ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ
Управление экспозицией
Экспозиция — это значение количества света, которое попадает на датчик изображения камеры и определяет, насколько светлыми или темными выглядят снимки. Ею можно управлять с помощью значений выдержки, диафрагмы и ISO. Изменение одного из этих значений влияет не только на экспозицию, но и на общий вид фотографии.
Обычно камера может самостоятельно справиться с получением нужной экспозиции с помощью автоматических режимов. Тем не менее, узнав, как разные параметры влияют на вид фотографии, вы получите необходимую уверенность, чтобы начать использовать ручное управление. Изображения, которые получатся в результате, будут выгодно выделяться на фоне остальных.
В этом видеоролике объясняется, как использовать настройки диафрагмы, выдержки и ISO для получения правильной экспозиции и нужного эффекта на фотографии.
Диафрагма
Диафрагма — это размер отверстия в объективе, через которое поступает свет. Каждый объектив имеет диапазон настроек диафрагмы, от большой до малой. Используйте режим приоритета диафрагмы (Av) для управления диафрагмой, позволяя камере следить за экспозицией в целом.
Диафрагма измеряется значением f. Большая диафрагма обозначается малыми числами, например f/2.8, и пропускает больше света, обеспечивая малую глубину резкости (увеличивает размытие за областью в фокусе). Малая диафрагма обозначается большими числами, например f/16, и пропускает меньше света, обеспечивая большие зоны в фокусе от переднего до заднего плана.
Эти два снимка имеют схожую экспозицию, но они были сняты с разными значениями диафрагмы. Посмотрите, как при использовании малой диафрагмы на изображении слева создается обширная глубина резкости со множеством зон в фокусе. При увеличении диафрагмы, как на изображении справа, глубина резкости сокращается, и меньше объектов попадает в фокус.
Выдержка
Выдержка — это время, в течение которого свет попадает на датчик изображения. Она измеряется в секундах. Используйте режим приоритета выдержки (Tv) для управления выдержкой, позволяя камере следить за экспозицией в целом.
Короткая выдержка, например 1/1000 сек., используется для съемки динамических сцен, таких как течение воды. Длительная выдержка используется для придания эффекта движения, например размытия потока воды.
Сравните эти два кадра, снятые с очень близкой экспозицией, но с разными значениями выдержки. Посмотрите, какой эффект оказывает длительная выдержка на поток воды. При съемке с длительной выдержкой необходимо использовать штатив или другой способ предотвращения сотрясений камеры.
ISO
ISO отвечает за чувствительность датчика изображения к свету. Таким образом, ее можно использовать для усиления светочувствительности датчика изображения, обеспечивая большую гибкость выбора значений выдержки и диафрагмы. ISO обычно начинается от 100 и увеличивается, повышая чувствительность.
ISO также может снизить качество изображения. Это выражается в зернистости, шумах и более тусклых цветах. Лучше всего по возможности использовать наименьшее значение ISO.
Снимок с правой стороны намного темнее, чем тот, что слева. Для получения приемлемого значения выдержки для съемки без штатива необходимо увеличить значение ISO для компенсации. В этот раз мы увеличили значение до 1250, что не оказало негативного влияния на качество изображения.
Регулировка экспозиции
Управление экспозицией подобно жонглированию этими тремя настройками. Например, при сокращении выдержки для съемки динамической сцены можно недоэкспонировать изображение. Для компенсации необходимо увеличить диафрагму. Аналогично, уменьшая диафрагму для увеличения глубины резкости, необходимо увеличить выдержку. Также для управления экспозицией можно использовать значение ISO. Эта зависимость обычно иллюстрируется в качестве треугольника экспозиции.
Диск компенсации экспозиции позволяет высветлить или затемнить изображение. Отрицательное число снизит экспозицию и сделает изображение более темным, а положительное число увеличит экспозицию и сделает его более светлым.
Эти два снимка явно имеют разные значения экспозиции, несмотря на одинаковое количество света в этой сцене. Снимок слева слишком темный, с недодержкой, а справа — слишком светлый, с передержкой. Использование компенсации экспозиции позволит откорректировать экспозицию.
Такой способ управления экспозицией можно использовать для создания художественных эффектов. Сделайте изображение более темным, чтобы передать его атмосферу и увеличить глубину цветов, особенно при пейзажной съемке. Увеличение значения экспозиции осветлит тени и придаст фотографии более современный вид.
Брекетинг экспозиции позволит запечатлеть сцену с несколькими значениями экспозиции и выбрать более выигрышный вариант позднее. Выберите от 1 до 3 ступеней на линейке экспозиции, а выбор остальных необходимых настроек оставьте камере.
В следующий раз, когда возьмете камеру с собой, попробуйте поэкспериментировать с разными настройками и понять, как они влияют на ваши фотографии.
Вам также могут быть интересны…
Статьи по теме
Мастерская творчества — это ваш основной источник интересных полезных материалов: интервью и советов по фотографии и покупке оборудования; здесь вы сможете найти лучшую камеру или принтер и претворить в жизнь свои творческие замыслы.
Вернуться ко всем советам и техническим приемам
ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ
Создавайте более качественные кадры с HDR
Узнайте, как объединять несколько изображений одной и той же сцены и обеспечивать тем самым высокую детализацию как светлых, так и темных участков кадра.
или
Из статьи «Какая должна быть выдержка» вы узнали, на что влияет выставленное время выдержки фотоаппарата. Теперь пришло время перейти к практической части и научиться правильно выставлять выдержку на вашем фотоаппарате.
Для начала давайте посмотрим, в каких режимах съемки фотокамера позволит нам вручную управлять выдержкой. Для этого покрутите колесико переключения режимов съемки и обратите внимание, когда поле со значением выдержки будет активно (подсвечено). Помните, что время выдержки обозначается так: 1/200, 1/8, 1’ и т.д. В фотоаппаратах Canon выдержка указывается в поле, которое находится в верхнем левом углу дисплея.
Таким образом, мы экспериментально установили, что вручную можно управлять значением выдержки фотоаппарата только в двух режимах – приоритета выдержки Tv и в полностью мануальном режиме M. И в том, и в другом случае значение выдержки в фотоаппарате выставляется одинаковым набором действий.
Чтобы выставить выдержку фотоаппарата, перейдите в режим приоритета выдержки или ручной режим съемки. Поле со значением выдержки будет подсвечено. Это означает, что при прокрутке колесика изменения параметров съемки будет изменяться выставленное значение выдержки. Если крутить колесико влево, время выдержки будет удлиняться, вправо – сокращаться.
Не забывайте, что в режиме приоритета выдержки вы управляете только выдержкой фотоаппарата, а значение диафрагмы подбирается автоматически, в зависимости от освещенности сцены в кадре. В ручном режиме вам придется самостоятельно устанавливать экспозицию в фотографии, т.е. управлять сразу и выдержкой, и диафрагмой. Поэтому при изменении одного из этих параметров не забудьте позаботиться о другом! Подробнее о том, как правильно управлять параметрами съемки в мануальном режиме, я расскажу в статье «Съемка в ручном режиме», а также в базовом курсе по фотографии.
А теперь пришло время по-настоящему попрактиковаться! После того, как вы научились выставлять выдержку на фотоаппарате, надо научиться видеть, как время выдержки влияет на ваш результат. Для этого я предлагаю выполнить несколько простых упражнений.
Для начала снимайте только в режиме Tv. Это очень важно для того, чтобы не запутаться и научиться воспринимать полученный результат.
Нормальная выдержка. Попросите друга, подругу или бабушку в конце концов помочь вам поупражняться в съемке. Для начала выставьте время выдержки от 1/40 до 1/80 и попросите модель не двигаться. Сделайте несколько кадров и попросите вашу бабушку (подругу, друга) помахать рукой. Теперь посмотрите, что из этого вышло? Смазанная ладошка портит весь кадр.
Изменяйте значение выдержки до 1/100 и далее постепенно дойдите до 1/250. Сравнивайте каждый раз полученный результат с предыдущим, и вы увидите, что на последних снимках рука уже не выглядит смазанной.
Короткая выдержка. Выйдите на улицу, когда ярко светит солнце. Если есть возможность найти речку, озеро или хотя бы фонтан с водой – отлично! Если нет, возьмите с собой бутылку воды. Смысл упражнения заключается в том, чтобы попробовать заморозить капли воды в полете. Попросите свою модель побрызгать водой и сделайте кадры с выдержкой 1/80, 1/100, 1/160, 1/200 и т.д. Дойдите до значения 1/640. Дома на компьютере внимательно рассмотрите, как получились капли воды при разных значениях выдержки фотоаппарата. Для себя отметьте, при каком значении выдержки они перестали выглядеть смазанными.
Еще одно упражнение на короткую выдержку. Также солнечным днем выставьте значение от 1/200 до 1/640. Теперь попросите модель отойти подальше и пробежаться вам на встречу (бабушку лучше оставить дома). При коротких значениях выдержки получаются забавные кадры бегущего человека. Проделайте то же самое с моделью, заставив ее немножко попрыгать.
Длинная выдержка. Для съемки на длинных выдержках (1/30 и длиннее) вам понадобятся дополнительные приспособления. Поэтому подробнее об этой технике мы поговорим в следующих статьях. Всеми хитростями и приемами работы с длинными выдержками я поделюсь в своем базовом курсе по фотографии. Следите за обновлениями на сайте studyfoto.ru
По-прежнему жду вопросов по теме статьи в комментариях внизу.
Удачных вам снимков!
ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ
Управление экспозицией
Экспозиция — это значение количества света, которое попадает на датчик изображения камеры и определяет, насколько светлыми или темными выглядят снимки. Ею можно управлять с помощью значений выдержки, диафрагмы и ISO. Изменение одного из этих значений влияет не только на экспозицию, но и на общий вид фотографии.
Обычно камера может самостоятельно справиться с получением нужной экспозиции с помощью автоматических режимов. Тем не менее, узнав, как разные параметры влияют на вид фотографии, вы получите необходимую уверенность, чтобы начать использовать ручное управление. Изображения, которые получатся в результате, будут выгодно выделяться на фоне остальных.
В этом видеоролике объясняется, как использовать настройки диафрагмы, выдержки и ISO для получения правильной экспозиции и нужного эффекта на фотографии.
Диафрагма
Диафрагма — это размер отверстия в объективе, через которое поступает свет. Каждый объектив имеет диапазон настроек диафрагмы, от большой до малой. Используйте режим приоритета диафрагмы (Av) для управления диафрагмой, позволяя камере следить за экспозицией в целом.
Диафрагма измеряется значением f. Большая диафрагма обозначается малыми числами, например f/2.8, и пропускает больше света, обеспечивая малую глубину резкости (увеличивает размытие за областью в фокусе). Малая диафрагма обозначается большими числами, например f/16, и пропускает меньше света, обеспечивая большие зоны в фокусе от переднего до заднего плана.
Эти два снимка имеют схожую экспозицию, но они были сняты с разными значениями диафрагмы. Посмотрите, как при использовании малой диафрагмы на изображении слева создается обширная глубина резкости со множеством зон в фокусе. При увеличении диафрагмы, как на изображении справа, глубина резкости сокращается, и меньше объектов попадает в фокус.
Выдержка
Выдержка — это время, в течение которого свет попадает на датчик изображения. Она измеряется в секундах. Используйте режим приоритета выдержки (Tv) для управления выдержкой, позволяя камере следить за экспозицией в целом.
Короткая выдержка, например 1/1000 сек., используется для съемки динамических сцен, таких как течение воды. Длительная выдержка используется для придания эффекта движения, например размытия потока воды.
Сравните эти два кадра, снятые с очень близкой экспозицией, но с разными значениями выдержки. Посмотрите, какой эффект оказывает длительная выдержка на поток воды. При съемке с длительной выдержкой необходимо использовать штатив или другой способ предотвращения сотрясений камеры.
ISO
ISO отвечает за чувствительность датчика изображения к свету. Таким образом, ее можно использовать для усиления светочувствительности датчика изображения, обеспечивая большую гибкость выбора значений выдержки и диафрагмы. ISO обычно начинается от 100 и увеличивается, повышая чувствительность.
ISO также может снизить качество изображения. Это выражается в зернистости, шумах и более тусклых цветах. Лучше всего по возможности использовать наименьшее значение ISO.
Снимок с правой стороны намного темнее, чем тот, что слева. Для получения приемлемого значения выдержки для съемки без штатива необходимо увеличить значение ISO для компенсации. В этот раз мы увеличили значение до 1250, что не оказало негативного влияния на качество изображения.
Регулировка экспозиции
Управление экспозицией подобно жонглированию этими тремя настройками. Например, при сокращении выдержки для съемки динамической сцены можно недоэкспонировать изображение. Для компенсации необходимо увеличить диафрагму. Аналогично, уменьшая диафрагму для увеличения глубины резкости, необходимо увеличить выдержку. Также для управления экспозицией можно использовать значение ISO. Эта зависимость обычно иллюстрируется в качестве треугольника экспозиции.
Диск компенсации экспозиции позволяет высветлить или затемнить изображение. Отрицательное число снизит экспозицию и сделает изображение более темным, а положительное число увеличит экспозицию и сделает его более светлым.
Эти два снимка явно имеют разные значения экспозиции, несмотря на одинаковое количество света в этой сцене. Снимок слева слишком темный, с недодержкой, а справа — слишком светлый, с передержкой. Использование компенсации экспозиции позволит откорректировать экспозицию.
Такой способ управления экспозицией можно использовать для создания художественных эффектов. Сделайте изображение более темным, чтобы передать его атмосферу и увеличить глубину цветов, особенно при пейзажной съемке. Увеличение значения экспозиции осветлит тени и придаст фотографии более современный вид.
Брекетинг экспозиции позволит запечатлеть сцену с несколькими значениями экспозиции и выбрать более выигрышный вариант позднее. Выберите от 1 до 3 ступеней на линейке экспозиции, а выбор остальных необходимых настроек оставьте камере.
В следующий раз, когда возьмете камеру с собой, попробуйте поэкспериментировать с разными настройками и понять, как они влияют на ваши фотографии.
Вам также могут быть интересны…
Статьи по теме
Мастерская творчества — это ваш основной источник интересных полезных материалов: интервью и советов по фотографии и покупке оборудования; здесь вы сможете найти лучшую камеру или принтер и претворить в жизнь свои творческие замыслы.
Вернуться ко всем советам и техническим приемам
ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ
Создавайте более качественные кадры с HDR
Узнайте, как объединять несколько изображений одной и той же сцены и обеспечивать тем самым высокую детализацию как светлых, так и темных участков кадра.
или
Чтобы понять, как работают параметры экспозиции, стоит представить камеру как инструмент, который собирает свет. Экспозиция — это просто количество света, которое попадает в камеру. Если света будет слишком мало, изображение получится слишком темным — это называется «недодержкой». Если его будет слишком много, изображение получится засвеченным — это называется «передержкой».
Свет окружения отражается от объектов и поверхностей в кадре и через объектив попадает в камеру и на датчик изображения — таким образом создается изображение. В автоматическом или сюжетном режиме камеры Canon отлично определяют оптимальное количество света для получения сбалансированной экспозиции, однако при ручном управлении вам будет доступна большая свобода творчества.
Диафрагма
Эти два снимка имеют схожую экспозицию, но они были сняты с разными значениями диафрагмы. При выборе более закрытой диафрагмы фон на этом изображении получается более четким за счет большей глубины резкости. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/60 сек., f/20 и ISO 20 000.
С более открытой диафрагмой глубина резкости становится меньше, поэтому меньшая область изображения остается в фокусе, и основной объект съемки удается отделить от других объектов на переднем и заднем планах. В таких случаях объективы с широкой диафрагмой, такие как Canon RF 50mm F1.8 STM, окажутся наиболее эффективны. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/80 сек., f/1.8 и ISO 160.
Существует три фактора, которые позволяют управлять экспозицией, — они носят название «треугольник экспозиции». Первый параметр — это диафрагма, то есть размер отверстия в объективе, через которое проникает свет; этот параметр обозначается f-числом.
Каждый объектив имеет диапазон настроек диафрагмы, от большой до малой. Большая диафрагма обозначается малыми числами, например f/2.8, и пропускает больше света, обеспечивая малую глубину резкости (увеличивает размытие за областью в фокусе). Малая диафрагма обозначается большими числами, например f/16, и пропускает меньше света, обеспечивая большие зоны в фокусе от переднего до заднего плана.
Выдержка
Для съемки динамичных сцен вам потребуется короткая выдержка. Если объект успевает изменить положение за время экспонирования, он будет выглядеть размытым, как на этом изображении. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/100 сек., f/1.8 и ISO 125.
С выдержкой 1/1600 сек. размытие в кадре отсутствует. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/1600 сек., f/1.8 и ISO 1250.
Второй параметр в треугольнике экспозиции — это выдержка, то есть промежуток времени, в течение которого свет попадает на датчик изображения в камере. Представьте себе кран, через который течет вода, — чем более длительной будет выдержка, тем больше света попадет на датчик изображения через объектив.
Короткая выдержка (когда свет попадает на датчик в течение короткого промежутка времени) может быть полезна при съемке быстро движущихся объектов, в то время как длительная выдержка (когда свет попадает на датчик в течение более длительного промежутка времени) может использоваться для создания творческих эффектов размытия, например съемки световых следов или работы в технике светографики.
ISO и цифровой шум
При съемке пейзажей в вечернее время значение ISO 100 обеспечит оптимальное качество изображения, а закрытая диафрагма — четкость по всему кадру. Однако выбор таких параметров подразумевает, что вам придется снимать с относительно длительной выдержкой, для чего потребуется использовать штатив или камеру со встроенной системой стабилизации (IBIS).
Третий параметр в треугольнике экспозиции — это ISO. Он позволяет регулировать чувствительность датчика к свету. При низких значениях ISO, например ISO 100, качество фотографий будет выше. При высокой чувствительности ISO датчик изображения будет более чувствительным, и вам потребуется меньше света для получения сбалансированной экспозиции. Однако все не так просто — при этом цифровой шум на изображении станет более заметным, а при чрезвычайно высоких значениях ISO это начнет влиять на качество изображения.
Как правило, рекомендуется использовать самое низкое значение ISO из возможных, однако современные камеры Canon предлагают высокую производительность ISO, что позволяет без каких-либо проблем работать со значениями около ISO 1600 и даже выше — качество изображений при слабом освещении останется высоким.
Треугольник экспозиции
Три ключевых параметра экспозиции — диафрагма, выдержка и ISO — работают вместе, поэтому если вы меняете значение одного из них, вам необходимо сбалансировать экспозицию, для чего нужно компенсировать изменение, подстроив другой из параметров. Таким образом их можно рассматривать как три вершины треугольника. Регулируя положение одной из вершин, вам также потребуется изменить положение и других вершин, если только вы не решили специально применить эффект недодержки или передержки.
Например, при сокращении выдержки для съемки динамической сцены можно недоэкспонировать изображение. Для компенсации необходимо увеличить диафрагму или значение ISO. Аналогично, уменьшая диафрагму для увеличения глубины резкости, необходимо увеличить выдержку или ISO. Начните думать об экспозиции таким образом, и скоро поймете, что существует целый ряд совершенно разных комбинаций значений параметров, которые в итоге обеспечивают одинаковую или схожую экспозицию — тогда вы сможете свободно подбирать сочетание параметров в зависимости от объекта или сцены.
Режимы экспозиции
Популярный метод съемки — это использовать ручной режим (M) с автоматическим выбором ISO. Таким образом вы сможете выбирать выдержку и диафрагму, а камера подстроит ISO для создания сбалансированной экспозиции.
Из-за непростого сочетания света и тени этот атмосферный тоннель из деревьев становится настоящим испытанием для камеры и ее возможностей съемки при слабом освещении, однако EOS R6 прекрасно справляется с созданием высококачественных фотографий даже при высоких значениях ISO. При съемке в ручном режиме с Авто ISO вы сможете уверенно выбирать достаточно короткую выдержку для съемки с рук, а камера подстроит ISO согласно уровню освещенности текущей сцены. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM и следующими параметрами: 105 мм, 1/80 сек., f/7.1 и ISO 1600.
Ваша камера Canon по умолчанию предлагает несколько режимов экспонирования, которые позволяют сдвигать вершины треугольника экспозиции в том или ином направлении. В программном режиме (P) вы управляете ISO, а камера отвечает за выдержку и диафрагму. Выберите режим приоритета выдержки (Tv), чтобы менять выдержку, пока камера управляет остальными параметрами экспозиции. Аналогично, в режиме приоритета диафрагмы (Av) вы выбираете f-число, а камера в зависимости от этого настраивает значение выдержки. Что касается ISO, вы можете выбрать режим Авто ISO или настраивать его значение самостоятельно. В ручном режиме (M) можно установить любое сочетание диафрагмы, выдержки и ISO.
Камеры системы Canon EOS R также располагают режимом гибкого приоритета (Fv), в котором вы можете переключаться между настройкой диафрагмы, выдержки, компенсации экспозиции и ISO — все это в одном режиме. При смене значения одного параметра остальные настройки автоматически корректируются для поддержания оптимальной экспозиции, что позволяет гораздо быстрее и без лишних усилий настраивать общий баланс экспозиции.
Такой способ регулировки экспозиции можно использовать для создания художественных эффектов. Примените недодержку, если хотите создать атмосферное изображение с более глубокими цветовыми оттенками; особенно часто такая техника применяется в пейзажной съемке. Увеличение значения экспозиции осветлит тени и придаст фотографии более современный вид.
Брекетинг экспозиции позволит запечатлеть сцену с несколькими значениями экспозиции и выбрать более выигрышный вариант позднее. Выберите от ±1 до ±3 ступеней на линейке экспозиции, а выбор остальных необходимых настроек оставьте камере.
Длительная выдержка
При двухсекундной выдержке волны кажутся размытыми, а камера сохраняет на одном изображении сразу несколько разных вспышек (см. главное изображение).
При менее ярком освещении вам может потребоваться более длительная выдержка. Иногда это попросту необходимо, однако бывают ситуации, когда эффект размытия имеет исключительно творческую, а не практическую ценность, например если вы хотите размыть движение воды или облаков в кадре. Камера должна оставаться абсолютно неподвижной, поэтому вам потребуется штатив или статичная поверхность, чтобы устранить сотрясение камеры. Даже нажатие кнопки спуска затвора может привести к нежелательному размытию, поэтому рекомендуем использовать дистанционный спуск затвора с помощью беспроводного пульта ДУ Canon BR-E1 или в приложении Canon Camera Connect на вашем смартфоне. В приложении вы также сможете снимать с длительной ручной выдержкой, то есть удерживать затвор открытым на протяжении нескольких минут и даже дольше — это идеальный вариант для съемки фейерверков или звездного неба.
Сложностью работы с длительной экспозицией является выбор выдержки в дневное время — необходимо, чтобы она соответствовала тому, сколько движения вы хотите запечатлеть. В идеале необходимо выбирать выдержку более нескольких секунд, но при этом не забудьте установить низкую чувствительность ISO и закрытую диафрагму. Таким образом вы также можете фотографировать в пасмурную и хмурую погоду либо в конце дня, когда свет становится более тусклым. Более того, можно приобрести фильтр, который крепится к переднему краю объектива и предотвращает некоторое количество света от попадания на датчик изображения. Лучше всего с этой задачей справится фильтр нейтральной плотности (ND).
Профессиональная работа с экспозицией
Встроенный в камеру Canon EOS R6 режим мультиэкспозиции позволяет в реальном времени отслеживать текущий визуальный эффект, чтобы вы могли максимально точно накладывать последующие изображения на предыдущие.
Со встроенной функцией двойной экспозиции ваши возможности для творчества поистине безграничны. Для этого снимка мы выбрали аддитивный режим мультиэкспозиции и запечатлели вертикальный сарацинский камень на фоне ясного неба, после чего перевернули камеру и запечатлели несколько деревьев. Такой статный объект на ярком фоне помог создать эффект четкого наложения объектов со второго изображения. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/50 сек., f/8 и ISO 100.
После того как вы освоите настройку экспозиции, перед вами откроются безграничные творческие возможности. Большинство беззеркальных и цифровых зеркальных камер Canon оснащены режимом мультиэкспозиции, который позволяет сочетать несколько кадров в одном изображении. Эта функция, основой для которой послужила технический прием многократного экспонирования пленки, позволяет создавать совершенно невообразимые визуальные эффекты.
Среди трех доступных режимов совмещения «Аддитивный» больше всего приближен к пленочному варианту, поскольку объединяет яркость изображений, и белые области в итоге остаются белыми. При съемке в этом режиме стоит искать яркие геометрические формы, высокую контрастность и выразительные силуэты.
В следующий раз, когда возьмете камеру с собой, попробуйте поэкспериментировать с треугольником экспозиции и понять, как эти параметры влияют на ваши фотографии.
Автор: Джеймс Патерсон
05:02
Великолепные фотографии с Canon EOS 5D Mark III
17:37
Canon 5D 1. САМЫЙ дешевый полный кадр! Обзор на Первопятак.
08:50
Обзор Canon EOS 5D Classic (Первопятак)
25:11
Canon 5D в 2020 — всё ещё достоин? | Купить БУ
04:07
Canon EOS 5D Mark IV. Новый король?
17:41
Обзор на Canon 5D Mark II (снимаю на него 9 лет)
19:41
DRTV по-русски: Обзор Canon EOS 5D Mark IV
09:26
Обзор Canon EOS 5d Mark III
91
a
Ручная установка экспозиции
5
Установите экспозицию.
Проверьте величину экспозиции
и установите требуемые выдержку
затвора и величину диафрагмы.
6
Произведите съемку.
: Стандартное значение
экспозиции.
: Чтобы настроиться на
стандартное значение
экспозиции, установите
большую выдержку
затвора или увеличьте
диафрагму.
: Чтобы настроиться на
стандартное значение
экспозиции, установите
меньшую выдержку
затвора или уменьшите
диафрагму.
Если метка величины экспозиции <s> мигает в положении <G> или
<F>, это говорит о том, что отклонение от стандартной экспозиции
превышает ±2 ступени.
Установка компенсации экспозиции n, Проверьте индикатор уровня экспозиции, Установите значение компенсации экспозиции
Произведите съемку
- Изображение
- Текст
92
Компенсация экспозиции служит для изменения стандартных настроек экспозиции,
сделанных камерой. Изображение можно сделать более ярким (увеличенная экспозиция) или
более темным (уменьшенная экспозиция). Для компенсации экспозиции можно задать до
+/–2 ступеней с шагом 1/3 ступени.
1
Переведите диск установки режима
в положение <d>, <s> или <f>.
2
Проверьте индикатор уровня
экспозиции.
Нажмите наполовину кнопку спуска затвора
и проверьте индикацию уровня экспозиции.
3
Установите значение
компенсации экспозиции.
Установите переключатель <4>
в положение <J>, и, глядя
в видоискатель или на ЖК-дисплей,
поворачивайте дисковый регулятор <5>.
Поворачивайте дисковый регулятор <5>
одновременно с нажатием наполовину кнопки
спуска затвора или в течение (0) после
нажатия наполовину кнопки спуска затвора.
Для отмены компенсации экспозиции
верните значение компенсации
экспозиции, равное < E>.
4
Произведите съемку.
Установка компенсации экспозицииN
Увеличенная экспозиция
Уменьшенная экспозиция
Указатель стандартной экспозиции
Метка величины
экспозиции
Уменьшенная
экспозиция
Увеличенная
экспозиция
Величина компенсации экспозиции сохраняется даже после перевода
переключателя <4> в положение <2>.
Если стандартная настройка экспозиции определяется комбинацией
величин 1/125 с и f/8.0, задание величины компенсации экспозиции равной
одной положительной или отрицательной ступени обеспечит такой же
эффект, как при задании следующих значений выдержки и дафрагмы:
Будьте внимательны и не поворачивайте дисковый регулятор <5>, чтобы
случайно не изменить значение компенсации экспозиции. Чтобы предотвратить
такую случайность, поверните переключатель <4> в положение <1>.
-1 ступень
←
0
→
+1 ступень
Выдержка затвора
250
←
125
→
60
Величина диафрагмы
11
←
8.0
→
5.6
93
Автоматически изменяя выдержку затвора или диафрагму, камера
выполняет брекетирование экспозиции до +/–2 ступеней с шагом
1/3 ступени для трех последовательных кадров. Это называется
автоматическим брекетингом (AEB)
.
1
Выберите пункт [AEB].
Поворачивая дисковый регулятор
<5>, выберите [z AEB], затем
нажмите кнопку <0>.
2
Установите величину
автоматического брекетинга AEB.
Поворачивая дисковый регулятор
<5>, выберите значение AEB,
затем нажмите кнопку <0>.
X
После выхода из меню на ЖК-
дисплее будут отображены значок
<h> и величина уровня AEB.
3
Произведите съемку.
X
Вилка на трех этих снимках
организована в следующей
последовательности: стандартная
экспозиция, уменьшенная экспозиция
и увеличенная экспозиция.
X
Как показано на рисунке слева,
соответствующая величина вилки
отображается при съемке каждого
кадра последовательности.
X
Для съемки будет использован текущий
режим перевода кадров (стр. 82).
3
Автоматический брекетинг по
экспозиции (AEB)N
Стандартная экспозиция
Уменьшенная экспозиция
Увеличенная экспозиция
Величина AEB
Стандартная экспозиция
Уменьшенная экспозиция
Увеличенная экспозиция
3
Автоматический брекетинг по экспозиции (AEB)N
94
Выполняя шаги 1 и 2, задайте для
AEB значение <
>.
Режим будет также отменен, если
переключатель <4> установить
в положение <2>, выполнить
замену объектива, привести
в состояние готовности вспышку,
выполнить замену аккумулятора
или заменить CF-карту.
Отмена режима AEB
В режиме AEB нельзя использовать экспозицию для съемки со
вспышкой или длительную выдержку.
Если задан режим непрерывной съемки (i), три кадра
с автоматическим брекетингом будут сняты в непрерывном режиме,
после чего съемка остановится автоматически. Если задан режим
покадровой съемки (u), необходимо три раза нажать кнопку спуска
затвора.
Если включен автоспуск, три кадра с автоматическим брекетингом
будут сняты в непрерывном режиме.
Если пользовательская функция C.Fn-12-1 настроена на фиксацию
зеркала и задан брекетинг AEB, то даже в режиме непрерывной
съемки за один прием будет сниматься только один
брекетированный кадр.
Функция AEB может использоваться совместно с компенсацией
экспозиции.
95
Функция фиксации экспозиции позволяет зафиксировать экспозицию по
точке, отличной от точки фокусировки. После фиксации экспозиции можно
изменить композицию кадра, сохраняя требуемую величину экспозиции.
Это называется фиксацией экспозиции. Этот прием удобен при съемке
подсвеченных сзади объектов.
1
Сфокусируйтесь на объект.
Нажмите наполовину кнопку спуска
затвора.
X
Отображается установка экспозиции.
2
Нажмите кнопку <A>.
(
0
)
X
В видоискателе загорается значок
<A>, указывая на то, что значение
экспозиции зафиксировано
(Фиксация AE).
При каждом нажатии кнопки <A>
фиксируется текущее значение
экспозиции.
3
Измените композицию кадра
и произведите съемку.
Если требуется сохранить
фиксацию экспозиции для съемки
нескольких кадров, удерживайте
нажатой кнопку <A> и нажмите
кнопку спуска затвора для съемки
другого кадра.
A
Фиксация экспозицииN
Индикатор фиксации
экспозиции
Если задан режим One-Shot AF (Покадровая фокусировка) или AI Focus AF
(а не режим AI Servo AF (Интеллектуальная автофокусировка с сервоприводом,
следящая), нажатие наполовину кнопки спуска затвора с целью фокусировки
одновременно приведет к автоматической фиксации экспозиции.
Фиксация экспозиции оказывает разное влияние в зависимости от точки
фокусировки и режима замера экспозиции. Более подробные сведения см.
в разделе «Фиксация экспозиции». (стр.164)
96
Если задано использование ручной вспышки, затвор остается открытым,
пока полностью нажатая кнопка спуска затвора удерживается в этом
положении. При отпускании кнопки затвор закрывается. Это называется
длительной выдержкой. Длительные выдержки рекомендуется
использовать при ночных съемках, съемке фейерверков, неба и других
объектов, съемка которых требует длительной экспозиции.
1
Переведите диск установки
режима в положение <k>.
2
Задайте требуемую величину
диафрагмы.
Глядя на ЖК-дисплей, поворачивайте
дисковый регулятор <6>.
3
Произведите съемку.
Нажмите полностью кнопку спуска
затвора.
X
На ЖК-дисплее отобразится истекшее
время экспозиции. (Отображаются
значения от 1 до 999 с)
Экспонирование продолжается
в течение всего времени, пока кнопка
спуска затвора удерживается
в нажатом положении.
Длительные выдержки
Истекшее время
Так как при длительной выдержке изображение содержит больше
шумов, чем обычно, оно выглядит неровным или зернистым.
Из-за помех длительные выдержки могут приводить к получению
зернистых изображений. Если для функции C.Fn-02 [Шумопод. при
длит. выдержке] задано [1: Автоматическое ШП] или [2: Вкл.]
(стр.155), шумы будут уменьшены.
При использовании длительных выдержек рекомендуется
применять дистанционный переключатель Remote Switch RS-80N3
или пульт дистанционного управления таймером TC-80N3 (оба
приобретаются отдельно).
Блокировка зеркала n, Нажмите полностью кнопку спуска затвора, Снова полностью нажмите кнопку спуска затвора
Страница 97
- Изображение
- Текст
97
Блокировка зеркала обеспечивается заданием для
пользовательской функции C.Fn-12 [Блокировка зеркала]
значения [1: Разрешена] (стр. 158). Зеркало можно поднимать
независимо от момента установки экспозиции. Это позволяет
избежать вибрации зеркала, которая может делать нечетким
изображение при съемке крупным планом или при использовании
супертелеобъектива. Пользовательские функции настраиваются
в режиме [c Пользовател. функции (C.Fn)].
1
Нажмите полностью кнопку
спуска затвора.
X
Зеркало поднимется.
2
Снова полностью нажмите
кнопку спуска затвора.
X
Снимок сделан, и зеркало
возвращается в исходное положение.
Блокировка зеркалаN
При очень ярком свете, например, в солнечный день на побережье или
лыжной трассе, снимок нужно делать сразу после блокировки зеркала.
При блокированном зеркале не направляйте объектив камеры на солнце.
Шторки затвора могут покоробиться от солнечного тепла и выйти из строя.
Если используются длительные выдержки, автоспуск и блокировка зеркала
в различных сочетаниях, держите кнопку спуска затвора полностью
нажатой (2 с автоспуска + время длительной выдержки). Если во время
работы счетчика автоспуска отпустить кнопку спуска затвора, раздастся
специфический звук, сопровождающий спуск затвора. При этом спуск
затвора не выполняется (снимок не будет сделан).
При блокированном зеркале кадры будут переводиться по одному
независимо от текущего режима перевода кадров (покадрового или
непрерывного).
При одновременном использовании автоспуска и блокировки зеркала съемка
выполняется по истечении 2 с после того, как зеркало поднимется, при
полном нажатии кнопки спуска затвора.
Зеркало заблокируется в верхнем положении, а через 30 с оно
автоматически вернется в нижнее положение. Повторное полное нажатие
кнопки спуска затвора снова заблокирует зеркало в верхнем положении.
При использовании блокировки зеркала рекомендуется применять
дистанционный переключатель Remote Switch RS-80N3 или пульт
дистанционного управления таймером TC-80N3 (оба приобретаются
отдельно).
Uподсветка жк-дисплея, Использование крышки окуляра видоискателя
Страница 98
- Изображение
- Текст
98
ЖК-дисплей оборудован подсветкой.
При каждом нажатии кнопки <U>
подсветка ЖК-дисплея включается
или выключается. Подсветкой удобно
пользоваться при считывании
информации с ЖК-дисплея в темноте
(9). После того как сделан снимок,
подсветка выключается
автоматически.
U
Подсветка ЖК-дисплея
Если при освещенном ЖК-дисплее нажимается кнопка,
относящаяся к съемке, или поворачивается диск установки
режимов, время действия подсветки увеличивается.
В режиме длительной выдержки полное нажатие кнопки спуска
затвора приводит к отключению подсветки ЖК-дисплея. Однако
подсветку можно включить на 6 с, нажав кнопку <U>.
Использование крышки окуляра видоискателя
Если при использовании автоспуска или дистанционного
переключателя (приобретается дополнительно) окуляр
видоискателя не закрывается глазом фотографа, проникающий
сквозь окуляр рассеянный свет может повлиять на установку
экспозиции в момент съемки. В таком случае рекомендуется
использовать крышку окуляра видоискателя (стр. 21).
1
Снимите наглазник.
Снимите наглазник, нажав на него
снизу вверх.
2
Установите крышку окуляра
видоискателя.
Для установки крышки окуляра
сдвиньте ее вниз по
направляющим на окуляре.
Звуковой сигнал можно отключить, чтобы во всех режимах съем…
Страница 99
- Изображение
- Текст
99
Звуковой сигнал можно отключить, чтобы во всех режимах съемка
выполнялась без звукового сопровождения.
1
Выберите пункт [Звук].
Поворачивая дисковый регулятор
<5>, выберите пункт [z Звук],
затем нажмите кнопку <0>.
2
Выберите [Откл.].
Поворачивая дисковый регулятор
<5>, выберите [Откл.], затем
нажмите кнопку <0>.
3
Отключение звукового сигнала
3
Напоминание о CF-карте
Эта функция помогает предотвратить выполнение съемки, если
в камеру не вставлена CF-карта. Ее можно настроить для всех
режимов съемки.
1
Выберите пункт [Съемка без CF].
Поворачивая дисковый регулятор
<5>, выберите пункт [z Съемка
без CF], затем нажмите кнопку <0>.
2
Выберите [Откл.].
Поворачивая дисковый регулятор
<5>, выберите [Откл.], затем
нажмите кнопку <0>.
Если было установлено значение [Откл.], и нажимается кнопка спуска
затвора, в то время как в камере нет CF-карты, в видоискателе и на
ЖК-дисплее отобразится строка «no CF» (нет CF).
100
Вспышка Speedlite серии EX для камер EOS делает съемку со
вспышкой столь же простой, как и в режиме автоэкспозиции.
Подробные сведения об использовании вспышки Speedlites серии EX
см. в инструкции по эксплуатации вспышки Speedlite. Камера EOS 5D
относится к типу А и совместима со всеми вспышками Speedlite серии
EX, обеспечивающими возможности, описанные ниже.
• Автовспышка системы E-TTL II
В системе E-TTL II используется усовершенствованное управление
экспозицией при съемке со вспышкой и предоставляется информация
о фокусном расстоянии объектива. Точность этих данных выше, чем
в предыдущей системе E-TTL, предназначенной для установки экспозиции при
съемке с автовспышкой (оценочный замер с использованием предварительной
вспышки). Использование режима автовспышки системы E-TTL II возможно
при установке на камере любой вспышки Speedlite серии EX.
• Синхронизация вспышки при короткой выдержке (режим FP-вспышки)
Синхронизация вспышки при короткой выдержке (FP или фокальная
вспышка) позволяет осуществлять синхронизацию при всех выдержках
затвора, начиная с 30 с вплоть до 1/8000 с.
• Фиксация экспозиции при съемке со вспышкой (FE)
Нажатием на камере кнопки <A> зафиксируйте экспозицию при съемке со
вспышкой в нужной части объекта. Это является аналогом фиксации AE.
Наведите центральную часть видоискателя на тот участок объекта, где нужно
получить правильную экспозицию, затем нажмите кнопку <A>. Во время
FE-фиксации в видоискателе будет отображаться значок <d>.
• Величина компенсации экспозиции при съемке со вспышкой
Величина компенсации экспозиции при съемке со вспышкой
устанавливается таким же образом, как и обычная компенсация
экспозиции. Величина компенсации экспозиции при съемке со вспышкой
может задаваться на камере в интервале ±2 ступени с шагом 1/3 ступени.
Используя вспышки Speedlite, можно задавать величину компенсации
экспозиции в интервале ±3 ступени с шагом 1/3 ступени.
• FEB (брекетинг по экспозиции при съемке со вспышкой)
FEB является вариантом AEB при использовании вспышки. (Возможен только
при использовании вспышек Speedlite, поддерживающих FEB.) Брекетинг по
экспозиции при съемке со вспышкой настраивается в интервале ±3 ступени
с шагом 1/3 ступени.
Во время использования FEB в видоискателе будет отображаться значок <d>.
Съемка со вспышкой
Вспышки Speedlite серии EX
При использовании вспышки величину компенсации экспозиции можно
задать, удерживая нажатой кнопку <
Q
> и поворачивая дисковый
регулятор <
5
>.
Комментарии
Экспокоррекция – ценный инструмент для любого фотографа. Если вы когда-либо задавались вопросом, что она вообще из себя представляет и как с ней работать, эта статья поможет вам разобраться и пополнить свою копилку навыков. По правде говоря, у меня очень долгое время были проблемы с экспокоррекцией, а затем наконец-то наступил тот самый момент прозрения. Именно им я и хочу поделиться с вами. Я объясню, зачем может понадобиться компенсация экспозиции и как правильно использовать ее, чтобы делать фотографии в сложных условиях освещения.
Перед тем, как мы окунемся в объяснения, давайте кратко пройдемся по нескольким ключевым пунктам:
- Экспозиция
- Гистограммы
- Режимы приоритета
- Замер экспозиции
Возможно, вы уже знаете о чем-то из списка, но, пожалуйста, будьте терпеливы, ведь всё это имеет значение.
Что такое экспозиция?
По сути, экспозиция – это количество света, которое достигает сенсора камеры. Экспозиция зависит от трех отдельных, но взаимозависимых параметров, известных как треугольник экспозиции: выдержка, диафрагма и ISO. Каждую из вершин можно корректировать индивидуально, чтобы изменить экспозицию снимка.
Когда вы работаете в полностью ручном режиме, нужно определить, какие настройки выбрать, чтобы получить желаемую экспозицию. Стоит упомянуть, что нет такого понятия, как «корректная» экспозиция; подходящая экспозиция зависит от намерений фотографа, на которые в свою очередь влияет его творческое видение. Поэтому, чтобы получить ту экспозицию, которая вам нужна, необходимо уметь ей управлять. Именно поэтому умение фотографировать в ручном режиме открывает безграничные возможности для улучшения качества фотографий. Вы по-настоящему начинаете понимать, как выдержка, диафрагма и ISO влияют на экспозицию и что нужно делать для получения нужного результата и эмоции. В этой статье Improve Photography более подробно рассказано о треугольнике экспозиции.
Итак, мы вспомнили, что экспозиция зависит от выдержки, диафрагмы и ISO. Единицей измерения экспозиции (т. е. количества света, которое достигает сенсора) является «стоп». Полный стоп обозначает удваивание экспозиции или деление её пополам в зависимости от того, становится она светлее или темнее.
Например, вы используете следующие параметры: 1/125 с, f/11, ISO 100. Если нужно добавить один стоп экспозиции, нужно установить один из параметров следующим образом:
- Вариант 1. Изменить выдержку: 1/60, f/11, ISO 100
- Вариант 2. Изменить диафрагму: 1/125, f/8, ISO 100
- Вариант 3. Изменить ISO: 1/125, f/11, ISO 200
Каждый из вариантов обеспечивает повышение экспозиции на один стоп или, другими словами, удваивает количество получаемого света. Выбор конкретного параметра зависит от желаемого эффекта.
Важность гистограмм
Гистограмма яркости – это, по сути, кривая распределения тонов пикселей на снимке. На оси X расположены: черный -> тени -> средние тона -> блики -> белый. На оси Y отображается количество пикселей данного изображения в каждом тональном диапазоне. Ниже представлено несколько примеров.
Примеры гистограмм.
На гистограмме фотографии моего лабрадора видно, что большинство пикселей расположены слева. Это объясняет, почему на снимке так много темных участков. Фото замерзшего водопада обладает более равным распределением между темными, светлыми и средними тонами. На правом снимке в основном только снег, поэтому гистограмма показывает, что большая часть пикселей расположена в секции светлых. В идеале, кривая гистограммы должна распределяться между тенями и бликами, не затрагивая края (черный и белый) во избежание потери информации о пикселях (это явление называют клиппингом). Гистограмма – лучший способ убедиться в том, что вы правильно экспонируете кадр. LCD-экран может ввести в заблуждение и нельзя доверять только тому, что вы на нем видите. Больше о гистограммах и о том, как они относятся к компенсации экспозиции, позже.
Режимы приоритета
Я предпочитаю работать в ручном режиме и советую всем, кто изучает фотосъемку, овладеть им, чтобы полностью понять принципы экспозиции и открыть для себя новые возможности. Однако, ручной режим тоже подходит не для каждой ситуации. Среди других режимов есть Приоритет выдержки (обозначается буквами S или Tv), Приоритет диафрагмы (A или Av) и полностью автоматический или программный режим (Р).
Важно отметить, что компенсация экспозиции работает только с режимами Приоритет выдержки, Приоритет диафрагмы, Программный и Ручной с Авто ISO. При полностью ручном режиме камера игнорирует поправки экспозиции.
Приоритет выдержки и Приоритет диафрагмы являются полуручными (или полуавтоматическими) режимами. В Режиме приоритета выдержки вы устанавливаете выдержку и ISO, а камера самостоятельно подбирает оптимальное значение диафрагмы, чтобы корректно экспонировать снимок, сосредоточив большую часть кривой гистограммы в середине. Этот режим полезен, когда вы хотите «заморозить» быстро двигающиеся субъекты (короткая выдержка) или получить эффект размытия (долгая выдержка).
При работе с Режимом приоритета диафрагмы вы задаете значение относительного отверстия и ISO, а камера сама выбирает выдержку. Такой режим полезен при работе с глубиной резкости фотографии.
В каждом из режимов приоритета иногда возникает необходимость вручную регулировать ISO, чтобы получить правильную экспозицию. Однако, никто не мешает воспользоваться функцией Авто ISO и позволить камере выбрать значение самостоятельно.
Замер экспозиции камеры и как он работает
Итак, мы установили, что такое экспозиция и как влиять на нее с помощью выдержки, диафрагмы и ISO, а также как измерить ее, глядя на гистограмму. Прежде, чем идти дальше, нам нужно обсудить еще один пункт – замер экспозиции. Это очень полезный инструмент, который помогает достичь «правильной» экспозиции. Однако, ее «правильность» определяется камерой, а не вами. Есть некоторые ограничения тому, насколько хорошо работает замер экспозиции снимка, и иногда нужно ориентироваться на свое видение.
Шкала замера экспозиции камеры.
При замере камера использует отраженный свет вместо рассеянного. Зачастую именно он обеспечивает адекватную оценку того, какой должна быть экспозиция для данного субъекта. Но не всегда. В зависимости от вида съемки система замера камеры может ошибаться и именно здесь на выручку приходит компенсация экспозиции. Единственная цель замера камеры – получить параметры для достижения усредненного «нейтрального серого», который на шкале оттенков находится четко между черным и белым. Его исторически определяли, как 18% отраженного видимого света (он же 18-процентный серый) и камеры тоже откалиброваны по этому стандарту. При таком значении большинство фотографий должны экспонироваться правильно.
Но что, если кадр не усредняется до 18% серого полутона? Давайте приведем простой пример. Мы работаем в режиме Приоритет выдержки (или Приоритет диафрагмы, или Программный). У нас есть белый, серый и черный лист бумаги. Если фокусировать камеру на одном листе за раз, экспонометр будет считывать данные и корректировать экспозицию для получения 18% серого. Поскольку черный лист отражает мало света или не отражает его вообще, камера передержит снимок, пытаясь приблизить его к нейтральному серому. С другой стороны, белый лист отражает много света, поэтому камера недодержит фотографию. А серый лист проэкспонируется идеально.
Кадр, в котором много полутонов, может ввести экспонометр в заблуждение и здесь на помощь приходит компенсация экспозиции.
Что такое компенсация экспозиции?
Компенсация экспозиции – это способ переопределить экспонометр камеры при съемке в любом режиме кроме полностью ручного. При ручной съемке нет смысла использовать компенсацию, поскольку вы и так контролируете все три компонента экспозиции.
Однако, если вы фотографируете с одним из режимов приоритета, программным или ручным режимом с Авто ISO, у камеры есть частичный контроль над одним или несколькими компонентами экспозиции. Экспокоррекция используется, чтобы преодолеть понятие камеры о «правильной» экспозиции. Как упоминалось ранее, камере не всегда удается определить наиболее подходящую экспозицию для фотографии, поскольку она подбирает ее, ориентируясь на отраженный свет, и пытается привести его к нейтральному серому.
Компенсация экспозиции измеряется в 1/3 стопа и обозначается экспозиционными числами (Exposure Values – EV). Часто можно увидеть знак «+» или «-» рядом со значением. Корректируя экспозицию, вы заметите, что шкала экспонометра соответствующим образом двигается. Она будет показывать, что снимок недодержан или передержан. Наилучший способ оценить результат экспокоррекции – посмотреть на гистограмму. Гистограмма никогда не врет.
Как пользоваться компенсацией экспозиции?
Это очень просто. Большинство зеркалок позволяют добавить или убавить до трех стопов экспозиции. Некоторые более продвинутые модели могут работать даже с 5 стопами. Зачастую у камер есть кнопка «+/-» в верхней части или рядом с LCD-экраном.
Кнопка экспокоррекции.
Обычно для коррекции экспозиции нужно зажать эту кнопку и повернуть управляющий диск. У некоторых моделей есть отдельное EV-колесико или специальный пункт в меню. Если у вас что-то не получается, лучше всего посмотреть в руководстве по использованию вашей конкретной камеры.
Примеры экспокоррекции
Использование компенсации экспозиции в режиме Приоритет диафрагмы. Красным обведена шкала экспонометра камеры. Желтая стрелка указывает на гистограмму. Красная стрелка – на EV-значение. Бирюзовым обведены параметры экспозиции.
На первом скриншоте был использован режим Приоритет диафрагмы, f/11 и ISO 100. Согласно с «правильным» видением экспонометра (0 на шкале), моя выдержка должна быть равной 1/125 с. Слева вы можете видеть, что без экспокоррекции снимок выглядит недодержанным и серым. Мы все знаем, что снег белый, следовательно, отраженный от него свет сбивает экспонометр с толку. Для снимка справа была использована экспокоррекция, которая переопределила значение шкалы. Обратите внимание на то, как света гистограммы сместились вправо, не поддавшись при этом клиппингу. Подходящим значением оказалось +1.7 EV, что привело к изменению выдержки – 1/40 с. Теперь снимок выглядит правильно экспонированным.
Использование компенсации в режиме Приоритет выдержки. Красным обведена шкала экспонометра камеры. Желтая стрелка указывает на гистограмму. Красная стрелка – на EV-значение. Бирюзовым обведены параметры экспозиции.
Для следующего примера был проведен тот же тест, но с режимом Приоритет выдержки, 1/200 с, ISO 100. Экспонометр определил, что диафрагма f/10 даст правильную экспозицию (посмотрите на снимок слева и обратите внимание на шкалу). Фотография снова выглядит недодержанной. Справа вы можете заметить, что для осветления снимка было использовано значение +2.0 EV. В результате относительное отверстие стало равным f/4.5, это дало нам экспозицию на два стопа выше, чем было изначально.
Использование компенсации экспозиции в режиме Приоритет выдержки. Вид камеры сзади. Красным обведена шкала экспонометра камеры. Желтая стрелка указывает на гистограмму. Красная стрелка – на EV-значение. Бирюзовым обведены параметры экспозиции.
Компенсацию экспозиции можно также использовать при работе с темными кадрами. Вот пример с моим спящим лабрадором (милашка, не правда ли?). Я использую Приоритет выдержки, 1/80 с, ISO 6400. Чтобы шкала экспонометра была на нуле, камера установила значение диафрагмы, равное f/3.2. Если посмотреть на гистограмму, ясно видно, что снимок передержан – даже света подверглись клиппингу возле правой грани. Камера не понимает, что снимок должен быть по большей части темным. Для фотографии справа было установлено значение -2.0 EV. При этом нужно быть осторожным, чтобы тени не подверглись клиппингу. В итоге относительное отверстие стало равным f/8, что обозначает 2 стопа в отрицательном направлении по сравнению с исходной экспозицией.
Итоги
- Экспокоррекция работает только с режимами Приоритет выдержки, Приоритет диафрагмы, Программный и Ручной с Авто ISO.
- Компенсация экспозиции используется, чтобы переопределить замеры камеры, которая может неправильно определять «подходящую» экспозицию для конкретного субъекта.
- Обращайте внимание на гистограмму, а не на шкалу экспонометра, чтобы определить правильную экспозицию.
Финальные мысли
Я думаю, вы теперь понимаете, как работает экспокоррекция и надеюсь, что эта статья помогла прояснить некоторые аспекты. Однако, меня всё еще беспокоит одна вещь. Компенсация экспозиции не работает в полностью ручном режиме. Это вполне логично. Однако, при экспокоррекции значение шкалы экспонометра все равно меняется.
Использование экспокоррекции в полном ручном режиме. Красным обведена шкала экспонометра камеры. Желтая стрелка указывает на гистограмму. Красная стрелка – на EV-значение. Бирюзовым обведены параметры экспозиции.
Я думаю, именно из-за этого у меня на протяжении такого долгого времени возникало непонимание. Если верить шкале, экспокоррекция в полном ручном режиме влияет на экспозицию, но на самом деле это не так. Вот пример. Камера Nikon D810 в ручном режиме съемки: 1/200 с, f/10, ISO 100. На левой фотографии шкала показывает, что экспокоррекции нет, а справа установлено +1.7 EV. Обратите внимание на то, что выдержка, диафрагма, ISO, гистограмма и сам снимок остались прежними, что ожидаемо для ручного режима. Экспозиция осталась прежней, а значение экспонометра сократилось на 1.7 стопа.
Это довольно каверзный вопрос. Я все еще не могу понять, почему так происходит. Если у вас есть объяснения этому феномену, поделитесь ими в комментариях! Спасибо!
Автор: Brenda Petrella
В вашем Canon EOS 6D есть встроенное измерительное устройство, которое автоматически определяет правильную скорость затвора и диафрагму для большинства сценариев. Время от времени модификация экспозиции необходима в соответствии с текущими условиями освещения. Измените экспозицию камеры для отдельных снимков или сделайте хеджирование своих ставок и создайте несколько снимков каждого снимка. Вы также можете заблокировать фокус и экспозицию в определенном месте на сцене, которую вы фотографируете.
Как использовать компенсацию экспозиции на вашем Canon
Когда ваша камера получает изображение вправо, это замечательно. Время от времени, однако, камера не делает это правильно. Когда вы просматриваете изображение на ЖК-мониторе камеры и оно не подвержено вашему вкусу, вы можете компенсировать его вручную, увеличивая или уменьшая экспозицию. Чтобы вручную компенсировать экспозицию камеры:
-
Выберите P, Av или Tv из диска режимов.
Компенсация экспозиции доступна только при съемке с запрограммированной автоматической экспозицией, приоритетом диафрагмы или режимом приоритета выдержки.
-
Поверните диск быстрого управления, удерживая кнопку спуска затвора наполовину.
Поверните циферблат против часовой стрелки, чтобы уменьшить экспозицию или по часовой стрелке, чтобы увеличить экспозицию. Когда вы поворачиваете циферблат, вы видите индикатор экспозиции в видоискателе и панели ЖК-дисплея, который показывает вам величину компенсации экспозиции, которую вы применяете.
-
Нажмите кнопку спуска затвора полностью, чтобы сделать снимок.
-
Чтобы отменить компенсацию экспозиции, наполовину нажмите кнопку спуска затвора и поверните диск быстрого управления, пока индикатор экспозиции не окажется в центре шкалы компенсации экспозиции.
Вы видите масштаб компенсации экспозиции в видоискателе и на ЖК-панели.
Компенсация экспозиции остается в силе даже после выключения камеры. Вы можете непреднамеренно добавить компенсацию экспозиции, случайно вращая диск быстрого управления, когда вы нажимаете кнопку спуска затвора наполовину. Вы можете защититься от этого, удерживая переключатель блокировки в заблокированном положении, когда вам не нужно использовать диск быстрого управления.
Как скопировать экспозицию на Canon
Когда вы фотографируете важное событие, необходимо правильно отображать изображения. Многие фотографы ленивы и не чувствуют, что им нужно правильно это сделать в камере, когда у них есть программы, такие как Adobe Photoshop или Adobe Photoshop Lightroom. Тем не менее, вы получаете гораздо лучшие результаты при обработке изображения, которое было открыто.
Профессиональные фотографы держат свои экспозиции, когда они фотографируют важные события или места, которые они больше никогда не могут посетить.Когда вы закрепляете экспозицию, вы делаете три снимка: один с экспозицией, измеренной камерой, с уменьшенной экспозицией, а другой с экспозицией, которая была увеличена. Вы можете увеличивать до плюс или минус 3 EV (значение экспозиции) с шагом. Чтобы скопировать ваши экспозиции:
-
Нажмите кнопку «Меню».
Отображается ранее использовавшееся меню.
-
Используйте диск Multi-Control или Quick Control, чтобы перейти на вкладку «Настройки съемки» 3, а затем поверните диск быстрого управления, чтобы выделить «Экспо». Комп. / AEB (автоматический брекетинг экспозиции).
-
Нажмите кнопку «Установить».
Компенсация экспозиции. / Появится меню настройки AEB.
-
Поверните главный диск, чтобы установить брекетинг.
Когда вы поворачиваете циферблат, под шкалой компенсации экспозиции появляется новая шкала, и по каждой стороне от центра шкалы появляется линия. Каждая отметка указывает на 1/3 коррекции f-stop.
-
(Дополнительно) Поверните диск быстрого управления, чтобы применить компенсацию экспозиции к настройкам, установленным измерителем камеры.
Этот шаг является необязательным, если вам нравится, как камера установила экспозицию. Вы можете использовать компенсацию экспозиции для увеличения или уменьшения экспозиции, измеренной камерой. Когда вы добавляете компенсацию экспозиции в микс, метки автоматической экспозиции (AEB) также перемещаются. Другими словами, экспозиция будет увеличена и уменьшена относительно компенсированного воздействия.
-
Нажмите Set.
Настройки применяются. Экспо. Комп. / AEB показывает количество брекетинга и компенсацию экспозиции, которые вы применили. Значок AEB появляется в видоискателе и на ЖК-панели.
-
Нажмите кнопку AF-Drive и поверните диск быстрого управления, чтобы выбрать один из режимов непрерывного привода.
На ЖК-дисплее появляется значок Непрерывный привод.
-
Нажмите кнопку спуска затвора наполовину для достижения фокуса, а затем полностью нажмите кнопку спуска затвора.
Когда вы нажимаете кнопку спуска затвора, камера создает три изображения: одно со стандартной экспозицией, одно со сниженной экспозицией и одно с повышенной экспозицией. Чтобы отменить AEB, выключите камеру. Когда вы снова включите камеру, не забудьте переключить режим Drive на один из режимов однократного воспроизведения.
Как заблокировать экспозицию на вашем Canon
Вы также можете заблокировать экспозицию на определенной части кадра, что удобно, если вы хотите, чтобы определенная часть рамки была открыта правильно.
-
Просмотрите видоискатель и переместите камеру до тех пор, пока центр видоискателя не окажется над областью, в которую вы хотите заблокировать экспозицию.
-
Нажмите кнопку фиксации AE.
В видоискателе появится значок блокировки автоматической экспозиции.
-
Переместите камеру для достижения желаемой композиции.
Например, вы можете заблокировать экспозицию на некоторых облаках, но составьте свое изображение, чтобы облака находились рядом с верхней частью рамки. Вы делаете это, блокируя экспозицию в облаке, которую вы хотите полностью открыть, а затем перемещая камеру, чтобы создать сцену так, как вы хотите ее в видоискателе.
-
Нажмите кнопку спуска затвора наполовину для достижения фокуса.
Зеленая точка в видоискателе сообщает, что камера достигла фокуса. Вы также видите черные прямоугольники, которые обозначают области, на которых фокусируется камера.
-
Нажмите кнопку спуска затвора полностью, чтобы сделать снимок.
После выполнения снимка Блокировка экспозиции отключается до следующего нажатия кнопки блокировки экспозиции.