Содержание
- Памятка «Работа над ошибками по русскому языку»
- Оставьте свой комментарий
- Памятка по работе над ошибками.Русский язык
Памятка «Работа над ошибками по русскому языку»
1. Точка в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку.
Пример: Наступила весна.
2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило.
Пример: шил, шило, машина.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
4. Пропуск буквы.
Выпиши слово 3 раза. Подчеркни пропущенную букву.
Пример: экскаватор, экскаватор, экскаватор.
5. Большая буква в именах людей, кличках животных.
Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Пример: Арина, Алёна, Матильда.
6. Слово из словаря.
Напиши слово три раза.
Пример: искусство, искусство, искусство.
7. Ь в конце и середине слова.
Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Пример: огонь, олень, коньки.
8. Разделительные Ъ и Ь знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Пример: бьёт, лью, друзья; подъезд, объяснил, съёмка.
9. Приставки в словах.
Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с этой приставкой. Пример: перенёс, перепрыгнул, передал.
10. Предлоги со словами.
Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Обозначь орфограмму – пробел.
Пример: по_улице – по (какой?) улице, по широкой улице.
11. Безударная проверяемая гласная в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
Пример: зелёный – зéлень.
12. Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово грамотно. Подбери проверочное слово.
Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово.
Пример: ходьба – ходить.
13. Ь знак после шипящих.
Выпиши слово. Объясни написание Ь.
Пример: вещь (сущ., 3скл.); стеречь ( гл., неопр. ф.); печатаешь(гл., 2 л., ед.ч.)
14. Правописание слов с шипящим на конце.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Пример: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
15. Гласные е – и в окончаниях имен существительных.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е – и в окончании.
Пример: в тетради – тетрадь – сущ. 3скл., предл.п.
16. Гласные е – и в окончаниях имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного.
Пример: к лучшему другу, к другу (какому?), — лучшему ( м.р., дат ,п.).
17. Гласные е – и в окончаниях глаголов.
Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй окончание глагола. Пример: думает – думать (I спр.); ненавидит — ненавидеть (II спр., исключение).
18. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Пример: почка, конечно, мощный.
19. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения.
20. Знаки препинания в сложном предложении.
Выпиши предложение. Объясни расстановку знаков препинания. Составь схему.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Автор в друзьях: 1
У автора в друзьях: 1
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Памятка по работе над ошибками.Русский язык
40.Запятая в сложном предложении. Запятая перед союзами а, но, и.
Списать предложение верно. Поставить пропущенные запятые. Сделать схему к предложению.
ЗАПОМНИ! Сложное предложение состоит из нескольких грамматических основ (простых предложений). Они соединяются в сложном предложении запятой. Перед союзами а, но, и в сложном предложении всегда стоит запятая.
по работе над ошибками
по русскому языку
РАБОТАЙ НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО.
Выпиши слово, указывая все способы его переноса. Если слово нельзя перенести, то напиши его один раз.
Делай так: уче-ник; со-бака, соба-ка; дождь, груп-па, ал-лея
ЗАПОМНИ! При переносе букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
Выпиши слово, разделив его на слоги. Делай так: у-чи-тель
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
3.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни букву. Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
4. Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце нужный знак. Делай так: Москва – столица нашей Родины.
5.Мягкий знак на конце слова.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: окунь, рысь, уголь
6.Мягкий знак в середине слова.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: мальчик, коньки, угольки
7.Гласные после шипящих (жи-ши, чу-щу, ча-ща)
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: машина, малыши, карандаши
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши писутся с буквой и, слова с ча-ща с буквой а, слова с чу-щу с буквой у.
8.Сочетания чк,чн, чт, щн, рщ, нщ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 1 слово на это правило. Делай так: девочка, ночка
ЗАПОМНИ! Слова с этими буквосочетаниями пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка.
36. Безударная гласная в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой. Делай так: полетели, побежали, подержали
ЗАПОМНИ! В приставках встречается безударная гласная. В таких как -ПА — ПО, ПРО-ПРА.
Приставку ПА мы пишем крайне редко. И она всегда под ударением (например ПАДЧЕРИЦА).
Приставку ПО мы пишем, когда она стоит без ударения. (например ПОГОВОРИТЬ, ПОДЕРЖАТЬ)
Приставку ПРА пишем, когда слово связано с родственниками (например ПРАДЕД)
Приставку ПРО пишут во всех остальных случаях (например ПРОБЕЛ)
Написание остальных приставок нужно запомнить:
Буква О пишется в следующих приставках ДО, О, ОБ, ОБО, ОТ, ОТО, ПО, ПОД, ПОДО, ПРО, СО.
Буква А пишется в следующих приставках ЗА, НА, НАД, ПРА.
37. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.
Выпиши слово правильно и выдели в нем корень и приставку.
Делай так: беззубый, поддержать, оттащить
ЗАПОМНИИ! Удвоенные согл. пишутся в тех случаях, где приставка оканчивается, а корень начинается одним и тем же согл.звуком. Чтобы это определить перед написанием слова задумайтесь от какого слово произошло оно, определите корень и приставку. Чтобы это сделать нужно запомнить все приставки.
Например: РАССКАЗ — корень СКАЗ (от слова сказывать), приставка РАС. ОТТЕНОК – приставка ОТ, корень ТЕН (от слова тень)
38.Волнистая линия, сделанная красной пастой
Свидетельствует о неаккуратности письма (разная высота и ширина букв), неправильном соединении букв. Выпиши то, что учитель отметил волнистой линией, каллиграфически правильно.
39.Мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
Делай так: (что делать?) улыбаться
ЗАПОМНИ! Глаголы неопр.ф. отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком
16. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
17. Не выполнено полностью или частично упражнение, задание.
Выполнить заново полностью упражнение со всеми заданиями.
18.Состав слова. Морфемный разбор
Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, без ошибок, правильно.
19.Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова. Делай так: звёздный (звезда, звездочка), честный (честь)
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Делай так: заехал, уехал, приехал
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
Выпиши слово правильно и выдели в нем суффикс. Запиши еще 2 слова с таким суффиксом. Делай так: липовый, дубовый, кленовый
22.Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: ночь, речь, печь (ж.р.); луч, шалаш, товарищ (м.р.)
23.Правописание предлога со словом.
Выпиши предлог и слово и между ними придумай и вставь еще слово.
Делай так: к (крутому) берегу, по (широкой) дороге
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить еще слово.
24.Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово. Делай так:
По овражкам заиграли весенние ручейки.
25. Правописание безударных падежных окончаний имён сущ. (гласные е-и)
Выпиши существительное с предлогом. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание.
Делай так: на опушке – опушка, сущ., 1 скл., П.п.
ЗАПОМНИ! Для определения окончания нужно знать склонение и падеж.
26. Пропуск, замена, повтор, перестановка букв, слогов.
Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные.
27. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица , ед.ч., наст.вр.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на это правило.
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед.ч., наст.вр. пишется Ь
28.Родовые окончания сущ., прил. и глаг. прошедшего времени.
Выпиши слово. Укажи его род, обозначь орфограмму.
Делай так: небо (ср.р.), синяя (ж.р., какая?), синее (ср.р., какое?), играла (ж.р., что делала?), играло (ср.р., что делало?)
1) Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения: подлежащее (кто? что) и сказуемое (что делала? что делал?). Подчеркни второстепенные члены предложения: определение (какой? какая? какие? какое? чей?), дополнение (кого? чего? кому? чему? что? о чем? чем? о ком? о чем?), обстоятельство (где? как? откуда? куда ? когда? сколько?)
2) Какое это предложение по цели высказывания, по интонации? Простое или сложное? Если простое, то распространённое или нераспространённое? Если сложное, то как соединены между собой грамматические основы?
3) Сделай схему предложения.
4) Выпиши словосочетания с вопросами.
30.Правописание безударных окончаний имен прилагательных (гласные е-и).
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание.
Делай так: к лесу (какому?) дальнему
ЗАПОМНИ! Для определения окончания прил. надо знать его род и падеж. Это определи по сущ. Кроме того, окончание прил. можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прил.
31.Правописание безударных личных окончаний глаг. (гласные е-и).
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопр.ф. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед.ч. и мн.ч.
Делай так: пишет – писать, гл., 1 спр. (е, ут, ют)
ЗАПОМНИ! Гласные е-и в окончании глагола следует устанавливать по неопр.ф.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Подчеркни гласную в конце слова. Делай так: справа, справа, справа
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы а, о.
Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, правильно.
34.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
ЗАПОМНИ! Это слова у которых два корня. Эти корни соединяются только двумя буквами О и Е. Соединительная О пишется если первый корень заканчивается на твердый согл.звук. Соединительная Е пишется если первый корень заканчивается на мягкий согл.зкук.
9.Безударная гласная в слове, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. Выдели безударную гласную в корне и подбери однокоренное проверочное слово.
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарные слова)
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели безударную гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.
11. Парные по глухости-звонкости (в конце или середине слова)
Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово. Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок
ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласной.
12.Большая буква в именах собственных (имена, отчества, фамилии людей; клички животных; названия стран, городов, деревень, улиц, рек, озер, морей, океанов, материков)
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
13.Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
ЗАПОМНИ! Разделительный ь пишутся в корне слова перед гласными е, ё, ю, я, и.
14. Разделительный твердый знак.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: объявление, объезд, подъезд
ЗАПОМНИ! Разделительный ъ пишется после приставок, перед гласными е, ё, ю, я, и.
15.Разбор слова, как часть речи. Морфологический разбор слова.
Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, без ошибок, правильно.
Источник
11.11.2003
Недавно в наших новостях промелькнуло такое предложение: «После минутной беседы с одним из лидеров норильских коммунистов Арабом Шамсадовым, мэр покинул место сбора трудящихся». Здесь содержится ровно одна ошибка — лишняя запятая перед словом «мэр».
Однако подобные ошибки люди допускают не так уж редко. В основном лишние запятые появляются в текстах, написанных школьниками, хотя нередки они и у людей, которые в детстве недолюбливали занятия по русскому языку и литературе. Основная трудность, связанная с этим типом ошибок, состоит в том, что они не описаны правилами, справочниками и пособиями — ученые-филологи, вероятно, полагают, что здесь и так все должно быть понятно. Кроме того, с точки зрения синтаксиса случаи употребления лишних запятых достаточно трудно классифицировать — их ставят и между подлежащим и сказуемым, и после распространенных определений, дополнений и обстоятельств (как в приведенном выше примере), и в других ситуациях. Если бы автор этой рубрики был немного более безграмотным, он мог бы написать так: «Недавно в наших новостях, промелькнуло такое предложение…» или так: «Кроме того, с точки зрения синтаксиса, случаи употребления лишних запятых…»
У этих лишних запятых есть одно общее свойство: они появляются на границе смысловых частей предложения — темы и ремы. Тема — это то, о чем говорится в предложении, рема — то, что сообщается о теме. Например, в приведенном выше примере часть «после минутной беседы с одним из лидеров норильских коммунистов Арабом Шамсадовым» является ремой, а «мэр покинул место сбора трудящихся» — темой. Граница между темой и ремой обычно выделяется интонацией, поэтому у пишущего часто возникает желание поставить в этом месте запятую, которая здесь не нужна — таковы нынешние правила.
Кстати, этот пример показывает, что полагаться на интонацию, с которой произносится предложение, при расстановке знаков препинаний можно далеко не всегда — а именно это и делают те, кто предпочитал прогуливать в школе занятия по русскому. Но, с другой стороны, что остается делать, если правил не знаешь, а пользоваться справочниками так лениво?
Алексей Непомнящий
- Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву и знак в конце предложения.
Делай так в тетради : Выпал пушистый снег. Дети рады.
- Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай так в тетради : звонок, ученик.
- Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у — чи — тель — 3 сл.
● ● ●
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Перенос слова.
Раздели слово для переноса.
Делай так: оси-на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
- Мягкий знак (ь), обозначающий мягкость согласных. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще 2слова на эту орфограмму.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
- Гласные и, у, а после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
- Буквосочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание. Запиши еще 2 слова.
Например: дочка, речка, мощный.
- Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Например: алфави′т, а′збука, портфе′ль.
Передай ритм слова с помощью стука.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Проставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады — са′д
волна-во′лны
червивый-че′рвь
- Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: я′года, я′года, я′года, я′годка, я′годный,
- Проверяемые согласные в корне слова.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы — мороз, ягода — ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
- Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
- Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ( ь) и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
- Удвоенные согласные буквы в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
- Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка — звёздный. Честен — честный.
- Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.
- Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, перёехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
- Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму — пробел.
Делай так: к_берегу; к берегу (какому?) крутому
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла ( от чего?) от _ берега.
- Разделительный твердый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например, съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твердый знак ( ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
- Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
- Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную.
Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолет, пешеход, овощевод
- Не с глаголом (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два глагола с не. Подчеркни орфограмму.
гл. гл. гл.
Например: не_пришел, не_выучил, не_знал.
- Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опу′шк□ (на земл(е′)- 1 скл.),
- Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому?) дальн(ему) – (м.р., ед.ч., Д.п.).
- Предлог с местоимением (орфограмма — пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два примера с этой орфограммой.
Например: у нас, ко мне, с тобой
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
- Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на эту орфограмму.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст, вр., 2-го лица, ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).
- Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед —ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет — писать, гл., I спр., ( е, -ут, -ют)
Ставит — ставить, гл., II спр., (-и, -ат, -ят).
- Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами (словосочетания).
сущ. гл
Делай так: Седые туманы плывут к облакам . (Пов., невоскл., прост., распр.) схема [- =].
Туманы (какие?) седые
плывут (куда? к чему?) к облакам.
- Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Например: Поездка. Запиши 1-2 однокоренных слова. Ездить, езда,уезд
- Знаки препинания в конце предложения ( . ? !…).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду! Куда иду?
- Запятая в предложении с однородными членами.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
- Запятая в сложном предложении.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
[=-].[=-].
- Правописание –ться, тся у глаголов в н.ф. и в форме 3л.ед.ч. Необходимо задать вопрос. (что делать?)смеяться, (что делает?) одевается
Алгоритм работы.
Когда речь заходит о расстановке запятых, практически сразу на ум приходит классический пример с «казнить нельзя помиловать». И пускай в реальности запятые не так уж часто бывают вопросом жизни или смерти, неправильное их использование может нанести существенный удар по вашей репутации. Сейчас быть грамотным модно как никогда, а это значит, что важно разбираться не только в нюансах написания сложных слов или речевых ошибках, но и не промахиваться с пунктуацией. Подготовили серию карточек с самыми простыми и одновременно сложными случаями пунктуации, которые помогут одержать очередную победу над запятыми.
Думаете, слишком просто? А вот и нет. Многие с детства помнят правило об обязательной запятой перед что, однако запятая нужна там далеко не всегда.
Когда нужна?
-
Когда что — это союз или союзное слово в сложноподчиненном предложении.
-
Когда что заменяет собой союз потому что и выражает тем самым отношения причины.
-
Когда что — это член предложения в роли союзного слова.
Когда не нужна?
-
Когда что — это вопросительное или относительное местоимение в простом предложении или вопросительная или восклицательная частица.
-
Когда что — это союз с оттенком сравнения, который присоединяет составное именное сказуемое.
-
Когда что — это часть цельных выражений вроде все что угодно, будь что будет, неизвестно что, что на ум придет и других.
-
Когда что — это часть составного подчинительного союза вроде так что, благодаря тому что, несмотря на то что.
Отдельный случай употребления запятой перед что касается составных союзов (потому что, мало того что, благодаря тому что, так что, оттого что и других), которые иногда могут распадаться на две части из-за смысла предложения: в этом случае запятая перед что ставится. Еще более частная история — запятая, разделяющая составной союз потому что. Здесь слишком много случаев использования, чтобы можно было не озвучить их отдельно.
Запятая перед что в союзе потому что ставится:
-
когда в сложном предложении с потому что к придаточной части можно задать вопрос почему? или по какой причине?;
-
когда перед потому что стоит отрицательная частица не;
-
когда перед потому что стоит вводное слово или вводная конструкция;
-
когда перед потому что стоит усилительная, ограничительная или уточняющая частица.
И причастие, и деепричастие — это особые формы глагола, которые объединяют в себе свойства двух частей речи. Причастие — глагола и прилагательного (играющий, забытый, повторяющийся), а деепричастие — глагола и наречия (играя, забыв, повторив). Обе части речи могут использоваться с зависимыми словами — в этом случае они образуют обороты, которые относятся к определяемому слову.
Но перейдем к запятым в оборотах:
-
причастный оборот выделяется запятыми, когда стоит после определяемого слова
-
и не выделяется запятыми, когда стоит до определяемого слова (определяемое слово — слово, от которого можно задать вопрос к обороту);
-
с деепричастным оборотом все совсем просто: он выделяется запятыми всегда, где бы ни стоял в предложении и как бы ни относился к определяемому слову.
Вводные слова — отдельный тип слов, которые не связаны грамматически ни с одним из членов предложения. Можно сказать, что их используют для красоты, чтобы, например, подчеркнуть или усилить высказывание, поэтому часто вводные слова и конструкции имеют эмоциональную окраску. Они могут выражать чувства, уверенность или сомнение, оценивать степень или манеру высказывания, привлекать внимание собеседника, определять порядок высказывания.
В случае с пунктуацией правило простое: вводные слова и конструкции всегда выделяются запятыми.
Что сложно, так это понять, что перед нами именно вводное слово. Поскольку они в основном образовались из обычных слов, в языке остались омонимы — точно такие же слова, которые являются частью речи. Чтобы понять, что мы имеем дело с вводным словом, а не омонимичной частью речи, нужно задать слову вопрос. Задается? Значит, перед вами часть речи. Второй способ — убрать слово из предложения. Если смысл не потерялся, перед вами вводное слово.
Хотя использование запятой перед союзом как традиционно считается одним из самых сложных правил пунктуации (подавляющее большинство людей регулярно делает здесь ошибки), на самом деле запятая ставится всего в трех случаях:
-
когда союз как — это часть оборота, близкого по роли к вводному слову, например как правило, как исключение, как всегда и другие;
-
когда союз как соединяет части сложноподчиненного предложения (предложение, у которого есть главная и зависимая придаточная часть — то есть главная часть предполагает продолжение мысли в придаточной);
-
когда союз как используется в сравнительном обороте.
Во всех остальных случаях запятую ставить не надо. Вот и все. Кажется, что это правило — тот самый случай, когда подробный разбор когда не надо играет злую шутку и заставляет запутываться окончательно.
На этой карточке мы по наводке нашего корректора разместили трудные случаи, в которых ставить запятую не нужно (да, благо — это не вводное слово).
А здесь — просьба одного из редакторов T&P. Научившись правильно ставить запятые, самое время запомнить, где ставить пробел (исключительно после знака!). Вы только посмотрите, как красиво.
ПАМЯТКА
КАК ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ
I. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (на полях обозначается знаком / )
1. Определи, в какой морфеме допущена ошибка (приставка, корень, суффикс, окончание, стык предлога и слова).
2. Определи часть речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, причастие, деепричастие, наречие).
3. Определи вид орфограммы по таблице.
4. Найди эту орфограмму в справочном материале.
5. Повтори правило на эту орфограмму.
6. Напиши в тетради № и название орфограммы.
7. Напиши слово, в котором допустил ошибку, верно.
8. Обозначь орфограмму (СМОТРИ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ!!!)
9. Приведи пример написания слов на данную орфограмму.
ВИДЫ ОРФОГРАММ
№ орф |
НАЗВАНИЕ ОРФОГРАММЫ |
ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ |
1. |
Безударные проверяемые гласные в корне слова |
Колос (колосья) |
2. |
Непроверяемые гласные и согласные |
Октябрь (словарь) |
3. |
Проверяемые согласные в корне слова |
Дуб (дубы) |
4. |
Непроизносимые согласные в корне слова |
Поздний (опоздать), опасный (опасен) |
5. |
Буквы И, У, А после шипящих |
Жизнь, чудо, ширь |
6. |
Разделительные Ь и Ъ |
Объяснение, пью |
7. |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
Над землёй (над чем?) |
8. |
Употребление Ь после шипящих на конце существительных |
Рожь (3 скл.), грач (не 3 скл.), без туч (туча – не 3 скл.) |
9. |
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных |
Мощный, мостик, гвозди, тучка |
10. |
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –З и – С |
Дочитать (нет да), сделать (нет з) |
11. |
Буквы З и С на конце приставок |
Разбудить (перед звонким), рассказ (перед глухим) |
12. |
Буквы А — О в корнях — ЛАГ- — — ЛОЖ- |
Слагать (перед Г), сложение (перед Ж) |
13. |
Буквы А — О в корнях — РАСТ- (-РАЩ-) – РОС |
Вырасти (перед СТ), подросла (не перед СТ,Щ), росток (искл.) |
14. |
Буквы О – Ё после шипящих в корне слова |
Чёрный (чернеть), шов (искл.) |
15. |
Буквы Ы – И после Ц |
Цифра, лекция (на — ЦИЯ), улицы, цыплёнок (искл.) |
16. |
Большая буква и кавычки в именах собственных |
Москва (собств.), пароход «Ласточка» |
17. |
Буквы И – Е в окончаниях существительных |
О Родине (1 скл., П.п), на акации (П.п., на — ия), у тёти (1 скл., Р.п.) |
18. |
О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных |
Врачом, солнцем, товарищем, большого |
19. |
Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных |
Глубоким озером (каким?) |
20. |
Неупотребление Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую |
Могуч (кр. прил.) |
21. |
Не с глаголами |
Не был, ненавидеть (не употребляется без НЕ) |
22. |
Ь после шипящих в глаголах |
Видишь, спрячь, купаешься |
23. |
— ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах |
Пошли (что делать?) собираться, он (что делает?) собирается |
24. |
Буквы И — Е в корнях с чередованием (-БЕР- -БИР-, -ТЕР- — -ТИР-, -СТЕЛ- — -СТИЛ, — МЕР- — -МЕР- — МИР- и др.) |
Расстилать, расстелить (нет а) |
25. |
Буквы И – Е в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения |
Борется (бороться – 1 спр.), клеишь (клеить – 2 спр.), видит(видеть-2спр.) |
26. |
Буквы О – А в корне – КОС — — — КАС — |
Касаться (есть а), прикосновение (нет а) |
27. |
Буквы О – А в корне – ГОР — — — ГАР — |
Загорать (без ударения) |
28. |
Буквы Ы и И после приставок |
Безынтересный, поискать(после гласной), сверхинтересный (после сверх-) |
29. |
Гласные в приставках ПРЕ — и ПРИ — |
Приехать (=приближение), привинтить (=присоединение), приморский(=близость), прикрыть(=неполное действие), преградить (=пере-), |
30. |
Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных |
Северо-восток (промеж. сторона света), мясо-молочная (мясо и молоко), черноморский (Чёрное море) |
31. |
Буква Е в суффиксе – ЕН- существительных на — мя |
На знамени (на — МЯ) |
32. |
НЕ с существительными |
Не правда, а ложь,(противопост.), неправда (=ложь), неряха(не употр.без не) |
33. |
Буквы Щ и Ч в суффиксе –ЧИК- (ЩИК) |
Смазчик (смазать, после З), каменщик (камень, не на Д — Т, З — С, Ж) |
34. |
Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- |
Сыночек (сыночка, Е//нуль звука), носик (носика) |
35. |
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных |
Зайчонок (под удар.), крошечка (не под удар.) |
36. |
НЕ с прилагательными |
Не правдивый, а лживый (противопост.), неряшливый (не употр. без не), неправдивый (= лживый) |
37. |
Н и НН в суффиксах прилагательных |
Каменный (камень +н), комариный ветреный (искл.), соломенный |
38. |
Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК- |
Киргизский (киргиз), русский (Русь) |
39. |
Мягкий знак в середине числительных |
Семьдесят, семьсот |
40. |
НЕ в неопределённых местоимениях |
Некто (под удар.), никто (не под удар.) |
41. |
Дефисное, слитное и раздельное написание местоимений |
Кто-нибудь, никто, нечто, ни у кого |
42. |
Различение на письме приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях |
Никого (не под удар.), некого (под удар.) |
43. |
Гласные в суффиксах глаголов -ОВА-(ЕВА-) и –ЫВА- (ИВА-) |
Советовать (советую),опаздывать (опаздываю) |
44. |
Гласные в суффиксах причастий |
Лечащий (от лечить-2 спр.), посеявший (от посеять), склеенный (от склеить, на — ить) |
45. |
Н и НН в суффиксах причастий |
Украшенный (полн.прич.) покрашен (кр. прич.), |
46. |
НЕ с причастиями |
Ещё не вспаханное поле (есть З.С.), поле не вспахано (кр. прич.), незатихающая буря |
47. |
НЕ с деепричастиями |
Не делая (дееприч.), недоумевая (не употр. без не) |
48. |
Правописание наречий, образованных от существительных |
В сердцах (нареч. на –ах) Без устали, в упор |
49. |
НЕ в наречиях на – О, — Е |
Нечаянно (не употр. без не), совсем не весело, не весело, а грустно (противопост.) |
50. |
Н и НН в наречиях на –О, — Е |
Торжественно (от торжественный)путано (от путаный) |
51. |
Буквы О и А на конце наречий |
Наглухо (есть на-), издавна (есть из-) |
52. |
Дефис в наречиях |
Кое-где, где-то, чуть-чуть, мало-помалу |
53. |
НЕ и НИ в отрицательных наречиях |
Негде (под удар.), нигде (не под удар.) |
54. |
Правописание предлогов |
В следствие дождей (= из-за) |
55. |
Правописание союзов |
Я некрасив, зато (=но) умён |
56. |
Правописание частиц |
Знал бы, где же |
II. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ (на полях обозначается знаком V )
1. Перепиши предложение, в котором допустил ошибку.
2. Подчеркни грамматические основы, определи, простое оно или сложное.
3. Если это сложное предложение, обозначь союз (если есть).
4.Проверь постановку знака препинания между частями сложного предложения.
5. В простом предложении или в частях сложного, определи, чем оно осложнено:
-
однородными членами;
-
обращением;
-
вводными словами (предложением).
6. Поставь знаки препинания и составь схему.
ВИДЫ ПУНКТОГРАММ
№1 – Знаки препинания в конце предложения
№2 – Запятая в предложении с однородными членами
№3 – Тире в простом предложении
№4 – Запятая между частями сложного предложения
№5 – Знаки препинания в предложениях с прямой речью
№6 –Знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах
№7 – Знаки препинания при обращении