ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §47 Вопрос 266 . Спишите, исправляя предложения.
Привет) Возникла путаница с этим вопросом, кто-нибудь сможет оказать помощь?
Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при
употреблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.
1) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что
он свой брат, не барин. 2) Жизнь купечества была подлин-
ным «тёмным царством». В их домах нередко разыгрыва-
лись тяжёлые трагедии. 3) В кабинете Плюшкина беспоря-
док был страшный, даже подумать было нельзя, что в нём
могло обитать живое существо. 4) В лаборатории институ-
та мы увидели шкафы с различными приборами и химика-
лиями. Их было около десяти. 5) Надо улучшить работу с
остающейся летом в городе детворой, найти её новые, более
интересные формы. 6) Хозяйка предложила жильцам
пройти в свою комнату. 7) Отец просил дочь пригласить её
подруг к себе.
6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов
При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и др.
Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.
Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:
- не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз );
- уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта );
- встреча созвана (правильно: встреча состоялась );
- повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).
Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.
Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.
Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.
Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.
При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.
Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.
Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.
Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.
Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов
При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и др.
Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.
Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:
- не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз);
- уютное впечатление (правильно: приятноевпечатление; впечатление уюта);
- встреча созвана (правильно: встреча состоялась);
- повысить кругозор (правильно: расширитькругозор).
Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.
Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.
Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.
Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.
Обратите внимание на следующие пары словосочетаний (в речи частотно смешение их компонентов):
- удовлетворять требования – отвечать потребностям;
- возместить ущерб – взыскать деньги, штраф;
- принять меры – предпринять шаги;
- приобрести известность – заслужить уважение;
- постоянная помощь – неослабное внимание;
- играть роль – иметь значение.
При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.
Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.
Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.
Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.
Упражнения
1.Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.
Эти функции поручаются отделам рекламы. | Эти функции возлагаются на отделы рекламы. |
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. | В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями. |
Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. | Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе. |
Они работают как самые отъявленные специалисты. | Они работают как самые опытные специалисты. |
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. | Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя. |
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. | В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза. |
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. | Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта. |
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. | Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности. |
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. | Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры. |
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. | В этом бою он был ранен осколками в обе ноги. |
2.Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.
Античный, классический. | Мифология, языки. |
Врождённый, прирождённый. | Талант, ум. |
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. | Приём, хозяин, человек. |
Губительный, пагубный. | Влияние, действие. |
Единый, один. | Миг, момент. |
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. | Воздействие, период, путь, сборы, кредит. |
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. | Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки. |
Найти, обрести. | Опора, поддержка. |
Обнаружить, открыть. | Закон, закономерность. |
Доказать, обосновать. | Теорема, теория. |
Предвещать, предсказать. | Поражение, успех. |
Расширить, увеличить, повысить. | Возможности, потенциал, уровень. |
3.Найдите в предложениях ошибки, вызванные неправильным сочетанием слов.
1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.
4. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.
Ответы к упражнениям
Упражнение 2
- Античная мифология; классические языки.
- Врождённый талант, прирождённый ум.
- Гостеприимный человек, радушный приём, хлебосольный хозяин.
- Губительное действие, пагубное влияние.
- Единый миг, один момент.
- Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, продолжительный период, долговременный кредит.
- Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки.
- Найти опору, обрести поддержку.
- Обнаружить закономерность, открыть закон.
- Доказать теорему, обосновать теорию.
- Предвещать поражение, предсказать успех.
- Расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.
Упражнение 3
1. . имеющиеся недостатки. 2. Неожиданно у молодых предпринимателей возникли серьёзные проблемы. 3. . уделяем особое внимание. 4. . стартуют спортсмены. 5. Большое внимание было уделено. 6. . почтили присутствием. 7. Ведущую роль. играет. 8. . бурное развитие кинематографии. 9. . обеспечивает город ранними овощами. 10. Уже в раннем детстве. 11. Большую роль. сыграли.
Упражнение 4
1. только заядлые болельщики. 2. Успеваемость в старших классах снизилась. 3. . выгул собак. 4. . в связи с необходимостью санобработки помещения. 5. Особое внимание в работе комитета уделяется. 6. Наши спортсмены продолжают устанавливать рекорды. 7. Дети читают стихи, стоя полукругом. 8. Мои ноги подкашивались от усталости. 9. . грохотал барабан. 10. С большим волнением читаешь письма ветеранов. 11. Неожиданные заморозки губительно сказались на посевах кукурузы. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать. 13. . он подарил книги школьной библиотеке. 14. . которые разделяют точку зрениякоммунистических лидеров. 15. . и быстро покинула квартиру. 16. столь большого счёта. 17. Передовая технология позволяет устранить многие недостатки. 18. . кивает. 19. Увеличилось число несчастных случаев. 20. Ниловна предстаёт перед нами забитой, запуганной женщиной.
источники:
http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/801-65_oshibki__svyazannye_s_leksicheskoi_sochetaemostyu_slov.html
http://allrefrs.ru/2-4470.html
Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка.
Если автор не
стремится к достижению определенной
стилистической цели, нарушение лексической
сочетаемости становится речевой ошибкой.
В этом отражается характерная особенность
диалектической природы языка: в одном
случае явление, представляющее собой
отклонение от языковой нормы, оказывается
действенным средством создания речевой
экспрессии, в другом — свидетельством
небрежности, невнимательного отношения
автора к слову. Непроизвольное нарушение
лексической сочетаемости — весьма
распространенная речевая ошибка.
«Хотя
в этих соревнованиях наши любимые
фигуристы одержали поражение, зрители
приветствуют их стоя»,
— говорит спортивный комментатор (но:
одерживают победу, терпят поражение).
«Может, и к
тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не
смыкая взгляда синего»,
— пишет поэт (но: можно сомкнуть глаза,
а не взгляд). В очерке журналист замечает:
«Котловина
производила уютное впечатление»
(можно производить приятное впечатление,
а не уютное). Некоторые слова часто
употребляются в речи в неправильных
сочетаниях (встреча
созвана, беседа прочитана, усилить
внимание, уделить значение, повысить
кругозор и
др.).
Нарушение
лексической сочетаемости может быть
вызвано контаминацией
внешне похожих словосочетаний. Например,
говорят: удовлетворять
современным потребностям,
смешивая сочетания удовлетворять
требования
и отвечать
потребностям;
с него взыскали
материальный ущерб в пользу потерпевших
(материальный ущерб может быть возмещен,
взысканы могут быть деньги); Улучшили
художественный уровень экспозиций
народные музеи (уровень
может возрасти, повыситься; улучшить
можно качество) Еще примеры контаминации
словосочетаний: предпринять
меры (принять
меры — предпринять шаги); заслужил
известность
(приобрел известность — заслужил
уважение); неослабная помощь (постоянная
помощь -неослабное внимание); не
играет значения
(не играет роли — не имеет значения).
Смешением
разных устойчивых словосочетаний
объясняется и появление печально
известного выражения играть
значение.
На самом деле в русском языке существуют
выражения иметь
значение и
играть роль.
Несмотря на смысловую близость, эти
выражения отнюдь не тождественны:
1) первое употребляется
тогда, когда нужно подчеркнуть важность,
значимость (или, наоборот, отсутствие
значимости) чего-либо;
2)
второе мы используем, говоря о функции
чего-либо. Сравним: Ирригация
имеет большое значение для развития
земледелия в засушливых районах
(т. е. важна); Это
обстоятельство в нашей ситуации не
имеет никакого значения
(т. е. не важно). С другой стороны:
Какая-нибудь
мелочь, которая даже не содержит в себе
ничего оскорбительного, может сыграть
роль пускового механизма в развитии
конфликта
(т. е. выполнить функцию пускового
механизма).
Таким образом, смешение этих выражений
недопустимо уже по той причине, что они
не могут полноценно заменять друг друга.
Кроме того, за выражением играть роль
легко угадывается стертое сравнение с
ролью на сцене, которую и в самом деле
играют. Но играть значение — вещь
абсолютно немыслимая.
Следует
избегать смешивания и других близких
по смыслу, но не тождественных выражений.
Например, не должны смешиваться сочетания
играть роль
и выполнять
функцию
(т.е. недопустимы варианты выполнять
роль, играть функцию). Причины те же:
несмотря на свою устойчивость, эти
выражения сохраняют связь с теми сферами,
в которых они возникли; как актер на
сцене играет, но ни в коем случае не
«выполняет» роль, так и функция — в
самых различных областях — может
выполняться, но ни в коем случае не
«играться» кем-либо или чем-либо.
При
употреблении слов, которые имеют
предельно ограниченные возможности
лексических связей, нарушение лексической
сочетаемости часто становится причиной
комического звучания речи. Например:
Серьезные
проблемы обрушивались на молодых
предпринимателей врасплох; Руководители
обратили серьезное внимание на достигнутые
недостатки; Они работали как самые
отъявленные специалисты; К нам пришли
люди, удрученные опытом.
Комизм в таких случаях возникает потому,
что слова, имеющие ограниченную
лексическую сочетаемость, подсказывают
варианты словосочетаний с нередко прямо
противоположным значением (ср.: достигнутые
успехи, отъявленные мошенники, удрученные
горем).
Рассмотрим примеры
стилистической правки предложений, в
которых нарушена лексическая сочетаемость:
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
Как видим,
стилистическая правка в основном
сводится к замене слов, употребление
которых привело к нарушению лексической
сочетаемости.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Готовимся к ЕГЭ.
Лексические нормы.
Рабочий
лист.
___________________________________________________
(ФИ, класс)
Разминка.
Расставьте ударения в выделенных словах.
Ветряная оспа, ходатайствовать за
коллегу, памятуя о новорожденной, дали места в партере,
мытарства простолюдина, закупорить бутыль, ходить
на работу по средам, обеспечение тортами, осведомиться
о газопроводе, звонит столяр, надоумить эксперта.
Типы речевых ошибок |
Примеры |
1. Употребление слов в несвойственном им |
Он упал навзничь (ничком) и ушиб колено |
2. Плеоназм (употребление |
Необычный феномен, предчувствовать заранее, |
3. Тавтология (употребление |
Масло масляное, спросить вопрос, проливной |
4. Нарушение лексической сочетаемости. |
Пьеса играет большое значение (имеет значение, |
5. Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений). |
Не маленький – пора уж за свой ум браться (за |
6. Алогизм (нарушение |
Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря Речь Катерины отличается от других героев (от |
7. Смешение паронимов (близких по звучанию, но разных по смыслу слов). |
Каменистые ступеньки (каменные), |
Задание 1. Определите тип ошибки, записав номер, соответствующий ей
в таблице, и запишите исправленное предложение.
1. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.
__________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Он в таких делах съел собаку.
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
3. Художник нарисовал репродукцию картины и вышел из комнаты.
_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________
4. У Базарова нет сообщников.
_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
5. Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.
___________________________________
__________________________________________________________________________________________________
6. Гарантируем полное излечение алкоголиков и других заболеваний.
_____________________________________
__________________________________________________________________________________________________
7. Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду.
___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
8. Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.
______________________________________
__________________________________________________________________________________________________
9. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.
____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
10. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.
______________________________
__________________________________________________________________________________________________
11. Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.
_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
12. Больше месяца подросток терпел, испытывая танталовые муки.
________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Отредактируйте предложения: исправьте лексическую ошибку,
ИСКЛЮЧИВ неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая
нормы современного русского литературного языка.
1. Стало ясно, что мы неверно определили основную суть
эксперимента — теперь нам придётся проводить исследование сначала.
______________________________________________________________________________
2. Экспедиция проходила успешно, пока ледяной айсберг не преградил путь
кораблю. ________________________
3. Я увлекаюсь лингвистикой, языкознанием, поэтому хочу поступать на
филфак. _____________________________
4. Чтобы написать недописанное сочинение, учитель дал нам время на
уроке литературы. ____________________
5. Вам нужно выбрать одно из двух альтернативных решений.
_____________________________________________
6. Лодки приближались всё ближе к берегу. ____________________________________________________________
7. Снова и опять всё повторялось: уговоры, обещания, слёзы.
______________________________________________
8. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.
__________________________________________
9. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем
заводе. ______________________________
10. Летом погода стоит поистине летняя.
_______________________________________________________________
Задание 3. Отредактируйте предложения: исправьте лексическую ошибку,
ЗАМЕНИВ неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы
современного русского литературного языка.
1. Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно
тренироваться не один год. __________
2. Алексей, которого Никита считал закадычным врагом и при любой
возможности стремился унизить, был всегда спокоен, ни на какие провокации не
реагировал. ________________________________________________________
3. Не за горой тот день, когда мы окончим школу. _______________________________________________________
4. Воздух чист, солнце светит ярче, дышится свежо.
______________________________________________________
5. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой
кругозор. ________________________________
6. Только грузный старик, насупясь, курил трубку, сидя на низкой
лавочке, да какая-то женщина виднелась вдали — всё, никого больше в этот
будний день в поле внимания не было. _________________________________
7. Описывая приключения моряка на острове, автор, без сомнения,
импонирует своему герою. _________________
8. К нам пришли люди, удручённые опытом.
____________________________________________________________
9. Компьютерные игры порой могут решать целый ряд психологических
проблем: удовлетворять потребность человека в свободе, помогать ему оказать
впечатление на окружающих, хотя бы отчасти утолять присущую всем нам жажду
перемен. ________________________________________________________________________________
10. Одним из самых известных потомков современных кенгуру был вымерший
15 миллионов лет назад представитель доисторической фауны Земли, названный
учёными протокоптодонтом. ________________________
Задание 4. В некоторых из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТИВНОЙ окраской листьев.
___________________________________
2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ помещения соответствуют нормативам по освещённости.
___________________________
3. ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ способность населения зависит от многих факторов.
___________________________________
4. На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран.
______________________________
5. Истоки современного ГУМАНИЗМА восходят к эпохе Возрождения.
______________________________________
6. Экологи сохраняют БОЛОТНЫЕ участки местности, которые являются
ключевыми местами остановок перелётных птиц во время миграции.
____________________________________________________________________________
7. Известный режиссёр ощущал НЕТЕРПИМУЮ потребность передавать опыт
молодым актёрам и поэтому создал свой театр.
________________________________________________________________________________________
8. Древний город был окружён ЗЕМЛИСТЫМ валом.
____________________________________________________
9. Сложнейшая сценическая конфигурация нового спектакля должна быть
ГАРМОНИЧНОЙ. ____________________
10. Часть жителей, пострадавших во время паводка, была эвакуирована в
безопасные места в СОСЕДСКИХ посёлках.
_________________________________________________________________________________________
11. ХИЩНАЯ добыча минералов уже нанесла невосполнимый ущерб природе
небольшого африканского государства. _______________________________________________________________________________________
12. Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как
звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНОК творения.
____________________________________________________________________