Как исправить линогравюру

Освоение линогравюры, как самостоятельной темы в искусстве началось в 17 веке. Художники того времени увлеклись этой техникой и выполнили множество работ, которые вошли в сокровищницу мирового графического искусства. Позже интерес к гравюре то спадал, то усиливался. В настоящее время мало кто из художников занимается этой техникой, а среди молодых художников это стало вообще редким явлением. Познакомившись с этой техникой и попробовав сделать работу, каждый художник перед началом  должен знать всю технологию выполнения непростой техники линогравюры.

Освоение линогравюры, как самостоятельной темы в искусстве началось в 17 веке. Художники того времени увлеклись этой техникой и выполнили множество работ, которые вошли в сокровищницу мирового графического искусства. Позже интерес к гравюре то спадал, то усиливался. В настоящее время мало кто из художников занимается этой техникой, а среди молодых художников это стало вообще редким явлением. Познакомившись с этой техникой и попробовав сделать работу, каждый художник перед началом  должен знать всю технологию выполнения непростой техники линогравюры.

Рассмотрим более подробно особенности выполнения гравюры на примере линогравюры.

Основным выразительным средством в гравюре является линия, штрих, пятно, фактура. Линию используют разнообразную по начертанию и длине. Задача линии в определении границы формы, объединение и связывание изобразительных элементов. Короткие линии называются штрихами. Задача штриха в формировании пятна и фактуры. Взаимодействуя с линией, штрих выполняет функцию передачи пространства и формы, поэтому процесс создания линогравюры, не возможен без знания линейной и воздушной перспективы.

Для выполнения красивой и правильной работы нужно соблюдать все этапы выполнения. Рассмотрим их подробнее.

Особое значение для создания гравюры имеют поиски с натуры, которые нужно тщательно отработать на бумаге карандашом или тушью.

Начинать работу следует с создания эскиза, должен быть хорошо продуман и проработан каждый элемент композиции. Необходимо разобрать, где будет свет, а где темные места это и является основой в линогравюре. Создавая эскизы, лучше работать на черной бумаге, рисуя белой краской. Это очень ответственный этап работы и ему следует уделить особое внимание. В процессе этой работы нужно уметь графически мыслить, переводить объемное изображение на «язык» черного и белого. За счёт линий и штрихов и их направлений передаётся структура изображаемого объекта. Эскиз делают в размер рисунка, который будет представлен в задуманной линогравюре. Стремиться найти правильное композиционное построение работы. После того, как решение найдено, композицию переводят на линолеум [1].

Далее, чтобы правильно перенести готовый рисунок на линолеум нужно взять кальку и перевести готовый эскиз, обводя каждую деталь. Когда рисунок будет готов на кальке, изображаемый объект переворачиваем в зеркальном изображении, для этого используем копировальную бумагу и переводим на линолеум. Переводя рисунок, надо помнить, что все, изображенное на линолеуме, при печати получится в обратном, «зеркальном» изображении.

Для линогравюры следует использовать линолеум не меньше 2,5-3 мм в толщину. Если взять линолеум тоньше, то при печати на больших вырезанных поверхностях останется краска, что приводит к не качественному оттиску. Резьба в линогравюре зависит от нажатия руки на резец.  Даже при  легком нажимании  меняется толщина линии. Рука всегда должна направлять резец точно по рисунку, не следует уводить линию в сторону.

Прежде чем сделать линогравюру нужно подготовить линолеум, для этого надо наждачной бумагой зачистить сам линолеум, создавая гладкую поверхность, чтобы при печати краска хорошо ложилась на поверхность линолеума и не оставляла неровности на отпечатанном оттиске. Чем лучше и ровнее отшлифован линолеум, тем легче будет на нем работать и получить тонкий штрих при печати.

Следует отметить, что прежде чем приступить к работе, нужно выполнить несколько упражнений на маленьком кусочке линолеума. Отработать глубину и форму штриха. Упражнения могут быть представлены разными заданиями. Среди них могут быть следующие: расположить несколько линий – сначала на одинаковом расстоянии друг от друга, затем, постепенно увеличивая это расстояние, довести частоту этих линий до максимальной разреженности (то есть до полной плотности цвета в оттиске); перекрещивающиеся линии; волнистые линии; точечные линии (глубокий нажим и слабый); линии по кругу; работа разными по профилю резцами [1].

Кроме того важно знать какие используются инструменты при выполнении гравюры. Для создания линогравюры применяются стамески и резаки (штихели), имеющие четыре различных формы: радиусную, уголковую, плоскую и коробчатую. Какие нужно использовать стамески, зависит от рисунка, который хочет получить художник. Каждый из видов стамесок дает определенный профиль, например, полукруглый поперечный или профиль в виде угла [2].

После того как было выполнено гравирование по линолеуму, работу печатают типографской краской (можно использовать масляную черную краску). Для этого берут небольшое количество краски, выкладывают на поверхность, лучше всего для этого использовать стекло. Валиком наносят краску на поверхность линолеума равномерно, без комочков.

Чистый лист бумаги кладут на линолеум так, чтобы вверху листа пространство было меньше чем внизу. Печатать можно на станке или вручную используя инструменты для давления. Оттиск считается хорошим, если красочный тон темный и глубокий, а слой густой, когда хорошо и чётко пропечатан каждый штрих, каждая  деталь. Бумага должна быть чистая, не запачканная руками. Только тогда оттиск считается успешным. Оттисков можно сделать много или пока не получится желаемый результат. Можно после первого оттиска внести коррективы в гравюру. Каждый новый сделанный оттиск должен хорошо просохнуть, чтобы не размазать полученный рисунок. После окончания проделанной работы сам линолеум и валик хорошо промываем растворителем и протираем тряпочкой.

Итак, чтобы на профессиональном уровне выполнить линогравюру, необходимо знать законы и правила композиции. Иметь навыки работы с линией, штрихом, пятном. Занятия гравюрой предполагает выполнение множество натурных зарисовок, которые необходимы каждому, кто хотел бы заняться гравюрой. Сам же процесс выполнения гравюры предполагает соблюдать следующие этапы выполнения:

—        создание поисков с натуры, которые будут выполнены на бумаге в карандаше или тушью;

—        проработка композиции с выбранного эскиза;

—        выбор и подготовка линолеума  к работе;

—        перенесение готового рисунка на линолеум в зеркальном изображении;

—        выполнение тренировочных упражнений, отрабатывая глубину и форму штриха;

—        процесс выполнения гравюры на линолеуме;

—        печать оттиска.

Соблюдая определенную последовательность в линогравюре можно создавать правильно выполненные работы в данной технике.

Все ручные техники — это магия, это ограниченные серии и душа, вложенная в каждый штрих. Ну если есть вариант самому создать принт и самому его напечатать, то я это точно попробую. Короче у меня загорелось, я решила попробовать линогравюру.

Что это такое? Это вырезание на линолеуме печатной формы для последующего создание оттиска на бумаге или ткани.

Я начала с интернета, почитала статьи на первой странице выдачи, посмотрела видео. Хм, вроде не так уж и сложно. ХОЧУ! Но материалы… Дальше пошёл поиск по городу и по сайтам. Сейчас я покажу вам, что я купила, и что покупать не стала. Сами понимаете, не хотелось, чтобы потом все эти дорогие штуки валялись по коробкам, если вдруг дело не пойдёт.

*Стамески (lino cutters Essdee) по сути это держатель и 5 или 10 лезвий на выбор. С одной стороны, занимает меньше места, с другой — не очень удобно, нужно в процессе работы менять лезвия туда сюда. Профи советуют покупать набор стамесок, в России, я читала, повсеместно продаются стамески Татьянка. В моем наборе ещё есть barren, который можно использовать как мини пресс или как держатель для штампов. Но можно использовать просто ложку.

*Специальная резина для линогравюры той же марки. Довольна дорогая штука, особенно на нашем краю света. Я ожидала, что толщина будет больше, но мне досталась всего 5мм, может меньше. В интернетах, на Али есть резина 10мм. Также можно использовать коммерческий гомогенный линолеум, однако он тверже и его редко продают маленькими объемами. Так случилось и у нас, минимум 4 кв.м., цена около 2800 руб/м 😢 В России должно быть около 1000-1200 руб/м

Что я покупать не стала:

*Специальный твёрдый резиновый валик без ворса и
*специальную краску для линогравюры (дорого). В итоге я без них обошлась прекрасно, но валик все таки на будущее куплю. Дальше объясню, почему.

Ещё понадобятся:
*карандаши (обычный и мягкий для перевода рисунка);
*бумага для скетча;
*бумага для печати;
*ложка;
*перманентный маркер;
*гуашь или акрил.

Для первой пробы лучше выбрать рисунок попроще. Но я никогда этому правилу не следую, я всегда беру по хардкору 😎 Почему-то мне захотелось нарисовать дубовые листья и жёлуди.

Сделала набросок на айпаде (один раз диджитал — навсегда диджитал), инвертировала рисунок, чтобы понять что нужно вырезать, а что оставлять. Это не так-то просто, как кажется. Такой у меня получился дизайн, так должен выглядеть готовый отпечаток.

Перенесла инвертированный рисунок в блокнот, размер точно под размер резины. По умолчанию то, что наносят на резину черным, то и вырезают, а там, где чёрного нет, не трогают. Чтобы дальше перенести рисунок на резину, я обвела его мягким карандашом, приложила к резине и прошлась ложкой по обратной стороне листа.

Так я думала и была очень уверена, но, оказывается, я все перепутала, ничего инвертировать не надо. Рисуете картинку, переводите на линолеум, вырезаете белое, оставляете чёрное. В общем делаете как хотите, результат будет один и тот же. Главное — помнить, что вырезать, а что оставлять.

Но карандаш в процессе вырезания будет стираться и размазываться по рукам и вообще. Тут мы берём маркер и все черное обводим маркером.

Ну и погнали. Значит, что нужно знать при работе со стамесками:
*это все таки режущий инструмент — режем только от себя;
*желательно также резать в направлении от основной части рисунка (лезвие может соскочить и вы получите пустое место в отпечатке там, где его быть не должно);
*следим за положением левой руки и не ставим ее на пути лезвия.

Это не так сложно, как кажется, у меня все пальцы целы (и я не самый ловкий человек от природы 😅 )

Сначала я взяла самое тонкое V-образное лезвие и обвела им по контуру все формы.

Когда пришло время выбирать весь объём резины внутри или снаружи этих контуров я поняла, что их следовало делать как можно толще и глубже, так как маленькие кусочки резины остаются и потом портят отпечаток.

Лезвия имеют изогнутую форму у основания и получается некий рычаг. То есть ставишь стамеску, давишь вниз и вперёд, режешь, а потом, когда надо остановиться, надавливаешь на ручку стамески, и лезвие делает движение вверх за счёт этого рычага. Чтобы приноровиться, требуется время.

В общем это довольно интересное медитативное занятие, хотя я и порядком устала, плечи и спина напрягаются, нужно делать перерывы, разминаться и переводить внимание на что-то другое.

Менять лезвия в процессе мне пришлось не так уж и часто, так что пока что этот набор лезвий мне подходит.

Когда все выглядит сносно, можно попробовать сделать первый пробный отпечаток. Я использовала обычную гуашь, спонж для макияжа (ну наконец-то хоть для чего-то пригодился) и тарелку. Также можно использовать акрил с замедлителем высыхания. Получилось вот так.

Проблема гуаши только в том, что она быстро сохнет, в остальном получилось довольно прилично. Наносим краску, кладём сверху на форму лист бумаги, проходим оооооочень тщательно сверху ложкой и вуаля! На первом отпечатке видно, что можно выбрать ещё резину вокруг рисунка, хотя эти экстра полоски добавляют некоторый шарм, да и вообще, когда из-под твоих рук выходит первый отпечаток, пусть не идеальный, это радостная радость прям.

Почему спонж хуже валика? Спонж намного мягче валика и соответственно прокрашивает все неровности вокруг рисунка, которые отпечатаются потом на бумаге. Но опять же, так рисунок выглядит не идеально, живо, мне это даже нравится. Валик наносит краску, как только на самый высокий участок формы ровным гладким слоем. Получается более профессиональный результат. Плюс для валика нужно использовать кусок стекла или пластика, в общем что-то плоское, для раскатки краски.

В этом видео автор использует ещё подушечки для штампов и сравнивает результат с валиком.

После пробной печати я доработала форму, сняла побольше резины вокруг рисунка, чтобы сделать его чище, заметила некоторые недостатки, но , увы, их уже не исправишь, можно только мотать на ус.

Потом я попробовала сделать белый оттиск на тёмной бумаге. Вышло не очень. Краска легла неровно. Текстурную бумагу для линографии использовать не советую, лучше плотную, но гладкую.

Ну и чёрный принт получился отлично на обычной бумаге для графики.

Вот в общем-то и все. На создание моей первой линогравюры 10*15 см у меня ушло примерно 4 часа, включая эскиз, вырезание и печать. Определённо, буду вырезать ещё, это оказалось не так страшно. Ведь не попробуешь, не узнаешь.

Если есть вопросы, постараюсь на них ответить. Удачи

#cut #linocut #linoleum #print #making #poster

Линогравюра — это гравирование на линолеуме, печатная форма для так называемой высокой печати. Возникла линогравюра на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолиума. В России, один из первых, серьезно стал заниматься это техникой Иван Павлов. С 1909 года Павлов, работая в типографии Ивана Сытина, стал применять для обложек и иллюстраций линогравюру вместо трудоемких литографии и цинкографии.

Этот мастер-касс рассчитан на новичков и предполагает использование подручных средств, а не профессиональных инструментов и материалов. Одним словом, для тех кто хочет просто попробовать и сделать это на «коленке»!

И так, что же понадобится для созданная нашей первой работы:

1. Линолеум.

2. Режущий инструмент (резак, штихель, стамеска).

3. Краска.

4. Резиновый валик.

5. Бумага.

6. Калька.

7. Маркер и карандаш.

8. Столовая ложка.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 1

Начинаем с создания эскиза. Выбираем близкий вам сюжет или тему и начинаем отрисовывать ее на бумаге. Так же вы можете скачать мой эскиз.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 2

Работая карандашом сразу заштрихуйте объекты и формы, которые будут отпечатываться — это создаст правильное представление того каким будет изображение на печати.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 3

Второй шаг это выбор и подготовка линолеума. Линолеум художественный — очень дорогой, поэтому мы будем использовать строительный, единственное что нужно учесть его толщина должна быть не меньше 2,5 мм, он должен быть твердым и однородным. Купить такой можно на строительных рынках или в специализированных супермаркетах, причем нередко там торгуют обрезками. Отрезаем кусок линолеума исходя из размеров эскиза с небольшими припусками с каждой стороны для удобства работы. Затем тщательно шлифуем всю поверхность наждачной бумагой (это делается для того, чтобы краска равномерно ложилась на нашу будущую форму).

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 4

Шаг третий. Переводим на кальку рисунок с эскиза мягким карандашом (я использую карандаш 8В). Кальку и эскиз между собой лучше скрепить, например, канцелярскими прижимами.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 5

Затем уже с кальки переводим рисунок на линолеум. Переворачиваем кальку той стороной, на которой остался след от мягкого карандаша и тупым карандашом или шариковой ручкой путем нажатия переводим рисунок на линолеум. Получившийся рисунок на линолеуме обводим тонким фломастером черного цвета. Можно использовать для перевода копировальную бумагу и обойтись без кальки, но она имеет свойство пачкаться и смазываться (я не рекомендую, проверено на опыте).

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 6

Шаг четвертый. Берем в руки штихель (угловая стамеска) и начинаем гравировать. Вместо штихеля можно использовать небольшую полукруглую стамеску. Также понадобится макетный или канцелярский нож для подрезки контуров. Снимаем области линолеума, которые не должны отпечатываться и оставляем не тронутыми те, которые будут печататься.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 7

Спешить не нужно, но и слушком аккуратно работать тоже не правильно. Постарайтесь добиться живой линии, работайте смело, активно и в тоже время следите за инструментом, что бы не пораниться.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 8

Шаг пятый. Если все необходимые участки вырезаны и проработаны стряхните мусор и удалите всю пыль с формы.Приступаем к накатке краски на форму. Я использую штемпельную краску, она идеально подходит в нашем случае так как стоит недорого и высыхает очень медленно. Купить такую можно почти в любом канцелярском магазине. Что бы раскатать краску я использую резиновый валик для фотографий (такой есть почти у всех, кто занимался печатью пленочных фотографий дома). Если такого валика нет под рукой, можно купить полиуретановый валик для обоев. Сначала нужно раскатать краску на стекле, чтобы равномерно нанести ее на всю поверхность валика.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 9

Затем хорошо с усилием накатать краску на форму. Делать это нужно в разных направления, избегая нераскатанных сгустков краски.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 10

Шаг шестой — печать. Берем плотный лист бумаги, например, ватман или бумагу для акварели (если хотите поэкспериментировать) накладываем на форму и печатаем. Я для печати использую обычную столовую ложку и круговыми движениями прикатываю бумагу к форме, проходя несколько раз в противоположенных направлениях. Так же отлично подойдет бутылка, кусок пластиковой трубы или жесткая втулка от какого-нибудь рулона — всем это прекрасно прокатает бумагу.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 11

И, наконец, с замиранием снимаем бумагу с формы и… Получаем превосходный результат! Если не получилось можно отпечатать еще раз, или слегка подправить форму.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 12

Делитесь своим результатом в комментариях. Всем удачи и вдохновения!

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 13

Библиографическое описание:

Варданян, М. В. Поэтапное выполнение цветной линогравюры учащимися художественных школ в системе дополнительного художественного образования / М. В. Варданян. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 105-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13079/ (дата обращения: 11.02.2023).



В данной статье описаны все материалы и инструменты, необходимые для выполнения цветной линогравюры, а также представлено подробное описание этапов выполнения работы. В статье указаны возможные сложности при выполнении цветной линогравюры, и методы, пользуясь которыми можно их избежать.

Ключевые слова: цветная линогравюра, печатная графика, дополнительное художественное образование

Данная статья актуальна для занятий по печатной графике с учащимися в системе дополнительного художественного образования. Занимаясь печатной графикой в рамках программы ФГТ по станковой композиции, можно очень разнообразить арсенал возможностей для развития творческих способностей учащихся, и еще больше заинтересовать их.

Впервые гравюра как вид изобразительного искусства встречается в VI в. н. э. в Китае, в то время имевшая прикладное значение и существовавшая в качестве трафаретов для цветных тканей, а также в виде печатей, клейм буддийских храмах [1, с. 10].

Линогравюрой занимаются не только профессиональные художники, но и учащиеся художественных школ в системе дополнительного художественного образования. Занятия линогравюрой — это достаточно трудоемкий, но, и вместе с тем, очень увлекательный процесс. Возможности цветной линогравюры безграничны. Здесь можно использовать не только различный штрих, линию, пятно, но и красивые, гармоничные цветовые сочетания. Учащиеся приобщаются к графической культуре, развивают в себе чувство композиции, умение грамотно использовать различный штрих, линию, учатся использовать линию и пятно.

Так как занятия линогравюрой достаточно трудоемкий процесс, первоначальная задача преподавателя — это заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы им захотелось познакомиться с печатной графикой, и определить для себя цель — выполнить хорошие работы, добиться успеха в этой технике.

Для этого, первое что следует сделать — это провести виртуальный исторический экскурс, рассказать учащимся об истории возникновения и развития линогравюры в разных странах мира, показать работы великих мастеров. Возможно, дать им задание найти материал по линогравюре, посмотреть в соответствующей литературе и в интернет- источниках работы, выполненные в данной технике, посмотреть работы Омских мастеров печатной графики. И только после того, как учащиеся увидят уже готовые работы, они поймут каким образом выразить свои мысли на бумаге при выполнении эскиза к будущей композиции, для того чтобы добиться наибольшей выразительности. После этого следует познакомить учащихся с материалами и инструментами, которые понадобятся для работы: бумага для эскизов, фломастеры, гуашь, линолеум, копировальная бумага, канцелярские зажимы, резцы для линолеума, клей момент, типографская краска, уайт спирит, слабо пахнущий растворитель, резиновые валики, мастихины, бумага для оттисков (Не менее 10 листов), стекло, и ветошь.

Для выполнения эскиза в цвете для будущей композиции наиболее удобно использовать фломастеры. Гуашь понадобиться для того, чтобы исправить некоторые ошибки в тоне.

Существует специально разработанный линолеум для линогравюры. Преимущество этого линолеума в том, что на этом материале очень легко работать резцами для линолеума- штихелями, что позволяет вырезать рисунок аккуратно и точно. Недостаток в том, что не всегда можно найти такой линолеум нужного формата. Обычно мы используем гладкий, хозяйственный линолеум без фактуры. Необходимо правильно выбрать линолеум. Он должен быть плотный, не пористый, без тканевой основы, толщиной примерно 2- 3 мм.

Есть разного вида штихели, предназначенные для резьбы по линолеуму. Резцы можно приобрести в наборах и поштучно. Лучше приобретать резцы отдельными номерами, только те, которые понадобятся для данной работы. Нужно обязательно обратить внимание на качество штихелей, особенно на металлическую часть резца. Он должен быть хорошо заточен, из не ржавеющей стали. При покупке наборов есть вероятность того, что многие из резцов возможно не будут использованы, так как предназначены для резьбы по дереву. И качество данных резцов, как правила, уступает. Каждый вид штихеля вырезает разную по ширине линию. Обычно в линогравюре используются радиусная и уголковая виды штихелей. (Рисунок 1)

Рис.1. Виды штихелей(резцов) для линолеума

Перед тем, как начать работу со штихелями, следует провести беседу о технике безопасности. В начале необходимо выполнить маленькие упражнения на кусочке линолеума, для того чтобы понять, что такое резец, как им можно работать, какие линии и штрихи можно вырезать с помощью разных резцов. А также нужно показать учащимся, как правильно работать со штихелями, для того, чтобы не пораниться. Ни в коем случае нельзя держать левую руку перед резаком. Так как в любой момент резак может соскочить и поранить руку. Поэтому, придерживая второй рукой линолеум, нужно обязательно помнить о технике безопасности. Преподавателю всегда нужно находиться рядом и напоминать учащимся о правилах обращения с острыми штихелями.

После того, как выбран (вырезан) первый цвет- обычно это белый цвет, печатную доску- линолеум следует закрепить на лист с помощью клея момент. (Рисунок 2)

Рис. 2. Закрепление печатной доски(линолеума) на бумагу

Лист должен быть немного больше линолеума, для того, чтобы при печати на оттиске получилось небольшое паспарту. Так оттиск будет выглядеть более эстетично. Бумага для оттисков должна быть в точности того же формата, как и бумага, на которую приклеили линолеум. Это необходимо для того, чтобы при печати каждого последующего цвета не допустить смещения и искажения изображения.

При печати линогравюры наиболее подходящая краска- это типографская краска. Можно экспериментировать и с масляными красками. При работе понадобиться растворитель для того, чтобы вытирать краску с доски, перед нанесением следующего цвета, а также для того чтобы вытереть руки. Сейчас существуют современные растворители, которые практически не имеют неприятного запаха- что тоже не маловажно в работе с детьми. Очень важно создавать при работе комфортные условия для учащихся.

Краска на линолеум наносится с помощью резинового валика, шириной примерно 10 см, в зависимости от формата работы. Мастихинами и маленькими шпателями очень удобно смешивать типографскую краску для получения необходимого цвета или оттенка для последующей печати.

Данный вид цветной линогравюры так же называют гравюрой «на уничтожение», так как каждый последующий цвет (каждый последующий слой) вырезается с одной и той же печатной доски. Преимущество черно- белой линогравюры в том, что можно печатать работу большим тиражом, сохранять печатную доску и при необходимости опять ее использовать. Но в том случае, когда мы вырезаем несколько цветов с одной и той же печатной доски, то после печати последнего цвета печатная доска приходит в непригодность. Из нее практически ничего не остается. Поэтому нужно сразу печатать не меньше 5- 10 оттисков каждой работы.

Перед тем как наносить краску на линолеум, нужно предварительно раскатать ее резиновым валиком на гладкой поверхности. Стекло идеально подходит для этого.

После того, как выбрана тема будущей гравюры, можно приступить к поиску композиции. Среди множества эскизов и удачных композиционных находок мы выбираем наиболее выразительные, где можно использовать различные приемы в технике линогравюры.

Выполнение эскиза занимает много времени. Нужно не только грамотно выстроить композицию, но и решить эскиз в цвете. В случае если мы выполняем черно- белую линогравюру, то эскиз можно перенести на заранее затонированный черной тушью лист, а рисунок наносить кистью и белой гуашью. Таким образом, создается ощущение вырезания резцом на линолеуме. И можно сразу решить для себя, какая линия, и какой штрих будет наиболее подходящим на каждом участке работы. Что касается цветной линогравюры, то эскиз следует выполнить в цвете на белом листе.

При выполнении эскиза нужно учитывать, что слишком мелкие детали сложно вырезать с помощью резца, следует использовать определенную стилизацию, обобщение. Эскиз в цвете удобнее выполнить фломастерами. К примеру, если мы будем использовать в работе 4 цвета, включая белый, то нужно придерживаться только выбранных цветов, не применяя никаких дополнительных оттенков. Для учащихся художественных школ, которые привыкли выполнять живописные работы, бывает достаточно сложно себя ограничивать в оттенках, особенно, если это какой-то промежуточный тон, например серый. При выполнении эскиза фломастерами такой проблемы не возникает. А гуашь понадобиться только в том случае, если в эскизе встречаются участки сливающиеся, или спорящие по тону. В таком случае можно исправить неудачные участки гуашью.

После выполнения эскиза в цвете в натуральную величину планируемого оттиска, эскиз следует перевести на линолеум. Для этого понадобиться копировальная бумага. Так же понадобятся канцелярские зажимы для того, чтобы закрепить эскиз к линолеуму, во избежание искажения изображения. (Рисунок 3)

Рис. 3. Закрепление эскиза на линолеум с помощью копировальной бумаги и канцелярских зажимов

После того, как нанесли рисунок на линолеум, нужно еще раз обвести все линии фломастером для того чтобы рисунок на линолеуме сохранился после первой печати, только после этого начинаем работать штихелями.

Следуя эскизу, с самого начала вырезаем все участки, которые в работе должны оставаться белыми. Чтобы работа шла продуктивней и успевал отдохнуть глаз, стоит чередовать вырезание мелких, «ювелирных» деталей и выборку больших плоскостей [2, с. 66].

На линолеум с помощью валика наносим следующий по тону цвет, например, серый, или бежевый. После того, как первый цвет напечатан, печатная доска(линолеум) промываем слабо пахнущим уайт спиритом, или керосином, просушиваем и вырезаем следующий цвет. В процессе печати можно экспериментировать с цветом, для того, чтобы итоговая работа была в разных цветовых сочетаниях.

Печать ведётся или начиная с наиболее светлой краски, постепенно переходя к темным, или точно наоборот. Первым способом печатают тогда, когда используемая краска — плотная и кроющая, вторым -когда краски прозрачные, без примеси белил [3, с.55].

Поэтапное выполнение работы.

D:Desktopдля презнтации по линогравюреIMG_20160413_151248.jpg

Рис. 4 Эскиз в цвете

D:Desktopдля презнтации по линогравюреIMG_20160413_165559.jpg

Рис. 5. Перенос эскиза на линолеум

C:UsersAdminDesktopIMG_20160404_172426.jpg

Рис. 6. Работа штихелями

D:Desktopдля презнтации по линогравюреIMG_20160413_151259.jpg

Рис. 7. Печатная доска, готовая к печати по печатной доске (по линолеуму).

Заключение

В процессе работы на уроках по печатной графике в художественной школе, можно увидеть, насколько учащиеся увлекаются процессом печати. Для них — это трудоемкий, но и вместе с тем, очень увлекательный процесс. В начале, выполняя эскиз, они не совсем представляют, как может выглядеть итоговая работа, какими цветовыми сочетаниями можно будет экспериментировать в процессе печати. Они узнают новые слова для себя: оттиск, эстамп, штихели… они открывают для себя новые возможности, для того, чтобы передать выразительные образы в композиции. Из всего сказанного, следует сделать вывод: Печатная графика- помогает разнообразить арсенал изобразительных средств и возможностей учащихся художественных школ и школ искусств, тем самым, еще больше увлечь учащихся изобразительным искусством.

Литература:

  1. М. И. Флекель, От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков / М. И. Флекель. —М.: Искусство, 1987. —366 с. —(Искусствo: Живопись, графика, скульптура).
  2. Н. Н. Милованова, Знакомьтесь: линогравюра/ Н. Н. Милованова //Искусство в школе. —1997. —No1. С.65–68.
  3. В. В. Турова, Что такое гравюра / В. В. Турова. —3-е изд., доп. —М.: Изобразительное искусство, 1986. —159 с.

Основные термины (генерируются автоматически): печатная доска, линолеум, Печатная графика, выполнение эскиза, цветная линогравюра, работа, цвет, учащийся, эскиз, дополнительное художественное образование.

Вы можете исправить гравюры на различных поверхностях.

Ошибки гравировки могут быть бельмом на глазу. Особенно важно исправить слова или имена с ошибками. Фиксация гравировки наиболее проста для деревянных, пластиковых и стеклянных поверхностей. Металлические поверхности трудно удалить, но вы можете добавить дополнительную гравировку на металле, чтобы скрыть ошибку. Следуйте первому набору инструкций по закреплению гравировки на прозрачной поверхности, такой как стекло или пластик, и вторым инструкциям по закреплению гравировки на окрашенной поверхности, такой как металл или дерево.

Вещи, которые вам понадобятся

  • Обезжиривающий очиститель
  • Мягкие ткани
  • Прозрачная литьевая смола
  • Мелкозернистая наждачная бумага
  • Жирный карандаш
  • Электрический гравировальный инструмент
  • Деревянная шпатлевка
  • Эпоксидная замазка
  • Гравировка трафаретов (по желанию)

Очистить поверхность

Осмотрите повреждение. Обратите внимание на проблему. Если гравировка написана с ошибкой, вам, вероятно, придется стереть ее полностью. Если есть небольшая ошибка, вы можете исправить ее, гравировав ее, добавив в дизайн или стерев небольшую часть дизайна.

Очистите область с помощью обезжиривающего средства и мягкой ткани. Дайте поверхности высохнуть.

Заполните все области, которые вы хотите покрыть прозрачной литьевой смолой. Заполните канавки немного выше уровня базовой поверхности. Дайте смоле высохнуть в течение 24 часов.

Отшлифуйте смолу до базовой поверхности наждачной бумагой с мелким зерном.

Обведите новый дизайн поверх оригинального с помощью жирного карандаша.

Выгравируйте новый дизайн с помощью электрического гравера. Работайте в ярко освещенном месте. Сотрите пыль мягкой тканью.

Цветная поверхность

Выполните шаги 1 и 2, описанные ранее. Кроме того, проверьте поверхность основания. Почти невозможно снова заполнить металл, но вы можете заполнить другую поверхность, например, дерево.

Другие люди читают

Заполните ошибки в древесине с деревянной замазкой. Используйте эпоксидную замазку, которая соответствует цвету базовой поверхности для других поверхностей. Заполните каменные гравюры цементом. Дайте замазке высохнуть 24 часа. Отшлифовать замазку мелкозернистой наждачной бумагой.

Нарисуйте новый желаемый дизайн на поверхности карандашом для смазки. Вы также можете поместить бумажный трафарет нужного дизайна на поверхность с помощью ленты.

Нарисуйте дизайн с помощью инструмента гравировки, чтобы вытравить новый дизайн или добавить его к оригинальному дизайну. Сотрите пыль, когда закончите.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить линию роста волос на лбу девушке
  • Как исправить линию брака
  • Как исправить линии на руке
  • Как исправить линии на руках
  • Как исправить лизун на слайм