5. Как избежать логических ошибок в доказательствах
Неправильные умозаключения всегда связаны, как мы видели, с неправильным переходом от одних суждений к другим, от посылок к выводам. Чтобы избежать ошибок в умозаключениях, нужно только соблюдать все правила этого перехода.
В доказательствах этого мало. Внутри одного доказательства могут быть допущены ошибки трех совершенно разных типов в соответствии с тремя частями доказательства: тезисом, аргументами и рассуждением. Среди них только ошибки, относящиеся к третьей части, связаны с нарушением специальных правил умозаключения.
Основное правило, относящееся к тезису, является следствием одного из общих законов мышления — закона тождества: в процессе доказательства нужно доказывать именно тот тезис, который требуется доказать. Нельзя подменять один тезис другим.
Одна ученица в ответ на вопрос, нужно ли изучать географию, написала следующее:
«Изучать географию нет необходимости. Ландшафт и положение той или иной страны можно изучать наряду с изучением истории этой же страны. По-моему, можно предмет истории совместить с географией, это удобно для учеников; меньше времени занимает и дает лучшие результаты. А то получается так: география этой страны сама по себе, а историческое прошлое и настоящее само по себе».
Выдвинув тезис «изучать географию нет необходимости», ученица в процессе доказательства фактически отказывается от него и подменяет совсем другим: «географию нужно изучать вместе с историей». Вместо ответа на вопрос «нужно ли изучать?» она отвечает на вопрос «как изучать?»
Такую же подмену тезиса делает другая ученица в сочинении на тему «Народность творчества Гоголя». Все сочинение посвящено тому, чтобы показать, что Гоголь очень красочно изобразил ночь над Днепром и вообще украинскую природу, что в этом проявляется любовь самого Гоголя к природе, любовь эта объясняется тем, что Гоголь родился и вырос среди украинской природы. Ясно, что доказать любовь писателя к природе — это совсем не то, что доказать народность его творчества.
Иногда обосновывается не весь тезис, а только часть его. В этом случае также будет логическая ошибка, хотя полной подмены тезиса не происходит. В одном сочинении на тему «Горький — великий сын великого народа» пишется только о том, что Горький знал и любил народ, что он сам вышел из народа, что он много путешествовал и был всегда и везде связан с народом, жил его горем и радостями и т. п. Все это действительно доказывает, что Горький — сын народа. Но что он великий сын великого народа из сказанного здесь совсем не следует.
Об ошибках такого рода говорят: «Кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает». Именно такая сшибка имела место в приведенном выше доказательстве того, что средняя школа не должна давать даже простейших навыков в области высшей математики. Доказывая это, ссылаются на то, что для изучения высшей математики в вузе важнее другие разделы. Но в данном случае решается вопрос об изучении математики не только теми учащимися, которые будут поступать в технические вузы, но и теми, которые пойдут в другие вузы, и теми, которые вообще не будут поступать в вуз. Может быть, именно для тех, кто изучает математику только в средней школе, особенно важно ознакомление с некоторыми разделами высшей математики. Во всяком случае, это необходимо каждому учащемуся уже для того, чтобы иметь более или менее ясное представление о тех предметах, среди которых он будет выбирать свою будущую специальность. Обосновывать ненужность изучения элементов высшей математики в средней школе тем, что они не обязательны для будущих студентов технических вузов, — это значит вместо данного тезиса доказывать лишь его часть.
Подмена тезиса особенно часто наблюдается при опровержениях, когда обосновывается не истинность, а ложность какого-либо утверждения. В этих случаях очень часто опровергается совсем не то, что нужно опровергнуть.
Открытие сложного строения атома показало, что материя не обладает теми свойствами непроницаемости, твердости, неделимости и т. д., которые ей приписывались прежними философами-материалистами. В связи с этим идеалисты объявили опровергнутым материализм вообще. Но в этом отношении опровергнут был не материализм вообще, а только старый, так называемый метафизический материализм. Новый же, диалектический материализм, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом, этими открытиями не только не был опровергнут, но, как показал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм», нашел в них свое блестящее подтверждение. Опровергая материализм вообще на основе опровержения метафизического материализма, идеалисты подменяли один тезис другим.
Подмена тезиса при опровержении довольно часто наблюдается и в обыденной жизни. Нередко можно услышать разговор такого типа:
А. Книгу, которая нам нужна, могут до завтра продать, так что пойдем в книжный магазин сегодня.
Б. Нет, ее продать не могут.
На следующий день книга оказалась непроданной, По этому поводу Б. замечает: «Вот видишь, а ты говорил, что ее продадут».
Тот факт, что книгу не продали, опровергает утверждение «книгу обязательно продадут». Но А. утверждал только, что книгу могут продать, и это утверждение фактом наличия книги не опровергается. Утверждая обратное, Б. подменяет один тезис другим.
Теперь посмотрим, каким требованиям должна удовлетворять вторая часть доказательства — аргументы, для того чтобы доказательство было правильным.
Прежде всего положения, которые приводятся в качестве аргументов, должны быть безусловно истинными. Это одно из самых важных правил доказательства. Если умозаключение в принципе может быть правильным даже при наличии фактических ошибок в посылках, то обязательным условием логической правильности доказательства является фактическая истинность посылок.
Ошибка, связанная с нарушением этого правила, была допущена в приведенном выше доказательстве того, что не существует антиподов. Авторы этого рассуждения исходили из ложной предпосылки о существовании абсолютного, одинакового для всего мира «верха» и «низа», что обусловило логическую несостоятельность этого доказательства. Поэтому совершенно неправильно мнение, согласно которому это рассуждение «логично, но… ошибочно».
Здесь доказательство смешивается с умозаключением. Можно строго логично сделать вывод из ложных суждений, но нельзя доказывать ложным суждением. Ошибочность посылки означает нелогичность доказательства.
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Ошибка, связанная с неистинностью аргументов, носит название «основного заблуждения», то есть заблуждения, лежащего в основании. Ее иногда бывает трудно обнаружить в связи с тем, что трудно выделить самые аргументы. Аргумент маскируется, упоминается мимоходом, благодаря чему маскируется и логическая ошибка. Так было замаскировано одно из неправильных исходных положений в доказательстве того, что 441 см2 = 442 см2. В этом доказательстве исходят из того, что если сложить вместе прямоугольную трапецию (рис. 9) и прямоугольный треугольник (рис. 10), то получится прямоугольный треугольник, то есть сторона «a» треугольника будет продолжением стороны «b» трапеции (рис. 11). Но этот аргумент вовсе не очевиден. Мало того, при указанных в задаче размерах он является ложным. Если бы треугольник и трапеция соответствовали данным размерам, то от их сложения получился бы не треугольник, а четырехугольник (рис. 12). При тех размерах, которые даны в задаче, разница оказывается настолько незначительной (в конечном итоге — всего лишь 1 см2), что заметить ошибку на чертеже почти невозможно. Но с логической точки зрения тот факт, что при рассуждении исходили из положения, истинность которого не проверена, делает все доказательство неправильным.
Рис. 12
Но истинность аргументов — это еще не все, что от них требуется для правильности доказательства. Обратимся снова к сочинениям по литературе. Вот как обосновывает тезис своего сочинения студентка техникума:
«Роман „Поднятая целина“ Шолохов посвятил коллективизации сельского хозяйства в деревне. Роман говорит о социальной перестройке казачества, о переходе на новую жизнь. В этом романе Шолохов показал образы коммунистов в дни перехода деревни на новую жизнь, а также крестьянина-середняка, вступившего на путь социалистического строительства.
Таким образом, роман „Поднятая целина“ представляет собой наиболее значительное произведение в советской литературе, посвященное новой деревне в эпоху ее коллективизации». Истинны ли приводимые здесь аргументы? Безусловно. Однако доказательство неправильно. Тезис остается недоказанным, несмотря на истинность аргументов. Можно написать книгу о социалистической перестройке казачества, о переходе к новой жизни, дать образы коммунистов, показать середняка, и при всем этом книга может оказаться примитивной, малохудожественной и совсем не заслуживающей того, чтобы назвать ее самым значительным произведением советской литературы, посвященным коллективизации.
Такая ошибка называется «не следует», или «не вытекает». Чтобы ее избежать, нужно соблюдать правило о том, чтобы доводы были достаточным основанием для тезиса.
Это правило сознательно нарушали англо-французские империалисты, когда они обосновывали свое нападение на Египет необходимостью разделить египетские и израильские войска и положить конец кровопролитию. Действительно, Израиль напал на Египет, и, действительно, надо было положить конец кровопролитию. Но разве отсюда следует, что нужно было высаживать войска в тылу египетской армии и устраивать еще большее кровопролитие? Аргументы не являются основанием для тезиса, поэтому этот тезис не доказан.
Ошибки «не следует» широко используют писатели в своих произведениях. Такая ошибка содержится в обосновании Иваном Ивановичем злостных намерений Ивана Никифоровича. Совершенно очевидно, что из его аргументов ни в какой мере не следует то утверждение, которое он обосновывает.
Образцом такой же нелогичности является рассуждение философов-лилипутов в произведении Свифта «Путешествие Лемюэля Гулливера»:
«Вы утверждаете, правда, что на свете существуют другие королевства и государства, где живут такие же гиганты, как вы. Однако наши философы сильно сомневаются в этом. Они скорее готовы допустить, что вы упали с луны или с какой-нибудь звезды. Ведь не подлежит никакому сомнению, что сто человек вашего роста могут за самое короткое время истребить все плоды и весь скот во владениях его величества. Кроме того, у нас есть летописи. Они заключают в себе описание событий за время в шесть тысяч лун, но ни разу не упоминают ни о каких других странах, кроме двух великих империй — Лилипутии и Блефуску».
Частным случаем ошибки «не следует» является так называемый «аргумент к человеку», когда доказывают не по существу выдвигаемого положения, а ссылаются на личные качества человека. Нередко можно встретить, например, такого рода рассуждения: «Говорят, что А. не талантливый художник, что он пишет посредственные картины. Это неправда: А. — человек, вышедший из народа; он прошел всю гражданскую войну; у него множество других положительных качеств…» Ясно, что все это совсем не доказывает, что А. — талантливый художник.
Иногда в процессе доказательства выдвигают такие аргументы, которые по существу противоречат тезису. Некоторые наши философы выступали в свое время против основных законов мышления, в частности против закона исключенного третьего. Они опровергали этот закон ссылкой на то, что он противоречит диалектике и потому является ложным. Но этот аргумент основывается на законе исключенного третьего: из двух противоречащих друг другу положений — законов диалектики и закона исключенного третьего — истинно одно, и только одно. Следовательно, они исходили из того самого положения, которое хотели опровергнуть. Такую ошибку также можно рассматривать как частный случай ошибки «не следует».
Наконец, третьей ошибкой, относящейся к аргументам, является так называемый «круг в доказательстве». Такую ошибку содержит приведенный в начале брошюры ответ ученицы на вопрос о том, зачем нужно изучать географию. В ответе доказывается тезис: «Географию изучать нужно». В качестве аргументов приводятся такие соображения: география дает нам знание поверхности, климата, растительности, хозяйства, политического строя, промышленности и т. д. Но что такое география? География — это наука, которая изучает поверхность, климат, растительность, хозяйство… и т. д. каждой страны. Если кто-либо не признает необходимости изучения географии, то это значит, что он не считает нужным знать поверхность, климат, растительность каждой страны. Ученица и должна была доказать, что эту науку изучать необходимо. Таким образом, ученица ссылается на то, что нужно доказать. Истинность аргумента зависит от истинности тезиса.
Чтобы избежать такой ошибки, нужно следить за тем, чтобы истинность аргументов обосновывалась независимо от истинности тезиса. При обосновании тезиса в данном случае нужно было ссылаться на необходимость знания географии для понимания истории и событий, происходящих в настоящий момент.
Наконец, ошибка может быть допущена в самом ходе доказательства, то есть в умозаключении, связывающем аргументы с тезисом. В этом случае даже при соблюдении всех правил, относящихся к тезису и аргументам, доказательство будет неправильным.
Рассмотрим такое доказательство:
Тезис: некоторые слова, не изменяющиеся по временам, обозначают признак предмета.
Аргументы:
1. Все прилагательные обозначают признак предмета.
2. Ни одно прилагательное не является словом, изменяющимся по временам.
В результате соединения обоих аргументов получаются посылки категорического силлогизма, из которого делается вывод: «некоторые слова, не изменяющиеся по временам, не обозначают признак предмета». Из этого суждения выводится то положение, которое требуется доказать: «некоторые слова, не изменяющиеся по временам, обозначают признак предмета».
В этом доказательстве тезис не подменяется, аргументы истинны, обоснованы независимо от тезиса и представляют достаточное основание истинности тезиса, то есть все правила тезиса и аргументов соблюдены. Тем не менее доказательство не правильно. Неправильность эта заключается в том, что в умозаключении, которое связывает аргументы с выводом, допущены две логические ошибки. Во-первых, в категорическом силлогизме больший термин «слова, обозначающие признак предмета» распределен в заключении и не распределен в посылке. Во-вторых, из истинности частноотрицательного суждения выводится истинность частноутвердительного, что также неправильно.
Следовательно, совпадение вывода с тезисом случайно, тезис по существу не обоснован.
В таком случае, может быть, этот тезис вообще нельзя доказать с помощью данных аргументов и неправильность доказательства связана не только с ошибкой в умозаключении, но и с нарушением требования достаточного основания? Нет, тезис здесь логически вытекает из аргументов. В самом деле. Изменив отрицательную меньшую посылку силлогизма, получим суждение «все прилагательные являются словами, не изменяющимися по временам». Затем с помощью правильного силлогизма делаем вывод, который и будет тезисом нашего доказательства.
Но чаще всего ошибка в умозаключении бывает связана с ошибкой, относящейся к тезису и аргументам. Тезис часто подменяется тогда, когда аргументы не являются достаточным основанием его истинности. Если же при таких аргументах подмены тезиса не происходит, то обязательно нарушаются те или иные правила умозаключений.
Читайте также
VI. ОШИБКИ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ
VI. ОШИБКИ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ
Как и всякое логическое действие, доказательство может быть правильным или ошибочным.Первым необходимым условием правильности доказательства является истинность доказываемого тезиса по существу его содержания. В логическом строении
I. В чем сущность логических ошибок?
I. В чем сущность логических ошибок?
На приемных экзаменах по математике в московских вузах многим поступающим предлагался вопрос: «Стороны треугольника 3, 4 и 5, какой это треугольник?»[1] На этот вопрос нетрудно ответить — конечно, треугольник будет прямоугольным. Но
II. В чем вред логических ошибок?
II. В чем вред логических ошибок?
В практической жизни нас интересует прежде всего вопрос о том, как узнать, истинна или ложна та или иная мысль. В отдельных случаях это можно установить сразу, при помощи наших органов чувств — зрения, слуха, осязания и т. д. Таким способом
III. Каковы причины возникновения логических ошибок
III. Каковы причины возникновения логических ошибок
Почему люди делают логические ошибки? В чем причина того, что в одних случаях, например, в рассуждении «2 + 2 = 4, Земля вращается вокруг Солнца, следовательно, Волга впадает в Каспийское море», логическая ошибка ясна каждому
IV. Значение практики и различных наук для устранения логических ошибок
IV. Значение практики и различных наук для устранения логических ошибок
Разумеется, выше шла речь не об абсолютном неумении правильно рассуждать. Если бы человек совсем не умел рассуждать, он был бы обречен на гибель. С необходимостью рассуждать люди сталкиваются
Б. Как избежать логических ошибок в мыслях различной формы
Б. Как избежать логических ошибок в мыслях различной формы
1. На какие законы мышления опираются правила логических форм
Мы познакомились с логическими формами мышления. Теперь можно выяснить, какие правила должны соблюдаться в каждой из этих форм мысли для того, чтобы
2. Как избежать логических ошибок в понятиях
2. Как избежать логических ошибок в понятиях
Средневековые философы, которых называли схоластами, упорно ломали головы над вопросом: «Может ли бог создать камень, который он сам не сможет поднять?» С одной стороны, бог, как существо всемогущее, может сделать все, что
3. Как избежать логических ошибок в суждениях
3. Как избежать логических ошибок в суждениях
Как уже говорилось, суждение можно рассматривать как выражение отношения между понятиями. Если отношение понятий, выражаемое суждением, соответствуют отношениям вещей, то такое суждение истинно. Если же такого соответствия
4. Как избежать логических ошибок в умозаключениях
4. Как избежать логических ошибок в умозаключениях
Прежде всего остановимся на умозаключениях, которые сводятся к преобразованию посылок, то есть на умозаключениях дедуктивных. Простейшие среди них, как мы знаем, — непосредственные умозаключения.Как ни просты
6. Какие приемы облегчают нахождение логических ошибок
6. Какие приемы облегчают нахождение логических ошибок
Мы показали, какие правила необходимо знать для того, чтобы избежать логических ошибок. Однако одного знания правил логики недостаточно, как недостаточно знания правил грамматики для того, чтобы грамотно писать.
§ 14. О доказательствах этого закона
§ 14. О доказательствах этого закона
Следует еще упомянуть, что было предпринято несколько тщетных попыток доказать закон достаточного основания, большей частью без точного определения того, в каком значении его понимали. Так, например, доказать его пытался в своей
3.25. Сложность в математических доказательствах
3.25. Сложность в математических доказательствах
Существует, однако, еще одно немаловажное соображение, о котором необходимо упомянуть. Суть его заключается в том, что, хотя количество ?1-высказываний, которые необходимо принимать в рассмотрение в рамках приведенного в
Как избежать капкана ненависти
Как избежать капкана ненависти
Когда мы остро ощущаем несправедливость, у нас возникает чувство обиды и горечи, часто смешанное с яростью, направленной на обидчика. Вся эта гремучая смесь и называется ненавистью. А ненависть во все времена была и остается одним из самых
Обнаружение и объяснение диалектической видимости во всех трансцендентальных доказательствах существования необходимой сущности
Обнаружение и объяснение диалектической видимости во всех трансцендентальных доказательствах существования необходимой сущности
Оба приведенных доказательства велись трансцендентальным путем, т. е. независимо от эмпирических принципов. Действительно, хотя
Глава XXIII. Как избежать льстецов
Глава XXIII. Как избежать льстецов
Я хочу коснуться еще одного важного обстоятельства, а именно одной слабости, от которой трудно уберечься правителям, если их не отличает особая мудрость и знание людей. Я имею в виду лесть и льстецов, которых во множестве приходится видеть
Как избежать логических ошибок в тексте
197110, Россия, Санкт-Петербург, а/я 144, ООО «Юми»+7 (812) 309-68-23
Пропущенную в тексте запятую или неправильно написанное слово помогают найти специальные сервисы. Куда сложнее с логическими ошибками, которые не поддаются пониманию программ. Эти ошибки портят впечатление от текста и заставляют читателя задуматься о профессионализме автора. В этой статье мы выясним, что нужно делать для избежания логических ошибок в контенте.
Законы логики
Помните об этих законах, когда приступаете к написанию нового материала, и проблем с логическими ошибками не возникнет.
Тождество
Рассказывая о каком-либо понятии, позаботьтесь о том, чтобы у читателя не возникло другого понимания этого слова. Проверяйте значение тех слов, которые вызывают сомнение. Часто автор использует понятие в одном значении, совершенно не догадываясь, что читатель воспринимает его совсем по-другому. Яркий пример — «двуспальная» вместо «двухъярусная» или «балкон» вместо «лоджии».
Противоречие
Описание одного и того же предмета не может одновременно содержать противоположные фразы. Остерегайтесь слов-преувеличений: «самый», «однозначно», «наиболее». Они чаще всего ставят подножку логике текста. Пример:
«Самым лучшим музыкантом прошлого тысячелетия был Моцарт. Хотя в таланте ему не уступал Бах».
Исключение третьего
Иногда текст составлен так, что два предложения противоречат друг другу. В этом случае оставляйте истинное предложение и убирайте неверный текст, третьего не дано. Пример: «Договаривайся о встрече заранее и не предупреждай, если нужно перенести дату». Частица «не» здесь лишняя.
Доказательство
Всякое утверждение в тексте должно основываться на неоспоримом факте. Если вы ссылаетесь на исследования, то прикрепляйте ссылку на источник или приводите доказательства. Пример: «С работой ночного сторожа сможет справиться любой человек». Здесь утверждение основывается на личном мнении рассказчика. В реальности далеко не каждому человеку под силу работать ночным сторожем. В этом примере автору следовало бы построить предложение менее категорично.
Борьба с логическими ошибками
Никакого волшебного способа искоренить логические ошибки по щелчку пальца не существует. Нужно лишь обращать внимание на распространенные причины появления этих ошибок и вовремя с ними бороться.
Невнимательность
Это основная причина возникновения логических ошибок. Рекомендуем перечитывать написанный текст, причем делать это желательно после перерыва на другое занятие. Свежий взгляд поможет обнаружить недочеты, которые скрывались от автора ранее.
Блеснуть умом
Нередко автор текста желает вставить в материал умное слово, чтобы подчеркнуть свою эрудицию. Иногда такие решения приводят к казусам, потому что слова используются неправильно и не подходят по смыслу.
Объем
Обилие воды и чересчур большие конструкции предложения могут объясняться тем, что автору требовалось написать текст определенного объема. Здесь совет прост — старайтесь выполнить нужный объем за счет полезной информации.
Итого
Большинство логических ошибок легко избежать, если помнить об основных законах логики и перечитывать написанный текст после занятия другим делом. Проверяйте значение терминов, если не уверены в правильном использовании слов и упрощайте структуру текста, чтобы не попасть в собственные словесные джунгли. Оставайтесь с 1С-UMI и читайте новые статьи о продвижении своего бизнеса в интернете.
Нет времени? Давайте сделаем за вас!
Синхронизация с 1С
4950руб.
Интегрируйте свою 1С УТ или 1С УНФ с сайтом на 1C-UMI. Автоматический экспорт номенклатуры и складских остатков на сайт. Автоматическое обновление изменений номенклатуры на сайте из 1С. Автоматический экспорт заказов с сайта в 1С.
заказать
Стилизация дизайна
от 1995руб.
Изменение дизайна и структуры сайта за рамками выбранного шаблона с помощью CSS.
заказать
SEO: внутренняя поисковая оптимизация
9950руб.
Внутренняя поисковая оптимизация сайта — это комплекс мер, после которых сайт лучше индексируется в поисковых системах (Яндекс, Google). Вы можете заниматься оптимизацией самостоятельно или поручить данную работу нам.
заказать
Настройка Турбо-страниц Яндекс
4950руб.
С Турбо-страницами ваш сайт будет открываться из поиска Яндекса мгновенно. Он получит преимущество в поисковой выдаче Яндекса и значок «Турбо» в результатах поиска. А вы получите больше переходов на сайт с мобильных устройств.
заказать
Регистрация в геосервисах
1995руб.
Зарегистрируйте свой бизнес в Яндекс и Google справочниках, на Яндекс картах и навигаторе, картах Google и 2GIS! Многие клиенты там вас ищут.
заказать
Интеграция с amoCRM
9950руб.
Клиенты оформляют заказы, оставляют заявки, записываются на услуги или просто заполняют формы на вашем сайте – всё автоматически попадёт в вашу amoCRM.
заказать
Подключение сервиса онлайн-платежей
3950руб.
Подключение сервиса онлайн-платежей (приём оплаты на сайте через банковские карты, ЮMoney и другие виды электронных платежей).
заказать
Подключение сервиса доставки СДЭК
3950руб.
Интеграция с сервисом курьерской службы СДЭК (обеспечивает расчет стоимости доставки и заказ услуги по доставке товаров на вашем сайте).
заказать
Заполнение мета-тегов
5950руб.
Качественно заполним мета-теги для 15 страниц вашего сайта.
заказать
Написание уникальных качественных текстов для сайта общим объемом до 10 000 знаков.
заказать
Готовые сайты
Иногда редакторы и копирайтеры ошибаются. Если обнаружить орфографические и пунктуационные ошибки помогают специальные сервисы, то с логическими всё сложнее.
Разберёмся, что такое логические ошибки, почему они ухудшают текст и как их избежать.
Иногда кажется, что достаточно проверить орфографию и пунктуацию, избавиться от воды, — и хорошая статья готова. Тем более, текст можно проверить в «Орфограммке» и «Главреде». Но есть ещё одна группа ошибок — логические. Их сложно избежать, потому что в голове автора система логичная и стройная — проблемы возникают с изложением.
Мы отлично знаем, что имели в виду, и недоумеваем — как можно это понять неправильно?!
Попробуйте с ходу уловить мысль автора:
- Твёрдый стул и непривычная поза вызывают дискомфорт.
- Подкормите постпраздничную депрессию шопингом или походом в кафе, театр.
- Отдых и выгорание весят одинаково.
Непонятно, что значит «твёрдый стул», зачем подкармливать депрессию, как взвесить отдых и выгорание. Читатель в ступоре — и скорее всего, потерял доверие к автору.
Чтобы вас поняли, нужно соблюдать четыре основных закона логики.
Рассказывайте об одном предмете и помните, что у читателя не должно возникать вопросов к многозначным понятиям.
Всегда проверяйте те слова, в значении которых не совсем уверены или которыми нечасто пользуетесь.
Вот примеры нарушения закона тождества из моей редакторской практики в ГородРабот.ру:
- Если вы обустраиваете детскую, а дети уже достаточно взрослые, можно поставить двуспальную кровать (имелось в виду — «двухъярусную»).
- Но далее можно серьёзно задуматься, в каких сферах всё-таки может подработать студент стационара (очевидно — «студент-очник»).
- Изголовье кровати нельзя располагать у батарей отопления — это сразу испортит микроклимат спящего человека (правильно — «микроклимат в комнате»).
Не опровергайте сказанное. Один и тот же предмет или явление не может обладать противоположными свойствами.
Особенно коварны такие слова, как «самый», «наиболее» и подобные им. Вот классический пример ошибки:
- Самым талантливым поэтом-шестидесятником был Евтушенко. Не уступал ему в таланте и Андрей Вознесенский.
А ещё внимательно смотрите, с чем согласовываете придаточные предложения или сказуемые:
- Если потоп случился не по вашей вине — обратитесь к экспертам, которые подтвердят или опровергнут вину УК, которая в таком случае и будет возмещать ущерб (у автора выходит — УК возместит ущерб, если авария произошла не по её вине).
- Окна выходят во двор, поэтому шум с дороги не беспокоит её жильцов (получается — жильцов дороги).
Важно помнить, что из двух противоречащих друг другу предложений истинно только одно. Третьего не дано.
Часто причиной ошибки может быть простая невнимательность. Проверяйте, все ли «не» расставлены (или убраны):
- Следуй рабочему графику и не предупреждай, если всё-таки опаздываешь («не» было лишним).
- Экономь — используй меньше воды, не оставляй свет включенным (проще было сказать — «выключай свет»).
- Кем работать после пенсии — советы специалистам (в России пенсию платят пожизненно, автору следовало написать — «после выхода на пенсию»).
- Однако санитаркам удалось отстоять свои права. К сожалению, это нередкая ситуация (здесь опять лишнее «не» — уже в качестве приставки).
Утверждаете — докажите. То есть всякое утверждение должно быть основано на уже доказанном факте, на истине.
Иначе может получиться что-то вроде этого:
- 3 главных способа, как восстановить силы и не умереть на работе в первые же дни (то есть автор исходит из того, что люди умирают на работе в первые дни).
- Если у вас есть много свободного времени, то хорошим вариантом будет профессия кассира в супермаркете (интересные посылка-следствие).
- Также опрошенные не согласны с мнением, что без диплома возьмут только на непрестижную работу с низким заработком. В 2008 году согласных с этим мнением было 50%, в 2019 — 65% (здесь автор немного запутался, если согласных с мнением — большинство (65%), то почему опрошенные не согласны?).
- Несмотря на высокую зарплату, профессия агента по недвижимости не такая лёгкая, как может показаться сначала (при чём здесь «несмотря на»? Получается — высокая зарплата предполагает лёгкую работу).
- Совершенно очевидно, что работа — идеальное место для знакомства (очень, очень спорное утверждение).
- Научитесь создавать полноценные информационные продукты и решать бизнес-задачи с помощью контента
- Освоите главные навыки редактора: работу с текстом и изображениями, типографику и вёрстку, управление командой
- Три модуля на выбор — для новичков и опытных специалистов
Чаще всего мы допускаем логические ошибки из-за невнимательности, желания блеснуть эрудицией, «подгонки» под объём.
Невнимательность — самая частая причина логических ошибок. Автор не перечитывает то, что написал. Но перечитывать тоже надо правильно. Когда пишешь — глаз замыливается, то есть мозг создаёт себе картинку сам: мы видим то, что должно быть, а не то, что есть.
Закончив текст, советую заняться другой работой. Погуляйте, протрите от пыли рабочий стол или почитайте ленту новостей. Идеально — перечитывать свой текст на следующий день, но если заказ надо сдать срочно — дайте себе хотя бы час–два, чтобы мозг забыл формулировки и взгляд снова стал свежим.
Ещё одна причина — желание употребить «умное» слово. Или просто необычно звучащее. Нам кажется, мы точно знаем, что оно означает — но увы, это не всегда так. И получается примерно следующее:
- Учителей не жалуют по зарплатам (не жалуют — значит, не любят, не уважают или не награждают чем-либо. Скорее всего, автор хотел сказать — «учителей не балуют высокой зарплатой»).
- Копирайтер пишет информацию для сайта (видимо, не хотелось употреблять простое слово «тексты»).
- Многие компании озадачены психологическим портретом работников («озадаченный» — находящийся в недоумении, затруднении. Видимо, компании всё же «интересуются психологическим портретом» или «составляют» его).
И, наконец, банальная причина — нужен определённый объём. Поэтому фразы становятся настолько длинными, а рассуждения — сложными, что автор и сам забывает, что хотел сказать.
Совет тоже банален — добивайтесь нужного объёма за счёт содержания, а не вводных слов, причастных оборотов и однородных придаточных.
Простота, логичность и ясность изложения — вот базовые характеристики хорошего текста.
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ошибки неизбежны, но в наших силах свести их количество к минимуму.
В случае с логическими ошибками всё просто. В основном они возникают из-за невнимательности и нехватки времени на проверку.
Не забывайте:
- перечитывать свой текст через час–два после завершения работы над ним;
- проверять значения терминов и правильность употребления фразеологизмов;
- упрощать структуру текста: слишком сложное предложение разбивайте на два–три простых.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Законы логики |
Причины нарушения логического закона |
Примеры |
---|---|---|
Закон тождества: во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. |
Подмена темы в тексте, устной речи происходит, если:
|
В теме «Художественные особенности романа Л. Н. Толстого «Война и мир» раскрывается идейное содержание романа или даётся характеристика действующих лиц, что подменяет тему излагаемого. |
Закон противоречия: два противоречивых высказывания не могут быть одновременно истинными, если только они не являются мнениями двух разных позиций. |
Противоречивые высказывания оба будут истинными, если вы:
|
Женщина может руководить страной, если она будет полностью посвящена своей профессии и карьере, потому что долг женщины перед собой и Родиной — воспитать достойно своих детей и обеспечить уютом свой дом, только поэтому женщина не может занимать главенствующее место. |
Закон достаточного основания: каждая мысль должна быть обоснована другими мыслями, фактами, истинность которых доказана; утверждения не могут быть голословны, требуют убедительных подтверждений. |
Речь будет неубедительна, если вы голословны и своё утверждение ничем не подтверждаете. Это может быть следствием того, что вы:
|
Раскрывая какую-либо научную проблему, невозможно не обратиться к фактам, оценкам и т. д., в противном случае проблема будет не раскрыта. |
Логические ошибки | Примеры логических ошибок |
---|---|
Нарушение композиции текста (отсутствие начала или концовки). | |
Нарушение развёртывания тезиса (отсутствие аргументации). |
В России начались волнения за улучшение своего положения. Шолохов — большой мастер широких художественных полотен и больших исторических событий. |
Нарушение причинно-следственных связей в содержании (из данной причины не вытекает сделанный вывод; |
Кутузов был мудрый полководец. Мудрость его видна из разговора с царём Александром I. Царь говорит, что пора начинать наступление. Кутузов отвечает: «Ещё успеем, ваше величество…» |
;Источник: Соловьёва Н.Н. Говорим и пишем грамотно. Как составить текст? – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2011. – 160 с.
Материал подготовлен С.Ю. Гончарук, методистом ГМЦ ДОгМ
Ошибки в рассуждениях способны подорвать аргументацию. Стоит следить и за своими аргументами, и за тем, нет ли логических ошибок в рассуждениях других людей.
Скользкая дорожка: Убеждение, что какое-то происшествие A непременно повлечет за собой более серьезное событие B через цепь мелких изменений. Пример:
Если мы запретим производство внедорожников, потому что они вредны для окружающей среды, то правительство запретит все машины, так что мы не должны запрещать производство внедорожников.
Автор здесь приравнивает запрет на производство внедорожников к запрету на производство автомобилей вообще, а на самом деле это не одно и то же.
Ошибочное обобщение: Вывод основан на недостаточных данных или предвзятости. Пример:
Хоть это и первый день, я уже чую, что курс будет скучным.
В этом примере автор дает оценку всему курсу, основываясь на первом занятии. Как правило, первое занятие бывает довольно скучным, так как на нем просто дают домашние задания для дальнейших встреч. Для справедливой и разумной оценки автору стоит посетить несколько занятий, тогда он получит доказательства, с опорой на которые можно сделать правильный вывод.
Post hoc ergo propter hoc (После этого – значит по причине этого): Если событие А произошло после события B, то B должно исходить из А. Пример:
Я выпил воду из бутылки и после этого заболел, так что, должно быть, я заболел из-за воды.
Автор предполагает, что если одно событие хронологически следует за другим, то первое событие должно было вызвать второе. Но болезнь мог вызвать бутерброд, съеденный накануне, или вирус гриппа, который жил в теле несколько дней. Без дополнительных доказательств нет оснований считать, что человек заболел из-за воды.
Ошибка происхождения: Происхождение какого-либо явления напрямую определяет его характеристику или ценность. Пример:
Фольксваген Жук – автомобиль дьявола, потому что его разработали в гитлеровской армии.
Автор равняет автомобиль и людей, которые его создали.
Порочный круг: Вместо доказательства используется вывод.
Пример 1:
Джордж Буш – хороший собеседник, потому что с ним довольно приятно разговаривать.
Вывод о том, что Буш «хороший собеседник», и предпосылка “с ним приятно разговаривать” одинаковы по смыслу.
Пример 2:
Грязный и вредный для атмосферы уголь должен быть запрещен.
Логично было бы утверждать, что уголь загрязняет землю и поэтому должен быть запрещен. Но вместо этого автор просто называет уголь грязным и вредным для атмосферы и никак не аргументирует необходимость запрета.
Ложная дилемма: Вывод значительно упрощает аргумент, сводя его к двум вариантам выбора. Пример:
Мы либо перестаем пользоваться автомобилями, либо уничтожаем землю.
Здесь два варианта представлены в качестве единственно возможных. Автор игнорирует ряд альтернатив для более экологичного пользования автомобилями.
Ad hominem: Нападка на личностные качества человека вместо рассмотрения его аргумента. Пример:
Действия Greenpeace неэффективны, потому что в нем состоят одни грязные хиппи.
Автор даже не перечисляет конкретные действия, предложенные Greenpeace, и тем более не пытается оценить их беспристрастно – вместо этого он нападает на личностные качества отдельных членов группы.
Ad populum: Акцент делается на позитивные (такие как патриотизм или религия) или негативные (такие как терроризм или фашизм) идеологические течения, а не на реальную проблему. Пример:
Если бы вы были настоящим американцем, вы бы поддержали право людей выбирать любое транспортное средство, которое они хотят.
В этом примере автор приравнивает понятие «истинный американец», с которым люди хотят ассоциироваться, и право на покупку любого транспортного средства, хотя между этими явлениями нет связи.
Отвлекающий маневр: Это тактика, которая позволяет уклониться от обсуждения ключевых проблем и контраргументов. Пример:
Уровень ртути в морепродуктах может быть и небезопасен, но как быть рыбакам, которые хотят прокормить свои семьи?
Автор уводит дискуссию от вопроса о безопасности морепродуктов и говорит о средствах к существованию людей, которые занимаются добычей морепродуктов. Хотя одна проблема может повлиять на другую, это не означает, что стоит игнорировать потенциальные проблемы общей безопасности из-за экономических последствий для группы людей.
7 декабря 2014
В закладки
Обсудить
Жалоба
Сочинение на ЕГЭ. Что такое логические ошибки и как их избежать?
Логические ошибки — это ошибки в смысловом построении текста и отдельных предложений.
Чтобы не потерять баллы по критерию К5
1) проверьте разделение текста на абзацы. Работа не может состоять из одного абзаца, скорее всего, их будет от 5 до 8. Старайтесь не выделять абзацы, состоящие из одного предложения.
2) проверьте связь между абзацами. обратите внимание на указательные местоимения типа «этот». К чему они относятся?
3) убедитесь, что работа написана по плану, нет повторов и мысль не «уходит в сторону».
4) проверьте, все ли логично в абзацах, закончена ли ваша мысль, нет ли смысловых противоречий.
К типичным ошибкам в построении текста можно отнести ошибки в абзацном членении текста:
– полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части, всё сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует;
– отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы;
– необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части;
– неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
Неудачный зачин
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. Например, сочинение начинается словами: В этом тексте автор… С особенной силой эта проблема описана в романе… Наличие указательных словоформ («эта проблема») в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.
Ошибки в средней части сочинения
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении
– логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом.
Или:
В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу
Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности:
Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Поэтому автор с такой любовью описывает весну.
Неудачная концовка (дублирование вывода):
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Подобные ошибки – результат недостаточно усвоенного раздела, связанного с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений, что проявляется в письменной работе как нарушение логики развития мысли.
Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте:
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;
Он облокотился спиной на батарею;
За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.
Нарушение причинно-следственных отношений
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.
Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.
Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?
Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.
Сопоставление логически несопоставимых понятий
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.