Дуэль между Онегиным и Ленским стала ключевым моментом в судьбе главных героев произведения. Когда-то бывшие друзья, пройдя проверку многими жизненными испытаниями, которые приготовил для них Пушкин, провалили испытание убийством. Виной тому стала «русская хандра» Онегина.
Что же стало причиной такого исхода событий? Почему Ленский решился вызвать Онегина на дуэль? Все случилось в день рождения Татьяны, когда Онегин принебрег светлым чувством Владимира к сестре Татьяны Ольге. Ради забавы он весь вечер мило беседовал с девушкой, танцуя и веселясь с ней. В один момент, когда Ленский хотел пригласить свою возлюбленную на танец, Ольга ответила, что следующий танец она танцует с Онегиным. Это и вызвала необоснованную ревность к Владимиру. Он считал себя обиженным и униженным. И чтобы защитить свою честь, решается вызвать Евгения на дуэль.
Скорее всего, к этому шагу его подтолкнул Зарецкий. Про Зарецкого Пушкин говорил, что он был мастером «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их».
Узнав о вызове на дуэль, Онегин понимает, что был не прав, что поступил глупо. Этот порыв Ленского, Евгений списывает на его молодость и не опытность. Но, не смотря на это, принимает вызов. Возникает вопрос, почему же Онегин, признав свою ошибку, соглашается на дуэль? Ответ кроется в характере Онегина. Он, являясь публичным человеком, очень был зависим от общественного мнения, Онегин боялся показаться трусом. Только поэтому он решается на участие в этой глупости.
По моему мнению, дуэль Онегина и Ленского, кроме как глупостью назвать нельзя. В то время было множество способов избежать кровопролития. Но здесь сыграл свою роль Зарецкий. Он был носителем общественного мнения, а общество требовало крови. Пушкин показывает нам, что Онегиным были грубо нарушены правила дуэли. Так, Евгений взял к себе в секунданты Гильо, который был простым слугой. По правилам дуэли секундант должен был иметь такое же социальное положение, что и дуэлянт. Но Зарецкий не обращает на это внимание. Кроме того, Зарецкий был обязан предложить дуэлянтам примирение, но вновь проигнорировал это правило.
Теперь становится понятным, кто допустил это кровопролитие. К сожалению, Онегин, будучи зависимым от устоев светского общества, самостоятельно не смог сделать выбор. Исход был предопределен. Пушкин показывает нам всю слабость и зависимость натуры Евгения. Все его попытки изменить свою жизнь, стать независимым были тщетны.
Онегин убивает Ленского.
Пушкин показал нам, как Онегин стал заложником общественного мнения. Он осуждает своего героя, показывая нам его лживость. В конечном итоге, жизнь наказала Евгения. Он запомнится читателю, как «лишний человек» с каменным сердцем и огрубевшей душой.
На протяжении действия романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» две фигуры полностью занимают поле читательского внимания: Онегин и Ленский.
Переплетение судеб этих героев составляет одну из главных интриг произведения. Эти образы в романе противопоставлены друг другу. Сам автор говорит об их различности:
…Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…
На самом деле, герои представляют собой две противоположности. Так, образ Онегина открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской литературе. Пушкин сделал Ленского рядовым представителем дворянской молодёжи. Владимир так нежен и неопытен, так чист в своих стремлениях, что не видит разницы между собственным вымыслом и реальностью.
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца…
Так говорит автор о своем герое, имея в виду, что Ленский сочинял стихи. В ночь перед дуэлью он также будет писать Ольге последние строки, в то время как Онегин будет крепко спать…
Но Ленский всё же — дитя своего времени. Любовь Ленского к сестре Татьяны Ольге искренна и романтична. Он ещё совсем неопытен в амурных делах. Но Онегин понимает больше, поэтому его оценка Ольги довольно сурова. Именно эта влюбленность Ленского и циничность Онегина по отношению к ней приводят к роковому событию – дуэли. Ленский, настоящий влюблённый из любовного романа, бросает вызов обидчику своей возлюбленной. Это — роковой шаг.
Наступает утро дуэли, герои приходят в назначенное время. Правда, Онегин опаздывает, он… проспал. Мыслимо ли!. . И вот они сходятся.
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?. .
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука…
Но все относятся к происходящему серьезно, кроме Онегина, который даже в секунданты себе выбрал слугу, оскорбив, таким образом, секунданта Ленского – Зарецкого. Онегин объясняет это тем, что в деревне нет у него «знакомцев» .
И все же необходимо заметить, что большинство художественных дуэлей проходят с нарушениями, неправильно. Так, по правилам опоздание засчитывалось как проигрыш, опоздавший признавался трусом. Поэтому дуэль между Онегиным и Ленским уже не должна была состояться. Второе нарушение: секундант Евгения — месье Гильом. По правилам, секунданты должны были принадлежать к одному сословию. Поэтому Ленский тоже мог отменить дуэль и считать себя удовлетворенным. Но дуэль не отменяется:
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить – но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет…
Ленский убит. ..
Онегин становится невольным убийцей, он сражен этой новостью. С этого момента начинается перелом в его жизни. Он отправляется в странствие, потому что оставаться более в деревне ему нельзя, а возвращаться в Петербург — слишком скучно.
Меняется и судьба сестер Лариных. Ольга уже не выйдет замуж за Ленского, а Татьяна лишается последней возможности видеть предмет своей любви – Онегина, и надежда на их воссоединение также исчезает…
Таким образом, дуэль между героями становится поворотным моментом в жизни всех ключевых персонажей.
Причина конфликта
Стрельба между главными персонажами была одним из центральных моментов в романе, который изменил ход событий. Причиной дуэли Онегина и Ленского стало заигрывание Евгения с невестой друга.
Молодые люди приехали на именины к Татьяне Лариной. Евгений там очень скучал, а гости ему были противны. Онегин сердился на Ленского, что тот привез его на этот праздник. Поскольку именинница была влюблена в Евгения, она не могла скрыть своих чувств и нервного настроения и показала себя не в лучшем свете. А мужчина терпеть не мог истерических и нервных настроений, поэтому он был зол на Татьяну и на своего друга и хотел ему немного отомстить.
Евгений начал наигранно флиртовать с Ольгой Лариной — невестой Ленского, в которой тот души не чаял. Она, будучи девушкой недалекой и ветреной, отвечает на его ухаживания и пара отправляется танцевать.
Подобное поведение оскорбило жениха Ольги — Ленского. Он был очень вспыльчивым юношей и считал, что обязан постоять за себя и свою возлюбленную. Для Владимира защитить честь Ольги было делом чести. В ярости Ленский потребовал выяснить ситуацию при помощи дуэли. Он передал своему другу записку, где кратко говорилось — «Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман». И пусть причина ссоры была не слишком резкая, молодые люди не попытались примириться. Евгений согласился на участие в поединке.
Онегин испугался, что если он не согласится на предложение, пострадает его репутация. Сплетни и общественное мнение оказались сильнее здравого смысла, и он принял вызов.
Стрельба насмерть
Дуэль между Ленским и Онегиным состоялась 14 января. Это событие описывается в отрывке шестой главы романа. Перед поединком мужчины стояли, опустив глаза. Они понимали, что сейчас являются врагами, но в них еще остались теплые, дружеские чувства. Пушкин подметил, что персонажи далеко не враги, ведь не так давно они вместе проводили время, развлекались, принимали трапезу. После этих слов автора еще остается надежда, что герои отменят кровопролитие и разойдутся. Но это бы означало позор для каждого из персонажей, и потому дуэли все-таки суждено было случиться.
Дуэль между Ленским и Онегиным
Онегин опоздал на дуэль, но она все равно состоялась. Револьверы зарядили и вручили дуэлянтам. Секундант отмерил шаги и «враги» разошлись каждый в свою сторону. Евгений поднял оружие первым, а Владимир немного замешкался. В тот момент они сами не верили в происходящее. Однако Евгений все-таки выстрелил, его друг упал, схватившись за грудь. Онегин сорвался с места и побежал к Ленскому. Но выстрел оказался точным, и Владимир мгновенно умер. После того как закончилась дуэль, Зарецкий увез тело. После происшествия Онегин уехал из деревни, а Ольга быстро забыла Ленского и вышла замуж за другого мужчину. Поэту поставили простой памятник, и на этом его история закончилась.
Влияние Зарецкого
Дуэли можно было бы избежать, но все участники конфликта оказались слишком упрямы и никто не желал разрешать его мирным путем.
Анализируя эпизод, нельзя не заметить, что большую роль в нем сыграла личность Зарецкого. В некоторых строках романа становится понятно, что именно он склонил Владимира к вызову друга на дуэль. А поскольку он был секундантом Ленского, в его силах было предотвратить кровопролитие:
По правилам Зарецкий во время посещения Онегина должен был поговорить с ним о возможном примирении, но им даже не была поднята эта тема.
Евгений опоздал на стрельбу. Из-за этого Зарецкий мог отменить ее, но не стал.
Секундантом Онегина был простой слуга — лакей. Этот факт нарушал общепринятое правило, что дуэль может произойти только между дворянами. К этому же классу должны относиться и секунданты. Ну или они должны были быть одного социального статуса, чего не произошло. Еще одна деталь — лакей был иностранцем. Из-за этого Зарецкий должен был отменить дуэль.
В силах Зарецкого также было предотвратить поединок, ведь Евгений, осознав, что ошибся, не хотел принимать в нем участие.
Характеры дуэлянтов
Нельзя не отметить поведение самого Евгения. В какой-то степени непонятно, почему Онегин убил Ленского и позволил дуэли состоятся, ведь спор между ними был пустяковый. В этой сцене раскрывается малодушие главного героя. Он мог бы отказаться от проведения дуэли, но не стал. Евгений понимал, что если он примет вызов, погибнет или он или Ленский. Онегин не мог представить, что покажется трусом в чьих-то глазах. Его прежде всего волновало, что о нем сказали бы люди.
Персонаж презирал своих соседей, но все равно испугался общественного мнения и осуждения. Оно оказалось для героя важнее, чем друг. И как результат, он убивает Ленского. Теперь Евгению придется жить и корить себя, что лишил жизни совсем молодого парня, который любил его и был ему другом. Как ни крути, но это он виноват в его кончине. Защищая дворянскую честь, Онегин забыл о доброте и дружбе.
Что касается Ленского, он был романтиком, грезил идеалами вечной любви и верил в правила чести. Руководствуясь ими, он решает вызвать друга на дуэль, чтобы постоять за честь Ольги. Но из-за гордыни даже не попытался поговорить с возлюбленной или Онегиным. А ведь со стороны было видно, что они не имели друг на друга никаких видов и это был лишь нелепый флирт. И будь Ленский менее вспыльчивым и гордым, дуэли можно было бы избежать. Но он решил стреляться, из-за чего и расплатился жизнью. Был ли смысл в таком поступке непонятно, ведь Ольга быстро забыла своего жениха и вышла замуж за другого.
После сцены со стрельбой автор высказывает свое мнение, что любые забавы и игры с чувствами других людей способны причинить боль врагу. И вероятно, это доставит удовольствие обидчику. Но даже если индивидуум желает другому смерти, это не так ужасно, как убить своими руками. Убийство даже самого ужасного человека не принесет ни счастья, ни чувства облегчения или справедливости. Онегин после выстрела чувствовал себя убитым, поникшим и не мог до конца осознать произошедшее.
Этот факт нарушал общепринятое правило, что дуэль может произойти только между дворянами. К этому же классу должны относиться и секунданты. Ну или они должны были быть одного социального статуса, чего не произошло. Еще одна деталь — лакей был иностранцем. Из-за этого Зарецкий должен был отменить дуэль.
В силах Зарецкого также было предотвратить поединок, ведь Евгений, осознав, что ошибся, не хотел принимать в нем участие.
Характеры дуэлянтов
Нельзя не отметить поведение самого Евгения. В какой-то степени непонятно, почему Онегин убил Ленского и позволил дуэли состоятся, ведь спор между ними был пустяковый. В этой сцене раскрывается малодушие главного героя. Он мог бы отказаться от проведения дуэли, но не стал. Евгений понимал, что если он примет вызов, погибнет или он или Ленский. Онегин не мог представить, что покажется трусом в чьих-то глазах. Его прежде всего волновало, что о нем сказали бы люди.
Персонаж презирал своих соседей, но все равно испугался общественного мнения и осуждения. Оно оказалось для героя важнее, чем друг. И как результат, он убивает Ленского. Теперь Евгению придется жить и корить себя, что лишил жизни совсем молодого парня, который любил его и был ему другом. Как ни крути, но это он виноват в его кончине. Защищая дворянскую честь, Онегин забыл о доброте и дружбе.
Что касается Ленского, он был романтиком, грезил идеалами вечной любви и верил в правила чести. Руководствуясь ими, он решает вызвать друга на дуэль, чтобы постоять за честь Ольги. Но из-за гордыни даже не попытался поговорить с возлюбленной или Онегиным. А ведь со стороны было видно, что они не имели друг на друга никаких видов и это был лишь нелепый флирт. И будь Ленский менее вспыльчивым и гордым, дуэли можно было бы избежать. Но он решил стреляться, из-за чего и расплатился жизнью. Был ли смысл в таком поступке непонятно, ведь Ольга быстро забыла своего жениха и вышла замуж за другого.
После сцены со стрельбой автор высказывает свое мнение, что любые забавы и игры с чувствами других людей способны причинить боль врагу. И вероятно, это доставит удовольствие обидчику. Но даже если индивидуум желает другому смерти, это не так ужасно, как убить своими руками. Убийство даже самого ужасного человека не принесет ни счастья, ни чувства облегчения или справедливости. Онегин после выстрела чувствовал себя убитым, поникшим и не мог до конца осознать произошедшее.
Обновлено: 09.02.2023
Накануне дуэли Онегин недоволен собой, так как посмеялся над чувствами друга и оскорбил его. Но Евгений ещё не осознаёт в полной мере того, что натворил: он спит «мёртвым сном», просыпается поздно и опаздывает к месту дуэли. Он даже не позаботился выбрать себе секунданта, поэтому назначает им своего слугу. Но после дуэли всё меняется: увидев труп своего друга, молодого поэта, у которого вся жизнь была впереди, Онегин понимает, что глупая шутка обернулась трагедией, и он виновник произошедшего. Он потрясён, его терзают муки совести, которые заставят его уехать из деревни.
как изменились жизни героев романа Евгений Онегин после дуэли с Ленским
В художественной литературе социально-знаковая роль дуэли выполняла
двойную функцию. Во-первых, дуэль как элемент композиции
чаще всего определяла кульминацию; во-вторых, дуэль служила
поворотным пунктом в судьбе главных героев произведения
и использовалась автором для более глубокого раскрытия образов.
Роман Пушкина «Евгений Онегин» . Ленский, оскорбленный легкомысленным
поведением Ольги, винит во всем Онегина, усматривая
в этом поведении оскорбление для себя. Он вызывает Онегина на
дуэль. Дуэль для Ленского — единственный выход из создавшейся
оскорбительной для него ситуации. Онегин принимает вызов. Он
не нашел в себе силы отказаться от дуэли, потому что общественное
мнение, которое он презирал, но все же не смог игнорировать, диктовало
ему согласиться на дуэль. Ночь перед дуэлью для Ленского
была мучительной, он пишет стихи прощания:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день 1рядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.. .
Онегин же спокойно спал в эту ночь. Пушкин наделяет Онегина
в этот, казалось бы, смертельный момент какой-то инертностью, даже
равнодушием. Ленский убит. Для судьбы Онегина, да и всех остальных
(Татьяны, Ольги) дуэль оказалась отправной точкой к перемене жизни.
Пушкин не дает нам отчета о психологическом состоянии Онегина,
читатель может только догадываться о его переживаниях.
После дуэли Онегин уезжает в путешествие года на три и возвращается
другим человеком. Его ждала роковая встреча с Татьяной,
пробудившая глубокое чувство в ранее столь холодной душе,
но это все потом. Ольга после смерти Ленского вскоре вышла замуж,
она недолго печалилась о своем поэте. Татьяна поняла, что дуэль
навсегдаразлучила ее с Онегиным («Несчастной жертвой Ленский пал»).
Что произошло с личностью онегина после дуэли?
Сойдясь с Ленским, Онегин размышляет об “общественном договоре” Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но Пушкин показывает сложное переплетение “старого” и “нового” в личности героя. Онегин, пойдя на дуэль с Ленским, оказался “не мужем с честью и умом”, он испугался “мненья света”, которое так презирал.
Убийство друга потрясло Онегина. Он почувствовал себя одиноким, опустошенным, у него возникла “охота к перемене мест”.
Путешествие изменило Онегина. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Теперь он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Для Пушкина любовь — это возможность “пробуждения души”. После отказа Татьяны, после духовного перерождения, после нравственного потрясения Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может.
Финал открыт. Будущее Онегина неизвестно. Ведь судьба человека зависит не только от особенностей его личности, его стремлений и идеалов, но и от внешних событий. Время изменяется, приносит много неожиданного. По-новому складываются общественные условия, и дальнейшая жизнь героя — возродится ли его душа или погаснет окончательно — остается за пределами романа.
Поведение героев после дуэли в Евгение Онегине
Дуэль Онегина с Ленским, на которой погибает поэт, полностью меняет жизнь героев романа в стихах Пушкина, ломая их намерения и планы. Ставший невольным убийцей друга Евгений потрясён. Он уезжает за границу и долго не возвращается на родину, пытаясь снова заполнить образовавшуюся в душе пустоту. Не менее поражённая его поступком Татьяна, переосмысливает своё отношение к Онегину, взрослеет, согласившись, в конце концов, на блестящий брак без любви. Ну а Ольга, казавшаяся влюблённой в Ленского, вскоре совсем забывает о нём, тоже делая удачную партию.
Читайте также:
- Что делать если в майнкрафте пропали частицы
- Слушать счастье пополам горе пополам все что хочешь ты я тебе отдам
- Чувствительность мертвой зоны days gone что такое
- Как играть боевой кубок дота 2
- Sea of thieves сколько человек в команде
Дуэль для Онегина служит толчком к новой
жизни. В нем просыпаются чувства, и он
живет не только умом, но и душой. Печорин
же понимает, что смерть Грушницкого
ничего не изменила ни в окружающем мире,
ни в нем самом. Печорин лишь в очередной
раз разочаровывается в жизни и чувствует
опустошение.
Гринев после дуэли решается признаться
Марье Ивановне в любви и предлагает ей
стать его женой.
9. Роль дуэли в произведении
В «Капитанской дочке» Поединок Швабрина
и Гринева нужен, чтобы показать понимание
людей разных эпох такого явления как
дуэль.
В романе Пушкина неумение и нежелание,
думать о других людях оберну-лось такой
роковой ошибкой, что теперь Евгений
казнит самого себя. И уже не может не
думать о содеянном. Не может не научиться
тому, чего раньше не умел: стра-дать,
раскаиваться, мыслить… Так смерть
Ленского ока-зывается толчком к
перерождению Онегина. Кроме того, дуэль
— кульминация в произведении.
Дуэль в «Герое нашего времени» — один
из кульминационных моментов, который
способствует раскрытию характера
Печорина.
Таким образом, все дуэлянты в этих
произведениях в большей или в меньшей
степени нарушают кодекс дуэли. В повести
«Капитанская дочка», события которой
разворачиваются в XVIII веке, дуэльный
кодекс еще размыт и не определен.
В XIX веке дуэльный кодекс претерпевает
изменения. С середины XIX века он не имеет
большого значения для дуэлянтов, не
играет особой роли в поединке. В начале
века вызов на дуэль передается секундантом,
в конце века — самим дуэлянтом, а повод
для дуэли вообще может быть не пояснен.
Также не важно наличие секундантов.
Меняется и отношение к дуэли. В начале
века к дуэли относились серьезно, как
к институту, в конце века к дуэли и ко
всем ее ритуалам начинают относиться
иронично. Единственное, что остается
неизменным, — это преддуэльное оговорение
условий поединка, хотя в конце века об
условиях позволяется договариваться
практически во время дуэли.
Заключение
В ходе исследования
мы изучили историю возникновения дуэли
как общественного явления, рассмотрели
особенности его развития в России 19
века. Выяснили, что дуэлянтами, как
правило, становились представители
самого богатого, образованного и
привилегированного сословия — дворяне.
Основываясь на произведениях А.С.Пушкина
«Евгений Онегин», «Капитанская дочка»,
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»,
рассмотрели особенности русской дуэли,
ее жесткие условия. Среди причин
главенствующее место занимало оскорбление
чести, чувства собственного достоинства.
Итоги дуэлей в этих
произведения различны. У Пушкина в
«Евгении Онегине» дуэль заканчивается
смертью Ленского, в «Капитанской дочке»
— Швабрин не по правилам ранит Гринева,
У Лермонтова Печорин убивает Грушницкого.
Разумеется, русские
дуэлянты иногда мирились, но эта процедура
была весьма щекотливой, и всегда
существовала возможность, что честь
противников будет заподозрена, поэтому
дуэли проходили до «результата» (ранения
или убийства).
Дуэль для Онегина служит
толчком к новой жизни. В нем просыпаются
чувства, и он живет не только умом, но и
душой. Печорин же понимает, что смерть
Грушницкого ничего не изменила ни в
окружающем мире, ни в нем самом. Печорин
лишь в очередной раз разочаровывается
в жизни и чувствует опустошение.
Гринев после дуэли
решается признаться Марье Ивановне в
любви и предлагает ей стать его женой.
В «Капитанской дочке»
Поединок Швабрина и Гринева нужен, чтобы
показать понимание людей разных эпох
такого явления как дуэль.
В романе
Пушкина неумение и нежелание, думать о
других людях обернулось такой роковой
ошибкой, что теперь Евгений казнит
самого себя. И уже не может не думать о
содеянном. Не может не научиться тому,
чего раньше не умел: страдать,
раскаиваться, мыслить… Так смерть
Ленского оказывается толчком к
перерождению Онегина.
Кроме того, дуэль — кульминация в
произведении.
Дуэль в «Герое нашего
времени» — один из кульминационных
моментов, который способствует раскрытию
характера Печорина.
Как видим, нравственная
сущность героя наиболее ярко проявляется
в критической ситуации, а именно в сцене
дуэли, когда противостояние добра и зла
может привести к трагическим последствиям,
когда сохранение своей чести и чести
любимого человека равноценно смерти.
Не случайно гениальные художники слова:
Пушкин, Лермонтов – в своих бессмертных
шедеврах проверяют своих героев дуэлью,
в результате читатель видит эгоистическую
сущность Онегина, озлобленную жестокость
Швабрина, трусость, подлость и
мстительность Грушницкого. И в то же
время у читателя появляется возможность
восхититься рыцарским поведением
Ленского и Гринева, способных встать
на защиту чести своих Прекрасных Дам,
гуманизмом, благородством и великодушием
Печорина. Поэтому воспитательная функция
классической литературы по-прежнему
велика. Особенно важно представителям
современного молодого поколения,
утратившим нравственные ориентиры,
разобраться в таких понятиях, как Честь,
Истина, Добро и Справедливость. И в этом
им могут помочь художественные образы
любимых героев Пушкина, Лермонтова,
способных принять вызов или самим
вызвать обидчика на дуэль и подтвердить
свою нравственную сущность.
Список использованной
литературы
Литература
-
Белинский В. Г.
Статьи о Пушкине, Лермонтове. – М.:
Просвещение, 1983. -
Бурсов Б. И. Судьба
Пушкина: роман-исследование. – М.:
Советский писатель, 1986. -
Гордин Я. А. Дуэли
и дуэлянты. – М.: Просвещение, 1980. -
Пушкин А.С. Евгений
Онегин. Проза. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. -
Лермонтов М.Ю.
Герой нашего времени. – М.: Правда, 1990. -
Пушкин А.С.
«Капитанская дочка» М.: «Детская
литература» 1969г
-
Гордин
Я. Страница « Дуэли и дуэлянты»,
«Пушкинский фонд»,1996.
-
Материалы
Интернет-ресурсов.
30
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В шестой главе произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» писатель представляет читателю страшное событие, отразившееся сразу на нескольких жизнях – дуэль Евгения Онегина и Владимира Ленского. Казалось бы, все обстоятельства были против свершения поединка, но он все же состоялся, хотя дуэль была абсолютно бессмысленна и трагична. Почему же произошло это событие?
Для начала стоит разобраться в причинах дуэли, ведь конфликт между молодыми людьми, тогда еще считавшими себя друзьями разгорелся не просто так. Владимир пригласил своего приятеля в гости к Лариным, которые планировали отметить именины Татьяны. По словам поэта, видеть Онегина у себя хотели старшая Ларина и сама Ольга. Евгений нехотя согласился, несмотря на то, что его объяснение с Татьяной произошло совсем недавно. Неужели молодой человек предполагал, что чувства девушки к нему угаснут столь быстро? О чем думал, когда соглашался посетить праздник той, которую недавно так холодно отверг, хоть и не без благородства? Но решение уже принято, а значит, надо ехать.
Неудивительно, что на празднике Онегин чувствовал себя неловко, был раздражен и сбит с толку: желанного гостя усадили прямо напротив Татьяны, которая была сама не своя, отводила взгляд и выглядела так, что вот-вот заплачет. Но Евгений, вместо того, чтобы сетовать на собственную глупость, решил обвинить юного поэта, ведь это именно он пригласил его на именины к Лариным. Евгений, будучи не в силах справиться со своими эмоциями, решил отомстить Владимиру самым гнусным образом и большую часть вечера провел с его невестой Ольгой. Девушка же, в силу своего ветреного характера, даже подумать не могла, что ее благосклонное отношение к Онегину так сильно заденет поэта.
Ленский был оскорблен до глубины души, а поведение Ольги он расценивал как настоящее предательство. В один момент он потерял и возлюбленную, и лучшего друга, а эмоциональна буря в его душе была настолько сильна, что он моментально решился на дуэль, которая должна была восстановить его честь и положение в обществе. Трагедия уже на данном этапе заключалась в том, что только поэт считал поступок Онегина смертельным оскорблением, в то время как окружающие, вместе с самим Евгением, понимали, что это не более чем досадное недоразумение, которое требует извинений и объяснений, но никак не дуэли.
Почему же Онегин, понимая всю абсурдность ситуации, все-таки согласился и принял вызов Ленского? Записку с вызовом ему доставил утром после приема сам Зарецкий – секундант Ленского, большой любитель и знаток дуэлей. Онегин уже тогда понимал, что вся эта история – глупый фарс, но не отказался от вызова по достаточно простой причине – он боялся общественного осуждения, сплетен и историй, которые могли бы родиться на почве этой истории. Отказ от дуэли возможно и ударил по его репутации, но не так сильно, как убийство молодого поэта, считавшего его своим другом.
Тем не менее, Онегин все-таки пытался отменить дуэль, но делал это весьма хитро. Он прибыл на мельницу, где должен был разрешиться конфликт, на час позже, а вместо секунданта, чей ранг совпадал бы с рангом Зарецкого, привез своего слугу. Зарецкий, как знаток, уж давно должен был если не отменить дуэль, то хотя бы перенести ее сразу по нескольким причинам. Во-первых, опоздание одного из дуэлянтов обязывало перенести дуэль на другой день, а опоздание более чем на час – считать, что Онегин прибыл, но проиграл поединок. Во-вторых, отсутствие равного ему секунданта должно было восприняться Зарецким как личное оскорбление, ведь это не только не соблюдение правил, но и принижение его личного достоинства. Но секундант Ленского, по всей видимости, добивался кровавого итога и скандала любой ценой. Он мог предложить Онегину отказаться еще тогда, когда принес ему записку, а также предложить дуэлянтам уже на мельнице решить все мирным путем. Такая дуэль была для Зарецкого возможностью приобрести дурную славу и стать еще более известным в определенных кругах. Так жажда внимания одного и боязнь общественного осуждения второго привела к совершенно ненужной гибели человека, который, к сожалению, не смог поступиться собственной гордостью и не справился с собственными нахлынувшими эмоциями.
Остался еще один немаловажный вопрос – почему Онегин убил Ленского, почему не выстрелил вверх или в сторону? Конечно, это бы спасло Ленского, но такой жест мог быть воспринят как выражение презрения и неуважения к противнику, что стало бы причиной еще большего конфликта. К тому же, по правилам проведения дуэли, она заканчивается только ранением или смертью одного из противников. Стоит отметить и тот факт, что Онегин стрелял с расстояния и плохо прицелившись, так что такой прицельный выстрел в какой-то степени стал роковой случайностью.
Несмотря на все попытки оправдать Онегина и сделать его убийцей поневоле, именно его поступок стал причиной смерти поэта. Горячность молодых людей, малодушие Зарецкого и страх Евгения потерять репутации стоили жизни юного Ленского. Именно это событие поменяло всю дальнейшую судьбу Евгения и привело к печальному будущему, в котором у героя нет ни любви, ни жизненной цели.
Дуэль Онегина и Ленского
Самое трагичное место романа “Евгений Онегин” – глупая, бессмысленная дуэль Онегина и Ленского. Обстоятельства складываются так, что юный, ревнивый романтик бросает вызов другу сгоряча, не понимая цены такого опасного поступка. Он слишком молод и смерть не входит в его планы, она видится ему чем-то возвышенным, красивым концом в борьбе за честь и любовь.
Ничего не предвещало беды
Дружба героев кажется вполне безобидной, да и полноценной дружбой их союз назвать нельзя. Начавшись с “дружбы от скуки”, она развивалась стремительно и каждый получал то, что хотел. Ленский нашёл “ценителя” своего творчества (Онегин не критиковал стихи друга, хотя втайне насмехался над его откровенно слабой поэзией), а Онегин переставал скучать, как только на пороге появлялся жизнерадостный, эмоциональный романтик со своей своеобразной философией. Тонкая душа Владимира Ленского была полной противоположностью циничного, бесчувственного Онегина, но это не мешало им проводить время вместе, посещать соседние имения, горячо спорить и пытаться дойти до сути во всём. Если взгляды друзей не совпадали, то Онегин не спешил осекать своего оппонента, ему нравились рассуждения пылкого ума, пусть и неопытного, но удивительно “живого”.
Почему произошла дуэль
На именинах Татьяны Лариной Онегин неистово скучает, ему противны гости, смешон тот спектакль, который разыгрывается на подобных праздниках. Чтобы позлить Ленского за то, что он привёл его к Лариным, Онегин наигранно флиртует с его будущей невестой – Ольгой, танцует с ней. Зная, насколько ревнив и горяч его друг, Онегин поступил жестоко. Он оскорбил чувства юноши, переступил границу. Автор открыто говорит о том, что дуэли можно было избежать, если бы Евгений согласился извиниться, объяснился с другом. Причина дуэли Онегина и Ленского не столь резка, чтобы не попытаться сгладить ситуацию. Но сплетни, непонимание, боязнь осуждения со стороны высшего света – это пугает Онегина, ему неприятна мысль, что его репутация может измениться в худшую сторону. Он принимает вызов и с опозданием, но всё же является на встречу. Из-за зависимости Онегина от мнений высшего света дуэль всё-таки состоялась. Немаловажную роль сыграло и то, что секундантом Ленского был человек “сомнительной чести”, сплетник – Зарецкий. По правилам, во время посещения Онегина дома, он должен был обсудить возможность примирения, но об этом не было даже и речи со стороны Зарецкого.
Роковая встреча
Шестая глава романа описывает дуэль между друзьями. Перед началом Владимир и Евгений стоят “потупив взор”, они осознают, что по законам общества являются врагами, но дружба ещё жива в них. Автор иронично замечает, что герои и сейчас отнюдь не враги: “Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела? Давно ль они часы досуга, трапезу, мысли и дела делили дружно?”. В авторских словах пробегает искра надежды на счастливый итог: может быть они рассмеются, разойдутся полюбовно.. “Но дико светская вражда боится ложного стыда” – надежда умирает: дуэль состоится. Оружие готово, его вручают “врагам”, секундант отмеривает тридцать два шага. Молодые люди сходятся, Онегин первый поднимает пистолет, Ленский немного спустя (оба не верят, что могут нанести вред друг другу). Онегин стреляет первым, Владимир падает, хватаясь рукой за грудь. Друг холодеет, бежит на встречу Ленскому, но его уже нет. Последствия выстрела оказались страшными: смерть наступила мгновенно. Анализ эпизода ведёт к пониманию всего ужаса и трагизма происходящего: Онегин смалодушничал и заплатил за это страшную цену. Его друг мёртв и ему придётся жить с угрызениями совести, с тем, что он лишил жизни совсем юного человека, который доверял ему. После этой сцены автор размышляет о том, что любые забавы, игры с чувствами, интриги и эпиграммы могут ранить и обижать вашего врага, и это, вероятно принесёт вам удовольствие. Даже когда ты желаешь человеку смерти, не так страшно, как убить его своими руками. Смерть даже самого подлого человека не может принести удовлетворение и радость. В ситуации Онегина – он чувствует себя убитым, не понимает до конца смысла произошедшего.
Наша статья будет полезна при подготовке к написанию сочинения по теме “Дуэль Онегина и Ленского”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Фарида Гренда
13/16
-
Василий Морозов
10/16
-
Марина Вышеславцева
16/16
-
Николай Островский
4/16
-
Елена Пахмутова
16/16
-
Ольга Щербакова
12/16
-
Ренат Гафиятулин
15/16
-
Никита Савченко
16/16
-
Зарема Умарова
16/16
-
Даня Мамонтов
15/16
Предшествующие события
Отрывок из романа «Евгений Онегин», в котором описывается конфликт между двумя героями, стал самым трагичным эпизодом. Автор отразил в нем ключевой момент в отношениях, которые прошли проверку многочисленным жизненными испытаниями, но были жестоко прерваны убийством одного из друзей.
Анализ произведения позволяет понять причины, по которым юноши решились разрешить возникший конфликт дуэлью, почему Онегин убил Ленского. Особый драматизм представленной ситуации добавляет тот факт, что решение стреляться было принято двумя лучшими друзьями.
Первым тревожным предсказанием стал сон Татьяны Лариной, в котором она увидела смерть своего жениха Владимира по вине упрямого и вычурного Евгения. Проснувшись, девушка отчаянно ищет значение привидевшейся ей картины в книге, однако толкований не нашлось. Для нее вполне очевидным стало, что вскоре произойдет нечто зловещее и страшное.
На следующий день в доме Лариных устраивается прием в честь именин Татьяны, где собираются гости, в том числе Онегин и Ленский. Евгений был посажен напротив виновницы торжества за столом, что привело девушку в сильное смущение. Заметив это, главный герой сильно раздражается, о чем свидетельствуют строки из текста: «Чудак, попав на пир огромный, уж был сердит. Но девы томной заметя трепетный порыв, с досады взоры опустив, надулся он…».
Онегин раздражен тем, что ему приходится терпеть неприятное ему общество, он злится и пытается своим поведением отомстить другу за навязанное времяпрепровождение. Он наигранно и демонстративно флиртует с невестой Ленского Ольгой, приглашает ее на танец и шутит. При этом Евгений понимает, что вызывает неприязнь Владимира, ведь тот достаточно ревнив и вспыльчив, но не останавливается. Наблюдающие гости также с недоумением смотрят на происходящее:
- «Вновь с нею вальс он продолжает, все в изумленье, Ленский сам не верит собственным глазам…».
- «И наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал…».
Негодующий Ленский уезжает с бала, а спустя некоторое время через своего друга Зарецкого передает Онегину записку, в которой вызывает его на дуэль и предлагает стреляться. Осознавая, что повел себя неправильно, Евгений был вынужден согласиться. В противном случае его репутация в высшем обществе могла бы сильно пострадать.
Описание эпизода
Решение вызвать на дуэль лучшего друга было осознанным и совершенно не спонтанным. Обиженный и оскорбленный Владимир Ленский не мог простить ему столь дерзкое поведение. Избежать конфликта помогли бы искренние извинения, однако общественное мнение для гордого юноши было намного важнее, поэтому отказаться он не смог.
В шестой главе романа описывается сцена стрельбы. Многолетняя искренняя дружба была прервана глупыми предрассудками неопытных молодых людей, которые предпочли выяснить отношения при помощи оружия. Автор показывает, как дуэлянты стоят, опустивши взгляды, не смея посмотреть друг на друга, хотя чувства привязанности между ними все еще теплятся. Существенную роль, по мнению литературных критиков, сыграл в организации дуэли Зарецкий, знакомый Ленского, персона довольно сомнительная:
- именно он настоял на том, что виноватый должен ответить за свои поступки, юноша олицетворял общественное мнение, а оно выражалось в жажде крови (иначе могла бы сильно пострадать репутация);
- он должен был предложить перед выстрелом примирение соперников, но пренебрег правилами.
Зарецкий выступал секундантом Владимира, Онегин же пригласил знакомого своего слугу Гильо. Евгений намеренно опаздывает и не приезжает к указанному времени в условленное место. По правилам это означает, что дуэль может быть перенесена или отменена совсем, однако жаждущий справедливости Ленский не обращает на этот нюанс никакого внимания.
Взяв в руки подготовленные пистолеты, противники отходят на обозначенное количество шагов друг от друга. Прозвучавший выстрел означал только одно — смерть Владимира Ленского от рук своего лучшего друга Онегина. На этом конфликт между двумя юношами был окончательно исчерпан, хоть убивать Евгений совсем не хотел.
В те времена правду и собственную честь можно было отстаивать любыми способами — словесно или драться, однако дуэли официально запрещались. Тем не менее убийца не понес никакого наказания, а на могиле Ленского, чья смерть преподнесена как самоубийство, поставлен самый обычный крест.
После гибели жениха Ольга Ларина недолго печалилась и вскоре вышла замуж за другого человека. Евгений заплатил за свое малодушие и циничное отношение к дружбе, подняв оружие. В его опустошенной душе поселились страхи и сомнения, он не получил удовлетворения от своих действий и одержанной победы.
Авторский замысел
Описанная в романе «Евгений Онегин» дуэль между юношами показывает, насколько нелепой и глупой может быть смерть человека. Ветреность возлюбленной, игривость и надменность лучшего друга, общественное мнение, ревность — все это стало причиной того, что так быстро и бессмысленно закончилась чья-то жизнь. При этом герои оказались настолько горды, что просто не смогли позволить себе хотя бы кратко выразить и принять извинения, забыть о конфликте без подобного вызова.
Автор осуждает поведение главного героя, демонстрирует читателю, насколько огрубевшей и черствой бывает душа человека. В романе затронуты темы непростых человеческих взаимоотношений, показаны атмосфера прошлых лет и быт русских людей. Этому посвящены сочинения учеников в 9 классе, которые им предлагается написать на основе изученного произведения.
На чтение 7 мин. Опубликовано 29.03.2020 Обновлено 29.03.2020
Александр Пушкин сыграл большую роль в становлении русской литературы. Благодаря его творчеству, она стала более самобытной. «Евгений Онегин» — уникальное произведение по своей новизне, описанию эпохи и уровню поэтического мастерства. Сражение центрального персонажа с другом поражает нелепостью и трагичностью. Поэт уделил немало внимания описанию причин и последствий дуэли Онегина и Ленского. Характеры героев раскрываются с неожиданных сторон.
Содержание
- Дружба героев
- Причина конфликта
- Стрельба насмерть
- Влияние Зарецкого
- Характеры дуэлянтов
Дружба героев
В центре истории 2 юноши — Евгений Онегин и Владимир Ленский. Первый — молодой привлекательный мужчина, аристократ и завидный жених. Светская жизнь — неотъемлемая часть его жизни, он регулярно посещает балы, театры, рестораны. Но ко всей этой шумихе парень быстро теряет интерес. Он выше шумной толпы, весь этот гам его не привлекает.
По воле случая он приехал в деревню. Там Онегин познакомился с Ленским. У мужчин были разные характеры и их взгляды на жизнь были противоположными:
- Владимир был из тех, кто без ума от жизни, с восторгом цепляются за любую возможность. Евгению все надоело, он умирал со скуки.
- У Ленского романтичная душа, он поэт. Онегин ко всему вокруг относится скептически.
- Евгений по натуре своей эгоист, он все вокруг поддает критике. Владимир же наивен, строит перед собой высокие идеалы, верит в вечную любовь и дружбу, ему незнакома скука. Он, в отличие от Евгения, действует по зову сердца, а не разума.
Несмотря на ряд различий в мышлении, у героев есть и общие черты. Каждый из них не знает, где себя пристроить и чем заняться, у мужчин нет возможности принести пользу отечеству. Они пленники своего поколения.
Евгений и Владимир подружились в деревне. Несмотря на то что у них было мало общего, у молодых людей сразу сложились отношения. В первое время все было хорошо, но затем между ними случился фатальный конфликт. Дуэль, возникшая между Онегиным и Ленским, — центральный, поворотный момент в романе.
Причина конфликта
Стрельба между главными персонажами была одним из центральных моментов в романе, который изменил ход событий. Причиной дуэли Онегина и Ленского стало заигрывание Евгения с невестой друга.
Молодые люди приехали на именины к Татьяне Лариной. Евгений там очень скучал, а гости ему были противны. Онегин сердился на Ленского, что тот привез его на этот праздник. Поскольку именинница была влюблена в Евгения, она не могла скрыть своих чувств и нервного настроения и показала себя не в лучшем свете. А мужчина терпеть не мог истерических и нервных настроений, поэтому он был зол на Татьяну и на своего друга и хотел ему немного отомстить.
Евгений начал наигранно флиртовать с Ольгой Лариной — невестой Ленского, в которой тот души не чаял. Она, будучи девушкой недалекой и ветреной, отвечает на его ухаживания и пара отправляется танцевать.
Подобное поведение оскорбило жениха Ольги — Ленского. Он был очень вспыльчивым юношей и считал, что обязан постоять за себя и свою возлюбленную. Для Владимира защитить честь Ольги было делом чести. В ярости Ленский потребовал выяснить ситуацию при помощи дуэли. Он передал своему другу записку, где кратко говорилось — «Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман». И пусть причина ссоры была не слишком резкая, молодые люди не попытались примириться. Евгений согласился на участие в поединке.
Онегин испугался, что если он не согласится на предложение, пострадает его репутация. Сплетни и общественное мнение оказались сильнее здравого смысла, и он принял вызов.
Стрельба насмерть
Дуэль между Ленским и Онегиным состоялась 14 января. Это событие описывается в отрывке шестой главы романа. Перед поединком мужчины стояли, опустив глаза. Они понимали, что сейчас являются врагами, но в них еще остались теплые, дружеские чувства. Пушкин подметил, что персонажи далеко не враги, ведь не так давно они вместе проводили время, развлекались, принимали трапезу. После этих слов автора еще остается надежда, что герои отменят кровопролитие и разойдутся. Но это бы означало позор для каждого из персонажей, и потому дуэли все-таки суждено было случиться.
Онегин опоздал на дуэль, но она все равно состоялась. Револьверы зарядили и вручили дуэлянтам. Секундант отмерил шаги и «враги» разошлись каждый в свою сторону. Евгений поднял оружие первым, а Владимир немного замешкался. В тот момент они сами не верили в происходящее. Однако Евгений все-таки выстрелил, его друг упал, схватившись за грудь. Онегин сорвался с места и побежал к Ленскому. Но выстрел оказался точным, и Владимир мгновенно умер. После того как закончилась дуэль, Зарецкий увез тело. После происшествия Онегин уехал из деревни, а Ольга быстро забыла Ленского и вышла замуж за другого мужчину. Поэту поставили простой памятник, и на этом его история закончилась.
Влияние Зарецкого
Дуэли можно было бы избежать, но все участники конфликта оказались слишком упрямы и никто не желал разрешать его мирным путем.
Анализируя эпизод, нельзя не заметить, что большую роль в нем сыграла личность Зарецкого. В некоторых строках романа становится понятно, что именно он склонил Владимира к вызову друга на дуэль. А поскольку он был секундантом Ленского, в его силах было предотвратить кровопролитие:
- По правилам Зарецкий во время посещения Онегина должен был поговорить с ним о возможном примирении, но им даже не была поднята эта тема.
- Евгений опоздал на стрельбу. Из-за этого Зарецкий мог отменить ее, но не стал.
- Секундантом Онегина был простой слуга — лакей. Этот факт нарушал общепринятое правило, что дуэль может произойти только между дворянами. К этому же классу должны относиться и секунданты. Ну или они должны были быть одного социального статуса, чего не произошло. Еще одна деталь — лакей был иностранцем. Из-за этого Зарецкий должен был отменить дуэль.
В силах Зарецкого также было предотвратить поединок, ведь Евгений, осознав, что ошибся, не хотел принимать в нем участие.
Характеры дуэлянтов
Нельзя не отметить поведение самого Евгения. В какой-то степени непонятно, почему Онегин убил Ленского и позволил дуэли состоятся, ведь спор между ними был пустяковый. В этой сцене раскрывается малодушие главного героя. Он мог бы отказаться от проведения дуэли, но не стал. Евгений понимал, что если он примет вызов, погибнет или он или Ленский. Онегин не мог представить, что покажется трусом в чьих-то глазах. Его прежде всего волновало, что о нем сказали бы люди.
Персонаж презирал своих соседей, но все равно испугался общественного мнения и осуждения. Оно оказалось для героя важнее, чем друг. И как результат, он убивает Ленского. Теперь Евгению придется жить и корить себя, что лишил жизни совсем молодого парня, который любил его и был ему другом. Как ни крути, но это он виноват в его кончине. Защищая дворянскую честь, Онегин забыл о доброте и дружбе.
Что касается Ленского, он был романтиком, грезил идеалами вечной любви и верил в правила чести. Руководствуясь ими, он решает вызвать друга на дуэль, чтобы постоять за честь Ольги. Но из-за гордыни даже не попытался поговорить с возлюбленной или Онегиным. А ведь со стороны было видно, что они не имели друг на друга никаких видов и это был лишь нелепый флирт. И будь Ленский менее вспыльчивым и гордым, дуэли можно было бы избежать. Но он решил стреляться, из-за чего и расплатился жизнью. Был ли смысл в таком поступке непонятно, ведь Ольга быстро забыла своего жениха и вышла замуж за другого.
После сцены со стрельбой автор высказывает свое мнение, что любые забавы и игры с чувствами других людей способны причинить боль врагу. И вероятно, это доставит удовольствие обидчику. Но даже если индивидуум желает другому смерти, это не так ужасно, как убить своими руками. Убийство даже самого ужасного человека не принесет ни счастья, ни чувства облегчения или справедливости. Онегин после выстрела чувствовал себя убитым, поникшим и не мог до конца осознать произошедшее.
Анализ эпизода дуэли поможет школьникам во время подготовки к уроку, в написании сочинений и других работ.