Как исправить медлительность у ребенка

Медлительность – это не недостаток, а особенность некоторых детей, которая, как правило, доставляет им и их родителям немало неприятностей.

Что делать, если ребенок медлительный?

Медлительность – это не недостаток, а особенность некоторых детей, которая, как правило, доставляет им и их родителям немало неприятностей. На групповых занятиях малыши не успевают за своими сверстниками, им сложно даются занятия спортом, дома медлительные дети могут часами собираться на прогулку или выполнять простую просьбу. Родители и другие взрослые часто не знают, как правильно реагировать на медлительность крохи, поэтому они торопят его, тем самым делая только хуже. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем причины медлительности у детей и как можно скорректировать эту особенность.

Почему ребенок медлительный?

Большинство возможных причин медлительности можно отнести к категории физиологических, некоторые же связаны с особенностями воспитания и психологией малыша. Давайте остановимся подробнее на каждой из этих причин.

  1. Низкая подвижность нервных процессов. Подвижность — свойство нервной системы, которое определяет скорость и оптимальный темп выполнения какой-либо деятельности. С этим тесно связано понятие темперамента, то есть врожденного качества личности, которое влияет на эмоциональность, импульсивность, энергичность, выносливость человека. Наиболее четко темперамент заметен после 3 лет. К представителям «медлительных» типов темперамента относятся флегматики и меланхолики.

Темперамент не может быть «плохим» или «хорошим», но у него есть сильные и слабые стороны. Мы не можем повлиять на то, что заложено природой, но мы в силах помочь ребенку принять свою индивидуальность, научиться контролировать свой темперамент и развивать положительные качества.

Почему ребенок медлительный?

  • Дети-флегматики обладают сильной и уравновешенной нервной системой. Таких малышей часто называют «удобными детьми», ведь они послушны и спокойны, рассудительны и неспешны, могут подолгу заниматься и играть самостоятельно. Они хорошо кушают и много спят, любят рисовать и лепить, читать книжки, играть в спокойные игры. Флегматики – кропотливые труженики. Они не всегда быстро достигают успеха, но занимаются с усердием. Таким детям особенно необходимо принятие и поддержка со стороны родителей. Детям с данным типом темперамента свойственна особенная медлительность и вялость. Особенностью флегматиков является то, что им бывает сложно адаптироваться к новым условиям и влиться в коллектив.

  • Дети-меланхолики, как и флегматики, быстро утомляются, легко отвлекаются, медленно и с трудом обучаются новому. Малыши с данным типом темперамента очень чувствительны и ранимы. Несмотря на то, что ребенок не выражает свои чувства и эмоции ярко, в глубине души он испытывает глубокие и сильные переживания. Больше всего на свете ребенок-меланхолик любит постоянство. К переменам он относятся с недоверием и долго к ним привыкает. Веселым подвижным играм меланхолики предпочитают уединение и спокойные занятия. Они замкнуты и нерешительны.

Степень подвижности нервных процессов передается на генетическом уровне. Но это не означает, что в 7 лет ребенок будет такой же медлительный, как в 3 года, ведь по мере взросления малыш учится компенсировать те особенности, которые ему чем-то мешают.

Степень подвижности нервных процессов

  1. Недостаток внимания, а именно трудности переключения внимания от одной деятельности к другой. Детям с такими особенностями не просто успевать за быстро меняющейся ситуацией, им нелегко выполнять поручения, состоящие из нескольких пунктов, и, тем более, практически невозможно делать несколько дел одновременно.

  2. Левшество. Результаты некоторых исследований показывают, что леворукие дети медленнее своих праворуких сверстников осваивают какие-либо навыки. Однако серьезных статистических данных на этот счет не представлено.

  3. Ослабленный иммунитет, физическое недомогание также могут оказывать влияние на темп деятельности ребенка.

  4. Если медлительность малыша связана только с определенным видом деятельности, возможно, ему просто не хочется этим заниматься.

  5. Желание привлечь внимание. Ребенок, который недополучает заботу и ласку, скорее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Медлительность может вызывать у взрослых гораздо больше эмоций, чем «хорошее поведение».

  6. Некоторые родители поощряют исключительно спокойные и тихие занятие крохи, так как не выносят шума и беготни. Но в этом случае от природы подвижный и активный ребенок рискует стать медлительным.

Как себя вести, если малыш медлит?

Психологи выделяют несколько важных правил общения с медлительными детьми, придерживаясь которых можно помочь ребенку чувствовать себя комфортно и успешно.

  • Не торопите кроху. Пожалуй, это самый важный принцип, которому обязательно нужно следовать. При слове «быстрее!» малыши начинают нервничать и суетиться, но от этого их темп не только не увеличивается, но и зачастую снижается. Раздражение и недовольство по поводу медлительности ребенка могут стать причиной невроза.

  • Хвалите кроху даже за небольшие достижения.

  • Не сравнивайте ребенка с его более быстрыми сверстниками. Это сильно отражается на его самооценке.

  • Избегайте ярлыков. Большинство информации о себе дошкольник узнает из уст близких и значимых ему взрослых. Если окружающие постоянно называют кроху лентяем или копушей, у него не возникнет мысли что-то менять.

  • Четко организуйте режим дня малыша. Это поможет облегчить выполнение повседневных дел, так как кроха будет знать, что именно его ждет в ближайшем будущем. Используйте различные наглядные средства (схематичные календари, плакаты с расписанием дел и так далее), они будут служить для ребенка своеобразным ориентиром во времени.

  • Давайте крохе четкие задание и просьбы. Дошкольники обычно воспринимают только одно указание за раз, поэтому нужно стараться максимально четко и конкретно выражать свои требования.

  • Не делайте за малыша то, с чем он способен справиться самостоятельно.

Дайте ребенку возможность «работать» в оптимальном для него темпе, и тогда качество такой работы будет высоким.

Как себя вести, если малыш медлит?

Игры для медлительных детей

Дошкольный и младший школьный возраст считается наиболее подходящим временем для коррекции медлительности. Эта черта может быть довольно успешно скорректирована при помощи специальных игр и упражнений. Их суть заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнять задание быстро, так как это может только усугубить ситуацию. Основная характеристика игр для медлительных детей – это резкие переходы между быстрым и медленным темпом работы. Вот несколько таких игр и упражнений.

  • «Аплодисменты». Представьте, что Вы с малышом отправились смотреть спектакль (для антуража можно сесть перед телевизором и включить какую-нибудь передачу). Договоритесь о том, что свои эмоции от увиденного вы будете выражать при помощи аплодисментов. Если вам и ребенку нравится происходящее на сцене, хлопайте интенсивно, если нет – медленно.

  • «Кошечка». Суть этой игры заключается в том, что по команде кроха должен, как кошка, сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Если взрослый произносит слово «солнышко», малыш должен превратиться в кошку, которая нежится на солнце и медленно выпускает свои коготки. Если Вы говорить слово «мышка», то ребенок должен быстро сжимать и разжимать пальцы, как будто кошка хочет поймать добычу.

  • «Бегу, спешу, гуляю». Это упражнение удобнее всего выполнять на улице. Как и в предыдущих играх, ребенок должен по сигналу взрослого менять скорость своих движений. Так, например, если Вы поднимаете руки вверх, малыш должен постараться бежать как можно быстрее, если опускаете руки вниз – идти быстрым шагом, складываете руки на груди – идти медленно, будто прогуливаясь. Какие именно жесты и сигналы использовать – решать Вам, главное, чтобы малышу они были достаточно понятны.

Чтобы добиться результата, игры нужно проводить регулярно (по возможности каждый день по 10-15 минут). При этом малыш должен быть в хорошем расположении духа и играть в удовольствие. Также следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

Игры для медлительных детей

  • «Зеркало». В этой игре малыш должен повторять за Вами все движения. Взрослый может придумать самые разнообразные действия, менять скорость своих движений. Также не помешает немного юмора и кривляния.

  • «Запрещенное движение». По сути, эта игра похожа на предыдущее упражнение, но ребенку нужно быть более внимательным, потому что помимо копирования движений, ему нужно вовремя остановиться, когда он увидит «стоп-движение» (оно может быть совершенно любым, главное договориться о нем заранее). Вместо копирования запрещенного движения, малыш должен хлопнуть в ладоши и продолжить игру дальше.

  • «Все наоборот». На первом этапе упражнения кроха должен выполнять прямые команды взрослого: «быстрее», «медленнее», «громче», «тише». Когда ребенок будет хорошо справляться с этим заданием, можно переходить ко второму этапу, где малышу нужно будет все делать наоборот. Например, по команде «громче» — говорить шепотом, по команде «медленнее» — бежать быстро и так далее.

  • «Обмоталочки». Для этой старинной, но очень веселой игры Вам понадобится длинная (не менее 5 метров) веревка, посередине которой завязан узел. Игрокам нужно встать у разных концов веревки и по команде начать обматывать ее вокруг себя. Побеждает тот, у кого быстрее окажется узелок.

  • «Дятел». Горизонтальной и вертикальной линией разделите лист бумаги на четыре равные части. За минуту малыш должен, стуча карандашом или фломастером, постараться оставить в первом прямоугольнике как можно больше точек. Затем можно переходить к следующим прямоугольникам. В этой игре малыш соревнуется сам с собой, сравнивая, количество точек в разных частях листа.

Игры для медлительных детей

Выводы

Медлительность – это не недостаток ребенка, а его особенность. Если не торопить кроху и позволить ему действовать в удобном темпе, качество выполнения «задания» будет на высоте. Так как в школе медлительным детям приходится нелегко, очень важно вовремя начать корректировать это свойство при помощи специальных игр и упражнений. Но самое главное, в чем нуждается каждый малыш — это безусловная любовь, принятие и поддержка со стороны близких.

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно и уважительно относятся к особенностям каждого ребенка, создавая условия для его разностороннего развития. Для нас важно помочь малышу не только узнать много нового и интересного, но и научить его самостоятельности и развить навыки общения. Мы всегда открыты для Вас!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана 

Статья:

В детском коллективе различия в темпераментах детей особенно ярко выражены. А уж медлительные дети не просто заметны, они доставляют преподавателю в школе или воспитателю в детском саду множество проблем. Их постоянно подгоняют и поторапливают, а иногда и подшучивают над их медлительностью. Начинать работу с таким ребенком нужно как можно раньше, но часто родители бездействуют весь дошкольный период, а потом благополучно отправляют его в школу. И тогда в ход идут нотации, окрики, упреки, а иногда и шлепки. Действительно, справиться с ребенком-копушей не так-то просто, нужен целый океан терпения. Такие медлительные детки быстро начинают чувствовать усталость, так как обычная школьная жизнь превращается для них в постоянный марафон. Им никогда не удается поспеть за классом, и все заканчивается депрессией или нервным срывом.

Медлительные, но по-разному!

Медлительность ребёнка обязательно имеет свои причины. Поэтому нужно в них разобраться и только потом выбирать подходящие приёмы для ускорения малыша (мы не берем случаи отставания в развитии отдельных психических функций и общее состояние здоровья ребенка).

Детей неторопливых условно делят на две категории. У первой проблема вызвана особенностями темперамента, неблагоприятной обстановкой в семье, стрессовыми факторами.

У детей, которых мы отнесем ко второй категории, медлительность — особенность нервной системы.

Мечтатель или флегматик

Медлительность многих детей вызвана типом их темперамента. Как правило, это мечтательные флегматики, спокойные, «домашние» дети, которые шумным играм предпочтут собирать замысловатые фигурки из конструктора, рисовать или собирать пазлы. Они погружены в свой мир, и, выполняя обязательные, неинтересные действия, отвлекаются на то, что действительно интересно: вместо того, чтобы решать задачу, рисуют или в седьмой раз перечитывают любимую сказку. Такие дети «тормозят» далеко не вовсех процессах и могут быть очень талантливы, но, достигая успеха только в том, что им интересно. Разумеется, медлительность такого малыша довольно несложно скорректировать, достаточно, чтобы он понял: он сможет заниматься интересным, когда хорошо выполнит обязательное. Например, пойдет смотреть мультики, когда сделает уроки. Кроме того, можно попробовать давать ему задания на время. Но здесь очень важно соблюсти меру, иначе он выполнит задание быстро, но плохо, либо расстроится из-за своей медлительности. Пусть малыш сам попробует определить, сколько ему нужно времени. Как правило, такие дети отличаются упорством и целеустремленностью, вот только рутина и однообразие их быстро утомляют.

Отношения в семье

Существует и еще одна возможная причина медлительности у ребенка. Это может быть связано с отношениями в семье, когда ребенок становится невольным свидетелем того, как родители выясняют отношения, либо чрезмерной строгостью мамы или папы. Именно такие дети страдают больше всего. Они постоянно, дома и в школе, выслушивают упреки, а иногда и оскорбления. Это мешает ребёнку сконцентрироваться на выполняемой работе, да и стимул для её выполнения отсутствует. Чтобы все изменить в лучшую сторону, достаточно просто прекратить ругать ребенка, замечать его успехи, а также наладить добродушную и спокойную атмосферу в семье.

Медлительность, как особенность психики

В приведенных примерах мы говорили о детях, которые живут и думают в обычном ритме. Однако есть дети, которые физически не могут успеть за остальными, поскольку их нервная система работает гораздо с меньшей скоростью. Они действительно все делают медленнее (почти в два раза) по сравнению со сверстниками. Для того чтобы освоить программу общеобразовательной школы им нужно преодолеть гораздо больше трудностей.

Чтобы понять, как непросто живется такому малышу, достаточно представить мир, где все люди вдруг стали говорить и действовать в два раза быстрее. А вам нужно не просто понять, что и зачем они делают, но и поспевать за ними, выполняя все действия в их темпе

Прежде всего, необходимо побеседовать со школьными учителями и предупредить их об имеющейся проблеме. Ведь критика в данном случае всё равно не даст результатов, зато лишит ребенка уверенности в своих силах.

Понятно, что упущенное на уроках придется восполнять дома. Не рекомендуется делать перерывы по время занятий по одному из предметов, поскольку заново включиться в работу ребенку будет сложно. Ребёнку можно помочь, разбивая одно большое задание на несколько мелких, чтобы ребенок быстрее увидел результат выполненной работы, это придаст ему уверенность в своих силах. Кроме того, нужно пробовать выполнять задания, заданные на следующую неделю, например, в выходной, или по горячим следам, в тот же день

Несколько советов родителям

Итак, если вашему ребенку сложно угнаться за сверстниками, если при выполнении любых заданий он безнадежно отстает от других, помогите ему.

Постарайтесь развить внутреннее ощущение времени. Купите песочные часы, которые наглядно демонстрируют, как утекает время. Определите, за какое время можно почистить зубы, съесть кашу, дойти до школы или садика и что ещё можно сделать за это время. Научить ценить время-важная задача.

Заведите чёткий распорядок дня. Если ребёнок не умеет читать, сделайте ему часы с картинками или график с фотографиями.

Назначьте ребёнку трудовые обязанности: развешивать и складывать одежду в шкафу, мыть обувь, вытирать пыль. Определите время, которое отводится ребёнку на выполнение задания. Начните обращать его внимание на то, что все это нужно делать регулярно и не забывайте напоминать. Привлекайте к совместному труду.

Развивайте внимательность. Придумывайте разные игры на скорость, но не со сверстниками, где ваш малыш проиграет, а просто сравнивая вчерашний результат и сегодняшний. Это не только поможет закрепить полезные навыки, но и придаст уверенности в себе. Один из способов справиться с медлительностью – рисовать на скорость. Попросите ребёнка нарисовать несколько кругов. Затем предупредите, что инструкцию вы повторите только один раз. Попросите заштриховать 5-й, 7-й и 8-й круги. Если малыш переспрашивает, скажите, чтоб делал, как запомнил. Постепенно усложняйте задание, увеличивая число кругов (или других геометрических фигур) и число закрашенных.

Отдав малыша на бег, тяжёлую атлетику, вы не только укрепите его здоровье, но и покажете, что он способен упорно трудиться ради цели, соревноваться и побеждать.

Помните, что самым эффективным способом побороть трудности является родительская любовь. Дети должны быть уверены, что могут рассчитывать на вашу поддержку в любых обстоятельствах, несмотря ни на какие свои недостатки.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Совет дня: избавьтесь от привычки торопить медлительного ребенка

Нерсесян-Брыткова<br>Алена

В нынешнем учебном году школьники то и дело переходят на дистанционный режим обучения. Это связано с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией (в классе, в городе, в регионе). «Удаленка» волнует многих родителей. И речь сейчас не о качестве обучения. Если ребенок медлительный, ему сложно вовремя проснуться на урок, успеть выполнить за ограниченное время онлайн-занятия задание от учителя. «Он не успевает…. А все из-за своей медлительности», ― огорчаются и возмущаются родители.

Выдохните! Успокойтесь! И узнайте советы психолога Марины Бабуриной, которая подготовила инструкцию для родителей медлительных детей.

1. Учите ребенка рассчитывать время

Ставьте будильник, который поможет вовремя просыпаться. Учите планировать дела: умыться, одеться, позавтракать перед онлайн-уроком.

Медлительным детям нужно время. Ускорение приведет к рассеянности и суматохе! ― комментирует психолог.

2. Создайте комфортную обстановку для учебы

Это поможет быстрее включиться в рабочий процесс, плодотворно работать и не отвлекаться на дискомфорт. Уберите игрушки, машинки, печенье… Все, что станет приманкой на отвлечение от учебы.

3. Не отвлекайте вопросами

У медлительного ребенка проблемы с переключением. Не создавайте ему дополнительные трудности, задавая сотни вопросов, пока он делает задание. (Ты уже завершил? А сейчас? А теперь?) ― советует Марина Бабурина.

4. Дайте время подумать

Медлительному ребенку нужно время. Он не может сразу приступать к тем или иным активным действиям. Примите тот факт, что ему нужно подумать, собраться и вспомнить.

5. Не ставьте рамки «сделай это за ХХ минут»

Этот прием не способен ускорять медлительных детей. Он ведет их в тупик… Поэтому не учите «на время» или «на скорость».

6. Не поддавайте искушению давать ребенку большой перерыв

Медлительный ребенок расслабляется в большой перерыв. В результате ему трудно вновь фокусироваться. Вам в помощь небольшой перерыв ― до 15 минут.

7. Давайте время на осмысление

Если проходите на «удаленке» новую тему, помогайте ребенку. Возможно, придется самостоятельно и заранее подготовить его к новому материалу.

8. Не напоминайте про медлительность

Дети знают про эту особенность своего характера. Поэтому не корите за нее. Это усиливает тревожность.

9. Мотивируйте, хвалите

Медлительных детей не мотивирует ваша строгость и порицание. Вот поддержка, похвала и терпение учит таких деток быть более устойчивыми и сфокусированными, ― подсказывает психолог.

10. Наберитесь терпения

Помните, что медлительные дети вовсе не издеваются над родителями. Они просто не умеют делать что-то быстрее.

Они просто такие, ― резюмирует Марина Бабурина.

У вас в семье кто-то отличается медлительностью?

Читайте также:

  • Совет дня: проверьте эмоциональную обстановку, если ребенок неожиданно стал «копушей»
  • Совет учителя: делайте веселые перемены для ребенка на дистанционной учебе
  • Совет от Людмилы Петрановской: не меняйте детей с другим темпераментом

Все фото: Depositphotos

31 октября 2020 10:00

Автор: Фаттахова Екатерина Михайловна

Консультация для родителей

На тему: «Медлительный ребенок»

Медлительность — Это особенность психики человека.

Причины медлительности детей:

  1. Ослабленость, повышенная утомляемость ребенка после перенесенного острого заболевания или наличие хронического заболевания может вызвать замедление темпа и ритма деятельности ребенка.
  2.  Врожденная патология головного мозга.
  3. Иногда медлительность ребенка рассматривается как этап нормального развития в раннем возрасте.
  4. Леворукость ребёнка.
  5. Особенности темперамента ребенка-флегматика — классический случай ярко выраженной медлительности.
  6. Любые кризисные моменты в жизни семьи.
  7. Дисгармоничность отношений между взрослым (например, матерью) и ребенком.
  8. Авторитарный стиль воспитания в семье.

Правила общения с медлительными детьми.

Необходимо спокойно разговаривать с ребенком, помнить, что ребенок «копается» не назло вам, просто он иначе не может (это свойство его нервной системы). Постарайтесь общаться с ним без понуканий и упреков. Ровный тон и доброжелательное обращение гораздо эффективнее, чем крик и наказания.
Не проявляйте спешки и не нервничайте, делая что-либо вместе с ребенком. Спешка вызовет у него еще большее замедление реакции. Рассчитывайте время так, чтобы дать воз­можность ребенку собраться в том темпе, в котором он может. Торопить и подгонять его не только бесполезно, но и вредно: он затор­маживается еще больше, а так как торопят его постоянно, то появляется опасность невротизации.
Научите ребенка следить за временем. В этом вам помогут песочные часы, которые дают реальную зрительную картинку «убегающих» минут. Потренируйтесь собирать игрушки, есть, одеваться пока сыплется песок в часах. Это даст ребенку возможность самостоятельно оценить скорость своих действий. Похва­лите ребенка, если он уложился во времени, не ругайте, если что-то пока не получилось.

Не пре­вращайте свои просьбы в длинный монолог, пожелание должно быть коротким и ясным, например: «Пойди возьми свою куртку, а затем я скажу, что делать дальше». Некоторым детям недостаточны указания на слух. Устанавливайте с ними зрительный и так­тильный контакт. Подойдите к ребенку, ласково дотроньтесь до него, посмотрите ему в глаза, обращаясь с какой-нибудь просьбой. Такой способ обращения будет более дей­ственным и эффективным.

Избегайте ярлыков. Очень просто отнести ребенка к категории ленивых или с замедлен­ной реакцией. Ярлык прилепляется и тогда, когда вы говорите: «Вечно ты копаешься!» или «Ты всегда опаздываешь». Такие штампы закрепляются. Обращайтесь с ребенком так, словно вы ожидаете от него, что он все сделает вовремя.
Любое задание на быстрое или ограниченное во времени выполнение какого-то действия надо давать на позитивном эмоциональном фоне. Хорошее настроение у детей легче всего создается в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка (превратитесь в машинку, которая имеет несколько скоростей; поиграйте в спортсменов, которые сорев­нуются за победу и т.д.).

Приучите себя (и ребенка) к мысли: оттого, что он медлительный, он не хороший и не плохой, он просто такой, какой есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться в детском саду.

 
Игры с медлительными детьми.

Игры должны быть повторяющимися, чтобы ребенок имел возможность видеть, чему он научился, и понимать, чему он еще только учится. В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребенок должен научиться бороться. Кроме того, дети, которые соревновались между собой в игре, после нее ведут себя гораздо дружелюбнее, т.к. имеют возможность сбросить накопившийся уровень агрессии. Необходимо целенаправленное развитие под­вижности нервной системы — ежедневные 10—15-минутные занятия. Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Тренировка легче всего проходит в игровой форме.

I.                   Игры со сменой темпа движений.

«Бегу-иду-гуляю», «Хлоп — топ», «Весёлые пальчики», «Открой — сожми»

II. Игры с максимально быстрыми движениями.

«Передай мяч», «Обмоталочки», «Дальше всех», «Мяч словить, не уронить».

III. Игры для развития внутреннего торможения.

Эстафеты «Зеркало», «Запрещенное движение», «Игроки без места», «Замри», «Замена», «Делай наоборот», «Зеваки».

Skip to content

Медлительный ребенок: советы родителям

Медлительный ребенок: советы родителям

Грустный мальчикЕсли вы привыкли выполнять все быстро, не откладывая, помните о каждом своем деле и выполняете его в срок, медлительные люди могут вас раздражать.

Тем более, когда медлит собственный ребенок, от которого ожидаешь чего-то определенного, даже не задумываясь об этом. Конечно, мы ждем от детей успехов, удач, понимания. И, порой, они кажутся нам старше, чем есть на самом деле, и мы требуем от них непосильного.

Но что делать, если в вашей семье родился медлительный ребенок и это стало камнем преткновения для всех, а иногда и причиной для криков и ссор?

Причины детской медлительности

Если вы столкнулись с проблемой, что ребенок очень медлительный, что делать надо, а чего точно не стоит?

Не стоит сразу тревожиться, что ребенок «какой-то не такой». Возможно, он даже и не медлительный, просто еще маленький для некоторых действий или у вас с ним разные темпераменты – что для вас медленно, для него нормально.

Если ребенок очень медлительный, подумайте, почему:

  • Флегматики – очень спокойные люди, медлительные и основательные. Они не раздражаются по пустякам, не спешат;

Присмотритесь, возможно, ваш кроха имеет такой характер. Переубеждать и переучивать тут бесполезно, надо привыкнуть и принять ребенка таким, какой он есть. Иначе могут возникнуть уже неврологические проблемы и разлад в ваших отношениях.

Также, изучите статью: Воспитание ребенка-флегматика>>>.

  • Малыши до 3 лет еще не такие уж шустрые, они только учатся сами одеваться и, уж конечно, у них нет пока чувства ответственности;

Они не понимают, почему плохо опаздывать и как понять, что уже прошли данные на какое-то дело, отведенные 10-15 минут. Да и пальчики еще плохо слушаются.

Полезная статья на сайте: Как развить самостоятельность у ребенка?>>>.

  • Есть такие дети, особенно часто – мальчики, которые не могут делать два дела одновременно;

И пока вы кричите на ребенка, что он долго собирается, он не может ничего делать – он слушает вас.

Чтобы он сосредоточился на одном деле, надо убрать все внешние раздражители, не включать телевизор, радио, не разговаривать с ним. Только тогда он сможет спокойно выполнять уроки или одеваться на прогулку.

  • Привлечение внимания – еще одна «неболезненная» причина медлительности.;

Подумайте, достаточно ли вы внимательны к чаду, всегда ли выслушиваете, что он хочет сказать, достаточно ли общаетесь.

Знайте! Удивительно, но очень часто дети пользуются уловками для привлечения негативного внимания, чтобы хоть как-то получить отклик от родителей или других детей.

О том, как выстроить правильные отношения с ребенком от 1 до 5 лет и, при этом, свести конфликты к минимуму, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>

  • Дети, склонные к размышлениям, мечтам, раздумьям, очень творческие и задумчивые могут забывать о том, где они находятся и что делают. Они «витают в облаках», придумывая собственные миры и фантастические изобретения.

Постарайтесь направить это в нужное русло, ну а подгонять все равно придется. 

Медлительность, как физиологическая проблема

Бывает, что ребенок все делает медленно и из-за нарушений со здоровьем.

  1. Если у ребенка есть врожденное или приобретенное хроническое заболевание, оно может влиять на нервную систему и выливаться в заторможенность действий. Т. е. медлительность – результат слабости и отсутствия сил, усталости;
  2. Тяжелые роды, беременность с осложнениями, врожденная гипоксия. Это тоже влияет. Такие дети обязательно должны наблюдаться у невролога;

Ни в коем случае нельзя кричать на малыша, подначивать, ругать. Иначе проблема может только усугубиться, есть риск возникновения нервных тиков и заикания.

Если вы – склонны повышать голос на ребенка и не знаете, как справиться с возникающим внутри вас раздражением, посмотрите интернет-семинар Мама, не кричи! Как сохранять спокойствие?>>>

  1. Левши делают все наоборот, пользуясь предметами не так, как правши, что замедляет их. Подберите ножницы и ручку для левши, а главное – не переучивайте! Это может спровоцировать еще большую медлительность;
  2. Если вы недавно переехали, перевели кроху в другой садик, в семье родился еще один ребенок – любое сильное изменение влияет на психику и, как следствие, мы получаем замедление действий. Постарайтесь отнести с пониманием и терпением, подбадривайте;
  3. Слишком жесткие требования к ребенку могут породить медлительность – малыш делает все с осторожностью, чтобы не ошибиться и не вызвать родительское неодобрение.

Что делать

Как помочь медлительному ребенку, если его неторопливость не связана с заболеваниями:

  • Объясняйте пошагово каждое действие: лучше однажды «разжевать», чем каждый раз раздражаться из-за детского непонимания;

Возможно, какой-то пункт трудно дается малышу, а вы нервничаете, потому что это кажется вам слишком простым. Просто представьте, что для маленького сложно абсолютно все – ведь он только учится, а это – всегда процесс сложный.

  • Не бросайтесь помогать каждый раз, когда вам кажется, что ребенок делает что-то слишком медленно – дайте ему время сначала самому попробовать;

Руководите процессом, подбадривайте, советуйте при необходимости, хвалите, когда получается. Бывает и так, что слишком нетерпеливая мама просто не дает ребенку выполнить что-то самостоятельно и он специально медлит, ожидая, пока она вмешается.

  • Не торопите и не ругайте – малыш теряет веру в себя, ему начинает казаться, что он ни на что не способен сам. Просто некоторых детей надо контролировать, как они выполняют ваши поручения, потому что иначе они отвлекаются;
  • Если вы куда-то собираетесь, предложите ребенку заранее приготовить нужные вещи;

Пусть достанет и повесит на стульчик одежду, в которой он пойдет, все проверит, а школьникам – обязательно собирать рюкзак и готовить школьную форму с вечера. Так вам не придется торопить детей.

  • А если вы, к тому же, заранее расскажете крохе, что вы собираетесь делать вместе, куда пойдете или какое задание ему дадите, то у него в голове сложится хотя бы какой-то план.

Это поможет избежать медлительности и разногласий, если вы заранее обговорите грядущие действия.

Советы для родителей деток с неврологическими проблемами

Медлительный ребенок – рекомендации для тех, у кого медлительность связана с неврологией:

  1. Помните, что малыш не назло вам «тормозит», пусть вас это не злит и не раздражает;

Ведь дети чувствуют наш настрой и будут ощущать себя обузой, предметом маминого расстройства и гнева. Да и, если вы начнете кричать, это точно не подстегнет малыша, он только еще больше замедлится, потому что испугается, что он неправильный и плохой.

  1. Приучитесь к режиму. Пусть каждое действие будет в одно и то же время ежедневно. Тут уже сам организм привыкает;
  2. Ритуалы – отличное средство. Дети запоминают их, как стишок, им проще, если все повторяется точь-в-точь каждый день;

Надевайте штанишки со стишком, умывайтесь с потешкой. Это поможет запомнить действия и научиться хотя бы их делать скорее. А остальное придет потом. Кстати, прочитайте актуальную статью: Как научить ребенка одеваться самостоятельно?>>>.

  1. Если ребенок медленно говорит, ни в коем случае не договаривайте за него слова, не пытайтесь догадаться, что он хочет сказать, не высмеивайте. Научитесь терпению – и малыш научится нужной скорости;
  2. Тренируйте скорость при помощи игр, заданий.

Не заставляйте торопиться, а именно постепенно ускоряйте, следя за тем, чтобы ребенок успевал. Пусть, например, будет какая-то последовательность движений, которые ребенок будет повторять за вами. Сначала очень медленно, потом, с каждым разом, чуть быстрее.

Наберитесь терпения. Все люди – разные и рано или поздно вы с малышом обязательно найдете общий язык!

Читайте также:

  • Ребенок боится громких звуков
  • Ребенок боится других детей
  • Как объяснить ребенку, что нельзя?

Поделитесь статьей с друзьями:

Page load link

Ребенок постоянно отстает, везде опаздывает и вообще все делает очень медленно — это индивидуальная особенность или проблема, с которой нужно обращаться к специалисту? Поговорили об этом с психологом Анной Соболевой и неврологом Вероникой Оранской.

Вероника Оранская — невролог, эпилептолог клиники доказательной медицины EVIclinic и ценра эпилептологии и неврологии им. А. А. Казаряна (г. Краснодар).

— Симптомом какого заболевания может быть медлительность ребенка?

— Если это темперамент человека, когда он все делает медленно, но обстоятельно, одна ситуация. Если он делает все медленно потому, что не понимает, как действовать быстрее, отвлекается или для него это максимально возможная скорость деятельности, уже другая. В первом случае, как правило, проблем нет. Ребенок постепенно адаптируется к условиям среды, а она принимает во внимание эту особенность. Когда медлительность обусловлена нарушением учебных навыков, например, при дислексии, то с увеличением объемов нагрузки будут ухудшаться и показатели производительности. Если нарушение серьезное, то даже при работе с ним оно может сохраняться. Еще можно говорить о медлительности в контексте ослабленного физического состояния человека.

— Например?

— Это может быть на фоне нарушений со стороны щитовидной железы, при анемии. Сегодня популярно вегетарианство, и далеко не все родители ставят в известность врача о своих пищевых традициях. А дети с ограниченным меню требуют постоянного мониторинга усвояемости питательных веществ. В случае таких проблем медлительность будет одним из проявлений заболевания: человек болен системно и не может что-то быстро сделать, потому что ослаблен.

— Какие еще болезни могут провоцировать медлительность?

— Чаще всего, как я сказала выше, это все-таки особенность темперамента либо какие-то системные процессы в организме. Иногда, если ребенок не справляется с действиями, которые требуют координации движений, развитой мелкой моторики, это может быть признаком какого-то двигательного нарушения. Например, легкие формы ДЦП с высоким уровнем общих моторных функций. То есть нарушение движений, связанное с повреждениями головного мозга.

— Разве можно не заметить проявлений ДЦП, пусть и легкой формы?

— Как правило, родители приходят с такими проблемами, то есть замечают. Все зависит от индивидуальных особенностей и степени повреждения. Когда ребенок рождается, его нервная система незрелая. И пока не придет время формирования тех или иных навыков, мы не можем сказать, есть ли задержка в развитии. Как правило, с 3–4 месяцев можно уже заметить симптомы ДЦП. Соответственно, чем позже они проявляются, тем меньше степень тяжести. Если у ребенка есть двигательные нарушения, они корректируются, прежде всего, лечебной физкультурой. Медикаментозно можно повлиять на мышечный тонус, течение генетических и других системных болезней, если лечение разработано. Подобных состояний не так уж много, а имеющиеся в виду препараты — это не ноотропы или прочие «улучшайзеры мозговой деятельности».

— А вообще, применяют в отношении медленных детей какие-то стимулирующие препараты?

— Это популярный вопрос на приеме у детского невролога. Действительно, у родителей существует миф, что все сложности темперамента и поведения — всегда проблемы нервной системы. Но это не так.

Волшебных таблеток тут быть не может, так как чаще всего, повторюсь снова, проблема либо педагогическая, либо это темперамент, либо это стационарное нарушение развития, сочетающееся с особенностями интеллекта. И в последнем случае мы тоже не можем кардинально изменить что-то.

Реально только попробовать научить работать максимально хорошо и слаженно то, что имеем. Это большая трудная работа. Родителей можно понять в плане поиска лечения, потому что специалистов дефектологов, которые могут помочь в такой ситуации, очень мало. Особенно на периферии. И все вокруг при этом говорят про «мы покололи витамины и все наладилось». Бывает тяжело принять, что работа с ребенком, у которого имеется какое-то нарушение, — это годы кропотливого труда без гарантии какого-либо результата.

— То есть все способы стимуляции активности у ребенка — это всегда работа над общим развитием?

— В основном это работа с режимом, адаптация ребенка к условиям среды. И опять же надо понимать и разделять: просто медленно все делает или совсем не справляется и быстро устает. Если последнее, то надо выяснять причину, почему. Родителям нужно спросить себя самих: «Проблема у ребенка или у окружающих?». Если первое, то на это надо обратить внимание. Если проблема у окружающих, то это проблема окружающих. Если человек привык обстоятельно обедать, а его торопят, то он разумно отказывается торопиться. Это не у него проблема, а просто кто-то ведет себя неадекватно. А если человеку надо что-то понять, но он не может, есть хроническая неуспеваемость, он не способен не только учиться, но и даже нормально держать столовые приборы, нарушена мелкая моторика, то лучше обратиться за консультацией к неврологу.

— А развитие крупной моторики может «убыстрять» медленных детей?

— Теоретически развитие крупной моторики способствует развитию ощущения себя в пространстве, и на базе схемы тела уже формируется схема разума. Но достоверных исследований на эту тему нет. Если ребенок развивается, бегает, прыгает, то теоретически он лучше будет осваивать ментальные задачи. Даже завязывание шнурков развивает пространственное мышление.

Фото: pinstock, istockphoto

Анна Соболева — психолог. Работает со страхами, тревожностью, напряжением.

— Каково мнение психолога: медлительность ребенка — проблема?

— Ребенок может быть медлительным в силу особенностей нервной системы и темперамента. Может быть и так, что в стрессе ребенок делает все быстро, а в покое — медленно. Или, наоборот, — в стрессе замедляется, а в спокойной ситуации убыстряется. Могут быть и особенности когнитивных процессов, восприятия. Например, ребенок не научился обобщать информацию или структурировать ее, и сидя на уроке, он часть ее не воспринимает и не понимает. Поэтому он и замедляется, ему сложно сориентироваться. Или могут быть проблемы с вниманием. Тогда ребенок начинает все делать быстро и бодро, а через 10 минут его внимание переключается, и дальше он сидит с уроками 3 часа, пока к нему не подойдут. То есть все очень индивидуально, и надо смотреть на конкретную ситуацию. Но в целом медлительность как темп деятельности — особенность нервной системы и темперамента и может быть абсолютной нормой.

— А если это влияет на успеваемость в школе?

— Если есть какие-то сомнения в плане восприятия ребенком информации, у него есть проблемы с обучением, можно обратиться к нейропсихологу. Он проведет диагностику познавательных процессов и скажет — есть проблема или ее нет. В дошкольном и школьном возрасте все подобное хорошо компенсируется упражнениями и занятиями. Это может быть и специальная гимнастика, и встречи непосредственно с нейропсихологом. Может быть и так, что ребенок медлительный сам по себе, с ним все в полном порядке, но он не успевает сделать положенное за целый урок. Тогда тоже имеет смысл проконсультироваться у нейропсихолога.

— Чем это может помочь?

— Если нет никаких проблем с неврологией, если ребенок здоров, то надо понять причину такого замедленного темпа деятельности. И в зависимости от этого могут быть разные стратегии. Например, уровень тревожности во время контрольной работы у ребенка настолько высокий, что это мешает не то что успеть, а даже понять задание. Это происходит от стресса. Ребенок выпадает в запредельное торможение. Читает задание и не может его понять. Это бывает и у взрослых детей на ЕГЭ. Готовился, все знает, пришел на экзамен и впал в стопор. Если дело не в тревожности, стрессоустойчивость и когнитивные процессы в норме, то здесь тот случай, когда ребенку нужен индивидуальный подход в обучении.

— В чем он будет заключаться?

— Надо обсудить с педагогом возможные варианты. Наверняка что-то можно придумать. К примеру, дать возможность ребенку получить положительную оценку за творческое задание, которое он выполнит дома, если на контрольных не слишком справляется. В любом случае надо снять акцент с проблемы. Нужно помочь ребенку организовать свое время: устроить понятный и последовательный режим дня, научить его пользоваться часами, устанавливать таймер, чтобы занятие не растягивалось слишком надолго. Дома можно устраивать игры и делать что-то на скорость. Например, кто быстрее оденет куклу или сложит игрушки в коробку. Главное — помогать ребенку, давать ему инструменты для управления временем, а не ругать и обвинять в медлительности.

— Зачем нужен таймер?

— Ребенку, особенно маленькому, важно давать опорные точки во времени. Не «через 5 минут мы должны выйти», а когда таймер зазвенит один раз, мы должны быть в ботинках, а когда второй — в шапке, третий — мы выходим. Это понятные маячки. Можно договориться и с педагогом давать медлительному ребенку какие-то точки опоры, напоминания. Таким детям очень важна структура и режим. Чтобы была понятная, предсказуемая картина мира, чтобы он понимал, какие действия за чем последуют. Это будет снижать тревожность и организовывать. Потому что медлительность часто тянет за собой неорганизованность.

— Если мама очень быстрая, а ребенок все делает медленно, как избежать конфликтов?

— Действительно, бывает часто именно так. И мама все ждет, что ребенок подрастет и станет быстрым. Но нет, не будет. Важно понять — это особенность ребенка, он не может по-другому. Если на него кричать и подгонять, можно только развить невротические реакции. Невозможно изменить темперамент. Это такие качества, на которые мы не можем влиять педагогическими усилиями. Родителям надо подстраиваться.

— Как?

— Например, если вы знаете, что сын долго ест кашу, а вам надо выйти куда-то к определенному часу, то просто заложите это время на завтрак и встаньте раньше. Можно ставить песочные часы и говорить: «Вот пока песчинки сыпятся, ты ешь», чтобы ребенок не замечтался.

— Спорт не поможет «ускорить» медленного ребенка?

— Занятия спортом всегда хороши. Спортсмены, в принципе, более организованы. Спорт учит владеть телом и ориентироваться во времени. Плюс развитие крупной моторики способствует развитию межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного восприятия, повышает активность ребенка в целом и помогает лучше управлять своим поведением. Но надеяться на то, что спорт «ускорит» маленького человека, не стоит. Кстати, для медлительного ребенка и вид спорта нужно выбирать соответствующий. Не отдавать, например, в соревновательные виды, где часто проводятся эстафеты или другие упражнения на скорость. Лучше выбрать такие занятия, где ребенок сможет проявить себя самостоятельно, а не в сравнении с другими.

— Если ребенок был быстрый и стал вдруг медленный?

— Любые резкие изменения в привычном поведении ребенка должны насторожить. Это повод пройти обследование. Бывает, что психотравма может приводить к такой резкой смене темпа деятельности. Часто такие перемены могут вызывать физиологические проблемы. То есть в первую очередь нужно обратиться к врачу — педиатру, неврологу. У подростков такое изменение — повод заподозрить, не употребляет ли он какие-то запрещенные вещества.

Медлительный ребенок. Как его ускорить?

Медлительность не является каким-то недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям и их родителям. Даже если вы привыкли к особенностям своего малыша и приспособились к совместным действиям, не торопясь и не раздражаясь, это часто не спасает ребенка от огорчений в детском саду или тем более в школе. Ведь на групповых занятиях такие дети просто не успевают за остальными, хотя качество их работ ничуть не хуже. А переодевания для прогулки или занятий физкультурой иногда становятся для медлительных детей настоящим кошмаром, когда раздраженная воспитательница постоянно подгоняет их, а уже одетые дети страдают оттого, что им жарко.

Что же здесь поделаешь? Ведь это свойство нервной системы. Так часто размышляют родители, и, конечно, они во многом правы. Степень подвижности нервных процессов действительно передается по наследству, но она не является постоянной в течение всей жизни. Примерно с трех до двадцати лет скорость нервных процессов постепенно возрастает, кроме того, есть этап в развитии ребенка, когда эта характеристика может быть существенно скорректирована с помощью специальных игр и упражнений. Это период с четырех до шести лет (он обусловлен активным развитием биохимических процессов нервной системы). Так что если вы займетесь тренировкой реакции у своего ребенка именно в этот период, то наверняка увидите плоды своих усилий.

Перед тем как перейти к описанию игр, необходимых для такой коррекции, давайте сначала договоримся о том, как вы будете их организовывать, чтобы это было наиболее эффективно и доставляло удовольствие и вам и ребенку.

Правило 1. Не торопите медлительных детей. Понукания взрослого и ситуация спешки еще больше могут замедлить движения ребенка. Пусть лучше сама игра создает условия, когда ему захочется сделать что-то быстрее, чтобы соответствовать игровой роли или стать победителем.

Правило 2. Проводите эти игры систематически. Толку будет точно больше, если вы станете организовывать их в течение десяти-пятнадцати минут каждый день, чем по часу, но раз в неделю.

Правило 3. Начинать играть нужно обязательно в хорошем настроении и стараться поддерживать приподнятый эмоциональный фон в течение всего игрового занятия. В случае если ребенок проигрывает, оберните все в шутку или помогите ему отыграться. Позаботьтесь о том, чтобы ваши занятия не стали дополнительным ударом по самооценке вашего сына или дочери.

Правило 4. Хвалите ребенка и радуйтесь даже самым маленьким его достижениям. Этим вы поможете сыну или дочери сформировать самоуважение и веру в свои силы, которые понадобятся им в жизни ничуть не меньше, чем быстрота реакции.

Правило 5. Чаще используйте в играх резкую смену скорости движений — от медленных к очень быстрым и обратно. Задавайте периодически максимально высокий темп, но не затягивайте этот этап игры, так как для медлительного ребенка это серьезное напряжение и следствием его может стать переутомление.

Предлагаем Вашему вниманию примеры игр, которые помогут решить проблему медлительности ребенка. Данные игры проводятся с несколькими детьми или с привлечение близкого взрослого.

Игры со сменой темпа движений:

а) Ходьба — бег — ходьба медленная. Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого, ведущего тренировку или при смене темпа музыкального сопровождения.

б) Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу взрослого или по смене темпа музыкального сопровождения.

в) Сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым.

Игры с максимально быстрыми движениями:

а) Дети стоят в одном конце комнаты, а и другом ее конце поставлены стулья (по числу играющих детей), на которых лежат флажки или другие игрушки. По сигналу дети бегут к стульям, берут флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто пробежал первым, дает сигнал к следующему «забегу».

б) Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10X10 см и карандаши. По сигналу дети возможно быстрее ставят в квадрате точки. Поставивший большее количество точек получает фантик.

в) Обмоталочки (народная игра). Берется длинная веревка, более 5м, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.

г) Обмоталочки (второй вариант). Середина веревки так же помечена узлом, каждый конец привязан к палке толщиной немного больше карандаша. Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу каждый начинает наматывать веревку на палку. Побеждает тот, кто намотал больше веревки.

д) Горячий мячик. Дети встают кружком, ведущий за кругом, спиной к детям. По первому хлопку дети начинают передавать друг другу мяч, от соседа к соседу, из рук в руки, по второму хлопку — останавливаются. Тот, в чьих руках оказался мяч, выходит из игры. Если мяч роняют — из игры выходят оба играющих, между которыми упал мяч. Побеждает оставшийся.

е) Цветочный волчок. Каждый ребенок выбирает для себя название какого-то цветка (колокольчик, ромашка, роза..).

Ведущий запускает волчок, затем выкрикивает название цветка: 
— Ромашка! 
— Я! — отзывается «Ромашка» и быстро подкручивает волчок.

Подкрутив, выкрикивает название следующего цветка.
Кто не успел отозваться или у кого упал волчок — выходит из игры.

Игры для развития внутреннего торможения:

а) Игровая гимнастика.

Дети повторяют вслед за ведущим его движения: хлопки перед грудью, над головой, за спиной; прыжки; прыжки на одной ножке, приседания и т.д. Затем вводятся разные условия:

1.«Запретное движение». Одно движение, например, хлопки за спиной, объявляется запретным, остальные повторяются, как и раньше.

2.«Замена». Если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает — присесть. Остальные движения копируются. Каждый раз замене подлежат новые движения.

3.«Все наоборот». Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять указания.

Затем задания меняются. Услышав «Быстрей!» — дети должны замедлить темп, «Медленней!» — напротив, убыстрить его, «Тише!» — хлопать и топать как можно громче, «Громче!» — хлопать и топать как можно тише.

б) Ведущий говорит ребенку: «Если я назову кого-нибудь, кто может летать, например, бабочку, то поднимите руки вверх и скажите хором: «Летает!» Если назову нелетающее животное, например, льва, — молчите и не поднимайте руки».

— Орел! 
— Воробей! 
— Стрекоза! 
— Змея! 
— Собака! и т. д.

в) Дети стоят по кругу. В заданном темпе они хлопают в ладоши, но не вместе, а один за другим, по ходу часовой стрелки.

— «Хоп!» По этой команде ведущего хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки. Следить за темпом, который можно менять.

В этих играх тренируется дифференцировочное торможение: дети должны различить запрещаемое движение и затормозить его или изменить направление.

В последней игре тренируется и запаздывательное торможение — нужно ждать своей очереди хлопнуть в ладоши.

Прямо на тренировку запаздывательного торможения направлены такие игры, как эстафета: дети делятся на две группы, первые от обеих групп бегут первую дистанцию, где их сменяют вторые, бегущие вторую дистанцию и т. д. Здесь возможны самые различные варианты: проскакать какую-то дистанцию, проползти и т. д. — для нас важно, что каждый следующий ожидает своей очереди на конце дистанции, т. е. тренирует запаздывательное торможение.

Вот некоторые варианты забавных заданий для эстафет:

1. Бежать, держа в руках горящую свечу, так, чтобы она не погасла; 
2. Бежать со стаканом воды, так, чтобы она не расплескалась (сначала стакан наливают лишь на треть, позже — почти доверху); 
3. Бежать, отбивая рукой или головой воздушный шарик; 
4. Бежать со спичечными коробками, положенными на плечи; 
5. Бежать с башенкой из трех кубиков на ладони (потом число кубиков можно увеличить).

Далее представлены игры, в которые можно поиграть с ребенком индивидуально.

«Артисты бывают разные»

Перед тем как объяснять ребенку правила этой игры, поговорите с ним о том, как зрители на концерте или спектакле выражают свое отношение к тому, что видят на сцене. Конечно же они хлопают артистам. Но всем ли одинаково аплодирует зал? Разумеется, нет. Чем больше понравилась зрителям игра артиста, тем громче и быстрее они ему хлопают.

Итак, правила данной игры таковы. Представьте, что вы с ребенком пошли в театр или на концерт (для большей правдоподобности можно включить какую-нибудь передачу по телевизору). После выступления каждого артиста вы реагируете на его творчество скоростью хлопков. Чтобы хлопать с ребенком в одном темпе (что гораздо веселей), обменивайтесь с ним своими эмоциями с помощью мимики. Посмотрите друг на друга после смены кадров на экране и изобразите на лице скуку, радость или восторг. Пусть ребенок скопирует ваше выражение лица, после чего начинайте хлопать в соответствующем темпе. Если вы сделали скучающее лицо, то хлопки должны быть очень медленные, как бы просто из одолжения. Радостное — в достаточно быстром темпе. Если же вы, помимо радостного лица, восторженно сложили руки у груди, то изображайте с вашим ребенком бурные аплодисменты, то есть хлопайте так быстро, как только сможете.

Примечание. Можно дать ребенку возможность самому придумать то или иное выражение лица, но желательно поменяться местами только после того, как вы сами продемонстрируете ему мимику человека с разными эмоциями.

«Бегу, иду, гуляю»

В этой игре ребенок идет по кругу. Скорость, с которой он это делает, зависит от того, какой сигнал подаст взрослый (или другой водящий). Если взрослый поднимает руку вверх, ребенок бежит как можно быстрее, если складывает руки на груди — малыш идет по кругу достаточно ритмично, а если водящий опускает руки вниз, то играющий идет очень медленно, как бы не спеша прогуливаясь. В случае, если ребенок не успевает перестроить свои действия в соответствии с сигналом, он получает штрафное очко. Набравший три штрафных очка считается проигравшим.

Примечание. В этой игре будет веселее участвовать, если вы подключите к ней еще нескольких детей. Однако помните, что лучше сначала поиграть вдвоем со своим ребенком, а других (возможно, более быстрых) детей пригласить тогда, когда ваш сын (или дочь) уже освоит правила, чтобы не вызывать у него лишних комплексов. Сигналы для переключения темпа движений можно придумать самостоятельно, а еще лучше поручить это самому ребенку — не сомневайтесь, он обязательно предложит какие-нибудь идеи.

«Кошачьи коготки»

Все наверняка видели, как кошки, потягиваясь, выставляют свои коготки. Обычно они делают это медленно, получая удовольствие от собственной лени. Однако, если вдруг неподалеку показалась добыча, движения их лапок становятся стремительными.

В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово «солнышко», то ребенок старается представить себя котом (или кошкой), нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово «мышь», то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.

Примечание. Если ваша девочка (или мальчик) очень любит животных и отказывается ловить воображаемую мышку, то можно сделать пояснение, что это мышка-игрушка, а не настоящий живой мышонок.

«Быстрый дятел»

Возьмите вместе с ребенком по листу бумаги и карандашу. Разделите каждый лист на четыре равные части, проведя линии по горизонтали и вертикали. По сигналу (например, по хлопку) начните ставить точки в первом прямоугольнике, каждый на своем листе. По второму сигналу оба остановитесь. Посчитайте количество точек на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем. Следующий кон игры проводите в другом прямоугольнике.

Игра получила такое название, потому что стук карандаша о бумагу на столе напоминает стук дятла о кору дерева. Если вам тоже так покажется, то можно войти в эту роль и в шутку похвастаться количеством съеденных червячков или устроить «лесной чемпионат», где вы будете бороться за звание «самого быстрого дятла».

Примечание. Так как соперником ребенка в этой игре может выступать взрослый, то позаботьтесь о том, чтобы ваш сын (или дочь) не оказались в роли вечно проигрывающего. Для повышения интереса ребенка нужно обеспечить ему ощущение равенства в игре. Поэтому будет неплохо, если вы иногда поленитесь и позволите ему выиграть.

Здесь приведены лишь примеры, родители и педагоги по образцу этих игр могут подобрать подходящие. Можно придумывать игры самим, но с учетом того, что они будут направлены на тренировку подвижности нервных процессов или какого-то вида внутреннего торможения.

Игры нужно проводить ежедневно (при невозможности не реже, чем через день). Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в два и три приема в разное время дня. Очень важно фиксировать получаемые результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.

Подготовила: учитель-дефектолог Фисюк О.В.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить медленный интернет тинькофф
  • Как исправить медленные сектора на hdd
  • Как исправить медленную речь
  • Как исправить медленную зарядку телефона на быструю
  • Как исправить медицинский полис на госуслугах