Как исправить неправильное положение языка

Что такое инфантильный тип глотания? Зачем его надо исправлять? Как исправить инфантильный тип глотания? - на все эти вопросы отвечает логопед Семейного стоматологического центра

Инфантильный тип глотания – правила исправления с комплексом артикуляционной гимнастики

Статья логопеда-психолога «Диал-Дент» Т.Б. Цукор

логопед, детский психолог центра Диал-Дент Цукор Т.Б.

«Жуй-жуй! Глотай!» — знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление — инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного  глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

занятия логопеда с пациенткой, исправляющей прикус

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

занятия логопеда с пациенткой, исправляющей прикус

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

2. Качели

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

3. Маляр

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

занятие с логопедом Цукор Т.Б.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

занятие с логопедом Цукор Т.Б.

6. Лошадка

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

8. Футбол

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

9. Карандаш

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка  «восьмерки» 15-30 раз.

11. Цифры

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в VK.

Тесная взаимосвязь в работе ортодонта и логопеда

Конечно, патологический прикус больше всего бросается в глаза. И пациента практически не волнует, что он неправильно дышит или глотает. А на самом деле данные аномалии являются звеньями одной причинно-следственной цепочки. И если устранить одно, но не избавиться от другого, обязательно будет рецидив.
Ортодонт может исправить прикус и выровнять зубной ряд. Однако если не вернуть языку физиологичное положение и не устранить миофункциональные нарушения, спровоцированные мышечным спазмом, работа стоматолога будет напрасной. Ведь мощное неослабевающее давление языка не позволит зубам долгое время находиться в правильном положении. Зубной ряд снова начнет деформироваться, что, естественно, скажется на прикусе. В результате ситуация будет такая же, как и до обращения к врачу.

Поэтому ребенку, да и взрослому с такой проблемой обязательно необходима консультация логопеда. И чем раньше обратиться к специалисту, тем меньше времени уйдет на коррекцию патологии.

С помощью миофункциональной терапии можно привести мышцы в физиологическое состояние, то есть когда их тонус сбалансирован. Так, если какая-то группа мышц напряжена, работа логопеда направлена на их расслабление, и, наоборот, при вялости — проводится стимуляция. Например, в отношении неправильного положения языка специалист организует мышцы на физиологически правильное положение.

Особенности логопедической помощи

Секрет успеха лечения неправильного положения языка, как, впрочем, и других миофункциональных нарушений — это полная вовлеченность пациента в процесс лечения, системность воздействия на определенные группы мышц и качественная предварительная подготовка перед выполнением артикуляционных упражнений. Ее суть заключается в массаже, который может быть как стимулирующим, так и расслабляющим — все зависит от клинической ситуации.

Кроме того, не последнюю роль в устранении нарушений играет индивидуальный подход к каждому пациенту и его успехам в лечении. Опытный логопед обязательно корректирует комплекс упражнений, исходя из меняющейся ситуации. Только так можно избавиться от проблем с прикусом и мышечной дисфункцией.

  • Учредитель и главный врач стоматологической клиники «Полимед».
  • Врач стоматолог-хирург, имплантолог, пародонтолог, ортопед, терапевт.
  • Прикладной кинезиолог, кинезио-остеопат

г. Днепр Украина 2022г.

Значение языка в поддержании окклюзионно-структурного баланса. Мьюинг, как эффективный способ формирования гармоничной красоты лица и тела.

 Мьюинг – это система упражнений для языка, направленная на установление его в физиологическое (нёбное) положение для профилактики и лечения аномалий прикуса с восстановлением природы лицевого скелета и осанки.

Мьюинг был придуман еще пару десятилетий назад, но лишь недавно стал широко известен, во многом благодаря имени потомственного ортодонта Майка Мью и его роликам в  YouTube.

Правильное положение языка балансирует тонус мышц, способствует гармоничному развитию лица, облегчает дыхание, выравнивает осанку и, тем самым, сохраняет молодость.

Язык является компенсатором давления мимических и жевательных мышц на верхнюю челюсть, а при глотании толкает её. Это приводит к декомпрессии крестовидного шва, что влияет на все черепно-лицевые кости, предотвращает асимметрию, стимулирует питание тканей, а тем самым омолаживает лицо.

Результаты многих людей впечатляют, и они задаются вопросом — как усилить эффект от мьюинга?

На нёбе в углублении за верхними зубами находится точка “Spot palatino”. Именно эту точку стимулируют на аппаратах ALF. Это точка покоя языка и его естественное (физиологическое) положение. Во время глотка язык упирается именно в эту точку, затем включается спинка языка, упираясь в свод нёба. И завершает глоток корень языка, стимулируя движение нёбных костей, которые через клиновидную кость по цепочке воздействуют на все кости черепа.
Глотание начинается на третьем месяце развития плода в утробе матери и длится всю жизнь человека с частотой около 1000 раз в день. Сила давления языка на верхнюю челюсть при глотании достигает 0.5 кг.  Именно это заставляет нёбо расти, верхнюю челюсть  правильно развиваться,  обеспечивая гармоничную красоту лица.

Как же увеличить воздействие языка, чтобы расширить челюсть быстрее?

Верхняя челюсть  развивается благодаря следующим факторам:

1. Сбалансированное состояние нервной системы. – Это самый важный момент, потому что именно он позволяет телу перенаправить энергию с, так называемого, “модуля выживания” (компенсации) на развитие верхней челюсти.
Именно здесь происходит необходимый толчок, и он должен быть максимально правильным.
2. Давление корнем языка во время глотания раздвигает нёбные кости.
3. Давление языка на боковые зубы и альвеолярные отростки верхней челюсти раздвигает её по нёбному и резцовому шву.
4. Правильное соотношение челюстей и положение головы.

Нервная система, мозг, спокойствие, гормоны и положение языка

Что первостепенно важно, так это мозг и периферическая нервная система, именно они запускают, следующий нейро-механический процесс развития верхней челюсти!
В нёбе  стимулируются  пять различных типов рецепторов. Они передают сигналы в голубое пятно (locus coeruleus), которое участвует в регуляции внимания, обучение, а также в регуляции цикла сон-бодрствование и настроения, восприятия боли и тревоги.
Кроме того, происходит стимулирование ствола мозга и гипофиза. Гипофиз вырабатывает гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию. Ствол мозга отвечает практически за все рефлексы, поведенческие реакции, психические процессы и равновесие. При  раздражении «точки покоя языка» человек чувствует себя более уравновешенным и спокойным.
Постоянное мягкое давление без усилий работает  как сенсорный ввод  для системы и запускает очень сильные процессы. Это подтверждает закон Арндта-Шульца: “Слабые стимулы повышают физиологическую активность, а очень сильные стимулы подавляют или отменяют активность!”

Совет: если во время стресса захотите грызть ногти, кушать, шевелить ногой, бить предметы, просто поставьте кончик языка на углубление в небе. Начните в уме считать от 10 до 1. Дышать через нос 6 секунд вдох – 6 секунд выдох. Мозг начнет химически запускать другие процессы, переходя в «Альфа-режим» и нервная система уравновешивается.

Должен ли корень языка упираться в небо, или хватает только кончика и спинки?

Основное давление на нёбные кости происходит во время глотания. Корень языка в этот момент с силой давит на мягкое нёбо и это механически стимулирует движение небных костей. Правильное глотание происходит, только если кончик языка установлен в точку на нёбе (Spot palatino).  Если верхняя челюсть не развита, а  язык не на нёбе, то и глотание будет другим. Все, что нужно сделать — просто научиться держать кончик языка на «точке покоя», спинку – в нёбном углублении, а рефлексы сделают все сами!

Первая мысль, приходящая в голову: «если я буду постоянно давить корнем языка, то верхняя челюсть разовьётся быстрее».

– Корень языка работает рефлекторно, прекрасно выполняя свою работу, и если его стараться постоянно держать наверху, то будут напрягаться мышцы, которые должны участвовать только в процессе глотания. Если мы постараемся принудительно давить корнем языка на мягкое нёбо, то обнаружим, что не получается это делать так же сильно, как и при глотании. И это нормально!
Представим, что мы хотим подкачаться. Приходим в спортзал, берем гантели, и поднимаем – опускаем, меняя  нагрузку и разгрузку.  Это естественный цикл  работы  системы нашего организма. Что будет, если вы будете долго держать гантели? Мышцы ослабнут, начнут болеть, и руки опустятся. Начнут напрягаться другие мышцы. В итоге мотивации делать такое долго ни у кого не хватит. Но естественная стимуляция языком неба гораздо легче для исполнения, и запускает рефлекторные процессы, которые происходят сами собой.
Что делать, если во рту сухо и нечего глотать?

–  Мы должны просто увеличить количество слюны, и тогда глотков станет больше.

Выработка слюны

Многие испытывают сухость в полости рта. Если Вы поднимете язык к нёбу, то обнаружите, что слюноотделение увеличится. В передней части нёба есть чувствительная область (Spot palatino). Она отправляет сигнал в мозг через носонёбный нерв. Этого достаточно, чтобы включился рефлекс глотания и  количество слюны увеличилось. Простым действием вы запустите процесс частого глотания, который будет эффективнее, чем напрягать корень языка.
Кроме очевидных плюсов мьюинга, увеличение слюны создает потрясающие процессы в теле.
В традиционной китайской медицине слюна представляет собой своеобразную квинтэссенцию человеческого тела, при проглатывании которой человек получает различные преимущества: увлажняет и питает органы, защищает зубы, помогает пищеварению, защищает от бактерий, оздоравливает почки. Существует метод обучения под названием «проглотить слюну, чтобы уточнить Цзин и накормить жизнь».

Носовое дыхание

Положение языка напрямую зависит от носового дыхания, как и носовое дыхание зависит от правильного положения языка. При затруднённом носовом дыхании язык вынужден покинуть своё физиологическое положение, освободив запасной путь воздуху (через рот). При этом теряют тонус все над- и подподъязычные мышцы, обеспечивающие уравновешенное положение головы (верхняя зона равновесия тела) и функциональное глотание.

Если дышать через рот, то со временем верхняя челюсть и носовые дыхательные пути сужаются, а нижняя челюсть уходит назад, перекрывая доступ воздуха в носоглотке. Для обеспечения дыхания шея уходит вперёд, а голова запрокидывается назад. Для поддержания равновесия перенапрягаются короткие разгибатели шеи, формируя «вдовий горбик» и смещается равновесие затылочно-позвоночного сочленения (С0 – С1), скручивая твёрдую мозговую оболочку на переходе головной – спинной мозг, что провоцирует появление сколиоза. Лестничные и грудинно-ключично-сосцевидные мышцы, являющиеся мышцами вдоха, дисбалансируются, отключая физиологическое дыхание верхним этажом грудной клетки и ослабляя купол плевры. В результате, компенсаторно задействуются и перенапрягаются мышцы плечевого пояса для обеспечения вдоха (как бы – вдыхаем плечами). И дальше по цепи:

– теряют тонус мышцы брюшного пресса, являющиеся мышцами выдоха и составляющими мышечный корсет, который формирует внутрибрюшное давление и срединную зону равновесия тела.

– Теряют тонус ягодичные мышцы, которые стабилизируют таз, мышцы тазового дна и формируют нижнюю зону равновесия тела в статике и динамике т.к. участвуют в патерне шага (ходьбе).

– Теряют тонус связки стоп, провоцируя плоскостопие и другие дисфункции стопы, из-за нарушения тонуса всего связочного аппарата глубинной вентральной миофасциальной цепи (по Маерсу), неотъемлемой частью которой, являются связки и мышцы подъязычной кости, к которой  прикреплён язык подъязычно-язычной мышцей.

Вот круг и замкнулся.

 Исходя из вышесказанного можно сделать вывод:

– язык в нёбном положении является структурным хранителем физиологического носового дыхания т.к. он предохраняет носовые пути от сужения вместе с верхней челюстью, обеспечивая беспрепятственную аэрацию дыхательных путей. Тем самым, препятствует гипертофии слизистой носа, пазух и носоглотки,обеспечивая сохранность кровоснабжения и клеточного обмена веществ, что поддерживает местный иммунитет и профилактирует ЛОР-заболевания.

Что-же делать, если язык не помещается на нёбе из-за суженной верхней челюсти?

Ортотропия. Техника ALF. Миобрейс. Окклюзионно-структурный баланс (OSB).

Для расширения верхней челюсти и восстановления окклюзионно-структурного баланса применяются различные аппаратные методики. Пионером в изучении и разработке концепции восстановления структурно-окклюзионного равновесия является Джон Мью (отец Майка Мью), который,  более чем, за 15 лет исследований и практики в 1975 году запатентовал новое ответвление ортодонтии и лаконично назвал его – «Ортотропия»

(Ortos (правильный) и tropis (рост – направление)). Он изобрёл аппарат, названный его именем, который позволяет векторно расширять верхнюю челюсть по швам с помощью винтовых замочков, направляя рост костей челюстно-лицевого скелета в правильное, природное положение. Это позволило устранить дефицит места для зубов и выстраивать их в правильное окклюзионное соотношение, избегая удаления «лишних» (а в природе, как известно, ничего лишнего не бывает).

 Аппарат АЛФ разработан американцем Дариком Нордстромом и его коллегами в начале 80-х. Он также,  разблокирует и расправляет кости верхней челюсти для опосредованного выравнивания зубного ряда. АЛФ аппарат имеет петлевое пружинящее строение, позволяющее при активации воздействовать давлением на заблокированный сегмент челюсти, но он также податлив в своих петлевых изгибах и оказывает, при этом, мягкое, не жесткое воздействие, тем самым не блокирует краниальный (черепной) ритм и дыхание самой верхней челюсти.

 Метод баланса окклюзии и структуры вырос из французского метода OSB (Organisation Spatiale de la Bouche, что в переводе с французского означает «пространственная организация полости рта»), созданного в восьмидесятых годах доктором Родригом Матьё. Это метод трансформации челюстно-лицевой системы, направленный на восстановление окклюзионно-структурального баланса всего организма. При этом тоже происходит лечение суставных и скелетно-мышечных проблем как зубо-челюстной системы, так и всего тела. Это происходит, в основном, благодаря воздействию на высоту коренных зубов, которые являются своеобразным «реле», останавливающим в определенной точке сокращение жевательных и внутренних крыловидных мышц, специальными силиконовыми каппами.

Тот же принцип используется системой Миобрейс. Система Myobrace® — это профилактическое, раннее ортодонтическое (пре-ортодонтическое) лечение, исправляющее причины кривых зубов, как правило, без брекетов и удаления зубов, способствующее естественному росту и развитию ребёнка. Лечение лучше всего подходит детям в возрасте от 3 до 15 лет. Его суть в том, что нужно носить серию внутриротовых аппаратов в течение 1-2 часов днём и всю ночь во время сна.

Правильное соотношение прикуса и головы

Спортсмены знают, что некоторые мышцы включаются только с определенной позиции, а в других положениях становятся вовсе ослабленными. На пример мышцы спины при отведении рук. То же самое происходит с глотанием и поведением мышц языка и щек. Если челюсть расположена в заднем положении, мышцы языка просто не включаться, а будут работать другие мышцы – щек, или собственные мышцы языка. То же самое происходит, если голова выставлена вперед. Приметно так происходит и у людей, которые приходя в спортивный зал, хотят накачать одни мышцы, а “забивают” совершенно другие. При переднем положении головы  – отключится физиологическое дыхание, появится боль в затылке и плечах и начнёт формироваться «вдовий горбик».
Мышцы первого позвонка тесно связаны с мышцами языка. Поэтому, направляя внимание к С0-С1 и натягивая соотношение голова-шея, мы заставим включаться другие, нужные нам мышцы языка! При этом нужно следить за тем, что бы голова не слишком “вытягивалась” вверх.

Правильное глотание не возможно без правильного прикуса.

Люди с узкими челюстями находятся к ловушке: с одной стороны голова отведена вперед, с другой нижняя челюсть – назад и языку на нёбе мало места. Из такого положения, сколько не учись глотать, нервная система считывает положение тела и включает другие, неправильные мышцы для глотка. Можно бесконечно тренировать “правильно проглатывать воду или еду”, но это как в гору подниматься, сложно и бессмысленно. Пока нижняя челюсть не встанет на место, а верхняя не расширится, все тренировки бессмысленны. При правильном положении челюсти мышцы сами начнут работать как нужно. Удержать правильное положение нижней челюсти поможет сплинт-система. Это такие накусочные пластинки, которые одеваются на премоляры и моляры нижней челюсти и служат своеобразными подпорками. Они не позволяют нижней челюсти смещаться назад и формируют правильную окклюзионную плоскость. Кроме того, их плоская окклюзионная поверхность не мешает ортотропическому расширению верхней челюсти. А мьюинг ускорит реабилитацию окклюзионно-структурного равновесия и гарантирует стабильный результат лечения.

Как правильно мьюить?
Тренируем правильное положение языка в состоянии покоя.
Мягкий мьюинг:

  1. Кончиком языка нащупываем бугристость на нёбе за верхними резцами.
  2. Ведём язык назад и нащупываем чувствительную точку у нёбного ската. Это точка покоя языка.
  3. Располагаем язык в углублении нёба, при этом спинкаязыка должно плотно контактировать со сводом нёба. Этого можно достигнуть, высосав слюну между языком и нёбом, создав отрицательное давление. При этом язык, как-бы прилипает к нёбу.
  4. Губы мягко сомкнуты, лицо расслаблено.
  5. Зубы разомкнуты на 3 – 5 мм. Это зона физиологического покоя.
  6. Плечи расправлены, голова подтянута назад, при этом расслабляются разгибатели шеи.
  7. Вдох и выдох – через нос.
  8. В этом положении мы наблюдаем углубление дыхания из-за уравновешивания мышц вдоха.

Глотаем правильно
Для выполнения этого упражнения требуется зеркало
для контроля мышечной активности.

  1. Исходное положение – мягкий мьюинг.
  2. Кончик языка упираем в точку покоя языка
  3. Не смыкая зубы выполняем глотательное движение, при этом обращаем внимание на перемещение слюны и последовательное изменение тонуса мышц языка – кончик, спинка, корень.
  4. При этом мышцы лица должны быть неподвижны, а шея расслаблена.
  5. Повторять в течении 10 минут, минимум 3 раза в день до автоматического навыка.
  6. Обращаем внимание на изменение положения головы в последней фазе глотания.
  7. В правильном балансе мышц шеи голова вертикализируется, уравновешивая рычаги равновесия.

Жесткий мьюинг

  1. Исходное положение – мягкий мьюинг.
  2. Со всей силой прижимаем язык к нёбу всей поверхностью спинки языка.
  3. Чем более сужена верхняя челюсть, тем меньше места для языка в его физиологическом положении. Поэтому язык должен, как-бы раздвинуть краями верхнюю челюсть, освобождая себе место в «домике».
  4. При правильном выполнении упражнения наблюдаем повышение тонуса верхнего этажа мышечного корсета, усиление вертикализации головы, облегчение тонуса длинных и коротких разгибателей шеи, углубление дыхания, желание уравновесить таз в положении стоя.
  5. При напряжении язык создаёт давление на альвеолярные отростки верхней челюсти до 0.5 кг., при этом происходит декомпрессия нёбного шва, а при частом выполнении жесткого мьюинга верхняя челюсть расширяется, освобождая место для зубов и языка, а так-же возвращая лицевому скелету первозданную гармонию, а лицу – привлекательность.

Коррекция глотания и положения языка

Неправильное
положение языка в покое и при глотании
всегда связывалось с формиро­ванием
открытого прикуса и протрузии верх­них
резцов. Согласно Proffit,
с передним по­ложением языка, так
называемым «прокла­дыванием» языка,
и инфантильным глотани­ем связано
развитие трех основных проблем: открытого
прикуса, протрузии резцов, пре­имущественно
верхних, и шепелявости.

Рис. 27.31. А
— открытый прикус в результате сосания
пальцев; Б
— конфигурация нёба па­циента; В
— корректирующий аппарат на гипсовой
модели; Г
— аппарат фиксирован в по­лости рта;
Д
вид аппарата спереди; Е
— результаты лечения.

Т. к.
переднее положение языка у детей
встречается довольно часто, Proffit
утверждает, что не следует называть это
прокладывани­ем языка и неправильным
глотанием. Две ос­новные причины
объясняют это состояние: физиология
(развитие) и анатомия (рост) ре­бенка.
У новорожденных в норме в покое и при
глотании наблюдается переднее положе­ние
языка. Для осуществления первого вдоха
ребенку необходимо «создать» дыхательные
пути, для чего ему приходится помещать
язык книзу и кпереди. Соотношение полости
рта и глотки, сформированное в первые
минуты жизни ребенка, сохраняется и
впоследствии. Нормальное глотание у
новорожденного характеризуется
напряжением мышц губ для захвата соска,
положением кончика языка на­против
нижней губы под соском, расслабле­нием
мышц, поднимающих нижнюю че­люсть,
что позволяет держать рот открытым. Со
временем наблюдается постепенная
акти­вация мышц, поднимающих нижнюю
челюсть, что устанавливает последнюю
в такое положение, в котором она будет
находиться при смыкании зубов. Это
происходит еще в тот период, когда
кончик языка располагает­ся напротив
нижней губы.

Рис. 27.32. А
— открытый прикус (молочные зубы) в
результате сосания пальцев; Б
— врач убедил ре­бенка бросить эту
привычку. После избавления от привыч-ки
окклюзия самостоятельно нормализо­валась.

Физиологическое
изменение глотания на­блюдается в
первый год жизни ребенка. Зрелое глотание
характеризуется расслабленным со­стоянием
губ, положением языка у верхних резцов
и поднятием нижней челюсти до кон­такта
боковых зубов. Зрелое глотание обычно
не наблюдается до 4—5 лет жизни ребенка.
Ча­сто дети, у которых в переходный
период от ин­фантильного к зрелому
типу глотания наблю­дается «прокладывание»
языка между зубами или неправильное
глотание, подвергаются миофункциональной
терапии, однако целесооб­разность ее
сомнительна. Многие дети до­школьного
возраста, у которых наблюдается переднее
положение языка, просто еще не ус­пели
научиться правильно глотать и поэтому
не нуждаются в лечении на этом этапе.

Рис. 27.33. А
открытый прикус в результате просо­вывания
языка между фронтальными зубами; Б
— чтобы устранить эту
привычку, была сконструи­рована
пластинка на верхнюю че-люсть с заслон­кой
для языка; В
— ребенок избавился от при-выч­ки
просовывать язык между зубами во время
гло­тания, и окклюзия значительно
улучшилась.

При
необходимости лечение переднего
по­ложения языка следует начинать с
проведе­ния миофункциональной терапии,
а не с ис­пользования корректирующих
аппаратов. Andrews
(1960) рекомендует ребенку каждый раз
перед приемом пищи тренироваться в
правильном глотании. Стоя перед зеркалом,
держа в одной руке стакан с водой, ребенок
должен сомкнуть зубы, поместить кончик
языка напротив резцового сосочка и
затем проглотить, причем глотание должно
сопро­вождаться расслаблением мышц.
Процедуру повторяют 20 раз. Другая
методика миофунк­циональной терапии
в таких случаях заклю­чается в том,
что ребенка просят держать кон­чиком
языка мятную конфету без сахара на
твердом нёбе до тех пор, пока она не
растает. При этом выделяется слюна,
которую ребен­ку приходится глотать.
Лишь после того, как ребенок научится
правильно глотать, можно сконструировать
лингвальную дугу на ниж­нюю челюсть
с фиксатором для языка или нёбную
пластинку с заслонкой для языка, для
того чтобы напоминать ребенку о правильном
расположении языка при глотании (рис.
27.33).

Рис. 27.34.
Резец, находящийся в обратном пере­крытии,
без лечения привел к повреждению дес­ны
и формирова-нию зубодесневого кармана
в этой области, а также к об-разованию
дефицита места в зубном ряду.

Нередко
формирование открытого прикуса изначально
связано с привычкой сосать паль­цы,
что затем закрепляется просовыванием
языка в образовавшуюся щель между
фронтальными зубами. Согласно Gellen,
если от­крытый прикус, сформировавшийся
в период молочного прикуса, исправляется
самостоя­тельно, то в 90% случаев это
происходит в 10-летнем возрасте. Поэтому
до этого возраста оправдана выжидательная
тактика.

ЛЕЧЕНИЕ АНОМАЛИЙ
ОККЛЮЗИИ

Обратное резцовое
перекрытие фронтальных зубов в период
молочного и смешанного прикуса

Обратное
перекрытие всех фронтальных зубов
свидетельствует о наличии аномалий
роста че­люстей и о формировании
окклюзии по III
классу. Если в обратном перекрытии
находится один или два постоянных резца,
это говорит о местных нарушениях и
требует немедленной коррекции, чтобы
предотвратить развитие серьезных
аномалий окклюзии. Часто отсрочка
лечения приводит к формированию
травмиру­ющей окклюзии, повреждению
десны и образо­ванию патологических
карманов в области вес­тибулярной
поверхности нижних резцов (рис. 27.34). К
тому же на режущем крае и вес­тибулярной
поверхности верхних резцов может
наблюдаться стирание. Обратное резцовое
перекрытие формируется под воздействием
раз­личных факторов, перечисленных
ниже.

Рис. 27.35. А
— персистентный депульпированный
молочный резец вызвал прорезывание
соответст­ву-ющего постоянного зуба
в обратном перекры­тии. (Обратите
внимание на обнаженную верхуш­ку
кор-ня молочного зуба, которая еще не
подвер­глась ре-зорбции и перфорировала
десну.); Б
— вид снизу.

1.
Вестибулярное положение сверхкомп­лектного
зуба может вызвать тортоповорот или
лингвальное отклонение ком­плектного
резца, который может проре­заться в
обратном смыкании с зубами-антагонистами.

2.
Травма фронтальных молочных зубов может
привести к смещению зачатков постоянных
зубов, которые, как следст­вие,
прорежутся в обратном смыкании. Если
при этом отмечается задержка сме­ны
молочного резца в результате прове­денного
эндодонтического лечения, то он может
препятствовать прорезыванию постоянного
резца в нормальное поло­жение (рис.
27.35).
Корни
депульпированных молочных резцов часто
долгое время не подвергаются резорбции,
что может привести к формированию
серь­езных аномалий окклюзии.

3.
Дефицит места в зубном ряду может
привести к лингвальному прорезыванию
постоянных резцов, чаще верхних боко­вых.
Причиной лингвального прорезы­вания
верхних постоянных боковых рез­цов
также часто бывает раннее прорезы­вание
постоянных клыков.

Относительно
несложное лечение в случаях обратного
резцового перекрытия возможно при
наличии следующих факторов:

1.
Имеется свободное пространство для
мезиодистального передвижения зубов,
достаточное для того, чтобы поставить
их в правильное положение.

2.
Верхушка корня зуба, находящегося в
обратном смыкании, находится в нор­мальном
положении.

3.
Нормальное смыкание моляров и клы­ков.

Выбор наиболее
подходящей методики ле­чения зависит
от ряда факторов, таких как способность
ребенка следовать инструкциям врача и
желание лечиться, выраженность аномалии
и глубина нормального перекры­тия,
которую можно получить в результате
ле­чения, стадия формирования окклюзии,
по­следовательность прорезывания
зубов и др.

Если
ребенок контактен, хочет и готов
ле­читься, обратное перекрытие
отдельных зубов можно исправить при
помощи деревянной язычной пластинки
(tongue
blade)
(рис. 27.36). Зубы, находящиеся на начальных
стадиях про­резывания, с минимальной
степенью обратно­го перекрытия могут
быть поставлены в пра­вильное положение
в течение 24 часов.

Ребенок
ставит язычную пластинку напро­тив
зуба, находящегося в обратном перекры­тии,
и, используя подбородок в качестве
опо­ры, надавливает на зуб в губную
сторону. Процедуру следует проводить
по 5 минут каж­дый час. Понятно, что
при нежелании ребен­ка лечиться
результатов от применения языч­ной
пластинки не будет. К тому же действен­ность
этой методики снижается, если зуб уже
практически полностью прорезался.

Накусочная
площадка
с
наклонной
плоскостью на нижнюю челюсть.
Наклонная
плоскость, фиксируемая на нижние
фронтальные зубы, также применяется
для коррекции обратного перекрытия
одного или нескольких фронталь­ных
зубов. Однако если есть необходимость
в изготовлении пластинки на верхнюю
челюсть, то лучше пользоваться другим
аппаратом.

Снимают
точный альгинатный слепок, от­ливают
гипсовую модель. На модели констру­ируют
накусочную площадку (рис. 27.37). На нижние
резцы и, по возможности, клыки на­кладывают
самотвердеющую пластмассу. За­тем
добавляют наклонную плоскость длиной
около 0,6 мм под углом 45° к нижним резцам,
направленную в язычную сторону.

Перед
цементировкой проводят припасовку
аппарата. С наклонной плоскостью должен
контактировать только зуб, находящийся
в об­ратном перекрытии; плоскость не
должна со­прикасаться с твердым нёбом.
В боковом отде­ле должно наблюдаться
разобщение на 2—3 мм. Это ограничивает
время применения аппарата. Через 10 дней
может произойти зубоальвеолярное
удлинение в области боковых зубов, что
приведет к развитию открытого прикуса
во фронтальном отделе. Наклонная
плоскость удаляется, когда корректируемый
зуб проходит за режущий край нижних
зубов-антагонистов. Если в пределах
7—10 дней этого не происхо­дит, следует
применять другой аппарат.

При
использовании наклонной плоскости
физическая активность детей должна
быть строго ограничена, чтобы предотвратить
трав­му зубов. Зубы, находящиеся в
контакте с наклонной плоскостью, особенно
подвержены переломам и вывихам при
травмах подбородка.

Рис. 27.36. А
— частично прорезавшийся постоянный
резец с минимальной степенью об­ратного
перекрытия. Для коррекции этого состояния
успешно применяется деревянная язычная
пластинка (tongue
blade);
Б
использование язычной пластинки для
давления изнутри на зуб, находящийся в
обратном перекрытии; В
— результат лечения.

Рис. 27.37. А
— нормальная окклюзия во всех отделах,
за исключением обратного перекры­тия
центрального резца; Б
— для коррекции обратного перекрытия
на нижние резцы бы­ла цементирована
накусочная площадка с наклонной
плоскостью; В
центральный ре­зец был перемещен в
правильное положение, имелось достаточное
перекрытие для ре­тенции правильного
соотношения зубов; Г
— спустя четыре года
после лечения. (Обрати­те внимание на
улучшение состояния десны с вестибулярной
стороны в области нижнего левого
центрального резца.)

Пластинка
на верхнюю челюсть.
Примене­ние
пластинок на верхнюю челюсть показа­но
в том случае, если один или два зуба
(осо­бенно это касается боковых резцов)
нахо­дятся в обратном перекрытии
(рис. 27.38). Параллельно с коррекцией
обратного пере­крытия аппарат можно
использовать и
для
лечения других аномалий, и для удержания
свободного пространства. Для фиксации
ап­парата в полости рта его следует
снабдить кламмерами или другими
удерживающими приспособлениями. При
этом создавать ра­зобщение в боковых
участках необходимо только в тех случаях,
когда имеется глубокое перекрытие.

Главная > О клинике > Новости > Правильное положение языка способствует внешней привлекательности лица

Правильное положение языка способствует внешней привлекательности лица

07.03.2019

расстояния между верхней губой и носом

Ранее мы уже говорили максилле, какую роль она играет в формировании привлекательности лица. Если эта кость выдвинута вверх и вперед, она поддерживает глазные яблоки, способствует увеличению скул, уменьшению расстояния между верхней губой и носом, созданию обаятельной широкой улыбки. Чем обусловлено правильные форма и расположение этой «кости красоты»? Как оказалось, существует два основных фактора: формирование правильного («взрослого») типа глотания и особое положение языка в расслабленном состоянии, при котором он воздействует на участок неба, находящийся рядом с передними зубами верхней челюсти. Рассмотрим более подробнее то, как должен быть расположен язык для выдвижения максиллы вверх и вперед.

Положение языка в полости рта

Положение языка в полости рта

Доктор М. Мью опубликовал большое количество видеороликов на YouTube, в которых речь идет о важности правильного положения языка. Это известный британский ученый, основатель направления orthotropics, изучающего горизонтальное развитие лица. Он утверждает, что кончик языка среднестатистического человека упирается в область зубов.  Более правильным является положение, когда эта часть касается углубления на небе. Именно здесь находится кончик языка испанца, когда он произносит мягкий звук ñ. У большинства людей, попытавшихся расположить язык так, как описано выше, его задняя часть окажется немного ниже, чем требуется.

 в подъязычной кости

Правильным считается положение, когда неба касается не только кончик языка, а и вся задняя часть этого органа. В этом случае возникает усилие, направленное вертикально вверх. Если расположить язык правильно и попытаться глотнуть, среднестатистический человек испытает абсолютно иные, непривычные ощущения. В этом случае на максиллу действуют две силы: направленная горизонтально и вертикально. Они исходят из задней части языка и мышц этого органа, которые берут свое начало в подъязычной кости. Под действием этих сил максилла развивается вперед и вверх, формируя привлекательное лицо.

на максиллу воздействует только одна сила

Для большей наглядности приведем пример с передвижением тяжелого предмета мебели. Если язык расположен неправильно, на максиллу воздействует только одна сила, то есть, мебель двигает только один человек, с чем у него возникают серьезные трудности. Касание неба не только кончиком, а и задней части языка можно сравнить с появлением нескольких накачанных мужчин, которые пришли на помощь для передвижения массивной мебели.

Зависимость между положением языка и шириной максиллы

Зависимость между положением языка и шириной максиллы

Если у человека с детства сформировалось правильное положение языка, это обусловит развитие ровной линии зубов. Ему не понадобятся специальные процедуры или приспособления для устранения неправильного прикуса, к числу которых относятся брекеты. На снимке выше показан дефект прикуса, сформировавшийся у мальчика к восьмилетнему возрасту. Это открытый двусторонний прикус перекрестного типа. Верхний клык – скученный и сместился относительно нормального положения. Все это отразилось на внешнем виде лица мальчика.

В нижней части снимка продемонстрирован результат обучения правильно располагать язык относительно неба, а также «взрослому» типу глотания. С этой целью была применена методика orthotropics. Верхняя челюсть заметно изменилась: стала ровной, выдвинулась в горизонтальном направлении и стала заметно шире. Лицо мальчика стало выглядеть более привлекательным.

Важность «взрослого» типа глотания

Важность «взрослого» типа глотания

Ранее мы уже говорили о том, какое влияние на развитие ротового аппарата и мышц лица оказывает грудное вскармливание. Даже взрослому человеку следует регулярно употреблять в пищу твердые продукты, например, морковь, яблоки. Соблюдение этих правил — основа формирования горизонтально развитого привлекательного лица.

Два снимка, представленных выше, наглядно демонстрируют различия в развитии лица сестры и брата. Последнего вскармливали грудью на протяжении 30 месяцев. В возрасте одного года ему впервые дали попробовать твердую пищу. Лицевые мышцы находятся в хорошем тонусе, а лицо является горизонтально развитым, то есть его максилла выдвинута вверх и вперед. Специалисты в области ортодонтии обследовали мальчика и заключили, что обе челюсти правильно расположены относительно друг друга, прикус — правильный.

У сестры этого мальчика язык не прижат к небу, а его кончик упирается в зубы. Мать вскармливала ее грудью на протяжении 13 месяцев. В последствии она была переведена на искусственное питание. При сосании пустышки язык малыша не прижимается к небу, а опускается в нижнюю часть рта. В результате формируется неправильный тип глотания. Подобное наблюдается и у тех детей, которые имеют привычку сосать палец или соску. К сожалению, все это негативно повлияло на привлекательность лица девочки: оно вытянуто вниз, а нижняя челюсть слегка задвинута назад.

Многие из читателей предположат, что всему виной гены. Но на снимках запечатлены родные брат и сестра. Именно использование разных подходов к вскармливанию детей приводит к таким существенным различиям в лицевом развитии, которые настолько заметны даже в девятилетнем возрасте. У каждого может возникнуть вопрос: а как могло бы выглядеть мое лицо, если бы его развитие происходило в максимально благоприятных условиях?

Влияние используемого типа глотания на привлекательность лица

Влияние используемого типа глотания

Доктор М. Мью, подчеркивающий важность развития «взрослого» типа глотания, утверждает, что это возможно только в случае правильного положения языка в ротовой полости. Всю «работу» берет на себя язык, а именно, его глубокие мышцы. Участие губ или щек практически исключено. Мышцы лица могут терять свой тонус, если происходит их хаотичное сокращение, вызванное использованием неправильного типа глотания. Результат – «опадающий» овал лица, обвислые или одутловатые щеки, припухлости под глазами. Описанные метаморфозы напрямую связаны с перемещением максилл вниз.

Слабый тонус мышц

Слабый тонус мышц становится причиной желания использовать тип дыхания «через рот», для которого необходимо, чтобы язык был расположен внизу рта. Это обуславливает еще большее развитие лицевой дистрофии. Неправильный тип глотания – причина раннего появления глубоких мимических морщин в результате задействования мышц щек, губ и подбородка, которые со временем теряют свой тонус.

Как заставить себя держать язык в правильном положении

заставить себя держать язык в правильном положении

Основатель направления orthotropics утверждает, что контроль над мышцами задней части языка осуществляет подсознание человека. Это означает, что положение, занимаемое языком, поддерживается «автоматически». И если человек привыкнет держать язык правильно (задняя поверхность упирается в небо), то такое состояние будет поддерживаться неосознанно. Выходит, что наше подсознание может сыграть важную роль в формировании внешней привлекательности лица, если мы приложим некоторые изначальные волевые усилия.

Мы легко может осуществлять осознанный контроль над передней частью языка во время бодрствования. Но в состоянии сна подобный контроль невозможен. Поэтому очень важно выработать «привычку» правильно располагать язык в полости рта на подсознательном уровне. Надлежащее положение этого органа играет важную роль по мнению приверженцев учений китайской нетрадиционной медицины, согласно которым от этого зависит правильность распределения энергии в человеческом организме.

Язык играет роль своеобразного «переключателя»

Язык играет роль своеобразного «переключателя», который соединяет главные энергетические каналы ци и замыкает «маленький небесный контур». Если язык находится за передними зубами в углублении неба, он замыкает базовые каналы и в таком положении считается «точкой ветра». В этих учениях также описаны еще две точки: «огня» и «воды». Первая (ян) находится по центру твердого неба, вторая (инь) расположена ближе к основанию неба. Не рекомендуем сразу пытаться расположить язык в этих точках. Новичку будет весьма сложно глотать, возможно даже появление рвотного рефлекса. Однако, если расположить язык так, чтобы его кончик касался неба за резцами, может появиться приятное ощущение, будто возникает ток слабого напряжения. Оно станет все более устойчивым со временем. В результате выработки неосознанного рефлекса язык будет находиться в правильном положении, не вызывая никакого чувства дискомфорта.

Методы миофункциональных тренировок

Методы миофункциональных тренировок

Такие упражнения приносят эффект в случае, если человек регулярно напоминает самому себе о необходимости помещения кончика языка в зону, расположенную за резцами на небе. Как уже было сказано выше, в такой позиции находится язык, когда испанцы произносят звук ñ. При этом основание языка также должно быть приподнятым и прижатым к небу, чтобы возникла сила, выталкивающая максиллу в вертикальном направлении. Лучший вариант для новичков – расположить язык так, как описано выше, и при этом широко улыбаться, будто произнося слово cheese (с английского – сыр). Зубы необходимо сомкнуть, но не слишком сильно прижимать друг к другу.

Спустя некоторое время, когда такое положение языка станет казаться привычным, нужно попробовать сделать глотательное движение. Вначале возникнет необычное ощущение в задней части горла. Это произойдет потому, что задняя часть языка коснется неба. При повторном глотании необходимо в точности повторить движения, чтобы это ощущение сохранилось. В глотании не должны быть задействованы щеки или губы! Рекомендуем выполнять упражнение перед зеркалом, чтобы убедиться, что подвижен только кадык. Новички испытывают неприятные ощущения, словно они пытаются удушить себя собственным языком. Такие упражнения можно сравнить с тренировкой в спортивном зале, только при этом задействованы не бицепсы или трицепсы, а самая сильная мышца человеческого тела – язык. Отвлекаясь на что-либо, можно забыть об ощущениях, возникающих при правильном положении языка в полости рта. В таких случаях следует вновь выполнить описанные выше упражнения. Поскольку язык находится во рту, никто не заметит производимые вами манипуляции.

Если эти упражнения даются намного легче, чем поначалу, пора приступать к более сложной части – питью воды мелкими глотками при правильном положении языка. Самый последний этап – глотание пищи. Рекомендуем начать с проглатывания жидкой пищи и небольших кусочков твердой.

Тренировки для языка можно выполнять утром и вечером сразу после чистки зубов. Рекомендуемая длительность – 5 минут. Спустя некоторое время эти упражнения войдут в привычку, а поддержание правильного положения языка станет неосознанным рефлексом. Самая сильная мышца сохранит «исходное» положение даже во время ночного отдыха.

Такие упражнения для детей можно представить в виде веселой игры. Главное – заинтересовать их выполнять эти нехитрые манипуляции с языком. Практика показывает, что дети начинают держать язык правильно спустя всего несколько недель после начала тренировок. Взрослым требуется немного больше времени. Ощутимого результата удается добиться спустя 7-8 месяцев.

Нужно помнить – от положения языка зависит направление лицевого развития, значит, и внешняя привлекательность. Чем большие усилия оказывает самая сильная мышца человеческого тела на верхнее небо, тем сильнее расширяется верхняя челюсть, обуславливая объемный вид максилл, обаятельную улыбку, внешнюю красоту лица в целом. Настоящий успех достижим только при регулярной практике!

Другие полезные статьи:
 — Можно ли добиться высоких скул нехирургическим путем?
 — Почему максиллу называют костью красоты
 — 
Последствия коррекции прикуса с помощью брекетов, о которых умалчивают

Гимнастика для профилактики зубочелюстных аномалий

Миогимнастические упражнения для исправления прикуса незаменимы для коррекции и профилактики аномалий развития зубочелюстной системы.

Упражнения для нормализации функции дыхания

Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.

Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продожительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)

Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры

Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.

Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.

Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.

Упражнения для нормализации функции смыкания губ

Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.

Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение №4 С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», «погасим свечу», «сделаем бурю» и т. д.)

Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания

Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.

Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».

Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…

Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…

Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.

Упражнения для нормализации функции дыхания

Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.

Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)

Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

Упражнение №6 Выдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух считать до 5, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.

Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры

Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.

Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.

Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.

Упражнения для нормализации функции смыкания губ

Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.

Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение №4 Губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево.

Упражнение №5 Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.

Упражнение №6 Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.

Упражнение №7 С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», погасим свечу», «сделаем бурю» и т.д.).

Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания

Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.

Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».

Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…

Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…

Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчак и, широко открывая рот, щелкать языком.

Упражнение №6 Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.

Упражнение №7 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.

Упражнение №8 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.

Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челлюсть

Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1—2—3—4 от 5 до 10 повторений.

Упражнение № 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.

Упражнение № 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы па зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.

Комплекс миогимнастических упражнений для лечения прогнатического прикуса

Упражнения для нормализации функции дыхания

Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.

Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)

Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

В стоматологической клинике «Колибри» акция! До 28 февраля 2023 года первая консультация врача-ортодонта бесплатно!

Узнайте больше

Упражнения для нормализации функции смыкания губ

Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.

Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение №4С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», «погасим свечу», «сделаем бурю» и т. д.)

Дополнительные специальные упражнения

Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать до тех нор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение.

Упражнение № 2. То же упражнение выполнять с попоротом головы сначала вправо, затем плево. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя. Голову слегка запрокидывают назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы установятся впереди верхних.

Упражнение № 3 (с вестибулярной пластинкой). Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, 1 пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами.

Упражнение № 4. Проложить между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжать губы. Бумагу удерживают до 30—50 минут во время спокойных игр, рисования, чтении, или когда ребенок смотрит телевизор.

Упражнение № 5. Выполнять предыдущее упражнение, заменить полоску бумаги металлическим диском диаметром 2,5—3 см, толщиной 1,5 мм и массой около 6,5 г. Зажатый губами диск должен быть расположен горизонтально, необходимо следить, чтобы диск был зажат только губами, а не зубами. Упражнение выполняется до утомления (от 30 сек до нескольких минут).

Упражнение № 6 (с пластмассовой пластинкой). Ребенок нажимает губами край пластинки толщиной 1—2 мм, шириной 30—35 мм. длиной 60—120 мм. и удерживает ее в горизонтальном положении. На пластинку накладывают какой-либо груз. Увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.

Упражнение № 7. Небольшие ватные валики закладывают в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих губные звуки («б», «м», «п»).

Комплекс миогимнастических упражнений для лечения глубокого прикуса

Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 сек, затем медленно установить в исходное положение.

Упражнение № 2. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают между передними зубами, сжимают и разжимают зубы. По показаниям можно включать другие упражнения из предыдущих комплексов.

Комплекс миогимнастических упражнений для лечения прогенического прикуса

Упражнения для нормализации функции дыхания

Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.

Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.

Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)

Упражнение №5 дох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания

Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.

Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».

Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…

Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…

Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.

Дополнительные специальные упражнения

Упражнение № 1. Кончиком языка давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (3—5 мин).

Упражнение № 2. При слетка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком языка пытаться достать задний край твердого неба.

Упражнение № 3. Зажать верхними фронтальными зубами нижнюю губу, удержать, затем отпустить ее.

Упражнение № 4. Открыть рот, медленно закрывать его, сметая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживать в этом положении 4—8 сек.

Упражнение № 5 (с деревянным шпателем). Между зубными рядами помещают шпатель (ширина его равна ширине верхних резцов).

Прикусить шпатель так, чтобы оказывать давление на небные поверхности верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном.

Комплекс миогимнастических упражнений для лечения открытого прикуса

Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челюсть

Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1—2—3—4 от 5 до 10 повторений.

Упражнение № 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.

Упражнение № 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы па зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.

Комплекс миогимнастических упражнений для лечения перекрестного прикуса

Упражнение № 1 (при смещении нижней челюсти в сторону). Максимально открыть рот, переместить нижнюю челюсть в правильное положение, сомкнуть зубы и удерживать в этом положении нижнюю челюсть 4—5 сек.

Упражнение № 2 (при одностороннем сужении верхней челюсти). Кончиком языка давить на небные поверхности верхних зубов и альвеолярный отросток на стороне сужения в течение нескольких минут.

После выполнения каждого комплекса необходимо делать паузы в виде расслабляющих упражнений:

Упражнение № 1. «Руки в стороны, в кулачок, разжимай и на бочок».

Упражнение № 2. «Чтобы вырасти скорей, подтянись-ка посильней».

Упражнение № 3. «Маме надо отдыхать, маме хочется поспать, я ее не разбужу, я на цыпочках хожу» и т.д.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить неправильное ползание ребенка
  • Как исправить неправильное питание
  • Как исправить неправильное окрашивание волос
  • Как исправить неправильное нанесение декоративной штукатурки
  • Как исправить неправильное мелирование волос