Сколько прекрасных карьер не сложилось, сколько возможностей упущено из-за элементарной безграмотности! Как вы думаете, примет ли серьёзный инвестор «интИресТное прИдложение» о совместной деятельности? И что будет с сотрудником, согласовавшим наружную рекламу с явной ошибкой, которую теперь обсуждает весь город? А согласится ли девушка пойти на свЕдание? Если чувствуете, что орфография не ваш конёк, предлагаем несколько способов её подтянуть.
Если нет времени сидеть над учебниками, можно прокачать знания при помощи онлайн-программы. Как говорится, на войне все средства хороши.
Пройти курс
1. Читайте качественную литературу
Мы пишем правильно не потому, что каждый раз вспоминаем правила, а потому что большинство слов видели сотни раз и запомнили их написание. Поэтому лучшим способом «прокачки» орфографических навыков всегда считалось чтение художественной литературы. Во время этого процесса развивается зрительная память, то есть мозг просто запоминает, как выглядит то или иное слово, и не даст вам ошибиться, даже если вы не помните правил правописания. Но читать нужно качественные книжки, а не переписку в мессенджере или форумы и непонятно чьи тексты в интернете — вот там-то как раз вы рискуете нашпиговать свою голову всеми ошибками, какие только есть в русском языке. Читать желательно с раннего детства. Этот способ хорош ещё и тем, что он не только повышает грамотность, но и обогащает словарный запас.
2. Переписывайте тексты
Нельзя научиться кататься на коньках, не выходя на лёд. Точно так же для грамотного письма недостаточно только читать. Возьмите за правило ежедневно 15–20 минут посвящать переписыванию текстов из художественных или научно-популярных книг. Писать лучше ручкой — так будет срабатывать не только зрительная, но и механическая память. Обычно двух-трёх месяцев занятий хватает, чтобы подтянуть орфографию до приличного уровня.
3. Пишите диктанты
Письмо под диктовку развивает фонематический слух и учит определять ошибкоопасные места. Споткнулись, значит, надо проверить. В век тотальной компьютеризации сделать это можно за считанные секунды, главное, выработать в себе орфографическое чутье, и диктанты этому как раз способствуют. После диктанта делайте полный разбор своих ошибок, и вы увидите, что с каждым новым текстом их будет становиться всё меньше.
4. Повторяйте правила
Нет, заучивать их не нужно. Вы всё-таки не в школе. Правило достаточно внимательно прочитать, осознать, разобрать на примерах и немного попрактиковаться в написании слов с данной орфограммой. В идеале нужно каждый день повторять одно новое правило, но с учётом занятости на работе, дома, можно ограничиться 2–3 занятиями в неделю. На сложные или объёмные правила отводите несколько дней, чтобы закрепить изученное. Заниматься можно по школьным учебникам или использовать специальные книги, где материал обобщён и систематизирован. Например, учебник Дитмара Розенталя «Русский язык» или пособие этого же автора «Пишите, пожалуйста, грамотно!».
5. Смотрите видеоуроки и лекции
Если лучше воспринимаете визуальную информацию, хорошим подспорьем станут видеоуроки и научно-популярные лекции по русскому языку, коих в интернете великое множество. Можно найти уроки по конкретной орфограмме, например о «тся» и «ться», удвоенном «нн» в причастиях, слитном и раздельном написании разных частей речи. Тем, кто хочет улучшить не только грамотность, но и стилистику, рекомендуем послушать лекции известных популяризаторов русского языка Ирины Левонтиной, Анны Валл, Марины Королёвой. Будет не только познавательно, но и очень интересно.
6. Перечитывайте и редактируйте
Привыкли писать в мессенджерах «спс», «пасибки», «я тя лю»? Если хотите повысить грамотность, от такого способа общения лучше отказаться, ведь ваш мозг путается и в неподходящий момент может подсунуть ошибочный вариант. Пишите грамотные сообщения и, прежде чем нажать на Enter, перечитывайте их, исправляйте ошибки. Если сомневаетесь в написании какого-то слова, загуглите его, не знаете, где поставить запятую, — разбейте этот кусок текста на отдельные предложения. Особенно данный навык важен при написании деловых писем. Ещё раз пробежаться глазами по тексту недолго, а ваша репутация не пострадает.
7. Занимайтесь с репетитором или на онлайн-курсах
В любом деле важна система. Если чувствуете, что регулярное самообразование — это не про вас, занимайтесь с репетитором. Особенно этот способ эффективен, когда пробелы в орфографии слишком большие или их нужно устранить в короткие сроки. Личный педагог выстроит индивидуальную программу занятий, поможет быстро и точечно разобраться с основными проблемами. Одновременно он будет тем внешним стимулом, который не даст вам сойти с дистанции. Отметим, что занятия с репетитором стоят недёшево. Если они вам не по карману, вместо реального педагога можно воспользоваться услугами виртуального на какой-нибудь из профильных интернет-платформ.
Например, пройти экспресс-программу можно в онлайн-школе Smart University. Если нужно просто подтянуть письменную речь, выбирайте курс «Орфография для всех», хотите окунуться в языковую среду чуть глубже — запишитесь на курс «Грамотный блогер». Программы состоят из коротких уроков, видео, проверочных тестов. Заниматься в Smart University можно онлайн через компьютер или смартфон. Найти экспресс-программы можно в личном кабинете на сайте в разделе «Курсы без учителя», авторизовавшись по номеру телефона. И помните, учиться никогда не поздно!
Пройти курс
«Русский язык — самый сложный», — наверняка вам приходилось слышать эту фразу. В ней есть доля истины (хотя простых языков не бывает): у нас такое количество правил и исключений, что освоить все нелегко даже нам, носителям языка.
И все же это не оправдание, чтобы не изучать грамматику. Если вы пишете посты в соцсетях, письма коллегам и клиентам и даже просто сообщения друзьям — лучше делать это без ошибок или стремиться к тому, чтобы их было как можно меньше.
Как развивать грамотность, если школа давно позади? В этой статье поделюсь несколькими способами, которые помогают мне.
Если вы знаете, где ошибаетесь
Кому-то с трудом дается орфография, а кто-то не дружит с пунктуацией. Если в целом уровень грамотности у вас достаточно высок, но никак не даются некоторые моменты — например, путаете о и ё после шипящих или запинаетесь о запятые на стыке союзов — сократить количество ошибок довольно просто.
Ищите подсказки в интернете. Поисковым системам постоянно задают вопросы о том, как писать то или иное слово и в чем разница между двоеточием и тире. На большинство вопросов эксперты уже написали ответы. Ищите их. Правда, не все советы одинаково полезны. Выбирайте в поисковой выдаче авторитетные ресурсы: словари или сайты, где советы дают настоящие филологи (я доверю порталу gramota.ru).
Подглядывайте в книжках. Засомневались в том, как пишется какое-то слово или оборот — поищите примеры в книгах. Я часто так делаю. Например, забыла, обособляется ли слово «например». Открываю электронную книгу (из тех, что есть под рукой), ввожу в поиске слово и смотрю, как оно написано.
Стараюсь найти в книге пример, максимально похожий на мой случай
Не советую проверять по художественным книгам: там могут встречаться авторские знаки. Книги прошлых веков тоже лучше не брать: нормы языка с тех пор могли поменяться. Лучше всего подойдет современная нон-фикшн книга серьезного издательства — там шансы найти верный вариант максимальны. Например, в МИФе над каждой книгой работает несколько редакторов и корректоров, так что в подавляющем большинстве случаев написанному можно доверять.
Перечитывайте на свежую голову. Когда мы пишем текст, глаз «замыливается»: мы погружаемся в смысл, а на орфографию и пунктуацию перестаем обращать внимание. Да и усталость сказывается. Поэтому лучше не публиковать текст сразу после создания, лучше отложить на день или хотя бы пару часов, а потом пробежаться свежим взглядом. Так можно отловить много досадных мелочей.
Если не знаете, где ошибаетесь
Сложнее бороться с теми ошибками, о которых мы даже не подозреваем. Например, если с детства привыкли писать «кракадил», то не заметите ошибку, даже перечитав слово 50 раз. Но и в этом случае можно себе помочь.
Пользуйтесь сервисами проверки грамматики и орфографии. Речь о тех самых сервисах, которые подчеркивают красной линией слова с ошибками. Сейчас проверка работает и в соцсетях, и в мессенджерах, и в почте. Обращайте внимание на подчеркивание и смотрите, что предлагает искусственный интеллект. Правда, он тоже иногда ошибается. Схема должна быть такой: он проверяет вас, вы — его.
Искусственный интеллект иногда предлагает странные варианты и не понимает всех тонкостей языка, поэтому слепо доверять ему не стоит.
Упражняйтесь. Просто читать правила скучно и неэффективно, а вот практиковаться на упражнениях — другое дело. Купите сборник заданий по русскому языку для старшеклассников или студентов. Внутри вы найдете упражнения, подобные тем, что мы делаем, изучая иностранный язык: надо вставить слово, букву или знак препинания. В таких сборниках часто бывает краткое изложение правил, примеры и, главное, ответы — по ним сможете проверять себя.
Если упражнения помогают с иностранным языком, помогут и с родным. — Источник
Попросите кого-то посмотреть ваши тексты. Найдите человека, в чьей грамотности вы уверены, и попросите вас проверить. Пусть он не просто исправит ошибки, а пометит их, чтобы вы могли проанализировать слабые места. «Проверяющего» можно найти в своем окружении или обратиться к профессиональному корректору — небольшие тексты вычитывают быстро и недорого.
Если пишете в соцсетях или блоге, можете использовать коллективный разум — попросить читателей сообщать о ваших ошибках. Пообещайте, что не отправите человека в бан, если он укажет на оплошности. Только, как я уже говорила, не стесняйтесь проверить совет на адекватность, ведь и советчики могут ошибаться.
Мы в МИФе часто просим совета друг у друга. Если у вас есть коллеги с высокой грамотностью, можете учредить свой клуб))
Читайте книги. Классический способ повышения грамотности по-прежнему работает. Качественная литература, хоть художественная, хоть нон-фикшн, поможет развить «чувство языка». Для этого даже не обязательно препарировать каждую фразу. Читая, мы неосознанно запоминаем правильный вид слов, улавливаем ритм языка, и глаз начинает цепляться за ошибки. А если мы их видим, то и исправить не составит труда.
Если будете читать с карандашом в руке, эффект будет еще больше. — Источник
В конце замечу, что делать ошибки — нормально. Русский язык слишком богат, чтобы знать всё. А в некоторых случаях даже специалисты не могут точно сказать, как правильно: все зависит от интерпретаций. Так что не переживайте, если допустили где-то пару ошибок — возможно, никто их и не заметит. И уж точно не переставайте писать.
Обложка поста — unsplash.com
Download Article
A thorough guide to the trickiest rules of English spelling
Download Article
- Spelling Help
- Basic Spelling Rules
- Making Words Plural
- Confusing Homophones
- Other Tools & Tricks
- Video
- Tips
|
|
|
|
|
|
Spelling in English is no small feat. English borrows so many words from other languages that nearly every spelling rule has an exception. Thankfully, it’s as easy to avoid common spelling mistakes as it is to make them in the first place. In this article, we’ll guide you through the most common spelling errors people make, break down confusing rules in the English language, and show you some resources to make you a master speller. If you’re ready to nail your next spelling bee, keep scrolling!
Spelling Help
-
1
Double the letters «s,» «f,» «z,» and «l» at the end of the word after a vowel. This rule applies mainly to 1-syllable words, such as «fluff,» «fuzz,» «lull,» and «less.» These words all have the double consonant at the end.[1]
- You will always find exceptions to the rule, such as «biz,» but they are often exceptions for a reason. «Biz,» for instance,» is a slang abbreviation for «business,» so it doesn’t have a double «z» at the end.
- Other examples include «shell,» «lass,» «fizz,» and «ball.»
-
2
Use «ck» immediately after vowels and «k» after another consonant. In 1-syllable words, pick «ck» when the word has a short vowel and no other consonant between the vowel and the end of the word, such as «quack,» «crack,» «lack,» or «duck.» Choose just «k» without a «c» if there’s another consonant before the «k», such as «cork,» «flank,» «flask,» or «dork.»[2]
Advertisement
-
3
Double the consonant when adding «-ed» or «-ing» if the vowel is short. Typically, to make a word past tense, you add «-ed.» To make it into a gerund (a verb that functions as a noun) or present participle (a verb with «ing» on the end), you add «-ing.» The trouble is the spelling rules change according to the vowel sound in the word.[3]
- If the vowel before the consonant is short, you double the consonant when adding the suffix, such as in the words «winning,» «panned,» «stopping,» and «penning,» formed from «win,» «pan,» «stop,» and «pen,» respectively.
- A suffix is an added ending to a word.
- If the vowel before the consonant is long, you use a single consonant when adding the suffix, such as in the words «pined,» «paring,» «condoned,» and «naming,» formed from «pine,» «pare,» «condone,» and «named.»
- Only double the consonant in 2-syllable words if the stress is on the second syllable, such as in «preferred,» «admitted,» or «committed.»[4]
-
4
Put «i» before «e» except after «c.» You may have heard this rhyme before, but it does need a little addition: «i» before «e» except after «c» or when making the «/ay/» sound. It doesn’t rhyme as well, but it is more accurate.[5]
- For instance, «fierce,» «tried,» and «friend» all have «i» before «e.»
- However, «perceive,» «receive,» and «conceive» all use «ei» because they come after the «c.»
- The «/ay/»-sound rule comes into effect with words like «neighbor,» «heinous,» «weigh,» and «feign.»
- Of course, there are always exceptions. «Weird,» «seizure,» «leisure,» «sieve,» «friend,» and «mischief» don’t follow these rules, for instance.
-
5
Ditch the «e» at the end when adding a suffix beginning with a vowel. Suffixes in this category include «-ible,» «-able,» «-ing,» and «-ous.» When you add these to the end of the word where the «e» is not pronounced, you get rid of the «e.»[6]
- For example, «pore» becomes «porous»; «forage» becomes «foraging»; «response» turns into «responsible»; and «move» turns into «movable.»
- An exception to this rule is when you need to keep the soft pronunciation of «-ce» or «-ge.» Then, keep the «e,» such as in «outrage» turning to «outrageous,» «notice» becoming «noticeable,» or «manage» becoming «manageable.»
- Also, keep the second «e» when there’s a double «e» at the end of the word, such as «see» in «seeable» or «flee» in «fleeing.» These «Es» are kept so that the pronunciation is correct.
-
6
Use apostrophes to join 2 words and to make words possessive. Apostrophes can be confusing, and for good reason! Sometimes, an apostrophe joins 2 words together into a contraction, such as «you are» becoming «you’re.» Other times, it makes a word possessive, such as «the cat belonging to that person» becoming «the person’s cat.»[7]
- For instance, «you have» becomes «you’ve,» and «they are» becomes «they’re.»
- For possessive words, «the book Jessie owns» becomes «Jessie’s book,» while «the cake the man owns» changes to «the man’s cake.»
- It gets a little more confusing with the word «it.» «It’s» seems like it is possessive because of the apostrophe, but it is actually joining «it is» in a contraction. «Its» is the possessive form of «it.»
Advertisement
-
1
Use an «-s» to make the most simple words plural. Adding an «-s» to the word is the most basic way to make a word plural. It works on words that end in vowels or consonants with some exceptions.
- For instance, «apple» becomes «apples»; «tree» turns to «trees»; «book» changes to «books»; «painting» becomes «paintings»; and «signal» changes to «signals.»
-
2
Add «-es» to words ending in «-ch,» «-ss,» «-s,» «-sh,» «-z,» «-x,» and «-o.» When making words plural that end in these letters, you need to add «-es» rather than just «-s.» This creates a new syllable in the word.[8]
- For instance, words like «crush,» «buzz,» «fox,» «dish,» «loss,» and «echo» become «crushes,» «buzzes,» «foxes,» «dishes,» «losses,» and «echoes.»
- Some exceptions to this rule include words like «radios,» «typos,» «altos,» and «epochs.» In the case of «epochs,» the «-ch» sounds like a hard «k,» which is why you don’t add «-es.»
-
3
Change words that end in «-fe» to «-ves» when making them plural. This rule applies to most words that end in «-fe,» such as «knife,» but it doesn’t apply it to words that end with a vowel and then «f,» such as «chef.» Those words just take an «s» at the end.[9]
- For example, «knife» becomes «knives»; «wife» turns into «wives»; and «life» becomes «lives.»
-
4
Exchange the «y» for «-ies» when words end in a consonant and a «y.» With these words, «y» may act as the only vowel in the word, such as «spy» or «shy.» However, this rule also works on longer words, such as «apply» or «supply.»[10]
- These words would become «spies,» «shies,» «applies,» and «supplies,» respectively.
Advertisement
-
1
Use «too» to show an excess, «to» as a preposition, and «two» to refer to a number. These 3 words can be difficult to spell correctly because they are so commonly used, and they’re pronounced the same. «Too» is what you use to show that there’s an excessive amount of something, such as «She ate too much chocolate» or «They watched too much television.» «To» is the form you use as a preposition before a noun, such as «go to the store» or «run to the end of the block.» «Two» refers to the number 2.[11]
- «To» usually indicates going somewhere, so to remember it, think of «go» and «to» each having just one «o» and one other letter. «To» is used as a preposition and an infinitive phrase conjunction.
- You can tell «too» means excessive because it has too many «Os» in it.
-
2
Pick «affect» for a verb and «effect» for a noun. While this rule doesn’t work every time, it will point you in the right direction most of the time. Remember, a verb does action, while a noun is what does the action or has it done to it.[12]
- Another way to remember the difference is think of cause and effect, replacing «cause» with «affect.» «Cause» is causing the effect, so «affect» is affecting the effect.
- «Affect» is only used as a noun when it means it produced a feeling or «affect.» It’s the root of words like «affection.» It’s also the root of «affectation,» as another meaning of the verb «affect» is to «put on a pretense.»
- Likewise, «effect» is used as a verb when talking about bringing about change, as in, «to effect change.»[13]
-
3
Use «they’re» for a contraction, «their» for possession, and «there» to point to an object. «They’re» is a contraction of «they are,» such as «They’re going to the movies» or «They’re eating apples.» «Their» is the possessive form, such as «Their car is next to yours» or «Let’s go to their house.» «There» tells you where things are, such as «The cat is over there» or «Please go and sit right there.»[14]
- Remember, «there» shows you places, so it has «here» in it.
-
4
Pick «where» for location and «were» for a past-tense form of «to be.» «Where» asks about the location of something, such as «Where are you going?» «Were,» on the other hand, shows something happened in the past, such as «They were going to the store when they got in an accident.»[15]
- Another common mix-up with these words is «we’re,» which is a contraction of «we» and «are,» such as «We’re eating oatmeal.»
- Remember to look for «here» in «where» to help you remember it’s a place word.
-
5
Choose «then» for time and «than» for comparisons. Even though these words aren’t exact homophones, they can still be confusing. Just keep in mind that «than» is the word you use when comparing things, while «then» refers to time, such as «then and now.»[16]
- For instance, you’d say, «She’s smarter than him,» or «They ate more bananas than the other table.»
- For «then,» you could write, «We ate better back then,» or «The area was quieter then.»
-
6
Pick «accept» for the verb and «except» for a preposition. Remember, the verb does the action, and «accept» will always be a verb that means to take something given by someone else or to agree to something. «Except» means everything but a few or all but one.[17]
- For example, you may write, «I accept your gift,» or «I accept the situation.»
- On the other hand, for «except,» you may write, «We need everyone working hard on this project, except for Roger, who will be heading up the secondary team.»
Advertisement
-
1
Have a dictionary handy. These days, it’s easy to look up a word when you’re not sure of its spelling. Often, if you just type the word into a search engine, the correct word will pop up, and you’ll be ready to go![18]
- If you’re trying to decide between 2 similar words, you can put both in the search engine, such as «their and there.» Often, you’ll find a page that lists the differences between the 2 words.
- If you don’t always have access to the Internet, keep a print dictionary on hand. You can also download dictionary apps that you can use when you’re not online.
-
2
Make use of spellcheck. If you’re using word processing software or even just writing in a browser, you’ll likely see red or blue squiggly lines appearing under words. That tells you that a word could be spelled wrong, and you should check it out.[19]
- Spellcheck isn’t right 100% of the time, but when it does pop up, you should definitely take a closer look at the word and maybe look it up somewhere else.
-
3
Read your work aloud before sending it out. Spellcheck won’t catch everything, and you’re more likely to catch typos if you read things aloud. Doing so makes you slow down and look at words more carefully, so you can consider each word to ensure you’ve chosen the correct one.
- Programs like Grammarly and the Hemingway Editor can help you check for things that spellcheck misses, like passive voice or improper word use. These don’t replace careful editing, but they can supplement it.
-
4
Create a list of words you have trouble with. If you’re always looking up certain words, it can help to make a list of them. That way, you can quickly reference the list without having to refer to a dictionary.[20]
- For instance, common words people have trouble with include «definitely,» «separate,» «environment,» «judgment,» and «February.»
- You could also include short explanations of words that sound similar (homophones) but have different spellings, such as «your and you’re.» That way, you don’t have to look them up each time.
-
5
Learn the right pronunciation of words to help spell them correctly. Some words are difficult to spell because of common mispronunciations. When you learn how to say them, they become easier to spell.[21]
- For instance, the word «espresso» is often said «expresso,» which may lead you to spell it with an «x.» Try repeating «espresso» out loud until it sticks in your brain. You could even make up a funny saying, such as «I don’t express myself until I espresso myself.»
Advertisement
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
-
If you’re having trouble with homophones, try playing word games that focus on homophones to help you learn them. You could also try using flash cards to learn them.
Advertisement
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 75,089 times.
Did this article help you?
Download Article
A thorough guide to the trickiest rules of English spelling
Download Article
- Spelling Help
- Basic Spelling Rules
- Making Words Plural
- Confusing Homophones
- Other Tools & Tricks
- Video
- Tips
|
|
|
|
|
|
Spelling in English is no small feat. English borrows so many words from other languages that nearly every spelling rule has an exception. Thankfully, it’s as easy to avoid common spelling mistakes as it is to make them in the first place. In this article, we’ll guide you through the most common spelling errors people make, break down confusing rules in the English language, and show you some resources to make you a master speller. If you’re ready to nail your next spelling bee, keep scrolling!
Spelling Help
-
1
Double the letters «s,» «f,» «z,» and «l» at the end of the word after a vowel. This rule applies mainly to 1-syllable words, such as «fluff,» «fuzz,» «lull,» and «less.» These words all have the double consonant at the end.[1]
- You will always find exceptions to the rule, such as «biz,» but they are often exceptions for a reason. «Biz,» for instance,» is a slang abbreviation for «business,» so it doesn’t have a double «z» at the end.
- Other examples include «shell,» «lass,» «fizz,» and «ball.»
-
2
Use «ck» immediately after vowels and «k» after another consonant. In 1-syllable words, pick «ck» when the word has a short vowel and no other consonant between the vowel and the end of the word, such as «quack,» «crack,» «lack,» or «duck.» Choose just «k» without a «c» if there’s another consonant before the «k», such as «cork,» «flank,» «flask,» or «dork.»[2]
Advertisement
-
3
Double the consonant when adding «-ed» or «-ing» if the vowel is short. Typically, to make a word past tense, you add «-ed.» To make it into a gerund (a verb that functions as a noun) or present participle (a verb with «ing» on the end), you add «-ing.» The trouble is the spelling rules change according to the vowel sound in the word.[3]
- If the vowel before the consonant is short, you double the consonant when adding the suffix, such as in the words «winning,» «panned,» «stopping,» and «penning,» formed from «win,» «pan,» «stop,» and «pen,» respectively.
- A suffix is an added ending to a word.
- If the vowel before the consonant is long, you use a single consonant when adding the suffix, such as in the words «pined,» «paring,» «condoned,» and «naming,» formed from «pine,» «pare,» «condone,» and «named.»
- Only double the consonant in 2-syllable words if the stress is on the second syllable, such as in «preferred,» «admitted,» or «committed.»[4]
-
4
Put «i» before «e» except after «c.» You may have heard this rhyme before, but it does need a little addition: «i» before «e» except after «c» or when making the «/ay/» sound. It doesn’t rhyme as well, but it is more accurate.[5]
- For instance, «fierce,» «tried,» and «friend» all have «i» before «e.»
- However, «perceive,» «receive,» and «conceive» all use «ei» because they come after the «c.»
- The «/ay/»-sound rule comes into effect with words like «neighbor,» «heinous,» «weigh,» and «feign.»
- Of course, there are always exceptions. «Weird,» «seizure,» «leisure,» «sieve,» «friend,» and «mischief» don’t follow these rules, for instance.
-
5
Ditch the «e» at the end when adding a suffix beginning with a vowel. Suffixes in this category include «-ible,» «-able,» «-ing,» and «-ous.» When you add these to the end of the word where the «e» is not pronounced, you get rid of the «e.»[6]
- For example, «pore» becomes «porous»; «forage» becomes «foraging»; «response» turns into «responsible»; and «move» turns into «movable.»
- An exception to this rule is when you need to keep the soft pronunciation of «-ce» or «-ge.» Then, keep the «e,» such as in «outrage» turning to «outrageous,» «notice» becoming «noticeable,» or «manage» becoming «manageable.»
- Also, keep the second «e» when there’s a double «e» at the end of the word, such as «see» in «seeable» or «flee» in «fleeing.» These «Es» are kept so that the pronunciation is correct.
-
6
Use apostrophes to join 2 words and to make words possessive. Apostrophes can be confusing, and for good reason! Sometimes, an apostrophe joins 2 words together into a contraction, such as «you are» becoming «you’re.» Other times, it makes a word possessive, such as «the cat belonging to that person» becoming «the person’s cat.»[7]
- For instance, «you have» becomes «you’ve,» and «they are» becomes «they’re.»
- For possessive words, «the book Jessie owns» becomes «Jessie’s book,» while «the cake the man owns» changes to «the man’s cake.»
- It gets a little more confusing with the word «it.» «It’s» seems like it is possessive because of the apostrophe, but it is actually joining «it is» in a contraction. «Its» is the possessive form of «it.»
Advertisement
-
1
Use an «-s» to make the most simple words plural. Adding an «-s» to the word is the most basic way to make a word plural. It works on words that end in vowels or consonants with some exceptions.
- For instance, «apple» becomes «apples»; «tree» turns to «trees»; «book» changes to «books»; «painting» becomes «paintings»; and «signal» changes to «signals.»
-
2
Add «-es» to words ending in «-ch,» «-ss,» «-s,» «-sh,» «-z,» «-x,» and «-o.» When making words plural that end in these letters, you need to add «-es» rather than just «-s.» This creates a new syllable in the word.[8]
- For instance, words like «crush,» «buzz,» «fox,» «dish,» «loss,» and «echo» become «crushes,» «buzzes,» «foxes,» «dishes,» «losses,» and «echoes.»
- Some exceptions to this rule include words like «radios,» «typos,» «altos,» and «epochs.» In the case of «epochs,» the «-ch» sounds like a hard «k,» which is why you don’t add «-es.»
-
3
Change words that end in «-fe» to «-ves» when making them plural. This rule applies to most words that end in «-fe,» such as «knife,» but it doesn’t apply it to words that end with a vowel and then «f,» such as «chef.» Those words just take an «s» at the end.[9]
- For example, «knife» becomes «knives»; «wife» turns into «wives»; and «life» becomes «lives.»
-
4
Exchange the «y» for «-ies» when words end in a consonant and a «y.» With these words, «y» may act as the only vowel in the word, such as «spy» or «shy.» However, this rule also works on longer words, such as «apply» or «supply.»[10]
- These words would become «spies,» «shies,» «applies,» and «supplies,» respectively.
Advertisement
-
1
Use «too» to show an excess, «to» as a preposition, and «two» to refer to a number. These 3 words can be difficult to spell correctly because they are so commonly used, and they’re pronounced the same. «Too» is what you use to show that there’s an excessive amount of something, such as «She ate too much chocolate» or «They watched too much television.» «To» is the form you use as a preposition before a noun, such as «go to the store» or «run to the end of the block.» «Two» refers to the number 2.[11]
- «To» usually indicates going somewhere, so to remember it, think of «go» and «to» each having just one «o» and one other letter. «To» is used as a preposition and an infinitive phrase conjunction.
- You can tell «too» means excessive because it has too many «Os» in it.
-
2
Pick «affect» for a verb and «effect» for a noun. While this rule doesn’t work every time, it will point you in the right direction most of the time. Remember, a verb does action, while a noun is what does the action or has it done to it.[12]
- Another way to remember the difference is think of cause and effect, replacing «cause» with «affect.» «Cause» is causing the effect, so «affect» is affecting the effect.
- «Affect» is only used as a noun when it means it produced a feeling or «affect.» It’s the root of words like «affection.» It’s also the root of «affectation,» as another meaning of the verb «affect» is to «put on a pretense.»
- Likewise, «effect» is used as a verb when talking about bringing about change, as in, «to effect change.»[13]
-
3
Use «they’re» for a contraction, «their» for possession, and «there» to point to an object. «They’re» is a contraction of «they are,» such as «They’re going to the movies» or «They’re eating apples.» «Their» is the possessive form, such as «Their car is next to yours» or «Let’s go to their house.» «There» tells you where things are, such as «The cat is over there» or «Please go and sit right there.»[14]
- Remember, «there» shows you places, so it has «here» in it.
-
4
Pick «where» for location and «were» for a past-tense form of «to be.» «Where» asks about the location of something, such as «Where are you going?» «Were,» on the other hand, shows something happened in the past, such as «They were going to the store when they got in an accident.»[15]
- Another common mix-up with these words is «we’re,» which is a contraction of «we» and «are,» such as «We’re eating oatmeal.»
- Remember to look for «here» in «where» to help you remember it’s a place word.
-
5
Choose «then» for time and «than» for comparisons. Even though these words aren’t exact homophones, they can still be confusing. Just keep in mind that «than» is the word you use when comparing things, while «then» refers to time, such as «then and now.»[16]
- For instance, you’d say, «She’s smarter than him,» or «They ate more bananas than the other table.»
- For «then,» you could write, «We ate better back then,» or «The area was quieter then.»
-
6
Pick «accept» for the verb and «except» for a preposition. Remember, the verb does the action, and «accept» will always be a verb that means to take something given by someone else or to agree to something. «Except» means everything but a few or all but one.[17]
- For example, you may write, «I accept your gift,» or «I accept the situation.»
- On the other hand, for «except,» you may write, «We need everyone working hard on this project, except for Roger, who will be heading up the secondary team.»
Advertisement
-
1
Have a dictionary handy. These days, it’s easy to look up a word when you’re not sure of its spelling. Often, if you just type the word into a search engine, the correct word will pop up, and you’ll be ready to go![18]
- If you’re trying to decide between 2 similar words, you can put both in the search engine, such as «their and there.» Often, you’ll find a page that lists the differences between the 2 words.
- If you don’t always have access to the Internet, keep a print dictionary on hand. You can also download dictionary apps that you can use when you’re not online.
-
2
Make use of spellcheck. If you’re using word processing software or even just writing in a browser, you’ll likely see red or blue squiggly lines appearing under words. That tells you that a word could be spelled wrong, and you should check it out.[19]
- Spellcheck isn’t right 100% of the time, but when it does pop up, you should definitely take a closer look at the word and maybe look it up somewhere else.
-
3
Read your work aloud before sending it out. Spellcheck won’t catch everything, and you’re more likely to catch typos if you read things aloud. Doing so makes you slow down and look at words more carefully, so you can consider each word to ensure you’ve chosen the correct one.
- Programs like Grammarly and the Hemingway Editor can help you check for things that spellcheck misses, like passive voice or improper word use. These don’t replace careful editing, but they can supplement it.
-
4
Create a list of words you have trouble with. If you’re always looking up certain words, it can help to make a list of them. That way, you can quickly reference the list without having to refer to a dictionary.[20]
- For instance, common words people have trouble with include «definitely,» «separate,» «environment,» «judgment,» and «February.»
- You could also include short explanations of words that sound similar (homophones) but have different spellings, such as «your and you’re.» That way, you don’t have to look them up each time.
-
5
Learn the right pronunciation of words to help spell them correctly. Some words are difficult to spell because of common mispronunciations. When you learn how to say them, they become easier to spell.[21]
- For instance, the word «espresso» is often said «expresso,» which may lead you to spell it with an «x.» Try repeating «espresso» out loud until it sticks in your brain. You could even make up a funny saying, such as «I don’t express myself until I espresso myself.»
Advertisement
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
-
If you’re having trouble with homophones, try playing word games that focus on homophones to help you learn them. You could also try using flash cards to learn them.
Advertisement
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 75,089 times.
Did this article help you?
Сегодня редкий человек может похвастаться грамотным изложением своих мыслей на письме и безошибочным написанием. Если вы хотите чего-то добиться в жизни, постоянно учитесь, совершенствуйте себя, даже когда находитесь на вершине успеха. В одном фильме главный герой сказал: «Прежде чем на что-то решаться, подумай, стоит ли овчинка выделки». В данном случае без колебаний – «овчинка стоит выделки». Так как образованный человек – полезный человек, а перед полезным человеком открываются все дороги.
Зачем писать грамотно?
Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова. Почему изменились приоритеты, смотрите в этом видео:
Далее вы узнаете, как с удовольствием и без скуки можно научиться писать грамотно. Только действующие советы, неоднократно проверенные опытом. И никаких томных изречений, переполненных научными терминами. Только факты!
1
Наберитесь терпения и морально настройтесь
Если не будет желания совершенствовать свой русский язык, не будет и результата. Чем грамотнее человек, тем выше он занимает место в жизни, становится более независимым, руководящим. Держите эти мысли в голове каждый раз, как только захотите бросить занятия.
2
Много читайте
Так вы тренируете зрительную память. Читайте только классику, в старых книжных переплетах, которые все помнят еще со школы. Так как в современных изданиях, при бешеном ритме сегодняшней жизни и вечной спешке, многочисленные ошибки неизбежны. При чтении книг вы не только запоминаете написание слов, но еще и бессознательно откладываете в памяти основные литературные приемы.
Важно подобрать книги для чтения по своим интересам. От этого будет напрямую зависеть успех и время, которое вы потратите на обучение. Это может быть фантастика (Жюль Верн, «Аэлита» А.К.Толстого, «Солярис» С.Лема и др.). Кто-то любит приключения, кто-то – стихи. Главное, читать с удовольствием и в тишине, ни на что не отвлекаясь.
3
Читайте вслух
Такой прием оттачивает слуховую память. Прочитывайте так, как пишется в книге, проговаривая слова по слогам. Например, предложение «По полю бежала собака» при обычном разговоре вы произносите: «Па полю бижала сабака». Читая книгу, озвучивайте так – «По по-лю бе-жа-ла со-ба-ка». Когда читаете книгу, вы делаете паузу в том месте, где стоит запятая. Поэтому со знаками препинания в будущем будет проще.
4
Переписывайте каждый день по 10 страниц из книги
Этот метод помог ученику сдать экзамен по русскому языку. Мальчик не прошел аттестацию после восьмого класса. Он знал правила, но писал всегда с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему все лето каждый день переписывать по десять страниц из «Войны и мира» Л.Н.Толстого. Осенью ученик успешно сдал экзамен, сделав только две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было.
5
Учите наизусть тексты
Полезно заучивать правила написания в русском языке. А можно учить интересные, сильные стихи. Это хорошо будет стимулировать вашу память. Никто не знает возможностей человеческого организма. Заучивание текстов поначалу пугает. Но после первых выученных произведений вы будете запоминать без труда, прочитав несколько раз.
Вот живой пример: на факультет русской филологии пришел парень, внешне никак не ассоциирующийся с культурой речи. Слегка небритый, на руках армейские наколки, похож скорее на ловеласа. Вся группа с иронией переглянулась. Каково же было удивление, когда на одном из занятий он встал и долго читал стихи Анны Ахматовой. Начал с «Реквиема». От того, как он читал, у преподавателя навернулись слезы. Когда молодой человек закончил, преподаватель спросил, как же он запомнил такой объем информации. Парень ответил, что учил в армии, когда нечего было делать.
6
Регулярно занимайтесь
Проверяйте себя, систематически пишите диктанты, текстовые и словарные. Прочитав рассказ, напишите изложение. Помните: грамотно писать – это не Божий дар, а результат упорных тренировок. Главное -тренироваться с интересом.
7
Занимайтесь в паре
Результаты будут лучше, если вы привлечете к своим занятиям еще кого-нибудь. Вы будете рассуждать, поправлять друг друга. Ведите диалог.
8
Приобретите орфографический словарь
Приобретите орфографический словарь, чтобы быть уверенным наверняка, что пишете без ошибок. При любых затруднениях он будет всегда под рукой.
9
Создайте словарь ваших трудных слов
Создайте словарь ваших трудных слов, написание которых никак не можете запомнить. И периодически заглядывайте в него, постепенно запоминая их.
10
Используйте школьный прием
Читайте правило, делайте упражнения, исправляйте ошибки. Проанализируйте, где вы делаете больше всего ошибок, и работайте только с нужными вам правилами написания в русском языке. Это можно сделать, к примеру, на нашем курсе по русскому языку.
11
Пройдите наш курс «Русский язык»
Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Подробнее Купить сейчас
Все люди обладают разными способностями. У одного человека хорошо развита зрительная память, у другого – слуховая, у третьего моторная. Чаще преобладает смешанная: либо зрительно-слуховая, либо зрительно-моторная, и т.д. Поэтому выбирайте те советы, которые наиболее действенны для вас. Это основное правило и секрет вашего будущего успеха в изучении русского языка.
Отзывы и комментарии
Свои отзывы и комментарии вы можете оставлять ниже. А если вам интересно развиваться дальше, то обратите внимание на наш курс по повышению грамотности.
Автор: Евгения Полякова.
Грамотность во все времена считалась неотъемлемым качеством образованного человека, занимающего достойное место в обществе. Развитие современных технологий, появление социальных сетей и массовое общение в онлайн-режиме для многих современных детей и взрослых стало оправданием для безграмотной письменной речи. Однако ошибочно полагать, что умение грамотно преподнести свою точку зрения в устном или письменном виде – это бесполезный навык, которым можно пренебречь.
Ошибки при заполнении деловых бумаг, составлении отчетов или общении с клиентами по электронной или обычной почте могут нанести весомый урон вашей репутации как специалиста. В повседневной жизни также в любой момент может возникнуть необходимость черкнуть пару строк родственникам, друзьям или соседям, а краснеть за досадные ошибки в словах и знаках препинания не захочется ни одному взрослому человеку.
Если у вас есть проблемы с соблюдением норм орфографии, пунктуации или лексики не нужно падать духом. В любом возрасте не поздно учиться писать без ошибок и работать над своей грамотностью, главное подойти к проблеме со всей серьезностью и регулярно совершенствовать свои навыки.
Одновременно с правописанием успешный человек должен поддерживать в тонусе интеллектуальные функции мозга. В этом ему поможет ресурс фитнесса для мозга BrainApps, занятия на котором предполагают прохождение ежедневных индивидуальных тренировок. Даже самый занятой человек сможет найти 15 минут в день для улучшения собственного интеллекта.
Как стать грамотным по русскому языку
Существует распространенное заблуждение, что грамотность является одним из врожденных качеств человека, то есть способность к правильному письму и устной речи в той или иной степени с рождения заложена в каждом человеке. Некоторые школьники и взрослые люди отказываются работать над правописанием после нескольких неудач и считают, что у них просто нет врожденных навыков к красивой и правильной письменной речи.
Однако грамотным может стать абсолютно любой человек, не имеющий отклонений с медицинской точки зрения. И хотя грамотность является доступной для каждого, неутешительная статистика последних лет показывает снижение ее уровня среди детей и подростков. Причинами этого неприятного явления считаются:
- Снижение интереса к чтению художественной литературы. Любители чтения гораздо реже пишут с ошибками, но современный ребенок обычно предпочитает игру на компьютере или смартфоне сборнику сказок или рассказов;
- Повальное общение в социальных сетях. Переписка в онлайн-режиме редко когда предполагает соблюдение всех правил орфографии и пунктуации, так как каждый из собеседников стремится как можно скорее выразить свое мнение и параллельно занимается другими делами;
- Недостаточная заинтересованность родителей. Многие родители не уделяют должного внимания развитию грамотности у ребенка, считая, что выполнения школьных заданий более чем достаточно. Но на школьную успеваемость влияет множество факторов, а пример мамы или папы, которые регулярно читают книги и всегда пишут без ошибок намного более действенный. Поэтому прежде чем узнавать, как ребенку научиться писать без ошибок, следует поработать над своим собственным уровнем грамотности;
Написание текстов без ошибок и правильная речь дают массу преимуществ в любом возрасте. Вы всегда сможете произвести приятное впечатление на собеседника, коллегу или руководителя, без труда оформите любой документ и сможете помочь своему ребенку с уроками. Остается только узнать, как именно стать грамотным по русскому языку <>и сколько времени для этого потребуется. В идеале необходимо уделять должное внимание правильному письму со школьной скамьи или даже с дошкольного возраста. Но если этот момент упущен, то на помощь придут регулярные самостоятельные занятия, которые не требуют огромных финансовых вложений, но зато требуют дисциплинированности и систематичности.
Не существует волшебного метода, следуя которому вы через две недели забудете об ошибках в словах и неправильно расставленных знаках препинания. Только самообразование и длительная кропотливая работа над собой даст желаемый результат, который останется с вами на всю жизнь.
9 работающих способов, как научиться грамотно писать
Существует несколько действительно эффективных способов приучить себя к грамотному письму. Чтобы писать без ошибок вы можете:
- Регулярно читать. Именно с чтения начинается правильная, красивая устная и письменная речь. Зрительная память играет большую роль в правописании, и вы постепенно сможете запомнить, как правильно пишется то или иное слово. Чтобы чтение пошло на пользу следует избирательно подходить к выбору литературы. Лучше всего для работы над повышением грамотности подходят отечественные классические произведения. Не думайте, что классика – это обязательно скучно и затянуто, каждый может выбрать себе жанр по душе и получать удовольствие от чтения. Читать необходимо каждый день не менее часа, вдумчиво и в спокойной обстановке. В скором времени вы заметите, что ваша речь стала богаче, образнее, а в словах поубавилось ошибок.
- Изучать основы. Помимо художественной литературы уделяйте внимание работе со справочниками и учебниками русского языка. Это один из наиболее действенных способов, как научится писать без ошибок и правильно строить предложения. Запоминайте правила и обязательно закрепляйте теорию выполнением практических заданий.
- Приобрести и регулярно пользоваться словарем. Каждый раз, когда вы не знаете, как точно написать то или иное слово, заглядывайте в орфографический словарь. Формирование этой полезной привычки достаточно быстро позволит избавиться от ошибок, поэтому держите словарь на рабочем столе или другом видном месте, чтобы он всегда был под рукой;
- Писать под диктовку. Попросите родственников или друзей несколько раз в неделю диктовать вам тексты из сборника диктантов, таким образом, вы сможете быстрее обнаружить у себя пробелы в знаниях и направить самостоятельные занятия в нужное русло.
- Работать над ошибками. Не стесняйтесь выписывать в отдельный блокнот слова, которые даются вам труднее всего и перечитывайте их каждый день. Это прекрасная тренировка зрительной памяти, которая позволит вам со временем правильно писать даже самые заковыристые слова и словосочетания.
- Улучшать память. Для этого можно учить наизусть любимые стихи или отрывки из прозы. Этот метод также позволит улучшить устную речь, а повторение выученного материала вслух тренирует навыки дикции. Если заучивание наизусть вам не подходит, то просто переписывайте тексты, уделяя особое внимание сложным словам и предложениям;
- Найти друзей по интересам. Писать с ошибками никто не хочет, это раздражает любого человека и многие бы хотели улучшить качество своего письма. Занятия в паре или группе больше дисциплинируют, к тому же вы сможете помогать друг другу и проверять усвоение новых знаний.
- Обратиться к профессионалу. Репетитор по русскому языку может понадобиться не только школьнику перед сдачей экзаменов. Несколько полноценных занятий со специалистом позволит восполнить основные пробелы и разработать дальнейший план по самообразованию.
- Применять знания на практике. Пишите себе записки и напоминания, выписывайте понравившиеся цитаты из книг, вместо электронной почты пишите друзьям или родственникам обычные бумажные письма, подписывайте и дарите открытки. Такие мелочи будут всегда держать вас в тонусе, и заставлять сосредотачиваться на правилах орфографии и пунктуации;
Если вы будете систематически пользоваться этими простыми способами, как самостоятельно научиться писать без ошибок, то в скором времени заметите положительные сдвиги. Однако поддерживать грамотность на должном уровне необходимо всю жизнь, поэтому все вышеперечисленные рекомендации актуальны для любого человека, который активно занимается саморазвитием.
Как научиться писать без ошибок с детства
Некоторые дети гораздо легче осваивают правописание, чем другие их сверстники. Чтобы понять, как научились грамотно писать такие дети, необходимо в первую очередь обратить внимание не на их школьную успеваемость, а на занятия с родителями в домашней обстановке. Ребенка можно постепенно приучать к чтению с трех лет и для этого не обязательно заставлять кроху интенсивно запоминать буквы и слоги. Сначала следует пробудить интерес к увлекательному миру литературы, каждый день читать сказки и детские рассказы.
Чтение и письмо нужно развивать параллельно, в игровой, доступной для ребенка форме. С детьми школьного возраста обязательно нужно проводить работу над ошибками, дополнительно объяснять непонятные или сложные моменты. Родители, которые всю ответственность за грамотность ребенка перекладывают на учителей, вряд ли останутся довольны результатом его образования. Поэтому следует знать, как ребенку научится писать без ошибок и активно помогать ему, преодолевая трудности в обучении вместе.
Детям обычно тяжело дается запоминание множества правил грамматики и пунктуации, поэтому совместно с правописанием рекомендуется развивать память и внимательность. Для этого существует ресурс BrainApps, игры которого подойдут как для взрослых, так и для детей.
Кадр из мультфильма «В стране невыученных уроков»
С детства недоумевал, зачем нужны орфография с пунктуацией… нет, точнее, не так: к чему создавать столько правил, которые даже взрослые запомнить не в состоянии? Людям что, других проблем мало? Надеюсь, крик души не прочтёт мама — учитель русского языка и литературы, а то получу ту ещё взбучку.
Повзрослев, столкнулся с граммар-наци: критикуют статьи, словно запятые важнее изложенного текста, но недавно региональный министр образования с ошибками подписал инстаграм-пост. Вместе с учеником Школы траблшутеров и признанным грамотеем Вадимом Преловским решили поделиться лайфхаками аккуратности.
Дефис, в отличие от тире, не знак препинания, а часть слова. Искореним «грехи» использования чёрточек:
- Как бы солист «Руки Вверх!» ни убеждал хитом, ай-ай-ай не пишется как ая-яй или ай-яй-яй.
- Протягивая звучание слова, не лепите буквы сплошь — отделяйте дефисом: М-м-м, Данон!
- Буквы повторяются в месте ударения: не конечно-о-о и а-а-ау, а коне-е-ечно и ау-у-у.
- Знакомы терзания: 30-ти летие, 30-летие или 30-тилетие, а год 31-й, 31-ый, 31-вый?
Наращения применимы только для порядковых числительных, иначе слова приобретают иной смысл: 21 место можно принять как за двадцать первое место, так и за двадцать одно место.
Грамотно пишут так:
— если перед последней буквой гласная, то наращение однобуквенное: утренник 1-х классов, 9-й участник, на 73-м участке;
— если согласная — окончание двухбуквенное: пятница 13-го, к 4-му мая;
— в комбинированных словах с числительными наращения отсутствуют: 47-летний наставник, 8-полосное движение;
— к числам дат добавляют окончания, только если нет нужного слова: в августе 44-го — правильно, а вот 14 октября 2014-го года (есть слово год) — неправильно. - Аббревиатурные слова — IT-шник, SMM-щик, ВДВшник и остальные, как ни поразительно, выглядят так: айтишник, эсэмэмщик, вэдэвэшник.
- Осушить пол-литра — легко, написать — сложнее, запомнить просто! Знак ставим, если слово перед возможным дефисом начинается с:
— прописной буквы: пол-России, пол-Эрмитажа;
— гласной буквы: пол-области, пол-авокадо;
— буквы л: пол-ляма, пол-ломтика. - Через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные от:
— населённых пунктов: бурят-монгольский волкодав, северо-восточный фронт;
— имён и фамилий: джеки-чановский приём, жюль-верновский роман;
— равноправных и напрямую не связанных вещей: вегетарианско-мясоедское противостояние, целлюлозно-бумажный комбинат.
В остальных случаях слова связываются без «посредников», но осторожнее с научно-техническими терминами: молочнокислые бактерии, мясоконсервные заводы, кремнефтористоводородные кислоты так и просят штришка посередине.
Как грамотно употреблять тире:
- Выдержать паузу — указать на логическое ударение: В переулках на селе — грязь по колено.
- Показать результат, следствие: Не знаешь — молчи, знаешь — помалкивай!
- Обособить пояснение, дополнение или перечисление посреди предложения, когда скобки ослабляют эффект: Лиса его — гам! — и съела.
- Обозначить интервал:
— количества: Тяжёлый вес в боксе — 81 — 91 кг;
— расстояния: Поезд Москва — Владивосток;
— времени: Война 1941 — 1945 годов. - При пропуске членов предложения: Долг платежом красен, а займ — отдачею (опущено слово красен).
Изучим, как приручить двоеточие:
- Разъяснить:
— смысл второй части предложения, когда можно вставить так как или потому что: Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся.
— намерения — после наталкивающих слов: План такой: спасайся кто может!
— пункт или принцип: Первое правило клуба: не рассказывать о клубе. - Описать, упредив словами видеть, знать, понимать, слышать: Вижу: на меня движется громадная лавина!
- Перечислить:
— с обобщающим словом: Пустыня — дом выносливых растений, а именно: кактуса, саксаула, цереуса, карагача, литопса;
— без него: Лучшие вещи в жизни бесплатны: объятия, улыбки, любовь, сон, воспоминания.
Случаи без нужды в кавычках:
- Фразеологизмы. Оборот знаком с пелёнок? Оставьте его в покое: толочь воду в ступе, бить баклуши.
- Обиходные легко узнаваемые слова в непрямом значении: батарейка сдохла, заварить люк.
- Сленговые словечки: забэкапить архив, зашазамить трек, запостить фоточку.
- Названия, записанные латиницей: альбом певицы Холзи Manic, журнал Esquire.
- Имена, клички: Назову кота Пушком, Гнома величали Румпельштильцхеном.
- Краткие ответы, оценки: сказать да, проголосовать за, накалякать на два.
- Аббревиатурные названия: топить за футбольный клуб, поступить в МГИМО.
- После словосочетания так называемый: Так называемый гормон стресса — адреналин. Но! Если слова применяем в необычном значении, кавычки понадобятся: В игре Assassin’s Creed герой совершает так называемый «прыжок веры».
А тут не помешают:
- Специфичные или малоизвестные термины. Строчите про туризм в Шотландии и решили упомянуть «брокенского призрака»? Заключите его в кавычки. Аудитория прошаренная — убирайте.
- Выражение непривычной или ироничной интонации: А я гляжу, вы «профи»!
- Разъяснение значения слова: Раскрыть понятие «коллективный разум».
- Цитирование: Сказал «выиграю» — побеждай!
Отличаем ни от не:
- Не:
— примыкает к местоимениям, наречиям и частицам (кто не, где не, что только не, как не): И всё же, где б ты ни был, где ты не бредёшь — нет-нет, да по Каретному пройдёшь.
— образовывает вопросительные предложения с не… ли: Не правда ли? Не хочешь ли? - Ни:
— входит в состав «опасных» оборотов с местоимениями: ни при чём, ни о чём, ни к чему; и с противопоставлениями: ни больше ни меньше, ни дна ни покрышки, ни с того ни с сего;
— усиливает утвердительность: Что ни день — 100 грамм мощнее, чем День — 100 грамм;
— повторяется и заменяет союз и: Никого не жалко, никого: ни тебя, ни меня, ни его;
— означает полное отсутствие: Не видно ни души.
Замомните, что не — отметание, ни — усиление отрицания: Ни капли не больно.
Концовку приправим частыми досадными огрехами:
- В мессенджерах снуют сообщения «Да ладно!?», «??», «Скинешь ссылку??!» Никаких двух и более вопросительных знаков, хорошо? Сначала идёт удивление (цель высказывания), затем — восклицание (эмоциональный окрас): И ты, Брут?! Сколько можно писать с ошибками?!!
- Друг инстаграмщиков — слово вообщем, в общем, не существует вообще.
- Частица ли всегда стоит отдельно: что ли, вряд ли, ой ли, едва ли.
- Всё реже встречаем правильный Таиланд: многие лепят лишнюю дугу. То же касается андройдов и гуманойдов. А вот биткойн и пойнт лучше писать с и кратким.
- Колеблетесь между также и так же? Больше не будете! Также чаще всего выступает как союз и: Мальчишки и девчонки, а также их родители! Ну а так же — в роли синонима таким же образом: Так же как все, как все, как все, я по земле хожу, хожу. Остались сомнения? Уберите же: смысл поменялся — пишите слитно, более-менее тот же — раздельно.
- Интернет-сёрферы любят «изобретать» слова — Инстаграмм и Телеграмм, но на их беду, согласные беспричинно не удваиваются.
- «Моё день рождение» и «С днём рождением» должны быть забыты. Пользуйтесь «шпаргалкой»: день чего? Рождения. Чей? Мой.
- Увы, но в великом и могучем сказать до скольки или ко скольки будет ошибкой. Верные варианты — ско́льких и ско́льким.
- Слово как вместе с будто не пишется через дефис: только постфиксы -то, -либо, -нибудь имеют на это право.
- Итак, поговорим про и так и итак. Запомните: итак — синоним слов таким образом и следовательно, используется для подытоживания в начале фразы. В остальном союз и пишем отдельно. Итак, действуйте грамотно и без проблем! Да вы и так всё знаете!
Читайте также:
Как создавать неизменно великолепные документы
Как быстро привести текст в божеский вид
Как каталогизировать и сравнивать товары на Word-макросах
Основы стенографии, или Как писать со скоростью мысли. Часть 1