Как изменить класс пожарной опасности здания

В данном материале автор блога Князев П.Ю. отвечает на очень непростой вопрос, связанный с подтверждением процедуры изменения класса функциональной пожарной опасности помещений, зданий и сооружений. При этом он, как обычно, аргументирует свое мнение исходя из четырех позиций: фактической пожарной опасности, требований законодательства, мнений МЧС и Минстроя, а также судебной практики.

Дата актуализации статьи: 11.03.2022 12:27:00
11.03.2022

Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья. Несмотря ни на что, мы продолжаем отвечать на вопросы, связанные с пожарной профилактикой. И сегодняшний вопрос, заданный на портале «PRO ПБ», звучит следующим образом: «Класс функциональной пожарной опасности. В документах в области пожарной безопасности, — пишет автор вопроса, — часто встречается формулировка «изменение класса функциональной пожарной опасности зданий» или просто «изменение функционального назначения» (к примеру, подпункт «н» пункта 16 Правил). Но что конкретно под этим понимается? В чем именно заключается процедура «изменения»? Какими документами она подтверждается и как понять, с какой даты объект считается подвергнутым «изменению»». И просят объяснить это людям по возможности простым и понятным языком. Действительно, такая проблема есть. Я подробно о ней рассказывал в лекции по классам функциональной пожарной опасности зданий, но так получилось, что я внес некоторые коррективы в свое собственное мнение относительно этого вопроса. Внес с подачи одного из слушателей наших курсов профессиональной переподготовки, которые мы проводим в учебном центре «Такир». Этот слушатель задал очень грамотный, правильный вопрос, на который я не обращал внимания ранее. Принципиально, конечно, ничего не поменялось — как нужно было что-то делать с этим вопросом, так и сейчас это нужно делать, но я уточнил процедуру, как раз вот эту вот процедуру, о которой спрашивает коллега на портале «PRO ПБ». Поэтому давайте этот вопрос рассмотрим как всегда, как обычно, с четырех позиций: фактической пожарной опасности, требований закона, мнения МЧС и Минстроя и судебной практики. Давайте приступим.

Пожарную опасность и, соответственно, пожарную безопасность описать применительно данного вопроса очень просто, как раз вот этим вот понятным человеческим языком, о котором просит автор обращения. Нужно как аксиому запомнить, что пожарная опасность, соответственно, и безопасность зависят, прежде всего, от назначения помещения. Давайте разберем это на примере. Вот я нахожусь у себя в кабинете. Это помещение класса функциональной пожарной опасности Ф4.3. Предположим, по каким-то причинам я не смогу больше заниматься пожарной профилактикой: не смогу записывать видеолекции, не смогу работать частным образом, частной практикой заниматься в области пожарной профилактики, — но у меня останется это помещение, которое я захочу использовать как-то по-другому, например, устроить здесь хостел, изменив назначение помещения. Что изменится? Изменятся условия пребывания людей: они здесь начнут находиться в состоянии сна, когда они наиболее уязвимы перед пожаром. Или другой вариант: захочу устроить здесь склад. Вот в приемной устрою выдачу товара, а здесь — склад, открою пункт Wildberries. Что изменится? Изменится горючая нагрузка, ее объем, количество горючих веществ и материалов и сам вид горючих веществ и материалов изменится. Что сейчас в кабинете? Твердые горючие материалы, в минимальном количестве какие-то горючие жидкости. И все. А в Wildberries можно, например, купить спирт. Я сам его там покупал, естественно, для учебных целей, и мне привезли две бутылки со спиртом, две двухлитровые бутылки. Я их ходил забирать в пункте выдачи и обратил внимание, что их вынесли со склада, а значит, на этом складе есть легковоспламеняющиеся жидкости, а значит, этот склад должен был бы проверен быть на принадлежность категории А по взрывопожарной и пожарной опасности. И судя по объему этого склада, и уж точно, судя по отсутствию аварийной вентиляции, я уверен, что именно к этой категории этот склад и относился. И тогда его, в принципе, нельзя было размещать в общественном здании. Назначение влияет на опасность, влияет, соответственно, на меры безопасности. Да и просто увеличение количества горючей нагрузки к чему бы привело? Потому что пожарная нагрузка позволила бы, удельная пожарная нагрузка, отнести это помещение к категории по пожарной опасности к В1, В2 или В3. А, следовательно, мне это помещение, которое сейчас, в его нынешнем состоянии, не требует выделения противопожарной преграды, пришлось бы выделять стенами с пределом огнестойкости EI 45, то есть 45 минут стены этого склада должны удерживать пожар внутри. Почему бы мне пришлось этого делать? Да потому что я изменил назначение, а изменив назначение, я изменил класс функциональной пожарной опасности. Еще раз повторю как аксиому: пожарная опасность и безопасность зависят от назначения помещения, а значит, при изменении назначения помещения мы меняем такую пожарную техническую классификационную характеристику, как класс функциональной пожарной опасности, а значит, должны применять по логике меры в соответствии с новым функциональным назначением. И логика логикой — фактическую пожарную опасность мы описали, но та же самая логика прослеживается в требованиях законов.

Если говорить о правовой стороне вопроса, то статья 80 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» регулирует процесс изменения функционального назначения, но очень обще, неконкретно. Здесь указано, что при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности применительно к новому назначению этих зданий, сооружений и помещений. Чуть больше конкретики для практического использования дает статья 28 того же Федерального закона, ведь мы изменяем функциональное назначение и заменяем класс функциональной пожарной опасности. А в статье 28 отмечается, что классы функциональной пожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства. И тут мы переходим к вопросу: а как нам осуществить выполнение этого требования? Если мы изменили класс функциональной пожарной опасности, то нам, исходя из логики вот этих двух статей, требуется внести изменение либо разработать новую проектную документацию. Раньше это было достаточно просто, потому что в старой версии Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012, по-моему, года № 390, было очень четко сформулировано: «Запрещается изменять класс функциональной пожарной опасности без прохождения соответствующей экспертизы, установленной в Градостроительном кодексе». Одна беда — это положение не совсем билось с положениями Градостроительного, собственно, кодекса. Давайте посмотрим, что говорят сейчас Правила противопожарного режима в новой редакции, а потом обсудим, как выходить из противоречия, которое действительно имеет место быть. Пункт 16 новой редакции Правил содержит подпункт «н» о том, что запрещается эксплуатировать после изменения классов функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности. То есть если вы изменили класс функциональной пожарной опасности помещения, но не применили требования пожарной безопасности, не выполнили требования пожарной безопасности, которые предусмотрены для этого нового класса функциональной пожарной опасности, эксплуатировать такие помещения запрещено. Действительно, раньше пункт звучал по-другому: «Запрещается изменять (без проведения экспертизы проектной документации) предусмотренный ею класс функциональный пожарной опасности». После того как это изменение было введено, процедура экспертизы проектной документации, вроде как, нигде не отражена. И необходимость внесения изменений в проектную документацию или разработки новой проектной документации тоже вроде нигде не указана. Поэтому один талантливый пожарный специалист подготовил запрос в МЧС России на эту тему. И этот запрос мы сейчас рассмотрим.



В письме от 3 ноября 2020 года № ИГ-117-1885-13-4 МЧС указывает, что на основе положений законодательства в случае изменения классов функциональной пожарной опасности объекта защиты или его части в проектную документацию должны быть внесены соответствующие изменения, а порядок, определяющий внесение изменений проектной документации или прохождения экспертизы, указан в нормативных документах по градостроительству и не регулируется нормативными документами по пожарной безопасности, поэтому отстаньте от нас. И здесь коллеги допустили ошибку, ошибку, на которую указал один из слушателей курсов профессиональной переподготовки, которые я провожу в учебном центре «Такир». Этот слушатель обратил внимание, что как раз в соответствии с положениями законодательства по градостроительной деятельности, в частности статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации: «Внесение изменений в проектную документацию после получения заключения о соответствии объекта защита требованиям проектной документации. Внесение таких изменений не допускается, если при строительстве и реконструкции такого объекта было предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, а это большинство объектов капитального строительства». Так вот, с одной стороны, вроде как МЧС говорит о том, что при изменении классов функциональной пожарной опасности нужно вносить изменения в проектную документацию, а статья 48 Градостроительного кодекса нам это запрещает. Поэтому здесь, с точки зрения именно буквального соблюдения законов, я бы пошел немножко по другому пути, и мы по нему как раз и шли, потому что на многих объектах, где мы занимались пожарной профилактикой на практике, проектной документации, по сути своей, не было как таковой. Какой здесь есть выход, какой здесь есть путь? Вообще в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и степень огнестойкости, и класс конструктивной пожарной опасности, и класс функциональной пожарной опасности действительно должен указываться в проектной документации. И на основе вот этой самой проектной документации те решения, проектные решения по противопожарной защите, которые соответствуют тому классу функциональной пожарной опасности, которая указана в этой проектной документации, необходимо разрабатывать рабочую документацию, в соответствии с которой идет определенная перестройка. И вот нет ни одного документа, который запрещал или делал невозможным разработку проектной документации на капитальный ремонт, не внесение изменений, которые, действительно, при буквальном прочтении статьи 48 запрещены после того, как объект защиты получил заключение о соответствии, выдаваемое на основе этого заключения разрешение на ввод в эксплуатацию. Не вопрос, мы не вносим изменения, мы разрабатываем проектную документацию на капитальный ремонт в соответствии с Градостроительным кодексом, в котором указано следующее. В той же статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части 12.2: «Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом застройщик — это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее в том числе и капитальный ремонт объектов капитального строительства». И тут возникает справедливый вопрос: является ли застройщик одновременно лицом, владеющим объектом защиты, лицом, которое имеет право распоряжаться и пользоваться этим объектом на правах собственности, на правах кооперативного управления, хозяйственного или аренды физическим или юридическим лицом? А почему нет? И подтверждение этому содержится в письме, совсем свеженьком, Минстроя России от  21 февраля 2022 года № 33620-ОГ/08. Я не буду утомлять чтением этого письма, здесь много написано важного и интересного, вы можете скачать по ссылочке в описании под видео. Мне больше всего нравится вывод: «На основании изложенного, Департамент (имеется в виду Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России) сообщает, что при отсутствии проектной документации эксплуатирующая организация должна принять все меры по ее восстановлению». То есть в данной ситуации восстановление проектной документации, создание новой проектной документации, в том числе путем проведения капитального ремонта, — чем это не путь решения нашей задачи? Ведь у нас, напомню, какая задача? Обеспечить пожарную безопасность. Чтобы ее обеспечить, нам нужно применять требования пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности здания, сооружения, помещения. А класс функциональной пожарной опасности по статье 28 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указывается в проектной документации. А застройщик, который может быть и эксплуатирующей организацией, и лицо, владеющее объектом защиты, вправе разрабатывать проектную документацию на капитальный ремонт в той части, в которой им необходимо. И осталось посмотреть, попадает ли то, что мы делали, изменяя класс функциональной пожарной опасности и, что очень важно, разрабатывая меры пожарной безопасности, под новый класс, попадает ли это под определение «капитальный ремонт». Смотрим: «Капитальный ремонт объектов капитального строительства — это замена или восстановление строительных конструкций или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена или восстановление систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций». И разве это определение, определение капитального ремонта, не описывает тот процесс, который мы с вами сейчас обсуждаем? Я сделал из вот этого кабинета склад — изменил класс функциональной пожарной опасности. Был Ф4.3 — стал перед Ф5.2. Очень хорошо! При этом это склад — категория Б2 по пожарной опасности. Я должен выделить его противопожарными преградами, заменить строительные конструкции. Я должен устроить на системе общеобменной вентиляции клапан в месте пересечения воздуховода этой противопожарной преградой. Я должен внести изменения в инженерные системы — это капитальный ремонт. И как я его должен делать? Через разработку проектной документации, где я указываю новый класс функциональной пожарной опасности и те требования по пожарной безопасности под новый класс, которые должны быть реализованы. В рабочей документации эти требования прописываются на уровне конкретных решений: стена такая-то, клапан такой-то, дверь такая-то. И я полностью выполнил свои обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, потому что статья 37 Федерального закона о пожарной безопасности говорит: «Руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности». Требования указывать класс функциональной пожарной опасности в проектной документации содержатся в статье 28 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом я вправе разрабатывать проектную документацию на объекты капитального строительства. В части, касающейся капитального ремонта, я это делаю, указывая новый класс функциональной пожарной опасности проектной документации на капитальный ремонт в той части, в которой я его провожу в этом здании. Я выполнил полностью все свои обязанности и реализовал все свои права. Потому что не знаю у кого как, но у меня в практике был случай, когда меня упрекнули, причем упрекнули в прокуратуре, что я не только отчитался перед прокурором, что я выполнил вот это, это и это. Знаете, что он сказал? Он спросил: «Почему, Павел Юрьевич, Вы не воспользовались правами по должности?». Я сижу и думаю, что мне действительно нечего сказать, потому что я выполнил все свои обязанности, а правом не воспользовался. Это был очень хороший урок. Недостаточно выполнить обязанность, нужно еще воспользоваться правом. Даже если вы не обязаны разрабатывать проектную документацию на объект капитального строительства, хотя в данной ситуации вы обязаны, чтобы внести туда класс функциональной пожарной опасности, выполнить требования пожарной безопасности по статье 28 Федерального закона № 123-ФЗ, но даже если это отставить в сторону, право вы имеете. Право сделать правильно. А чего не воспользовались? И этот упрек, и это бездействие может вполне явиться основанием привлечения уголовной ответственности по бездействию. И это тоже, по-моему, правильно. Потому что если у нас есть эта триада: проектирование, строительство, эксплуатация для обеспечения пожарной безопасности, — наверное, ей надо следовать, раз так договорились. Так, чтобы те, кто придут строить, могли бы открыть проектную документацию и посмотреть, какая стена предусмотрена. И это все, действительно, реализуемо и может быть реализуемо, о чем говорит судебная практика.

Я уже рассказывал эту историю в одной из видеолекций, но кратенько ее повторю. На одном из объектов непрофильной недвижимости довольно-таки крупного банка изменили класс функциональной пожарной опасности помещения. К ним пришла прокурорская проверочка, и по результатам проверки было внесено представление об устранении нарушений правил пожарной безопасности, в том числе было указано первым пунктом, что на объекте защиты изменен без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности здания, что является нарушением п. 23 («о»), о котором мы говорили в самом начале. И так как представление это исполнено не было, прокурор обратился в суд в соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса. Суд принял решение принять обеспечительные меры в виде запрета эксплуатации здания торгового центра по такому-то адресу. Поэтому судебная практика подтверждает необходимость что-то делать. Не бросать все на самотек, а сделать так, как нужно и для фактической безопасности людей, и по закону для правовой безопасности самого владельца здания. Поэтому, возвращаясь к вопросу, я бы ответил следующим образом, очень конкретно. Как к этому ответу я пришел вы теперь понимаете, кто не перемотал сразу в конец, а досмотрел все. Что конкретно понимать под изменением функционального назначения? Эксплуатация зданий, сооружений, помещений в соответствии с новым назначением. Был торговый центр — стал склад, был склад — стало производство, было производство — стал стадион. Совершенно разные мысли приходят владельцам объектов защиты. Соответственно, это изменение потребовало новых противопожарных мер в соответствии с новым назначением здания. Вот это конкретно понимается под изменением функционального назначения. С точки зрения пожарной безопасности это всегда должно сопровождаться новыми требованиями пожарной безопасности под новый функционал. В чем именно заключается процедура изменений? Владелец объекта защиты, являясь в данном случае застройщиком, разрабатывает проектную документацию, потому что имеет на это право, на капитальный ремонт здания в части, касающейся этих вот изменений. После разработки проектной документации она может проходить процедуру, в том числе и негосударственной экспертизы, после чего проводится капитальный ремонт в натуре. И вот именно проектной документацией, соответствующими разделами, заключением экспертизы проектной документации о том, что все сделано правильно, и подтверждается процедура изменения. А вот с какой даты объект считается подвергнутым изменению? Я полагаю, с того момента, когда все требования пожарной безопасности под новый класс функциональной пожарной опасности выполнены. Надеюсь, я сумел выполнить требования автора вопроса и объяснил это, по возможности, простым и понятным языком. Благодарю всех за внимание, до новых встреч.

Данный материал отражает точку зрения автора. Мнение редакции портала «PRO ПБ» может не совпадать с позицией автора блога.

В разделе:

Читай также

В данной статье автор блога Князев П.Ю. дает максимально развернутый ответ на извечный вопрос «пожарный или пожарник», ссылаясь на исторические документы, словари и иные источники. Очень советуем ознакомиться.

Автор блога Князев П.Ю. подробно разъясняет порядок и особенности выбора огнетушителей в зависимости от ранга модельного очага пожара.

В очередном видеосюжете своего авторского блога Павел Юрьевич Князев рассказывает об имеющейся неразберихе и сложностях в ведении документации, связанной с эксплуатацией и техническим обслуживанием огнетушителей, и предлагает свой алгоритм решения этой проблемы.

S-2066 (А015)
просмотры2297

Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Изменение класса функциональной пожарной опасности

Изменение класса функциональной пожарной опасности

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение класса функциональной пожарной опасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Пожарная безопасность:
  • Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
  • Бухгалтерский учет огнетушителей
  • Вводный инструктаж по пожарной безопасности
  • Виды инструктажей по пожарной безопасности
  • Виды огнетушителей
  • Ещё…

Судебная практика: Изменение класса функциональной пожарной опасности

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Решение Пермского краевого суда от 12.08.2020 по делу N 7-1025/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.При том, что имеет место фактическое изменение как функционального назначения самого здания при изначальном проектировании здания и сдаче его под многоэтажную надземную стоянку закрытого типа, так и изменение класса функциональной пожарной опасности ряда помещений (с Ф5.2 на Ф4.3 (ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ), в отсутствие соответствующей документации должностным лицом обоснованно вменено индивидуальному предпринимателю С. нарушение ст. 78, ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пп. «о» п. 23 ППР в РФ. То обстоятельство, что С. не является собственником всего здания, ему принадлежит часть помещений в спорном здании, не исключает выполнения им соответствующей обязанности.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Изменение класса функциональной пожарной опасности

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как составить декларацию пожарной безопасности
(КонсультантПлюс, 2022)сведения о вводе объекта защиты в эксплуатацию, проведении реконструкции, капитального ремонта, изменении класса функциональной пожарной опасности — для объектов защиты, введенных в эксплуатацию.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Представление декларации пожарной безопасности— о вводе объекта защиты в эксплуатацию, проведении реконструкции, капитального ремонта, изменении класса функциональной пожарной опасности (для объектов защиты, введенных в эксплуатацию);

Нормативные акты: Изменение класса функциональной пожарной опасности

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»3. Уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объекта защиты либо проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты в течение года со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или завершения соответствующих работ.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Обзор: «Планируют упростить некоторые требования пожарной безопасности»
(КонсультантПлюс, 2021)— изменился класс функциональной пожарной опасности объекта защиты;

Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России «о разъяснении требований нормативных документов по пожарной безопасности» № 2127-1-29-13-4 от 27.09.2018г.
В ответ на Ваше обращение в ДНПР МЧС России сообщаю, что в соответствии с требованиями п. 23 о) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» (далее — ППР) на объекте защиты запрещается изменять (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений — помещения или группы помещений, функционально связанные между собой).
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 80 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
С учетом указанных требований сообщаю следующее.
1) ППР являются нормативным правовым актом и его положения обязательны к соблюдению для любых действующих объектов независимо от года их постройки. Следовательно, в соответствии с п. 23 о) в случае изменения класса функциональной пожарной опасности (независимо от даты изменения) в проектную документацию должны быть внесены соответствующие изменения;
2) Порядок внесения изменений в проектную документацию регламентируется законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, разъяснения которого не входят в компетенцию специалистов института;
3) В соответствии с п. 1) части 2 статьи 1 Технического регламента положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при изменении функционального назначения. Таким образом, после изменения функционального назначения помещения проектная документация подлежит корректировке в соответствии с классом функциональной пожарной опасности, соответствующим новому функциональному назначению;
4) Под термином «группа помещений, функционально связанных между собой» понимается конструктивно или формально выделенная группа помещений, связанных единым функциональным или технологическим процессом;
5) Порядок внесения изменений в проектную документацию и порядок проведения ее экспертизы регламентируется законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, разъяснения которого не входят в компетенцию специалистов институт.

Принят Государственной Думой 6 июля 2022 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2022 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4360; 2016, N 27, ст. 4234; 2017, N 31, ст. 4793; 2018, N 53, ст. 8464) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) в части 1 слово «общие» заменить словами «минимально необходимые»;

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. В отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения требования пожарной безопасности устанавливаются техническим регламентом Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017).»;

2) в статье 2:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1) аварийный выход — выход, который не отвечает требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, и предусматривается для повышения безопасности людей при пожаре;»;

б) в пункте 2 слова «либо не превышают предельно допустимых значений» исключить;

в) в пункте 15 слово «поселений» заменить словами «населенных пунктов»;

г) пункт 19 признать утратившим силу;

д) пункт 221 дополнить словами «и (или) зоной, свободной от пожарной нагрузки»;

е) пункты 23, 25 и 26 признать утратившими силу;

ж) пункт 27 изложить в следующей редакции:

«27) пожарный отсек — часть здания или сооружения, выделенная противопожарными стенами и (или) противопожарными перекрытиями 1-го типа;»;

з) пункты 31-33 признать утратившими силу;

и) в пункте 36 слово «строениями» заменить словом «сооружениями»;

к) пункты 37, 38 и 45 признать утратившими силу;

л) пункт 50 изложить в следующей редакции:

«50) эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону по путям эвакуации через эвакуационные выходы;»;

м) дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51) экранная стена — самонесущая строительная конструкция или заполнение проема в строительной конструкции с нормированным пределом огнестойкости, предназначенные для предотвращения распространения пожара.»;

3) часть 3 статьи 4 изложить в следующей редакции:

«3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся:

1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;

2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.»;

4) в статье 6:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:

1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.»;

б) часть 4 признать утратившей силу;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона в течение шести месяцев со дня приобретения такого права разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.»;

г) часть 7 дополнить словами «и нормативными документами по пожарной безопасности»;

5) в статье 8:

а) в абзаце первом слово «Пожары» заменить словами «1. Пожары», после слова «следующие» дополнить словом «основные»;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Дополнительные классы и подклассы пожаров могут быть установлены нормативными документами по пожарной безопасности.»;

6) в части 1 статьи 11 слово «, необходимых» исключить, слово «состояния,» заменить словом «состояния»;

7) в части 2 статьи 12:

а) в пункте 1 слова «гореть в воздухе» заменить словами «гореть в воздушной среде», слова «, кислородом воздуха» исключить;

б) в пункте 2 слова «гореть в воздухе» заменить словами «гореть в воздушной среде»;

8) в статье 13:

а) абзац первый части 2 после слова «опасность» дополнить словом «горючих»;

б) в части 3 слова «горючие (Г) и негорючие (НГ)» заменить словами «негорючие (НГ) и горючие (Г1 — Г4)»;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Горючие строительные материалы подразделяются на следующие группы:

1) слабогорючие (Г1);

2) умеренногорючие (Г2);

3) нормальногорючие (Г3);

4) сильногорючие (Г4).»;

г) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. Для горючих строительных материалов, относящихся к группам Г1 и Г2, при испытании не допускается образование капель расплава. Для горючих строительных материалов, относящихся к группе Г3, при испытании не допускается образование горящих капель расплава. Для негорючих строительных материалов другие показатели пожарной опасности не определяются и не нормируются.»;

д) пункты 1 — 3 части 7 изложить в следующей редакции:

«1) трудновоспламеняемые (В1);

2) умеренновоспламеняемые (В2);

3) легковоспламеняемые (В3).»;

е) пункты 1 — 4 части 8 изложить в следующей редакции:

«1) нераспространяющие (РП1);

2) слабораспространяющие (РП2);

3) умереннораспространяющие (РП3);

4) сильнораспространяющие (РП4).»;

ж) часть 9 изложить в следующей редакции:

«9. По дымообразующей способности горючие строительные, текстильные и кожевенные материалы в зависимости от значения коэффициента дымообразования подразделяются на следующие группы:

1) с малой дымообразующей способностью (Д1);

2) с умеренной дымообразующей способностью (Д2);

3) с высокой дымообразующей способностью (Д3).»;

з) абзац первый части 10 изложить в следующей редакции:

«10. По токсичности продуктов горения горючие строительные, текстильные и кожевенные материалы подразделяются на следующие группы:»;

и) часть 11 признать утратившей силу;

к) часть 13 изложить в следующей редакции:

«13. Текстильные и кожевенные материалы по воспламеняемости подразделяются на легковоспламеняемые и трудновоспламеняемые.»;

л) в части 14:

в абзаце первом слово «строительных,» исключить;

в пункте 1 слова «, имеющие индекс распространения пламени О» исключить;

в пункте 2 слова «, имеющие индекс распространения пламени не более 20» исключить;

в пункте 3 слова «, имеющие индекс распространения пламени более 20» исключить;

9) в статье 27:

а) в части 12 слова «Здание относится» заменить словами «Здание, сооружение относятся»;

б) в части 13 слова «Здание не относится» заменить словами «Здание, сооружение не относятся», слова «в здании» заменить словами «в здании, сооружении»;

в) в части 14 слова «Здание относится» заменить словами «Здание, сооружение относятся», слова «здание не относится» заменить словами «здание, сооружение не относятся»;

г) в части 15 слова «Здание не относится» заменить словами «Здание, сооружение не относятся», слова «в здании» заменить словами «в здании, сооружении»;

д) в части 16 слова «Здание относится» заменить словами «Здание, сооружение относятся», слова «здание не относится» заменить словами «здание, сооружение не относятся», слова «в здании» заменить словами «в здании, сооружении»;

е) в части 17 слова «Здание не относится» заменить словами «Здание, сооружение не относятся», слова «в здании» заменить словами «в здании, сооружении»;

ж) в части 18 слова «Здание относится» заменить словами «Здание, сооружение относятся», слова «здание не относится» заменить словами «здание, сооружение не относятся»;

з) в части 19 слова «Здание не относится» заменить словами «Здание, сооружение не относятся», слова «в здании» заменить словами «в здании, сооружении»;

и) в части 20 слова «Здание относится» заменить словами «Здание, сооружение относятся»;

к) часть 21 после слова «зданий» дополнить словом «, сооружений»;

10) в части 1 статьи 32:

а) в пункте 1:

в подпункте «а» слово «больницы,» исключить, дополнить словами «, здания медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно)»;

в подпункте «б» после слова «общежития» дополнить словами «(за исключением общежитий квартирного типа)», слова «, мотелей и пансионатов» исключить;

подпункт «в» дополнить словами «, в том числе общежития квартирного типа»;

б) подпункт «г» пункта 3 изложить в следующей редакции:

«г) Ф3.4 — здания медицинских организаций, предназначенные для осуществления медицинской деятельности, за исключением зданий, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящей части;»;

в) подпункт «а» пункта 5 дополнить словом «, крематории»;

11) в части 1 статьи 33:

а) в пункте 1 слово «поселений» заменить словами «населенных пунктов»;

б) в пункте 2 слово «поселений» заменить словами «населенных пунктов»;

в) в пункте 5 слово «поселений» заменить словами «населенных пунктов»;

12) в статье 37:

а) часть 1 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) зона, свободная от пожарной нагрузки.»;

б) часть 2 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) противопожарные водяные завесы.»;

13) часть 1 статьи 39 изложить в следующей редакции:

«1. Лестницы, предназначенные для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, подразделяются на следующие типы:

1) 1-й тип — внутренние, размещаемые на лестничных клетках;

2) 2-й тип — внутренние открытые;

3) 3-й тип — наружные открытые.»;

14) в статье 40:

а) в абзаце первом части 1 слова «Лестничные клетки» заменить словами «Эвакуационные лестничные клетки»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Обычные лестничные клетки подразделяются на следующие типы:

1) Л1 — с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в наружных стенах на каждом этаже либо без естественного освещения в случае, если они предназначены для эвакуации только из помещений подвального этажа;

2) Л2 — с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в покрытии.»;

15) главу 12 признать утратившей силу;

16) в статье 55:

а) в наименовании слова «и средства индивидуальной защиты» исключить;

б) в части 1 слова «и средства индивидуальной защиты» исключить;

в) часть 3 признать утратившей силу;

17) в статье 61:

а) в наименовании слова «и автономные» заменить словами «, в том числе автономные,»;

б) в абзаце первом части 2 слова «и (или) автономных» заменить словами «, в том числе автономных,»;

в) в части 3 слова «и (или) автономной» заменить словами «, в том числе автономной,»;

18) части 2 и 3 статьи 62 изложить в следующей редакции:

«2. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.

3. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.»;

19) статью 63 признать утратившей силу;

20) в статье 64:

а) части 2 и 3 изложить в следующей редакции:

«2. Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты, для которого законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник этого объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.

3. Уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объекта защиты либо проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты в течение года со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или завершения соответствующих работ.»;

б) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), вправе представить декларацию пожарной безопасности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.»;

21) наименование раздела II изложить в следующей редакции:

«РАЗДЕЛ II

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ»;

22) в наименовании главы 15 слова «при градостроительной деятельности» заменить словами «к размещению взрывопожароопасных объектов и наружному противопожарному водоснабжению»;

23) статью 65 признать утратившей силу;

24) в статье 66:

а) в наименовании слова «на территориях поселений и городских округов» исключить;

б) в части 1 слова «поселений и городских округов» заменить словами «населенных пунктов»;

в) в части 3 слова «путей железных дорог общей сети» заменить словами «железных дорог», слова «на пути железных дорог общей сети» заменить словами «железных дорог»;

25) в статье 68:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 68. Наружное противопожарное водоснабжение«;

б) части 1 — 4 изложить в следующей редакции:

«1. Территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

2. К наружному противопожарному водоснабжению относятся:

1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);

2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) пожарные резервуары.

3. Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

4. Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов.»;

в) в части 5 слово «наружное» исключить, после слова «водоснабжение» дополнить словом «для»;

26) в статье 69:

а) в наименовании слово «лесничествами» заменить словами «лесными насаждениями»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений.»;

в) в части 3 слова «в лесничествах» исключить;

27) в главе 17:

а) в наименовании слова «к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны» заменить словами «по размещению зданий пожарных депо на территориях населенных пунктов»;

б) в статье 76:

в наименовании слова «по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах» заменить словами «по размещению зданий пожарных депо на территориях населенных пунктов»;

часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Здания пожарных депо на территориях населенных пунктов следует размещать исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских населенных пунктах не должно превышать 10 минут, в сельских населенных пунктах 20 минут.»;

в части 3 слова «дислокации подразделений пожарной охраны» заменить словами «размещения зданий пожарных депо», слова «поселений и городских округов» заменить словами «населенных пунктов»;

28) наименование раздела III изложить в следующей редакции:

«РАЗДЕЛ III

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»;

29) в наименовании главы 18 слова «при проектировании» заменить словами «при архитектурно-строительном проектировании»;

30) в части 2 статьи 82 слова «и эвакуации людей в безопасную зону» исключить;

31) в статье 83:

а) часть 7 изложить в следующей редакции:

«7. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.»;

б) дополнить частью 71 следующего содержания:

«71. Требования к проектированию систем передачи извещений о пожаре устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.»;

32) часть 3 статьи 85 изложить в следующей редакции:

«3. Использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах, лифтовых шахтах и на лестничных клетках без устройства естественной или механической вытяжной противодымной вентиляции не допускается.»;

33) в части 13 статьи 88 первое предложение исключить;

34) в статье 89:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Выходы являются эвакуационными, если они ведут:

1) из помещений первого, подвального или цокольного этажа наружу:

а) непосредственно;

б) через коридор;

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, холл (рекреационную площадку) и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого, подвального и цокольного:

а) непосредственно на лестничную клетку при условиях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

б) непосредственно наружу или на лестницу 3-го типа;

в) в коридор, ведущий непосредственно либо через холл (рекреационную площадку) на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

г) в холл (на рекреационную площадку), фойе, имеющие выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

д) на эксплуатируемую кровлю или специально оборудованный участок кровли, который ведет на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа, в том числе через коридор;

3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технического помещения без постоянных рабочих мест в помещение категории А или Б считается эвакуационным, если в техническом помещении размещается оборудование по обслуживанию этого пожароопасного помещения.»;

б) дополнить частью 31 следующего содержания:

«31. При устройстве эвакуационных путей и выходов допускается:

1) предусматривать эвакуационные выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (на рекреационную площадку), вестибюль (фойе), ведущие на такую лестницу при условиях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

2) предусматривать эвакуационные выходы с эксплуатируемой кровли в соответствии с требованиями пункта 2 части 3 настоящей статьи.»;

в) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Эвакуационные выходы из помещений подвальных этажей следует предусматривать ведущими непосредственно наружу и обособленными от общих лестничных клеток здания. Выходы из помещений цокольных этажей следует предусматривать обособленными при условиях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности. Допускается предусматривать:

1) эвакуационные выходы из помещений подвальных этажей через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа;

2) эвакуационные выходы из помещений подвальных этажей с помещениями категорий B1 — В4, Г и Д ведущими в помещения категорий B1 — В4, Г и Д и (или) вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;

3) эвакуационные выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных и цокольных этажах зданий классов Ф2, ФЗ и Ф4, ведущими в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа при условиях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности.»;

г) части 5, 7 и 13 признать утратившими силу;

д) часть 14 изложить в следующей редакции:

«14. Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать в себя лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:

1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, в том числе двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам (противопожарные перегородки 1-го типа, перекрытия 3-го типа);

2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора и проход к другим лестничным клеткам, минуя указанную площадку, невозможен;

3) через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной, за исключением случаев, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, а также случаев эвакуации из помещений первого этажа;

4) по кровле зданий, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли;

5) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), за исключением эвакуационных путей в зданиях класса Ф5, требования к которым установлены нормативными документами по пожарной безопасности;

6) по лестницам 2-го типа, ведущим из помещений подземных этажей, за исключением случаев, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

7) по лестницам и лестничным клеткам между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи и нормативных документах по пожарной безопасности.»;

35) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

«2. Приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные и технические средства систем передачи извещений о пожаре должны быть обеспечены бесперебойным электропитанием.»;

36) статью 97 изложить в следующей редакции:

«Статья 97. Размещение подразделений пожарной охраны и зданий пожарных депо на производственных объектах

1. Подразделения пожарной охраны и здания пожарных депо размещаются на производственных объектах:

1) с суммарным объемом зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 100 тысяч кубических метров и (или) с единовременно обращающимися в наружных технологических установках пожароопасными, пожаровзрывоопасными и взрывоопасными технологическими средами массой более 100 тысяч тонн. Объемы зданий, помещений и масса технологических сред суммируются, при этом подразделения пожарной охраны создаются на производственных объектах с суммарным числовым значением более 100 тысяч;

2) с суммарным объемом зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 2 миллионов кубических метров;

3) атомных электростанций вне зависимости от мощности, тепловых электростанций мощностью 1000 мегаватт и более, гидроэлектростанций мощностью 1500 мегаватт и более.

2. Подразделения пожарной охраны оснащаются пожарными автомобилями исходя из специфики производственных объектов, требуемого расхода воды на наружное пожаротушение, однородности средств пожаротушения, а также с учетом показателей пожарной опасности, токсичности, химической активности хранящихся и обращающихся на производственных объектах веществ и материалов. Тип и количество пожарных автомобилей подразделений пожарной охраны на производственных объектах определяются с учетом привлекаемых для тушения пожара сил и средств других подразделений пожарной охраны пожарно-спасательного гарнизона исходя из установленного частью 1 статьи 76 настоящего Федерального закона условия прибытия к месту пожара.

3. Выезды из зданий пожарных депо должны быть расположены таким образом, чтобы выезжающие пожарные автомобили не пересекали основных транспортных потоков.

4. Требования к месту расположения зданий пожарных депо и радиусам обслуживания пожарными депо устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.»;

37) в статье 98:

а) в наименовании слово «дорогам,» исключить;

б) части 4 — 11 признать утратившими силу;

38) часть 1 статьи 99 изложить в следующей редакции:

«1. Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 и степеней огнестойкости I и II категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А, Б и В по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 500 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема) и категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема).»;

39) в статье 100:

а) часть 2 признать утратившей силу;

б) в части 3 слова «по отношению к соседним зданиям и сооружениям отметках» заменить словами «отметках по сравнению с отметками территорий населенных пунктов, организаций, железных дорог и автомобильных дорог федерального значения, у берегов рек (водоемов), расположенных на расстоянии менее 200 метров,»;

в) в части 10:

в пункте 3 слова «, по покрытиям и стенам зданий категорий А и Б по взрывопожарной опасности и пожарной опасности» исключить;

в пункте 4 слово «газопроводов» заменить словами «транзитных газопроводов»;

40) статьи 101 и 102 признать утратившими силу;

41) в статье 103:

а) часть 1 признать утратившей силу;

б) в части 2 слова «и эвакуации людей в безопасную зону» исключить;

в) части 5 и 6 признать утратившими силу;

42) в статье 104:

а) в наименовании слова «и автономным» исключить;

б) в части 1 слова «и автономные» заменить словами «, в том числе автономные,»;

в) в части 4 слова «и автономных» заменить словами «, в том числе автономных,»;

43) главы 24, 25, 27 — 29 признать утратившими силу;

44) в статье 133:

а) в части 1 слова «безопасном применении» заменить словами «пожарной безопасности при производстве, применении и хранении»;

б) пункт 2 части 3 изложить в следующей редакции:

«2) для жидкостей:

а) группа горючести;

б) температура вспышки в открытом тигле;

в) температура вспышки в закрытом тигле или нижний температурный предел;

г) температура воспламенения;

д) температура самовоспламенения;»;

45) в статье 134:

а) в части 4 слова «покрытия полов должны иметь класс пожарной опасности не выше чем КМ1» заменить словами «не допускается применять материалы для покрытия полов с более высокими показателями пожарной опасности, чем В1, Д2, Т2, РП1»;

б) часть 6 дополнить предложением следующего содержания: «Показатели пожарной опасности декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в зданиях V степени огнестойкости и зданиях класса конструктивной пожарной опасности С3 не регламентируются.»;

в) в части 7 слово «подкласса» заменить словами «класса функциональной пожарной опасности», слова «и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В2, Д2, Т2, и покрытия полов с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, Д2,Т2, РП1»;

г) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Для отделки стен и потолков залов детских дошкольных образовательных организаций, предусмотренных для проведения музыкальных и физкультурных занятий, не допускается применять материалы с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В1, Д2, Т2.»;

д) в части 11 слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В2, Д2, Т2», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, ДЗ, Т2, РП2»;

е) в части 12 слово «подкласса» заменить словами «класса функциональной пожарной опасности», слова «потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ4» заменить словами «потолков с более высокими показателями пожарной опасности, чем ГЗ, В2, ДЗ, Т3», слова «пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ4» заменить словами «пола с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, ДЗ, ТЗ, РП2»;

ж) в части 13 слово «подкласса» заменить словами «класса функциональной пожарной опасности», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ1» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В1, Д2, Т2», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, Д2, Т2, РП1»;

з) в части 14 слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В2, Д2, Т2», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, ДЗ, Т2, РП2»;

и) часть 15 изложить в следующей редакции:

«15. Для отделки стен и потолков помещений книгохранилищ и архивов, в том числе помещений, в которых содержатся служебные каталоги и описи, не допускается применять материалы с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В1, Д2, Т2.»;

к) в части 16 слово «подкласса» заменить словами «класса функциональной пожарной опасности», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В2, Д2, Т2», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, ДЗ, Т2, PП2»;

л) в части 18 слово «подкласса» заменить словами «класса функциональной пожарной опасности», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В2, Д2, Т2», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, ДЗ, Т2, РП2»;

м) в части 19 слово «подкласса» заменить словами «класса функциональной пожарной опасности», слова «материалов класса КМ0» заменить словами «негорючих материалов»;

46) статьи 136 и 138 признать утратившими силу;

47) в статье 146:

а) подпункт «ж» пункта 1 части 2 признать утратившим силу;

б) пункт 3 части 4 признать утратившим силу;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Схемы 2д, Зд и 5д применяются по выбору изготовителя (продавца) для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации людей непосредственно наружу или в безопасную зону.»;

г) часть 6 признать утратившей силу;

д) в части 7:

в абзаце первом слова «, 5с» исключить;

пункты 1 — 9, 12 — 15, 17 и 18 признать утратившими силу;

48) в статье 147:

а) в пункте 2 части 3 слова «или сертификацию системы качества (производства)» исключить;

б) в части 31 слова «или сертификации производства или системы качества производства (схема 5с)» исключить;

в) в части 32 слова «и систем качества производства» исключить;

г) в пункте 3 части 48 слова «и 5с» исключить;

д) в части 51 слова «по схемам 4с и 5с» заменить словами «по схеме 4с»;

е) в части 55 слова «, наличие сертифицированной системы качества производства» исключить;

49) часть 4 статьи 148 признать утратившей силу;

50) в приложении:

а) в наименовании таблицы 1 слово «, необходимых» исключить;

б) таблицы 2 и 3 признать утратившими силу;

в) таблицу 28 изложить в следующей редакции:

г) таблицу 29 изложить в следующей редакции:

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) пункты 21, 22, 36, 76, 78 — 81, 86 и подпункт «а» пункта 96 статьи 1 Федерального закона от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);

2) пункты 8 и 20 статьи 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4793).

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта 19 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 19 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2023 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Как изменить класс окна
  • Как изменить класс обслуживания аэрофлот
  • Как изменить класс дома самп
  • Как изменить класс jquery
  • Как изменить клаву на сяоми

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии