- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя существительное
- Число имен существительных
Число – это грамматическая категория имен и глагола, обозначающая единичность или множественность.
Имя существительное изменяется по числам, т.е. число – это непостоянный признак существительного.
Существительные имеют два числа:
- Единственное число – существительное в форме единственного числа обозначают один предмет (стол, мальчик, окно)
- Множественное число – существительное в форме множественного числа обозначают два и больше предметов (столы, мальчики, окна).
При изменении числа имени существительного изменяется его форма и окончание. Окончания у существительных во множественном числа могут быть:
- -и, -ы — крики, цветы, скатерти, шорты
- -а, -я — крылья, цвета, озёра, поля
Показателем формы множественного числа у существительных также может быть перемещение ударения (бе́рег – берега́) и чередование согласных (друг – друзья)
В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.
Существительные, имеющие только форму единственного числа:
- Название какой – либо группы предметов (белье, старье, детвора, листва)
- Название веществ (кофе, золото, лён, масло, молоко, нефть)
- Названия качества или признака (синева, смелость, темнота, сила)
- Название действий или состояния (чтение, беготня, косьба, стрельба)
- Географические названия (Россия, Нил, Екатеринбург, Франция)
Существительные, имеющие только форму множественного числа:
- Названия парных предметов (ножницы, лыжи, ворота, брюки, очки)
- Названия составных предметов (счеты, грабли, часы)
- Названия материалов или их отходов (хлопья, опилки, сливки, духи)
- Названия некоторых временных промежутков (будни, каникулы, сутки)
- Названия игр (шашки, шахматы, жмурки, вышибалы)
- Названия действий (выборы, хлопоты)
- Названия мест (Альпы, Карпаты, Сокольники)
Число имен существительных важно знать, чтобы определить начальную форму слова. Для этого надо поставить существительное в именительный падеж единственного числа.
Советуем посмотреть:
Нарицательные и собственные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Род имен существительных
Падеж имен существительных
Склонение имен существительных
Морфологический разбор имени существительного
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 66,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 108,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 143,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 116,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 117,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 157,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 227,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 230,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 233,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 69,
Полякова, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 36,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 38,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 255,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 15,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 59,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 128,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 172,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 214,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 36,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 54,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 168,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 169,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 172,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 175,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 11,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 176,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 1,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 6,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 103,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 91,
Полякова, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 95,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 327,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 733,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 734,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 735,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 294,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 295,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 296,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Задачка стр.,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 164,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 232,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 118,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Изменение имени существительного по числам: примеры
Русский язык — один из самых сложных языков. Чтобы идеально знать его, требуется тщательно изучать правила и лексические нормы. Самым трудным по грамматике является именно русский язык.
Первая изучаемая часть речи в школе — это существительное. Многим пришлось сталкиваться с трудностями изучения имени существительного, поскольку эта часть речи имеет много различных исключений из правил. Они представляет собой совокупность слов, не укладывающихся в рамки правил. Выучить наизусть все исключения нужно каждому.
Проблема заключается в неверном произношении и склонении слов. Чтобы решить эту проблему, необходимо обращаться к словарям, энциклопедиям и любым другим источникам информации об имени существительном. Овладев в совершенстве языком, люди могут повысить уровень эрудиции. Научиться всем тонкостям и хитростям поможет представленная информация. Она будет полезна всем: детям, школьникам, взрослым людям, учителям, студентам. Проще всего продемонстрировать изменение имен существительных по числам примерами, которые смогут помочь при изучении материала.
Терминология
Существительное – часть речи, обозначающая предмет. Отвечает на следующие вопросы: кто? что? Значение предмета может иметь разный смысл. Например, название предметов: стул, кресло, название веществ (уксус, молоко), названия животных, людей и другие значения. Существует более миллиона значений предметов, поэтому привести все примеры невозможно.
Использование существительных может быть представлено в единственном или множественном числе. Например, единственное число – квартира, тогда множественное – квартиры. Также изменять существительные можно по падежам.
Особенности числа
Грамматическое число представляет собой признак для обозначения одного или множества предметов. Единственное число подразумевает только один предмет: человек, шкаф, диван. Множественное число означает несколько предметов. Например, шкафы, столы, люди.
Примеры единственного числа
Изменение имени существительного по числам является простейшей темой для изучения. В качестве примеров будут использоваться простые слова, чтобы достичь необходимого уровня понимания. Например, сорока – птица (одна), стул – предмет (один), кролик — животное (одно). Стоит помнить, что существительное может иметь несколько значений одного слова, поэтому некоторые слова в единственном числе могут обозначать множественность. Пример: рыбалка – обозначает ряд занятий, но предмет один. Учителя объясняют тему в начальной школе: изменения имен существительных по числам (2 класс). Именно во втором классе приходится знакомиться с данным разделом существительных.
Подытожить материал поможет небольшая рекомендация:
- Нужно правильно задавать вопрос, чтобы определить существительное. Вопросы: кто? что?
- Определить единственное число можно с помощью окончаний: -а; -и; -я.
Исключения, относящиеся к единственному числу
Русский язык – грамматически трудный язык. В нем присутствует ряд исключений. Изучение изменения имени существительного по числам в 4 классе подразумевает повторение программы. Все слова, относящиеся к исключениям, необходимо выучить наизусть. К ним относятся:
- Химические вещества, продукты употребления: железо, сталь, сахар, вода, бензин. Форма множественного числа возможна при обозначении отдельных видов веществ. Например, эфирные масла, малосольные воды.
- Важно понимать, что множество исключений зависит от определения предмета. Мозг – главный орган человека, не может использоваться во множественном числе. Мозги – пища из органов животных (не имеет единственного числа).
- Предметы, которые несут собирательный характер: студенчество, человечество, листва.
- Имена существительные, представляющие абстракцию. Примеры: злоба, доброта, лень, холод, теплота. Множественное число может быть использовано, если говорить о характеристике абстракции: досягаемые высоты, каменные глубины.
- Собственные имена. Например, братья Карамазовы, род Рюриковичей.
Примеры множественного числа
Существительные множественного числа обозначают несколько предметов. Это может быть группа или категория. Например: столы, диваны, заводы, кольца. Любое слово, которое говорит о двух или более предметах, является множественным числом.
Виды множественного числа
Множественные числа образуются различными способами:
- При помощи окончаний – столы, кроты.
- Замены — дети, люди, господа.
Постановка ударения
Некоторые слова при произношении во множественном числе кажутся трудными, поэтому есть смысл рассказать о правильной постановке ударения. Например:
- Стол – столы (ударение на Ы).
- Багаж – багажи (И).
- Шут – шуты (Ы).
- Язык – языки (И).
- Орден – ордена (А).
Существуют также слова, не требующие изменения ударения. Оно падает только на одну букву. Аналогичный вариант возможен при нулевом окончании или при постановке существительного в родительный падеж. Например:
- Капля – капли.
- Грунт – грунты.
- Минус – минусы.
Чтобы закрепить, пройденный материал, предлагается пройти небольшое задание. Игроку нужно расставить существительные в две колонки с единственным и множественным числами.
Единственное число | Множественное число |
Список слов, которые необходимо вставить в таблицу:
Мальчик, животные, шарики, игрушка, мячи, щит, стулья, магнит, чашки, ряд.
Если возникают трудности, то ниже представлены ответы. Выглядит это так:
Единственное число | Множественное число |
Мальчик | Животные |
Игрушка | Шарики |
Щит | Мячи |
Магнит | Стулья |
Ряд | Чашки |
А теперь предлагается усложнить задание — к каждому слову нужно подобрать недостающее число. В течение 10 минут необходимо выполнить задание и свериться с нижним списком.
- Мальчик — мальчики.
- Игрушка — игрушки.
- Щит — щиты.
- Магнит — магниты.
- Ряд — ряды.
- Животное — животные.
- Шарик — шарики.
- Мяч — мячи.
- Стул — стулья.
- Чашка — чашки.
Особенности нулевого окончания
Нулевое окончание — окончание, не имеющее звуков или букв. Нулевое окончание возможно в нескольких случаях:
- Если существительное имеет такое окончание в именительном падеже в единственном числе, то во множественном числе окончание появляется. Дом — дома, степь — степи.
- Если начальная форма слова имеет ненулевое окончание, то родительный падеж во множественном числе имеет нулевое окончание. Место — нет мест. Груша — нет груш.
- Если существительные мужского рода, в основе которого лежит твердая согласная буква, то оба числа будут иметь нулевое окончание. Один цыган — несколько цыган. Один солдат — несколько солдат.
Исключения из правил
Множественное число имеет ряд своих исключений. Как правило, тема часто освящается в учебниках и называется так: изменение имени существительных по числам (3 класс). Практика показывает, что дети хорошо усваивают материал, поскольку исключений не так много. Эти существительные могут употребляться только во множественном числе. В них входят такие категории, как:
- Сложные материалы, вещества парного характера: ножницы, ворота, джинсы.
- Название игр: жмурки, прятки.
- Предметы, обозначающие интервалы: сумерки, сутки.
- Вещественно-собирательная категория: духи, чернила, спагетти. географических мест) – Карпаты, Альпы.
Памятка
В заключение ниже приводится оригинальная памятка, с помощью которой любой сможет выучить исключения среди изменений имени существительных по числам. Таблица «Изменение имен существительных по числам» с примерами выглядит так:
Имеют и ед.ч., и мн.ч.
Имеют форму только ед.ч.
Имеют только форму мн. числа
80 % всех существительных.
Котенок — котята. Блок — блоки. Дом — дома. Камень — камни. Куртка — куртки
Названия стран: Россия, Македония.
Состояние: бег, горение.
Собирательный характер: студенчество, человечество.
Вещества: медь, серебро
Пары: джинсы, очки. Материалы: духи. Географические категории: Карпаты, Альпы.
Игры: жмурки, прятки. Интервалы: сумерки, сутки.
Вывод
В заключение необходимо сказать, что существительные способны изменять свою форму благодаря изменению чисел. Также существуют слова, которые употребляются только в одном числе. Например, кофе — только единственное число. Консервы — только множественное.
Прочитав вышенаписанный материал и сделав предложенные упражнения, любой учащийся сможет повторить основные правила, связанные с категорией числа у существительных.
Изменение имени существительного по числам
Категорией числа в лингвистике называется непостоянный грамматический признак, при употреблении обозначающий количество объектов. В русском языке сейчас существует 2 числа существительных – единственное и множественное:
- Единственное число указывает на один объект (чашка, мужчина, зеркало).
- Множественное число указывает на два и более объекта (чашки, мужчины, зеркала).
Множественное число имен существительных в основном образуется с помощью изменения окончаний. В некоторых случаях также возможно перемещение ударения или чередование согласных букв.
Отдельно выделяется категория имен существительных, употребляемых только в одном виде.
Трудности в образовании множественного числа
Прямой падеж
При изменении имен существительных в Им.п. по числам применимы несколько стандартных принципов, позволяющих правильно применять формообразующие средства. Для создания формы множественного числа чаще всего применяются окончания -ы (-и), -а (-я). Ниже приводятся примеры по склонениям:
- 1 скл. – лисы, непоседы, дедушки.
- 2 скл. – актеры, поля, леса.
- 3 скл. – грозди, матери, ночи.
- Разносклоняемые – пути, имена, дети.
Окончания -ы (-и) имеют:
- большая часть существительных, в начальной форме состоящих из одного слога (кони, жуки, дубы), но возможны отклонения от схемы (дома, меха);
- слова с ударным вторым слогом в И.п. (пирог – пироги, топор – топоры, помощники, строители, дороги);
- иностранные названия рода деятельности, оканчивающиеся на -ер/-ёр (репортеры, гипнотизеры, жонглеры);
- латинские слова, оканчивающиеся на -тор/-тер/-сор (транзисторы, дикторы, компрессоры).
При помощи флексий -а (-я) образуется множественное число существительных, соответствующих таким признакам:
- средний род (поля, озера, чудовища);
- означают парные, двойные названия (глаза, рога);
- большая часть двусложных существительных с ударным первым слогом в Именительном падеже ед.ч. (берега, паруса, ветра).
К исключениям относятся слова, обозначающие лиц мужского пола – представителей народностей или населения определенной территории, заканчивающиеся на -анин/-янин. Множественносит в таких случаях передается с помощью окончания -е (земляне, россияне). Для образования множественного числа существительных, заканчивающихся на -ёнок используют суффикс -ят и безударное окончание -а (слонята, жеребята). Также исключениями являются существительные, заканчивающиеся на -ко (кроме слов облачко, войско), их формы получаются с помощью окончания -и (яблочки, семечки).
Родительный падеж
По языковым нормам, для множественного числа родительный падеж образуется от начальной формы имен и оканчивается на -ов /-ев/-ей/-ий и нулевого окончания. Несколько примеров приводятся ниже:
- 1 склонение – непосед, дедушек.
- 2 склонение – актеров, полей, людей.
- 3 склонение – гроздей, матерей, ночей.
- Разносклоняемые – путей, детей.
Окончания -ов (-ев) имеют:
- Существительные мужского рода, имеющие окончание на твердую согласную, ц или й (столов, шоферов, горцев);
- Большая часть названий фруктов, овощей (мандаринов, абрикосов);
- Названия военнослужащих с исключениями (солдат, партизан);
- Слова, обозначающие единицы измерения (килограммов, каратов и т.п.). Но если имеется в виду конкретное количество, возможен вариант с нулевым окончанием (50 ампер, 25 грамм, 800 рентген);
- Существительные, которые используютсяисключительно во множественном числе основа которых заканчивается твердой согласной, г, к, х и гласной (джинсов, бронхов).
Окончания -ей (-ий) имеют:
- Слова мужского и среднего рода с основами, оканчивающимися на мягкую или шипящую согласную (ковшей, метелей, полей);
- Слова, имеющие ударным последний слог (свиней, семей);
- Слова с основой, оканчивающейся на мягкую согласную (гуслей, кудрей, граблей).
Нулевое окончание имеют:
- Слова, определяющие парные предметы (рук, сапог, чулок), исключения – рельсов, носков;
- Наименования национальностей, оканчивающиеся на -н/-р (осетин, цыган);
- Слова 1 склонения с ударением в начальной форме на основе (свадеб, туфель, груш);
- Основное количество имен существительных, используемых только во множественном числе (денег, чернил);
- Слова с основой, оканчивающейся на -ца (сердец, копытец, солнц);
- Слова, имеющие в окончании основы две согласные буквы подряд (песня, дупло). В таких случаях форма родительного падежа множественного числа имен существительных имеет не только нулевое окончание, но и появляются беглые буквы еи о между этими согласными (дупел, курток, досок).
К особым случаям можно отнести слова на -анин/-янин. Данная категория имен существительных во множественном числе теряет частицу -ин (армян, славян, граждан).
Существительные, имеющие исключительно форму множественного числа
Не все имена существительные располагают формой и единственного, и множественного числа. Некоторые могут употребляться только в значении множественности. К таковым относятся:
- наименования ресурсов, материалов и веществ – щи, очистки, дрожжи.
- двойные предметы – сани, перила, шаровары.
- игр, действия – прятки, гастроли, выборы.
- некоторые имена собственные – Анды, Гималаи.
- обозначения времени и естественных явлений – сутки, потёмки.
Существительные, имеющие исключительно форму единственного числа
Также изменяться по числам не могут имена существительные, лексические особенности которых не подразумевают существования нескольких таких предметов или явлений. Существительные, которые имеют только форму единственного числа, условно можно сгруппировать так:
Число имён существительных
Число имён существительных — это непостоянный грамматический признак слов, обозначающих конкретные предметы, которые подлежат счёту.
Узнаем, что такое число имён существительных в русском языке, какие слова этой части речи изменяются по числам, какими способами выражается число имён существительных.
С числом имён существительных начинают знакомить со 2 класса. Затем эти знания углубляют и пополняют во втором, третьем и четвертом классе.
В русском языке у имен существительных различают единственное и множественное число. Рассмотрим более детально, что выражает эта грамматическая категория в русском языке.
Единственное и множественное число имён существительных
Категория числа у имен существительных является непостоянным грамматическим признаком. Понятие числа у имён существительных связано с возможностью сосчитать предметы. Если о предмете сообщают как об одном экземпляре, то слово, его обозначающее, имеет форму единственного числа:
- книга
- звено
- город
- тетрадь
Все эти существительные сочетаются со словами «один», «одна», «одно». Эта сочетаемость укажет, что существительное имеет форму единственного числа.
Если говорящий сообщает о предметах, которых много или несколько, то существительное имеет форму множественного числа:
- книга — книги
- звено — звенья
- город — города
- тетрадь — тетради
Большинство слов могут образовать форму единственного и множественного числа.
Понаблюдаем:
- земля — несколько земель;
- облако — облака, много облаков;
- поезд — поезда, шесть поездов;
- вещь — вещи, много вещей, двенадцать вещей.
Уточним, что существительные в форме множественного числа употребляются с числительными, начиная с пяти и далее. Числительные два-четыре управляют существительными в форме единственного числа (две тетради, три дома, четыре дерева).
По числам изменяются существительные, которые можно сосчитать. Такие слова обозначают конкретные предметы, явления живой и неживой природы:
- подушка — подушки;
- клён — клёны;
- окунь — окуни;
- собака — собаки.
- собирательные существительные (родня, листва);
- вещественные существительные (мёд, резина);
- абстрактные существительные (братство, смелость);
- названия сторон света (север, запад)
- названия парных предметов (шорты, очки);
- названия игр, отрезков времени (жмурки, сутки);
- названия действий (проводы, сборы);
- названия веществ и остатков (хлопья, очистки)
Как образовать множественное число существительных?
1. Форма множественного числа существительных образуется от твердой или мягкой основы слова в единственном числе с помощью окончаний -и/-ы, -а/-я, -е:
- огород — огород ы
- краск а — краск и
- борт — борт а
- якорь — якор я
- россиянин — россиян е
2. В образовании множественного числа существительных участвуют формообразующие суффиксы и окончания:
- дочь — доч ер и
- неб о — неб ес а
- корень — коренья [ й’ а ]
3. Чередование суффиксов образует форму множественного числа слов:
- скворч онок — скворч ат а
- еж онок — еж ат а
- лис ёнок — лис ят а
- тел ёнок — тел ят а
4. При образовании формы множественного числа в некоторых словах происходит усечение основы и чередование суффиксов:
- о пён ок — оп ят а
- цвет ок — цвет ы
- горож анин — горож ан е
- судно — суда
5. С помощью смены корня (супплетивизм) образуются формы множественного числа существительных:
- ребенок — дети
- человек — люди
Отметим, что ряд многозначных слов образуют по-разному формы множественного числа:
- зуб — зубы ребёнка и зубья бороны;
- мех — меха (пушнина) и кузнечные мехи;
- лист — листы бумаги и листья растений;
- тон — тона (цвета) и тоны (звуки);
- муж — мужья (супруги) и учёные мужи;
- образ — образа (иконы) и художественные образы.
У несклоняемых существительных множественное число выражается синтаксически, то есть сочетаемостью со словами других частей речи:
- новое бра — красивые бра;
- подъехавшее такси -быстрые такси;
- бежевое пальто — длинные пальто;
- весёлый конферансье — остроумные конферансье.
Видеоурок
источники:
https://fb.ru/article/342295/izmenenie-imeni-suschestvitelnogo-po-chislam-primeryi
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/izmenenie-imeni-suschestvitelnogo-po-chislam.html
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chislo.html
Число имён существительных — это непостоянный грамматический признак слов, обозначающих конкретные предметы, которые подлежат счёту.
Узнаем, что такое число имён существительных в русском языке, какие слова этой части речи изменяются по числам, какими способами выражается число имён существительных.
С числом имён существительных начинают знакомить со 2 и 3 класса. Затем эти знания углубляют и пополняют в 3, 4, 5 и 6 классе.
В русском языке у имен существительных различают единственное и множественное число. Рассмотрим более детально, что выражает эта грамматическая категория в русском языке.
Единственное и множественное число имён существительных
Категория числа у имен существительных является непостоянным грамматическим признаком. Понятие числа у имён существительных связано с возможностью сосчитать предметы. Если о предмете сообщают как об одном экземпляре, то слово, его обозначающее, имеет форму единственного числа:
- книга
- звено
- город
- тетрадь
Все эти существительные сочетаются со словами «один», «одна», «одно». Эта сочетаемость укажет, что существительное имеет форму единственного числа.
Если говорящий сообщает о предметах, которых много или несколько, то существительное имеет форму множественного числа:
- книга — книги
- звено — звенья
- город — города
- тетрадь — тетради
Большинство слов могут образовать форму единственного и множественного числа.
Единственное и множественное число образуют существительные, которые обозначают считаемые предметы и могут употребляться в сочетании с числительными.
Понаблюдаем:
- земля — несколько земель;
- облако — облака, много облаков;
- поезд — поезда, шесть поездов;
- вещь — вещи, много вещей, двенадцать вещей.
Уточним, что существительные в форме множественного числа употребляются с числительными, начиная с пяти и далее. Числительные два-четыре управляют существительными в форме единственного числа (две тетради, три дома, четыре дерева).
По числам изменяются существительные, которые можно сосчитать. Такие слова обозначают конкретные предметы, явления живой и неживой природы:
- подушка — подушки;
- клён — клёны;
- окунь — окуни;
- собака — собаки.
Вывод
Формы единственного и множественного числа имеют конкретные существительные.
Ряд существительных не изменяются по числам и употребляются только в форме единственного числа:
- собирательные существительные (родня, листва);
- вещественные существительные (мёд, резина);
- абстрактные существительные (братство, смелость);
- названия сторон света (север, запад)
и пр.
Некоторые имена существительные имеют форму только множественного числа:
- названия парных предметов (шорты, очки);
- названия игр, отрезков времени (жмурки, сутки);
- названия действий (проводы, сборы);
- названия веществ и остатков (хлопья, очистки)
и пр.
Как образовать множественное число существительных?
1. Форма множественного числа существительных образуется от твердой или мягкой основы слова в единственном числе с помощью окончаний -и/-ы, -а/-я, -е:
- огород — огороды
- краска — краски
- борт — борта
- якорь — якоря
- россиянин — россияне
2. В образовании множественного числа существительных участвуют формообразующие суффиксы и окончания:
- дочь — дочери
- небо — небеса
- корень — коренья [й’ а]
3. Чередование суффиксов образует форму множественного числа слов:
- скворчонок — скворчата
- ежонок — ежата
- лисёнок — лисята
- телёнок — телята
4. При образовании формы множественного числа в некоторых словах происходит усечение основы и чередование суффиксов:
- опёнок — опята
- цветок — цветы
- горожанин — горожане
- судно — суда
5. С помощью смены корня (супплетивизм) образуются формы множественного числа существительных:
- ребенок — дети
- человек — люди
Отметим, что ряд многозначных слов образуют по-разному формы множественного числа:
- зуб — зубы ребёнка и зубья бороны;
- мех — меха (пушнина) и кузнечные мехи;
- лист — листы бумаги и листья растений;
- тон — тона (цвета) и тоны (звуки);
- муж — мужья (супруги) и учёные мужи;
- образ — образа (иконы) и художественные образы.
У несклоняемых существительных множественное число выражается синтаксически, то есть сочетаемостью со словами других частей речи:
- новое бра — красивые бра;
- подъехавшее такси -быстрые такси;
- бежевое пальто — длинные пальто;
- весёлый конферансье — остроумные конферансье.
Видео «Число имён существительных (3 класс)»
Тест
Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 19
Русский язык. 3 класс
№ 52
Раздел. Имя существительное.
Тема. Число имён существительных
Цель:
научиться различать имена существительные единственного и множественного числа.
Задачи:
узнать, какие имена существительные имеют только единственное число, какие – только множественное число;
научиться изменять имена существительные по числам.
Тезаурус
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?
Имена существительные изменяются по числам. При изменении имен существительных по числам меняется и его окончание.
Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет.
Имя существительное во множественном числе обозначает два и более предметов.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- какие имена существительные имеют только единственное число, какие – только множественное число;
Научимся:
- определять число имен существительных;
- изменять имена существительные по числам;
- различать имена существительные единственного и множественного числа.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Прочитаем подписи. Сравним их.
Пчела. Пчёлы.
Книга. Книги.
Дом. Дома.
Как видно, на картинках изображен либо один предмет, либо несколько (много) предметов.
Пчела – пчёлы;
Книга – книги;
Дом – дома.
Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет: шкаф, стол, мальчик.
Имя существительное во множественном числе обозначает два и более предметов: дома, шкафы, мальчики.
Имена существительные изменяются по числам. При изменении имен существительных по числам меняется и его окончание.
В единственном числе, как правило, существительные имеют окончания: нулевое, -о, -а, -я, -е; во множественном числе окончания –ы, -и-, -а, -ья.
У числа существительных есть одна особенность: не все существительные могут изменяться по числам. Существительные вещественные (молоко, масло, курица, чай, творог, сметана, шёлк, бархат, сатин, шерсть); собирательные (человечество, юношество, студенчество), отвлечённые (нежность, красота, белизна, терпение, развитие), собственные (Москва, Санкт – Петербург) не изменяются по числам. Все эти существительные имеют форму только единственного числа.
Есть существительные, которые имеют форму только множественного числа (не имеют форму единственного числа): брюки, каникулы, обои, носилки, вилы, весы, кудри.
Агния Львовна Барто рассказывала: «В детстве, когда я научилась читать, мне подарили стихи К. Бальмонта. На первой странице я прочла: «У Бальмонта есть свой читатель».
— У него всего один читатель? Так мало! – посетовала Бальмонту маленькая Барто.
Маленькая Агния Львовна Барто не поняла особенность значения единственного числа существительного читатель. В этом случае подразумевается многочисленный читатель.
Разбор заданий
Укажите существительное в форме единственного числа.
- Хлеба
- Хлебушко
- Батоны
Правильный ответ
Хлебушко.
Укажите существительные в форме множественного числа.
- Вилки
- Ложка
- Тарелка
Правильный ответ
Вилки.
Измени существительное мальчик по числам.
- Юноши
- Дети
- Мальчики
Правильный ответ
Мальчики
Повышенный уровень
Укажите имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.
Очки, шофёр, молоко, рисунок, газета.
Правильный ответ
Молоко.
Укажите имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.
Очки, мёд, стадион, шоссе, сахар.
Правильный ответ
Очки.
Единственное число — грамматическая форма, используемая для наименования одного предмета.
Множественное число — грамматическая форма, указывающая на несколько однородных предметов.
Правило | Пример |
---|---|
Существительные употребляются в единственном числе, если речь идет об одном предмете | стол, река, окно, ученик |
Существительные употребляются во множественном числе, если речь идет о нескольких предметах | столы, реки, окна, ученики |
Не все существительные имеют формы обоих чисел. В зависимости от количества форм числа существительные делятся на три группы:
- существительные, имеющие формы обоих чисел;
- существительные, имеющие форму только единственного числа;
- существительные, имеющие форму только множественного числа.
Существительные, имеющие формы обоих чисел
Такие существительные изменяются по числам. Формы множественного числа образуются при помощи окончаний -И, -Ы, -А, -Е: река — реки, судья — судьи, стол — столы, конь — кони, окно — окна, поле — поля, мышь — мыши.
При образовании форм множественного числа возможны такие изменения.
Изменение | Пример |
---|---|
чередования в основе слова | ухо — уши |
усечение основы | дворянин — дворяне, крестьянин — крестьяне, курица — куры |
наращение основы | небо — небеса, брат — братья, сын — сыновья |
изменение суффикса | теленок — телята, котенок — котята |
образование формы множественного числа от другого корня | человек — люди, ребенок — дети |
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа
Названия абстрактных понятий — качеств, свойств, действий, состояний | смелость, прямота, седина, тишина, молодость, бег, чтение, спасение, удивление, учеба |
Название веществ | вода, мёд, молоко, чугун, сталь, нефть, крупа, мука, хлопок, фарфор, цемент |
Собирательные названия (обозначающие множество одинаковых лиц, предметов) | студенчество, человечество, молодежь, воронье, родня, детвора, листва, зелень, белье |
Собственные имена в качестве названий единичных предметов | Москва, Россия, Антарктида, Лермонтов |
Слова | бремы, вымя, пламя, темя |
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Названия «сложных» предметов, т.е. состоящих их двух одинаковых частей («парные предметы») или имеющие много мелких частей, деталей | ножницы, клещи, ворота, сани, весы, часы, шахматы |
Собирательные названия | деньги, финансы, дрова, заросли |
Названия веществ | чернила, белила, духи, сливки, дрожжи |
Названия «сложных действий» (действий длительных, состоящих из ряда отдельных актов, а также совершаемых многими субъектами или имеющих много объектов), а также названия обрядов и игр | дебаты, пересуды, проводы, хлопоты, толки, похороны, прятки |
Некоторые географические названия | Карпаты, Жигули, Афины |
План урока:
Род имен существительных
Число имен существительных
Падеж имен существительных
Мягкий знак на конце существительного после шипящих
Род имён существительных
Посмотрите на картинки. Кого вы на них видите?
Правильно, мы видим мальчика и девочку. Можно сказать, что все люди делятся на два пола: мужской, женский. Аналогично, все существительные, означающие предметы, явления, объекты, делятся на несколько групп. В речи категория носит название не пола, а рода. И групп больше. Кроме женского, мужского, выделяют средний и общий род. Определяют по местоимениям мой (мужской род), моя (женский род), моё (средний род), которые подставляют к существительным. Эти местоимения принято называть помощниками. Рассмотрим на примерах.
1.Моя (книга, тетя, машина, папка).
2. Мой (дед, комбайн, будильник, чайник).
3. Моё(фото, сердце, счастье, гнездо)
Под номером 1 размещены существительные женского рода, под номером 2 – мужского рода, под номером 3 – среднего рода.
Дополнительный способ определения рода существительного – окончание:
- существительные мужского рода имеют окончания -а, -я, нулевое: дедушка, батя, колодец;
- существительные женского рода имеют окончания -а, -я, нулевое: малина, песня, тишь;
- существительные среднего рода имеют окончания -о, -е, -ё: домино, тире, старьё.
Почему этот способ называется дополнительным? Используя только его, невозможно определить род существительного. Вы заметили, почему? Потому что в м.р. и в ж.р. окончания одинаковые. Рассмотрите внимательно таблицу.
Основной способ определения рода – использование местоимений-помощников.С помощью окончаний мы дополнительно проверяем свой выбор.
А вот окончания существительных среднего рода в другом роде не повторяются. А ещё, ребята, большая часть существительных среднего рода являются неодушевлёнными: море, горе, волокно, полотно, лето, сено, поле, солнце, кино, письмо.
Мы рассмотрели с вами три основные формы рода у существительных. Но в языке встречаются слова, у которых трудно определить род: он в равной степени может быть и мужским, и женским. Можно сказать, что род у подобных существительных зависит от текста, в котором они употребляются, от рода предметов, к которым они относятся. Такая двойственность привела к появлению соответствующего названия «общий род».
Рассмотрим существительные, которые относятся к общему роду. Прочитайте предложения и обратите внимание на подчёркнутые слова.
Маша была сирота. Вася был сирота.
Слово «сирота» в разных предложениях имеет разный род. В первом высказывании говорится о девочке, поэтому существительное «сирота» имеет женский род, во втором предложении рассказывается о мальчике, и слово «сирота» становится мужского рода.
Познакомьтесь с перечнем слов, относящихся к общему роду.
Соня, обжора, запевала, задира, плакса, пискля, левша, лежебока, малоежка, тёзка, скромняга, кроха, грязнуля, бедняга, бродяжка, жадина, злюка, егоза, растяпа, растеряха, пройдоха, ровня.
Эти существительные часто употребляются в разговорной речи, большинство из них носят оттенок критического, пренебрежительного отношения к обсуждаемому человеку. Вы и сами, наверное, заметили.
Закрепим новые знания, перейдём к выполнению практических заданий.
ВНИМАНИЕ! Правильные ответы на задания для проверки вы найдёте в конце урока.
Упражнение 1.
Из текста выпишите существительные и укажите их род.
Ёлка стояла нарядная и пушистая. Золотой шар качался. Стеклянное сердце ярко сияло. Гирлянда весело мигала. На фото виднелась снежная гора.
Упражнение 2.
Вместо точек впишите окончания имён существительных.
Шустрая мыш… пробежала под полкой. Медвед… вылез из берлоги. Сладкая груш… досталась Ване. Весл… находилось в лодке. Нян… опоздала на полчаса. Катя набрала ведр… песка. Пол… раскинулось до горизонта. Дедушк… надел очки.
Упражнение 3.
Прочитайте предложения с существительными общего рода,назовите номера предложений, в которых они употребляются, как имена существительные мужского рода.
- Все считали, что мальчик из третьего класса – обжора. 2. Твоя сестра тоже левша? 3. Вовка с детства был плаксой. 4. Бабушка Егора – неугомонная работяга. 5. Несчастный бродяга ходил от деревни к деревне.6. Этот кот настоящий пройдоха!
Число имён существительных
Все предметы можно сосчитать. Если считать по простой схеме, мы выделяем предмет в единственном числе и предметы во множественном числе: мышка – мышки, сноуборд – сноуборды, ручка – ручки, магазин – магазины, космонавт – космонавты. В приведённых примерах вы видите: меняется число предметов – изменяется окончание существительного. Основа слова, ударение остаются неизменными.
Посмотрите на картинки и подписи к ним.
Что вы заметили? При изменении числа предметов, в словах:
а) меняется структура (первые два примера), появляется особый суффикс – ят. Ещё примеры: телёнок – телята, ребёнок – ребята, слонёнок – слонята. При изменении числа, могут использоваться также суффиксы – я, – ат: брат – братья, волчонок – волчата;
б) ударение с корня переходит на окончание (пример 3 и 4).Если бы этого перехода не было, слова звучали бы неправильно. Прочитайте другие существительные с переходом ударения с корня на окончание при изменении числа: крот – кроты, слон – слоны,холод – холода.
В русском языке есть существительные, которые постоянно находятся в единственном или во множественном числе.В таблице вы видите примеры.
Если вы попробуете образовать от слова тесто, сахар, молоко множественное число, ничего не получится. Слова будут звучать неграмотно, их смысл будет непонятен. То же самое касается слов: очки, часы, шахматы.От этих существительных единственное число не получится.
А теперь потренируемся в преобразовании и определении числа существительных.
Упражнение 4.
Найдите пару для слов. От существительных в единственном числе образуйте существительные множественного числа.
цыплёнок – …
зима – …
город – …
чашка – …
огонёк – …
страусёнок – …
автомобиль – …
окно – …
Упражнение 5.
В предложениях подчеркните существительные, от которых невозможно образовать единственное число.
Одноклассники предложили поиграть в жмурки. Я куплю молоко. На девочке были джинсовые шорты. Повар засыпал в компот сахар. Бабушка потеряла очки. На дереве висели спелые яблоки. На завтрак будут кукурузные хлопья.
Падеж имен существительных
Используя существительные в речи, мы меняем их форму, приспосабливаем к другим частям речи и предлогам в предложениях. Это делается для того, чтобы речь была связной, понятной, чтобы слова мирно уживались друг с другом. Такие изменения формы существительных называют склонением по падежам. Их всего шесть. Определяют падежную форму с помощью вопросов. Подробная информация представлена в таблице.
Рассмотрим алгоритм действий при определении формы падежа существительного.Перед нами предложение, в нём несколько существительных.
По озеру медленно плыла небольшая лодка.
- Находим существительные: лодка, по озеру.
- Задаём вопросы к ним: Что? (лодка), лодка плыла по Чему? (озеру).
- Сверяемся с таблицей падежей. На вопрос Что? отвечает И.п., на вопрос Чему? – Д.п. Делаем вывод: существительное лодка имеет форму И.п., а существительное по озеру форму Д.п.
Следующий пример:
У рыбака в садке лежало много рыбы.
Находим существительные и к каждому задаём вопросы:
- У кого? Рыбака (Р.п.).
- У рыбака В чём? В садке (П.п.)
- Лежало много Чего? Рыбы (Р.п.).
Ребята, что помогло нам определить падеж существительных? Правильно, специальные вопросы. Чтобы каждый раз не заглядывать в таблицу, вам нужно выучить падежи и вопросы к ним.
Переходим к самостоятельной работе.
Упражнение 6.
Соедините стрелками существительные и подходящие для них падежные формы.
Мягкий знак на конце существительного после шипящих
Ребята, посмотрите на таблицу и вспомните шипящие согласные.
В существительных шипящие согласные могут стоять на концах слов: грош, ветошь, мелочь, мяч, сторож, рожь. В одних словах шипящие пишутся с мягким знаком, в других – нет. С чем это связано?
Вы уже знаете, что [ш], [ж] всегда твёрдые звуки [ч’], [щ’]– всегда мягкие. Значит, наличие или отсутствие Ь никак не влияет на смягчение звуков. Но мягкий знак может выполнять в предложении грамматическую роль: указывать на род имени существительного. Проверим. У слов: грош, мяч, сторож – мужской род. Ветошь, мелочь, рожь– слова женского рода.
Делаем выводы:
В таблице вы видите правописание слов в ед.ч. Запомните ещё одно правило. Если существительное находится во множественном числе, при этом имеет форму Р.п. и оканчивается на шипящую, то Ь не пишется: много луж, задач, свеч, груш, удилищ.
Проверим, как вы усвоили правило.
Упражнение 7.
Распределите по столбикам слова.
С мягким знаком Без мягкого знака
Список слов: печ(ь), пляж(ь), доч(ь), стриж(ь), брош(ь), дрож(ь), ёж(ь), морж(ь), плащ(ь), товарищ(ь), гуашь(ь), несколько встреч(ь).
Ответы на задания
Упражнение 1.
Ёлка (ж. р.) шар (м.р.), сердце (с.р.), гирлянда(ж.р.), фото (с. р.), гора (ж. р.).
Упражнение 2.
Мышь, медведь, груша, весло, няня, ведро, поле, дедушка.
Упражнение 3.
Предложения под номерами: 1, 3, 5, 6.
Упражнение 4.
цыплёнок – цыплята
зима – зимы
город – города
чашка – чашки
огонёк – огоньки
страусёнок – страусята
автомобиль – автомобили
окно – окна
Упражнение 5.
Жмурки, шорты, очки, хлопья.
Упражнение 6.
Упражнение 7.
Ребята, наш урок закончился. Сегодня вы получили новые знания об имени существительном. Познакомились с правилами, которые вам помогут писать грамотно. Проверьте, несколько вы были внимательными и хорошо поняли материал. Пройдите тестирование.