Как изменило мировую торговлю открытие суэцкого канала

Мировые державы боролись за канал с момента его открытия в 1869 году

Суэцкий канал, который проходит через Египет и соединяет Средиземное и Красное моря, настолько важен для мировой торговли, что мировые державы боролись за него с момента его открытия в 1869 году. Этот стратегический судоходный путь был полностью заблокирован 23 марта, когда огромное грузовое судно Ever Given, которое имеет длину больше Эйфелевой башни, наклонилось под сильным ветром, и его носовая часть вклинилась в борт водного пути, сев на мель. Произошедшая авария привела к тому, что международное судоходство резко упало на фоне попыток спасательных команд убрать судно.

1. Что такое Суэцкий канал?

Искусственный водный путь протяженностью 193 км пересекает Египет и соединяет Средиземное море с Красным морем и, как следствие, Атлантический и Индийский океаны. Это делает его ключевым транзитным пунктом для судов, перевозящих товары между Азией и Европой и восточной частью США. Канал был введен в эксплуатацию в 1869 году, за 45 лет до Панамского канала, который намного короче, соединяя Тихий и Атлантический океаны. По данным GlobalSecurity.org, канал на уровне моря — самый длинный в мире без шлюзов, со средним временем прохождения от конца до конца около 13-15 часов.

Фото: Getty

2. Почему он так важен?

Ежегодно через канал проходит около 12% мировой торговли, от сырой нефти до зерна и растворимого кофе. Без этого канала супертанкеру, перевозящему сырую нефть с Ближнего Востока в Европу, пришлось бы проехать еще почти 10 000 км вокруг мыса Доброй Надежды в Африке, что добавило бы около 300 000 долларов к расходам на топливо.

3. Что через него проходит ?

По данным Управления Суэцкого канала, в 2019 году было перевезено почти все, что только можно вообразить, до 1,03 миллиарда тонн грузов. Это примерно в четыре раза больше, чем прошло через Панамский канал. Расположение канала делает его ключевым звеном для транспортировки сырой нефти и других углеводородов из таких стран, как Саудовская Аравия, в Европу и Северную Америку. Среди прочих товаров в 2019 году по каналу прошло 54,1 млн тонн зерновых, 53,5 млн тонн руд и металлов и 35,4 млн тонн угля и Coca-Cola.

Фото: Islam Safwat/Bloomberg

4. Каково происхождение канала?

Идея восходит к глубокой древности, но только в середине 19-го века османский наместник Египта Саид-паша предоставил французской компании концессию на строительство канала. На реализацию проекта потребовалось 10 лет и около 1,5 миллиона рабочих, а стоимость проекта составила 100 миллионов долларов (1,9 миллиарда долларов на сегодня), что вдвое превышает первоначальную оценку. Канал был введен в эксплуатацию в 1869 году, но вскоре после этого его владельцы столкнулись с финансовыми трудностями и были вынуждены продать контрольный пакет акций Великобритании, которая управляла каналом в течение следующих восьми десятилетий.

Фото: Getty Images

5. Кому он принадлежит сегодня?

Антиколониальный президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал в 1956 году, что вызвало Суэцкий кризис в том же году, когда израильские, британские и французские войска организовали вторжение на Синай и в зону канала. Кризис, который закончился после того, как США вмешались против вторжения, привел к закрытию канала на год (там также были введены первые миротворческие силы ООН). Десять лет спустя израильско-арабская война 1967 года побудила Египет закрыть канал для движения судов на восемь лет, когда египетские и израильские силы столкнулись в схватке на воде. Сегодня канал находится в ведении государственного управления и является основным источником дохода правительства Египта, получив в прошлом году выручку в размере 5,61 миллиарда долларов. В 2015 году было начато расширение канала стоимостью 8 миллиардов долларов с целью увеличения проходимости судов и более чем удвоения доходов. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте актуальную информацию из мира новостей еще быстрее.

Global trade has been impacted after a container ship got stuck in the Suez Canal, the 193-km waterway that is pivotal in connecting Europe and Asia. Located in Egypt, the artificial sea-level waterway was built between 1859 and 1869 linking the Mediterranean Sea and the Red Sea. As the shortest route between the Atlantic Ocean and lands around the Indian and western Pacific Oceans, the canal is one of the busiest waterways in the world, negating the need to navigate around the Cape of Good Hope in Africa and thus cutting distances by up to 7,000 km.

But the canal has had anything but smooth sailing in the 150 or more years since it was formally built. In fact, political, financial and technical problems have resulted in the canal shutting down five times, the last closure lasting eight years before reopening for navigation in June 1975.

Newsletter | Click to get the day’s best explainers in your inbox

Suez Canal’s Long History

The canal has existed in one form or the other since construction started under the reign of Senausret III, Pharao of Egypt (1887-1849 BC). Many kings who ruled later kept improving and expanding this canal. Construction picked up pace around 300 years back as maritime trade between Europe and Asia became crucial for many economies.

In 1799, Napoleon’s efforts to build a proper canal were brought to an end due to an inaccuracy in the measurements. In the mid-1800s, French diplomat and engineer Ferdinand de Lesseps convinced the Egyptian viceroy Said Pasha to support the canal’s construction.

In 1858, the Universal Suez Ship Canal Company was tasked to construct and operate the canal for 99 years, after which rights would be handed to the Egyptian government. Despite facing multiple problems ranging from financial difficulties and attempts by the British and Turks to halt construction, the canal was opened for international navigation in 1869.

The French and British held most of the shares in the canal company. The British used their position to sustain their maritime and colonial interests by maintaining a defensive force along the Suez Canal Zone as part of a 1936 treaty. In 1954, facing pressure from Egyptian nationalists, the two countries signed a seven-year treaty that led to the withdrawal of British troops.

Egypt takes over Suez Canal

In 1956, Egyptian President Abdel Nasser nationalised the Suez Canal to pay for the construction of a dam on the Nile. This led to the Suez Crisis with UK, France and Israel mounting an attack on Egypt. The conflict ended in 1957 after the United Nations got involved and was followed by the first instance of the UN Peacekeeping Forces being deployed anywhere in the world. Even as the occupying forces withdrew their troops, the UN forced were stationed at Sinai to maintain peace between Egypt and Israel.

In 1967, Nasser ordered the peacekeeping forces out of Sinai leading to a new conflict between the two countries. Israelis occupied Sinai and in response, Egypt closed the canal to all shipping. The closure lasted until 1975, when the two countries signed a disengagement accord. The canal was the focal point of the Arab-Israeli War of 1973, with the Arab coalition led by Egypt and Syria.

A view of the Suez Canal from the International Space Station. (Wikimedia Commons)

An Economic Lifeline

The canal continues to be the lifeline for all trade between the West and East as 10 per cent of the global trade passes through it every year. The average 50 ships that pass through it daily carry about $9.5 billion worth of goods, every day. The freight and cargo include everything from crude oil to perishables.

Impact of Suez Canal blockade

On March 23, due to weather obstructions a giant container ship, MV Ever Given, en route from China to the Netherlands ended up getting stuck in one of the canal’s narrow stretches, thus blocking all traffic. Over 200 ships are stuck on both sides of the canal putting stress on global supply chains. The long-term impacts of this block will depend on how long it lasts, but some countries have already seen a rise in oil prices after the blockage.

The incident also raises questions about finding solutions to prevent future accidents and reducing the global dependence on this narrow waterway.

Nandini Mahajan is an intern with indianexpress.com

Global trade has been impacted after a container ship got stuck in the Suez Canal, the 193-km waterway that is pivotal in connecting Europe and Asia. Located in Egypt, the artificial sea-level waterway was built between 1859 and 1869 linking the Mediterranean Sea and the Red Sea. As the shortest route between the Atlantic Ocean and lands around the Indian and western Pacific Oceans, the canal is one of the busiest waterways in the world, negating the need to navigate around the Cape of Good Hope in Africa and thus cutting distances by up to 7,000 km.

But the canal has had anything but smooth sailing in the 150 or more years since it was formally built. In fact, political, financial and technical problems have resulted in the canal shutting down five times, the last closure lasting eight years before reopening for navigation in June 1975.

Newsletter | Click to get the day’s best explainers in your inbox

Suez Canal’s Long History

The canal has existed in one form or the other since construction started under the reign of Senausret III, Pharao of Egypt (1887-1849 BC). Many kings who ruled later kept improving and expanding this canal. Construction picked up pace around 300 years back as maritime trade between Europe and Asia became crucial for many economies.

In 1799, Napoleon’s efforts to build a proper canal were brought to an end due to an inaccuracy in the measurements. In the mid-1800s, French diplomat and engineer Ferdinand de Lesseps convinced the Egyptian viceroy Said Pasha to support the canal’s construction.

In 1858, the Universal Suez Ship Canal Company was tasked to construct and operate the canal for 99 years, after which rights would be handed to the Egyptian government. Despite facing multiple problems ranging from financial difficulties and attempts by the British and Turks to halt construction, the canal was opened for international navigation in 1869.

The French and British held most of the shares in the canal company. The British used their position to sustain their maritime and colonial interests by maintaining a defensive force along the Suez Canal Zone as part of a 1936 treaty. In 1954, facing pressure from Egyptian nationalists, the two countries signed a seven-year treaty that led to the withdrawal of British troops.

Egypt takes over Suez Canal

In 1956, Egyptian President Abdel Nasser nationalised the Suez Canal to pay for the construction of a dam on the Nile. This led to the Suez Crisis with UK, France and Israel mounting an attack on Egypt. The conflict ended in 1957 after the United Nations got involved and was followed by the first instance of the UN Peacekeeping Forces being deployed anywhere in the world. Even as the occupying forces withdrew their troops, the UN forced were stationed at Sinai to maintain peace between Egypt and Israel.

In 1967, Nasser ordered the peacekeeping forces out of Sinai leading to a new conflict between the two countries. Israelis occupied Sinai and in response, Egypt closed the canal to all shipping. The closure lasted until 1975, when the two countries signed a disengagement accord. The canal was the focal point of the Arab-Israeli War of 1973, with the Arab coalition led by Egypt and Syria.

A view of the Suez Canal from the International Space Station. (Wikimedia Commons)

An Economic Lifeline

The canal continues to be the lifeline for all trade between the West and East as 10 per cent of the global trade passes through it every year. The average 50 ships that pass through it daily carry about $9.5 billion worth of goods, every day. The freight and cargo include everything from crude oil to perishables.

Impact of Suez Canal blockade

On March 23, due to weather obstructions a giant container ship, MV Ever Given, en route from China to the Netherlands ended up getting stuck in one of the canal’s narrow stretches, thus blocking all traffic. Over 200 ships are stuck on both sides of the canal putting stress on global supply chains. The long-term impacts of this block will depend on how long it lasts, but some countries have already seen a rise in oil prices after the blockage.

The incident also raises questions about finding solutions to prevent future accidents and reducing the global dependence on this narrow waterway.

Nandini Mahajan is an intern with indianexpress.com

СУЭЦКИЙ КАНАЛ, один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.

Трасса канала.

Канал пересекает низменный участок песчаной пустыни там, где прокладке его русла благоприятствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежит ниже уровня моря, но из них пришлось проводить выемку грунта, потому что их глубины оказались меньше, чем требовалось для канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантары длиной 38 км трасса проходит по оз.Манзала, являющемуся, по существу, мелководной лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, и благодаря ровному рельефу местности здесь – в отличие, например, от Панамского перешейка – не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила по пресноводному каналу Исмаилия, который начинается чуть севернее Каира. С Каиром и долиной Нила зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, исходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик.

Первые каналы на Суэцком перешейке.

Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще ок. 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район оз.Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие. При строительстве современного Суэцкого канала часть этого старого русла использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия. При Птолемеях старый канал поддерживался в рабочем состоянии, в период владычества Византии он был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му’минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после 8 в. н.э.

В конце 15 в. венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале 19 в. европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств, сочли тогда нереализуемой, основываясь на выводах Лепера – инженера, которому Наполеон поручал провести исследование по проекту канала. Но выводы Лепера были ошибочны из-за принятого им на веру заблуждения о различии уровней водной поверхности Средиземного и Красного морей (якобы в Средиземном он был на 9 м ниже, чем в Красном).

Современный канал.

В 1854 Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858. Работы по строительству канала начались в апреле 1859, параллельно велась прокладка пресноводного канала из Каира на Исмаилию. Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта. Большую часть акций приобрели французы, турки и Саид-паша, который купил почти половину всех акций. В 1875 Дизраэли, премьер-министр Великобритании, купил у хедива Исмаила 176 602 акции Компании за 4 млн. ф.ст., в результате чего у Великобритании оказалось 44% акций.

 IGDA/A. Vergani     СУЭЦКИЙ КАНАЛ

Открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869. На его строительство было израсходовано 29 725 тыс. ф.ст. Первоначальная глубина фарватера равнялась 7,94 м, а его ширина по дну – 21 м; позже канал углубили настолько, что по нему стали проходить суда с осадкой до 10,3 м. После национализации канала Египтом (в 1956) проводились работы по дальнейшему его совершенствованию, и в 1981 по нему стали проходить суда с осадкой до 16,1 м.

Роль канала в мировой торговле.

Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.

Международное значение канала.

Значение канала было признано ведущими державами мира в Константинопольской конвенции 1888, которая гарантировала пропуск по нему судов всех стран в условиях мира и войны. Турки разрешали итальянским судам проходить через канал даже во время итало-турецкой войны 1911 (в период русско-турецкой войны 1877–1878 канал был закрыт для русских судов). Серьезных проблем по этим вопросам не возникало и во время обеих мировых войн. Однако после образования государства Израиль (1948) Египет задерживал суда, направлявшиеся по каналу в Израиль или из него, и конфисковывал их грузы. В зоне канала не было военных укреплений, но британские войска находились в Египте с 1882. До национализации канала его администрация состояла в основном из англичан и французов. Затем на канале стали распоряжаться египтяне.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»

На какой реке находился древний город Вавилон?

17:30

На этом мы завершаем нашу историческую онлайн-трансляцию. Хорошего вечера!

17:27

Другой конкурентный проект с российским участием — Международный транспортный коридор «Север-Юг», представляющий собой многорежимную сеть морских и железнодорожных маршрутов. Этот 7200-километрового транспортный коридор должен связать Индийский океан и Персидский залив с Россией и Северной Европой через Иран. О концессии договариваются Индия, Иран и России. Стороны ищут более дешевую и короткую альтернативу традиционному маршруту через Суэцкий канал.

17:23

Россия несколько лет назад объявила о желании конкурировать с Суэцким каналом и развивать Северный морской путь. По планам Минтранса должно быть увеличение грузопотока по этому маршруту до 80 млн тонн к 2024 году.

17:20

Через Суэцкий канал проходят ежедневно примерно 50 судов. Сборы обеспечивают Египту ежегодный доход в $5 млрд. Он стал основным источником дохода Египетского бюджета. В августе 2014 года Египет объявил о плане по углублению канала и созданию новой 22-мильной дополнительной полосы. Стоимость проекта ориентировочно составляет $ 8,5 млрд. Египетские власти утверждают, что после реконструкции в 2023 году доход от канала удвоится.

Автомобильный мост через Суэцкий канал, 2017 год

Depositphotos

17:15

Сейчас Суэцкий канал бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Это кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана. Самый короткий альтернативный маршрут длиннее на 8 тыс. км.

17:12

Панама, унесшая миллионы франков и жизни 20 тысяч строителей, стала синонимом катастрофы во французском языке. Канал был построен только в 1914 году, уже не французами, а США.

17:07

В декабре 1893 года в Париже состоялся суд на организаторами панамского строительства. Фердинанда Лессепса приговорили к пяти годам тюрьмы, но приговор никто не спешил приводить в исполнение. Фердинанд Лессепс скончался в 1894 году в 89 лет в своем парижском доме.

17:05

В 1876 году он на международном географическом конгрессе в Париже поддержал проект некоего Гогорца о строительстве Панамского канала. Он и возглавил компанию по строительству, которая велась по тому же финансовому принципу, что и Суэцкий Канал. Но рыть Панамские скалы оказалось труднее, чем песчаную почву Суэцкого перешейка. Компания обанкротилась

17:00

Что же касается виконта, то Лессепс остался верен идеям Сен-Симона и строительством одного Суэцкого канала не успокоился.

16:57

В 1975 году кораблям, наконец, разрешили покинуть канал. Только два судна смогли уйти самостоятельно, остальные пришлось буксировать.

16:52

На этот момент 15 судов из разных стран были пришвартованы в середине канала у Большого Горького озера. Они оставались там восемь лет, получив прозвище «Желтый флот», по цвету заносящих их песков пустыни.

Суэцкий канал, 1956 год

И.Артюхов и В.Орлов/ТАСС

16:50

В июне 1967 года после Шестидневной войны Суэцкий канал был закрыт правительством Египта из-за большого количества мин и затопленных кораблей.

16:46

В конфликт включился и СССР, поддержав националистическое движение Абделя Нассера.

16:42

Это спровоцировало Суэцкий кризис обострения отношений между Египтом, Англией, Францией и Великобританией.

16:39

Египет был отстранен от управления каналом и участия в прибылях. После оккупации в 1882 году Египта английскими войсками канал стал главной британской военной базой на Ближнем Востоке вплоть до 1951 года, когда Египет национализировал канал.

16:35

Под контролем Великобритании оказалось 44% акций. В 1880 г. египетское правительство оказалось вынужденным продать и свое право на 15% прибыли от Суэцкого канала.

Переход через Суэцкий канал, 1935 год

AP

16:33

В 1875 году премьер-министр Великобритании Дизраэли купил у хедива Исмаила 176 602 акции компании за 4 млн. фунтов стерлингов.

16:29

Большую часть акций приобрели французы, турки и Махмет Саид.

16:26

Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта.

16:21

Огромные расходы на строительство канала осложнили экономическое положение Египта.

Итальянское судно «Бельведер» в Суэцком канале, 1935 год

AP

16:16

Вручая Лессепсу этот подарок в золотой шкатулке, украшенной лаврами и гербами Лондона и Лессепсов, лорд-мэр сказал: «Мы запишем сегодня ваше имя в книгу наших почетных граждан рядом с именами Ричарда Кобдена и Георга Пибоди – людей, дела которых, подобно вашим, были мирны и не запятнаны кровью».

16:13

А лорд-мэр торжественно вручил ему в Гайд-Холле диплом на звание почетного гражданина столицы Англии.

16:10

Англия, обвинявшая в 1859 году Лессепса в мошенничестве, в 1870 году преподнесли ему золотую медаль принца Альберта и большой крест Индийской звезды.

16:06

В 1886 году Бартольди создал новую версию для Нью-Йоркской гавани, известную всему миру как Статуя Свободы.

16:00

В 1869 году, когда строительство близилось к завершению, французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди пытался уговорить Лессепса и египетское правительство позволить ему установить его скульптуру «Египет, несущий свет Азии» на берегу Средиземного моря у входа в канал. Он предлагал поставить огромную (90 футов высотой) статую женщины, облеченной в традиционную одежду египетских крестьянок с факелом в руке, служащим одновременно и маяком. Проект остался нереализованным.

15:55

В 1869 году, когда строительство близилось к завершению, французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди пытался уговорить Лессепса и египетское правительство позволить ему установить его скульптуру «Египет, несущий свет Азии» на берегу Средиземного моря у входа в канал. Он предлагал поставить огромную (90 футов высотой) статую женщины, облеченной в традиционную одежду египетских крестьянок с факелом в руке, служащим одновременно и маяком. Проект остался нереализованным.

15:50

Премьера оперы «Аида» состоялась только 24 декабря 1871 года в Каире. Существует легенда, по которой Айвазовский уговорил Верди продолжить работу над «Аидой», привезя композитору свои зарисовки канала и собранные песни феллахов.

Иван Айвазовский. Вечер в Каире. 1870

Wikimedia Commons

15:47

Но не успел к открытию Суэцкого канала и в Каирском оперном театре, строительство которого также было приурочено к этому случаю, вместо нее поставили «Трубадура».

15:45

Но в 1870 году, познакомившись со сценарием «Аиды», композитор заинтересовался и дал свое согласие.

15:41

В 1868 году, накануне торжеств по случаю открытия канала, египетский хедив предложил Джузеппе Верди написать оперу на национальный египетский сюжет. Премьеру предполагалось приурочить к открытию театра в Каире. Верди отклонил неожиданный заказ.

Сцена из оперы на музыку Верди «Аида» в Большом театре СССР, 1957 год

Борис Рябинин/РИА «Новости»

15:37

«И вот на берегах Египта зазвучала песня о «матушке Волге», о «тёмном лесе», о «чистом поле» и понеслась по волнам, осеребрённым луною, ярко светившей на рубеже двух частей света…», — вспоминал художник.

15:35

«Чтобы сократить время, пассажиры русского парохода устроили импровизированный вокальный концерт: г-жа Киреева, обладая прекрасным голосом, приняла на себя обязанности запевалы, стройный хор подхватывал… », — писал он.

15:32

А еще художник оставил занятные воспоминания о первой встрече русской песни и египетской пустыни: «Когда русский пароход входил в Суэцкий канал, шедший впереди его пароход французский сел на мель, и пловцы принуждены были переждать, покуда тот снимется. Эта остановка длилась часов пять…»

15:27

В Египте же были начаты картины «Суэцкий канал», «Вечер в Каире».

15:25

Айвазовский оказался первым в мире маринистом, написавшим Суэцкий канал. Там он начал картину «Караван в оазисе. Египет», которую закончил в 1871 году.

Иван Айвазовский. Набережная восточного города. 1852

Wikimedia Commons

15:21

Праздновалось открытие канала неделю. И обошлось хедиву Исмаилу, по некоторым данным, 28 млн франков.

15:15

Россию представлял посол в Константинополе Николай Игнатьев, прибывший в Порт-Саид на клипере «Яхонт». Среди почетных гостей, приглашенных на церемонию открытия Суэцкого канала, находились директора Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ) Николай Чихачев и Николай Сущев. Приехали художник Иван Айвазовский и писатель Владимир Соллогуб.

15:11

На открытие канала прибыли французская императрица Евгения, принц Мюрат, вице-король Египта хедив Исмаил, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, наследный принц Пруссии, принц Генрих Нидерландский, принц Людвиг Гессенский, генерал Банко — председатель комиссии по иностранным делам сената США, вождь Сахарской Рифской Республики Абдель Кадер, послы ряда европейских держав.

15:07

Свежий морской бриз развевал разноцветные флаги и вымпелы. Гремела музыка, воздух вздрагивал от грохота салютов.

Торжественное открытие Суэцкого канала, 1869 год

Wikimedia Commons

15:05

Многочисленные турецкие, египетские, австрийские, французские, русские, итальянские, шведские, датские, испанские фрегаты, яхты, почтовые и пассажирские пароходы выстроились в гавани Порт-Саида по обеим сторонам широкого четырехсот метрового канала.

15:00

15 ноября началось торжественное открытие канала.

14:50

Предстояла, таким образом, другая задача – добиться изменения закона; однако, так как французы уже привыкли смотреть на дело Лессепса как на свое национальное дело, а также благодаря влиянию бывшего дипломата и благодаря деньгам компании, в 1868 году палаты с оппозицией всего в восемь голосов дали согласие на выигрышный заем.

14:44

Чтобы добыть остальные две трети, оставалось одно средство – выигрышный заем. Но это запрещалось французским законом, а между тем французский денежный рынок был единственным местом, где имели спрос бумаги компании.

14:38

Несмотря, однако, на видимый успех предприятия и вполне определившуюся возможность его окончания, финансово компании потерпела неудачу, и заем был оплачен лишь на треть.

14:33

Новые средства решено было добыть новым займом в 100 миллионов франков.

14:29

За два года до этого первоначальный капитал компании в 200 миллионов франков уже был исчерпан, исчерпались и суммы, полученные от Египта за нарушение условий контракта.

14:24

К концу 1867 года, чтобы закончить канал, предстояло сделать выемку в сорок миллионов кубических метров, и так как каждый месяц предполагали извлекать два миллиона, то открытие канала было назначено на октябрь 1869 года.

14:18

К концу 1865 пустынный перешеек оживился, повсюду проходили почта и телеграф, в Порт-Саиде было семь тысяч жителей, в его гавани перебывало 1800 судов под пятнадцатью флагами. Оставалось прорезать Серапеум, Шалуфский вал и двинуться к Суэцу.

14:14

В июле 1864 года третейский суд под руководством Наполеона III рассмотрел дело и вынес решение о том, что Египет должен выплатить компании Суэцкого канала компенсацию – 38 миллионов франков полагалось за отмену подневольного труда египетских феллахов, 16 миллионов франков за строительство канала с пресной водой и 30 миллионов франков за изъятие земель, предоставленных компании Суэцкого канала прежним правителем.

14:08

В 1863 году Саид умирает и на его место приходит Исмаил-паша, который требует пересмотреть условия сотрудничества. Двоюродная племянница Лессепса Евгения была замужем за французским императором и это позволило заручиться поддержкой Наполеона III.

14:04

Стройка продолжалась непрерывно три года до тех пор, пока не вмешалась Британия. Лондон надавил на Стамбул, а турецкий султан на Махмед Саида. Все остановилось и компании грозил полный крах.

14:00

Рабочие взялись за заступы, плотину постепенно взрыли, и вода хлынула в бассейн озера под гром музыки и пальбу арабов.

13:53

«От имени его высочества Магомета-Саида, – объявил Лессепс, – повелеваю, чтобы воды Средиземного моря были впущены в озеро Тимсах, и призываю Божию милость».

13:49

К осени 1862 года были готовы 68 верст канала. Оставалось восемь верст до озера Тимсаха, их прорыли к середине ноября. Наполнение озера водою было торжественным. Из Каира приехали почетные гости, кругом толпились пестрые массы рабочих и верблюды в красных попонах, с музыкантами на спине. Это было 18 ноября 1862 года.

13:45

На Средиземном море, где начинался канал, в буквальном смысле слова из ничего возник Порт-Саид. Он построен на молу, защищающем канал от ила. Длина мола 7 км (это самый длинный мол в мире). Оттуда 25000 рабочих ездили к рабочим площадкам на юг, пока к 1863 г. не был сооружен специальный канал с пресной водой, который позволил, наконец, разбить лагеря по всему маршруту.

13:43

Столкнувшись с острой нехваткой рабочих рук, Лессепс и компания Суэцкого канала изменили стратегию и только тогда начали использовать несколько сотен паровых машин и земснарядов. Новая технология повысила производительность в последние два года строительства. Около трех четвертей канала было вырыто тяжелой техникой.

13:35

Особенно серьезные трудности возникли после того, как египетский правитель Исмаил Паша запретил использование принудительного труда в 1863 году.

13:33

Дневная норма каждого — два кубометра земли, которую в рогожных мешках или корзинах вытаскивали из русла будущего канала.

13:29

Работали посменно. Пока 25 тысяч рыли канал, другие 25 тысяч завербованных должны были двигаться в сторону канала, куда на дорогу из населенных областей Египта тоже уходил месяц.

13:26

Эта работа стоила 120 тысяч жизней рабочих. Основные работы на Суэцком канале производились египтянами, которых набирали принудительно по 50 тысяч человек в месяц.

13:21

Выемка столь большой массы грунта (75 миллионов кубических метров песка) требовала огромных трудозатрат, и сначала канал копали принудительно согнанные бедные египетские крестьяне. В конце 1861 года десятки тысяч работников использовали лишь кирки и лопаты, и дело продвигалось медленно.

13:15

«Мы живем в узкой, низменной песчаной полосе, между Средиземным морем и озером Мензалех. При малейшем ветре волны набегают на песок то с одной, то с другой стороны. Ближайшие от нас населенные местности – Дамиэтта в 60 верстах и Александрия в двух днях расстояния от будущего Порт-Саида», – писал один из европейских рабочих.

13:10

В апреле 1859 года работа уже кипела на севере перешейка. Участок был трудный. Постоянные наводнения сносили постройки и даже людей.

13:03

В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы растянулись на 11 лет.

12:55

Был сделан новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов. К 1892 году затраты оценивались уже в 576 миллионов.

12:52

200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились. В том числе требовались огромные траты на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса.

12:47

Англия тогда обладала самым мощным флотом в мире и контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды. А в случае открытия Суэцкого канала через него могли бы отправлять свои малотоннажные суда Франция, Испания, Голландия и Германия, которые составили бы серьезную конкуренцию Англии в морской торговле.

12:42

Друг Лессепса барон Эдмон де Ротшильд прямо заявил: «Ты провалишься».

12:38

Премьер-министр лорд Палмерстон заявил, что планирующийся канал не что иное, как «дешевая попытка французов захватить Средиземноморье», а Лессепс «дурак и мошенник».

12:32

Инженер Роберт Стивенсон, построивший мост Британия, не поленился встать со своего места в парламенте, чтобы обозвать план постройки Суэцкого канала нелепым.

12:25

Англия была решительно против и в акционерный капитал компании не вступила.

12:21

Еще немного акций приобрела Австрия и Россия. Россия подписалась всего на 24 тысячи акций. Англия и США не приобрели ни одной акции, однако на их долю было оставлено 85506 акций. В целях поддержки компании хедив Саид купил оставшиеся 177 642 акций, сосредоточив таким образом в своих руках почти 44 % всех акций.

12:15

Первоначальный капитал компании составил 200 млн франков, разделенных на 400 тыс. акций по 500 франков каждая. Наибольшее количество акций было приобретено Францией —207 111.

12:12

На 10 лет компания полностью освобождалась от уплаты налогов, а затем обязывалась платить лишь 10 % налогов.

12:06

По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту — 15 %, основателям компании — 10 %. Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков. По условиям договора, Египет предоставлял компании, которую возглавил Лессепс, право постройки и эксплуатации канала сроком на 99 лет.

12:00

Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция — 53 % и 3 % приобрели другие страны.

11:55

В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания морского Суэцкого канала.

11:52

После получения концессии в Египте на строительство канала Лессепс в том же 1855 году добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана. Но только в 1859 году смог основать в Париже компанию.

11:47

Этот канал питается водою из Нила и сделан открытым и судоходным от Нила до Суэца, а к Порт-Саиду от Измаилии вода протекала по трубам.

11:42

Предполагалось и было исполнено сооружение пресноводного канала – для снабжения страны водою и как путь из Египта в Аравийский залив. Общий план этого канала походит на букву Т, если верхнюю черту этой буквы расположить в направлении от севера к югу, параллельно морскому каналу, а нижнюю обратить на запад.

11:39

В Пелузе и Суэце проектировались шлюзы и дамбы после выхода канала из шлюзов. Устройство шлюзов имело целью, во-первых, поддерживать в канале общий уровень на полтора метра выше низких вод, а во-вторых – предупреждать засорение песком. Общая выемка земли исчислялась в 74 миллиона кубических метров, из них 17 сухой и 57 из-под воды.

11:33

Общая длина его предполагалась 150 километров, ширина по водной поверхности 100 метров и несколько уже в разрезах валов. Глубина на всем протяжении одна – 6,5 метра ниже уровня низких вод Средиземного моря.

11:30

Направление канала определилось так. Начало у Суэца – прямо на север, затем – поворот на северо-запад к Горьким озерам. Канал идет по их бассейну без откосов, но в сваях. Выходя отсюда, он прорезает вал Серапеум, озеро Тимсах, порог Эль-Гиср, проходит через озеро Биллах и восточную часть Мензалеха и, наконец, у Пелузы соединяется с морем.

11:23

Согласно другой версии, Фердинанд увлекся каналом после знакомства с сенсимонизмом. Ведь помимо пространных идей об общем равенстве и благоденствии Сен-Симон предлагал для объединения людей во всем мире и две конкретные — строительство Суэцкого и Панамского каналов.

11:20

Кроме проекта Лепера, существовали также более поздние проекты строительства канала Талабо и братьев Барро. Главным недостатком обоих было их направление через Нил – правда, не по руслу, а наперерез, – однако и в этом случае предстояла надобность регулировать капризное течение Нила. Лессепс решил развить идеи Лепера о прямом морском сообщении.

11:15

Он убеждает Мехмета Саида в том, что осуществление этого начинания поставит его в один ряд с фараонами древности, Александром Великим, Цезарем, Наполеоном I и другими величайшими людьми, считавшими соединение Средиземного и Красного морей делом чрезвычайной важности.

11:11

15 ноября 1854 года Фердинанд Лессепс представляет на рассмотрение Мехмета Саида записку о Суэцком канале. Лессепс описывает историю начинаний, призванных соединить Средиземное море с Красным.

11:07

И тут очень вовремя египетский вице-король Мехмета Саида приглашает его в Каир.

Иван Айвазовский. Сцены из каирской жизни. 1881

Wikimedia Commons

11:05

В 1849 году он получает назначение в Италию. И там тоже блестяще проявляет себя, справляясь с урегулированием множества конфликтов, порожденных вхождением австрийских войск в Папскую область, столкновением между итальянскими революционерами, возглавляемыми Джузеппе Гарибальди, и французским экспедиционным корпусом. Но после краха во Франции Второй республики и учреждением Второй Французской империи Лессепс остается не удел.

10:59

Лессепсу приходится разрешать сложнейшие ситуации, связанные с конфликтами между испанскими республиканцами и испанскими монархистами.

10:55

В 1842 году его направляют со сложнейшей дипломатической миссией в Испанию.

10:51

Также Фердинанд Лессепс помогает примирению Египта с Турцией. После Александрии Фердинанд Лессепс получает дипломатическое назначение на Мальту.

10:47

Лессепс, как свидетельствуют современники, сохранял полное хладнокровие. Он превратил свое консульство в амбулаторию. Ухаживая за больными, он постепенно преодолевает панику. И становится героем Египта.

10:42

В 1832 году он назначается консулом в Александрии. Здесь он проводит семь лет. Особую известность Фердинанд получает в связи с александрийской чумой. Чума эта была очень свирепой.

10:37

Племянник служит сначала под началом дяди, а потом оказывается в Тунисе — там, где служил и умер его отец. Из Туниса Фердинанд Лессепс переезжает в Египет.

10:33

К дипломатической службе Жан Батист Лессепс стал приучать своего племянника Фердинанда Лессепса в Барселоне.

10:27

В разгар Великой Французской Революции Лессепс был французским генеральным комиссаром по торговым делам в России и находился в дружеских отношениях с императором Александром1. После начала войны 1812 года с Наполеоном ему приходится бежать из Петербурга. Захватив Москву Наполеон назначает Лессепса ее генерал-интендантом. Но и после падения Наполеона французы предложили России Лесепса своим посланником, но в Петербурге отказались.

10:23

В составе команды двух фрегатов – «Астролябия» и «Буссоль», под общим начальством графа Лаперуза он совершил переход до Петропавловска-Камчатского. В сентябре 1787 года он высадился на Камчатке и начал собственный одиночный переход по суше в Петербург, куда добрался спустя два года. По дороге он создал краткий словарь языков камчадалов, коряков, чукчей и ламутов и написал путевой очерк.

10:16

Дядя Фердинанда Лессепса, оказавший большое влияние на племянника, Жан Батист Варфоломей Лессепс прославился своими дипломатическими авантюрами еще в конце 18 века.

10:12

Первым из известных истории Лессепсов был Бертран Лессепс — капитан придворной стражи, оказавший помощь Генриху Наваррскому, будущему королю Франции Генриху IV. Он помог Генриху бежать из Лувра, где он оказался заперт после Варфоломеевской ночи — резни гугенотов, учиненной католиками во Франции в 1572 году.

10:07

Лессепс был из неординарной семьи.

10:03

Организатором и исполнителем проекта стал французский дипломат Фердинанд Мари, виконт де Лессепс.

Фердинанд де Лессепс

Wikimedia Commons

10:00

Но в итоге реализовало грандиозную идею вовсе не правительство Турецкой империи.

09:50

Но проект погубили не о технические или финансовые трудности, а политика. От него отказались в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от планов завоевать Египет. Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: «это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи».

09:43

Достигнуть особенно значительной глубины Лепер считал невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Расходы на прорытие комиссия Лепера исчислила в 30—40 миллионов франков.

09:35

По проекту Лепера он должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море близ Александрии.

09:27

Тогда Наполеон поручил особой комиссии во главе с инженером Лепером произвести предварительные изыскания. Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов.

09:22

Возродить проект решил Наполеон Банапарт, во время своего завоевание Египта в 1798 году.

Жан-Леон Жером. Бонапарт в Египте. 1863 год

Wikimedia Commons

09:16

Однако в 767 г. система каналов, соединявшая Нил с Красным морем, была разрушена по приказу арабского халифа аль-Мансура.

09:11

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII — начало VI в. до н.э.).

09:05

Античные историки, Страбон и Плиний Старший, сообщали о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства. Страбон считал, что попытка сооружения канала предпринималась чуть ли не во времена Троянской войны.

08:53

Система каналов между Средиземным и Красным морями существовала еще в древности.

08:41

Несмотря на первые сложности в первое время Суэцкий канал заработал. Он позволил водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки.

08:35

Около 8 часов вечера, недалеко от Исмаилии каравану пришлось встать на якорь: пароход «Пелузий» сел на мель и загородил путь остальным кораблям. Затем стати возникать новые осложнения: оказалось, что в нескольких местах канал был чуть не вдвое мельче запланированных 8 м.

08:27

Первой двинулась яхта французской императрицы «Эгль». За ней — фрегат британского посла, а потом уже вереница разнообразных судов. Фарватер был обозначен красными бакенами.

08:22

17 ноября первые 48 кораблей с большим трудом прошли через Суэц.

Одни из первых судов в Суэцком канале

Wikimedia Commons

08:15

В 8 часов 15 минут утра 17 ноября 1869 года Суэцкий канал впервые был открыт для судоходства.

08:00

Доброе утро, дорогие читатели. 17 ноября 1869 года был открыт бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. «Газета.Ru» восстанавливает хронику событий тех дней в исторической онлайн-трансляции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как изменило историческую науку обращение к культурной антропологии что стали изучать историки
  • Как изменили требования к календарному плану воспитательной работы выберите два варианта ответа
  • Как изменили соника
  • Как изменили русло кубани
  • Как изменили календарь большевики