Итак, на предыдущем шаге мы получили файл флеш-памяти контроллера размером 2048 килобайт. Следующий шаг – редактирование необходимых параметров работы двигателя. Но, во-первых:
Все потому что прошивка содержит несколько контрольных сумм, которые обеспечивают целостность данных. И правя данные, необходимо также перевычислять и править контрольные суммы.
Во-вторых, чтобы что-то править, нужно знать, что именно. Вот этим мы и займемся – выяснением «чем» и «что».
Напомню, речь идет о семействе ЭСУД Bosch EDC16. Это относительно современный (2-ая половина 2000-х) блок для управления дизельными двигателями, в т.ч. для автомобилей, оснащаемых сажевыми фильтрами (Евро-5). Как говорится, здесь вам не тут, блок содержит сотни карт технологических параметров, начиная от регулирования впрыска заканчивая параметрами круиз-контроля. Однако, не все фишки задействованы в модификации блока для ЗМЗ-51432.
Чтобы редактировать все это многообразие параметров, разработаны специальные редакторы, так сказать, «в помощь» чип-тюнеру. Одним из самых мощных редакторов является программа WinOLS. Версию 2.24, в комплекте с «таблэткой» можно взять тут. При необходимости русификатор можно скачать с торрента тут.
Для тренировки «на кроликах» я использовал т.н. Damos-файл, т.е. файл, содержащий полное описание всех карт контроллера, от Fiat Croma (машинка класса Passat-а). В этой машине применяется блок EDC16C39, близкий нашему. Поэтому, изучив карты от Фиата, можно понять структуру параметров, их внешний вид, и в целом освоить работу с редактором WinOLS. Скачать архив с оригинальной прошивкой Фиата и описанием карт можно тут.
Надеюсь, с установкой WinOLS у вас проблем не возникло. Запускаем редактор, выбираем Project->New. Далее выбираем Project->Ex&Import->Import file. Выбираем тип файла Binary file, далее выбираем файл прошивки “149-1-922-E279.ORI”. Расширением ORI принято обозначать оригинальные, не модифицированные файлы прошивок. После загрузки прошивки отобразится окно расчета контрольных сумм. Зеленые строки вверху означают, что внутри файла содержатся корректные контрольные суммы. Нажимаем «ОК», видим окно анкеты, нажимаем еще раз «ОК».
Следующим шагом загрузим определения карт для загруженной прошивки. Для этого нажмем Control+D, «далее», выбираем файл F36JTDA5EI.a2l, «далее», «далее», «ОК», нажимаем «all», «готово». В левой части отобразится множество папок с параметрами. Чтобы открыть конкретную папку, щелкните на значок папки. В строке над списком есть параметры фильтрации (например, по типу параметра), в строку поиска можно ввести название искомого параметра. Внутри папок вы обнаружите множество различных карт и параметров различных размерностей. Для открытия карты сделайте двойной щелчок на названии – в основной области откроется выбранная карта. Карту можно отображать в виде таблицы (Text), а можно в 2D или в 3D-режимах.
Карта управления EGR в 3D режиме
Каждая карта параметров настроена определенным образом, указаны размерности осей, единицы измерения. Карт действительно очень много, но ключевых карт, которые обычно редактируются при чип-тюнинге, около десятка. Более подробно на ключевых картах я остановлюсь в следующей статье, а пока попробуйте самостоятельно освоить редактор и изучить все многообразие карт – оно действительно впечатляет.
Теперь что касается прошивки от ЗМЗ. Хотя структуры и размерности карт похожи, полного совпадения, естественно, нет. У Фиата много лишнего, что не используется в ЗМЗ, например вещи, связанные с сажевым фильтром и режимами его регенерации. Поэтому нельзя файл определений A2L от Фиата применить к прошивке ЗМЗ. Более того, в разных версиях ЗМЗ-прошивки карты могут находится по разным адресам. Как говорится, «будем искать»…
ToyoLex 3 — DPF, EGR, Adblue, lambda, immo, DTC off.
ToyoLex 3 — отключает DPF, EGR, Adblue, lambda, immo, DTC в блоках Denso. Имя: ToyoLex 3 Версия: 2020 год — не имеет дальнейших бесплатных обновлений
Подробнее
4-12-2022, 15:19
2
2 432
- 80
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
xDecoder 10.5
xDecoder v10.5 Имя: xDecoder Версия: 10.5 Язык: Английский Платформа: Windows 7-11 Описание: Программа xDecoder v10.5 позволяет отыскать буквально в
Подробнее
22-12-2021, 23:11
8
15 254
- 60
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
iDecoder 4.5
iDecoder 4.5 — для VIN/PIN, DPF/DTC/IMMO Off Имя: iDecoder Версия: 4.5 — не имеет дальнейших обновлений Язык: Английский Платформа: Windows Описание:
Подробнее
22-12-2021, 22:47
0
6 724
- 60
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Редактор ECU by Mobux
Редактор ECU by Mobux Имя: Редактор ECU by Mobux Язык: Русский Размер: 0,5 мб. Платформа: Windows Описание: Бесплатный редоктор ECU by Mobux для
Подробнее
6-02-2019, 11:41
0
44 196
- 60
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
IMMOFF17 v2.2 — EEPROM immo Деактиваотор для EDC17, MED17
IMMOFF17 v2.2 Имя: IMMOFF17 v2.2 Язык: Английский Платформа: Windows Описание: Программа IMMOFF17 v2.2 поддерживает большое разнообразие марок
Подробнее
21-12-2017, 23:17
0
21 581
- 60
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
IMMO Universal Decoding 4.5
IMMO Universal Decoding 4.5 Программа IMMO Universal Decoding 4.5 является лучшим софт в своем классе по удалению ИММО из Flash, EEPROM блоков ECU
Подробнее
21-12-2017, 16:47
16
94 291
- 60
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Professional EGR Remover v3.0.0 Full
Professional EGR Remover v3.0.0 Full от 02.2016 Имя: Professional EGR Remover Версия: 3.0.0 Full Язык: Английский и др. (Русского нет) Размер: 46 мб.
Подробнее
29-11-2016, 21:44
16
65 595
- 60
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Professional DPF Remover v3.0.0 (DPF/FAP + Flap)
Professional DPF Remover v3.0.0 (DPF/FAP + Flap) от 02.2016 Имя: Professional DPF Remover Версия: 3.0.0 Язык: Английский и др. (Русского нет) Размер:
Подробнее
29-11-2016, 20:35
23
23 905
- 60
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
MapPack для WinOls
MapPack для WinOls Начнем с того, что разберем, что такое MapPack и с чем его едят. Как правило, это файлы с расширением «.kp» представляющий из себя
Подробнее
16-01-2016, 20:55
0
39 216
- 60
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Damos для WinOls
Damos для WinOls Имя: Коммерческие Damos для Winols Размер: Более 7 Гб. Количество: более 300 шт. Описание: Представляем вашему вниманию комплект
Подробнее
7-01-2016, 23:04
12
66 927
- 60
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Программирование ЭБУ семейств Январь 5.1.х / 7.2 (7.2+),VS5.1,
Микас 7.х, Микас 11, Bosch MP7.0 /M7.9.7(+), М73
Архив. Обзорный материал
Для начала немного общих сведений. В системах Январь 5.хх, Январь 7.2, Микас 7.хх, Bosch MP7.0 и Bosch M7.9.7, VS5.1, VS5.6 используется два вида памяти, сохраняемой при отключении питания – FLASH и EEPROM.
Более современные контроллеры Январь 7.2+, Bosch M7.9.7+, Микас-11хх, М7.3 используют процессор с внутренней памятью и не имеют внешнего FLASH.
FLASH – перепрограммируемая память, используется для постоянного хранения программы управления системой впрыска и калибровок. Именно эту память переписывают при «чип-тюнинге». Память эта статична и в процессе работы не изменяется. Для перезаписи нужно использовать специальный адаптер и программу – загрузчик. Запись ведется по линии диагностики k‑line, контроллер перед записью должен быть переведен в режим программирования. В ЭБУ VS5.1, Январь 5.хх и Микас 7.хх применена микросхема 28F010, 1 Мбит (128 Кб). Это дает возможность записывать последовательно 2 прошивки (длина прошивки 512 Кбит (64Кб)). Об этом смотрите в разделе «Двухрежимные прошивки».
EEPROM – многократно перезаписываемая память, используемая для хранения временной информации, сохраняемой при отключении питания. В EEPROM хранится коэффициент коррекции СО (в системах, где есть СО-регулирование), пароль и коды иммобилизатора, а так-же паспортные данные автомобиля: VIN, номер кузова, двигателя, имя прошивки и т.д. Доступ к этой памяти возможен как извне, с помощью программ – загрузчиков, так и изнутри управляющей программы. (Например, регулировка с тестера или компьютера уровня СО).
Bosch MP7.0. – Системы распределенного впрыска топлива с электронным блоком управления BOSCH MP7.0 под нормы токсичности EURO-II и EURO-III получила широкое распространение на инжекторных автомобилях «Нива» 21214, 2123, Шевроле-Нива и на партиях «десятого» семейства, ориентированных на внешний рынок. Аппаратная и программная части ЭБУ этого семейства полностью были разработаны фирмой «BOSCH», на «АвтоВАЗ» производилась только окончательная калибровка.
В качестве ПЗУ для этих ЭБУ используется микросхема FLASH, емкостью 256 кб, из которых только 32 кб являются калибровочными данными и доступны для считывания и редактирования с помощью программы Chip Tuning Pro (SMS-SoftWare). MP7.0 является одним из самых «малоизученных» тюнерами блоком ввиду довольно сложного алгоритма расчетов (с использованием математической модели ДВС использующей фактор нагрузки), адаптации и самообучения. Этим объясняется относительно высокая «живучесть» системы при отказе или неверной работы датчиков и довольно малое количество предложений «тюнинговых» прошивок.
В настоящее время только один программатор (кроме, естественно, заводского оборудования) поддерживает перепрограммирование Bosch MP7.0 – универсальный программатор от SMS-SoftWare CombiLoader. С помощью этого программатора возможно чтение/запись калибровок и только запись всего содержимого Flash (так называемый «Full Flash», т.е полностью все 256 кб). Последняя функция полезна при полной утрате содержимого flash или при перепрограммировании блоков с EURO-III на EURO-II.
EEPROM в Bosch MP7.0 аналогичен Bosch M1.5.4. Для стирания / перезаписи необходимо либо выпаивать микросхему eeprom и пользоваться внешним программатором, либо применять еще одну программу SMS-SoftWare – CombiSet. Помимо своих «прямых функций» по коррекции одометров ВАЗ, программа может стирать eeprom или записывать в него заранее подготовленные данные без демонтажа микросхемы, непосредственно на плате. Причем эта функция доступна даже в бесплатной демо – версии.
Много вопросов возникает по программированию блоков VS‑5.1. Очень часто блоки отказываются «выходить на связь», вызывая панику в рядах начинающих тюнеров. В этом случае я рекомендую проверить источник питания (под нагрузкой) – эти блоки очень критичны к питающему напряжению. VS5.1 отказывается программироваться при снижении питания ниже 9,5 вольт, в то время, как Январи продолжают великолепно программироваться.
С сентября 2003 года появилась новая АППАРАТНАЯ модификация VS5.1 несовместимая про прошивкам со «старой». Подробнее можно узнать здесь.
С сентября 2003 года на автомобили начали устанавливаться новые блоки Bosch M7.9.7 под нормы токсичности Евро II, а с октября 2004 г., с началом выпуска модификаций двигателя объемом 1,6 л. (подробнее смотрите здесь) Bosch M7.9.7 (в двух аппаратных реализациях, несовместимых по прошивкам) и Январь 7.2 (в 2007 появилась вторая аппаратная реализация, Январь 7.2+, аппаратно и программно несовместимая со «старым» Январь 7.2) полностью вытеснили все остальные ЭБУ. В 2007 г. основными серийными блоками ВАЗ были Январь 7.2+ (новая аппаратная реализация) и Bosch M7.9.7+, в 2008 г. Январь 7.2+ был полностью заменен на М73 (Евро‑3).
Bosch M7.9.7 и Bosch M7.9.7+ требуют доработок для перевода в режим программирования. Программатор Combiloader позволяет записать программу или калибровки без разборки и доработки блока. Для того, что бы произвести чтение программы из блока без разборки и доработки не обойтись.
Все ЭБУ, упомянутые в этой статье, в полном объеме поддерживаются универсальным программатором CombiLoader (опция) и программой ChipTuning PRO (опция).
Немного подробнее остановимся на новом поколении контроллеров – Январь 7.2+ и М73.
ЭБУ Январь 7.2+ и М73 не имеют внешней флэш – памяти, программа записывается в память процессора и состоит из бутлоадера (программа, управляющая запуском основной программы и ее обновлением), основной программы (программы управления двигателем) и калибровок. Работа с разными типами ЭБУ имеет свои особенности:
Январь‑7.2+ (идентификатор ПО I2xxxxxx), М73 пр-ва Итэлма (идентификатор ПО I3xxxxxx):
При записи ЭБУ обновляется только основная часть программы и калибровки. Бутлоадер по умолчанию не обновляется.
Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ.
Для обновления бутлоадера необходимо нажать клавишу Shift до нажатия на кнопку Запись и удерживать ее до начала процесса «Стирание FLASH». Однако при этом следует иметь ввиду, что при ошибке записи бутлоадера ЭБУ может перестать выходить на связь.
В случае, когда при записи с обновлением бутлоадера произошла ошибка, и ЭБУ не выходит на связь, необходимо произвести запись ЭБУ через бутлоадер процессора. Для этого необходимо произвести доработку ЭБУ.
Для записи контроллеров семейств М73/Январь‑7.2+ через бутлоадер процессора, необходимо выпаять резистор, отмеченный синим цветом и запаять его по диагонали, как показано красными стрелками. По окончании программирования, нужно вернуть резистор на место.
М73 пр-ва АВТЭЛ (идентификатор ПО A3xxxxxx):
Процессор ЭБУ защищен. При записи обновляется только основная часть программы и калибровки.
Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ.
ВНИМАНИЕ! Работа с этим типом ЭБУ через бутлоадер процессора после доработки недопустима и может привести к необходимости замены процессора!
Памятка: Следует иметь ввиду, что после снятия при установке блока на авто необходимо придерживаться следующего нехитрого правила.
1. Установка ЭБУ.
2. Включаем зажигание. Дожидаемся отработки БН и загорания СЕ. (Около 3 – 5 секунд)
3. Выключаем зажигание.
4. Авто готов к работе.
Никакого «самообучения» и дополнительной «адаптации» не производится, шаманские пляски с бубном, рекомендованные на некоторых сайтах ставят своей целью озадачить клиента всей значимостью процедуры и облегчить его страдания при расставании с денежными знаками :). Данные, потерянные из ОЗУ при снятии питания восстановятся через некоторое время.
ПРОГРАММЫ – ЗАГРУЗЧИКИ ЭБУ от НПП НТС
Январь 5.х, VS5.x, Микас 7.х
Flashecu v.1.0 Eeprecu v.2.0 |
Загрузчики от НПП НТС, от программатора блоков ПБ‑2. Распространяется бесплатно как online – поддержка программатора блоков (стоимость около 100$). Программы работают с файлами прошивок с расширением *.abs, получаемого путем простого переименования из *.bin. Интерфейс – на уровне ПК «Вектор» 06Ц (некоторые меня поймут :)). На всякий случай привожу все, на сегодняшний день, версии программы. |
НПП НТС тоже наконец – то перестало гонять своих покупателей ПБ‑2 в ДОС и обратно и разродилось простенькой программкой под Windows, позволяющей выбирать номер используемого порта и скорость его работы. Никаких параметров, кроме выбора типа блока между Январь и Микас больше не настраивается, при чтении ЭБУ сразу предлагается сохранение файла, при записи – открытие. В нижней части индикатор выполнения. Программка значительно уступает по возможностям даже первым версиям облегченной (Lite) программе ECU Programmer С.Сапелина. Совсем любопытные могут посмотреть, что же, все-таки находится внутри программатора ПБ‑2.
Версия программы 1.1 от 10.10.2001 позволяет производить очистку EEPROM и работает с файлами двойного размера (128Кб).
Версия 1.5 Ровно через год от предыдущей версии НТС выпустило обновление, добавлена поддержка блоков VS1, выведены идентификаторы прошивки, строка статуса и прогресс-бар.
Версия 1.6 внешне не отличается от предыдущей, об изменениях авторы не сообщают.
Версия 1.7 выпущенная в феврале 2003 г. так же внешне не имеет отличий, кроме названия версии. Об улучшениях и изменениях не сообщается. Может быть это лишь видимость движения вперед? 🙂
Версия 1.8 — июнь 2003 г. Комментариев производителя, как водится – нет.
Версия 1.9 — февраль 2005 г. Добавлена функция программирования Январь 7.2
Версия 1.10 – март 2005 г. Косметические изменения. («Добавлены» Микас 7.6/7.2)
Версия 1.12 – декабрь 2005 г. Добавлена «идентификация»
Ручной перевод ЭБУ в режим программирования
I. Январь 5.1/5.1.1/5.1.2, Микас 7.х/ Bosch 7.0/ VS5.1
Контроллер лучше с машины снять. Хоть и есть информация о успешной загрузке прямо на автомобиле, все – таки надежнее работать с минимальной длиной соединительных проводов. Для питания контроллера необходим источник тока 12V/0,5A. Можно пользоваться внешним источником питания или штатным аккумулятором.
Для перевода контроллера в режим программирования необходимо подать +12В на вход разрешения программирования 47 и на 18 контакт (не отключаемое питание контроллера) перед (!) имитацией включения зажигания (27 контакт ЭБУ). Ну и «масса» электроники – 19 контакт.
УАЗовцы (КБ Электроники УАЗ) рекомендуют посадить на общий провод все «земляные» контакты (Хуже от этого точно не будет и контроллеры можно будет «диагностировать» на столе) – 2,14,19,24,30.
Реально это выглядит так: подключаете ЭБУ по приведенной схеме, включаете выключатель S1, ждете 3 – 5 секунд, включаете S2 и запускаете программу.
Загрузка идет по последовательному каналу K‑Line и занимает относительно продолжительное время. Если Ваш адаптер отлично работает с диагностикой, но не желает программировать блоки, скорее всего надо задуматься о его замене на более совершенный вариант. Но у нас без сбоев на скорости до 38 Kbit работает простой вариант адаптера К‑Line на двух транзисторах BC945.
A. Соколов (UncleSam) рекомендует подключать контроллер, как показано на рисунке справа. Суть, в принципе, не меняется. Горящий светодиод сигнализирует о том, что контроллер НЕ НАХОДИТСЯ в режиме программирования.
Для программирования Микас 7.1/7.2 подключение аналогично Январь 5.1, но необходимо использовать не 47 ногу, а 42 (PRG).
Программирование ЭБУ VS5.1, производства НПО Итэлма и блоков МИКАС 7.6 полностью аналогично Январь 5, единственное отличие – необходимо подавать «+» питания на 37 контакт контроллера.
Программирование ЭБУ Bosch MP7.0H аналогично Январь 5.1, но необходимо использовать не 47 ногу, а 50 (PRG. Только для записи калибровок. Чтение возможно без перевода в режим программирования).
Таблица обязательных для программирования контактов (55-контактные ЭБУ).
Контакт ЭБУ | Январь 5 | VS 5.1 Микас 7.6 |
Микас 7.1/7.2 | Bosch 7.0 | |
18 – Не отключаемое питание / +12V | + | + | + | + | |
19 – Масса | + | + | + | + | |
27 – Включение зажигания / +12V | + | + | + | + | |
37 – Питание главного реле /+12V* | не обяз. | + | не обяз. | не обяз. | |
Разрешение программирования /+12V | 42 | — | — | + | — |
47 | + | + | — | — | |
50 | — | — | — | + | |
55 – К‑Line | + | + | + | + |
* Как видно из таблицы, использование 37 контакта необязательно на большинстве систем. Но, при постоянном подключении этого контакта, различие систем только в выборе ножки разрешения программирования.
II. Bosch M7.9.7 / Январь 7.2
ЭБУ с 81-контактным разъемом. Подключение этих типов ЭБУ для перевода в режим программирования так же просто, как и Январь 5.
Перед программированием рекомендуется заглянуть в раздел «Доработка ЭБУ», т.к в 99,9% ЭБУ Bosch M7.9.7 отсутствует связь от входа разрешения программирования (43 ножка контроллера) до процессора (порт L0.4). Необходимо запаять недостающие чип-резисторы, номинал 4,7 – 5,1 кОм, типоразмер 0805.
На представленной схеме для универсальности применено переключатель выбора типа ЭБУ, т.к они требуют подачи на 43 ножку (PRG) сигналов разного уровня. Перед программированием нужно выбрать тип ЭБУ переключателем S1 Январь 7.2 или Bosch M7.9.7.
В цепь подачи управляющего напряжения в режиме Январь 7.2 можно установить токоограничительный резистор, который может быть любого типа номиналом 1 – 5,1 Ком. (от +12V до верхнего контакта переключателя S1).
Если контроллер не выходит на связь, необходимо выключателем S2 снять питание с 13 ноги (IGN, зажигание) и сделать паузу не менее 7 – 10 секунд, после чего повторить попытку соединения.
Универсальный программатор ЭБУ CombiLoader автоматически все сделает за Вас без всяких переключателей. Следует иметь ввиду что этот программатор считывает/записывает прошивки не в простом бинарном виде, а в формате, доступном для редактирования программой Chip Tuning Pro.
Как известно, многие ЭБУ (по-видимому, в целях снижения себестоимости ЭБУ) не содержат элементов, необходимых для перевода в режим программирования. Такие ЭБУ требуют доработки. Подробнее об этом здесь. Но это, так сказать «официальный путь», до есть, доработка, предусмотренная, но неустановленная производителем. Здесь же мы рассмотрим «альтернативные» пути, которые, как правило, несколько проще.
BOSCH M7.9.7
Для перевода этого блока в режим программирования достаточно замкнуть контакт, отмеченный треугольником на массу через резистор 4 – 6 кОм. Можно (и даже нужно) изготовить щуп с резистором внутри и крокодилом с другой. Он понадобится Вам и для работы с любыми другими ЭБУ, переводимые в бутстрап. Замыкать нужно на время установки связи, как только процесс пошел, перемычку можно убрать.
Есть еще один вариант – аккуратно «нарисовать» резисторы очень мягким простым карандашом, графит выполнит функции резистора. После программирования следует тщательно удалить следы графита.
МИКАС 11
Для перевода этого блока достаточно замкнуть контакт, отмеченный кружком, на массу. Ближайшая удобная масса – корпус кварцевого резонатора. Замыкать нужно на время установки связи, как только процесс пошел, перемычку можно убрать.
Наши партнеры и ученики периодически спрашивают: «Какой HEX-редактор посоветуете? Стоит ли платить за WinHEX?».
Давайте сравним четыре различных редактора и определим наиболее подходящий.
Но сначала предлагаю разобраться, какие задачи решает мастер по чип-тюнингу используя редактор HEX:
- Сравнение двух прошивок.
Например вы купили тюн в комплекте со стоковой прошивкой и вы не уверены, что это именно та версия прошивки, что и в автомобиле, с которым вы сейчас работаете. Сравните сток из купленной прошивки со считанной из вашего автомобиля. - Перенос индивидуальных данных (перенос синхронизации).
Обычно в справке вашего загрузчика написано, какие данные нужно перенести из родной прошивки в тюн. Без HEX-редактора тут не обойтись (либо придется покупать специальные утилиты).
Некоторые загрузчики умеют самостоятельно переносить такие данные при записи.
Любой HEX-редактор хорошо справляется с редактированием прошивок, это его основная функция. - Поиск идентификаторов в файле прошивки.
Бывает необходимо, когда вы не уверены, что у вас сохранились верные данные. Можно заглянуть внутрь файла и найти строки идентификации.
Все HEX-редакторы умеют делать поиск ASCII-строк. - Подготовка прошивки под загрузчик.
Загрузчики могут сохранять данные из блока управления немного по- разному. Под конкретный загрузчик может потребоваться удалить лишние данные, либо наоборот, добавить области, заполненные нулями или FF. - HEX-редактор также позволит вам сравнить два файла прошивки и определить, содержится ли в них одна и та же программа, либо это совершенно разные версии софтов. Модификация одной версии ПО будет отличаться незначительно, может быть десятками или сотнями байт.
HxD Hex Editor
Наш первый претендент — программа от немецких разработчиков. Скачать HxD можно совершенно бесплатно по ссылке: https://mh-nexus.de.
Данный редактор подойдет любителям минимализма, он очень простой, интуитивно понятный, за него не нужно платить, есть хорошая локализация на русский язык.
Из явных недостатков — очень простые функции сравнения прошивок. Нет синхронного просмотра двух прошивок. Нет анализа и карты различий.
FlexHEX
Программа бесплатна для домашнего использования, скачать можно на сайте разработчика по ссылке: http://www.flexhex.com
FlexHEX — это полнофункциональный редактор, сложно сказать, каких функций ему не хватает.
Из особенностей стоит отметить возможность тонкой настройки сравнения файлов, а так же наглядной карты.
Посмотрите на скриншоте ниже открыты два файла одинаковой прошивки, которые отличаются только наличием области данных, заполненной FFh в одном из файлов, что очень наглядно отображено в графическом виде в левой части окна программы.
Из явных недостатков программы удалось выявить только один — приложение иногда неожиданно закрывается без всяких причин.
С учетом бесплатности FlexHEX для частного мастера — рекомендуем как минимум попробовать.
Приобрести коммерческую версию можно по подписке за 59.95$ в год, что может быть неудобно и выглядит достаточно дорого на фоне конкурентов, которых мы рассмотрим далее.
010 Editor
Единственный мультиплатформенный редактор, который удалось найти и попробовать. Существуют версии для Windows, Linux и MacOS.
Скачать демо-версию можно по ссылке: https://www.sweetscape.com/
Коммерческая версия обойдется в 129.95$, а для домашнего использования — 49.95$.
Программа обладает всем необходимым функционалом, есть графические карты содержимого файла и сравнения файлов, синхронизированный просмотр.
Никаких явных недостатков программы обнаружено не было — поэтому однозначно наши рекомендации.
WinHEX
Один из самых известных и популярных редакторов. В том числе, благодаря существованию пропатченных версий.
Скачать дистрибутив можно по ссылке: http://www.winhex.com/winhex/
Без регистрации программа проработала около месяца — потом перестала запускаться. Лицензию можно приобрести примерно за 2600 рублей — цена указана в вашей местной валюте, поэтому периодически немного изменяется.
В отличии от двух предыдущих редакторов, тут полностью отсутствует какое-либо графическое отображение содержимого файлов и результатов сравнения.
Тем не менее, WinHEX — самый дешевый HEX-редактор. В нем есть функция синхронного просмотра двух файлов, в том числе и с отображением отличающихся байт.
Что же в итоге выбрать конкретно вам?
Зависит от типа лицензии, которая вам требуется. Большинству частных мастеров подойдет лицензия для домашнего использования, а следовательно можно обойтись бесплатными версиями.
Остались вопросы — задавайте их в комментариях.
Напишите, каким редактором пользуетесь вы. Нужно ли выпустить обучающие видео по работе с HEX-редакторами?
Чтобы заказать модификацию вашей прошивки — переходите по ссылке.
Юрий Щёголев | 02.12.2021 | В рубриках: СТАТЬИ
Программы для редактирования калибровок в прошивках ЭБУ
Редакторы калибровок позволяют работать с прошивками ЭБУ и самостоятельно изменять в них различные параметры.
Имея в распоряжении такую программу-редактор, владелец автомобиля получает такие возможности для перепрограммирования:
- возможность просматривать значения калибровок в виде двух- или трехмерных графиков;
- широкие возможности редактирования графиков калибровки. С ними перепрошивка ЭБУ двигателя станет более эффективной;
- качественное визуальное сравнение сразу нескольких версий прошивок;
- одновременная работа с 2 или больше проектами;
- возможность импорта или экспорта значений калибровок;
- визуальное преображение прошивки в график;
- расширенный поиск всех доступных параметров в режиме визуализации;
- широкие возможности по созданию собственного модуля калибровки;
- создание модуля калибровки для дальнейшего его использования другим пользователем;
- возможность автоматического поиска параметров, необходимых для качественного перепрограммирования;
- поддержка пересчетов контрольных сумм для ЭБУ;
- модули калибровок для ЭБУ автомобилей в базовых версиях;
Метки: редактор|редактор прошивок|редактор калибровок|Программа редактор|editor|firmware editor|calibration editor|program editor
Имя: ChipTuningPRO
Версия: 4.10
Размер: 4,21 мб.
Лекарство: crack, hvost
Скачать: Chiptunpro 4.10.rar
Описание: Программа ChipTuningPRO 4.10 предназначена для редактирования файлов калибровок (прошивок) систем управления впрыском отечественных ..
100 р. Без НДС: 100 р.
Имя: ChipExplorer + crack
Версия:1.95
Размер: 3,55 мб.
Скачать: ChipExplorer 1.95.rar
Имя: Модули для ChipExplorer 1.95
Размер: 3,24 мб.
Скачать: ChipExplorer 1.9 moduls.rar
Описание: Программа ChipExplorer является универсальным инструмент..
100 р. Без НДС: 100 р.
-60%
Софт для отключения DPF, EGR, ADBlue на автомобилях Газель, Валдай, Камаз с дизельным двигателем Cummins и установленным на них ЭБУ Motorola CM22XX, Motorola CM2220A, Motorola CM2150E, позволяет перевести автомобиль под нормы токсичности евро 3
Данный набор включает в себя готовые мета-файлы..
2 500 р. 1 000 р.
Без НДС: 1 000 р.
Комплект профессиональных программ для работы с дампами ЭБУ DPF+EGR+Lambda Remover. Версия 05.2017
Данный комплект новых профессиональных программ предназначен для программного удаления сажевого фильтра (FAP/DPF), клапанов рециркуляции (EGR), отключения катализатора и удаления датчика кислорода в..
1 000 р. Без НДС: 1 000 р.
Программа для выключения кодов ошибок в прошивках. Это приложение позволит вам отключить свет MIL на тире, это делается путем отключения относительного OB-кода от внутренней логики ЭБУ. Выключение OBD P-Code в прошивках. Выбираете в прошивке код маски ошибки и удаляете ее.
Порядок действий:
1. В..
500 р. Без НДС: 500 р.
Скачать ECUSafe 2.0: ecusafe_2.0.rar
Программа ECUSafe очень распространенная и известная в своих кругах, имеет очень понятный интерфейс хоть и на английском языке, обладает большим функционалом и поддерживает огромное количество автомобилей и блоков ЭБУ.
Собственно что может пр..
100 р. Без НДС: 100 р.
-33%
Программа EGR Remuver SsangYong KYRON, ACTYON, ACTYON SPORTS ver 01.3
Программа для автоматического удаления системы EGR на автомобилях SsangYong KYRON, ACTYON, ACTYON SPORTS. Софт позвлит в одно касание отключить систему EGR, изменить режим гидротрансформатора, удалить скрытые о..
1 500 р. 1 000 р.
Без НДС: 1 000 р.
Имя: Otocheck
Версия: 2.0
Размер: 20 мб.
Скачать: Otocheck 2 immo tool пароль chiptunecu.ru
Описание: Программа Otocheck 2 является передовым инструментом для ремонта иммобилайзера. Advanced immo repair system используется для решения проблем..
100 р. Без НДС: 100 р.
TMW Immo Tool v.26.12.07 программа для отключения иммобилайзера в прошивке ЭБУ
Программа TMW Immo Tool v.26.12.07 предназначена для удаления и восстановления работоспособности иммобилайзеров. Содержит базу с фотографиями и описанием блоков. Программа TMW Immo Tool v.26.12.07 является полезным доп..
1 000 р. Без НДС: 1 000 р.
Редактор карт прошивок ЭБУ WInOLS 2.24 (Windows X64 и X86)
Популярный профессиональный редактор прошивок ЭБУ автомобилей
Русификатор в комплекте. Работает под Windows 32 и 64 бита. В т..ч. под Windows 8.
СКАЧАТЬ
Пароль на архив — 1
Скачать русификатор WinOLS
после оплаты ..
100 р. Без НДС: 100 р.
Видео курс по EVC WinOLS, ChipTuningPro, TunerPRO RT + бонус Курс Чип тюнинг: Теория и практика. + курсы WinOls обучение отключению сажевого фильтра (DPF), EGR, DTC + карты и прошивки DPF off + полный комплект DAMOS files для WINOLS
Курс рассчитан на продвинутых людей в чип тюнинге, но ..
2 500 р. Без НДС: 2 500 р.
Утилиты для переноса калибровок прошивок для большинства ЭБУ (автоматический перенос калибровок из тюн. прошивки) 70 штук+бонус
Утилиты для переноса калибровок — самый полный и новый пакет.
Комплект включает в себя утилиты, доступные новичку, позволяющие автоматически перенести
калибровки из тюн..
1 300 р. Без НДС: 1 300 р.
-44%
Дополненный cборник (8 гигабайт) DAMOS, A2l, OLS файлов описаний калибровок и проектов для профессионального редактора прошивок ЭБУ WinOLS.
В комплект входят фалы описания карт калибровок ЭБУ для множества ЭБУ современных автомобилей, в том числе для новых ЭБУ MED17 и EDC17 Euro-4 Euro-5, оп..
1 600 р. 900 р.
Без НДС: 900 р.
Курсы по работе с редактором прошивок ЭБУ WinOLS + база карт для WinOLS (mappack) и прошивок с отключенным FAP, EGR.
Уроки с подробным руководством на русском языке. После изучения этих уроков Вы сможете самостоятельно производить удаление сажевого фильтра и клапана EGR, а так же удалять ошибки DTC..
1 500 р. Без НДС: 1 500 р.
-67%
Программа для идентификации и автоматического перенос калибровок и данных в ЭБУ EDC16C39 автомобилей UAZ с двигателями IVECO F1A и ZMZ-514
Программа написана для автоматического переноса области калибровок прошивок блока EDC16c39 автомобилей УАЗ ПАТРИОТ с двигателями IVECO F1A и ЗМЗ 514 Программа..
1 500 р. 500 р.
Без НДС: 500 р.
Редактор карт прошивок ЭБУ WInOLS 2.24 (Windows X64 и X86)
Популярный профессиональный редактор прошивок ЭБУ автомобилей
Русификатор в комплекте. Работает под Windows 32 и 64 бита. В т..ч. под Windows 8.
СКАЧАТЬ
Пароль на архив — 1
Скачать русификатор WinOLS
после оплаты сообщите на ..
100 р. Без НДС: 100 р.
Редактор прошивок ECU Calibchange by Mobyx
Редактор поддерживает работу с прошивками:
модуль М73 (запакованные прошивки не поддерживаются):
I317DA02, I317DA03, I317DB04, I308DA02, I308DB03, I308DB04, I373CA01, I373CA02, I373DA01, I373DA02, I373DB03, I373DB04, A317DA02, A317DA03, A317DB04, A30..
500 р. Без НДС: 500 р.
-40%
Эксклюзивная база прошивок для ремонта (восстановления ЭБУ) и чип-тюнинга иномарок всех моделей (19000 прошивок) + база дамос файлов для WinOLS. 800 Гб
1. Прошивки
Автором данных прошивок является одна крупная европейская фирма, которая специализируется на чип-тюнинге. Все прошивки были «слиты» с..
5 000 р. 3 000 р.
Без НДС: 3 000 р.
Редакторы калибровок позволяют работать с прошивками ЭБУ и самостоятельно изменять в них различные параметры.
Имея в распоряжении такую программу-редактор, владелец автомобиля получает такие возможности для перепрограммирования:
- возможность просматривать значения калибровок в виде двух- или трехмерных графиков;
- широкие возможности редактирования графиков калибровки. С ними перепрошивка ЭБУ двигателя станет более эффективной;
- качественное визуальное сравнение сразу нескольких версий прошивок;
- одновременная работа с 2 или больше проектами;
- возможность импорта или экспорта значений калибровок;
- визуальное преображение прошивки в график;
- расширенный поиск всех доступных параметров в режиме визуализации;
- широкие возможности по созданию собственного модуля калибровки;
- создание модуля калибровки для дальнейшего его использования другим пользователем;
- возможность автоматического поиска параметров, необходимых для качественного перепрограммирования;
- поддержка пересчетов контрольных сумм для ЭБУ;
- модули калибровок для ЭБУ автомобилей в базовых версиях;
Метки: редактор|редактор прошивок|редактор калибровок|Программа редактор|editor|firmware editor|calibration editor|program editor
«>
1 Роль редактора прошивок в процессе перепрограммирования ЭБУ
Прежде, чем осуществить программирование ЭБУ, стоит детально рассмотреть такую важную составляющую этой операции, как редактор прошивок ЭБУ. Он представляет собой программу, разработанную с целью корректировки настроек и хода процесса перепрограммирования ЭБУ. Если владелец автомобиля решился на то, чтобы провести перепрограммирование блока управления самому, ему обязательно нужно иметь в наличии хотя бы одну программу для редактирования.
Похожие статьи
В современных специализированных магазинах, занимающихся реализацией программного обеспечения, можно найти массу программ, предназначенных для редактирования файлов прошивок ЭБУ. Среди них, как и в числе другой продукции, есть свои лидеры. Многие опытные специалисты относят к числу таких ПО редактор для чип-тюнинга автомобилей под названием «ChipExplorer». На его примере можно более детально рассмотреть все преимущества от использования подобного ПО в процессе перепрограммирования ЭБУ.
2 Что умеют современные редакторы прошивок ЭБУ
Итак, имея под рукой редактор «ChipExplorer» или другую программу с подобными характеристиками, владелец автомобиля получает такие возможности для перепрограммирования:
- возможность просматривать значения калибровок в виде двух- или трехмерных графиков;
- широкие возможности редактирования графиков калибровки. С ними перепрошивка ЭБУ двигателя станет более эффективной;
- качественное визуальное сравнение сразу нескольких версий прошивок;
- одновременная работа с 2 или больше проектами;
- возможность импорта или экспорта значений калибровок;
- визуальное преображение прошивки в график;
- расширенный поиск всех доступных параметров в режиме визуализации;
- широкие возможности по созданию собственного модуля калибровки;
- создание модуля калибровки для дальнейшего его использования другим пользователем;
- возможность автоматического поиска параметров, необходимых для качественного перепрограммирования;
- поддержка пересчетов контрольных сумм для ЭБУ более чем 40 видов;
- модули калибровок для ЭБУ российских и украинских автомобилей в базовых версиях;
- надежная защита от неразрешенного использования проектов и модулей калибровок другими пользователями.
Как можно убедиться, редактор действительно дает своему владельцу массу преимуществ. Это и поиск параметров, и возможности проектировки своих модулей калибровок, и защита от хакеров. Данная программа подходит для перепрограммирования наиболее распространенных ЭБУ:
- Январь 4, 5, Январь 7.2;
- VS 5.1;
- Bosch M1.5.4;
- Микас 7.1, 7.6, 10.3(+), 11.3, 11.4, 12.3.
Эти ЭБУ можно найти на автомобилях марок ГАЗ, ВАЗ, ЗАЗ, а также на иномарках китайского, корейского, европейского производства.
Приобрести данный редактор можно самому, как в магазинах, так и на интернет-ресурсах. Но стоит быть очень внимательным, так как продажей некачественных утилит уже давно занимаются мошенники. Лучше всего покупать лицензионный редактор.
Конечно же, его стоимость выше цен на распространенные урезанные копии, однако с лицензионной утилитой покупатель получит не только полный комплект возможностей для перепрограммирования, но и бесплатные регулярные обновления модулей контрольных сумм, модулей калибровок и остальных, не менее важных компонентов редактора.
Помимо редактора «ChipExplorer», среди самых популярных программ стоит также выделить утилиту под названием «MasterEditPro». Это редактор был выпущен в начале прошлого года, поэтому в нашей стране он только начал завоевывать популярность. Однако те автовладельцы, которые уже испытали утилиту, отзываются о ней положительно. Причиной этому служит функциональность и простота редактора «MasterEditPro». Даже отсутствие знаний английского языка, на котором выпускается утилита, не помешает успешно использовать ее для перепрограммирования ЭБУ. Среди достоинств редактора стоит выделить:
- удобный и простой интерфейс изменений параметров калибровок;
- возможность редактирования калибровки и оси квантования различных форматов;
- огромное множество дополнительных параметров для наиболее оптимальных настроек;
- автоматический поиск карты к прошивке, которую необходимо открыть;
- поддержка изменений скинов;
Эти и другие особенности редактора «MasterEditPro» делают его очень популярным ПО среди наших соотечественников. В отличие от утилиты «ChipExplorer», этот редактор намного легче приобрести в оригинальном виде. Это связано с небольшим сроком его наличия на рынке. Иными словами, это редактор еще не подделывают так массово, как первую утилиту.
3 Редакторы прошивок ЭБУ – о чем еще не стоит забывать
Покупая редактор для прошивок ЭБУ, каждому покупателю стоит обращать внимание на содержимое упаковки. В стандартный комплект утилиты для перепрограммирования, помимо самого ПО, входит USB-ключ. Без последнего элемента пользование редактором будет недоступно.
Также важно знать о сроке лицензии. В идеале он составляет 1 год, однако некоторые разработчики продлевают лицензию еще на 6 месяцев.
Начнём с тривиального, и, в первую очередь, поверхностно разберёмся с тем, что есть «прошивка».
Итак, прошивка — это содержимое энергонезависимой памяти ЭБУ. По сути, это просто последовательность байт, содержащая исполняемый код и прочую информацию. Находясь в памяти блока управления, она НЕ представляет собой файл, так как в блоке управления нет операционной и файловой системы. Это просто длинная последовательность единиц и нулей. Файлом прошивка становится только тогда, когда эта прошивка (т.е. последовательность единиц и нулей) считывается из памяти блока и сохраняется программой-загрузчиком к вам на компьютер.
И это самый фундаментальный момент, который следует осознать. Поэтому проговорим его ещё раз. «Файл прошивки» (дамп) и «прошивка» — это несколько разные понятия. Ни в коем случае не следует путать их между собой. Прошивка — это последовательность единиц и нулей, абстрактно от способа хранения. Файл прошивки — это последовательность единиц и нулей, сохранённая как отдельный файл, как именованная область данных в рамках файловой системы вашего компьютера.
Окей, с файлами разобрались. Но есть ещё одно понятие, которое обязательно для понимания. А именно, «формат файла». Строгое определение понятия формата файла звучит страшно даже для IT-шников, поэтому попробуем объяснить простыми словами.
Итак, сглаживая острые углы, можно сказать, что формат файла — это просто способ хранения данных.
К примеру, возьмём число «13». Его кодирование (т.е. его представление) в десятичной системе счисления арабскими цифрами записывается как «13». Но можно записать и римскими цифрами — «XIII». Также, можно записать «13.00000», «13/1», «0000000013». Выбранное число можно также закодировать и в виде точек или чёрточек, а можно представить в виде суммы квадратов простых чисел: «22 + 32» и т.д. Да, звучит очень грубо и на уровне «информатики для дошкольников», но вышеперечисленные способы записи числа — это своего рода форматы, где информация, по сути, не меняется. Меняется лишь способ записи и хранения этой информации.
Очевидно, что любую информацию можно представлять и хранить разными способами. В том числе и прошивку. Сохраняя прошивку в файл, её можно, к примеру, зашифровать или сжать — полезные данные от этого никак не поменяются. Не поменяются они и от того, если в конец или начало того же файла добавить вспомогательную информацию для загрузчика. Либо хранить в едином файле, как прошивку, так и данные виртуального eeprom, считанные с конкретного авто. А можно хранить две прошивки в едином файле (к примеру, от двигателя и АКПП). Всё это — способы хранения, или, как привычнее говорить, форматы.
Подытожим: Получается, что прошивка (последовательность единиц и нулей) может быть представлена как файл. А файл с прошивкой, в свою очередь, может быть представлен в разных форматах.
Очень надеемся, что вышесказанное вам понятно. Ведь именно непонимание вышесказанного, по нашему мнению, вызывает наибольшее количество непоняток у мастеров.
Разумный вопрос — от чего зависит формат файла прошивки? В первую очередь, он зависит от программы-загрузчика.
Форматов прошивок, с которыми можно столкнуться в работе довольно много. Это далеко не всегда привычный всем *.bin. Логика многих дилерских загрузчиков реализована так, что помимо тела самой прошивки, этим загрузчикам нужны определённые метаданные (об автомобиле, блоке управления, протоколе обмена и т.п.). Соответственно, как правило, «дилерский» формат файла прошивки подразумевает, что файл содержит в себе не только прошивку. В то же время, разработчики недилерских загрузчиков для чип-тюнинга вольны придумывать дополнительный функционал (например зашифрованные файлы-контейнеры прошивок под слейв и т.п.). Поэтому, повторимся, форматов прошивок существует много.
Далее перечислим те форматы файлов прошивок, которые чаще всего встречаются в сфере чип-тюнинга:
Двоичный файл произвольного вида (*.bin)
Простая последовательность байтов. Наиболее часто встречающийся формат в рамках сферы чип-тюнинга. Как правило, представляет собой образ памяти ЭБУ, или какую-то область образа памяти, сохранённую «как она есть», как она хранятся в памяти ЭБУ. Практически все мультимарочные загрузчики для чип-тюнинга работают именно с таким форматом. И это несомненный плюс, так как сформированный одним загрузчиком файл прошивки можно записывать другими загрузчиками, и, наоборот. В большинстве случаев имеет расширение *.bin. Но в некоторых загрузчиках могут применять иные расширения (например, в K-Tag можно встретить *.fls и *.mpc).
На самом деле, двоичный файл произвольного вида- это не совсем формат. И ключевая проблема именно в «произвольности». Дело в том, что разные загрузчики (в разных режимах работы с памятью ЭБУ) могут по разному формировать файлы.
К примеру, загрузчик «А» умеет читать только калибровки на определённом блоке управления, загрузчик «Б» прочитает калибровки + управляющую программу, когда загрузчик «В» считает «фуллфлеш». При этом, загрузчик «А» сформирует файл, содержащий только калибровки (допустим, 32kb), а загрузчик «Б» сформирует полный образ (допустим, 512kb), но заполнит не считанные области байтами «0xFF», и т.д.
SMS-Soft Container File (*.bcf)
Файл-контейнер, используемый в продуктах компании SMS-Soft. Имеет расширение *.bcf. В частности, применяется в загрузчике Combiloader. Позволяет хранить в едином файле данные внутреннейвнешней флэш-памяти, данные eeprom, прочие мета-данные, что очень удобно. Помимо этого, имеет проверку целостности, защиту паролем, сжатие и многое другое.
Но в бочке с мёдом есть ложка дёгтя. Данный формат поддерживается только в рамках продукции SMS-Soft. К примеру, сохранённую в bcf-файле прошивку не получится записать через любой другой загрузчик, кроме как через Combiloader. Также, её нельзя будет открыть ни в одном редакторе, кроме как в ChipTuningPRO.
В любом случае, считав прошивку через Combiloader, её не обязательно сохранять именно в bcf-контейнере. Её можно сохранить и как обычный двоичный файл (*.bin). В старых модулях это делается при помощи зажатой клавиши Shift (необходимо зажать и удерживать в момент нажатия кнопки «Сохранить»). В более современных модулях выбор формата сохранения осуществляется прямо в диалоговом окне сохранения.
Calibration Update Wizard File (*.cuw)
Дилерский формат файлов прошивок ToyotaLexus, предназначенных для программы Calibration Update Wizard, входящей в состав Toyota Techstream. Представляет собой файл-контейнер, содержащий заводскую прошивку (обновление заводской прошивки). Примечательно, что один cuw-файл может содержать в себе сразу две прошивки (для двигателя и для АКПП).
Volvo binary file (*.vbf)
Очень распространённый дилерский формат файлов с заводскими прошивками, применяемый у многих автопроизводителей (в частности, Volvo, Ford, Mazda, Jaguar, Land Rover). Является файлом-контейнером, в начале которого идут мета-данные (заголовок) для загрузчика, а затем двоичные данные самой прошивки.
VAG *.sgo, *.odx, *.frf и т.д.
Отдельным обобщённым пунктом следует выделить дилерские форматы файлов-контейнеров с заводскими прошивками автомобилей концерна VAG. Наиболее известные это *.sgo, *.odx, *.frf. Но также встречаются *.sgm, *.pdx, *.sox.
Разумеется, можно встретить и другие форматы файлов прошивок, как дилерские, так и не дилерские. Ничего необычного в этом нет. Главное — работать внимательно и следить за тем, что считываете и записываете в блок управления, а также пользоваться хорошим оборудованием и всегда (ВСЕГДА!) читать инструкцию к загрузчику. И не забывайте, что чип-тюнинг является наукой о нюансах, которые нужно знать и предугадывать, дабы не получать «увалы» блоков.