Изменение госконтракта: как внести изменения в заключенный госконтракт?
7 января 2022 г.
Нередко уже на начальном или на более поздних этапах этапе исполнения заключенных государственных и муниципальных контрактов (далее – «контракты», «госконтракты») возникают обстоятельства, вследствие которых их исполнение значительно усложняется, либо вовсе становится невозможным. В целях адаптации госконтракта к таким обстоятельствам предусмотрен механизм изменения госконтрактов. При этом на практике возникает немалое количество вопросов о том, по каким основаниям и в каком порядке возможно изменение госконтракта.
1 января 2022 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон № 44-ФЗ», «Закон о контрактной системе»), предусмотренные Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые среди прочего затронули порядок и основания изменения государственных контрактов. В рамках данной статьи рассмотрим подробно порядок изменения и основания госконтрактов, действующей с 1 января 2022 года.
Как и любые другие договоры, госконтракты содержат существенные и несущественные условия. В случае с несущественными условиями, с такими как, например, реквизиты сторон, сложностей не возникает – их изменение специально не регламентировано и осуществляется по общим правилам предусмотренным Гражданским кодексом РФ для сделок, совершенных в письменной форме.
Иначе дело обстоит с существенными условиями госконтрактов. По общему правилу, указанному в части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия «существенные условия госконтракта», однако статья 34 Закона № 44-ФЗ указывает на «обязательные условия» госконтракта. Таким образом, «обязательные условия» в контексте Закона №44-ФЗ в тоже время являются «существенными», без согласования которых госконтракт не может считаться заключенным.
Анализируя положения статьи 34 Закона № 44-ФЗ можно выделить две группы существенных условий:
1) существенные (обязательные) условия, которые обязательны для всех видов госконтрактов;
2) во вторую – существенные условия, которые должны быть включены в госконтракт в определенных случаях.
В первую группу входят следующие существенные (обязательные) условия:
- цена контракта (в общем случае) или цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта (для закупок с неопределённым объёмом) или цену каждого этапа контракта (в случае, если контракт исполняется поэтапно), а также условие о том, что сумма, оплачиваемая исполнителю (подрядчику, поставщику), уменьшается на размер налоговых платежей, которые платит заказчик (ч. 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
- условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (ч. 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
- условия о порядке и сроке оплаты (ч. 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
- условия о порядке и сроке приёмки (ч. 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
- условия о порядке и сроке оформления результатов приёмки (ч. 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).
Во вторую группу существенных условий госконтрактов следует отнести такие условия как:
- порядок определения количества товара (для закупок с неопределённым объёмом ч. 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
- график исполнения контракта (если контракт заключается на срок более чем три года, и цена контракта составляет более чем 100 миллионов рублей ч. 12 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
- порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (в случае установления требования к такому обеспечению ч. 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
- размер, порядок и срок выплаты аванса, в том числе в отношении каждого этапа контракта (в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса ч. 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
- стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае заключения контракта жизненного цикла ч. 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ)
- условие об обязанности поставщика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договоры с поставщиком, общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта (ч. 23 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
- условие о банковском сопровождении контракта (в случае, если необходимо банковское сопровождение ч. 26 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
- срок возврата обеспечения исполнения контракта (в случае требования такого обеспечения ч. 27 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
- условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины (для контрактов по охране, защите, воспроизводству лесов ч. 28 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
- условие об обязательстве поставщика предоставить новое обеспечение исполнения контракта, если перестало действовать старое (в случае требования такого обеспечения ч. 30 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).
В зависимости от вида госконтракта, в соответствии с положениями ГК РФ, к существенным также могут быть отнесены и другие условия госконтрактов. При этом следует исходить из того, что п. 2 ст. 432 ГК РФ существенными являются (1) условия о предмете договора, (2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, (3) а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Непосредственно порядок и основания изменения госконтрактов содержится в статье 95 Закона № 44-ФЗ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым могут быть изменены условия контрактов.
Как отметил Верховный Cуд в пункте 41 постановления Пленума от 4 марта 2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»: «Изменение сторонами условий договора, заключенного по результатам обязательных процедур, конкурентных закупок, допускается в пределах, установленных законом». Однако, в тоже время, Верховный Суд указывает, что «если договор изменен настолько, что это влияет на условия, представляющие существенное значение, например, для определения цены договора, и имеются достаточные основания полагать, что в случае изначального предложения договора на измененных условиях состав участников был бы иным и (или) победителем могло быть признано другое лицо, то действия сторон по изменению договора могут быть квалифицированы как обход требований Закона о защите конкуренции, а соглашение, которым внесены соответствующие изменения, считается ничтожным».
Более того, за изменение условий контракта по основаниям, не предусмотренным статьей 95 Закона № 44-ФЗ, установлена административная ответственность по части 4 и части 5 статьи 7.32 КоАП (см., например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2015 по делу № А60-1860/2015; решение Забайкальского краевого суда от 13.04.2015 по делу № 21-93/2015).
Всего законодателем предусмотрено более 10 оснований для изменения существенных условий госконтрактов, которые было бы целесообразно объединить в следующие группы:
- изменение по соглашению сторон (подпункты 1.1-1.3, 10, 12 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
- изменение на основании решений органов исполнительной власти (подпункты 2 – 4 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
- изменение контрактов при наличии к тому объективных, не зависящих от воли сторон обстоятельств (подпункты 5 – 7 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
- изменение отдельных видов контрактов, предметом которых является строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия изменения контрактов, а также выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (подпункты 8-9, 11,13 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Рассмотрим каждую группу оснований предметно.
Изменение госконтракта по соглашению сторон
Изменение существенных условий госконтрактов по соглашению сторон возможно в следующих ситуациях:
- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
- если по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 %. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных госконтрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
- при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства цены контракта не более чем на 10 % цены госконтракта;
- в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
- если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
Таким образом, данная группа оснований предполагает, что для изменения условий госконтрактов достаточным условием является волеизъявление сторон. Однако, несмотря на это, на практике нередко возникают спорные ситуации.
Так, довольно интересной представляется ситуация, когда документацией о закупке в цену контракта заложен НДС, а победитель закупки, не является его плательщиком – (1) должна ли в таком случае измениться цена госконтракта и (2) должен ли победитель закупки уплатить НДС?
В качестве ответа на первый вопрос, следует привести позицию, отраженную в определении судебной коллегии по экономическим спора Верховного Суда РФ № 305-ЭС19-391 от 30.05.2019 по делу № А40-88142/2018 «С учетом приведенных положений Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.»
При этом, например, Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 15.10.2019 № Ф09-4893/20 по делу № А60-55923/2019 сделал вывод, что не только цена госконтракта, но и её структура не может изменяться в зависимости от системы налогообложения, используемой участником закупки, путем применения «понижающего коэффициента»:
«Обязательных правил для заказчиков, предписывающих исключить строку НДС, либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и сметы без НДС, то есть разработать условия документации и сформировать цену контракта в зависимости от применения системы налогообложения участником закупки Закон № 44-ФЗ не содержит.
Последующие отношения, связанные с исчислением и уплатой НДС при получении оплаты по контракту лицами, применяющими общую систему налогообложения, а также с перечислением НДС в бюджет лицами, освобожденными от уплаты НДС, регулируются налоговым законодательством.
Данные обстоятельства являются предпринимательскими расходами и рисками лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и выбравших определенную систему налогообложения.
Следовательно, исключение затрат на уплату НДС дополнительным соглашением из расчета стоимости подрядных работ, и актов о приемке выполненных работ формы КС-2 и включение «понижающего коэффициента по итогам аукциона 0,841814787188249» в нарушение требований ч. 2 ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ привело к незаконному перечислению подрядчику бюджетных средств в размере _ руб.».
Отвечая на второй вопрос, следует привести выдержку из определения Верховного суда РФ от 19.03.2019 № 302-КГ18-24863 по делу № А74-17122/2017: «Оценив содержание проекта государственного контракта, суды отметили, что заказчиком еще на этапе планирования закупки и размещения закупки на официальном сайте ЕИС в сфере закупок в проекте контракта аукционной документации предусмотрен случай, что победителем электронного аукциона может быть признан участник, который не является плательщиком НДС. Следовательно, отказ заказчика от изложения контракта в предложенной победителем торгов редакции является необоснованным, поскольку государственный заказчик не вправе принуждать участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, к уплате НДС. Данное требование общества о внесении изменений в проект государственного контракта было направлено не на одностороннее изменений условий контракта, в нарушение ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе (как ошибочно полагает учреждение), а на приведение в соответствие с фактическими обстоятельствами документального содержания налоговых правоотношений, в которых участвуют стороны сделки, при неизменности цены контракта (п. 1 ст. 710, п. 2 ст. 766, ст. 768 ГК РФ)».
Резюмируя положения приведенной судебной практики, можно сделать следующие выводы:
1. Цена уже заключенного контракта не может изменяться в зависимости от применяемой победителем закупки системы налогообложения путем подписания дополнительных соглашений (в том числе, путем применения понижающих коэффициентов без изменения цены контракта).
2. В случае если закупочной документацией предусмотрено, что победителем закупки может стать участник, который не является плательщиком НДС, исключение НДС из цены (без её изменения) контракта на этапе его подписания является правомерным.
В части изменения цены государственных контрактов, при увеличении или уменьшении количества товара, объемов работы или услуги, а также при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия в размере не более чем 10% от цены контракта также сложилась заслуживающая внимания правоприменительная практика.
1. Стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона (см. п. 12 обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
2. В исключительных случаях (если их нельзя было учесть в документации о закупке и без них невозможно завершить учтенные работы; невыполнение этих работ негативно влияет на годность и прочность результата основных работ; они не могли быть выполнены иным лицом без увеличения их стоимости), дополнительные строительные работы, цена которых превышает 10% подлежат оплате (см. постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 марта 2020 г. № Ф10-6463/19 по делу № А84-3886/2018).
3. Изменения экономической ситуации в части колебаний курса валют не может служить основанием для увеличения цены (см. определение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2017 г. № 303-ЭС17-21159, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 апреля 2017 г. № Ф03-1413/17 по делу № А51-19845/2015).
В случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ могут быть изменены любые существенные условия контрактов (см. письмо Минфина России от 19 декабря 2019 г. № 24-03-07/99602), что обусловлено спецификой таких контрактов:
- п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – закупка товара, работы или услуги, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»), а также услуг центрального депозитария;
- п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением закупок сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
- п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
- п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – закупка работ, услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих или переданных заказчику, закупка услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в том же здании. При отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с подрядчиком, исполнителем указанных работ, услуг заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости таких работ, услуг пропорционально размеру площади принадлежащих или переданных заказчику помещений в общей площади здания, с лицом, заключившим договор (контракт) на выполнение, оказание этих работ, услуг;
- п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком;
- п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства;
- п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ;
- п. 51 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – осуществление закупок юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов Российской Федерации в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств.
Как отражено в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом. Однако, в случае если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, то такое изменение условий контракта является правомерным.
Таким образом, признаком, объединяющим все вышеуказанные основания в единую группу, является то, что для изменения условий госконтрактов достаточным условием является волеизъявление сторон.
Изменение контрактов на основании решений органов исполнительной власти
Изменение существенных условий госконтрактов на основании органов исполнительной власти возможно в следующих ситуациях (подпункты 2 – 4 части 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ):
- если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства;
- если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации.
Порог цен контрактов, изменение которых возможно по решению исполнительного органа, установлен постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1186 «Об установлении размера цены контракта, предельного размера цены контракта, при которых или при превышении которых существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации, в случае если исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно»:
- 10 млрд. рублей – для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд;
- 1 млрд. рублей – для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
- 500 млн. рублей – для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд;
- 40 млн. рублей – для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения;
- 100 млн. рублей – для контракта жизненного цикла.
Таким образом, на основании решений органов исполнительной власти контракты могут быть изменены при единовременном соблюдении следующих условий:
- цена контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством;
- срок исполнения контракта составляет или превышает пределы, установленные законом;
- исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно;
- принято решение соответствующего исполнительного органа.
Таким образом, при соблюдении указанных условий по решению соответствующего исполнительного органа могут изменяться любые существенные условия контрактов, без изменения которых его исполнение невозможно.
Изменение контрактов при наличии к тому объективных, не зависящих от воли сторон обстоятельств
В соответствии с положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ объективными, не зависящими от воли сторон обстоятельствами, которые могут стать основанием для изменения контракта, служат следующие ситуации:
- изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
- в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – «БК РФ»), при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
- в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина;
- в законодательстве отсутствует единый перечень регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, таким образом оценивая возможность изменения условий контракта по данному основанию, следует сверяться с отраслевым законодательством.
Так, например, размер тарифов в электроэнергетике регулируется постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», а в сфере водоснабжения и водоотведения – постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
В тоже время, не любое изменение тарифов является основанием для одностороннего изменения цены государственного контракта. Так, Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 17 мая 2017 г. № Ф05-3996/17 по делу № А40-82386/2016 указал, что суд первой инстанции, апелляционный суд, применив положения статей 34, 42, 95 Закона № 44-ФЗ, исследовав и оценив условия государственного контракта и приложения к нему в совокупности с другими доказательствами, пришли к правомерному выводу о том, что цена государственного контракта является твердой и определяется на весь период исполнения контракта, а причина повышения тарифов, связанная с изменением стоимости услуг на перевозку грузов (вагонов) на паромных судах морского перевозчика, не является основанием для изменения цены государственного контракта. С учетом этого, приняв во внимание, что ответчик без получения согласования применил завышенные ставки, нарушив тем самым условия государственного контракта и положения Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ст. 161 БК РФ в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги).
Порядок сокращения количества товара, объема работы или услуги в данном случае определяется постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1090 «Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта».
Отдельно следует отметить, что в случае изменения контракта на основании п. 6 ст. 161 БК РФ, исполнитель вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий контракта.
Процедура изменения контракта, в случае изменения цены при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, заключенного с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации детально не раскрыта в законодательстве РФ, однако в пункте 5 постановления Правительства РФ от 11 ноября 2013 г. № 1011 «Об утверждении Правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» указано, что контракт должен содержать условия, соответствующие требованиям Закона № 44-ФЗ и учитывающие нормы законодательства государства, на территории которого находится иностранная организация, в том числе: порядок изменения и расторжения контракта.
Таким образом, можно сделать вывод, что порядок изменения контракта в данном случае регулируется исключительно положениями контракта лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Отдельно стоит остановиться на случаях, когда существенные условия госконтракта можно изменить в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны госконтракта при его заключении, в соответствии со статьей 451 ГК РФ. По общему правилу изменить условия договора в рамках статьи 451 ГК РФ можно либо по соглашению сторон, либо же в судебном порядке при соблюдении следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны не могли предвидеть изменения обстоятельств его исполнения;
2) изменение обстоятельств вызвано независящими от сторон обстоятельствами;
3) исполнение договора без изменения его условий нарушает интересы сторон и повлечет для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Правоприменительная практика по вопросу о том возможно ли изменить существенные условия госконтрактов на основании статьи 451 ГК РФ противоречива. Так, в постановлении от 25 апреля 2018 г. № Ф05-3776/18 по делу № А40-58425/2017 Арбитражный Суда Московского округа указывает:
«Как верно указал суд, поскольку специальный закон, регулирующий отношения сторон, не предусматривает возможности изменения сроков выполнения работ по контракту, такое изменение невозможно и в судебном порядке.
Положения ст. 451 ГК РФ в части изменения договора в связи в связи с существенным изменением обстоятельств к государственным и муниципальным контрактам не применяются в силу специального регулирования данных отношений Законом № 44-ФЗ.
В этой связи довод общества о необходимости изменения существенных условий контракта применительно к положениям статей 450, 451 ГК РФ, суд кассационной инстанции считает несостоятельным».
Такой же позиции придерживаются и другие суды: постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 февраля 2018 г. № Ф01-6286/17 по делу № А11-3576/2017, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 апреля 2019 г. № Ф02-808/19 по делу № А33-34156/2017, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 августа 2018 г. № Ф02-3487/18 по делу №А33-27819/2017.
Однако существует и иная позиция, отраженная в постановлении арбитражного суда Уральского округа от 25 апреля 2016 г. № Ф09-2704/16 по делу № А60-27041/2015, согласно которой «отсутствие надлежащих точек подключения, отсутствие разделов проектной документации по благоустройству и озеленению в связи с принятием решения об отказе от строительства подземной парковки, судами правомерно признаны достаточными основаниями для изменения срока государственного контракта на основании ст. 451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств».
Таким образом, вопрос о применимости положений статьи 451 ГК РФ в качестве основания для изменения госконтрактов должен рассматриваться в каждом случае отдельно с учетом фактических обстоятельств.
Особенности изменения отдельных видов госконтрактов
В отдельную группу оснований изменения контрактов жизненного цикла и контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских (НИОКР) или технологических работ, можно выделить следующие ситуации:
- если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта жизненного цикла (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закон № 44-ФЗ, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
- если контракт жизненного цикла (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
- если при исполнении контракта жизненного цикла (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на 30 %;
- если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение НИОКР или технологических работ, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %.
Таким образом, законодатель выделил вышеперечисленные ситуации, которые могут быть основанием для изменения контрактов, ввиду их особой специфики и объема порученных работ (цены контракта). В связи с тем, что зачастую уже в ходе производства работ по контрактам обнаруживается неполнота исходных данных и отсутствие необходимых работ в техническом задании, это требует существенной корректировки как цены контрактов, так и их сроков выполнения.
Порядок и последствия изменения госконтракта
В соответствии со статьей 450 ГК РФ «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».
Законодатель не предусмотрел специального порядка заключения дополнительных соглашений к контрактам. Таким образом, дополнительное соглашение к государственному контракту должно быть совершено в той же форме что и сам контракт.
После подписания дополнительного соглашения, оно должно быть опубликовано в ЕИС в течении 5 рабочих дней в соответствии с требованием ч. 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.
Из существа статьи 450 ГК РФ следует, что условия госконтракта могут быть изменены только в двустороннем порядке, по соглашению сторон. В связи с этим возникает вопрос – возможно ли изменить условия госконтракта, если, например, такие положения будут включены в его условия? Представляется, что в таком случае такие положения госконтракта не будут соответствовать действующему законодательству, поскольку ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не указывает на возможность одностороннего изменения условий госконтрактов.
В соответствии с ч. 1 статьи 453 ГК РФ является «При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде».
Согласно ч. 3 статьи 453 ГК РФ «В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.»
Таким образом, после вступления в силу решения суда или дополнительного соглашения к госконтракту, обязательства между заказчиком и исполнителем контракта сохраняются в измененном виде, согласно условиям дополнительного соглашения или соответствующего решения суда.
Резюмируя, можно сказать, что процедура изменения госконтрактов достаточно сложный и многогранный процесс, который включает множество обязательных к исполнению условий и правил. Однако, несмотря на всю сложность, процедура изменения госконтрактов является одной из самых важных составляющих контактной системы РФ, позволяющая в процессе исполнения госконтрактов адаптировать их положения к динамично изменяющимся обстоятельствам.
7 января 2022 г.
Для внесения изменения в ранее размещенное в ЕИС Исполнение контракта надо в навигаторе в папке «Исполнение контракта» открыть фильтр «Зарегистрированы», выделить из списка требуемый документ и нажать кнопку [Сформировать изменение] (Рисунок 1).
В окне подтверждения действия для продолжения процедуры формирования изменения надо нажать кнопку [ОК] (Рисунок 2).
По результатам выполнения операции по формированию изменения документы Система отобразит протокол о невозможности формирования изменения с отображением причин или же отобразить протокол успешного формирования изменения документа (Рисунок 3). По клику ЛКМ на гиперссылку с номером изменения в протоколе можно открыть сформированный документ.
Вновь сформированный документ будет доступен в папке Навигатора «Исполнение контракта» в фильтре «Создание нового». Для открытия вновь сформированного документа необходимо его выделить в списке и нажать кнопку [Редактировать] (Рисунок 4) или движды кликнуть по записи в списке ЛКМ.
В момент формирования изменения исполнения контракта происходит автоматическая связка изменения исполнения контракта с последней актуальной редакцией зарегистрированного в ЕИС контракта (Рисунок 5).
Значение в поле «Этап контракта» автоматически обновляется на основе данных из последней актуальной редакции контракта на основе соответствия данных по идентификатору этапу контракта или по дате начала исполнения этапа контракта. Если ни по одному из этих параметров соответствие не будет найдено в актуальной редакции контракта, то значение этапа контракта останется неизменным. Так же в изменении исполнения контракта для заказчиков доступна возможности ручного выбора этапа контракта. Чтобы избежать перемешивания различных редакций исполнения контракта в рамках этапов контракта предусмотрен системный блокирующий контроль, проверяющий корректность выбора этапа контракта. Данный контроль не сработает для пользователей с ролью администратора Системы.
Так же в момент формирования изменения исполнения контракта автоматически обновляются сведения об объеме исполненных обязательств поставщиком в связке с актуальной редакцией контракта.
Во вкладке «Изменение» надо заполнить поля «Номер редакции сведений в ЕИС», «Основание изменения (исправления) опубликованной редакции/ Описание изменения» (Рисунок 6).
После внесения необходимых изменений в сведения об исполнения контракта надо нажать кнопку [Сохранить].
При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.
Что написано пером – не вырубишь топором?
Заключение любого договора невозможно без особого интереса к нему сторон (крайние случаи незаконных схем в расчет не берем). Подписывая договор на определенных условиях, стороны исходят из конкретных обстоятельств, в т.ч. прогноза будущих событий. Например, поставщик оборудования исходит из того, что сможет приобрести нужный товар на заводе-производителе или у посредника, транспортная компания вовремя и в целости доставит товар, оборудование окажется требуемого качества, а покупатель примет его и вовремя оплатит. Покупатель же, в свою очередь, надеется на поставку качественного оборудования в оговоренный срок по согласованной цене.
Если все ожидания совпадают, пусть даже и с небольшими отклонениями, то стороны более-менее довольны. Но ведь завод может не произвести достаточного количества оборудования в срок, транспортная компания – «растрепать» по дороге часть поставки, цены – резко подскочить из-за изменения валютного курса, сроки – сорваться и т.п. Тогда исполнение договора полностью или частично сорвется, а обстоятельства изменятся настолько, что, возможно, поставщик и продавец, оба или один из них, утратят интерес к договору на прежних условиях. Что же тогда делать?
Закон в такой ситуации предлагает три варианта:
- Приложить все усилия для исполнения договора в любом случае, если одна из сторон сохраняет к нему интерес и требует исполнения.
- Вступить в переговоры с контрагентом для изменения условий договора или его расторжения.
- Изменить или расторгнуть договор в судебном порядке.
Рассмотрим их.
Приложить усилия для исполнения договора
Гражданское законодательство исходит из принципа сохранности обязательств и их разрушения только в крайних случаях. Заключая договор, стороны принимают на себя определенные обязательства, т.е. становится необходимо выполнить в пользу другой стороны определенные действия либо воздержаться от них (должник), а другая сторона (кредитор) вправе требовать исполнения такой обязанности (п. 1 ст. 307, п. 1 ст. 420 ГК РФ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора, требованиями закона и иных нормативных правовых актов, а при их отсутствии – в соответствии с обычаями или иными предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается, если только иное не предусмотрено договором или законом (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
Таким образом, по общему правилу, если договор заключен на определенных условиях, то надо его исполнять, за исключением ситуаций, когда самим договором или законом предусмотрено иное. Потому так важно заранее – перед и во время заключения договора – продумать:
- содержат ли предложенные в договоре условия какие-либо риски срыва исполнения договора, какие обстоятельства могут в будущем помешать исполнению;
- насколько эти риски реальны и какова вероятность их наступления (в расчет берем реально возможные риски, не стоит придумывать экзотические вроде ядерной войны или восстания роботов, исходим из будничных проблем);
- что делать, если негативное событие все-таки наступит, возможно ли преодолеть его последствия;
- есть ли в предложенном договоре иные скрытые риски, в т.ч. правового характера.
Такой анализ – это минимальный «порог входа» в договор. После него можно принимать предварительное решение: заключать договор или нет, или заключать с корректировкой условий.
Судебная практика
Университет и строительная организация договорились о капитальном ремонте крыши общежития. Срок выполнения работ – 20 дней (ноябрь – декабрь). Подрядчик не смог исполнить обязательства, ссылался, что помешали провода на крыше, была плохая погода, используемые материалы нельзя было укладывать при температуре ниже +5 градусов и т.п. Заказчик потребовал расторжения договора и обратился в суд. Суд отклонил эти обстоятельства, указав, что подрядчик – профессиональная строительная организация и должен был предвидеть такие обстоятельства при заключении договора, но заключил договор на спорных условиях, вовремя не предупредил, не уведомил заказчика о возникших препятствиях (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.04.2019 № Ф10-684/2019 по делу № А48-1895/2018).
Как видим, подрядчик допустил сразу несколько ошибок – вовремя не уведомил заказчика о препятствиях для производства работ, но самое главное, еще при заключении договора не задал себе три важных вопроса:
1) могут ли погодные условия привести к срыву договора? В конце ноября – декабре для средней полосы России характерны перепады температуры со склонностью к отрицательным значениям, снегопады, мокрый снег или дождь, сильный ветер и т.п., т.е. высока вероятность, что будут неблагоприятные для проведения кровельных работ условия. Тут стоит подумать – есть ли какие-то материалы или способы, которые помогут минимизировать риск срыва работ из-за, например, понижения температуры?
2) в каком исходном состоянии крыша, есть ли препятствия для исполнения договора в срок: провода, какие-либо иные конструкции и т.д.?
3) срок проведения работ – 20 дней. Реально ли выполнить работы в такой срок с учетом возможного наличия определенных препятствий и степени риска их наступления? Если нет, то какой срок более реальный?
В зависимости от ответов на вопросы возможны сразу три варианта:
- отказаться от заключения такого договора;
- предложить заказчику иной срок выполнения работ;
- включить в договор по согласованию с заказчиком так называемое защитное условие.
Применительно к нашему примеру в договор можно было бы включить формулировку следующего содержания:
Пример 1. Уточняющая формулировка в договор
Вариант 1. Если среднесуточная температура более двух календарных дней подряд будет ниже +5 градусов Цельсия, то срок работ, установленный в п. 2.2 настоящего договора, продлевается на 10 календарных дней или на больший срок по соглашению сторон.
Вариант 2. Подрядчик вправе приостановить работы сроком на 5 рабочих дней. При необходимости срок может быть продлен еще на 5 рабочих дней, при следующих неблагоприятных условиях:
- понижение среднесуточной температуры более двух календарных дней подряд на 5 градусов Цельсия;
<…>
В указанных выше случаях срок работ, установленный в п. 2.2 настоящего договора, продлевается на время приостановки работ, но не более чем на 10 рабочих дней.
Напомним: по общему правилу во время переговоров о заключении договора стороны вправе предлагать изменения в условия договора (ст. 421, 434.1, 435, 438 ГК РФ). Изменения можно предложить, направив свой вариант договора или отдельных условий договора. На практике стороны обмениваются либо письмами с вариантами проекта договора / отдельных условий или составляется протокол разногласий к договору (п. 1 ст. 445 ГК РФ). В случае возникновения разногласий и перевода спора в судебный процесс суд будет исследовать любые письменные доказательства факта переговоров и их содержания.
Просчет рисков при заключении договора позволит лучше защититься от возможного срыва исполнения договора. Причем такой просчет рекомендуется делать с разных позиций, в т.ч. через проверку контрагента, схожей судебной практики на предмет выявления потенциально опасных ситуаций (рисков).
Порой выполнение договора «при любом раскладе» может быть оправдано репутационной пользой – ради создания или поддержания репутации надежного контрагента (поставщика, заказчика и т.п.). Но только если затраты не окажут существенного влияния на платежеспособность (устойчивость) организации.
Вступить в переговоры для изменения условий договора или его расторжения
Если в первом случае контрагент старается выполнить договор в любом случае, то в этом рассматриваемом варианте, напротив, предпринимается попытка пересмотреть договор так, чтобы минимизировать или и вовсе устранить негативные последствия.
Делается это:
- или через изменения условий договора, например продление срока ремонта крыши (как в деле выше),
- или через его расторжение.
Иногда на практике встречается упорное «цепляние» за договор вместо его расторжения, поскольку контрагент требует за это выплаты большой неустойки. Но в ряде случаев ее выплата может оказаться все же более выгодной, чем потери от исполнения договора (тем более что даже при исполнении договора в натуре все равно сохраняется риск выплатить неустойку по требованию контрагента вследствие, например, срыва сроков).
Как изменить или расторгнуть договор?
Шаг 1. Подготовить обоснование для изменения или расторжения договора, новые условия для договора или условия его расторжения.
Интерес к договору теряется, когда обстоятельства изменяются так, что если бы речь шла о заключении договора сейчас, то он бы не был заключен вовсе или его заключили бы на других условиях. Потому изменения в договор должны восстановить интерес полностью или частично, при этом чтобы сохранился баланс интересов всех сторон договора. Последнее важно, т.к. иначе контрагент не согласится на изменение или расторжение, если только сам не утратил к договору интерес.
Посмотрим, что необходимо сделать (Схема 1).
Схема 1. Действия стороны, которая хочет изменить или расторгнуть договор
После анализа будет более ясно, какой из вариантов выгоднее:
- выполнить договор «в любом случае»,
- расторгнуть договор с уплатой неустойки1,
- изменить условия2.
Одновременно надо продумать, какие аргументы помогут убедить контрагента, например, в необходимости изменить договор на определенных условиях. Возможно, придется пойти на некоторые уступки и даже понести убытки. В последнем случае действует принцип минимизации убытков, условно: иногда лучше потерять 100 000 руб. на скидку для цены, чем 1 млн за невыполнение договора и утрату заказчика.
При выборе варианта изменения или расторжения договора – подготовить соответствующее предложение контрагенту. Оно может быть оформлено в любом виде: и как отдельное письмо, и в составе претензии по исполнению договора. Формулировка может быть также любой, форма свободная, главное – чтобы было понятно предложение. Исключения – если только договором или законом для конкретного договора установлено соблюдение особой формы3.
Пример 2. Формулировка письма об изменении условий договора
По условиям п. 3.1 договора поставки от 11.03.2020 срок поставки оборудования установлен не позднее 1 мая 2020 года. Между тем из-за приостановки работы завода-изготовителя по причине введенного карантина из-за выявленных случаев заболевания работников завода коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) производство оборудования приостановлено до 10 мая 2020 года (заверенная копия письма завода прилагается).
Потому поставщик в состоянии выполнить заказ по поставке только на 70% (7 единиц оборудования). В настоящее время с нашей стороны предпринимаются все возможные меры для разрешения проблемы. В связи с этим предлагаются следующие изменения на выбор с заключением дополнительного соглашения к договору поставки:
1. Дать согласие на замену части оборудования на оборудование производства другого изготовителя. Внести соответствующие изменения в п. 2.3 приложения № 2 к договору поставки.
2. Или, при сохранении прежней марки и изготовителя оборудования, изменить условие о сроке поставки оборудования, изложить п. 3.1 договора в следующей редакции:
«Срок поставки оборудования, указанного в приложении № 2 к договору поставки, составляет от оговоренного сторонами объема поставки:
- 7 единиц оборудования – не позднее 1 мая 2020 года;
- 3 единицы оборудования – не позднее 15 июля 2020 года».
Просьба дать ответ не позднее 5 рабочих дней со дня получения настоящего предложения. Также уведомляем о том, что готовы предложить скидку в размере 10 процентов от стоимости непоставленной в первоначальный срок партии оборудования.
Пример 3. Формулировка письма о расторжении договора
<…> Из-за производственной аварии на заводе-изготовителе производство оборудования приостановлено на неопределенный срок (копия письма завода прилагается) по причине введенного карантина из-за выявленных случаев заболевания работников завода коронавирусной инфекцией (2019-nCoV). В связи с этим предлагаем расторгнуть договор поставки на следующих условиях: <указываются условия>.
В качестве приложения надо указать документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ваша сторона ссылается, а также готовый вариант дополнительного соглашения о расторжении договора или об изменении его условий.
Шаг 2. Направить предложения контрагенту.
Предложение направляется согласованным в договоре способом. Это может быть письмо на электронную почту или факс или обычное почтовое отправление. Если договором порядок и форма не установлены, то можно использовать любой из указанных вариантов. Безусловно, более предпочтительный вариант – почтовое отправление. В любом случае надо выбирать такой способ, чтобы были достоверные доказательства направления уведомления (предложения, претензии) контрагенту. Например, если используется электронный адрес, то он должен быть официальным, указанным на корпоративном сайте контрагента или в договоре (согласован сторонами как контактный, см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.04.2018 № Ф01-818/2018 по делу № А29-6890/2017).
Вопрос в тему
Есть ли какие-то риски, если направить претензию или предложение об изменении или расторжении договора по электронной почте?
Да, есть. Может возникнуть спор: а) о факте получения письма; б) о том, получило ли сообщение именно уполномоченное лицо.
Судебная практика
Суд отклонил довод о том, что ответчик направил акты на электронную почту, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что названный представитель является работником ответчика и уполномочен принимать корреспонденцию от его имени по электронной почте. Представленные заявителем скриншоты в подтверждение направления актов по адресу электронной почты для подписания не свидетельствуют о надлежащем исполнении ООО своих обязательств, поскольку договором не предусмотрен порядок обмена документами при помощи электронной почты. Доказательств направления актов посредством почтовой связи либо иным надлежащим способом именно на адрес общества ответчиком в материалы дела не представлено (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.01.2018 № Ф02-6957/2017 по делу № А78-128/2017, определением ВС РФ от 26.03.2018 № 302-ЭС18-1255 отказано в передаче дела для пересмотра).
Потому важно согласовать возможность переписки и направления юридически значимых сообщений на электронную почту с указанием адреса такой почты.
Пример 4. Формулировка в договоре об использовании электронной почты
Любая переписка и юридически значимые сообщения, связанные с исполнением настоящего договора, могут направляться посредством электронной почты по адресам:
- поставщик: postavka@postavka.ru;
- заказчик: zakaz@zakaz.ru
Стороны обязуются обеспечить доступ к указанным выше почтовым адресам (ящикам) только для лиц, уполномоченных на ведение переговоров и получение юридически значимых сообщений. Сообщения, отправленные и полученные с указанных адресов электронной почты, считаются официальным ответом стороны по договору. Риск предоставления доступа неуполномоченным лицам несет соответствующая сторона.
При направлении предложения по почте лучше использовать письмо с описью вложения и уведомлением о вручении. Направляется оно на юридический адрес (официальный адрес места нахождения), который указан в ЕГРЮЛ (п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ). Если фактический и юридический адреса не совпадают, то рекомендуется направить предложение на оба адреса, так у контрагента будет меньше шансов отрицать получение письма.
Обратите внимание: в отношении претензий или уведомлений-предложений об изменении (расторжении) договора применяются положения о юридически значимых сообщениях (ст. 165.1 ГК РФ). Если другая сторона могла получить сообщение, но по зависящим от нее обстоятельствам не сделала это, то сообщение считается полученным. Все риски неполучения сообщений несет соответствующая сторона (исключение – если были обстоятельства «вне власти» лица), потому важно организовать получение корреспонденции, поступающей на соответствующий адрес, в т.ч. это касается электронной почты.
Судебная практика
Суд отклонил довод о том, что ответчик не получал уведомления о расторжении договора. Он указал, что письмо было направлено на адрес, указанный в ЕГРЮЛ. А в соответствии с ч. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск:
- последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ;
- отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ) (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.02.2019 № Ф10-6510/2018 по делу № А84-1072/2018, определением ВС РФ от 20.06.2019 № 310-ЭС19-8614 отказано в передаче дела для пересмотра).
Шаг 3. Провести при необходимости дополнительные переговоры, заключить дополнительное соглашение к договору.
Если контрагент согласен на предложенные условия, то подписывается соответствующее дополнительное соглашение в обычном для заключения договоров порядке. При составлении текста допсоглашения надо обратить внимание на правильность указания, к какому договору оно относится и какие конкретно условия будут изменяться (т.е. указать конкретный пункт, который будет в новой редакции). Это важно для идентификации договора, который изменяется или расторгается (особенно в условиях, когда между сторонами заключено или заключалось несколько договоров).
Также если условия изменяются на определенный период времени, например они будут распространятся на будущие отношения, то и это важно правильно прописать в допсоглашении:
Пример 5. Формулировка в дополнительном соглашении об изменении условий договора
Условия договора, в редакции настоящего дополнительного соглашения, применяются для отношений между сторонами Договора на период после 1 мая 2020 года.
Если требуется распространить положения и на прошлые периоды, то можно это указать, например, так:
Пример 6. Формулировка в дополнительном соглашении об изменении условий договора
Условия договора, в редакции настоящего дополнительного соглашения, применяются и для отношений между сторонами Договора, которые возникли в период до 1 мая 2020 года.
Если договор расторгается, то фиксируется, с какой даты происходит такое расторжение:
Пример 7. Формулировка в дополнительном соглашении о расторжении договора
Стороны договорились о нижеследующем:
…Договор считается расторгнутым с момента подписания Соглашения. В связи с этим устанавливается следующий порядок и сроки: <например: указываются сроки и порядок возвращения арендованного ранее имущества и т. п.>.
Изменить или расторгнуть договор в судебном порядке
По общему правилу изменение или расторжение договора происходит по соглашению сторон, в т.ч. и в ситуации с существенным изменением обстоятельств (п. 1 ст. 450, п. 1 ст. 451 ГК РФ). Однако не всегда контрагент согласен на расторжение либо изменение договора. Или он может быть в принципе согласен, но на иных условиях. Если найти компромисс не удастся, то тогда остается два пути – отступить и оставить все как есть или же идти в суд и в судебном порядке пытаться изменить / расторгнуть договор (п. 2 ст. 450, п. 2 ст. 451 ГК РФ). Здесь отметим два важных момента, которые необходимо учитывать:
1. До обращения в суд потребуется соблюдение досудебного (претензионного) порядка (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 2 ст. 452 ГК РФ) (т.е., по сути, второй вариант – предложение изменить или расторгнуть договор). Обратиться в суд можно, только если:
- была направлена претензия (предложение, уведомление), в которой содержалось предложение или требование об изменении или расторжении договора;
- контрагент отказался или промолчал и не дал ответ в установленный в претензии (предложении, уведомлении), договоре или законе срок (а при отсутствии – в 30-дневный срок) (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
В противном случае суд не будет рассматривать дело и вернет исковое заявление. Имейте в виду: в исковом заявлении также надо указать сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались (п. 8.1 ч. 2 ст. 125 АПК РФ). Например, обращение к медиатору или предложение контрагенту прибегнуть к медиации.
Судебная практика
Суд вернул исковое заявление из-за несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора: в направленном ответчику письме не было предложения расторгнуть договор, а лишь говорилось о приостановлении работ и увеличении суммы договора (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.01.2018 по делу № А33-26236/2017).
2. В самом заявлении следует указать, по какой причине требуется расторжение договора. Законом предусмотрены общие и специальные основания для этого.
Например, к общему относится существенное нарушение договора другой стороной (подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ), а к специальным – существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (ст. 451 ГК РФ).
На последнее основание довольно часто ссылаются в исковых заявлениях. Но нередко стороны кивают на обстоятельства, которые относятся к обычному предпринимательскому риску и являются для «экономического (делового) оборота» привычными, естественными явлениями: инфляция, изменение курса валюты, неисполнение контрагентом обязательств по договору, банкротство и пр. Такие обстоятельства сами по себе суды не рассматривают как «уважительные» для принудительного изменения / расторжения договора, т.к. стороны-предприниматели должны при разумном подходе предвидеть и учитывать такие риски на стадии заключения договора (см. например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.01.2019 № Ф05-22654/2018 по делу № А41-34193/18).
Защита от подобного рода негативных явлений должна быть предусмотрена в самом договоре. Например, для защиты от неблагоприятных последствий инфляции при длительном сроке договора можно предусмотреть индексацию (повышение) цены в одностороннем порядке на величину инфляции.
Судебная практика
Суд отклонил требование об изменении договора в части стоимости работ, поскольку ответчик действовал в соответствии с условиями договора, согласно которым предприятие вправе изменять стоимость использования опор с учетом инфляции и изменения стоимости затрат по их содержанию, уведомив об этом пользователя в трехдневный срок (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.06.2018 № Ф01-2188/2018 по делу № А79-4508/2017, определением ВС РФ от 25.09.2018 № 301-ЭС18-14092 отказано в передаче дела для пересмотра).
Пример 8. Формулировка в договоре об изменении стоимости оказания услуг в одностороннем порядке
Исполнитель вправе в одностороннем порядке один раз в год изменить размер вознаграждения за оказание услуг в следующем порядке и случаях:
- на размер инфляции в соответствии с индексом потребительских цен по официальным данным Росстата;
- в случае увеличения себестоимости работ, но не более чем на 10%.
<…>
Об изменении размера вознаграждения за оказание услуг в соответствии с настоящим пунктом Договора Исполнитель обязан уведомить Заказчика не менее чем за один месяц.
Мы кратко рассмотрели три варианта действий в ситуации изменения обстоятельств и утраты интереса к договору: оставить все «как есть» и исполнить договор в любом случае; попытаться изменить его условия или расторгнуть договор; и финальная стадия – передача спора на рассмотрение суда. При этом в последнем случае предварительная попытка вступить в переговоры с другой стороной договора обязательна и достигнуть примирения. В целом же закон исходит из свободы воли сторон при заключении, изменении и расторжении договора, одностороннее изменение допускается только в случаях, установленных договором или законом. Выбор вариантов – право каждой из сторон договора, исходя из конкретных обстоятельств и собственных целей.
Чем форс-мажор отличается от иных обстоятельств? Как быть с коронавирусом?
В некоторых случаях срыв исполнения договора вызван форс-мажорными обстоятельствами. Под форс-мажором закон понимает ситуацию, при которой надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК РФ). К таким обстоятельствам, как указано в названной норме, не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Форс-мажорные обстоятельства всегда отвечают одновременно двум критериям:
1) носят чрезвычайный характер, что подразумевает исключительность обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; выход за пределы нормального, обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, то, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7, Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 № 3352/12 по делу № А40-25926/2011-13-230, определение ВС РФ от 24.03.2015 № 306-ЭС14-7853 по делу № А65-29455/2013);
2) непредотвратимость при данных условиях – ситуация, при которой любой участник гражданского оборота, осуществляющий ту же деятельность, что и должник, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7).
При этом чрезвычайность и непредотвратимость подразумевает действие объективных факторов, препятствующих исполнению возложенной на физическое или юридическое лицо обязанности (решение ВC РФ от 14.03.2012 № АКПИ12-69). Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 № 3352/12 по делу № А40-25926/2011-13-230).
Таким образом, форс-мажор – это обстоятельство, которое:
- невозможно или крайне затруднительно было предвидеть, поскольку оно нетипично в конкретных условиях;
- преодолеть невозможно обычными мерами, которые объективно способен предпринять контрагент. Форс-мажор при этом носит объективный характер – препятствие для исполнения договора реальное, а не «просто кажется».
Хорошее определение форс-мажора дано в приложении к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14.
Фрагмент документа
Пункт 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14)
<…>
Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) – чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.
Возьмем для примера ситуации с коронавирусом, наводнением и срывом договора подряда по ремонту кровли из-за погоды.
1. Погодные условия – ремонт крыши. В примере выше мы подробно разбирали эту ситуацию: снижение температуры, снегопад и прочие погодные явления были типичны для ноября-декабря в Орловской области, потому подрядчик мог предвидеть их наступление и принять соответствующие меры. Ситуация не носит чрезвычайный и непреодолимый характер – это не форс-мажор.
Также не будет форс-мажором, например, срыв поставки нужного товара другим контрагентом, т.к. при заключении договора такую вероятность можно предвидеть и на практике ситуация встречается часто. Как с погодой, это обычная ситуация в предпринимательской деятельности.
2. Наводнение (паводок). Стихийные бедствия, как правило, относятся к форс-мажорным, что и отметила ТПП РФ. Однако не все так однозначно. Если природное явление носит циклический характер и могло быть учтено при заключении договора, то есть риск отклонения судом этого аргумента. Например, весенние паводки в ряде регионов обычное явление, которое повторяется более-менее в одно и то же время с небольшими отклонениями. Предвидеть их возможно.
Судебная практика
Суд отказался признавать паводок форс-мажором, поскольку а) в договоре прямо указано, что весенний паводок не отнесен к таким обстоятельствам, б) паводок относился к обычным явлениям в это время года (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.10.2016 № Ф04-27892/2015 по делу № А75-1468/2015, определениями ВС РФ от 20.11.2017 и 21.02.2017 № 304-ЭС16-19659 отказано в передаче дела для пересмотра).
В то же время вневременные наводнения, скажем, из-за внезапных ливней или преждевременного наступления весны в январе в центральных или северных регионах – уже другое дело. Как правило, форс-мажорными обстоятельствами в случае стихийных (природных) явлений признаются такие, при которых объявлялось чрезвычайное положение или которые носили нетипичный для данного времени года и региона характер (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.09.2016 № Ф03-4076/2016 по делу № А51-25712/2015). Пример: снегопад и гололед в июле в Москве или Краснодаре. Так, суд учел чрезвычайность ситуации – паводка с затоплением помещений – что подтверждалось помимо прочего и постановлением администрации города о режиме ЧС (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.09.2018 № Ф09-6048/18 по делу № А71-19027/2017).
3. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV). Выше мы видели – ТПП РФ уже давно относит эпидемии к форс-мажору. Но так же, как в ситуации с паводком (наводнением), все не так однозначно. Дело в том, что некоторые эпидемии носят циклический характер, скажем эпидемии гриппа. Коронавирус также не единственный эпизод появления новых видов вирусов. Это может повлиять на разность оценки обстоятельств как сторонами договора, так и судом.
Судебная практика
Суд отказался считать чрезвычайной эпидемию «свиного гриппа», указал: мировой экономический кризис и эпидемия «свиного гриппа» не отвечают легально определенным признакам непреодолимой силы, поскольку не относятся к числу обстоятельств, исключающих возможность исполнения обязательства по спорному договору поставки. Отсутствие у должника денежных средств, в том числе по причине наступления экономического кризиса и ограничения ввоза и вывоза товаров на территории Ростовской области из-за эпидемии свиного гриппа, прямо исключено п. 3 ст. 401 ГК РФ из круга обстоятельств непреодолимой силы. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 № 15АП-1925/2010 по делу № А53-18991/2009).
Как видим, суд посчитал эпидемию с запретом ввоза продукции – обычным предпринимательским риском, типичной ситуацией, которую можно было учесть (видимо, исходя из прошлых периодов истории, т.к. эпидемии были и раньше).
Однако в данной ситуации, на наш взгляд, применимо положение, схожее со стихийными бедствиями. Если официально объявлена чрезвычайная ситуация, введены специальные карантинные режимы4, ограничения перемещения грузов, людей и т.п., то ситуация может быть признана форс-мажорной, если такие меры привели к срыву исполнения договора и контрагент не мог объективно их преодолеть. Скажем, внезапное закрытие города на карантин с остановкой производства.
В то же время могут потребоваться доказательства невозможности исполнить обязательства: объявление соответствующих мер официально, официальные объявление о наличии обстоятельств чрезвычайного характера, закрытие завода, остановка перемещения грузов и т.п. В качестве доказательств возможно использовать: нормативные правовые акты о применении соответствующих мер, объявлении ЧС, сообщения в СМИ, письма контрагентов и т.п.
18 марта 2020 г. на сайте ТПП РФ появилась информация об открытии горячей линии для консультирования предпринимателей по вопросам исполнения контрактов в условиях эпидемии. Ее задачей, в том числе, является упорядочить обращения, предоставить информацию, разъяснить, как ТПП РФ осуществляет процедуру подтверждения форс-мажорных обстоятельств. При этом отмечается, что не сама эпидемия коронавируса свидетельствуется как обстоятельство непреодолимой силы, а ограничительные или другие меры, предпринимаемые властями на территории РФ для противодействия распространению пандемии, из-за которой исполнение контракта российской компанией становится невозможным5.
К сведению
Призание того или иного обстоятельства форс-мажором согласно ч. 3 ст. 401 ГК РФ в качестве последствия имеет исключение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности. Однако многое зависит от того, есть ли в договоре оговорка о форс-мажоре и как она сформулирована, какие действия и в какие сроки она подразумевает от стороны, которая вознамерилась воспользоваться такой оговоркой.
Что же касается существенного изменения обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), то оно позволяет говорить о наличии у стороны лишь права требовать измнения или расторжения договора (если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа).
И в том, и в другом случае следует со вниманием отнестись к условиям заключенного договора и в первую очередь руководствоваться ими.