Как исправить недостатки воспитания

Работа по теме: Андреева О.И. Коррекционная и специальная педаг... Глава: 3.3 Коррекция дефектов семейного воспитания. ВУЗ: ЮФУ.

На практике
педагогически несостоятельные семьи
оказываются наиболее труднодоступными
для выявления причин и неблагоприятных
условий, оказавших негативное воздействие
на детей. Чтобы выявить неблагоприятные
факторы семейного воспитания в такой
семье, необходимо, как правило, длительное
и близкое знакомство, установление
воспитателем доверительных отношений
и с детьми, и с родителями. Обобщение
длительных наблюдений, которые велись
в процессе индивидуальной
социально-педагогической работы с
«трудными» детьми и их семьями
позволили выделить следующие наиболее
типичные, неправильно сложившиеся
педагогические стили в функционально
несостоятельных семьях, не справляющихся
с воспитанием детей.

Попустительски-снисходительный
стиль,

когда родители не придают значения
проступкам детей, не видят в них ничего
страшного, считают, что «все дети
такие», либо рассуждают так: «Мы сами
такими же был». Педагогу, психологу в
подобных случаях бывает трудно изменить
благодушное, самоуспокоенное настроение
таких родителей, заставить их всерьез
реагировать на проблемные моменты в
поведении ребенка. Позиция круговой
обороны, которую также может занимать
определенная часть родителей, строя
свои отношения с окружающими по принципу
«наш ребенок всегда прав». Такие
родители весьма агрессивно настроены
ко всем, кто указывает на неправильное
поведение их детей. Даже совершение
подростком тяжелого преступления в
данном случае не отрезвляет пап и мам.
Они продолжают искать виновных на
стороне. Дети из таких семей страдают
особенно тяжелыми дефектами морального
сознания, они лживы и жестоки, весьма
трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный
стил
ь,
когда родители, чаще мать, не стесняясь,
всем и каждому жалуются на своего
ребенка, рассказывает на каждом углу о
его проступках, явно преувеличивая
степень их опасности, вслух заявляют,
что сын растет «бандитом» и прочее.
Это приводит к утрате у ребенка
стыдливости, чувства раскаяния за свои
поступки, снимает внутренний контроль
за своим поведением, происходит озлобление
по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный
стиль
, при
котором родители не верят, не доверяют
своим детям, подвергают их оскорбительному
тотальному контролю, пытаются полностью
изолировать от сверстников, друзей,
стремятся абсолютно контролировать
свободное время ребенка, круг его
интересов, занятий, общения.

Так, в этом
отношении показателен пример повеления
мамы Димы С., стоящего на учете за угон
велосипеда. Дима учится в 5 классе, очень
замкнут, неразговорчив. Мама обеспокоена
фактом постановки на учет, стремится
ни на минуту не выпускать его из виду.

После учебы
мальчик должен идти к ней на работу, где
под ее присмотром готовит уроки. Затем
они возвращаются домой, мама не оставляет
сына в комнате даже наедине с закрепленным
за ним воспитателем. Всегда присутствует
при их разговоре, сама отвечает на все
вопросы, которые воспитатель задаст
подростку, запрещает, чтобы кто-то из
друзей заходил в дом, и не выпускает
Диму на улицу. Мальчик растет хмурым,
необщительным, замкнутым. Всегда смотрит
исподлобья, напоминает затравленного
зверька, никого не любит, ни к кому не
испытывает привязанностей, озлоблен.

Жестко-авторитарный
стиль

присущ родителям, злоупотребляющим
физическими наказаниями. К такому стилю
отношений больше склонен отец, стремящийся
по всякому поводу жестоко избить ребенка,
считающий, что существует лишь один
эффективный воспитательный прием —
физическая расправа. Дети обычно в
подобных случаях растут агрессивными,
жестокими, стремятся обижать слабых,
маленьких, беззащитных. Представители
органов профилактики должны стать на
защиту детей от жестокости родителей,
применяя при этом вес доступные средства
воздействия — от убеждения до
административно-уголовного принуждения,
защищающего ребенка от жестокости.

Увещевательный
стиль
. В
противоположность жестко-авторитарному
стилю в этом случае родители проявляют
по отношению к своим детям полную
беспомощность, предпочитают увещевать,
бесконечно уговаривать, объяснять, не
применять никаких волевых воздействий
и наказаний. Дети в таких семьях, что
называется, «садятся на голову»,
возникают ситуации из известной басни
Крылова «А Васька слушает, да ест».
От социального педагога в данном случае
нужна твердость, требовательность как
в отношении несовершеннолетнего, так
и его родителей.

Отстраненно-равнодушный
стиль

возникает, как правило, в семьях, где
родители, в частности мать, поглощена
устройством своей личной жизни. Выйдя
вторично замуж, мать не находит ни
времени, ни душевных сил для своих детей
от первого брака, равнодушна как к самим
детям, так и к их поступкам. Дети
предоставлены самим себе, чувствуют
себя лишними, стремятся меньше бывать
дома, с болью воспринимают
равнодушно-отстраненное отношение
матери. Такие дети с благодарностью
воспринимают заинтересованное,
доброжелательное отношение со стороны
старшего, способны привязаться к шефу,
воспитателю, относятся к ним с большой
теплотой, доверием, что помогает в
воспитательной работе.

Воспитание по
типу «кумир семьи»

часто возникает по отношению к «поздним
детям», когда долгожданный ребенок
наконец-то рождается у немолодых
родителей или одинокой женщины. В таких
случаях на ребенка готовы молиться, все
его просьбы и прихоти выполняются,
формируется крайний эгоцентризм, эгоизм,
первыми жертвами которого становятся
сами же родители.

Непоследовательный
стиль

когда у родителей, особенно у матери,
не хватает выдержки, самообладания для
осуществления последовательной
воспитательной тактики в семье. Возникают
резкие эмоциональные перепады в
отношениях с детьми — от наказания, слез,
ругани до умилительно-ласкательных
проявлении, что приводит к потери
родительского влияния на детей. Ребенок
становится неуправляемым, непредсказуемым,
пренебрегающим мнением старших,
родителей. Нужна терпеливая, твердая,
последовательная линия поведения
воспитателя, психолога.

Перечисленными
примерами далеко не исчерпываются
типичные ошибки семейного воспитания.
Для внимательного взгляда педагога эти
ошибки не представляют трудности в
различении. Однако исправить их гораздо
труднее, чем обнаружить, поскольку
педагогические просчеты семейного
воспитания чаще всего имеют затяжной
хронический характер. Особенно трудно
поправимы и тяжелы по своим последствиям
холодные, отчужденные, а порою и враждебные
отношения родителей и детей, утратившие
свою теплоту и взаимопонимание Взаимное
отчуждение, враждебность, беспомощность
родителей в таких случаях порою доходит
до того, что они сами обращаются за
помощью в милицию, комиссию по делам
несовершеннолетних, просят, чтобы их
сына, дочь отправили в спецПТУ, в
спецшколу. В ряде случаев эта мера,
действительно, оказывается оправданной,
поскольку дома исчерпаны вес средства,
и перестройка отношений, не произошедшая
своевременно, практически уже становится
невозможной вследствие обостренности
конфликтов и взаимной неприязни.

К человеческим
отношениям, в том числе и к семейным,
так же, как и к чувствам, их окрашивающим,
требуются постоянное внимание и немалый
«труд души» для их своевременного
восстановления, иначе однажды закравшаяся
неприязнь, враждебность, конфликтность
разъедают теплоту родственных отношений,
становятся необратимыми и создают в
доме невыносимую для ребенка атмосферу.

Как известно,
эмоциональным центром семьи, задающим
тон в семейных отношениях, является
чаще всего мать, женщина. Характер
отношений матери и ребенка с первых
дней и месяцев его жизни существенным
образом определяет характер и судьбу
уже взрослых детей.

Особенно опасны
авторитарность, жесткость, чрезмерное
доминирование матери, которое в настоящее
время нередко проявляется у многих
женщин. Такого рода жесткое авторитарное
поведение депривирует психическое
развитие детей и чревато разными
неприятными последствиями, В том случае»
если у ребенка слабый тип нервной
системы, это может привести к
нервно-психическим заболеваниям.
Американские психологи, исследовавшие
условия семейного воспитания детей с
нервно-психическими заболеваниями,
пришли к выводу, что для этих семей
характерно однотипное поведение матерей,
которые в отношениях с детьми придерживались
принципа жесткого доминирования и
тотального контроля, свои браки считали
неудачными, проповедовали жертвенное
отношение к семье, к детям.

В случае же, когда
у ребенка сильный тип нервной системы,
доминантность, жесткость матери приводит
к тяжким невосполнимым дефектам
эмоциональной сферы, к эмоциональной
невосприимчивости детей, отсутствию
эмпатии, агрессивности, что может
привести к жестоким тяжким преступлениям.

Ошибки семейной
педагогики особенно ярко проявляются
в системе наказаний и поощрений
,
практикуемой в семье. В этих вопросах
нужна особенная осторожность,
осмотрительность, чувство меры,
подсказываемые родительской интуицией
и любовью. Как чрезмерное попустительство,
так и чрезмерная жестокость родителей
одинаково опасны в воспитании ребенка.

Вопрос о физических
наказаниях детей, который однозначно
решается в условиях школьного воспитания,
не находит, увы, такого простого и
однозначного ответа в семье. Повышенная
эмоциональность в отношениях родителей
и детей выражается как в проявлениях
нежности, поцелуях, поглаживаниях, так
и в вспышках гнева, шлепках, одергиваниях
и прочем. Как пишет в своей книге
«Нестандартный ребенок» известный
психотерапевт Вл. Леви, «еще вопрос,
что предпочтет ребенок: получить
раз-другой в месяц пару шлепков или
каждый божий день слушать бесконечный
крик». То есть автор допускает
возможность физического наказания в
семье, но при этом в категорической
форме запрещает родителям:

  • шлепать детей
    младше 3 лет (обобщенная реакция,
    подавление активности, невроз страха,
    угроза развитию);

  • наказывать ребенка
    7 лет и старше в присутствии посторонних
    и особенно сверстников (публичное
    унижение);

  • наказывать с
    применением силы за любую вину девочку
    старше 10 лет и мальчика старше 14 лет
    (новое качество психики);

  • угрожать или
    наказывать орудием, усиливающим боль,
    страх (ремень, палка, линейка, сковородка);

  • причинять боль и
    страх каким-либо иным насильственным
    действием (выкручиванием ушей, щипком)
    — это уже из области садизма;

  • наказывать
    хладнокровно, без гнева: рассудочная
    экзекуция абсолютно недопустима;

  • систематически
    угрожать наказанием.

Эти советы полезно
помнить и родителям, и тем, кто вынужден
исправлять дефекты семейной педагогики
и их печальные последствия.

Вообще педагогическая
несостоятельность семьи должна
предупреждаться задолго до того, как
ребенок попадает в поле зрения органов
профилактики. В этом отношении
своевременным профилактическим средством
можно считать тот психолого-педагогический
ликбез, который проводится для родителей
в лучших школах еще до того, как ребенок
переступает их порог. Так, в свое время
В. А. Сухомлинский начинал педагогическое
просвещение молодоженов на этапе, когда
они только готовились к появлению
ребенка.

В
воспитательно-профилактической работе
с функционально несостоятельными
семьями особенно важна своевременность
и слаженность действий всех звеньев
профилактической системы, умение найти
подход не только к «трудному», но
и к его родителям.

Правильные
взаимоотношения между детьми и взрослыми
– важнейший фактор развития ребенка.
При нарушении этих взаимоотношений
ребенок испытывает разочарование и
склонен к различным проступкам.

Какие же
взаимоотношения можно считать правильными?
Это те, в
которых взрослый:

— сосредоточивается
на позитивных сторонах и преимуществах
ребенка с целью укрепления его самооценки;

— помогает ребенку
поверить в себя и свои способности;

— помогает ребенку
избежать ошибок;

— поддерживает
ребенка при неудачах.

Коррекционная
работа с родителями заключается в том,
чтобы научить их поддерживать ребенка,
а для этого, возможно, придется изменить
привычный стиль общения и взаимодействия
с ним. Вместо того чтобы обращать внимание
прежде всего на ошибки и плохое поведение
ребенка, взрослому придется сосредоточиться
на позитивной стороне его поступков и
поощрении того, что тот делает.

Поддерживать
ребенка – значит верить в него. Вербально
и невербально родитель сообщает ребенку,
что верит в его силы и способности.
Ребенок нуждается в поддержке не только
тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда
ему хорошо.

Для того чтобы
поддержать ребенка, родители сами должны
испытывать уверенность, они не смогут
оказывать поддержку ребенку до тех пор,
пока не научатся принимать себя и не
достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослый, сам того
не ведая, может обидеть ребенка, сказав
ему, например: «Ты мог бы и не пачкаться!»,
«Ты мог бы быть и поосторожнее!»,
«Посмотри, как твой брат хорошо сделал
это!», «Ты должен был смотреть, когда
это делал я!» Как правило, негативные
замечания родителей не имеют действия.
Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать
это лучше» приводят ребенка к выводу:
«Какой смысл стараться? Все равно я
ничего не могу. Я никогда не смогу
удовлетворить их. Я сдаюсь».

Для нормального
развития ребенка иногда нужна коррекция
всех его семейных взаимоотношений,
таких как:

1) завышенные
требования родителей,

2) соперничество
братьев и сестер (сиблингов),

3) чрезмерные амбиции
ребенка.

Завышенные требования
родителей к ребенку сделают успех
труднодостижимым. Например, если родители
прежде ожидали, что ребенок будет в
детском саду «самым способным», то они
ожидают от него того же и в школе; ребенка,
умеющего хорошо кувыркаться, хотят в
будущем видеть хорошим гимнастом.

Что касается братьев
и сестер, то родители могут непреднамеренно
противопоставлять детей друг другу,
сравнивая блестящие успехи одного с
бледными достижениями другого. Такое
соперничество может привести к сильным
переживаниям ребенка и разрушить хорошие
прежде взаимоотношения.

На поведение ребенка
влияют чрезмерные амбиции, «взращенные»
в семье. Это проявляется, например, в
тех случаях, когда ребенок, плохо играя
в какую-то игру, отказывается принимать
в ней участие. Часто ребенок, не могущий
выделиться посредством чего-то
позитивного, начинает вести себя
вызывающе негативно или превращается
в «камень на шее» всего класса.

Как поддерживать
ребенка
?
Существуют ложные способы, так называемые
ловушки поддержки. Так, типичными для
родителей способами поддержки ребенка
являются гиперопека, создание зависимости
ребенка от взрослого, навязывание
нереальных стандартов, стимулирование
соперничества со сверстниками. Эти
методы приводят только к переживаниям
ребенка, мешают нормальному развитию
его личности и требуют педагогической
коррекции со стороны воспитателя и
учителя.

Еще раз повторим:
подлинная поддержка взрослыми ребенка
должна основываться на подчеркивании
его способностей, возможностей его
положительных сторон. Случается, что
поведение ребенка не нравится взрослому.
Именно в такие моменты он должен предельно
четко показать ребенку, что «хотя я и
не одобряю твоего поведения, я по-прежнему
уважаю тебя как личность». Например,
если ребенку не удается вести себя так,
как хотелось бы учителю, именно учитель
должен помочь ребенку понять, почему
так происходит. Важно, чтобы ребенок
понял, что его неудача может проистекать
из-за отсутствия готовности или
способности вести себя соответствующим
образом. Необходимо показать ребенку,
что его неудача ни в коей мере не умаляет
его личных достоинств. Важно, чтобы
взрослый научился принимать ребенка
таким, какой он есть, включая все его
достижения и промахи, а в общении с ним
учитывать значение таких вещей, как
тон, жесты, выражения и т.п.

Для того чтобы
оказать ребенку психологическую
поддержку, взрослый должен пользоваться
теми словами, которые работают на
развитие положительной самооценки и
чувства адекватности ребенка. В течение
дня взрослые имеют немало возможностей
для создания у ребенка чувства собственной
полезности и адекватности. Один путь
состоит в том, чтобы продемонстрировать
ребенку удовлетворение от его достижений
или усилий. Другой путь – научить ребенка
справляться с различными задачами.
Этого можно достичь, создав у ребенка
установку: «Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок
не вполне успешно справляется с чем-то,
взрослый должен дать ему понять, что
его чувства по отношению к ребенку не
изменились. Полезными могут оказаться
следующие высказывания:

— Мне было очень
приятно наблюдать за происходящим!

— Даже если что-то
произошло не так, как тебе хотелось, для
тебя это было хорошим уроком.

— Все мы люди, и все
мы совершаем ошибки. В конце концов,
исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом,
взрослый научится помогать ребенку в
достижении уверенности в себе. По
выражению одного из родителей, это
подобно прививке ребенку от неудачи и
несчастья.

Как взрослому
показать свою веру в ребенка?

— Забыть о прошлых
неудачах ребенка.

— Помочь ребенку
обрести уверенность в том, что он
справится с данной задачей.

— Позволить ребенку
начать «с нуля», опираясь на то, что
взрослые верят в него, в его способность
достичь успеха.

— Помнить о прошлых
удачах и возвращаться к ним, а не к
ошибкам.

Очень важно
позаботиться о том, чтобы создать ребенку
ситуацию с гарантированным успехом.
Возможно, это потребует от взрослого
некоторого изменения требований к
ребенку, но дело того стоит. Например,
создать такую ситуацию, которая может
помочь школьнику выбрать задания, с
которыми он, с точки зрения учителя,
способен справиться, и затем дать ему
возможность продемонстрировать свой
успех классу и родителям.

Успех порождает
успех и усиливает уверенность в своих
силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того чтобы
поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на
сильные стороны ребенка.

2. Избегать
подчеркивания его промахов.

3. Показывать, что
вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть
демонстрировать любовь и уважение к
ребенку.

5. Уметь помочь
ребенку разбить большие задания на
более мелкие, с которыми он может
справиться.

6. Проводить больше
времени с ребенком.

7. Внести юмор во
взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех
попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать
с ребенком.

10. Позволить ребенку
самому решать проблемы там, где это
возможно.

11. Избегать
дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать
индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру
в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать
оптимизм. Следует помнить, что одни
слова и фразы взрослых поддерживают
ребенка, а другие – разрушают его веру
в себя. Поддерживают такие слова и фразы:

— Зная тебя, я уверен,
что ты все сделаешь хорошо.

— Ты делаешь это
очень хорошо.

— У тебя есть
некоторые соображения по этому поводу.
Готов ли ты начать?

— Это серьезный
вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Общие правила
эффективного общения взрослого и ребенка

1. Беседуйте с
ребенком дружелюбно, в уважительном
тоне. Для того чтобы воздействовать на
ребенка, вы должны научиться сдерживать
свой критицизм и видеть позитивную
сторону общения с ребенком. Тон, которым
вы обращаетесь к ребенку, должен
демонстрировать уважение к нему как к
личности.

2. Будьте одновременно
тверды и добры. Выбрав способ действия,
вы не должны колебаться. Будьте
дружелюбными и не выступайте в роли
судьи.

3. Снизьте контроль.
Избыточный контроль над детьми обычно
требует особого внимания взрослых и
редко приводит к успеху. Более эффективным
оказывается спокойное, отражающее
реальность планирование способа
действия.

4. Поддерживайте
ребенка. Взрослый может поддержать
ребенка, признавая его усилия и вклад,
равно как и достижения, а также
демонстрируя, что понимает его переживания,
когда дела идут не очень хорошо. В отличие
от награды поддержка нужна даже тогда,
когда ребенок не достигает успеха.

5. Имейте мужество.
Изменение поведения требует практики
и терпения. Если какой-то подход окажется
неудачным, не нужно отчаиваться, следует
остановиться и проанализировать
переживания и поступки как ребенка, так
и свои. В результате в следующий раз
взрослый будет лучше знать, как поступить
в подобной ситуации.

6. Демонстрируйте
взаимное уважение. Педагоги и родители
должны демонстрировать доверие к
ребенку, уверенность в нем и уважение
к нему как к личности.

чем опасно плохое воспитаниеПлохое воспитание опасно в первую очередь для самого человека. Неспособный к сопереживанию и некоторых видам социальных взаимодействий, он непременно столкнется с различными проблемами. Процесс воспитания включает в себе передачу знаний и умений.

Родители также должны помочь ребенку освоиться в обществе, на своем примере показать ему основы коммуникации и провести первоначальную социализацию. Но это весьма условный базовый набор. Они должны развить у ребенка умение постоять за себя делом и словом, проявление уважения к старшим, дисциплинированность, склонность к поддержанию чистоты и порядка. Однако на деле ребенку постоянно приходится сталкиваться с трудностями, которые могут сделать его боязливым, агрессивным или безынициативным.

Плохое воспитание — какие стратегии ошибочны

ошибочные стратегии воспитанияФактически, плохое воспитание включает в себя целый ряд действий, при выполнении которых родители могут покалечить психику своего ребенка. Часто это происходит неосознанно, они хотят «как лучше», но получается «как всегда». В некоторых случаях, процесс воспитания отвергается вообще, и ребенок может стать избалованным и капризным, так как не будет знать ни в чем отказа.

Но к плохому воспитанию может добавиться авторитарное поведение родителей и усугубить ситуацию. Когда ребенок совершает ошибку, ему просто нет оправдания — он недостаточно хорошо учился или тренировался, провалился и теперь должен понести наказание. Он никчемен, глуп и полностью заслужил свое положение. Его душевные переживания отходят на второй план и не интересуют родителей из-за нехватки времени или из-за иной отговорки.

плохое воспитание

Среди прочих неправильных воспитательных стратегий:

  • постоянное запугивание;
  • ругание, даже если ребенок признал свои ошибки и говорит только правду;
  • постоянный «штурм» советами и указаниями без личных примеров;
  • регулярное сравнение ребенка с остальными детьми, причем не в его пользу;
  • постоянная критика;
  • отсутствие права на выбор — только у родителей всегда правильное мнение или решение;
  • отсутствие понимания чувств ребенка.

Нередко при этом родители стараются активно, по их мнению, «учить» ребенка различным премудростям. Закономерно, это у них не получается, что приводит к еще большему числу обвинений в его сторону. Высокая родительская активность, при неправильной стратегии воспитания, может привести к печальным последствиям.

ребенка нельзя наказывать физическиИз-за плохого воспитания ребенок может вырасти с неправильными жизненными установками. Ведь его постоянно убеждали в том, что родители «лучше знают как надо». Но ребенок видит, что внушаемые ему правила и запреты ими самими не соблюдаются. В итоге у него формируется понимание, что если никто ничего не видит, он может творить все, что угодно. В комбинации с избалованностью это нередко приводит к повышенному эгоизму.

Итоги плохого воспитания

итоги плохого воспитания

К чему могут привести родительские ошибки? Есть целый список проблем:

  1. Повышенная тревожность и депрессия. Постоянное ожидание наказание способно вызывать у ребенка тревожность, которая рано или поздно перерастет в депрессию.
  2. Отсутствие эмпатии. Когда ребенку не сопереживают и разделяют его чувства, он становится не способен сопереживать другим, растет эгоистичным и холодным.
  3. Проблемы социализации. Таким детям тяжело завести друзей — они просто не умеют поддерживать близкие контакты, враждебно или потребительски относясь ко всем окружающим.
  4. Девиации поведения. Если родители относятся друг к другу жестоко, то их ребенок может стать еще более черствым по отношению к окружающим, так как он воспримет их тип отношений за эталон.
  5. Расстройства нервов и психики. Постоянное нервное напряжение никогда не проходит бесследно. Сбои нервной системы, а то и психические заболевания могут стать обычным делом.

Чтобы избежать подобного, родителям в первую очередь необходимо сдерживать себя от грубости, сдержанно общаясь с ребенком.

Ему требуется показывать положительный пример, причем личный. Понадобится учиться выслушивать его проблемы и разделять его чувства. Только таким образом можно воспитать ребенка правильно.

Безответственность или чем опасно плохое воспитание — видео

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Общее родительское собрание

«Трудности и ошибки воспитания. Пути их преодоления»

C:UsersСветланаDesktopРаБоТа 2018-2019Трудности воспитания и пути решениякартинка 8.jpg

Подготовила:

педагог-психолог

МБУ ДО ЦРТДиЮ им. А. Гайдара

первой квалификационной категории

Гусева Светлана Александровна

г. Арзамас, 2018 г.

Цель: содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в воспитании детей, способствовать доброжелательному отношению родителей с детьми.

Задачи: ознакомить родителей с методами воспитания в семье, обозначить проблему наличия трудностей и ошибок семейного воспитания, выявить качества идеальных родителей, дать рекомендации родителям и указать пути преодоления трудностей и ошибок семейного воспитания.

 «Воспитание ребенка – это не милая забава, а задание,

требующее капиталовложений – тяжких переживаний,

 усилий, бессонных ночей и много, много мыслей…»

/Януш Корчак/

Введение

Сразу после рождения человек живёт в окружении людей. Это родители, сестры и братья, бабушки и дедушки. Постепенно круг общения расширяется, и в течение всей последующей жизни большинство из нас связаны определёнными нитями различной длины и крепости со множеством людей, отличающихся по возрасту, полу, социальному положению, интеллектуальному и духовному развитию. И каким это будет общение — приятным или невыносимым, — всецело зависит от нас самих…

Человек может быть физически красивым, достаточно умным, но только воспитанность делает его Человеком. «Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически и духовно народившуюся личность…». «Семья — одна из наиболее древних социальных общностей…»

Семья — самое важное и главное, что есть в жизни человека, особенно маленького, который нуждается в защите, любви, воспитании. Именно семья вводит человека в общество, учит выживать в нём.

Поэтому сегодня хочется обсудить и раскрыть данную тему… А какие ошибки в воспитании детей делают родители? С какими проблемами сталкиваются и как они их решают…? Много вопросов, на которые необходимо найти ответы.

Основная часть

Типичные ошибки в семейном воспитании

Любой из родителей мечтает хорошо воспитать своего ребенка. Что лично Вы вкладываете в это «хорошо»? Являются ли Ваши методы воспитания правильными?

Часто родители допускают множество ошибок, которые негативно сказываются на физических возможностях вашего чада, его психическом состоянии. Как избежать основных ошибок в воспитании?

№1 Обвинения и угрозы

Метод воспитания посредством обвинений, угроз, запугивания, устыжения – абсолютно дикая ошибка, пришедшая к нам из прошлого. Большинство из Вас помнят фразу «Как тебе не стыдно!», но при этом продолжают применять ее к своим деткам. Чувство стыда вызывает желание опустить глаза, оно парализует активность и убивает любую инициативу. Разве небольшой промах того стоит? Ведь ошибки, допускаемые детьми, не приводят к каким-либо глобальным проблемам.

  Наряду с чувством стыда многие родители активно используют чувство вины. Обвиняя, многие пытаются дать детям своеобразный толчок (или стимул?) к достижению успеха. Только эти благие намерения не оправдываются, ребенок начинает замыкаться. Постоянные обвинительные высказывания родителей приводят к тому, что у малыша пропадает интерес к жизни, он ощущает себя ни на что не способным созданием.

№2 Непоследовательность и несогласованность в воспитании

Начиная с самого раннего возраста у ребенка должны сложиться четкие границы дозволенного. Неправильно каждый день менять требования и запреты. В такой обстановке дети часто теряются и совершенно перестают ориентироваться в разных «можно» и «нельзя».

Детей нужно любить безусловной любовью, замечая при этом их успехи и поощряя за маленькие победы. Проступки также не должны остаться незамеченными, но обойдитесь без крайностей. Просто объясните ребенку, что Вы все равно его любите, но такого поведения не одобряете. Оставьте в стороне любое насилие, террор, покажите ребенку путь развития, а дальше он сможет идти сам.

Требования к детям должны быть одинаковыми у всех членов семьи. Иначе они просто научатся приспосабливаться к ситуации. Тот родитель, чья позиция воспитания совершенно невыгодна для ребенка, перестанет быть авторитетным.

№3 Неровное отношение к детям

Зачастую родители свои проблемы и неприятности переносят на общение с детьми, что в корне неправильно. В одни моменты времени мы их целуем, балуем, покупаем все, что просят. Уже завтра можем кричать, злиться или просто замыкаемся, не обращаем на них никакого внимания. Разные «можно» и «нельзя» целиком зависят от нашего настроения.

В результате такого поведения дети делают простой вывод – неважно, что я сделал, все зависит от маминого (папиного) настроения. Они не видят вашей радости за их маленькие достижения, не осознают, что вы расстроены их проступками.

Если Вы не хотите вырастить психованную особь, начинайте контролировать свои эмоции. Отвыкайте срывать на младших свою злость, ведь они просто не знают, чего от Вас можно ожидать в следующий момент времени. Скорее всего, ребенок просто замкнется в себе, отстранится от вас. Вернуть доверие будет гораздо сложнее, чем сейчас вовремя успокоиться.

№4 Категорический запрет

  Определенный круг запретов у детей должен быть, но любой из них нужно объяснить. Ребенок должен понимать, почему ему запрещено одно и разрешено другое, на чем основано такое мнение родителей. Прежде чем запретить, постарайтесь разобраться в причинах. Почему ваш ребенок это сделал?  Любые категорические запреты, которые Вы не удосужились объяснить, научат малыша делать то же самое втайне от Вас.

№5 Чрезмерная опека

  Есть такая категория мам, которых условно можно назвать «мамы-наседки». Такие мамочки излишне опекают своих детей, что тоже приносит вред их развитию.  В каждом определенном возрасте дети уже могут что-то делать самостоятельно. У каждого человека время такой самостоятельности индивидуально, но приблизительные границы все-таки существуют. Например, первоклассник в состоянии одеваться и обуваться сам, не нужно это делать за него. Пусть он лучше несколько раз застегнет куртку неправильно, прежде чем выйти из дома, но зато он сделает это САМ.

Такая гиперопека отрицательно сказывается на разных сторонах жизни вашего чада. Он долгое время не сможет найти друзей, не научится высказывать свое мнение и отстаивать его, а может и «заработать» невроз.

  Развивайте самостоятельность своих детей и поощряйте любые их инициативы. Позвольте детям помогать старшим, пусть пока неумело. Не стоит игнорировать их желания и вводить тотальный контроль за их общением с друзьями. Оставьте небольшое личное пространство, позвольте испытать чувство риска.

  Не спешите на помощь моментально, позвольте ребенку самому решить проблему или попробовать найти выход из сложной ситуации. Идеальный вариант – обмен мнениями. Выслушайте, как ребенок хочет поступить в конкретной ситуации, выскажите свое мнение и оставьте принятие решения за ним. Пусть это будет его ошибка, его маленький опыт.

№6 Излишняя требовательность и баловство

  Ребенок не должен находиться в рамках постоянной строгости и непомерных требований. Небольшие промахи и шалости должны обязательно прощаться. Иначе Вы разовьете в своем чаде упрямство, неуверенность, раздражительность.

  Это совсем не значит, что нужно отступить от своих ежедневных требований и устраивать постоянные поблажки. Но в роли дрессировщика тоже выступать не надо. Используйте метод убеждения, объясняйте, почему нужно делать так и нельзя по-другому. В противном случае ребенок научится выполнять требования только в Вашем присутствии и забывать о них, когда Вас нет рядом.

  Излишнее баловство тоже не выход. Выполняя все детские «хочу», Вы просто растите эгоиста, которому не нужно прикладывать абсолютно никаких усилий для выполнения собственных желаний. Кроме того, воспитанный таким образом ребенок, неспособен нормально адаптироваться к условиям жизни во взрослом возрасте, он просто не сможет преодолеть даже самое мизерное препятствие.

№7 Недостаток ласки

  Дети любого возраста нуждаются в ласке. Именно она позволяет им ощутить себя любимыми. Не отказывайте своему ребенку в этом удовольствии, дайте ему немного уверенности в себе и своих способностях.

№8 Наполеоновские планы

  Пожалуй, у любого человека есть своя нереализованная мечта. Став родителями, многие начинают перекладывать эти мечты на своих детей и «запихивать» их в различные кружки и секции.

  Оставьте ребенка в покое и дайте ему выразить собственное мнение. У Вашего ребенка наверняка есть свои предпочтения относительно дополнительных занятий, вот пусть он и развивается в этом направлении. В противном случае Вы только разовьете чувство протеста, и еще неизвестно, во что это выльется в дальнейшем. Как минимум, Вы можете обеспечить своего ребенка низкой самооценкой и недовольством своими способностями.

№9 Недостаток времени

  Одна из ошибок родителей – мало времени на занятия с детьми. Все мы очень заняты на работе и в повседневной жизни, у нас есть свой круг обязанностей, но это совершенно не значит, что о потребностях ребенка нужно забыть. Он нуждается в Вашем внимании и совместном проведении времени.

  Недостаточно просто проводить ребенка в школу, купить понравившуюся вещь, приготовить еду. Важно уметь выкраивать время и на увлечения вашего чада. Посмотрите вместе фильм или выберите время для совместной прогулки. Иначе Ваш ребенок будет искать утешения на стороне. Не позволяйте чужим людям стать ближе родных.

№10 Денежный вопрос

  Замена любви деньгами непозволительна, но практикуется часто. Понятно, что Вы пытаетесь заработать как можно больше, чтобы у ребенка было все необходимое. Но деньги не способны заменить родительскую любовь и ласку. Ребенок растет счастливым, когда ощущает свою значимость для родителей. Совместные увлечения значат для него гораздо больше, чем материальное благополучие родителей.

Универсального рецепта по исправлению ошибок быть не может. Исправление каждой ошибки требует своего особого решения или, чаще всего, выбора оптимального средства из нескольких возможных. Осознание и верное истолкование своей ошибки подскажет родителю и путь её устранения.

Предупредить педагогические ошибки родителей — вот наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье. Каждая совершённая родителями ошибка уже оказала своё отрицательное воздействие на ребёнка. Для нейтрализации и устранения её последствий требуется чрезвычайно много усилий… Да и успехи не всегда очевидны…

И, пожалуй, самое главное – личный пример. Дети учатся на Ваших поступках.

Качества идеальных родителей

  1. Любовь и принятие ребенка таким, какой он есть, независимо от его успешности, особенностей, соответствия нашим ожиданиям и представлениям о том, «каким я хочу видеть своего сына или дочь». Принятие – это основа конструктивных отношений с ребенком. Только родители способны любить ребенка независимо от того, худой он или толстый, умный или тугодум, активный или неторопливый.
  1. Помощь в понимании мира, обозначении границ приемлемого и недопустимого поведения. Здесь задача родителей – объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо». Родители именно те люди, которые первыми начинают показывать ребенку нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Обозначение границ помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире.
  1. Последовательность и согласованность в действиях, запретах и разрешениях. Принципиальное значение для воспитания любого ребенка имеет последовательность действий, санкций, поощрений и наказаний. Беда, если сегодня мы разрешили ребенку что-либо, что вчера запретили, потому что изменилось наше настроение. Вторая беда связана с несогласованностью слов и действий взрослых, с которыми общается ребенок. Разногласия родителей по поводу воспитания ребенка – явление распространенное, но стоит помнить, что ребенок не должен знать об этих разногласиях.
  1. Умение слышать и понимать ребенка. Умению слышать и понимать ребенка, строить с ним конструктивные отношения можно учиться. Человек не рождается на свет профессионалом ни в одной области, в том числе и в профессии родителя. Помните, что ребенок совсем не обязан быть таким, каким вы его хотите видеть. Он должен вырасти самим собой. Уравновешенность придет с годами, память и внимание можно развить, социальным навыкам научиться, но сбои в эмоциональной сфере, основой которых зачастую является неприятие родителей тех или иных черт сына или дочери, неадекватные реакции на поведение ребенка корректируются очень сложно, оказывая влияние на жизнь ребенка в самых разных сферах.

Здесь важно отмечать любые успехи ребенка, пусть даже минимальные. Важно помнить и о воспитании собственным примером. Следует научиться не просто слушать, а слышать своего ребенка, проникая в его чувства и переживания.  

  1. Расти вместе с ребенком, предоставляя ему столько свободы и заботы, сколько необходимо в тот или иной период развития. Наша взрослая задача – «сопровождать», быть рядом сначала физически, а затем рационально и эмоционально, подтверждая свою готовность к диалогу и поддержке, но, не проживая жизнь ребенка вместо него и не вторгаясь в то жизненное пространство, на котором он должен научиться сам решать задачи и удовлетворять свои потребности.
  1. Ценить и уважать свою уникальность, свободу и развитие.  

Принять тот факт, что ребенок не часть нас, а самостоятельное существо, имеющее право, возможности и способности принимать решения и совершать выбор, могут лишь те родители, которые ценят свою свободу, дорожат своей самостоятельностью.

Принесение своей жизни в жертву ребенку рано или поздно оборачивается сложностями для обеих сторон или хотя бы для одной из них. Безраздельное внимание к ребенку, потребность участия во всех его делах, отказ от личной жизни или карьеры оборачиваются внутренним напряжением, взаимной неудовлетворенностью, даже конфликтами. Чем интереснее, значительнее, эмоционально и интеллектуально насыщеннее становится наша жизнь, тем более интересными и значительными людьми мы становимся для своего ребенка. Помните, что ваша жизнь не заканчивается вместе с рождением на свет малыша и может продолжаться не только в нем. Уважать, ценить и принимать уникальность личности своего ребенка мы можем лишь тогда, когда сами ценим, уважаем и принимаем собственную уникальность.

Заключение

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
  • Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представления о различных этапах в жизни ребёнка;
  • Уважать право ребёнка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Сегодня, уважаемые родители, мы с вами говорили, казалось бы, о простых истинах. Однако, как трудно в нашей повседневной жизни следовать этим нехитрым заповедям, как трудно соответствовать громкому эталону – «идеальный родитель». И все же это необходимо, ведь на карту поставлены судьбы не абстрактных, а реальных, наших единственных и неповторимых детей. Пусть наши отношения с ними будут гармоничными, и дети с гордостью говорят окружающим: «Мои родители – идеальные!»

Ученые доказали, что атмосфера в семье напрямую влияет на психику и дальнейшую жизнь ребенка. Идеальных родителей не существует, но последствия промахов в воспитании бывают крайне досадными.

Вырастая, дети могут чувствовать себя нелюбимыми и несчастными, столкнуться с проблемой создания семьи или достижения успеха в карьере. Шаблоны поведения, взгляды на мир, восприятие себя и окружающих, которое ребенок будет использовать в будущем, закладываются в младенчестве.

С первых лет жизни малыша через родителей ему передаются их бессознательные жизненные сценарии, установки, опыт и паттерны бабушек и дедушек и других предков. Это доказал швейцарский психолог Леопольд Сонди, автор термина «родовое бессознательное».

Мозг человека «записывает» всю информацию, с которой он сталкивается в течение жизни. Человек может не помнить некоторые ситуации, особенно если те травмировали его. Зато в подсознании боль от произошедшего останется навсегда. В психологии даже существует представление о том, что зло сильнее добра. Иными словами — негативные события сильнее положительных врезаются в память.

Сильнее влияния семьи ничего нет. Семья оказывает на ребенка гораздо большее воздействие, чем его одноклассники, друзья и педагоги. Поведение родителей по отношению к другим людям являются наглядным примером для подражания. А то, как они взаимодействуют с чадом, формирует его восприятие себя как личности.

Вот несколько распространенных ошибок в воспитании, которые негативно влияют на жизнь малыша.

1 Негативная оценка личности ребенка

Слова, которые дети слышат от близких людей о себе, усваиваются как истины. Если постоянно говорить ребенку, что он глупый, нескладный и вообще «откуда у тебя руки растут?!», чадо будет соответствовать таким характеристикам.

Особенно не рекомендуется так делать, когда ребенок тебя «довел» или сделал что-то плохое, — это грубо воздействует на его психику. В будущем подобное воспитание чревато низкой самооценкой, отсутствием личной ответственности и проблемами с самореализацией.

2 Игнорирование его потребностей

В первые годы жизни ребенок понимает: чтобы пришел взрослый и удовлетворил его потребности, нужно закричать. Так он не только привлекает внимание к себе, но и старается установить тесный контакт с людьми через прикосновения.

На этом же уровне у детей формируется способность (или ее полное отсутствие) обращаться за помощью. И если им не дают то, что те отчаянно хотят, игнорируют или пренебрежительно относятся, с большей вероятностью такие дети будут считать окружающий мир опасным.

Ученые утверждают, что, если малыш вовремя не получает то, что хочет, он чувствует себя покинутым, одиноким, беззащитным. Это формирует его базовое недоверие к миру. Впоследствии многое ребенку в течение жизни будет даваться труднее, чем сверстникам.

3 Отстранение отца от воспитания

Часто матери, неосознанно манипулируя мужчиной, отстраняют его от общения с малышом. Тогда отец не понимает своей роли в воспитании, а между ним и ребенком не формируются теплые отношения и эмоциональная связь. Это чревато тем, что мужчина начинает применять методы воспитания, унаследованные от предыдущих поколений. А именно: авторитарное поведение, телесные наказания.

Психолог Ильин утверждал, что дети, которые имели плохие отношения с отцом, постоянно в себе сомневаются, сталкиваются с проблемами половой самоидентификации, отсутствием смысла жизни. Если не восстановить связь ребенка и отца, то взаимоотношения будут усугубляться со временем.

4 Прививание гендерных стереотипов

Часто родители ожидают от ребенка соответствия их представлениям о его половой принадлежности. Так, по их мнению, мальчики не должны плакать и носить одежду розовых цветов, а девочки — ходить на бокс и мечтать о блестящей карьере. Отсюда гендерный разрыв в оплате труда, а также небольшое, по сравнению с мужчинами, число женщин, которые занимают руководящие позиции в компаниях.

Если родители демонстрируют ребенку две разные модели поведения, которые соприкасаются друг с другом, у него формируется гармоничное представление о мире и себе. Мама может быть добытчиком в семье, а папа — заниматься домашними делами, и наоборот.

Тогда ребенок будет психологически устойчив, зная, что нет никаких «я должен…», свойственных его полу. Он научится с уважением относиться к личному пространству окружающих и не будет предъявлять к ним необоснованно завышенные требования поведения.

Как избежать ошибок

Очень большое значение для семейных отношений имеет поведение матери. Если ты хочешь воспитать психически устойчивую, независимую, гибкую личность, важно соблюдать нижеизложенные рекомендации и помнить, что идеальных родителей не бывает. Но ты можешь приложить усилия, чтобы создать атмосферу любви, принятия и понимания в доме.

1. Помни индийскую поговорку «Ребенок — гость в твоем доме. Обогрей, накорми, научи, отпусти»

Твое чадо — всегда самодостаточная, отдельная личность со своим характером, желаниями, потребностями и взглядами. Если дать ему свободу выбора — ехать ли к бабушке на дачу, здороваться с незнакомой ему тетей, есть кашу на завтрак, он научится принимать решения, нести ответственность за свои поступки и вырастет целостным человеком.

2. Воспитывай себя

Если мать и отец ведут себя агрессивно по отношению друг к другу, с большей вероятностью, малыш присвоит такое же поведение себе. Не читай ребенку нотации о том, что такое «хорошо», а что «плохо».

Покажи на личном примере, как быть счастливой, эмоционально устойчивой, гармоничной личностью. Именно твое поведение, а не слова — решающий фактор.

3. Показывай любовь и заботу

Любовь матери крайне важна для полноценного развития ребенка. Если она не была получена, человек будет испытывать потребность в любви до конца жизни. Нелюбимые дети часто пытаются заслужить теплые чувства и заботу у других людей, но в то же время ощущают себя недостойными этого. Они не только не могут построить счастливый союз в будущем, но и упускают выгодные возможности, чувствуют себя в тупике, опускают руки.

Разумеется, ребенок, повзрослев, может сталкиваться с жизненными трудностями и ходить к психологу. Пусть в кабинете у специалиста он будет обсуждать, как сделать свою жизнь лучше, вместо того, чтобы годами исправлять последствия ошибок родителей.

Валерий  Гут

Автор

Кандидат психологических наук, разработчик концепции адаптивного интеллекта. 

Когда люди принимают решение стать родителями, часто они не представляют с какими проблемами могут столкнуться, как их решать. Ошибки в воспитании детей — это распространённое явление как среди молодых, так и среди опытных мам и пап. Каждый ребёнок индивидуален и уникален, поэтому не существует универсальных методов, их нужно подбирать в зависимости от ситуации, особенностей характера и темперамента ребёнка.

Какие есть типичные ошибки семейного воспитания, расскажем далее в материале.

Типичные ошибки в воспитании детей

Идеальных родителей не бывает, как бы они не старались. Давайте рассмотрим типичные ошибки родителей в воспитании детей. 

1. Гиперопека — гипоопека

Гиперопека — это чрезмерная опека детей, которая выражается в стремлении родителей окружить малыша повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии опасности. 

Гипоопека — это стиль воспитания, при котором ребёнок предоставлен сам себе при недостатке внимания со стороны мамы и папы. Оба стиля по-разному влияют на психическое развитие личности в зависимости от возраста. 

2. Отвержение. 

Этот стиль характеризуется тем, что родитель воспринимает малыша плохим и неприспособленным к жизни, испытывает к нему злость, досаду и раздражение. Например, ошибки родителей в воспитании подростков проявляются в отсутствии свободы, к которым те стремятся, в непринятии их самостоятельности, отвержении их особенностей.

В чем выражаются ошибки родительского воспитания

 3. Симбиоз. 

При таком стиле воспитания мать или отец практически «растворяются» в проблемах ребёнка. Как следствие — и дети, и родители не чувствуют себя полноценными личностями вне отношений друг с другом.

4. Инфантилизация ребёнка. 

Ошибки воспитания здесь проявляются в родительском желании инфантилизировать малыша, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят его как неуспешного и подверженного дурным влияниям, и чтобы оградить его от них, всё решают за него.

Ограничение личной свободы и самостоятельности в принятии решений — это ошибки в воспитании подростка. В будущем он будет протестовать против установленных родителями правил. 

5. Недостаток времени для общения. 

Тут ошибки родителей в воспитании проявляются в том, что родители стараются везде успеть — сделать карьеру, выполнить домашние обязанности и в перерывах между этим воспитать детей. 

Если мама или папа постоянно заняты и не обращают внимания на малыша, то он замыкается в себе. Важно помнить, что дети нуждаются в том, чтобы родители правильно расставляли свои приоритеты и уделяли им время.

6. Отсутствие правил и границ. 

Если ребёнок считает себя главным в семье, то мама и папа допустили ошибку в воспитании. Некоторые родители не умеют устанавливать правила и границы, помогать детям их соблюдать. Ребёнок чувствует, что его потребности — самые важные в семье, и добивается своего, невзирая на запреты.

Основные ошибки в воспитании детей

7. Обесценивание. 

Мама ругает сына за низкие оценки в школе, но когда он исправляет их, она не замечает этого. Это тоже распространённая ошибка семейного воспитания, так называемое «обесценивание». Часто это происходит потому, что родители относят детские достижения к само собой разумеющимся, не считают нужным хвалить или благодарить ребёнка.

8. Эмоциональное отвержение. 

Дети открыты новым впечатлениям, им интересно познавать окружающий мир. Ошибки родительского воспитания здесь проявляются в неумении показать собственные эмоции и реагировать на чувства ребёнка. 

В таких семьях дети не всегда знают, какие эмоции они испытывают и как правильно с ними справляться.

9. Плохой пример для подражания. 

Дети копируют то, что видят — эмоции, поведение. Если родитель хочет, чтобы ребёнок вырос счастливым, любящим и заботливым, он должен быть образцом для подражания.

Например, взрослые запрещают сыну играть в приставку, а сами играют в неё. Возникает «двойной стандарт» — им можно, а мне нельзя. В этом случае ребёнок также постарается при удобном случае нарушить правила и обязательства.

10. Физическое и психологическое насилие. 

К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание «кнутом» помогает. Но это может привести только к тому, что дети начнут их бояться, станут недоверчивыми, тревожными, замкнутыми и, возможно, с травмированной психикой.

Как наладить взаимоотношения и простить обиды прошлого, читайте в статье: «Почему дети обвиняют родителей в своих неудачах».

Какие ошибки допускают родители

Исправляем ошибки в воспитании детей

Безусловно, любой родитель желает ребёнку только добра и благополучия. Если вы хотите исправить уже допущенные ошибки в воспитании, то мы собрали несколько советов.

Признавайте ошибки

Родители думают, что если они извинятся перед детьми, то потеряют авторитет. Это не так. Ребёнку не нужны идеальные мама и папа — ему нужны родители, которые умеют признавать ошибки воспитания и объяснять причины их возникновения. Не бойтесь показать несовершенство.

Одна из самых важных вещей, которые родители делают для детей, — это признание своей вины. Помните, что ошибки — это часть жизни, из них формируется жизненный опыт.

Если вы понимаете, что были неправы — искренне извинитесь перед ребёнком. И не повторяйте эту ошибку впредь. Например, если вы понимаете, что слишком грубы, то признание этого и искреннее извинение будет правильным решением.

Проявляйте любовь и принимайте ребёнка таким, какой он есть

Отсутствие внимания со стороны родителей, непринятие ребёнка — это  ошибки в воспитании детей, которые нужно исправлять. Показывайте ребёнку, как он дорог вам, обнимайте и проводите с ним время. Вместе вспоминайте радостные события, например, поездку на море или день рождения. Для нормального психического развития ребёнку необходимо проявление любви и нежности.

Принимайте своих детей. Не требуйте от них того, чего они не могут выполнить. Например, трёхлетний малыш не может контролировать свои эмоции, поскольку волевой самоконтроль формируется в возрасте пяти лет. Поэтому не ждите от него выдержки и терпения. 

Не забывайте, что каждый ребёнок имеет индивидуальные потребности и желания.

Если он привередлив в еде, не придирайтесь к нему постоянно за обеденным столом. Если медленно приучается к горшку, не смущайте его, говоря об этом публично. 

Уважайте малыша, позвольте ему быть самим собой. Например, если вы большую часть времени проводите на работе и мало внимания уделяете ребёнку, то постарайтесь при каждом удобном случае показывать, как сильно его любите.

Что такое вспышки неконтролируемого гнева у детей, как не допустить самоповреждений, читайте в статье: «Почему ребёнок бьет себя».

Исправляем ошибки в воспитании детей

Проводите больше времени вместе

Сильно загружены на работе и мало бываете с ребёнком? Как исправить эту ошибку родителей в воспитании детей? По возможности старайтесь хотя бы несколько раз в неделю собираться как семья. Как вариант, совместные обеды — это прекрасное время для общения. Такая традиция — хороший вариант создания атмосферы доверия и уважения. 

Можно выделять время для чтения, даже если это всего лишь один рассказ.

Совместный просмотр иллюстраций, чтение вслух, обсуждение сюжета и героев позволит родителям и детям сблизиться.

Можно вместе заниматься спортом, гулять, выбрать общее хобби для всей семьи. Решение здесь за вами. Самое главное в этом случае — качественно проведенное вместе время. 

Например, если у вас недостаток времени для общения или для хобби ребёнка, из-за чрезмерной занятости на работе, то постарайтесь создать семейные традиции и ритуалы, такие как: общение во время ужина, прогулки в парке. Это поможет членам семьи сблизиться.  

Слушайте ребёнка

Неумение коммуницировать с ребёнком — частая ошибка семейного воспитания. Найдите время, чтобы послушать детей. Уделяйте малышу внимание и покажите, что вам важно его мнение, переживания. Поощряйте детей рассказывать о том, как прошёл их день. Задавайте уточняющие вопросы, активно включайтесь в диалог. 

Это даст вам понимание того, что на самом деле тревожит вашего ребёнка. Такое постоянное доверительное общение позволит быстрее донести свою точку зрения, обсудить её с малышом. 

Например, обращайте внимание на достижения и успехи в учёбе или спорте сына или дочери. Общайтесь, проявляйте эмоции, анализируйте эмоциональное состояние ребёнка.

Смотрите видео, в котором узнаете, как эффективно доносить до детей информацию, при этом сохранив нервы и время: «8 причин по которым дети не слышат родителей».

Стремитесь к личностному росту

Все типичные ошибки семейного воспитания можно исправить. Человек сталкивается с неприятными ситуациями для того, чтобы учиться и развиваться. Превратите урок, который вы извлекли из своей ошибки, в действие. Что вы будете делать, если снова столкнётесь с такой ситуацией? Подумайте над этим вопросом, чтобы лучше подготовиться и больше не повторять такой промах. 

Если уместно, попросите близких проконтролировать вас какое-то время, дать знать, если вы снова начнёте повторять ту же ошибку. 

Ещё вариант — читайте больше педагогической литературы или запишитесь на онлайн-курс Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Самостоятельно внести изменения может быть сложно. Если вы хотите исправить ошибки родительского воспитания, то можно обратиться к семейному психологу, который будет держать вас под контролем, оказывать поддержку и помогать добиваться успеха. 

Изображения взяты из источников: shutterstock.com

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить недостатки апелляционной жалобы
  • Как исправить недосоленные грузди
  • Как исправить недосоленную селедку
  • Как исправить недосоленное мясо
  • Как исправить недоразумение