Как избавиться от пунктуационных ошибок

Расставленные невпопад знаки препинания в текстах могут испортить общее впечатление о сайте. Для тех, кто стремится писать грамотнее, мы собрали частые пунктуационные ошибки на сайтах и напомнили, когда какой знак употреблять. Неграмотные тексты на сайтах могут отталкивать посетителей. В прошлой статье мы проанализировали наиболее распространенные грамматические ошибки. Однако внимание было уделено не всем уровням языкознания. В этой […]

Расставленные невпопад знаки препинания в текстах могут испортить общее впечатление о сайте. Для тех, кто стремится писать грамотнее, мы собрали частые пунктуационные ошибки на сайтах и напомнили, когда какой знак употреблять.

Неграмотные тексты на сайтах могут отталкивать посетителей. В прошлой статье мы проанализировали наиболее распространенные грамматические ошибки. Однако внимание было уделено не всем уровням языкознания. В этой статье мы остановимся на ошибках, связанных с употреблением знаков препинания.

Когда запятая нужна

Помним – мы используем ее, чтобы разделять и выделять слова в предложениях.

  • Перед вторым и следующими однородными членами предложения, при перечислении

Часто на сайтах встречаются ошибки в перечислениях характеристик товаров или услуг. Например:

В описании товара пропущены запятые

Пропущена запятая в предложении

Необходима запятая после слова «заменим»

Но в предложении «Мы заменим кран и подключим душевую» запятая не нужна, потому что союз «и» употребляется один раз.

Как правило, громоздких предложений с однородными членами и ошибками в них можно легко избежать. Для этого используют маркированные списки:

Использование списка чтобы избежать громоздких предложений

Только употреблять их надо с умом.

  • Для разделения частей предложения

Практически каждое предложение можно разделить на части. Понять, нужна ли запятая, можно, поставив вопрос.

Пропущена запятая перед словом «где»

Перед нами излюбленное копирайтерами введение ключевого запроса «где купить…». Если вы и решили использовать это клише, то не допускайте в нем ошибок. В этом маленьком предложении пропущена запятая перед словом «где». Оно состоит из главной («задаетесь вопросом») и придаточной («где купить пальто») частей, связанных союзом «где». Проверяем: «Задаетесь каким вопросом? Где купить пальто» – значит, запятая нужна.

Чтобы отделить придаточную часть от главной, нужно поставить запятую и в следующих примерах (к придаточным частям можно поставить вопросы «подумайте о чем?», «что понятно?»):

Нужно поставить запятую чтобы отделить части предложения

Нужно поставить запятую чтобы отделить части предложения

  • С обеих сторон вводных слов («понимаешь», «надеюсь», «возможно», «хорошо» и др.)

Необходимо добавить запятую после слова «надеюсь»

Необходимо добавить запятую после слова «хорошо»

Пунктуационная ошибка в статье

Однако если бы «надеюсь» было частью сказуемого, запятая была бы лишней. Например: «Клиент заказал аудит сайта и надеется выйти из-под фильтра»«Надеется выйти» – составное сказуемое и запятая между его частями не нужна.

Составные вводные конструкции «как правило», «прежде всего», «как следствие» и др. также обособляются с двух сторон знаками препинания (обычно запятыми).

Не хватает запятых в вводной конструкции «как правило»

Не хватает запятых в вводной конструкции «прежде всего»

Пропущена запятая в начале предложения

Примечание: Согласитесь, как правило, эти конструкции можно убрать из текста, по нашему мнению, его смысл от этого, к счастью, не изменится – очень часто вводные слова только усложняют и перегружают предложения, и от них можно отказаться.

  • В  причастных и деепричастных оборотах

Деепричастные обороты: 

Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, отвечая на вопрос «что делая?»:

В деепричастном обороте «делая выбор» пропущены запятые

Правильно: «Так что, делая выбор, отнеситесь к покупке трепетно».

В начале деепричастного оборота не хватает запятой

В этом примере запятой не хватает в начале деепричастного оборота, перед словом «основываясь». Команда не только распределяет обязанности, но и основывается на профильной подготовке – речь идет о дополнительном действии, поэтому запятая необходима.

Причастные обороты:

Пропущена запятая перед словом «предоставляемые»

– нужна запятая перед словом «предоставляемые» (ставим вопрос: Услуги какие? – Предоставляемые компанией).

Пропущена запятая после слова интернет-магазин

– нужна запятая в конце оборота, перед словом «выполнена» (Одежда какая? – Представленная в интернет-магазине).

Пунктуационная ошибка в обороте «произведенные в России»

– нужны запятые с обеих сторон причастного оборота «произведенные в России» (Ковры какие? – Произведенные в России).

  • Между частями составного союза «как…, так и…»

Не хватает запятой после слово дорогие

Многие авторы статей на сайтах используют эту конструкцию, чтобы ввести в текст ключевой запрос «дешевый» и «дорогой». Однако использование союза в данном случае неуместно – продуктивнее будет, например, сделать перечисление с указанием конкретных цен.

Примечание: Зачастую в текстах на сайтах конструкция «как…, так и…» лишняя, и ее можно «безболезненно» убрать или заменить списком:

Замена составного союза «как…, так и…» списком

Когда запятая не нужна

  • Между подлежащим и сказуемым

Лишняя запятая в предложении

Любительницы могут купить – что же тут разделять?

  • Перед конструкциями «и т.д.», «и т.п.», «и др.»

Лишняя запятая перед конструкцией «и т.д.»

  • Между придаточными предложениями, если они относятся к одному главному и соединены союзом «и»

Лишняя запятая между придаточными предложениями

Лишняя запятая между придаточными предложениями

В последнем примере автор пропустил запятую между главной частью «Стоит подумать», напрасно употребив ее между придаточными частями. Схема предложения будет выглядеть так:

Корректная схема предложения

Тире или дефис?

Эти знаки препинания часто путают, несмотря на явную разницу значений.

Тире ставится:

  • Между подлежащим и сказуемым

Например: «Цель аудита – выявление ошибок оптимизации». В этом предложении «цель» – подлежащее, а «выявление» – сказуемое. Другими словами, тире заменяет пропущенное (но подразумеваемое) слово «есть».

Следите за правильностью употребления того или иного знака. Наиболее частые ошибки в употреблении дефиса (вместо тире) – как раз между подлежащим и сказуемым:

Лишнее тире между подлежащим и сказуемым

Лишнее тире в предложении

В описаниях на сайте дефис вместо тире – это, скорее, техническая ошибка, устранить которую легко. Просто проверяйте написанное, ведь внимательное отношение к контенту – показатель заботы о посетителях вашего сайта.

  • Между однородными членами и обобщающим словом

В текстах на сайтах многих интернет-магазинов есть ошибки в описаниях услуг, свойств и характеристик товаров.

Правильно:

Правильное использование тире

«В контенте, в распределении целевых запросов, в юзабилити сайта – везде нужна оптимизация».

Правильное использование тире

  • Для выделения обособленных членов предложения

Например: «Свою задачу – преодолеть препятствие – он выполнил».

Дефис ставится:

  • Между частями сложных слов

Например: «анкор-лист», «интернет-магазин», «онлайн-консультант», «страница-донор».

  • В неопределенных местоимениях-существительных

Например: «кто-то», «что-нибудь», «кое-что», «кто-нибудь», «что-то».

  • Между наречиями, составляющими одно целое

Например: «давным-давно», «волей-неволей», «белым-бело».

Точка

Этот знак препинания обозначает завершенность повествования. Точка также обязательна в сокращениях («др.», «т.д.», «т.к.»).

Правильное использование точки

Пропущена точка после сокращения

Но не ставится в конце заголовков и подзаголовков:

Лишняя точка в конце заголовка

Лишняя точка в конце заголовка

Сокращая слова, нужно руководствоваться общепринятыми правилами. Нельзя сокращать на гласные буквы, а при стечении двух согласных точка ставится после первой. Например, «рус. яз.», а не «русс. яз.»; «грам. ошибки», а не «грамм. ошибки». Ключевые слова сокращать нельзя. Помните и о том, что в сокращениях слов «миллион» («млн»), «миллиард» («млрд») и «триллион» («трлн») точка не ставится.

Напоследок

Употребляя пунктуационные знаки, нужно не только следовать правилам, но и помнить о внимательности, чтобы не получалось так:

Лишний пробел в заголовке

Лишний пробел в предложении

Пусть в ваших текстах никогда не будет пунктуационных ошибок, а во фразе «Совершенствоваться надоело бездействовать» запятая стоит на правильном месте!

Еще по теме:

  • Писать нельзя молчать: 7 самых глупых ошибок копирайтеров
  • За 8 месяцев работы в компании я получила и отредактировала более 300 статей (без учёта аудитов, КП и других важных документов). Бывают статьи, которые меня…

  • Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
  • Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…

  • Лето, тексты, вода: Как убрать из текста «воду» и чем ее заменить
  • Мы часто говорим, что текст не должен содержать «воду», но не разбираем этот вопрос подробно. В этой статье на примерах конкретной тематики рассмотрим, что такое…

  • 20 ошибок невнимательных, или Текст под прицелом филолога
  • Продолжим тему о текстах на сайтах, но в этот раз рассмотрим их с точки зрения филолога. Мы собрали самые распространенные ошибки, которые могут повлиять на…

  • Advego VS плагиат. Как одно слово делает текст «уникальным»
  • Вторая часть нашего исследования программ и сервисов проверки уникальности текстов. На этот раз по просьбам многих читателей мы проверяли Advego Plagiatus. Результаты небольшого эксперимента для…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Пунктуационная ошибка — это неиспользование
пишущим необходимого знака препинания,
его употребление там, где он не требуется,
а также необоснованная замена одного
знака препинания другим. Пунктуационная
ошибка противопоставляется пунктуационной
норме, отраженной в пунктуационном
правиле. Работа над пунктуационными
ошибками — необходимое звено в системе
формирования у учащихся пунктуационных
умений.

Причины появления у учащихся
пунктуационных ошибок

Пунктуационные ошибки в настоящее время
занимают первое место по сравнению с
другими типами ошибок. Так, в среднем
на одну орфографическую ошибку в
письменных работах учащихся приходится
четыре-пять пунктуационных ошибок. Их
распространенность объясняется
чрезвычайной сложностью пунктуационного
умения, которое основывается не только
на знании синтаксиса и умении достаточно
быстро схематизировать структуру
записываемого предложения, как считает
Г.И.Блинов (2), но и на умении выражать
разные смыслы в коммуникативных единицах
-предложении и тексте.

Пунктуационные ошибки закономерно
появляются в силу как объективных, так
и субъективных причин. Объективными
(вытекающими из характера объема изучения
пунктуации) являются следующие причины
(или факторы пунктуационного риска):

— незнание учащимися
пунктуационной нормы к моменту написания
письменной работы;

— коммуникативно-речевая
основа постановки знаков препинания,
связанная с выделением смыслов, которые
необходимо обозначить средствами
графики;

— связь с достаточно сложной
грамматикой;

— наличие массы ограничений
в употреблении знаков препинания в
одной и той же синтаксической позиции;

-возможность семантически по-разному
членить коммуникативную единицу.

Субъективными (зависящими от особенностей
восприятия и мыслительной деятельности
пишущего) являются следующие причины:

— неточное или полное незнание
пишущим пунктуационной нормы;

-незнание опознавательных признаков
смысловых отрезков, подлежащих выделению
знаками препинания;

— невладение синтаксическим и смысловым
разбором предложения;

— смешение условий выбора
знаков препинания, приводящее к созданию
пишущим ложных правил.

Перечисленные причины действуют порознь
и в совокупности. Чаще всего появление
пунктуационных ошибок объясняется
рядом взаимодействующих причин.

Предупреждение пунктуационных ошибок
в письменных работах учащихся

Появление пунктуационных ошибок
предупреждает вся система работы по
пунктуации. Вместе с тем возникает
необходимость в специальной работе,
направленной на нейтрализацию причин
появления ошибок и на предупреждение
ошибок в очередных письменных работах
учащихся.

Для нейтрализации причин появления
пунктуационных ошибок выработаны
соответствующие приемы работы. Рассмотрим
их применительно к каждой из причин.
Если в предлагаемом упражнении невозможно
обойтись без еще не изученных синтаксических
конструкций, следует предварительно
разъяснить ученикам соответствующую
норму и указать знаки, которые они должны
поставить. Перед ознакомлением с новой
нормой необходимо сформировать у
школьников синтаксическую зоркость и
прочные умения синтаксически разбирать
данную конструкцию. Учитывая связь
пунктуации с речью, следует в систему
пунктуационных упражнений включать
коммуникативные упражнения, направленные
на выражение тех значений, которые лежат
в основе изучаемого смыслового отрезка.
В языковом материале, отбираемом для
пунктуационного упражнения, должны
быть представлены все варианты данной
нормы.

Существенную роль в предупреждении
ошибок играет работа, обеспечивающая
знание опознавательных признаков
смысловых отрезков, подлежащих выделению
или невыделению знаками препинания, а
также сопоставление и противопоставление
условий выбора смешиваемых детьми норм.

Специальная работа по предупреждению
пунктуационных ошибок организуется
перед выполнением контрольных работ и
работ по развитию связной речи учащихся.
Для предупреждения пунктуационных
ошибок в предстоящем контрольном
диктанте из него выписываются предложения
с теми синтаксическими структурами,
которые ранее у других учащихся вызывали
затруднения. Выбранный материал в
течение двух-трех уроков до написания
диктанта используется в качестве
дидактического материала. В сильном
классе учитель предлагает аналогичные
примеры, а в слабом — выписанные из текста
диктанта. Такая работа в сочетании с
другими пунктуационными упражнениями
обеспечивает достаточно устойчивые,
хорошие результаты.

Подобная работа проводится незадолго
до написания изложений, тексты которых
предварительно подвергаются пунктуационному
анализу. Из них выписываются предложения
с изученными или изучаемыми в данный
момент синтаксическими структурами.
Эти или аналогичные предложения
включаются в упражнения для рассредоточенной
работы на двух-трех уроках. В слабом
классе целесообразно сообщить о том,
что подобные предложения могут встретиться
в тексте изложения и что желательно
запомнить, как в них расставляются знаки
препинания. В процессе знакомства с
текстом изложения на специальном уроке
развития связной речи уместно обратить
внимание детей на повторенные
синтаксические конструкции, а также
вывесить на доске таблицы-схемы
аналогичных предложений с указанием
знаков препинания в них.

Содержание работы по предупреждению
пунктуационных ошибок в сочинениях
складывается, во-первых, из конкретных
недочетов, допущенных другими учащимися
в такой же работе, во-вторых, из
синтаксических конструкций, которые
школьники могут использовать для
передачи собственных мыслей. Первая
группа синтактико-пунктуационного
материала используется для рассредоточенной
подготовки, а вторая — на уроке развития
речи во время составления рабочих
материалов к сочинению.

Фиксация учителем пунктуационных
ошибок в письменных работах учащихся

При проверке ученических
работ знаком V
на полях тетради принято указывать
ученику о наличии у него на данной строке
пунктуационной ошибки. Место ошибки
подчеркивается одной чертой, а сама
ошибка либо учителем зачеркивается и
надписывается нужный знак, либо это
должен сделать сам ученик во время
раздачи тетрадей на уроке. Вот отрывок
из работы ученика, проверенной учителем.

Сучья, собранные для костра казались
каменными, и густой,, мокрый дым,
смешавшийся с таким же серым туманом
тяжело ложился на землю.

Исправление пунктуационных ошибок
делает или сам учитель при проверке,
или предоставляет это делать учащимся
в зависимости от цели работы. Если она
была обучающей, то исправление ошибок
целесообразно предоставить учащимся.
Если же работа была контрольной, то в
целях экономии времени на уроке ошибки
может исправить учитель при проверке
тетрадей.

Учет пунктуационных ошибок из работ
учащихся

В работе
над пунктуационными ошибками невозможно
учитывать конкретные предложения, так
как они невоспроизводимы, а создаются
всякий раз заново говорящими для
отражения конкретного события. В этом
заключается существенное отличие от
учета орфографических ошибок в словах,
которые воспроизводятся говорящими,
поэтому целесообразно вести учет не
конкретных предложений, в которых
допущены пунктуационные ошибки, а схем
этих предложений с включением в них
соответствующих смысловых отрезков,
например:

В работе ученика

В канавах, налитых
водой_отражалисъ опрокинутые вниз
макушки берез и небо.

В учетном листе учителя возможна не
полная схема, а только та часть, в которой
отражается ошибка, например:

Учет пунктуационных ошибок необходим
для организации эффективной работы над
ними, и в этом учете должны принять
участие и учитель, и ученики. Учитель
регистрирует общеклассные ошибки —
частотные и типичные, а учащиеся — свои
индивидуальные погрешности.

Учет учителем общеклассных
затруднений школьников.
Регистрацию
ошибок учащихся целесообразно проводить
в той же тетради, в которой учитель
фиксирует орфографические ошибки.
Методика пунктуации выработала две
формы учета пунктуационных ошибок: для
ошибок, допущенных учащимися в обучающих
упражнениях (в круговых тетрадях № 1 и
2), и для ошибок, допущенных в контрольных
диктантах, а также в изложениях и
сочинениях.

Для регистрации пунктуационных ошибок,
допущенных в обучающих упражнениях,
учитель вводит в тетради учета ошибок
страницу; на ней он помещает схемы
предложений, в которых были сделаны
ошибки, в той последовательности, в
которой они расположены в тексте
упражнения, и отмечает количество
учеников, допустивших ошибки, например:

1. . . .__________.———. . . У
зайца […] уши длинные_большие[…].

2._______.
. . === и ===== . Зайцы
[…]ловки_и хитры.

В силу того что контрольным диктантом
проверяется владение несколькими
пунктуационными нормами, а изложения
и сочинения являются нестандартными
упражнениями, учет в них пунктуационных
ошибок целесообразно фиксировать по
видам изученных и проверяемых в данный
момент смысловых отрезков. Для этой
цели в тетради учета ошибок учитель
отводит две страницы (разворот тетради),
которые делятся на столько граф, сколько
проверяется пунктуационных норм. Каждой
графе соответствует отдельная норма.
В эти графы вписываются схемы предложений,
в которых допущены пунктуационные
ошибки, и указывается количество
учащихся, допустивших подобные ошибки.

Пример заполнения такого учетного листа
(на развороте тетради):

Ошибки при обращении

Ошибки при причастном
обороте

Ошибки при однородных
членах

Ошибки в сложном предложении

Ошибки при прямой речи

Учет учащимися индивидуальных
пунктуационных ошибок.
Дети
должны знать свои пунктуационные
пробелы, чтобы самостоятельно работать
над ними. Регистрацию своих ошибок
школьники проводят в рабочих тетрадях
№ 1 и 2. Для этой цели они выписывают
предложения, в которых были допущены
ошибки, и строят их схемы, подчеркивая
места, где была нарушена норма.

Работа над пунктуационными ошибками
на уроке

Работе над ошибками на уроке — исправлению
их учащимися и закреплению пунктуационной
нормы — предшествует подготовка к ней
учителя. Она складывается из следующих
элементов: проверки тетрадей, заполнения
учетного листа ошибок и составления
поурочного плана работы над ошибками.
Подготовка учителя и организация им
урока зависят от вида проверенной
письменной работы учащихся: обучающей,
контрольной, по развитию связной речи.
В зависимости от этого различаются три
методики работы над пунктуационными
ошибками.

Методика работы над
пунктуационными ошибками в обучающих
упражнениях.
Работа
над пунктуационными ошибками в ранее
выполненных обучающих упражнениях
совмещается с темой очередного урока
и включается в его план как органическая
часть. В поурочном плане предусматриваются
следующие ее элементы:

— исправление учащимися ошибок и их учет
при раздаче тетрадей;

-включение учителем предложений, в
которых были пунктуационные ошибки, в
систему дидактического материала,
подобранного им для закрепления нового
(в виде диктантов, составления схем
предложений, подбора аналогичных
предложений, нахождения и выписывания
таких же предложений из учебника или
из других источников).

В дальнейшем на уроках целесообразно
при проверке домашнего задания предлагать
отвечавшим в качестве дополнительного
задания мини-диктанты из их личных
учетных листов. Такая организация работы
обяжет учащихся систематически повторять
трудный для них материал.

Методика работы над
пунктуационными ошибками в контрольных
диктантах.
Для работы
над ошибками в контрольном диктанте
отводится специальный урок. В V-VII
классах работа по пунктуации будет
занимать на этом уроке лишь часть
времени, а в VIII-IX
классах урок в основном посвящается
пунктуации.

Над всеми допущенными
ошибками ввиду ограниченности времени
работать не удастся, поэтому следует
выбрать в V-VII
классах 2-3, а в VIII-IX
классах 4-5 нарушенных норм — типичных и
частотных.

В поурочный план включается, во-первых,
оценка пунктуационной грамотности
класса в целом и отдельных учащихся (в
первую очередь тех, кто продвинулся
вперед в овладении пунктуацией).
Во-вторых, для каждой отобранной нормы:

-записываются все предложения, в которых
она имелась в диктанте;

— намечается объяснение
ошибок и составление схем предложений;

— включается упражнение, в котором
имеются предложения с рассматриваемой
нормой.

На завершающем этапе урока
в VIII-IX
классах целесообразно предусмотреть
небольшое упражнение по развитию связной
речи, направленное на использование в
нем тех смысловых отрезков, над которыми
велась работа на уроке (творческий или
свободный диктант, сочинение-миниатюра,
сочинение по опорным словам и т.д.). В
качестве домашнего задания предлагается,
во-первых, запомнить норму постановки
знаков препинания при использовании
рассмотренных на уроке смысловых
отрезков, во-вторых, какое-либо
самостоятельное упражнение, например
составление предложений с данными
смысловыми отрезками.

Методика работы над
пунктуационными ошибками в изложениях
и сочинениях.
На
специальном уроке работе над пунктуационными
ошибками (как и над орфографическими)
отводится небольшая часть времени для
сообщения результатов и для исправления
и учета ошибок. В поурочный план включается
следующий материал: до раздачи тетрадей
— сообщение общих результатов работы
по пунктуации; после раздачи тетрадей
— исправление индивидуальных ошибок
учащимися и учет этих ошибок.

Работа над пунктуационными
ошибками — над их объяснением и закреплением
нормы — переносится на очередные уроки
русского языка и реализуется
рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII
классах и на 4-5 — в VIII-IX
классах.

Для работы над каждой в отдельности
ошибкой в поурочный план включаются:

— ее объяснение при проверке
домашнего задания, в том числе составление
схемы предложения;

— предложения с данной нормой
в качестве дидактического материала
для новой темы.

Будучи рассредоточенной, работа над
пунктуационными ошибками обеспечивает
условия для длительной тренировки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    14.02.201573.22 Кб114.doc

  • #

    14.02.2015257.02 Кб54.doc

  • #
  • #

Режим учебы и отдыха (7)

Пунктуационные ошибки – неправильная расстановка знаков препинания в предложении. Из-за неверного использования запятых ученики теряют баллы на ОГЭ и ЕГЭ. В статье собраны популярные неточности, допущенные школьниками на экзаменах, а также расположены советы для предотвращения ошибок.

Содержание

Отсутствие знаков препинания всегда вызывает дискомфорт у грамотных людей, а на ОГЭ и ЕГЭ неграмотность чревата потерей баллов. Все ученики сдают экзамен по русскому языку, в котором должны быть соблюдены лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы. Не имеет значения набор школьных предметов, выбранных вами на ОГЭ или ЕГЭ, ведь структурированное изложение мыслей важно всегда и везде.

1. Запятая в словосочетании «не более чем» при отсутствии противопоставления

  • Беседа затянется не более, чем на 10 минут.
  • Беседа затянется не более чем на 10 минут.

2.Запятая в причастном обороте до определяемого слова

  • Приготовленные бабушкой пирожки, стояли на столе.
  • Приготовленные бабушкой пирожки стояли на столе.
  • Выбрав необходимые продукты я отправился на кассу для оплаты покупок.
  • Выбрав необходимые продукты, я отправился на кассу для оплаты покупок.

Деепричастные обороты в русском языке, в отличие от причастных, обособляются и перед главным словом, и после. Запомните, чтобы сдать ЕГЭ на максимальные баллы!

4.Запятая в причастном обороте после определяемого слова

  • Я наблюдал за облаками плывущими по небу.
  • Я наблюдал за облаками, плывущими по небу.

5.Двоеточие при наличии обобщающего слова

  • В комнате находилось множество предметов интерьера, ваза, ажурная настольная лампа, книжный стеллаж и картины.
  • В комнате находилось множество предметов интерьера: ваза, ажурная настольная лампа, книжный стеллаж и картины.
  • «Я завершу написание демонстрационного варианта ЕГЭ в 19:00» — сказала она.
  • «Я завершу написание демонстрационного варианта ЕГЭ в 19:00», — сказала она.

7.Запятая после союза «однако»

После союза «однако» запятая не ставится, если слово используется в качестве
противопоставления «но». На ЕГЭ многие ребята попадаются в эту ловушку и допускают ошибку.

  • На концерте я хотел встать у сцены, однако, опоздал и не успел занять место.
  • На концерте я хотел встать у сцены, однако опоздал и не успел занять место.

8.Тире в предложениях, где обобщение находится после перечислений

  • Обществознание, математика, история, русский: предметы, которые я буду сдавать на ЕГЭ.
  • Обществознание, математика, история, русский – предметы, которые я буду сдавать на ЕГЭ.
  • Ни рыба, ни мясо.
  • Ни рыба ни мясо.

10.Однородные члены с повторяющимся союзом

  • Слухи разлетелись и по школе и по району и по городу.
  • Слухи разлетелись и по школе, и по району, и по городу.

1-3 октября

10-11 классы

Онлайн-пробник ЕГЭ

11.Перечисление неоднородных характеристик

Запятые ставятся при нахождении в предложении однородных прилагательных, например, обозначающих цвет.

Выпускники запустили в небо красные, желтые, зеленые, синие шары.

Но:

  • Царевна предстала перед народом в золотом, парадном одеянии.
  • Царевна предстала перед народом в золотом парадном одеянии.

(Цвет + предназначение одежды).

Вводные слова обособляются запятыми!

  • К счастью я сдал экзамен по русскому языку и обществознанию на высокие баллы.
  • К счастью, я сдал экзамен по русскому языку и обществознанию на высокие баллы.

13.Запятая между предложениями, входящими в 1 сложное предложение

  • Море буйно качалось и волны поднимались до громадной высоты.
  • Море буйно качалось, и волны поднимались до громадной высоты.

14.Придаточные предложения, соединенные одиночным союзом

  • Евгений размышлял о том, как он отправится в путешествие, и какие страны посетит.
  • Евгений размышлял о том, как он отправится в путешествие и какие страны посетит.

Школьники ошибочно полагают, что «ввиду» всегда обособляется. Существуют случаи, когда запятая не нужна. Обязательно запомните это правило перед тем, как сдавать ЕГЭ!

  • Я не пошел на пляж, ввиду плохой погоды.
  • Я не пошел на пляж ввиду (= из-за) плохой погоды.

16.Запятая перед союзом «да»

Перед «да» запятая не ставится, если союз = «и».

  • Федя отправился в лес за грибами, да ягодами.
  • Федя отправился в лес за грибами да ягодами.

17.Обороты «не что иное, как»

  • Одиннадцатиклассники сдают не что иное как ЕГЭ или ГВЭ.
  • Одиннадцатиклассники сдают не что иное, как ЕГЭ или ГВЭ.
  • Его сестра Катерина Ивановна была предметом обожания для многих ухажеров.
  • Его сестра, Катерина Ивановна, была предметом обожания для многих ухажеров.

19.Союз «как», входящий в сказуемое

В предложениях, где «как» можно заменить на тире.

  • Белый снег, как полотно.
  • Белый снег как полотно. (Белый снег – полотно).

20.Приложения, относящиеся к личным местоимениям

  • Я-гуманитарий испытывал трудности при решении задач на уроке математики.
  • Я, гуманитарий, испытывал трудности при решении задач на уроке математики.

Проверьте готовность к ЕГЭ, расставив знаки препинания в предложениях

1. Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

Ответ: 1234

2. Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

Ответ: 14

3. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

Ответ: 13

4. И. Е. Репин признавался (1) что (2) пока он работает над портретом (3) в его душе живёт влюблённость в того человека (4) чей портрет он пишет.

Ответ: 1234

5. Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

Ответ: 2

Frame-1 (28)

Список важных правил пунктуации для ОГЭ и ЕГЭ

Вам скоро предстоит сдавать ОГЭ или ЕГЭ? При подготовке приучайте себя к грамотной письменной речи, чтобы на автомате правильно расставлять знаки препинания на экзамене!

  • Во фразеологических оборотах запятые не ставятся.
  • Запятыми разделяются простые предложения в составе одного сложного.
  • Придаточное предложение, находящееся в середине главного, обособляется с двух сторон.
  • Деепричастия выделяются запятыми всегда, за исключением фразеологизмов и деепричастий, близких к наречию. Например, «он слушал молча».
  • Причастия и причастные обороты не обособляются, если стоят перед определяемым словом.
  • После обобщающего слова ставится двоеточие.
  • Точка с запятой располагается между независимыми частями предложений.

Чай, стоявший на столе, остывал; за окном виднелся багряный закат.

  • Запятые ставятся при сравнительных оборотах.
  • Не принимаются за сравнительные обороты части составных сказуемых, присоединенные союзами.
  • Междометия отделяются, но частицы «ну», «ах», ох» не обособляются, так как усиливают какой-либо признак.

Ах ты какой!

Но не хочу, о други, умирать!

Как научиться правильно расставлять знаки препинания? Советы экспертов ЕГЭ

Русский язык невероятно богат и многообразен, поэтому его изучение затруднено. Некоторые предложения вводят в ступор при расстановке знаков препинания. Задания на пунктуацию сложны для учеников, сдающих ОГЭ и ЕГЭ. Освоить все тонкости
поможет регулярная подготовка к экзамену и соблюдение всех правил языка.

Составляйте схемы предложений

Схемы помогают разбить большое предложение на несколько маленьких кусочков, чтобы отследить взаимосвязь между частями единого целого. Отмечайте основу, вводные слова, обороты, междометия и однородные члены.

Тренируйтесь с помощью выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ

Где найти типовые вопросы по всем предметам экзаменов?

Решу ЕГЭ

Решу ОГЭ

ФИПИ

Сайты предоставляют ответы для самопроверки, поэтому вы с легкостью сможете выявить свои ошибки.

Грамотно общайтесь в социальных сетях

Люди привыкли в спешке набирать сообщения, не расставляя знаки препинания. Предложения начинают выглядеть как несвязный набор слов, из-за чего смысл повествования теряется. Приучите себя грамотно писать, чтобы не забыть о правилах применения пунктуации.

Читайте больше книг

Привыкнуть к сложным предложениям (или к простым, которые осложнены однородными членами) помогут произведения великих авторов, например, Толстого или
Достоевского. При чтении обращайте внимание на пунктуацию и слог написания, чтобы развить грамотность и пополнить словарный запас.

Обратитесь к профессионалам

Курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ – прекрасный вариант для освоения материала. Занятия с квалифицированным преподавателем помогут устранить все недочеты и повысят
качество владения русским языком. У вас больше не будут возникать сомнения по поводу расстановки знаков препинания!

Frame-3 (9)

Вывод

Для получения высоких баллов на экзамене по русскому языку необходимо отработать все темы, уделяя пристальное внимание каждому правилу при подготовке. Совершенствуйтесь и повышайте уровень грамотности!

Не забудьте сохранить себе расписание ЕГЭ по предметам, чтобы ничего не упустить!

Поделиться в социальных сетях

Читайте также

«Запятых много не бывает» — это не лучший подход.

9 ошибок в пунктуации, которые совершают чаще всего

1. Лишняя запятая перед союзом «как»

Неправильно: 

Другие удивлялись, но она на это не смотрела, как на что‑то плохое. 

Правильно: 

Другие удивлялись, но она на это не смотрела как на что‑то плохое.

Отделить слово «как» от остальной части предложения — желание на уровне рефлекса. Однако не стоит всегда ему поддаваться. Оборот с этим союзом может входить в состав сказуемого, и без него высказывание потеряет законченный смысл. В таких случаях знак препинания — лишний.

Запятую нужно ставить, если союз входит в обычный сравнительный оборот: «Её платье шелестело, как осенние листья, играющие с ветром». Но и здесь будьте внимательны — есть ещё несколько случаев, в которых она опускается:

  • Перед союзом «как» есть слова «совсем, совершенно, почти, вроде, точь‑в‑точь, именно, просто» или отрицание «не»: «Черты лица у него точь‑в‑точь как у отца».
  • Сравнение само по себе является сказуемым, и союз «как» стоит между ним и подлежащим вместо тире: «Небо как океан».
  • Под сравнительный оборот маскируется обстоятельство образа действия. Отличить их друг от друга бывает сложно: «Она изогнулась как кошка». «Как кошка» можно заменить на «по‑кошачьи» или «кошкой».

2. Неправильный порядок знаков «!» и «?»

Неправильно: 

Ну и зачем ты мне всё это рассказываешь!? 

Правильно:

Ну и зачем ты мне всё это рассказываешь?!

В конце предложений с эмоциональным подтекстом неверно ставить сначала восклицательный знак, а потом — вопросительный. Основная цель таких высказываний — всё-таки задать вопрос. Восклицательный знак только уточняет интонацию.

3. Ненужная запятая перед союзом «чем»

Неправильно:

Это дело не больше, чем на пять минут. 

Правильно:

Это дело не больше чем на пять минут.

Проблемы часто возникают с сочетаниями типа «(не) более чем», «(не) менее чем». Если в предложении нет никакого сопоставления, не следует отделять «чем» от остальной части. В этом случае вся фраза составляет единый член предложения со словами, которые следуют за ней.

Для проверки можно попробовать перестроить конструкцию: «Это дело займёт не больше пяти минут». В этом варианте видно, что противопоставлений нет.

Запятая перед союзом нужна, только если есть сравнение: «Вопросов у него больше, чем у ребёнка».

4. Запятые в составных подчинительных союзах

Неправильно:

Вместо того, чтобы спорить, он просто вышел из комнаты. 

Правильно:

Вместо того чтобы спорить, он просто вышел из комнаты.

Слова, которые часто используют в начале придаточной части предложения («чтобы», «что», «если» и другие), вызывают желание всегда ставить перед ними знак препинания. Но иногда они являются частью составных подчинительных союзов, таких как «в случае если», «потому что», «прежде чем», «несмотря на то что» и других. Чаще всего в них не нужна запятая между словами — конструкция отделяется целиком.

Есть только несколько случаев, когда знак препинания всё-таки следует поставить перед второй частью союза.

  • Перед союзом есть отрицание «не»: «Он вернулся не для того, чтобы остаться, а только чтобы забрать вещи».
  •  Перед союзом есть усилительные, ограничительные и другие частицы, вводные слова, наречия: «Он вернулся только затем, чтобы забрать вещи».
  • Первая часть союза входит в ряд однородных членов предложения или параллельных конструкций: «Она смеялась и оттого, что было действительно смешно, и просто чтобы не заплакать».
  • Есть логическое ударение на первую часть союза: «Я выбрал эту книгу потому, что именно её читал когда‑то в детстве».

5. Запятая после союза «однако»

Неправильно:

Мы хотели занять места в первом ряду, однако, пришли слишком поздно. 

Правильно:

Мы хотели занять места в первом ряду, однако пришли слишком поздно.

Союз «однако» можно заменить в предложении на «но», и в этом случае обособление не требуется.

Знак препинания нужен, если это вводное слово или междометие: «Но, однако, мы говорим сейчас вовсе не об этом», «Ну у тебя и просьбы, однако!»

6. Запятая перед «и так далее, и тому подобное»

Неправильно:

На рынке мы купили и яблоки, и апельсины, и бананы, и т. п. 

Правильно:

На рынке мы купили и яблоки, и апельсины, и бананы и т. п.

Желание поставить знак препинания возникает как бы по инерции, потому что эти слова очень похожи на однородные члены с повторяющимся союзом. Но на самом деле они таковыми не являются, и запятая не нужна.

Конечно же, это касается и бессоюзных вариантов: «Мы купили яблоки, апельсины, бананы и т. п.»

А вот слова «и другие» — это как раз однородный член предложения. Если есть повторяющийся союз, запятую ставим: «Приехали и Саша, и Маша, и Паша, и другие».

7. Пропуск запятых перед придаточными частями

Неправильно:

Вы не знаете где купить яблок?

Правильно:

Вы не знаете, где купить яблок?

Основная и придаточная части иногда создают впечатление единого целого, когда произносишь предложения вслух. В итоге знаки препинания ставить как‑то и не хочется. Но независимо от интонации, запятая всё-таки нужна.

Есть, однако, и исключения. Знак препинания следует опустить, если:

  • При отделении слов друг от друга предложение теряет законченный смысл. Такие фразы следует воспринимать как раз как единое целое: «Делай что хочешь!»
  • Имеется частица отрицания «не»: «Я говорю это не чтобы обидеть, а чтобы помочь».
  • Перед подчинительным союзом есть ещё и сочинительный («и», «или», «либо», «ни» и другие): «Он не помнил ни что он сказал, ни кому».
  • Придаточная часть состоит только из самого союзного слова: «Я вернусь, но не знаю когда».

8. Запятая между подлежащим и сказуемым

Неправильно:

Жители холодных стран, вынуждены носить меха.

Правильно:

Жители холодных стран вынуждены носить меха.

Объяснить знак препинания между главными членами простого предложения можно разве что невнимательностью или спешкой. Ведь даже если оно распространённое, не ясно, для чего отделять подлежащее и сказуемое друг от друга.

9. Неверное оформление перечней и списков

Чтобы везде поставить правильные знаки препинания, нужно запомнить несколько правил:

  • Перед перечнем может стоять точка или двоеточие.
  • Если он продолжает или напрямую разъясняет предложение или есть обобщающее слово, ставим двоеточие.
  • Если перед перечнем стоит двоеточие, его элементы могут начинаться как с заглавной буквы, так и со строчной.
  • Если элементы начинаются с заглавной буквы, то в конце каждого из них должна стоять точка.
  • Если первая буква — строчная, в конце стоит запятая (когда элементы очень простые и короткие) или точка с запятой (когда они посложнее).
  • В конце последнего элемента в любом случае стоит точка.

Примеры:

Можно прогуляться:

  • по лесу,
  • парку,
  • саду.

Можно пройтись:

  • по лесу, в котором есть грибы;
  • парку с красивым прудиком;
  • саду, полному цветов.

Вы можете:

  • Прогуляться по осеннему лесу, наполненному ароматами хвои, земли и дождя.
  • Пройтись по обширному красивому парку, в котором есть пруд с лебедями.
  • Посетить сад и полюбоваться яркими цветами, способными поднять настроение любому.

Вы сможете гулять по парку, саду или лесу.

  • Не забывайте сообщать, куда решили отправиться.
  • Надевайте головные уборы, когда идёте в лес.
  • Заказывайте гида, если вам интересно узнать больше о местах, которые посетите.

Читайте также 🧐

  • 20 выражений, в которых все вокруг делают ошибки
  • 14 пар глаголов, в которых вы допускаете ошибки
  • «От того» или «оттого»? 19 слов и сочетаний, в написании которых легко ошибиться

Сколько прекрасных карьер не сложилось, сколько возможностей упущено из-за элементарной безграмотности! Как вы думаете, примет ли серьёзный инвестор «интИресТное прИдложение» о совместной деятельности? И что будет с сотрудником, согласовавшим наружную рекламу с явной ошибкой, которую теперь обсуждает весь город? А согласится ли девушка пойти на свЕдание? Если чувствуете, что орфография не ваш конёк, предлагаем несколько способов её подтянуть.

Если нет времени сидеть над учебниками, можно прокачать знания при помощи онлайн-программы. Как говорится, на войне все средства хороши.

Пройти курс

1. Читайте качественную литературу

Мы пишем правильно не потому, что каждый раз вспоминаем правила, а потому что большинство слов видели сотни раз и запомнили их написание. Поэтому лучшим способом «прокачки» орфографических навыков всегда считалось чтение художественной литературы. Во время этого процесса развивается зрительная память, то есть мозг просто запоминает, как выглядит то или иное слово, и не даст вам ошибиться, даже если вы не помните правил правописания. Но читать нужно качественные книжки, а не переписку в мессенджере или форумы и непонятно чьи тексты в интернете — вот там-то как раз вы рискуете нашпиговать свою голову всеми ошибками, какие только есть в русском языке. Читать желательно с раннего детства. Этот способ хорош ещё и тем, что он не только повышает грамотность, но и обогащает словарный запас.

2. Переписывайте тексты

Нельзя научиться кататься на коньках, не выходя на лёд. Точно так же для грамотного письма недостаточно только читать. Возьмите за правило ежедневно 15–20 минут посвящать переписыванию текстов из художественных или научно-популярных книг. Писать лучше ручкой — так будет срабатывать не только зрительная, но и механическая память. Обычно двух-трёх месяцев занятий хватает, чтобы подтянуть орфографию до приличного уровня.

3. Пишите диктанты

Письмо под диктовку развивает фонематический слух и учит определять ошибкоопасные места. Споткнулись, значит, надо проверить. В век тотальной компьютеризации сделать это можно за считанные секунды, главное, выработать в себе орфографическое чутье, и диктанты этому как раз способствуют. После диктанта делайте полный разбор своих ошибок, и вы увидите, что с каждым новым текстом их будет становиться всё меньше.

4. Повторяйте правила

Нет, заучивать их не нужно. Вы всё-таки не в школе. Правило достаточно внимательно прочитать, осознать, разобрать на примерах и немного попрактиковаться в написании слов с данной орфограммой. В идеале нужно каждый день повторять одно новое правило, но с учётом занятости на работе, дома, можно ограничиться 2–3 занятиями в неделю. На сложные или объёмные правила отводите несколько дней, чтобы закрепить изученное. Заниматься можно по школьным учебникам или использовать специальные книги, где материал обобщён и систематизирован. Например, учебник Дитмара Розенталя «Русский язык» или пособие этого же автора «Пишите, пожалуйста, грамотно!».

5. Смотрите видеоуроки и лекции

Если лучше воспринимаете визуальную информацию, хорошим подспорьем станут видеоуроки и научно-популярные лекции по русскому языку, коих в интернете великое множество. Можно найти уроки по конкретной орфограмме, например о «тся» и «ться», удвоенном «нн» в причастиях, слитном и раздельном написании разных частей речи. Тем, кто хочет улучшить не только грамотность, но и стилистику, рекомендуем послушать лекции известных популяризаторов русского языка Ирины Левонтиной, Анны Валл, Марины Королёвой. Будет не только познавательно, но и очень интересно.

6. Перечитывайте и редактируйте

Привыкли писать в мессенджерах «спс», «пасибки», «я тя лю»? Если хотите повысить грамотность, от такого способа общения лучше отказаться, ведь ваш мозг путается и в неподходящий момент может подсунуть ошибочный вариант. Пишите грамотные сообщения и, прежде чем нажать на Enter, перечитывайте их, исправляйте ошибки. Если сомневаетесь в написании какого-то слова, загуглите его, не знаете, где поставить запятую, — разбейте этот кусок текста на отдельные предложения. Особенно данный навык важен при написании деловых писем. Ещё раз пробежаться глазами по тексту недолго, а ваша репутация не пострадает.

7. Занимайтесь с репетитором или на онлайн-курсах

В любом деле важна система. Если чувствуете, что регулярное самообразование — это не про вас, занимайтесь с репетитором. Особенно этот способ эффективен, когда пробелы в орфографии слишком большие или их нужно устранить в короткие сроки. Личный педагог выстроит индивидуальную программу занятий, поможет быстро и точечно разобраться с основными проблемами. Одновременно он будет тем внешним стимулом, который не даст вам сойти с дистанции. Отметим, что занятия с репетитором стоят недёшево. Если они вам не по карману, вместо реального педагога можно воспользоваться услугами виртуального на какой-нибудь из профильных интернет-платформ.

Например, пройти экспресс-программу можно в онлайн-школе Smart University. Если нужно просто подтянуть письменную речь, выбирайте курс «Орфография для всех», хотите окунуться в языковую среду чуть глубже — запишитесь на курс «Грамотный блогер». Программы состоят из коротких уроков, видео, проверочных тестов. Заниматься в Smart University можно онлайн через компьютер или смартфон. Найти экспресс-программы можно в личном кабинете на сайте в разделе «Курсы без учителя», авторизовавшись по номеру телефона. И помните, учиться никогда не поздно!

Пройти курс

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как избавиться от ошибки часы спешат
  • Как избавиться от ошибки память не может быть read
  • Как избавиться от ошибки вне диапазона
  • Как избавиться от ошибки ssl
  • Как затиркой исправить плохую кладку кафеля