Имидж – наше все.
Первое, что стоит знать начинающему конспиратору – это тот факт, что применение грима это сложно искусство, которому учатся на практике под руководством профессионалов. А потому загримироваться так, что бы мама родная не узнала вам не по силам (а если по силам, то не стоит тратить время на эту статью).
НО!
Не все так плохо, поскольку вполне можно подручными средствами переделать себя достаточно для того, что бы не быть узнанным и/или опознанным. И зачем вам это нужно – ваше личное дело.
Поскольку изменить внешность радикально сложно, менять следует все понемногу. Не пытайтесь замаскировать лицо – меняйте имидж. Только в кино герой надевает маску и становится новым человеком – в реальности мало кто способен создать такой грим – шедевр. Кроме того, то, что хорошо в кино может быть совсем не хорошо в реальной жизни. В кино актера снимают одной камерой. В реальности человек смотрит ДВУМЯ глазами и видит стерео картинку. Камера не способна передать тонкий трехмерный рельеф, поэтому слой грима в кино может остаться не замеченным, но при личной встрече вы легко различите и краску и латексные наклейки и даже то, что поры кожи забиты тональным кремом.
почему не стоит надеяться радикально изменить лицо – меняйте немного лицо, немного фигуру, немного походку. И тогда вас не узнают. Человек человека узнает не только по лицо, но и по поведению, фигуре, мимике. Вам нужно создать себе полный новый образ.
Оцените себя – кто вы есть в реальности? И следуйте от противного. Если вы человек строгого офисного, классического вида, ценитель костюмов и галстуков – превратитесь в гопники в грязном спортивном костюме и наоборот. Самая радикальная маскировка для мужчины – это превратиться в женщину, но на это не рассчитывайте, сделать это будет не так легко, как показывают в комедиях. Негром или глубоким старцем вам тоже не стать. Зато можно стать, например, боржом, спортсменом, бизнесменом. Создайте образ. Если вы тот самый гопник – что нужно одеть? Какую обувь носить? Посмотрите на реальных гопников (в безопасного расстояния и не навязчиво…). Как они выглядят и ведут себя? Носят ли украшения? Может быть, стоит добавить синяк или шрам, или изобразить татуировку? Какую именно? Каждая деталь должна соответствовать имиджу. Каждая яркая деталь привлечет внимание и запомнится, сгладив впечатление от всего остального – та же нарисованная татуировка, например блатные перстни на пальцах. Только узнайте, какой что значит, что бы не попасть в неприятности. Ваш внешний вид новый должен радикально не увязываться с вашим видом настоящим, это залог не узнаваемости. И поведение ваше, как и ваша речь, должны соответствовать образу, это уже задача для ваших артистических способностей. Бомж не должен пахнуть духами (а должен пахнуть совсем другим), священник не должен материть проезжающие мимо автомобили.
Хорошо подойдут образы, связанные с яркими, стандартными деталями внешности – тот же священник, военный. Когда видишь человека в форме – смотришь не столько на человека, сколько на форму. Также внимание от лица отвлекут шрам, яркое украшения, коротка юбка (для женщин). Только не перестарайтесь, не стоит слишком привлекать внимание. Раствориться в толпе – вот лучший способ спрятаться.
Когда готов общий образ, переходим к деталям.
Строим детали грима.
Вот на что следует обратить самое пристальное внимание.
Волосы.
Длинна, цвет волос, прическа – это сразу бросается в глаза. У женщин здесь больше вариантов. Для увеличения количества волос используются, разумеется, парики. Парики хорошие, сделанные методом тамбуровки и достаточно не дешевые. Дешевые парики выглядят именно как парики и для серьезной маскировки не годятся. Тамбуровка – это метод изготовления парика, при котором каждый волосок вручную привязывается специальным крючком к сетке – основе, что дает абсолютно реалистичный вид. Делаются такие парики долго, вручную, и стоят соответственно. Для уменьшения волосяного покрова используют выбривание границ роста волос, что позволяет сделать залысины, или увеличить лоб.
Цвет изменить труда не составит благодаря краске для волос, оттеночным шампуням и бальзамам. Можно просто натереть волосы копировальной бумагой нужного цвета.
Растительность на лице (брови, усы, борода) можно выщипать, сбрить, перекрасить или подклеить. Существуют, разумеется, готовые накладные усы, но если их нет (что весьма вероятно), то придется пожертвовать частью волос с рук, ног или промежности. Волосы очень аккуратно, крохотными пучками, наклеивайте на нужные места используя пинцет и клей Момент (или медицинский клей БФ). Так можно сделать усы, можно наклеить волосы на переносицу и создать себе сросшиеся брови. После наклейки подстригите все, до нужной длинны.
Кроме того, не забываем про накладные ресницы.
Цвет кожи.
Изменить цвет кожи так, что бы он смотрелся как цвет кожи, а не цвет тонального крема не так просто как кажется. Даже хороший тональный крем, плохо нанесенный, выглядит как тональный крем, а не как кожа. Используйте хороший крем – автозагар. Наносите его на все части тела, которые будут доступны чужому взгляду. Покрасили лицо – покрасьте шею и дальше, плечи и грудь. Иначе граница краски бросится в глаза любому.
Бледность коже можно придать жидким тональным кремом. Не помешают прыщи, синяки, шрамы и прочие дефекты кожи. Покраснения, пятна, прыщи, можно рисовать карандашом для губ. Родинки можно рисовать или закрашивать. Для рисования используйте карандаш для бровей.
Форма лица.
Вообще для изменения формы лица используют гуммоз – специальное вещество, из которого делаю наклейки на нос, щеки. Гуммоз налепляют на лицо как пластилин, придают нужную форму и красят в цвет лица гримом. Гуммоз можно сделать самим (про это – ниже), а можно обойтись и более простыми средствами. Под верхнюю и нижнюю губу, за щеки можно подсунуть валики из обычной ваты, что изменит прикус и форму лица, а так же создаст ощущение превеликого неудобства. Но к нему можно привыкнут. А вот разговаривать стоит поменьше, иначе вату могут увидеть. В нос можно вставить тонике пластиковые кольца телесного цвета, которые расширят ноздри. Изменение формы лица пойдет на ползу общему гриму, и поможет сбить с толку системы распознавания лиц.
Форму губ (как и цвет) можно изменить карандашом для губ – либо пририсовать контур несколько больше, чем он есть (губы потолстеют), либо наоборот, закрасить часть контура в цвет кожи лица (губы визуально похудеют). НЕ использовать помаду категорически! Помаду создают яркой и блестящей, а грим должен быть естественным и незаметным!!! Учитывайте это, иначе станете похожи именно на человека в косметике. Не лучшая маскировка. Карандаш нужно брать строго матовый, все прочие краски – тоже. И важно подобрать естественный цвет. Можно (хорошо подойдет женщинам) имитировать влажные губы, используя касторовое масло из аптеки (только не надо потом губы облизывать).
Зубы.
Можно попытаться изобразить железный зуб фольгой (не делали так в детстве?) или закрасить зуб черным цветом – так делают выбитые зубы. Причем так их делают и настоящие гримеры. Если у вас нет зубов – у вас нарушиться дикция, имейте в виду, говорите соответственно, как человек без зубов. А лучше молчите, поскольку голос тоже могут узнать, а его можно изменить только артистическим дарованием или простудой.
Можно так же замазать зубы коричневым пластилином, что придаст им вид испорченных, гнилых
Глаза.
Вариантов не много. Можно надеть очки – темные или диоптрические. Можно использовать цветные контактные линзы, изменяя цвет глаз. Диоптрические очки, если они достаточно сильные, могут еще и визуально изменить форму лица (за счет уменьшающего/увеличивающего эффекта линз), но глазам придется плохо.
Уши.
Изменить положение ушей можно клеем. Например, приклеить оттопыренные уши к голове, что бы не торчали, поскольку торчащие уши сразу бросаются в глаза. Клейте клеем Момент, только мажьте тонким слоем. Потом уши можно отклеить ацетоном. Или подождите пару дней – кожа потеет и клей на ней плохо держится, поэтому уши постепенно сами отклеятся.
Походка.
Первый способ изменить походку – это ваш артистизм. Но если его не хватает, можно надеть тесную обувь или подсунуть что-то себе в ботинок. В результате вы станете хромым или неуклюже ковыляющим. Используйте, если такая походка вяжется с образом.
Осанка.
Можно изменить осанку использую ремни для корректировки осанки из аптеки – они заставляют сутулого выпрямиться и держать осанку, стягивая плечи назад. Немного подумав можно изобрести «упряжь» и для обратного процесса – превращения в сутулого.
Одежда.
Как уже сказано – важная часть имиджа. Можно быстро менять одежду, если одеть одни штаны на другие, особенно если верхние заранее разрезаны и соединены на липучки – тогда их можно просто сорвать, переодевшись за пару секунд.
Еще один вариант, классика жанра – двухсторонняя одежда, которую можно вывернуть на изнанку, получив, например, из черного пуховика зеленый, а то и плащ или куртку.
Прочее.
Всегда гримируйтесь при естественном освещении, а вот выходить на улицу лучше в сумерках.
Для мужчины не вполне удобно покупать парики или карандаши для губ, но есть много гримерных сайтов и Интернет магазинов, где вы приобретете все, что нужно (кроме практических навыков).
Еще раз – не используйте помады и прочие примочки из косметички. Грим на вашем лице блестеть не должен! А помада блестит. Для уменьшения блеска грима используют специальную пудру, но можно припудриться обычной детской присыпкой или крахмалом.
Наносите грим на чистую кожу. Снимайте растительным маслом и ватой.
Гуммоз.
Гуммоз можно сделать из пластилина, расплавив его с добавлением канифоли и касторового масла (количество ингредиентов подбирается экспериментально; канифоль определяет степень липкости), пока остывшая масса не станет хорошо липнуть к коже. Наклейте кусочек гуммоза на кожу и сформируйте из него нужный рельеф. Так можно сделать горбатый нос или толстые щеки. Края налепки следует сгладить размазать до полного слияния с кожей, а затем покрасить все в единый цвет.
Наносите гуммоз на чистую сухую кожу, не покрытую гримом. На подбородок лучше не клеить – будет мешать говорить и может отвалиться.
Краски.
Конечно, лучше купить специальный театральный грим. Но если его нет, то красить можно обычными акриловыми красками, на чистую и обезжиренную (!) кожу. Наносите краски специальной губкой из латекса или просто пальцами (это не от бедности, это нормальный гримерный прием). Тонкие черты (морщины) рисуйте тонкой кистью. В крайнем случае, сгодиться старомодная растушевка – тонкая палочка из туго скрученной бумаги с острым кончиком. Тонкости использования краски, рисования ран и синяков – отдельный разговор, выходящий за рамки это элементарной статьи. Смотрите профильные сайты, хотя возможно более узкая и обстоятельная статья появится и здесь. В целом, имейте в виду следующее – более темный тон «отдаляет». Если вы наносите тонкую темную линию на кожу, линия эта будет смотреться как углубление и создаст вид морщины. Но имейте в виду – прибегать к краскам стоит только когда вы точно знаете, что делаете.
И учтите – большинство книг по гриму учат гриму театральному, то есть рассчитанному на вполне определенное освещение. Свет в реальности не похож на свет на сцене, что сильно меняет требования к гриму. Но на красках свет клином не сошелся, и без рисования морщин и синяков можно изменить себя довольно сильно. Используйте творчески описанные выше приемы и подключите актерские способности и вас не узнают.
А зачем вам это нужно – никого, кроме вас, не касается.
Грим как мастерство представляет собой совокупность приемов, позволяющих актеру в соответствии с требованиями исполняемой им роли видоизменить свое лицо посредством красок, налепок, наклеек, волосяных изделий.
С помощью грима актер преображает свою внешность, старается наглядно выявить наиболее типические и характерные черты сценического образа.
Грим – один из элементов преображения внешности актера для раскрытия возрастных, национальных, характерных, психологических, социальных признаков образа. Поиски внешнего мира идут параллельно со всем процессом решения образа и основываются на идейном замысле спектакля.
Грим – средство, наталкивающее актера на углубленное раскрытие образа.
Грим – один из моментов работы, завершающий создание актером сценического образа.
Грим – способ нахождения актером нужного внутреннего состояния перед выходом на сцену.
Гриму как процессу творческого характера должны соответствовать определенные условия.
Гримирование проводится в комнате, где есть зеркала—лучше трельяжи, то есть зеркала с откидными боковыми крыльями, которые дают возможность проверять работу и видеть лицо одновременно как в фас, так и в профиль.
Важнейшим, элементом в процессе гримирования является правильное освещение лица перед зеркалом. Для этого по бокам зеркала ставятся две настольные лампы. Источник света должен находиться на уровне лица гримирующегося.
Перед началом, гримирования следует вымыть руки с мылом или протереть одеколоном.
Для гримирования необходимо иметь: коробку гримировальных красок, состоящую из основных цветов—общие телесные тона № 2 и 3 (чем меньше цифра, тем светлее цвет общего тона),—и теневых: два красных (светлый и темный), коричневого, синего или голубого, желтого, белого, черного и цвета загара; вазелин медицинский (белый или желтый); пудру сухую рашель и белую; сухие румяна (для нанесения дополнительного румянца после запудривания грима); вату (гигроскопическую); пуховку; заячью лапку; лигнин (мягкая медицинская бумага); салфетку, марлю или чистую тряпочку для снятия грима; полотенце; мастику для налепок (гумоз); клей для грима (спиртовой лак)—для приклейки волосяных изделий и подтягивания носа и глаз; шифон, эксельсиор или шелк-сито—для подтягивания носа, глаз и заклейки рубца лба у париков; кисточки для клея мягкие № 8—10 и мягкие колонковые № 3—6 для подводки глаз, бровей, носа, губ, морщин и складок лица; волосяные изделия— готовые парики, бороды, усы и крепе; расческу, ножницы и щипцы для завивки волос.
Весь комплект гримировальных принадлежностей и инструментов должен содержаться в чистоте и располагаться перед зеркалом в определенном, наиболее удобном для работы порядке.
Процесс гримирования подразделяется на ряд этапов.
1. Подготовка лица. Небольшим количеством вазелина смазывается все лицо, кроме окружности глаз. После этого кусочком, ваты или лигнина лицо протирается насухо, чтобы создать мягкую эластичную поверхность, удалить лишний вазелин и снять с лица случайно попавшую пыль.
Вели же для грима необходимы налепки из мастики (гумоза) и приемы подтягивания, то с них и начинается процесс гримирования до смазывания лица вазелином.
2. Наложение общего тона. Общий тон является фоновой подготовкой лица. Отдельно краски № 2 или № 3 общего тона в чистом виде применяются крайне редко. Рекомендуется либо их смешивать, либо добавлять к ним другие краски—желтую, загар, коричневую, красную и т. д.
Подготовленная для общего тона краска берется указательным пальцем правой руки и переносится на большой палец. Между указательным и большим пальцами краска перемешивается, доводится до мягчайшего состояния. Краска остается на большом пальце, указательный палец постепенно снимает краску с большого пальца и переносит ее на лицо в виде мазков. Затем, указательным или средним пальцем общий тон распределяется по лицу—от центра лица к его краям. Краски следует не втирать в поры кожи лица, а легко распределять по поверхности лица сначала скольжением пальца, а затем легким постукиванием. Движения пальца должны быть плавными, нажим на лицо мягким. Нельзя оставлять резких границ перехода общего тона к коже лица. Точно таким же приемом накладываются и остальные, теневые краски.
3. Подбор и распределение румян. При выборе румян следует исходить из цвета общего тона: чем светлее общий тон, тем светлее берется красная краска, чем темнее общий тон, тем темнее красная краска. С целью достижения мягкости цвета и органической связи румян с общим тоном красная краска смешивается с общим тоном, которым покрыто лицо. Румяна в гриме применяются для оживления лица и его корректировки — сглаживания природных недостатков. Если лицо имеет продолговатую форму, то румянец сосредоточивается на щеках ближе к носу и глазам. Если лицо имеет округлую форму, то румянец сосредоточивается на боковых частях лица, на висках, ближе к ушам. Если лицо имеет овальную, правильную форму, то румянец сосредоточивается в центре щеки и растушевывается к ушам и к низу—к углу нижней челюсти и вертикального ответвления.
Пользоваться красками нужно умеренно: чем меньше красок, тем живее будет лицо. Большое количество краски создает впечатление маски, а не живого лица.
4. Проработка основных деталей лица (глаз, бровей, носа, губ). Этот этап гримирования начинается с подводки глаз. Краска для этого подбирается в зависимости от цвета волос и глаз исполнителя. Карие, темные глаза брюнетам и шатенам хорошо подводить коричневой и фиоле-товой краской (смесь темной красной и синей красок); светлые глаза блондина подводятся голубой, синей, серой краской. Нельзя подводить глаза черной краской— от черной краски глаза проваливаются и становятся мертвыми.
Чем глубже посажены глаза, тем легче, мягче они подводятся; если глаза, как говорят, «на выкате», то их следует подводить немного резче. Около ресниц верхнего века проводится штрих с утолщением в центре века и растушевывается вверх; около ресниц нижнего века проводится штрих с утолщением у внешнего угла глаза и растушевывается вниз.
Если глаза от природы маленькие, то их можно увеличить за счет отступления штриха от линии нижних ресниц при подводке нижнего века глаза. Наоборот, если нужно сделать маленькие глаза, то подводить их следует прямо по линии ресниц.
Брови, соответствующие характеру образа и по форме и по цвету, подрисовываются легче. Если брови густые, широкие, а нужно их сделать тонкими, то следует замазать, замаскировать ту часть бровей (верхнюю или нижнюю), которая мешает. Ненужная часть до наложения вазелина на лицо замазывается детским мылом, или клеем для грима.
Брови обычно подводятся коричневой краской. При светлых волосах подрисовка делается более легкая (коричневая краска смешивается с цветом загара); при темных волосах подрисовка бровей делается темнее, с небольшой примесью черной краски.
Для грима носа нужно его боковые части затемнить краской, составленной для румянца. Этой же краской обрисовываются крылья носа и кантик ноздрей. «Спинка» носа остается в цвете общего тона.
Губы. Верхняя губа, как правило, тоньше и темнее, а нижняя пухлее и светлее. Губы подкра-шиваются красной краской, смешанной с общим тоном, которым покрыто лицо. Бугорки нижней губы высветляются розовой краской.
Тонкие губы можно увеличить путем подрисовывания красной краской, а слишком пухлые можно уменьшить путем закрашивания ненужной части их общим тоном.
5. Скульптурно-объемные приемы грима. Живописными приемами с помощью красок можно подчеркнуть или изменить формы лица только до известного предела. Однако эти изменения не всегда позволяют достичь нужного результата.
Для реального изменения лица исполнителя применяются скульптурно-объемные приемы грима.
Эти приемы надо применять так, чтобы искусственные детали органически и незаметно вливались в природные, естественные формы лица актера. Излишнее применение налепок, наклеек и т. п. сковывает лицо актера и делает его мимику невидимой для зрителя.
Налепки делаются из мастики-гумоза и используются в гриме, когда необходимо произвести изменения отдельных форм лица, которые не очень подвижны,—нос, подбородок, надбровные дуги, скулы и др. Перед употреблением гумоз надо размять до тягучего, клейкого и эластичного состояния. Сухая мастика не обладает эластичностью, рвется на части и непригодна к употреб-лению. Мастика в результате многократного применения теряет свои первоначальные качества, становится жидкой и темнеет. Такой гумоз также непригоден к работе.
Рабочая поверхность лица для налепки из гумоза при больших налепках предварительно смазывается клеем для грима (лаком) и спустя 20—30 секунд на это место накладывается необходимое количество приготовленного гумоза, из которого и лепится деталь нужной фор мы. Когда налепке придана определенная форма, она покрывается розовой краской, а затем маскируется общим тоном того же состава, которым покрыта вся поверхность лица.
Изменение форм надбровных дуг, подбородка, скул производится таким же способом с помощью налепок из гумоза.
При разгримировании налепку снимают постепенно, отлепляя с одного края с таким расчетом, чтобы снять ее целиком. Если же гумоз слишком мягкий, то налепка снимается ниткой.
Снятый гумоз свертывается в комочек и может быть использован повторно до тех пор, пока не утратит липкость и не станет темным от краски.
Для изменения формы носа и глаз применяются приемы подтягивания.
Для подтягивания носа вырезается из шифона-эксельсиора или шелка-сито ленточка шириной 8—10 мм, длиной 6—8 см (в зависимости от длины спинки носа). От нижнего основания до кончика нос смазывается театральным клеем. К этому месту по истечении 20—30 секунд прикладывается ленточка и прижимается салфеткой. Когда ленточка приклеится, спинка носа смазывается театральным клеем. Клею дают немного подсохнуть, затем пальцем приподнимают основание носа и свободным концом ленточки подтягивают его вверх, не захватывая межбровного пространства. Ленточка после наклейки маскируется тонким слоем общего тона.
6. Запудривание производится для фиксирования и закрепления наложенного на лицо грима.
Пудра наносится на грим пуховкой среднего размера, заячьей лапкой или ватой, обернутой в марлю, начиная с подбородка, переходя к щекам, носу и на лоб, и разравнивается по всему лицу.
Пудра впитывает вазелин, уничтожает блеск и смягчает тон краски. После запудривания допускается только легкое подрисовывание—оживление глаз, бровей и губ.
7. Волосяные изделия (парики, бороды, усы, баки, брови, косы и другие детали) применяются при гримировании в тех случаях, когда волосы участника спектакля не отвечают требованиям образа, его характеру, возрасту, национальным и другим признакам.
Наклеивать растительность надо после того, как грим закончен и запудрен.
Растительность бывает двух видов: готовая, сделанная на тюлевой или шифоновой основе и изготовляемая во время гримирования из заплетенных волос—к репе.
Растительность, сделанная из крепе, легка и натуральна, как живая. При аккуратном снятии волосяной детали и очистке от клея ее можно использовать вторично.
От косички крепированного волоса отрезается нужная часть, расплетается и разравнивается до нужной плотности—разровненный волос легко прижимается между ладонями, образуя как бы пластинку. Ножницами вырезается нижняя часть бороды из наиболее плотной, густой пластинки. Из другой пластинки, более легкой и менее густой, вырезаются верхняя часть, а затем боковые части бороды. Небольшие бороды делаются из двух частей—верхней и нижней. Усы, как правило, делаются из двух частей любой формы.
Наклеивается растительность на смазанную клеем поверхность лица не сразу, а через неко-торое время, когда клей немножко подсохнет. Только после этого рекомендуется прикладывать и прижимать ее салфеткой, не нарушая формы.
Особое внимание следует обращать на сцепление—соединение всех частей бороды в единое целое. Когда борода и усы приклеены, их подстригают ножницами по форме и так, чтобы они были органически связаны с лицом.
Готовая растительность во время всего спектакля держит определенную форму и долговечна (при условии, что после каждого спектакля она очищается от засохшего клея и краски).
Парики бывают без лба, с газовой кромкой и с матерчатым лбом.
Парики со лбом заделываются на голове заранее отрезанной ленточкой из шифона или эксельсиора шириной в 1 см и длиной по размеру лба, смазанной лаком и приклеенной по кромке лба парика. Для маскировки кромки лба ленточка, после того как она просохнет, замазывается общим тоном.
Парик с газовой кромкой подклеивается лаком, начиная от центра лба и кончая висками; газовая кромка прижимается салфеткой, чистой тряпочкой или марлей. Когда кромка подсохнет, она замазывается общим тоном.
8. Разгримирование. Этот процесс начинается со снятия волосяных изделий, налепок из мастики (гумоза). Затем лицо несколько раз покрывается густым слоем вазелина и насухо вытирается лигнином, салфеткой или чистой тряпочкой. После этого лицо запудривается.
После снятия грима рекомендуется обмыть лицо теплой водой с детским мылом (самым чистым и безвредным) или протереть одеколоном, разбавленным водой.
После снятия грима нельзя обмывать лицо холодной водой даже с мылом. От холодной воды вазелиновая пленка с лица не смывается, а только размазывается.
Участникам концертных выступлений, хоровых и танцевальных коллективов рекомендуется пользоваться приемом эстрадного грима—легкая подрисовка глаз, бровей, губ. Нежный румянец делается сухими румянами без накладывания общего тона, но с обязательным запудриванием лица пудрой.
А. Гольцов, В. Деревцов, М. Фалеев
Содержание:
Рецепты грима
Подготовка
Накладываем основу
Без грима лица актёров выглядят тусклыми и неестественными при свете софитов и ламп. Даже небольшие постановки не обходятся без придания актёрам соответствующего образу вида. Чтобы это сделать, нужно уметь накладывать грим в домашних условиях. Новичку это сделать непросто, особенно в случае, когда не хочется тратиться на дорогостоящую косметику для грима и приходится делать всё своими руками.
Рецепты грима
Состав грима, приготовленного в домашних условиях, зависит от того, для чего именно он предназначен, то есть что будет делать актёр: играть в живую на сцене или сниматься на видео. Именно на этом основании выделяют два вида грима: «театральный» и «киношный».
Чтобы приготовить театральный грим понадобятся детские акварельные краски и солёное свиное сало, из которого нужно вытопить жир. Для «киношного» грима вместо сала используется вазелиновое масло.
Если необходимо приготовить лёгкий грим, в котором актёр не будет находиться в жарком помещении и слишком много двигаться, возьмите ингредиенты в пропорции 1:1. Если же условия будут противоположно другими, 2:1 (жира в меньшей части, чтобы грим получился гуще и не потёк).
Ингредиенты соединяются постепенно, маленькими частями, при постоянном помешивании. Один секрет: смешивать ингредиенты лучше на стекле, как бы растирая их до однородной массы.
Краски должны быть именно акварельными, потому что не раздражают кожу так сильно, как гуашевые, и детскими, потому что они не токсичны. Рекомендуем готовить грим «на раз», то есть столько, сколько нужно для одного выступления, потому что продукт, приготовленный без каких-либо консервантов, хранится недолго. Если Вам всё-таки необходимо сохранить приготовленный грим в течение нескольких дней, поставьте его в холодильник.
Подготовка к нанесению грима
К нанесению грима лицо нужно подготовить. В первую очередь, нужно зачесать волосы назад, причём лучше даже использовать хлопчатобумажную повязку, которая придержит мелкие волоски.
Не забудьте подготовить кожу к гриму, для этого нужно:
* смазать лицо вазелином или жирным кремом;
* протереть лицо ватным диском, чтобы удалить излишки крема.
Помните, что так же, как и при нанесении обычной основы, на кожу лица давить нельзя. Нужно всё делать мягкими массажными движениями от краёв к центру. Кожа не должна остаться сухой, на ней просто не должно быть лишней косметики, иначе грим потечёт.
Эта простая процедура поможет нанести сухой грим ровным равномерным слоем. Однако если Вы используете краски, содержащие большой процент жиров, смазывать лицо вазелином или кремом не стоит.
Наложение основы грима
Пожалуй, это и есть самый важный этап, от успешности которого зависит качество всего образа. Если Вы пользуетесь готовыми красками для грима, то найдёте в коробке три тона:
* светло-розовый;
* более темный;
* цвет загара.
Как правило, в чистом виде их не используют, а смешивают с красной, желтой или коричневой краской. С какой именно, зависит от тона вашего лица и цвета, который необходимо получить.
Накладывают тон похлопывающими движениями, как бы вбивая его в кожу. Не стоит втирать или размазывать тон: ни к чему хорошему это не приведёт. Помните, что основу накладывают не только на лицо, но и на шею и мочку уха, чтобы избежать эффекта «маски». Некоторые гримёры используют для шеи жидкий грим или тёмную пудру.
Цветовые акценты на лице расставляются румянами. В театральном гриме существует несколько их типов: для старческого, болезненного, и молодого лица. Конечно, выбор зависит не только от возраста актёра и персонажа, в которого его нужно перевоплотить. Гримёры учитывают цвет глаз и волос человека, тон его лица.
Например, в румяна для смуглой кожи добавляют тёмную краску, чтобы получить цвет, который будет смотреться гармонично. Для светлой используют бледно-розовые оттенки. Сначала румяна накладывают на скулы, двигаясь от центра лица к краю уха, постепенно сводя насыщенность цвета на нет. Обязательно отмечают височные доли и боковые части носа.
И на десерт видеоурок по милому и смешному гриму из всемилюбимого мультика
Материалы и инструменты
Важно
1. Отслеживать срок годности всех материалов.
2. Не забывать интересоваться у модели о наличии или отсутствии аллергии, если кожа раздражена — не гримировать. Актерам с проблемной кожей лучше обзавестись косметикой гипоаллергенной. Народ, конечно, чем только по-бедности не рисует, но аллергию и раздражение кожи еще никто не отменял, и следует подумать, прежде чем рисовать чем попало.
3. Краски для лица и тела должны пройти государственную регистрацию в РОСПОТРЕБНАДЗОРЕ. Не поленитесь при покупке взять у продавца сертификат на материал. Вы обязаны предоставить его по первому требованию. Иначе, рискуете понести административную ответственность по российскому законодательству: выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Если краски импортные, то убедитесь, что на упаковке есть маркировка на русском языке с информацией о производителе, импортере и продавце, составе красок.
4. Не забывать о гигиене:
— у актера кисти должны быть свои личные. У гримера их должно быть много, хотя бы потому, что вычистить кисть до стерильного состояния при дефиците времени сложно;
— еще вариант — обрабатывать расчески и кисти дезинфицирующим средством после каждой модели/актера;
— после работы кисти необходимо вымывать и высушивать, а в гримерном цехе должен быть стерилизатор.
По поводу дезинфекции красок и косметики цитирую гуру пластического грима Дениса Потеряева: «В косметику, особенно профессиональную, добавляют достаточное количество консервантов разного спектра действия и, поэтому будет достаточно лишь очищать кисти и не красить гнойных красавиц. Если будете хоть что-либо брызгать в косметику — она умрет очень быстро и сама станет источником парши».
В этом разделе мы разберемся «чем, с помощью чего» работает гример и, что необходимо для правильного и удобного процесса.
Для создания макияжа достаточно будет обычного набора косметических продуктов и инструментов визажиста. Гримеру часто требуется более обширный набор. Выполнение грима может потребовать определенной технологии или их суммы, а значит и различных материалов и подходящих инструментов.
Итак, что может пригодиться гримёру в канун Хэллоуина.
Глава 2. «Краски»
Грим, косметика, пигменты… в нашем чемоданчике есть всегда
Шаляпин умудрялся создавать свои великолепные гримы при помощи жженой пробки. Сегодня у нас в распоряжении намного больше всяческих материалов, и у каждого гримера есть свои предпочтения по поводу красок, кистей и прочих штук.
Я буду писать, руководствуясь исключительно своим опытом и пристрастиями.
Гуашь
Не делайте «большие глаза»! =)
Гуашь используется «по-бедности» во «взрослом» боди-арте со времен отсутствия аэрографов.
Плюсы: краска укрывиста и после высыхания не смешивается.
Минусы: растрескивается, осыпается. Этого можно избежать, если в нее добавить бесцветный гель для мытья. Да и отмываться проще.
Однако надо понимать, что гуашь изначально не предназначена для рисования на коже. Все же безопаснее и комфортнее выполнять боди-арт аква-гримом.
Аква-грим
Гипоаллергенен и не трескается как гуашь — явные плюсы в его пользу. Он быстро высыхает, это — и плюс, и минус. Чтобы избежать полосатости при нанесении на обширные участки, лучше работать влажным спонжем, тампующими движениями и достаточно резво. Закрепить шедевр можно фиксатором, смыть — теплой водой.
По опыту скажу, что при активной работе под софитами, да в теплых костюмах… грим течет, но на детских мероприятиях работает неплохо. Наносить его можно и губкой, и кистью, и при помощи аэрографа. Аэрограф есть смысл приобретать, если вы решили заняться росписью тела или лица не одноразово.
Аква-гримом приходилось работать разным. Мне больше нравится tag и diamond fx. Ими можно рисовать послойно. Часто это бывает важно. Для аква-гримера неплохой вариант snazaroo и kryolan.
Кроме грима разнообразных цветов, существуют еще и металлики, а также флюоресцентные и люминисцентные краски. В детском аквагриме такие краски используют редко, так как при обычном дневном свете никак не проявляют своих уникальных качеств. Зато они пользуются хорошим спросом в клубном фейс-арте, световых и файер-шоу.
Грим выпускается в палитрах, в двойных и многоцветных сплит-кейках, отдельными таблетками разного цвета и веса, в виде карандашей и стиков, а также бывает кремообразной и жидкой консистенции… Аква-грим прекрасно скатывается с жирных и гладких поверхностей, как любой водный раствор. Использую его для рисования не только на коже, но и для окрашивания желатиновых деталей, подкрашивания волос, разных штук из поролона, латексной лысины и фактурного старческого (латексного) грима.
Спиртовый грим
Основной плюс спиртовых красок конечно же то, что они не текут от воды, пота, слюны. Дополнительный плюс — прозрачность — важен при раскрашивании фактурных латексных налепок.
В качестве разбавителя для спиртовых красок используется спирт.
В качестве смывки — лосьон спиртовый. Водой, понятное дело, не смыть.
В театре чаще всего используют косметику и жировой грим.
Грим жировой
Он ярок, хорошо смешивается и легко наносится. НО!!! Так же прекрасно смазывается. Поэтому его приходится качественно закреплять при помощи пудры.
Жировой грим выпускается в палитрах и баночках различного объема. Коробка/палитра имеет большие и маленькие отсеки. Если в большие отсеки залит грим ярких цветов, то в народе грим такой комплектации называют «цирковым». Если же на их месте грим различных телесных оттенков, то называют грим «театральным».
Многие перед тем как начать гримироваться жировым гримом, наносят на лицо детский крем. Однако, если переборщить даже самую малость, качественного результата не получить. Поэтому, не забудьте качественно промакнуть излишки сухой салфеткой и только потом начинайте гримироваться. Чем меньше крема и грима на лице, тем лучше, но не в ущерб качеству.
Комфортно снять жировой грим можно при помощи масла и алигнина/сухих бумажных салфеток. Влажные салфетки и различные смывки есть смысл использовать уже после того, как вы убрали грим маслом и салфетками. Начинать разгримировываться этими средствами или просто влажными салфетками не эффективно. После умывания можно «полюбить» кожу вашим проверенным средством.
ВАЖНО!! Театральный грим размазывается всего по двум причинам:
— вы-таки переборщили с количеством крема или самого грима;
— вы не качественно запудрили результат.
Касторовый грим
В отличие от грима жирового смотрится одинаково на коже и на детали (латексной, восковой или гуммозной). Это важное и очень полезное качество. Касторовым гримом можно скрыть некоторые недостатки кожи и не очень яркие татуировки.
Консистенцию грима можно изменить, добавив спирт. Закрепляется касторовый грим пудрой, как и жировой. Смывается тоже как жировой грим.
Декоративная косметика
Из косметики гримеру могут пригодиться:
— тонирующие, корректирующие и маскирующие средства;
— тени, румяна, карандаши для губ, глаз и бровей;
— тушь для ресниц, помады и блески для губ.
Выбор подобных средств нынче огромен, на любой вкус и кошелек.
Светящийся грим
В клубном фейс-арте, световых и файер-шоу неплохим спросом пользуются краски и пигменты, по-особому работающие в свете:
— флюоресцентные краски светятся в сценическом ультрафиолете (лампы ПРК);
— люминисцентные светятся в темноте, если предварительно побывали на ярком свете.
Лаки для волос
Огромный выбор различных цветов — супер-подспорье для гримёра — позволяет создавать эффектные образы.
Глава 3. Материалы для объёмного грима
Все, каким-либо способом реально измененные объемы лица или тела, а также фактуры поверхности кожи это — объемный скульптурный грим. Основные требования к любым материалам и предметам, которые вы предполагаете использовать: безопасность, легкость, реалистичный вид.
Чтобы достичь требуемого эффекта, любую объемную деталь нужно:
— изготовить из подходящего материала;
— прикрепить к коже подходящим составом;
— окрасить поверхность подходящим гримом;
— снять с кожи, применив подходящее средство.
Выбор технологии и материала зависит прежде всего от реалистичности грима, необходимой для проекта.
Гуммоз, кратко говоря, гримерный пластилин телесного цвета. Работая с ним, вы — скульптор. Материал имеет многие свойства пластилина.
Гуммоз — материал тяжелый. Если у вас в наличии «четыре килограмма» этого вещества, то не значит, что нужно использовать все.
Воск. Пластичный полупрозрачный и липкий материал. Легче гуммоза, поэтому можно сделать более крупные детали. Воск расфасован в банки/тюбики и бывает не только телесного цвета. Технология работы похожа на работу с гуммозом. Смываются остатки воска теплой водой с мылом.
Такие материалы как гуммоз и воск вполне оправдали себя в театре и шоу. Из пластичных материалов получаются натурального вида чешуя дракона, раны, древесная кора и камень. Впрочем, применяют и детали из желатина, силикона, скульптгелей и латекса. Если актеру приходится «идти в народ», то это вполне оправдано.
Желатин. Этот материал можно сделать самостоятельно или приобрести в специализированном магазине в готовом виде. Жуть зомбо-персонажей и ожоги обычно лепят прямо на «жертве». Чтобы получить необходимую деталь, скажем, измененный нос для конкретного человека, желатин заливают в форму.
Латекс. Когда латекс высыхает, то становится прочной пленкой. Это его свойство используют при выполнении старческого фактурного грима, при изготовлении лысин. Часто латекс используют в косплее для покрытия различных материалов с целью создания эффекта фактуры кожи.
Покрасить латексную поверхность можно аква-гримом и касторовым гримом.
Силиконы применяют для изготовления накладных деталей, масок. Работа с этими материалами требует специальных знаний, умелых рук и мастерской с отличной вентиляцией.
«Сахарное» искусственное стекло выглядит очень эффектно при этом оставаясь абсолютно безопасным.
Коллодий в гриме используется для создания иллюзии шрама. Когда, клей на коже высыхает, он сжимается и стягивает ее. Результат — углубление нужной формы — можно кроваво или не кроваво раскрасить. Коллодий размокает под действием жидкости для снятия лака. Нужно, чтобы шрам стал мягким, потом безопасно снять с кожи.
Сандарачный лак (мастика) — театральный клей
Используется для приклеивания постижерных изделий типа бровей, усов, баков, бород.
Кроме вышеперечисленного в кофре гримера могут при необходимости появиться и другие штуки и вещества. Например то, что необходимо для вклеивания искусственных скул, подбородков, носов, эльфийских ушей, специальные смывки, растворители, очистители…
«Не гримерные» материалы, в гриме используют часто:
— вата, клей БФ, зубочистки, крахмал… для иллюзии различных повреждений;
— линзы, когти, искусственные червячки, искусственные зубы… могут добавить жути персонажу фрик-шоу или хеллоуина;
— макияж фэшн, травести-макияж, фантазийный/сказочный персонаж, кроме косметики ярких цветов нередко требуют иногда совершенно неожиданных штук типа тканей, ниток, страз, швейной фурнитуры…
Только поняв, ЧТО хотите получить в результате, вы сможете выбрать оптимальный способ и материалы и получить задуманный, а не случайный результат.
Глава 4. Инструменты
Кисти для практикующего гримера, это необходимые инструменты. Они не обязательно должны быть «золотыми», но обязательно должны быть удобными. Форма кисти и упругость ее ворса очень важны, ведь у каждой кисти своя специальность.
Для работы с жировым, касторовым и аква-гримом нужно выбирать кисти достаточной жёсткости. Если кисть будет слишком мягкой, например, белка или пони, то набрать на неё грим будет проблематично. Вполне оправдывают себя кисти из шерсти такого зверя, как колонок. «Зверь» синтетика тоже подходит.
Для работы с сухими корректорами используют более мягкие кисти. Кисти обычно имеют номер. Скажем, круглая кисть №3 имеет диаметр 3 мм. Плоские кисти также различаются по ширине.
Круглые кисти — одни из наиболее универсальных кистей. Тонкие линейные кисти незаменимы для рисования узоров, используются для жидкой подводки. Круглые кисти, в зависимости от упругости волоса и толщины, могут выполнять множество функций.
Плоские кисти также бывают различной толщины, ширины и качества волоса. Мягкие, но не бесформенные кисти удобны для нанесения пудры, румян, сухих корректоров. Упругие не рыхлые кисти удобны для заполнения цветом больших участков, нанесения широких мазков. Контурные это — плоские кисти с более коротким пучком. Ими можно наносить не только широкие мазки, но и тонкие контуры. Для некоторых видов работ удобны скошенные кисти.
Конец ознакомительного фрагмента.
Грим, как определенное мастерство — это приемы, которые дают возможность актеру в зависимости от требований роли видоизменить лицо при помощи использования налепок, а также красок, наклеек и волосяных изделий. Рассмотрим основные инструменты гримера и что нужно, чтобы им стать.
Виды гримовальных средств
Пластический грим является настоящим мастерством, который способен создавать разнообразные образы героев в кинематографе. Накладные уши, необычная форма тела и лица, реалистичные ссадины, вес, а также изменение возраста – это неполный перечень того, что помогают изменить в человеческом облике настоящие профессионалы своего дела!
Поддельная кровь
Поддельную кровь довольно легко сделать с предметами, которые у вас уже есть в доме. Все, что вам понадобится — это кукурузный сироп, какао-порошок, красные и зеленые пищевые красители и небольшая миска для смешивания. Положите немного кукурузного сиропа в миску и добавьте 1-2 столовые ложки красного пищевого красителя. Перемешайте его до тех пор, пока не получится равномерная масса. Добавьте в смесь всего лишь каплю зеленого пищевого красителя. Не нужно добавлять много этих элементов, потому что мы не пытаемся сделать зеленую кровь, а такую, которая будет выглядеть максимально реалистично. В таком случае она потемнеет и немного подрумяним ее. Смешайте его до тех пор, пока цвет не станет однородным. Добавьте немного какао-порошка. Смешайте его, пока не получите желаемую вязкость. Зная, как нарисовать грим на лице, имеется возможность изменить образ любого человека. Когда вы закончите, у вас будет реалистичная фальшивая кровь!
Синяки
Синяки требуют порезов и ушибов, а также губки для макияжа (которую вам нужно будет разрезать на четыре части). Вам также понадобится кисточка для нанесения макияжа. При создании синяков вы обычно начинаете с красного цвета в качестве основы. Начните с небольшого количества и смешайте его с одним из четырех углов губки, которые вы вырезали. Затем затемните его немного синим цветом. Если вы хотите, чтобы синяк выглядел так, как будто он немного гниет или пытается зажить, вы можете добавить немного желтого и зеленого цвета снаружи. Для выбора места размещения вам потребуется рассмотреть, как появился этот синяк. Было ли это результатом удара по лицу или падения с лестницы? Выясните, где произойдет удар, и нарисуйте синяк соответствующим образом. Сценический макияж позволяет воплотить в жизнь любую фантазию. Области, которые подверглись наиболее сильному воздействию, будут темнее и контрастней, а окружающие участки будут сливаться.
Порезы и открытые раны
Когда вам нужно создать открытую рану, вам нужно удивительное вещество, называемое жидким латексом. Вам также понадобится фальшивая кровь, которую вы научились делать раньше, клин вашей губки для макияжа, q-наконечник и маленькая миска для смешивания. Чтобы сделать рану, выполните следующие действия:
- Начните с того, что налейте жидкий латекс в миску, а затем немного покрасьте лицо с помощью клина губки для макияжа.
- Не рисуйте крошечную часть в центре, чтобы вы могли ее открыть.
- После того, как вы создали общую область, добавьте немного больше вокруг нее, чтобы помочь ей прилипнуть к коже. Жидкий латекс высохнет в течение нескольких минут, меняя цвет от твердого белого до почти прозрачного.
- Начните осторожно открывать его пальцем, пока у вас не появится хорошая точка входа, которая не слишком велика, но достаточно большая для q-наконечника.
- Вставьте ватный наконечник в отверстие, которое вы создали, и используйте его для создания пространства.
- Промокните свой q-наконечник немного фальшивой кровью и вставьте его в созданное вами пространство.
- Добавьте столько, сколько вам нужно, чтобы создать необходимый эффект. Вы также, должны сделать немного беспорядка, так что держите салфетку под рукой для нескольких вероятных подкрасок.
- Когда вы закончите, у вас будет реалистичная открытая рана!
Как получить навыки специалиста по гриму
Пластический грим и спецэффекты https://ecolespb.ru/makeup-school/special-effects позволяет сделать необходимый образ героя при съемках фильмов любого жанра. Как и многие закулисные профессионалы в индустрии развлечений, визажисты кино знают, что они сделали хорошую работу, когда она остается незамеченной. Цель отдела волос и макияжа состоит в том, чтобы кинозрители увидели ужасающую армию зомби-нежити, а не армию статистов, одетых в килограммы косметики и протезов. Это не значит, что работа визажиста в кино или специалиста по спецэффектам проста — она требует годы обучения и невероятную самоотдачу, чтобы последовательно и успешно работать визажистом в кино.
Специальные эффекты требуют макияж и протезирование, чтобы воспроизвести раны, уродства, морщины или сверхъестественные черты. Визажисты сочетают мастерство базового макияжа фильма со знанием передовых методов макияжа для более драматических эффектов. Работа визажиста сложна в своем разнообразии. В один прекрасный день художник может использовать спиртовую резинку, чтобы нанести лысину и морщины на актера, чтобы искусственно состарить его, в то время как на следующий день они могут использовать жидкий латекс и протезный макияж, чтобы превратить актера в зомби.
Что находится в наборе для макияжа со спецэффектами
При создании специальных эффектов используют разнообразные инструменты, которые специфичны для этой работы, одними из них являются:
- Колесо для создания синяков и ссадин.
- Специальное колесо для макияжа, содержащее цвета, специально подходящие для выполнения окраски, оптимальной для синяка.
- Жидкий латекс. Он используется для создания трехмерной текстуры различных повреждений кожи и протезирования.
- Спиртовая жвачка. Основной, безопасный клей для крепления протезов и париков на голове и лице актеров.
Специалисты могут выполнить красивый грим на лице любого персонажа за относительно небольшой промежуток по времени. Это позволяет создать нужную форму, цвет и вид при помощи использования разнообразных видов используемого грима.