Как исправить межзубный сигматизм при открытом прикусе

Сигматизм — это недостатки в произношении свистящих и шипящих звуков (с, съ, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ).

Сигматизм — это недостатки в произношении свистящих и шипящих звуков (с, съ, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ).

При правильном произношении звуков С, 3, Ц артикуляция следующая:

  • зубы сближены на расстоянии 1 мм;
  • положение губ и расстояние между зубами зависят от последующего гласного звука;
  • язык широко распластан, и его кончик упирается в нижние резцы;
  • спинка языка умеренно выгнута;
  • боковые края языка подняты и изнутри плотно прижаты к верхним коренным зубам;
  • посередине стенки языка образуется желобок, по которому проходит холодная струя выдыхаемого воздуха;
  • нёбная занавеска (мягкое нёбо) поднята и прижата к задней стенке глотки, не пропуская воздушную струю через носовую полость;
  • голосовые складки разомкнуты, звук глухой.

При произнесении мягкого звука СЬ язык напряжен, кончик языка гораздо сильнее упирается в нижние резцы, а спинка языка выгнута и приближена к твердому нёбу.

Артикуляция звонких звуков 3—3′ отличается прежде всего тем, что звуки звонкие, т.к. голосовые складки сомкнуты и вибрируют; спинка языка поднята выше, выдох меньше, чем при звуках С – СЬ.

Звук Ц образуется при слитном и быстром произнесении двух звуков Т—С {ТС — при этом Т произносится не кончиком, а спинкой языка): сначала кончик языка упирается в нижние резцы, как при С, спинка выгнута и касается альвеол, потом кончик языка остается в том же положении, а спинка после взрыва при соприкосновении с альвеолами опускается до положения, занимаемого при произнесении С, а по образовавшемуся желобку проходит холодная струя воздуха.

Звуки Ш и Ж — шипящие, при произнесении которых:

  • губы слегка выдвинуты вперед;
  • передняя часть языка в виде ковшика поднята к верхним альвеолам, но не касается их; образуется щель, через которую проходит теплая струя воздуха;
  • боковые края языка подняты и плотно примыкают к верхним коренным зубам, не пропуская воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые складки при Ш разомкнуты, а при Ж сомкнуты и ибрируют.

Звук Ш — глухой, а Ж — звонкий.

Звуки Ч и Щ

При правильной артикуляции звук Ч произносится как ТЬШЬ. Сначала кончик языка образует смычку с корнями верхних резцов, а затем, после взрыва, отодвигается назад к альвеолам — образуется сильная воздушная струя. Корень языка приподнят, приближаясь к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и плотно закрывает проход в носовую полость, голосовые складки разомкнуты.

При произнесении звука Щ (ШЬ) губы выдвинуты вперед, кончик языка поднят к альвеолам; образуется щель, по которой проходит теплая воздушная струя, боковые края смыкаются с верхними зубами. Язык напряжен, корневая часть его приподнята. Нёбная занавеска закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки разомкнуты.
Звуки Ч и Щ всегда глухие.

Дефекты в произнесении свистящих и шипящих звуков

Нарушение одного из вышеописанных артикуляционных укладов приводит к неправильному произношению данных звуков. В связи с этим выделяется 6 видов сигматизма: губно-зубной, межзубный, боковой, носовой, призубный, шипяще-свистящий.

Губно-зубной сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуков фонемой, близкой к Ф. Это объясняется тем, что при произнесении звука образуется смычка нижней губы с верхними резцами.

Призубный сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуками Т – Д.

Сущность данного дефекта состоит в том, что кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя преграду для прохода воздушной струи через зубную щель.
Шипящий сигматизм проявляется в замене свистящих звуками Ш, Ж. При этом кончик языка несколько оттянут в глубь рта и приподнят, спинка резко выгнута — вместо свиста образуется несколько смягченное Ш или Ж.

При свистящем сигматизме шипящие звуки заменяются свистящими.

Замена свистящих и шипящих звуков другими, более простыми по артикуляции называется парасигматизмом.

Межзубный сигматизм проявляется в том, что кончик языка занимает положение между зубами. Этим объясняется появление шепелявого оттенка звука.

Боковой сигматизм характеризуется тем, что кончик языка упирается в верхние альвеолы, в результате не образуется смычка между боковыми краями языка и верхними коренными зубами — там появляется щель, через которую проходит воздушная струя. Результатом такой артикуляции может быть боковой сигматизм (правосторонний, левосторонний), двусторонний.

Носовой сигматизм характеризуется появлением носового (назального) оттенка при произнесении свистящих и шипящих, которые заменяются звуком, похожим на Xс назальным призвуком. Такой дефект вызван тем, что корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, в результате чего мягкое нёбо опускается и струя выдыхаемого воздуха проходит через образовавшийся проход в носовую полость.

Исправление сигматизма различных видов

Для исправления сигматизма могут применяться различные методы в зависимости от характера недостатка.

  1. При межзубном сигматизме логопед предлагает логопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук с. Если звук с произносится недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед предлагает логопату произносить звук с вначале изолированно, а затем в сочетании с гласными а, о, у, ы в прямых и обратных слогах.
    Если логопат правильно произносит звук с, ему уже нетрудно овладеть и правильным произношением звуков з и ц.
    Для произнесения звука з логопед предлагает логопату во время произнесения звука с включить голос. Для произнесения звука ц он предлагает произносить подряд звуки г и с сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звука т к с (тс).
    Четкое представление о том, что звук ц является составным и при этом единым, спаянным, логопат получит при произнесении обратных слогов ац, оц, уц, где ясно слышится, что звуку с предшествует взрыв (т).
    Многократным сопоставлением слогов ац и ас достигается четкая дифференциация простого с и составного ц.
  2. При устранении губно-зубного сигматизма логопед предлагает логопату произносить звук с при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Если логопат не воспроизводит этого движения сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, предлагает произносить звук с в этом положении. Затем, когда изолированно звук с звучит уже правильно, логопед приучает логопата произносить этот звук в сочетании с гласными сначала с механической помощью (придерживая пальцами нижнюю губу), а затем без нее.
  3. При призубном сигматизме логопед может применять два приема:
    • легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким образом выход воздуху через зубную щель;
    • предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками з и ц.
  4. Исправление шипящего сигматизма осуществляется с помощью приема, указанного в пункте «б» при описании исправления призубного сигматизма. В данном случае логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.
  5. При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка; это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно вводить слоговые упражнения, слова и даже фразы, включающие звуке. Постепенно передний край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя переводится за нижние резцы, правильное произношение звука с закрепляется в кинестетическом ощущении логопата и в его слуховом представлении и становится привычным.
  6. При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка (см. п. 5). Достигнув шепелявого произношения звука с, логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата будет закрепляться навык произнесения звука с на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами.

Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым с.

Применяемый некоторыми логопедами прием — зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма — чаще всего не дает необходимого-эффекта.
Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука с почти всегда распространяются на произношение звуков з к ц, к исправлению этих звуков следует приступать только после постановки звука с.

Если логопат не озвончает звук з, логопед может использовать прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания з, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого з и глухого с.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Персонажи одного отечественного фильма ведут диалог:

— «Я логопеф, испвавляю фефекты фикции»

— «Ну, вы же половину букв не выговариваете»

— «Ну и что. Их же тъифтать фве»

        К сожалению, даже несколько неправильно произносимых звуков делают речь смазанной и не понятной. Одними из самых распространённых и трудно устранимых дефектов речи являются межзубный и боковой сигматизмы. Обычно эти нарушения возникают при стёртой дизартрии или в результате длительного сосания пустышки, пальца и сопровождаются прокладыванием языка между зубными рядами или отклонением языка в сторону. У таких детей нарушена функция оральной мускулатуры и ослаблен тонус круговой мышцы рта, рот в состоянии покоя постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различных аномалий прикуса. Это затрудняет формирование звуков.

     Эти «универсальные волшебники»

       Часто в речи телеведущих или отечественных кинозвёзд прослушивается шепелявость в форме межзубного и бокового сигматизмов. В недавнем прошлом, такие дефекты были трудно исправимы, но сейчас мы имеем возможность использовать аппараты, которые могут помочь в исправлении вышеперечисленных нарушений. Таким инновационным средством является, в частности, трейнер для миофункциональной коррекции – эластичный миофункциональный тренажёр, выполненный из гипоалергенного силикона.

        Трейнер выпускается в нескольких размерах; для работы с детьми в возрасте 6 – 9 лет оптимальна универсальная модель T4K, просчитанная с помощью компьютерного 3-D моделирования таким образом, что её размер подходит практически всем детям данной возрастной группы. Для малышей от 3 до 5 рекомендуется модель Infant, имеющая небольшие конструктивные отличия.

      

       Все модели трейнера имеют следующие элементы конструкции:

 

1.    Маркерный «язычок» для тренировки правильного нёбного положения языка в покое и при глотании — помогает автоматизировать положение языка и выработать у ребёнка правильный тип глотания с упором в переднюю   треть   нёба,   что   способствует   коррекции готического нёбного свода.

2. «Ограничитель» языка — предотвращает прокладывание языка между зубными рядами. Как правило, при межзубном и боковом сигматизме язык прокладывается, соответственно, сбоку или фронтально между зубными рядами, что вызывает открытый прикус и затрудняет постановку звуков «с» и «з».

3. Специальные силиконовые бугорки, стимулирующие круговую мышцу рта и снимающие избыточное напряжение подбородочной мышцы.

     

     Помощники логопеда

       Как же помогает эти «универсальные волшебники»?

    1. Вырабатывают правильное положение языка в покое и при глотании.

    2. Отучают от прокладывания языка между зубными рядами.

    3. Устраняют межзубное и боковое произношение звуков при соответствующих артикуляционных и речевых упражнениях.

    4. Упрощают формирование не только вышеперечисленных артикуляционных укладов, но и других дефектных звуков.

    5. Мягко снимают судорожное напряжение речевого аппарата (используется при заикании).

    6. Позволяют выработать смыкание губ и восстановить носовой тип дыхания.

    7. Экономят время ребёнка и логопеда при постановке и автоматизации звуков.

       Первое знакомство

       В начале октября 2009 года ко мне на консультацию пришла мама с мальчиком семи лет с жалобами на плохую речь. После двухлетнего обучения в логопедической группе у Миши К. наблюдались следующие дефекты: межзубное произношение свистящих звуков и звуков [т’], [д’], губное произношение звука [л], тоническая форма заикания в средней степени. Осмотр органов артикуляционного аппарата показал наличие открытого переднего прикуса, скученность зубов верхнего ряда, узкое высокое готическое нёба. В состоянии покоя рот у ребёнка был полуоткрыт и наблюдался ротовой тип дыхания. Стало понятно, что традиционные способы постановки в этом случае нерациональны. В Москве, в учебном центре «Логопед Мастер» на обучающей лекции «Использование вестибулярных пластинок и трейнеров в логопедической практике» понимаю, что это «спасательный круг». Спустя неделю мы с мальчиком и его мамой на приёме у ортодонта, использующего программу лечения прикуса с применением трейнеров. Осмотрев Мишу, очень корректно врач убеждает в необходимости использования данного аппарата. «Вам удастся не только скорректировать речь и исправить прикус, но выработать правильный тип дыхания и глотания » -говорит она и назначает использование трейнера Т4К.

      Первые трудности и первые результаты



       В ноябре 2009 года Миша К. начинает носить трейнер, с постепенным привыканием: сначала 20 минут в день, а затем с увеличением времени до одного часа днём и до 5 – 6 часов ночью во время сна. Первый месяц аппарат вываливался изо рта во время сна, т.к. ещё не сформировалась мышечная память, но затем, в течение второго и последующих месяцев, трейнер уже остаётся во рту всю ночь. С мальчиком, соответственно, проводится комплекс упражнений для коррекции звуков. Регулярное и правильное использование трейнера приводит к соответствующим результатам. Спустя два месяца стабилизируется правильное положение языка в полости рта, через шесть месяцев формируются звуки в разговорной речи, восстанавливается носовой тип дыхания и тоническая степень заикания переходит в лёгкую степень.

 

      Примеры из практики

        Ваня Б. обучался в логопедической группе с сентября 2008 с диагнозом «ФФНР. Стертая дизартрия». При осмотре у мальчика были выявлены следующие проблемы: полуоткрытый рот, язык находится на верхней губе в состоянии покоя или при сосредоточенном выполнении какого-либо задания (рисование или лепка), выраженное ротовое дыхание, боковое произношение свистящих звуков и звуков [т’], [д’], губное произношение звука [л].

       В период с октября 2008 по май 2009 года у Вани Б. сформировался и автоматизировался в речи звук [л]. Автоматизация боковых звуков оказалась затруднительной, хотя проводился массаж органов артикуляционного аппарата и комплекс речевых упражнений для коррекции данных звуков. В конце ноября 2009 года, когда мальчику исполнилось 6 лет, ему было назначено использование трейнера. К началу мая 2010 года язык перестал отклоняться в сторону и принял правильное положение во рту. Боковое произношение свистящих звуков и звуков [т’], [д’] было исправлено. Привычка держать рот полуоткрытым и высовывать язык исчезла, кроме того у ребёнка восстановился носовой тип дыхания.

        Аня Р., 6 лет. Поступила в подготовительную группу в сентябре 2011 года с диагнозом «ФФНР. Стертая дизартрия». У девочки по результатам обследования были выявлены: межзубный сигматизм, межзубное произношение [т’], [д’], неправильное произношение звуков [л], [р], высокое готическое нёбо, прокладывание языка между зубами, полуоткрытый рот, выраженный ротовой тип дыхания. Девочка была направлена на консультацию к ортодонту, где ей было назначено использование трейнера.

        За период обучения с сентября 2010 года по февраль 2011 года с применением соответствующих артикуляционных и речевых упражнений Ане Р.были поставлены и автоматизированы звуки [т’], [ д’], свистящие звуки и сонорные звуки [л], [р]. Исчезло прокладывание языка между зубами. Восстановился носовой тип дыхания.

     Трейнер Т4К – быстрая коррекция звукопроизношения

       Первый успешный опыт речевой коррекции с использованием трейнеров стал необходимым для регулярного использования этих аппаратов в подобных случаях. В течение 2009 – 2011 учебных годов 13 детей из 28 поступивших в логопедическую подготовительную группу детей использовали трейнеры, что способствовало исправлению межзубных и боковых звуков и коррекции других, неправильно произносимых звуков в более короткие сроки. Это подтвердило эффективность применения аппаратов.

     Взаимодействие логопеда с ортодонтом, ребёнком и его родителями в процессе коррекционной работы с применением трейнеров.

       Чтобы эффективность была высокой необходим комплексный подход с участием логопеда, родителей, ортодонта и самого ребёнка. Логопед после тщательного обследования артикуляционного аппарата и выявления патологии проводит беседу с родителями, на которой объясняет проблему, причины и последствия нарушений, при этом использует наглядный видео материал, рассказывает о трейнерах, принципах работы с ними и об условиях эффективности их применения.

        После этой беседы ребёнок направляется на консультацию к ортодонту, где ему назначается трейнер и деталзируется режим его использования.

       Далее ортодонтом и логопедом проводится мотивирующая беседа с ребёнком. На протяжении всего времени использования трейнера логопедом осуществляется постоянный контроль соблюдения правил использования аппарата и режима его ношения (для работы с трейнером разработан специальный дневник), а также дополнительно проводятся артикуляционные и речевые упражнения. Родители постоянно информируются о результатах коррекции.

        Важно отметить, что система трейнеров была разработана ортодонтами в качестве средства миофункциональной терапии для предупреждения и раннего лечения аномалий прикуса путём тренировки периоральной мускулатуры, устранения парафункций и вредных привычек с целью восстановления миодинамического равновесия челюстно-лицевой области, чему, в первую очередь, способствует стабилизация нёбной позиции языка и восстановление носового типа дыхания.

Автор:

| Проверил: Штеба Виктория Петровна

| Последняя редакция: 07 октября 2021.

Причины и последствия межзубной шепелявости

Межзубная шепелявость является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей. Каковы причины этого нарушения, как предотвратить и что делать в этой ситуации родителям?

Что такое межзубная шепелявость и когда она возникает?

Межзубный сигматизм или межзубная шепелявость — неправильное произношение стоматологических звуков, в том числе:
свистящих с, с’, з, з’, ц,
шипящих ш, ж, ч, щ,
мягких п’, в’, ч, щ.

 
Сужение межзубных промежутков характеризуется введением кончика языка между зубами, в этот момент нижняя челюсть опускается, так что верхние и нижние зубы не сближаются, а язык опускается вниз. Таким образом, звуки получаются глухие, из-за неправильного положения языка.

 
Следует отметить, что не все звуки произносятся неправильно. Бывает так, что межзубная шепелявость сопровождается межзубным осознанием других звуков, чаще всего: т, д, н.
Помните, что звуки у ребенка появляются постепенно. Первые — это звуки мягкие для возраста от 1 до 2 лет. Затем идет серия шипящих звуков (возраст 2-3 лет) и, наконец, свистящие звуки (возраст 5-6 лет). Мягкие звуки, которые ребенок легче всего произносит, обязательно заменяются более трудными — шипением. И когда наконец появятся шипящие звуки, они будут заменены свистящими звуками, которые все ещё слишком трудные для произношения малыша. Если 5-летний ребенок произносит шипящие звуки в межзубных промежутках, вполне вероятно, что он также будет издавать шипящие звуки, которые еще не появились. И тут очень важно, как быстро отреагируют родители, и обратятся за помощью к специалисту – логопеду.

Причины межзубного произношения

Межзубная шепелявость может иметь разные причины. К ним относятся:
неправильный прикус — если у вашего ребенка так называемый открытый прикус, почти наверняка это основная причина шепелявости. Открытый прикус — это неправильное совмещение верхних и нижних зубов. В таких случаях необходимо посетить ортодонта и провести лечение, которое зачастую длится многие месяцы,
не правильное положение языка. Отсутствие вертикального положения языка чаще всего вызвано сосанием пальцев, слишком долгим кормлением ребенка из бутылочки, неправильным дыханием ртом и слишком долгим использованием сосок и прорезывателей,
аномалии в строении речевого аппарата. При такой аномалии строение артикуляционного аппарата может касаться языка (слишком большой), неба (расщелины), либо снижение мышечного тонуса,
дыхание через рот.

Влияние межзубного произношения

Межзубная шепелявость возникает в результате неправильного прикуса, неправильного глотания и отсутствия вертикального положения языка.

Кроме того, у этой проблемы есть последствия, которые могут подорвать самооценку вашего ребенка:
странный глухой звук произношения сразу привлекает внимание окружающих, что может вызвать насмешки, а иногда даже отторжение со стороны группы сверстников, «потому что он шепелявит»;
осмеянный ребенок может замкнуться в себе;
межзубная речь заставляет дышать через рот, что способствует частым инфекциям горла;
неправильного прикуса — язык постоянно выталкивает зубы вперед. Конечно, неправильный прикус возникает не сразу, а со временем. Однако лучше предотвратить это, чем лечить последствия. Следует помнить, что ортодонт может приступить к работе только после появления постоянных зубов. Чем раньше ребенок с дефектами речи начнет посещать логопеда, тем меньше будет эффект межзубного воздействия.

Как помочь ребенку с межзубной шепелявостью?

Чем раньше вы пойдете к логопеду, тем лучше. Помните, что стойкие дефекты речи устранить труднее.
Регулярно делайте физические упражнения с малышом, хотя бы по несколько минут в день. Побывав у специалиста, вы подробно узнаете, как будет проходить лечение. Логопеды часто задают домашнее задание, и его стоит постоянно выполнять дома с ребенком. Чем больше вы будете практиковаться в соответствии с инструкциями специалиста, тем скорее вы добьетесь успеха.

 
Не поправляйте ребенка все время — постоянное внимание к нему и исправление его речи может привести к нежеланию выполнять задания. Дайте ребенку время и не позволяйте ему отталкивать вас. Терапия часто длится много месяцев.
Занимаясь с ребенком дома, постарайтесь ограничить упражнения с наклонением языка, поскольку они сохранят и без того неправильную артикуляцию. Делайте ставку на улыбки, мимику, облизывание зубов изнутри и т. д.

 
Если вы сомневаетесь в произношении вашего ребенка, стоит сходить на консультацию к логопеду, даже если окажется, что все в порядке и речь ребенка развивается правильно. Чем раньше ребенок с нарушениями дикции придёт к специалисту, тем короче продлится лечение, и ваш ребенок будет не только красиво говорить, но и станет уверенным в себе.

Записывайтесь на осмотр к стоматологу. 

 ГБОУ СОШ № 1909 (2-е дошкольное отделение)

Учитель – логопед Фетисова М.В.

Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма в условиях дошкольного учреждения.

Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом, а замена их другими звуками  — парасигматизмом . Межзубный, призубный и губно – зубной сигматизм наблюдается при:

— открытом прикусе;

— перекрёстном прикусе;

— слабой подвижности языка;

— ротовом дыхании;

— глотании с упором языка в нижнюю челюсть (так называемый инфантильный тип глотания).

Причиной  нарушений  часто являются аномалии развития челюсти и языка (макроглоссия), аденоиды (нос не дышит, а рот открыт) и, конечно же, дизартрия (гипотония продольных мышц языка). На практике  макроглоссия встречается довольно редко. При  нарушениях прикуса мы направляем родителей с детьми к ортодонту. Но чаще встречаются именно дизартрические нарушения: язык вялый, не удерживается во рту, иногда картина дополняется саливацией (слюнотечением).

О проблеме дизартрии я писала в журнале «Логопед» (№4, 2012). В статье «Проблема дизартрии: взгляд логопеда – практика»  поднимаются наболевшие для логопедов проблемы: отсуствие диагностики речевого нарушения ЦНС врачами – невропатологами, отсуствие лечения детей с диагнозом «Дизартрия» в шаговой доступности (диагноз иногда ставит учитель – логопед или логопед поликлиники) и т.д.

Пример из практики. На консультации мама с ребёнком, который свистящие и шипящие звуки произносит одинаково: язык между зубами, рот широко раскрыт. Нарушены и искажены в общей сложности 12 звуков. Диагноз невропатолога: «Норма».  Пытаюсь рассказать, что гипотонус мышц напрямую связан с нарушением ЦНС. Мама сразу недоумевает: «А невропатолог сказала, что у нас всё нормально!»

Печально и преступно то, что многие невропатологи забывают, что речь является проявлением высшей  нервной деятельности, присущей только человеку; в обязанности невропатолога обязательно должно входить  обследование моторики мышц лица, языка, рук, координации движений ребёнка.

Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС, при котором расстраивается двигательный механизм речи.

Межзубный и губно – зубной сигматизмы чаще всего являются следствием гипотонии (снижения тонуса мышц). При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

На практике учителя — логопеды стараются сделать всё для ребёнка. Для преодоления дизартрии  мы используем традиционные и нетрадиционные методы, включающие в себя элементы нейрореабилитации. Логопедическая работа по преодолению стёртой формы дизартрии  предусматривает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. Поскольку дефект межзубного и губно – зубного сигматизма носит стойкий характер и при улучшении часто возвращается в виде рецидивов, совместная работа родителей и учителя – логопеда бесспорно необходима.

Начиная работать над преодолением межзубного и губно – зубного сигматизма, нужно обязательно  сформировать положительную мотивацию у ребёнка. Если с девочками проще (они все хотят быть принцессами и красавицами, выйти замуж за принца и говорить как дикторы ЦТ), то с мальчиками  придумываем игры (язычок должен сидеть дома, не выглядывать во двор, язычок прилёг на диванчик в квартире, и его не видно). Наконец, карикатурно, но тактично изображаем речь шепелявую, с высунутым языком. Красиво? Нет. Часто этот театральный приём очень действенно влияет на критическое мышление ребёнка, заставляет его взглянуть на себя со стороны, подталкивает его к самоконтролю.

Затем начинаем выполнять упражнения активной артикуляционной гимнастики, направленные на повышение тонуса губ и языка. Предпочтительны именно статические, силовые упражнения.

  1. Сомкнуть губы, чуть вытянуть их вперёд. Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  2. «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении в течение 5-10 секунд.
  3. «Бульдог». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5-10 секунд.
  4. «Хомяк». Рот закрыт.  Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении в течение 5 секунд. Можно контролировать движения языка, приложив пальчики снаружи щёк.
  5. «Кружок».  Рот закрыт. Язык медленно движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (направление по часовой стрелке, а затем в противоположную сторону).
  6. «Покусаем язык»: зубки покусывают кончик, затем середину языка, язык продвигается вперёд – назад.
  7. «Горка». Улыбнуться, приоткрыв рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  8. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны).
  9. «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны).
  10.  «Катушка». Улыбнуться, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта, медленно. Повторить 8-10 раз.
  11.  «Жуём блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот поставить кончик языка как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10 – 15 раз.
  12.  «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Язык во рту. Удерживать его при открытом рте в течение 5 – 10 секунд.  Затем усложняем упражнение: «Не разбей чашечку». Медленно выдвигаем вперёд (удерживаем 3-5 секунд) чашечку и задвигаем обратно в рот (также удерживаем 3-5 секунд), не разрушая «чашечки».
  13.  «Маляр». Улыбнуться, «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»).
  14.  «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно повторяя: «Д-д-д», «Т-т-т», «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка»).
  15.  «Лошадка». Цокаем, щёлкаем кончиком языка наверху.
  16.  «Грибок». Улыбнуться, широко открыв рот, присосать язык к нёбу, удерживать язык в таком положении в течение 5-10 секунд.
  17.  «Гармошка». Усложняем упражнение «Грибок»: присасываем язык к нёбу, при этом медленно открываем и закрываем рот (как растягиваются меха гармошки).
  18.  «Иголочка». Открыть рот, язык высунуть, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  19.  «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Менять положение языка 5-6 раз.

Упражнения пассивной артикуляционной гимнастики – такая форма гимнастики, при которой ребёнок производит движение только при помощи  механического воздействия: под нажатием пальцев и рук логопеда или соответствующего зонда, шпателя. При межзубном и губно – зубном сигматизме мы наблюдаем вялость, пассивность продольных мышц языка. Язык совершает примитивные движения только вперёд, за пределы передних и нижних зубов. Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует гармонизации общей моторики языка, коррекции всех звуков.

  1. Логопед тремя пальцами (как монету) захватывает язык ребенка в передней и средней части и делает медленные повороты как «ключиком» на 90 – 100 градусов по часовой и против часовой стрелке.
  2. Логопед большим пальцем снизу прижимает кончик и передне – среднюю часть языка к нёбу. Подержать1-2 минуты.
  3. Логопед прижимает большим пальцем сверху кончик и передне – среднюю часть языка в точке, находящейся внутри нижней челюсти. Язык статично и послушно «сидит и ждёт» 1-2 минуты.  

Изотонические упражнения  (с элементами сопротивления)  очень эффективны в работе над преодолением межзубного и губно — зубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.

  1. Язык ребёнка высунут. Логопед просит ребёнка убрать язык в рот. Стерильным бинтом старается удержать язык в исходном положении. Разжимает пальцы в момент наивысшего напряжения в корне языка.
  2. Язык ребёнка находится в полости рта у нижних зубов. Логопед пальцем надавливает на кончик языка (фиксирует его). Далее просит ребёнка с силой вытолкнуть язык, вытолкнув палец. При наиболее сильном напряжении спинки языка палец следует приподнять.
  3. «Прогоним Карлсона». Большой палец логопеда (в стерильном бинте)   («Карлсон») «залетает» в рот ребёнка. Задача для малыша: прогнать Карлсона, т.е. вытолкнуть с силой палец («пока тот не съел всё варенье и конфеты»). Рекомендую палец прижимать как к средней точке, так и к боковым точкам языка, чтобы язык с силой « отвечал» не только прямо, но и влево, вправо.  

При помощи вышеописанных упражнений ребёнок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что способствует преодолению межзубного,  призубного и губно – зубного сигматизма.  

Сроки коррекции зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Большое значение имеют такие факторы как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Массаж языка широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, вибрация м поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, — эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны. Я проанализировала большое количество литературы, касающееся нашей темы. В основном все авторы говорят в один голос о том, что массаж при межзубном сигматизме должен проводиться от корня языка к кончику. Но я больше доверяю методике Ю.В.Микляевой[1] (поскольку на практике занимаюсь этим вопросом и имею стаж логопеда 25 лет), которая доказывает в своей работе, что массажные приёмы при этом виде нарушений будут направлены от кончика языка вглубь, к задней части языка. При коррекции пониженного тонуса мышц языка важно и то, что движения зондом осуществляются от боковых краёв языка к средней линии (а не наоборот, как при гипертонусе).    

В XXI веке учитель – логопед должен опираться на помощь медицины, новейших технологий. Обязательно при сигматизме ребёнка нужно направлять к стоматологу – ортодонту. Преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение открытого прикуса во фронтальном отделе. Для коррекции открытого прикуса детские  стоматологи – ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки – или трейнеры – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса. Достаточно 20 – 30 минут тренировки в день дома под контролем родителей. В среднем курс лечения продолжается 3 месяца.

 Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Приходько О.Г. «Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста», М., 2008.
  2. Костина Я.В., Чапала В.М. «Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта», М., 2008.
  3. Крупенюк О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная  методика коррекции артикуляционных расстройств», С- Пб, 2009.
  4. Шафеева А.А. «Логопедический массаж», М., 2009.
  5. Микляева Ю.В. «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением», М., 2010.
  6. Блыскина И.В. «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж», С-Пб, 2010.
  7.  Архипова Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии», М.,2012.
  8. Дьякова Е.А. «Логопедический массаж», М.,2012.

[1] Микляева Ю.В. «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением», М., 2010.

Вечно открытый рот. Ротовое дыхание. Язык между зубами в процессе активной речи. В результате нарушенное произнесение переднеязычных звуков — свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц), звуков Т, Ть, Д, Дь, Н. И это только вершина айсберга. Насколько серьезны последствия патологического функционирования артикуляционного аппарата, мы видим уже в процессе коррекционной работы. Спрятать язык за зубы не составляет большого труда, если передние зубы в наличии. Закрепить правильный артикуляционный уклад, автоматизировать переднеязычные звуки в ходе спонтанной речи намного труднее, чем даже работа с более сложными в произнесении звуками, такими, как звуки Р и Л. На это есть свои причины. Патология прикуса, строения зубного ряда. Открытый прикус, когда есть щель между зубными рядами при смыкании челюстей. Отсутствие передних зубов. Тогда нет механической преграды для языка, для воздушной струи, для полноценной акустики звука. В данном случае необходима квалифицированная помощь специалиста-ортодонта. Парафункция мышц языка. Пониженный тонус мышц языка. «Слабый» язык, который «не помещается» в ротовой полости, «вываливается» изо рта. Искажаются звуки, идет патологическое формирование зубочелюстной системы. И здесь необходима работа с логопедом. Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация речевых звуков, в комплексе, в системе приведут к желаемому результату. Динамический стереотип. Привычка. Привычка жевать, глотать, отталкиваясь языком не от зубов, а от губ и щек, говорить с языком между зубами, держать язык на дне ротовой полости, а не на небе, где ему место. Не говоря уже о вредных привычках, которые часто сопутствуют межзубному сигматизму, например, таких, как сосание пальца. И здесь не обойтись без осознанной работы со стороны родителей. Внешний контроль и дисциплина, организация своевременной коррекционной работы со специалистами, поддержание здорового образа жизни и стабильного эмоционального состояния ребенка — необходимые меры для полноценного физического и психического здоровья малыша.

Логопедическая работа по коррекции
сигматизма свистящих звуков
у детей дошкольного возраста

Автор: Климушина Мария Михайловна

Организация: МБДОУ №30

Населенный пункт: Ивановская область, г. Иваново

Самыми распространёнными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Одним из распространённых нарушений звукопроизношения является сигматизм свистящих звуков. Сигматизмом называют искажение звуков, то есть ненормированное, несуществующее в фонетической системе русского языка произношение свистящих звуков.

Выделяют 6 видов сигматизма: межзубный сигматизм, боковой сигматизм, призубный сигматизм, носовой сигматизм, шипящий cигматизм, губно-зубной сигматизм.

Работа по коррекции нарушений звукопроизношения состоит из следующих разделов: обследование звукопроизношения детей; коррекция нарушенных звуков речи, включающая развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) и усвоение фонетической и фонематической сторон речи (постановка звука, различение звуков речи по акустическим и артикуляционным признакам, автоматизация и введение в речь сформированных звуков).

Занятия по коррекции нарушенного звукопроизношения должны проводиться системно и последовательно. Постановка звуков должна осуществляться логопедом индивидуально, а автоматизация звуков может проводиться на групповых занятиях [8].

Основы логопедической работы по коррекции сигматизма свистящих звуков у детей дошкольного возраста

Работа по коррекции нарушений звукопроизношения, предложенная М. Ф. Фомичевой [10; 11], состоит из следующих разделов:

  • обследование звукопроизношения детей;
  • коррекция нарушенных звуков речи, включающая развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) и усвоение фонетической и фонематической сторон речи (постановка звука, различение звуков речи по акустическим и артикуляционным признакам, автоматизация и введение в речь сформированных звуков).

При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребёнок произносит проверяемый звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. При этом определяется не только количество неправильно произнесенных звуков, но и характер нарушения [9].

Обследование звукопроизношения проводится индивидуально с каждым ребенком, с использованием специального картинного материала. Материал для обследования должен включать наборы предметных картинок на разные группы звуков. Подбор предметных картинок производится таким образом, чтобы обследуемый звук находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится по-разному.

При обследовании звукопроизношения логопед отмечает отсутствие, замену, смешение, искажение звука. Если ребёнок не называет картинку, ему предлагается повторить слово за логопедом. Также, если ребёнок, называя картинки на заданный звук, не может произнести его в слове правильно, ему предлагают произнести звук по подражанию. Если ребенок произнесет звук правильно, это означает, что изолированное произнесение звука возможно, хотя в речь ребёнок его еще не ввел. В этом случае необходима лишь автоматизация этого звука.

При обследовании речи детей логопед также должен обратить внимание на темп речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса [8].

Система работы по коррекции звукопроизношения включает несколько этапов:

  • подготовительный;
  • этап постановки отсутствующего звука;
  • этап автоматизации звука;
  • этап дифференциации звука [9].

1.Подготовительный этап. Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата [10].

Упражнения подготовительного этапа можно разделить на 2 группы:

1. Массаж артикуляционного аппарата. Целью массажа является выработка подвижности губ, языка, а также способность переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

2. Артикуляционная гимнастика. Она помогает выработать движения органов артикуляционного аппарата. Упражнения артикуляционной гимнастики также можно разделить на 2 группы: динамические («часики», «маляр») и статистические, направленные на удержания артикуляционной позы («грибок», «парус») [8;9].

Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произношении свистящих звуков [c], [c’], [з], [з’], [ц]:

1. «Заборчик» — удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. «Трубочка» — вытягивание губ вперед трубочкой.

3. «Заборчик — трубочка» — чередование положения губ в улыбке и трубочкой.

4. «Лопатка» — удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.

5. «Иголка» — удерживание узкого языка между резцами.

6. «Качели» — чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.

7. «Блинчик» — удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном положении.

8. «Горка» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубки, спинку языка приподнимается, а боковые поверхности прижимаются к верхним зубам.

9. «Почистим нижние зубы» — движения влево — вправо кончиком языка за нижними зубами [8].

2.Этап постановки звука. Целью данного этапа является формирование умений правильного произнесения звука. Этап постановки звука включает 2 способа: по подражанию и с механической помощью.

При постановке любого звука по подражанию возможно использование следующих приемов:

  • привлечение внимания ребёнка к артикуляционной позе звука в момент его произнесения;
  • совместное произнесение звука;
  • самостоятельное произнесение звука ребенком.

Постановка звука с механической помощью зависит от особенностей его артикулирования. В качестве механической помощи могут использоваться зонды, шпатели и другие приспособления, помогающие ребёнку воспроизвести заданный артикуляционной уклад [9].

Постановка свистящих звуков ([c], [c’], [з], [з’], [ц]).

При нарушении всех звуков в группе первым ставится [c]. Желательно до его постановки сформировать звук [и] — для выработки положения языка при произнесении свистящих звуков и звук [ф] — для выработки сильной воздушной струи. Основной способ постановки [c] состоит из двух этапов:

1. при межзубном положении языка зондом создается желобок, идущий по средней линии языка (для прохождения воздушной струи). При устойчивой воздушной струе к произносимому звуку присоединяются гласные [а], [э], [ы]. Происходит автоматизация межзубного [c] в слогах.

2. при отработанном произнесении cа, cэ, cы, при помощи зондов кончик языка заводится за нижние резцы, и процесс автоматизации с гласными [а], [э], [ы] повторяется. При достижении устойчивого произношения слогов cа, cэ, cы начинается автоматизация в словах с использованием отработанных слогов (сани, сыр). Параллельно начинается процесс слияния [c] со звуками [o], [y] (автоматизация в слогах co, cy).

Звук [з] ставится от [c] с использованием тактильного контроля (ребёнок кладет тыльную сторону ладони себе на горло, вторую – на горло логопеда), привлекается внимание к озвончению звука [c]. Звук [c’] ставится присоединением к звуку [c] звука [и] и автоматизацией слога си. Звук [з’] может ставиться как от [з], присоединением звука [и], так и от звука [c’] — озвончая его. Звук [ц] вызывается при слитном, многократном, с ускорением темпа, произнесении звуков [тc-тc-тc].

3.Этап автоматизации звука. Закрепление звуков предусматривает систему речевых упражнений, направленных на выработку умений употреблять в самостоятельной речи поставленный звук [9].

При закреплении звука в слогах необходимо соблюдать следующую последовательность: автоматизация в прямых слогах (согласный-гласный), в обратных (гласный-согласный), между гласными (гласный-согласный-гласный), в стечении с согласным (согласный-согласный-гласный). Также должно быть многократное повторение согласного звука с одинаковыми гласными (са-са-са) и с разными гласными (са-со-су-сы-сэ).

При автоматизации звука в словах, звук должен находиться в разных положениях в слове (в начале, в середине, в конце). После безошибочного произнесения звука в слове можно переходить к закреплению звука в словосочетаниях, в предложениях [8].

4. Этап дифференциации звуков. Дифференциация смешиваемых звуков (различение) при сигматизме свистящих звуков, проводится последовательно. Различение обоих звуков (заменяемого и заменителя) осуществляется в изолированном произнесении звука, в ряду других звуков, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Работа по формированию фонематического восприятия проводится следующим образом [11]:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
  • различение слов, близких по своему звуковому составу;
  • дифференциация слогов;
  • дифференциация фонем;
  • развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже — учатся различать слоги и затем уже фонемы языка.

Задачей этапа дифференциации звуков является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Методические рекомендации по организации логопедической работы по коррекции сигматизма свистящих звуков у детей дошкольного возраста.

Были разработаны методические рекомендации с основой на работы следующих авторов: Жуковой Н.С. [2], Ткаченко Т.А. [7]. Так как при обследовании ребёнка отмечались фонематические нарушения, то коррекционная работа должна включать в себя развитие фонематического восприятия.

1.Подготовительный этап.

Подготовительный этап включает в себя развитие фонематического восприятия и развитие движение органов артикуляции.

Развитие фонематического восприятия состоит из звуковой разминки (восприятие звука в потоке звуков, восприятие звука в начале, в середине и в конце слова, дифференциация звуков).

Упражнение 1. Восприятие звука в потоке звуков.

Цель упражнения – поднять карточку с изображением звука при узнавании звука в потоке других звуков (приложение 1).

Восприятие звука [c] в потоке звуков:

[c]-[т]-[х]-[ш]-[а]-[ф]-[c]-[л´]-[з]-[ц]-[о]-[щ]-[с]-[л´]-[и]-[т´]-[ш]-[э]-[ц]-[а]-[с]

Восприятие звука [c´] в потоке звуков:

[c´]-[т]-[х]-[ш]-[а]-[ф]-[c´]-[л´]-[з]-[ц]-[о]-[щ]-[с´]-[л´]-[и]-[т´]-[ш]-[э]-[ц]-[а]-[с´]

Восприятие звука [з] в потоке звуков:

[c]-[з]-[х]-[ш]-[а]-[ф]-[c]-[л´]-[з]-[ц]-[о]-[щ]-[з]-[л´]-[и]-[т´]-[ш]-[э]-[ц]-[а]-[з]

Восприятие звука [з´] в потоке звуков:

[c]-[з]-[х]-[ш]-[а]-[з´]-[c]-[л´]-[з]-[ц]-[о]-[щ]-[з´]-[л´]-[и]-[т´]-[з]-[э]-[ц]-[а]-[з´]

Восприятие звука [ц] в потоке звуков:

[ц]-[з]-[х]-[ш]-[а]-[ф]-[c]-[л´]-[ц]-[з]-[о]-[щ]-[з]-[ц]-[и]-[т´]-[ш]-[э]-[с]-[а]-[ц]

Упражнение 2. Звуковая разминка.

Цель упражнения – посмотреть на картинки и внимательно послушать, как логопед правильно и неправильно произносит их название. Если картинка названа правильно, нужно поднять руку вверх (приложение 2).

Упражнение 3. Дифференциация звуков.

При выполнении данного упражнения используются картинки. Цель упражнения — разделить картинки по звукам (приложение 2).

После упражнений на фонематическое восприятие выполняются упражнения на артикуляционную моторику, а также упражнения на выработку воздушной струи:

1. «Заборчик» — удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. «Трубочка» — вытягивание губ вперед трубочкой.

3. «Заборчик — трубочка» — чередование положения губ в улыбке и трубочкой.

4. «Лопатка» — удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.

5. «Иголка» — удерживание узкого языка между резцами.

6. «Качели» — чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.

7. «Блинчик» — удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном положении.

8. «Горка» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубки, спинку языка приподнимается, а боковые поверхности прижимаются к верхним зубам.

9. «Почистим нижние зубы» — движения влево — вправо кончиком языка за нижними зубами.

10. «Загнать мяч в ворота» — вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

11. «Кто дальше загонит мяч» — улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола (для помощи ребёнку можно использовать трубочку – струя воздуха должна идти через неё).

2. Этап постановки звуков.

Так как звук [c] служит базовым по отношению к остальным звукам группы свистящих, то коррекцию начинали именно с него.

Для начала показываем ребёнку правильное положение органов артикуляции и воспроизведение звука [c] [6].

Губы улыбаются.

Зубы на маленьком расстоянии.

Язык широкий, он упирается в нижние зубы, посередине языка — канавка.

Горлышко не гудит. Дуем на кончик языка.

Если по подражанию не удалось поставить звук, прибегаем к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажимаем на кончик распластанного языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложим ребенку произнести изолированно звук [c] несколько раз. с… с… с…, затем «попробовать» в слогах: са-са-са [6].

Постановка звука [з].

Также, как и при постановке звука [с] показываем ребёнку правильное положение органов артикуляции и воспроизведение звука. Звук [з] ставится по подражанию.

Губы улыбаются.

Зубы на маленьком расстоянии.

Язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине языка канавка.

Горлышко гудит.
Гудим в кончик языка.

Постановка звука [ц].

Также, как и при постановке звуков [с] и [з] показываем ребёнку правильное положение органов артикуляции и воспроизведение звука.

Губы улыбаются.

Зубы на маленьком расстоянии.

Язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине языка — канавка.

Горлышко не гудит.

Сначала стучим по нижним зубкам кончиком языка (Т), а затем дуем на него (С) и делаем это быстро-быстро (ТС)

Звук Ц ставят в обратных слогах через момент расчленённого произношения его компонентов: ат+с, от+с, ут+с, эт+с. Постепенно пауза между произносимыми [т] и [c] сокращается до одномоментного произношения двух звуков на одном сильном выдохе. Ребёнку предлагается сильно растянуть губы и как бы сплюнуть сквозь оскаленные зубы — [ц]. После отработки утрированного произношения [ц] (показ резцов), сначала в обратных слогах, а затем в прямых, в течение какого-то времени сохраняем «нажим» на звук [ц] в словах и фразах [2].

3. Этап автоматизации звука.

После того, как звук поставлен проводится его автоматизация сначала в слогах (в первую очередь в прямых, затем в обратных), далее в словах, словосочетаниях и предложениях. При автоматизации стараются выбирать слоги, слова и словосочетания без использования не поставленных звуков.

Для автоматизации можно использовать материал авторов: В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко [6], Л.А. Коморовой [3, 4, 1], О.Е. Громовой [4].

Список использованной литературы

1. Громова О.Е. Говорю правильно С-З-Ц / О. Е. Громова. — Москва : Творческий центр «Сфера», 2011. — 64 с.

2. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи : [для чтения взрослыми детям] / Н. С. Жукова ; ил. Евгении Нитылкиной. — Москва : Эксмо, 2008. — 114с.

3. Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях [Текст] : альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — Москва : ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.

4. Комарова Л. А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях [Текст] : альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — Москва : ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.

5. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях [Текст] : альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — Москва : ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.

6. Коноваленко В. В. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1. Автоматизация свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц у детей [Текст] / Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Гном, 2013. – 38с.

7. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия / Т. А. Ткаченко. — Москва : Мир книги, 2008. — 246 с.

8. Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика/ [под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой]. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Эксмо,2019. – 608 с.

9. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.

10. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения/ М. Ф. Фомичева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. 2014.

11. Фомичева М. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. М., 2002.

Полный текст статьи см. приложение
 

Приложения:

  1. file0.docx.. 418,1 КБ

Опубликовано: 01.01.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить межбровную складку
  • Как исправить межбровную морщину
  • Как исправить медлительность у ребенка
  • Как исправить медленный интернет тинькофф
  • Как исправить медленные сектора на hdd