Как изменить цвет кварца

Кварц - искуственное изменение цвета. - стр. 1 - Обработка камня - Минералогический форум

Тема: Кварц — искуственное изменение цвета.  (Прочитано 9067 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Всем доброго времени суток. Хотел бы задать вопрос уважаемым специалистам. У нас в дикой природе часто встречаю окатыши вкарца, полупрозрачные, белые или жёлтые. Задумал, что ни будь вырезать из кварца. Но белый и жёлтый цвета, не особо привлекают меня. Возможно ли, без специального, дорогого оборудования, окрасить кварц, например в зелёный, синий или ещё какой ни будь цвет, но так что бы камень окрасился максимально глубоко или полностью? Сам я ценю натуральные, твёрдые камни. Если я качественно окрашу кварц и что ни будь вырежу из него, в отполированном виде он будет хорош. Ведь он всё равно останется кварцем.  :) 


Записан


Кварц окрасить «на коленках» непросто, насколько я знаю, а вот кварциты в чайне красят во все цвета радуги  ультразвуком или еще как. Тоже «кварц» по составу…


Записан


Кварц меня привлекает прозрачностью или полупрозрачностью и твёрдостью. Например, стекло выглядит красиво, но оно очень хрупкое и при раскалывании даёт очень мелкие, острые осколки. Но я не хочу покрасить кварц, что бы потом краска оставалась на руках. Читал, что в старину, камни запекали в хлебе и этим меняли цвет. Если жёлтый кварц запечь подобным образом, будет ли от этого, какой ни будь эффект? 


Записан


У Китаёзов надо поучиться,как с цитрина получить морион :)


Записан


У Китаёзов надо поучиться,как с цитрина получить морион :)

Какие проблемы? Дозу побольше, желательно в реакторе, не фильтрованным излучением.


Записан


В хлебе запекали морион (черный), чтобы получить желтый цвет. Можно аметист запечь с тем же эффектом, правда не любой аметист изменит цвет.


Записан


Это надо сильно головой удариться, чтобы из цитринов морионы получать. Обычно все наоборот хотят. А морионы из хрусталя «бомбят».


Записан


В хлебе запекали морион (черный), чтобы получить желтый цвет. Можно аметист запечь с тем же эффектом, правда не любой аметист изменит цвет.

Как и далеко не каждый морион переходит в желтый цвет.


Записан


В мюнхене видел Празиолит — искусственно окрашенный прозрачный зеленый кварц. Не помню, что сказали. То-ли нагреванием, то-ли облучением. И из чего — тоже не помню. В тот момент меня приниципиально волновало натуральный или нет.


Записан


Леонид, по поводу празиолита специльный вопрос задавала. Ибо «празиолитом» у нас уже завалены прилавки. Мэтры пояснять не стали, а отправили меня читать Википедию, где пишут — это продукт прокаливания аметистов и цитринов (да не всех, а только из некоторых месторождений). На выходе будет «луково-зеленый» кварц, правда, я так и не поняла отличие «лукового» от прочих оттенков зеленого.


Записан


Лишний раз доказывет, «как всё зыбко в этом мире».
Сам в своё время пытался разобраться — что же это такое: луково-зеленый?
Официального такого цвета нет.
Лук-то, он же тоже разный бывает. Более-менее членораздельный, удовлетворивший меня в какой-то мере ответ получил такой: С луковыми («прасина») все достаточно просто. Этим словом римляне называли лук-порей, побеги которого имеют сочную темно-зеленую окраску. (нашел в http://www.proza.ru/2002/07/04-35 ) кстати, интересная заметка…
Правда, празема с «сочной темно-зеленой окраской» не встречал, скорее бледно- или серо-зеленые.
А характеристика эта как давным-давно прилепилась к празему, так из века в век и идет за ним, а что это такое — никто давно не помнит… Про празиолит в Wiki сказано —  светло-зеленый (цвета порея) .
Вот кому хотите, тому и верьте (хоть пучок порея с собой носи ;) )

« Последнее редактирование: 07 Ноября 2013, 12:35:30 от скептик »


Записан


Леонид,  я так и не поняла отличие «лукового» от прочих оттенков зеленого.

традиционно называют так:
луково… — празиолит
яблочно — хризопраз
травяной — уваровит


Записан


Дорогой скептик, оперативно, Вы  к семинару по поводу  горя   цвета лукового заранее подготовились?  ;D
Вопрос остался открытым, мало того, протестую против «яблочно-зеленого» хризопраза — кто ему такую окраску присвоил, тот, наверно, кроме недозрелого «ренета Симиренко» никаких яблок не видел!  ;D


Записан


Дорогой скептик, оперативно, Вы  к семинару по поводу  горя   цвета лукового заранее подготовились?  ;D

Я же пишу:

Сам в своё время пытался разобраться — что же это такое: луково-зеленый?

Просто у определенной категории людей по определенным темам, как правило, возникают одни и те же вопросы — у одних раньше, у других позже.
(Правда, у некоторых вообще не возникают, но мы же не из них?  ;) )

« Последнее редактирование: 07 Ноября 2013, 13:10:18 от скептик »


Записан


 Лёня ты забыл про демонтоид… Цвет молодой травы, вооще очень точная характеристика.
Своих детишек, кружковцев я учу, что цвет последнее на что в минерале стоит обращать внимание, вещь сугубо субъективная. (если не пользоваться специальными геммологическими таблицами)


Записан


Рекомендуемые сообщения


Решение задач, рефераты, курсовые!

Онлайн сервис помощи учащимся.
Цены в 2-3 раза ниже!

Крокус

Newbie

    • Поделиться

:blink: Чем и как можно покрасить в домашних условиях в яркие водостойкие цвета кварц и гранит размером 2-20 мм, которые в дальнейшем будут использоваться при декорировании аквариумов и флорариумов? После окраски камни не должны выделять вещества, вредные для животных и растений.

Ссылка на комментарий

Vova

Гранд-мастер

    • Поделиться

Боюсь, что эта задача не имеет решения. Хорошо, если я ошибаюсь.

Ссылка на комментарий

Крокус

Newbie

  • Автор
    • Поделиться

Боюсь, что эта задача не имеет решения. Хорошо, если я ошибаюсь.

Лично видел покрашенные камни и даже делал скол. Цвета: ярко-желтый, розовый, голубой.

Ссылка на комментарий

aversun

Гранд-мастер

    • Поделиться

:blink: Чем и как можно покрасить в домашних условиях в яркие водостойкие цвета кварц и гранит размером 2-20 мм, которые в дальнейшем будут использоваться при декорировании аквариумов и флорариумов? После окраски камни не должны выделять вещества, вредные для животных и растений.

Лично видел покрашенные камни и даже делал скол. Цвета: ярко-желтый, розовый, голубой.

Во-первых, где это вы видели кристаллы гранита? Гранит, это горная порода состоящая, в основном, из 3-х разных минералов и кристаллов, естественно, не образует. Во-вторых, окрашенные кристаллы прозрачного кварца (горного хрусталя) не красят, окраску они получают в процессе синтеза. То же касается и граната. Есть способ окраски пористых разновидностей кварца, халцедона, например. Халцедон долго вымачивают, например, в растворе соли 3-х валентного железа, а потом опускают в раствор желтой кровяной соли, при этом халцедон в небольшом поверхностном слое приобретает голубую окраску.

Ссылка на комментарий

Крокус

Newbie

  • Автор
    • Поделиться

Во-первых, где это вы видели кристаллы гранита? Гранит, это горная порода состоящая, в основном, из 3-х разных минералов и кристаллов, естественно, не образует. Во-вторых, окрашенные кристаллы прозрачного кварца (горного хрусталя) не красят, окраску они получают в процессе синтеза. То же касается и граната. Есть способ окраски пористых разновидностей кварца, халцедона, например. Халцедон долго вымачивают, например, в растворе соли 3-х валентного железа, а потом опускают в раствор желтой кровяной соли, при этом халцедон в небольшом поверхностном слое приобретает голубую окраску.

Возможно, я некорректно поставил вопрос. Я имел ввиду поверхностную окраску. Видел камни (не кристаллы!) покрашены поверхностно, очень похоже, что анилиновым красителем. А скол делал для того, чтобы определить породу. Это в флорариумах.

Аквариумные грунты продаются в магазинах зоотоваров. Посмотрите, пожалуйста, на сайте www.Arowana-im.com.ua в раделе «Декорации аквариумные» — «Грунты аквариумные» при увеличении фото видна надпись на упаковке — «кварц». Хотелось бы узнать технологию и такой покраски.

Ссылка на комментарий

aversun

Гранд-мастер

    • Поделиться

Возможно, я некорректно поставил вопрос. Я имел ввиду поверхностную окраску. Видел камни (не кристаллы!) покрашены поверхностно, очень похоже, что анилиновым красителем. А скол делал для того, чтобы определить породу. Это в флорариумах.

Аквариумные грунты продаются в магазинах зоотоваров. Посмотрите, пожалуйста, на сайте www.Arowana-im.com.ua в раделе «Декорации аквариумные» — «Грунты аквариумные» при увеличении фото видна надпись на упаковке — «кварц». Хотелось бы узнать технологию и такой покраски.

То, что я там там видел, из природных грунтов, гранитовый песок, там окраска естественная, бесцветные, молочные, или красные (содержат примесь окиси железа) зерна кварца и красный ортоклаз (минерал из группы полевых шпатов), а цветные грунты не окрашены, это скорее всего дробленка смальты, цветного непрозрачного стекла, в ней действительно по составу процентов 60-80 кварца, SiO2, получают его как и всякое стекло, высокотемпературным сплавлением определенных градиентов. C таким же успехом можно подробить цветную бутылку, откатать осколки, что бы не было режущих граней и просеять по фракциям.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

Тонированные камни и как их делают

Окрашенные агаты (халцедоны) заполонили российский рынок

Окрашенные агаты — одни из популярнейших камней на российским рынке украшений

Благодарные отзывы о наших статьях про поддельные камни и их
отличия от камней натуральных радуют нас каждый раз. Вместе с отзывами приходят
и новые вопросы. Сегодняшняя статья — ответ на вопрос читателей: «Тонированный
камень — это как? Как он себя ведёт? Будет линять цвет или нет?»

Чтобы прояснить эту тему, нужно понять, каким образом вообще
могут изменять свой природный цвет камни. Что делает человек, чтобы их окраска стала
другой? Зная это, мы сможем и сказать, насколько стойкой она окажется.

Для удобства разделим все существующие варианты на три
группы и рассмотрим их отдельно.

Группа первая. Изменение цвета камней с помощью физического
воздействия

К этой первой группе мы условно причисляем такие варианты «окрашивания»
камней, как изменение их цвета с помощью облучения и повышенной температуры.

Облучение радиацией чаще всего используют с дорогим сырьём —
таким, например, как алмазы, корунды, топазы, турмалины. Пишут, что облучают также аквамарин. Изменяя их базовый
природный тон, можно влиять и на стоимость, придавая «более дорогую» окраску.
Конечно, облагороженные таким образом камни следует соответствующим образом
маркировать. Недобросовестные продавцы могут пользоваться этим, выдавая окраску
за природную. Опознать такие камни сложно. Облучённые гамма-частицами
электронного происхождения — безвредны. Ходят слухи о том, что некоторые
драгоценные, полудрагоценные и даже поделочные камни «облагораживаются» в
атомных реакторах в Бразилии и Китае, но это маловероятно. Цвет такие камни при
обычных условиях с течением времени уже не меняют.

Самостоятельно разобраться, облагорожен таким образом камень
или нет, не выйдет. Нужно будет мнение эксперта (а для проверки радиоактивности
— счётчик Гейгера). Мы же, покупая чаще всего поделочные камни, имеем дело с
другой ценовой категорией и с другими методами окрашивания, поэтому этот даже в
расчёт не берём.

Очень распространён метод термообработки. Он основан на том,
что многие камни при нагревании меняют свой тон, иногда даже резко. Сплошь и
рядом «греют» аметисты. При повышении температуры цвет бледно-фиолетовых (и
поэтому не очень ценных) образцов аметиста сначала делается более интенсивным.
Потом, при прокаливании примерно на 500 градусах, насыщенный лиловый становится
бледно-жёлтым. А ближе к 600 — более тёмным, почти коричневым. Отдельные
экземпляры аметиста при подобной обработке (чуть более щадящей) могут становиться
бледно-зелёными, но это скорее редкость и относится лишь к образцам из
нескольких месторождений.

Прогретые аметисты нередко выдаются за натуральный цитрин

Все камни на этой картинке — не цитрины, а термически обработанные аметисты. Образец вверху слева был прогрет сильно, вверху справа — несколько слабее

Здесь нужно сделать одно маленькое, но важное «лирическое
отступление». Если объяснять всё предельно просто, близкие виды камней могут
иметь одну и ту же химическую формулу, но различаться по оттенку, полученному
за счёт примесей. Таким образом, цвет камня — его неотъемлемое свойство, на
которое опирается классификация. А в случае с тем же аметистом — это не просто
разновидность кварца, а разновидность кварца фиолетового цвета. Светлого,
тёмного, яркого, неровного, мутного или идеально прозрачного — неважно, это уже
характеризует конкретные его сорта. Главное — что фиолетового.

И вот что происходит. Помещая куски минерала на
прокаливание, мы получаем, вроде бы, на выходе тот же аметист. Но он уже
жёлтый. Или коричневый. Или зелёный. Соответственно, под определение аметиста
как фиолетовой разновидности оксида кремния он уже не подходит. Положили в печь
аметист — вынули жёлтый цитрин. Или зелёный празиолит. И хотя химически,
естественно, атомы примесей в камне в другие не превращаются, оптически наш
глаз «аметиста» здесь уже не увидит, и называть его так будет неправильно. От
природных цитринов полученное сырьё тоже будет отличаться лишь нюансами окраски
и состава.

Позеленевший при прогревании аметист

«Зелёный аметист», периодически появляющийся в продаже — это уже не аметист, поскольку аметист по определению зелёным быть не может.

Так как же корректно назвать то, что получилось? В идеале —
чёрным по белому: «термически обработанный аметист». Особенно если воздействие
использовалось для усиления фиолетовой окраски, что в случае с прозрачными
кристаллами повышает их цену. Цитрин, который встречается в природе реже других
кварцев, нечасто попадает в продажу в нашей стране. В основном мы если его и
видим, то как раз в варианте такой имитации через прогревание популярного и
доступного аметиста поделочного качества. Отличить последний можно по
красноватым и более насыщенным оттенкам окраски. Натуральный цитрин имеет
лёгкий, светлый, соломисто-золотистый тон, а гретый иногда доходит до цвета густой
чайной заварки. Обратив на это внимание, научиться различать их достаточно
легко. Мне же самой натуральный цитрин в руки попадал лишь однажды. И ещё раз —
при переделке старого украшения.

Натуральный цитрин стоит дорого и встречается редко

Природные цитрины, не подверженные термической обработке, обычно имеют светлый оттенок

Как видите, обработка при повышенных температурах — дело
довольно обычное. Какие ещё камни обрабатывают термически, чтобы изменить их
цвет? На ум приходят, конечно же, агаты, но о них мы поговорим далее. Также
очень часто прогревают тигровый глаз, чтобы получить другую разновидность
глазкового кварца — так называемый «бычий глаз», он вишнёво-красный. Из
зеленоватых бериллов выходят при прогреве более дорогие голубые аквамарины. Прозрачный аквамарин приобретает более интенсивный голубой цвет при прогреве до 400-500 оС (а под действием солнечного света этот камень, наоборот, бледнеет). Термически обрабатывают и корунды, топазы, танзаниты, и некоторые другие виды
камней.

Из тигрового глаза при прогреве получают бычий глаз

Слева — тигровый глаз природной окраски, справа — «бычий глаз». Камень тонирован методом прогревания и приобрёл после этого красный цвет

Ещё одним видом термообработки является нагрев с последующим
резким охлаждением. Делается это не для изменения цвета, а для получения
красивого рисунка из трещин, называемого «кракле». Этот метод применяется и к
стеклу, и к камню, часто совмещается с химическим окрашиванием (чтобы, как
говорится, два раза не вставать). И хотя само по себе подобное растрескивание
окраску минерала никак не меняет, к тем, которые ему подвергнуты, стоит
присматриваться повнимательней, ибо они в 95% процентов случаев заодно и
окрашены. Делают это с разновидностями агата, производство поставлено на поток.
Такие сорта в торговле называются красиво — «вены дракона». Камень, подвергнутый
подобной манипуляции, требует бережного обращения, т.к. может треснуть и
развалиться даже от несильного удара.

Кракелированный агат практически всегда окрашивается

Агаты «Вены дракона» разных сортов покрыты трещинками искусственно. Все эти камни — тонированные

Подводя итог информации о камнях, подвергнутых физическому
воздействию (облучению или сильному прогреву) с целью изменения цвета, отметим
ещё раз, что проделывается такое часто. Полученная окраска остаётся стойкой и
никак не меняется со временем, а вот натуральной, природной для камня она,
конечно же, не является.

Группа вторая. Изменение цвета камней с помощью химического
воздействия

Камни, подвергнутые изменению цвета этим способом,
обосновались на рынке давно и плотно. Что, в общем-то, немудрено: издавна
находилось немало ловких людей, готовых покрасить не очень привлекательный
камушек, чтобы увеличить его цену или даже выдать за редкую диковинку.

Чаще всего в этом случае различные минералы не просто сильно
нагревают, но и добавляют к ним определённые вещества, при повышении
температуры пропитывающие их структуру и изменяющие при этом исходный цвет.
Классика жанра — агаты. В любой мало-мальски серьёзной книге о поделочных
камнях вы найдёте картинку с разрезанным на секторы агатом, части которого все
разной окраски: зелёная, красная, чёрная, голубая… Все они при этом получены
искусственно и чаще всего не имеют ничего общего не только с исходной природной
окраской, но и вообще с окраской камня, воспринимающейся как эстетически
приятная. Очень уж «кислотные» получаются тона.

Окрашенный агат - фотография из книги по минералогии

Итак, что мы имеем на прилавках? Имеем мы засилье агатов
розового, синего, голубого, горчично-жёлтого, красно-рыжего, мятно-зелёного, и
чёрного цвета, все тона которых можно описать коротко как «вырви глаз». Можно
ли представить, что такое выросло в природе? Теоретически можно, конечно,
минералы бывают очень яркие. Но вот именно агаты в большинстве своём куда более
сдержанные и гармоничные по тону камни. Но мы уже, увы, отвыкаем от этого. Более того, окрашенным агатам приписывают магические свойства (кто не слышал про «чёрный агат»), которых, разумеется, у них не более, чем у краски, которой их тонировали…

Технология наработана десятилетиями. Яркую рыжую имитацию
сердолика из агатов нейтральной серенькой окраски производят с помощью оксидов
железа (по-простому — ржавчины). Соляная кислота помогает получить жёлтый цвет.
Соединения хрома дают зелёный, и так далее по всей этой агатовой «радуге».
Химическая обработка плюс прогрев — и вот камушек «заиграл».

Ещё один образец "агатовой радуги" из советского учебника

Эта иллюстрация из книг по минералогии, как и предыдущая, показывает классические варианты окраски агата. Природный цвет имеет только первый сектор, остальные части камня тонированы

Агат — разновидность халцедона, имеющая полосатую, слоистую
окраску. Эти слои бывают различной толщины, прозрачности, плотности, поэтому
краску впитывают по-разному. Самые податливые вбирают её, как микрогубка, и
оказываются самыми яркими в итоге. Более плотные принимают меньше, а есть
такие, которые практически сохраняют исходный цвет. Чаще всего они бывают
беловатыми.

Оттенки химически окрашенных агатов очень просто выучить.
Они повторяются от камня к камню и все весьма характерные. Для удобства мы
сделали небольшое «наглядное пособие», и если вы увидели подобный камень в
продаже, можете быть абсолютно уверенными, что цвет его — не природный, что бы
продавец ни говорил.

Образцы искусственно окрашенных агатов

Пройдёмся по «радуге». Ярко-синих и ярко-голубых агатов
просто не бывает. Фуксийно-розовых тоже. И зелёных, да. Есть определённые и
совершенно конкретные природные сорта, которые имеют розоватые,
нежно-бело-голубые синевато-серые и глухие зеленоватые оттенки, но ничего общего с этой кислотной «красотой»
они не имеют. Ярко-чёрный агат, сияющий, как отполированный бок элитного
автомобиля, тоже миф и не более того (хотя как «магические» именно такие камушки обычно и продают). Горчичный тон красителя
тоже очень характерен и крайне редок в природе. С оранжево-рыжим же всё
сложней: совсем близко по тону природный сердолик и карнеол. Здесь различение
не такое уж простое, но если учесть, что красят сейчас агаты просто массово, то
принимаем за основу, что именно тонированный камень вы встретите значительно чаще,
чем образец природного оттенка. Натуральный сердолик чаще всего светлее,
прозрачнее, желтее, без характерного насыщенного почти красного оттенка. Если
камень при этом имеет трещинки-«кракле», он стопроцентно был окрашен.

В последнее время появились в продаже камни под названием «агат пати».
На поверку оказывается, что это окрашенный красителями халцедон, иногда
агат с плохо выраженной слоистостью, зачастую искусственно кракелированный
(покрытый сетью трещин после нагревания и резкого охлаждения). Продаются такие «агаты» дорого, но не стоит вестись на дешёвые трюки: стоимость подобных камней копеечная, а ценность близится к нулю.

Украшения из тонированных агатов - дешёвые и безвкусные безделушки

Подборка популярных образцов бижутерии и коллекционных камушков. Камней природного цвета здесь нет

Точно так же красят и прозрачные халцедоны. Простоты ради
можно сказать, что халцедон — это тот же агат, только без полосок. После
обработки они приобретают красивый цвет и в виде шлифованных кабошонов, бусин и прочих
ювелирных элементов нередко выдаются за различные другие минералы, в том числе —
за хризопраз, нефрит, аквамарин, розовый кварц. Такие торговые названия, как «халцедон аква»,
«мятный халцедон», тоже относятся сюда, хотя отдельного сообщения о тонировке
камня продавец, как правило, не делает.

Окрашенные халцедоны

Несколько образцов тонированного халцедона

Также мы знаем примеры химического усиления окраски
лазуритов (у скромненьких тусклых образцов усиливают синий, он при этом
приобретает характерный кричащий тон с небольшим сине-фиолетовым отливом). Встречали
мы на просторах Сети и крайне странные единичные попытки окрасить в
ярко-розовый лунные камни-плагиоклазы (фото опубликовано здесь). У них, как и у
всех других камней, имеющих слоистую, трещиноватую структуру, краситель
проникает в первую очередь именно в трещинки, и их рисунок начинает выделяться
цветом. Это дополнительный признак, по которому искусственно окрашенный камень
легко отличить.

Львиная доля окрашенных химически камней сохраняет новый
цвет стойко, и он не меняется. Исключения составляют те случаи, когда оттенок
привносили без прогрева, и сами красители оставляют желать лучшего. Тут уже
могут быть самые разные проблемы, в том числе окрашенная кожа или одежда
носящего украшение.

Иногда, чтобы понять, натуральный ли цвет у камня, его на
незаметном участке можно потереть ватной палочкой со спиртом или другим
растворителем. Это сработает далеко не всегда, но в части случаев покажет
правду. 

Нам приходилось встречать так называемые «аквариумные
кварцы» из Бразилии — очень привлекательные объёмные капли прозрачного кварца,
задняя стенка которых занята рыхлыми пещеристыми включениями, создающими эффект
водорослей под водой или мха. Оказалось, что те из них, которые были жёлтыми,
ярко-розовыми или красными, были окрашены путём пропитки колером — и охотно
«отдавали» его, стоило нанести на задник камня клей.

Тем же путём простой пропитки красят и культивированный
жемчуг. Результат держится вполне устойчиво, выцветания не происходит.

Окрашенный жемчуг

Оттенки искусственно окрашенного жемчуга — на любой вкус

Наконец, иногда совсем уж дешёвые бусины тонируют лаковой
плёнкой, убивая двух зайцев: придавая новый цвет и имитируя гладкую шлифовку.
Такие покрытия не выносят обычно даже обычных царапин и хорошо видны своей
границей у дырочек бусин. Раскусить происхождение этой «красоты» не составит
труда, лак процарапать можно даже ногтем или иголкой, а стойкость его не
выдерживает никакой критики. Так имитируют из керамики, стекла, бросовых камней
и полимеров красный коралл, гранат, бирюзу, хризоколлу, жемчуг, непрозрачный турмалин
поделочного качества. И да, в отдельных случаях краситься он может, даже просто
контактируя с кожей или тканью.

Подводя итог по группе химически окрашенных камней, мы можем
сказать, что чаще всего их цвет будет стойким, но порой случается и иное. Ватка
со спиртом может показать, не является ли данный экземпляр неприятным
исключением. Некачественно окрашенный камень может испачкать то, с чем
контактирует, а покрытый лаковой плёночкой — некрасиво затереться и облезть.

Группа третья, условная. Изменение цвета камней из-за
воздействия времени.

Наконец, нам показалось уместным добавить здесь пару слов о
тех камнях, которым не была придана искусственная окраска, но которые сами
могут изменить цвет с течением времени. К ним относятся те, которые имеют нестойкую,
сравнительно мягкую структуру. В первую очередь известно выцветание,
побледнение натуральной бирюзы. Это может происходить не сразу, а через
десятилетия, может быть и вовсе незаметно, но такие случаи описаны и это
является нормой. Также может мутнеть и белеть жемчуг, состоящий как бы из
наслаивающихся друг на друга тонких плёночек перламутра. Внешние контактируют с
воздухом, кожей, потовыми выделениями и со временем становятся непривлекательными
на вид. Как, в принципе, и с другими камнями, с бирюзой и жемчугом нужно
обращаться аккуратно и не подвергать их воздействию агрессивных химических сред
— кремов, парфюмерии, моющих и чистящих средств, морской воды. Тогда они будут
радовать вас долгое время.

Надеемся, что наша статья оказалась полезной! :)

Наталья Знахуренко,

Судогда, 6 апреля 2020 г.

Использование: для ювелирных целей. Сущность изобретения: при выращивании кристаллоэ кварца гидротермальным методом на затравку в водный раствор карбоната калия с примесями железа добавляли окислитель, состоящий из азотнокислого галлия (10-50 мг/л) м азотнокислое железо

«41

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (1()з С 30 В 7/10. 29/18

ГОСУДАРСТВЕIIHOE ПАТЕНТНОЕ (3ЕДОМС1 ВО СССР (ГОС((АТЕ HT СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

ОО

1СО (21) 5007097/2 б (22) 25.09.91 (46) 15,08.93. Бюл, М 30 (71) Малое научно-производственное предприятие «ЛКТ» (72) Ю,H.Êîëîáoe и А.Н.Юдин (73) Малое научно-производственное предприятие «ЛКТ» (56) 1. Балицкий В.С. и др. Синтетические аналоги и имитации природных драгоценных камней. M.: Недра, 1981, с.91 — 92, 2. Балицкий B.Ñ., и др, СиитЕти,еск Е аиалои и «митации природных дра:оценньс камней. M. Недра. 1981, с,88 — 9 l, 3. l.»Bii (1K(IÉ В,, M gp. Синтетическиe аналогии иг(итаци,(природных драгоцен. ((ь х камней. М,: Недра, 1981, с.98.

4. Балицкий В,С, и др. Синтетическ(э аналоги и имитации природных драго:6(ных камн -A. М.: Недр»., 1981, с.96-97. (54) СПОСОБ ПОЛУ lEH!4(R ОКРАШЕН1-1Ь(Х

КРИСТАЛЛОВ КВАРЦА

Изобретение относится к области выращивания монокристаллов, в частности, окрашенного, кварца и поомышле IHG применимо для ювелирных целей.

Целью изобретения является повышение ювелирной ценности кристаллов окрашенного кварца эа счет расширения гаммы окраски, Поставленная цель достигается тем, что в известном способе получения окрашенных кристаллов кварца гидротермальиым ме эдом из водного раствора карбоната калия. содержащего окислитель, и примеси железа, на затравку, в качестве окислителя использу(от азотнокислый галлий в количе„„Щ„„ i 834921 АЗ (57) Использование: для ювелирных целей.

Сущность изобретения: при выращивании крис|аллов кварца гидротермальным методом на затравку в водный раствор карбоната калия с г,:римесями железа добавляли окислитель, состоящий из аэотнокислого галли», (10-50 мг/л) и азотнскислое железо (0,5-1,5 г/n}. Введение этих добавок создает сильну о окислитель:-ую среду в растворе, в рез, ьтате чего, в ээ исимости от их концентрации и псследугощей дозы облучения, .ьосмиоуются жел-. ые центоы окраски, оттенок которых можно варьировать, Для получения аметистова(. окраски, рост ведут на за-равку., параллельну.с грани малого ромбоэдра, = раствор,ополнительно содержит сксид кобальта I< eзстнскислый литий. Для получ6ния окраски цитрина, рост ведут на пи lal(о(!дальну(с затравку, а об луч6ние проводят дозой 10 -10 Р2 э.п.Ф-лы, 2 табл. стве от 10 до 50 мг,. л и аэотнокислое железо в количестве от 0.5 до 1.5 г/л.

В частности. для получения аметиста, кристаллы выра цивают на затравку, паралг ельную грани малого ромбоэдра, При этом для усиления насышенности цвета раствор может дополнитель(о содержать окись к збальта и азотнокислый литий.

В частности, для получения цитрина кристаллы выращивают на пинакоидальну(о затравку и затем облуча(от с дозой от 10 до

107Р

Как известно, при выращивании в щелочных средах примеси галлия не входят в структуру кристалла, так как галлий образует в них труднорастворимую си iMKBTHóþ фа1834921 зу К СэЯз06 и уводится из раствора. Введение в раствор азотнокислого железа, а также азотнокислых галлия и лития создает сильную окислительную среду (ЙОз)-. что даз+ ет возможность ионам Ga входить в кри4+ сталл и замещать Si а после у -облучения с дозой от 10 (при меньших

7 дозах центры окраски не создаются) до 10 (при этой дозе наступает насыщение цвета) формировать центры желтой окраски, При выращивании на затравках, параллельных з+ грани малого ромбоэдра, ионы Fe входящие sкристалл,,формируют центры фиолетовой окраски, а при выращивании на пинакоидальную затравку — центры желтой окраски, В первом случае одновременное наличие центров фиолетовой и желтой окраски позволяет получить красно-фиолетовый оттенок, что приближает кристалл по ювелирной ценности к лучшим сортам природного аметиста. Во втором случае одновременно присутствуют два типа центров желтой окраски. Оттенок в обоих случаях можно варьировать, изменял концентрацию галлия в растворе и дозу облучения.

Уменьшение концентрации Ге(ЙОз)з менее 0,5 г/л снижает окислительный потенциал раствора, что приводит к образованию вышеуказанной тоуднорастворимой сили3+ катной фазы и Ga выводится из раствора..

Увеличение концентрации азотнокислого железа свыше 1,5 r/ë приводит к тому, что насыщение Ga затрудняется из-за интенз+ сивного вхождения железа в кристалл. При концентрации Оа(ИОз)з менее 10 мг/л влияние центров желтой окраски становится малозаметным, а при концентрации эзотнокислого галлия свыше 50 мг/л в кристаллах аметиста начинает проявляться желтизна в окраске. а в кристаллах цитрина становится малозаметным влияние центров

+ желтой окраски, формируемых ионами Fe

Введение железа в виде азотнокислого приводит к тому что оно входит в кристалл

s виде ионов Fe равномерно на протяжении всего цикла выращивания, так как его концентрация в растворе на несколько порядков выше. чем в растущем кристалле.

Получение кристаллов окрашенного кварца возможно при концентрациях:

К2СОз — от 5 до 10, Со20з от 10 до 200 мг/л, 0МО от 0,01 до 0,05 . Условия выращивания: температура от 250 до 400 С, перепад температур от 20 до 40 С, давление от 40 до

160 МПа. После выращивания кристаллы обрабатывали ионизирующим у -излучением (источник Со60, доза 10 до 10 P).

Пример 1. Выращивание кристаллов аметиста проводили в стандартном автокла»0 ве емкостью 500 мл гидротермальным методом на затравки, параллельные грани малого ромбоэдра, при температуре кристаллизации 341 С, перепад температур

28,5ОС,давление115 МПа, рабочий раствор:

«5 7 К2СОз; 1,20 Ге(ИОз)з; 20 мг/л СорОз;

0,02 ЦИОз; 20 мг/л Оа(МОз)з. В результа1 были получены кристаллы аметиста равномерной, розовато-фиолетовой окраски плотностью1,6см .Другиепримеры приведены в табл,1, Пример 2, В стандартном автоклаве емкостью 500 мл при температуре 324 С, перепаде температур 29 С, давлении 60

МПа в 8%-ном растворе К2СОз с добавками

Ре(МОз)з в количестве 0,5 г/л и Оэ(ИОз)з в количестве 30 мг/л были получены кристаллы цитоина, которые после облучения с дозой 10 Р имели ярко-желтую окраску с плотностью 0,4 см . Другие примеры

30 приведены в таблице 2.

Формула изобретения

1, Способ получения окрашенных кристаллов кварца, включающий их выращивание гидротермальным методом из водного раствора карбоната калия, содержащего примеси железа и окислитель, на затравку и последующее у -облучения, о т л и ч а юшийся тем, что в качестве окислителя используют азотнокислый и азотнокислое железо в количестве 10-50 мг/л и 0,5-1,5 г/л соответственно.

2. Способ по п,1, отличающийся тем, что для получения аметистовой окраски затравку берут параллельную грани малого ромбоэдра, а раствор дополнительно содержит оксид кобальта и азотнокислый литий.

3. Способ по fl.1, отличающийся тем, что для получения окраски цитрина используют пинакоидальную затравку, а облучение ведут дозой 10 -10 Р.

18349 1

Таблица 1

Таблица 2

Добавка Добавка

Fe МОз з, г/л Ga ИОз 3, г/л

Темпера- Пере- Полученные кристаллы т а оС па о(0,8

Желтого цвета, после -облучения окраcva почти не меняется, плотность окраски 0,2см

Желтого цвета, после у-облучения окраска ярко -желтая ° плотность окраски

0.35 см

Бледно-желтого цвета, после у- облучения — буро-желтого цвета . плотность окраски 0,5 см

Бледножелтого цвета, после р- облучения окраска слабо изменяется до желтой, плотность ок эски 0,2.см

280 28

0,6

320

1.5

330 30

1,0

340

Составитель Е.Писарева

Техред М.Моргентал Корректор Л.Пилипенко

Редактор

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2706 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ получения окрашенных кристаллов кварца Способ получения окрашенных кристаллов кварца Способ получения окрашенных кристаллов кварца

покрасили заднюю дверь теперь отличается краска с передней дверью задняя темней передняя светлей что сделать с ней может кто знает?

Выводить на соседние детали.

не знаю даже налили с канистры, фирма имеет значение?

Ездить как есть, радуя остальных маляров тем, что не только у них проблемы с цветопопаданием.

Только сегодня брал банку кварца на приору, оказалось идут три оттенка светлый, темный и у меня в работе средний.

мне об этом ни че не говорили.

Брать не слив с канистры, а делать подбор нормальный. а сливом только на соседние детали выходить, но за это доплачивать надо. я обычно озвучиваю сразу. если отказывается клиент, краску ездит подбирает сам и при нестыковке сам парит мозг колористу. объясняю это сразу и открыто))) поэтому чаще крашу в переход)) сливом)))

мне тож сказал мастер что краска отличатся будет и подбор идеально не подберут вот и согласился блин)

Да езди уже до случая или к продаже готовить будешь, переделаешь. Мастера меняй, мог бы выйти на детали лентяй. я по 2000 за выход на 1 деталь беру. 4000 не лишние с заказа в 8-10 тыщ. поэтому и предлагаю сразу… и всем хорошо. Иногда и без доплаты делаю. по клиенту смотрю. ну бывает что нет денег у человека, хоть что предлагай, а работу так сдавать нельзя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как изменить цвет кафельной плитки на полу не снимая ее
  • Как изменить цвет карты сбербанка
  • Как изменить цвет картинки через css
  • Как изменить цвет картинки на компьютере
  • Как изменить цвет картинки на айфоне