1
Язык документов 1. Повторение 2. Письменные деловые тексты 3. Личные документы 4. Служебные документы
2
1. Повторение Укажите основные черты официально- делового стиля 1. Экспрессивность. 2. Стандартизованность. 3. Образность. 4. Волюнтативность. 5. Точность. Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ2
3
1. Повторение Укажите предложения, содержащие канцеляризмы 1. Я приобрела для сына настольную игру. 2. Заводная обезьянка вышла из строя. 3. В одном доме со мной живет известный поэт. 4. В данный момент я готовлюсь к экзаменам. Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ3
4
1. Повторение Исправьте речевые ошибки 1. К товару прилагается гарантированное письмо. 2. Договор вступает в силу с момента его подписания и будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет прекращен любой из сторон. 3. Налоги с каждой автомашины взимаются с учетом суммы растаможки. 4. Цены на товары договорные в соответствии с действующим прейскурантом цен. Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ4
5
1. Повторение Какие особенности ОДС нарушены? Просим Вас перевести деньги на наш счет в какой-нибудь из рабочих дней. Доводим до Вашего сознания, что фирма не выполнила взятые на себя обязательства. Ну, ты, брат, попал! Твоя фирма не выслала оплату за наши услуги вовремя!!! За год наша фирма достигла великолепнейших результатов. Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ5
6
1. Повторение Измените предложения, используя клише деловой речи Простите меня Накажите его Дайте мне денег Отпустите меня в отпуск Если не хочешь проблем, проверь работу еще раз Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ6
7
2. Письменные деловые тексты Этика письменной ДК 1. Тактичность, вежливость 2. Персональность и объективность 3. Позитивность 4. Энергичность, активность 5. Цельность 6. Удобочитаемость Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ7
8
2. Письменные деловые тексты Документы средство закрепления информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности; письменный текст, имеющий юридическую (правовую) значимость Письма средство письменного общения (взаимодействия) граждан как представителей учреждений Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ8
9
2. Письменные деловые тексты Личные документы автобиография резюме заявление доверенность объяснительная записка расписка Служебные документы план устав договор, контракт отчет приказ, постановление решение, распоряжение акт справка служебная записка докладная записка Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ9
10
3. Личные документы: автобиография Документ личного характера, который автор пишет о себе Форма изложения повествовательная, от первого лица единственного числа Вся информация предоставляется в хронологической последовательности Произвольная форма при обязательном присутствии некоторых сведений Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ10
11
3. Личные документы: автобиография Название документа ФИО автора Дата и место рождения Образование (место и период учебы, квалификация) Вид трудовой деятельности Последнее место работы и занимаемая должность Награды, грамоты Семейное положение Сведения о родителях и ближайших родственниках Дата составления автобиографии Личная подпись Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ11
12
Я, Поддубный Корней Иванович, родился 10 марта 1968 г. в г. Сватово Луганской обл. После окончания в 1984 г. Сватовской средней школы 2 работал на Сватовском заводе торгового оборудования слесарем — наладчиком токарных станков. С 1986 по 1988 гг. – служба в Армии. С 1991 года – студент механико-математического факультета Харьковского государственного университета. Окончил ХГУ в 1993 г. со специальностью «преподаватель математики». С 1993 г. работаю учителем математики в школе 8 г. Сватово. С 1994 г. исполняю обязанности председателя профкома школы (на общественных началах). Состав семьи: жена – Поддубная Надежда Федоровна, 1970 г.р., заведующая детским садом «Малыш» г. Сватово; сын – Поддубный Владимир, 1992 г.р., ученик СШ 8. Домашний адрес: 92600, г. Сватово, ул. Веселая, д. 54, тел Дата Подпись Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ12
13
Родился 5 сентября 1983 года в Томске. Родители – служащие. Закончил вторую школу. Учился не очень хорошо, по литературе, английскому языку и русскому языку были тройки. С девятого класса стал заниматься в экологической лаборатории при Химико-технологическом факультете ТПУ. Увлекся техникой быстрого чтения и в 1997 году прошел курсы скорочтения в Школе академика Олега Андреева в Москве. В 1998 году участвовал в Международной олимпиаде по химии и занял второе место. В этом же году поступил в ТПУ на ХТФ. Сейчас учится на пятом курсе ХТФ ТПУ и работает в Томском филиале Школы академика О. Андреева. Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ13
14
3. Личные документы: резюме 1. ФИО; адрес и телефон (домашний и служебный); электронная почта 2. Личные данные 3. Цель написания резюме 4. Образование 5. Опыт работы 6. Дополнительная информация: профессиональные навыки, личные качества, увлечения 7. Дата составления Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ14
15
3. Личные документы: резюме Качества резюме краткость правдивость конкретность позитивность (не «улаживал жалобы», а «помощь клиентам») энергичность грамотность эстетичность преобладание существительных отсутствие местоимений Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ15
16
3. Личные документы: резюме Ткачев Андрей Петрович Дата рождения 18 января 1974 г. Адрес, телефон … Семейное положение Женат, трое детей. Цель: получение должности регионального менеджера по продажам в крупной торговой компании. Образование гг. Нижегородский институт экономики и права, экономический факультет. Специальность: маркетолог гг. Курсы английского языка при ТГУ гг. СОШ 3 г. Томска. Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ16
17
3. Личные документы: резюме Опыт работы Июль 2001 г. – по настоящее время Компания «West», г. Нижний Новгород. Специалист по обеспечению сбыта. Функции: налаживание контактов с оптовыми покупателями; организация рекламной кампании. Май 1998 г. – июнь 2000 г. Компания «Нижегородский хозяин». Сотрудник отдела продаж. Функции: обслуживание частных клиентов. Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ17
18
3. Личные документы: резюме Дополнительная информация Технические навыки: уверенный пользователь ПК. Офисное оборудование. Знание иностранных языков: английский язык – свободно, немецкий язык – читаю и перевожу со словарем. Водительские права категории В. Стаж 4 года. Есть загранпаспорт, возможны командировки Энергичен, пунктуален, хороший организатор г. Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ18
19
3. Личные документы: резюме Дополнительная информация в резюме: готовность к командировкам; наличие загранпаспорта, водительского удостоверения, собственного автомобиля; отсутствие вредных привычек; готовность к ненормированному рабочему дню; владение иностранным языком Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ19
20
3. Личные документы: резюме Качества личности: коммуникабельность, креативность, пунктуальность, толерантность ответственный, инициативный, исполнительный, обязательный, надежный Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ20
21
Найдите ошибки Образование: 1987–1997 – средняя общеобразовательная школа 22 (г. Томск). Аттестат с отличием. 1997–2002 – Филологический факультет Томского государственного университета. Диплом с отличием. Присвоена квалификация «филолог», специализация «германская филология» – краткосрочное обучение на Факультете повышения квалификации Российского университета дружбы народов (г. Москва) по программе «Документационное обеспечение управления». Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ21
22
Найдите ошибки Опыт работы: С 2000 по настоящее время – секретарь- референт фирмы «Алекс+». Занимался обработкой входящей-исходящей документации, вел первичную бухгалтерию, занимался составлением рабочего дня директора, организовывал приемы в офисе, разрешал спорные вопросы с клиентами. С 1998 по 2000 гг. – секретарь- делопроизводитель фирмы «Алекс+». Вел учет входящей-исходящей документации, формировал архив, упорядочил работу с базами данных, оформлял увольнение сотрудников. Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ22
23
Найдите ошибки Дополнительные сведения: Я обязателен, пунктуален, предан делу. В работе самостоятелен и инициативен. Владею английским и немецким языками. Имею опыт работы с электронными таблицами, текстовыми редакторами. Уверенный пользователь ПК и другой оргтехники (принтер, сканер, факс и т.д.). Владею навыками статистической и аналитической работы. По требованию могу предоставить необходимые рекомендации. Подпись Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ23
24
3. Личные документы: заявление Заявление – это документ, содержащий просьбу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ24
25
3. Личные документы: заявление Структура заявления 1. «Шапка» 2. Название документа 3. Основной текст документа 4. Подпись, дата Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ25
26
3. Личные документы: заявление Шапка Правый верхний угол (отступ треть строки) Кому: должность, ФИО адресата / в какую организацию Автор: должность, ФИО автора в р.п. с предлогом или без предлога от (чьё заявление / от кого заявление?) + адрес, паспортные данные (в чужую организацию) Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ26
27
3. Личные документы: заявление Допустимы варианты: тому-то от такого-то… Заявление тому-то от такого-то… ЗАЯВЛЕНИЕ тому-то от такого-то… заявление. тому-то такого-то… Заявление тому-то такого-то… ЗАЯВЛЕНИЕ тому-то такого-то… заявление. Вариант с точкой устаревает. Gramota.ru Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ27
28
3. Личные документы: заявление Основной текст С красной строки Начало: причина заявления / просьба Точное изложение просьбы и опись прилагаемых документов, если в этом есть необходимость Отсутствует местоимение «я»: Прошу… Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ28
29
3. Личные документы: заявление Для выражения причины используются конструкции с производными предлогами: в связи с (чем?) ввиду (чего?) в силу (чего?) вследствие (чего?) за неимением (чего?) согласно (чему?) Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ29
30
3. Личные документы: заявление Заявление Прошу принять меня на должность… Подпись Заявление Прошу предоставить мне очередной отпуск Подпись Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ30
31
Декану исторического факультета МГУ проф. Соколову И.С. аспиранта кафедры истории Драгоевой Н.А. Заявление Прошу командировать меня в г. Санкт- Петербург с г. по г. для работы в библиотеке Академии наук г. подпись 31 Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ
32
Найдите ошибки Начальнику цеха 2 Заявление Очень прошу Вас предоставить мне отпуск на 3 дня за свой счет, т. к. у меня сейчас сложные семейные обстоятельства. Желательно с 15 февраля. Токарь Фомин Сергей Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ32
33
3. Личные документы: доверенность Доверенность Я, Сватовская Елена Николаевна, студент III курса, доверяю моей матери, Сватовской Марине Викторовне, проживающей по адресу: город Сватово, ул. Садовая, дом 13, кв. 8, паспорт серия …, …, выдан …, получить причитающуюся мне стипендию за март 2011 года г. Сватовская Подпись Сватовской Е.Н. удостоверяется. Заведующий канцелярией (подпись) Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ33
34
3. Личные документы: объяснительная записка Директору по продажам ООО «Калина» Петрову Н.В. Объяснительная записка Об опоздании на работу Я опоздал на работу г. на один час по причине поломки и дальнейшего ремонта собственного автомобиля на СТО. Менеджер по продажам подпись Г.И. Иванов Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ34
35
Найдите ошибки Директору ООО «ЗаТО» О.П. Голицыну. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Довожу до Вашего сведения, что г. я опоздал на работу, потому что у моей двери сломался замок. Справку от слесаря прилагаю. Федоров Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ35
36
4. Служебные документы: служебная записка Начальнику отдела комплектации ООО «Премиум» Сыроежкину М.В. Служебная записка Уважаемый Михаил Викторович, прошу рассмотреть вопрос о замене компьютера в офисе 322 на более новую модель, т.к. в настоящее время данное рабочее место оснащено устаревшей моделью компьютера, имеющей ненадежные эксплуатационные качества. Низкое качество вышеуказанной техники может привести к задержке выполнения порученной работы. Старший менеджер Бойко Н.И. Бойко Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ36
37
4. Служебные документы: докладная записка Генеральному директору ООО «Премиум» Иванову П.К. Докладная записка Довожу до Вашего сведения, что сегодня, г., в рабочее время в офисе 322 вышел из строя персональный компьютер, что привело к задержке выполнения порученной работы. Ранее начальник отдела комплектации был информирован о необходимости обновить технику. Копия служебной записки на имя начальника отдела комплектации от г. прилагается. Старший менеджер Бойко Н.И. Бойко Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ37
38
Задание Напишите на имя генерального директора ООО «Премиум» Иванова П.К. объяснительную записку от имени начальника отдела комплектации ООО «Премиум» Сыроежкина М.В. Объясните ситуацию, докажите свою невиновность в сложившейся ситуации Казакова О.А. Основы проф. коммуникации на РЯ38
39
Спасибо за внимание
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
В зале ожидания находилось много командировочных лексическая ошибка
Вопрос по русскому языку:
Задание 2. Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Обоснуйте свой ответ.
1. В зале ожидания находилось много командировочных.
2. Отдых снимает нервное напряжение и утомляемость.
3. Врач выписал мне несколько процедур.
Ответы и объяснения 1
1.В зале ожидания находилось много командировочных (следует: командированных).
2.Отдых снимает нервное напряжение и утомляемость.(следует:утомление)
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Определите, в каких предложениях допущены ошибки, возникшие в результате смешения паронимов?
Русский язык | 10 — 11 классы
Определите, в каких предложениях допущены ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.
1) Знаток во всём, он всё же был невеждой в живописи.
2) Следовательно, эффектное управление тепловым потоком имеет огромное значение.
3) У лисы пушной хвост.
4) Название не отражает существа фильма.
5) Дипломатичный представитель нашей страны прибыл в Брюссель.
6) Сергеев вообще был абонементом добросовестным, вовремя платил за телефон.
1) Знаток во всем, он все же был невежей в живописи.
2) Следовательно, эффективное управление тепловым потоком имеет огромное значение.
3) У лисы пушистый хвост.
4) Название не отражает сути фильма.
(Не совсем уверена)
5) Дипломатический представитель нашей страны прибыл в Брюссель.
6) Сергей вообще был абонентом добросовестным, вовремя платил за телефон.
Составить словосочетания с каждым из паронимов?
Составить словосочетания с каждым из паронимов.
Абонемент — абонент , гордость — гордыня, гуманный — гуманитарный, доброта — добротность, командированный — командировочный, нестерпимый — нетерпимый, факт — фактор, эффективный — эффектный.
Укажите предложения, в которых содержатся речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов?
Укажите предложения, в которых содержатся речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.
Продукция комбината пользуется большим спросом у покупателей.
Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных.
Изменения, прошедшие в стране за последние 5 — 6 лет, необратимы.
Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.
Совет директоров потребовал гарантированных обязательств от клиентов — неплательщиков.
Исправьте лексическую ошибку?
Исправьте лексическую ошибку.
Плохо когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма.
Найдите и исправьте речевые ошибки в предложениях :1?
Найдите и исправьте речевые ошибки в предложениях :
Пора подвести результаты встречи : наша команда впереди.
Прочитайте пары слов : командировочный — командированный , дипломатичный — дипломатический?
Прочитайте пары слов : командировочный — командированный , дипломатичный — дипломатический.
Эффективный — эффектный, абонент — абонемент, освоить — усвоить.
Как называются такие слова?
Составьте с каждым словосочетание , чтобы прояснить лексическое значение.
Отметь?
Приложения в которых допущена ошибка.
Исправьте не о каких поезках.
В каком слове допущена ошибка в разборе по составу?
В каком слове допущена ошибка в разборе по составу.
Вопреки приказа начальника, работа вовремя не началась определить какая синтаксическая ошибка допущена в данном предложение?
Вопреки приказа начальника, работа вовремя не началась определить какая синтаксическая ошибка допущена в данном предложение.
Помогите плиззотметить предложенья, в которых допущена пунктуационная ошибка?
отметить предложенья, в которых допущена пунктуационная ошибка.
Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов?
Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.
Обоснуйте свой ответ.
1. В зале ожидания находилось много командировочных.
2. Отдых снимает нервное напряжение и утомляемость.
3. Врач выписал мне несколько процедур.
На странице вопроса Определите, в каких предложениях допущены ошибки, возникшие в результате смешения паронимов? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 10 — 11 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
Уникальные зубы и Челюсти акулы позволяют не только легко откусывать добычу от добычи куски и удерживать ее в постель но или легко восполнять потери зубов зубы у акулы растут непрерывно.
Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята.
В зеленоватую воду моря брошена, как желтый лоскут атласа, маленькая песчаная отмель. Перед нею, на гаг, безбрежная стеклянная гладь, сзади нее полоса ослепительно светлой воды, дальше низенькие медные холмы, берега, на холмах убогая поросль каких -..
1) Множественного : каникулы, дрожжи, ножницы, очки, шахматы, шашки. Единственного : смех, вода, чистота, посуда. 2) Зима — 1скл. , дождь — 2скл. , ночь — 3скл. 4) Линия, здание, оладий. 6) 1. Часть речи 2. Начальная форма. Морфологические п..
Учиться говорить и писатьЯзык человека — это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. И если вы хотите быть по — настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обратите внимание на свой язык.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.
Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.»
«Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление».
Учитель: Кучерявая Т.В.
- 1)Образовательные:
- — повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»;
- — дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».
- 2) Развивающие:
- — развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения.
- 3) Воспитательные:
- — воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку.
- По вертикали:
- 1. Раздел языкознания, где изучается лексика.
- По горизонтали:
- 2. Слова, употребляемые только в данной местности.
- 3. Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии.
- 4. Слова, близкие по значению.
- 5. Новые слова, появляющиеся в языке.
- 6. Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные).
- 7. Слова, противоположные по значению.
- 8. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
1. Употребление слова в несвойственном ему значении/ непонимание значения слова
2.Нарушение лексической сочетаемости слова.
Солдат упал навзничь и разбил лицо.
(слово «навзничь» означает «наспину, вверх лицом»)
У Ирины карие волосы.
Ужасно красивый костюм.
Если руки замёрзли, нужно одеть перчатки.
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.
Сено в стогу – сытый корм скоту.
На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.
5.Неудачный выбор одного из синонимов.
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.
6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).
Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.
7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.
В читальный зал в одежде не входить!
8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).
В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.
9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.
Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.
10.Смешение лексики разных исторических эпох.
Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.
11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.
Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.
- Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.
- 1 вариант
- 1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло
- 2. Школьный стадион прислонился к старому парку
- 3. В зале ожидания находилось много командировочных
- 4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным
- 2 вариант
- 1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес
- 2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи
- 3. Наши воины свершили много геройских подвигов
- 4. Эта выставка обогатит ваш кругозор
источники:
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1216133_opredelite-v-kakih-predlozeniah-dopuseny-osibki/
http://multiurok.ru/index.php/files/leksicheskie-normy-leksicheskie-oshibki-i-ikh-ispr.html
Содержание
- 1 Что такое речевая ошибка
- 1.1 Лексико-стилистические ошибки
- 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
- 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
- 2 Причины речевых ошибок
- 3 Как избежать ошибок в речи
- 4 Так ли важно соблюдать культуру речи
Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.
Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.
О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Так ли важно соблюдать культуру речи
Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.
Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.
Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂
Виды речевых ошибок
Блок информации
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№ п/п |
Вид ошибки | Примеры |
Р1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел. |
Р2 |
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. |
Р3 |
Неудачное употребление местоимений |
Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении. |
Р4 |
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов |
По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя. |
Р5 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
В таких случаях я взглядываю в словарь. |
Р6 |
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте |
Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова. |
Р7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор использует художественные особенности. |
Р8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Молодой юноша; очень прекрасный. |
Р9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Р10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. |
Р11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Р12 |
Употребление лишних слов, лексическая избыточность |
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин. |
Тренировочные упражнения
Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.
2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.
3. Вокруг была кромешная темнота.
4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.
5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.
6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.
7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.
8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.
10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.
Задание 2. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
СЛОВАРЬ
БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.
ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.
СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.
ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
Задание 3. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.
1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.
2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.
3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.
4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.
5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.
6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.
Задание 4. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
Задание 5. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.
1.Они работали как самые отъявленные специалисты.
2.Наши воины совершили много геройских подвигов.
3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.
4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.
5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.
6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.
7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.
9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.
10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.
Задание 6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
Задание 7. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.
1. Он учился в музыкальной консерватории.
2. Состоялся обмен имеющимся опытом.
3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.
4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры.
5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.
6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.
7. Пожар способствует ожогам.
8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак.
9. Вы можете задать интересующие вас вопросы.
10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.
Задание 8. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность
1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
2. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.
3. Сергей – настоящий меломан пения и музыки.
4. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.
5. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
6.Все гости получили памятные сувениры.
Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ
Задание 9. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.
1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.
4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»
5.Вся публика была уже в триумфе.
6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.
7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.
8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.
9.Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.
10.Моей подруге вырезали аппендицит.
Задание 10. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами
1. Писатель писал роман в послевоенные годы.
2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
3.Герои-подпольщики вели себя героически.
4.Илюша говорил, что случился этот случай зимой.
5. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
6. Активисты активно участвуют в работе.
Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ
Задание 11. Найдите избыточные словосочетания.
Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.
Задание 12. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).
2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).
3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).
5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).
6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).
7. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).
8. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).
Задание 13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
1. В своей автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.
2. На семинар собрались молодые физики – будущий передовой авангард отечественной науки.
3. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
4. Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высокомерной спесью.
5. Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.
6. На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли.
7. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.
8. После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-импрессионистов.
9. Социализация представляет собой процесс, главная суть которого заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.
10. Я напомню вам простую истину: вы родные братья и поэтому должны взаимно помогать друг другу.
Задание 14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.
1. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.
2. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
3. Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.
4. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.
5. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.
6. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
7. Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.
8. От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.
9. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.
10. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.
Тестовые задания
Вариант 1
1.Паронимами не являются слова
а) идеалистический – идеалистичный
б) умственный – интеллектуальный
в) романтический – романтичный
г) криминальный – криминогенный
2. Правильно построены словосочетания
а) продвигать кого-либо по должности
б) повышать в должности
в) ввести деятельность
г) убедиться о достоинствах работы
3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова
а) нестерпимый
б) удачливый
в) терпеливый
г) терпимый
4. Правильно построено словосочетание
а) свободная вакансия
б) монументальный памятник
в) хронометраж времени
г) обыкновенное чудо
5. Правильно построено предложение
а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.
б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.
в) Они сыграли главную роль в этой истории.
г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.
6. Правильно построены предложения
а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.
б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.
в) Мы получили неожиданные результаты.
г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.
7. Правильно построены предложения
а) Определить рейтинг политика непросто.
б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.
в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.
г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.
8. Правильными являются сочетания слов
а) самоотверженный проступок
б) главный приоритет
в) презентовать ценный подарок
г) тактический ход
9. Правильными являются сочетания слов
а) дельный взор
б) деловой вид
в) националистический бюджет
г) сатиричное произведение
10. Сочетаются с одушевленными существительными слова
а) шумовой
б) экономичный
в) шумный
г) громкий
Вариант 2
1. Лишним в синонимическом ряду является слово
а) неуч
б) невежа
в) профан
г) невежда
2. Синоним к слову плеоназм
а) избыточность
б) тавтология
в) образность
г) красочность
3. Правильно построены словосочетания
а) прыгать с парашюта
б) предпринять меры
в) заслужил известность
г) приобрел известность
4. Сочетаются с одушевленными существительными слова
а) маломощный
б) экономичный
в) экономный
г) задушевный
5. Правильно построено словосочетания
а) выдающийся виртуоз
б) высокий рейтинг
в) одеть пальто
г) заразная инфекция
6. Правильно построено предложение
а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.
б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.
в) Это не играет никакого значения.
г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
7. Правильно построены предложения
а) Нам не удалось предвосхитить эти события.
б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.
в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.
г) Командированные шумели в кабинете администратора
8. Правильными являются сочетания слов
а) главная суть
б) очевидный факт
в) памятный сувенир
г) тактическое обращение
9. Правильно построены словосочетания
а) гостиничный номер
б) лесистая река
в) предварительный аванс
г) практический цвет
10. Правильно построены словосочетания
а) скоропостижное решение
б) уменьшение стоимости
в) прыгать с парашюта
г) подорожание цен
Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог
Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.
Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?
Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.
Виды речевых ошибок
Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.
Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.
Виды речевых ошибок:
Примеры и причины возникновения речевых ошибок
С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.
Произносительные ошибки
Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:
Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).
Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».
Лексические ошибки
Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.
Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:
- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
- Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).
Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:
- Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
- Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».
Морфологические ошибки
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.
- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».
Орфографические ошибки
Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».
Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.
Стилистические ошибки
Этой теме мы посвятили отдельный материал.
Пути исправления и предупреждения речевых ошибок
Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:
- Чтение художественной литературы.
- Посещение театров, музеев, выставок.
- Общение с образованными людьми.
- Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.
Онлайн-курс «Русский язык»
Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Подробнее Купить сейчас
Источники
- Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
- Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
- Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
- Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.
Отзывы и комментарии
А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Учимся говорить правильно.
Исправляем речевые ошибки
Предлагаемые задания помогут школьникам
научиться находить, классифицировать,
исправлять речевые ошибки и недочеты.
I.
1. Эта модель демонстративная, она не продается.
2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.
3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал
очами.
4. Суд признал его виноватым в совершении
преступления.
5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог
подробно и обстоятельно ответить на вопрос из
любой области знаний.
6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.
7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись,
он увидел высокое, бесконечное небо.
8. Теща Катерины постоянно учила жизни
домочадцев.
9. Наши товары импортируются во многие страны
мира.
10. Я перешел на более экономический тариф.
Задания
1)
Отметьте предложения, в которых какое-либо слово
употреблено в несвойственном ему значении. (2, 5, 7,
8, 9.)
2) Отметьте предложения с нарушениями
стилистической сочетаемости. (3, 6.)
3) Отметьте предложения, в которых следовало бы
вместо слова употребить его пароним. (1, 4, 10.)
4) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – демонстрационная, 2 – одолжил
или дал в долг, 3 – хлопал глазами, 4 – виновным, 5
– энциклопедистом, 6 – тонет, 7 – упал навзничь, 8
– свекровь, 9 – экспортируются, 10 – экономичный.
II.
1. Разговор с этим человеком играл важное
значение.
2. Красивые портьеры украшали комнату.
3. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.
4. Содержимое пакета нужно залить горячим
кипятком.
5. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор
ведет повествование от первого лица.
6. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о
жизни чиновника Башмачкина.
7. Наше агентство предоставляет студентам много
свободных вакансий.
8. Эта победа досталась мне дорогой ценой.
9. Ты не видишь очевидных фактов.
10. В этом магазине дорогие цены.
Задания
1) Отметьте предложения с нарушением
лексической сочетаемости. (1, 3, 5, 10.)
2) Отметьте предложения, в которых рядом
употреблены однокоренные слова. (2, 6, 9.)
3) Отметьте предложения, в которых употреблены
лишние слова. (4, 7.)
4) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – играл важную роль или имел
большое значение, 2 – великолепные портьеры, 3 –
поднять бокал или произнести тост, 4 – горячей
водой или кипятком, 5 – чтобы усилить
впечатление, 6 – рассказывается о жизни, 7 – много
вакансий, 9 – ты не замечаешь, 10 – высокие цены.
III.
1. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с
ума спятил.
2. Мой брат закончил школу с медалью.
3. Ты довел меня до белого колена.
4. В магазины города было завезено тридцать тонн
морковки.
5. Наша физичка заболела, поэтому занятие
перенесли.
6. От длительного перехода я так устал, что был
ни жив ни мертв.
7. Уважаемые студенты! Срочно сдайте зачетки в
деканат.
8. Я скрипя сердцем подписал этот договор.
9. Суд принял решение о дележе имущества между
супругами.
10. Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня
фильма погибла.
Задания
1) Отметьте предложения с нарушением формы
фразеологизма. (3, 8.)
2) Отметьте предложения с неверным
употреблением фразеологизмов. (6, 10.)
3) Замените разговорные и просторечные слова и
выражения в предложениях на нейтральные. (1, 2, 4, 5,
7, 9.)
4) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – лишился рассудка, 2 – окончил, 3
– до белого каления, 4 – моркови, 5 – учитель
физики, 6 – от длительного перехода я сильно
устал (ни жив ни мертв от страха), 7 – зачетные
книжки, 8 – скрепя сердце, 9 – о разделе, 10 –
горько плакала.
IV.
1.
Онегин думает, что не может больше полюбить, и
ошибся.
2. Мама закутала дочку в шаль и унесла ее.
3. Наше издательство выпустило книгу, которая
была популярна среди читателей, которые любят
детективы.
4. Автор заставляет задуматься о последствиях
своих поступков.
5. Катерина хочет, чтобы муж взял ее с собой, но
Тихон отказался.
6. Герой уходит в другой мир, а потом герой
разочаровывается в нем.
7. Этот прибор, появившийся на прилавках
магазинов, специализирующихся на продаже
техники, облегчающей домашнее хозяйство, был
оценен многими покупателями.
8. Герой не любит говорить о прошлой жизни, и
поэтому его не поняли.
9. Когда я впервые читал эту книгу, я вспомнил
лето, когда я ездил к морю.
10. Чацкий хочет изменить жизнь фамусовской
Москвы, и это ему частично удается.
Задания
1) Отметьте предложения с нарушением
видо-временной соотнесенности глагольных форм.
(1, 8, 9.)
2) Отметьте предложения, в которых неудачно
употреблены местоимения. (2, 4.)
3) Отметьте неудачно построенные предложения. (3,
7, 9.)
4) Отметьте предложения с неоправданным
повторением слов. (6, 9.)
5) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – Онегин думает…… и ошибается, 2
– и унесла девочку, 3 – среди читателей, любящих
детективы, 4 – о последствиях поступков,
совершаемых человеком, 5 – но Тихон отказывается,
6 – герой уходит в другой мир, но потом
разочаровывается в нем, 7 – этот прибор,
появившийся на прилавках магазинов, которые
специализируются на продаже облегчающей
домашнее хозяйство техники, был оценен многими
покупателями, 8 – его не понимают, 9 – читая
впервые эту книгу, я вспомнил о своей летней
поездке к морю.
V.
Нередко мастера слова в своих произведениях
отступают от речевых норм, добиваясь
определенного художественного эффекта. Найдите
в приведенных фрагментах литературных
произведений отступления от речевых норм и
скажите, какого эффекта достигают авторы.
1. Вся комната янтарным блеском озарена.
Веселым треском трещит затопленная печь…
(А.Пушкин. Зимнее утро)
(Прибегая к тавтологии треском трещит,
автор передает звук, который слышит лирический
герой стихотворения.)
2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льет печально свет она.
(А.Пушкин. Зимняя дорога)
(Тавтология (на печальные поляны льет
печально свет она) помогает автору
сконцентрировать внимание читателя на
эмоциональном состоянии лирического героя.)
3. На миг умолкли разговоры;
Уста жуют.
(А.Пушкин. Евгений Онегин)
(Сочетание слов разных стилей (уста жуют)
создает комический эффект.)
4. И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(Ф.Тютчев. Сны)
(Плеоназм (со всех сторон окружены)
подчеркивает полную погруженность лирического
героя в мир сна.)
5. Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум.
(Н.Некрасов. Зеленый шум)
(Сочетание противоречивых по значению слов Зеленый
шум (катахреза) помогает автору создать единый
зрительно-слуховой образ; лексический повтор в
первой и второй строках привлекает внимание
читателя к этому образу.)
VI. Отредактируйте фрагмент сочинения.
Все образы поэмы, изображенные Гоголем,
по-своему интересны.
Читатель, читая страницу за страницей,
смеется над вычурным Маниловым, над брутальным
Собакевичем, над тупой Коробочкой, над
постоянно врущим пройдохой Ноздревым, а скряга
Плюшкин, собирающий всякий хлам, – это
вообще что-то. Но особенно привлек мое
внимание Чичиков, чем-то похожий и в то же время непохожий
на других героев поэмы.
Чичиков похож на Манилова тем, что умел
подлизаться к нужным людям, похож на
Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож
на Ноздрева тем, что придумывает всякие
аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что
кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.
Но
в то же время Чичиков существенно отличается от
других героев поэмы. Если герои-помещики
тунеядствуют, то Чичиков постоянно ставит
перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже
в детстве он был бизнесменом, умел выгодно
вложить деньги и получить навар. Так, когда он
учился в школе, он продавал булочки, которые он
покупал заранее, голодающим товарищам и
извлекал из этого выгоду.
Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело
не выгорело. Скорее всего, Гоголь наказывает своего
героя за то, что при всех своих деловых
качествах он человек безнравственный. Так,
например, он не помог своему старому учителю,
который считал Павлушу лучшим учеником; работая
в казенной палате, он, добиваясь повышения,
обманул повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценил нравственное начало в
людях, поэтому не дает планам непорядочного
человека осуществиться…
Примерный исправленный вариант
Все образы поэмы, созданные Гоголем,
по-своему интересны. Читая страницу за
страницей, мы смеемся над манерным Маниловым
и грубым Собакевичем, над глупой
Коробочкой и постоянно лгущим плутом
Ноздревым; а скупец Плюшкин, собирающий
ненужные вещи, производит особое впечатление.
Но больше всего привлекает мое внимание
Чичиков, чем-то похожий на других героев поэмы, но
в то же время отличающийся от них.
Чичиков напоминает Манилова тем, что может
войти в доверие к нужным людям; умение героя
настоять на своем роднит его с Собакевичем; подобно
Ноздреву, Чичиков придумывает разные аферы; а
хранение нужных и ненужных вещей в ящичке сближает
героя с Плюшкиным и Коробочкой.
Но, в отличие от бездельничающих помещиков,
Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели
и пытается их достичь. Уже в детстве он делец,
умеющий выгодно вложить деньги и получить прибыль.
Так, еще будучи школьником, он продает купленные
заранее булочки голодным товарищам и
извлекает из этого выгоду.
Однако повзрослевшему герою не удается
добиться успеха ни в одном деле. Скорее всего,
Гоголь наказывает Чичикова за то, что при
всех своих деловых качествах герой – человек
безнравственный. Так, например, Чичиков отказывает
в помощи своему старому учителю, считавшему
Павлушу лучшим учеником; служа в казенной
палате и добиваясь повышения, герой обманывает
повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценит нравственное начало в
людях, поэтому не дает планам непорядочного
человека осуществиться…
И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный
лицей при МГТУ им. Носова
Типичные лексические ошибки в языке деловых бумаг
Тип |
Неотредактированный |
Отредактированный |
1. |
Гражданка |
Гражданка |
2. |
Срок |
Срок |
3. |
Из-за Студенту |
Из-за Студенту |
4. |
При |
При |
5. паронимов |
Был |
Был |
6. |
Эта |
Эта |
7. |
Собранные |
Собранные |
8. |
Каждый |
Каждый |
Исправление
лексических ошибок в языке деловых
бумаг
1. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки и исправьте их.
1)
Споры нередко доходили до прямых
оскорблений во лжи. 2) Пишите Ваши инициалы
полностью. 3) Эффективность режима
экономии во многом зависит от того,
насколько лимитируются финансовые
расходы. 4) На вверенной Вам территории
необходимо еще возвести клуб для жителей
села. 5) Сим письмом извещаем Вас, что
вышепоименованный документ приобщаем
к делу.
2. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите слова, искажающие смысл фразы. Отредактируйте предложения.
1)
Придется еще раз обсчитать все данные.
2) Осталось затвердить это на собрании.
3) Он отказал мне под благоприятным
предлогом. 4) Это достигалось самыми
неугодными средствами. 5) Он дал мне
взаимообразно две тысячи рублей. 6) На
заводе возникло нестерпимое положение.