Как аватар изменил кино

16 декабря зрители увидят долгожданный "Аватар-2".

22 ноября на платформе YouTube опубликовали финальный трейлер фильма «Аватар: Путь воды» режиссёра Джеймса Кэмерона.

Премьера второго «Аватара» состоится 16 декабря, поклонники картины ждали этого долгих 13 лет. Во второй части действия будут происходить спустя десяток лет после событий оригинального «Аватара». Герои столкнутся с корыстными захватчиками с Земли. 

В предвкушении премьеры вспоминаем, как всё начиналось и почему «Аватар» вошёл в историю кино.

Фильм, бьющий рекорды

10 декабря 2009 года состоялась премьера фантастического фильма Джеймса Кэмерона «Аватар». С того момента прошло уже 13 лет, но критики до сих пор называют его революцией в кинематографе – так сильно их впечатлили применённые при создании картины технологии.

По официальным данным, бюджет «Аватара» составил около 237 млн долларов, а стоимость рекламной компании оценивается в 150 млн долларов. Кроме того, картина побила несколько рекордов по сборам, став самым кассовым фильмом всех времён в Северной Америке, России и во всём мире, обогнав «Титаник», который удерживал рекорд в течение 12 лет.

Лента собрала в мировом прокате почти три миллиарда долларов. Картина была номинирована на «Оскар» в девяти категориях и победила в трёх из них: «Лучшая операторская работа», «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучшая работа художника-постановщика».

История создания и новые технологии

Сюжет фильма строится вокруг бывшего морпеха США Джейка Салли, прикованного к инвалидному креслу. Он получает задание совершить путешествие в несколько световых лет к базе землян на планете Пандора, где проживает народ на’ви. На самой планете добывают минерал, который способен положить конец энергетическому кризису на Земле.

Кэмерон написал 80-страничный сценарий к фильму ещё на съёмках «Титаника» в 1994 году, но создать «Аватар» таким, каким он его задумал, в девяностые годы было технически невозможно. Ему пришлось отступить.

Кадр из фильма «Аватар»

В нулевых появилась технология motion capture, позволяющая оцифровывать движения и мимику актёров с помощью датчиков, закреплённых на лице и теле, а затем генерировать цифровые клоны персонажей. После того как Кэмерон увидел Голлума в фильме «Властелин колец», он понял, что технологии продвинулись достаточно и время пришло.

В начале 2005 года режиссёр повторно собирает команду специалистов для исследования возможностей воплощения в жизнь его сценария. Студия Wega Digital становится основным партнёром при создании компьютерной графики «Аватара». Позже была подключена студия Джорджа Лукаса Industrial Light&Magic. 

Кэмерон говорил, что этот фильм существовал в его голове всю жизнь в той или иной форме. Он начал записывать его фрагменты ещё когда работал над трёхмерным роликом «Терминатор-2 3D». По словам гениального режиссёра, он хотел раздвинуть рамки возможного.

«Я добился этого с «Аватаром»: в том, что касается производства, это самый высокотехнологичный фильм среди всех существующих, он просто пришелец из будущего», – сказал он.

Джейк и Нейтири / Кадр из фильма «Аватар»

Фильм более чем наполовину состоит из компьютерной графики: 60% материала было снято в студии и только 40% вживую.

Идеи для флоры новой планеты Кэмерон черпал в экзотичных уголках Земли. Самые первые кадры находились в обработке больше года, так как для их создания требовались самые мощные компьютеры. В фильме присутствует детальная проработка планеты Пандора: насекомые, растения, животные и сами гуманоиды.

Технической стороной вопроса занимался Роб Легато. Он сумел создать прототип «виртуальной» камеры. То есть по всему периметру съёмочной площадки были установлены специальные видеокамеры, фиксирующие движения актёров. Когда режиссёр наводил это устройство на актёра, он видел персонажа, а не человека, который его воплощает. Эта технология получила название Performance Capture.

Также была создана ещё одна новая камера с приставкой «фьюжн». С её помощью можно было снимать две картинки сразу. Камеру легко можно было носить в руках или ставить на плечо. Благодаря компьютерной графике пропала необходимость гримироваться. 

Выстроенные декорации в значительной степени дополнялись хромакеем и дорисовывались на компьютере / Кадр из фильма «Аватар»

Одновременно с работой специалистов технических отделов команда лингвистов под руководством Пола Фроммера разрабатывала язык для жителей Пандоры, словарный запас которого состоял более чем из 500 слов и по своему строению напоминал папуасские языки. 

Кто исполнил главные роли

Режиссёр сериала намеренно приглашал на главные роли не очень звёздных представителей актёрского мира. Бывшего морского пехотинца Джейка Салли исполнил австралийский актёр Сэм Уортингтон. Ради этой роли актёру пришлось покинуть родную Австралию, перебраться в Голливуд и даже какое-то время пожить в машине.

В одном из интервью Сэм рассказал, что он согласился на эту роль по двум причинам. Во-первых, ему нужна была работа – в тот момент он нигде не снимался и ему совсем не на что было жить. Во-вторых, для него было важно, что его персонаж учит человека не быть агрессором.

«Знаете, мне драки не нравятся, даже когда они происходят между детьми на школьном дворе. Спокойнее нужно быть. Не надо жестокости. Это то, что отрывает для себя спецназовец Джейк. Он не предаёт Землю и человечество, вставая на сторону инопланетного народа. Он просто не хочет предать своё собственное сердце. Вы только не подумайте, что я какой-то миролюбивый хиппи, но мне действительно кажется, что драться не нужно никому – ни школьникам, ни политикам», – объяснил Сэм Уортингтон. 

Добрую и женственную Нейтири сыграла Зои Салдана. Для актрисы это было совершенно новым опытом. Ради роли она пересмотрела множество документальных фильмов о животных, изучила их поведение, наблюдала за детьми. 

Яркий след в памяти зрителей оставили и актёры второго плана – понимающая и ответственная Сигурни Уивер и незабываемый Стивен Лэнг. Кэмерон неоднократно говорил, что за время совместной работы Стивен стал его другом.

Культовый фильм «Аватар» не утратил свою актуальность и сегодня. Завёрнутая в фантастическую обёртку история, которую показал Кэмерон, отлично демонстрирует события, которые уже происходили и, кажется, происходят до сих пор в реальном мире. Люди, обладающие силой, приходят на чужие земли и просто забирают себе необходимое. История помнит множество таких примеров. Кэмерон своим произведением напоминает нам, что только вместе мы можем жить на этой планете, уважая как друг друга, так и саму Землю.


Читайте также:

  • «Аватар» перевели на казахский язык
  • Продюсер «Аватара» раскрыл подробности сиквела зрителям
  • Роль, которая не досталась Джонни Деппу. Каким получился сериал «Шантарам»

Джеймс Кэмерон прославлен своей любовью к темно-синему цвету настолько, что такой оттенок уже почти официально назвали в честь него, а Rolex, например, выпустил одноименные часы. В декабре синева достигнет предела в новом «Аватаре», где и без того синие персонажи погрузятся в не менее синюю воду. Как ее воплотили на экране и в чем тут революция?

О деталях сюжета и причинах громадной продолжительности картины (фильм идет дольше трех часов) можно узнать в материале Семена Гудошникова. В этой статье мы сконцентрируемся на спецэффектах.

Глаза — ворота души

Спецэффектами к новому «Аватару» занимается Weta Digital, также работавшая над «Властелином Колец», «Планетой обезьян» и «Алитой».

В радужной оболочке глаза Алиты — 9 миллионов полигонов, в то время как в глазу Голлума их было только 50 тысяч. В «Пути воды» детализация вырастет еще в несколько раз, тем более что в Weta никогда не скрывали, что «Алита» — своего рода черновик нового «Аватара».

Corridor Digital подметили, что для визуализации века героини авторы используют subsurface scattering. Если вам это словосочетание показалось непонятным, то перевод — «подповерхностное рассеивание» — тоже вряд ли что‑то пояснит. Этим жутковатым термином обозначается довольно простое с бытовой точки зрения, но невероятно сложное для отображения в компьютерной графике явление, при котором фотоны не просто отскакивают от полупрозрачных тел, а освещают их изнутри. В первом «Аватаре» кожа персонажей не пропускала лучи и выглядела слегка искусственной.

Вода

Излюбленная субстанция Джеймса Кэмерона, к которой он обращается с самого первого фильма в карьере (речь не о «Терминаторе», а картине «Пираньи-2: Нерест»), получит беспрецедентное воплощение.

Специально для «Пути воды» Weta выпустила настолько революционную технологию, что ее удалось запатентовать. Она связана даже не с водой, а с пленкой, которая принимает форму объектов, на которые ее кладут. Меняя показатели прочности и вязкости, можно превращать ее в жидкость или, наоборот, в желе. В этом кадре отлично виден способ применения новой технологии: рука персонажа и ткань расплескивают воду, и она, как пленка, ложится сверху. Раньше это отобразить было просто невозможно: для крупных планов с водой приходилось снимать реальные кадры.

Вторая новинка — это технология захвата подводных движений. Напоминаем, что «Аватар» использует motion capture: одетые в костюмы с сенсорами актеры отыгрывают сцены, а потом их движения передают трехмерным персонажам. Большая часть хронометража происходит под водой, а это создает ряд проблем. Если просто делать вид, что актеры плавают, а на самом деле снимать их в обыкновенной студии, мгновенно чувствуется фальшь. Если же погрузить их в бассейн, то сенсоры перестают работать. Вот как описывает проблему Джеймс Кэмерон:

«Молекулы воды будто создают тысячи лишних сенсоров на телах актеров. Похожим образом тепловые системы защиты самолета-истребителя сбивают с толку преследующие его самонаводящиеся ракеты».

В итоге была разработана новая модель обработки данных, игнорирующая воду, и актерам, понадеявшимся на относительно сухой рабочий процесс, пришлось лезть в бассейн. Здесь сразу установили несколько рекордов. Во-первых, в стиле «Титаника» команда собрала резервуар на 350 тысяч литров, в котором можно устраивать небольшие штормы. Во-вторых, Кейт Уинслет на съемках подводной сцены в этом бассейне задержала дыхание на 7 минут и 14 секунд, побив рекорд Тома Круза.

Джеймс Кэмерон

Даже если бы для «Аватара» не патентовали новых технологий, а количество полигонов в моделях персонажей осталось на уровне первого «Властелина Колец», фильм все равно был бы революционным — исключительно благодаря своему режиссеру.

Это единственный на планете творец, которому дозволено тратить двести миллионов студийных долларов на экспериментальное кино. Идеальную характеристику своему творческому методу дал он сам в недавнем интервью GQ. Рассказывая про начало работ над первым «Аватаром», он вспомнил ремарку продюсера:

«Отличный сценарий! Давай только выкинем всю вот эту ***** про то, как хиппи обнимаются с деревьями».

И мэтр ответил: «Нет». В большинстве случаев на этом разговор бы и закончился: продюсер, пожав плечами, нашел бы более привлекательный способ потратить $200 млн, а режиссер, утихомирив творческие амбиции, принялся бы искать других спонсоров. Но у Джеймса Кэмерона исключительное положение. Только у него в карьере нет ни единого провала, а все его фильмы, бьющие рекорды по производственным затратам, в итоге бьют и кассовые рекорды.

Именно поэтому ему разрешают то, что другим не дозволено. Схожие по бюджету «Мстители» (над которыми, к слову, тоже работала Weta) ограничены рамками дедлайнов: при всем таланте съемочной группы ей приходится укладываться в сжатые сроки, и перфекционизм уходит на второй план. Джеймс Кэмерон может позволить себе сидеть над фильмом семь лет, неспешно дописывая сценарий, спокойно отстраивая новые студии, разрабатывая эксклюзивные технологии, а потом еще три года полируя отснятый материал на монтажном столе. Ему можно. А всем остальным — нет.

Пока все яростно обсуждают сиквел «Аватара» с подзаголовком «Путь воды», считая миллионы, которые фильм зарабатывает ежесекундно, я решил вернуться в далекий 2009-й год, вновь посмотрев оригинальный фильм. Добавив в стакан с колой пару кубиков льда, я с нетерпением прыгнул в объятия неизведанной Пандоры, в итоге по новой открыв для себя прекрасный мир Джеймса Кэмерона.

В бородатые 90-е, когда больше, чем половины из тех, кто читает это эссе, даже в планах не было, молодой, но уже состоявшийся режиссер Джеймс Кэмерон написал 80-ти страничную историю фильма «Аватар». Фильм планировали выпустить в конце 20-го века, а именно в 1997-м году. Однако из-за технических ограничений, которые не позволяли полностью передать виденье режиссера, картину решили отложить до лучших времен. Переломным моментом в истории создания фильма можно назвать выход трилогии «Властелин колец» от небезызвестного Питера Джексона. Кэмерона настолько сильно поразила работа студии по созданию спецэффектов «Weta Digital», что в моменте он понял — пришло время «Аватара». В начале 2006-го года режиссер сел за написание полноценного сценария. А уже в декабре 2009-го мир увидел научно-фантазийный боевик, изменивший всю киноиндустрию.

В одном из своих постов в телеграме я упомянул, что боевики, как жанр, можно считать мертвыми. И как бы это иронично не звучало, но самый кассовый фильм в истории кино также относится к этому жанру. «Аватар» — это тот фильм, который вышел в тот момент, в который ему необходимо было выйти. За несколько лет до пика потери интереса к жанру у массового зрителя Джеймс Кэмерон выпускает свой Magnum Opus в лице сегодняшнего героя. Фильм, подаривший зрителю настоящую палитру из всевозможных эмоций. Фильм, вдохновивший десятки тысяч людей на всевозможное творчество, начиная от графического дизайна и заканчивая написанием атмосферных эмбиентов, которые в теории могли бы звучать в новой части франшизы. «Аватар» — это уникальный фильм, который любят все и ненавидят многие. Спустя 14 лет с момента выхода я пересмотрел картину, и мне есть чем поделиться.

Сценарная импотенция Кэмерона, Гринпис-повестка и постмодернизм

Как я упомянул выше, с момента выхода «Аватара» прошло целых 14 лет. И с декабря 2009-го диванные критики все никак не могут успокоиться и продолжают поливать фильм грязью, называя его самым обычным переоцененным боевиком. Главная претензия «знатоков»- дескать, сюжет очень плохой. Вполне себе предсказуемая концовка, заезженная до дыр история любви совершенно несовместимых по всем параметрам людей (в нашем случае человека и представительницы На’ви), никаких новых идей, смелых высказываний и подтекстов. И вообще, фильм был создан для того, чтобы угодить Гринпис, а после поставить себе галочку за то, что ты не проигнорировал актуальную проблему экологии. И на первый взгляд «Аватар» таковым и кажется. Просто красивый, безыдейный и ОЧЕНЬ дорогой фильм, который был создан исключительно для заработка денег. Кто-то в защиту фильма может сказать, что картины Кэмерона никогда не выделялись своей остросюжетностью и в первую очередь являлись визуально — эмоциональным аттракционом. Но это не совсем так.

Постмодернизм

Джеймс Кэмерон — постмодернист. Режиссер берет за основу вечно актуальные темы, проблематика которых была поднята как в современном, так и в классическом искусстве. Но как истинный постмодернист, Кэмерон осмысляет, перерабатывает и, в его случае, визуализирует. Война, геноцид, колонизация, попытки уничтожить чужую культуру, рабство и запретная любовь — это лишь маленький перечень острых проблем, которые поднимаются в таком «не глубоком» произведении, как «Аватар».

Многие критики картины обвиняют Кэмерона в том, что он просто-напросто украл историю о Джоне Смите и Покахонтас, представив зрителю уже существующий сюжет, но в новой обертке. И это действительно так. Но, как мне кажется, сюжет — это лишь оболочка. Как говорится, дьявол кроется в деталях. Используя всем известную историю, Кэмерон пытается сделать собственное заявление. Как я и сказал выше, осмысляет, перерабатывает и визуализирует. Многие говорят, что фильм «Аватар» — это критика тогдашней внешней политики США. И на первый взгляд так и есть. Режиссер проводит явные параллели между колонизаторами 16 века, которые уничтожали целые индейские поселения из-за полезных ископаемых, в частности золота, так и Соединенными Штатами, которые вторгались на территории других государств ради нефти. Спустя время после премьеры фильма на Кэмерона обрушился ряд критики с серьезными обвинениями в американофобии. Однако сам режиссер всячески отрицал это и называл картину проамериканской в вопросах тогдашней войны в Ираке и Афганистане. Но явные параллели между анобтаниумом, которым хотели завладеть люди, пришедшие на Пандору, и нефтью, за которой охотятся американцы, и по сей день не дают покоя допытливым зрителям.

Экоактивизм

В названии раздела я упомянул о Гринпис — повестке, в которой критики также любят упрекнуть Кэмерона. И сам режиссер совершенно никак этого не отрицает. В одном из многочисленных интервью он сказал: «Со старших классов я был экоактивистом. Когда мне сказали: «Сценарий хороший, но можем ли мы вырезать всю эту чушь про обнимание деревьев? «, я ответил: «Нет, потому что самым важным для меня является именно это — чушь про обнимания деревьев». В фильме перед нами предстает Земля относительно недалекого будущего, а именно 2154 год. С первых же кадров мы видим явное сравнение Пандоры с нашей планетой. Пандора предстает девственно чистой, зеленой и чуть ли не до бесконечности разнообразной, с точки зрения флоры и фауны, планетой, до которой еще не успела добраться разрушающая все на своем пути рука — человек. В противовес Пандоре стоит грязная, нравственно и ресурсно опустошенная Земля. Благодаря всего лишь одному кадру со светофором мы можем сделать вывод, что планета давно страдает от перенаселения. Зелень, которая является отличительной чертой нашей планеты от всех других планет Солнечной системы, практически исчезла. В одном из эпизодов Джейк обращается к Эйве, говоря о том, что на Земле не осталось зелени, не осталось природы. Джейк на прямую говорит, что человек убил жизнь. Убил свое природное начало при помощи технологий. После чего мы видим, как он (человек) направляется делать то же самое, но уже с другой планетой.

Киберпанк

Кого-то этот может удивить, но «Аватар» — это киберпанк. Джеймс Кэмерон, опять — таки, как постмодернист, берет за основу определенные мотивы и присущие определенному жанру (в нашем случае киберпанку) черты, чтобы это все переработать и привнести что-то новое. Вышеупомянутые проблемы экологии, перенаселение, падение нравственности, безжалостные корпорации, развитие технологий и нескончаемые войны — это отличительная черта любого киберпанк — произведения. И в «Аватаре», как не странно, это все присутствует. Для Кэмерона в принципе работа с этим жанром не является чем-то новым. В тех же «Чужих» присутствовали корпорации и космические рейсы, которые стали чем-то обыденным для человека. Ну а в далеком 1995-м вышел научно-фантастический киберпанк фильм «Странные дни». Хоть Кэмерон и не режиссировал картину, но он совместно с кинокритиком и сценаристом Джейем Коксом написал сценарий. Опять же таки, киберпанк Кэмерона в фильме «Аватар» — это лишь его представление о будущем нашей планеты. Киберпанк, так же как и сама Земля, не является основным в произведении, поэтому мы и видим лишь косвенные упоминания происходящих на Земле событий. Как я и упоминал несколькими абзацами ранее, Земля будущего нужна лишь для того, чтобы показать явные отличия между нашей планетой и Пандорой. Но еще одну мысль я все же не могу не озвучить. Вы можете назвать меня безумцем, но, как мне кажется, при создании своего киберпанк-мира Кэмерон черпал вдохновение из «Акиры». Главной идеей «Акиры» является перерождение и искупление. Создание нового мира с чистого листа. Но у Кэмерона все произошло наоборот. В произведении Джеймса мы видим, как люди колонизируют другие планеты, в то время как Земля стремительно умирает. Не единожды упомянутые проблемы перенаселения, экологии и заканчивающиеся ресурсы. Из-за определенных достижений в области науки и дальнейшей возможности исследовать и колонизировать соседние планеты, у человека появляется шанс на искупление. Шанс на продолжение жизни. Однако, даже будучи на самом краю пропасти, человек думает не о том, как сохранить свою жизнь, а о том, как разрушить ее еще сильнее. В одной из первых сцен, когда Джейк прилетает на Пандору, мы видим, как военные подшучивают, называя его «мяском на коляске». И действительно, Салли является калекой, который может передвигаться только при помощи инвалидного кресла. Но в этой же сцене нам показывают человека, сидящего в силовом скафандре, который чуть не «сносит» главного героя. Как мне кажется, этой сценой Кэмерон хотел показать, что практически все люди, находящиеся на Пандоре, такие же калеки, только моральные. Как и в любом киберпанк — произведении, человек будущего Кэмерона пытается скрыть свое внутреннее уродство при помощи технологий и физической силы. На протяжении всей картины люди пытаются дать народу На’ви все, что только возможно, начиная от медицины и образования и заканчивая злосчастными технологиями. Но туземцы отказываются от «даров» человека, осознавая, что в итоге это приведет к неминуемому концу их прекрасного мира. Единство На’ви с природой, чистота их души и процветающая жизнь без технологического прогресса — это основополагающая идея всей киноленты. В конце картины мы видим, как На’ви выгоняют людей с Пандоры, по сути своей, отправляя их и дальше разрушать свою уже «бездыханную» планету. Режиссер планирует снять 5 фильмов франшизы. И кто знает, может быть, в финальной главе мы и увидим полное самоистребление человеческого рода.

Технологии будущего

Джеймс Кэмерон — настоящий революционер в области киноискусства. Начиная с далеких 80-х Кэмерон не перестает радовать и развлекать зрителей своими кинокартинами, на которых выросло уже не одно поколение. С каждым новым фильмом режиссер экспериментировал все чаще, переворачивая индустрию с ног на голову. С уверенностью можно сказать, что Кэмерон если и не создал, то явно сделал огромнейший вклад в популяризацию и развитие массового кино. «Терминатор», «Титаник», «Бездна» и многие другие картины режиссера меняли не только представление людей о кинокультуре, но и саму отрасль искусства в целом. Кэмерон всегда был на шаг впереди своих коллег. Все вышеупомянутые фильмы режиссера делали настоящий прорыв в области спецэффектов. Но его Magnum Оpus’ом, без сомнений, является «Аватар».

В 1995-м году Джеймс Кэмерон работал над трехмерным роликом «Терминатора 2 — 3D». Именно в это время Кэмерон понял, что технология 3D в будущем может изменить мир. Сам режиссер называл «Аватар» самым высокотехнологичным в истории, добавляя, что картина является настоящим пришельцем из будущего. И глядя на то, что вышло в итоге спустя практически полтора десятилетия, можно без сомнений сказать, что картина таковой и является. Хоть 3D и потеряла свою актуальность, но те технологии, которые были придуманы Кэмероном и его командой еще в середине нулевых, используются и по сей день при работе над современными блокбастерами, независимо от того, в каком формате кинолента была снята. Но давайте заглянем за ширму и посмотрим, благодаря чему один из величайших режиссеров в истории смог нас удивить.

Performance Capture

Джеймсу Кэмерону, как режиссеру и автору картины, принято отдавать все лавры, но это не совсем правильно. Без человека под именем Роберт Легато «Аватар» мог и не быть тем «Аватаром» которого мы знаем. Но кто такой этот ваш Роберт Легато? При работе над фильмом именно этот человек занимался технической стороной вопроса. Изначально было принято решение использовать проверенную технику Motion Capture. Но Кэмерон не был бы Кэмероном, если бы не захотел вновь заняться экспериментами. Джеймс поручил Легато существенно доработать уже существующую технологию. И спустя время Роб принес прототип «виртуальной» камеры. На актера надевали специальный костюм и шлем с датчиками движения. После обработки изображения в реальном времени на экране компьютера появлялся движущийся скелет. На основе этого скелета дизайнеры рисовали облик персонажа. После этого картинка передавалась на экран «виртуальной» камеры. После чего Кэмерон наводил камеру на актера, и вместо человека в костюме с датчиками, на мониторе он видел персонажа, которого должен был играть этот актер. Технология была настолько высокоразвитой, что она захватывала не только движения тела, но также и мимику с движением глаз, благодаря чему удалось сохранить все нюансы актерской игры. Этой технологии дали название Performance Capture.

Fusion Camera System

Технология, которая помогла воплотить идеальные образы героев на экране — это, конечно, хорошо, но «Аватар» стал известен благодаря другим новшествам. Ранее упомянутое 3D, которое было использовано на максимум при создании фильма, изменило мир кино на всю оставшуюся жизнь. Время от времени стереокино как приходило, так же быстро и уходила с экранов кинотеатров. Два изображения накладывается друг на друга, из-за чего нашему мозгу кажется, что картинка становится объемной. В 1995 при работе над ранее упомянутой короткометражкой по «Терминатору 2 — 3D» Кэмерон использовал огромнейшие камеры размером с холодильник, чтобы добиться эффекта трехмерности. Как вы понимаете, это было безумно дорого и очень неудобно. Но уже через 10 лет для работы над «Аватаром» была придумана специальная небольшая камера, которая помещалась в двух руках. Камера получила приставку «Fusion». Ее разработкой занимались Джеймс Кэмерон и Винс Пейс. Уникальность этой камеры в том, что при ее использовании режиссер мог снимать две картинки сразу — для каждого из глаз, что в разы уменьшало финансовые и временные затраты.

Благодаря всем этим технологиям вышло так, что та самая студия по созданию спецэффектов «Weta Digital», которая и должна была заниматься реализацией всех идей режиссера, практически не участвовала в процессе создания картина. Специалистам из компании по спецэффектам не приходилось выставлять свет, заниматься постановкой кадра, играть с мимикой персонажей и многими другими моментами, потому что за них это все уже сделали. По итогу «Weta Digital» занималась лишь работой с деталями и полировкой определенных моментов.

Визуальный аттракцион, навсегда изменивший киноискусство

С момента выхода «Аватара» прошло практически полтора десятилетия. И за это, казалось бы, не такое уж и долгое время в киноиндустрии произошло огромнейшее количество знаковых событий. Рассвет стриминговых площадок, ушедшие из жизни или завершившие карьеру великие актеры и режиссеры. Культура отмены, навязывание этнического, расового и гендерного разнообразия в картинах и дальнейшая самоцензура при создании любой крупнобюджетной киноленты. Начало, эпохи супергеройского кино и сериалов, новое поколение звезд и рост интереса у массового зрителя к авторскому кино. Это перечень лишь того, что первым пришло на ум. За последние полтора десятка лет произошло многое, но кое-что осталось неизменным. «Аватар» все так же не перестают обсуждать, дискутируя о качестве картины и ее вкладе в искусство. Фильм даже в эпоху супергеройского кино все так же остается самым кассовым в истории, теряя свое первенство лишь однажды, чтобы спустя время вновь возглавить список лидеров по сборам. Фильм, который даже спустя 14 лет с момента выхода является самой красивой кинолентой, которая была когда-либо создана. Технологии, которые были подарены миру при работе над лентой, используются до сих пор, когда речь заходит о работе над крупнобюджетным блокбастером.

Многие кинолюбители говорят, что братья Люмьер открыли эпоху кино, выпустив первый короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьета», а Джеймс Кэмерон ее завершил, выпустив свой «Аватар». Многие считаю, что 17-го декабря 2009-го года киноискусство достигло своего пика. И даже сейчас, спустя 14 лет с момента премьеры Magnum Opus’а от Джеймса Кэмерона, с этим сложно поспорить. Вы можете как любить, так и ненавидеть фильм «Аватар», но никто из нас не может отрицать огромнейший вклад Джеймса Кэмерона и его величайшей кинокартины в развитие всего искусства.

***

Если вам понравилось мое эссе, то можете заглянуть в мой Телеграм — канал. Время от времени пишу различные интересности об искусстве, в частности о кино. Поэтому, если заинтересовал, буду рад вас там видеть.

James Cameron’s Avatar is celebrating its 10th anniversary, and its impact can still be felt in the film industry. Let’s take a look.

Avatar 10 anniversary impact

James Cameron’s Avatar is celebrating its 10th anniversary, and it’s a good time to look at the impact it had in cinema. Written, directed, and produced by James Cameron, Avatar is his most ambitious film to date, and one that had been in development for years (since 1994, to be exact). Although it was supposed to begin production in mid-1997, after Cameron completed Titanic, the project was put on hold as the necessary technology for his vision of the film wasn’t available yet.

Cameron retook the project in 2006 and began working in the film now known as Avatar. The story centers around Jake Sully (Sam Worthington), a disabled former Marine who becomes part of the Avatar Program, replacing his deceased twin. Sully, along with others, are sent on a mission to Pandora, a habitable moon in the Alpha Centauri star system, inhabited by a humanoid species called Na’vi. As Pandora’s atmosphere is poisonous to humans, the only way Sully and company can access it is through Na’vi-human hybrids called “avatars”, which are operated by genetically matched humans.

Avatar was a big success, breaking box office records and holding the #1 spot as the highest-grossing film of all time until Avengers: Endgame came out. But Avatar’s legacy goes beyond box office numbers, as it opened a lot of doors for fantasy and sci-fi films thanks to the technology it brought and more.

How Avatar Changed Movies

Cameron had a very specific vision for Avatar, which is why he waited for so long to finally get it done. He worked on new motion capture animation technologies that would allow him to better capture the facial expressions of the actors so the animators could later use them. Other technologies developed for Avatar were a new system for lighting massive areas (like Pandora’s jungle), a new texturing and paint software system, and new ways to make many of the CGI elements look as realistic as possible. In addition to that, Avatar made the 3D format popular (and relevant) again, with a lot of films getting 3D releases ever since. It was built to be a one-of-a-kind theatrical experience and it definitely succeeded on that, and also made it possible for other films to use these new technologies to their advantage. Simply put, without Avatar’s technical advancements, films like Avengers: Endgame or even the Star Wars sequels wouldn’t look as they do.

Avatar’s success was such that it got a theatrical re-release in 2010, exclusively in 3D theaters and IMAX 3D and with nine minutes of extra footage, all of which was CG. Re-releases are a move that many other films have made since, and while Avatar obviously wasn’t the first to do so, it can brag about having a successful release and re-release, which added more to its box office numbers (and, once again, it was a strategy that Avengers: Endgame used to its advantage). Another particularity of Avatar which ended up becoming a sort of “strategy” in the film industry is its release date. Summer used to be the ideal time to release big films, but Avatar proved that December also works quite well. Studios keeping their biggest titles for the last month of the year is very common now, and the new wave of Star Wars films (except Solo: A Star Wars Story) is a good example of this.

While many film enthusiasts feel the world has now forgotten about Avatar, truth is that it had such an impact on so many areas that it won’t be forgotten for a long, long time – more so now that Cameron is working on Avatar 2 and 3. It remains to be seen if the sequels will bring new technologies and have an effect on the film industry as big as the first film.

Next: Every Upcoming Avatar Movie (2021-2027)

Key Release Dates

James Cameron’s Avatar is celebrating its 10th anniversary, and its impact can still be felt in the film industry. Let’s take a look.

Avatar 10 anniversary impact

James Cameron’s Avatar is celebrating its 10th anniversary, and it’s a good time to look at the impact it had in cinema. Written, directed, and produced by James Cameron, Avatar is his most ambitious film to date, and one that had been in development for years (since 1994, to be exact). Although it was supposed to begin production in mid-1997, after Cameron completed Titanic, the project was put on hold as the necessary technology for his vision of the film wasn’t available yet.

Cameron retook the project in 2006 and began working in the film now known as Avatar. The story centers around Jake Sully (Sam Worthington), a disabled former Marine who becomes part of the Avatar Program, replacing his deceased twin. Sully, along with others, are sent on a mission to Pandora, a habitable moon in the Alpha Centauri star system, inhabited by a humanoid species called Na’vi. As Pandora’s atmosphere is poisonous to humans, the only way Sully and company can access it is through Na’vi-human hybrids called “avatars”, which are operated by genetically matched humans.

Avatar was a big success, breaking box office records and holding the #1 spot as the highest-grossing film of all time until Avengers: Endgame came out. But Avatar’s legacy goes beyond box office numbers, as it opened a lot of doors for fantasy and sci-fi films thanks to the technology it brought and more.

How Avatar Changed Movies

Cameron had a very specific vision for Avatar, which is why he waited for so long to finally get it done. He worked on new motion capture animation technologies that would allow him to better capture the facial expressions of the actors so the animators could later use them. Other technologies developed for Avatar were a new system for lighting massive areas (like Pandora’s jungle), a new texturing and paint software system, and new ways to make many of the CGI elements look as realistic as possible. In addition to that, Avatar made the 3D format popular (and relevant) again, with a lot of films getting 3D releases ever since. It was built to be a one-of-a-kind theatrical experience and it definitely succeeded on that, and also made it possible for other films to use these new technologies to their advantage. Simply put, without Avatar’s technical advancements, films like Avengers: Endgame or even the Star Wars sequels wouldn’t look as they do.

Avatar’s success was such that it got a theatrical re-release in 2010, exclusively in 3D theaters and IMAX 3D and with nine minutes of extra footage, all of which was CG. Re-releases are a move that many other films have made since, and while Avatar obviously wasn’t the first to do so, it can brag about having a successful release and re-release, which added more to its box office numbers (and, once again, it was a strategy that Avengers: Endgame used to its advantage). Another particularity of Avatar which ended up becoming a sort of “strategy” in the film industry is its release date. Summer used to be the ideal time to release big films, but Avatar proved that December also works quite well. Studios keeping their biggest titles for the last month of the year is very common now, and the new wave of Star Wars films (except Solo: A Star Wars Story) is a good example of this.

While many film enthusiasts feel the world has now forgotten about Avatar, truth is that it had such an impact on so many areas that it won’t be forgotten for a long, long time – more so now that Cameron is working on Avatar 2 and 3. It remains to be seen if the sequels will bring new technologies and have an effect on the film industry as big as the first film.

Next: Every Upcoming Avatar Movie (2021-2027)

Key Release Dates

Сигурни Уивер стала 14-летней девочкой.

Сиквел «Аватара» вышел в мировом прокате в декабре 2022-го и произвел настоящий фурор. Люди опять массово пошли в кинотеатры, многие – по несколько раз. Помимо истории, понятной каждому, это произошло благодаря графике высочайшего качества. Но при создании авторы столкнулись со множеством проблем, из-за чего сиквел вышел только спустя 13 лет. Собрал самое интересное со съемок «Аватара: Путь воды».

  • Еще в начале подготовительных работ режиссер съездил вместе с актерской группой в бразильские тропические леса. Все ради того, чтобы ближе познакомиться с образом жизни местных племен и понять, каково это – жить в джунглях.
  • Изначально компания 20th Century Fox хотела выпустить сиквел в декабре 2014 года. Но сценарий Джеймса Кэмерона откровенно задерживался, а еще создатель вселенной Пандоры хотел заняться другими делами. Он работал над 3D-версией «Титаника», которая вышла к 100-летию катастрофы и погружался на дно Марианской впадины, став всего лишь третьим человеком на такой глубине. Параллельно студия визуальных эффектов Weta Digital разрабатывала новые технологии, включая анимационные техники.
  • Потом Кэмерон объявил, что планирует снять 2-й и 3-й фильм одновременно и на съемки уйдет куда больше времени. Дата выхода постоянно сдвигалась, а пандемия COVID-19 так вообще отбросила ее на декабрь 2022-го.

  • Первоначальный сценарий Кэмерон просто выкинул, он недостаточно ему понравился. Перезагрузка случилась приблизительно в 2015-м, и сценарий писался, по сути, с нуля: для Кэмерона важно было создать единую масштабную историю, охватывающую все пять фильмов, и даже включить в сюжет всю звездную систему Альфа Центавра! Он закончил его в январе 2017-го и был счастлив: постановщик признался, что не любит писать. Его можно понять: он работал над ним много лет и в будущем будет заниматься только съемками продолжений.
  • Съемки запустились только летом 2017 года: в Калифорнии снимали «Путь воды», а одновременно в Новой Зеландии шла работа над «Аватаром 3». Пандемия повлияла на производство множества фильмов, и «Аватары» не стали исключением. В итоге, их закончили только в сентябре 2020 года, спустя три года после начала!
  • Ультрасовременный захват движений в «Пути воды» позволял захватывать физическую и эмоциональную мимику актеров, движения их глаз. Что делали актеры – делали их CGI-персонажи. Все благодаря десяткам особых небольших камер на площадке, что захватывали движения актеров и переводили их в цифровой вид. Для сиквела также разработали специальный шлем с камерой, которая располагалась перед лицом. Благодаря ей, лица удавалось заснять куда точнее – CGI-герои никогда не были настолько реалистичными.

  • Внушительная часть фильма снята под водой – помогла уникальная технология захвата движения под водой. Weta Digital работала над ней полтора года и создала комплексное решение. Теперь она умела моделировать анимации воды, людей, волос и тканей.
  • Основной актерский состав фильма полгода учился фридайвингу – как подолгу не дышать под водой. Их тренировал фридайвер, который обычно работает с «морскими котиками». Благодаря погружению без аквалангов получилась весьма реалистичная картинка с великолепными кадрами. Зои Салдана задерживала дыхание на 5 минут, а Кейт Уинслет вообще побила рекорд Тома Круза и находилась под водой 7 минут и 14 секунд!
  • 73-летняя Сигурни Уивер благодаря технологиям сыграла 14-летнюю Кири. Актриса призналась, что это был удивительный опыт по возвращению в прошлое.
  • Общий бюджет четырех сиквелов к «Аватару» должен был превысить миллиард долларов, не включая расходов на рекламу. Но производственный бюджет только «Пути воды» превысил $350 млн, так что сумма общих трат наверняка будет куда выше.

Фотографии со съемок

Like this post? Please share to your friends:
  • Как а также какая ошибка
  • Как wordpress как изменить размер меню
  • Как windows 10 изменить экран загрузки windows
  • Как resolve conf изменить
  • Как onedrive изменить папку синхронизации