18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАИМЕНОВАНИЯХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 191-ФЗ, от 10.07.2012 N 99-ФЗ, от 30.12.2015 N 431-ФЗ, от 30.12.2021 N 449-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
17 октября 1997 года
Одобрен
Советом Федерации
3 декабря 1997 года
Настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, а также нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации.
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
географические объекты — существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские порты и речные порты, аэропорты; (в ред. Федерального закона от 27.10.2008 N 191-ФЗ)
наименования географических объектов — географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания;
установление наименований географических объектов — присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
нормализация наименования географического объекта — определение написания наименования географического объекта на государственном языке Российской Федерации и наряду с государственным языком Российской Федерации на других языках народов Российской Федерации в соответствии с правилами русской орфографии и орфографии других языков народов Российской Федерации и в соответствии с традициями употребления наименований географических объектов на указанных языках; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
Абзац. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о наименованиях географических объектов
Законодательство Российской Федерации о наименованиях географических объектов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 27.10.2008 N 191-ФЗ)
Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, географических объектов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья 4. Вопросы ведения Российской Федерации в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов
В ведении Российской Федерации в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов (далее — в области наименований географических объектов) находятся:
определение государственной политики в области наименований географических объектов;
присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
определение единых требований, норм и правил в области наименований географических объектов, а также создание и ведение Государственного каталога географических названий;
разработка и принятие Федеральных программ в области наименований географических объектов;
определение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование в области наименований географических объектов, и их полномочий; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
определение порядка финансирования работ в области наименований географических объектов;
международное сотрудничество Российской Федерации в области наименований географических объектов;
иные вопросы в области наименований географических объектов.
Статья 5. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование в области наименований географических объектов (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование в области наименований географических объектов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность в области наименований географических объектов совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Статья 6. Единые требования, нормы и правила в области наименований географических объектов
1. Единые требования, нормы и правила в области наименований географических объектов устанавливаются настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
Статья 6.1. Выявление существующих наименований географических объектов (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
1. Существующие наименования географических объектов выявляются на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, статистических данных, данных официальных картографических и справочных изданий, иных источников, а также посредством опроса населения соответствующих территорий, опроса краеведов и других специалистов.
2. Порядок выявления существующих наименований географических объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 7. Установление наименований географических объектов
1. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
2. Наименование, присваиваемое географическому объекту, должно отражать наиболее характерные признаки географического объекта, местности, в которой расположен этот объект, или особенности жизни и деятельности населения соответствующей территории, состоять не более чем из трех слов, естественно вписываться в уже существующую систему наименований географических объектов.
Географическим объектам могут присваиваться имена лиц, непосредственно принимавших участие в открытии, изучении, освоении или основании географических объектов. Имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры и других имеющих заслуги перед государством лиц посмертно могут присваиваться географическим объектам, которые не имеют наименований.
Присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам в пределах административно-территориального образования (административно-территориальной единицы) не допускается. (в ред. Федерального закона от 27.10.2008 N 191-ФЗ)
3. Переименование географического объекта допускается в случаях, если:
два или более однородных географических объекта в пределах административно-территориального образования (административно-территориальной единицы) имеют одно и то же наименование, что затрудняет осуществление хозяйственной или иной деятельности; (в ред. Федерального закона от 27.10.2008 N 191-ФЗ)
географический объект обозначен аббревиатурой, номером или словосочетанием, выполняющими Функции наименований географических объектов, но в действительности ими не являющимися.
существующее написание наименования географического объекта на государственном языке Российской Федерации или на других языках народов Российской Федерации не соответствует правилам русской орфографии или орфографии других языков народов Российской Федерации и традициям употребления наименований географических объектов на указанных языках. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
Переименование географических объектов допускается также в целях возвращения отдельным географическими объектам наименований, широко известных в прошлом и настоящем.
Статья 8. Нормализация и употребление наименований географических объектов
1. Нормализация наименований географических объектов на русском языке осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с правилами и традициями употребления наименований географических объектов на русском языке. (в ред. Федеральных законов от 27.10.2008 N 191-ФЗ, от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
Нормализация наименований географических объектов на других языках народов Российской Федерации осуществляется в соответствии с правилами и традициями употребления наименований географических объектов на указанных языках.
Абзац. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
Абзац. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
2. В документах, картографических, иных изданиях на русском языке или на других языках народов Российской Федерации употребляются установленные наименования географических объектов. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
В предназначенных для использования как в Российской Федерации, так и за ее пределами документах, картографических, иных изданиях на иностранных языках с латинской системой графики наименования географических объектов Российской Федерации, географических объектов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также присвоенные на русском языке наименования географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики, пишутся буквами латинского алфавита. Написание наименований географических объектов буквами латинского алфавита осуществляется на основе установленных наименований географических объектов на русском языке. (в ред. Федеральных законов от 27.10.2008 N 191-ФЗ, от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
3. Наименования географических объектов на дорожных и иных указателях на территории Российской Федерации пишутся на русском языке. При необходимости указанные наименования пишутся и на других языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения соответствующих территорий, а также могут дублироваться буквами латинского алфавита.
Статья 9. Порядок присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
1. Предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации.
2. Предложения о присвоении наименований географическим объектам (за исключением железнодорожных станций, морских портов и речных портов, аэропортов, географических объектов в пределах внутренних вод, географических объектов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики) или о переименовании таких географических объектов, документы, обосновывающие указанные предложения, и расчеты необходимых затрат направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены такие географические объекты.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают указанные предложения, информируют население соответствующих территорий о необходимых затратах и выявляют его мнение об указанных предложениях в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Указанные предложения (в случае одобрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации), документы, обосновывающие указанные предложения, и расчеты необходимых затрат направляются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации на экспертизу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
3. Предложения о присвоении наименований железнодорожным станциям, морским портам и речным портам, аэропортам, географическим объектам в пределах внутренних вод, географическим объектам территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, географическим объектам, открытым или выделенным российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики, или о переименовании таких географических объектов, документы, обосновывающие указанные предложения, и расчеты необходимых затрат направляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который проводит экспертизу указанных предложений и направляет на согласование в соответствующие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти указанные предложения с приложением документов, обосновывающих указанные предложения, и расчетов необходимых затрат.
Порядок согласования предложений о присвоении наименований железнодорожным станциям, морским портам и речным портам, аэропортам, географическим объектам в пределах внутренних вод, географическим объектам территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, географическим объектам, открытым или выделенным российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики, или о переименовании таких географических объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Экспертиза предложений о присвоении наименований географическим объектам и о переименовании географических объектов и выдача заключений на указанные предложения осуществляются в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. Присвоение наименований республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам и переименование республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов Российской Федерации и переименование столиц и административных центров субъектов Российской Федерации осуществляются федеральными законами по представлениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Присвоение наименований городам Российской Федерации (за исключением городов федерального значения) и переименование таких городов осуществляются федеральными законами по представлениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
6. Присвоение наименований географическим объектам (за исключением республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, столиц и административных центров субъектов Российской Федерации, городов Российской Федерации) и переименование указанных географических объектов осуществляются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Статья 10. Регистрация и учет наименований географических объектов. Государственный каталог географических названий
1. Наименования географических объектов подлежат регистрации и учету. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
Регистрацию и учет наименований географических объектов Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти либо на основании акта Правительства Российской Федерации публично-правовая компания, созданная в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Роскадастр». (в ред. Федеральных законов от 10.07.2012 N 99-ФЗ, от 30.12.2021 N 449-ФЗ)
2. В целях обеспечения единообразного и устойчивого употребления в Российской Федерации наименований географических объектов и сохранения указанных наименований создается Государственный каталог географических названий. Работы по созданию Государственного каталога географических названий и его ведение выполняет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти либо на основании акта Правительства Российской Федерации публично-правовая компания, созданная в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Роскадастр». (в ред. Федеральных законов от 27.10.2008 N 191-ФЗ, от 10.07.2012 N 99-ФЗ, от 30.12.2021 N 449-ФЗ)
3. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляют подготовку и издание словарей и справочников наименований географических объектов, а также карт и атласов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять регистрацию, учет, подготовку и издание каталогов, словарей и справочников наименований географических объектов на языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения соответствующих территорий.
Содержание словарей и справочников наименований географических объектов до издания согласовывается с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 27.10.2008 N 191-ФЗ, от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
4. Порядок регистрации и учета наименований географических объектов, издания словарей и справочников наименований географических объектов, а также выполнения работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведения устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
Статья 11. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о наименованиях географических объектов
1. Наименования географических объектов как составная часть исторического и культурного наследия народов Российской Федерации охраняются государством. Произвольная замена одних наименований географических объектов другими, употребление искаженных наименований географических объектов не допускаются.
2. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации о наименованиях географических объектов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)
Статья 12. Финансирование работ в области наименований географических объектов
1. Финансирование работ по выявлению и нормализации наименований географических объектов, подготовке и изданию словарей и справочников наименований географических объектов на русском языке осуществляется за счет средств Федерального бюджета, выделяемых на финансирование деятельности федеральных органов исполнительной власти, выполняющих в пределах своей компетенции указанные работы.
2. Финансирование работ по выявлению и нормализации наименований географических объектов, подготовке и изданию словарей и справочников наименований географических объектов на государственных языках республик в составе Российской Федерации или на других языках народов Российской Федерации осуществляется за счет средств заинтересованных в проведении указанных работ субъектов Российской Федерации.
3. Финансирование работ по присвоению наименования географическому объекту или по переименованию географического объекта осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий географический объект и органы государственной власти которого направили или внесли в установленном настоящим Федеральным законом порядке предложение о присвоении наименования географическому объекту или о переименовании географического объекта. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
В случае, если предложения о присвоении наименований географическим объектам (за исключением железнодорожных станций, морских портов и речных портов, аэропортов, географических объектов в пределах внутренних вод, географических объектов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики) или о переименовании указанных географических объектов вносятся в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации органами государственной власти Российской Федерации, финансирование работ по присвоению наименований географическим объектам или по переименованию географических объектов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование деятельности соответствующего органа государственной власти Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
В случае, если предложения о присвоении наименований железнодорожным станциям, морским портам и речным портам, аэропортам или о переименовании указанных географических объектов вносятся в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти органами государственной власти Российской Федерации, финансирование работ по присвоению наименований географическим объектам или по переименованию географических объектов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование деятельности соответствующего органа государственной власти Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
В случае, если предложения о присвоении наименований железнодорожным станциям, морским портам и речным портам, аэропортам или о переименовании указанных географических объектов вносятся в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, финансирование работ по присвоению наименований географическим объектам или по переименованию географических объектов осуществляется за счет средств соответственно местного бюджета, общественного объединения, юридического лица, гражданина Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
Присвоение наименований географическим объектам в пределах внутренних вод, географическим объектам территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, географическим объектам, открытым или выделенным российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики, и переименование указанных географических объектов осуществляются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование деятельности уполномоченного федерального органа исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 99-ФЗ)
Статья 13. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Признать утратившим силу Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 июля 1980 года «О дальнейшем совершенствовании порядка наименования и переименования административно-территориальных единиц и населенных пунктов в РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 30, ст. 895).
2. Признать не действующими на территории Российской Федерации:
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1957 года «Об упорядочении дела присвоения имен государственных и общественных деятелей административно-территориальным единицам, населенным пунктам, предприятиям, учреждениям, организациям и другим объектам» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1957, N 19, ст. 494);
Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1964 года N 2879-VI «О порядке наименования и переименования краев, областей, районов, а также городов и других населенных пунктов, предприятий, колхозов, учреждений и организаций» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1964, N 45, ст. 506);
Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1979 года N 781-X «О практике применения законодательства о порядке наименования и переименования административно-территориальных единиц и населенных пунктов» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, N 39, ст. 642);
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1980 года N 2674-X «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР о порядке наименования и переименования административно-территориальных единиц, населенных пунктов и других объектов, а также присвоения им имен государственных и общественных деятелей» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 34, ст. 691).
3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящими Федеральным законом свои правовые акты.
Статья 14. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
18 декабря 1997 года
N 152-ФЗ
Порядок
изменения состава российской федерации
и наименований ее субъектов —
предусмотренные Конституцией РФ
основания и процедуры внесения изменений
в состав РФ, а также изменений в
наименования субъектов РФ. Статья 65
Конституции РФ закрепляет поименный
исчерпывающий перечень субъектного
состава РФ. В то же время существует
конституционная возможность преобразования
краев и областей в республики, автономного
округа в область, образования на
территории субъектов РФ новых субъектов
РФ, раздела одного субъекта на два,
принятия в состав РФ соседствующего с
ним государства, придания статусу
какого-либо из субъектов особых отличий
от статуса иных субъектов, изменения
наименований субъектов РФ. Так, Указом
Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 в связи
с изменением наименования Чувашской
Республики — Чаваш республики на
Чувашскую Республику — Чувашия новое
наименование включено в ч. 1 ст. 65
Конституции РФ. Поэтому в самой Конституции
(ч. 1 ст. 137) предусмотрен особый порядок
изменения ст. 65. Положения этой статьи
могут быть изменены федеральным
конституционным законом только в
случаях: а) принятия в РФ и образования
в ее составе нового субъекта РФ; б)
изменения конституционно-правового
статуса субъекта РФ. Конституция (ч. 2
ст. 137) оговаривает, что в случае изменения
наименования субъекта Федерации его
новое наименование подлежит включению
в ст. 65 Конституции РФ. В соответствии
с постановлением Конституционного Суда
РФ от 28 ноября 1995 г., содержащим официальное
разъяснение ч. 2. ст. 137 Конституции РФ,
определен упрощенный порядок включения
в ст. 65 нового наименования субъекта
РФ. При этом постановление специально
оговаривает, что новое наименование
субъекта РФ, подлежащее включению в ст.
5 Конституции РФ в упрощенном порядке,
не может затрагивать основы конституционного
строя, права и свободы человека и
гражданина, интересы других субъектов
РФ в целом и интересы других государств,
а также вести к изменению состава РФ
или конституционно-правового статуса
ее субъекта, не должно содержать указания
на иную форму правления, чем предусмотренная
Конституцией РФ, затрагивать государственную
целостность РФ, подразумевать или
инициировать какие-либо территориальные
претензии, противоречить светскому
характеру государства и принципу
отделения церкви от государства, ущемлять
свободу совести, включать в себя
противоречащие Конституции РФ
идеологические и иные общественно-политические
оценки, игнорировать исторические или
этнические традиции.
Постановлением
установлено, что изменение наименования
субъекта РФ в соответствии с ч. 2 ст. 137
Конституции включается в текст ст. 65
Конституции указом Президента РФ на
основании решения субъекта РФ, принятого
в установленном им порядке. В спорных
случаях Президент использует
предоставленные ему Конституцией (ч. 1
ст. 85) согласительные процедуры.
Постановление особо оговаривает: не
является изменением наименование
субъекта РФ в смысле ч. 2 ст. 137 Конституции
РФ, и, следовательно, не может быть
произведено в указанном порядке такое
переименование, которое затрагивает
основы конституционного строя, права
и свободы человека и гражданина, интересы
других-субъектов РФ, России в целом либо
интересы других государств, а также
предполагает изменение состава РФ или
конституционно-правового статуса ее
субъекта. Основные условия и процедуры
принятия в РФ и образования в его составе
нового субъекта РФ закреплены в
Федеральном конституционном законе от
17 декабря 2001 г. «О Порядке принятия в
Российскую Федерацию и образования в
ее составе нового субъекта Российской
Федерации».
Российской
Федерации (статья 65 Конституции РФ).
Статья
65
1. В
составе Российской Федерации находятся
субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика
Алтай, Республика Башкортостан, Республика
Бурятия, Республика Дагестан, Республика
Ингушетия, Кабардино-Балкарская
Республика, Республика Калмыкия,
Карачаево-Черкесская Республика,
Республика Карелия, Республика Коми,
Республика Марий Эл, Республика Мордовия,
Республика Саха (Якутия), Республика
Северная Осетия — Алания, Республика
Татарстан (Татарстан), Республика Тыва,
Удмуртская Республика, Республика
Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская
Республика — Чаваш республики; Алтайский
край, Краснодарский край, Красноярский
край, Приморский край, Ставропольский
край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область,
Астраханская область, Белгородская
область, Брянская область, Владимирская
область, Волгоградская область,
Вологодская область, Воронежская
область, Ивановская область, Иркутская
область, Калининградская область,
Калужская область, Камчатская область,
Кемеровская область, Кировская область,
Костромская область, Курганская область,
Курская область, Ленинградская область,
Липецкая область, Магаданская область,
Московская область, Мурманская область,
Нижегородская область, Новгородская
область, Новосибирская область, Омская
область, Оренбургская область, Орловская
область, Пензенская область, Пермская
область, Псковская область, Ростовская
область, Рязанская область, Самарская
область, Саратовская область, Сахалинская
область, Свердловская область, Смоленская
область, Тамбовская область, Тверская
область, Томская область, Тульская
область, Тюменская область, Ульяновская
область, Челябинская область, Читинская
область, Ярославская область; Москва,
Санкт-Петербург — города федерального
значения; Еврейская автономная
область;
Агинский Бурятский автономный округ,
Коми-Пермяцкий автономный округ,
Корякский автономный округ, Ненецкий
автономный округ, Таймырский
(Долгано-Ненецкий) автономный округ,
Усть-Ордынский Бурятский автономный
округ, Ханты-Мансийский автономный
округ, Чукотский автономный округ,
Эвенкийский автономный округ,
Ямало-Ненецкий автономный округ.
2.
Принятие в Российскую Федерацию и
образование в ее составе нового субъекта
осуществляется в порядке, установленном
федеральным конституционным законом.
Комм. Андриченко
Л.В.
Российская
Федерация — государство с уникальной
государственной структурой. В составе
субъектов Российской Федерации в
настоящее время насчитывается 89
субъектов: 21 республика, 6 краев, 49
областей, 2 города федерального значения,
1 автономная область и 10 автономных
округов. В них проживает более 140 наций
и народов, исторически объединившихся
на российской земле в многонациональный
народ Российской Федерации.
В п.1
ст.65 Конституции
все субъекты Российской Федерации
перечислены не случайно. Включение
названия каждого субъекта Федерации в
эту статью служит цели закрепления
субъектов в составе Российской Федерации
и является правовым основанием для
использования его государственными
органами конституционных прав, таких,
например, как право законодательной
инициативы, право на вхождение в Совет
Федерации двух представителей (см.
ст.95 и 104).
Следует учесть, что в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации
от 9 января 1996г. No.20 «О включении новых
наименований субъектов Российской
Федерации в статью 65 Конституции
Российской Федерации», а также в связи
с изменением наименований Ингушской
Республики и Республики Северная Осетия
соответственно на Республику Ингушетия
и Республику Северная Осетия — Алания
эти новые наименования включены в ч.1
ст.65 Конституции
вместо прежних. Немного позже в
соответствии с аналогичным Указом
Президента Российской Федерации от 10
февраля 1996г. «О включении нового
наименования субъекта Российской
Федерации в статью 65 Конституции
Российской Федерации» и в связи с
изменением наименования Республики
Калмыкия — Хальмг Тангч на Республику
Калмыкия новое наименование этой
Республики также было внесено в ч.1
ст.65 Конституции
Российской Федерации. Поэтому при
переиздании текста Конституции Российской
Федерации новые наименования субъектов
должны быть внесены в текст
Конституции.
В сравнении с 1978г. — годом принятия
предпоследней и четвертой по счету
Конституции Российской Федерации —
число субъектов Российской Федерации
значительно возросло. Изменились
наименования и правовой статус субъектов
Федерации. В число субъектов Российской
Федерации вошли 49 областей и 6 краев, а
также 2 города федерального значения.
Статус республик, кроме 16 бывших
автономных республик, приобрели также
4 автономные области — Адыгейская,
Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская
и Хакасская, а из автономных областей
осталась только одна — Еврейская. В
1992г. Чечено-Ингушская Республика была
разделена на Чеченскую Республику и
Ингушскую Республику.
Субъекты Российской Федерации различаются
между собой по величине территории,
численности и плотности населения, его
национальному составу. Так, при наличии
таких сравнительно небольших по
территории субъектов, как Калининградская
область (15,1 тыс. кв. км) и Республика
Адыгея (7,6 тыс. кв. км), имеются и такие
значительные по размеру территории
субъекты, как Республика Саха (Якутия),
занимающая 3102 тыс. кв. км. и Красноярский
край, территория которого — 2401 тыс. кв.
км. Такие субъекты по своей территории
превосходят многие иностранные
государства. Например, Республика Саха
(Якутия) почти равна Индии и в 2 раза
больше Индонезии; Республика Коми (415,9
тыс. кв. км.) больше вместе взятых
Великобритании, Греции и Бельгии.
Самые крупные по численности населения
субъекты Российской Федерации — города
федерального значения Москва (более 9
млн. человек) и Санкт-Петербург (более
5 млн. человек), а также Московская область
(почти 7 млн. человек) и Краснодарский
край (более 5 млн. человек) — входят в
состав Российской Федерации наряду с
такими относительно малочисленными
субъектами, как Республика Тыва — всего
307 тыс. человек, Республика Калмыкия —
328 тыс. человек, Камчатская область —
473 тыс. человек.
Субъекты Российской Федерации различаются
и по ряду других признаков — уровню
развития экономики в целом, наличию и
развитию отдельных отраслей промышленности
и сельского хозяйства, историческим
традициям, национальной культуре всего
или части населения. Однако, как следует
из Конституции, эти и другие особенности
не влияют на конституционно-правовой
статус субъекта Российской Федерации.
Как известно, действующая Конституция
закрепила преобразование России в
подлинное федеративное государство,
провозгласив равноправие субъектов
как между собой, так и в отношениях с
федеральной властью. Конституция
сохранила те наименования субъектов,
которые они дали сами себе.
В ст.137 Конституции
Российской Федерации предусмотрено,
что при изменении субъектом Федерации
своего наименования «…новое наименование…
подлежит включению в статью 65 Конституции
Российской Федерации». Это говорит о
том, что вопрос о наименовании субъекта
относится к компетенции самого субъекта
(что следует также из положений
ст.71, 72, 73).
Внесение нового наименования в Конституцию
Российской Федерации происходит уже
автоматически на основании указа
Президента Российской Федерации. На
это указывает Постановление Конституционного
Суда Российской Федерации от 28 ноября
1995г. по делу о толковании ч.2
ст.137 Конституции
Российской Федерации. Именно так были
внесены изменения в ст.65 приведенным
выше Указом Президента Российской
Федерации от 9 января 1996г.
Сказанное не относится к изменениям
наименований субъектов, связанных с
изменением их статуса (например, при
замене названия «край» или «область»
названием «республика»). Эти вопросы
решаются уже на основании ч.2 комментируемой
статьи. В ней устанавливается возможность
принятия в Российскую Федерацию и
образования в ее составе новых субъектов.
При этом могут быть различные варианты
изменения числа субъектов Российской
Федерации: путем слияния двух или более
субъектов и образования на их основе
нового субъекта или распада имеющегося
субъекта на две или более части, каждая
из которых выразила желание стать
отдельным субъектом Российской Федерации;
кроме того, возможно вхождение в состав
Российской Федерации новой территории
на правах самостоятельного субъекта.
Предусматривается, что подобные проблемы
могут решаться в порядке, установленном
федеральным конституционным законом.
Он подлежит разработке и принятию в
соответствии с Конституцией, Представляется,
что в законе будет разработана процедура
принятия в Российскую Федерацию и
образования в ее составе нового субъекта;
в нем следует также установить гарантии
добровольности вхождения в Российскую
Федерацию новых субъектов, соблюдения
международно-правового принципа
самоопределения народов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
22.05.2015199.55 Кб1313.pdf
- #
Официальный интернет-портал правовой информации
13 февраля 2023 года
-
- СЕГОДНЯ
-
НЕДЕЛЯ
- МЕСЯЦ
- ПОИСК
- КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ
Указ Президента Российской Федерации от 27.03.2019 № 130 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»
|
|||||||
|
|
Показывать страниц: |
|
Номер опубликования: 0001201903270019 |
Страница №1 из 1: |
|