Как избежать грамматических ошибок

Наличие грамматических ошибок в тексте мешает читателю воспринимать информацию, искажает смысл и, вообще, создает неприятное впечатление от чтения. Поэтому в данной статье вы узнаете, как расставить для себя приоритеты в грамматике, и какими эти приоритеты могут быть, как составить план по повышению грамотности.

Грамматические приоритеты: на что обратить внимание в первую очередь

К сожалению (или к счастью), не каждый грамотный человек может стать писателем. Тем не менее, наличие грамматических ошибок в тексте мешает читателю воспринимать информацию, искажает смысл и, вообще, создает неприятное впечатление от чтения.

Какой гениальный текст вы бы не написали, грамматические ошибки испортят всю картину. И обратное верно – вылизанный, идеальный, грамотный текст останется всего лишь набором правильно написанных слов, если в нем не будет интересных мыслей и идей.

Чтобы не потеряться в бескрайнем море правил, нужно правильно расставить приоритеты. Итак, выделим следующие “грамматические приоритеты”:

1. Корректный выбор слов для выражения мысли.

Неправильное слово может запутать читателя и ввести в заблуждение: невозможно прочитать мысли и догадаться, что же все-таки автор имел ввиду.

Подробнее о том, что такое стилистика, и как эффективно пополнять словарный запас.

2. Времена глаголов и согласование времен.

Актуально, если вы пишите на родном языке, и особенно важно – на иностранном. Читатель должен понимать, когда происходят события.

3. Согласование существительных и глаголов (в частности сказуемого и подлежащего). Например:

Форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное совершение действия: “Пять солдат отправилось в разведку (группой)”. – “Пять солдат отправились в разведку”(каждый с самостоятельным заданием).

4. Единственное и множественное число.

Например, одно из правил по русскому языку гласит:

“Имена существительные с вещественным значением употребляются в форме множественного числа для обозначения различных сортов или видов вещества, например: высококачественные стали, дорогие табаки, красные и белые глины, смазочные масла. Ср. в специальном употреблении: бензины, граниты, каучуки, цементы, эфиры, культурные лаки, офсетные бумаги. Однако названия элементов (золото, серебро, платина, азот, калий, натрий и др.) не образуют формы множественного числа. Не образуют ее и такие вещественные существительные, как молоко, просо, рис, щавель, пух и др.”

Если вы пишите на английском языке, помимо этих правил обратите свое внимание еще на такие нюансы:

  • Предлоги. В английском языке нет четких правил по применению тех или иных предлогов (какой предлог, как и где использовать). Плюс ко всему, предлоги могут применяться в разных диалектах по-разному. Вот такая задачка.
  • Артикли (the, an, a) – служебная часть речи для выражения определенности/неопределенности предмета.

Эти два пункта скорее относятся к техническим (семантическим), чем к грамматическим ошибкам.

Сема́нтика (от др.-греч.«обозначающий») — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка.

План работы над улучшением грамотности

А теперь составьте план будущей работы по улучшению грамотности. Вам сейчас важно расставить приоритеты:

1) Подумайте, с чем у вас возникают наибольшие трудности (с согласованием прилагательных и существительных, с однородными и неоднородными определениями, с использованием дефиса/тире и т.д.).

2) Каким образом вы можете справиться с этой проблемой? Найти информацию в интернете, отыскать давно забытый учебник по русскому/английскому языку.

3) Помните, хорошая идея ценнее грамматики!

Пусть ваш текст (пост, статья, роман, сочинение…) далек от идеала, но никакие ошибки и недочеты не смогут уничтожить интересную задумку и уникальную идею. Поэтому: “Учиться, учиться и еще раз учиться!”.

P.S. Никто не отменял использование проверки текста онлайн.

Советы о том, как подтянуть грамматику

Итак, мы уже выяснили, что ошибки портят впечатление от текста, искажают мысли автора и мешают читателю эффективно воспринимать информацию. Следующие несколько советов помогут справиться с данной проблемой:

1. Практика.

Стараться, как можно больше и чаще, не только писать, но и разговаривать, а также читать, как на родном языке, так и на иностранном (если вы хотите, конечно, научиться писать на английском, например).

2. Приоритеты.

Не забываем про свои главные “пробелы” в грамматике. Выписываем эти пункты, составляем план и ставим себе временные рамки на подтягивание правил (например, выучить все неправильные формы глаголов до конца весны).

3. Заметки.

Во время чтения книги делайте заметки в тех местах, где вам что-то непонятно или же вы нашли для себя что-то новое, те приемы, которые вы не использовали в своем письме и речи. Напишите предложение, применяя новую информацию.

4. Источники.

Подберите для себя оптимальный вариант обучения: учебные материалы, репетитор, онлайн курсы, сайты, книги. Постарайтесь найти такой способ, который будет не только эффективным, но и интересным в процессе.

Удачи!

P. S.: Поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях, если информация была Вам полезна. Спасибо!

«Русский язык — самый сложный», — наверняка вам приходилось слышать эту фразу. В ней есть доля истины (хотя простых языков не бывает): у нас такое количество правил и исключений, что освоить все нелегко даже нам, носителям языка.

И все же это не оправдание, чтобы не изучать грамматику. Если вы пишете посты в соцсетях, письма коллегам и клиентам и даже просто сообщения друзьям — лучше делать это без ошибок или стремиться к тому, чтобы их было как можно меньше.

Как развивать грамотность, если школа давно позади? В этой статье поделюсь несколькими способами, которые помогают мне.

Если вы знаете, где ошибаетесь

Кому-то с трудом дается орфография, а кто-то не дружит с пунктуацией. Если в целом уровень грамотности у вас достаточно высок, но никак не даются некоторые моменты — например, путаете о и ё после шипящих или запинаетесь о запятые на стыке союзов — сократить количество ошибок довольно просто.

Ищите подсказки в интернете. Поисковым системам постоянно задают вопросы о том, как писать то или иное слово и в чем разница между двоеточием и тире. На большинство вопросов эксперты уже написали ответы. Ищите их. Правда, не все советы одинаково полезны. Выбирайте в поисковой выдаче авторитетные ресурсы: словари или сайты, где советы дают настоящие филологи (я доверю порталу gramota.ru).

Подглядывайте в книжках. Засомневались в том, как пишется какое-то слово или оборот — поищите примеры в книгах. Я часто так делаю. Например, забыла, обособляется ли слово «например». Открываю электронную книгу (из тех, что есть под рукой), ввожу в поиске слово и смотрю, как оно написано.


Стараюсь найти в книге пример, максимально похожий на мой случай

Не советую проверять по художественным книгам: там могут встречаться авторские знаки. Книги прошлых веков тоже лучше не брать: нормы языка с тех пор могли поменяться. Лучше всего подойдет современная нон-фикшн книга серьезного издательства — там шансы найти верный вариант максимальны. Например, в МИФе над каждой книгой работает несколько редакторов и корректоров, так что в подавляющем большинстве случаев написанному можно доверять.

Перечитывайте на свежую голову. Когда мы пишем текст, глаз «замыливается»: мы погружаемся в смысл, а на орфографию и пунктуацию перестаем обращать внимание. Да и усталость сказывается. Поэтому лучше не публиковать текст сразу после создания, лучше отложить на день или хотя бы пару часов, а потом пробежаться свежим взглядом. Так можно отловить много досадных мелочей.

Если не знаете, где ошибаетесь

Сложнее бороться с теми ошибками, о которых мы даже не подозреваем. Например, если с детства привыкли писать «кракадил», то не заметите ошибку, даже перечитав слово 50 раз. Но и в этом случае можно себе помочь.

Пользуйтесь сервисами проверки грамматики и орфографии. Речь о тех самых сервисах, которые подчеркивают красной линией слова с ошибками. Сейчас проверка работает и в соцсетях, и в мессенджерах, и в почте. Обращайте внимание на подчеркивание и смотрите, что предлагает искусственный интеллект. Правда, он тоже иногда ошибается. Схема должна быть такой: он проверяет вас, вы — его.


Искусственный интеллект иногда предлагает странные варианты и не понимает всех тонкостей языка, поэтому слепо доверять ему не стоит.

Упражняйтесь. Просто читать правила скучно и неэффективно, а вот практиковаться на упражнениях — другое дело. Купите сборник заданий по русскому языку для старшеклассников или студентов. Внутри вы найдете упражнения, подобные тем, что мы делаем, изучая иностранный язык: надо вставить слово, букву или знак препинания. В таких сборниках часто бывает краткое изложение правил, примеры и, главное, ответы — по ним сможете проверять себя.


Если упражнения помогают с иностранным языком, помогут и с родным. — Источник

Попросите кого-то посмотреть ваши тексты. Найдите человека, в чьей грамотности вы уверены, и попросите вас проверить. Пусть он не просто исправит ошибки, а пометит их, чтобы вы могли проанализировать слабые места. «Проверяющего» можно найти в своем окружении или обратиться к профессиональному корректору — небольшие тексты вычитывают быстро и недорого.

Если пишете в соцсетях или блоге, можете использовать коллективный разум — попросить читателей сообщать о ваших ошибках. Пообещайте, что не отправите человека в бан, если он укажет на оплошности. Только, как я уже говорила, не стесняйтесь проверить совет на адекватность, ведь и советчики могут ошибаться.


Мы в МИФе часто просим совета друг у друга. Если у вас есть коллеги с высокой грамотностью, можете учредить свой клуб))

Читайте книги. Классический способ повышения грамотности по-прежнему работает. Качественная литература, хоть художественная, хоть нон-фикшн, поможет развить «чувство языка». Для этого даже не обязательно препарировать каждую фразу. Читая, мы неосознанно запоминаем правильный вид слов, улавливаем ритм языка, и глаз начинает цепляться за ошибки. А если мы их видим, то и исправить не составит труда.


Если будете читать с карандашом в руке, эффект будет еще больше. — Источник

В конце замечу, что делать ошибки — нормально. Русский язык слишком богат, чтобы знать всё. А в некоторых случаях даже специалисты не могут точно сказать, как правильно: все зависит от интерпретаций. Так что не переживайте, если допустили где-то пару ошибок — возможно, никто их и не заметит. И уж точно не переставайте писать.

Обложка поста — unsplash.com

Часто люди совершают грамматические ошибки не потому, что не знают правил, а лишь по невнимательности. Каждый из нас, даже тот, кто имеет диплом о высшем филологическом образовании, иногда писал слова неправильно. Давайте поговорим о самых распространенных ошибках, которые хотя бы раз в жизни совершал каждый из нас. А самое главное — о том, как их можно избежать.

1. Мягкий знак в глаголах.

Правописание Ь в глаголах. Как правильно — «находится» или «находиться»? Ответ простой — в зависимости от контекста, Ь знак в глаголах может как ставитЬся, так и нет. Это знак ставят в следующих случаях — если в заданном глаголу вопросе тоже содержится Ь. Например: «Андрей находится в командировке». Андрей что делает? Он находится в командировке. В вопросе отсутствует Ь, значит, его не нужно ставить и в слове. А вот в таком же глаголе, употребленном в предложении: «Андрей должен сейчас находитЬся в командировке» — Ь знак нужно поставить. Все зависит от вопроса — что сейчас должен делатЬ Андрей? Он должен находитЬся в командировке. Не забывайте ставить к глаголу вопрос, и ошибок в текстах у вас не будет.

2. Как писать слово «недорогой»?

Чаще всего это слово пишется слитно. Употреблять его можно в самых разных контекстах, и зачастую такое написание будет верным: «недорогая одежда, недорогая поездка, недорогой отель». Кроме того, существует известное правило — если прилагательное, у которого есть приставка «не», можно заменить синонимом без такой приставки «недорогой — дешевый», «неглупый — умный», «не» с прилагательным пишется слитно. Однако в русском языке почти из каждого правила имеется исключение. И правила написания таких прилагательных тоже его содержат. Если вы в одном предложении употребляете противопоставление, такое прилагательное пишется раздельно. «Это был не дорогой, а очень дешевый тур». Но и тут имеются исключения! Если вы в таком противопоставлении употребляете утверждающие слова, то прилагательное пишется слитно! Например: «Я приобрела недорогую, но очень качественную юбку!»

3. Слова «в течение», «в заключение», «в отличие»

Вам попадались тексты, в которых было бы написано: «В течениИ некоторого времени»? Нам — очень часто. Грубейшая и очень распространенная ошибка! Запомните: все слова такого рода «во избежание», «наподобие», «в отличие» практически всегда имеют в конце букву Е. «В течениЕ нескольких лет» пишется только с буквой Е на конце. Употребить это слово с окончанием И можно только в случае, если речь идет о течениИ реки. Точно так же человек может «много лет содержаться в заключениИ». Во всех остальных случаях на конце ставится только буква Е.

4. Слова «надеть» и «одеть»

В зависимости от употребления, это слово можно писать и в том, и в другом варианте. Если вы употребите его неправильно и напишите: «Я Одела шапку», программа вам это слово не подчеркнет — это не орфографическая ошибка. Однако стразу станет понятно что вы не являетесь безупречно грамотным человеком. Можно «Одеть» на прогулку ребенка, однако на себя вещи всегда «НАдевают». Для того, чтобы это правило проще запомнить, придумали поговорку: «Одевают Надежду, НАдевают одежду».

5. Слова «приЙти» и «приДти»

Тоже весьма распространенная ошибка, хотя слово «приДти» на бумаге выглядит неорганично. Тем не менее, такое написание встречается достаточно часто. Чтобы не вникать в долгие лингвистические объяснения про тонкости написания слов на старославянском языке, просто запомните — буква «Д» в этом слове давно не употребляется. «Чтобы» и «что бы»Допускаются обе формы написания этого слова в зависимости от контекста: «Что бы такого сделать» и «Чтобы всем было хорошо». Вам нужно просто понимать, что именно вы хотите написать — зачастую это слово употребляется в качестве союза и пишется слитно.

6. «То же» и «тоже»

Примерно также следует писать слово «тоже» — чаще всего оно употребляется в качестве союза и пишется слитно. Однако в некоторых случаях его нужно все-таки писать раздельно — если оно употребляется в качестве указательного местоимения. «Я тоже пойду с вами». «Кино — совсем не то же самое, что реальная жизнь». Эти же правила применяются к слову «также», которое в некоторых тоже может быть написано раздельно: «Я буду делать так же, как и он».

7. «Ввиду» и в виду»

Частая ошибка, хотя избавиться от нее просто — «ввиду» пишется слитно, если речь идет о причине: «Розы укрыли ВВиду скорых заморозков» (по причине скорых заморозков, из-за заморозков). В данном случае «ВВиду» — это предлог. Если что-то можно увидеть, следует писать это слово раздельно: «В виду города обнаружили разрушенное строение». Такая форма встречается редко. А вот распространенное «имею в виду» всегда пишется только раздельно! Никаких исключений тут нет.

8. «Компания» и «кампания»

Правила написания этих слов очень простое, однако ошибки встречаются часто. В «кОмпании» друзей вы отмечаете праздник. А военная «кАмпания» проводится государством.

Заключение

Как видите, зачастую можно ошибиться просто по невнимательности. Читающие люди допускают значительно меньше грамматических ошибок, чем те, кто редко берет в руки печатные издания. Поэтому больше читайте и идеальная грамотность не заставит себя ждать!

US Markets Loading…

H
M
S

Updated

2019-10-09T14:10:00Z

Christina Sterbenz, Grammar, Teacher



Robert Libetti/ Business Insider

  • A 2012 study from the Society for Human Resources and Management showed that 45% of employers planned to increase training for grammar and other language skills.
  • We’ve compiled a list of the top mistakes people make when writing, whether drafting an office memo or just chatting with coworkers around the water cooler.
  • Common grammar mistakes stem from confusion over usage: fewer vs. less, it’s vs. its, and then vs. than. 
  • Visit Business Insider’s homepage for more stories.

Loading
Something is loading.

Thanks for signing up!

Access your favorite topics in a personalized feed while you’re on the go.

You might consider grammar an annoying technicality, a minuscule detail of speech and writing not worth much effort.

But a 2012 study from the Society for Human Resources and Management showed that 45% of employers planned to increase training for grammar and other language skills (meaning they were unhappy with the levels.)

In other words: What you say matters as much as how you say it, especially in a professional environment.

Read more: 14 rules for using commas without looking like a fool

We’ve compiled a list of 12 common grammatical mistakes people make, whether drafting an office memo or just chatting with coworkers around the water cooler.

1. «Fewer» vs. «Less»



Rebecca Aydin/Business Insider

Use «fewer» when discussing countable objects. For example, «He ate five fewer chocolates than the other guy,» or «fewer than 20 employees attended the meeting.»

Use «less» for intangible concepts, like time. For example, «I spent less than one hour finishing this report.»

2. «It’s» vs. «Its»



Rebecca Aydin/Business Insider

Normally, an apostrophe symbolizes possession. As in, «I took the dog’s bone.» But because apostrophes also usually replace omitted letters — like «don’t» — the «it’s» vs. «its» decision gets complicated. 

Use «its» as the possessive pronoun: «I took its bone.» For the shortened version of «it is» use the version with the apostrophe. As in, «it’s raining.»

3. Dangling Modifiers



Rebecca Aydin/Business Insider

These are ambiguous, adjectival clauses at the beginning or end of sentences that often don’t modify the right word or phrase.

For example: «Rotting in the refrigerator, our office manager threw the fruit in the garbage.» The structure of that sentence implies your office manager is a zombie trapped in a chilly kitchen appliance.

Make sure to place the modifying clause right next to the word or phrase it intends to describe. The correct version reads, «Our office manager threw the fruit, rotting in the refrigerator, in the garbage.»

4. «Who» vs. «Whom»



Rebecca Aydin/Business Insider

«The New Republic» published a review of Mark Leibovich’s «This Town.» Regardless of his opinions, the author deserves praise. The title reads, «Careful Whom You Call A Hypocrite, Washington.» Yes, Alec MacGillis. Just yes.

When considering whether to use «who» or «whom,» you have to rearrange the sentence in your own head. In the aforementioned case, «whom you call a hypocrite» changes to «you call whom a hypocrite.» «Whom» suits the sentence instead of «who» because the word functions as the object of the sentence, not the subject.

It’s not always easy to tell subjects from objects but to use an over-simplified yet good, general rule: subjects start sentences (or clauses), and objects end them.

For reference, «who is a hypocrite?» would be a perfectly grammatically correct question to ask.

Read more: 12 everyday phrases that you’re probably saying incorrectly

5. Me, Myself, and I



Rebecca Aydin/Business Insider

Deciding when to use me, myself, or I also falls under the subject/object discussion. «Me» always functions as the object (except in that case); «I» is always the subject. And you only use «myself» when you’ve referred to yourself earlier in the sentence. It’s called a reflexive pronoun — it corresponds to a pronoun previously in the sentence. For example, «I made myself breakfast» not «my friend and myself made lunch.»

To decide usage in «someone else and me/I» situations, take the other person out of the sentence. «My coworker and I went to lunch.» Is «I went to lunch» correct? You’re good, then.

6. «Lie» vs. «Lay»



Rebecca Aydin/Business Insider

Dear everyone, stop saying: «I’m going to go lay down.»

The word «lay» must have an object. Someone lays something somewhere. You lie. Unless you lay, which means lie but in the past tense. Just look at the chart:

And use it like this: 

  • I’m going to lie down —> I lay down
  • I need to lay down the law —> I laid down the law

7. Irregular Verbs



Rebecca Aydin/Business Insider

The English language has quite a few surprises.We can’t list all the irregular verbs, but be aware that they do exist. For example, no past tense exists for the word «broadcast.» «Broadcasted» isn’t a word. You’d say, «Yesterday, CNN broadcast a show.»

«Sneak» and «hang» also fall into the category of irregular verbs. Because the list of irregular verbs (and how to conjugate them) is so extensive, you’ll have to look into them individually.

8. «Nor» vs. «Or»



Rebecca Aydin/Business Insider

Use «nor» before the second or farther of two alternatives when «neither» introduces the first. Think of it as «or» for negative sentences, and it’s not optional. For example, «Neither my boss nor I understand the new program.»

You can also use nor with a negative first clause or sentence including «not.» For example, «My boss didn’t understand the program, nor did I.»

Read more: 11 reasons the English language is impossible to learn

9. «Then» vs. «Than»



Rebecca Aydin/Business Insider

There’s a simple distinction between these two words. Use «then» when discussing time. As in, «We had a meeting, and then we went to lunch.» Include «than» in comparisons. «This meeting was more productive than the last one.»

10. Ending Sentences With Prepositions



Rebecca Aydin/Business Insider

First of all, don’t do it — usually. Second, for those who don’t know, prepositions are any words that a squirrel can «run» with a tree (i.e. The squirrel ran around, by, through, up, down, around, etc. the tree).

«My boss explained company policy, which we had to abide by» sounds awful. In most cases, you can just transpose the preposition to the beginning of the clause. «My boss explained company policy, by which we had to abide,» or better yet, rephrase the sentence to avoid this problem: «My boss explained the mandatory company policy.»

11. Subject (And Possessive Pronoun) And Verb Agreement



Rebecca Aydin/Business Insider

This rule seems a bit counterintuitive, but most plural subjects take verbs without an «s.» For example, «she types,» but «they type.» The pronoun agreement comes into play when you add a possessive element to these sentences. «She types on her computer,» and «they type on their computers.»

12. You CAN use «they» as a singular pronoun, like «he» and «she.»



Rebecca Aydin/Business Insider

Merriam-Webster announced in September that its definition of «they» would include its usage as a singular pronoun for gender-nonbinary people.

—Merriam-Webster (@MerriamWebster) September 17, 2019

«They» should be used when an individual identifies «they/them/their» as their pronouns. 

Read more: Merriam-Webster adds gender-neutral ‘they’ to dictionary

Read next

Culture
Language
Words

More…

US Markets Loading…

H
M
S

Updated

2019-10-09T14:10:00Z

Christina Sterbenz, Grammar, Teacher



Robert Libetti/ Business Insider

  • A 2012 study from the Society for Human Resources and Management showed that 45% of employers planned to increase training for grammar and other language skills.
  • We’ve compiled a list of the top mistakes people make when writing, whether drafting an office memo or just chatting with coworkers around the water cooler.
  • Common grammar mistakes stem from confusion over usage: fewer vs. less, it’s vs. its, and then vs. than. 
  • Visit Business Insider’s homepage for more stories.

Loading
Something is loading.

Thanks for signing up!

Access your favorite topics in a personalized feed while you’re on the go.

You might consider grammar an annoying technicality, a minuscule detail of speech and writing not worth much effort.

But a 2012 study from the Society for Human Resources and Management showed that 45% of employers planned to increase training for grammar and other language skills (meaning they were unhappy with the levels.)

In other words: What you say matters as much as how you say it, especially in a professional environment.

Read more: 14 rules for using commas without looking like a fool

We’ve compiled a list of 12 common grammatical mistakes people make, whether drafting an office memo or just chatting with coworkers around the water cooler.

1. «Fewer» vs. «Less»



Rebecca Aydin/Business Insider

Use «fewer» when discussing countable objects. For example, «He ate five fewer chocolates than the other guy,» or «fewer than 20 employees attended the meeting.»

Use «less» for intangible concepts, like time. For example, «I spent less than one hour finishing this report.»

2. «It’s» vs. «Its»



Rebecca Aydin/Business Insider

Normally, an apostrophe symbolizes possession. As in, «I took the dog’s bone.» But because apostrophes also usually replace omitted letters — like «don’t» — the «it’s» vs. «its» decision gets complicated. 

Use «its» as the possessive pronoun: «I took its bone.» For the shortened version of «it is» use the version with the apostrophe. As in, «it’s raining.»

3. Dangling Modifiers



Rebecca Aydin/Business Insider

These are ambiguous, adjectival clauses at the beginning or end of sentences that often don’t modify the right word or phrase.

For example: «Rotting in the refrigerator, our office manager threw the fruit in the garbage.» The structure of that sentence implies your office manager is a zombie trapped in a chilly kitchen appliance.

Make sure to place the modifying clause right next to the word or phrase it intends to describe. The correct version reads, «Our office manager threw the fruit, rotting in the refrigerator, in the garbage.»

4. «Who» vs. «Whom»



Rebecca Aydin/Business Insider

«The New Republic» published a review of Mark Leibovich’s «This Town.» Regardless of his opinions, the author deserves praise. The title reads, «Careful Whom You Call A Hypocrite, Washington.» Yes, Alec MacGillis. Just yes.

When considering whether to use «who» or «whom,» you have to rearrange the sentence in your own head. In the aforementioned case, «whom you call a hypocrite» changes to «you call whom a hypocrite.» «Whom» suits the sentence instead of «who» because the word functions as the object of the sentence, not the subject.

It’s not always easy to tell subjects from objects but to use an over-simplified yet good, general rule: subjects start sentences (or clauses), and objects end them.

For reference, «who is a hypocrite?» would be a perfectly grammatically correct question to ask.

Read more: 12 everyday phrases that you’re probably saying incorrectly

5. Me, Myself, and I



Rebecca Aydin/Business Insider

Deciding when to use me, myself, or I also falls under the subject/object discussion. «Me» always functions as the object (except in that case); «I» is always the subject. And you only use «myself» when you’ve referred to yourself earlier in the sentence. It’s called a reflexive pronoun — it corresponds to a pronoun previously in the sentence. For example, «I made myself breakfast» not «my friend and myself made lunch.»

To decide usage in «someone else and me/I» situations, take the other person out of the sentence. «My coworker and I went to lunch.» Is «I went to lunch» correct? You’re good, then.

6. «Lie» vs. «Lay»



Rebecca Aydin/Business Insider

Dear everyone, stop saying: «I’m going to go lay down.»

The word «lay» must have an object. Someone lays something somewhere. You lie. Unless you lay, which means lie but in the past tense. Just look at the chart:

And use it like this: 

  • I’m going to lie down —> I lay down
  • I need to lay down the law —> I laid down the law

7. Irregular Verbs



Rebecca Aydin/Business Insider

The English language has quite a few surprises.We can’t list all the irregular verbs, but be aware that they do exist. For example, no past tense exists for the word «broadcast.» «Broadcasted» isn’t a word. You’d say, «Yesterday, CNN broadcast a show.»

«Sneak» and «hang» also fall into the category of irregular verbs. Because the list of irregular verbs (and how to conjugate them) is so extensive, you’ll have to look into them individually.

8. «Nor» vs. «Or»



Rebecca Aydin/Business Insider

Use «nor» before the second or farther of two alternatives when «neither» introduces the first. Think of it as «or» for negative sentences, and it’s not optional. For example, «Neither my boss nor I understand the new program.»

You can also use nor with a negative first clause or sentence including «not.» For example, «My boss didn’t understand the program, nor did I.»

Read more: 11 reasons the English language is impossible to learn

9. «Then» vs. «Than»



Rebecca Aydin/Business Insider

There’s a simple distinction between these two words. Use «then» when discussing time. As in, «We had a meeting, and then we went to lunch.» Include «than» in comparisons. «This meeting was more productive than the last one.»

10. Ending Sentences With Prepositions



Rebecca Aydin/Business Insider

First of all, don’t do it — usually. Second, for those who don’t know, prepositions are any words that a squirrel can «run» with a tree (i.e. The squirrel ran around, by, through, up, down, around, etc. the tree).

«My boss explained company policy, which we had to abide by» sounds awful. In most cases, you can just transpose the preposition to the beginning of the clause. «My boss explained company policy, by which we had to abide,» or better yet, rephrase the sentence to avoid this problem: «My boss explained the mandatory company policy.»

11. Subject (And Possessive Pronoun) And Verb Agreement



Rebecca Aydin/Business Insider

This rule seems a bit counterintuitive, but most plural subjects take verbs without an «s.» For example, «she types,» but «they type.» The pronoun agreement comes into play when you add a possessive element to these sentences. «She types on her computer,» and «they type on their computers.»

12. You CAN use «they» as a singular pronoun, like «he» and «she.»



Rebecca Aydin/Business Insider

Merriam-Webster announced in September that its definition of «they» would include its usage as a singular pronoun for gender-nonbinary people.

—Merriam-Webster (@MerriamWebster) September 17, 2019

«They» should be used when an individual identifies «they/them/their» as their pronouns. 

Read more: Merriam-Webster adds gender-neutral ‘they’ to dictionary

Read next

Culture
Language
Words

More…

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как избегать речевых ошибок
  • Как избавиться от этой ошибки
  • Как избавиться от страха допустить ошибку
  • Как избавиться от синтаксической ошибки
  • Как избавиться от пунктуационных ошибок