Ответ:К счастью, серьёзных ошибок не было. (К счастью — вводное слово)
2. Друзья, к радости невозможно привыкнуть. (к радости — дополнение)
3. Его поведение казалось странным. (казалось — сказуемое)
4. Это испытание, казалось, никогда не закончится. (казалось — вводное слово)
5. Урок кажется бесконечным. (казалось — сказуемое)
6. Дорога заняла, кажется, целую вечность. (кажется — вводное слово)
7. Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. (кажется — вводное слово)
8. Может быть, мы увидимся снова, дорогой друг. (может быть — вводная конструкция)
9. Сегодня может быть снегопад. (может быть — составное глагольное сказуемое)
10. Во-первых, он мал, во-вторых, он плохо подготовлен, в-третьих, нет разрешения родителей на участие в соревнованиях. (вводные слова)
11. И дорожки, и клумбы, и, вероятно, крыша террасы — всё было мокрым от дождя. (вероятно — вводное слово)
12. Она, казалось, не слышала замечаний. (казалось — вводное слово)
13. Небо казалось свинцовым от набежавшей грозовой тучи. (казалось — сказуемое)
14. Должно быть, во время войны здесь проходила линия фронта. (должно быть — вводная конструкция)
15. Задание должно быть выполнено к концу недели. (должно быть выполнено — составное именное сказуемое)
16. Действительно, луна стала пробиваться сквозь облака. (действительно — вводное слово)
17. Удостоверение было действительно до конца года. (было действительно — составное именное сказуемое)
18. Каждая яблоня, по его словам, была какого-то особенного сорта. (по его словам — вводная конструкция)
19. О поездке мы судили по его словам и по сделанным в пути фотографиям. (его — определение, словам — дополнение, по — предлог (можно выделить как дополнение вместе со «словам»))
20. Говорят, февраль будет вьюжным. (говорят — вводное слово)
21. Твои поступки говорят сами за себя. (говорят — сказуемое)
Чтобы узнать, вводное слово это или второстепенный член предложения, надо мысленно убрать его из предложения, если смысл не изменяется и предложение остаётся правильным, то это вводное слово. Если смысл изменился или потерялся, то это член предложения.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Вставьте пропущенные буквы в предложенные вам слова, раскройте скобки.
к
уд…влению разумеет(?)ся
бе…спорно оч…видно
(по)моему (во)первых
(в)третьих изв…ните
безусловн… п…жалуй
Слайд 2Проверь себя
к удивлению разумеется
бесспорно очевидно
по-моему во-первых
в-третьих извините
безусловно пожалуй
Слайд 3Тема урока:
« Вводные слова и выражения, знаки препинания
при вводных словах и словосочетаниях»
План урока:
новый материал
практическая работа
закрепление
Слайд 4Вводные слова и словосочетания- грамматически не связанные с членами
предложения конструкции, которые выражают отношение говорящего к сообщаемому
Слайд 5Признаки вводных слов и конструкций:
к ним нельзя задать
вопрос от других членов предложения;
можно убрать из предложения без потери
смысла;
можно заменить синонимичным вводным словом;
можно определить значение вводного слова;
Слайд 6Виды отношений:
эмоционально-экспрессивная оценка сообщения;
К счастью, к стыду, чего доброго,
странное дело, на радость, к огорчению…
логическая связь;
Итак, прежде всего, таким
образом, кстати, например, напротив…
источник высказывания;
Говорят, по преданию, на мой взгляд, по мнению…
Слайд 7Виды отношений:
способ выражения мысли;
Словом, иначе говоря, другими словами, одним
словом, так сказать…
контакт с говорящим или призыв к собеседнику;
Послушайте, извините,
видите (ли), представьте себе, согласитесь…
уверенность или неуверенность;
Безусловно, действительно, надо полагать, вероятно, наверное…
Слайд 8Запомните!!!
НЕ являются вводными и НЕ выделяются запятыми:
Вдруг, вряд ли,
именно, как будто, между тем, притом, почти, поэтому, однажды, вот,
даже, словно, как бы, примерно и др.
Слайд 9Знаки препинания
Вводные слова и конструкции на письме выделяются
с двух сторон запятыми
Слайд 10Задание
Определите в каждом предложении, чем являются выделенные слова- вводным
словом или другим членом предложения. Расставьте знаки препинания.
1. К счастью
серьёзных ошибок допущено не было.
2. Друзья к радости невозможно привыкнуть.
3. Его поведение казалось странным.
4. Это испытание казалось никогда не закончится.
5. Урок кажется бесконечным.
6. Дорога заняла кажется целую вечность.
7. Глазами кажется хотел бы всех он съесть.(И.А.Крылов)
8. Может быть мы увидимся снова дорогой друг.
9. Сегодня может быть снегопад.
10. Во-первых он мал во-вторых он плохо подготовлен в-третьих нет разрешения родителей на участие в соревнованиях.
11. И дорожки и клумбы и вероятно крыша террасы всё было мокрым от дождя.
12. Она казалось не слышала замечаний.
13. Небо казалось свинцовым от набежавшей грозовой тучи.
14. Должно быть во время войны здесь проходила линия фронта.
15. Задание должно быть выполнено к концу недели.
16. Действительно луна стала пробиваться сквозь облака.
17. Удостоверение было действительно до конца года.
18. Каждая яблоня по его словам была какого-то особенного сорта.
19. О поездке мы судили по его словам и по сделанным в пути фотографиям.
20. Говорят февраль будет вьюжным.
21. Твои поступки говорят сами за себя.
Слайд 11Проверь себя
1. К счастью, серьёзных ошибок допущено не было.
2.
Друзья, к радости невозможно привыкнуть.
3. Его поведение казалось странным.
4. Это
испытание, казалось, никогда не закончится.
5. Урок кажется бесконечным.
6. Дорога заняла, кажется, целую вечность.
7. Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.(И.А.Крылов)
8. Может быть, мы увидимся снова, дорогой друг.
9. Сегодня может быть снегопад.
10. Во-первых, он мал, во-вторых, он плохо подготовлен, в-третьих, нет разрешения родителей на участие в соревнованиях.
11. И дорожки, и клумбы и, вероятно, крыша террасы- всё было мокрым от дождя.
12. Она, казалось, не слышала замечаний.
13. Небо казалось свинцовым от набежавшей грозовой тучи.
14. Должно быть, во время войны здесь проходила линия фронта.
15. Задание должно быть выполнено к концу недели.
16. Действительно, луна стала пробиваться сквозь облака.
17. Удостоверение было действительно до конца года.
18. Каждая яблоня, по его словам, была какого-то особенного сорта.
19. О поездке мы судили по его словам и по сделанным в пути фотографиям.
20. Говорят, февраль будет вьюжным.
21. Твои поступки говорят сами за себя.
Слайд 12Какие варианты в постановке знаков препинания возможны в приведенных
ниже предложениях?
За поселком видно пшеничное поле.
Дядюшка может быть дома.
Слайд 131. За поселком видно пшеничное поле.
2. За поселком, видно,
пшеничное поле.
3. Дядюшка может быть дома.
4. Дядюшка, может быть,
дома.
Слайд 14Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова.
Чем хорош
автомобиль?
(1)___________, в нем удобно ездить.
(2)_____________,он быстро передвигается. (3)____________, автомобили бывают разные:
грузовые, легковые, пожарные.
Все это, (4)__________, хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
(5)_______________, без автомобилей уже не обойтись, а (6)____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
(7)______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.
Слайд 15Проверь себя
Чем хорош автомобиль? (1)Во-первых, в нем удобно ездить.
(2)Во-вторых, он
быстро передвигается. (3)В-третьих, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это,(4) конечно,
хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
(5)С одной стороны, без автомобилей уже не обойтись, а (6)с другой стороны, – кроме пользы, немало от них и вреда.
(7)Значит, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.
Слайд 16Придумайте реплики для диалога с использованием вводных конструкций
Тема
диалога: польза чтения
Участники диалога: сын или дочь, отец, дедушка
!!!!! Чрезмерное
использование вводных слов не украшает речь
Ответ:К счастью, серьёзных ошибок не было. (К счастью — вводное слово)
2. Друзья, к радости невозможно привыкнуть. (к радости — дополнение)
3. Его поведение казалось странным. (казалось — сказуемое)
4. Это испытание, казалось, никогда не закончится. (казалось — вводное слово)
5. Урок кажется бесконечным. (казалось — сказуемое)
6. Дорога заняла, кажется, целую вечность. (кажется — вводное слово)
7. Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. (кажется — вводное слово)
8. Может быть, мы увидимся снова, дорогой друг. (может быть — вводная конструкция)
9. Сегодня может быть снегопад. (может быть — составное глагольное сказуемое)
10. Во-первых, он мал, во-вторых, он плохо подготовлен, в-третьих, нет разрешения родителей на участие в соревнованиях. (вводные слова)
11. И дорожки, и клумбы, и, вероятно, крыша террасы — всё было мокрым от дождя. (вероятно — вводное слово)
12. Она, казалось, не слышала замечаний. (казалось — вводное слово)
13. Небо казалось свинцовым от набежавшей грозовой тучи. (казалось — сказуемое)
14. Должно быть, во время войны здесь проходила линия фронта. (должно быть — вводная конструкция)
15. Задание должно быть выполнено к концу недели. (должно быть выполнено — составное именное сказуемое)
16. Действительно, луна стала пробиваться сквозь облака. (действительно — вводное слово)
17. Удостоверение было действительно до конца года. (было действительно — составное именное сказуемое)
18. Каждая яблоня, по его словам, была какого-то особенного сорта. (по его словам — вводная конструкция)
19. О поездке мы судили по его словам и по сделанным в пути фотографиям. (его — определение, словам — дополнение, по — предлог (можно выделить как дополнение вместе со «словам»))
20. Говорят, февраль будет вьюжным. (говорят — вводное слово)
21. Твои поступки говорят сами за себя. (говорят — сказуемое)
Чтобы узнать, вводное слово это или второстепенный член предложения, надо мысленно убрать его из предложения, если смысл не изменяется и предложение остаётся правильным, то это вводное слово. Если смысл изменился или потерялся, то это член предложения.
К счастью, серьёзных ошибок допущено не было.
Это испытание, казалось, никогда не закончится.
Дорога заняла, кажется, целую вечность.
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
Может быть мы увидимся снова, дорогой друг.
Во-первых, он мал, во-вторых, он плохо подготовлен, в-третьих, нет разрешения родителей на участие в соревнованиях.
И дорожки, и клумбы, и, вероятно, крыша террасы — всё было мокрым от дождя.
Она, казалось, не слышала замечаний.
Должно быть, во время войны здесь проходила линия фронта.
Действительно, луна стала пробиваться сквозь облака.
Каждая яблоня, по его словам, была какого-то особенного сорта.
Говорят, февраль будет вьюжным.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
От меня отцу, брат милый, поклониться не забудь.
Покажи мне шлем, Иван.
Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил.
Играйте, пойте, друзья!
Где был ты, сын?
Последняя туча рассеянной бури, одна ты несёшься по ясной лазури.
Звезда печальная, вечерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив, и чёрных скал вершины.
Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса.
«А, старая знакомая, здравствуй» — ласково проговорила Лиса.
«Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать» — ответила Серая Шейка.
Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придет»
«Ведь вы весной вернетесь?» — спрашивала Серая Шейка.
Максим Горький говорил:»Хорошая книга — праздник».
А.С.Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки?».
Учитель спросил:»Вы читали сказки А.С.Пушкина?»
Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»
«Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик» — советовала старая утка.
«Неужели река замерзнет?» — думала Серая Шейка.
«Ах, как ты меня напугала, глупая!» — проговорил заяц
Лисичка сказала:»Я тебя съем».
Теоретический материал
Водными словами называются слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает своё отношение к высказыванию.
Вводные компоненты выделяются запятыми:
Значение |
Вводное слово |
Примеры |
Уверенность |
конечно, разумеется, без сомнения, бесспорно, безусловно, естественно, несомненно …. |
Зима, конечно, будет снежная. Мы, безусловно, вас встретим. |
Неуверенность |
кажется, вероятно, наверное, возможно, очевидно, может быть, надо полагать, пожалуй, скорее всего, надеюсь, видать, по-видимому… |
Зима, кажется, будет снежной. Мы, возможно, вас встретим. |
Различные чувства |
к счастью, к сожалению, к удивлению, на беду, на радость нам, странное дело, нечего греха таить, чего доброго, как нарочно, на удивление, к ужасу, … |
Зима, к счастью, будет снежная. Мы, к сожалению, вас не сможем встретить. |
Порядок явлений (мыслей) и связь между ними |
во-первых, во-вторых, наконец, значит, впрочем, например, следовательно, стало быть, итак, таким образом, однако, в общем, короче говоря, так сказать |
Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима была снежная. Значит, на полях будет много влаги. |
Призывы к вниманию |
пожалуйста, поймите, послушайте, согласитесь, помилуйте, согласитесь, не правда ли, позвольте, позвольте, представьте себе, считайте, … |
Ведь вы, согласитесь, с моим мнением. |
Источник сообщения |
известно, по моему мнению, мол, помнится, по-твоему, дескать, по (…) мнению …, дескать, говорят, с точки зрения…, по словам …, |
По сообщениям синоптиков, зима будет снежная. |
Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли. |
другими словами, говоря образно, мягко говоря, прямо скажем, как говорится … |
Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.) |
Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания |
по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря … |
Надо признаться, выполнил ты работу отлично. |
В середине предложения вставные компоненты выделяются запятыми:
Если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры (обычно это бывает при союзах и и но): Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но, во-первых, работы было мало, и, во-вторых, много времени отнимали неотложные дела (Катаев). Если изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится (при союзе а). Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее (Тургенев). |
Но если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится после союзов а. Не год, а, может быть, десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь (Ю. Лаптев) |
При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится: Чего доброго, пожалуй, и женится, из умиления души… |
Вводные слова, стоящие перед сравнительным оборотом (с союзом как), целевым оборотом (с союзом чтобы): Все это мне показалось странным, впрочем, как и другим. Студент на минуту задумался, вероятно, чтобы точнее сформулировать свой ответ. |
Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком от оборота оно не отделяется; если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми на общем основании. А Петр Петрович, по крайней мере по многим признаком, человек весьма почтенный. Ребенок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери. |
Союз, употреблённый перед вводным словом, может относиться к нему, а может и выполнять свои функции в структуре предложения. Знаки препинания в том и другом случае будут стоять по-разному: После объяснения наши отношения не сделались лучше, а, напротив, ещё более разладились. Я приеду рано утром, а возможно, даже ночью. |
Запятыми не выделяются: |
1.Вводные слова, употреблённые в начале уточняющих оборотов, запятой не отделяются: Многие произведения А.С. Пушкина, в частности «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», я перечитывал несколько раз. |
2.Вводные слова и сочетания не отделяются запятой от сочинительного союза в начале предложения: И действительно, он скоро уехал. А между прочим, дождь всё-таки прошёл. |
Выделяются круглыми скобками: |
Если вводная конструкция содержит добавочное и попутное замечание или пояснение, но отдалена от основного предложения по смыслу: Алексей (читатель уже знал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. |
Выделяются тире: |
1. Если вводная конструкция и основное предложение сопоставлены между собой по смыслу: Тут – делать нечего – друзья расцеловались. Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас. (М. Горький.) |
2. при вопросительной или восклицательной интонации: Этого – клянусь вам! – никогда не бывало с ним. Было решено – помнишь? – что я приду к нему через несколько дней. |
3. Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых обычно ставится тире, например: Макаренко неоднократно подчеркивал, что новая педагогика основана, с одной стороны, на безграничном доверии к человеку, а с другой — на высоких к нему требованиях. |
4. Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится только тире (без запятой), а после него – запятая, например: |
Книги, брошюры, журналы, газеты – словом, все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке Но: Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом, ужин был чрезвычайно весел (Пушкин). |
Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова:
авось, будто, буквально, вдобавок, ведь, вот, вряд ли, вот, всё-таки, вроде, вдруг, в довершение, вдруг,
в конечном счете, все-таки, едва ли, якобы, почти, даже, именно, исключительно, как будто, как раз,
только, непременно, к тому же, причём, обязательно, между тем, наверняка, небось, по предложению,
по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы
Вводные слова(вводные слова — не члены предложения, их можно легко опустить, не нарушая структуры предложения) |
Члены предложения(чаще всего сказуемые или обстоятельства) |
Цех, возможно, уже реорганизован. |
Цех возможно реорганизовать. |
Вы, верно, переведены сюда из России? (Лермонтов). |
Вы верно перевели тот отрывок? |
Слово наконец является вводным, если 1) в контексте ему предшествовали слова во-первых, во-вторых … или выражает чувства автора. Сочинение, во-первых, очень поверхностно раскрывает тему, во-вторых, постоянно сбивается на пересказ и, наконец, просто безграмотно. Это, наконец, невыносимо! 2) оно указывает связь мыслей, порядок изложения (в значении «и ещё») или дает оценку факта, с точки зрения говорящего, например: Да и наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо (Горький) |
В значении же «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» слово наконец не является вводным, например: …Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы. |
Наконец бывает вводным словом, При вводном слове добавление частицы —то невозможно: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту |
наконец (= в конце концов = напоследок / = наконец-то) Наконец добрались до места ночлега (наконец-то добрались…) Снегопад наконец перестал, и небо прояснилось. |
Слово однако является вводным, если его нельзя заменить союзом но, например: Смотри, однако, Вера, будь осторожна (Тургенев). |
Если такая замена невозможна, то это союз, он не обособляется: Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились (Лермонтов). [Однако = но] |
Вводные слова в обособленных оборотах выделяются только в том случае, если стоят в середине. Весна, | кажется уже вступившая в свои права|, вдруг снова уступила зиме. Весна, | уже, кажется, вступившая в свои права,| вдруг снова уступила зиме. |
|
Вообще является вводным словом только в значении вообще говоря Вообще, ты права, и я вынуждена с тобой согласиться. (= вообще говоря/ по правде говоря) |
Он вообще нигде не работает. (= совсем) Вообще ты права, но от тебя ускользают некоторые нюансы. (= в целом) |
однако является вводным словом внутри предложения. Я голоден, однако. |
однако = но: Друзья пошли по тропинке, однако вскоре вынуждены были остановиться. Однако я голоден. [Было пасмурно], однако [дождь прекратился]. |
Практическая часть
1.В приведенном ниже тексте расставьте знаки препинания при вводных словах. Во фразе, выделенной курсивом, пропущены все знаки препинания, попробуйте их расставить и объяснить, какими правилами русского языка пришлось при этом воспользоваться.
Ученик 6 «Б» класса Никита был несомненно лентяем. Естественно его лень приводила к получению плохих оценок в школе, и поэтому он конечно был еще и двоечником. Вообще он мог иногда бороться со своей ленью и тогда к радости всех учителей получал «четверки», однако желание перебороть себя возникало у Никиты не часто. Кстати его лень распространялась только на выполнение домашних заданий и может быть еще на некоторые неприятные обязанности по дому например мытье посуды и уборку комнаты. Зато у Никиты было время и силы на шалости, компьютерные игры и безусловно на футбол. Собственно против посещения школы Прыщиков ничего не имел, некоторые уроки в частности физкультура и рисование даже доставляли удовольствие, но математика и главным образом русский язык доставляли невыносимые страдания. Прежде всего он не всегда верно понимал правило, а воспринимал его по-своему, как ему казалось точнее. Далее Никита не мог применить это правило на практике значит допускал уйму ошибок. Возможно ему требовалось на понимание материала больше времени, но его-то у Никиты и не было. Придя из школы, он прежде всего включал компьютер и по крайней мере час играл в интересную и полезную с его точки зрения игрушку. Потом он бежал во двор и играл в футбол, демонстрируя несомненно присущие мальчику ловкость и быстроту реакции. Он действительно любил спорт, и потом мальчишке необходимо бегать и прыгать, в конце концов он должен вырасти сильным и крепким. Сидеть дома и читать скучные книжки значит стать вялым и слабым, а это в свою очередь может привести к болезням. В самом деле разве футбол не важнее книжек? Эти свои мысли Никита излагал отцу, и тот в свою очередь поддерживал сына и защищал от мамы, которая наоборот считала самым главным «пятерки» в дневнике.
Далее Никита отдыхал, смотрел телевизор или опять играл на компьютере. После этого на уроки оставалось как раз 30 минут, ведь мама требовала ложиться в постель не позже чем в 21.30. И вот именно в эти полчаса на Никиту нападала лень, во всяком случае это состояние можно было назвать только так. Мальчик вяло перебирал страницы учебников главным образом пытаясь вспомнить о чем говорили в классе и убедив себя что и так все помнит закрывал книги. Таким образом уроки оставались в конечном счете не сделанными, а среди учителей крепло мнение, что Никита несомненно лентяй. Вы верно так не думаете
2.
Вариант 1 Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова Как нарочно дожди и холод продолжались весь май. Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен? Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека. Кажется ваша история там наделала много шуму. Первые мореплаватели покидая сушу ориентировались по очертаниям берегов по форме облаков и конечно по звездам. |
Вариант 1 Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова Как нарочно дожди и холод продолжались весь май. Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен? Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека. Кажется ваша история там наделала много шуму. Первые мореплаватели покидая сушу ориентировались по очертаниям берегов по форме облаков и конечно по звездам. |
Вариант 1 Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова Как нарочно дожди и холод продолжались весь май. Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен? Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека. Кажется ваша история там наделала много шуму. Первые мореплаватели покидая сушу ориентировались по очертаниям берегов по форме облаков и конечно по звездам. |
Вариант 2 Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова Мы приближались к городку где по словам бородатого коменданта находился сильный отряд. Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр. Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий. |
Вариант 2 Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова Мы приближались к городку где по словам бородатого коменданта находился сильный отряд. Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр. Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий. |
Вариант 2 Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова Мы приближались к городку где по словам бородатого коменданта находился сильный отряд. Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр. Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий. |
Вариант 2 Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова Мы приближались к городку где по словам бородатого коменданта находился сильный отряд. Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр. Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий. |
3. Практическое задание по теме «Вводные слова и предложения»
-
Расставь знаки препинания. Укажите вводные слова
-
Авось мы пойдем в лес.
-
Он кажется немного утомленным.
-
Вряд ли будет сегодня дождь.
-
Дорога была к счастью не размыта.
2. Расставь знаки препинания. Начертите схему этого предложения.
Не забудьте пожалуйста Павел Денисович о моей просьбе.
3. Укажите, какие слова не могут быть выделены запятыми на месте пропуска в предложении:
Река Амур,…, пошире нашей.
А.немного В. пожалуй Г. все-таки
4. Найти предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Выписать номера тех предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка. Объяснить ошибку.
1.К счастью, невозможно привыкнуть.
2.Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.
3.Приближение весны, кажется, чудом.
4.Мне, просто, не о чем спорить с вами!
5.Утки – их было десять — каждое утро дружно шагали к пруду.
Вставь, где необходимо, знаки препинания.
-
Несчастье нисколько его не изменило а напротив он стал еще крепче и энергичнее.
-
Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но во-первых работы было мало, и во-вторых много времени отнимали неотложные дела .
-
Не год, а может быть десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь.
-
Чего доброго пожалуй и женится, из умиления души…
-
Все это мне показалось странным впрочем как и другим.
-
Студент на минуту задумался вероятно чтобы точнее сформулировать свой ответ.
-
А Петр Петрович по крайней мере по многим признаком, человек весьма почтенный.
-
Ребенок, испугавшийся по-видимому лошади, подбежал к матери.
-
После объяснения наши отношения не сделались лучше, а напротив ещё более разладились.
-
Я приеду рано утром, а возможно даже ночью.
-
Многие произведения А.С. Пушкина в частности «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии» я перечитывал несколько раз.
-
И действительно он скоро уехал.
-
А между прочим дождь всё-таки прошёл.
-
Алексей (читатель уже знал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку.
-
Тут – делать нечего – друзья расцеловались.
-
Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас.
-
Этого – клянусь вам! – никогда не бывало с ним.
-
Было решено – помнишь? – что я приду к нему через несколько дней.
-
Макаренко неоднократно подчеркивал, что новая педагогика основана с одной стороны на безграничном доверии к человеку, а с другой на высоких к нему требованиях.
-
Книги, брошюры, журналы, газеты – словом все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке.
-
Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом ужин был чрезвычайно весел.
-
Цех возможно уже реорганизован.
-
Вы верно переведены сюда из России?
-
Да и наконец всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо.
-
Сочинение во-первых очень поверхностно раскрывает тему, во-вторых, постоянно сбивается на пересказ и наконец просто безграмотно.
-
Это наконец невыносимо!
-
Можно наконец обратиться за советом к специалисту
-
Смотри однако Вера, будь осторожна .
-
Весна кажется уже вступившая в свои права вдруг снова уступила зиме.
-
Весна, уже кажется вступившая в свои права, вдруг снова уступила зиме.
-
Вообще ты права, и я вынуждена с тобой согласиться.
-
Я голоден однако.
-
Друзья пошли по тропинке однако вскоре вынуждены были остановиться.
-
Однако я голоден.
-
Было пасмурно однако дождь прекратился.
-
Наконец добрались до места ночлега (наконец-то добрались…)
-
Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились [Однако = но]
-
Он вообще нигде не работает (= совсем).
-
Вообще ты права, но от тебя ускользают некоторые нюансы (= в целом).
-
Цех возможно реорганизовать.
-
Вы верно перевели тот отрывок?
-
Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы.
Проверь себя:
-
Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее.
-
Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но, во-первых, работы было мало, и, во-вторых, много времени отнимали неотложные дела .
-
Не год, а, может быть, десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь .
-
Чего доброго, пожалуй, и женится, из умиления души…
-
Все это мне показалось странным, впрочем, как и другим.
-
Студент на минуту задумался, вероятно, чтобы точнее сформулировать свой ответ.
-
А Петр Петрович, по крайней мере по многим признаком, человек весьма почтенный.
-
Ребенок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери.
-
После объяснения наши отношения не сделались лучше, а, напротив, ещё более разладились.
-
Я приеду рано утром, а возможно, даже ночью.
-
Многие произведения А.С. Пушкина, в частности «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», я перечитывал несколько раз.
-
И действительно, он скоро уехал.
-
А между прочим, дождь всё-таки прошёл.
-
Алексей (читатель уже знал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку.
-
Тут – делать нечего – друзья расцеловались.
-
Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас.
-
Этого – клянусь вам! – никогда не бывало с ним.
-
Было решено – помнишь? – что я приду к нему через несколько дней.
-
Макаренко неоднократно подчеркивал, что новая педагогика основана, с одной стороны, на безграничном доверии к человеку, а с другой — на высоких к нему требованиях.
-
Книги, брошюры, журналы, газеты – словом, все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке
-
Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом, ужин был чрезвычайно весел
-
Цех, возможно, уже реорганизован.
-
Вы, верно, переведены сюда из России?
-
Да и наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо .
-
Сочинение, во-первых, очень поверхностно раскрывает тему, во-вторых, постоянно сбивается на пересказ и, наконец, просто безграмотно.
-
Это, наконец, невыносимо!
-
Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту
-
Смотри, однако, Вера, будь осторожна.
-
Весна, кажется уже вступившая в свои права |, вдруг снова уступила зиме.
-
Весна, уже, кажется, вступившая в свои права |, вдруг снова уступила зиме.
-
Вообще, ты права, и я вынуждена с тобой согласиться (= вообще говоря/ по правде говоря).
-
Я голоден, однако.
-
Друзья пошли по тропинке, однако вскоре вынуждены были остановиться.
-
Однако я голоден.
-
[Было пасмурно], однако [дождь прекратился].
-
Наконец добрались до места ночлега (наконец-то добрались…)
-
Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились [Однако = но]
-
Он вообще нигде не работает (= совсем).
-
Вообще ты права, но от тебя ускользают некоторые нюансы. (= в целом)
-
Цех возможно реорганизовать.
-
Вы верно перевели тот отрывок?
-
Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы