Новые образовательные стандарты НОО и ООО: обзор изменений[1]
В статье – таблица с обзором главных изменений во ФГОС НОО и ООО. В ней вы найдете, что скорректировали в новых стандартах, как было раньше и какие требования придется соблюсти теперь. Вам не придется самостоятельно анализировать нововведения или поручать эту объемную работу подчиненным. Вы можете передать таблицу членам рабочей группы по переходу на новые ФГОС – так им будет легче построить свою работу.
Обратите внимание на нестыковки в новых ФГОС НОО и ООО
на сентябрь 2021 года:
Законодательные нестыковки в новых ФГОС касаются программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, плана внеурочной деятельности и курсов повышения квалификации для педагогов. Так, из стандартов убрали норму о том, что советы родителей вправе участвовать в разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Но это не означает, что теперь их мнение не надо учитывать. Ведь такое право родителей также закреплено в статье 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Также в новых ФГОС не упоминают, что план внеурочной деятельности школа должна разрабатывать и утверждать самостоятельно. Но юридически это ничего не означает: план – это часть образовательной программы, а потому разрабатывать и утверждать его школа обязана самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства.
Кроме того, в новых стандартах не упомянули, что педагоги обязаны повышать квалификацию раз в три года. В статье 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ по-прежнему закреплено, что у учителей есть право проходить повышение квалификации раз в три года, а в статье 48 – что они обязаны систематически повышать свой уровень. Но теперь нигде нет четких сроков, как часто школа обязана отправлять учителей на курсы повышения квалификации.
Какие изменения в работу школы вносят новые ФГОС НОО и ООО
Как было |
Как стало |
Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО |
|
Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было |
Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО) |
Требования к результатам освоения программы |
|
Требований было меньше |
Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО) |
Требования к пояснительной записке |
|
Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО |
Теперь содержание пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО). А на уровне ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно описать механизмы реализации программы. Это касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО) |
Требования к рабочим программам |
|
Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий |
Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО) |
Содержание календарного плана воспитательной работы |
|
Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах |
Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО) |
Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей |
|
Деление предметов и курсов по предметным областям было другим |
В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно |
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО |
|
Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов |
Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п. 33.1 ФГОС ООО) |
Объем часов аудиторной нагрузки |
|
ФГОС НОО: 2904 – минимум, 3345 – максимум ФГОС ООО: 5267 – минимум, 6020 – максимум |
ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО) ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум (п. 33.1 ФГОС ООО) |
Объем внеурочной деятельности на уровне НОО |
|
1350 часов |
1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО) |
Требования к структуре содержательного раздела ООП |
|
Раздел включал: программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы |
На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных модулей (п. 32 ФГОС ООО) |
Особенности обучения детей с ОВЗ |
|
Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для умственно отсталых |
ФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя применять на уровне ООО. Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО) |
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий |
|
Настолько подробных норм не было |
Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО) |
Деление учеников на группы |
|
Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы |
Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п.20 ФГОС НОО, п.20 ФГОС ООО) |
Требования к программе формирования универсальных учебных действий |
|
Требований и норм было больше |
Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО) |
Рабочая программа воспитания |
|
Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований |
Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО) |
Информационно-образовательная среда |
|
Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов |
Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО) |
Оснащение кабинетов |
|
Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой |
Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО) |
Обеспечение учебниками |
|
Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников – в печатном или электронном виде |
Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО) |
Психолого-педагогические условия |
|
Требований было меньше |
В новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО) |
Повышение квалификации |
|
Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года |
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО) |
Частные школы |
|
Частные школы могли получить бюджетные средства только в объеме норматива региона. Они не включали в себя все виды расходов и были ниже, чем у муниципальных школ. При этом брать деньги с родителей частные школы не могли, если услугу хотя бы частично профинансировали из бюджета |
Частные и государственные школы, которые реализуют государственные программы, теперь надо финансировать в одинаковом объеме (п. 39.4 ФГОС НОО, п. 40.5 ФГОС ООО) |
[1] Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» №10 (октябрь) 2021. Адрес статьи в режиме демо доступа или подписки: https://e.rukobr.ru/922080
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
Смотрите
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников.
План — это, прежде всего, целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе.
Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Календарный план — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
В плане отражаются конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени.
Основная цель планирования — обеспечение выполнения Программы детского сада.
К планированию календарного плана предъявляются определённые педагогические требования:
- Календарный план работы составляется воспитателями по очереди. Один воспитатель пишет план своей смены на 5 рабочих дней.
- При работе над планом нужно учитывать реальность его выполнения, систематичность, последовательность, необходимо продумывать его насыщенность разнообразными делами.
- Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный элемент.
- Последовательность и систематичность плана работы педагога помогает ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюдать непрерывность самого воспитательного процесса.
- Одним из важнейших условий составления календарного плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.
Помимо педагогических существуют требования к оформлению плана:
- План должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком или напечатан.
- На первой странице размещается: полное название учреждения, заглавие, номер и возраст группы, имена и отчества обоих воспитателей, а также даты начала и окончания плана.
- С обратной стороны первой страницы: прилагается таблица, в которой зам по УВР делает отметки об их проверке, а также оставляет свои рекомендации.
- На второй странице указываются годовые задачи ДОУ.
- Учебный план ДОУ на учебный год
- План работы ДОУ по профилактике ДДТТ на учебный год
- Циклограмма комплексно-тематического планирования на учебный год (где указывается: месяц, неделя, тема месяца, тема недели, итоговое событие).
- Список детей группы в алфавитном порядке с датами рождения
- Список детей по подгруппам
- Режим дня на учебный год
- Расписание НОД на учебный год
- Образовательная нагрузка воспитанников группы.
- Режим двигательной активности.
- Титульный лист на каждый месяц.
- Сетка «Система образовательной работы с детьми» (на месяц, где указывается дата, образовательная область по которой проходит НОД, тема НОД, используемая метод.лит-ра (автор, стр., № занятия; для того, чобы не указывать каждый раз автора, можно распечатать УМК(учебно-методический комплекс) и вложить после циклограммы, но стр. и № занятия указывать обязательно!!!)
- например, Обучение грамоте. — «Усвоение звука и буквы М» — Ушакова О. А. стр. 56;
- Комплекс утренней гимнастики (выдает руководитель по физре)
При написании плана на неделю указывается:
- ВО ВСЕХ ПУНКТАХ ОБЯЗАТЕЛЬНО — ЦЕЛИ!!!
- Работа с родителями.
- Обогащение развивающей среды в группе.
- Утренняя гимнастика, виды ходьбы, подвижная игра.
- Сюжетно-ролевая игра с перечислением цели игры, атрибутов и игровых ролей.
- Все утренние мероприятия проводятся с целью создания у детей положительного эмоционального настроя на весь день и побуждения их к активному участию в жизни группы.
- Планирование утреннего отрезка времени.
- При планировании индивидуальной работы необходимо уточнять вид деятельности, его цель и с кем конкретно из детей педагог планирует данную работу.
- Беседа — тема, цель, вопросы, оборудование (если необходимо), кому адресована.
- Игры — какие (название), цель, атрибуты (материалы) проводятся с подгруппой детей и рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком.
- Планирование режимных моментов. При написании режимных моментов обязательно планировать художественное слово (ясельная, младшая, средняя группы).
Планирование учебных занятий:
- Тема занятия
- Программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи)
- Материалы и оборудование
- Виды детской деятельности
- Целевые ориентиры
- Словарная работа (обогащение словаря)
- Вопросы
- Художественное слово (название произведения и автор)
- Физминутка
- Рефлексия
По изодеятельности:
- Вид занятия (рисование, аппликация, лепка, ручной труд)
- Тема занятия
- Оборудование
- Основные технические приёмы
- Пальчиковая гимнастика
Планирование прогулки:
Прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса:
П.11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.
При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Содержание прогулки должно соответствовать физиологическим, педагогическим требованиям во всех возрастных группах. При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.
Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.
Есть общепринятая структура прогулки.
Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
Существует различные виды прогулки:
Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
Комбинированная, состоящая из двух частей:
- первая часть — целевая прогулка;
- вторая часть — свободная деятельность детей.
Пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки — трудовые акции.
Рассмотрим прогулки каждого вида.
Прогулки — походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.
Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.
В прогулках — трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе — это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы — это результат совместного труда всех.
Наблюдение (тема, цель, художественное слово, вопросы).
Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10–15 минут.
Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень.
Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности.
Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.
При организации любых видов наблюдений должно быть обязательно использовано художественное слово:
- Стихи
- Пословицы
- Поговорки
- Загадки
- Потешки
- Приметы
С приметами начинают знакомить со средней группы.
Виды наблюдений:
- Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
- Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
- Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом (с разрешения администрации ДОУ). Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
- Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
- Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (с разрешения администрации ДОУ).
ОВД (основные виды движений)
При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения).
В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие).
Индивидуальная работа по физвоспитанию
У которых есть проблемы в освоении основных движений
Подвижная игра.
Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.
Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время — с бегом, метанием, прыжками.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).
Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.
Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.
Индивидуальная работа (вид деятельности, цель, с кем проводится).
Самостоятельная деятельность детей (выносной материал)
Трудовая деятельность (вид труда: ручной труд, поручения, — кому, цель; коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в цветнике — тема, цель)
Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе, должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.
Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.
Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.
Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.
II половина дня.
Во вторую половину дня деятельность детей разнообразна. Нужно дать детям возможность реализовать то, чо им понравилось за день. В это время отводится для различного рода игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных, настольно-печатных). При планировании игр указывается: вид, тема игры, оборудование (театрализованные и сюжетно-ролевые — роли).
Для желающих детей может быть организовано прослушивание музыкальных произведений, сказок, пение песен при планировании этого вида деятельности необходимо указать название произведения, автора или композитора.
Один раз в неделю, в среду, планируется развлечение. Никакая другая работа в этот день не планируется. При планировании развлечения указать:
Тему, цели, материалы и оборудование (см. папку взаимодействия с физруком и музруком)
Вечером детей нужно ненавязчиво привлекать к какой-либо спокойной деятельности. Это может быть рисование, вырезание, игра с мелким строителем, мозаикой и т.д.
Автор: Светлана Роменская
С 1 сентября 2022 года начнется прием учащихся в первый и пятый классы по Стандарту третьего поколения. Школам предстоит серьезная работа по разработке новых образовательных программ для начального и основного общего образования. Существенные изменения коснулись и программы воспитания.
В соответствии с государственным заданием Минпросвета Российской Федерации на 2021-2022 гг. в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования проведено обновление примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, подготовленной в 2020 г.
Значительные изменения внесены в части формулировок ценностно-целевых ориентиров воспитания детей в ОО с учётом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное, а также в связи с существенным обновлением нормативно-правовой базы воспитания в Российской Федерации:
- принятие значимых для воспитания изменений в Конституцию Российской Федерации в 2020 г.;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020-2021 гг.;
- Новые ФГОС начального общего и основного общего образования в 2021 г.
В 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения. Разработка и совершенствование ФГОС третьего поколения продолжается, результатом и главным отличием от ФГОС второго поколения станет конкретизация и четкость требований.
Как изменилась структура программы
ФГОС третьего поколения содержит новые требования как к структуре программы воспитания, так и к ее содержанию. Изменения коснулись непосредственно самой структуры программы, поэтому просто поправить названия разделов не получится.
Сравнениеразделов рабочей программы воспитания по старому и новому ФГОС
Изначальный вариант |
Изменения |
Раздел 1: «Описание особенностей воспитательного процесса» |
Раздел 1: «Анализ воспитательного процесса в организации» |
Раздел 2: «Цели и задачи воспитания обучающихся» |
Раздел 2: «Цели и задачи воспитания обучающихся» |
Раздел 3: «Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность» |
Раздел 3: «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей» |
Раздел 4: «Основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность» |
Раздел 4: «Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции учащихся» |
Как изменилось содержание программы
В ФГОС третьего поколения произошли изменения в требованиях к содержанию рабочей программы воспитания. Так, новый стандарт определяет рабочую программу воспитания как методический документ, который содержит комплекс основных характеристик воспитательной работы в школе.
Согласно изменениям программа воспитания должна создать целостную образовательную среду, которая будет включать урочную и внеурочную деятельность. Таким образом, в программе остается актуальным реализация личностно развивающего потенциала школьных уроков.
Изменения
1. «Личностные результаты».
По ФГОС третьего поколения личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. При этом они разделены по основным направлениям:
- Гражданское;
- Патриотическое;
- Духовно-нравственное;
- Эстетическое;
- Физическое;
- Трудовое;
- Экологическое воспитание;
- Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
- Ценности научного познания.
Все воспитательные мероприятия программы должны соответствовать данным направлениям и должны быть нацелены на достижение личностных результатов.
2.Учет специфики региона и единство воспитательной деятельности.
По новым требованиям программа воспитания должна обеспечивать целостность и единство воспитательных воздействий на учащихся, реализацию возможности социальных проб, самореализацию и самоорганизацию учащихся, практическую подготовку.
Помимо этого, при разработке программы обязательно учитываются социальные потребности семей, а также историко-культурная и этническая специфика региона.
3. Нормативные документы для разработки программы воспитания
Основой для разработки новой рабочей программы воспитания должен быть ФГОС для НОО и ООО (от 31.05.2021 № 286 и 287).
В соответствии с новым ФГОС наличие модульной структуры программы теперь является необязательным. Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для начального образования может, но не обязана включать модули, и описали (п. 31.3 ФГОС НОО).
Для общего образования модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания: она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)
Вариативные модули
Было |
Стало |
Детские общественные объединения |
Детские общественные объединения |
Ключевые общешкольные дела |
Добровольческая деятельность |
Школьные медиа |
Школьные медиа |
Экскурсии, экспедиции, походы |
Школьный музей |
Организация предметно-эстетической среды |
Школьный театр |
Школьный спортивный клуб |
Инвариантные модули
Было |
Стало |
Работа с родителями |
Работа с родителями |
Классное руководство |
Классное руководство |
Курсы внеурочной деятельности |
Внеурочная деятельность |
Школьный урок |
Школьный урок |
Профориентация |
Профориентация |
Самоуправление |
Самоуправление |
Предметно-пространственная среда |
|
Внешкольные мероприятия |
|
Социальное партнерство |
|
Профилактическая безопасность |
4. Содержание календарного плана воспитательной работы
В соответствии со Стандартом нового поколения в план воспитательной работы школы необходимо включать не только мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых школа просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п.33 ФГОС ООО).
5. Нестыковки новых ФГОС НОО и ООО
Законодательные нестыковки в ФГОС третьего поколения касаются программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, плана внеурочной деятельности. Так, из стандартов убрали норму о том, что советы родителей вправе участвовать в разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Но это не означает, что теперь их мнение не надо учитывать. Ведь такое право родителей также закреплено в статье 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Также в Стандартах не упоминают, что план внеурочной деятельности школа должна разрабатывать и утверждать самостоятельно. Но юридически это ничего не означает: план — это часть образовательной программы, а потому разрабатывать и утверждать его школа обязана самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства.
5. Что поправить в разделах программы
Изменения касаются четырех разделов программы воспитания. Правки затрагивают личностные результаты учащихся, цели и задачи воспитания, формы и содержание воспитательной деятельности и систему поощрений.
Раздел 1. «Анализ воспитательного процесса в организации».
В этот раздел включаются результаты ежегодного анализа воспитательной работы школы. Направления анализа определяются в соответствии с календарным планом школы . В конце раздела делаются выводы, а также описываются проблемы, над решением которых школе предстоит работать.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания обучающихся».
Формулируются цели и задачи воспитания в соответствии с новыми личностными результатами, которые прописаны в ФГОС третьего поколения.
Раздел 3. «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей».
В данном разделе можно оставить модули или вернуться к традиционному описанию содержания по направлениям воспитания, утвержденным в ФГОС нового поколения.
Однако если выбирается модульная структура, то содержание предыдущей версии программы воспитания оставить не получится, поскольку в Стандарте нового поколения заложены качественно новые результаты воспитания. Кроме того, предыдущий ФГОС не предусматривал обязательный учет специфики школы, а также интересов субъектов воспитания и тематики учебных модулей.
Работа по описанию раздела может начинаться с анкетирования, чтобы выявить интересы учащихся и родителей, а также социальные потребности семей. При определении видов, форм и содержания воспитания необходимо учитывать результаты анкетирования, а также специфику школы, историко-культурную и этническую специфику региона. При описании формы и содержания воспитания в урочной деятельности нужно ориентироваться на тематику учебного предмета.
Раздел 4. «Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции учащихся».
При разработке и описании системы поощрения учащихся должны учитываться различные особенности, а порядок поощрения должен быть объективным, понятным.
Процедура награждения должна соответствовать школьному укладу и символике, само награждение должно быть открытым и публичным. Частота награждений и количество поощряемых должны быть оптимальны, необходимо соблюдение сочетания индивидуального и коллективного поощрения.
К системе поощрений, дифференцированных по уровню и типу наград, должны привлекаться учащиеся, представители ученического самоуправления, родители, статусные представители сторонних организаций.
Формы поощрения должны быть конкретизированы: это могут быть как традиционные (портфолио, рейтинги, награждение благодарственными письмами, подарки и ценные призы, благотворительная поддержка), так и нетрадиционные формы (мастер-классы активных учащихся, назначение учащихся на ведущие исполнительские роли, публикация в СМИ о достижениях учащихся и пр.)
Также при разработке рабочей программы воспитания не необходимо учесть, что в соответствии со Стандартом воспитательная деятельность реализуется совместно с семьей и иными институтами воспитания. Для этого в программе нужно указать механизмы взаимодействия с семьями учащихся и сторонними организациями.
6. Разработка календарного плана воспитательной работы
ФГОС нового поколения предъявляет требования и к календарному плану воспитательной работы:
- во-первых, по новому ФГОС календарный план воспитательной работы становится частью ООП и входит в состав организационного раздела программы;
- во-вторых, календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся школой, а также в которых школа принимает участие.
Поэтому, прежде чем включить какое-либо мероприятие в план, следует тщательно оценить возможности школы по его реализации. Это связано с тем, что теперь все мероприятия плана становятся обязательными для исполнения, а любые изменения в плане нужно будет утверждать на педагогическом совете как изменения, вносимые в ООП.
7. Основные направления воспитательной работы.
Во избежание перегрузки календарно-тематического плана школы, в него нужно включать только обязательные мероприятия, которые школа проводит в соответствии со Стандартом нового поколения.
В ФГОС НОО обозначены лишь основные направления воспитательной деятельности, поэтому ориентироваться можно на ФГОС ООО, в котором указаны требования к содержанию воспитательных мероприятий.
Для этого необходимо предусмотреть мероприятия на совместную деятельность учащихся и родителей, а также на развитие педагогической компетентности родителей в целях осуществления социализации учащихся в семье. Эти мероприятия являются обязательными, так как это требование ФГОС третьего поколения.
7. Обязательные образовательные события.
Министерство просвещения Российской Федерации рекомендует включать в программу воспитания образовательные события, приуроченные к государственным и национальным праздниками РФ, к памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным памятным датам и событиям согласно примерному календарному плану воспитательной работы на учебный год.
8. Перечень олимпиад.
В календарный план воспитательной работы можно включить мероприятия из перечня олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие способностей в научно-исследовательской, инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной сферах, а также муниципальные и региональные мероприятия, в которых учащиеся ежегодно принимают участие.
В заключение нужно отметить, что у программы воспитания в соответствии с требованиями Стандарта нового поколения есть важная цель:
- она должна помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации этого воспитательного потенциала;
- создать собственные действенные программы воспитания, которые позволили бы учесть специфику каждой образовательной организации.
- решить проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли гармонично входить в тот мир, который их окружает;
- развить креативную компетентность личности как средства формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни в социуме.
Усиление воспитательной работы — одно из направлений государственной политики в сфере образования и требование Закона об образовании.
Практика административной работы в школе
№8 за 2020 год.
Разработка программ воспитания и календарных планов воспитательной работы: что нужно сделать директору?
В соответствии с требованиями законодательства с 1 сентября 2020 г. образовательные программы начального, основного и среднего общего образования должны содержать рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы. В связи с этим мы решили подготовить публикацию о том, что необходимо сделать директору школы в связи с данным нововведением.
Кто же все-таки должен заниматься воспитанием детей?
С точки зрения российского законодательства образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273)).
Право на обучение (реализацию общеобразовательных программ) предоставляется как школе, так и родителям (законным представителям) обучающихся (п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 273). А вот обязанность обеспечить получение детьми образования возлагается на их родителей: основного общего — частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция), а общего (в том числе и среднего) — частью 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — Семейный кодекс) и пунктом 1 части 4 статьи 44 ФЗ № 273. На школу же возлагается обязанность обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся (п. 1 ч. 6 ст. 28 ФЗ № 273).
Воспитание детей является не только правом, но и обязанностью родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции, ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса). И именно родителям предоставляется преимущественное право как на обучение, так и на воспитание детей перед всеми другими лицами (в том числе и юридическими), но на них же возлагается и ответственность за воспитание и развитие своих детей (ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса), а органы государственной власти, местного самоуправления и образовательные организации лишь оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ч. 2 ст. 44 ФЗ № 273).
Однако следует отметить, что ответственность родителей, предусмотренная действующим законодательством, выглядит весьма условной. Неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей (ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП)). На практике же ситуация обычно складывается совсем иначе — дисциплинарные взыскания и административные штрафы накладываются на школу и ее должностных лиц: директора, его заместителей, педагогических работников.
Новые требования законодательства к образовательной программе
До 1 сентября 2020 г. ФЗ № 273 определял образовательную программу как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2).
Лишь в федеральных государственных образовательных стандартах (далее — ФГОС) общего образования указывалось, что содержательный раздел программы:
• начального общего образования (далее — НОО) должен включать программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (ч. 16 ФГОС НОО);
• основного общего образования (далее — ООО) должен включать программу воспитания и социализации обучающихся (ч. 14 ФГОС ООО);
• среднего общего образования (далее — СОО) должен включать программу воспитания и социализации обучающихся (ч. 14 ФГОС СОО).
Но с 1 сентября 2020 г. ситуация изменилась. Теперь образовательная программа определяется как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы (пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“» по вопросам воспитания обучающихся (далее — ФЗ № 304)). А это значит, что ответственность за воспитание обучающихся перекладывается на образовательную организацию, поскольку именно образовательная организация несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ (ч. 7 ст. 28 ФЗ № 273).
Теперь процесс воспитания обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно (ч. 1 ст. 12.1 ФЗ № 273).
Стоит обратить особое внимание, что:
• в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся и советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии в образовательной организации) (ч. 3 ст. 12.1 ФЗ № 273);
• при принятии рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы учитывается мнение советов обучающихся и советов родителей (ч. 3 ст. 30 ФЗ № 273).
Поскольку перечисленные выше требования законодательства вынуждают руководителей образовательных организаций провести значительную работу по совершенствованию образовательных программ и локальных нормативных актов, отрадным выглядит то обстоятельство, что эти документы подлежат приведению в соответствие с вышеуказанными требованиями лишь к 1 сентября 2021 года (ч. 2 ст. 2 ФЗ № 304). Время еще есть, но и работы предстоит сделать немало!
Что же следует обязательно сделать?
Поскольку совет обучающихся и совет родителей имеют право, но не обязаны принимать участие в разработке программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, тот факт, что такое право этим советам было предоставлено, во избежание конфликтных ситуаций, следует зафиксировать. Представляется разумным приказом по школе создать рабочую группу по разработке программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, включив в ее состав представителей совета родителей и совета обучающихся (по согласованию). Пример такого приказа приведен в Приложении.
Так как об изменениях, внесенных в образовательные программы, организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 304), не стоит затягивать с корректировкой образовательных программ, поскольку процесс информирования потребует значительного времени.
Обновленные образовательные программы должны быть размещены на официальном сайте школы в течение 10 рабочих дней после вступления в действие обновленной редакции программ (п. 6 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства России от 10.07.2013 № 582).
Целесообразно организовать письменную фиксацию факта ознакомления обучающихся и их законных представителей с изменениями, внесенными в образовательные программы в соответствии с новыми требованиями. Информацию о подтверждении факта ознакомления с изменениями, внесенными в образовательные программы, следует включить и в образец заявления о поступлении в школу.
Приложение
Образец приказа о создании рабочей группы по разработке программ воспитания и календарных планов воспитательной работы
Муниципальное общеобразовательное учреждение №__
Приказ
«___» ______20__ года № __
О создании рабочей группы по разработке программ воспитания и календарных планов воспитательной работы
В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 28 и ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приказываю:
1. Создать рабочую группу по разработке программ воспитания начального, основного и среднего общего образования и календарных планов воспитательной работы этих уровней образования в следующем составе:
руководитель группы: Ф.И.О., заместитель директора (воспитательная работа);
члены группы: Ф.И.О., социальный педагог;
Ф.И.О., председатель методического объединения классных руководителей;
Ф.И.О., старший вожатый;
Ф.И.О., председатель совета родителей (по согласованию);
Ф.И., председатель совета обучающихся (по согласованию).
2. Рабочей группе при разработке программ воспитания и календарных планов воспитательной работы руководствоваться:
• Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
• Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
• Примерной программой воспитания, утвержденной 2 июня 2020 г. на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
• Методическими рекомендациями Института стратегии развития образования РАО 2020 года «О разработке программы воспитания».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Ф.И.О., заместителя директора (воспитательная работа).
Директор школы ____________ Ф.И.О.
С приказом ознакомлены
и согласны (не согласны):
№ п/п Согласен (не согласен) Подпись Фамилия Дата