Как изменить монотонность голоса

Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно – нужно просто придерживаться некоторых правил.
интонации голоса

Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно – нужно просто придерживаться некоторых правил. Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?

Правило первое

Подумайте сами: основные функции пунктуации – это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания – это указатели пауз! И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.

Правило второе

Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.

Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.

Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения – от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.

Правило третье про интонации голоса в вопросах

Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов. Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:

– Откуда ты, молодость?
– А кто твои, молодость,
В жизни герои?
– Чем в мире дороги
Твои знамениты?
– А песня какая
С тобой неразлучна?

Интонация голоса почти не повышается.

А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в упражнении:

«Мимозы Мила маме купила»

Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?
Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?
Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?
Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:
– Ну, не безобразие ли это?
– Не обидно ли?
По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.

Правило четвёртое

Помимо этого, помните, что даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура. В начале пути к яркой, разнообразной речи очень желательно освоить интонационно-логический анализ текста.

Послушайте выступление Джулиана Трежера — специалиста по сценической речи, который очень популярно и увлекательно рассказывает, как говорить с эмпатией, Обратите внимание на тот фрагмент, где он говорит о просодике, то есть разнообразной мелодике речи, которая тем интереснее, чем большее количество голосо-речевых инструментов и приёмов применяется. Интонирование — главное оружие, но также важны смена темпа, громкости и тона голоса.



Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!

Это вам тоже может быть полезно:

Как не звучать монотонно

Чек-лист оценки выступлений

Четыре аспекта, которые помогут сделать выступление живым

Монотонность в речи мешает и слушателям, и самому выступающему, поэтому от нее лучше избавляться. Есть несколько вещей, на которые нужно обратить внимание, чтобы сделать выступление увлекательным и запоминающимся.

Что такое монотонность

Монотонность — это однообразное, ровное звучание речи без пауз и выделения главных мыслей.

Например, выступление монотонно, когда спикер говорит слишком медленно или наоборот — тараторит. Или когда речь построена на одной эмоции, например, выступающий говорит только весело или только грустно — тогда выступление тоже получается монотонным. Речь из-за этого звучит сухо и неинтересно.

Спикеры, в первую очередь, сосредоточены на содержании, поэтому иногда не контролируют подачу, — так возникает монотонность. Выступающий не успевает отслеживать, с какой скоростью, он говорит, использует ли паузы и эмоции.

Из чего состоит питч

Почему от монотонности стоит избавляться
Когда речь однообразная, слушатели быстро устают. Они теряют нить повествования: одни уходят в свои мысли, другие достают телефоны, а третьи начинают переговариваться. Это может создать шум в зале, который будет отвлекать спикера. Выступающий начнет волноваться и сбиваться.

Вы точно вспомните хотя бы одного преподавателя, лекции которого было сложно слушать. Как этот человек проводил занятие? Скорее всего, он монотонно читал с листочка, всегда говорил тихо и не заботился о том, чтобы вы уловили главную мысль лекции. На таких лекциях студенты больше всего переговаривались между собой и отвлекались, потому что преподавателю не удавалось удержать их внимание.

И наоборот, точно был классный преподаватель, который вел скучнейший предмет, но на его лекции ходил весь поток. А все потому что учитель умел завладеть вашим вниманием при помощи подачи: заботился, чтобы вы успевали воспринимать информацию, поэтому делал паузы, эмоционально приводил примеры и голосом подчеркивал важные идеи.

Что помогает разнообразить речь
Сделать речь более живой можно с помощью акцентов и контрастов.

Акценты в речи — это выделение при помощи голоса и пауз ключевых идей выступления, которые зрители должны запомнить лучше всего. Акценты также позволяют удерживать внимание аудитории.

Контрасты — это инструмент, с помощью которого можно отделить одну часть выступления от другого, переключить внимание слушателей, всколыхнуть чувства аудитории.

Использовать акценты и контрасты в речи можно при помощи трех инструментов:

  1. голос, 
  2. паузы, 
  3. эмоции.

Далее разберем, как работает каждый из инструментов.

Мы расскажем вам про самые эффективные приемы подачи. Но если вам интересно прокачать не только подачу, но и содержание и взаимодействие с публикой, у бюро Глагол есть набор

«Карточки спикера»

 — 86 карточек с описанием приемов для публичных выступлений и примерами, как их использовать.

Работа с голосом

Опытные спикеры используют в выступлениях два аспекта, которые связаны с голосом — скорость речи и ее громкость.

Скорость речи
Скорость речи — инструмент спикера, который помогает расставлять акценты в выступлении и удерживать внимание аудитории. Лучше всего менять скорость речи по ходу выступления, чтобы сфокусировать внимание слушателей на главном.

Ускорение речи поднимает динамику и создает ощущение ажиотажа. Такая подача подходит для этапа кульминации или когда вам нужно быстро перечислить не очень значимые события.

Замедление речи помогает вернуть внимание аудитории — вы можете изменить тон выступления или подчеркнуть главное. Прием работает, когда нужно выделить важные моменты, обозначить тему или проговорить ключевой вывод.

Посмотрите выступление доктора биологических наук Михаила Гельфанда на TEDxSadovoeRing. В нем видно, как спикер работает со скоростью. Сначала он быстро рассказывает про историю развития науки, а затем замедляется на примере про Екатерину II и делает паузу. Зрители успевают за это время отреагировать на шутку и сделать передышку — подготовиться к новой информации. Дальше он продолжает рассказ снова на высокой скорости.

Выступление доктора биологических наук Михаила Гельфанда на TEDxSadovoeRing

Что делать
Чтобы научиться работать со скоростью, возьмите текст, в котором идет перечисление предметов, событий и т. п. Читайте этот отрезок быстро и замедлите темп, когда он закончится.

Громкость речи
Громкость речи помогает выделить главные мысли: когда спикер говорит что-то громче или, наоборот, шепотом, аудитория включается.

Посмотрите выступление Кеши Скирневского на TEDxSadovoeRing. Обратите внимание, как он работает голосом — он то говорит спокойно и тихо, то усиливает громкость и одновременно говорит быстрее. Его интересно слушать, потому что его выступление похоже на захватывающий фильм — ждешь, что же там, в следующей сцене.

Выступление Кеши Скирневского на TEDxSadovoeRing

Что делать
Изменяйте громкость по ходу выступления. Определите мысль, которую хотите подсветить, и произнесите ее громче, чем остальное выступление. Или, наоборот, перейдите на шепот, как будто делитесь тайными знаниями. Оба приема привлекают внимание зрителей и заставляют их слушать очень внимательно.

Если у вас еще нет готового выступления, потренируйтесь на отрывке любого текста или на стихотворении. Сделайте пометки в местах, где нужно говорить громче и где тише, и пробуйте менять громкость во время чтения.

Вы можете тренировать не только громкость, но и скорость: по ходу чтения говорите громче и быстрее, чтобы создать напряжение, а последние две строчки, наоборот, произнесите тише и медленнее.

Паузы
Смысловая пауза — это пауза между блоками в выступлении. Она дает зрителям возможность осмыслить услышанное и логически структурирует выступление.

Во время выступления у человека нет возможности все держать под контролем. Спикер одновременно фокусируется на нескольких вещах: думает о том, что говорить, о презентации, боится забыть текст, переживает, как он выглядит и т. п. Фокус внимания рассеивается, поэтому про паузы выступающий может забыть.

Спикеру кажется, что паузы неуместны. На сцене время тянется дольше — секундная пауза превращается в минутную в голове выступающего. Он думает, что для людей в зале слишком долгая пауза — это показатель, что спикер не разбирается в теме или забыл текст. Это заблуждение — на самом деле, зрители спокойно воспринимают даже задумавшегося спикера.

Спикеры не делают паузы по двум причинам:

Пауза показывает, что выступающий заботится о своем слушателе. Таким способом спикер дает аудитории время понять смысл сказанного и подготовиться к следующему блоку выступления. Зрителям проще слушать, когда им дают время воспринять информацию.

Паузы используются не только для разделения блоков, но и чтобы подчеркнуть главную мысль.

Например, Саймон Синек в своем выступлении на TED часто делает паузы. Его речь очень логичная, и его легко слушать. Паузы Саймона не длинные — пары секунд достаточно, чтобы слушатели подготовились воспринимать новую информацию.

Выступление Саймона Синека на TED

Для начала набросайте структуру своего выступления.

Визуально отделите каждый смысловой блок от предыдущего. Вы можете сделать отступы, выделить цветом, или прописать текстом, где должна быть пауза.

Отрепетируйте свое выступление при помощи визуальной структуры. Делайте паузу, когда переходите от одного блока к другому. Если вам сложно сразу привыкнуть к остановкам, в момент паузы хлопните в ладоши или сделайте глубокий вдох. Затем продолжайте.

Постепенно вы научитесь осознанно делать паузы в нужных местах и уже будете чувствовать себя уверенно.

Как добавить паузы в выступление:

Эмоции
Если спикер все время говорит спокойно или звучит одинаково весело, выступление становится монотонным. Это можно исправить, если добавить разные эмоции: весело расскажите смешной случай, увлеченно приведите воодушевляющий пример, говорите серьезно о важной проблеме. Старайтесь, чтобы ваши эмоции соотносились с тем, о чем вы говорите.

Эмоции помогают спикеру вызывать чувства у аудитории или переключать внимание. Слушатели быстро считывают, как меняется настроение спикера и перенимают эти эмоции. Например, спикер может начать выступление с грустной истории и после этого бодро рассказать о том, как эта история разрешилась. Так выступление звучит более интересно, а слушатель вовлекается эмоционально — он сочувствует спикеру и радуется, когда тот говорит о решении.

Посмотрите выступление Димы Зицера на TEDxSadovoeRing. Он часто озвучивает персонажей своих историй — но не пародирует, а добавляет эмоции, паузы, меняет темп и тембр голоса. Например, когда Дима озвучивает просьбу ребенка (01:54), он меняет манеру речи и использует паузу.

Выступление Димы Зицера на TEDxSadovoeRing

Проанализируйте свое выступление.
Нарисуйте шкалу и отметьте на ней все элементы структуры вашего выступления:

Теперь добавьте эмоциональные элементы контента — например, историю своего провала — и чувства, которые должны испытать в этот момент слушатели — например, зрители засмеются:

Теперь пропишите приемы, которые позволят вам усилить ту или иную эмоцию у зрителей:

Разные эмоции в речи помогут сделать ваше выступление живым и запоминающимся.

Чтобы добавить эмоции, сделайте следующее.

Кликните на изображение для увелечения

Кликните на изображение для увелечения

Кликните на изображение для увелечения

Выводы

  1. Чтобы не звучать монотонно, расставляйте акценты и контрасты в речи. В этом вам помогут голос, паузы и эмоции.
  2. Чтобы выделить главные мысли, изменяйте темп речи — замедляйтесь, когда говорите о важном, и ускоряйтесь, чтобы создать динамику.
  3. Научитесь работать с громкостью голоса. Чтобы привлечь внимание слушателей к какой-то идее, усильте громкость речи или, наоборот, перейдите на шепот.
  4. Обязательно используйте паузы — они помогают вашим слушателям осмыслить информацию и структурируют выступление.
  5. Наполните выступление эмоциями. Эмоции вовлекают аудиторию и удерживают ее внимание.

Чек-лист оценки выступлений

Смотрите также


Разработка гайдов, обучение и подписка на подготовку публичных выступлений


Самопрезентация — это не минута славы, а инструмент, чтобы установить контакт со слушателями и завоевать их доверие


Что такое активное и пассивное общение с залом и аудиторией. Формы активного и пассивного общения с аудиторией. Как подготовиться и правильно общаться с залом на выступлении.



Как развить навык коммуникации


Три версии прогона


И почему хорошая концовка важна


Как вести себя руководителю, если все пошло не по плану


Как избавиться от монотонности в голосе: советы эксперта

13 марта 2017 г.

Когда нет различий в качестве и бренде костюма, когда поведение и реакции типичны и адекватны, когда продукт и маркетинг одинаков, как выделиться среди прочих профессионалов и экспертов?.. Голос – идеальное решение. Он восхищает, воодушевляет, заставляет взлететь. Он может сломать, обезоружить, испугать. Говорят, человек пользуется возможностями мозга на 10%. Еще меньше достается возможностям голоса.

Светлана Василенко, эксперт-консультант по технике речи и риторике, автор и ведущая talk-проектов радио «Київ 98 ФМ», на страницах rabota.ua рассказала о том, как бороться с главными проблемами голоса, дыхания и речи, как увеличить словарный запас, о постановке всех звуков, севшем горле, работе с микрофоном и подготовке к публичным выступлениям, пишет health info.

Она рассказала, как бороться с монотонностью речи и научиться выражать эмоции голосом.

Почему мы звучим равнодушно и скучно

Монотонность – проблема многих людей. Когда они начинают говорить, то напоминают равнодушного чтеца детских и очень скучных сказок. Однако каждый из нас сталкивается с необходимостью проявить себя на публичном выступлении, во время деловых переговоров или при необходимости сделать выговор/похвалить. Если мы не можем управлять своим голосом, то любая информация, которую мы хотим донести, утрачивает свою важность для собеседника и проходит мимо его внимания.

Важно понимать, что монотонная речь – проявление внутренних зажимов и нежелания коммуницировать с внешним миром. Но если перед вами стоит задача вызвать эмоцию в других, то вы вынуждены участвовать в общении. Если вы не дадите эмоцию, то и не получите ее в ответ. Те, кто сегодня не проявляет чувства, с трудом выстраивают карьеру и реализовывают личные амбиции.

Как избавиться от монотонности

Монотонность хорошо прорабатывается на интересных скороговорках, особенно на т.н. закольцованных, которые можно повторять до бесконечности. Это очень удобно, потому что вы не утруждаете себя запоминать новые слова и полностью концентрируетесь на тренировке. Вот пример закольцованных скороговорок, на которых можно тренироваться: «Море, на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот, сидит и видит море, а на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот …».

Тренироваться на таких скороговорках можно сколько угодно. Чем больше практики, тем больше шансов, что вы выйдете из порочного круга монотонности.

Упражнения для тренировки

Эффектные паузы

Чтобы привлекательно звучать, необходимо научиться делать паузы в речи.

1. Медленно прочтите несколько раз скороговорку по слогам, четко проговаривая каждый из них: «Мо-ре, а на-мо-ре-су-ша, а-на-су-ше паль-ма….».

Так вы синхронизируете работу мозга и артикуляционного аппарата, приучаете «серое вещество» не сопротивляться при тренировках.

2. Не спеша прочтите фразу, разбивая ее на смысловые фрагменты и отделяя каждый из них паузами. Обязательно фиксируйте паузу, произнесенным вслух звуком «и» – тогда временные интервалы между смысловыми фрагментами будут одинаковой длины, и вы будете говорить без ускорения: «Море (заметная пауза с проговариванием звука «и»). А на море суша («и»). А на суше пальма («и»). А на пальме кот («и»). Сидит и видит («и»). Море («и»). А на море суша («и»)…».

Не заменяйте паузу с «и» на хлопок или другое движение для ее обозначения. Сначала мозг необходимо приучить делать остановки в речи, и только потом переходить на более высокий уровень самоконтроля.

3. Усложните упражнение, как только привыкнете произносить «и» после каждого фрагмента. Делая паузу после каждого смыслового фрагмента, произносите звук «и» только после двух текстовых кусочков: «Море (пауза), а на море суша (пауза с «и»), а на суше пальма (пауза), а на пальме кот (пауза с «и»), сидит и видит (пауза), море (пауза с «и»)…».

4. Быстро произнесите всю скороговорку без пауз. Так вы натренируете артикуляционный аппарат на быструю работу и одновременную паузацию: «Море, а на море суша, а на суше пальме, а на пальме кот, сидит и видит море, а на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот, сидит и…».

Игра в эмоции

Проявление любых чувств можно и нужно тренировать. Составьте список личных базовых эмоций, которые нужно проработать: удивление, эмоция убедительности, искренность похвалы, злость, страх и пр.

Выберите любую эмоцию из списка и постарайтесь проявить ее во время чтения скороговорки. Например, прочтите скороговорку с удивлением, т.е. задавая вопрос каждому фрагменту текста отдельно: «Море? А на море суша? А на суше пальма? А на пальме кот? Сидит и видит? Море? … ».

Чтобы упростить процесс, попытайтесь прожить эту эмоцию, помогайте себе жестами, представьте ситуацию, где кто-то удивлялся, проанализируйте, что вы чувствовали в этот момент, скопируйте актера. Точно также проработайте и эмоции чувства из списка.

Разнообразие тембра

Монотонность характеризуется одинаковым тембром голоса на протяжении всего процесса говорения. Окрасить речь эмоциями и сменить тембр голоса поможет искусственное переживание определенных ситуаций и эмоций.

1. Прочтите закольцованную скороговорку пять раз:

— шепотом, не подключая связки;
— тихо, будто рассказывая засыпающему ребенку сказку;
— привычным голосом;
— громко, будто практически кричите, когда вы очень недовольны, но при этом слишком воспитаны, чтобы перейти на крик;
— яростно прокричите фразу.

Даже если вы в жизни не используете такие эмоции, вы должны уметь их отыгрывать, чтобы применить при необходимости. Во время выполнения вы можете почувствовать повышение уровня адреналина.

2. Прочитайте любимый стих или текст, растягивая губы в широкой улыбке. Мозг понимает, что вы получаете удовольствие во время тренировки и успокаивается, не противится вашим усилиям. Так вы сами в себе вызываете положительную эмоцию.

Как правильно тренироваться

1. Тренируйтесь каждый день столько, насколько у вас хватает желания.

2. Тренируйтесь с помощью этих упражнений и практикуйте эмоции в жизни: читайте сказки детям, ругайте/хвалите кошку, к примеру.

3. Не говорите на повышенных тонах, т.е. на связках. Ультразвук не избавит от монотонности.

4. Помните, что привычка вырабатывается 21 день, а приживается – 90! Только по истечении трех месяцев (при условии регулярных занятий) можно с уверенностью сказать, что мозг полностью осознал проблему, решил ее и «прописал» поверх нее то, что вам надо. При отсутствии результатов через три месяца, нужно идти к специалисту за коррекцией ваших действий.

Источник: blog.rabota.ua

Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?

Подумайте сами: основные функции пунктуации — это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания — это указатели пауз! Это правило первое. И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.

Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.

Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. Это будем считать вторым правилом. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.

Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения — от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.

Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов.

Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:

 — Откуда ты, молодость?
 — А кто твои, молодость,
В жизни герои?
 — Чем в мире дороги
Твои знамениты?
 — А песня какая
С тобой неразлучна?

Интонация голоса почти не повышается.

А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в этом упражнении: «Мимозы Мила маме купила».

Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?

Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?

Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?

Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. И это правило третье.

Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:

 — Ну, не безобразие ли это?

 — Не обидно ли?

По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.

Помимо этого, правило четвёртое: даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура.

Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!

В нашем Instagram-аккаунте прошел уже второй прямой эфир с участием Ольги Ходаковой — педагога и коуча по публичным выступлениям с 17-ти летним стажем. В этот раз весь эфир был посвящен монотонности — главной убийце интереса любой аудитории. Ольга показала как решить проблему монотонности, поделилась несколькими эффективными техниками и как всегда ответила на все вопросы зрителей прямого эфира. В этой статье мы составили для вас пошаговую инструкцию для тех, кто хочет избавиться от монотонности в своих выступлениях.

К чему приводит монотонность?

Один человек — это тоже аудитория, особенно если этот человек решает, достанется ли вам работа вашей мечты или нет. Для успешного выступления необходимо уметь захватить внимание слушателя и не отпускать его до самого конца. Вашим зрителям должно быть интересно слушать вас, они должны чувствовать вашу любовь к тому, о чем вы рассказываете.

Пожалуй, главный враг любой аудитории — монотонная речь. Она способна вызвать в зрителях лишь зевоту и скуку, а заодно и подозрение того, что не так уж и сильно вам нужна работа, на которую вы собеседуетесь. Монотонность говорит о равнодушии оратора, она снижает внимание аудитории и мешает выделиться на фоне других соискателей.

Рассказывать о себе и отвечать на вопросы работодателя нужно эмоционально — вы должны с энтузиазмом показать, что действительно хотите работать и, более того, гордитесь своей работой и своими способностями. Даже если речь идет о монотонной работе, рассказывать о ней нужно увлекательно. Найдите в ней то, что вам нравится. Если же таких аспектов нет, то вам стоит задуматься о встрече с карьерным консультантом.

Мы же разберем несколько простых, но эффективных практик, способных помочь вам добавить красок в вашу речь.

Пункт 1: Работаем над дикцией

Это упражнение должно быть знакомо тем, кто смотрел наш первый эфир или читал этот текст. Все очень просто: отыщите у себя дома обычную пробку от вина. Ее нужно зажать между зубами и начать проговаривать простенькие скороговорки, например «Петя на паркете». Проговорите эту фразу сначала один раз медленно, потом несколько раз быстрее. По началу, возможно, будет трудно, но вы обязательно приноровитесь. Далее, пробку можно вытащить и повторить скороговорку несколько раз уже без нее — ваша дикция автоматически станет четче. Повторять это упражнение можно в любое время дня: например, совмещая с домашними делами.

Пункт 2: Расставляем эмоции и акценты

Для этого упражнения подойдет любая фраза, в которой содержится сразу несколько типов информации. Например «Оля, сегодня мы с тобой идем в кино». Попробуйте произнести ее вслух максимально монотонно и задумайтесь, какую именно информацию несет в себе эта фраза?

А теперь попробуйте несколько раз произнести эту же фразу вслух, каждый раз выделяя интонацией разные типы информации:

  • Оля, СЕГОДНЯ мы с тобой идем в кино.
  • Оля, сегодня мы с тобой идем В КИНО.
  • Оля, сегодня МЫ с тобой идем в кино.

По сути, каждая из этих фраз сообщает собеседнику разную информацию. Помните: сперва должна быть мысль, а уже потом — слово. Если вы понимаете главную мысль того, о чем говорите, то вы без труда научитесь расставлять акценты в своей речи.

Далее, чтобы поработать над эмоциональной составляющей вашего рассказа, обратимся к другой фразе подобного рода: «Петр пень пилил пилой». По уже знакомой вам схеме, в зависимости от поставленного акцента, эту фразу можно произнести совершенно по-разному:

  • ПЕТР пень пилил пилой.
  • Петр ПЕНЬ пилил пилой.
  • Петр пень ПИЛИЛ пилой.
  • Петр пень пилил ПИЛОЙ.

Но давайте усложним задачу: представьте, что данная короткая фраза — это полноценный рассказ. Попробуйте обратиться к своему воображаемому собеседнику и пересказать ему эту историю с разными эмоциями: вы можете удивляться, восторгаться, жаловаться на этого Петра, распускать про него слухи и так далее. При этом обязательно представлять перед собой собеседника — это поможет проработать четкость речи, визуальный контакт, жестикуляцию и, самое главное, работу с посылом. Со временем вы научитесь четко понимать, что именно вы хотите донести до человека через эти слова.

Пункт 3: Сбрасываем адреналин

Быть напряженным или скованным перед собеседованием — это нормально. Я очень часто советую применять вышеописанные упражнения еще и для того, чтобы раскачаться, сбросить адреналин и таким образом лучше подготовиться к собеседованию. Возьмите любой знакомый вам текст, например классическое:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом

Ваша задача — рассказать этот текст вслух как можно больше раз с разными намерениями. Представьте, что этими словами вы должны кого-то замотивировать, или вы рассказываете страшную тайну, или трагическую новость и так далее. Слова не меняются — меняться должны только ваши эмоции.

Пункт 4: Учимся слышать себя.

Умение слышать себя и, соответственно, следить за качеством своей речи — это, по сути, мышца, которую можно натренировать. В этом смысле, собеседование — это показательное выступление, к которому нужно готовиться заранее. Для того, чтобы избавиться от монотонности, а заодно и от слов-паразитов, нужно внимательно слушать себя в бытовой каждодневной жизни. Очень внимательно следите за тем, что и как вы говорите своим близким, детям и друзьям. Если вы ловите себя на словах-паразитах, старайтесь избегать их. Если понимаете, что ваш рассказ монотонен — добавьте эмоций. Благодаря каждодневным тренировкам, вы сможете подойти к собеседованию во всеоружии.  

Пункт 5: Репетируем.

Все на самом деле очень прозаично: чтобы научиться хорошо говорить, нужно много репетировать и тренироваться. Для этого не обязательно выкраивать время — все вышеописанные предложения можно делать во время прогулок с собакой, в пути от машины до подъезда, во время генеральной уборки и так далее.

Главное, помните: хорошая речь помогает в любой ситуации быть на коне. Более того, она способна оказывать колоссальное влияние на собеседника и аудиторию. Ваша речь — это ваша визитная карточка.

__

Ольга Ходакова еще обязательно вернется в прямые эфиры нашего Инстаграма. Если вы хотите, чтобы мы провели один из них на интересующую вас тему, обязательно расскажите нам об этом в комментариях!

Упражнения для улучшения техники речи и постановки голоса

03-02-2021

Вспомните студенческие годы. Наверняка не каждого лектора вы слушали одинаково внимательно. На занятиях у монотонно бубнящего преподавателя хотелось спать, у обладателя нечеткой дикции приходилось постоянно переспрашивать, а педагог с одышкой и неприятным тембром голоса и вовсе вызывал раздражение. Этот пример наглядно доказывает: хотите, чтобы вас слушали – работайте над техникой речи. Эта наука помогает обрести вашему голосу красивое звучание и убедительность, а состоит она из четырех разделов:

  • обучение диафрагмальному дыханию;
  • постановка голоса;
  • работа над дикцией;
  • орфоэпия, или улучшение звучания.

В этой статье мы с вами рассмотрим эффективные упражнения для постановки голоса, улучшения дикции и овладения интонациями. Это базис, который поможет вам захватить внимание аудитории и заставить себя слушать.

Постановка голоса

Профессиональные ораторы, актеры и музыканты часто сравнивают наш речевой аппарат с мышцами, и неудивительно. Ведь его также можно прокачать, настроить и сделать более привлекательным. Помогает в этом прикладная наука – постановка голоса. Основная доля ее упражнений направлена на повышение выносливости оратора, обретение широкого диапазона и приятного тембра. Начнем же по порядку.

Открываем голос

Основная масса погрешностей речи неумелых лекторов и ораторов кроется в неверном регулировании дыхания и использовании природных резонаторов – грудной и носовой полостей. Главную роль в образовании звуков у них берет на себя гортань. Поэтому речь получается тихой и невнятной, а дыхание быстро сбивается. Первые упражнения по постановке голоса направлены на раскрытие резонаторов и включение их в работу.

Упражнение «Звукорежиссер»

Оно поможет вам понять, как на самом деле звучит ваш голос и что именно вам хотелось бы в нем изменить.

  1. Левую ладонь сложите ракушкой и поднесите к левому уху. Это будет ваш «наушник».
  2. Правая же станет «микрофоном» – поднесите ее к губам.
  3. Проверьте звучание: «Раз-раз».
  4. И начинайте читать вслух стихи. Лучше взять классику – Пушкина или Есенина.
  5. Перечитывайте моменты, которые вам не очень удались, меняйте громкость и интонацию.

В процессе выполнения упражнения ваш голос должен звучать в ладони, приложенной к уху, как в наушнике или динамике мобильного телефона. Слушая его «со стороны», легче уловить дефекты и изъяны. Уделять этому упражнению стоит хотя бы 5–10 минут в день. Оно позволит вам услышать неприятные ноты тембра, дефекты речи, над которыми нужно плотнее работать. С помощью «Звукорежиссера» вы сможете оценить и изменения вашего голоса, которые дадут вам регулярные занятия.

Упражнение «Кью-икс»

Этот несложный прием помогает не только раскрыть голос, но и овладеть верной артикуляцией. Само же упражнение очень простое:

  1. Станьте перед зеркалом.
  2. Протяжно произнесите «кью», вытягивая губы трубочкой.
  3. А затем – «икс», растягивая их в широкой улыбке.

Рекомендуется выполнять такую «гимнастику» по 5–10 минут в день. Смотря на себя в зеркало, вы сможете контролировать движение губ для четкости и выразительности при произношении каждого звука. Результатом станет звучность речи, устранение монотонности и нечеткости.

Упражнение «Зевок»

Наш голос нередко находится в плену у зажатой гортани. И лучший способ ее расслабить – почаще зевать. Делать это рекомендуется сразу тремя способами:

  • с открытым ртом, точно так, как вы делаете это, слушая скучного и монотонного лектора;
  • с закрытым ртом, будто пытаетесь подавить скуку на совещании;
  • сладко потягиваясь, если бы вы только проснулись.

Зевать можно хоть целый день. Но не фальшиво и поверхностно, а глубоко и искренне. Вы должны почувствовать, как расширяется гортань и воздух опускается в легкие, а затем следует к диафрагме – появляется легкое ощущение сдавливания в области желудка.

Упражнения на открытие голоса помогут вам обрести звучность и избавиться от одышки, неприятных скрипучих нот. Но это лишь первый шаг к его постановке. Поэтому продолжаем осваивать новые методики.

Делаем голос приятным

Для обретения приятного глубокого звучания нужна тренировка голосовых связок и отработка навыков диафрагмального дыхания. Помочь в этом способны знаменитые упражнения, которые практикуют почти все певцы и актеры:

  • Дыхание йогов. Станьте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, а спину удерживайте прямой. Глубоко вдохните воздух носом, а выдохните ртом с протяжным и громким звуком «Хааа». Тяните гласную, сколько сможете. При вдохе прочувствуйте, как грудная клетка наполняется воздухом, проталкивая диафрагму ниже. Выполняйте упражнение не менее пяти раз, и вскоре почувствуете исчезновение одышки и писклявых нот.
  • «Бим-бом». Это упражнение заключается в протяжном произнесении слогов. При этом последнюю букву нужно тянуть как можно больше. Подойдут не только «бим» и «бом», но и сочетания гласных с любыми непарными звонкими: «ми», «ре», «му», «нэ» и другие. Выполняете упражнение 5–6 раз подряд, прочувствуйте, как резонирует звук «ммм» в полостях головы.

Делаем голос сильнее

«Я вас не перекричу!» – признавались учителя в слабости своих голосовых связок. Если же вы желаете говорить громко и убедительно, то и этот навык можно прокачать. И вот несколько упражнений, которые вам помогут:

  • «Звуковая лестница». Глубоко вдохните и на выдохе произнесите звук «и», тяните его так долго, как только сможете. Повторите упражнение с другими гласными – «э», «а», «о», «у». Не меняйте последовательность! Она выстроена от самого высокого резонатора к низкому. Верно выполняя упражнение, вы сможете прочувствовать работу резонаторов – грудной полости и пазух черепа. Всю звуковую лестницу повторите не менее трех раз, постарайтесь прочувствовать резонанс каждого звука.
  • «Ом». В главном слове индийских мантр присутствует не только мистика, но и способность сделать голос более глубоким и сильным. Повторяйте его нараспев, постепенно наращивая и снижая громкость, можете использовать мантру «Ом» в записи и повторять за ней. Посвящайте этому пять минут в день, и вскоре вы ощутите, насколько сильнее и увереннее стал ваш голос.
  • Рычание. Поднимите язык к нёбу и произнесите протяжное «рррр». Ощутите вибрацию кончика языка. А теперь повторяйте, растягивая букву «р»: тигр, ромашка, рык, рев, грамм, графин, крокодил, рыба, рок. Рычание не только придаст вашему голосу силу, но и поможет улучшить дикцию.

Постановка голоса – один из первых шагов к успешной карьере. Но не меньшее значение имеет и четкость произношения звуков, управление интонацией. Поэтому не останавливайтесь на достигнутом – изучайте и следующие упражнения.

Улучшение дикции 

Даже если у вас нет явных дефектов речи, особенности русского языка способны поставить вам подножку: парные согласные, шипящие, слабая артикуляция звука «р» заставляют собеседника переспрашивать, что может выбить из колеи. Особенно если вы выступаете публично. Поэтому над дикцией также нужно старательно работать. Вот несколько базовых упражнений, способных сделать вашу речь более четкой:

  • Артикуляция Ж/Ш. Произносите с предельной четкостью: жить-шить, шар-жар, жир-ширь.
  • «Взрывное произношение». Нередко глухие звуки тонут в речи или проглатываются. Избавить свою речь от этого недостатка помогают громкое произношение этих звуков, будто вы их выплевываете: К! Кь! П! Пь! Т! Ть!
  • Артикуляция звука Ц. Он также нередко смазывается, поэтому его также нужно прорабатывать произношением словесных пар: цок – сок, цапля – сабля, цвет – свет, сыр – цирк.
  • Поможет и проговаривание сложных слов, в которых несколько согласных стоят вместе: бодрствовать, постскриптум, взбодрить, взбудоражить, контрпрорыв, сверхзвуковой и т. д.

Лучшей тренировкой дикции всегда считались скороговорки. Их можно подобрать для тренировки произношения любых звуков:

  • Ц: Молодец среди овец, а на молодца и сам овца.
  • К, Х: Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл кларнет. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!
  • Д, Т: На дворе трава, на траве – дрова.

Четкая дикция – гарант того, что вас услышат и поймут верно, не станут прерывать посередине монолога. Поэтому выполняйте упражнения для улучшения артикуляции не менее 10 минут в день, уделяйте особое внимание проблемным сочетаниям. Прослушайте себя с помощью упражнения «Звукорежиссер»: произнесите несколько скороговорок – это поможет выявить все уязвимые места и проработать их тщательнее.

Учите скороговорки наизусть и повторяйте их непосредственно перед выступлением с публичной речью или перед совещанием – это поможет настроиться и снять напряжение.

Постановка интонации 

«Казнить нельзя помиловать» – если на письме вы можете передать значение этой фразы при помощи знаков препинания, то в устной речи помочь способна только верная интонация. Только обладая искусством выразительной речи, вы сможете увлечь аудиторию, передать свои эмоции и отношение к тому, о чем рассказываете. Если же вам часто говорят, что ваш голос убаюкивает, то работать над интонацией вам нужно вдвойне.

Воспользуйтесь простыми, но эффективными упражнениями:

  • Произносите гласные, будто бы повествуете о чем-то, потом – задавая вопрос, а следом – восклицайте, подтверждая факт. У. У? У! А. А? А!
  • Попробуйте произнести «да» с соответствующими эмоциями: радость, спокойствие, категорический тон, скорбь, задумчивость, с иронией, дерзко, вопросительно, с сожалением.
  • Читайте стихи. Лучшим выбором станет классика: Пушкин, Блок, Тютчев. Постарайтесь передать интонацией все, что происходит в этих строках: «О, как убийственно мы любим… Как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей…»

Интонация – ключ к установлению контакта со слушателем, возможность пробудить в нем нужные эмоции и чувства, получить отклик на свои высказывания. Уделяйте ей не менее 15 минут ежедневно, старайтесь передавать все перечисленные в упражнениях эмоции. Не бойтесь выражать чувства гипертрофированно – если ранее вы не уделяли внимания интонации, то сначала ваша речь может показаться вам наигранной и смешной. Но при регулярной практике вы придете к золотой середине.

Удержание внимания аудитории

Когда речь идет о том, как увлечь людей своим монологом, большинство людей сразу же вспоминают об интересных фактах, риторическом вопросе, провокациях и прочих «инструментах» в содержании спича. Но вернемся к нашим лекторам. Многие из них рассказывали достаточно скучные вещи: законы физики, основы инженерии или особенности физиологии. Логично предположить, что они удерживали внимание студентов именно при помощи техники речи:

  • Приятный и сильный голос помогает расположить людей к себе и вызвать доверие.
  • Четкость дикции позволяет говорить убедительно. Обладателям чистой речи всегда доверяют безоговорочно. Недаром же тысячи людей во всем мире и сейчас верят только официальным новостям, которые рассказывает профессиональный диктор.
  • Хорошо поставленный голос избавляет вас от одышки и повышает выносливость. Если вы по долгу службы вынуждены говорить много и громко, то это единственный способ сберечь связки и противостоять хроническим ларингитам.
  • Интонация. Образная, выразительная речь находит отклик в сердцах людей – они охотно включаются в обсуждение и ловят каждое слово оратора.

Если же вы желаете овладеть ораторским мастерством на профессиональном уровне, записывайтесь на тренинг в школу «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!». Практикующие дикторы и актеры с удовольствием поделятся с вами всеми тонкостями мастерства, помогут раскрыть все возможности вашего голоса и снять страх перед выступлением.

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Рекомендованные статьи

Оставить заявку

Поделиться:

Теги:

  • Постановка голоса

Комментарии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как изменить мониторный прицел
  • Как изменить монитор при загрузке компьютера
  • Как изменить монитор при загрузке биос
  • Как изменить момент инерции системы
  • Как изменить момент времени документа 1с