Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Чтобы научиться писать правильно и грамотно, необходимо читать по несколько страниц в день. Также нужно выполнять упражнения, которые помогают запомнить правила орфографии.
Содержание
- Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка
- Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе
- Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе
Эта подборка несложных упражнений поможет проверить и подтянуть знания в области правописания.
Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка
Проводить работу над ошибками по русскому языку очень важно. Ведь только так вы сможете разобрать причину неправильного написания того или иного слова. Такая методика работы над ошибками по русскому языку поможет вам навсегда запомнить грамотное написание.
- Большая буква в начале предложения.
- найти и переписать предложение правильно;
- придумать схожее предложение для закрепления;
- привлечь внимание для лучшего запоминания подчеркиванием.
Например: Сегодня нелетная погода. Идет снег.
- Знаки препинаний в конце предложений.
- найти и выписать предложение правильно с такими знаками препинания: (.); (!); (?);
- подчеркнуть знаки препинания, которые находятся в конце предложений.
Например: В магазине за углом продаются вкусные сладости. Мне очень нравится шоколадное мороженое! Можно ли перед обедом съесть одну конфету?
- Знак (Ь) в конце предложения.
- найти и выписать слово, в котором есть знак (ь) правильно;
- закрепить повторным написанием слов с подобным употреблением (выбирайте др.слова);
- подчеркнуть мягкий знак в словах для акцентирования внимания.
Например: жизнь, ноготь, капать, морковь.
- Знак (Ь) в середине предложения.
- найти и записать слова, в которых знак (ь) стоит в середине слова;
- придумать и записать несколько своих слов с использованием этого знака;
- подчеркнуть знак (ь).
Например: кольцо, борьба, калька, семья.
- Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
- выписать три слова, соответствующих этому правилу;
- подчеркнуть заглавные буквы;
- придумать и записать еще три слова под это правило;
- также подчеркнуть большие буквы.
Например: Костя, Ирина, Белгород, Мерседес, Халк, Жучка.
- Правильный перенос слова.
- найти и выписать понравившиеся четыре слова, которые имеют минимум два слога;
- разделить слова на слоги и сделать правильный перенос.
Например:
- Дружба — друж — ба;
- Граница — гра — ни — ца;
- Квартира — квар — ти — ра;
- Вешалка — ве — шал — ка.
- Безударную гласную необходимо проверять при помощи ударения.
- выписать слово и поставить ударение;
- нужно подобрать проверочное слово и его однокоренные слова.
Например: больной — боль, болит, больница.
- Правильное написание слогов ча-ща.
- вначале нужно выписать слово;
- написать еще несколько слов на это правило.
- выделить нужный слог.
Например: часто, щавель чаща, чаша.
- Правильное написание слогов чу-щу.
- нужно найти и выписать слово;
- написать еще два слова, подходящих под это правило.
- подчеркнуть нужный слог.
Например: щука, щупальца, чумка, чудо, чувство.
10. Правильное написание слогов жи-ши.
- придумать и написать несколько слов с использованием слогов жи-ши;
- подчеркнуть слоги, подходящие под это правило.
Например: лыжи, машина, жизнь, животное, шило.
- Двойные согласные в словах.
- необходимо найти и выписать слова с удвоенными буквами;
- подчеркнуть двойные буквы;
- разделить слова для переноса.
Например:
- Терраса, хоккей, аттракцион, искусство, миллион.
- Тер-раса, хок-кей, ат-тракцион, искус-ство, мил-лион.
- Удвоенные согласные
- выписать слово с удвоенной согласной три раза;
- придумать и записать два предложения с этим словом;
- подчеркнуть удвоенные буквы.
Например: жужжать, жужжать, жужжать. Муха над моей головой не перестает жужжать.
- Словосочетание букв чн и чк пишутся без мягкого знака.
- найти и выписать по три слова на данное правило;
- подчеркнуть словосочетание.
Например: кончик, бабочка, привычка, кирпичный, отличник цветочный.
- Предлоги всегда пишутся отдельно.
- написать предложение, в котором есть предлог;
- выделить предлог в предложении.
Например: Из-за облаков выглянули солнечные лучи.
- Наречия всегда пишутся одним словом. Перед ними никогда не бывает предлогов.
- выписать три наречия;
- к каждому слову поставить вопрос.
Например: (где?) справа, (когда?) вчера, (откуда?) издалека.
- Приставка НЕ с глаголами практически всегда пишется раздельно. Исключением являются ситуации, когда глагол без НЕ не употребляется.
- выписать три глагола с приставкой НЕ раздельно;
- подчеркнуть приставку;
- придумать несколько слов с приставкой НЕ, которые пишутся слитно;
- выделить приставку.
Например:
- Не знал, не выучил, не понял;
- Недоумевать, несдобровать, невзлюбить.
- Глаголы второго лица единственного числа всегда пишутся с мягким знаком.
- найти и выписать несколько примеров глаголов второго лица единственного числа;
- подчеркнуть окончание.
Например: (Что делаешь?) — играешь, читаешь, танцуешь.
Продолжим тему о правописании такими статьями:
- Как правильно написать «Привести» или «Привезти»
- Глажка или глажение: как правильно написать
- Как писать слово НЕ БЫЛО
- «Не правильно» или «неправильно» — как писать
- Как правильно писать приставку БЕЗ и БЕС в словах в русском языке
Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе
Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку
Прежде чем делать работу над ошибками, нужно понять, что это за ошибки!
Если ошибки сделаны на изученные орфограммы, то выполнить работу над ошибками по образцу.
Если в слове допущена ошибка на написание буквы, обозначающей гласный или согласный звук (кроме пропуска, перестановки, замены букв, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ и заглавной буквы), то слово нужно мысленно разобрать по составу и узнать, в какой части слова допущена ошибка.
Если орфограмма не изучена, то слово написать 3-5 раз (до конца строки), обозначить ударение, подчеркнуть место ошибки.
1. Ошибки в построении предложения.
Напиши предложение правильно.
2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.
Напиши предложение правильно, подчеркни знак в конце предложе-ния.
Добрый пример лучше ста слов.
3. Заглавная буква в начале предложения.
Напиши предложение правильно, подчеркни первую букву. Самая маленькая птичка – колибри.
4. Пропуск, перестановка, замена букв.
Напиши слово правильно 3-5 раз (до конца строки), раздели на слоги, обозначь ударение, подчеркни место ошибки.
стро»йка стро»йка стро»йка
5. Перенос слов.
Напиши все варианты переноса слова.
Ру-чейки, ручей-ки. Оси-на.
6. Деление на слоги, ударение.
Напиши слово, раздели на слоги, обозначь ударение.
Воробе»й, учи»тель, това»рищ.
7. Заглавная буква в именах людей, кличках животных,
в названиях стран, городов, деревень, улиц, озёр, рек, морей, океанов.
Напиши слово правильно, подчеркни заглавную букву. Придумай
и запиши ещё 2 слова на это правило.
Саша, Мурзик, Санкт-Петербург, Россия.
8. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай
и запиши ещё 2 слова на это правило.
Жил, жизнь, чижи. Кочка, ночка, почка.
9. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков на письме.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Мальчик, большой, рысь.
10. Разделительный мягкий знак.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Вьюга, деревья, обезьяна.
11. Разделительный твёрдый знак.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму.
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Объём, объяснил, подъезд.
12. Правописание непроверяемой буквы (словарное слово). Напиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни место ошиб-ки. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова.
Пена»л, пена»льчик, пена»льный.
13. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Напиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова на это правило.
Моря» (мо»ре), морско»й, моря»к.
14. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,
напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокорен-
ных (родственных) слова на это правило.
Город(города), городской, городки.
15. Непроизносимая согласная в корне слова.
Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,
напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Свистнул (свисток), честный (честь), прекрасный (прекрасен).
16. Двойные согласные.
Напиши слово правильно, укажи, в какой части (частях) слова пишутся двойные согласные, раздели слово для переноса.
Бассейн, бас-сейн.
Рассказ, рас-сказ.
Весенний, ве-сен-ний.
Раскрашенный, рас-кра-шен-ный.
17. Правописание предлога со словом.
Выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово.
К (какому?) берегу — к крутому берегу.
У меня – у (кого?) меня.
18. НЕ с глаголами.
Напиши глагол с НЕ раздельно. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Не был, не выучил, не знал.
19. Правописание приставок.
Напиши слово правильно, выдели в нём приставку. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Полетели, побежали, поплясали.
20. Правописание слов с шипящим звуком на конце.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
м. р. м. р. м. р.
Шалаш, сторож, камыш.
ж. р. ж. р. ж. р.
Дочь, ночь, речь.
мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п.
С крыш, много задач, из-за туч.
кр. прил. кр. прил. кр. прил.
Кипуч, могуч, скрипуч.
н. ф. гл. н. ф. гл. н. ф. гл.
Беречь, увлечь, стеречь.
2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч.
Пишешь, играешь, читаешь.
21. Мягкий знак в начальной форме глаголов перед —ся .
Задай к глаголу вопрос, напиши слово правильно, подчеркни орфо- грамму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
(Что делать?) смеяться, умываться, кататься.
(Что делает?) смеётся, улыбается, катается.
22. Правописание суффиксов.
Напиши слово правильно, выдели в нём суффикс, запиши ещё 2 слова с этим суффиксом.
Липовый, дубовый, кленовый.
Если слово можно просклонять, запиши в скобках существительное в форме родительного падежа.
Замочек (нет замочка). Ключик (нет ключика).
В глаголах прошедшего времени перед – л пишется тот же суффикс, что и перед – ть в неопределённой форме.
Напиши глагол, образуй неопределённую форму, выдели суффиксы.
Клеил – клеить, сеял – сеять, слышал – слышать.
Наречия с приставками до-, из-, с- имеют суффикс –а или –о. Наречия с приставками в-, на-, за- имеют суффикс –о.
Напиши слово, укажи приставку и суффикс.
Сначала, изредка, дочерна. Вправо, налево, засветло.
23. Правописание безударных окончаний имён существительных.
Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, падеж, подумай, какое будет окончание.
Напиши существительное со словом, от которого оно зависит, выдели окончание.
1 скл., П. п.
Сидели на скамейке .
24. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Устно определи род, число, падеж прилагательного по существитель-
ному, подумай, какое будет окончание.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существитель-
ного, выдели окончание.
м.р., ед.ч., Д. п.
К лесу (какому?) дальнему .
25. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Устно определи время глагола.
Если глагол стоит в настоящем или будущем времени, поставь глагол в неопределённую форму. Определи гласную перед ть, подумай, какое спряжение у глагола и какую гласную следует писать в окончании.
Напиши глагол, выдели окончание.
I спр. I I спр.
Читает – читать; смотрит – смотреть (искл.),
I I спр.
ставит – ставить.
Если глагол стоит в прошедшем времени, поставь местоимение (он, она, оно) к глаголу, подумай, какое будет окончание.
Напиши глагол, выдели окончание.
солнышко скрылось (оно скрылось)
26. Сложные слова.
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную.
Корнеплод, паровоз.
27. Падежи имён существительных.
Вспомни название падежей и падежные вопросы!
Найди слово, к которому относится имя существительное, поставь
от него вопрос, выпиши словосочетание. По вопросу и предлогу определи падеж.
Над озером кружились чайки.
Т. п.
кружились (над чем?) над озером
28. Однородные члены предложения.
Напиши предложение. Правильно поставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят.
сущ. сущ. сущ. гл.
Грачи, скворцы и жаворонки улетели в тёплые края.
29. Сложное предложение.
Напиши предложение. Правильно расставь знаки препинания.
Подчеркни грамматические основы. Укажи части речи. сущ. гл. сущ. гл.
Каштанка обиженно заскулила, а гусь вытянул шею и
гл.
заговорил.
30. Разбор по членам предложения с указанием частей речи.
Напиши предложение. Подчеркни главные члены. Укажи части речи.
Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи части речи.
пр. сущ. гл. прил. сущ.
В лесу цветут душистые ландыши.
сущ.- существительное нареч. — наречие
прил.- прилагательное пр. — предлог
гл.- глагол с.- союз
Как делать работу над ошибками? Всю жизнь мы учимся, на своем опыте убеждается, как не надо было бы поступать. Что же предпринять? Если мы допускаем всевозможные ошибки в диктантах, сочинениях и изложениях, не говоря уже о тестах, то без работы над ошибками нам не обойтись. Вовремя не сделаешь, будешь ошибаться по-прежнему.
Памятка по выполнению работы над ошибками
по русскому языку в 5-8 классах
1.Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.
2. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.
3. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.
4. Словарное слово. Напиши слово три раза.
5. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.
6. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.
7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).
8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2-е лицо, ед.ч.), читаешь (2-е лицо, ед.ч.).
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда. Пытаться (что делать?), он учится (что делает?), беречь, стеречь.
9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.
10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) — у большого дома.
11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным или местоимением: из-за ветра, из-под руки, подо мной, ко мне.
12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая — горка, теоретический — теория.
13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный — честь. НО: чувствовать, лестница.
14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.
15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
16. Гласные е–и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е–и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.
17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу — к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.
18. Гласные е–и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) — е; смотрит — смотреть (2 спр) — и (исключение).
19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный.
20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.
21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.
22. НЕ с глаголом. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Не_пришёл, не_выучил.
23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму: неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.
24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.
25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник (сущ.), пустынный (прил.), масляный (прил.), купленный (прич.), нечаянно (нар.).
26. Гласные в суффиксах глаголов, причастий, деепричастий. Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.
27. Написание предлогов. Выпиши предлог со словом, определите смысловые отношения: вследствие непогоды (причина); ввиду урагана (причина); из-за тебя не пойду (причина).
28. Написание союзов. Выпиши союз в том предложении, в котором он используется, если есть, подбери омонимичное слово: Иван не пошёл в кино, я тоже остался дома. То же самое было и со мной.
29. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.
30. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.
31. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.
32. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему. Например: «П,»- а. А: «П!»
33. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.
34. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.
Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.
В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.
В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения
Существует три вида исправления ошибок:
- Исправление путем выписывания, данного слова;
- Исправление с помощью доказательства;
- Исправление, основанное на логически последовательном порядке
рассуждения вида исправления ошибок;
План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)
- Найти имя прилагательное.
- Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного. - Определить род и падеж существительного и прилагательного.
- Вспомнить прилагательного в этом падеже.
Памятка при работе над ошибками.
1. Перенос слов.
ма-ленький, малень-кий;
ап-пликация, аппли-кация;
2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.
3. Большая буква в именах собственных.
Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.
4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Грозы – гроза
Снег – снега
5. Парные согласные в корне слова.
Грибы – гриб
Шуба – шубка
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнышко – солнце
7. Правописание приставки, суффикса.
Из садика
Переход
8. Разделительный Ъ и Ь.
Подъезд, вьюга
9. Раздельное написание предлогов со словами.
В лес, в густой лес.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Ночь – ж. р., мяч – м. р.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь
14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.
Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?
Орфографические задачи:
1. На выбор букв для обозначения звука:
Тр(а/о)ва
гру(зс)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА
2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:
(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он
3. На определение места знака переноса в слове:
Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо
4. На слитно-раздельное написание слов:
В класс или вкласс
Взял или в зял
5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.
Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”
Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).
Грамматические зарядки:
“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”
1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
2. | Гусе(в/ф) Кру(г/к) Стол(б/п) |
ря(д/т) су(б/п) гла(з/с) |
к(о/а)за р(е/и)ка тр(а/о)ва |
п(а/о)ет з(о/а)вет ст(о/а)ит |
Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:
- Имена, фамилии,
Клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда. - Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна,
Шуя и Москва. - Почему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов,
Калининград, Москва, Ковров? - Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи;
Кружи, дружи, служи, спеши-
Запомни слоги ЖИ и ШИ. - Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой! чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.
Как работать над ошибками.
(Памятка для ученика.)
- Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
обозначь ударение. - Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу. - Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение. - Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
всех словах выдели корень. - Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс. - Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже. - Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже. - Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.