Здравствуйте, друзья.
Сегодня мы поговорим о новой чуме 21 века – клиповом мышлении. В эпоху селфи, соцсетей, смешных картинок и тупых видео от блогеров, набирающих миллионы просмотров, алгоритм потребления информации человеком меняется. Из-за постоянного употребления “информационного фаст-фуда” многим становится тяжело долго концентрировать внимание. И если раньше вы прочитывали книгу за неделю, то теперь она может пылится у вас на столе месяцами. Почему ? Потому что вы привыкли к подаче информации маленькими порциями с эмоциональными заголовками и картинками.
Как вернуть себе способность к глубокому обучению, как слезть с иглы новостей и “смешинок”, как в конце концов перестать деградировать – проверенные практические способы. Статья короткая, не переживайте)
Что такое клиповое мышление
Термин “клиповое мышление” появился относительно недавно. Первоначально обозначал особенность человека воспринимать информацию только через яркие, непродолжительные образы, которыми богаты музыкальные видеоклипы. Позже значение термина расширилось: если раньше под клиповое мышление подпадало бесконечное переключение каналов зомбоящика, то теперь это: кликанье по ссылкам в сети, просмотр тупых картинок и роликов, чтение новостных заголовков, соцсети, аськи, ватсаппы и прочие инстаграммы.
Почему соцсеть Instagramm сейчас набирает популярность, а более классические фейсбук и вконтакте теряют ? Догадываетесь? Потому что в инстаграмм меньше текста и больше картинок. Голову включать не надо)
Конечно же, если использовать соцсети только для отправки сообщений, вреда почти нет. Но если вы торчите в пабликах с приколами и т.п. … IQ среднестатистического пользователя вконтакте снижается примерно в 5 раз, когда он заходит в свою любимую социалочку. Нормальные, казалось бы, люди превращаются в школьников из класса коррекции. Не верите ? Посмотрите комментарии своих знакомых к постам в пабликах и все поймете. Думаете вы особенный и к вам это не относится ? Ну-ну))
Вред клипового мышления
А разве это плохо? Ну смотрит человек тупые приколы и заголовки новостей. Что тут такого? Законом ведь не запрещено!!
Конечно же, вы не умрете. Только обучаться новой информации вам все сложнее, у вас повышается уровень тревожности (если читаете новости), что ведет к стрессу и проблемам со здоровьем.
Вы уже не можете читать книги и даже большие статьи. Вам нужны “интересности” в сжатом виде. Если у вас есть богатые родители-олигархи, которые вас содержат и вам остается только выкладывать селфи с Мальдив в свой инстраграмм, – поздравляю! А если таких родителей нет? Если вы хотите чего-то добиться сами ? Тогда без глубокого мышления, которое является противоположностью клипового, вам не обойтись.
Как бороться с клиповым мышлением
Если вы сейчас читаете эту статью и не понимаете о чем речь, – поздравляю. Вам удалось избежать тлетворного влияния современной культуры. Ну а если узнаете себя… то продолжаем)
Подсесть на иглу “развлекалочек” очень легко. Вы и не заметите, как начнете тупеть. И рука будет сама тянуться к телефону/компьютеру проверить “что новенького”. Поверьте, я сам через это прошел.
Как же нам бороться с клиповым мышлением, когда из каждой дырки в интернете лезут яркие заголовки и красочные картинки ?
Т.к. разновидностей зависимостей много, я перечислю способы борьбы с разными видами “лишней” информации, ну а вы выберете актуальные для вас.
Мгновенно “слезть с иглы” не получится. По крайней мере у большинства из нас. Поэтому, одним из основных наших методов будет – уменьшение доз и их частоты.
Новости
“Я слежу за новостями, мне важно знать что происходит в мире! Вдруг случится что-то важное!”
Новости. Пожалуй, самая страшная из информационных зависимостей. Т.к. помимо снижения способности к концентрации, регулярное чтение новостей значительно увеличивает общий уровень тревожности. Что приводит к болезням сердца и куче других болячек.
Действительно ли вам нужно знать новости? Ведь они специально составляются из негативных событий, т.к. они привлекают больше внимания.
Вспомните на вскидку хоть одну новость, которую вы прочитали и которая как-то повлияла на вашу жизнь . Не можете ? О действительно важных событиях вы и так узнаете, поверьте. О том, что в России кризис знает любой привокзальный бомж без телевизора и интернета. О том, кто текущий президент, ему тоже известно. Возможно, он не все знает про ИГИЛ, но зачем вам эта информация ?
Я веду к тому, что чтение/просмотр новостей – абсолютно бесполезное и даже вредное занятие. Но как избавиться от этой привычки ? Постепенно.
- Если вы смотрите новости по телевизору, переходите на чтение новостей в интернете. Хотя бы время сэкономите.
- Не читайте текст новостей полностью. Редакторов новостных сайтов обучают умещать в заголовок весь смысл новости, поэтому читать подробности никакого смысла нет.
- Читайте новости один раз в сутки – после 18-19 часов вечера. В это время редакторы сайтов заканчивают свой рабочий день и новых новостей сегодня уже не появится.
- Следующим этапом переходите от чтения новостей раз в сутки, на чтение раз в неделю – на многих сайтах есть возможность подписаться на рассылку самых важных новостей раз в неделю.
- Ну и затем старайтесь полностью отказаться от новостей. Сэкономите себе пару лет жизни.
Паблики/соцсети, сайты приколов и т.п.
- Начинаем отписываться от пабликов в соцсетях. Делаем это постепенно, начните с самых тупых. Затем, по-тихоньку, по одному паблику в неделю, очищайте свою ленту вк/инстраграмма и т.п. Оставьте пару более-менее полезных подписок, это будет выступать вам замещением идиотских шуточек.
- Если вы посещаете сайты со “смешинками”, выберете на сайте самую интересную категорию/тэг , например “Коты” и добавьте страницу этой категории постов себе в закладки. Теперь заходите на данный сайт сразу на страницу этой категории, минуя главную. Так вы снизите поток информации, которая вам к тому же не особо интересна.
- Пробуйте иногда “забыть” зайти на тот или иной сайт.
Общее
Некоторые люди не могут в принципе читать книги. Не потому что они глупые, а просто потому что у них такой тип личности. Это нормально. Но вот если вы ранее без проблем читали книги, а сейчас вам это дается тяжело, то скорее всего здесь дело в клиповом мышлении.
Итак, что еще можно сделать, чтобы снова вернуться к чтению книг и в целом увеличить способности к концентрации и глубокому мышлению ?
- Купите принтер (любой, хоть самый дешевый) и распечатывайте длинные статьи. При чтении с бумажного носителя информация воспринимается лучше на 25%, чем с электронного. Да и меньше возможностей отвлечься.
- Аналогично – покупайте бумажные книги. Будет больше толку, если вы за месяц прочитаете 1 бумажную книгу, чем скачаете 100 и они будут мертвым грузом лежать на винчестере.
- Читайте вне дома. Почему-то вне дома проще сосредоточиться на информации.
- Аудиокниги. Попробуйте, серьезно. У многих людей с печатными книгами дело не клеится, а вот аудио-книги идут легко. Да и можно совмещать прослушивание книг с дорогой куда-либо.
- Пробуйте читать вначале по 10 минут в день, ни на что не отвлекаясь. Затем по 20, потом по 30.
- Отключайте интернет, предварительно скачав материалы для изучения.
- Устраивайте себе дни без интернета.
Вместо заключения
Помимо практического вреда, разрозненная мусорная информация наносит нам урон еще и на энергетическом уровне. Но об этом как-нибудь в другой раз 🙂
С уважением, Власов Павел
TradeLikeaPro.ru
Клиповое мышление считается проблемой целого поколения, а то и двух. Многие связывают его с сетевой зависимостью и видят в нем только негатив. Но у этой проблемы есть и другая сторона
⏰ Время на чтение: 10–12 минут
Содержание
- Что такое клиповое мышление
- Как возникло это понятие
- Плюсы и минусы клипового мышления
- Клиповое мышление у детей
- Тест на клиповое мышление
- Как избавиться от клипового мышления
Что такое клиповое мышление?
Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.
Клиповое мышление противопоставляют системному: тому, которое помогает глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.
Как появилось клиповое мышление?
Сам термин стал общеупотребительным в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на ТВ пришли на смену статичной картинке. Чтобы хоть как-то фильтровать весь этот бесконечный поток информации и видеоряда, людям пришлось приспосабливаться и фокусировать внимание все более избирательно. Корни термина лежат в понятии «клиповой культуры», которое ввел социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» 1980 года.
С распространением интернета и соцсетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам, проблема обострилась. Хронометраж большинства роликов на YouTube не превышает 15 минут, а популярные блогеры активно используют быструю смену картинки. Соцсети приучают нас к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно.
«Социальная дилемма» — документальный фильм Netflix, посвященный проблеме социальных сетей
Многие платформы и онлайн-СМИ сегодня напрямую зависят от числа кликов и просмотров. Поэтому они идут на все, чтобы побудить пользователей как можно чаще взаимодействовать с их контентом. В ход идут кликбейтные заголовки, яркие коллажи, обилие фото и видео, формат коротких сториз вместо лонгридов.
По мнению Александра Изряднова, сооснователя и CEO Vinci Agency, главные тренды в современном мире контента, которые способствуют развитию клипового мышления, включают в себя:
- сокращение объема сообщения;
- сокращение числа мыслей в единице контента до одной — одновременно с дополнением сообщения эмоциональным переживанием;
- многократное повторение одной и той же мысли в рамках одной единицы контента;
- сухой новостной контент больше не работает: аудитория хочет, чтобы в него заранее было заложено какое-то отношение автора;
- разбивка одного сообщения на несколько однотипных;
- на место приглашения к разговору приходит контент как аксиома, который не предполагает рефлексии и анализа со стороны аудитории.
Те же тенденции проникают и в ТВ-шоу, кино и сериалы: динамичная смена картинки, насыщенные диалоги и разнообразие звуковых эффектов — чтобы «зацепить» внимание зрителя. При этом закадровый голос и монологи практически исчезают, а ТВ и радио-контент рассчитаны на фоновое смотрение. В трейлерах кино и сериалов все это иногда доходит до абсурда.
Трейлер к 7 сезону «Игры престолов»
Клиповое мышление часто связывают с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает поверхностное.
Ролик Vox, рассказывающий о зависимости от смартфонов
Американский писатель и публицист Николас Карр в статье «Google делает нас глупее?» признается, что из-за регулярного пользования интернетом он с трудом может прочитать больше двух-трех страниц текста. С подобными проблемами столкнулись многие его коллеги и даже медики. На смену вдумчивому чтению газет или книг пришел быстрый просмотр-сканирование текстов в Сети.
Однако зачатки проблемы появились много лет назад, еще до появления интернета. В 1882 году Ницше купил пишущую машинку и научился печатать вслепую. Друзья заметили, что его тексты стали больше похожи на телеграммы: короткие и информативные, состоящие из афоризмов, а не аргументов.
Если копнуть еще глубже, с началом индустриализации и повсеместной автоматизации всех процессов мы тоже стали частью этой бесконечно ускоряющейся системы. Теперь от нас требуется действовать максимально быстро и по четкой схеме, чтобы показать максимум эффективности. К сожалению, эта оптимизация в корне изменила и наше мышление.
Плюсы клипового мышления
- Защищает мозг от перегрузки, фильтруя интенсивный поток информации и разбивая ее на небольшие фрагменты.
- Развивает многозадачность: мы можем одновременно читать, слушать музыку и вести переписку. Такие люди успешно работают официантами, SMM-менеджерами, администраторами, офис-менеджерами и личными ассистентами.
- Ускоряет реакцию: люди с клиповым мышлением быстрее реагируют на любые внешние стимулы.
Минусы клипового мышления
- Низкая концентрация: сложно сосредоточиться на чем-то одном, дочитать длинный текст или дослушать длинное интервью, ни на что не отвлекаясь. Людям с клиповым мышлением очень тяжело справляться с работой, которая требует усидчивости и выполнения рутинных операций.
- Поверхностное восприятие, которое приводит к тому, что мы не способны анализировать полученную информацию и делать из нее глубокие выводы.
- Трудности в обучении и усвоении новой информации. Это особенно актуально для студентов и школьников, чья учебная программа построена на более консервативных методах и предполагает пассивное восприятие информации: чтение, слушание, заучивание.
- Подверженность манипуляциям. Мы не успеваем проанализировать информацию и принять взвешенное решение, а значит не способны воспринимать информацию критически. Этим активно пользуются рекламщики и маркетологи, которые воздействуют на эмоции и побуждают людей к импульсивным покупкам.
- Ослабление эмпатии. Постоянное воздействие на эмоции вырабатывает высокий порог чувствительности, и нам становится все труднее сопереживать другим.
Клиповое мышление у детей
Дети больше других восприимчивы к клиповому мышлению, что создает огромные трудности при обучении и общении с окружающими. С детства привыкая листать ленту соцсетей или видеосервисов, они полностью игнорируют то, что не вызывает у них интереса с первых секунд. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современный ребенок проводит перед экраном в среднем 7 часов в день, начиная с 2 лет. Примерно так обстоят дела и в России. В Великобритании 40% подростков общаются с родителями в мессенджерах, даже если находятся в соседних комнатах.
Андрей Курпатов о цифровой зависимости
Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии.
Педагоги и психологи советуют, во-первых, перестраивать учебный материал так, чтобы он цеплял внимание детей и удерживал его — за счет интересных видео, ярких иллюстраций и интерактивных игр. Во-вторых, использовать склонность к многозадачности: переключаться между разными форматами подачи материала и видами деятельности, делать регулярные перерывы. И в-третьих — ограничить время использования гаджетов: например, до 3 часов в день, включая учебу. Желательно, чтобы это правило было общим для всех. К примеру, собираясь за столом, вся семья убирает телефоны и не достает их, пока не закончится обед или ужин.
Клиповое мышление лишает современных детей возможности усваивать большие объемы информации, зато помогает лучше взрослых разбираться в технологиях, быстро принимать решения и находить нужные данные.
Тест на клиповое мышление
Выберите описание, которое больше всего подходит вам:
- Вы схватываете все на лету, быстро вычленяете суть и принимаете решения, не теряетесь в экстренных ситуациях и действуете интуитивно. Вы воспринимаете окружающий мир как калейдоскоп из не связанных друг с другом фрагментов, с трудом сосредотачиваясь на чем-то одном.
- Вы привыкли ко всему подходить вдумчиво, спокойно разбираться в ситуации и принимать решения взвешенно. Работая с информацией, вы анализируете ее, сравниваете с другими данными, обобщаете, систематизируете. Любите все раскладывать по полочкам, как будто наводите порядок в комнате.
- Вы мгновенно оцениваете обстановку, охватывая взглядом всю картину, но при этом успеваете анализировать и устанавливать логические связи с тем, что знали до этого. Вы быстро адаптируетесь к меняющимся условиям, лучше воспринимаете окружающий мир на визуальном и эмоциональном уровне. Принимаете решения интуитивно, но опираетесь и на логику, ищете во всем рациональное зерно, любите рефлексировать.
Ответы:
- У вас клиповое мышление.
- У вас понятийное мышление со склонностью к аналитике и системности.
- У вас смешанный тип. Скорее всего, вы склонны к гуманитарным наукам, но подходите к ним системно и логически. Вы очень восприимчивы к окружающим процессам, поэтому легко перенимаете элементы клипового мышления, но не поддаетесь ему полностью.
Как избавиться от клипового мышления?
Вот несколько методов:
- Метод парадоксов. Его использует Михаил Казиник, профессор и педагог, популяризатор классической музыки. Этот метод основан на создании противоречия, которое побуждает к критическому восприятию информации. Для каждого явления или исторического события можно найти два взаимоисключающих тезиса и попробовать проанализировать каждый из них. К примеру, Бетховен был гениальным композитором, будучи глухим.
- Чтение книг — художественных и публицистических. Не обязательно сразу браться за многотомную классику — можно начать с более современных авторов, уделяя чтению сначала по 10, затем — по 20 и 30 минут в день. Для дополнительной мотивации поищите интересные разборы, обсуждения или экранизации книги, которую собираетесь читать.
- Изложение или сочинение. Постарайтесь написать краткий анализ своих впечатлений от увиденного фильма, прочитанной книги или статьи. Честно отразите отрицательные и положительные моменты, аргументируя свое мнение.
- Участие в дискуссиях. Те же соцсети открывают нам доступ к идеальной площадке для развития критического и системного мышления. Участвуя в спорах по актуальным темам, ищите в качестве аргументов статистические исследования, публикации в авторитетных источниках и подкрепляйте каждое свое высказывание. Но самое главное — внимательно выслушивайте контраргументы или даже сами их приводите, привыкая к объективному взгляду на все.
- Цифровой детокс. Время от времени устраивайте себе отдых от гаджетов, мессенджеров и соцсетей. Проводите время за рисованием, чтением книг, прогулками, общением с близкими.
- Медитация. Речь не о духовных практиках, а о мыслительном упражнении, которое помогает вам сосредоточиться, избавиться от фоновой тревоги и информационного шума. Это тренирует мозг и помогает на психологическом уровне.
- Когнитивно-поведенческая терапия. Раздел психотерапии, который отвечает за «перенастройку» мозга и избавление от вредных мыслительных привычек.
Пять способов развить критическое мышление
Клиповое мышление — не деградация, а адаптация. Наш мозг очень пластичен, быстро реагирует на меняющиеся условия и вырабатывает новые свойства. Нужно просто научиться ими пользоваться. К примеру, вместо заучивания огромного объема информации сегодня гораздо важнее уметь быстро ее находить, обрабатывать и использовать для своих задач. Вполне возможно, что у следующего поколения произойдет новый когнитивный скачок, и их мышление будет совсем другим.
14 июня 2022
14.06
7 минут
7 мин.
28419
46
1
Как избавиться от клипового мышления
клинический психолог • Стаж 17 лет
Клиповое мышление (сознание) – это восприятие мира через яркие короткие образы. «Clip» переводится с английского как «обрезать», «отсекать», а сам термин ассоциируется с фрагментом текста или видео.
Клиповое восприятие появилось в ответ на постоянно растущий объем информации, получаемой человеком ежедневно. Оно свойственно поколению так называемых зуммеров (Z) – современным подросткам и молодым людям, родившимся в двухтысячные годы.
Содержание статьи
- Что значит клиповость мышления
- Тест на фрагментарное мышление
- Как бороться с проблемой клипового мышления
- 6 способов, как избавиться от фрагментированного мышления
- Плюсы клипового мышления
- Частые вопросы
- Заключение эксперта
Что значит клиповость мышления
Это быстрое, почти моментальное переключение с одной мысли или образа на другой. Подобно меняющимся картинкам и звукам в видеоклипах, внимание человека как бы скользит между объектами и не фиксируется на чем-то одном подолгу.
Фрагментарность восприятия информации одним из первых описал Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна», опубликованной в 1980 г. Он использовал термин «клиповая культура», имея в виду непрерывное мелькание информационных единиц (отрезков).
Тоффлер еще тогда предвидел, что в будущем подача информации станет более комфортной. Ведь у людей сложится соответствующий склад ума. Но ученый подразумевал не психологический, а культурный процесс.
Определение «клиповое мышление» ввел российский философ Ф. Гиренок в 2016 г. «Основная масса публикаций на тему клипового сознания и мышления связана с русскоязычными источниками и авторами» (Википедия).
Некоторые специалисты считают фрагментированное мышление не новым типом интеллекта, а возвратом к естественным процессам в человеческой психике. Не случайно канадский культуролог М. Маклюэн писал, что разум современного человека стремится к дотекстовому состоянию.
Внимание! По мнению ученых, в будущем линейная последовательность знаков перестанет быть частью базовой культуры. И, похоже, прогноз начинает сбываться, судя по существующей ситуации.
Тест на фрагментарное мышление
Выберите описание, наиболее подходящее вам, и узнайте результат.
№ |
Описание |
Результат |
1 |
Вы все схватываете на лету и быстро выделяете суть, не колеблясь с принятием решения. Не теряетесь в экстренных ситуациях, действуя интуитивно. У вас калейдоскопическое восприятие информации, вы воспринимаете ее в виде не связанных между собой фрагментов и с трудом можете сконцентрироваться на чем-то одном |
Явное клиповое мышление |
2 |
Для вас характерны вдумчивый, системный подход и принятие взвешенных решений. Получая информацию, вы анализируете, обобщаете и структурируете ее. Вам свойственно все раскладывать «по полкам» |
Понятийное мышление |
3 |
Вы моментально «фотографируете» обстановку и видите всю картину в целом, успевая, однако, анализировать и устанавливать логические связи со знакомыми вам фактами. Вы быстро привыкаете к изменчивым обстоятельствам, четко воспринимаете окружающий мир как визуально, так и эмоционально. При принятии решения руководствуетесь интуицией и логикой, склонны искать во всем рациональное зерно |
Смешанный тип. Такие люди обычно тяготеют к гуманитарным наукам, но подходят к ним с точки зрения логики и системы. Они весьма чувствительны к окружающим процессам, легко перенимают лишь элементы клиповости, не поддаваясь в полной мере слайдовому мышлению |
Как бороться с проблемой клипового мышления
Родители, учителя и психологи сегодня находятся в поисках способа, как победить поверхностное мышление. Они обеспокоены перспективой деградации детей и школьников, которые порой просто не усваивают потоки информации.
Но уже есть понимание тщетности подобных поисков, ведь феномен клиповости – это особый тип сознания, избавиться от которого полностью невозможно. Он представляет собой часть личности, сформировавшейся под влиянием современных технологий и инноваций.
«Папа, а правда, что от интернета глупеют?» – «Гы, сына, LOL!»
Поскольку узконаправленное мышление нельзя победить, его надо правильно использовать. Нам вполне под силу ослабить его минусы и усилить плюсы.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог
Если вам трудно сосредоточиться, запомнить услышанное, не отвлекаться при работе с большими объемами данных, воспользуйтесь рекомендациями ниже или обратитесь к нашим психологам. Специалист даст рекомендации, как скорректировать мозаичное восприятие, на дистанционной консультации. Работаем круглосуточно, консультируем по телефону.
Online консультация
6 способов, как избавиться от фрагментированного мышления
Избавиться от влияния клипового мышления особенно важно школьникам и студентам, которые продолжают учиться по консервативным программам.
Пример из практики:
Данил с детства проводил много времени, играя в компьютерные игры. Родители постоянно на работе, гулять его одного не пускали, бабушек не было. Проблемы с успеваемостью начались уже к концу первого года в школе, учителя жаловались на гиперактивность и неусидчивость мальчика. Во втором классе его даже хотели оставить на второй год, но на помощь пришел школьный психолог. После нескольких бесед со специалистом ситуация улучшилась. «На дорожку» Данил получил целый список книг и фильмов, многие из которых он с интересом прочел и посмотрел.
Рекомендации родителям:
- контролируйте и ограничивайте время, которое ребенок проводит в интернете. Отслеживайте сайты, где он бывает, чтобы хотя бы частично оградить его от негативной информации об убийствах, терроризме и пр.;
- приучайте ребенка к чтению, но без принуждения, чтобы не отбить всякую охоту к книгам. Просите его пересказать прочитанное;
- для развития речи беседуйте с ребенком как можно чаще – поправляйте его речевые ошибки, указывайте на неправильное ударение в словах, объясняйте значение новых слов;
- обсуждайте прочитанные книги и просмотренные фильмы, спектакли. Делитесь мнениями, ищите скрытый смысл в произведениях, полемизируйте;
- установите на любые гаджеты программы для тренировки памяти и внимания и проследите, чтобы ребенок регулярно ими пользовался;
- введите новую семейную традицию отдыхать от любой информации. Хотя бы раз в месяц не включайте компьютер, телевизор, не зависайте в интернете по телефону. Вместо этого гуляйте, ходите сами или принимать гостей у себя, делайте уборку и т. д.
Самый простой способ снизить негативные последствия поверхностного мышления – соблюдение режима дня. Благодаря четкому распорядку в сознании ребенка формируется целостный образ текущего дня, и создаются препятствия для клипового восприятия.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог
При желании уменьшить вредное влияние информационных технологий и повысить тем самым успеваемость ребенка вы всегда можете обратиться к нашим психологам. Не отказывайтесь от профессиональной помощи, ведь к некоторым детям так трудно найти правильный подход. Мы работаем 24 часа в сутки, консультируем по телефону, дистанционно.
Online консультация
Плюсы клипового мышления
Нельзя сказать, что клиповое мышление однозначно вредно. В нем есть немало полезного для современного человека. К достоинствам можно отнести:
- защиту мозга от перегрузок. Интенсивный поток информации фильтруется, разделяется на небольшие фрагменты;
- развитие многозадачности. Человек с клиповым мышлением может одновременно читать, слушать музыку и переписываться в соцсетях;
- ускорение реакции на любые внешние раздражители.
Возможный вред клипового мышления:
- трудности с концентрацией внимания. Человеку сложно сосредоточиться, дочитать длинную статью, досмотреть фильм, дослушать аудиокнигу, не отвлекаясь при этом. Непросто справляться с работой, требующей усидчивости и выполнения монотонных действий;
- поверхностное восприятие – неспособность анализировать информацию и делать точные выводы;
- плохая обучаемость и усвоение новой информации, присущая в основном учащимся школ и ВУЗов;
- подверженность манипуляциям. Человек не успевает анализировать и критически оценивать полученные сведения, чем активно пользуются маркетологи и рекламщики, побуждая людей к импульсивным покупкам;
- снижение способности к сопереживанию и сочувствию из-за постоянного воздействия на эмоции и выработки высокого порога чувствительности.
Частые вопросы
Каковы особенности мозаичного мышления?
+
Это высокая скорость обработки аудио- и видеоинформации при наличии сложностей с длительным удержанием внимания, восприятием однообразного материала либо большого массива данных без перерыва.
Правда ли, что человек с клиповым стилем мышления становится равнодушным, лишенным чувства сострадания?
+
К сожалению, да, так как он просто не успевает реагировать на происходящее. Индивиду с клиповой памятью надо слишком многое воспринимать, поэтому времени на переживания у него попросту не остается. Он может, например, пройти мимо лежащего на земле человека, решив, что тот пьян. Мысль о внезапном обмороке или сердечном приступе даже не придет ему в голову, не говоря уже о вызове неотложки. И это большая проблема.
Так ли необходимо бороться со слайдовым мышлением у детей?
+
Вредные стили мышления не нуждаются в полном купировании, иногда это может быть даже опасно. Клиповый тип восприятия информации – не болезнь и не изъян ребенка, а нормальная реакция на меняющийся окружающий мир. Ее обязательно нужно учитывать, но немного корректировать. Взрослые должны помочь детям не стать более медлительными и долго копаться там, где это не требуется. Представителям поколения Z важно доразвить, «достроить» свое мышление, тогда они смогут быть вдумчивыми или многозадачными, в зависимости от ситуации. А также быстро улавливать суть и давать оценки.
Какие фильмы больше подойдут при узконаправленном мышлении?
+
С детьми предпочтительнее смотреть старые советские фильмы. Большинство из них характеризуется размеренностью и неторопливостью, картинки и декорации в кинолентах времен СССР меняются нечасто. Такая подача информации может быстро наскучить ребенку, поэтому не заставляйте его смотреть весь фильм за один присест. Проявите гибкость: например, позовите посмотреть интересный или смешной эпизод. Если ребенок захочет уйти – не удерживайте, однако велик шанс, что он втянется в логически выверенный сюжет и захочет досмотреть кино до конца.
Заключение эксперта
Клиповое мышление – это отнюдь не деградация, а адаптация. Наш мозг очень пластичен, он быстро реагирует на перемены и начинает работать по-новому. Нам остается лишь подстраиваться и учиться пользоваться им.
Например, вместо нудной зубрежки больших массивов информации сегодня намного важнее находить ее, обрабатывать и применять в своих целях. Не исключено, что уже следующему поколению придется испытать новый когнитивный скачок и мыслить иначе, чем мы и наши дети.
Публикуем только проверенную информацию
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 325
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Источники
-
…
Ф.И. Гиренок Клиповое сознание. https://e-libra.ru/read/489918-klipovoe-soznanie.html -
…
К.Г. Фрумкин Клиповое мышление и судьба линейного текста. http://www.topos.ru/article/7371 -
…
Березовская И. П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление», 2015.
Другие статьи по теме
Агишев Дамир Адгемович
27.07.22
Есакова Екатерина Юрьевна
22.08.22
Есакова Екатерина Юрьевна
14.09.22
Привет, уважаемые подписчики и гости Quasa Media!
За последние пару десятков лет инфополе претерпело кардинальные изменения. С появлением интернета вместо нескольких телеканалов и газет мы получили миллиарды источников и огромное многообразие форматов. Пропускать через себя такой плотный поток невозможно, поэтому нашему восприятию пришлось адаптироваться и поставить жесткие фильтры. Сегодня мы расскажем, что такое клиповое мышление.
Чаще всего этот термин применяется в отношении нового поколения детей и подростков. Узнаем, так ли опасно клиповое мышление, как о нем принято говорить, и нужно ли с ним бороться.
Понятие
Первое, что приходит в голову при слове “клип”, – это музыкальный видеоряд на каком-нибудь МУЗ-ТВ, состоящий из обрывочных, быстро сменяющих друг друга картинок. И в своем представлении мы ушли недалеко.
С английского слово clip переводится как отрывок, вырезка, т. е. что-то фрагментарное, не связанное по смыслу. Вырезая из всего отснятого материала главные моменты и склеивая их в общую картину, монтажер пытается облегчить понимание целого без акцента на частных деталях. Клиповое мышление работает по схожему принципу.
Специалисты в области психологии, социологии, педагогики затрудняются дать конкретное определение этому термину. Ведь для мыслительного процесса характерно внимание, обдумывание, разложение рассматриваемого объекта на составные части, анализ и отложение переработанной информации в долговременную память. Все это формирует основы мышления. Но клиповое восприятие этим не обладает.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что клиповое мышление – это способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, пазла, когда в сознании формируются яркие кратковременные образы, которые сразу же сменяются другими, такими же красочными и недолгими.
Первым, кто начал использовать в своих работах данный термин, был российский доктор философских наук Федор Гиренок. Хотя о клиповом восприятии еще до него начал говорить американский социолог Элвин Тоффлер в рамках рассмотрения понятия клиповой культуры. Он использовал его для описания культуры развитых капиталистических стран.
Клиповое восприятие по его качествам можно противопоставить понятийному мышлению – медленному, негибкому, основанному на выстраивании логических цепочек и функционирующему на базе текстовых и речевых средств.
Предпосылки появления
Российский культуролог и журналист Константин Фрумкин выделил несколько главных причин появления клипового мышления:
- Стремительное развитие современных технологий и, как следствие, рост информационного потока.
- Необходимость воспринимать и пропускать через себя больший объем новой информации, чем прежде.
- Ускорение ритма жизни. Мозг защищается от перегрузки и выбирает короткий путь: вместо долговременной памяти задействует кратковременную.
- Условия многозадачности, в которые люди ставятся на работе и в повседневной жизни.
- Демократия, свобода выражения мнений. Сегодня, читая комментарии к постам, фото или видео, можно увязнуть в тоннах чужих высказываний: позитивных, негативных, необоснованных, фейковых. Все это также является инфошумом.
Большинство специалистов согласны с Фрумкиным и считают клиповое мышление новой формой человеческого сознания, которая обусловлена появлением и развитием науки и техники.
Вместе с тем некоторые исследователи утверждают, что клиповое мышление не является чем-то инновационным. Подобные психические процессы происходили еще в эпоху, когда не было текстов и мир воспринимался фрагментами.
Этапы развития
Первый толчок к появлению клиповой культуры был дан музыкальными клипами. Еще в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия на ТВ начали крутиться короткие кинофрагменты, что сопровождали песни популярных исполнителей. Часто мелькающие кадры даже могли не иметь никакого отношения к содержанию самого текста. Впрочем, как и современные клипы.
Вот еще несколько факторов, которые повлияли на развитие клипового мышления:
- Реклама. Параллельно с музыкальными клипами начала широко распространяться рекламная индустрия. Ее главная цель – воздействовать на эмоции, не давая возможности для обдумывания. Вспомните любой рекламный ролик: это обязательно яркая запоминающаяся картинка, сменяющие друг друга кадры и громкие слоганы, которые запоминаются лучше, чем цитаты классиков. Мы можем даже не успевать вникнуть в смысл того или иного ролика, но его маркеры – мелодия, слова, образы – врезаются в нашу подкорку.
- СМИ. После развала СССР и падения железного занавеса на страну обрушился мощный поток информации с Запада. Населению нужно было как-то преподносить все это многообразие. Новостные программы стали уподобляться музыкальным и рекламным роликам, и за 10 минут зритель успевал узнать о судьбе Горбачева, ограблении музея, выходе нового клипа поп-звезды, женских забастовках и вечере нецензурной лексики в столице. Журналы и газеты тоже не отставали. Они начали переходить на аналогичную подачу.
- Мобильные коммуникации. Большую лепту в развитие клипового мышления внесли эсэмэски. Чтобы сэкономить деньги и уместить нужную информацию в одном сообщении, молодое поколение начало активно использовать сокращения вроде ОК, ОМГ (Oh, my God), спок, оч (очень), мб (может быть), НГ (новый год), спс (спасибо), нзч (не за что) и пр. Сейчас необходимость сокращать свои сообщения вызвана уже не экономией, а привычкой и быстрым темпом жизни.
- Социальные сети, мессенджеры. Нескончаемые новостные ленты с ярким контентом, “вкусные” фотографии в блогах, короткие сторис, видеонарезки, гифки, пикантные картинки – все это работает на то, чтобы зацепить наше внимание. Подаваемая информация становится все более сжатой и кричащей, она содержит меньше текста и больше визуала. И главное, что в нее даже не нужно сразу вникать: если цепляет, можно нажать на “Сохранить” или “Поделиться” и вернуться к ней позже.
Признаки
Частично мы с вами уже выяснили, какие черты характерны для клипового мышления. Давайте подведем некоторые итоги.
Мыслить клипово – значит:
- воспринимать информацию вспышками, фрагментарно, подобно деталям пазла;
- уметь быстро обрабатывать информацию и переключать внимание с одного источника на другой;
- воспринимать окружающую действительность преимущественно визуально;
- запоминать яркими образами;
- пользоваться в основном краткосрочной памятью.
Как определить преобладание у человека клипового мышления:
- он плохо воспринимает большие объемы информации;
- часто испытывает переутомление;
- подвержен внушению;
- постоянно спешит;
- его рассуждения поверхностны;
- страдает прокрастинацией;
- ставит в приоритет внешние образы;
- испытывает потребность в больших дозах ярких впечатлений;
- стремится сделать несколько дел сразу;
- обладает плохой концентрацией.
Плюсы и минусы
В конце 90-х, когда поколение Пепси уступило место поколению гаджетов, Андрей Подольский – заведующий кафедрой психологии и педагогики МГУ – решил провести эксперимент и выяснить, насколько сильно влияют массмедиа и набирающий тогда обороты интернет на умы современной молодежи.
Он собрал студентов и разделил их на две группы. Была поставлена общая задача: нужно разобраться в проблеме некой девушки. Только первой группе выдали тексты с описанием ее истории, а другим участникам показали отснятые ролики с аналогичным содержанием. В результате те студенты, что посмотрели видео, в 6 раз лучше поняли смысл показанного, нежели те, кому пришлось изучать текстовые данные.
Картинка не только смогла заменить текст, но и превзошла его. Хорошо это или плохо? Исследователь прокомментировал результаты своего опыта следующим образом: “Фильмы и видеоролики дают готовое решение, точнее, иллюзию готового решения”.
Недостатки
Сформулируем тезисно негативные особенности клипового восприятия:
- Снижается способность к анализу, поскольку любой объект внимания не задерживается в фокусе надолго, сразу сменяясь новым объектом. На анализирование просто нет времени.
- Ухудшаются показатели усвоения знаний. Педагоги бьют тревогу: ученики не могут читать длинные тексты, не понимают смысла прочитанного, не способны долго концентрироваться на информации. Если раньше дети спокойно сидели 45 минут на уроке, то теперь внимание современных школьников можно удержать всего на 15 минут.
- Возрастает внушаемость и подверженность чужому влиянию. Лаконичность и броскость рекламной информации – мощный инструмент продаж. Ставка делается на эмоции человека. И если при этом не обладать достаточной способностью анализировать и мыслить критически, можно остаться с неприятным послевкусием в виде ощущения обманутости.
- Притупляется чувство сопереживания. Насилие и жестокость на телеэкранах, в новостных лентах, YouTube стали привычными. Если регулярно поглощать подобную информацию, порог чувствительности к чужой боли и переживаниям начнет повышаться. Вспомните сами: когда вы впервые услышали о какой-нибудь авиакатастрофе и множестве погибших, вы наверняка были подавлены и сильно сопереживали причастным семьям. С годами вы узнавали о других авариях, бедствиях и несчастных случаях, и градус сочувствия постепенно снижался. Теперь вас вряд ли сильно удивит очередное такое происшествие.
- Появляется гиперактивность, утрачивается желание познавать и творить.
- Появляется все больше друзей в онлайне и все меньше в реальной жизни. Отсюда снижение навыков живой коммуникации, словарный запас становится скудным.
Достоинства
Вместе с тем нельзя однозначно сказать, что клиповое мышление – это плохо. В современных условиях ускоренного ритма жизни мы вынуждены быть многозадачными, быстро схватывать хаотичную информацию и также оперативно переключаться на новую.
Известный американский профессор психологии Ларри Розен в своей книге “Воспитание сетевого поколения” отмечает, что современные дети отлично совмещают выполнение домашнего задания, переписку в нескольких чатах, изучение новостной ленты и прослушивание музыки на фоне.
Доктор физико-математических наук Валерий Опойцев тоже считает, что в клиповом мышлении нет ничего катастрофического. Он уверен, что люди с подобным складом восприятия просто уходят с тех “глубин”, где не испытывают интереса. При этом они умеют анализировать информацию, которая их увлекает. Само клиповое мышление Опойцев считает механизмом адаптации к новым реалиям жизни.
Итак, соберем все достоинства клипового восприятия:
- Защищает мозг от информационного перегруза.
- Развивает многозадачность.
- Способствует ускорению реакции и развитию процесса адаптации к изменениям.
- Придает динамику познавательной деятельности.
Как бороться с недостатками клипового мышления у детей
Как мы уже с вами выяснили, клиповое мышление – это не всегда зло, а потому бороться с ним нужно только тогда, когда оно действительно мешает продуктивно учиться и затрудняет общение со сверстниками.
Итак, как избавиться от пагубного влияния клипового образа восприятия:
- Читать художественную литературу. Чтение комиксов, постов в соцсетях и даже популярных молодежных произведений не способствует повышению концентрации и развитию внимания. На помощь придут произведения классиков. В них нет часто сменяющихся ситуаций, диалоги обычно долгие и содержательные. Поначалу такой формат может показаться скучным, чтение будет даваться с трудом. Начинайте читать по 10–15 минут в день и постепенно увеличивайте время.
- Смотреть старые фильмы. Польза от них примерно та же, что и от классической литературы. В советских фильмах нет мелькания ярких картинок, планы меняются редко, присутствуют глубокие монологи и сложные беседы. Молодому поколению такой способ “образования” может видеться слишком нудным. Но постепенно отношение к подобным кинофильмам изменится. К логически выверенным сюжетам появится интерес.
- Писать изложения и сочинения. Первые помогут научиться запоминать и транслировать чужие мысли, вторые – формулировать собственные. При этом очень полезно показывать кому-то из близких свои творения. Так можно обнаружить, например, где нарушена логическая цепочка повествования или применены непонятные формулировки. Если формат изложений совсем не вызывает энтузиазма, можно вести личный дневник и записывать свои размышления, пережитые события.
- Дискутировать. Очень полезно устраивать дискуссии со своими сверстниками или родителями. Можно найти любую тему, которая интересна или беспокоит, и предложить обсудить ее в кругу близких людей. Только не стоит путать дискуссию со спором. Лучше заранее договориться, что каждый из оппонентов приведет по 2-3 аргумента в защиту собственного мнения, а после будут предприняты попытки прийти к общему знаменателю.
- Ставить себя на место другого. Важно научиться понимать, что существуют мнения, отличные от собственного, и каждый поступок человека имеет свою причину. Еще один хороший способ борьбы с клиповым мышлением – это стараться анализировать позицию другого человека. Регулярно задавайте себе вопрос: “А как на его месте поступил бы я?”
- Устраивать дни отдыха от гаджетов. Это поможет мозгу отдохнуть от непрерывного информационного шума и перезагрузиться. На такие выходные в месяц можно выделять несколько дней. Главное условие – никаких мобильных, планшетов, компьютеров и телевизора! Даже на чуть-чуть. Лучше погулять, встретиться с друзьями, заняться хобби и всем тем, на что в быстром ритме жизни не хватает времени.
Заключение
Мы с вами узнали, что из себя представляет клиповое восприятие и чем оно характеризуется.
Известный британский футуролог и телеведущий Джеймс Мартин, который еще в начале 80-х годов прошлого века предсказал эру Всемирной паутины, разделил людей на два типа. Первый тип – это люди-книги. Они извлекают информацию из книг и других печатных изданий и обладают долгим мышлением. Второй тип – люди-экраны, которые как раз наделены клиповым мышлением. Так вот, преимуществом последних Мартин назвал способность к скоростному отклику и более оперативному реагированию на любые изменения.
Несомненно, есть и вторая сторона медали. Это быстрая утомляемость, сложности с концентрацией и анализом, низкая успеваемость. Чтобы снизить эти негативные проявления, нужны те методики и упражнения, которые мы с вами рассмотрели. Но бороться с клиповым мышлением как таковым не нужно. Лучше научиться грамотно и с умом его использовать.
Обязательно подпишитесь на обновления Quasa Media, ведь впереди еще много полезного и интересного.
До скорого!
Вы когда-нибудь собирали пазлы? Мы убеждены, что да. Наверняка вы стремились к собиранию полной картины, шаг за шагом, по частям искали части каждого фрагмента полного изображения, что, очевидно, занимало довольно много времени. При этом вы тренировали логику, память, мышцы зрительного аппарата, выдержку, и одновременно были увлечены процессом.
Теперь представьте, что вы от случая к случаю возвращаетесь к собиранию пазла, да и то, когда вы отлучаетесь, кто-то за вас собирает отдельные его фрагменты. А когда вы его собираете, вы еще и отвлекаетесь на просмотр телевизора, разговор с друзьями или поход в магазин за хлебом. Согласитесь, процесс собирания полной картины будет занимать гораздо больше времени, да и тренировка всего вышеперечисленного будет менее эффективной.
Сравнение первой и второй ситуации является ключом к понимаю разницы между понятийным и клиповым мышлением. Что же из себя представляет второе, как оно влияет на нашу жизнь? Давайте выяснять вместе.
Что такое клиповое мышление
Клиповое мышление (clip thinking) – это термин, зародившийся в России благодаря профессору философии Федору Гиренку в конце 1990-х гг. Этот термин был частью понятия «клиповая культура», появившегося с развитием массовой культуры капиталистических стран. Причины появления клипового мышления при этом выделялись следующие (по К. Фрумкину (российский культуролог и журналист)):
- рост потока информации;
- увеличение скорости потока информации;
- большее разнообразие получаемой информации;
- возрастание количества дел, выполняемых человеком одновременно.
Как видно, каждая из причин в той или иной мере связана с ускорением темпа жизни современного человека в силу развития технического прогресса.
По причине того, что наша жизнь становится быстрее, мы страдаем от дефицита времени. Элементарно, у средневекового человека поток мыслей был гораздо медленнее и скупее в плане разнообразия, потому что круг обязанностей был в значительной степени меньше. Поход в гости (который для нас является делом одного вечера) планировался за недели или даже месяц из-за долгого приготовления. Сегодня же мы на ходу покупаем что-нибудь, чтобы не идти с пустыми руками, а по приходе думаем о том, что нужно поскорее домой бежать – дети ждут, завтра рано вставать, одежду нужно подготовить и т.д.
Из-за вечной нехватки времени мы воспринимаем информацию фрагментарно, мозаично, отрывисто, что, безусловно, сказывается на качестве этого восприятия. Сегодня, чтобы иметь какое-то представление о биологии, например, мы пойдем на YouTube в поисках информативного видеоролика (желательно не очень длительного), либо загуглим конкретную информацию по теме, интересующей нас, либо скачаем какое-нибудь приложение, которое будет обещать освоить основные понятия биологии за три дня. Но вся эта информация будет очень сжатой, поверхностной и неполной, что так и не позволит нам начать разбираться в биологии.
Нам нравятся фильмы, сериалы, где нет затянутых сцен, где эпизоды конкретны и сменяются один за другим, демонстрируя динамичный сценарий. Музыка для нас должна быть очень понятной, простой и заводящей. Интересующие нас статьи должны быть ёмкими, лаконичными, простыми для восприятия. Информации должно быть много, чтобы мы смогли узнать как можно больше. Это стандартная философия клипового потребителя.
Бесспорно, в этой информационной суете появляются свои издержки, которые следует учитывать в ежедневной жизни. Давайте рассмотрим их подробнее.
Минусы клипового мышления
Итак, какие отрицательные последствия несёт в себе клиповое мышление? Вот они:
- информационный шум (вы засоряете голову всем подряд, забывая при этом о фильтрации);
- способность концентрироваться резко снижается (становится сложнее удержать себя на чем-то долговременном, тяжелом для восприятия);
- неспособность к анализу (вы просто не успеваете по причине быстрой смены «клипов»);
- манипулируемость (не углубляясь в материал, а оперируя яркими образами и эмоциональным мышлением, реклама действует довольно успешно);
- ослабление чувства сопереживания (замечая в новостях трагические сводки, ваше внимание сразу же отвлекается на что-то яркое и красочное).
Питая свой мозг только фрагментарными знаниями, мы не вникаем в материал. Статистический факт современности – люди читают меньше. А ведь книга – это важный источник информации, пожалуй, даже важнейший. Несмотря на появление электронных книг и других гаджетов, связанных с чтением, бумажный носитель, как указывают ученые, гораздо в большей степени позволяет усваивать материал, в том числе благодаря тактильным ощущениям и обстановке, которая окружает нас при чтении книги. Однако сегодня все чаще мы заменяем этот важный процесс на поиск кратких содержаний, аудиокниг. В принципе, нет ничего плохого в аудиокнигах, но визуальное восприятие информации на бумажном носителе более глубоко.
Так ли плохо обстоят дела с клиповым мышлением? Можно ли увидеть какие-либо положительные моменты в нем? Давайте попробуем разобраться и в этом.
Плюсы клипового мышления
Не думаем, что для вас станет новостью наличие как отрицательных, так и положительных сторон у любого явления. При этом к плюсам клипового мышления относятся:
- Информационная разгрузка. Да, как бы странно это ни звучало, но невозможно предлагать мозгу только сложные фильмы, длинные научные статьи и классическую музыку. Иногда нужно расслабиться и впустить в свое сознание более простой продукт культуры.
- Быстрая реакция. Очень многие успешные люди не обладали понятийным мышлением, в школе учились не очень хорошо, а на вопрос «Как вы достигли успеха?» отвечали: «За счет принятия быстрых и правильных решений». В некоторых ситуациях, когда не хватает времени на глубокий анализ, необходимо быстро отреагировать и принять спонтанное решение. Часто в таких случаях важную роль играет удача и интуиция, но как раз-таки здесь и необходима работа клипового мышления.
- Многозадачность. Конечно, когда мы выполняем несколько дел одновременно, качество этих дел страдает. Однако так называемое «поколение Интернета» (данное понятие ввел американский ученый психолог Лари Розен) способно в большей степени к многозадачности как раз-таки в силу эффекта клипового мышления.
Конечно, клиповое мышление – тенденция преимущественно негативная. Но если сочетать борьбу с отрицательными последствиями и опыт положительных эффектов, можно подружиться с этим понятием надолго. Осталось только разобраться в том, как нивелировать негативные стороны такого феномена, как клиповая культура.
Как бороться с негативными последствиями клипового мышления
Прежде чем мы расскажем, как снизить влияние клипового мышления, хотим напомнить, что среди большого разнообразия способов тренировки мышления вообще существует наша онлайн-программа «Когнитивистика», которая поможет применять на практике более 20 техник мышления. Именно на этой программе вы научитесь логично и последовательно рассуждать, при этом быстро реагируя на складывающиеся обстоятельства, и мы настоятельно рекомендуем вам ее пройти.
Теперь же давайте узнаем, как эффективно работать с клиповым мышлением:
- Читайте! Читайте много, не останавливайтесь на прочитанном. А если не получается много, находите время, чтобы прочесть в день хотя бы пару страниц. Приучите себя к этому, потому что это, во-первых, самодисциплина, во-вторых, путь к грамотности, в-третьих, развитие креативного мышления, в-четвертых, получение навыка формулирования своих мыслей, и, в-пятых, вы просто станете более интересным человеком, с которым будет, о чем поговорить. Именно чтение книг в значительной степени поможет вам сконцентрироваться на процессе чтения. В качестве рекомендации посоветуем читать классическую художественную и философскую литературу, то есть то, что будет развивать вас в наибольшей степени.
- Дни без информации. Подарите себе время без Интернета, выделите дни, когда ничего не анализируете, не воспринимаете, когда просто находитесь наедине с собой, со своей семьей, любимым человеком. Отличным антуражем для таких дней станет природа, которая в большей степени позволит расслабиться, отдохнуть и морально «очиститься».
- Воспринимайте более сложную информацию. Помимо указанных книг для чтения, проведите данный опыт со всеми медиаобластями вашей жизни: музыкой (слушайте джаз, классику, классический рок, качественную популярную музыку, сложные аранжировки и др.), кинематографом (смотрите старые фильмы с длинными диалогами, попробуйте посмотреть артхаусное кино, выбирайте интересных режиссеров на свой вкус), живописью (вместо постеров и плакатов обратитесь к работам со смыслом, с какой-то внутренней содержательной концепцией) и др. Глядя на тот или иной продукт искусства, старайтесь его анализировать, разгадывать, искать в нем какой-либо смысл помимо эстетического удовольствия.
- Дискутируйте. В процессе обсуждения вы слушаете мнения своих собеседников, корректируете свою точку зрения и принимаете во внимание больше факторов, что позволяет мыслить более системно, а, значит, более объективно и трезво. Это позволит решить проблему неумения анализировать и сделает вас менее подверженным манипуляциям.
Дополнительные методы по избавлению от отрицательных последствий клипового мышления вы можете посмотреть в данном видеоролике:
Еще один интересный момент: слово clip в переводе на русский имеет множество различных значений, среди которых есть «быстрая походка». А ведь действительно, воспринимая все через яркие мимолетные образы, не углубляясь в материал, мы словно «пробегаем» по различным аспектам жизни. Так вот, остановитесь, вдохните полной грудью и продолжите свой путь, но более размеренной походкой. Есть японская пословица, которая гласит: «Когда на сердце легко, и походка легка». Почему бы не прочитать её в обратном порядке, и не зашагать «лёгкой походкой», чтобы «на сердце было легко», спокойно. Тогда и «клипы» станут воздействовать на нас в меньшей мере.
Успехов вам!
Чтобы раскрыть понятие клипового мышления, разберемся в предпосылках его возникновения. Итак, 21 век — век технологий. В том числе это касается цифровизации образования. Она шагает повсеместно семимильными шагами, что уже никого не удивляет. Кроме всех прочих последствий, существует риск утраты у поколений творческой культурно-генерирующей способности. Компьютерные навыки создают иллюзию доступа к познавательным действиям. Но именно иллюзию, если они не сопровождаются:
-
логическим осмыслением и выполнением операций;
-
теоретическим овладением предметными областями академических дисциплин;
-
широким культурным ассоциативным восприятием;
-
пониманием процессов жизни;
-
живым общением с учителем и сверстниками.
Под влиянием компьютерных технологий сформировался особый тип мышления — «зажимное» сознание. Благодаря СМИ, динамичности жизни, цифровизации и агрессивному маркетингу получает широкое распространение. Количество людей с проявлением клипового мышления быстро увеличивается и приближается к критической точке.
К чему приводит клиповое мышление
Опишем проблемы, которые вытекают из этого феномена:
-
массовое развитию синдрома дефицита внимания;
-
потеря желания новых знаний;
-
потребность разрушения и потеря способностей к творчеству;
-
постоянное использование вторичной обработки и комбинирования информации.
Феномен клипового мышления также приводит к хаосу в желаниях и действиях. Создаются несоответствия мировоззрению образу жизни. Прогрессирует непоследовательность в принятии решений по преодолению жизненных проблем и даже ослабление ответственности за их последствия. Это означает, что можно оперировать только контентом фиксированной длины. Носители типа мышления не могут работать со сложной информацией. Не способны долго сосредотачиваться на чем-то.
Почему появилось клиповое мышление
Формирование клипового мышления предполагает практически полное отсутствие рациональных оснований и четкой логики. Оно включает создание калейдоскопа, мозаики мыслей и разрозненных восприятий и переживаний. Зачастую предполагает нарушения и отсутствие каких-либо правил и догм. Рассмотрим особенности клипового мышления:
- абсурд является основой клипового мышления;
- cоздание мира из кусочков идей элементарного содержания, достижение максимальной простоты информации;
- режим мышления с помощью коротких, насыщенных изображений, фрагментарных и временных модульных всплесков информации;
- создает новые образы в причудливом, необычном стиле;
- приветствуется сжатая, несвязанная форма идей, она не поддается никакой категоризации.
- ментальная модель современной действительности – время коротких фраз и мыслей.
Также существует «виртуальная зависимость» и другая деятельность человека в online-пространстве. Таким образом становятся распространены антиинтеллектуализм и плагиат, массовая неграмотность и феномен молодых людей, восторженных своим высокомерным невежеством. Они абсолютно уверены в своей правоте, потому что люди, представляющие антиинтеллектуализм, не осознают проблему.
Как распознать клиповое мышление
Что дает нам интернет? — уверенность в том, что у нас есть мгновенный доступ к неограниченным объемам информации. Клиповым (фрагментарным, мозаичным, пиксельным, коллажным, калейдоскопическим) называется точечное мышление без перспектив развития.
- Общество привыкло получать информацию в определенном формате — в виде коротких фрагментов повествования.
- Мы боремся с чем-то более длинным или сложным. В конечном итоге переключаемся с одной задачи на другую и не можем сосредоточиться ни на чем.
- Многие исследования показывают, что теперь у нас самая короткая продолжительность концентрации внимания, чем когда-либо прежде.
- Средний показатель отказов для большинства веб-сайтов составляет около 1 секунды. Это означает, что большинство людей оценивает полезность и качество данных всего за секунду. Мы ищем информацию и уходим, если она не приходит достаточно быстро.
- Это совершенно чуждое положение вещей, если сравнить его с тем, как мы искали информацию 20 лет назад. В то время пришлось бы найти книгу или публичную библиотеку с нужными данными.
- Вот почему реклама становится все более и более точечной. В наши дни у нас есть по крайней мере 9 вкладок в Chrome, WhatsApp, у некоторых людей дополнительно включен телевизор.
Все это сделало нас нечувствительными ко всему, что раньше могло бы показаться полезным. Клиповое мышление характеризуется желанием получить нужную информацию сразу и в полном объеме.
Плюсы клипового мышления
Несмотря на то, что общая характеристика и описание типа мышления говорят против него, можно найти и преимущества. В частности, это не деградация, а очередной эволюционный виток. Мозг человека приспосабливается к новым условиям окружающей среды и мыслит так, как этого требует современность. Почему это хорошо, рассмотрим ниже.
Быстрота реакции
Черты клипового мышления подразумевают хаотичность, они базируются на шаблонном типе восприятия окружения. С точки зрения реагирования на конкретную ситуацию это может быть полезно.
- При возникновении сложного жизненного случая человек может автоматически выбрать решение не мозгом, а инстинктом. Это, например, сэкономит несколько минут или секунд, которые могут оказаться решающими.
- Высокая скорость восприятия информации позволяет получать еще больше сведений из окружающей среды.
- Студенты и работники, а также рядовые пользователи интернета с развитым клиповым мышлением быстро делают выбор. Шаблоны сразу отсекают все невыгодное и ненужное, сужая выбор до 2-3 пунктов.
- Люди с высокой реакцией лучше чувствуют себя в повседневной жизни, в обществе. Они больше успевают, реже попадают в затруднительные ситуации и проваливают задачи.
Многозадачность
Способность выполнять несколько задач в одно время крайне важна в условиях современного мира. Что она нам дает:
Бытовые задачи, например, позволяют быстро переключиться на мыслительный фокус. Если вы на работе, вы можете слушать музыку, отправлять текст и работать над назначенным проектом.
Создает устойчивость к отвлекающим факторам. Ум уже отвлечен множеством обязанностей, которые необходимо выполнить. Фоновое клиповое мышление делает второстепенные действия автоматическими, чтобы ум мог сосредоточиться на задаче. Оно же обеспечивает медленный, но стабильный прогресс о всех выполняемых делах.
Безусловно, многозадачность создает привычку к приспособляемости. Одновременно требует выработку привычек, позволяет принимать быстрые и точные решения. В любом случае, это повышает производительность и дает возможность больше успеть за аналогичный промежуток времени.
Защита от перегрузки
Длительная концентрация на одном и том же предмете может привести к перегрузке мозга, что чревато мигренью или упадком сил. Точечное мышление позволяет охватывать все и сразу, но делает акцент только на главенствующих задачах. Остальные дела выполняются в фоном режиме (практически бездумно) или отводятся на второй план.
Мышление по типу маятника – интерпретация давнего афоризма о труде и отдыхе. «Отдых – это последовательное чередование физической и умственной активности». Если вы 20-30 минут занимаетесь умственным трудом, а затем делаете зарядку – вы отдыхаете.
Большой охват информации
Владеть информацией – значит владеть миром. Благодаря интернету мы можем охватить события не только одного города или района, а всего мира. Быть в курсе новостей, значит, быть в тренде и прослыть душой компании. Однако этот навык обычно требует глобальной траты сил и времени. Человек с клиповым мышлением может себе позволить знать все поверхностно. Ведь этого становится достаточно для поддержания разговора и общего развития.
Минусы клипового мышления
Преимущества довольно внушительны, но какими недостатками обладает такой удобный инструмент, как клиповое мышление. Разберем главные минусы по пунктам.
Проблемы с большими текстами
Все мы ищем способы сберечь энергию, особенно умственную. Слишком длинные или слишком короткие строки заставляют читателя усердно думать, чтобы понять текст.
Во-первых, от длинных предложений наши глаза и мозг устают. Если мы переходим к новой строке, то подсознательный интерес подскакивает. Но он тут же ослабевает, когда мы снова пробираемся к концу строки. Также сложно перейти к следующей строке или абзацу. У носителей клипового мышления возникают проблемы с отслеживанием прогресса чтения. Им иногда приходится использовать палец, ручку или стилус, чтобы найти место начала предложения.
С короткими или текстами средней длины таких проблем нет. Мы быстро переходим к следующей строке, напрягая себя на короткое время. Этого импульса достаточно, чтобы понять смысл предложения. Если читаете быстро, короткие абзацы практически незаметны. Даже если пользователь при чтении пропускает слова, их смысл остается в подсознании.
Низкая концентрация внимания
Неспособность к длительной концентрации на одном объекте или задаче снижает качество ее исполнения. То же самое, например, чередование труда и отдыха или типов нагрузки может привести к переделыванию обеих задач. Чтобы избежать этого, рекомендуется больше записывать и не брать в работу более 3 проектов или действий. Если наоборот, то мозг начнет упускать из поля зрения многие важные аспекты дел.
Снижение успеваемости
Клиповое мышление создает проблему для школьников и студентов. Причем это – основная возрастная группа, где оно больше всего развито. В юном возрасте подростк, безусловно, получают и так слишком много жизненно важной информации. А ведь эти сведения нужно не просто прочитать и забыть, но и запомнить, и постоянно применять на практике. Для большинства современных профессий образование не так важно, как раньше. Однако врач, бухгалтер или инженер с клиповым мышлением может нанести вред, а не пользу.
Зависимость от чужого мнения
Думать по шаблону – значит перекладывать на себя чужие фильтры и образы действия. Если клиповое мышление участвует в выборе обуви или одежды, есть риск прогадать. Например, рассмотрим покупку кроссовок и любом ИМ:
- У пользователя стоит выбор между десятками брендов, а сам магазин топовый в целевом регионе.
- Клиповое мышление заботливо подсказывает, что в этом сезоне моден бренд «Икс».
- На нужном сайте есть заданный бренд, но нет нужного размера.
- У пользователя есть выбор – купить подходящий размер от другого производителя или неудообную обувь от клипового бренда.
Порядка 74% клиентов купят «Икс» на размер больше или меньше и только 26% пренебрегут чужим мнением. Они будут ходить в удобной, но не очень модной обуви.
Как избавиться от клипового мышления
Несмотря на то, что клиповое мышление имеет свои плюсы и минусы, многим оно кажется лишним. Для подростков оно считается нормальным и эффективным. Люди в возрасте от 25 до 40 лет часто сталкиваются с ним как с малопонятным процессом и некоторые относятся к нему негативно. Для старшего поколения клиповый подход к задачам и изучению данных вовсе кажется посредственным. Как таковых причин, чтобы избавиться от клипового мышления, нет. Если вы хотите контролировать свое сознание и не позволять подсознательному взять верх, используйте следующие методики.
- Медитируйте. Подойдут практики из йоги или другие не опасные системы.
- Осознанное мышление. Задумывайтесь над каждым словом, которое говорите или читаете. Размышляйте над каждым видимым и воображаемым образом или картинкой. Контролируйте каждое действие.
- Временная изоляция от СМИ. Проводите время вдали от интернета, ТВ и других цифровых СМИ.
Нужно ли вам избавляться от клипового мышления и как оно действует именно на вас – решать только вам. Если плюсы важны, а минусы кажутся несущественными, не стоит подвергать мозг дополнительным тренировкам.