-
September 11 2014, 09:22
- Город
- Cancel
.
Студия Артемия Лебедева презентовала новый официальный логотип московского метро.
Логотип представляет собой красную букву М, которая, по собственной оценке дизайнеров студии, «выглядит так, будто она никогда и не менялась».
«Дамы и господа! Разрешите представить вашему вниманию новый официальный логотип московского метро, — написал Лебедев в своем ЖЖ. — Департаментом транспорта Москвы нам была поручена, а нами в свою очередь блестяще исполнена работа по исследованию и нахождению идеальной формы идеального логотипа столичного метро».
В сообщении на сайте студии отмечается, что дизайнеры провели масштабное исследование истории происхождения и развития логотипа московского метро, чтобы понять, как знаменитая буква должна выглядеть сегодня. Правда, г-н Лебедев несколько лукавит — «масштабное исследование» проводилось несколько ранее, ибо это уже не первый опыт работы Лебедева с метрополитеном — в 2013 году студия Артемия Лебедева выиграла конкурс департамента транспорта Москвы на дизайн официальной схемы линий столичного метро, а также напольной навигации на 49 станциях. Кроме того, Студия создала сайт о метро.
С титанической блестящей работой команды Лебедева можно ознакомиться на официальном сайте Студии.
Сколько же стоят услуги модной Студии? Руководство департамента транспорта Москвы скромно отказывается отвечать, утверждая, что это была инициатива самого Лебедева, никто емуразработку нового логотипа не заказывал. Но предложенный варинт так понравился, заявили в пресс-службе департамента, что его сразу же утвердили.
Какова цена вопроса? А тут самое интересное — никто ничего не знает. Ибо сам логотип сложно оценить — это всего лишь «один из элементов широкомасштабной кампании по созданию положительного имиджа общественного транспорта».
Солько будет стоить сама кампания — пока неизвестно. Но разработка ее — более 6 млн.долларов (можете сами поточнее посчитать — 232 333 333,33 рублей.
Да-да, не проведение самой кампании, а всего лишь (цитирую) «Оказание услуг по разработке коммуникационной кампании по созданию положительного имиджа общественного транспорта».
И опять в отчете будет написано — «мы провели масштабное исследование»…
Учитесь, лохи…
Депутат Госдумы от «Справедливой России», член комитета по бюджету Михаил Сердюк направил в Генпрокуратуру запрос с просьбой проверить целесообразность проведения ребрендинга Московского метрополитена, а также выяснить, как проводился конкурс на разработку нового логотипа подземки и каким образом формировалась цена контракта в 232 миллиона рублей, пишут «Известия».
Поводом для обращения стала информация о разработке дизайн-студией Артемия Лебедева нового логотипа Московского метрополитена, стоимость которого составила в 232 миллиона рублей. Логотип метро практически не изменился, была лишь убрана синяя линия вокруг буквы «М». Это «революционное» новшество уже вызвало волну саркастических комментариев в соцсетях, отмечает издание.
Фото с сайтов: mosmetro.ru, artlebedev.ru
«За 232 миллиона можно создать целый институт и выдумать новый язык, — возмущен размером затрат парламентарий. — Если учесть, что символ метрополитена менялся неоднократно и за это не платили и сотой доли цены этого контракта, то становится понятно, насколько это бессмысленная трата».
Кроме того, депутат напомнил, что шрифты имеют свойство устаревать через 6–7 лет и их нужно будет обновлять. Если власти Москвы и в дальнейшем планируют каждые 6–7 лет тратить такие деньги на новое начертание буквы «М», то, по его мнению, это слишком дорогое удовольствие, которое надо пресекать.
Михаил Сердюк считает, что эти деньги следовало потратить на повышение безопасности метрополитена, а «не заниматься бутафорией и перерисовыванием одной буквы». Одно дело, если частная компания за такие деньги заказывает разработку логотипа, и совсем другое — «когда из нашего с вами кармана», отмечает парламентарий.
«Возникает вопрос — к чему эти траты? Меня как налогоплательщика вполне устраивал предыдущий логотип. Нельзя сказать, что предыдущий был уродливый, смешной или нелепый. От размера или изменения буквы пассажиров больше или меньше не станет… Я не сомневаюсь, что Лебедев — талантливый разработчик. Но почему мы с вами — пассажиры метрополитена — должны своим рублем оплачивать его творческие изыски?», — возмущается депутат.
В мэрии уверяют, что заявленные на конкурсе 232 миллиона рублей выделялись на улучшение имиджа общественного транспорта столицы в целом, а не только на логотип метро. По словам главы дептранса Максима Ликсутова, которые приводит издание, разработка логотипа метро обошлась московскому бюджету всего в 1 рубль. «Студия Артемия Лебедева бесплатно рисовала карту метро и сама разработала логотип метро за 1 рубль», — отметил Ликсутов. Он добавил, что предложенная студией Лебедева концепция является имиджевым вариантом и будет внедряться в случае успешного прохождения общественного обсуждения.
Депутат Госдумы от «Справедливой России», член комитета по бюджету Михаил Сердюк направил в Генпрокуратуру запрос с просьбой проверить целесообразность проведения ребрендинга Московского метрополитена, а также выяснить, как проводился конкурс на разработку нового логотипа подземки и каким образом формировалась цена контракта.
Поводом для обращения в правоохранительные органы стала информация о разработке дизайн-студией Артемия Лебедева нового логотипа Московского метрополитена в рамках программы по ребрендингу, стоимость которого составила в 232 млн рублей. Логотип метро практически не изменился, была лишь убрана синяя линия вокруг буквы М. Это «революционное» новшество уже вызвало волну саркастических комментариев в соцсетях.
— За 232 млн можно создать целый институт и выдумать новый язык, — возмущен размером затрат парламентарий. — Если учесть, что символ метрополитена менялся неоднократно и за это не платили и сотой доли цены этого контракта, то становится понятно, насколько это бессмысленная трата.
Кроме того, депутат напомнил, что шрифты имеют свойство устаревать через 6–7 лет и их нужно будет обновлять. Если власти Москвы и в дальнейшем планируют каждые 6–7 лет тратить такие деньги на новое начертание буквы М, то, по его мнению, это слишком дорогое удовольствие, которое надо пресекать.
Михаил Сердюк считает, что эти деньги следовало потратить на повышение безопасности метрополитена, а «не заниматься бутафорией и перерисовыванием одной буквы».
— Возникает вопрос — к чему эти траты? Меня как налогоплательщика вполне устраивал предыдущий логотип. Нельзя сказать, что предыдущий был уродливый, смешной или нелепый. От размера или изменения буквы пассажиров больше или меньше не станет, — полагает депутат.
Одно дело, если частная компания за такие деньги заказывает разработку логотипа, и совсем другое — «когда из нашего с вами кармана», отмечает парламентарий.
— Я не сомневаюсь, что Лебедев — талантливый разработчик. Но почему мы с вами — пассажиры метрополитена — должны своим рублем оплачивать его творческие изыски? Каким образом изменится качество обслуживания, если буква будет нарисована другим шрифтом? — удивляется Сердюк.
Руководитель юридической компании ТАКО Руслан Яхудин разделяет мнение депутата и считает, что с юридической точки зрения неплохо было бы проверить расходование средств по данному контракту.
— Имидж, конечно, важен, однако после недавней страшной трагедии в метро, когда 15 июля на Арбатско-Покровской линии из-за схода вагонов с рельсов погибло несколько десятков человек, было бы правильнее тратить средства именно на безопасность, — подчеркнул юрист.
В мэрии уверяют, что заявленные на конкурсе 232 млн рублей выделялись на улучшение имиджа общественного транспорта столицы в целом, а не только на логотип метро.
— Речь идет о создании системы управления качеством обслуживания в городском транспорте, концепции единой навигации, о разработке стратегии бренда и визуального стиля, — отмечают в департаменте транспорта.
По словам главы дептранса Максима Ликсутова разработка логотипа метро обошлась московскому бюджету всего в один рубль.
— Студия Артемия Лебедева бесплатно рисовала карту метро и сама разработала логотип метро за один рубль, — отметил Ликсутов. Заммэра также заявил, что предложенная студией Лебедева концепция является имиджевым вариантом и будет внедряться повсеместно в случае успешного прохождения общественного обсуждения.
СпискиДизайнеры о том, почему ребрендинг метро стоит своих денег
И могут ли непрофессионалы адекватно оценить проделанную работу
- Артем Лучко, 18 сентября 2014
- 82523
Недавно состоялась презентация нового логотипа московского метро, который стал частью мер по улучшению имиджа общественного транспорта — в общей сложности они обошлись правительству Москвы в 232 миллиона рублей. Как выяснилось позже, сам лого стоил символический рубль. Широкий резонанс вокруг работы Лебедева уже было не остановить. Непрофессионалы, которые не увидели почти никаких отличий между существующим и новым логотипом, начали сомневаться, что какая-то работа вообще была проделана. После возмущений в Генеральную прокуратуру поступил запрос о проверке заказа, инициатором которого выступил представитель «Справедливой России» Михаил Сердюк, член думского комитета по бюджету. По его мнению, за эти деньги «можно создать целый институт и выдумать новый язык». Мы решили связаться с видными представителями дизайн-индустрии, чтобы выяснить, почему за дизайн приходится дорого платить и могут ли непрофессионалы адекватно оценить проделанную работу.
«Средняя стоимость разработки платформы бренда и позиционирования — от 500 тысяч до 2 000 000 рублей, дизайна — около миллиона, всевозможных его расширений и адаптаций — еще миллиона полтора-два. Итого средний проект по ребрендингу стоит около трех с половиной — четырех миллионов. Проекты с большим количеством подзадач могут «потянуть» и на все шесть миллионов рублей. Больше, как правило, не бывает! Точка. Рынок «устаканился». Ассоциация Брендинговых компаний России (в нее входят около 50 агентств) проводила большое ценовое исследование, все цифры опубликованы. И все клиенты это знают.
Сверхнизкие цены на брендинговые услуги – первый признак шарлатанства и тяжелого наследия 90-х годов
Сверхнизкие цены на брендинговые услуги — первый признак шарлатанства и тяжелого наследия 90-х годов. Их выставляют фрилансеры или небольшие студии, часто не имеющие представления о существовании налогов, белых зарплат, а иногда и специалистов необходимой квалификации. В расчет их брать не следует, тем более что живут они, как ночные мотыльки, — мало и трагично. Сверхвысокие цены могут быть следствием коррупционных схем, но в последнее время в реальности почти не встречаются. Иностранные агентства, пугавшие своим «авторитетом» неоперившийся российский бизнес в лихие 90-е, проиграли конкурентную борьбу российским профессионалам.
В ситуации с метро не имеет смысла оценивать стоимость или качество ребрендинга: о ребрендинге здесь вообще говорить неуместно. Ситуация с Московским метрополитеном, как и шум вокруг логотипа Москвы, — пиар студии Лебедева в чистом виде, за которым вопрос о реальной работе не стоит. Это их способ продвижения. Лебедев всегда был провокатором, а слабохарактерное комьюнити и СМИ на его провокации исторически „велись“».
«Я не очень люблю заглядывать в чужие карманы и считать, сколько туда денег положено, поэтому мне не очень интересно, получила ли студия Лебедева те самые сумасшедшие миллионы или один символический рубль. Насколько я понимаю ситуацию с буквой «М», тут речь не идет о создании принципиально нового знака/лого, а мы имеем всего лишь унификацию, причесывание всех разнопородных буковок под одну гребенку. Прическа выбрана усредненная, вполне себе привычная, сделана она профессионально; и важно не количество человеко-часов, затраченных на ее рисование, а польза, которая от нее произойдет.
Вероятность обретения хорошего результата напрямую не зависит от стоимости работ
Мне кажется, нам как потребителям этой самой буквы лучше стоит думать о том, что она какое-никакое удобство привносит в нашу городскую среду, а не о том, насколько страшно обогатился Артемий Лебедев. Тем более что студия сделала помимо этой скандальной буковки еще и вполне трудоемкую схему и, кажется, навигацию — вот там работы действительно до фига. Что же касается общего вопроса о том, сколько может (или должен) стоить логотип, то на него ответа не будет. Он может стоить столько, сколько вы в состоянии за него заплатить (ну, и насколько наглым будет запрос производителя); иногда за большие деньги можно получить качественную работу, а иногда можно очень даже не получить.
Вероятность обретения хорошего результата напрямую не зависит от стоимости работ, хотя, нанимая студента-первокурсника за сто баксов, трудно ожидать, что он соорудит нечто даже не революционное, а хотя бы просто адекватное. А вот начиная со средней по рынку цены (5–10 тыс. нерублей) шансы приобрести что-то приличное вырастают. И остаются неизменными, то есть совершенно не повышаются от роста цены. А потолка у цен нету, но и за безумные деньги вы запросто можете получить яйцо МТС или полосатый шарик «Билайн». Кстати, логотип Google Сергей Брин нарисовал себе сам и, естественно, бесплатно, а значок Nike обошелся заказчику в 35 баксов».
Никита Трепцов
Арт-директор
Look At Me
«Весь сюрреализм нынешней ситуации заключается в том, что конфликт возник со столь крупной студией, фактически имеющей монополию на крупные проекты, которую, как казалось, уже ничто не сможет подорвать. Очень сложно, не участвуя в процессе проекта, оценить его реальную стоимость, но, пожалуй, многие не представляют, насколько большой коллектив работал над новым стилем для московского метро. Я не оцениваю визуальные качества логотипа, а пытаюсь, скорее, разобраться в том, сколько усилий затрачено на проект.
Очень сложно, не участвуя в процессе проекта, оценить его реальную стоимость
Студия Лебедева всегда наглядно даёт выдержки из рабочего процесса, что даёт и общее понимание масштабов работы. В данном случае можно увидеть, что здесь была задействована немаленькая команда, которая провела большую разноплановую работу (здесь или здесь). Больнее всего смотреть на комментарии депутата Государственной думы РФ Михаила Сердюка, так как, по сути, они ничем не подтверждены и во многом ошибочны. Можно разобрать даже по пунктам некоторые выдержки из его речи, которые можно найти в СМИ:
«Поскольку „шрифты устаревают каждые шесть-семь лет“, — дополняет Сердюк, — через некоторое время администрации метрополитена придётся проводить новый дорогостоящий редизайн логотипа».
Очевидно, что человек не компетентен в вопросе дизайна и не может здраво оценивать долговечность того или иного шрифта. Простым примером может служить DIN 1451 — шрифт, созданный в 1931 году и использующийся по сей день для навигации транспорта. Естественно, что этот шрифт подвергался изменениям, но его структура, созданная единожды, не изменялась более. По сей день он остается актуальным и является примером качественного административного дизайна.
Странно, что таких вопросов не возникало с логотипом SOCHI2014.RU или новой туристической навигацией, разработкой которой занималось министерство культуры. Look At Me ранее поднимал этот вопрос, но, к сожалению, культурный подход не всегда так действенен, как вывешивание баннеров напротив мэрии Москвы. Единственной позитивной нотой можно назвать только возросший вкус у Инициативной группы московских студентов».
«Стоимость логотипа полностью зависит от его автора. Стоимость можно рассчитать из совокупности разных факторов. Это и личная заинтересованность автора в работе над проектом, и количество затраченного времени, количество людей, работающих над проектом, объем работ, именитость студии и т. д.
У Лебедева качественный и основательный подход к таким задачам
У Лебедева качественный и основательный подход к таким задачам. Другой вопрос — стиль исполнения, вкусовщина в общем. Как у нас обычно? Зимой — холодно, а летом, видите ли, жарко».
Алексей Быстров
Арт-директор Look At Media, CEO Cirqle
«По правде говоря, я не слишком напряженно следил за тем, кто, что именно и за какую сумму делал, поэтому наблюдения достаточно общие. Логотип был переделан бесплатно, и здорово, — спасибо студии. 232 миллиона были выделены мэрией на обновление всей навигации, визуального языка и системы контроля качества сервиса в метро, не на логотип. Если здесь всё верно, депутат ищет проблему там, где ее нет.
«Дорогим удовольствием» и «бутафорией» в этой истории является лишь Государственная дума Российской Федерации
В любом случае заявление Сердюка про «устаревание шрифтов за 6–7 лет» — нонсенс и глупость, а «дорогим удовольствием» и «бутафорией» в этой истории является лишь Государственная дума Российской Федерации в полном составе, вместе с депутатом Сердюком. Конкретная стоимость дизайн-работ определяется свободным рынком и объемом работ. Задача муниципальных органов — сформулировать проблему и найти эффективное решение за минимальную стоимость. Является ли задача сформулированной, решение эффективным, а цена минимальной при прочих равных, мне неизвестно, но для того чтобы не забивать себе голову муниципальным микроменеджментом, я и плачу налоги».
Даниил Сергеев
Куратор FIRMA
«Если в целом, я считаю разработка брендов, как и возведение мостов, строительство кораблей или дойка коров — вещь сугубо профессиональная. Обсуждение в народе из серии «я бы использовал другие сваи» или «я бы нарисовал в 200 раз дешевле» не имеют никакого веса. Это просто рассуждения дилетантов. С таким же смыслом я могу говорить о бозоне Хиггса — это никак науке не поможет.
Это просто рассуждения дилетантов. С таким же смыслом я могу говорить о бозоне Хиггса
Плюс ко всему этому добавляется наша ментальная особенность засрать всё, что бы ни делалось, начиная с реконструкции Покровки, заканчивая мостом на остров Русский. Если про стоимость логотипа, то работа профессионала не может стоить, как работа дилетанта, вот и всё».
Story by Konstantin Konovalov:
Every time I was going down to ride the Metro, I was perplexed by the number of different Metro logos in use. I couldn’t understand why there wasn’t a single emblem that would be used across all media. One day I decided to take my camera and go for a ride on the Metro photographing logos on all posters, information kiosks, maps I came across. Back at home I converted all these logos to vector format to make it easy to compare and analyze them.
As much as I tried, I couldn’t find any logic behind this variety, it seemed that each logo was created independently of others. In order to understand which design is the correct one and what proportions it should have, I decided to refer to history. I visited newspaper archives, searched for anything related to the opening of the Metro, looked at pictures of the first stations unveiled in 1935 and visited the Moscow Metro Museum. I then used all the accumulated information to write a LiveJournal post about what the Metro logo should really look like today. I picked out the most used shapes, compared them and made some conclusions: http://ckonovalov.livejournal.com/99653.html.
Artemy Lebedev became interested in this post and sent me a cut-out from a 1934 newspaper which mentioned an open contest for a Metro logo: http://tema.livejournal.com/1383454.html.
I really wanted to find the results of this contest and continued my research. A while later I was offered to become a consultant on the Art. Lebedev Studio project for the new Metro logo. That’s when all the information I have accumulated through my research became truly helpful. Below is a brief history of the logo.
History
The Moscow Metro opened its doors for passengers in May 1935. The task of creating a logo which would primarily be used to mark station entrances was set a year before the opening. The Metro administration suggested future passengers to develop a logo themselves by announcing a contest in a newspaper. But the results were disappointing: the committee rejected all 97 submissions. Here is a note about the contest in the Vechernyaya Moskva newspaper of July 14, 1934:
It was then decided that the emblem should instead be created by the Metro administration. The task was given to the same architects who designed the first stations. According to surviving documents, the presumed author of the logo is architect I. Taranov who together with his wife N. Bykova was working on the appearance of Sokolniki station. Taranov was also involved in creating projects for ten more stations and even develop a design for a two-level station. However, while the work on the new logo was under way, there had to be a way to mark station entrances. They were quickly marked by makeshift “Metro” text signs with the text written in different styles and sizes. The design of some station entrances already included this text. When the logo was finally finished and the technology of night-time illumination tested, the new emblems were installed along the old text signs which were also illuminated.
Entrance to Arbatskaya station, January 1935 |
Entrance to Arbatskaya station, May 1935 |
As the logo was designed after the stations were completed, the design of the stations allowed to space for the emblem. On some stations installing such a large letter was outright impossible, so it was narrowed down instead of scaling down, which would have been a more logical solution. This was the first step in the long way to the problem of the variety of the logos.
These pictures clearly show that letters were installed after the construction of station entrances was already finished: on some photographs it doesn’t look natural and apparently corrupts the architect’s vision of the building façade. Throughout almost all of the Metro history the street emblem was entirely independent from the logo that was employed on paper. According to the surviving data, this version of the letter was created by S. Kravets who designed Dvorets Sovetov station and was one of the prominent architects of Metroproekt. The idea remained the same—a red letter M with serifs—but the proportions were different.
Emblem from one of the posters for the Yest Metro! movie |
Emblem from the cover of the book Architecture of Moscow Metro |
Emblem from the Metro use guide |
The first entrance letters were illuminated by neon at night. Neon tubing highlighted internal contours of the letter which was depicted in printed versions of the logo. In the 1930s the letter was often drawn with these outlines, yet their number and designs were always different. This negligence played a cruel joke with the logo. Let’s have a look at the letter from the poster for the Yest Metro! movie which came out in 1935. This letter is made up of several letters, just like a matryoshka doll.
The letter from the movie poster |
The letter made by the second contour |
The letter made by the third contour |
This is a really good example of how different versions of the same letter are born. If we see the outside contour as an inking, the proportions of the letter change. This becomes especially important when the letter is printed in two colors, red and black, like in the example below. Here is a letter of appreciation given to comrade Krugly for his work on construction of the Metro:
This way the red letter simply loses its serifs. The visual rendering of the logo was not established by the time the Metro opened. This allowed the proportions of the letter to constantly change due to a number of reasons, one of which is given above. The first illuminated letters at station entrances quickly began to malfunction. They were replaced by new ones, but their production was not centralized: managers of Metro stations independently ordered their production at different companies.
Entrance to Arbatskaya station, circa 1935 |
Entrance to Arbatskaya station, circa 1938. A number of letters around the entrance was replaced by one letter on top overlooking Arbatskaya ploshchad |
Entrance to Komsomolskaya station, circa 1935 |
Entrance to Komsomolskaya station, circa 1937. The Metro sign was replaced by a plate which read “Kaganovich Moscow Metropolitan.” The emblem was also replaced by a version with thick serifs |
The majority of the new emblems got thicker serifs that at night were emphasized by double lines of neon tubing. Two types of neon illumination from the 1930s:
The letter used in print also received more pronounced serifs and was printed this way on tickets and tokens up until the mid-1960s. Metro tickets from the 1940s:
While developing new stations, architects included the logo in the design of the façade, but used arbitrary shapes and proportions of the letter.
The next milestone in the history of the logo was in the 1960s when the letter started to lose its serifs, both in street signs and in print. In the same years the attitude towards the Metro changed as well: above-ground entrances stopped being a mandatory part of a proper station and entrances to some stations were built into underground pedestrian tunnels. In these cases, stelas with illuminated letters which had no serifs were installed near entrances to such tunnels. This is the image that survived to the present day, apart from an updated illumination technology. It is for this reason that the existing street logo has no serifs.
Logo in front of the entrance to Pushkinskaya and Gorkovskaya stations, 1970s |
Logo in front of the entrance to Kitay-Gorod station, 2014 |
By the end of the 1970s the serifs returned, this time together with a tunnel-shaped outline which was previously often used in the design of Metro-related documents.
Illustration from a book on Metro safety procedures, 1935 |
Illustration from a Metro booklet, 1950s—1970s |
Emblem approved at the end of the 1970s |
Since its inception, the proportions of the letter were quite flexible. With the introduction of the tunnel-shaped semicircle the variation increased even more: nobody knew the exact proportions, yet now there were many other organizations providing equipment for the Metro who had to use the letter. It was often drawn as a simple M in a semicircle. However, the tunnel outline never made it to street stands and station entrances. It’s interesting to see the evolution of the emblem in a single place. That’s how the entrance to Krasnye Vorota station looked at different times.
Krasnye Vorota station entrance, 1935 |
Krasnye Vorota station entrance, 1960 |
Krasnye Vorota station entrance, 2000 |
The “Metro” text was also removed from some of the stations, something that is difficult to explain with the only possible reason being that old letters might have been worn out by the elements.
Okhotny Riad station entrance, 1935 |
Okhotny Riad station entrance, 2014, Google Street View |
In 2013 the Moscow Department of Transport decided to stop using the tunnel-shaped outline and instead starting to place the letter into what looked like a semicircle but really wasn’t. The tunnel-shaped semicircle however still remained on the back of Troika fare cards. Here is a Ediniy card and the back of a Troika card (2013):
Throughout its history the logo has been replaced numerous times which, however, was barely noticed by the residents due to abundance of different designs already in place. But one thing always remained the same: the red letter M.
This historical overview brings us to one idea: the logo has to remain the same, it has to be the old letter M. What it needs though is to be standardized, which would ensure that the emblem is recognizable by foreigners, which would make it one of the definitive symbols of the city, just like London Underground. Which would give our Metro a unified and recognizable style. Which would make sure that the symbol on a map matches the symbol on a station entrance. Soviet architects including those who created the original emblem were routinely sent to London and Paris to adopt foreign experience of underground construction. It is entirely possible that the authors of our logo were inspired by the Paris logo which at the time looked like a red letter M with thick serifs which was inscribed in the shape similar to the London Underground logo. Here are the emblems of Paris, London and Moscow metros in the 1930s:
Of course, it’s only a guess. But the only way to explain the prominent serifs of the letter is that it was created by architects, not artists. That’s how they emphasized the constructive distinctiveness of the letter. In any case, the serifs are an important part of the logo which needs to be maintained (in contrast to the semicircle we discussed before which is obviously a transient element and can be easily discarded). Some of station entrance models from the 1930s feature a letter M that is somewhat similar to the one we have today. Maybe, the architects simply chose to improve this symbol. It’s hard to say for sure.
Some may say: so, you’ve done all this research, you’ve found out the shape of the original logo, let’s just use it and be done with it. Of course, this overview gave us an understanding of how the logo was conceived, how it evolved in different time periods and what were its main features. But it doesn’t mean we need to restore the 1935 symbol. After all, already by that time there were several logos in existence, as we discussed before. If we look at London, its London Underground logo hasn’t always been what it is today, it has been carefully updated while maintaining its most important features.
The first version of the London Underground station logo, 1908 |
The uniform badge worn by employees of the London General Omnibus Company which merged with the Underground Electric Railways Company of London in 1910 |
The station name sign by Edward Johnson, 1921 |
The updated London Transport sign, 1933 |
Redesign, the new logo was called Roundel-1972 and was used for all transportation in the city, 1980s |
And this is exactly the task we have before us: to carefully update the Moscow Metro logo, return to its historic image while maintaining its visibility, to create a unified image that will not be changed year after year under the influence of transient design trends.
The practical part
Our historical overview made it clear that we don’t need to replace the letter, we just need to carefully standardize it. We can try to imagine what the logo looks like in the minds of Moscow residents by combining all the existing shapes together. It looks something like this:
First I was simply consulting Yegor and Ludwig, I told them about the history of the logo, how it evolved and why. But ultimately it just so happened that I was the one to work on the design. By this time, Yegor has already created his version of the letter M whose thin pronounced serifs were just begging to be enlarged. Also, if an illuminated version of the logo were to be produced, it would be difficult to illuminate such thin elements. Though the “Metro” text was happily approved by everybody. One question remained however: wouldn’t foreigners read it as “Metpo” instead? But we decided they will probably get used to it quite soon. In fact, it will even help them to remember that Russian P sounds like R. But combining the logo with the text is definitely a good idea. We just need to make sure the distance between the image and the text is maintained when the logo is reproduced.
Now we start to think about the placement of the logo with the “Metro” text. But achieve nothing, apart from understanding that the shape of the M requires it to be placed on some sort of surface, which means it has to stand on something, not be suspended. Also, Yegor figured out how to turn the bottom part of the logo into cat ears.
All right, it’s settled that slim serifs don’t look good on the letter, besides, we never saw them used in our historical overview. We try to draw a new alternative. A couple of sketches later we realize that it’s important to be precise with the angles and create a slight convergence of the two seemingly parallel lines. It would allow us to get rid of the odd visual effect when after looking at the M with parallel serifs they start to look asymmetric. Interestingly enough, there were many asymmetric letters in our overview, for example on Ediniy or 90-Minute tickets.
Having decided on this, we start to move the serifs and after a while find the best position for them.
Slightly tuning the letter. Looks OK now.
Now we try to draw neon tubing in the 1930s style. Such a letter could be used for festive occasions, such as the Metro anniversary. Thinking how we can attach the “Metro” text to this letter. After all, it’s better than writing “Lenin Moscow Metropolitan” all the time.
The art director suggests to make the festive logo the main one (Number 3). It would make it easier to replace the existing logos simply because hardly anybody will notice the change in proportions, but everyone will see the new inside contour. Trying to fantasize about the entrance stand, this time keeping in mind that the letter must stand on something.
Ultimately, we settle on what looks like the stand in use today, simply because everyone is already used to it, though we don’t abandon our efforts to give it a smoother shape. Also, serifs are not used on the stands today, which makes the letter look nice on a stand that is more narrow than the letter itself. However, as we already know from history, the letter with serifs must stand on something, which means the stand has to be as wide as the letter. Like this:
Based on this sketch we try to create a 3D model with neon illumination, the way it looked when the Metro just opened.
The art director likes the result and suggests to advise the Department of Transport and the Metro Administration to illuminate the letter on all historic stations (for example, on all stations of the first stage of construction) which would draw attention to the history of the city. As for the rest of the stations, they can be decorated with letters in anti-vandal light boxes that are cheaper to produce.
Rendering such a letter with the contour that we like so much.
Checking out how a neon-illuminated letter would look on Teatralnaya at daytime.
Preparing a presentations with examples of the logo in use.
A decision is made to abandon the inner outline and the “Metro” text in the main version. All that is remaining is the symbol itself. We also need to develop a lighter version of the logo for specific needs of the Metro Administration and the Department of Transport. This version has to have better legibility in smaller formats, such as city maps. Using the same principles, we turn our bold letter into a regular one.
Even before the official announcement we start using the new logo in studio city projects, such as Metro floor navigation.
Once again, we realize that the letter looks like it has never changed. Creating a video to show the evolution of the logo.
Going through all the collected materials and extracting all possible variants of the letter M, arranging them chronologically, drawing and morphing. To make sure the video doesn’t look a bunch of logos morphing into each other, adding a dynamic timeline and inserts with logo animation on Metro entrances and tickets. Creating 3D models for those inserts and rendering them in a cartoon style so that they don’t look odd in a sequence of flat animation.
That’s it. The video is ready and the logo was changed for the best.
Before and after:
Депутат Госдумы Михаил Сердюк считает, что миллионы рублей нужно тратить на безопасность граждан в подземке, а не на перерисовывание буквы М.
Депутат Госдумы от «Справедливой России», член комитета по бюджету Михаил Сердюк направил в Генпрокуратуру запрос с просьбой проверить целесообразность проведения ребрендинга Московского метрополитена, а также выяснить, как проводился конкурс на разработку нового логотипа подземки и каким образом формировалась цена контракта.
Поводом для обращения в правоохранительные органы стала информация о разработке дизайн-студией Артемия Лебедева нового логотипа Московского метрополитена в рамках программы по ребрендингу, стоимость которого составила 232 млн рублей. Логотип метро практически не изменился, была лишь убрана синяя линия вокруг буквы М. Это «революционное» новшество уже вызвало волну саркастических комментариев в соцсетях.
— За 232 млн можно создать целый институт и выдумать новый язык, — возмущен размером затрат парламентарий. — Если учесть, что символ метрополитена менялся неоднократно и за это не платили и сотой доли цены этого контракта, то становится понятно, насколько это бессмысленная трата.
Кроме того, депутат напомнил, что шрифты имеют свойство устаревать через 6–7 лет и их нужно будет обновлять. Если власти Москвы и в дальнейшем планируют каждые 6–7 лет тратить такие деньги на новое начертание буквы М, то, по его мнению, это слишком дорогое удовольствие, которое надо пресекать.
Михаил Сердюк считает, что эти деньги следовало потратить на повышение безопасности метрополитена, а «не заниматься бутафорией и перерисовыванием одной буквы».
— Возникает вопрос — к чему эти траты? Меня как налогоплательщика вполне устраивал предыдущий логотип. Нельзя сказать, что предыдущий был уродливый, смешной или нелепый. От размера или изменения буквы пассажиров больше или меньше не станет, — полагает депутат.
Одно дело, если частная компания за такие деньги заказывает разработку логотипа, и совсем другое — «когда из нашего с вами кармана», отмечает парламентарий.
— Я не сомневаюсь, что Лебедев — талантливый разработчик. Но почему мы с вами — пассажиры метрополитена — должны своим рублем оплачивать его творческие изыски? Каким образом изменится качество обслуживания, если буква будет нарисована другим шрифтом? — удивляется Сердюк.
Руководитель юридической компании ТАКО Руслан Яхудин разделяет мнение депутата и считает, что с юридической точки зрения неплохо было бы проверить расходование средств по данному контракту.
— Имидж, конечно, важен, однако после недавней страшной трагедии в метро, когда 15 июля на Арбатско-Покровской линии из-за схода вагонов с рельсов погибло несколько десятков человек, было бы правильнее тратить средства именно на безопасность, — подчеркнул юрист.
В мэрии уверяют, что заявленные на конкурсе 232 млн рублей выделялись на улучшение имиджа общественного транспорта столицы в целом, а не только на логотип метро.
— Речь идет о создании системы управления качеством обслуживания в городском транспорте, концепции единой навигации, о разработке стратегии бренда и визуального стиля, — отмечают в департаменте транспорта.
По словам главы дептранса Максима Ликсутова разработка логотипа метро обошлась московскому бюджету всего в один рубль.
— Студия Артемия Лебедева бесплатно рисовала карту метро и сама разработала логотип метро за один рубль, — отметил Ликсутов. Заммэра также заявил, что предложенная студией Лебедева концепция является имиджевым вариантом и будет внедряться повсеместно в случае успешного прохождения общественного обсуждения.
30 декабря 2020
История главного символа московского метро — буквы «М»
Привет друзья, это Павел Ковалев, заместитель начальника метрополитена по управлению персоналом!
Знать эту букву нехитро,
Кто был хотя бы раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква «М».
Борис Заходер
Московский метрополитен уже давно стал одним из символов и главных ориентиров в столице. Любого из нас наверняка не раз в джунглях домов останавливал расстрянный прохожий фразой: «Не подскажете, как добраться до метро?». И мы терпеливо объясняли ему, и неистово махали рукой туда, где по нашим предположениям находилась ближайшая станция подземки. И кричали ему в спину:
«Вот там, уже за тем домом увидите горящую красную букву…».
Любой москвич или гость столицы, пусть даже никогда не пользующийся метро, практически всегда ориентируется в Москве по станциям: «Я на «Третьяковской»… Уже перехожу на «Китае…». А на поверхности нам часто помогает найтись ярко-красный символ нашего метро, видный издалека даже в зимнюю метель.
У каждого метрополитена в мире есть свой логотип. У Московского метрополитена – это буква «М». Мы привыкли к ней, и нам порой кажется, что она не изменялась никогда. Но за свою более чем 85-летнюю историю наша «эМ»-ка преображалась неоднократно.
Фото предоставлено студией Артемия Лебедева
В начале 1934 года, когда Московский метрополитен ещё активно строился, был объявлен конкурс на создание символа московского метро. Объявление о конкурсе опубликовали в газете, предложив разработать символ метро обычным людям. Необходимо было придумать единый характерный символ для всего метрополитена: для входа в метро; для знака, прикрепляемого к углу здания; для знака, установленного на специальной тумбе или высокой мачте. Самым главным требованием к нему была узнаваемость.
Фото предоставлено студией Артемия Лебедева
Однако открытый конкурс результатов не принёс – комиссия отвергла все 97 присланных вариантов. Задачу разработки логотипа решили доверить профессионалам – архитекторам, которые работали над проектами первых станций метро. В итоге, по дошедшим до нас историческим свидетельствам, автором логотипа московского метро стал архитектор Иван Таранов, который вместе со своей женой Надеждой Быковой разработал проект станции «Сокольники».
Весной 1935 года на фасадах зданий и павильонов станций метро появился символ абсолютно новой для Москвы системы общественного транспорта – большая буква «М». Кроме этого появились и световые надписи «МЕТРО». Все они выполнялись объёмными с электрической подсветкой в ночное время.
Как ни странно, но символ «М» не имел каких-либо определённых стандартов и часто использовался в качестве декора. Спустя несколько лет от использования массивных букв «МЕТРО» отказались, но полюбившаяся пассажирам буква «М» на входах в метро осталась. С открытием в 1950 году Кольцевой линии появились первые стандарты символа, устанавливаемого на вестибюлях станций – это была буква «М» с нижними засечками серого цвета и ярко- красной неоновой трубкой, которая подсвечивалась в ночное время.
В 1967 году институт Метрогипротранс разработал новую систему указателей для метрополитена. И о главном символе нашего метро они не забыли – отныне символ «М» должен был стать одинаковым и на схемах, и на билетах, и на вестибюлях. Однако навигация была внедрена только частично, а символ так и не стандартизировался – печатная версия продолжала развиваться отдельно от того символа, что размещался на вестибюлях и станциях. Сначала она получила чёрную окружность вокруг буквы «М», а в 1980-х годах сменила её на символическое очертание тоннеля синего цвета.
В начале «лихих девяностых» символ входа в метро стал выполняться из каркаса-очертания буквы без засечек, а в 1996 году стал сплошным со светоотражающей поверхностью серого цвета и красной гирляндой по контуру символа. Печатный символ в то же время начал широко использоваться в объявлениях, рекламе, на схемах и билетах. И снова при этом никаких строгих стандартов не применялось – сколько было тогда нарождающихся дизайнеров, столько символов метро и возникало.
В 2013 году, когда в Москве началась программа обновления общественного транспорта, навигацию было решено также привести к единому формату. И вот в 2014 году Студия Артемия Лебедева, изучив абсолютно все варианты изображения буквы «М» за восемь десятков лет, стандартизировала красный символ нашего метро в строгом начертании. Таким образом, впервые за всю историю
Московского метрополитена, символ над входом и печатный стали братьями-близнецами. А ярко-красным «М» над входами в метро добавили ещё и цветные кольца в цвет линий.
Но какие бы метаморфозы не случались с легендарным символом нашего метро – он всегда сохранял свою узнаваемость и служил для нас маячком: пассажиры точно знали, что двери станций метро для них приветливо открыты. Даже в такие сложные дни, которые мы пережили в этом году. Москвичи всегда уверены, что их поездка на метро будет самой точной по времени! И так уже 85 лет!
В следующей колонке мы расскажем вам об истории навигации на станциях метро.
Материал подготовлен совместно с обществом коллекционеров «Наше метро».
Новости по теме
16 ноября 2022