Как изменить черту населенного пункта

Изменение границ населенного пункта, изменение категории земель, генеральный план, территориальные зоны, изменения в генеральный план,

Изменение границ населенного пункта

” alt=”Изменение границ населенного пункта”

Как изменить границы населенного пункта

Сбор и подача документов для изменения границ населенного пункта

Физическое или юридическое лицо, заинтересованные в изменении границ населенного пункта (далее — застройщик), направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территории которого находится населенный пункт, следующие документы и материалы:

  • мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта (произвольная форма);
  • кадастровую карту (план) земельного участка, включаемого в границы населенного пункта;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок.

Орган местного самоуправления совместно с застройщиком подготавливает и запрашивает в соответствующих службах:
заключение о сельскохозяйственной ценности земельного участка в случае перевода участка сельскохозяйственного назначения; справку органов ветеринарной службы об отсутствии скотомогильников и санитарно-защитных зон на данном земельном участке.

Изменение границ населенного пункта

Критерий оценки изменения границ населенного пункта

При подготовке предложений по изменению границ населенного пункта необходимо учитывать, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением (категорией) и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий. Границы населенных пунктов должны отделять земли населенных пунктов от земель иных категорий.
На основании ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение земельного участка, выбор вида его разрешенного использования, а также его застройка выполняются в соответствии с требованиями утвержденных нормативов градостроительного проектирования. Орган местного самоуправления учитывает следующее:
примыкание земельного участка к границам населенного пункта, в целях доступности к существующим объектам повседневного, периодического и эпизодического характера;
возможность обеспечения переводимого участка инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой.
отсутствие на включаемом участке санитарно-защитной зоны от промышленных объектов, производств и сооружений, в т.ч. скотомогильников;
отсутствие охранной зоны от объектов, которые нельзя размещать в границах населенных пунктов (например, магистральные газопроводы);
низкая сельскохозяйственная ценность земельного участка (если участок сельскохозяйственного назначения).

Отказ в изменении границ населенного пункта

В каких случаях орган местного самоуправления отказывает в изменении границ населенного пункта

Орган местного самоуправления на основании ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Градостроительного кодекса вправе отказать во включении земельного участка в границы населенного пункта в случае, если:
границы населенных пунктов пересекают границы муниципальных образований или выходят за их границы;
границы населенных пунктов пересекают границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам;
размещение включаемого участка не соответствует схеме территориального планирования района, в состав которого входит данное поселение;
к переводу предусмотрены ценные сельскохозяйственные земли;
при присоединении создаётся обособленный «анклав», который невозможно обеспечить инфраструктурой;
включаемый участок попадает в санитарно-защитную зону (охранную зону) промышленных объектов, производств и сооружений.

Подготовка эскизного (архитектурного) проекта планировки включаемого земельного участка

В случае перевода земельного участка подлежащего застройке, целесообразно разработать эскизный (архитектурный) проект планировки, в соответствии с требованиями утвержденных нормативов градостроительного проектирования (основание — статьи 24, 41-42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архи-тектурной деятельности в Российской Федерации»).
Эскизный проект должен содержать архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженер¬ные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, ар¬хитектурно-художественные и иные требования, необходимые в дальнейшем для уточнения генерального плана и завершения разработки проекта планировки территории, по которому будет осуществляться застройка.

В нем должны быть выведены технико-экономические показатели, включающие численность населе¬ния жилого образования, типы жилых домов, их общая пло¬щадь, сроки застройки территории и ввода в эксплуатацию жилых домов, объектов социального, культурно — бытового обслуживания, предполагаемое зонирование, включаемой территории и другие показатели, необходимые для реализации проекта (требования ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Эскизный проект планировки территории представляется в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, для рассмотрения его на градостроительном совете.

Положительное решение градостроительного совета учитывается органом местного самоуправления, при принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и внесении изменений в генеральный план.

Принятие решения об изменении границ населенного пункта

Порядок изменения границ населенного пункта

Разработка проекта генерального плана

Орган местного самоуправления по результатам рассмотрения представленных документов принимает решение о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо отказывает во включении земельных участков в границы населенного пункта.

В случае принятия решения о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, орган местного самоуправления размещает на официальном сайте в сети «Интернет» решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений.

Орган местного самоуправления дает разработчику указание об отображении на картах (схемах) в проекте генерального плана новых границ населенного пункта с учетом включаемых земельных участков.

В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме (пояснительная записка к проекту генерального плана) пред¬ставляется перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов (их площадь, категория земель, правообладатели), с указанием целей их планируемого использования.

Публичные слушания по рассмотрению проектов о внесении изменений в генеральные планы

Проект о внесении изменений в генеральный план подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, прово¬димых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Фе¬дерации.

Проведение публичных слушаний по рассмотрению проекта о внесении изменений в генеральный план поселения (городского округа), связанных с изменениями границ населенных пунктов, организуются органом местного самоуправления на территории населенного пункта, в границы которого предусмотрено включение земельного участка. Срок проведения публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Внесение изменений в генеральный план, предусматривающее из¬менение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (часть 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Размещение проекта генерального плана поселения (городского округа) в федеральной государственной информационной системе территориального планирования

В рамках исполнения статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минрегионом России разработана и внедрена в эксплуатацию первая очередь федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее – ФГИС ТП).

Данная система представляет собой доступный через специализированный Интернет-сайт информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий доступ к сведениям государственных и муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и территориального планирования.

На основании статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение в ФГИС ТП проекта генерального плана поселения (городского округа) с измененными границами населенного пункта осуществляется органом местного самоуправления поселения (городского округа).

Особенности согласования проекта генерального плана в случае изменения границ населенных пунктов

Организацию согласования проекта генерального плана обеспечивает орган местного самоуправления.

1. Орган местного самоуправления уведомляет в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по обоснованию проекта в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
2. Согласование проекта генерального плана проводится в 3-месячный срок со дня поступления в согласующие органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (основание – статья 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований»).
3. Проект генерального плана (включение в границы населенного пункта земельных участков) подлежит согласованию со следующими согласующими органами:
3.1. Если проектом генерального плана предполагается включение в гра¬ницы населенных пунктов земель лесного фонда, орган местного самоуправления уведомляет Министерство регионального развития Российской Федерации в электронной форме и (или) посредством почтового отправления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по обоснованию проекта в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для проведения им согласования с федеральными упол¬номоченными отраслевыми органами в соответствующих сферах и подготовки свод¬ного заключения по проекту (целесообразно осуществить формирование земельного участка без лесного фонда с учетом охранных зон).
4. После проведения указанных выше согласований проект генерального плана подлежит утверждению представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями статьи 24 Градострои¬тельного кодекса Российской Федерации.
5. Орган местного самоуправления размещает на официальном сайте в сети «Интернет» решение представительного органа местного самоуправления об утверждении генерального плана.
6. Орган местного самоуправления с использованием официального сайта в сети «Интернет» информирует о доступе к утвержденному генеральному плану поселения (городского округа) и материалам по обоснованию через федеральную государственную информационную систему территориального планирования в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения генерального плана (основание — ст. 9 градостроительного кодекса Российской Федерации).
7. Орган местного самоуправления представляет генеральный план в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области в двухнедельный срок со дня его утверждения (основание — ст. 8.1 градостроительного кодекса Российской Федерации).

Внесение сведений об изменении границ населенного пункта в государственный кадастр недвижимости

Согласно  Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2007 года №218-ФЗ в состав сведений государственного кадастра недвижимости о границах населенных пунктов, вносится описание местоположение границ населенных пунктов в том числе, реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов. В правовом акте, устанавливающем или изменяющем границу населенного пункта, должен быть указан перечень всех участков, включаемых или исключаемых из границ, населенных пункта.

При этом, согласно требований пункта 13 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», описание местоположения границ населенных пунктов, включает в себя текстовое описание местоположения границ населенного пункта и списки координат характерных точек границы населенных пункта с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Границы населенных пунктов должны устанавливаться с учетом сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках и такие границы не должны пересекать границы других земельных участков.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.

Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно ст. 20 Закона о землеустройстве подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621.

Описание местоположения границ населенных пунктов вносится в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана) объекта землеустройства. Порядок описания местоположения границ объекта землеустройства утвержден Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267.

Согласно п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514 в месячный срок со дня утверждения генеральных планов поселений (городских округов) один экземпляр, подготовленной документации необходимо, передать в государственный фонд данных, полученный в результате проведения землеустройства.

Содержание

  1. Упрощение порядка включения участка в территорию населённого пункта 
  2. Граница земель населённого пункта
  3. Включение ЗУ в черту населённого пункта – это изменение его границ
  4. Порядок включения участка в границы населённого пункта:
    • 4.1. Регламент для собственника ЗУ
      • обоснование необходимости включения ЗУ в границы населённого пункта
      • примерная форма заявления
    • Действия органа местного самоуправления
    • Действия органа государственной власти субъекта РФ
  5. Анализ уместности перевода участка в категорию земель населённого пункта 
  6. Отказ во включении участка земли в пределы населённого пункта

Внимание!

  1. Принят  новый закон о строительстве жилых домов на сельхозземле – с 1 марта 2022 года – подробности ЗДЕСЬ
  2. О торговле непосредственно на фермерском участке – читать здесь
  3. Сельский туризм: новое эффективное направление фермерства – 2022 – читать здесь

1. Упрощение порядка включения участка в территорию населённого пункта 

Без препятствий, но с неукоснительным соблюдением земельных и градостроительных требований, строительство:

  • жилого дома
  • производственного здания
  • магазина
  • аптеки
  • склада запчастей для автомобилей
  • других сооружений и объектов

ведётся только на земельных участках, расположенных на территории населённого пункта.

Капитальное здание на земле, находящейся за чертой города, посёлка, деревни, построить разрешается не всегда. Собственники «запредельных» (по отношению к населённому пункту) аграрных наделов не могут получить разрешение на строительство. Администрации указывают им на порядок застройки участков только теми объектами, что допускаются градостроительными регламентами. Они вводятся Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), действующих в поселении. 

ПЗЗ и градостроительные регламенты – жёсткие, но справедливые регуляторы эксплуатации и застройки участков. Они не устанавливают полное «вето» на строительство, а указывают на то, что его необходимо вести:

  • без противоречий с видом разрешённого использования надела
  • с соблюдением параметров объектов капитального строительства, указанных в градостроительном регламенте
  • без нарушений установленных обременений/ограничений в эксплуатации участка

У проблемы с застройкой участков, расположенных вблизи и вдали от населённого пункта (НП), есть решение. Это включение участков в его границы при выполнении ряда условий. Оно стало популярным среди  собственников аграрных участков.

Причина такого явления – упрощение процедуры присоединения участка к территории НП и возможность включение наделов, непосредственно не примыкающих к его границам:

  1. без дополнительных экспертиз, влекущих денежные траты собственников на их выполнение 
  2. с одновременным изменением категории земель участка и его ВРИ
  3. без прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов 
  4. бесплатно

Порядок включения ЗУ в границы НП уточнён в федеральном законе «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» № 191-ФЗ (смотреть статью 4_1).

Право собственников на включение ЗУ в границы населённого пункта основано на положениях:

  • ЗК РФ – статья 84
  • ГрК РФ:
    • статья 19     
    • статья 20
    • статья 21
    • статья 23
  • ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172-ФЗ:
    • пункт 3 части 1 статьи 7
    • часть 1 статьи 8

2. Граница земель населённого пункта

Земли населённых пунктов – те территории НП, на которых ведётся застройка. Задача таких земель – развитие города или поселения, к которому они относятся.

Граница земель населённого пункта или поселения – линия на его картах, схемах и планах, отграничивающая его территориальные пределы. Она не может пересекать (статья 83 ЗК РФ):

  • границы муниципальных образований (а также выходить за их границы)
  • линии участков земли, предоставленных физическим и юридическим лицам

Границы земель НП «рождаются» при планировании территорий поселений, в состав которых входят населённые пункты.

В ходе территориального планирования разрабатываются:

  1. генеральные планы поселений, городских округов
  2. схемы территориального планирования муниципальных районов

Они утверждаются органами власти. 

Документы территориального планирования:

  • определяют назначение территорий с учётом социальных, экономических, экологических и иных факторов:
    • в отдельном порядке – на ограниченной территории населённых пунктов в документах планирования указывается расположение зон для объектов промышленной, жилой, общественно-деловой, иной застройки и транспорта
  • разрабатываются в целях:
    • устойчивого развития территорий
    • развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
  • учитывают интересы:
    • граждан и их объединений
    • Российской Федерации
    • субъектов РФ
    • муниципальных образований 

Все органы местного самоуправления имеют полномочия (часть 1 статьи 20 и часть 1 статьи 24 ГрК РФ):

  • по утверждению генеральных планов поселений
  • по задачам перевода земель и/или земельных участков в земли (из состава земель) населённых пунктов

Исключения составляют случаи:

  • включение земельных участков в границы НП:
    • когда перевод выполняется по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ
  • установление или изменение границ НП, расположенных на межселенных территориях

Установление границ населённых пунктов выполняется:

  • в генеральных планах поселений (городских округов)
    • положение о территориальном планировании
    • карту границ поселения
    • карту предполагаемого расположения объектов местного значения
    • карту функциональных зон населённого пункта
  • в схемах территориального планирования муниципальных районов:
    • для НП, расположенных на межселенных территориях:
      • к межселенным относятся территории с низкой плотностью жителей, не включенные в границы одного из поселений
    • для  сельских НП:
      • с числом жителей – менее 100 человек
      • расположеннных:
        1. на территориях с низкой плотностью жителей
        2. в труднодоступных местностях
    • для НП без статуса поселения и не входящего в состав другого поселения

Исключение в установлении границ сделано также для городов федерального значения: их устанавливают и изменяют  по решению Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

3. Включение ЗУ в черту населённого пункта – это изменение его границ

Включение земельного участка в границы любого населённого пункта влечёт изменение площади и конфигурации его территории, как и исключение ЗУ из земель НП.

Результатом каждого встраивания земельного надела в черту НП или изъятия из неё становятся поправки, которые вносятся:

  • в генеральный план поселения, городского округа
  • в схему территориального планирования муниципального района

Они подлежат утверждению органами власти. 

Черта населённого пункта постоянно преобразуется:

  • по мере развития НП
  • за счёт включения новых земель, необходимых для расширения, или исключения другой части земель и участков

Поскольку одна из главных целей разработки документов территориального планирования – учёт интересов граждан, их объединений, муниципальных образований, РФ и её субъектов, вывод о том, что все они имеют право на обоснованное изменения границ населённого пункта, – логический и законный. Значит, таким же правовым характером обладает и включение участка в границы НП (как и исключение из границ).

При переводе участков в границы НП меняется категория их земель. Новая категория, которая будет присвоена участку в случае положительного решения, – «земли населённых пунктов», а ВРИ ЗУ – тот, что был выбран собственником и утверждён властями.  

4. Порядок включения участка в границы населённого пункта

4.1. Регламент для собственника ЗУ

Для собственников участков регламент процедуры присоединения надела к территории НП представляется простым. Им нужно:

  • собрать документы
  • написать мотивированное заявление:
    • о включении ЗУ в границы НП и об установлении или изменении ВРИ ЗУ  
    • об исключении из границ и об установлении или изменении ВРИ ЗУ  
  • предать всё:
    • или в орган местного самоуправления, на территории которого находится населённый пункт
    • или в орган местного самоуправления муниципального района – если земельный участок расположен на межселенной территории
  • дождаться извещения о проведении общественных слушаний по внесению изменений в генеральный план поселения в связи с заявлением о включении ЗУ в границы населённого пункта:
    • слушания организуются и проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования  
  • принять участие в слушаниях
  • дождаться решения органа государственной власти субъекта РФ

Состав обязательных документов, которые нужно приложить к заявлению, – минимальный:

  1. кадастровый план земельного участка (выписка из ЕГРН)
  2. правоустанавливающие документы
  3. копии документов, удостоверяющих личность

Другие документы собственник участка может предоставить по личной инициативе.

Примечания

1. Обоснование необходимости включения ЗУ в границы населённого пункта

Обоснование необходимости включения ЗУ в границы населённого пункта может быть в виде декларации о намерениях – бизнес-плана, содержащего:

  • сведения о назначении и параметрах предполагаемого строительства
  • сведения о наличии подъездных путей к ЗУ
  • сведения о возможности подключения объектов, которые будут построены на участке,  к сетям электро-, водо- и газоснабжения, водоотведения (в случае наличия этих сетей в населённом пункте)
    • или о вариантах решения этого вопроса, необходимости в объемах обеспечения инженерными и транспортными коммуникациями
  • документы, подтверждающие наличие предварительных технических условий (ТУ) по инженерному обеспечению
  • сведения о необходимости установления санитарно-защитной (охранной) зоны, возможности установления этих зон

При намерении о включении в границы НП земельных участков с/х назначения с одновременным установлением изменением их ВРИ будет уместным предоставление документов, подтверждающих невозможность их использования по целевому назначению ввиду невысокой сельскохозяйственной ценности  (заключения соответствующих экспертиз).

2. Подготовка эскизного проекта планировки

При намерении о включении в границы населённого пункта территорий в целях жилищного строительства, базы отдыха или много крупного  объекта необходимо подготовить эскизный (архитектурный) проект планировки.

Он должен содержать архитектурные решения, комплексно учитывающие требования, необходимые в дальнейшем для уточнения генерального плана и завершения разработки проекта планировки территории, по которому будет осуществляться застройка:

  • социальные
  • экономические
  • функциональные
  • инженер­ные
  • технические
  • противопожарные
  • санитарно-гигиенические
  • экологические
  • ар­хитектурно-художественные
  • иные

В эскизном проекте должны быть выведены технико-экономические показатели, включающие:

  • сведения о численность населе­ния жилого образования
  • типы жилых домов (строений) и их общую плошадь
  • сроки застройки территории
  • сроки ввода в эксплуатацию жилых домов, объектов социального, культурно-бытового обслуживания
  • предполагаемое зонирование, включаемой территории

другие показатели, необходимые для реализации проекта.

3. Примерная форма заявления

С примерными формами заявлений, обоснований необходимости включения участков в границы НП, а также с рекомендациями по   прилагаемым документам можно ознакомиться на официальных сайтах администраций муниципальных образований:

  • пример 1
  • пример 2
  • пример 3
  • пример 4

Заявление можно подготовить в такой форме:

                   Главе администрации ___________ муниципального района 
                 

                    от ________________________________________________
           

для юридического лица – полное наименование   данные о   государственной регистрации
                    
для физического лица – фамилия, имя, отчество, паспортные данные
   

                     Адрес  заявителя: 

                     –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––                          

   (почтовый адрес для направления корреспонденции)                                              
                                                  

                                               Заявление

о включении земельного участка в границы населённого пункта, исключении земельного участка из границ населенного пункта, и/или изменении/установлении вида разрешённого использования земельного участка.

Прошу _________________________________________________________

нужно выбрать:

  • включить земельный участок в границы населенного пункта
  • исключить земельный участок из границ населенного пункта

_______________________________________________________________    (указать наименование населённого пункта)

с установлением или изменением вида разрешённого использования земельного участка

_______________________________________________________________
(указать необходимое разрешённое использование участка)

находящийся в  ________________    собственности
                       (указать форму собственности)

общей площадью  _______ кв. м

кадастровый номер. _____________

расположенный по адресу:

____________________________________________________________

(указать полный адрес: область, муниципальное образование, район, населенный пункт, улица, дом, корпус, строение)

 
из категории

_______________________________________________________________ (в соответствии с документами земельного кадастра)

в связи
 _______________________________________________________________
(изложить обоснование необходимости включения/исключения земельного участка в границу/из границы населённого пункта)

Приложения:

1. Копия документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей – физических лиц)

2. Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей – индивидуальных предпринимателей)

или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей – юридических лиц)

3. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок

4. Кадастровая выписка земельного участка

5. Эскизный (архитектурный) проект планировки

Подпись лица, подавшего заявление:

для физических лиц:

_________________      __________________
(Ф.И. О.)                             (подпись)

для ИП, юридических лиц:

_________________      ___________________     ____________
  (должность                     (Ф.. И.О.).                (подпись)                 

М. П.  

Дата

  
«____»  ___________ 20_________ года
 

Контактное лицо:     ____________________

телефон для связи:  _____________________

Действия органа местного самоуправления

После получения заявления орган местного самоуправления обязан:

  • принять решение о проведении публичных слушаний:
    • в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления
  • опубликовать извещение (оповещение) о проведении слушаний:
    • в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов
    • на официальном сайте муниципального образования
  • провести слушания
  • опубликовать заключение о результатах слушаний:
    • о возможности и целесообразности включения ЗУ в границы населенного пункта
    • о возможности установления или изменения ВРИ ЗУ в случае, если это указано в данном заявлении

Примечание

Публичные слушания не проводятся в случаях включения земельного участка в границы населённого пункта в целях:

  • жилищного строительства
  • комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства
  • рекреационного использования

Это положение изложено в подпункте 2 пункта 5 статьи 4_1 федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004.

Срок, отсчитываемый:

  • со дня опубликования извещения о проведении слушаний
  • до дня опубликования заключения о результатах слушаний

не может быть более чем 1 месяц. 

В течение 45 дней с даты поступления заявления орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

  1. поступившее заявление
  2. документы, прилагаемые к заявлению
  3. заключение о целесообразности включения ЗУ в границы НП
  4. заключение о результатах публичных слушаний

Действия органа государственной власти субъекта РФ

Срок согласования заявления органом государственной власти субъекта РФ:

  • не более 1 месяц с даты поступления документов
  • не более 30 дней + 5 дней с даты направления документов в органы, с которыми необходимо провести согласование заявления:
    • с органами, уполномоченный на распоряжение лесными участками
    • с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – в случае, если предполагается включение земельных участков, предоставленных:
      1. воинским формированиям
      2. органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности

В случае, если в установленный срок орган государственной власти субъекта РФ не получил информацию о согласовании заявления, оно считается согласованным с этими органами.

По истечении указанных сроков исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

  • принимает решение:
    1. или о включении ЗУ в границы НП и об установлении или изменении его ВРИ 
    2. или об отказе во включении ЗУ в границы НП и об установлении или изменении его ВРИ
  • направляет копию решения в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в границах которых расположен земельный участок  

Перевод земельных участков из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения в ЕГРН записи изменений категории земель и ВРИ земельного участка.

5. Анализ уместности включения участка в границы населённого пункта 

Несложность процедуры для заявителя не значит, что вопрос о включении участка в границы населённого пункта будет решён только положительно, ведь главное действие остаётся «за кадром. Это анализ целесообразности включения надела в черту НП, проводимый органом местного самоуправления и органом государственной власти субъекта РФ.

Если, например, в границы населённого пункта, переводится участок сельскохозяйственного назначения, то делается запрос в организации, с которыми ведётся согласование перевода, на предоставление:

  • оценки значимости ЗУ 
  • справки об отсутствии на территории надела могильников скота
  • других материалов

Также при анализе правомерности включения земельного участка в границы НП  орган местного самоуправления учитывает следующие факторы:

  • отсутствие на участке санитарно-защитной зоны предприятий с классом санитарной опасности
  • ценность участка (бонитет) участка с/х назначения
  • обеспеченность участка подъездом для транспорта
  • реалии в обеспечении участка элементами инфраструктуры населённого пункта 
  • другие

6. Отказ во включении участка земли в пределы населённого пункта

Власти вправе отказать во включении участка в пределы населённого пункта. Причины отказа не произвольные. Они определены в ПЗЗ и Уставе муниципального образования, а также в пунктах 19-22 статьи 4_1 федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004.

Самые распространённые из них следующие: 

  • границы населённого пункта пересекают:
    • границы муниципального образования или выходят за них
    • границы земельных участков физических и юридических лиц
  • земли, планируемые собственниками для включения, имеют ценный сельскохозяйственный статус
  • включаемый ЗУ невозможно обеспечить инфраструктурой населённого пункта
  • участок попадает в охранную зону производств или иных промышленных объектов
  • ограничения, запреты на изменение целевого назначения или ВРИ ЗУ установлены законом
  • заявленный ВРИ участка не соответствует документам территориального планирования:
    • РФ
    • субъектов РФ
    • муниципальных образований 
  • исполнительный орган государственной власти субъекта РФ получил:
    • мотивированный отказ федерального органа исполнительной власти в согласовании заявления
    • заключение органа местного самоуправления:
      1. о невозможности или нецелесообразности включения ЗУ в границу НП
      2. об исключении ЗУ из границы НП и об установлении или изменении его ВРИ 
  • заключение о результатах публичных слушаний, выражающее несогласие участников слушаний с решением:
    •  о включении ЗУ в границу НП
    • об исключении ЗУ из границы НП и об установлении или об изменении ВРИ ЗУ

Отказ в принятии решения:

  • о включении ЗУ в границы населенного пункта
  • об исключении ЗУ из границ населенного пункта
  • об установлении или об изменении ВРИ земельного участка

может быть обжалован в судебном порядке.

Полезная информация

  • Значение поправок, внесённых в июле 2022 года в закон об СНТ/ОНТ №217-ФЗ, – прогресс или полумеры?  – здесь
  • Ознакомиться с особенностями с/х угодий, понятием о балле бонитета, режимом использования таких земель можно здесь
  • С положениями «гаражной амнистии» 2021 – 2026 можно ознакомиться здесь
  • О практической полезности  кадастрового плана территории (КПТ) – здксь 
  • Регламент подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ) – здесь
  • Предоставление публичных земельных участков из земель с/х назначения для фермерства и ведения ЛПХ – здесь
  • Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
  • О новом подходе к комплексному развитию территорий поселений (КРТ) и достижению жилищного комфорта граждан – читать здесь
  • «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать здесь
  • Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
  • Риски от установления красных линий на земельном участке – здесь
  • Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь

Земельный кодекс>Глава XV Земельного кодекса. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ >Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются посредством утверждения документов территориального планирования (генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов), отображающих указанные границы.

Документы территориального планирования определяют назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований (ст. 9 ГрК РФ).

Установление границ населенных пунктов осуществляется в рамках основной функции документов территориального планирования — определение назначения территорий. Содержание ст. ст. 19 — 23 ГрК РФ, посвященных документам территориального планирования местного уровня, позволяет выделить два аспекта этой функции. Во-первых, фиксация существующего статуса территорий (в форме карт (схем) границ муниципальных образований, границ земель различных категорий, границ зон различного функционального назначения, зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия и т.д.). Во-вторых, юридическое закрепление планируемого изменения их правового режима. Предусмотренные в документах планирования проектные решения по использованию территорий на перспективу служат основанием для резервирования земель, изменения их целевого назначения, установления ограничений прав на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, т.е. порождают вполне конкретные юридические последствия. Согласно подп. 13 п. 5 ст. 27, п. 3 ст. 28 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» <1> земельные участки в составе земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, являются ограниченными в обороте (т.е. не подлежат отчуждению в частную собственность).

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Подобные юридические последствия, возникающие в результате утверждения документов территориального планирования, находят отклик в судебной практике. Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» <1> при рассмотрении споров об отказе в продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, надлежит оценивать доводы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления о резервировании участков для государственных или муниципальных нужд. Правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

———————————

<1> Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.

Документы территориального планирования обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления (при принятии и реализации ими решений) и подразделяются следующим образом:

документы территориального планирования Российской Федерации;

документы территориального планирования субъектов Федерации;

документы территориального планирования муниципальных образований.

Как видно из содержания п. 1 ст. 84 ЗК РФ, границы населенных пунктов устанавливаются исключительно в документах территориального планирования муниципальных образований (далее также — документы территориального планирования местного уровня). Установление границ населенных пунктов посредством документов территориального планирования субъектов Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) или документов планирования федерального уровня не допускается.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городских округов, схемы территориального планирования муниципальных районов. Перечень документов территориального планирования местного уровня закреплен в ч. 1 ст. 18 ГрК РФ.

В отличие от действующего, Градостроительный кодекс 1998 г. содержал принципиальное положение (п. 7 ст. 28), согласно которому нормативными актами субъектов РФ могли устанавливаться иные виды градостроительной документации, в том числе документации о градостроительном планировании развития территорий, что в ряде субъектов Федерации активно реализовывалось на практике. В частности, ст. 30 Градостроительного кодекса Республики Башкортостан от 21 декабря 1994 г. N ВС-26/20 (в ред. от 30 декабря 2003 г.) <1> вводился не предусматривавшийся федеральным законодательством вид градостроительной документации — территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий городов.

———————————

<1> : Региональное законодательство.

Градостроительный кодекс РФ 2004 г. аналогичных норм не содержит. Согласно ч. 2 ст. 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений в такие документы, состав и порядок подготовки планов их реализации устанавливаются в соответствии с Градостроительным кодексом законами и иными нормативными актами субъектов Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления.

Буквальное толкование приведенных положений ГрК РФ на первый взгляд позволяет сделать вывод, что введение указанных, а равно каких-либо иных документов территориального планирования в конкретном муниципальном образовании зависит от принятия соответствующего регионального и (или) местного нормативно акта. Между тем отсутствие в других нормах Градостроительного кодекса ссылок на иные документы территориального планирования местного уровня, в совокупности с императивным характером изложения ч. 1 ст. 18, а также ч. 2 ст. 23 ГрК РФ, приводит к диаметрально противоположному выводу. Под составом в ст. 18 Градостроительного кодекса понимается содержание документов территориального планирования, которое подлежит корректировке в зависимости от специфики территории и местоположения поселения. Последнее вытекает из перечня сведений генеральных планов поселений, закрепленного в ст. 23 ГрК РФ. Перечисляя состав картографических материалов, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ предполагает наличие других, не поименованных в ней материалов, т.е., в отличие от видов документов территориального планирования, содержание таких документов возможно, а в некоторых случаях необходимо уточнять на региональном и (или) местном уровне. При этом не возникает противоречий с федеральным законодательством.

Действовавшая до 1 января 2007 г. редакция ст. 84 ЗК РФ предусматривала установление границ населенных пунктов посредством подготовки и утверждения особого вида градостроительной документации — проектов черты поселений. Подобные проекты должны были разрабатываться на основе генеральных планов поселений и утверждаться органами государственной власти субъектов РФ, а в отношении городов Москвы и Санкт-Петербурга — на федеральном уровне. В настоящее время этот вид градостроительной документации, как и само понятие «градостроительная документация», ГрК РФ не предусмотрен.

Полномочиями по утверждению генеральных планов поселений, следовательно, и установлению границ населенных пунктов, переводу земель и (или) земельных участков в земли (из состава земель) населенных пунктов наделены представительные органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ). Исключения составляют случаи включения земельных участков в границы населенных пунктов (когда перевод осуществляется решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), а также установление или изменение границ населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях.

Установление границ населенных пунктов в схемах территориального планирования муниципальных районов осуществляется только в отношении населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к межселенным относятся территории с низкой плотностью населения, не включенные в границы какого-либо поселения. В схемах территориального планирования муниципальных районов могут утверждаться границы сельских населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек, расположенных на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях, не наделенных статусом поселения и не входящих в состав поселения (п. 9 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). В иных случаях границы населенных пунктов, за исключением границ городов федерального значения, устанавливаются в генеральных планах поселений (городских округов).

2. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен установлению границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимость введения специальных правил в отношении этих городов обусловлена особым статусом Москвы и Санкт-Петербурга как полноправных субъектов Федерации. Москва, кроме того, является столицей России. Тем самым границы городов федерального значения одновременно выполняют функции границ населенных пунктов и границ субъектов Федерации. Их изменение должно учитывать не только юридические последствия установления или изменения границ населенных пунктов, но и конституционно-правовой статус субъекта РФ: любое изменение границ города федерального значения означает изменение границ сопредельного субъекта Федерации. При этом меняется не только категория земель, включаемых в границы города, но и сфера пространственной юрисдикции органов государственной власти, органов местного самоуправления, расположенных на смежных территориях.

Прежняя редакция ст. 84 ЗК РФ, действовавшая до 1 января 2007 г., предусматривала утверждение или изменение указанных границ на основании федерального закона, принимаемого по согласованному представлению законодательных органов Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, что, по сути, противоречило Конституции РФ.

Так, пункт «а» ч. 1 ст. 102 Конституции наделяет полномочиями по изменению региональных границ исключительно Совет Федерации, но не Федеральное Собрание в целом или Государственную Думу. Согласно ст. 105 Конституции федеральные законы принимаются Государственной Думой, в то время как Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет их (ч. 4 ст. 105). К компетенции Совета Федерации отнесен ряд полномочий, не входящих в компетенцию Государственной Думы (например, отрешение от должности Президента РФ). По вопросам, отнесенным Конституцией к их ведению, обе палаты парламента принимают собственные правовые акты — постановления (ч. 2 ст. 102, ч. 2 ст. 103). Отсюда следует, что границы городов федерального значения устанавливаются правовыми актами Совета Федерации (принимаемыми в форме постановлений) и не могут определяться федеральными законами.

В силу ст. 147 Регламента Совета Федерации <1>, постановление, изменяющее региональные границы, подлежит направлению вместе с их описанием и картой местности, отображающей новые границы регионов, в органы государственной власти субъектов Федерации, а также в федеральные органы государственной власти для исполнения.

———————————

<1> См.: Постановление Совета Федерации ФС РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ // СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635.

При изменении границ субъектов РФ на рассмотрение верхней палаты парламента представляются три документа: 1) соглашение между субъектами Федерации об изменении границ, утвержденное региональными законодательными органами, 2) обоснование изменений; 3) карта местности. Представления иных документов, например генерального плана города, Регламент не предусматривает. Однако дополнительные документы для изменения границ таких субъектов РФ все же необходимы.

Постановления Совета Федерации об изменении границ субъектов РФ — городов федерального значения — являются юридическими основаниями для изменения категории земельных участков, включаемых в границы этих городов. Поэтому указанные постановления должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством в отношении актов о переводе земель и земельных участков в земли других категорий.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции органы государственной власти, в число которых входит Совет Федерации (ч. 1 ст. 11), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы РФ. В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» <1> правовой акт об изменении категории земель или земельных участков должен содержать сведения о границах и местоположении таких земель, а в отношении земельных участков — также их площадь и кадастровые номера.

———————————

<1> СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276.

Таким образом, помимо документов, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, при изменении границ городов федерального значения должны представляться иные документы, содержащие необходимые для принятия акта о переводе земель или земельных участков сведения. Конкретные виды подобных документов и порядок их подготовки в целях изменения границ субъектов РФ в настоящее время не установлены, что не исключает возможности использования в этом случае данных государственного кадастра недвижимости, например, в форме кадастровых карт и (или) кадастровых планов территории.

Согласно ст. ст. 13, 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.

Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.

3. Основания прекращения прав на земельные участки закреплены в ст. ст. 44 — 48 ЗК РФ и корреспондируют с общими положениями законодательства о прекращении прав на имущество, содержащимся в Конституции и Гражданском кодексе, в частности с нормами ст. 235 ГК РФ, посвященными прекращению права собственности.

По общему правилу гражданские права (как вещные, так и обязательственные) прекращаются либо по воле правообладателя (например, в результате совершения сделки), либо в принудительном порядке, на основании решения суда. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд осуществляется при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно ст. 1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод <1> никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Данное правило применяется к производным вещным правам — праву постоянного (бессрочного) пользования, праву пожизненного наследуемого владения земельными участками <2>. Это означает, что основания прекращения права должны не только прямо предусматриваться законом, но и (в случае принудительного отчуждения имущества) отвечать интересам общества.

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

<2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской» // Вестник КС РФ. 2002. N 2.

Между тем изменение категории земельного участка, в том числе в результате изменения границ населенного пункта, как таковое не является основанием для прекращения прав. Юридический акт органа публичной власти, изменяющий правовой режим определенной территории или земельного участка, не влечет прекращения титула на землю. Иное означало бы неоправданное ограничение конституционных прав граждан.

При изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд возможно изменение их целевого назначения (ст. 49 ЗК РФ). Однако и в этом случае правовой акт об изменении категории, утверждающий границы населенного пункта, или акт о включении земельного участка в границы населенного пункта также не может рассматриваться как прекращающий право. Прекращение права в подобной ситуации производится на основании сложного юридического состава, включающего акт уполномоченного органа об изъятии земельного участка, соглашение о выкупе участка, решения суда (при недостижении соглашения об условиях прекращения права).

Установление и изменение черты населенных пунктов Общие положения.

Установление и изменение черты населенного
пункта (города, ра­бочего поселка,
сельского поселения) входят в состав
землеустрои­тельных действий и в то
же время имеют свою специфику.

Все земли, находящиеся в черте населенного
пункта, являются му­ниципальной
собственностью и находятся в ведении
местной адми­нистрации или муниципальных
органов. В состав земель населенных
пунктов входят:

-земли под застройкой;

— земли общего пользования;

— земли сельскохозяйственного
использования;

— земли, занятые городскими лесами;

— земли промышленности, различных видов
транспорта;

— земли водного фонда;

— земли природоохранного, природно-заповедного,
оздоровитель­ного, рекреационного,
историко-культурного и иного назначения.

Под чертой населенного пункта понимается
внешняя граница территории, которая
отделяет ее от других категорий земель.

Городскую и поселковую черту устанавливают
на основе генерального плана города
или поселка, в котором определяют целевое
назначение земель, внутреннее устройство
городских и поселковых территорий, их
планировку, застройку и благоустройство
на перспективу.

Землеустроительные работы по установлению
городской или поселковой черты
выполняются по заказу органов местной
власти города или поселка, имеющих
административно-территориальный статус.

По мере развития города или поселка их
черта подвергаете изменению. Земли,
включенные в черту городских поселений,
но применяемые по своему целевому
назначению и прежними землепользователями
могут быть использованы для нужд города
по мере надобности в порядке обычного
их изъятия.

Проект установления или изменения
городской или поселковой черты выполняется
в следующей последовательности:

— разработка задания на проектирование;

— проведение подготовительных работ;

— составление проекта;

— рассмотрение и утверждение проекта;

— перенесение проектных предложений
на местность;

— изготовление и выдача документов
заказчику.

Проект городской, поселковой черты
включает:

— проектный план;

— пояснительную записку;

— другие вспомогательные чертежи..

На проектном плане отражаются:

— существующая городская черта;

— современное использование земель в
черте города;

— современное использование прилегающих
земель;

-проектные предложения утвержденного
генерального плана или другой
градостроительной документации;

— проектируемая городская черта;

— описание с городом, поселком смежных
земель;

— экспликация земель города, поселка.

Особенности использования земли, установление и изме­нение черты сельских населенных пунктов.

Территории сельских населенных пунктов
являются динамичными образованиями,
поэтому установление и изменение их
черты произво­дится по мере необходимости
и имеет свои особенности. Такая ра­бота
выполняется в случаях:

-неясности или вообще отсутствия таких
границ;

-изменения генерального плана и проекта
планировки и их за­стройки;

-предоставления дополнительной земельной
площади для разви­тия населенного
пункта, а также для нужд администрации.

Для уточнения площадей населенных
пунктов, их границ, использо­вания
земель по формам собственности и
хозяйствования проводит­ся
инвентаризация, главной задачей которой
является создание осно­вы для ведения
ГЗК в сельских поселениях.

Изменение черты населенного пункта
происходит за счет земель того хозяйства,
на территории которого он расположен.

При составлении проекта проводятся
подготовительные работы, которые
включают сбор, изучение, анализ и
обработку современного состояния
сельского поселка.

На основе подготовительных работ
составляется проект установле­ния
черты сельского населенного пункта,
который включает решение следующих
вопросов:

1.Определение площадей, необходимых для
развития индивидуаль­ного общественного
строительства, АПХ, огородничества,
садо­водства, сенокошения и выпаса
скота.

2.Уточнение и размещение всех собственников
земельных участ­ков и землепользователей.

3.Проектирование использования земельных
угодий, расположен­ных вне черты
населенных пунктов, но находящихся в
ведении сельской администрации.

4.Составление экспликации земель — как
входящих в черту на­селенных пунктов,
так и всей территории сельской
админист­рации.

5.Определение площадей, изымаемых у
прежних землепользова­телей и
остающихся в их пользовании или
собственности.

6.Определение мест расположения и
площадей резервных тер­риторий.

В результате выполнения работ по каждому
сельскому населенно­му пункту и
сельской администрации в целом формируется
землеуст­роительное дело, в состав
которого входят:

1.Схема расположения населенных пунктов
на территории сель­ской администрации.

2.Проекты установления границ земель,
передаваемых в ведение сельских
администраций.

3. Проект установления черты сельского
поселения.

4.Проектные экспликации угодий в
установленных границах земель,
передаваемых в ведение сельской
администрации.

5.Экспликация угодий в установленных
границах, изымаемых из состава угодий
сельскохозяйственных и других предприятий.

6.Перечень посторонних землепользовании,
расположенных в пре­делах черты
сельских поселений.

7.Экспликация угодий, остающихся в
распоряжении тех хозяйств и ведомств,
из состава которых произведена передача
земель.

8.Пояснительная записка.

9.Документы согласования и утверждения
проектных предложе­ний по установлению
черты.

На завершающем этапе проектирования
по установлению черты производится,
при необходимости, перенесение границ
и черты сель­ских поселений и земель
сельской администрации на местность с
ус­тановлением на поворотных точках
межевых знаков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 84 ЗК РФ

1. Установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

2. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 84 ЗК РФ:

  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ12-1714, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Криушино не было согласовано с Министерством культуры Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства и положения статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации указанное постановление главы Можайского района Московской области не может считаться актом об установлении (изменении) границ дер. Криушино…

  • Решение Верховного суда: Определение N 59-АПГ13-8, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Нельзя согласиться и с выводом суда о противоречии оспариваемых норм статьям 83, 84 Земельного кодекса РФ. В статьях 83, 84 Земельного кодекса РФ дается понятие границ населенных пунктов (они отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий) и определяется порядок установления или изменения границ населенных пунктов…

  • Решение Верховного суда: Определение N 12-АПГ17-2, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для применения положений статьи 84 ЗК РФ были предметом обсуждения суда первой инстанции, который дал им соответствующую правовую оценку в судебном решении…

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

СТ 84 ЗК РФ

1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Комментарий к Статье 84 Земельного кодекса РФ

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (СЗ РФ. 2004. N 52. Ст. 5276; 2005. N 30. Ст. 3122; 2006. N 52. Ст. 5498; 2008. N 20. Ст. 2251) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Процедура утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района урегулирована ст. ст. 19 — 25 ГрК РФ. Так, схема территориального планирования муниципального района содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; генеральный план содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, городского округа включают в себя перечень земельных участков, расположенных соответственно на межселенных территориях, в составе поселения, городского округа и включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Схема территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, городского округа, в том числе внесение изменений в такие документы, утверждаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования <1>.
———————————
<1> В соответствии с ГрК РФ утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений отнесено к полномочиям поселений. Вместе с тем Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части разделения вопросов местного значения городских и сельских поселений. При этом утверждение указанных документов не отнесено к вопросам местного значения сельских поселений. И, если иное не будет предусмотрено законом субъекта РФ, решение вопросов, не указанных в ч. 3 ст. 14 Закона N 131-ФЗ в качестве вопросов местного значения сельского поселения, на территориях сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Кроме того, согласно п. 6.1 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ) законами субъекта РФ может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, за исключением полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также ряда иных полномочий.

В случае если в соответствии с проектом схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, городского округа предусматривается:

— включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов) земельных участков из земель лесного фонда — указанные проекты подлежат согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

— включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ таких населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения, — указанные проекты подлежат согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Требование о согласовании вопроса о включении в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения основывается на таких принципах земельного законодательства, как приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подп. 2, 6 п. 1 ст. 1 ЗК России), из понимания леса как экологической системы и природного ресурса, с учетом его глобального экологического значения (п. 3 ст. 1, ст. 5 ЛК РФ).

ГрК РФ предусмотрел, что в случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от органов, с которыми предусмотрено согласование проекта генерального плана, данный проект считается согласованным с такими органами (ч. 8 ст. 25 ГрК РФ). Вместе с тем Верховный Суд Российской Федерации указал, что изменение категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, возможно исключительно по согласованию собственника — Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Определение от 31 августа 2016 г. N 306-кг16-7898), что основывается на позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ (Постановление от 9 января 1998 г. N 1-П ) указал, что лесной фонд — ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах РФ и ее субъектов — представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Иное истолкование указанных положений приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности РФ, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) происходит по воле и в интересах муниципального образования и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа РФ и как таковой является федеральной собственностью особого рода.

Необходимость согласования с субъектом РФ вопроса об изменении категории в отношении земель сельскохозяйственного назначения обусловлена тем, что планирование использования земель сельскохозяйственного назначения относится к полномочиям субъектов РФ (подп. 10 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Согласно ч. 2 ст. 23 ГрК РФ подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (ч. ч. 11, 18 ст. 24 ГрК РФ).

Как отмечено в Письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 июня 2010 г. N 14-4548-ГЕ (Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2010. N 25), в границы населенных пунктов могут включаться существующие (учтенные ранее) или образуемые земельные участки или их части, а также планируемые для развития жилищного строительства территории из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При необходимости включения в границы населенных пунктов не всей территории существующих земельных участков, которые, как правило, принадлежат на каком-либо праве третьим лицам, требуется сформировать самостоятельный земельный участок.

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (п. 15 ст. 24 ГрК РФ).

Как отмечено в Письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 16 июня 2010 г. N 14-4692-ГЕ «О рассмотрении обращения» (Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2011. N 2), если процедура утверждения генерального плана не нарушена, то акт об утверждении генерального плана является актом о переводе земель или земельных участков.

Исходя из положений ч. 3 ст. 8 Закона N 172-ФЗ для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в государственный кадастр недвижимости в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном ст. 5 Закона N 172-ФЗ.

В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 5 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории. Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах населенного пункта включаются в Реестр границ, являющийся частью Единого государственного реестра недвижимости (ст. ст. 7, 10). До 1 января 2017 г. в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о границах населенных пунктов подлежат включению в государственный кадастр недвижимости. Учитывая, что населенный пункт является в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве» объектом землеустройства, решение об установлении или изменении границ населенного пункта должно направляться для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости органом, принявшим такое решение, с приложением карты (плана) объекта землеустройства в течение 6 месяцев с даты принятия указанного решения (ст. 15 Закона N 221-ФЗ, п. 8 ч. 1, ч. ч. 18, 20 ст. 32 Закона N 218-ФЗ). Такой срок установлен законодателем в целях проведения землеустройства.

Вместе с тем необходимо констатировать проблему, связанную с отсутствием порядка внесения изменений в генеральные планы в части изменения границ населенных пунктов. Так, ч. 17 ст. 24 ГрК РФ предусмотрено только, что внесение изменений в генеральный план осуществляется в том же порядке, что и принятие. Отсутствие каких-либо сроков рассмотрения заявлений об изменении генерального плана, оснований принятия того или иного решения может привести к затягиванию данной процедуры и злоупотреблениям на практике <1>.
———————————
<1> В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусматривается возможность включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов на основании решения исполнительного органа государственной власти субъектов РФ (за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако в настоящее время такая возможность существует до 1 июля 2017 г. применительно к земельным участкам, расположенным на территории Московской области, а также на территории муниципальных образований, в которых по состоянию на 1 июля 2016 г. соответствующие документы территориального планирования не утверждены, и до 31 декабря 2017 г. применительно к земельным участкам для обеспечения их использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Установление особого порядка утверждения изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя п. 2 комментируемой статьи связано с особенностями административно-территориального устройства данных городов и их статусом, а также определенными Конституцией РФ полномочиями Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В судебной практике отсутствует единообразие в толковании и применении норм законодательства, связанных с государственной регистрацией права федеральной собственности на участки лесного фонда в пределах городской черты <1>.
———————————
<1> См., напр.: Постановление ФАС Уральского округа от 21 апреля 2008 г. по делу Арбитражного суда Челябинской области N А76-6353/2007-1-260, Постановление ФАС Уральского округа от 29 января 2008 г. по делу Арбитражного суда Свердловской области N А60-6059/2007, Постановление ФАС Уральского округа от 28 ноября 2007 г. по делу Арбитражного суда Удмуртской области N А71-1753/2007, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 сентября 2007 г. по делу Арбитражного суда Чувашской Республики N А79-11094/2006, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 марта 2006 г. по делу Арбитражного суда Нижегородской области N А43-2852/2005-27-88, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 марта 2012 г. N Ф03-6576/2011 по делу N А51-7142/2011, Постановление ФАС Московского округа от 7 ноября 2013 г. по делу N А41-2670/11.

Представляется, что в данном случае необходимо учитывать следующее. Согласно п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Основания отнесения земельных участков к той или иной форме публичной собственности определены ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ.

Основанием государственной регистрации права собственности РФ на лесные участки является ч. 1 ст. 8 ЛК РФ, согласно которой лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

С учетом вышеизложенного представляется, что в случае включения в границы населенного пункта земельного участка из земель лесного фонда, право собственности РФ на который зарегистрировано, изменение категории земельного участка не влияет на наличие такого права. В случае включения в границы населенного пункта земельного участка из земель лесного фонда, право собственности РФ на который не зарегистрировано, возможность регистрации такого права на основании ч. 1 ст. 8 отсутствует.

1. Основными документами территориального планирования, из которых можно получить информацию о границах городских и сельских поселений, межселенных территорий и состава их земель являются генеральные планы поселений и схемы территориального планирования муниципальных районов. Поэтому в соответствии с п. 1 комментируемой статьи установление и изменение границ населенных пунктов связано с утверждением или изменением этих документов территориального планирования.

До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 17), кроме случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения из их границ.

Согласно указанному Закону для решения вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из его границ требуется проведение публичных слушаний по этому вопросу, кроме как в случаях включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования. Также внесение в генеральный план поселения или городского округа изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (п. 18 ст. 24 ГрК). Извещение о проведении публичных слушаний направляется правообладателям земельных участков, включаемых в границу населенного пункта либо исключаемых из границы населенного пункта, и правообладателям земельных участков, имеющих общую границу с указанными земельными участками (включаемыми и исключаемыми), а также собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках.

2. В п. 2 комментируемой статьи закреплен особый порядок утверждения изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит юридическую гарантию сохранения ранее возникшего права в отношении земельного участка и является логичным продолжением положений ст. ст. 44 — 47 ЗК. При применении данной нормы следует учитывать тот факт, что включение земельных участков в границы населенных пунктов влечет за собой изменение категории земель (исключение составляют случаи, когда земельный участок ранее входил в состав иного населенного пункта), что неизбежно отражается на правовом режиме данных земельных участков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Как изменить черную полосу на белую
  • Как изменить черное платье своими руками
  • Как изменить черно белое мышление
  • Как изменить черепное давление
  • Как изменить череп головы

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии