Наша жизнь — по большей части то, что мы о ней помним, но многие процессы, связанные с памятью, все еще остаются загадкой для нейрофизиологов. T&P объясняют, какой след оставляют события в нашем мозгу, можно ли удалять, редактировать и восстанавливать воспоминания, и почему забыть таблицу умножения легче, чем разучиться плавать.
Знания и навыки запоминаются по-разному
Многие из нас замечали, что забыть решение квадратного уравнения сравнительно легко, а вот разучиться плавать или ездить на велосипеде практически невозможно. Это связано с тем, что теоретическое знание и практические навыки хранятся в памяти по-разному. Процедурная память, связанная с запоминанием действий, использует более древние участки мозга, отвечающие за координацию, реакцию на визуальные раздражители (когда мы, например, видим преграду и объезжаем ее) и автоматические моторные рефлексы. Когда мы осваиваем новый навык, разные отделы мозга работают в команде: предфронтальная кора управляет постановкой задач и их распределением, базальное ядро запоминает модели интерактивного взаимодействия и помогает оперативно реагировать на визуальную информацию, а мозжечок отвечает за более тонкую координацию моторных действий. В результате они формируют очень сложную и устойчивую систему, которая позволяет крепко запоминать полученные навыки. Процедурная память развивалась сотни миллионов лет и существует у всех животных.
А за абстрактные знания, вроде правил решения квадратных уравнений, отвечает декларативная память, которую контролирует только один участок — кора головного мозга. Поэтому абстрактные воспоминания меньше «закреплены» и быстрее стираются, если их не использовать регулярно. Этот вид памяти — относительно новый и знаком только приматам.
«Мы воспринимаем жизнь как сюжет»: Дэниэл Канеман о том, почему важно умереть
Судьба нейрона зависит от эмоций
Пока что основная гипотеза работы долгосрочной памяти такова: воспоминания сохраняются в гиппокампе — трехслойном участке, расположенном в глубине височных долей мозга и являющемся частью лимбической системы. Это один из двух участков мозга, где новые нейроны возникают в течение взрослой жизни (второй — обонятельная луковица). Нейроны образуются в субгранулярной зоне, откуда клетки впоследствии мигрируют на короткие дистанции, чтобы закрепиться в слое гранулярных клеток.
Если с вами произошло какое-то значимое событие, эта часть памяти сохраняется в новом нейроне. Но из всех новых нейронов, образовавшихся в гранулярном слое, 98% умрут естественным путем в срок от нескольких месяцев до года. Они могут выжить (и заключенные в них воспоминания сохранятся как долгосрочная память), только если человек будет периодически возвращаться к этому воспоминанию в течение данного периода.
Обычно «выживают» воспоминания, имеющие аффективную нагрузку — они возвращаются, как только вы переживаете что-то, что ассоциируется с прошлым событием, оставившим яркий эмоциональный след. Мозг все время дополняет «рабочую память» с связанными событиями из прошлого, поэтому память часто работает по свободной ассоциации.
Ученым удалось «поймать» в мозгу конкретное воспоминание
Наука до сих пор не может однозначно ответить на вопрос, фокусируются ли воспоминания точечно в конкретных нейронах или распределяются по разным участкам мозга. Гипотеза распределения гласит, что каждое воспоминание сохраняется с помощью тысячи синапсов и нейронов, а каждый синапс или нейрон вовлечен в тысячи воспоминаний. Так что если один нейрон гибнет, остаются сотни других, отвечающих за сохранение того же воспоминания — но в то же время с исчезновением каждого нейрона тысячи воспоминаний немного блекнут. При этом не существует такого критического числа нейронов, гибель которых вызывает стирание воспоминания.
Но, согласно другой теории, каждое воспоминание оставляет в мозге вполне конкретный след — энграмму. И если отследить эту энграмму, теоретически можно ее удалить или изменить. Доказательства этой гипотезы недавно представил нобелевский лауреат Сусуму Тонегава, профессор Института Пиковера обучения и памяти при MIT. Тонегава и его коллеги из института показали, что им удалось обнаружить клетки, которые отвечают за часть энграммы определенного воспоминания и активировать их, используя технологию оптогенетики — методику изучения нервных клеток с помощью световых импульсов. Ученым удалось реактивировать энграмму в новых условиях и с помощью этого вживить ложное воспоминание в мозг мыши.
Исследователи вначале поместили мышей в незнакомую им клетку А, после того как они к ней привыкли, их клетки памяти были помечены каналродопсином — чувствительным белком, который в ответ на облучение синим светом может пропускать ионы внутрь клетки и таким образом позволяет точечно стимулировать участки мозга. На следующий день мышей поместили в новую клетку Б, не похожую на А. Через некоторое время мышей ударили средним разрядом электрошока. В то же время ученые использовали свет, чтобы активировать клетки, кодировавшие воспоминания о комнате А. На третий день мышей опять поместили в клетку А, где они застыли в страхе, ожидая удара током. Ложные воспоминания прижились: грызуны ассоциировали разряд, полученный в комнате Б, с комнатой А.
Впрочем, внедрять ложные воспоминания можно и без изощренного хирургического вмешательства: американский психолог Элизабет Лофтус провела эксперимент, в котором участникам, бывавшим в Диснейленде, показывали фото парка, на котором один из посетителей обменивался рукопожатием с кроликом Багзом Банни. После этого где-то треть респондентов вспомнили, что они тоже встречали Багза Банни в Диснейленде — хотя это было невозможно, потому что это персонаж не диснеевского мира, а вселенной Warner Brothers.
Неприятный опыт можно редактировать
Можно изменять и уже существующие воспоминания — этот метод помогает лечить фобии, посттравматический стресс и другие синдромы, связанные с повышенной тревожностью. Правда, пока это прерогатива психологов, а не нейрофизиологов. Один из самых перспективных методов «перезаписи» разработали гарвардский профессор Роджер Питман и профессор психиатрии Университета Макгилла Ален Брюне. Он выглядит так: вначале специалисты стимулируют воспоминание, побуждая человека вновь испытать эмоции, которые он ощутил когда-то в момент травматического переживания. Человек предварительно записывает свои неприятные переживания из прошлого и перечитывает их перед каждым психотерапевтическим сеансом, предварительно приняв пропранолол — лекарство от гипертонии, подавляющее частое сердцебиение, потливость и другие симптомы страха. В результате прежнее травматичное воспоминание перестает ассоциироваться с неприятными ощущениями.
Обсессия помогает развить суперпамять
Для невероятно острой памяти на события собственной жизни существует отдельный термин — «гипертимезия». Правда, тут имеются в виду не абстрактные мнемонические способности, а именно автобиографическая память — попытки заставить гипертиметика выучить наизусть словарь Брокгауза и Эфрона вряд ли увенчаются успехом, а вот гардероб гостей и плейлист на своем шестнадцатилетии он вспомнит в подробностях.
Первый зафиксированный официальной медициной случай гипермнезии произошел относительно недавно — в 2000 году бродвейская актриса Марилу Хеннер написала нейрофизиологу Калифорнийского университета в Ирвайне Джеймсу МакГафу, утверждая, что все автобиографические воспоминания хранятся в ее голове как картинки на DVD. Она могла запоминать тысячи лиц и в деталях помнила каждый день своей жизни начиная с 11 лет. Проведенные МакГафом и его коллегами исследования подтвердили ее необычные способности, которые оказались весьма редкими — с тех пор было обнаружено всего 20 человек с подобным синдромом «суперпамяти».
Магнитно-резонансная томография показала, что невероятно острая память Марилу может быть связана с особенностями мозга: височная доля и хвостатое ядро увеличены в размерах, что характерно для людей с обсессивно-компульсивным расстройством. И, действительно, в поведении Марилу наблюдались некоторые признаки ОКР: она стремилась к тому, чтобы в ее жизни все было упорядочено, в том числе и события прошлого.
Со стороны такая способность выглядит как невероятный дар, но стоит учитывать и ее оборотную сторону: люди с гипертимезией не только ярко помнят лучшие моменты своей жизни, но и не могут забыть ни одного плохого события, которое с ними произошло.
Мы лучше запоминаем незаконченые действия
Это явление называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник, ученицы Курта Левина. Согласно «теории поля» Левина, воспоминания живут дольше, если сохранить некую энергетическую напряженность, возникающую в начале любого действия. Это можно сделать, не дав действию завершиться. Левин проводил эксперименты с детьми, где ребят прерывали в середине творческого процесса и предлагали им заняться чем-то другим. Но неоконченное дело причиняло детям беспокойство, и при первой возможности они старались его завершить.
Зейгарник продолжила исследовать этот феномен и провела еще ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти — другими словами, незавершенные гештальты. Оказалось, что в среднем участники вспоминали незавершенные действия на 90% лучше, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что эта особенность связана с мотивацией — люди с психическими расстройствами, затрагивающими мотивационную сферу, не проявляли подобного внимания к незаконченным действиям.
Учёные нашли белок, способный изменять воспоминания. Зачем это нужно?
14 октября 2021, 20:35 МСК
Желание навсегда забыть неприятное событие возникало у многих. Оказывается, существует реальный способ это сделать.
Насколько реально стирать и изменять память?
Разбираемся вместе с экспертом.
Учёные считают, что такое возможно. Ещё в древнегреческой мифологии упоминалось некое «зелье забвения» непентес — своего рода лекарство от печали. И, похоже, мифическое снадобье частично воплотилось в реальность. Исследователи нашли механизм, который поможет хотя бы частично забыть о негативном событии. Конечно, открытию ещё далеко до изобретения устройства по стиранию памяти, как у «Людей в чёрном», где наука позволяет выбирать, какие воспоминания стереть, а какие оставить. И всё же предлагаем разобраться в том, как работает этот механизм.
специалист по питанию, основательница сервиса по доставке правильного питания GetVegetable
Пожалуй, это одно из интереснейших открытий современности.
Что говорят учёные?
В 2004 году группа американских авторов начала искать способ управлять воспоминаниями. Попытки увенчались успехом: исследователи смогли «стереть» воспоминания у животных. И хотя эксперимент удался, как работает весь механизм, на тот момент было непонятно. Дело в том, что воспроизвести результаты удавалось не всегда, и это сбивало с толку. Учёные из Великобритании решили обновить исследование и объяснили, в чём кроется хитрость открытия.
Фото: unsplash.com/@kellysikkema
Для начала отметим, что долговременную память разделяют на два типа: фактическую и инстинктивную. В первом случае люди запоминают конкретные факты: даты, события, имена, числа, названия. А во втором — эмоции, навыки и опыт. Исследователи предполагают, что фактическую память нельзя видоизменять, а вот управлять инстинктивной вполне реально. В ходе эксперимента они выяснили, что это возможно благодаря совместной работе так называемого белка хвостовика и лекарственного средства под названием пропранолол. Эксперимент проводился на крысах, но в дальнейшем учёные планируют спроецировать результат и на людей. По их мнению, открытие будет полезно для лечения психологических травм и посттравматических расстройств.
Как формируется память человека и чем полезно это открытие?
Учёные уже долгое время пытаются расшифровать устройство памяти и определить механизм работы воспоминаний. Сейчас есть лишь базовое понимание этого процесса: во время получения информации между нейронами головного мозга формируются новые связи. Обмен между клетками происходит с помощью белковых молекул, жизнь которых составляет 48 часов, после чего они гибнут и рождаются новые.
Молекула, отвечающая за долговременное воспоминание, называется М-зета. Записать информацию в мозг М-зете помогают эмоции, под воздействием которых находится человек. Гормоны-медиаторы, которые вырабатываются под воздействием эмоций, отвечают за запись информации в память.
Фото: unsplash.com/@chalis007
Тут возникает вопрос: почему мы забываем одни события и помним другие? Дело в том, что, когда в работу включается система вознаграждения, она либо срабатывает в мозге при попытках воспроизвести то или иное событие, либо нет. Соответственно, гормоны-медиаторы либо вырабатываются повторно, либо нет. И если мы не можем вспомнить связь между происходящим событием и сопровождавшей его обстановкой более трёх раз, воспоминание стирается.
Елена: Считаю это одним из интереснейших открытий современности. С его помощью учёные стали на шаг ближе к более детальному пониманию того, как сохраняются и стираются воспоминания. Безусловно, эта работа займёт ещё много времени, но уже сейчас некоторые загадки прояснились. Есть вероятность, что, продолжив исследования, в конце концов можно будет помочь людям, которых часто беспокоят стрессовые воспоминания о неприятных событиях из жизни.
Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?
Подпишись на еженедельную рассылку Лайфстайла.
Электронная почта
Когда люди решаются на серьезные перемены в жизни, например, переезжают в другой город, меняют работу или прекращают отношения, обычно они хотят оставить прошлое позади.
Однако сделать это не так просто, как кажется. Как писал Ральф Уолдо Эмерсон в эссе «Уверенность в себе» в 1841 году, вы не можете убежать от своего прошлого, поскольку оно перемещается вместе с вами в будущее внутри вашей головы. Не сомневайтесь, ваши воспоминания — первое, что вы распакуете, переехав, скажем, в Неаполь.
Вы не можете изменить прошлое. Однако вы можете изменить свое отношение к нему. Лучшее, на что способна машина времени, — это переписать воспоминания и облегчить груз прошлого.
Люди по своей природе — путешественники во времени. Ученые обнаружили, что мы помним о прошлом для того, чтобы иметь возможность предвидеть будущее. Представьте себе пляж в Испании, который вы хотели бы посетить, но никогда не посещали — образ пляжа в вашей голове может подозрительно напоминать пляж в Анапе, где вы отдыхали в детстве. Этот эксперимент объясняет, почему мы так успешны как вид: прошлые события дают нам что-то вроде хрустального шара, с помощью которого мы можем видеть, что делать дальше и чего избегать.
Как писал Эд Йонг, современная неврология показывает, что память в большей степени связана с реконструкцией событий, чем с извлечением информации. Каждый раз, когда мы вспоминаем прошлое, часть теменной доли, называемая угловой извилиной, складывает различные фрагменты хранимой в мозге информации. Этот процесс представляет собой биологическое чудо. Кроме того, он может быть скорректирован, как показали различные исследования за последние несколько десятилетий. Например, вскоре после взрыва космического корабля «Челленджер» в 1986 году два психолога попросили студентов университета рассказать, как они узнали об этом событии. Тридцать месяцев спустя они задали этим студентам тот же вопрос. В 93% случаев показания были непоследовательными, несмотря на то, что респонденты хорошо помнили детали. Вы могли испытать нечто подобное, если, скажем, вы и ваша сестра по-разному вспоминаете, как вместе праздновали Новый год.
Причина, по которой наши воспоминания меняются, заключается в том, что мы реконструируем прошлые события в соответствии с нашими нынешними представлениями о самих себе.
Мы смотрим в прошлое, чтобы понять, кто мы и почему делаем то, что делаем сейчас. Чтобы привести прошлую информацию в соответствие с нашими нынешними обстоятельствами, мы часто бессознательно редактируем свои воспоминания.
Измененные воспоминания не обязательно будут неточными. Скорее, они будут собраны заново. Вы и ваша сестра можете просто вспомнить различные аспекты той новогодней ночи, в зависимости от того, насколько они соответствуют вашим текущим обстоятельствам: она говорит, что это было ужасно, потому что не любит резать салаты под «Иронию судьбы», а вы вспоминаете, как радостно было собраться всей семьей и посмотреть любимый фильм.
Детали, которые мы помним, обычно соответствуют нашему текущему эмоциональному состоянию.
Например, исследователи заметили, что когда человек чувствует страх, он склонен к воспоминаниям, сосредоточенным на источнике угрозы, а прошлое предстает как набор конкретных вещей, которые причиняли ему боль. Напротив, если вы счастливы, ваши воспоминания, вероятно, будут более общими и разнообразными. Ни один из наборов воспоминаний не является ошибочным — он просто реконструирован по-разному на основе текущих эмоций.
Понимание того, что ваше нынешнее состояние влияет на воспоминания, дает возможность изменить свои представления о прошлом. И если вы реконструируете прошлое более позитивно, это может помочь вам позаботиться о своем будущем — вы начнете вносить полезные изменения в воспоминания и избегать поспешных решений в надежде на лучшую жизнь. Вот три способа двигаться вперед.
1. Ведите дневник положительных воспоминаний
Настроение и память связаны: плохие воспоминания приводят к плохим чувствам, которые заставляют вспоминать всё плохое. Однако, если мы намеренно вспоминаем хорошее, мы можем разорвать этот роковой круг. Исследователи показали, что если попросить людей подумать о счастливых моментах из прошлого, это может улучшить их настроение. Вы можете заниматься этим систематически, ведя дневник счастливых воспоминаний и просматривая его, когда будете чувствовать себя подавленным.
2. Сосредоточьтесь на благодарности
В дневнике воспоминаний нужно сосредоточиться на моментах, за которые вы благодарны другим людям, например, на доброте и любви. Исследование 2012 года, в котором приняли участие почти 3000 человек, показало, что когда люди соглашались с утверждениями «В моей жизни есть много вещей, за которые я благодарен» и «Я благодарен за людей, окружающих меня», они испытывали положительные эмоции. Регулярно просматривайте свои благодарные воспоминания (каждый день или хотя бы каждую неделю), чтобы приучить себя к благодарности.
3. Ищите смысл в болезненных воспоминаниях
У каждого человека есть очень плохие воспоминания. Я не предлагаю реконструировать прошлое таким образом, чтобы стереть их или сделать радужными. В некоторых случаях это невозможно. Кроме того, ужасные воспоминания могут уберечь нас от повторения ошибок.
Постарайтесь выяснить, как болезненные воспоминания помогают вам учиться и становиться лучше. Ученые показали, что когда люди размышляют о сложном опыте с целью осмыслить его, впоследствии они принимают более взвешенные решения и справляются с проблемами более эффективно.
Создайте в своем дневнике специальный раздел для болезненных переживаний и записывайте их сразу после неприятного события. Оставьте две строки под каждой записью. Через месяц вернитесь к дневнику и напишите в первой строке, что вы за это время вынесли из своего неудачного опыта. Спустя шесть месяцев запишите во вторую строку все положительные изменения, которые произошли за это время. Вы будете поражены тому, как это упражнение изменит ваш взгляд на прошлое.
Как бы мы ни пытались отвлечься от самих себя с помощью путешествий и других серьезных перемен в жизни, это почти никогда не срабатывает.
Вместо этого, как советует Ральф Уолдо Эмерсон, нужно наделить «каждое мгновение совокупной силой совершенствования всей жизни». Другими словами, нужно превратить прошлое из нежеланного гостя в мудрого учителя.
В следующий раз, когда вы захотите внести позитивные изменения в свою жизнь, не ограничивайте себя сменой обстановки и окружения. Начните с того, что служит вашей жизни фоном, и, возможно, вызывает наибольшее беспокойство. Может быть, вы хотите сбежать из города, где провели мучительные месяцы карантина из-за коронавируса и чувствовали себя очень одиноким. Но подумайте также и о приятных моментах, которые вы пережили дома, о доброте людей в первые дни пандемии. Подумайте, что вы тогда узнали о себе. Может быть, в конце концов вы всё же решите уехать в Неаполь, но это будет уже не побегом, а сознательным решением.
Может ли человеческая память быть исправлена, отредактирована и изменена? Доказательства имеются, ответ: да. Детали расходятся от вольных рекламных объявлений до потерпевшей провал школы «восстановления памяти». В будущем методы исправления памяти человека будут усовершенствоваться. И это должно заставить нас задуматься уже сегодня.
В 1988 году Америку захлестнула волна детских воспоминаний о сексуальном насилии и даже сатанинских ритуалах. Будучи похороненными в недрах памяти и забытыми на протяжении многих лет, воспоминания вырвались наружу, будучи поддерживаемые и подталкиваемые противоречивой психотерапевтической техникой, известной как «терапия восстановления памяти».
Книга, которая положила начало движению, была написана двумя авторами, из которых один был поэтом, а другой — жертвой детского инцеста. Ни один из них не был специалистом в психотерапии, медицине, экспериментальной психологии, исследованиях памяти или другой специфической сферы. Но в момент своего пика терапия восстановления памяти стала обычной в практике среди психотерапевтов.
Содержание
- 1 Ложные воспоминания
- 2 Имплантация памяти
- 3 Гипноз и галлюцинация
- 4 Ложные воспоминания и будущее
Ложные воспоминания
Была у всего этого большая проблема: многие из восстановленных воспоминаний были ложными — несмотря на серьезные сексуальные нарушения в детстве или другие причины. Будучи далеко не извлеченными и восстановленными из глубин памяти, воспоминания буквально насаждались терапевтами. Способствовало этому то, что несчастные пациенты отчаянно нуждались в помощи, а обе стороны ожидали эффективного разрешения проблемы, что порождало фантазмы.
Тысячи обычных семей были разрушены ложными и уверенными обвинениями в кровосмесительных связях и даже ужасными сатанинскими ритуалами с насилием. Многие пациенты в результате этих процессов стали еще более несчастны. Ну а кто бы не впал в смятение, внезапно «вспомнив» ужасные истории из детства, имплантированные в мозг и замаскированные под реальные воспоминания? Последующее отчуждение от родителей и семьи только усугубит трудности пациента. Создание ложной памяти — важное и несчастное событие. «Война за разум» началась и была проиграна.
Имплантация памяти
Факт того, что воспоминания могут быть внедрены, а затем искренне (но ошибочно) вспомниться, может показаться удивительным. Однако это было продемонстрировано в лабораторных экспериментах. Никто не знает об имплантации памяти больше, чем член Национальной академии наук, Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвине.
Свои исследования Лофтус начала с проверки податливости воспоминаний об автомобильных столкновениях. Вместе с Дж. Палмер они показывали людям нарезку фильма с автомобильными столкновениями. Потом просили людей вспомнить, сколько автомобилей было «разбито», а сколько просто «ударилось». Неделю спустя опрос был повторен. На вопрос о том, присутствовало ли в клипе разбитое стекло, ответы просто поразили исследователей. Люди, которые видели «разбитые» автомобили более вероятно говорили о разбитом стекле, чем люди, видевшие «удары». Но если верить Лофтус и Палмер, в фильме не было «разбитого стекла в авариях» вообще. Многочисленные эксперименты углубили и расширили понимание этой сферы. В одном из тестов треть очевидцев запомнили «преступника» в очереди, в которой вовсе не было преступника. А когда исследователи обманули опрошенных, сказав, что в очереди был преступник, уровень неправильных воспоминаний вырос до трех с лишним четвертей.
Наверное, нужно задаться вопросом, сколько невинных людей сидит в тюрьме из-за этого явления. Война за разум определенно проиграна вчистую. В другом эксперименте Лофтус и коллеги убедили 18 % людей в том, что неправдоподобное событие — демоническая одержимость в детском возрасте — случалось с ними лично. В другом эксперименте 16 % людей убедились в том, что помнят рукопожатие с Багсом Банни в Диснейленде. Но глупый кролик — это персонаж Warner Bros., а не Disney. Он точно не живет в Диснейленде. Безобидный детский мультик? Да. Но все может быть страшнее.
Манипулирование мнением присяжных, политические махинации, выдавливание из свидетеля ложных показаний в суде — это минимум. Беспринципные прокуроры и так не очень хороши, но история показывает, что политические партизаны, ничего не говоря и не заявляя, манипулировали мнением огромного количества людей. Китайское правительство систематически предпринимало попытки изменить воспоминания о резне на площади Тяньаньмэнь 1989 года в масштабе всего государства. Инструменты включали врачевание фотографиями и вызов людей, рассказывающих ложные версии событий. Мощность этого метода основана на известной возможности социального давления для изменения памяти.
Происходят ли манипуляции с памятью в мире? Хитрые политические партизаны, как всем известно, могут уйти ни с чем. Если в будущем им удастся подтасовать факты, изменить воспоминания общества в соответствии со своими целями, они так и сделают. Но принять ложь за правду — это же абсолютное безумие, которого следует остерегаться.
Гипноз и галлюцинация
Вот еще история, интересная и достоверная.
«Еще будучи подростком, я нашел старую книгу по гипнозу на чердаке. Пролистав добрую часть инструкции и предупреждений, я сразу перешел к экспериментам с другом, который оказался хорошо податливым к гипнозу. Давайте назовем его Уилл. Мы потеряли связь десятки лет назад, но этот случай Уилл точно вспомнит. Под гипнозом я сказал ему, что когда он проснется, здесь будет мышь — хорошая мышь — которая будет бродить вокруг него, видимая и бесстрашная.
Когда он вышел из гипнотического транса, конечно же, рядом была мышь. Конечно же, я объяснил ему, что мыши на самом деле не было. Для него она была только по причине гипнотического внушения, которому он отлично подвергался. Почему бы не перевернуть мышь, я спросил его позже по телефону. Она не против. Конечно, она была бы не против. У нее будет белое брюшко, продолжал я. На брюшке будет изображение носорога с черными волосами. Уилл перевернул мышь и сказал, что да, у нее белое брюшко с черноволосым носорогом. Учтите, что окраска брюшка и носорога были уточнены позже, когда Уилл давно уже вышел из состояния гипнотического транса. Несмотря на это, характеристики сообщились и позже, были положены на желание увидеть и однозначно помнятся по сей день.
В моем случае гипнотически индуцированные галлюцинации проявились случайно во время уроков в высшей школе. Мои глаза потускнели, как это обычно происходило во время лекций (и не только в высшей школе). На поле моего зрения опустился туман, вероятно вызванный усталостью сетчатки. Затем учитель произнес предложение, содержащее фразу «…запишите это…», из которой я запомнил только два слова. Мой загипнотизированный ум воспринял фразу буквально и слово «это» само написалось красивым курсивом и летало в серой дымке. Я проснулся и удивился, когда понял, что это замечательный пример гипнотического внушения. Галлюцинации исчезли сразу, а память об этом гипнотически насажденном событии все еще живет. Многие люди помнят вещи, абсолютно не связанные с объективной реальностью. И эти воспоминания могут быть яркими».
Носорогомышь Уилла это один пример. Такие воспоминания могут возникать из снов и кошмаров, также как и из галлюцинаций. Галлюцинации могут вызываться не только гипнотическим внушением, но также воздействием психоделических наркотиков, вроде ЛСД или Salvia divinorum, психическими расстройствами вроде шизофрении и мании, мистическим и религиозным переживанием, а также клинической смертью. Иногда эти воспоминания полностью меняют людей, которые считают их абсолютно реальными. Как писал хорошо известный невролог Оливер Сакс, «галлюцинации, обычные или особенные, не имеют сверхъестественного происхождения; они часть нормального диапазона человеческого сознания и опыта».
Это может случиться с каждым.
Ведущий эксперт в сфере памяти Лофтус сама рассказала со слов своего дяди, что когда ей было 14 лет, она трагическим образом обнаружила мать, утонувшую в бассейне. Ужасные воспоминания вернулись. Но потом дядя признался, что солгал, а родственники подтвердили: тело нашла тетя. Война за разум профессионала была проиграна. Плоть самых сильных солдат не более прочна, чем ваша, и ум может противостоять — или не может — внешним воздействиям аналогично.
Ложные воспоминания и будущее
Насколько эффективной будет имплантация памяти? По мере того, как будущее грядет, будут поддельные воспоминания отдыха на Марсе, и это вполне может стать на коммерческую основу, как отлично расписал Филип Дик в своей истории, которая позднее стала популярным фильмом «Вспомнить все». Будут ли пропагандисты-политики переписывать историю страны непосредственно у вас в голове? Будут ли психотерапевты для нашего же блага имплантировать нам, например, воспоминания о том, что если переесть мороженого, то можно заболеть или растолстеть? Станет ли это нашим спасением? Будут ли электронные чипы, содержащие воспоминания курсов трудных предметов — языков, истории (уже переписанной победителями), математики, физики? Будут ли имплантации в мозг или просто таблетки? Каким будет ограничение на перезапись памяти со стороны государства?
Лофтус полагает, что в ближайшие 50 лет мы сможем освоить возможность создания ложных воспоминаний на сто процентов. Самые мощные рецепты будут включать фармацевтические препараты, которые уже без пяти минут открыты. Когда мы сражаемся за разум, что можно считать победой, а что поражением?
Реклама показала, что человеческое мышление, память и сознание — податливая масса. Но по своей природе реклама действует в интересах рекламодателя, а не того, чей мозг промывается. Рассмотрим термин «пропаганда»: согласованный набор сообщений с целью повлиять на мнение или поведение большого числа людей. Очевидно, власть имущие всегда знали о пропаганде и о том, как ее использовать.
Каким будет мир в будущем? Как заметил лорд Актон (1834-1902), «власть развращает». Очевидно, это относится к политике, но можно применить высказывание в отношении коммерческой рекламы, цель которой, как правило, заключается в том, чтобы разлучить людей с их деньгами. Пока миром правит доллар, этики передела памяти не будет. Чтобы обеспечить защиту памяти, «коварные механизмы и методы» модификации памяти должны преподаваться в школе, чтобы люди могли успешно противостоять манипуляциям с разумом. Если кто-то хочет изменить свою память, остальные должны знать это в целях самозащиты. Например, знать, что воспоминания подростков — лучшая цель для рекламы пива. И так далее. Память, как и свобода, хрупкая вещь.
Но иногда хочется забыть книгу, чтобы перечитать ее еще раз.
Как и любая другая способность, память поддается тренировке и развитию. Главное — правильно подобрать программу упражнений.
Вспомнить имя актера или найти оставленные с вечера ключи иногда бывает непросто. Чтобы восстановить в памяти нужную информацию, требуется приложить немало усилий. Забывание — это естественный процесс, который призван разгрузить нервную систему от невостребованной информации, уберечь ее от перенапряжения. А вот повышенная забывчивость способна значительно усложнить жизнь. Она может быть вызвана недосыпанием, стрессом, пагубными привычками или информационными перегрузками.
Если эта проблема не связана с травмой или болезнью, ее реально решить собственными силами. Память можно развивать и совершенствовать, как и любую другую способность. Чтобы активизировать ее потенциал, необходимы регулярные занятия, как в спорте или музыке. И наоборот — при их отсутствии способность головного мозга к запоминанию будет снижаться. Рассказываем о самых эффективных способах, которые помогут укрепить память и улучшить работу мозга.
Главный редактор, заведующий хирургическим отделением
Задать вопрос
Врач-хирург высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук, профессор кафедры общей хирургии АГМУ.
Содержание
- 1. Создавайте ассоциации и зрительные образы
- 2. Учите стихи и читайте вслух
- 3. Пытайтесь вспомнить забытое
- 4. Осваивайте иностранные языки
- 5. Вспоминайте события дня
- 6. Играйте в интеллектуальные игры
- 7. Меняйте привычный маршрут
- 8. Ведите здоровый образ жизни
- Как развить память
- Что мешает лучше запоминать?
- Методы тренировки памяти
- Действенные занятия для улучшения памяти
- Измените образ жизни
- Как улучшить память
- Почему память ухудшается?
- Методы улучшения памяти
- Упражнения для поддержания памяти
- Полезные продукты
- Поддерживающие препараты
- Профилактика
- Что нужно для улучшения памяти
- Возраст: от 5 лет Что развивает: память, образное мышление.
- Упражнение «Таблица Шульте»
- Возраст: от 7 лет Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.
- Упражнение «Пять спичек»
- Возраст: от 7 лет Что развивает: внимательность, образное мышление.
- Упражнение «Что вокруг»
- Возраст: от 5 лет Что развивает: внимательность.
- Упражнение «Спидкубинг»
- Возраст: от 7 лет Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.
- Упражнение «Чертоги разума»
- Возраст: от 7 лет Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.
- Шпаргалка: что ещё полезно для памяти
- Как улучшить память и развить внимание у взрослых
- Учить стихи бесполезно?
- Интеллектуальные игры не спасают
- Не надо «слепнуть» и «менять ориентацию»
- ВАЖНО!
1. Создавайте ассоциации и зрительные образы
Запомнить новое будет проще, если связать неизвестное с уже имеющимися знаниями. Суть метода ассоциаций — соединить известное и неизвестное в единую историю, пометить новые сведения знакомыми маркерами. Так полученную информацию можно будет легко запомнить и быстро воспроизвести в нужный момент. С помощью ассоциативных параллелей несложно выучить дорожные знаки, пароли и даты, номера телефонов и кредитных карт.
В 1980 году в Москве открылись Олимпийские игры, а за 600 лет до этого произошла Куликовская битва. Число 5813 можно представить как числовое выражение 5+8=13. При этом изображения запоминаются еще эффективнее. Лучше, если они будут необычными и даже абсурдными. Например, восьмерка напоминает женщину с крупными бедрами и объемной грудью, а цифра пять — одноколесный цирковой велосипед. Мысленно нарисуйте полную даму, которая покупает такой велосипед и ездит на нем по городу.
Подобные иллюстрации должны быть крупными, объемными, цветными и максимально детальными. Навык кодирования в зрительные образы тренируется и быстро автоматизируется. В дальнейшем не составит труда восстановить в памяти и эти образы, и тот смысл, который в них заложен. В очередной раз кладя ключи в то или иное место, представьте себе, как здесь распускается цветок. Наутро вы точно не забудете, где именно в вашем доме вырос цветок, и быстро найдете нужную вещь.
2. Учите стихи и читайте вслух
Проверенный временем метод — заучивание стихотворений. Речь идет не о бездумной зубрежке, а о понимании смысла, его осознанном восприятии. Возьмите за правило каждую неделю учить по одному небольшому произведению. Постепенно увеличивайте объем материала. Его будет легче запомнить, если заранее разбить на несколько частей и учить по четверостишиям. Делать это можно где угодно: за обедом, во время прогулок или в транспорте. Не бойтесь большого количества повторений. Со временем вы заметите, как на запоминание уходит все меньше времени.
Эффект будет еще лучше, если брать произведения тех авторов, чьи сборники не вызывают у вас интереса. Чтобы выучить такие стихи, потребуется больше сил. Старайтесь глубоко вникать в их содержание и размышлять над художественными приемами, которые использовал автор. Поэзию можно декламировать перед зеркалом или записывать по памяти. Не менее полезно читать вслух. Это способствует улучшению дикции, интонации и развивает слуховую память. Если не любите стихи — учите тексты песен.
3. Пытайтесь вспомнить забытое
Список покупок, составленный перед походом в магазин, брать с собой не обязательно. С одной стороны, такой перечень поможет ничего не упустить и при этом не купить лишнего. С другой стороны, его отсутствие положительно скажется на состоянии памяти. Не купите что-то в этот раз — к следующему походу появится стимул лучше запоминать пункты из списка и держать их в голове. Забыли чье-то имя, цифру в номере телефона, пароль или состав продуктов из рецепта? Постарайтесь вспомнить. Не пожалейте времени и уделите этому несколько минут, вместо того чтобы искать ответ в смартфоне или записной книжке. Это отлично укрепляет память.
4. Осваивайте иностранные языки
Учить стихи и песни можно не только на родном языке. Не знаете иностранного языка — начните его осваивать. Это один из лучших способов активировать клетки мозга и расширить возможности памяти. Если каждый день запоминать несколько слов, то уже через пару месяцев можно ощутить заметный результат. Изучение нового языка развивает способности структурировать, анализировать и запоминать информацию. Кроме того, это хорошая профилактика возрастных заболеваний. Например, болезни Альцгеймера. Популярнейший способ запоминания иностранной лексики — карточки со словами и выражениями. Эта методика основана как раз на визуальных ассоциациях.
5. Вспоминайте события дня
Другой способ активизации памяти — окунуться в прошедший день и вспомнить все его события. Перед сном попробуйте восстановить отрывки диалогов, образы людей, их мимику и жесты, каждый телефонный звонок и блюда, из которых состоял ваш рацион. Постарайтесь воссоздать последовательность всех действий с момента пробуждения. Представьте эти картинки максимально подробно. При этом важно подключить воображение, зрительную, слуховую и обонятельную память.
Если скучно вспоминать день в виде воображаемых иллюстраций — заведите дневник и регулярно описывайте события на бумаге. То же самое рекомендуется повторять с просмотренными фильмами. После очередного киносеанса прокрутите сюжет в голове еще раз. Вспоминайте не только основные моменты, но и диалоги героев, детали их одежды, интерьеры съемочных локаций. Еще полезнее пересказывать содержание фильмов, спектаклей, прочитанных статей и книг своим знакомым. Это не только хорошо тренирует память, но и развивает речь, обогащает словарный запас.
6. Играйте в интеллектуальные игры
Это могут быть пазлы, шахматы, нарды, судоку, покер, различные ребусы и головоломки. Интеллектуальные игры активизируют работу мозга, тренируют память и внимание. Не менее важно выполнять упражнения на запоминание и скорость реакции. Подберите комплекс, который будет интересен и удобен для вас. Такой подход настроит на систематическое выполнение и поможет быстрее получить результат. Научились разгадывать японские кроссворды — переключитесь на новую головоломку. К решению однотипных задач мозг привыкает достаточно быстро.
Закройте глаза и попробуйте рассказать о расположении всех предметов, находящихся в комнате. А теперь бросьте на стол горсть спичек и внимательно посмотрите, чтобы запомнить их порядок. После этого сфотографируйте спички и перемешайте. Ваша задача — воссоздать композицию. Для развития зрительной памяти полезно время от времени выполнять обычные дела с завязанными глазами или закрытыми ушами. Кроме того, в интернете можно найти массу приложений, которые направлены на развитие памяти и внимания. Например, электронная версия картинок «Найди отличия».
7. Меняйте привычный маршрут
Всегда ходите на работу одной дорогой? Смените маршрут. Даже если он удобнее и короче. Для работы мозга необходимы постоянное разнообразие и новые впечатления. При этом старайтесь отмечать вокруг себя любые незначительные детали, одежду прохожих, наполнение витрин, вывески, дома и магазины. Можно подсчитать количество увиденных голубей, красных автомобилей или предметов, начинающихся на определенную букву. Нестандартные действия, необычные ощущения и запахи провоцируют появление новых нейронных связей и влияют на процессы запоминания.
По этой же причине рекомендуется чаще вводить новые привычки. Начните чистить зубы другой рукой или проделайте традиционные утренние ритуалы в ином порядке. Для укрепления памяти не менее полезны путешествия: пробуйте новые блюда и продукты, открывайте для себя незнакомые места, посещайте выставки и музеи, чаще слушайте новую музыку. На обработку и осмысление такой информации от мозга потребуются дополнительные ресурсы. Помимо положительных эмоций и расширения кругозора подобная деятельность развивает пространственную память.
Свежий воздух, занятия спортом и полноценный сон — важные факторы, без которых невозможно нормальное функционирование памяти. Ежедневное проветривание комнат и прогулки на свежем воздухе насыщают кровь необходимым кислородом. А благодаря физическим нагрузкам улучшается тонус сосудов и активизируется мозговое кровообращение. Выберите тот вид спорта, от которого будете получать удовольствие. Состояние памяти также зависит от питания. Включите в рацион побольше орехов, твердого сыра, яиц, жирных сортов рыбы, овощей и фруктов.
А вот алкоголь и табачный дым, напротив, разрушают клетки мозга. В том числе и те, которые отвечают за память.
Как развить память
Память – это базовая способность высшей нервной деятельности, основа для когнитивных функций. Ее развитость напрямую характеризует состояние мозга. Чем проще, быстрее и прочнее запоминает человек информацию, тем выше остальные показатели его интеллекта [1].
С возрастом, память нередко начинает слабеть, давать сбои, что приводит к общему падению продуктивности. Поэтому часто возникают вопросы: как взрослому человеку можно правильно развивать свою память и как надо лучше тренировать внимание? Действительно: от этих двух качеств зависит продуктивность в работе, успех в жизни и отодвигание старости мозга на неопределенный срок.
Что мешает лучше запоминать?
Столкнувшись с проблемой усвоения информации, человек ищет способы, как и чем можно развивать память, пытается узнать, что действительно помогает, что делать, определяет лучшие советы.
Медики рекомендуют начинать с выяснения причины. Нужно искать, почему одна из когнитивных функций развита слабо изначально, или ухудшилась за последние недели, месяцы. От первопричины напрямую зависит подбор результативного метода восстановления и тренировки.
- Изначальная слабость запоминания с детства. Этот навык необходимо тренировать и развивать с первых лет жизни. Если в юности и в школьные годы вы не утруждали себя интеллектуальным трудом, то развить когнитивные способности во взрослом возрасте будет сложно.
- Неправильный образ жизни. Хронический стресс, недосыпы, неправильное питание, злоупотребление алкоголем или сигаретами. Это факторы, которые крайне негативно сказываются на здоровье и работе мозга.
- Несбалансированное и нерегулярное питание. Дефицит витаминов и полезных веществ в ежедневном рационе [2].
- Перенесенные травмы головы, инфекционные заболевания мозга (энцефалит) и его оболочек (менингит) и их последствия.
- Регулярные переутомления. Негативно сказывается как психоэмоциональная, так и физическая постоянная усталость.
Разобравшись, что конкретно вам мешает проявлять интеллект во всей его мощи, можно перейти к выбору способа улучшения работы мозга.
Правильным будет проконсультироваться с доктором, найти причину проблемы. После, врач подберет вам упражнения для запоминания информации и развития в себе мышления, расскажет, как быстро развить у взрослого человека идеальную память и хорошо улучшить свое внимание.
Впрочем, существуют и универсальные методики, которые в том или ином варианте помогают укреплять способность к запоминанию.
Методы тренировки памяти
Столкнувшись с проблемой, человек хочет понять, как развивать свою память взрослому, можно ли это сделать, и с чего лучше начать, чтобы запоминать любую информацию правильно.
Ученые задавались этим вопросом на протяжении столетий. Современные технологии и данные нейрофизиологии человеческого мозга расширяют наши знания. И дают возможность разработать способы тренировки когнитивных способностей, благодаря которым получается улучшить интеллектуальные способности даже в зрелом возрасте [3].
Можно использовать методы, подходящие как для того, чтобы натренировать быстро память для запоминания информации, так и для улучшения концентрации внимания:
- Освежайте события. Заведите дневник и вечером описывайте произошедшее в течение дня. Старайтесь вспоминать мелочи.
- Постоянно учитесь. Известная проблема взрослого человека – отсутствие притока новой информации, которую необходимо усваивать, из-за этого мозг расслабляется. Изучайте иностранный язык или новый непривычный навык. Старайтесь совершенствоваться в нем, регулярно устраивайте себе проверки внимательности и запоминания.
- Нарушайте рутину, привычный автоматизм жизни. Меняйте рабочую руку в бытовых делах. Чистите зубы, открывайте двери непривычной рукой. Выбирайте разные дороги на работу, готовьте по новым рецептам даже привычные блюда. Регулярно пробуйте новые вещи, хобби.
- Развивайте воображение и способность к визуализации. Чем в больших подробностях вы можете представить событие или ситуацию, тем лучше мозг ее запомнит и сможет впоследствии воспроизвести.
Не стоит полагаться на эпизодическое применение перечисленных практик. Без регулярных тренировок они не принесут результата.
Что нужно делать для развития памяти, чтобы легко запоминать даже самую сложную информацию? Конечно, регулярно выполнять упражнения, так же, как и для поддержания физической формы.
Действенные занятия для улучшения памяти
Мы часто в детстве тренируем память, что позволяет лучше учиться в школе, быстрее запоминать стихи или формулы. Но, закончив обучение, забываем об этом необходимом тренировочном процессе.
Без постоянной поддержки, регулярных правильных нагрузок память взрослого человека начинает слабеть [4].
Для ее улучшения разработаны практические методики. Простые, на первый взгляд, упражнения, с постепенно повышающейся сложностью, оказывают заметный эффект и приносят желаемый результат.
Кроме советов по развитию памяти, существуют конкретные способы, подсказывающие, что делать и как упражнять мозг взрослому человеку:
- Решение арифметических примеров в уме. Производя подсчеты, вы заставляете мозг работать, внимательно анализировать информацию. Введите в повседневную жизнь привычку в уме рассчитывать чаевые или итоговую сумму в чеке за покупки. Или перемножайте цифры в номерах машин на улице.
- Разгадывайте кроссворды. Необходимость напрягать память, чтобы вспоминать никак не связанные между собой слова и факты, укрепит ее.
- Описывайте предметы. Посмотрев некоторое время на вещь, закройте глаза и постарайтесь описать ее во всех подробностях. Для выполнения этого упражнения стоит брать предметы с большим количеством деталей. На более сложных уровнях – переключаться на полноценные картины и фотографии.
- Учите наизусть стихи и песни. Ритм и рифма способствуют запоминанию. Сложнее это упражнение выполнять с прозаическим или техническим текстом, цифровым рядом. Запоминание наизусть номеров телефонов великолепно тренирует память.
- Выполняйте действия вслепую в знакомой обстановке. Закрыв глаза, вы заставляете мозг в мельчайших подробностях вспомнить расположение вещей в комнате.
- Делайте мысленные экскурсии. Упражнение направленно на одновременную активацию памяти и концентрацию внимания. Вам нужно в подробностях вспомнить какое-либо посещенное ранее место или дорогу на работу.
Использование различных средств и методик у взрослых – это действенное средство для тренировки и быстрого развития памяти [5], но не стоит забывать и о правилах жизни, позволяющих закрепить достигнутый, и превзойти свой результат.
Измените образ жизни
Прежде чем изучать, что именно хорошо развивает память, стоит обратить внимание на свой образ жизни. Ищите факторы, угнетающе действующие на нервную систему и работоспособность мозга. Пока их не устранить, курсы о том, как быстро научиться тренировать память, не дадут результата.
Если же к упражнениям и методикам добавить и соблюдение профилактических мер, то результаты в скором времени превзойдут все ожидания.
Для того чтобы сохранить внимание и способность запоминать с молодости, рекомендуется:
- Спорт – элемент отменного самочувствия. Регулярные тренировки помогают мозгу и нервной системе переключиться, разгрузиться.
- Отслеживать количество стресса. Негативное воздействие на нервную систему крайне отрицательно сказывается на когнитивных функциях.
- Пересмотреть рацион, включив в него больше продуктов, полезных для мозга, улучшения памяти и внимания. При этом стоит ограничить потребление сладкого, тонизирующих напитков во второй половине дня, жирной пищи.
- Прогулки на свежем воздухе добавляют кислород для питания и обновления клеток мозга. Также здесь проявляется физическая активность.
- Отказ от курения никотина и его смесей, ограничение спиртных напитков, крайне пагубно сказывающихся на нервной системе.
- Прием медицинских препаратов строго по рецепту врача. Самоназначение или изменение рекомендуемой дозы, могут привести к появлению нежелательных ментальных побочных эффектов [6].
- Регулярный прием диетических комплексов для поддержания необходимого баланса полезных веществ, элементов и витаминов.
Если вы хотите быстро добиться серьезного улучшения, восстановиться после травм или повысить когнитивные способности, то стоит обратиться в специальный медицинский центр.
Изучив особенности вашей проблемы, врачи составят план специальной диеты и курса упражнений. При необходимости – пропишут безопасные препараты, улучшающие питание и работу мозга, а также подберут процедуры, стимулирующие мозговые клетки и развивающие память.
Результат от применения комплекса NeuroHack проявляется уже после нескольких процедур и, зачастую, превосходит ожидания пациентов.
Как улучшить память
Возможно ли улучшить память? Бытует мнение, такие способности, как память и внимание даны от природы, а с возрастом могут только ухудшаться. Но это не так.
Способность запоминать и воспроизводить информацию – развиваемая способность человека. Значит, каждый способен ее натренировать, используя специальные методики и упражнения.
Почему память ухудшается?
Современные технологии не только облегчили жизнь человеку, но и сняли с него необходимость тренировать собственный разум. В быту, да и часто – на работе, нам хватает части заложенного природой потенциала. В итоге, даже молодые люди все чаще сталкиваются с проблемой забывчивости.
По такой причине распространены вопросы: «Можно ли улучшить память, что способствует улучшению внимания, какие рекомендации, методы и советы реально помогут?» [1]. Современная наука уже ответила на них, разработав способы прокачать когнитивные функции взрослому человеку.
Способности мозга – результат его постоянной и упорной работы, как и занятия атлетикой для укрепления мышц. Поэтому важно поддерживать работоспособность уникального органа человеческого тела, а также давать ему необходимую нагрузку.
То есть, мозг должен быть обеспечен всем, что нужно, и должен часто работать. В несоблюдении этих двух условий и кроется, чаще всего причина ухудшения памяти у взрослого человека.
К распространенным причинам относятся:
- Регулярное переутомление и стрессовые ситуации.
- Злоупотребление алкоголем, курение сигарет и ароматических смесей: дым ухудшает насыщение крови кислородом, отчего страдают нейроны.
- Применение лекарственных препаратов без назначений врача. У них бывают побочные реакции, которые негативно сказываются на высшей нервной деятельности.
- Перенесенные черепно-мозговые травмы или инфекционные заболевания головного мозга.
- Формирование доброкачественной или злокачественной опухоли как области мозга, так и вне ее.
- Хронические заболевания, влияющие на систему кровоснабжения мозга.
Что нужно делать, чтобы память была хорошая, что помогает развивать внимательность и повышает когнитивные способности у взрослых? Инструментов для поддержания мозга и увеличения его возможностей, разработано множество.
Методы улучшения памяти
С возрастом, по причине инволюции, когнитивные функции человеческого мозга постепенно снижаются. Без должных специальных тренировок – проседают быстрее [2].
Поэтому для взрослых людей необходимо знать, что нужно делать для улучшения памяти, и чтобы внимание не снижалось, какие системы и методики использовать.
Специалисты, изучающие когнитивные процессы и развитие человеческого мозга, советуют:
- Задействуйте одновременно оба полушария мозга. Для этого периодически выполняйте мелкие действия не привычной, ведущей, а второй рукой. Чистите зубы, пытайтесь управиться с столовыми приборами, открывайте дверные и оконные ручки левой рукой, если вы правша.
- Вносите неожиданность в жизнь. Если человек привык жить по одному и тому же сценарию, его мозг ленится работать на полную. Меняйте рабочий маршрут, находите новые места для прогулок, знакомьтесь с людьми, заводите и совершенствуйтесь в хобби.
- Не прекращайте учиться. Часто снижение памяти напрямую связано с застоем, ослаблением нагрузки на мозг. Постоянно осваивайте что-нибудь новое, не связанное напрямую с вашей повседневной деятельностью. Действенным считается изучение иностранного языка.
- Считайте в уме. Регулярное решение простых арифметических задачек в повседневной жизни самостоятельно, а не с помощью калькулятора, один из способов повысить уровень внимательности и сосредоточенности на конкретной задаче. Также улучшится навык быстрого запоминания информации.
- Научитесь медитировать. Сосредоточение на себе и обретение внутреннего спокойствия 10-15 минут в день, на мозге сказываются хорошо. Например, снижается уровень стресса, появляется возможность перезагрузить сознание, возрастает способность к концентрации. Польза медитации для мозга доказана исследованиями и подтверждена практикой.
Существует множество действенных простых способов и советов, с помощью которых можно эффективно как сохранить после травмы, так и быстро улучшить свою память и работу мозга в домашних условиях.
Регулярно практикуя их, сделав частью обычной жизни, вы сохраните высокие показатели усвояемости информации на протяжении всей жизни. Тем сумеете отодвинуть старость мозга [3].
Упражнения для поддержания памяти
Самые лучшие способы улучшения внимания и памяти человека, совершенствования запоминания всего за 5 минут в день:
- Игра в слова. Назовите по одному слову на каждую букву алфавита или 20 слов на одну и ту же букву. Вспомните 20 женских или мужских имен, 20 географических названий.
- Заучивайте ряды цифр. Для этого удобно использовать номера телефонов. Периодически пробуйте повторять такой ряд задом наперед.
- Читайте, а затем и учитесь произносить без подготовки привычные и сложные слова, наоборот. Это упражнение помогает концентрироваться на задаче, активизируя способность к запоминанию.
- Учите стихи и песни, постепенно переходя к прозаическим и научным текстам. Приучайте мозг к запоминанию сложных терминов.
- Играйте в интеллектуальные игры. Используйте приложения на телефоне, чтобы сразиться в шахматы или Эрудит.
- Подробно вспоминайте прошедший день перед сном. Восстанавливайте и переосмысливайте в уме все события, до мелочей.
- Сочетайте занятия, требующие использования мелкой моторики и повышенного внимания. К примеру, рукоделие, моделирование, собирание паззлов, создание и окраска тематических фигурок и так далее.
- Играйте в игры с элементами запоминания. Например, в поиск двух одинаковых картинок среди перевернутых карточек.
Сталкиваясь с необходимостью улучшить память, чтобы лучше работать, нужно понять, что конкретно вам помогает, что нужно сделать из упражнений и чем дополнительно можно повысить показатели. В специализированной клинике помогут составить программу мер по совершенствованию мозга.
Полезные продукты
Задумываясь над тем, как укреплять память, активизировать и заставить работать кору мозга, усилить внимательность, сделать хорошую прокачку интеллекту, не стоит забывать и о таком аспекте, как питание.
От продуктов, состава ежедневного меню, во многом зависит, какие именно вещества, полезные или наносящие вред, попадают в организм и на него воздействуют.
Помочь улучшить память могут:
- Жирная красная рыба, богатая омега-3 кислотами, калием и другими веществами, нужными мозгу для строительства новых клеток.
- Авокадо, содержит витамин E, который улучшает память за счет антиоксидантных качество. Также фрукт богат растительными ненасыщенными липидами, улучшающими работу системы кровообращения, что увеличивает питание мозга кислородом.
- Цитрусовые наполнены витамином C и антиоксидантами. Эти вещества стимулируют работу мозга, защищают нейроны от агрессивного внешнего воздействия.
- Зеленые листовые овощи содержат необходимые для питания мозговых тканей витамины и вещества, способствующие защите от вредного воздействия.
- Орехи и семечки. Наиболее полезными для мозга считаются грецкие орехи, скрывающие в себе массу нутриентов, необходимых для активной работы мозга.
Богатые источники аскорбиновой кислоты и антиоксидантов – привычные нам растения: черная смородина, шиповник, калина.
При этом существуют и продукты – «вредители», при употреблении которых в большом количестве страдают когнитивные функции:
- Сладкое в больших количествах крайне негативно влияет на работу мозга, затормаживая его, снижая внимание [4].
- Жирные продукты и фастфуд приводят к проблемам с сердечно-сосудистой системой. Атеросклероз в итоге лишает мозг необходимого количества кислорода.
- Напитки, содержащие кофеин и другие стимуляторы в больших количествах. При регулярном употреблении мозг настолько привыкает к постоянному дополнительному допингу, что перестает на него реагировать, а сами вещества начинают наносить вред сердцу и сосудам.
Правильно составленное меню на неделю улучшит не только настроение и внешний вид человека, но и скорость работы его мозга.
Поддерживающие препараты
Часто в аптеке можно услышать вопрос: «Что нужно для хорошей памяти, что за лекарство развивает и укрепляет внимательность у взрослого?» И такие препараты есть.
Классический пример – лекарства с ноотропным действием, хорошо изучены средства растительного происхождения.
Оказывают поддерживающее воздействие на мозг, защищают его клетки от гибели, нормализуют работу в условиях дефицита кислорода.
Но не стоит воспринимать их как панацею. Ноотропы – лишь поддерживающее средство, которое используется как часть комплексной терапии.
Для восстановления и укрепления памяти применяют:
- Упомянутые выше ноотропы. Нейрометаболические стимуляторы улучшают питание мозга, помогают клеткам обновляться и лучше действовать.
- Натуральные препараты, содержащие экстракты лечебных растений. Правильно подобранная фитотерапия оказывает мягкую поддерживающую функцию. Улучшает питание мозга, защищает клетки от разрушения. . Решают проблему нехватки необходимых минералов и витаминов в повседневном питании.
- Корректоры энергетического метаболизма постепенно улучшают деятельность мозга, действуя мягко и благоприятно.
- Психостимуляторы-адаптогены позволят справляться с высокими нагрузками. На короткое время снимают усталость и поддерживают высокую работоспособность мозга.
Задумываясь над тем, как можно укрепить память, чем взрослому человеку повысить внимательность, сделать лучше результаты интеллектуального труда, и решив использовать для этого препараты, проконсультируйтесь с врачом. Большинство даже самых простых лекарств с натуральным составом имеют определённые побочные эффекты, поэтому подбирать их должен врач после проведения необходимых исследований.
Профилактика
Укрепление, повышение памяти у взрослых, в первую очередь должно начинаться с устранения отрицательно влияющих на когнитивные функции явлений из обычной жизни. Ведь часто проще не допустить ухудшения, чем восстановить и поддержать память.
Следование описанным ниже правилам будет отличным способом сэкономить собственное время и дальнейшие усилия.
Чтобы память с возрастом не ухудшилась, рекомендуется:
- Включить в расписание регулярные физические нагрузки и прогулки, желательно – на свежем воздухе [5].
- Регулярно проходить медицинское обследование для выявления заболеваний на ранних этапах и их успешного лечения.
- Уравновесить нагрузки и отдых. Особенное внимание стоит уделять полноценному ночному сну, во время которого восстанавливается ресурс мозга.
- Следить за питанием и содержанием в рационе необходимых полезных веществ. Контролировать массу тела, не переедать и не быть истощенными.
- Принимать витаминно-минеральные комплексы, если есть дефицит микро и макронутриентов. Например – жителям городов, у которых не всегда есть доступ к органическим продуктам.
- Избегать острых и хронических стрессовых ситуаций. Научиться не принимать близко к сердцу маловажные эпизоды.
Объем мозга человека увеличить невозможно, но вот способов, как можно быстро восстановить и улучшить свою память и внимание у взрослого, разработано немало. Нужно лишь правильно скомбинировать, чтоб добиться стойкого и выраженного результата.
Если вам необходим быстрый и заметный результат, кроме соблюдения правил и использования методик для развития когнитивных навыков, обратитесь в специализированную клинику.
После тестов и выяснения причин ухудшения памяти, врачи подберут действенное сочетание препаратов и упражнений, а также процедур, стимулирующих кору головного мозга [6].
Что нужно для улучшения памяти
Возраст: от 5 лет
Что развивает: память, образное мышление.
Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.
Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.
Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.
А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.
Упражнение «Таблица Шульте»
Возраст: от 7 лет
Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.
Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.
Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.
Упражнение «Пять спичек»
Возраст: от 7 лет
Что развивает: внимательность, образное мышление.
Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.
Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.
Упражнение «Что вокруг»
Возраст: от 5 лет
Что развивает: внимательность.
Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.
Упражнение «Спидкубинг»
Возраст: от 7 лет
Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.
Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.
Упражнение «Чертоги разума»
Возраст: от 7 лет
Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.
Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.
Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.
Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.
Шпаргалка: что ещё полезно для памяти
Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:
- Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
- Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
- Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected]
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected]
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected]
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected]
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected]
Как улучшить память и развить внимание у взрослых
Популярные способы для улучшения памяти и внимания, которые опровергли ученые,
и правила, которые реально работают.
Учить стихи бесполезно?
Уж вот, казалось бы, железобетонное правило, которое с нами по жизни, прямо с детского садика: учи наизусть, будет отличная память. Но исследования Колумбийского университета (США), проведенные на 350 студентах, показали, что нет никакой прямой связи между заучиванием наизусть больших объемов текста и активностью лимбической системы мозга (в этой зоне находится наш «центр памяти»). Более того, молодые люди, которые зубрили стихи без всякого удовольствия, а потому что надо, не могли сосредоточиться на запоминании другой информации, были менее внимательны, имели более слабую кратковременную память по сравнению с теми, кто не занимался зубрежкой.
По словам профессора-нейролингвиста Бернхарда Шмидта, «если стихи не запоминаются сами собой (а есть люди с уникальной памятью, которые просто без усилия дословно запоминают большие объемы текста), не надо себя мучить, вашему мозгу это ничего не даст. Просто любите поэзию, читайте стихи, ритмические формы позитивно влияют на мозг и нашу память, но совсем не обязательно все это держать в своей черепной коробке». Кстати, то же относится и к сочинению стихов. Раньше считалось, что подбор рифм стимулирует мозг. Но сейчас доказано, что стихосложение никак не влияет на память. Это просто особенность мозга, у кого-то получается хорошо, а кто-то «поэт Цветик», и им останется.
Также ученые сейчас все больше склоняются к тому, что важнее не знать наизусть (от номеров телефонов до уравнений), а знать, где взять нужную информацию. Врач-невролог Анна Горенкова говорит, что мы уже внутри новой системы информации, наш мозг и так перегружен, почему бы не доверить часть его работы гаджетам. Базовые знания, безусловно, важны, чтобы разбираться в достоверности данных, ну а детали подскажет Google. Нет смысла стремиться к глобальному запоминанию всего, мозгу от этого нисколько не лучше.
Также бесполезным признана такая форма тренировки памяти, как чтение слов задом наперед. Врач-невролог Анна Горенкова рассказывает, что «абырвалг» , напротив, травмирует мозг, нарушает привычное восприятие информации и дает совершенно ненужный стресс нейронам.
Ученые склоняются к тому, что важнее не знать наизусть, а знать, где взять нужную информацию. Фото: EAST NEWS
Интеллектуальные игры не спасают
Принято думать, что продлить молодость мозга и память лучше всего помогают интеллектуальные упражнения, например, разгадывание кроссвордов или игра в шахматы. Однако же, как утверждают ученые из Эдинбургского университета, это не совсем так. После 60 лет именно физические упражнения, а не умственные, помогут остановить усыхание мозга и отдалить проявления признаков старения.
Рузультаты исследования опубликованы в очень уважаемом медицинском журнале «Neurology». Данные томографического обследования 638 человек пенсионного возраста показали: у тех, кто активно занимался физкультурой на протяжении трех лет, объем мозга уменьшался медленнее.
Причем упражнения не должны быть изнурительными и соответствовать возрасту, то есть щадить сердце и суставы. Достаточно каждый день проходить пешком по 2-3 километра и делать по утрам небольшой комплекс физкультуры (с упором на плавные аэробные упражнения — то есть связанные с тренировкой дыхания — и укрепление мышц).
А вот обследования тех, кто не занимался физкультурой, предпочитая лишь «пищу для ума», показали: только лишь интеллектуальная подзарядка, увы, не замедляет темпов усыхания мозга.
После 60 лет именно физические упражнения, а не умственные, помогут остановить усыхание мозга. Фото: EAST NEWS
Не надо «слепнуть» и «менять ориентацию»
Также доказано, что на самом деле не работают такие популярные способы «подзарядки» памяти.
«Ослепнуть», то есть время от времени делать привычные действия с закрытыми глазами. Например, разбирать что-то на столе, есть, чистить зубы или передвигаться по квартире. Наш эксперт невролог Анна Горенкова считает, в результате этого упражнения вы скорее всего получите «встряску для мозга» в виде здоровенной шишки, когда налетите сослепу на шкаф. Память же от этого точно не улучшится. Внезапное «лишение» какого-то органа чувств вгоняет мозг в очень дискомфортное состояние (даже если это игра), начинают активно вырабатываться гормоны стресса — кортизол и ацетилхолин, которые, не улучшают работу мозга, а напротив, ее тормозят.
Также никакой особой пользы не приносит «смена ориентации». В смысле — правшам становиться на время левшами, а левшам правшами. И обычные бытовые действия делать не «ведущей» рукой (набирать номер телефона, переключать пульт, гладить белье). Раньше считалось, что это укрепляет нейронные связи между левым и правым полушариями мозга. Но последние исследования Сиднейского Универститета показали, что это бесполезно и, напротив, путает мозг. Правшами и левшами мы рождаемся, это заложено генетически (за исключением случаев, когда человек вынужден менять «ведущую» руку из-за травмы, например).
— Помните, в советской школе было популярно, а потом признано провальным и очень вредным переучивание в школах левшей на правшей, — говорит наш эксперт Анна Горенкова. — Есть данные, что «переученные» дети хуже усваивали информацию, хуже справлялись с заданиями на логику и пространственное мышление, были более раздражительными и подверженными стрессам по сравнению с «непереученными» левшами.
ВАЖНО!
А какие способы тренировки памяти работают
ХОДИТЕ ПЕШКОМ. Доказано, что быстрая ходьба в течение 30-50 минут увеличивает приток крови в мозг на 15%. Регулярная стимуляция притока крови улучшает функции мозга, а именно память и концентрацию внимания. К тому же новая кровь очищает мозг от метаболических «отходов», таких, как белок бета-амилоид. Этот белок, как уже было доказано ранее, участвует в развитие болезни Альцгеймера.
ЧИТАЙТЕ НЕ МЕНЬШЕ ЧАСА В ДЕНЬ. Манфред Гоголь, президент Немецкого общества геронтологии и гериатрии считает, что именно во время чтения происходит формирование новых синапсов – особых зон контакта между отростками нервных клеток и другими клетками организма. Если сказать проще, когда мы читаем, то мозг тренируется в налаживании контактов с нашим телом. Причем совершенно необязательно читать что-то заумное. Мозговая активность повышается, когда чтиво вас захватывает и вызывает яркие эмоции, и снижается, когда скучно. При этом не так важно, читаете вы электронную книжку или бумажный том, главное, чтобы не было проблем с глазами. Чрезмерное напряжение глазных мышц ухудшает внимание.
ЕШЬТЕ КЛЕТЧАТКУ. Она не только «чистит» организм от токсинов, но и стимулирует процесс обновления клеток мозга, что ведет к поддержанию памяти на достойном уровне. Об этом говорит новое исследование Национального института рака США. Больше всего клетчатки в цельнозерновых продуктах, орехах, овощах и бобовых. Чтобы стимулировать обмен веществ достаточно съедать в день 10-15 граммов клетчатки. Например, стандартная порция вареной чечевицы содержит 8 граммов клетчатки. А 100 граммов миндаля – почти 9 граммов, чашка овсянки — 4 грамма, 100 граммов чернослива – около 6 граммов клетчатки (чернослив еще и очень полезен для кишечника — очищает его от токсинов).
УЧИТЕ ЯЗЫКИ. Канадские ученые Ротмановского исследовательского института в Торонто доказали с помощью неврологических и биохимических тестов: у людей, владеющих двумя и более языками, болезнь Альцгеймера встречается гораздо реже. А если и развивается, то гораздо позже, чем тех, кто «шпрехает» только на одном лишь родном языке. Также доказано, что люди, блестяще владеющие хотя бы одним иностранным языком в пожилом возрасте лучше остальных справляются с тестами на скорость умственных реакций и концентрацию внимания. Руководитель исследования Фергус Крек считает, что знание второго языка создает в мозге некоторый «интеллектуальный резерв», задерживающий развитие возрастных отклонений.
БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ! Нашей памятью управляет гормон радости. Доказано, что счастливые люди лучше запоминают информацию и меньше устают. Специалисты из университета немецкого Магдебурга установили, что усвоение информации долговременной памятью тесно связано с гормоном дофамином. Вырабатывается он надпочечниками и больше известен как «гормон радости» или «гормон драйва». В эксперименте немецких неврологов участвовали пожилые горожане возрасте от 65 до 75 лет, у которых периодически брали анализ на основные гормоны и проводили тесты на запоминание и воспроизведение информации. Те, у кого уровень дофамина был выше 20-30%, и память была лучше в сравнении со среднестатистическими показателями людей этого возраста. Также люди с повышенным содержанием дофамина в организме меньше уставали при больших умственных нагрузках.
Чтобы повысить уровень дофамина, нужны продукты, содержащие натуральные сахара и жиры, причем в первой половине дня, так как пик выработки этого гормона приходится на 10-11 утра. Так что если предстоит сложный день, когда надо будет много чего запомнить, отнюдь не преступным будет съесть на завтрак яичницу с беконом и запить чаем с медом (но в разумных количествах, конечно). Также для производства организмом дофамина требуется аминокислота фенилаланин. Ее много в свекле, зеленой фасоли, миндальных орехах, куриных яйцах, мясе индейки и кролика.