикой данной проблемы на примере нескольких заданий для детей под руководством родителей.

Считаю.что  работа по предупреждению  «зеркального» письма поможет решить  детям  с  письмом.

Профилактика и коррекция «зеркального письма».

Считается, что зеркальное письмо — то есть, справа налево для большинства европейских народов — связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Однако, последние исследования показали, что так называемый «почерк Леонардо», названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. У детей с дисграфией регистрируются специфические особенности восприятия 3D объѐмных (трѐхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле, на границе центрального и периферического зрения. Причѐм, только в ближнем 3D пространстве (это расстояние от 0 см до 30-40 см). В «окне дефекта» пространство расположено в виде обратной перспективы. В этих пространствах изображение бывает зеркально перевѐрнутым. Поэтому, когда у ребѐнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет еѐ «как видит», то есть в зеркальном отображении. Можно предположить, что у детей с дисграфией имеются нарушения восприятия 3D объѐмных трѐхмерных пространств. Причѐм, именно ближнего пространства. В дальнем пространстве нарушения могут, как фиксироваться, так и отсутствовать. В ближнем 3D пространстве имеется дефект в виде своеобразного «окна», в котором расположена обратная перспектива, или так называемые «пространства Лобачевского». В этих пространствах изображение бывает зеркально перевѐрнутым как по вертикальной оси, так и горизонтальной. Когда у ребѐнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет еѐ «как видит», то есть в зеркальном отображении.

По-видимому, обнаруженные закономерности нарушений восприятия с одной стороны расширяют наше понимание патофизиологических механизмов дисграфии у детей и могут быть одним из диагностических критериев. С другой стороны, обнаруженные патогномоничные феномены, могут служить маркером эффективности психофизиологической и/или нейропсихологической коррекции. Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти. Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на

определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль играют не индивидуально-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркальное написание букв и цифр оказывает то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать. Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;

недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;

недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребѐнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрѐл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и дифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

В последнее время родители часто стали обращаться к учителю и психологу с вопросом: «Что делать, если ребёнок пишет зеркально буквы и цифры?» Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Данная проблема чаще появляется у детей-левшей, но в последнее время тенденция зеркального письма затронула и праворуких детей, т.е. тех детей у кого ведущая рука правая.

Это связано с нарушением пространственного восприятия, в частности с ориентировкой на плоскости листа, будь это альбомный или тетрадный лист.

Тетрадный лист имеет свой формат: это клетка или косая линия. Объяснить ребёнку, что линии это границы, в которых должны помещаться  строчные и заглавные буквы. Строчные буквы (за исключением букв в, б, у, з, д) должны касаться верха и низа маленькой строки, а заглавные быть высотой до середины большой строки и стоять на нижней границе маленькой строки. Развиваем глазомер ребёнка, контролируя размер букв и дистанции. Что касается букв в, б, у, з, д, то они должны быть высотой с заглавную букву, начинаться в маленькой строке и продолжаться до середины большой строки вверх или вниз в зависимости от буквы.       У листа в клетку свои ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, диагональ слева на право сверху вниз, диагональ справа на лево сверху вниз, центр клетки через которую проходят вертикаль и горизонталь клетки.

Почему так подробно? При написании цифр и графических изображений необходим не только показ выполнения действий, но и словесное объяснение поэтапного выполнения. Необходимо чтобы ребёнок повторил ваш словесный инструктаж, а затем выполнял задание, проговаривая свои действия. Проговаривая, он сделает меньше ошибок, т.к. выполняя, он контролирует себя.     

Что касается написания печатных букв, которые имеют право-левую ориентировку, то тоже можно воспользоваться проговариванием. Можно придумать с ребёнком свои интересные проговаривания. Например: буква Р животик справа, буква Я животик слева и т.д. Существует много интересных подсказок в стихах. Можно с ребёнком нарисовать «шпаргалку». На листе бумаги нарисовать (обвести) детские ладошки — правую и левую. Под каждой ладошкой в столбик расположить буквы: с левой ориентацией под левую ладонь, с правой — под правую.      Существует много упражнений для развития пространственного восприятия, концентрации и распределения внимания. Упражнение «Найди правильную букву или цифру». Напишите на листе бумаги  правильно и неправильно расположенные буквы или цифры. Дайте правильный образец и попросите ребёнка обвести правильное изображение. Внимание! Нельзя просить зачеркнуть неправильное изображение! Концентрация внимания должна быть только на правильном варианте!

Также хорошо использовать в занятиях различные лабиринты, парные картинки для сравнения (сюжетные или предметные) «Что изменилось?» или «Чего не стало?».

Для ориентировки по клеточкам тренироваться в графических диктантах. На первом этапе   ребёнок пошагово повторяет ваши действия у себя на листке, затем усложняем: он выполняет задание по вашему словесному указанию.

И затем  самостоятельно выполняет по схеме.   

Дети любят раскраски, их тоже можно использовать, но желательно те, где много мелких деталей, так возрастает концентрация  и распределение внимания, соблюдение границ – контура рисунка. Зеркальные рисунки по клеточкам и рисование двумя руками одновременно помогут ребёнку  развить  навыки к длительному удержанию внимания.    В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз.

Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. Проблема «зеркального» письма требует пристального внимания. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

Скачать работу

Библиографическое описание:


Егорова, В. В. Зеркальное письмо: пути решения проблемы / В. В. Егорова, Н. А. Власовец. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1.1 (15.1). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1144/ (дата обращения: 10.02.2023).

Работа посвящена изучению причин зеркального письма у детей и способов преодоления этой проблемы.

Ключевые слова: зеркальное письмо, межполушарное взаимодействие, ведущее полушарие головного мозга.

Я люблю писать рассказы. Но боюсь, что мои книги не смогут прочитать, потому что буквы я часто пишу в зеркальном отражении («зеркалю»).

Далеко не все задумывались над тем, что представляет собой зеркальное письмо. Почему оно встречается у людей?

Зеркальным почерком психологи называют феномен, при котором человек пишет не слева направо, а наоборот. Более того, все буквы выглядят так, словно написаны в зеркальном отражении. Эта особенность имеет и другое название – «почерк Леонардо».

Сегодня существуют две основные теории, объясняющие этот феномен Леонардо да Винчи. Первая заключается в том, что гению необходимо было скрывать свои записи от прочтения, то есть шифровать. Вторая объясняет эту особенность записей ее удобством для самого автора. По некоторым предположениям ученый использовал для письма левую руку. А как доказали последние исследования ученых, если человек левша, то ему гораздо удобнее и быстрее писать буквы в зеркальном отражении.

На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

Причина таких отклонений, по мнению ученых, – ведущее полушарие головного мозга. Головной мозг человека – это один из важнейших органов нашего тела. Он имеет два полушария – правое и левое. Функции правого и левого полушарий головного мозга различны (таблица 1).

Таблица 1

Функции полушарий мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Обработка вербальной информации:

Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Воображение:

Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Наглядно различия функций правого и левого полушария головного мозга можно увидеть на иллюстрации (рисунок 2)

Рис. 2. Различия функций полушарий головного мозга

Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае изучение окружающей картины происходит справа налево, отчего и происходит путаница. Позже, когда дети начинают учиться в школе, активней становится левое полушарие и все встает на свои места.

Точных данных о частоте встречаемости зеркального письма нет. По некоторым источникам, в общеобразовательных школах насчитывается около 1% детей, пишущих зеркально. В литературе подчеркивается связь зеркального письма с леворукостью. Зеркальное письмо обнаружено у 32 % леворуких мальчиков и у 33 % леворуких девочек. [Капустин А. Л., 1994].

Как мы выяснили, по мере взросления левое полушарие ребёнка начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием. Эти связи сначала очень слабые, что сказывается на таких умениях ребёнка как счёт, письмо, чтение, симметричные движения руками и ногами. Со временем между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию. Для развития межполушарного взаимодействия существуют различные упражнения.

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев детям с зеркальным письмом можно и нужно помочь. Мы изучили и испробовали на себе различные способы и приёмы решения данного вопроса.

В русском алфавите 33 буквы и написание 22 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. 11 букв являются симметричными. Это А,Д,Ж,М,Н,О,П,Т,Ф,Х,Ш, поэтому их написание не вызывает затруднений.

В русском языке из-за свойств зеркальности 22 буквы вызывают у детей затруднение:

– Б, В, Г, Е, Ё, И, Й, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, ь, ъ, Ю – пишутся справа.

– З, Л, У, Ч, Э, Я – пишутся слева.

Для исправления «зеркального» письма ученые рекомендуют использовать следующие виды упражнений:

                   воспроизведение букв с помощью карточек, трафаретов, кубиков;

                   обведение буквы пальчиком в воздухе с проговариванием;

                   написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);

                   узнавание букв, «написанных» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнавание букв на ощупь;

                   моделирование букв из палочек, из элементов букв, изменение букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка;

                   письмо проблемных букв под диктовку (буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э). Перед записью каждой буквы нужно сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону «смотрит».

На протяжении месяца я регулярно занималась с мамой этими упражнениями. Кроме того, мы вместе слепили трудные буквы из соленого теста. Над своим рабочим столом я вместе с папой развесила буквы, которые писала зеркально. Такая работа дала свой результат. С каждым днем я замечала, что все легче и легче пишу буквы, в которых раньше могла ошибаться. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что такие упражнения очень помогают, и рекомендую их всем ученикам, кто испытывает трудности с зеркальным письмом.

Изучив литературу, мы выяснили, что такое явление, как зеркальное письмо – не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе.

Причинами зеркального письма ученые называют особенности работы головного мозга человека. Постоянные специальные упражнения позволяют избавиться от этой особенности и писать буквы правильно.

Литература:

  1.                Гуковский М.А. Леонардо да Винчи, Л. – М.: Просвещение, 1967.
  2.                Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общей редакцией профессора Л.И. Скворцовой. – М.: Издательство Оникс, Издательство Мир образования, 2008.
  3.                Школьник Ю.К. Человек: полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2012.
  4.                http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konsultatsii-dlya-vospitateley/news5861.html
  5.                http://mother-and-baby.ru/zerkalnoe-pismo.html
  6.                http://www.kakprosto.ru/kak-250441-zerkalnoe-pismo-chto-takoe-pocherk-leonardo
  7.                http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.ru/2014/09/blog-post.html

Основные термины (генерируются автоматически): зеркальное письмо, левое полушарие, правое полушарие, головной мозг, буква, зеркальное отражение, временное явление, дошкольный возраст, неправильное направление, головной мозг человека.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Исузу ошибка p1093
  • К какому типу ошибок относится утверждение комплекс содержит системы
  • Исузу ошибка asr
  • К какому типу относятся следующие ошибки процессор
  • Источником ошибок при определении соэ могут служить

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии