Как исправить осужденного

В силу части 1 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской  Федерации имеет своими целями исправление осуждённых и предупреждение совершения новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами.

В силу части 1 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской  Федерации имеет своими целями исправление осуждённых и предупреждение совершения новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами.

В соответствии с частью 2 этой же статьи УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осуждённых, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Понятие исправления закреплено в части 1 статьи 9 УИК РФ, согласно которой под ним понимается формирование у осуждённых уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование их правопослушного поведения.

Присутствие совокупности у осуждённого данных показателей и является доказательством того, что в отношении него достигнута одна из целей уголовного наказания.

Однако при этом речь идёт не только о факте юридического исправления о суждённого, то есть когда он не совершит нового преступления, но о более сложном аспекте — нравственном исправлении, когда ценности человеческого общежития осуждённый соблюдает глубоко и осознанно, а не из-за боязни нового наказания.

Исходя из этого, перед персоналом учреждений уголовно-исполнительной системы стоит сложная задача по организации процесса нравственного исправления осуждённых.

Согласно части 2 статьи 9 УИК РФ основными средствами исправления осуждённых являются:

—  установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);

—  воспитательная работа;

—  общественно полезный труд;

—  общеобразовательное обучение;

—  профессиональная подготовка;

—  общественное воздействие.

Общим для всех видов наказания является такое средство исправления, как режим, содержание которого и реализуемые им функции определяются конкретным видом наказания.

Режимные требования ставят жизнь осуждённых под жёсткий контроль и надзор, тем самым дисциплинируя поведение данных лиц, что в конечном счете способствует их исправлению.

В полной мере все функции режима реализуются при исполнении наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества, — ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы.

Например, применительно к исполнению наказаний в виде лишения свободы в исправительных учреждениях режим — это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 УИК РФ).

Другие средства исправления применяются при исполнении не всех видов наказания.

После режима наиболее широко применяемым средством исправления осужденных является проводимая с ними воспитательная работа.

Проведение комплекса воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осуждённых. Данный комплекс представляет собой набор разнообразных средств и методов их применения. В этом отношении непосредственную помощь персоналу может оказать применение методов исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. В настоящее время во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы действуют психологические службы.

В систему воспитательных мероприятий входит и религиозное просвещение.

Общественно полезный труд как средство исправления применяется при исполнении лишь трёх видов наказание — это ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы.

Относительно наказаний в виде обязательных и исправительных работ труд является не средством исправления, а входит в их содержание.

Ранее труд в законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осуждённых. В нынешнее время в политике и законодательстве, вязанных с исполнений наказаний, акцент смещён с трудового аспекта на уголовно-исполнительный.

Однако труд по-прежнему играет важную роль при исполнении многих видов наказаний.

Относительно осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы, проблема привлечения их к труду остается исключительно острой.

Несмотря на принимаемые уголовно-исполнительной системой усилия по сохранению и расширению рабочих мест в местах лишения свободы, количество безработных осуждённых практически не сокращается.

Вместе с тем в статье 103 УИК РФ закреплено, что каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осуждённых к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Осуждённые привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осуждённых.

Условия труда осуждённых регулируются в своей основе законодательством о труде.

Осужденные к лишению свободы мужчины старше 60 лет и осуждённые женщины старше 55 лет, а также лица, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 2 статьи 103 УИК РФ).

В соответствии с требованиями части 5 статьи 103 УИК РФ производственная деятельность осуждённых не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению лиц, отбывающих лишение свободы.

При этом частью 6 той же статьи УИК РФ осуждённым запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Получение осуждёнными общего образования и профессиональной подготовки также является мощным средством их исправления. Особенно важно это для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Общественное воздействие как средство исправления осуждённых в России применяется давно. Опираясь на практику прошлых лет, в настоящее время получили развитие различного рода научно-методические и методические советы, организуемые в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, в аппаратах управления ими, в том числе на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Так, приказом ФСИН России от 26 января 2007 года № 32 создан Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности УИС. Вновь возрождаются попечительские советы и непосредственно в исправительных учреждениях. Организуются советы родственников осуждённых.

На основании части 3 статьи 9 УИК РФ средства исправления осуждённых применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осуждённых и их поведения.

Однако следует отметить, что даже при исполнении одного вида наказания набор и содержание применяемых средств исправления могут существенно отличаться.

В частности, в тюрьмах и исправительных колониях особого режима для осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы, средства их исправления существенно отличаются от применяемых в других типах исправительных учреждений.

При этом поведение осуждённого в ИУ влияет на определение условий, в которых он отбывает наказание, а также на объем и характер предоставляемых ему льгот, возможность досрочного освобождения от наказания или изменения режима содержания на более мягкий.

Таким образом раскрывается закреплённый в статье 8 УИК РФ принцип уголовно-исполнительного законодательства о дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения.

Разъяснения подготовлены и.о. старшего помощника прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Семеновым И.А.

1. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

1. В ч. 1 комментируемой статьи дано законодательное определение понятия исправления осужденных. В нем поставлен акцент на процесс формирования у осужденного необходимых качеств, свидетельствующих об утрате им признака общественной опасности личности. Но и непосредственное приобретение таких качеств осужденным может рассматриваться как его исправление, т.е. как результат воздействия на личность мер уголовно-правового и уголовно-исполнительного характера.

Исправление осужденных в конечном итоге должно обеспечить правопослушное поведение человека в период отбывания наказания и после освобождения.

Понятие исправления осужденного имеет большое правовое значение. Применение целого ряда норм уголовно-исполнительного закона соотнесено именно с этим понятием. Так, понятие исправления необходимо для определения степени исправления осужденного (ст. ст. 56, 109 УИК РФ). Исправление осужденного является одним из факторов, учитываемых при решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного (ст. 175 УИК РФ). При этом в понятии исправления использовано указание на такие качества личности, которые могут быть выработаны в связи с применением наказания.

2. УК РФ (ст. 43) и УИК РФ (ст. 1) цель исправления осужденных распространяют на все виды наказания. Однако в зависимости от вида наказания, его содержания достижение этой цели возможно в результате применения различных объемов правоограничений и различных средств воздействия на осужденных. Так, например, к осужденному к штрафу не может быть применено такое средство исправления, как труд. Кроме того, средства исправления осужденных должны применяться с учетом индивидуальных особенностей личности. Это означает отсутствие необходимости применения к каждому осужденному в полном объеме всех средств исправления. Например, если осужденный имеет высшее образование, отсутствует необходимость привлекать его к получению общего образования. Для осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет профессиональная подготовка не является обязательной (ст. 108 УИК РФ).

В полном объеме средства исправления в ряде случаев не могут быть применены и в связи с режимом исполнения отдельных видов наказания. Так, ст. 69 УИК РФ установлено, что в отношении осужденных к аресту общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка не осуществляются. Не предусмотрены они и для осужденных, отбывающих ограничение свободы.

В качестве основных средств исправления осужденных закон определяет установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие.

Основные средства исправления служат для того, чтобы осужденный в период отбывания наказания приобрел навыки и умения, которые способствовали бы его успешной ресоциализации после освобождения от наказания. Так, режим необходим для привития навыков дисциплины, упорядоченного поведения. Воспитательная работа способствует изменению мировоззрения осужденного, повышению его общего культурного уровня, прививает навыки общения, поведения в коллективе. Общественно полезный труд необходим не только для погашения затрат на содержание осужденного, но и в первую очередь для привития ему способности обеспечивать свое существование за счет общественно полезной деятельности, а не совершения преступлений. Общее образование и профессиональная подготовка служат повышению уровня знаний осужденного как в общеобразовательном, так и в профессиональном плане, помогают ему приобрести профессию, позволяющую трудоустроиться после отбытия наказания. Общественное воздействие призвано способствовать приобретению или восстановлению осужденным социально полезных связей, привитию навыков участия в жизни общества. Оно имеет также и большое воспитательное значение.

3. Все средства исправления осужденных, как отмечалось выше, должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания индивидуальны. Эти индивидуальные особенности во многом и определяют виды и объем применяемых к нему средств исправления. Между тем закон не устанавливает критерии самого исправления, при наличии которых можно было бы сделать вывод о том, что осужденный более не нуждается в применении в отношении его наказания. Фактор исправления в каждом конкретном случае имеет специфические особенности, наличие которых устанавливается администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, а также судом при решении вопросов, связанных с отбыванием наказания, например при изменении условий отбывания наказания путем перевода в исправительное учреждение иного вида, в пределах одного учреждения, при условно-досрочном освобождении.

Адвокат Антонов А.П.

Наказание назначается судом с учетом не только совершенного преступления, но и общего поведения виновного и характеристики его личности. Именно последние факторы являются определяющими для назначения как вида, так и размера наказания. Исходя из ст.43 УК РФ целью наказания является не только восстановление социальной справедливости, но и исправление осужденного, под которым, исходя из ч.1 ст.9 УИК РФ, понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Назначение наказания всегда строится на экономии репрессий, то есть, по мнению суда, наказание должно быть минимально необходимым для того, чтобы добиться исправления осужденного. И если исправление осужденного уже достигнуто, дальнейшее отбывание наказания является бессмысленным и необоснованно ограничивает права лица. Поэтому, если исправление осужденного достигается еще до окончания срока наказания, он имеет право на условно-досрочное освобождение или замену наказания.

Замена наказания становится возможной тогда, когда осужденный уже показал устойчивую тенденцию к исправлению, однако само исправление еще не полностью достигнуто. Следовательно, окончательное достижение целей наказания в этом случае становится возможным и без лишения свободы.

Итак, замена возможна в отношении содержания в дисциплинарной воинской части, принудительных работ и лишения свободы. Если лицо осуждено условно, замена наказания не производится.

Срок, по истечение которого возможна замена наказания, зависит от категории преступления и от того, на какое наказание осужденный хочет заменить то, которое он отбывает. Срок, необходимый для замены наказания, представлен в таблице:

На какое наказание претендует осужденный Преступление небольшой / средней тяжести Тяжкое преступление Особо тяжкое преступление
На принудительные работы 1/4 1/3 1/2
На иной вид наказания 1/3 1/2 2/3

При совершении преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста замена наказания возможна при отбытии не менее 4/5 срока наказания. Это вызвано необходимостью психиатрического лечения таких лиц, так как они страдают расстройствами сексуального предпочтения (педофилией).

Заменить лишение свободы или принудительные работы можно на любой вид наказания вне зависимости от того, какие виды наказания предусмотрены за совершенное преступление.

При замене наказания учитываются следующие обстоятельства: 

  • поведение осужденного;
  • отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания;
  • отношение осужденного к совершенному деянию;
  • возмещение ущерба;
  • прохождение психиатрического лечения (при необходимости).

Образец ходатайства о замене наказания Вы можете найти по ссылке: https://pravo163.ru/obrazec-xodatajstvo-o-zamene-neotbytoj-chasti-nakazaniya-na-bolee-myagkoe-nakazanie-na-ispravitelnye-raboty/.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 21.10.2020

Какие средства исправления осужденных предусмотрены законом?

30 апреля 2019

Под исправлением осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве (ст.9 УИК РЫФ) понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Каждое из этих средств применяется с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Под режимом понимается урегулированный нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Подобная организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на осужденных, формируя у них должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы определена в ст. 109 УИК РФ и направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. Участие в них учитывается при определении степени исправления осужденных, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

Трудовая деятельность осужденных выступает в качестве важного средства воспитания, поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Кроме того в современных условиях труд осужденных позволяет нормально функционировать исправительному учреждению, обеспечивать потребности самих осужденных, помогать семьям, накопить необходимые средства для устройства после отбытия наказания.

Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что в соответствии со ст. 9 УИК РФ оно является одним из основных средств исправления осужденных.

Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного ст. 43 Конституции РФ права граждан на образование.

В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

Осужденные старше тридцати лет, а также инвалиды 1 и II групп, получают среднее образование по их желанию.

В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Не являются обязательными профессиональное образование и профессиональная подготовка для осужденных – инвалидов 1 или II групп, а также для осужденных мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет. Однако при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку.


Подготовлено Рязанской прокуратурой по

надзору за соблюдением законов в ИУ

Вернуться к списку

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить острый бульон
  • Как исправить острые котлеты
  • Как исправить острую еду
  • Как исправить остроту зрения
  • Как исправить остроту блюда