Как изменить направление вращения мотор колеса

Изменить направление вращения колеса - Микроэлектроника - Форум электротранспорта

Электротранспорт

Реклама: Изменить направление вращения колеса

Хочешь стать куратором любимой темы?

  • Электротранспорт »
  • Составные части электротранспорта »
  • Микроэлектроника (Модератор: Surf_el) »
  • Изменить направление вращения колеса

*
Комментарии к новостям

Страницы: 1   

  • Печать
  • Печать

Тема: Изменить направление вращения колеса
Прочитано 8903 раз

0 Пользователи и 1 Гость просматривают эту тему.

13 Апр 2014 в 23:58

Прочитано 8903 раз

Оффлайн

alikjan

Мюнхен
Сообщений: 155

Пришел новый контроллер, крутит в обратную сторону. программно направление не изменить. пробовал подобрать комбинацию проводов не работает… предыдущий контроллер легко было поменять направление изменив сочетание проводов.



14 Апр 2014 в 00:47

Ответ #1

Оффлайн

алабам

Kiev
Сообщений: 2114

Вот не понимаю я, есть же проверенные современные правильные контроллеры .
в которых направление вращения меняется только кратковременным замыканием нужных проводков.
Зачем покупать кота в мешке.
ЗЫ
вы все 36 комбинаций подключения фазыхоллы пробовали?



14 Апр 2014 в 00:49

Ответ #2

Оффлайн

Jeca

Гомель Беларусь.
Сообщений: 5770

пробовал подобрать комбинацию проводов не работает… предыдущий контроллер легко было поменять направление изменив сочетание проводов.

Скорее всего плохо старались. Без холов работает?



14 Апр 2014 в 08:26

Ответ #3

Оффлайн

alikjan

Мюнхен
Сообщений: 155

да… две комбинации пропустил…



14 Апр 2014 в 14:10

Ответ #4

Оффлайн

Steel RAT

Россия, Ярославль
Сообщений: 2906

вы все 36 комбинаций подключения фазыхоллы пробовали?

Вы неправильно посчитали.
Подключаются фазы двигателя к контроллеру в любом порядке.
И больше вообще не переключаются.
Дальше оперируете только холлами.
6 комбинаций.
Одна из них будет стабильно крутить вперед, другая назад.
Да, я сам настраивал. Дело 10 минут.   :hello:



14 Апр 2014 в 19:52

Ответ #5

Оффлайн

алабам

Kiev
Сообщений: 2114

вы все 36 комбинаций подключения фазыхоллы пробовали?

Вы неправильно посчитали.
Подключаются фазы двигателя к контроллеру в любом порядке.
И больше вообще не переключаются.
Дальше оперируете только холлами.
6 комбинаций.
Одна из них будет стабильно крутить вперед, другая назад.
Да, я сам настраивал. Дело 10 минут.   :hello:

не нужно быть излишне категоричным, вы сначала соответствующую тему почитайте



14 Апр 2014 в 20:08

Ответ #6

Оффлайн

nikvic

Москва, ЮЗ.
Сообщений: 2932

не нужно быть излишне категоричным, вы сначала соответствующую тему почитайте

Комбинаций подключения фаз и Холлов действительно 36=6*6.
Однако для любого подключения фаз среди 6-и подключений Холлов есть два, которые «правильно» вращают мотор (в разных направлениях).



14 Апр 2014 в 20:09

Ответ #7

Оффлайн

Seg@

Ярославль
Сообщений: 409



15 Апр 2014 в 09:48

Ответ #8

Оффлайн

nikvic

Москва, ЮЗ.
Сообщений: 2932

вы все 36 комбинаций подключения фазыхоллы пробовали?

Подключаются фазы двигателя к контроллеру в любом порядке.
И больше вообще не переключаются.
Дальше оперируете только холлами.
6 комбинаций.
Одна из них будет стабильно крутить вперед, другая назад.

Здесь Вы ошибаетесь: крутит только одна комбинация, но не обязательно в нужную сторону. Так что может не повезьти  :kidding:

 В этом случае надлежит переставить две фазы и снова искать «крутящую» перестановку холлов.



15 Апр 2014 в 12:02

Ответ #9

Оффлайн

Steel RAT

Россия, Ярославль
Сообщений: 2906

Я не ошибаюсь. Можете проверить самостоятельно.
ИМХО, всё «трапецевые»  контроллеры работают по одному алгоритму коммутации фаз.



15 Апр 2014 в 12:27

Ответ #10

Оффлайн

nikvic

Москва, ЮЗ.
Сообщений: 2932

Я не ошибаюсь. Можете проверить самостоятельно.
ИМХО, всё «трапецевые»  контроллеры работают по одному алгоритму коммутации фаз.

На этот счёт была тема.
Комбинаторика заключается в том, что каждый холл внутри мотора «сопряжён» с конкретным фазным входом. Именно, тот вход, полярность которого не должна меняться при «перекидывании» его холла.
 Только одна перестановка холл-выходов обеспечивает такое сопряжение для фиксированных фазных подключений.
 И эта одна не обязана давать вращение в нужном направлении



15 Апр 2014 в 13:01

Ответ #11

Оффлайн

us__007

Москва
Сообщений: 1213



  • Печать
  • Печать

Страницы: 1   

  • Электротранспорт »
  • Составные части электротранспорта »
  • Микроэлектроника (Модератор: Surf_el) »
  • Изменить направление вращения колеса

Как проверить датчики Холла в мотор-колесе?

Датчики Холла – это маленькие электронные устройства, реагирующие на магнитное поле. Именно по ним синхронный двигатель узнает, в каком положении в данный момент времени пребывает ротор, и подает напряжение на определенные фазы. Вот зачем нужны датчики Холла в мотор-колесе – они отвечают за правильное чередование фаз и обеспечивают вращение мотора. Эффект Холла используется при создании датчиков положения, устанавливаемых в редукторных и прямоприводных мотор-колесах электровелосипедов и других видов транспорта.

Кроме мотор-колес, такие элементы (но только другого типа) устанавливаются в ручках газа. Они создают управляющий сигнал для контроллера. Принцип их работы заключается в создании в проводнике с током, находящемся в магнитном поле, поперечной разности потенциалов. Внешне такие датчики представляют собой компактные устройства с 3 выводами – аналоговым или цифровым и 2 выводами питания. От индуктивных датчиков они выгодно отличаются пропорциональностью выходного сигнала магнитному полю, а не скорости его изменения.

Причины и диагностика поломки датчиков положения

Причиной поломки датчиков Холла могут стать:

  • значительный перегрев электромотора – выше 150–180 °С;
  • механические повреждения;
  • скачки напряжения;
  • попадание воды внутрь корпуса электродвигателя или ручки газа.

Явным признаком поломки датчиков Холла считается подергивание МК при старте во время поворота ручки газа. Для диагностики такой неисправности достаточно вольтметра. Также для проверки работоспособности мотор-колеса, контроллера или ручки газа удобно воспользоваться диагностирующим тестером. Он позволяет продиагностировать датчики положения и обмотки, выявить имеющиеся дефекты, проверить фазовый угол и корректность переключения фаз.

Мониторинг работы ручки газа

На ручку газа от контроллера идет 3 провода:

  1. «ноль» – черный;
  2. питание 5 В – красный;
  3. управляющий сигнал, подающийся с ручки газа на контроллер (напряжение меняется в диапазоне 0–4,2 В, в зависимости от угла поворота ручки) – зеленый.

Для проверки работоспособности датчиков Холла в ручке акселератора необходимо измерить вольтметром напряжение на красном проводе. К нему нужно подключить «+» клемму прибора, а к черному проводу – минусовую. Если в исследуемой цепи нет напряжения 5 В, причина неполадок кроется не в ручке газа. Возможно, неисправен контроллер, или на него не поступает питание, или произошел обрыв проводки, идущей от контроллера к ручке акселератора.

Если же вольтметр показывает подачу напряжения на ручку акселератора, но при ее плавном повороте напряжение на зеленом проводе отсутствует, причина неполадок кроется в неисправности, как минимум, одного из датчиков Холла или подходящих к нему проводов. Неисправные элементы подлежат замене.

Проверка датчиков Холла в мотор-колесе

Перед ремонтом мотор-колеса нужно при помощи тестера или вольтметра проверить состояние датчиков Холла. Алгоритм действий таков: подключить тестер или подать напряжение +5 В и, вращая ось мотора, понаблюдать за изменением напряжения на сигнальной ноге. Проще поддаются ремонту моторы с винтами в боковой крышке. Если же крышка имеет резьбу, открутить ее сложнее – понадобятся специальные съемники.

Если при разборке мотора окажется, что обмотки потемнели (сгорели), восстановлению он не подлежит. Если же с обмотками все в порядке, обратите внимание на провода, идущие через ось к 3 миниатюрным датчикам. Обычно они посажены на силиконовый клей в нише, совпадающей по форме с геометрий корпуса датчика.

Замена датчиков Холла

Суть ремонта сводится к замене неисправных датчиков и восстановлению провода (при необходимости). Неисправные датчики нужно заменить – извлечь из паза в статоре, удалить остатки электронного устройства и следы клея, зачистить место монтажа и установить новые элементы. Контакты нужно припаять и изолировать. Для фиксации новых датчиков можно воспользоваться эпоксидной смолой или подходящим клеем. После ремонтных работ остается проверить исправность МК.

На видео наглядно демонстрируется, как работает мотор-колесо с неисправным датчиком Холла, поясняется, как выявить нерабочий датчик и правильно заменить его.

Источник

На Токе заряженный портал

Датчики Холла: причины выхода из строя, диагностика, замена, видео Электровелосипеды — На токе

Датчики Холла: причины выхода из строя, диагностика, замена, видео

В этой теме я хочу рассказать вам о датчиках Холла устанавливаемых на индивидуальный электротранспорт. Поговорим о проблемах с ними и способах их решения.

Датчики Холла – это маленькие электронные устройства, реагирующие на магнитное поле. Именно по ним синхронный двигатель узнает, в каком положении в данный момент времени пребывает ротор, и подает напряжение на определенные фазы. Вот зачем нужны датчики Холла в мотор-колесе – они отвечают за правильное чередование фаз и обеспечивают вращение мотора.

  • Кратко о Датчиках Холла (ДХ) на велогибридах.
  • Причины сбоя ДХ.
  • Проверка исправности ДХ акселератора.
  • Проверка ДХ мотор-колеса.
  • Замена ДХ мотор-колеса.
  • Видео (работа МК с неисправным датчиком Холла, диагностика, замена ДХ).

Кратко о Датчиках Холла (ДХ) на велогибридах

Что касается электровелосипедов, то в их ручках управления скоростью стоят ДХ с маркировкой SS49E (купить), а для мотор-колёс, предназначены изделия с обозначением SS41 (купить можно здесь, кстати аналог — А3144 продается тут). Эти датчики принимают питание в весьма широком диапазоне напряжений. Для первого — это 2,7-6,5 V, для второго — 4,5-24 V.

Основными достоинствами ДХ являются быстрая работа и отсутствие подвижных механических компонентов. Также, эти устройства могут похвастать высокой надёжностью и долговечностью. Кроме того, в распоряжении обсуждаемых ДХ имеется защита от неправильного подключения.

Причины сбоя ДХ

Датчик положения могут подпортить такие факторы:

  • серьёзный перегрев силового агрегата (температура должна перевалить за 150-180 градусов);
  • скачки напряжения;
  • проникновение влаги в корпус электромотора либо ручки акселератора;
  • механические повреждения.

Явный признак неисправности ДХ — подёргивание мотор-колеса при старте в момент воздействия на акселератор. Чтобы диагностировать подобный сбой, нам потребуется лишь вольтметр.

Проверка исправности ДХ акселератора

От контроллера, на орган управления скоростью идёт 3 проводка:

  • чёрный — «ноль»;
  • красный — питание 5 V;
  • зелёный — управляющий сигнал, идущий от ручки скорости к контроллеру (напряжение изменяется в диапазоне 0-4,2 V, на этот показатель влияет угол поворота рукояти акселератора).

Чтобы проверить работоспособность ДХ находящихся в ручке управления скоростью, нужно с помощью вольтметра сделать замеры напряжения проводка красного цвета. Подключаем к нему положительную клемму вольтметра, а отрицательную — к чёрному проводу. Если в диагностируемой цепи не наблюдается напряжение 5 Вольт, значит причина сбоев скрывается не в акселераторе. Может быть сломался контроллер, может до него не доходит ток, а может оборвалась проводка, соединяющая контроллер и рукоять газа.

Если же измерительный прибор демонстрирует подачу тока на рукоятку управления скоростью, но при её прокручивании, напряжения на зелёном проводке нет, то причиной сбоев является, как минимум один сломанный ДХ либо подведённые к нему провода. Отработавшие своё компоненты меняем на новые изделия.

Проверка ДХ мотор-колеса

Прежде чем приступать к ремонту МК, нужно воспользовавшись вольтметром или тестером проверить ДХ. Подсоединяем тестер либо подаём напряжение +5 Вольт, крутим ось двигателя и наблюдаем колебания напряжения на сигнальной ноге. (Также можно проверить ДХ, если у мультиметра есть функция проверки сопротивления. На черный провод ДХ ставим красный щуп, а черным щупом снимаем сопротивление у сигнальных проводов ДХ, значение должно быть где-то 640 и одинаково на всех 3-х ДХ. Стоит заметить что датчик в ручке газа так не проверишь).

Если после разборки силового агрегата вы обнаружите, что обмотки погорели, то восстановить движок уже не получится. Если они целы, проверьте проводки, направляющиеся через ось к трём ДХ.

Замена ДХ мотор-колеса

1. Для вскрытия моторизированного колеса, берём в руки стамеску и молоток. Приспосабливаем первую под крышку и слегка постукиваем по ней молотком. Тут крайне важно следить за тем, чтобы инструмент не проскользнул внутрь движка, так как в этом случае стамеской могут быть нанесены серьёзные повреждения обмотке силового агрегата. Если такое произойдёт, то придётся не слабо раскошелиться на перемотку.

При тугом снятии крышки МК либо застревании её на оси, нужно постучать молотком по торцу оси двигателя с той стороны, где застопорилась крышка.

2. Далее выдавливаем ротор из статора. Для воплощения этого в реальность, нужно держа статор, упереть мотор осью о твёрдую поверхность и нажать не жалея сил. Выдавив, удерживая одной рукой статор, второй, забираем ротор. Здесь нужно соблюдать осторожность, так как неодимовые магниты настолько мощны, что могут вернуть статор на его исходное место, придавив попутно вам пальцы.

3. После выдавливания сердцевины, вашему взору предстанут ДХ в статоре. Прогреваем паяльником железо возле неисправного датчика — это делается для обеспечения более лёгкого извлечения детали. Греем минут 5. Затем подковыриваем датчик с помощью канцелярского ножа или тоненькой отвёрточки и выдвигаем его наружу. Далее выпаиваем. Очищаем место посадки от остатков клея. Устанавливая новые детальки, проклейте их лаком для обеспечения надёжной фиксации.

4. Как разберётесь с датчиками Холла, прозвоните МК посредством тестера. Если измерительного прибора под рукой нет, подключите моторизированное колесо и проверьте его работоспособность. Если всё в порядке, осуществляем герметизацию крышки силиконом и закручиваем болты полностью.

Видео (работа МК с неисправным датчиком Холла, диагностика, замена ДХ)

В приведённом видеоматериале наглядно показано, как функционирует МК со сломанным датчиком Холла. Объясняется, как определить ДХ давший сбой и правильно подвергнуть его замене:

Возможно чуть более подробно, видео с канала Кирилла Холодова

Как видим, эти маленькие штучки играют большую роль в адекватном функционировании велогибрида. Продиагностировать их проще простого, да и заменить несложно. Тут главное чтобы при установке, новый датчик, был идентичен предыдущему, иначе могут возникнуть недоразумения.

Ну и конечно, приобрести подобную мелочь можно на том же AliexPress или Яндекс.Маркете.

Источник

Как сменить направление вращения мотора с датчиками

Тема раздела Аппаратура и аксессуары для автомоделей в категории Автомодели; Купил вот такой набор: http://hobbycity.com/hobbyking/store. dProduct=11059 Все работает замечательно, за исключением направления вращения вала. В инструкции написано простым перекидыванием двух проводов .

Опции темы

Как сменить направление вращения мотора с датчиками

Все работает замечательно, за исключением направления вращения вала.
В инструкции написано простым перекидыванием двух проводов — НИЗЗЯ!!
Но подкорка подсказывает что как то по другому- МОНА.
Знатоки подскажите, или направление подскажите куда копать!

На картинке справа , чудо коробок -боробок, это ПРОГРАМАТОР, там есть функция реверс!
прокурите мануил, там есть про это слова!

Если бы. Слова то есть, только не про реверс, а про настройки реверса(с ним или без и насколько сильно) В контексте этого мануала реверс — это задний ход.. Регуль автомобильный. Видимо придется отсоединить датчики нафиг и покататься так пока не найду способ.

Датчик влияет только на плавность старта в принципе, это сглаживание скачков!

Перекинь провода и всё будет ОК, чудес небывает!
Электроника-наука о контактах!

Если, следуя твоим словам, перекину провода и спалю контроллер с мотором, ты вышлешь мне 100 баксов на покупку нового? Со своей стороны обещаю выслать тебе недогоревшие остатки для дальнейших экспериментов. По рукам?

У меня тоже такая БК система, но мне не надо было менять направление вращения, интересно, даже не задумывался. Перекидывать провода в датчиковом режиме нельзя. Попробуй откалибровать в регуле газ/тормоз наоборот, т.е. когда просит нажимать газ — жми реверс и наоборот.

На датчиковом комплекте нельзя перекидывать провода мотора!
Чтобы поменять направление вращения, например у Хоббивингов есть такая функция — вроде 10-я по программатору (или 11-я — точно не помню). — Меняет именно направление вращения, а не включает-выключает наличие реверса.
Если такой функции нет, нужно одновременно с перекидыванием проводов также менять сигналы с датчиков. Только нужно чётко знать — а каких? — Лучше не заморачиваться.

Если это нужно для машинки типа Хаймото-ХСП старого образца с несимметричными редукторами, то проще поменять коробки редукторов на симметричные и перевернуть дифференциаллы в них на 180 градусов.

если только на LCD программаторе, на обычной карточке у Хоббивинга я такой функции не нашел.

На карточке её и не будет т.к. это не часто используемая настройка, глянь в мануале. Я вечером домой приду тоже посмотрю, интересно стало.

У кого-нибудь удалось изменить направление вращения мотора?

Забыл посмотреть Сегодня вечером попробую.

Хоббивинговский программатор. Всё по картинке очевидно, функция 11.

нету там такого. Точнее есть надпись, а вот при настройке в программаторе тока 10 пунктов. Вроде как на LCD работает, но щас не вспомню уже, а программатор продал.

Изменение последовательности проводов Абс на асб и аналогичное изменение проводов датчика не приведут к изменению направления вращения
Почему Для этого также необходимо развернуть крышку датчиков на 180Гр , чтобы попасть в углы тайминга , а у моторов обычно 3 болта и крышку можно повернуть только на треть , или на две трети.

В общем долго я бился с этой фигнёй и самое лучшее это если есть софтовый переключатель реверса , а так дохлый нумер .

Ну крышку-то можно и пересверлить — главное аккуратно разметить. Окружность отметить можно, а потом каждую сторону равностороннего треугольника поделить пополам и ровно провести из центра. Эти 3 отверстия как раз и будут нужные места крепления крышки, повёрнутой на 180 градусов.

мну кажется, я в пяти шагах от успеха. крышку не разворачивал. вместо этого развернул плату с датчиками на 180 градусов. но, как оказалось, надо было на 200 или 160 примерно. в одну сторону слабенько крутит. Как добьюсь нормальной работы- отпишусь

А на аппе нельзя разьве поставить реверс 2-го канала?

Можно
вот только тормозоф нет при этом

однажды столкнулся с таким вопросом что мотор едет назад, разные аппы, разные регули, мотор датчиковый, едет назад и все, долго прыгали вокруг него, почти уже похоронили, потом присмотрелись и на кабеле датчика кабеля были поменяны местами в колодке, поменяли как надо, поехал вперед, думаю что такую же процедуру можно сделать и в обратную сторону, а какие кабеля на датчике были поменяны щас и не вспомню, надо курить мануал к распиновке.

Источник

$begingroup$

I have a brushless motor on my RC plane. After connecting it to an ESC and testing it I’ve found that it is spinning in the wrong direction.

How can I reverse the direction the prop is spinning?

asked Apr 14, 2020 at 21:35

Daniel Ballinger's user avatar

$endgroup$

3

$begingroup$

Swapping any two of the wires connecting a brushless DC motor to its ESC will reverse the direction it spins.

Despite the name BLDC which implies that the motor runs on DC power, each of the three wires (connected to one of the three phases in the motor) is driven by the ESC with a phase-shifted AC waveform. Each wire’s waveform is shifted by 120 degrees from the other two.

enter image description here

This offset is what allows the swapping of two wires to reverse the direction of the motor’s rotation.

Because nothing special is required to reverse the motor direction, it is also possible to fix this by editing the software configuration, which will do the same thing but in software. e.g. in the BLHELI32SUITE software for ESCs with the BLHELI_32 firmware installed

answered Apr 14, 2020 at 21:40

ifconfig's user avatar

ifconfigifconfig

5,8482 gold badges11 silver badges48 bronze badges

$endgroup$

$begingroup$

Swap any two of the wires between the ESC and the motor. Alternatively, use the configurator on your computer for whatever firmware your ESC runs and switch the direction via the software.

For example, if it is a BLHeli_32 ESC, you can go to the BLHeli_32 Suite and reverse the motor direction from there.

answered Apr 14, 2020 at 21:36

Drones and Whatnot's user avatar

$endgroup$

$begingroup$

Two useful ways:
Swap any pair of wires running to the ESC.
Software configuration for the ESC (a BLHeli Configurator tool) and swap the Normal/Reversed state.

You could technically rewind the entire motor to achieve the same result, but it’s usually easiest to do one of the above, and swapping a pair of motor wires with a soldering iron is quite easy.

answered Apr 15, 2020 at 14:35

Tehllama's user avatar

TehllamaTehllama

8464 silver badges11 bronze badges

$endgroup$

$begingroup$

I have a brushless motor on my RC plane. After connecting it to an ESC and testing it I’ve found that it is spinning in the wrong direction.

How can I reverse the direction the prop is spinning?

asked Apr 14, 2020 at 21:35

Daniel Ballinger's user avatar

$endgroup$

3

$begingroup$

Swapping any two of the wires connecting a brushless DC motor to its ESC will reverse the direction it spins.

Despite the name BLDC which implies that the motor runs on DC power, each of the three wires (connected to one of the three phases in the motor) is driven by the ESC with a phase-shifted AC waveform. Each wire’s waveform is shifted by 120 degrees from the other two.

enter image description here

This offset is what allows the swapping of two wires to reverse the direction of the motor’s rotation.

Because nothing special is required to reverse the motor direction, it is also possible to fix this by editing the software configuration, which will do the same thing but in software. e.g. in the BLHELI32SUITE software for ESCs with the BLHELI_32 firmware installed

answered Apr 14, 2020 at 21:40

ifconfig's user avatar

ifconfigifconfig

5,8482 gold badges11 silver badges48 bronze badges

$endgroup$

$begingroup$

Swap any two of the wires between the ESC and the motor. Alternatively, use the configurator on your computer for whatever firmware your ESC runs and switch the direction via the software.

For example, if it is a BLHeli_32 ESC, you can go to the BLHeli_32 Suite and reverse the motor direction from there.

answered Apr 14, 2020 at 21:36

Drones and Whatnot's user avatar

$endgroup$

$begingroup$

Two useful ways:
Swap any pair of wires running to the ESC.
Software configuration for the ESC (a BLHeli Configurator tool) and swap the Normal/Reversed state.

You could technically rewind the entire motor to achieve the same result, but it’s usually easiest to do one of the above, and swapping a pair of motor wires with a soldering iron is quite easy.

answered Apr 15, 2020 at 14:35

Tehllama's user avatar

TehllamaTehllama

8464 silver badges11 bronze badges

$endgroup$

Как определить направление вращения двигателя? Вопрос простой для тех, кто знает) Сейчас расскажу, как определяю направление вращения я. Зачастую направление вращения принципиально важно для правильной работы любого механизма (привода), поэтому при первом пуске всегда первым делом проверяют направление, или, как ещё говорят, фазировку двигателя.

Понятно, что двигатель может вращаться “туда” и “сюда”. Говоря правильно, вправо и влево. Говоря научным языком, вращение бывает правое, и левое. Также говорят про вращение “вперед” и “назад“, либо “прямое” и “обратное“, либо “правостороннее” и “левостороннее“. Суть одна.

Поскольку множество литературы встречается на английском, скажу и про “ForwardReverse“, или FWDREV. Особенно часто это встречается в инструкциях к преобразователям частоты, о которых я много писал на блоге. Ну и до кучи упомяну, как в иностранной технической литературе обозначается вращение “по часовой стрелке” и “против часовой стрелки” – CW и CCW (Clock Wise и Counter Clock Wise). Удобно, я применяю.

В статье буду говорить только про трехфазный асинхронный (индукционный, по иностранным источникам) двигатель.

Кстати, Королевская Академия наук (что может быть авторитетнее в научном мире?) в позапрошлом веке официально утверждала, что асинхронный двигатель – нецелесообразный бесперспективняк. А сейчас этот двигатель применяется в промышленном оборудовании в 99% случаев. К чему это я? Не верьте даже самым официальным источникам! Проверяйте всё сами!

Что такое правое вращение двигателя

Большинство электродвигателей (более 90%), которые крутятся в станках, имеют “правое вращение”.

Но ведь у двигателя (точнее, у его ротора) есть два конца, на какой смотреть, чтобы определять направление? Правило такое: Вращение называется правым, когда, если двигателю посмотреть “в зад”, его ротор и вал будет вращаться по часовой стрелке.

Это правило я выучил назубок, когда Сергей Иваныч направлял меня в командировку на другой конец страны.

вращение электродвигателей

Как определить вращение электродвигателей. Первым делом – смотрим “в зад” (то есть на крыльчатку).

Пояснение к “прямому” направлению вращения из инструкции к преобразователю частоты Delta:

Forward - Reverse

Вращение Forward – прямое

Если со стороны вала – против часовой. Это будет Правое, или Прямое вращение ротора двигателя.

Пример, почему важно обращать внимание на правильность направления вращения двигателя – в статье “Как мы сломали новый немецкий компрессор за много тысяч евро“.

Другой пример – как нелепо был сломан механизм перемещения ширины подачи на одном из станков. Всё работало как надо – двигатель включается “вправо”, доходит до правого концевого, останавливается. Включается “влево”, доходит долевого концевого, останавливается. Но однажды двигатель не остановился, а погнул и выломал металлические направляющие, принеся страдания нашим механикам))) Оказалось, электрику в ночную смену было поручено поменять вводной автомат, и он сделал это, не подумав о фазировке…

Коля, привет тебе большой, если читаешь эти строки!

“Левые” движки

И лишь несколько процентов двигателей по прихоти конструкторов имеют левое вращение – как на фото.

Двигатель с левым вращением вала

Двигатель с левым вращением. Это видно по стрелке

Поэтому на фото и наклеена стрелка – это нестандартный случай. В данном случае это гидростанция подъемника (поршень видно вверху фото), и если устроить ей “правое” вращение, она в лучшем случае не будет работать.

Вывод – если не знаешь, куда должен крутить двигатель – включай его на правое вращение, 90% что не ошибёшься! Но при первом включении обязательно нужно проверить вращение!

Как определить направление “на глаз”

Если двигатель крутится, его можно выключить, и на выбеге посмотреть на крыльчатку.

Если же остановка неприемлема, можно взять тонкую проволочку/бумажку/соломинку, и аккуратно вставить её в крыльчатку (так, чтобы её не поломать). По движению “тестера” станет всё ясно.

Как изменить вращение

Надеюсь, все знают, как изменить направление вращения двигателя? Если нет, то лучше поздно спросить , чем никогда знать!

Кто не знает: к трехфазному двигателю подключаются три провода, не считая заземления. Достаточно любые две фазы поменять местами, и двигатель будет крутиться в другую сторону!

Как изменить направление

Как изменить направление вращения электродвигателя?

Нетрудно сообразить, что есть всего три возможных варианта смены вращения. Все они абсолютна равнозначны, и приводят к одному и тому же – предыдущее направление меняется на противоположное. Это чем-то похоже на принцип работы схемы на проходных переключателях.

На всякий случай, приведу все три варианта:

  • L1 – L2 (вариант на рисунке),
  • L2 – L3,
  • L1 – L3.

На всякий случай: землю не трогаем, нейтрали в трехфазных асинхронных двигателях вообще нету. Менять только две любые фазы.

В преобразователях частоты реверс достигается тем же способом, только там фазы формируются и сдвигаются электронным образом.

Когда направление вращения неважно?

Чаще всего это не принципиально, когда в оборудовании есть два равнозначных направления, и они используются одинаково часто. При этом работает режим реверса.

Примеры на ум не приходят. Если вы знаете – напишите в комментариях.

Но даже в этом случае лучше всё же определиться – где у нас “право”, а где – “лево”.

Что говорит ГОСТ?

Я говорил в начале статьи, что никому верить нельзя? Блогерам в том числе)

Давайте глянем, что на этот счет говорит ГОСТ.

Читаем ГОСТ 22836-77 про направление вращения. Правда, он про двигатели внутреннего сгорания. Первый вопрос – где находится наблюдатель:

Местонахождение наблюдателя

Местонахождение наблюдателя направления вращения ДВС

Думаю, для электродвигателя больше подходит определение “промышленного”, и наблюдатель находится со стороны вала отбора мощности. Читаем дальше: “2.1. Направление вращения двигателя определяется как “правое” (по часовой стрелке) или “левое” (против часовой стрелки) при местонахождении наблюдателя в соответствии с требованиями разд.1 настоящего стандарта.”

Что-то не то. Смотрим другой, более подходящий документ – ГОСТ 26772-85 “Машины электрические вращающиеся. Обозначения выводов и направление вращения.”

А написано там фактически то же самое: “3.1 Правым направлением следует считать вращение по направлению вращения часовой стрелки. 3.2 Если машина имеет только один конец вала (или два конца разных диаметров), то направление вращения рассматривают со стороны единственного конца вала (или со стороны конца вала наибольшего диаметра).”

Получается, Сергей Иваныч неправильно меня учил?

Интересно, откуда пошла эта путаница? Как вы думаете? Кому интересно, вот как ответили на этот вопрос в ВК и в Дзене

Что такое блокировка

С направлением вращения тесно связано понятие блокировки. Очень важно, чтобы из-за человеческого фактора или поломки в схеме не включились оба направления сразу. Конечно, это не означает, что двигатель будет крутиться в обе стороны сразу) Просто могут включиться сразу оба контактора, а это уже серьезная авария – ведь произойдет межфазное замыкание! И даже если сработает защита, контакты контактора и автоматического выключателя (либо автомата защиты двигателя) подгорят, а это резко снизит их ресурс работы и надежность.

Впрочем, лучше посмотрите видео моего коллеги Максима с канала Фарадей, где он подробно рассказывает о механической блокировке при монтаже контакторов, как её установить, и для чего она нужна.

Кстати, блокировка может быть не только механической, но и электрической (при использовании НЗ контактов у контакторов и кнопок управления), и программной (установкой запрета одновременной активации выходов на разное направление вращения).

Голосование по теме статьи

Загрузка ... Загрузка …

А пока вы читаете статью, голосуете и пишете комментарии, я задам этот вопрос специалистам и продавцам частотников и двигателей. А если вас интересуют двигатели и их подключение, читайте мои статьи на эту тему. А если хотите почитать умные книжки по электродвигателям, их можно скачать отсюда.

И всё-таки я – за “правое”!

Понравилось? Поставьте оценку, и почитайте другие статьи блога!

Загрузка…

Внимание! Автор блога не гарантирует, что всё написанное на этой странице — истина.
За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как изменить направление вращения мдс обмотки статора
  • Как изменить направление вращения машины постоянного тока
  • Как изменить направление вращения магнитного поля статора синхронного трехфазного двигателя
  • Как изменить направление вращения магнитного поля статора асинхронного трехфазного двигателя тест
  • Как изменить направление вращения магнитного поля статора асинхронного трехфазного двигателя ответ