К тридцати годам он стал махровым специалистом тип ошибки

Работа по теме: 2.Правка Типы норм - типы ошибок. Глава: Контрольные тесты Тест № 1. ВУЗ: ИрГУПС.

Задание 1. Отметьте
номера предложений без
лексических
ошибок.

  1. Громадная стая
    коров паслась на поле.

  2. Опытный
    учитель творчески насаждает новые
    методы обучения.

  3. В
    соревнование за выполнение плана должны
    включиться все без исключения инженеры
    производства.

  4. Город
    Андрея Белого – прообраз современного
    Петербурга.

Задание 2. Отметьте
номера предложений, в которых есть
тавтология.

1.
Спортсмены
завода могут похвастаться спортивными
успехами.

2.
Дом снова наполнился мелодичной мелодией.

3.
Я этот шарф люблю, потому что цвет его
окраски мне нравится.

4. В
рассказе рассказывается о герое Великой
Отечественной войны.

Задание
3. Отметьте номера предложений, в которых
слово употреблено в не свойственном
ему значении.

1.
Я была у зубного врача, и мне поставили
на зуб клумбу!

(
из
детской речи).

2.
Мы ему скальпель за это снимем!

3. Пломба вводится
в коронку или в полость больного зуба.

4.
Световой скальпель – это лазерный луч,
применяемый в хирургии для рассечения
тканей.

Задание
4. Отметьте номера предложений, в которых
нарушена лексическая сочетаемость.

1.
Позвольте поднять тост за молодых.

2. Это не играет
никакой роли!

3.
После прочтения повести у меня поднялось
впечатление, что в любом поколении есть
свои герои.

4.
Библейские истории учат нас в прежнюю
очередь доброте.

Задание
5. Отметьте номера предложений, в которых
смешиваются паронимы.

1.
Под
фонарём стоял типичный сельский
командированный, который только что
приехал.

2.
Ранние
произведения поэта понятливы и доступны
каждому.

3.
Наладчик Канурин неправильно одел
наконечник на трубку.

4.
На мебель были надеты чехлы, что придавало
комнате нежилой вид.

Задание
6. Отметьте номера предложений, в которых
присутствует речевая избыточность или
речевая недостаточность.

1. Именно эта
песня стала моим дебютом.

2.
Они жили в параллельных, непересекающихся
цивилизациях.

3. У
Лермонтова мы не встретим радостного
оптимизма.

4.
Отец уже давно решил, что переходит.

Задание
7. Отметьте номера предложений, в которых
искажен внешний облик слова / фразеологизма.

1.
Пусть
она хоть в кардиобалете танцует!

2.
К тридцати годам он стал махровым
специалистом.

3. На
завтрак я съела один бутырьброд.

4.
Благодаря вам мы получим немалую прибыль.

Тест № 2

Задание 1. Отметьте
номера предложений без
лексических
ошибок.

  1. Он болел
    недомоганием, чувствовал себя неважно.

  2. Трактористы
    и шофера колхоза взяли на себя
    обязательства на сэкономленном горючем
    вывезти к месту работы материалы.

  3. Мы
    решаем важнейшую задачу.

  4. Незнакомец сел
    на коня и поехал пешком.

Задание
2. Отметьте номера предложений, в которых
есть тавтология.

1.
Неожиданно Нина наткнулась на маленького
малыша.

2. В ноябре месяце
мы выступили четыре раза.

3.
В прошедшие дни прошли снегопады.

4.
Он был молодым парнем, ловким, поэтому
легко перепрыгнул канаву.

Задание
3. Отметьте номера предложений, в которых
слово употреблено в не свойственном
ему значении.

1.
Прочитав
название «Боевые колесницы», я подумала,
что пойдёт о знаменитых китайских
колесницах и их навозниках.

2. На скачках наши
наездники показали своё мастерство.

3. Мария
щёлкнула щиколоткой калитки и вышла в
сад.

4. Щеколда на двери была сломана.

Задание
4. Отметьте номера предложений, в которых
нарушена лексическая сочетаемость.

1.
Оставшиеся
в живых делали замечательные подвиги.

2. Прививка
вырабатывает иммунитет к гриппу.

3.
Кометы, безусловно, привлекают большой
интерес.

4.
Самые
высокие впечатления мне запомнились в
последний вечер.

Задание
5. Отметьте номера предложений, в которых
смешиваются паронимы.

1. Он является
членом элитарного клуба.

2.
Этот
эпизод показывает, что Иванов преобладал
такими чертами характера, как смелость,
решительность.

3. Возвращаю вам
ваше командировочное удостоверение.

4.
Всех командировочных удалось разместить
в ближайшей гостинице.

Задание
6. Отметьте номера предложений, в которых
присутствует речевая избыточность или
речевая недостаточность.

1.
Обсуждая заметку, исполком признал
факты правильными.

2. Я до сих пор
храню ваш памятный подарок.

3.
Моя Надя в этом году заканчивает и
поступает.

4.
Возвращаясь домой из круиза, каждый
старается привезти памятный сувенир.

Задание
7. Отметьте номера предложений, в которых
искажен внешний облик слова / фразеологизма.

1. Невропатолог
принимает по средам и четвергам.

2.
Надо
полувер надеть.

3. Я
так и не женился: один, как перстень.

4.
Воткни вилку в ризетку!

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Неожиданно нина наткнулась на маленького малыша лексическая ошибка

Вопрос по русскому языку:

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Перепишите. Найдите и подчеркните ошибку. Дайте развернутый комментарий. Назовите тип лексической ошибки. Предложите варианты правки.
1) Неожиданно Нина наткнулась на ребенка.
2) Председатель собрания объявил антракт на десять минут.
3) Нельзя делать горе другим.

Ответы и объяснения 2

1) Нина неожиданно наступила на ребёнка.
2)Начальник собрания объявил перерыв на десять минут.
3)Нельзя делать плохо другим. Иначе оно отразится на тебе.

1) нежиданно -на «случайно»
2) вместо «антракт»- перерыв
3) не «делать», а причинять

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

Тест № 1

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

1. Громадная стая коров паслась на поле.

2. Опытный учитель творчески насаждает новые методы обучения.

3. В соревнование за выполнение плана должны включиться все без исключения инженеры производства.

4. Город Андрея Белого – прообраз современного Петербурга.

Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.

1. Спортсмены завода могут похвастаться спортивными успехами.

2. Дом снова наполнился мелодичной мелодией.

3. Я этот шарф люблю, потому что цвет его окраски мне нравится.

4. В рассказе рассказывается о герое Великой Отечественной войны.

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Я была у зубного врача, и мне поставили на зуб клумбу! (из детской речи).

2. Мы ему скальпель за это снимем!

3. Пломба вводится в коронку или в полость больного зуба.

4. Световой скальпель – это лазерный луч, применяемый в хирургии для рассечения тканей.

Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Позвольте поднять тост за молодых.

2. Это не играет никакой роли!

3. После прочтения повести у меня поднялось впечатление, что в любом поколении есть свои герои.

4. Библейские истории учат нас в прежнюю очередь доброте.

Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.

1. Под фонарём стоял типичный сельский командированный, который только что приехал.

2. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

3. Наладчик Канурин неправильно одел наконечник на трубку.

4. На мебель были надеты чехлы, что придавало комнате нежилой вид.

Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.

1. Именно эта песня стала моим дебютом.

2. Они жили в параллельных, непересекающихся цивилизациях.

3. У Лермонтова мы не встретим радостного оптимизма.

4. Отец уже давно решил, что переходит.

Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова / фразеологизма.

1. Пусть она хоть в кардиобалете танцует!

2. К тридцати годам он стал махровым специалистом.

3. На завтрак я съела один бутырьброд.

4. Благодаря вам мы получим немалую прибыль.

Тест № 2

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

1. Он болел недомоганием, чувствовал себя неважно.

2. Трактористы и шофера колхоза взяли на себя обязательства на сэкономленном горючем вывезти к месту работы материалы.

3. Мы решаем важнейшую задачу.

4. Незнакомец сел на коня и поехал пешком.

Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.

1. Неожиданно Нина наткнулась на маленького малыша.

2. В ноябре месяце мы выступили четыре раза.

3. В прошедшие дни прошли снегопады.

4. Он был молодым парнем, ловким, поэтому легко перепрыгнул канаву.

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Прочитав название «Боевые колесницы», я подумала, что пойдёт о знаменитых китайских колесницах и их навозниках.

2. На скачках наши наездники показали своё мастерство.

3. Мария щёлкнула щиколоткой калитки и вышла в сад.

4. Щеколда на двери была сломана.

Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Оставшиеся в живых делали замечательные подвиги.

2. Прививка вырабатывает иммунитет к гриппу.

3. Кометы, безусловно, привлекают большой интерес.

4. Самые высокие впечатления мне запомнились в последний вечер.

Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.

1. Он является членом элитарного клуба.

2. Этот эпизод показывает, что Иванов преобладал такими чертами характера, как смелость, решительность.

3. Возвращаю вам ваше командировочное удостоверение.

4. Всех командировочных удалось разместить в ближайшей гостинице.

Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.

1. Обсуждая заметку, исполком признал факты правильными.

2. Я до сих пор храню ваш памятный подарок.

3. Моя Надя в этом году заканчивает и поступает.

4. Возвращаясь домой из круиза, каждый старается привезти памятный сувенир.

Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова / фразеологизма.

1. Невропатолог принимает по средам и четвергам.

2. Надо полувер надеть.

3. Я так и не женился: один, как перстень.

4. Воткни вилку в ризетку!

Тест № 3

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

1. К тридцати годам он стал махровым специалистом.

2. Герой – это человек, самопожертвовавший собой ради других.

3. Сейчас у нас в стран быстрее развивается машиностроение.

4. Гувернантке были даны хорошие рекомендации.

Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.

1. Сегодня у нас в гостях гости из Иркутска.

2. Имеющиеся в некоторых сельских районах районные торги находятся как бы в двойном подчинении.

3. Толпа людей ворвалась в здание.

4. Василий сидел, облокотившись локтем о стол.

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Выпас собак запрещается.

2. Стадо журавлей летело к югу.

3. Две недели судно дрейфовало вдоль западного побережья Африки.

4. Колхозный выгон находится недалеко.

Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Прилетела птица с чёрным носом.

2. Он и был зачинщиком переписки.

3. Эта игрушка осталась у меня до натурального времени.

4. Василий был моим закадычным другом.

Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.

1. Мы пришли работать в отсталую бригаду.

2. Командировочных развезли по гостиницам.

3. Предварительно на проводник одевается изоляция.

4. Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребёнка, должна надевать марлевую повязку.

Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.

1. Минувшей осенью, в прошлом году, мы побывали на Байкале.

2. У нас была встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

3. Эта пьеса стала его первым дебютом.

4. Таня только что вернулась, потому что купила.

Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова / фразеологизма.

1. Работа была выполнена небрежно.

2. Дайте мне кепчук, а то я вкуса не ощущаю!

3. Оратор должен быть эрудированным человеком.

4. Ты, я знаю, обожаешь грейфрукты.

Тест № 4

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

1. Достоевский – замечательный психиатр.

2. Трудно было уловить главную суть выступления.

3. Президент предложил тост за мир.

4. Убийство было совершено подсудимым в состоянии аффекта.

Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.

1. В повести повествуется о тружениках тыла.

2. Ребята говорили о гуманности и человечности главных героев фильма.

3. У нас жила пожилая женщина.

4. Подходит к финалу наш финальный бой.

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Теперь они не только зрители в жизни, но и её соучастники.

2. В конницу вошёл человек, который должен был напоить лошадей.

3. Конюшня просторная: в ней помещалось почти два десятка лошадей.

4. Отъявленный охотник, он знал и любил лес.

Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Благодаря наводнению погибли посевы.

2. Восстание не нашло успеха.

3. По истечении срока эксплуатации будет произведена контрольная проверка трубы.

4. Команда опять потерпела победу.

Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.

1. Любую работу он делает не частями, а сразу.

2. В бассейне есть свободные абоненты.

3. Карнавал в Рио-де-Жанейро – необычайно эффектное зрелище.

4. Комиссия представила ученикам свободу в выборе темы работы.

Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.

1. Он рассказал нам о своих планах.

2. Имеется свободная вакансия на медицинском факультете.

3. Шла стройная белокурая блондинка.

4. Вторая половина игры не изменила счёт: ответные контратаки армейцев были безрезультатны.

Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова / фразеологизма.

1. В регистратуре требуют медицинский полюс.

2. Школьники собирали макулатуру.

3. Тут он опять попал в галошу.

4. Ложь – это порок.

Тест № 5

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

1. Иван надел на нос очки.

2. Хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым.

3. Чтение романа «Овод» произвело на юношу огромное впечатление.

4. Здание будут украшать витражи цветного литого стекла.

Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.

1. У нас в гостях был почётный гость.

2. Управляющие органы управления у нас не очень.

3. Противнику удалось забить две первые шайбы в силу слабой игры вратаря и защитников.

4. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Сергей – мой закадычный друг.

2. Елена Петровна – прекрасный специалист, имеющий огромный опыт работы. Она в своём деле настоящий мавр!

3. Наш преподаватель по сольфеджио – великий учитель, мэтр!

4. У него случился инсульт миокарда.

Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Всё это мешает развитию физкультурного движения.

2. Нельзя делать горе другим.

3. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.

4. Вдруг послышался голос, который миловидно рычал.

Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.

1. Недавно я стал абонементом сотовой компании.

2. Он долго блудил по степи.

3. Тёмные стёкла едва пропускали свет.

4. Соня устремила на Порфирия Петровича задумчивый взгляд.

Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.

1. Я указала все места работы в моей автобиографии.

2. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов.

3. Васильев познакомился с ней в 1997 году.

4. Если Ольга не поступит, то уйдёт.

Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажён внешний облик слова / фразеологизма.

1. Лучше пустить новых рыбок в аквариам.

2. Параллейные прямые не пересекаются.

3. Вам надо сдать анализы в лаболаторию.

4. Никто не считал, что героиня сделала подвиг.

Тест № 6

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

1. Ну, этот вопрос понятливый!

2. Архитекторы и инженеры спроектировали новый тип здания.

3. Запретить наращивание ногтей: царапают клавиатуру и не могут работать десятипальцевым способом.

4. На поверхности рельсов поблёскивали огоньки уходящего поезда.

Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.

1. Жители жили обыденной жизнью.

2. Можно у вас спросить вопрос?

3. Всё более пышным цветом цветёт культура якутского народа.

4. Наружная внешность героини повести очень привлекательна.

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Необходимо решать щепетильную проблему с Домом писателя.

2. Конфессии — это религиозные общины с одним вероучением.

3. Наш храм посещают прихожане разных профессий.

4. Он оказался в очень щекотливом положении.

Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Диспетчер показал им расписание движения грузовых составов.

2. Машина может задержаться: погода скользкая.

3. Хотелось бы, чтобы на эти проблемы конференция дала чёткий ответ.

4. Команда опять потерпела победу.

Задание 5. Отметьте предложения, в которых смешиваются паронимы.

1. Этот человек ведёт праздничную жизнь.

2. Сочетание чёрного с красным делает эффективным любой костюм.

3. В конце конференции трибуна была представлена гостям.

4. Он демонстративно покинул зал заседаний.

Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.

1. Последним остатком демократии были выборы.

2.Пресса высоко оценивает результаты выборов.

3. Необходимо беречь каждую минуту времени.

4. Я надеюсь, вы порадуете свою подругу этим поздравлением.

Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова / фразеологизма.

1. Палочки должны быть попендикулярны.

2. Эти два человека – азербайджаны.

3. Плита неисправна: надо бы заменить две комфорки.

источники:

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/

http://mykonspekts.ru/2-22611.html

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Содержание

  • 1 Что такое речевая ошибка
    • 1.1 Лексико-стилистические ошибки
    • 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
    • 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
  • 2 Причины речевых ошибок
  • 3 Как избежать ошибок в речи
  • 4 Так ли важно соблюдать культуру речи

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Виды речевых ошибок, таблица с примерами и исправлениями

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

Примеры речевых ошибок

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Речевые ошибки - это

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

Виды ошибок речи

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ.

Это
задание проверяет вашу речевую культуру, владение грамматическими нормами
русского литературного языка.

Грамматические нормы – это совокупность
морфологических (нормы употребления форм слов разных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления
словосочетаний и предложений). Грамматические нормы современного
русского языка можно разделить на три категории: словообразовательные,
морфологические и синтаксические.

Грамматическая
ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение
синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

I.
Предложения с однородными членами.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Однородные ЧП при двух глаголах-сказуемых, требующие разных падеже1 (нарушены
нормы управления)

Во
время войны народ надеялся и верил в победу.

Во
время войны народе надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в
кого? во что?) в неё
.

Каждое
сказуемое управляет нужным падежом зависимого слова.

2.
Пропуск предлога при однородных

На
земле, воде и воздухе
– всюду мы защищены!

На земле,
воде и в воздухе – всюду мы защищены!

3.
Смешение родовых и видовых понятий в ряду ОЧП

В
лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.

В
лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

Рыба
– это родовое понятие (обобщающее слово); карась, сазан, лещ – видовые
понятия.

4.
Соединение в одном ряду ОЧП скрещивающихся понятий.

На
собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.

На
собрание пришли жильцы дома.

Бабушки
и дети – тоже жильцы дома.

5.
Употребление в одном ряду ОЧП логически несовместимых понятий.

Иван
Петрович пришёл с женой и плохим настроением.

Иван
Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении.

с
женой и плохим настроением – логически несовместимые понятия.

6.
Нарушение однородности понятий.

Мы
любим футбол и стрелять.

Мы
любим футбол и стрельбу.

Не
могут быть однородными существительное и инфинитив.

7.
Нарушение падежных форм обобщающего слова и ОЧП

Посетители
музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.

Посетители
музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина,
Айвазовского
.

8.
Нарушение норм построений ОЧП, связанных двойными союзами (неправильная пара
союзов):

как
…., так и…

не
только …, но и…

если
не…, то…

Автор
не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать
добро.

Автор
не только осуждает жестокость, но и призывает нас делать добро.

9.
Двойными союзами связаны разные члены предложения, а не ОЧП

Книга
не только имеет познавательную ценность, но и большое
воспитательное значение.

Книга
имеет не только познавательную ценность, но и большое
воспитательное значение.

10.
Нарушение лексической сочетаемости ОЧП с тем словом, с которым они связаны по
смыслу.

Много
критических замечаний и ценных предложений было внесено
в ходе обсуждения вопроса.

Много
ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса,
много было высказано критических замечаний.

Нельзя
«внести замечание»!

11.
Одновременно употребление полного и краткого прилагательных.

Он
был красивый и умён.

Он
был красив и умён.

Он
был красивый и умный.

II.
Предложения с причастным оборотом.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Разрыв причастного оборота определяемым словом.

Приготовленные оладьи
мамой были необыкновенно вкусны.

Оладьи, приготовленные
мамой
, были необыкновенно вкусны.

Приготовленные
мамой

оладьи были необыкновенно вкусны.

Определяемое
слово может стоять либо до причастного оборота, либо – после, но оно не может
стоять внутри причастного оборота.

2.
Нарушение согласования причастия с определяемы словом.

Мы
гордимся нашими футболистами, победивших английскую
командую

Мы
гордимся футболистами (какими?), победившими
английскую команду.

3.
Замена страдательных причастий действительными.

Задание,
выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Задание,
выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

4.
Употребление причастного оборота и придаточного определительного одновременно
(нарушение однородности синтаксических конструкций).

Дождь,
ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.

Причастный
оборот и придаточное определительное.

Дождь,
ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.

Два
причастных оборота.

5. Нагромождение причастных конструкций. 

Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой,
ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Лица,
ходящие по траве, которая растет за решёткой, ограждающей газон, являются
штрафуемыми.

III.
Сложноподчинённые предложения.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность
восприятия.

Лошади
казаков, которые
были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной
тропе.

Непонятно,
кто покрыт пеной: лошади или казаки.

Казачьи
лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по
горной тропе.

2.
Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

Весной
вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

Весной
вернулись в село юноши (какие?), которые служили в армии.

3.
Нарушение согласования подлежащего и сказуемого в переложениях, придаточная
часть которых начинается с союзного слова КТО

Те,
кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой
набережной.

Кто — ед.
число, бывали – мн. Число

Те, кто
бывал
в Геленджике, не могли

4.
Ошибки в построении СПП с придаточным изъяснительным

Выступающие
заметили о том, что Сочи – прекрасный курортный город.

заметить
что?, а не о чем?

Выступавшие
заметили, что Сочи – прекрасный курортный город.

5.
Нарушение границ предложения.

Автор,
наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие
качества.

Автор,
наверное, очень добрый человек, потому что видит в людях только хорошие
качества.

Высказывание
должно быть оформлено, как СПП.

6.
Одновременное употребление сочинительного и
подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. 

Когда тяжёлый бой уже закончился,
но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 

Когда
тяжёлый бой уже закончился, кое-где еще слышны были отдельные выстрелы.

7.
Неоправданное соседство двух подчинительных
союзов. 

Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела
старая черёмуха. 

Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черёмуха, когда
наступит весна.

8.
Употребление лишнего указательного слова в
главном предложении. 

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное,
но и прекрасное. 

Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и
прекрасное. 

9.
Отсутствие в главном предложении указательного
слова.

Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 

Мы благодарны им за то, что живём под мирным
небом. 

10.
Неоправданное повторение союза или союзного слова
(тавтология). 

Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не
уцелел во время войны. 

Он увидел черёмуху, растущую во дворе дома, который не уцелел
во время войны. 

IV.
Сложносочинённые предложения.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Смысловая несочетаемость простых предложений в
составе сложносочиненного. 

Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко.

Внизу
было жарко. Мы поднялись на вершину горы.

2.
Употребление противительного союза вместо
соединительного. 

Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт
возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 

Автор
выражает свое отношение к проблеме, и он дает возможность…

3.
Тавтология, (повторение) при употреблении
союзов. 

Родители и дети часто не могут найти общего языка, и
они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Родители
и дети часто не могут найти общего языка, обижаются друг на друга, и в этом
состоит главная проблема.

V.
Нарушение управления при употреблении предлогов.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Ошибки в употреблении предлогов СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, НАПЕРЕКОР,
НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО

Благодаря доктора,
больной поправился.

Поезд
прибыл согласно расписания.

Благодаря (КОМУ?)
доктору, больной поправился.

Поезд
прибыл согласно (ЧЕМУ?) расписанию.

Существительные 
после данных предлогов употребляются ТОЛЬКО В Д. п.

2.
Ошибки в употреблении предлога ПО

По завершению
учебного года мы поедем в Крым.

По
приезду
в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

По
завершении
учебного года мы поедем в Крым.

По
приезде
в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Если
предлог ПО имеет значение после чего-либо, существительное
ставим в П. п.

Если
предлог ПО имеет значение причины, то существительное ставим в
Д. п.

По
состоянию
здоровья я отложил поездку.

3.
Смешение предлогов С – ИЗ, В – НА, ОТ – С, ИЗ-ЗА — ЧЕРЕЗ

Вернувшись
со школы, он сразу сел за уроки.

От
утра до вечера
он трудился в офисе.

Он
чуть не погиб через предательство друга.

Вернувшись
из школы, он сразу сел за уроки.

С
утра до вечера
он трудился в офисе.

Он
чуть не погиб из-за предательства друга.

4.
Отсутствие предлога

Нельзя
не преклонять его героизмом.

Нельзя
не преклоняться перед его героизмом.

5.
Наличие ненужного предлога.

Автор
описывает о событиях послевоенного времени.

Автор
описывает события послевоенного времени.

Запомните!

Предлоги
В МЕРУ, В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДЛОЖЕНИЕ, В СИЛУ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ВИДЕ, ПО
ПРИЧИНЕ, НАПОДОБИЕ, ПОСРЕДСТВОМ
управляют Р. п.:

Снега
не было в продолжение (чего?)месяца.

VI.
Ошибки при построении предложений с деепричастными оборотами.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1. Основное и добавочное действия относятся к разным
действующим лицам. 

Прочитав очерк, его герои стали
для меня примером

Герои
очерка, который я прочитал, стали для меня примером.

2.
Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.

Закончив приготовления,
ему пришлось проверить всё заново. 

Ему
пришлось все проверить заново, когда он закончил приготовления.

3.
Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное
действие, совершившееся раньше основного. 

Проявляя острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый
умный». 

Проявив
острый ум, мальчик стал победителем.

4. Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный
ряд. 

Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего
себя посвятил науке. 

Он,
оставшись один, отказавшись от личного счастья, всего себя посветил науке.

5. Нагромождение деепричастных конструкций. 

Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут,
осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Став
взрослыми  вырастив собственных детей, они все поймут и осознают ошибочность
своего прежнего поведения.

VII.
Прочие типы ошибок.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Нарушение в построении предложений с несогласованным приложением (это
названия в кавычках).

В
кинофильмЕ «ВойнЕ и мирЕ» С. Бондарчук
сыграл Пьера Безухова.

В
кинофилмЕ «ВойнА и мир» С. Бондарчук сыграл Пьера
Безухова.

В
«ВойнЕ и мирЕ» С. Бондарчук сыграл Пьера
Безухова.

Название
произведений, картин, фильмов, музыкальных произведений и т.п., заключенные в
кавычки, не изменяются по падежам, если рядом стоит нарицательное
существительное – жанровое обозначение или родовое понятие.

Если они употребляются сами по себе, отдельно, то названия
в кавычках могут склоняться.

2.
Неоправданная инверсия (обратный порядок слов).

Глаза его прикрывали стёкла очков.

Стёкла
очков

прикрывали его глаза.

Прямой
порядок слов в предложении:

1.
подлежащее предшествует сказуемому (дождь идет)

2.
согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь)

3.
несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба)

4.
дополнение стоит после управляющего им слова (вымочил листья)

5.
обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт)

Неоправданная
перестановка членов предложения приводит к ошибке.

3.
Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции.

Учёный оперировал С точными фактами.

При
выборе предлога необходимо учитывать присущие ему оттенки значения.

Учёный
оперировал не с чем?, а чем?

Учёный
оперировал (чем?) точными фактами.

4.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Митрофанушку родители воспитывали в любви, а
впоследствии он становится эгоистом.

Глаголы
в одном предложении следует употреблять в одинаковой грамматической форме
вида и времени.

Митрофанушку родители воспитывали в любви, но
впоследствии он вырос эгоистом.

Согласование
подлежащего и сказуемого.

Правило

Примеры

1.
При подлежащем, выраженном сочетанием собирательного существительного (ряд,
большинство, меньшинство, часть и т.д.) и существительного в форме Р. п.
множественного числа, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа,
если речь идет о предметах одушевленных, и в форме единственного числа, если
речь идет о неодушевленных предметах.

Большинство
зрителей
радостно приветствовали любимую
команду.

Ряд новых постановлений
вызвал недовольство граждан.

2.
Если подлежащее выражено сочетанием количественного числительного или другого
счетного слова (несколько и т.п.) с существительными в форме Р. п.
множественного числа, то сказуемое ставится в форме множественного числа,
если речь идет о предметах одушевленных, и в форме единственного числа, если
речь идет о неодушевленных предметах.

Несколько
мальчиков сидели
на скамейке и чем-то громко спорили.
Пять человек были свидетелями происшедшего.

 За
оградой 
стояло несколько саней.

Что такое грамматические и речевые ошибки?

Грамматические ошибки —   нарушение норм слово- и формообразования, а  также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Речевые ошибки —  Это нарушение законов употребления в речи языковых единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.                                                

ВИДЫ  РЕЧЕВЫХ  ОШИБОК

1.Повторы: Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.

2. Неудачный порядок слов: Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

3.Нарушение лексической сочетаемости: В стихотворениях Есенина особую роль имеют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева.

4. Употребление слова в несвойственном ему значении:

Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. Корчагин – зачинщик соревнования.

5. Употребление лишнего слова (плеоназм): Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения.

 Определите характер речевой ошибки.

        1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии.

        2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

        3. Автор увеличивает впечатление.

        4. Молодой юноша очень прекрасный.

        5. Мысль развивается на продолжении всего текста.

        6. Автор использует художественные особенности.

        7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

        8. Погода сопутствовала хорошему отдыху.                                                

        9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.

   10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.

 ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

1.Ошибочное словообразование: Утопничество; взятничество; скучание.

2. Одновременное употребление полной и краткой формы прилагательного в составном сказуемом: Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

3.Смешение прямой и косвенной речи: Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной.

4.Неверное построение предложений с деепричастным оборотом:        

Читая статью, всегда делаются пометки.

5.Неправильный выбор падежного окончания: Нет время; без рельс; мечта к свободе; согласно плана.

Определите характер грамматической ошибки.

        1. Произведя ряд расчетов, задача была решена.

        2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство.

        3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством.

        4. Я очень сожалею за случившееся.

        5. Наша группа была сплоченная, дружна.

        6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника.

        7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены.

        8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки.

        9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок.

   10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом.

   11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению.

   12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни.

   13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком.

 Исправьте ошибки: пример об успехах ученых; описывать о детстве; возглавить движение; верность к мужу; озабочен о здоровье детей; кануть в историю; взаимное уважение друг друга; коснуться о теме любви; он похож с сестрой; указать о недостатках; посвятить жизнь на благо родины; сформулировать тему; выразить свой ответ; занять звание чемпиона; должность заведующего кафедры, познакомиться с местными аборигенами, задержаться благодаря плохой погоде, оказать вред.

 Определите  вид ошибки (речевая или грамматическая).

   1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились.

   2.Он понимает о необходимости помочь народу.

   3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

   4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

   5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

   6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.

   7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.

   8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.                                                                                                                                                          

   9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.

   10.Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.

   11.Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.

   12.Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.

   13.Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.

        14.Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.

        15.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

        16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.

        17.В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

        18.Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.

        19.Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.

        20.В заключение слово для доклада представили директору завода.            

 ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ:                               

Определите характер речевой ошибки.

        1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. (нарушение лексич. сочетаем.)

        2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. (употребление слова в несвойств. значении)

        3. Автор увеличивает впечатление. (нарушение лексической сочетаемости)

        4. Молодой юноша очень прекрасный. (употребление лишнего слова)

        5. Мысль развивается на продолжении всего текста. (употребление слова в несвойств. значении)

        6. Автор использует художественные особенности. (нарушение лексической сочетаемости)

        7. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. (употребл. лишнего слова)

        8. Погода сопутствовала хорошему отдыху. (употребление слова в несвойств. значении)                                                

        9. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности. (повтор)

   10. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки. (плеоназм)

Определите характер грамматической ошибки.

        1. Произведя ряд расчетов, задача была решена. (построение предл. с ДО)

        2. Владельцам вишневого сада грозит разорительство. (ошибочное словообразование)

        3. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представилось мне русским княжеством. (построение предл. с ДО)

        4. Я очень сожалею за случившееся. (неправильный выбор падежной формы)

        5. Наша группа была сплоченная, дружна. (одновременное употребление полной и краткой ф. прил.)

        6. Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника. (ошибочное словообразование)

        7. Мы подготовили около двухста специалистов, но только третья часть из них сдала экзамены.  ошибочное словообразование)

        8. Некоторые люди, особенно с нашего поколения, не воспринимают современной музыки. (неправильный выбор падежной формы)

        9. Перед праздником магазин проводит распродажу чулок и носок. (ошибочное словообразование)

   10. Я себя чувствую себя более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом. (ошибочное словообразование)

   11. Не все хотят оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению. (неправильный выбор падежной формы)

   12. Она взяла его под руку и сказала, что вы лучший из людей, которых я знала в жизни. (смешение прямой и косвенной речи)

   13. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком. (ошибочное словообразование)

 Исправьте ошибки: пример  успехов ученых; описывать  детство; возглавить движение; верность  мужу; озабочен  здоровьем детей; кануть в лету; взаимное уважение; коснуться  темы любви; он похож на сестру; указать на недостатки; посвятить жизнь во благо родины; сформулировать тему; выразить свою мысль; завоевать звание чемпиона; должность заведующего кафедрой, познакомиться с аборигенами, задержаться ввиду плохой погоды, нанести вред.

 Определите  вид ошибки (речевая или грамматическая).

   1.К концу жизни мировоззрения поэта изменились. (грамматическая)

2.Он понимает о необходимости помочь народу. (грамматическая)

   3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. (грамматическая)

   4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. (речевая)

   5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. (речевая)

   6. Для документов необходимо фотографироваться анфас. (грамматическая)

   7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме. (речевая)

   8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные. (грамматическая)                                                                                                                                                        

   9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась. (грамматическая)

   10.Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр. (речевая)

   11.Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. (речевая)

   12.Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна. (грамматическая)

   13.Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно. (речевая)

        14.Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.(грамматическая)

        15.Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен. (речевая)

        16.Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело. (речевая)

        17.В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. (речевая)

        18.Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может. (грамматическая)

        19.Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. (грамматическая)

        20.В заключение слово для доклада представили директору завода. (речевая)

Like this post? Please share to your friends:
  • К точке доступа подключено слишком много устройств как исправить
  • К товару прилагается гарантированное письмо исправьте речевые ошибки
  • Как алфеев изменил символ веры
  • Как активировать виндовс 10 код ошибки 0x8007232b
  • Как активировать виндовс 10 если код ошибки 0x8007007b