Как исправить низкую самооценку у ребенка

Как поднять самооценку ребенку – популярный вопрос родителей. Обычным разговором проблему низкой самооценки не решить. Поэтому мы расскажем, как помочь ребенку повысить самооценку правильно.

Как поднять самооценку и уверенность ребенку?

29.08.2021

В этой статье:

Мы говорим “самооценка”, и на ум приходят слова “высокая” или “низкая”, “заниженная” или “завышенная”. Кажется, что самооценка — это то, с чем человек рождается и живет всю жизнь, а советы о том, как поднять самооценку и уверенность ребенку, не очень-то работают.

На самом деле, вопрос: “Как поднять самооценку ребенку?” — совсем не пустой. Подростковый возраст — один из самых чувствительных. Именно сейчас стоит уделить большое внимание самооценке, чтобы ребенка в будущем не волновали проблемы душевного здоровья. Да, корректировать самооценку можно и позже — этим занимаются клиенты психологов, — но это будет более трудоемкая работа. Лучше и проще сделать ее сейчас.

Как понять, что у ребенка низкая самооценка?

Главный признак низкой самооценки — тревожность и неуверенное восприятие самого себя. Подростку трудно отвечать на вопросы о том, какой он, что ему нравится, какие у него сильные и слабые черты, что ему в себе нравится, а что — нет. Если быть предельно корректным, то это не низкая, а неглубокая самооценка. Но в результате человек чувствует себя неуверенно в самых разных жизненных ситуациях.

Типичные фразы подростка, у которого проблемы с самооценкой

Заниженная самооценка подростка проявляется в речи и в ситуациях, когда ему приходится оценить себя или столкнуться с оценкой других людей.

  • Если отмечают его успех: Мне просто повезло. Просто остальные выступили еще хуже. Да ничего особенного.
  • Если благодарят: Да я ничего не сделал. Да мне нетрудно. Забей. Отстать.
  • Если делают комплимент: Да вот у меня (и обращает внимание на недостатки своей внешности: прыщи, живот и т.п.)
  • Если предлагают попробовать что-то сложное: Все равно не получится. Я не умею. Я не смогу.

Иногда возникает ощущение, что ребенок кокетничает и напрашивается на похвалу. Но на самом деле, он просто не чувствует себя достойным признания и уже думает о том, как все поймут, что он на самом деле не так хорош. В этом случае нужно задуматься о том, как повысить самооценку ребенку, а не стыдить его.

Самоощущение подростка с низкой самооценкой

Последствия такой самооценки, как бы мы ее ни назвали, осложняют жизнь подростку. 

  • Подросток чувствует, что у него ничего не получится. Страх перед неудачей либо делает его пассивным, либо вынуждает тратить очень много сил на скромные попытки преодолеть трудности.
  • Подростки, которые не уверены в себе, часто испытывают всю гамму негативных чувств: грусть, подавленность, тревогу, вину, стыд, внутренний ступор или гнев. При этом, испытав радость, они тут же испытывают страх: раз ты не достоин счастья, то оно скоро закончится и окажется обманом.
  • Дети с заниженной самооценкой не могут постоять за себя и отстаивать свое мнение. В результате очень часто делают не то, что считают нужным и правильным. Им трудно отказать другим людям, даже если их вовлекают во что-то против воли и их интересов. Возникает внутренний конфликт, который приводит к тяжелым переживаниям.
  • Им сложно бороться с трудностями и использовать возможности и шансы, которые подбрасывает судьба. Вступить в контакт с человеком, который может помочь, — слишком сложная задача для человека, который из-за низкой самооценки не считает себя достаточно значимым для того, чтобы на него обратили внимание.
  • Неуверенные в себе дети не умеют принимать поддержку, потому что не считают, что им “положено”. В итоге они могут оттолкнуть потенциального друга, подозревая его в неискренности.

Все это вместе делает подростка довольно трудным в общении. Зацикленность на собственных страхах быть отверженным мешает ему присмотреться к другим людям, учитывать их интересы. В результате они часто попадают впросак, и в итоге их самооценка и уверенность падают еще ниже.

Винить ребенка в том, что он так видит себя и свое место в мире — неправильно. Разберемся в том, как повысить самооценку и уверенность в себе, чтобы взгляд подростка на собственную значимость изменился.

Уверены ли в себе напористые и агрессивные дети?

Однако если у вас сложилось впечатление, что дети, которым необходимо поднять самооценку, всегда выглядят как забитые тихони, то это не так. Главный признак неуверенного в себе подростка — тревожность. А проявляться она может как в замкнутости, так и в агрессивном и даже девиантном поведении.

Очень часто агрессивные дети, которые обижают других, а также доставляют много проблем объекту влюбленности, как раз люди с заниженной самооценкой. Они уверены в том, что их не будут любить, бросят, потому что они очень плохие. В результате они постоянно проверяют окружающих на прочность, нарываются на конфликты и проблемы.

  • С одной стороны, это позволяет им чувствовать хоть какой-то контроль за ситуацией. Вот, обидел человека, а он на меня разозлился и не хочет дружить. Я справился.
  • С другой стороны, тревожность и страх остаться в одиночестве от конфликтов становится еще сильней и признаки девиантного поведения повторяются.

Разумеется, такие подростки не чувствуют себя хорошо и спокойно. Даже когда кажется, что они стремятся к лидерству и добиваются его, они чувствуют себя глубоко несчастными. Им также необходимо помочь почувствовать себя значимым и выработать адекватную самооценку и уверенность в отношениях с людьми.

Низкая самооценка ребенка и учеба

Дети с заниженной самооценкой могут быть как двоечниками, так и отличниками. Отличник, которому не хватает уверенности в себе, серьезная проблема для себя самого. Взрослые видят, как он убивается по учебе, борется за оценки. Но проблема в том, что такой ребенок не получает удовольствия от учебы и всю свою энергию направляет на то, чтобы не показаться глупым или некомпетентным, потерять расположение родителей и учителей. В глубине души он уверен, что всех обманывает и скоро правда раскроется.

В итоге ребенок не стремится узнавать новое. Он получает знания лишь формально, ради оценки и похвалы, а что ему нравится в жизни — не знает. Такой ребенок сильно страдает из-за оценок или критики. Он не понимает, почему некоторые учителя ставят ему не пять, когда он убивался над докладом всю ночь. Комментарии типа: “Ты не понимаешь предмет,” — сильно травмируют ребенка, но он искренне не понимает, почему кому-то из детей ставят неплохие оценки и хвалят оригинальные идеи. Ребенок с заниженной самооценкой будет думать, что все дело в личной симпатии или антипатии учителя.

Мы будем говорить о самооценке как о наличии устойчивой опоры на себя, о понимании себя, своего потенциала, зон развития и роста; о навыке сравнивать себя с собой вчерашним в доброжелательном ключе; об адаптации в обществе — достаточном понимании себя и других, чтобы устанавливать отношения и связи. Тогда становится понятно, как действовать, когда вслух ребенок говорит, что не может, не умеет, не справляется. И наше стремление повысить самооценку ребенку превратится в конкретные шаги.

Главные причины проблем с самооценкой у детей

Причины низкой самооценки у ребенка:

  • У ребенка нет возможности изучать себя, не сравнивая с другими. Такую возможность дают занятия «для себя», которые он делает просто потому, что ему нравится. Если у ребенка совсем нет времени на хобби или бесполезные с точки зрения окружающих занятия, ему сложно разбираться в себе.
  • Ребенка постоянно с кем-то сравнивают, “кто лучше”, а он не склонен конкурировать с людьми. Если ребенок настроен на сотрудничество, он тратит слишком много нервных сил на выживание в конкурентной среде. Необходимо разобраться в том, что мотивирует ребенка, чтобы стало понятно, как сформировать необходимую для поднятия самооценки среду.
  • У ребенка нет возможности соревноваться, а он по натуре конкурентен. Ему сложно сформировать самооценку в расслабленной среде, где от него ожидают умения делиться, поддержки всем друзьям и знакомым.
  • Ребенка всегда оценивают, а не интересуются тем, как он воспринимает то, что происходит в его жизни. Если ребенку предлагать готовые ответы на те вопросы, которые его волнуют, его самооценка не становится самостоятельной и глубокой.
  • Ребенка не учат проговаривать эмоции и ощущения. В ответ на вспышку, неосторожное высказывание, резкий поступок он получает симметричный ответ: окрик, приказание замолчать, указание, что сделать. В этом случае он не может разобраться в себе, а это тоже влияет на формирование самооценки.
  • Ребенку не помогают справиться с негативизмом. Он склонен обращать внимание на то, что у него не получилось, а взрослые не учат его работать с таким негативным восприятием себя и перемещать фокус внимания на достижения, пользу, которую он может извлечь из неудачного опыта.
  • Ребенка много критикуют, когда он проявляет инициативу. Если у ребенка возникает какая-то идея, а в ответ он слышит, что это бесполезно, не получится, глупо — его самооценка падает. Крайне сложно повышать самооценку ребенку, который день за днем впитывает мысль о том, что инициатива наказуема.
  • Над ребенком часто насмехаются. В некоторых семьях и социальных кругах принято иронизировать и подшучивать друг над другом. Однако не все дети получают от этого удовольствие, поскольку им сложно отвечать взрослым. Где-то не хватает чувства юмора, где-то срабатывают ограничения — над взрослыми прикалываться нельзя. В итоге ребенок постоянно чувствует себя униженно, а его самооценка падает.
  • Взрослые драматизируют любую неудачу. Если у ребенка что-то не получилось, а он получает в ответ эмоциональную реакцию, ему кажется, что он кругом виноват. Если вы хотите повысить самооценку ребенка, показывайте, что любую ошибку можно исправить и мир не рухнет.

В общем, есть довольно много причин, которые осложняют формирование адекватного восприятия себя и повышение самооценки ребенка. К счастью, подростковый возраст — это тот период, когда ситуацию можно и нужно корректировать.

Как повысить самооценку ребенку?

Помочь ребенку с низкой и неадекватной самооценкой можно. И главную роль тут играют именно родители, ведь ребенок опирается на их мнение и поведение в любом возрасте, даже подростковом.

Способ 1. Не завышайте требования к ребенку

Очень часто мы ожидаем или даже требуем от ребенка выполнения наших собственных желаний. Мы хотим, чтобы он жил и действовал “правильно”, хотел “правильных” вещей и т.п. 

Однако часто это входит в противоречие с истинными желаниями и возможностями ребенка. Если мы при этом начинаем его оценивать, да еще и сравнивать с другими — его самооценка под угрозой.

Вот как родители могут повысить самооценку ребенка. Старайтесь не оценивать, а слушать ребенка. Почитать о том, как это правильно можно, например в книге М.Розенберга “Язык жизни”. Научиться избегать импульсивности в общении и помочь это делать ребенку можно при помощи книги Ю.Гиппенрейтер “Общаться с ребенком. Как?”. Эти советы помогут и разрешать конфликты в повседневном общении, добиться повышения самооценки ребенка и понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Способ 2. Не сравнивайте ребенка с другими

Иногда родители хотят подстегнуть мотивацию ребенка, сравнивая его со сверстниками или одноклассниками. Вот, мол, Вася может, а ты нет. Мы хотим, чтобы ребенок старался добиться большего, и с некоторыми детьми это работает. Если их эмоциональный драйвер — конкуренция. Но у ребенка, который настроен на сотрудничество, от такого наоборот опускаются руки. Никогда не сравнивайте такого ребенка с другими!

Детям, которых не вдохновляет борьба и соперничество, лучше формировать адекватную самооценку через мягкие навыки. Для начала стоит пройти тест на сильные и потенциальные зоны роста. Затем при помощи наставника можно формировать связи отдельных навыков и профессиональных сфер, точек приложения сил для раскрытия и развития личности. Так постепенно ребенок вовлечется в осмысленную деятельность и почувствует себя уверенно, а его самооценка повысится.

Способ 3. Хвалите детей

Как можно хвалить и при этом не оценивать? На самом деле, лучше просто заменить оценочную похвалу, типа “молодец”, на проговаривание успеха и своих эмоций. Если ребенок чего-то добился, это нужно отметить, сказать, как вы рады, что у него получилось. Даже если это мелочь, типа домашки, или пятерки по сложному предмету в школе, подчеркните, что вы видите, что он взял себя в руки, довел дело до конца, хотя еще вчера ему это не удавалось.

Отмечайте то, что важно самому подростку. В этом возрасте сами по себе учебные успехи детей не интересуют. Их интересует место в обществе, мнение ровесников, перспективы будущего. Показывайте ребенку, что вы в нем уверены, что видите его текущие достижения, видите, как он растет и взрослеет, — все говорит о том, что он будет успешно справляться со взрослой жизнью. Именно так и повышается самооценка ребенка — вместо с ростом уверенности в собственном будущем.

Родительская уверенность в ребенке — лучше банальной похвалы и помогает избавиться от тревожности и добиться повышения самооценки.

Способ 4. Не делайте замечания детям при посторонних

Поскольку детей в подростковом возрасте волнует, как они выглядят в глазах окружающих, любые замечания воспринимаются очень болезненно и приводит к низкой самооценке. С точки зрения ребенка любая критика, отношения “как к маленькому” серьезно подрывает его авторитет, вызывает насмешки, заставляет стесняться и стыдиться и снижает самооценку. Берегите репутацию ребенка в этот хрупкий период, какими бы надуманными ни казались его страхи. Просто примите как данность эту особенность и не провоцируйте конфликт и рост неуверенности у ребенка.

Желание сделать замечание часто вызвано ощущением, что подростки игнорируют взрослых. На самом деле, подростковая отстраненность от вас или реальности — это запуск внутренних сложных процессов. Ребенок пытается понять кто он, где его границы и опоры, хотя со стороны это выглядит как “лень”, “необщительность” или равнодушие и безразличие. Будьте бережны к ребенку, когда он формирует свою самооценку. 

Если вы хотите повысить самооценку ребенку, вспоминайте почаще себя в этом возрасте. Проходите родительские поддерживающие тренинги, делайте анализ этого опыта. Выражайте понимание происходящего с ребенком и старайтесь сохранять спокойствие. Оно очень важно для того, чтобы у ребенка формировалась адекватная оценка себя.

Екатерина Сафонова

психолог портала «Я  — родитель»

Самооценка – это отношение человека к самому себе. Формируется она достаточно рано, ещё в дошкольном возрасте, но с взрослением претерпевает множество изменений. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Несмотря на то, что существует масса методик, выявляющих проблемы с отношением к себе самому, самооценка часто бывает ситуативной – любой человек в каком-то вопросе уверен в себе и своих силах, в каком-то – нет, это нормально и естественно. Как определить, адекватно ли оценивает себя ребенок, и нужно ли как-то вмешиваться в формирование детской самооценки? Давайте разбираться.

Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, т.к. в этом возрастном периоде детям присущ так называемый детский эгоцентризм. Малыши уверены, что мир крутится вокруг них, а никак не наоборот. Всем знаком яркий пример детского эгоцентризма, когда малыш, наблюдая Луну из окна автомобиля, сообщает, что Луна за ним следит. Детская психика пока устроена так, что ребенок в силу возрастных особенностей не в состоянии понять физических законов, поэтому вывод прост: Луна всегда видна лишь потому, что следит за ним. Такой эгоцентризм заложен в природе ребенка, поэтому не нужно его пугаться и пытаться исправить: в норме к 7 годам у малыша формируется произвольность, а эгоцентризм остаётся в детстве.

Для подростков же характерна заниженная самооценка, и это тоже объясняется возрастными особенностями. Подростки склонны преувеличивать (а то и вовсе выдумывать) телесные недостатки, размышлять о бренности бытия и о людях-пешках, тинейджеры часто отмечают, что их эмоциональный фон скорее депрессивный, нежели позитивный. Но есть и интересный механизм: в психологии традиционно завышенная самооценка (не применимо к дошкольникам) воспринимается как заниженная, но отягощённая защитными механизмами. Бравирующий подросток, заявляющий, что он властелин мира, на самом деле может быть глубоко в себе не уверен и, чтобы защитить самого себя от этих фрустрирующих переживаний, изображает из себя самоуверенного мачо. У тинейджеров обычно это временное явление, и оно проходит с наступлением нового возрастного периода.

В любом возрасте на детскую самооценку влияет несколько факторов: семья, отношения со сверстниками, успехи в учебе. Разница лишь в том, что в разные возрастные периоды для ребенка важны разные вещи, а значит и на формирование самооценки будет влиять разное. Например, в подростковом возрасте самым важным для детей является интимно-личностное общение, а значит в первую очередь самооценка будет зависеть от отношений со сверстниками. У младших школьников основное занятие – учеба, соответственно самооценка будет формироваться в зависимости от успехов в школе.

Итак, как понять, что у ребёнка проблемы с самооценкой?

Если мы говорим о дошкольном и младшем школьном возрасте, следует обратить внимание на рисунки малыша. Если на них он себя всегда изображает внизу листа, рисует серым/черным цветом, либо не изображает вообще, то следует обратиться к психологу за более точным определением уровня самооценки.

Малышам также можно предложить пройти интересную методику. Нарисуйте ребенку простую лесенку:

Расскажите, что на самых верхних ступенях находятся самые «хорошие» дети, а на низких – самые «плохие». Предложите малышу изобразить себя на какой-либо ступеньке, а потом спросите, чем он руководствовался, выбирая для себя ступеньку. Наиболее неуверенные в себе вовсе отказываются выполнять это задание или ставят себя на самую низкую ступень.

Неуверенного ребенка всегда видно: он открыто говорит, что не уверен в себе и своих силах, безынициативен, боится брать на себя ответственность, тревожен, зависим от мнения окружающих, особенно значимых взрослых.

Если вы заметили такие симптомы у своего ребенка, то следует придерживаться нескольких правил:

 Обязательно хвалите его.

Не важно, есть ли для этого веские основания – ребенок должен чувствовать, что есть вещи, которые он выполняет хорошо. Даже простое «Ты уже проснулся? Какой молодец!» утром помогут малышу сохранить позитивный настрой. «Перехваленных» детей не бывает, это миф, поэтому не бойтесь переборщить.

 Избегайте сравнений ребенка с другими детьми.

«Маша получила 5, а ты – 3, не стыдно?» – как часто дети слышат подобные фразы в свой адрес, а ведь именно они формируют заниженную самооценку.

 В конфликтах избегайте перехода на личности.

Не «ты плохой!», а «ты нехорошо поступил, но я всё равно люблю тебя. Давай подумаем, что помешало тебе поступить правильно» — такой подход поможет ребенку не только жить с осознанием того, что он как личность остается ценным и любимым, но учит рефлексии – ребенок задумывается о себе и формирует новые поведенческие модели.

 Чаще просите у малыша совета или помощи.

«Как ты думаешь, суп уже разогрелся?», «давай вместе протрём пыль, твоя помощь мне очень важна!». Вообще, важно относиться к ребенку как к равному, как к уже сложившейся личности, тогда и он будет чувствовать это отношение и поверит в собственные силы. Но не переусердствуйте – внимательно отнеситесь к тому, о чем вы его просите. Не взваливайте на дошкольника ответственность за младшую сестру, а на подростка – за ваш материальный достаток.

 Будьте осторожны с наказаниями.

Ребенок всегда должен понимать, за что его наказывают. Будьте последовательны в наказаниях, наказывайте только за серьезные проступки, а не за ситуации, когда малыш старается изо всех сил, а у него не получается.

 Чаще говорите ребенку о своей любви.

Такое простое, казалось бы, правило, а ведь множество детей искренне чувствуют себя недолюбленными. Телесный контакт также очень важен – обнимайте, целуйте, гладьте по голове, держите за руку.

 Поддерживайте инициативу ребенка.

Это крайне важно делать в любом возрасте – для подростка, например, подавление инициативы является триггером девиантного поведения. Даже если дошкольник решил стать космонавтом, поддержите его, сводите в планетарий. Скорее всего, через неделю он забудет об этом желании, но осознание того, что в него верят, останется.

 Реагируйте сами на собственные успехи и неудачи адекватно.

Ребенок всегда равняется на родителей, а значит именно вы являетесь для него главным авторитетом. Если он видит адекватную реакцию, то будет стараться, пусть и неосознанно, поступать так же. Для демонстрации такого поведения отлично подходят настольные игры – там малыш наглядно видит кто проиграл и как отреагировал на свою неудачу.

Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

как повысить самооценку ребенку 5 лет

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми…». Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным… от ребенка!

Уже в 

5-7

лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях «мать-сын» — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

повышение самооценки дошкольника

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…

игры для повышения самооценки

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

Что такое самооценка

В психологической науке и практике под самооценкой понимают всё многообразие представлений человека о собственной личности, возникшее в результате постоянного сравнения самого себя с другими людьми. Отношение к себе играет одну из ведущих ролей в развитии Я-концепции.

Самооценка считается довольно устойчивой психологической конструкцией. В течение жизни она меняется, однако не зависит от конкретной ситуации. Наоборот, сложившееся представление к самому себе определяет отношение в каждом конкретном случае.

Приведём простые примеры.

  1. Девушка, высоко оценивающая свои личностные качества, в случае неудачи, скорее всего, скажет: «Как я могла так опростоволоситься. Такого поведение для меня нехарактерно». И быстро выкинет из головы неприятные мысли.
  2. Девушка с невысоким мнением о себе подумает: «Боже, какая же я неудачница. Никогда у меня ничего не получается». Она ещё долго будет переживать свой неуспех, «пережёвывать» неприятные эмоции.

Психологи традиционно выделяют 2 типа самооценки: адекватная и неадекватная. Первый вариант ещё называют оптимальным, поскольку человек реально оценивает свои способности, умения, личностные качества и черты характера. При этом он видит и свои недостатки, и свои достоинства.

Неадекватное восприятие себя бывают 2 типов: заниженное и завышенное. При этом уровень неадекватности может быть различным. Чуть завышенное или заниженное самомнение обычно не мешает жить и контактировать с другими людьми. Другое дело, если у подростка низкая самооценка, которая затрудняет общение с ровесниками и грозит серьёзными проблемами в будущем.

В чём опасность заниженной самооценки

В чём опасность заниженной самооценки

Фото: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/4100431/

Низкая самооценка у ребенка – не просто красивая психологическая формулировка, а состояние, влияющее на многие сферы и области жизни. Невысокое мнение о себе затрудняет реализацию взрослого человека, так как у него отсутствует понимание ценности и важности собственной личности, нет веры в собственные силы.

Неадекватная оценка себя даёт толчок к развитию позиции жертвы в отношениях. Девушка или парень, который примерил эту роль, будет всегда жить по сценарию, в котором она/он испытывает давление со стороны других людей. Но при этом такой человек сам ищет себе тирана, не в силах разорвать порочный круг подобных отношений.

Кроме того, люди с низкой самооценкой часто инфантильны, поражены многочисленными страхами и фобиями, смиряются с позицией неудачника. Опасность кроется в том, что такое положение их устраивает, ведь всегда можно найти жалельщиков, которые стараются защитить жертву и оградить её от тирана. Продуктивна ли такая позиция? Нет.

Признаки заниженной самооценки у ребёнка

Итак, опасность заниженной самооценки мы разобрали. А как понять, присутствует ли такая особенность личности у ребёнка? Точно определить её сможет лишь специалист при помощи психологических тестов. Однако и внимательный родитель способен сделать предположение о наличии у ребёнка некоторых проблем.

Дети с низкой самооценкой нередко произносят следующие фразы:

  • «Я не буду пробовать сделать это»;
  • «У меня ничего не получается»;
  • «Мне страшно сделать что-то неправильно»;
  • «Пусть это сделает кто-то другой»;
  • «Я не такой красивый, как…»;
  • «Я глупый»;
  • «Меня никто не любит»;
  • «У меня нет друзей».

Также можно судить о невысоком мнении ребёнка о самом себе по привычным поведенческим реакциям:

  • неумение проигрывать;
  • зависть к другим людям;
  • отказ от начатого занятия, если что-нибудь не получается;
  • боязнь чего-то нового;
  • сильное переживание из-за ошибок, неумение отпустить ситуацию;
  • стеснение в общении с малознакомыми ровесниками и взрослыми;
  • зависимость от оценок окружающих людей;
  • нужна в поддержке других людей;
  • обидчивость;
  • жалость к себе.

Детей с заниженной самооценкой не всегда замечают, поскольку они не любят выделяться и быть на виду. Именно поэтому так важно вовремя заметить проблему и обратиться за квалифицированной помощью.

Причины низкой самооценки у детей

Однако работа с самооценкой у детей невозможна без установления причины появления проблемы. И главную роль в этом играют социальные факторы и индивидуальные особенности конкретного ребёнка. Давайте узнаем, под влиянием чего развивается представление человека о самом себе.

Царя делает свита, а ребёнка – его окружение. Прежде всего, семья и ближайшие родственники. И именно от их неправильных действий возникает нездоровая самооценка.

В частности:

  • наказания по любому поводу;
  • отсутствие одобрения и похвалы;
  • регулярное сравнение ребёнка со сверстниками, причём не в его пользу;
  • подчёркивание детских неудач и ошибок;
  • прямые оскорбления и навешивание ярлыков (дурак, неумеха и пр.);
  • гиперопека.

На развитие адекватного восприятия самого себя оказывают влияние и личностные особенности ребёнка. Более того, именно они часто являются базой, своеобразной основой, на которую накладываются социальные факторы.

Низкая самооценка часто развивается у детей, имеющих следующие особенности:

  • меланхоличный тип темперамента;
  • интроверсия (направленность на свой собственный внутренний мир, более глубокое переживание эмоций);
  • глубокая психологическая травма (смерть родителей, пережитое насилие и пр.).

Тут важно понять одну закономерность: не все меланхолики и интроверты вырастают людьми с низкой самооценкой. Именно от социальной среды, от ближайшего окружения зависит то, как ребёнок и затем взрослый будет воспринимать себя: адекватно или неадекватно. И ещё один момент: если среда формирует самооценку, значит, в наших силах исправить её, привести в оптимальное состояние.

Как повысить самооценку ребенку: советы психолога

Как повысить самооценку ребенку: советы психолога

Фото: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/3769981/

При наличии проблем нужна немедленная помощь. В первую очередь от родителей. Существует несколько ответов на вопрос, как поднять самооценку подростку или дошкольнику.

Безусловное принятие

Ребёнок должен понимать и чувствовать то, что его любят таким – даже неуверенным в своих силах, чрезмерно чувствительным, боящимся начать какое-либо дело. Если родитель открыто проявляет свою любовь, то подростку будет проще переживать неудачи, справляться с тревожностью, разочарованием.

Развитие сильных стороны

Принятие недостатков вовсе не означает того, что не нужна дальнейшая работа с ребёнком по повышению его самооценки. Специалисты советуют развивать сильные стороны личности и реализовывать заложенный природой потенциал. К примеру, ребёнок может интересоваться плаванием, написанием статей, музыкой.

Конечно, занятие любым видом деятельности не означает, что у подростка или дошкольника автоматически повысится самооценка. Тут важно не то, насколько выдающимися будут успехи, а то, что успехи вообще будут. Проще говоря, ребёнка нужно поместить в ситуацию постоянной успешности, когда он осознает свои возможности и силы.

Частая похвала

Неуверенного в себе ребёнка нужно хвалить не просто за успех, а даже за любое усилие на пути к успеху. В этом случае формируется положительный образ самого себя. К тому же похвала мотивирует детей на поступки и свершения. Следовательно, повышается вероятность того, что подросток в дальнейшем будет ориентироваться в своей деятельности не на избегание неудач, а на достижение цели.

Не бойтесь, что вы перехвалите ребёнка. Дети с очень низкой самооценкой часто стесняются добрых слов в свой адрес, начинают выискивать второе дно, ожидая подвоха даже со стороны близких людей. Избавиться от подобной черты личности поможет именно постоянная похвала. Критика возможна, но в мягкой форме и без негатива.

Когда у ребёнка сформируется положительный образ самого себя, можно переходить к похвале за конкретные достижения. Одновременно с этим не нужно хвалить из жалости, дети очень тонко чувствуют родительскую неискренность. Уверена, каждого малыша и подростка есть реальные достоинства.

Нет наказаниям

Нет наказаниям

Фото: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/apple-iphone-4100638/

Как повысить самооценку подростку, которого постоянно наказывают? Правильный ответ – никак. Специалисты уверены в том, что похвала полезна, а частые наказания – вредны. Объяснение этому феномену простое: негативные эмоции человек переживает гораздо острее, чем положительные. А у чувствительных детей острота переживаний увеличивается в разы. Поэтому лучше обойтись без строгих выговоров, а наказания заменить другими мерами дисциплинарного воздействия.

Самостоятельность

Не стоит чрезмерно опекать неуверенного ребёнка. Пусть у него будет возможность своими силами справляться с поручениями, задачами, преодолевать трудности, решать проблемы. На практике это означает следующее: не нужно бросаться на помощь по первому крику. Пусть дошкольник или подросток пробует, пытается, а вы поддерживайте его, отмечайте малейшие успехи, хвалите за старания.

Социализация

Ребёнку нужно больше общаться с ровесниками, чтобы успешнее социализироваться. Конечно, это не означает, что следует «насильно» знакомить его с детьми соседей, приятелями по песочнице и т.д. Просто необходимо чаще «выходить в люди», интересоваться тем, с кем дружит подросток. Пусть у неуверенного в себе подростка будет мало друзей, зато это те люди, с кем ему комфортно в психологическом плане.

Проверка собственных ожиданий

Если ничего не помогает или вы не знаете, с чего начать, проанализируйте собственные ожидания от ребёнка. Возможно, он учится в классе с углублённым изучением предметов, которые он не любит или не понимает? Может, подросток одновременно занимается сразу в нескольких кружках и секциях? И низкая самооценка в данном случае обусловлена тем, что родительские ожидания не соответствуют его возможностям. Нужно снизить планку требований и принять ребёнка таким, какой он есть.

Одно эффективное упражнение

Специалисты предлагают выполнять с ребёнком эффективное упражнение, которое может применять как для диагностики, так и для коррекции. Цель этого занятия – формирование здоровой самооценки, исправление неадекватного восприятия ребёнком собственной личности, повышение уверенности в своих силах.

Необходимые материалы:

  • бумажный лист;
  • маркеры, фломастеры или цветные карандаши.

Рекомендуемый возраст:

  • старший дошкольный и младший школьный.

Как поднять самооценку ребенку? Детей просят изобразить солнце с лучиками. При этом не нужно выдвигать никаких требований к изображению и ограничивать ребёнка какими-либо условиями. Пусть он просто рисует солнце на листе, используя карандаши или фломастеры любого цвета.

Затем малыша просят немного рассказать о солнце:

– Какое солнце?

– Красивое, тёплое, весёлое, яркое, очень доброе.

– Давай представим, что солнце – это ты. Его зовут так же, как тебя.

Малыш подписывает (если уже владеет грамотой) своё имя на солнце. Если он ещё не владеет навыком письма, то имя подписывает родитель.

У солнца должны быть изображены лучики. Если их мало, то родителю нужно самому пририсовать несколько лучей (до девяти штук).

– Ты рассказал о том, каким хорошим является солнце. Подпиши каждый солнечный луч, называя своё хорошее качество характера. Какой ты?

Скорее всего, малыш не сразу же ответит, ведь и не каждый взрослый вот так, навскидку, сможет похвалить себя. Так что нужно помочь ребёнку, назвав его сильные стороны. К примеру: «Я думаю, что ты умный и добрый. Продолжи, пожалуйста, какой ты ещё?»

Упражнение Солнце

Фото: https://pixabay.com/photos/sun-children-drawing-image-drawing-451441/

Каждую характеристику нужно подписать вдоль луча. Следует следить за тем, чтобы каждый луч был подписан. Пусть даже ребёнок похвастается, пофантазирует, припишет себе качество, которого у него нет (или недостаточно развито). И наоборот, не стоит настаивать, если какая-то черта характера не названа.

Лист с солнцем вешают на двери шкафа, и через какое-то время возвращаются к этому рисунку, дорисовывая и дописывая новые лучи. Таким нехитрым способом, конечно, при соблюдении описанных выше условий и выполнении советов, можно будет изменить мнение ребёнка о самом себе в лучшую сторону.

Заключение

Таким образом, вопрос, как повысить самооценку ребенку, действительно является очень важным. И задавать его, а также находить ответ нужно как можно раньше. Ведь именно от адекватного самовосприятия во многом зависит то, насколько успешным и счастливым будет ребёнок в будущем. Если же ничего не делать, то существует риск воспитать человека, который не сможет реализовать свои способности и заявить миру о своих возможностях.

Подростки бывают неразговорчивыми, колючими, раздражительными. Часто не могут понять, что им действительно нравится, сомневаются в своих способностях и пасуют перед успешными сверстниками. В общем, страдают из-за низкой самооценки. Вот несколько полезных советов из наших книг: они успокоят, научат быть добрее к себе, подскажут, как раскрыть свой потенциал. Попробуйте пересказать их детям.

1. Вести список достижений

Нужно ежедневно находить и записывать пять поводов быть довольным собой. Делать это в будни и в выходные, в учебные дни и на каникулах. Поначалу будет трудно. Главное — не сдаваться: писать можно не только о великих свершениях (получении Нобелевской премии или восхождении на Эверест). В списке могут быть такие пункты: навел порядок дома без напоминаний, помог сестре с домашним заданием, сходил на просмотр в молодежный театр, хорошо подготовился к контрольной.

Важно помнить о своих сильных сторонах. Список достижений дает повод каждый день ощущать собственное достоинство. Когда покажется, что самооценка падает, нужно заглянуть в него. Вспомнить, что чувствуешь, когда совершаешь хорошие поступки. И снова лучше относиться к себе.

2. Записывать случаи, когда удалось превзойти свои ожидания

Можно не верить, что сдашь экзамен на «отлично», но справиться с волнением, записаться в футбольную команду за компанию, но стать хорошим игроком, быть на взводе, но сдержать эмоции и не начать ссору.

Можно не верить, что сдашь экзамен на «отлично», но справиться с волнением
Никогда не поверили бы, что будете играть на гитаре, но решились на первый урок? Похвалите себя! — Источник

Такие мелочи стоит учитывать. Они помогут осознать, что мы можем больше, чем мы думаем. Даже когда не особенно верим в себя.

3. Избавиться от шума

От каждого человека многого ожидают. Мы постоянно слышим тех, кто дает нам советы, это могут быть друзья и соперники, члены семьи и посторонние люди, соцсети и даже наш внутренний голос. Весь этот шум заглушает нашу индивидуальность. А еще он дает возможность спрятаться от страхов и неуверенности. Мы слышим, что нам «следует сделать», и нам кажется, будто у нас появляется запасной парашют, это создает иллюзию безопасности.

Фишка в том, чтобы отличить шум от полезных советов. Нужно решить, справедливо ли то, что говорят окружающие. Если да, подумать серьезнее над этими словами. Если нет, отойти в сторону от шума.

Фишка в том, чтобы отличить шум от полезных советов.
Эта схема поможет отличить конструктивную критику от шума

4. Говорить с собой уважительно

Иногда мы становимся для себя самыми беспощадными критиками. В голове могут крутиться такие мысли: «Все как-то странно смотрят на меня», «Меня все ненавидят» — хотя на самом деле это не так. Можно внушить себе, что недостаточно хороша (или хорош), и жалеть, что не родилась (родился) кем-то еще. Но правильнее научиться говорить с собой как с человеком, которого уважаешь.

Когда появятся негативные мысли, нужно нажать на «Стоп»:

  • Запишите грубые и жестокие слова, которые говорите себе, или обидные замечания, которые не выходят из головы.
  • Когда в следующий раз старая пластинка заиграет, мысленно нажмите на «Стоп». Скажите себе: «Я не буду разговаривать с собой в таком тоне».
  • Затем «отмотайте назад» и замените негативные утверждения на позитивные. «Моя семья любит меня», «Я забила гол на прошлой неделе, и вся команда мной восхищалась». Можно записать на «пластинку» простые фразы: «Я верю в себя», «Я заслуживаю уважения». Позитивные мысли придадут сил и наполнят оптимизмом.
  • Проигрывайте в голове новые мысли и возвращайтесь к ним каждый раз, когда захочется заняться самобичеванием.

5. Найти внутреннего наставника

У каждого есть свой внутренний критик. А что, если найти ему оппонента — внутреннего наставника? Это может быть человек, который подбадривал вас в прошлом. Или люди, которые благодарны вам за доброту и помощь. Или личность, которой вы восхищаетесь (актер, благотворитель, спортсмен).

Когда внутренний критик поднимает голову, нужно позвать внутреннего друга. Спросить себя: «Что на это ответил бы мой добрый наставник?». Простой совет поднимет настроение и поможет справиться со страхами.

6. Провести время с теми, кто тебя любит

Постепенно для большинства подростков друзья становятся интереснее, чем семья. Но родные дают то, чего не могут дать другие люди: безусловную любовь и принятие. Такое отношение отлично укрепляют самооценку.

Постепенно для большинства подростков друзья становятся интереснее, чем семья.
Любовь близких придает нам сил. — Источник

Если на улице к нам подойдет незнакомец и скажет: «Ты самый луч-

ший, самый умный, самый замечательный человек в мире», мы постараемся убежать. Но если это скажет мама, улыбнемся, обнимем ее и, конечно, поверим ей.

7. Делать добро

Когда помогаешь кому-то, чувствуешь себя полезным, значимым, нужным. С чего начать? Оглянуться вокруг, поговорить с друзьями, соседями, родственниками. Спросить совета у родителей, учителей, местных активистов.

Когда помогаешь кому-то, чувствуешь себя полезным, значимым, нужным.
Можно помогать приюту для бездомных животных. — Источник

Чтобы приносить пользу, необязательно вступать в организацию. Достаточно посвящать один час в неделю сбору мусора в своем районе. Или читать вслух пожилой соседке. Или присматривать за маленькими детьми, пока их родители делают домашние дела. И не забывать помогать по дому собственной семье.

8. Найти взрослого, с которым можно поговорить

Быть подростком иногда страшно и сложно. Заботливые взрослые помогут взглянуть в лицо страхам, ответить на вопросы. Стоит выбрать несколько человек, с которыми чувствуешь себя спокойно. Тех, кто заботится, может выслушать и попытаться понять. Это один из самых действенных способов улучшить свою жизнь.

9. Определить жизненные ценности

Почти все решения мы принимаем исходя из собственных ценностей. То, во что верим (или не верим), помогает определить, как и с кем проводить время, сколько сил тратить на то или иное занятие. Жизненные ориентиры могут быть связаны с другими людьми и с разными сферами жизни. Например:

  • семья
  • вера
  • друзья
  • культура
  • образование
  • спорт
  • город
  • музыка
  • животные
  • искусство
  • окружающая среда

Иногда жизненные ценности отражают качества, которые человек хотел бы иметь и проявлять:

  • доброта
  • надежность
  • трудолюбие
  • верность
  • мастеровитость
  • энергичность
  • нежность
  • независимость
  • готовность помочь
  • творческая жилка
  • честность

Назвать свои ценности непросто, но уже сейчас стоит спросить себя: «Что или кто имеет значение для меня? Что больше всего меня заботит?».

10. Нарисовать свои мечты

Порой желания кажутся неосуществимыми. Но к ним важно прислушиваться,чтобы начать конструировать будущее. Вот несколько идей, которые помогут найти вдохновляющие мечты:

  • Напишите про трех своих знакомых, которыми восхищаетесь. Это может быть человек из числа друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему вы считаете их особенными?
  • Напишите о трех людях, которыми восхищаетесь, но лично вы не встречались. Например, об известных личностях, политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических героях. За какие заслуги вы считаете их великими?
  • Представьте себя на выпускном вечере. Перед тем как вы войдете в праздничный зал, вас просят предположить, кем вы однажды станете и чего добьетесь. Что вы ответите?

Может быть, настало время сделать шаг навстречу мечте?
Может быть, настало время сделать шаг навстречу мечте? — Источник

11. Определить источники вдохновения

Черпать энергию и уверенность стоит из собственных источников вдохновения. Анкета поможет их определить.

Черпать энергию и уверенность стоит из собственных источников вдохновения. Анкета поможет их определить.
Скачать

Чтобы развить в себе смелость и уверенность, лучше действовать тогда, когда есть серьезные шансы на успех (например, понимание, что наверняка получится выполнить два шага из трех). Допустим, подросток решил устроиться на работу после школы — стоит искать вакансию, для которой есть подходящие навыки. Если он обладает опытом присмотра за младшими детьми и умеет организовывать игры — значит, ему по силам стать организатором детских чтений в библиотеке. Достигнув этой цели, можно сделать следующий шаг — начать учить дошкольников читать. Преодолевая маленькие трудности, пробуя понемногу, можно «накопить» смелость на более серьезные вещи. Каждая решенная проблема добавит уверенности.

Еще больше вдохновения и сил в наших книгах: «Дыши. Списки на все случаи жизни», «Дыши. Практики счастья», «Дорожная карта», «Ты сильнее, чем ты думаешь», «Чего ты по-настоящему хочешь», «Ты имеешь значение!»

Обложка поста pexels.com

Формирование самооценки у ребенка

Низкая самооценка ребенка делает его очень ранимым и чувствительным. Такие дети часто попадают в неловкие ситуации. Именно эта черта характера становится причиной застенчивости и робости. Из-за низкой самооценки малыш не может постоять за себя и отстоять своё мнение. Некоторые родители так хотят вырастить послушного ребёнка, что воспитывают нерешительных и закомплексованных детей. Таким детям сложно достичь успеха в жизни, ставить перед собой цели и идти к ним. Они думают, что ничего не смогут и не верят в свои силы. Чтобы такого не произошло, нужно изменить отношение к процессу воспитания. Формирование самооценки ребенка – очень важная операция.

особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

Виды самооценки у детей

Выделяют 3 вида самооценки: нормальная, завышенная и заниженная.

  1. Нормальная. Ребенок адекватно себя оценивает и его поведение выражается в следующем:
    • нет страха пробовать новое;
    • может найти решение проблемы самостоятельно, но если не получается, умеет обратиться за помощью;
    • признаёт свои ошибки и исправляет их;
    • нормальная коммуникация со сверстниками.
  2. Завышенная. Ребёнок переоценивает свою значимость. Завышенная самооценка выражается в:
    • эгоцентризме;
    • болезненном восприятии критики;
    • привлечении внимания любым способом;
    • агрессии в общении со сверстниками, желании унизить других.
  3. Заниженная самооценка характеризуется:
    • тревогой и неуверенностью в себе;
    • стеснительностью;
    • недоверчив остью и страхом быть обманутым;
    • замкнутостью и обидчивостью;
    • негативным настроением.

особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

Диагностика самооценки ребёнка

Понять, какой вид самооценки у вашего ребенка, можно путём наблюдений или используя специальные упражнения. Одно из них – «Лесенка». Предложите малышу нарисовать лестницу и поставить себя на одну из ступенек. При это объясните, что у подножия лесенки находятся самые плохие дети, а наверху – самые лучшие. И судя по тому, куда ребенок разместит себя, и будет видно, какая у него самооценка.

Особенности самооценки детей

Особенности формирования самооценки у детей зависят от возраста. Поэтому маме с папой нужно следить за изменениями в поведении малыша.

У детей дошкольного возраста самооценка иногда бывает высокой. Это связано с тем, что малыши только учатся оценивать себя. А под восторженные возгласы родителей сложно сделать это адекватно. Если родители найдут золотую середину между комплиментами и руганью, самооценка их сына или дочери придёт в норму.

В младшем школьном возрасте большую роль в формировании самооценки имеет учебно-воспитательный процесс. Окружение малыша меняется, и самооценка меняется вместе с ним. Также большое значение имеет успеваемость. Ведь раньше его работу никак не оценивали, а теперь есть оценки, баллы или звездочки, которым нужно соответствовать.

В среднем школьном возрасте дети привыкли оценивать себя адекватно. Они взрослеют, учатся анализировать своё поведение. Но в то же время есть риск образования низкой самооценки. Потому что ребенок превращается в подростка, и у него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками, семьёй.

В старшем школьном возрасте низкая самооценка – обычное дело. В это время происходит множество событий: подготовка к экзаменам, первая любовь, вхождение во взрослую жизнь, страх перед будущим.

особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

Заниженная самооценка у ребенка. Как привести в норму?

  1. Найдите занятие, которое хорошо у него получается. Чтобы он видел свои результаты, введите систему, по которой малыш бы получал грамоты или призы.
  2. В течение дня записывайте достижения ребенка. Например, помог приготовить ужин, прибрал комнату, получил хорошую оценку в школе. А перед сном зачитайте список.
  3. Разрешите ему самостоятельно принимать небольшие решения. Это может быть выбор одежды или завтрака. Пусть он видит, что может влиять на собственную жизнь.
  4. Чаще говорите ему, что любите. Окружите заботой и вниманием. В данном случае моральная сторона вопроса очень важна. Без вашей поддержки малыш не справится.

Завышенная самооценка у ребенка. Как привести в норму?

  1. Соблюдайте меры в комплиментах. Излишнее одобрение негативно отразится на поведении малыша.
  2. Научите ребенка уважать чужое мнение. Пусть он поймёт, что его точка зрения может не совпадать с чужой, и это в порядке вещей.
  3. Иногда в разговоре руководствуйтесь конструктивной критикой. Ребенок должен понимать, что все совершают ошибки, что следует учитывать последствия своих проступков.

особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

Как сформировать адекватную самооценку

Некоторые родители спрашивают, как повысить самооценку ребенку. Для этого есть несколько советов. И помните, самооценка ребенка дошкольного возраста мало чем отличается от самооценки подростка. К ребенку любых лет нужно подходить с заботой и вниманием.

  1. Приучите ребёнка замечать хорошее. Например, играйте с ним в такую игру. Вечером попросите его вспомнить 5 хороших вещей, которые произошли с ним за день. Это необязательно должно быть что-то крупное. Хватит и вкусного обеда в школе или пятёрки за контрольную. Таким образом, ребёнок заметит, что в его жизни есть место хорошим событиям.

    особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

  2. Дайте ребёнку свободу выбора. Если малыш будет проявлять самостоятельность, он поймёт, что многое в его жизни зависит от него самого. Советуйтесь с ним в мелочах: что приготовить на ужин, на какой фильм сходить в кино. Но не путайте свободу выбора и вседозволенность. Решения в главных вещах должны принимать родители.
  3. Перестаньте ругаться. Правильно говорят, что словами можно ранить. Если у вас с ребёнком произошёл конфликт, не нужно обвинять его и давать волю ярости. Лучше успокойтесь и обсудите проблему. Не стоит употреблять слово «виноват(а)». Заменит его на «ответственность». Вместо «Ты виноват» скажите «Любой проступок несёт за собой последствия. Нужно отвечать за них».
  4. Не требуйте от ребёнка больше, чем он может сделать. Соизмеряйте возраст ребёнка, его возможности и свои желания. Пятилетняя кроха не сможет присмотреть за младенцем, а подростку это удастся. Если ребёнок не сможет что-то сделать в силу своих лет, он расстроится, будет думать, что ни на что не годен. Хотя на самом деле ему просто нужно подрасти и подучиться.

    особенности формирования самооценки, Особенности самооценки детей, Заниженная самооценка, Завышенная самооценка

  5. Научите ребёнка говорить «Нет». У некоторых взрослых людей есть проблема в том, что они не могут отказать другим. Они всегда со всеми соглашаются, потому что у них слабая воля и нет твёрдого характера. Чтобы ваш малыш не стал таким же, с самого детства научите его отказывать людям, если это необходимо, и отстаивать границы личного комфорта. Нужно объяснить ребёнку, что если он отказывает людям, это не значит, что он плохой. Разъясните ему, что существует разница между «сдержать обещание» и «постоянно со всеми соглашаться». Сын или дочь должны осознать, что сначала нужно оценить ситуацию, рассчитать свои силы и время, обдумать последствия, а уже потом дать ответ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить низкую самооценку самостоятельно
  • Как исправить метку на яндекс карте
  • Как исправить мед справку
  • Как исправить маршрут на яндекс карте
  • Как исправить маринад для грибов если уже готовы