Центр Fidem > Статьи > Картавость у взрослых: мне уже 20, 30, 40 лет – не поздно ли исправить картавость?
Одной из наиболее частых причин обращения к логопеду является просьба исправить «картавость». В этой статье мы поговорим о том, что же такое «картавость» и можно ли ее исправить во взрослом возрасте.
Под «картавостью» понимаются любые нарушения произношения звуков Р и Рь. Исходя из названия «картавость» — звук при этом напоминает голос вороны, т.е. он не звонкий, неприятный на слух.
В логопедии это нарушение звукопроизношения называется «ротацизм» и может проявляться в самых разных вариантах.
Обычно звук «Р» появляется к 5-6 годам, т.к. он довольно сложный для произнесения и речевые мышцы ребенка должны быть крепкими и хорошо координированными. Для правильного произнесения этого звука необходимо поднять широкий язык к верхним зубам и сильно подуть на кончик языка, тогда получится то самое желаемое дрожание (вибрация)кончика языка и человек «зарычит».
Однако в силу разных причин (слабые мышцы языка, короткая подъязычная связка, пример неправильного произношения звука в окружении и др.) самостоятельно овладеть этим сложным умением ребенок оказывается не в состоянии. Тогда в качестве замены человек ищет звук, похожий на рычание, горловой, который образуется довольно просто и даже трехлетний ребенок может его воспроизвести.
В том случае, если родители заметили эту проблему и отвели ребенка на занятия к логопеду, «картавость» уберут, т.е. научат произносить звук правильно и закрепят в речи нормативное звучание.
Однако не всегда все складывается так удачно. Очень часто в детском возрасте (до школы) картавость не удалось исправить (не было времени, возможности, желания и т.д), и взрослым людям кажется, что время уже упущено, поздно что-то менять.
Однако опыт показывает, что это совсем не так, и в 15, 20 ,30, 40 лет — все поправимо, если у человека есть сильное желание изменить свою речь и избавиться от «картавости».
Конкретные жизненные истории показывают, что картавость устранима, однако в силу индивидуальных особенностей, время и усилия по преодолению этой проблемы будут отличаться. Каждый человек уникален, неповторима и его «картавость».
Ниже мы приведем несколько реальных истории из логопедической практики по исправлению картавости во взрослом возрасте.
16 лет: на прием пришла девушка Юлия, она в детстве ходила к логопеду, но ленилась заниматься и исправить звук «р» не удалось. В старших классах школы она начала вести свой блог в интернете и поняла, что картавость ей мешает. После обследования стало понятно, что никаких физиологических препятствий для того, чтобы поставить звук, нет, но мышцы языка очень слабые. В течении 3-х недель шел этап постановки звука (артикуляторная гимнастика, дыхательная гимнастика), занятия проходили 2 раза в неделю с логопедом + дома Юля делала упражнения сама. После того, как звук «Р» был сформирован, началась его автоматизация. Было непросто, в основном из-за того, что девушка часто пропускала домашние речевые тренировки. Но через 5 месяцев после первого занятия проблема была решена. Юля научилась правильно и бегло использовать новый звук. Важно отметить, что в непростой работе над закреплением нового звука ей помогали мама и подруга. Помощь близких людей в работе над звуками, как и вообще в любых начинаниях, очень важна.
19 лет: студентка второго курса Евгения обратилась с просьбой помочь ей избавиться от картавости. Она активно участвовала в студенческих конференциях и очень стеснялась своей речи. В ходе осмотра оказалось, что Евгения может правильно произнести звук «Р», т.к. в детстве немного занималась с логопедом, но потом семья переехала в другой город и там не получилось продолжить занятия. За 6 занятий, которые растянулись на 2 месяца, т.к. у девушки была сессия, а потом каникулы, звук «Р» был полностью автоматизирован и введен в речь. Такие быстрые результаты объясняются тем, что звук Р уже был сформирован, поэтому не пришлось его ставить, и огромной работоспособностью Евгении. Каждый день по 1.5 часа она занималась дома, «рычала» по дороге в институт, т.е. использовала все возможности, чтобы потренировать новое звучание. Через 1 месяц на контрольном занятии она рассказала, что теперь не стесняется выступать и знакомиться с новыми людьми.
20 лет: студентка второго курса Александра. Была направлена на консультацию после прохождения мед. комиссии в Академии, где учится на диспетчера полетов. Девушке поставили условие – либо избавляется от картавости, либо отчисляется. Изначально была настроена очень негативно, т.к. картавость ей никогда не мешала в общении. После беседы с логопедом решила попробовать …и смогла «зарычать» на первом занятии, без спец. приспособлений, после речевой гимнастики и показа правильной артикуляции. Такой быстрый результат воодушевил девушку, она пришла на повторное занятие, а потом пропала на 1.5 месяца. После этого в течении месяца занималась очень нерегулярно, то отменяла занятия, то переносила их. После очередной беседы с логопедом выяснилось, что девушка уже психологически готова к занятиям, но при этом параллельно принимает участие в конкурсе игровых костюмов (она талантливо шьет) и сейчас у нее мало свободного времени. После завершения конкурса Александра стала регулярно заниматься и через 3 месяца звук полностью автоматизировался в речи, вопрос об отчислении из института больше не вставал.
29 лет: Алексей, программист, был недоволен своей картавостью, т.к. она мешала работе. После осмотра выяснилось, что он неправильно произносит еще и свистящие звуки, из-за чего речь приобретает нечеткий характер. Алексей решил, что уж если исправлять речь, то всю сразу, но захотел начать именно с «картавости». Звук «Р» был сформирован быстро, за 2 занятия, а через 26 занятий полностью введен в речь. Через 1 месяц после завершения интенсивных занятий молодой человек пришел на контрольный осмотр, рассказал о своих ощущениях от нового звука. После этого мы приступили к исправлению свистящих звуков. Работа над ними прошла также легко, т.к. Алексей регулярно занимался 2 раза в неделю в центре и ежедневно тренировался дома самостоятельно.
29 лет: Артем, химик. Был недоволен своей дикцией и картавостью. Несколько уроков по дикции получил у педагога по технике речи, а за исправлением картавости обратился к логопеду. Смог зарычать на первом же занятии, после гимнастики и по подражанию правильной артикуляции. Через 2 занятий, когда звук Р был легким, началась его автоматизация, т.е. закрепление в слогах, словах, фразах. Регулярно занимался 2 раза в неделю и записывал своих тренировки на диктофон или компьютер (совет от логопеда, чтобы лучше контролировать процесс). Через 2 месяца новый звук был введен в речь и полностью автоматизирован.
35 лет: Виктор, специалист в области масс-медиа. Всю свою жизнь переживал из-за того, что не может правильно произносить звуки Р, Рь. Наконец решился и пришел на занятие. Первые 2 занятия был очень напряжен, стеснялся, что надо сидеть перед зеркалом и «кривляться» (гимнастика для мышц языка является необходимым этапом постановки правильного произношения). После того, как звук был поставлен и началась его автоматизация, расслабился и стал получать удовольствие от процесса. Занимался в течении 5 месяцев, 2 раза в неделю с логопедом и каждый день дома.
Эти истории показывают, что если у человека есть желание преодолеть свои речевые трудности и избавиться от картавости, то взрослый возраст не помеха, а плюс.
О занятиях с логопедом для взрослого
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.
Консультация психолога онлайн | |
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта | |
Семейный психолог: консультации | |
Консультация сексолога / сексопатолога |
|
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации | |
Коучинг (лайф коучинг) | |
Логопед для взрослых | |
Логопед для ребенка | |
Психологическая диагностика | |
Профориентация для подростков и взрослых |
Сотрудничество
Контакты
Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2023, Санкт-Петербург / СПб
Дислалия или картавость – это неправильное произношение звуков, замещение их на другие или проглатывание звуков.
Общие сведения о полиморфной дислалии (картавости)
Полиморфная дислалия – это сложная форма речевого дефекта, при котором дети неправильно произносят звуки из разных групп. При этом их интеллектуальное развитие соответствует возрасту, и ребенок хорошо слышит.
Причины картавости
Дислалия у детей может возникнуть в результате функциональных или механических проблем.
Причины:
- Неправильное строение языка.
- Врожденные заболевания – «заячья губа», «волчья пасть».
- Неправильно сформированный прикус, неровные зубы или их отсутствие.
- Узкое и высокое небо.
- Недоразвитие костей лица.
- Короткая уздечка.
Причины функциональных изменений:
- Задержка развития речи.
- Генетическая наследственность строения артикуляционного аппарата, челюсти.
- Ребенок подражает речи других людей или детей.
- ЗПР – задержка психического развития.
- В семье родители, бабушки или дедушки разговаривают на разных языках.
- «Сюсюканье» с ребенком, подражание его речи.
- Слабое развитие фонематического слуха.
- Физическое состояние здоровья: ослабленный иммунитет, частые простуды.
- Изучение иностранных языков детьми до 5-ти лет.
Также причиной нарушенного звукопроизношения является физиологическая дислалия.
Такой вид — распространенное явление у детей дошкольного возраста. Оно связано с незрелостью артикуляционного аппарата.
В возрасте до 6-ти лет повода для беспокойства нет, но дети старшего возраста должны уметь произносить все звуки. Если этого не произошло, то необходимо обратиться к логопеду.
Симптомы картавости
Родители должны обращать внимание на речь детей:
- на произношение слов в целом;
- на произношение отдельных звуков.
К симптомам проявления полиморфной дислалии относятся не произношение или проглатывание звуков к определенному возрасту:
- Ребенок в 3 года должен произносить следующие буквы и звуки: м — [м], б — [б], п — [п], ф — [ф], в -[в], х -[х], к -[к], г -[г], д -[д], т -[т], н -[н].
- К 4-м годам — свистящие звуки и буквы: с — [с], з -[з], ц -[ц].
- В 5 лет – шипящие: ш, щ, ж, ч.
- К 6-ти годам – сонорные звуки: р — [р], л -[л], й.
Сроки произношения звуков могут немного смещаться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
К 7-ми годам дети должны хорошо произносить все звуки. Родители до этого периода занимаются с детьми для развития их речи. Если ребенок не произносит какие-то звуки или проглатывает их, то это повод заподозрить дислалию и обратиться к специалисту.
Диагностика картавости
Дислалию следует отличать от других речевых дефектов. В основном родителей беспокоит, что над ребенком будут смеяться из-за его плохой речи. И поэтому обращаются к логопедам.
Но причины могут быть различными.
За дислалией могут скрываться другие речевые проблемы: дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи и т.д.
Самостоятельно установить проблему речи у ребенка невозможно. Необходимо обратиться к специалисту.
Логопед проводит следующие этапы диагностики:
- Специалист проверяет фонематический слух и проводит функциональные пробы. Для этого ребенок повторяет слова за логопедом или называет их по картинкам. Слова и картинки подбираются так, чтобы все звуки были охвачены – в начале, середине и конце слов.
- Проводит уточняющие тесты, чтобы исключить другие дефекты речи.
- При необходимости просит предоставить историю заболеваний ребенка и заключения других врачей: психолога, отоларинголога или невролога.
- Ребенка мотивирует на занятия, объясняет правила поведения на уроках.
После проведения всех необходимых тестов, специалист составляет план индивидуальных занятий с ребенком. Также определяет, в какой последовательности будет исправлять произношение звуков.
Коррекция картавости
После подготовительных работ, логопед проводит занятия с ребенком. Они должны быть не реже 2-х раз в неделю, иначе не будет результата. При этом родители должны дома повторять упражнения, которые покажет врач.
Корректировка речи при полиморфной дислалии проводится в 4 этапа:
- На подготовительном этапе проводятся занятия для развития памяти, мыслительных процессов, внимания. Ребенок учится анализировать и сравнивать. Логопед помогает ему развивать фонематическое восприятие, учит звуковому анализу и развивает речевое дыхание. На этом этапе выполняются упражнения, которые помогают органам артикуляции правильно произносить звуки: для губ, щек, языка, нижней челюсти и неба.
- После всех проведенных упражнений, логопед учит ребенка правильно ставить звуки. Постановка происходит в игровой форме, при необходимости используются логопедические зонды. Одновременно ставится только 2 звука.
- На следующем этапе ребенок учится автоматизации звуков: в словах, в слогах, во фразах и текстах, а потом и в живой речи. Для закрепления результата упражнения повторяются дома – ежедневно, по несколько раз.
- На заключительном этапе ребенок учится разграничивать новый звук с тем, на который он его заменял. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем ребенок снова не картавил.
Для достижения результата, занятия при полиморфной дислалии должны длиться 5-6 месяцев. В большинстве случаев, логопед помогает справиться с проблемой, и ребенок начинает говорить правильно.
Этому способствует положительная атмосфера, хорошие взаимоотношения со специалистом, доверие к нему и интересные занятия.
Профилактика картавости
Для профилактики неправильного произношения звуков необходимо:
- развивать речь детей с малого возраста;
- правильно произносить слова в разговоре с маленькими детьми;
- читать книги детям;
- развивать мелкую моторику;
- заниматься интеллектуальным развитием ребенка;
- проводить игры для развития фонематического слуха;
- мотивировать ребенка правильно произносить звуки;
- при анатомических изменениях – своевременно их вылечить.
Родителям не стоит пытаться самостоятельно поставить ребенку звук. Например, многие пытаются заставить его произнести звук [р]. В результате ребенок старается и у него получается горловой [р], который исправить сможет только специалист.
Необходимо выявить проблемы речи до школы и устранить их. Иначе у ребенка могут возникнуть проблемы с усвоением материала, успеваемостью и отношениями с одноклассниками.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Картавость – что это и как исправить?
В этой статье мы поговорим о самом распространенном нарушении звукопроизношения – картавости. Разберемся, что же это такое — «картавость», какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.
Под понятием «картавость» подразумевается неправильное произношение звуков «Р, Рь». Научное название этого нарушения звукопроизношения – ротацизм.
Прежде чем говорить о видах картавости, необходимо остановиться на том, как же произносится звук «р» в норме. Звук «р» один из самых сложных, поэтому в речи он появляется к 5-6 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно.
При произнесении звука «р» рот раскрыт, зубы разомкнуты, язык широкий в форме «ложечки» поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Т.е. необходимо не только четко и высоко поднять язык, сделать его широким, но и очень сильно выдохнуть, чтобы кончик языка задрожал и получилось заветное «р-р-р». Если же у человека мышцы языка развиты не очень хорошо, либо он не может достаточно сильно выдохнуть, а чаще всего эти две трудности объединены, то получаются самые разнообразные искажения звучания – картавость.
Выделяют 3 основных группы картавости:
1 – звуки «р,рь» отсутствуют.
Пример: рак – ак; рыба – ыба, корова – коова.
2 – звуки «р, рь» заменяются другими звуками (чаще всего – л, ль, д, г, в).
Пример: рак – лак, дорога – довога, ромашка — гомашка и т.д.
3 – звуки «р, рь» произносятся искаженно.
Наиболее распространенный вид нарушения звуков «р, рь» – горловой, когда вибрирует не язык, а мягкое небо (велярный ротацизм) или маленький язычок – увула (увулярный ротацизм).
Существуют еще: боковой ротацизм – дрожит боковой край или края языка, а не кончик; носовой ротацизм – он редко встречается, звук произносится с носовым оттенком; кучерской или губно-губной – произносится как «тпру», дрожат губы; и одноударный ротацизм – при нем язык стоит правильно, но вибрирует очень слабо.
Пока ребенок маленький и осваивает произношение звуков, родителям необходимо следить за тем как говорит их малыш. Очень важно вовремя заметить «картавость» и постараться ее исправить, пока психика ребенка пластична. Если малыш правильно произносит все звуки речи и только «р» не получается (пропускает или заменяет на «л», «в»), то можно подождать до 5-6 лет, звук может появиться самостоятельно. Но! Если у ребенка есть другие нарушения звукопроизношения или звук «р» начал произноситься картаво, вероятность того, что малыш вырастет и научится правильно говорить, очень мала. Если у кого-то из родителей есть картавость, то не исключено, что ребенок будет подражать маме или папе и тоже будет картавить. Оптимальное время начала занятий по исправлению картавости у детей, если она есть, 5-5.5 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый, чтобы заниматься и к школе успеет исправить все свои трудности.
Я бы рекомендовала каждому родителю перед тем, как отправлять ребенка в школу, отвести его на консультацию к логопеду, потому что не во всех садах есть специалисты, которые могут вовремя заметить и исправить картавость. И если вдруг эта проблема обнаружится, то за время летних каникул ее можно успешно решить и сформировать правильное звукопроизношение.
Довольно часто говорят, что если в детстве не получилось избавиться от картавости, то в подростковом и взрослом возрасте уже поздно что-то делать. Верно ли это?
Практика логопедии показывает, что картавость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид картавости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки «р,рь». Как правило, если у человека нет нарушения тонуса мышц, то исправление картавости занимает в среднем 10-30 занятий.
Если картавость мешает вам достигать поставленных целей, вызывает стеснение при общении с окружающими, то начинайте работать над своей речью, а опытные логопедынашего центра помогут решить эту проблему.
Здравствуйте!
Дефекты речи сильно портят жизнь. Из-за картавости у многих снижается самооценка, пропадает желание вступать в споры, а выступления со сцены и вовсе кажутся чем-то недостижимым. Сегодня мы рассмотрим, что такое ротацизм с точки зрения медицины, в каких случаях можно обойтись без специалиста и как избавиться от картавости самостоятельно.
Упражнения и техники, которые вы найдете в этой статье, рекомендованы врачами-логопедами и подойдут как взрослым, так и детям.
Проявления и причины ротацизма
Ротацизмом называют вид расстройства речи, при котором происходит неправильное произношение твердого и мягкого звуков “р”. Этот звук искажается или пропускается. Есть еще термин “параротацизм”, которым логопеды называют замену звука “р” другими. Например, если вместо “рыба” говорят “выба”, “лыба”.
Звук “р” считается одним из самых сложных для произношения. В раннем возрасте картавят все. Это явление называют возрастной или физиологической картавостью, которая вызвана недостаточным развитием органов артикуляции. В норме такой дефект проходит сам по себе годам к 5–6. У кого-то чуть раньше, у кого-то позже.
Считается, что если к 9 годам ребенок так и не научился выговаривать “р”, значит, имеются более серьезные причины, о чем родителям должны рассказать ЛОР-врач, стоматолог или школьный логопед. Если же соответствующие меры не были приняты своевременно, проблемы с произношением так и останутся неразрешенными. И работать с картавостью придется уже будучи взрослыми.
Разберем причины, по которым у человека могут наблюдаться проблемы с произношением звука “р”:
- Специфическое и аномальное строение полости рта. К примеру, короткая подъязычная связка препятствует полноценному поднятию кончика языка, из-за чего ему трудно занять правильное положение за верхними передними зубами. Также сюда можно отнести выдвинутую вперед нижнюю челюсть, неправильный прикус, редкие зубы.
- Плохо развитые артикуляционные мышцы приводят к тому, что звуки произносятся только приблизительно, с искажением.
- Нарушение фонематического слуха. Это расстройство речи, при котором ребенок не в состоянии отличить близкие по произношению звуки, например, “з” и “с”, “б” и “п”, “д” и “т” и т. д. При этом он хорошо слышит и может даже иметь музыкальный слух.
- Генетическая предрасположенность. Как утверждают специалисты, картавость может передаваться по наследству.
- Подражание. Если кто-то из близких неправильно произносит звуки, ребенок может воспринимать это как норму, он учится говорить так же. Еще картавость иногда возникает, если в семье говорят на иностранном языке, который имеет фонетические особенности произношения, например, на французском.
Можно ли исправить дефект речи взрослому
Неправильное произношение звука “р” можно поправить человеку любого возраста. Разумеется, чтобы картавость нанесла наименьший урон психике и процессу социализации, желательно как можно раньше обратиться за помощью к специалисту. Установить причину и назначить соответствующее лечение способен только врач.
Это могут быть просто регулярные посещения логопеда, но в некоторых случаях может потребоваться и оперативное вмешательство, если имеются серьезные аномалии развития причастных к речи органов и обычных упражнений недостаточно.
Сложности исправления картавости у взрослых чаще всего возникают по двум причинам. Во-первых, люди думают, что лечить этот дефект нужно исключительно в детстве, а если уж не сложилось, то поздно. Во-вторых, зрелые пациенты логопедов не очень-то спешат помогать специалистам.
Дело в том, что исправление и постановка звуков – это кропотливая и командная работа. Нельзя просто прийти к логопеду, выпить волшебную таблетку или послушать, как врач произносит магические скороговорки, после которых все само пройдет. Работать над своей речью придется самому, причем регулярно и долго. Быстро избавиться от картавости вряд ли получится.
А еще имеет место психологический момент. В кабинете логопеда или во время самостоятельных занятий у себя дома человек неплохо справляется с упражнениями и добивается некоторых успехов. Но в повседневной жизни все равно продолжает картавить, потому что стесняется произносить новый звук, опасаясь ошибиться и выглядеть неловко. Здесь важно научиться хвалить и поддерживать себя, а также поменьше думать о том, что скажут другие.
Упражнения, которые помогут избавиться от картавости
Мы не ЛОР-врач и не логопед, а потому не в силах поставить вам диагноз. В этом разделе мы приведем самые популярные и эффективные упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях, то есть без похода в кабинет специалиста.
Готовы пробовать и стараться? Этот комплекс в вашем распоряжении! И не забудьте сохранить публикацию, чтобы иметь возможность постоянно возвращаться к занятиям.
Весь процесс проходит в три этапа:
- Артикуляционная гимнастика.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Артикуляционная гимнастика
Этот комплекс упражнений разработан профессиональными логопедами и направлен на укрепление мышц языка и связок ротовой полости. Итак, приступим:
- Улыбнитесь, а затем откройте рот, чтобы получилось очень широко, и начинайте языком поглаживать верхнее небо. Движение должно быть направлено от горла к зубам. При этом нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными. Выполните не менее 10–15 таких поглаживаний.
- Слегка приоткройте рот и высуньте язык так, чтобы его боковые края касались уголков губ, т. е. сделайте свой язык широким. А теперь выполняйте движения языком вверх-вниз так, будто вы облизываете верхнюю губу. Обратите внимание: облизывать нужно не из стороны в сторону, а именно вверх и вниз. Нижнюю челюсть старайтесь держать неподвижной.
- Слегка приоткройте рот в улыбке, обнажив зубы. Сделайте язык широким и приложите его к нижним зубам с внутренней стороны. Досчитайте до 5, а затем переместите язык на верхние зубы и опять досчитайте до 5. Выполните до 6–8 повторений. Следите за тем, чтобы губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
- Слегка приоткройте рот, сделайте язык широким и положите его на верхнюю губу. А теперь выполняйте движения языком вперед-назад. Должно получиться следующее: будто вы придавливаете свою губу, при этом язык не отрывается от нее. Постепенно ускоряйте темп и добавляйте голос, чтобы начал получаться звук “бл-бл-бл”.
- Следующее упражнение можно назвать чисткой зубов. Слегка приоткройте рот в улыбке, обнажив зубы. Кончиком языка выполняйте такие движения, будто вы чистите нижние зубы с внутренней стороны: вправо, затем влево, потом снова вправо и так далее. После того как вы “почистили” зубы, двигая языком из стороны в сторону с внутренней и внешней сторон, начинайте “чистить” снизу вверх, стараясь проходить каждый зуб. Вторая часть упражнения: выполняйте все то же самое, только с верхними зубами.
- Приоткройте рот, разместите широкий кончик языка на верхнем небе, где чувствуются бугорки за верхними зубами, и поглаживайте их движением вперед-назад. Выполните 15–20 повторений.
- Широко откройте рот, улыбнитесь, расположите язык на верхнем небе так, чтобы он уперся в бугорки. А затем добавьте голос, чтобы получился звук “дзззз”. Продолжайте упражнение 15–20 секунд.
- Исходное положение то же самое: широко открытый рот, улыбка, обнаженные зубы и широкий язык, упертый в верхнее небо. Прижмите язык всей его плоскостью к бугоркам за верхними зубами и держите с некоторым усилием в течение 10–15 секунд.
- Улыбнитесь и цокайте языком о верхнее небо с таким звуком, как делает это лошадь. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
- Укрепить речевой аппарат помогает следующее упражнение: сложите язык в форме желобка и старайтесь произносить звук “ф”, чтобы струя воздуха с силой проходила по этому желобку.
Постановка звука
После артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений следует перейти к постановке звука “р”. Самостоятельно это можно сделать с помощью следующих упражнений:
- “Приклейте” язык к верхнему небу за верхними зубами и попытайтесь сказать “трррррр”.
- Попробуйте изобразить рев мотора или рычание тигра.
Почувствовать правильную вибрацию и положение языка помогают звуки, схожие со звуком “р”. Это “т” и “д”. Постарайтесь произнести следующую последовательность звуков в быстром темпе, чтобы на кончике языка чувствовалась вибрация:
Т-ТА Д-ДА
Т-ТО Д-ДО
Т-ТУ Д-ДУ
Т-ТЭ Д-ДЭ
Т-ТЫ Д-ДЫ
А-ДДДД
О-ДДДД
У-ДДДД
Ы-ДДДД
Э-ДДДД
Автоматизация
Как только звук “р” начинает звучать правильно, этот процесс следует автоматизировать путем активного употребления в речи. Для этого используют специальные слоги, слова с буквой “р”, изобилующие этим звуком тексты и скороговорки.
Например, повторяйте такие слоги (обратите внимание на ударения):
РА́-РЭ-РА / РА-РЭ́-РА / РА-РЭ-РА́
РЭ́-РЫ-РЭ / РЭ-РЫ́-РЭ / РЭ-РЫ-РЭ́
РЫ́-РО-РЫ / РЫ-РО́-РЫ / РЫ-РО-РЫ́
Пересчитайте предметы на картинке следующим образом: первый рак, первая рысь, второй рак, третий рак, вторая рысь и т. д.
[Упражнение для отработки звука]
Прочтите, как называют жителей разных городов:
- ростовцы из города Ростов;
- раменцы из города Раменское;
- радужане из города Радужный;
- город Рудня для руднян;
- город Руза для ружан.
А вот примеры подходящих скороговорок:
- Рос в реке ершонок. Рос, рос – стал ершом. А не вырос.
- Бараны рогами ворота таранят. Барон-фанфарон воротился на паром.
- Грачиха говорит грачу: “Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера”.
- Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Когда нужна помощь специалиста
Попробовать устранить дефект речи можно и без логопеда, но если ежедневные самостоятельные тренировки долгое время не дают никакого эффекта, лучше все-таки обратиться к профессионалу. Возможно, вы неправильно выполняете какие-то упражнения, не так размещаете язык. А может быть, причина кроется на более серьезном уровне и без специализированных методов лечения не обойтись.
Чтобы убрать картавость, применяют следующие методики:
- механические вибрации передней части языка;
- логопедический массаж;
- тактильный контроль;
- исправление прикуса с помощью брекетов и съемных систем;
- хирургическая пластика уздечки языка.
Заключение
Научиться говорить звук “р” можно в любом возрасте. Не важно, страдает дефектом речи ребенок или уже взрослый человек.
Если проблема не в аномалиях строения органов речи, то перестать картавить можно уже спустя несколько занятий, как с логопедом, так и дома. Главное – набраться терпения и не бросать тренировки.
Согласно утверждениям логопедов, произношение звука [р] является самым сложным для речевого аппарата ребенка. Причем трудности вызывает как твердый, так и мягкий звук. Без помощи специалистов ребенок не может самостоятельно корректировать звукопроизношение, поэтому проблема неправильного выговаривания звука [р] остается на всю жизнь.
Что такое ротацизм?
Логопедическое определением «ротацизм» — это не что иное, как картавость или неправильное произношение звука [р]. В данном случае неправильное, значит, несоответствующее фонетическим правилам русского языка. В русской речи звук [р] характеризуется полноценным, раскатистым произношением, которое формируется при вибрации языка. Искажение проявляется двугубным, щечным или более горловым произношением.
Появление звуков в речи ребенка проходит постепенно. Звук [р] формируется примерно к 4-5 годам. Статистика говорит о том, у детей дошкольного возраста ротацизм диагностируется в 26% случаев обращения к логопеду. У больных со стертой формой дизартрии в 43-54% регистрируется сопутствующая картавость.
Причины картавости
Все факторы, влияющие на появление картавости, разделяют на несколько групп:
- механические — укороченная языковая уздечка, аномальный прикус, механические повреждения челюстно-лицевого отдела, недостаточный тонус язычной мускулатуры;
- функциональные — искажение взрослыми звуков при общении с ребенком, пребывание в иноязычной среде, двуязычное воспитание в семье, проблемы со слухом, неправильная артикуляция, педагогическая запущенность;
- наследственные — особенности строения нижней челюсти, редкое расположение зубов в ряду.
Симптомы разных типов ротацизма
В специализированной литературе описано не менее 30 различных вариантов нарушений произношения звука [р]. Характер звуковых расстройств напрямую связан с типом патологии:
- При увулярном ротацизме [р] отличается грассирующим звучанием. Во время речи наблюдается дрожание маленького небного язычка.
- Велярная картавость характеризуется грубым рокотом. Звук [р] приобретает более горловое произношение. Наблюдается вибрация всего края мягкого нёба.
- Гортанная форма — похожа на велярную, но отличается более приглушенным звучанием.
- Боковой тип формируется при дрожании боковых сторон языка. При произношении звука слышится что-то похожее на [рль].
- При щечном ротацизме во время речи воздух проходит в пространстве между щеками и боковыми поверхностями языка. Щечное дрожание провоцирует присоединение к голосу шума.
- Одноударный или проторный ротацизм характеризуется произношением звука, похожего на английский звук [d]. Во время речи язык ребенка находится в правильной позиции, но отсутствует необходимая вибрация.
- Ротацизм двугубного типа выражается вибрацией губ при неподвижном языке. Из-за произношения звука, похожего на [прр], его называют кучерским.
- Носовая форма характеризуется произношением звука, похожего на [нг]. Во время разговора наблюдается выход воздуха через нос, без включения кончика языка в механизм артикуляции.
Диагностика
Поставить диагноз «Ротацизм» и установить его форму может только опытный логопед. Обязательно проведение комплексной оценки речевого статуса. Во время консультации выясняются особенности анамнеза, тип языкового статуса в семье (двуязычное, моноязычное общение).
При осмотре логопед оценивает состояние и анатомические особенности полости рта.
Врач осматривает мягкое и твердое нёбо, язык, губы, зубы, смыкание зубных рядов. Обязателен анализ тонуса мускулатуры, который развивается в результате парезов мимических или язычных мышц, неравномерного напряжения.
Логопед просит ребенка произносить определенные слова и изучает степень артикуляционной подвижности. Во время речи оценивается темп, точность произношения, умение переключать и фиксировать артикуляционные позиции. Устанавливается объем словарного запаса, способность к чтению, письму.
В комплекс диагностических мероприятий входит изучение фонематического слуха. Это позволяет выявить факт сенсорной или моторной несостоятельности, установить вторичные слуховые расстройства.
При необходимости назначаются дополнительные обследования:
- стоматологическое с телерентгенографией, в ряде случаев требуются диагностические слепки зубных рядов;
- неврологическая консультация;
- МРТ головного мозга;
- электронейромиография.
Лечение картавости
Родителям следует знать, что процесс коррекции картавости довольно сложный и долгий, поэтому необходимо набраться терпения и подготовить ребенка. Если вы заметили, что ребенок неправильно произносит звуки, немедленно обращайтесь к логопеду. Ротацизм быстрее и легче поддается коррекции в младшем возрасте (4-5 лет). Чем старше ребенок, тем труднее исправить дефект речи.
В Центре восстановительной медицины в Набережных Челнах опытные логопеды и неврологи успешно осуществляют коррекцию любого типа картавости. О специалистах, практикующих в Центре, читайте здесь cvmmed.ru.
Главный метод исправления нарушений звукопроизношения — логопедические занятия. На основании данных комплексной диагностики составляется индивидуальная программа, в которую входят инновационные методики:
- логопедическое тейпирование — необходимо для восстановления нормального тонуса язычной и мимической мускулатуры, которая участвует в артикуляции речи, стимуляции физиологически оптимальной вибрации нёба, языка, щек, подробно о методе можно узнать по ссылке логопедическое тейпирование;
- логомассаж — необходим для воздействия на щеки, губы, нёбо и язык с целью стимуляции кровообращения, тонуса мышечных волокон, восстановления речевой моторики. В курс входит несколько видов мануального воздействия, о которых читайте здесь логомассаж ;
- логопедическая коррекция — состоит из специальных дыхательных и речевых упражнений, которые направлены на проработку опорных звуков, постановку звукосочетаний. Некоторые артикуляционные упражнения проходят с механическим пособием, применением постановочного зонда или зондозаменителя. Подробная информация о методе здесь логопедическая коррекция.
Специалисты клиники являются хорошими психологами, которые находят подход к каждому ребенку, создают на занятиях благоприятную, доверительную атмосферу. Это очень важно для детей с особенностями психоэмоционального, неврологического развития. Полноценная самокоррекция речевых расстройств невозможна. Логопеды Центра обучают специальным навыкам артикуляционной гимнастики, которые в дальнейшем могут применяться дома.
Цены на услуги Центра восстановительной медицины в Набережных Челнах можно узнать в открытом прайсе прайс. Не медлите, звоните по телефонам +7 (8552) 91-05-85, +7 (953) 482-66-62 и записывайтесь на консультацию к лучшим логопедам!
Правильная и чистая речь — предел мечтаний для многих, а для некоторых профессий принципиально важное условие. При этом бывают ситуации, когда у взрослого человека отмечаются проблемы с произношением звуков Р (Рь). Это называют в народе картавостью. Традиционно проблему связывают с детским возрастом. А вот может ли картавость наблюдаться уже у взрослого и как с ней бороться?
Чаще всего, когда мы говорим про картавость, имеем в виду обращение к логопеду родителей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако бывают ситуации, когда по ряду причин в детстве не удалось исправить нарушенные звуки. В этом случае картавость сопровождает человека в подростковом и взрослом возрасте. В некоторых случаях трудности произнесения звуков (в том числе Р, Рь) имеют место на фоне коррекции прикуса у взрослых путём установки ортодонтических систем (в этом случае несколько меняется подвижность органов артикуляционного аппарата, принимающих участие в произнесении звуков). Проблемы со звуками «Р», «Рь» называют ротацизмом.
Существуют следующие типы ротацизма:
1. Горловой ротацизм, при котором вибрирует не кончик языка, а маленький язычок, или увула.
2. Щёчный ротацизм, при котором струя воздуха направлена не на кончик языка, вызывая вибрацию, а проходит через щеки.
3. Отсутствие звука (пропуск его в словах).
4. «Кучерский» звук, при произнесении которого вибрируют губы.
5. Замены другими звуками,например, звуками Г, Й и др.
Уточнение типа ротацизма позволяет корректно определить стратегию логопедической работы по его коррекции.
Как исправить?
Бытует мнение, что корректировать произношение у взрослых практически невозможно. Но это не так. Исправить звукопроизношение, в частности ротацизм, возможно практически в любом возрасте. Необходимо иметь желание, стремление и трудолюбие.
Для начала необходимо обратиться к логопеду за консультацией (для взрослых это тоже актуально). На первом приёме специалист определит причину ротацизма, к которым относятся неправильное строение артикуляционного аппарата (например, особенности прикуса, укороченная подъязычная уздечка), слабость мышц языка и др.
Далее логопед предложит стратегию коррекционной работы. Как правило, рекомендуется 2 логопедических занятия в неделю по 45 минут с обязательным ежедневным закреплением материала в домашних условиях. От этого зависит успех работы по коррекции данного нарушения.
Структура логопедического занятия состоит из следующих этапов:
1. Артикуляционная гимнастика, включающая специальные упражнения по выработке правильного положения языка и губ.
2. Дыхательная гимнастика, позволяющая тренировать сильную воздушную струю.
3. Постановка звуков Р, Рь.
4. Закрепление поставленных звуков Р, Рь на разном речевом материале (слогах, словах, словосочетаниях и т.д.)
Работа по коррекции ротацизма у взрослых занимает в среднем около 6 месяцев. Возможно, может потребоваться чуть меньше или чуть больше времени — это зависит от индивидуальных особенностей человека и от его вовлеченности в учебный процесс.
Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Источник: ( Ссылка )