Расстройством пищевого поведения называют группу психических заболеваний, объединяемых общими симптомами и последствиями. Эти состояния всегда связаны с неадекватным отношением к питанию и влекут за собой как физические, так и психические нарушения. В частности, нарушается работа механизма переваривания пищи и наблюдаются значительные отклонения веса от нормы.
Психика детей страдает больше, чем у взрослых. В «ЦИРПП» оказывают помощь пациентам от 7 лет, хотя фактически проблема может зарождаться значительно раньше. Больной, независимо от возраста, не признается открыто в наличии подобных проблем. Поэтому диагностируются они довольно поздно.
Содержание статьи:
- Причины расстройства
- РПП в младенчестве
- Признаки расстройств пищевого поведения
- Виды расстройства пищевого поведения
- Симптомы нервной анорексии
- Симптомы нервной булимии
- Симптомы компульсивного переедания
- Прочие тревожные признаки
- Чем опасно заболевание
- Как помочь ребенку
- Когнитивно-поведенческая терапия
- Диалектическая поведенческая терапия
- Семейная терапия
- Другие виды помощи подросткам с РПП
Причины расстройства пищевого поведения
Существует широкий спектр факторов, которые способны спровоцировать то или иное нарушение у ребенка. Они подразделяются на три основные группы:
- Генетические. На сегодняшний день точно известны гены, наличие которых значительно увеличивает риск развития РПП. Гены касаются трех вещей: высокая эмоциональная чувствительность, особенности мышления в виде высокой детализации, нарушение в системе регулирования «сытость-голод».
- Психогенные. Некоторые нарушения возникают после пережитого стресса (давления, насмешек). Способствуют им заниженная самооценка, патологический перфекционизм, обсессивно-компульсивные расстройства. У подростка проблема может исходить из борьбы за автономию личности.
- Социокультурные. Навязывание худобы в качестве эталона через средства массовой информации вызывает стремление соответствовать этим идеалам. Когда такое желание выходит за грани здравого смысла, начинается РПП.
Врачи полагают, что в каждом конкретном случае присутствует сочетание факторов из двух или трех групп. Их набор зависит от вида заболевания.
РПП в младенчестве
У некоторых подростков, страдающих тяжелыми формами РПП, была утрата аппетита в младенческом возрасте. Они отказывались от грудного вскармливания или прикорма. В раннем возрасте могли проявляться также:
- привычка чрезмерно долго пережевывать пищу;
- неспособность прожевывать твердую пищу (с реакцией в виде рвоты);
- непонимание чувства голода;
- постоянное желание что-то съесть.
Если родители решили проблему поверхностно (заставили есть), но проигнорировали психическую сторону нарушения питания, через 10-12 лет болезнь возвращалась.
Признаки расстройств пищевого поведения
Их изучает психиатрия, а если речь идет о пищевом поведении детей, подключается педиатрия. Независимо от вида заболевания, пациенты демонстрируют резкие колебания в весе, быструю утомляемость, озноб, обмороки.
Родителям стоит чутко реагировать на изменения душевного состояния ребенка:
- насколько он обеспокоен формами тела;
- адекватно ли его воспринимает;
- тревожится ли во время приема пищи;
- «заедает» ли стрессовые ситуации;
- объедается или недоедает.
- наказывает ли себя голоданием.
Другие симптомы РПП обусловлены особенностями конкретного заболевания. Важно помнить, что первые тревожные сигналы остаются незамеченными. Поэтому появление у ребенка увлечения диетами или привычки есть в одиночестве должно насторожить родителей.
Виды расстройства пищевого поведения
Для выбора эффективной терапии необходимо определить, от какого именно заболевания страдает пациент. Согласно справочнику MSD, возможны следующие нарушения питания у ребенка:
- Нервная анорексия – ограничение объема употребляемой пищи из-за страха набрать вес. Приводит к опасной для здоровья потере веса изменению состава крови и эндокринным патологиям.
- Нервная булимия – переедание, чередующееся с искусственным очищением желудка и физическими нагрузками. Чревато нарушением работы ЖКТ и метаболических процессов.
- Компульсивное переедание – эпизодическое бесконтрольное поглощение пищи в объеме выше нормы. Опасно развитием гипертонии, сахарного диабета и метаболического синдрома.
Иногда к расстройствам пищевого поведения относят руминацию – регулярное срыгивание проглоченной пищи. Но чаще она бывает непроизвольной и является симптомом нарушения перистальтики желудка.
Симптомы нервной анорексии
Главный признак – стремительная потеря веса. Она заметна даже невооруженным взглядом. Специальные измерения показывают, что индекс массы тела ребенка опустился ниже нормы (17,5). Родители могут заметить:
- беспричинную усталость;
- нездоровый интерес к диетам;
- увлеченность подсчетом калорий;
- несвойственную тягу к физическим упражнениям;
- отказ есть вместе со всеми;
- критику собственного тела.
Подобное расстройство пищевого поведения у детей имеет серьезные последствия для организма. У девочек-подростков сбивается цикл или вовсе прекращаются менструации. Нехватка питательных веществ, необходимых растущему организму, проявляется в виде заболеваний опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы.
Симптомы нервной булимии
При булимии, напротив, ребенок ест много. На людях он может отказываться от пищи, а в уединении поглощать ее в больших количествах. Второй характерный признак заболевания – стремление быстро очистить желудок. Чаще всего вызывают рвоту, реже принимают слабительное.
Родителям следует обращать внимание на:
- частые и длительные посещения ванной комнаты после еды;
- стремительную потерю веса, несмотря на отсутствие ограничений в питании;
- необъяснимые смены настроения (от депрессии до эйфории);
- выпадение волос;
- участившиеся простудные заболевания.
Ослабленный булимией организм реагирует не только на вирусы. Нарушается работа пищеварительного тракта, мочевыводящей системы, воспаляются десны (вплоть до потери зубов). Желудок больного растягивается, пищевод травмируется, и со временем рвота становится непроизвольной реакцией на прием пищи.
Симптомы компульсивного переедания
Больные едят слишком много, но не могут остановиться. В отличие от страдающих булимией, они не стремятся очистить желудок, хотя и мучаются от стыда за количество съеденного.
Это расстройство пищевого поведения можно заподозрить, если ребенок объедается несколько раз в неделю. При этом он:
- тянется за едой, даже если не голоден;
- поглощает пищу очень быстро;
- не может остановиться.
Любые отрицательные переживания могут спровоцировать неконтролируемое объедание. Компульсивное переедание сопровождается набором веса. В результате у пациентов наблюдаются нарушения липидного обмена, эндокринные заболевания, гипертония, повышение холестерина.
Прочие тревожные признаки
Существуют и другие, менее распространенные РПП. Они не столь очевидны, поэтому могут оставаться незамеченными родителями или игнорироваться врачами. Так, психогенная утрата аппетита может маскироваться под самые разные заболевания. Ее можно заподозрить при отсутствии других клинических проявлений (повышения температуры, диареи, болевого синдрома) и предшествующем нервном потрясении.
Увлечение здоровой пищей рискует оказаться признаком начинающегося РПП – орторексии. Подросток отказывается от продуктов, которые считает вредными. Со временем его организм начинает страдать от дефицита некоторых веществ. Если идея здорового питания сопряжена с желанием сбросить вес, в будущем возможно развитие булимии или анорексии.
Чем опасны расстройства пищевого поведения у ребенка
Эти заболевания оказывают негативное влияние на физиологию и психику человека. Перенесенные в раннем возрасте способны наложить отпечаток на формирующуюся личность. РПП у подростка подталкивает его к:
- социальной изоляции;
- избеганию положительных эмоций;
- депрессии;
- суицидальным мыслям.
Каждый пятый больной становится хроническим и долгое время борется с последствиями. Многие сталкиваются с осложнениями на сердечно-сосудистую, пищеварительную, эндокринную и репродуктивную системы.
Расстройства пищевого поведения считаются сопряженными с самым высоким риском преждевременной смерти по сравнению с другими психическими заболеваниями.
Как помочь ребенку с расстройством пищевого поведения
В «ЦИРПП» практикуется комплексный подход к лечению этих заболеваний. Психиатрические методы комбинируются с медикаментозными, особенно если проблема присутствует длительное время. В случаях с анорексией подростки бывают сильно истощены. Тогда мы начинаем с оздоровления организма, а психическое состояние поддерживаем легкими антидепрессантами.
Когда ресурсы восстановлены, и причина расстройства пищевого поведения установлена, врачи переходят к психотерапии. В ЦИРПП практикуются разные методы:
- когнитивно-поведенческая (когнитивно-бихевиоральная) терапия (CBT);
- диалектическая поведенческая терапия (DBT);
- коллективная психотерапия с участием членов семьи (FBT).
Когнитивно-поведенческая терапия при РПП
Лечение начинается с диагностики взаимного влияния мыслей, эмоций, поведения и физиологического состояния больного на формирование РПП. По итогам первичного интервью врач определяет необходимые поведенческие вмешательства.
Врач работает над преодолением перфекционизма, страха набрать вес, нарушения восприятия собственного тела и других проблем, присущих пациентам с РПП. Применяются практики осознанного восприятия, ролевого проигрывания, эмоциональной саморегуляции.
В результате пациент преодолевает отрицательные предубеждения в отношении еды. Он дистанцируется от мыслей и внутренних установок на разрушение организма. Ребенок учится управлять поведением, выявляя негативные мысли и заменяя их позитивными.
Диалектическая поведенческая терапия при расстройствах приема пищи
Направление DBT эффективно для лечения особо сложных поведенческих расстройств. К таковым относят анорексию и булимию.
Работа с помощью DBT помогает ребенку получить ясное и детализированное представление о своих проблемах и о том, что они могут делать постепенно, чтобы повлиять на них. Диалектическая поведенческая терапия помогает идентифицировать, какие способы поведения вызывают проблемы; какие типы ситуаций, мыслей, чувств и других способов поведения приводят к этим проблемам; какие новые способы поведения или навыки нужно использовать, чтобы препятствовать тому, чтобы проблемные способы поведения произошли.
Семейная терапия при расстройствах пищевого поведения у детей
Одним из важнейших направлений психотерапии в «Центре изучения расстройств пищевого поведения» является терапия, основанная на семье. Занятия в рамках FBT помогают ребенку и его семье отличить личностные особенности пациента от тех изменений, которые произошли в результате болезни, найти способ оказать помощь ребенку и обсудить тактику адаптации семьи в новых условиях.
Другие виды помощи подросткам с РПП
В «ЦИРПП» занимаются лечением не только психической, но и физиологической стороны расстройств пищевого поведения. Детям от 7 лет оказывают помощь:
- педиатры;
- диетологи;
- гастроэнтерологи;
- эндокринологи;
- неврологи;
- консультанты по питанию.
Для пациентов, поступающих в тяжелом состоянии, предусмотрены палаты наблюдения с современным медицинским оборудованием для мониторинга и поддержания жизненно важных функций организма. Врачи сопровождают пациента и после выписки. Такой контроль позволяет снизить риск осложнений и рецидива болезни в будущем.
Если вы подозреваете у своего ребенка расстройство пищевого поведения, запишите его к нам на консультацию. Ему будет обеспечена помощь врачей с узкой специализацией и комплексный подход к лечению.
Автор: Коршунова Анна Александровна
Руководитель Центра изучения расстройств пищевого поведения,
врач-психиатр, психотерапевт.
Содержание:
- Как формировать у ребенка правильное пищевое поведение?
- Нарушения пищевого поведения
2.1. Причины нарушений
2.2. Сигналы негативных отклонений
2.3. Способы устранения проблем пищевого поведения
Пищевое поведение человека — комплекс привычек в отношении принятия пищи. Оно состоит из вкусовых предпочтений, режима питания и формируется под влиянием различных факторов: культуры, социума, семьи, физиологических особенностей. Пищевое поведение сформировывается в раннем возрасте, поэтому у детей должно быть правильное представление о правильных привычках в питании. Это принесет значительную пользу его здоровью в будущем. О том, как это сделать и что предпринять, если пищевое поведение начало нарушаться, рассмотрим в этой статье.
Как формировать у ребенка правильное пищевое поведение?
Как уже было сказано, биологические факторы оказывают влияние на формирование пищевого поведения. Но в 90% случаев ответственность в этом отношении лежит на родителях. Ведь у детей раннего возраста еще нет осознания того, что можно есть, а что — нельзя, и тем более, когда и как нужно принимать пищу.
Чтобы избежать проблем, родители должны придерживаться следующих правил:
- Культивировать в семье здоровое питание. Супругам крайне желательно перейти на него, но если не получается отказаться, например, от копченого, можно позволять себе вредные продукты, не показывая их ребенку. Если он уже знаком с конфетами и фаст-фудом, нужно объяснить ему преимущества овощей, фруктов, каш, морепродуктов перед вредной едой.
- Не давать ему пищу насильно. Пусть организм ребенка сам потребует еды, не стоит делать упреки за нежелание есть, ведь если еда станет в доме главной проблемой, из ребенка может вырасти главный герой романа «Обломов». Кстати, дети (да и взрослые) могут отказываться от еды из-за болезни или стресса, поэтому стоит прежде всего разобраться с причиной плохого аппетита.
- Давать ребенку возможность есть самостоятельно. Момент «я сам» наступает в возрасте 1-1,5 лет, и это естественно. Значит, незачем кормить его с ложки; если же он хочет продолжать такое кормление, пусть хотя бы потянется к ложке без помощи родителя.
- Мягко приучать его к режиму питания. Перекусывать допустимо, но полезными продуктами и в умеренном количестве. Необходимо следить, что перекусы не понижают аппетит, когда настало время обеда или ужина.
- Давать есть в коллективе. Во-первых, принятие пищи за общим столом – прекрасная семейная традиция. Во-вторых, дети могут полюбить полезные продукты, от которых отказывались раньше: детям свойственно копировать поведение родителей.
- Если перейти на правильную еду маме и папе не удалось, это не должно отражаться на ребенке: пусть он усвоит, что еда — это не средство утешения, принятие пищи не должно быть во время просмотра телевизора и пр.
- Дети любят, чтобы все было в игровой форме, поэтому пусть еда будет не только вкусной, но и красивой. Очень хорошо привлекать ребенка к готовке. Он может, например, помыть фрукты и овощи, мало кто знает, но это может улучшить аппетит.
- Разнообразие пищи, учет вкусовых предпочтений ребенка. Если регулярно готовить те блюда, которые он на дух не переносит, это может спровоцировать отвращение от привычного регулярного питания.
- В то же время, капризам ребенка потакать не стоит. Во всем нужна золотая середина, не нужно сразу предлагать альтернативу блюдам, которые он не хочет есть. Нужно пресекать первые проблемы с питанием, но мягко, тоже можно в виде квестов и соревнований. Как правило, избирательное пищевое поведение проявляется у детей в возрасте 1-2 лет.
- Не допускать ругани за столом, ведь место, в котором едят, должно ассоциироваться с позитивными эмоциями. В случае возникновения замечаний предпочтительно выйти из-за стола, а лучше – вообще из кухни.
- Еда не средство поощрения и наказания. Не нужно предлагать ребенку конфеты после еды, чтобы уговорить его поесть овощи, иначе сладости станут его единственной любимой едой. Самое ужасное, что привычка закусывать десертом часто сохраняется во взрослом возрасте.
Если все эти правила соблюдаются, но у ребенка плохой аппетит, стоит обратиться к педиатру.
Нарушения пищевого поведения
К сожалению, избежать этой проблемы удается не всегда. Даже в детском возрасте есть риск заболеть анорексией или булимией, не говоря уже о подростках. Но осуществить коррекцию пищевого поведения можно. Ниже поговорим о причинах, симптомах его нарушений и способах избавления от этой проблемы.
Причины
Помимо несоблюдения вышеперечисленных правил, оказать негативное влияние на пищевое поведение могут:
- генетические факторы (эмоциональная сверхчувствительность и пр.);
- СМИ, социальные сети, говорящие об идеалах красоты;
- нарушения психики — тревожные расстройства, депрессия;
- занятия теми видами спорта, в которых необходимо поддерживать определенный вес.
Сигналы негативных отклонений
Симптомы расстройства пищевого поведения (РПП) могут проявляться еще в младенческом возрасте. Если не обращать на них внимания на психогенном уровне, а лишь заставлять или не давать есть, позже проблема может вернуться. Итак, вот признаки младенческого РПП:
- отказ от грудного молока или прикорма;
- слишком долгое пережевывание пищи, которое происходит регулярно;
- рвота из-за неспособности к пережевыванию твердой пищи;
- постоянное желание есть.
Тревожные звоночки, указывающие на необходимость задуматься о том, как наладить пищевое поведение у ребенка или подростка:
- весовые колебания;
- быстрая утомляемость;
- озноб;
- потери сознания;
- обеспокоенность фигурой, увлеченность диетами и изнурение себя спортом, неадекватное восприятие собственного тела;
- тревожность в ходе приема пищи;
- «заедание» стресса;
- регулярное переедание или недоедание;
- самонаказание голоданием;
- привычка есть отдельно от других;
- более свободный, чем прежде, стиль одежды.
Способы устранения проблемы пищевого поведения
Безусловно, профилактика превыше всего. Важно с детства формировать не только правильные пищевые привычки, но и адекватную самооценку. Если удалось заметить признаки начинающегося РПП, стоит спокойно поговорить с ребенком о негативных последствиях недоедания или переедания. Кстати, копировать поведение родителей свойственно детям не только 2-3-летнего возраста. Когда дочь видит, как ее мама с нормальным телосложением постоянно стремится похудеть. Тогда девочка может начать комплексовать сама, даже если никто не говорит о ее фигуре ничего плохого.
Как лечить РПП, если оно все же появилось? Существуют различные методики. Если организм ребенка истощен, коррекция пищевого поведения начинается с восстановления ресурсов и физического оздоровления. Для поддержания психического состояния возможно придется пропить некоторые успокоительные препараты или антидепрессанты. После восстановления ресурсов и установления причин болезни, практикуются следующие психотерапевтические методы:
- когнитивно-поведенческая терапия, помогающая устранить перфекционизм и сформировать осознанность;
- диалектическая поведенческая терапия, используемая для лечения наиболее серьезных РПП (анорексии, булимии);
- коллективная психотерапия с участием членов семьи.
Формирование пищевого поведения у детей должно начинаться с самого младенчества. Не стоит его пускать на самотек, или думать, что правильный режим придет самостоятельно с возрастом. Укоренившиеся в детстве привычки остаются в человеке на протяжении всей жизни, от них довольно трудно избавиться в зрелом возрасте.
Литература:
- Терапия пищевого поведения: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – Москва: Эксмо, 2007. – 1037 с.
- Пищевое поведение и пищевое программирование у детей / [С. В. Бельмер и др.]; под ред. С. В Бельмера, А. И. Хавкина, В. П. Новиковой. – 295 с.
- Нарушения пищевого поведения: клинико-психофизиологические корреляции / М. С. Артемьева, Б. Д. Цыганков. – Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2016. – 180 с.
Пищевой опыт, который маленький ребенок получает в раннем детстве, во многом определяет, как он будет питаться, став взрослым. О том, как избежать распространенных родительских ошибок в питании маленьких детей, рассказывает психолог, консультант по грудному вскармливанию Александра Слаутина.
Есть вместе и поощрять пищевой интерес
В возрасте 1–3 лет дети постепенно переходят за общий стол и приучаются к той пище, которую едят в доме, — будь то овощи на пару или чипсы с колой. Переход на твердую пищу занимает время, и в результате обычно (но не всегда) формируется пятиразовый режим питания — три приема пищи и два перекуса в течение дня (плюс прикладывание к груди по желанию ребенка и мамы).
Причем в этой схеме важен не какой-то определенный график кормления по времени, а скорее общая структура приемов пищи в течение дня. Их может быть чуть больше или меньше, но ребенок должен знать: если он захочет, его покормят.
Распознавать чувство голода и насыщения дети учатся достаточно поздно — ближе к 3 годам. До этого времени главная причина, по которой они едят, — так называемый пищевой интерес. Наблюдая за тем, как едят взрослые, ребенок начинает интересоваться пищей, еще не осознавая собственный голод, и пытается имитировать их поведение. Поэтому важно, чтобы по возможности взрослые собирались за обеденным столом, чтобы поесть всей семьей.
Если родители поддерживают сложившуюся структуру питания и дают малышу свободу в выборе еды, то со временем пищевой интерес сменяется здоровым пищевым поведением — ребенок ест, когда голоден, и заканчивает прием пищи, когда насытился.
Разрешать играть с едой
Игры с продуктами и блюдами играют важную роль в формировании пищевого поведения малыша. Контактируя с едой разными способами, он постепенно ее изучает и начинает воспринимать как безопасную. Если же такого не происходит (например, малыша кормят новой едой с ложечки, не давая ее понюхать и потрогать), кормление воспринимается как угрожающая процедура.
С точки зрения ребенка это выглядит примерно так: «Мне дают что-то неизвестное и непонятное, то, что я еще недостаточно изучил(а), я боюсь и не хочу это есть». Для такого состояния есть даже специальный термин — пищевая неофобия: ребенок вроде бы готов есть, но считает пищу небезопасной и поэтому ее избегает.
Старайтесь спокойнее реагировать на ситуации, когда малыш сам трогает и мнет пальчиками еду, размазывает ее по тарелке или даже столу, рассматривает, кладет в рот, а затем достает обратно. Все это — естественные элементы пищевого поведения.
Чем больше в жизни малыша такого взаимодействия с разными продуктами, тем с большим удовольствием он будет есть их впоследствии. Конечно, это не повод давать полную свободу: если ребенок начинает разбрасывать пищу по полу, то лучше мягко, со словами: «Ты, наверное, уже наелся», — убрать ее и закончить прием пищи.
Давать свободу выбора и разделять ответственность
Главный механизм формирования нарушений пищевого поведения можно сформулировать так: если ребенка заставлять есть (пищевое принуждение), он будет отказываться от еды и в целом есть меньше. И напротив, если ограничивать его в еде, он начинает переедать.
Особенно часто беспокоятся по поводу недоедания родители недоношенных детей. Их пытаются кормить насильно: с помощью уговоров, укоров, а то и угроз. В итоге вместо того, чтобы набирать вес, и без того худенький ребенок начинает есть еще меньше.
Родители пухлых малышей, напротив, пытаются ограничивать их в еде, опасаясь проблем с лишним весом и здоровьем в будущем. Для постоянно голодного ребенка еда обретает особую ценность, и он действительно приучается постоянно переедать и набирает вес. Эти паттерны поведения затем, как правило, переходят и во взрослую жизнь.
Более грамотный подход — стараться формировать вокруг ребенка здоровое пищевое пространство. Анализировать, как организованы приемы пищи, есть ли совместные трапезы, есть ли у ребенка свобода в том, что, как и сколько есть. Чем раньше родители пересмотрят подход к кормлению ребенка, тем быстрее будет заметен результат.
Сформировать здоровые отношения с едой также помогает принцип разделения ответственности: родители отвечают за то, что, где и когда ест ребенок. А он, в свою очередь, отвечает за то, что именно из предложенного ему есть и есть ли вообще.
Когда этот принцип соблюдается, то обычно проблем с пищевым поведением не возникает. Взрослые передают ребенку часть ответственности, и он начинает есть столько, сколько ему необходимо, причем именно ту еду, потребность в которой испытывает сейчас.
Не делать из сладкого награду
Сладкий вкус (грудного молока) — первый, с которым ребенок знакомится в жизни. И все же на этапе знакомства с пищей маленьким детям сладкое лучше не давать. Сейчас ответственность родителей — познакомить ребенка со всем разнообразием «взрослой» пищи, привить здоровые вкусовые привычки.
Чаще всего маленькие дети начинают переедать сладкое, когда им не хватает сложных углеводов. В этом случае обратите внимание и на рацион, и на структуру питания: возможно, перерывы между приемами пищи слишком долгие для малыша. А в момент, когда он тянется за конфетой, можно «подловить» его и предложить альтернативу. Например, банан, который, кстати, тоже сладкий.
Самый верный способ сделать сладости очень желанными для ребенка — прятать их и выдавать в качестве награды. И наоборот: когда тот или иной тип пищи не выделяется взрослыми среди других, он не более «особенный», чем остальные.
Попробуйте легализовать в семье «неправильную» еду — например, поставьте на стол вазочку со сладостями, которая раньше была вне пределов досягаемости малыша. Первое время он будет есть их много — наберитесь терпения. В относительно короткие сроки (1–2 недели) сладкое перестанет интересовать его так же, как раньше.
Когда конфеты и вафли в психологическом смысле равны овощам, то вскоре ребенок будет выбирать более здоровую пищу, а не гоняться за сладким. Или, возможно, после конфет наступит период хлопьев для завтрака, а уже затем придет черед брокколи. Если нет особых противопоказаний по состоянию здоровья, то в принципе в семье допустимы любые эксперименты с едой.
Задавать правильные вопросы
Уже примерно с двухлетнего возраста нужно приучать ребенка принимать самостоятельные пищевые решения. Например, давайте ему смотреть, сколько еды вы накладываете в тарелку, и спрашивайте: «Столько достаточно или положить еще немного?» Таким образом он научится определять свою норму. С этого же возраста малыш может регулировать состав своей порции — просить положить больше одного продукта, а другого — меньше. Идите навстречу этим просьбам.
Задача ребенка (а не родителя) — определять, сколько ему сейчас нужно съесть. Малыш поел и на тарелке еще осталось немного еды? Не нужно его за это корить — каждый такой случай помогает ему формировать здоровое пищевое поведение. Лучше сделайте мягкий акцент на этом в следующий раз: «Помнишь, тогда было слишком много и ты не доел? Можем положить сейчас поменьше, а если захочешь еще, есть добавка».
В 2–3 года родители могут также начать учить ребенка вовремя отмечать чувство голода или насыщения. Если стало заметно, что он устал, капризничает или, например, пришел на кухню из другой комнаты, — можно задать вопрос: «Ты голоден, хочешь есть?», а потом для лучшего понимания уточнить: «У тебя пустой животик?» Если ответ утвердительный, предложите ему варианты из того, что есть в доме.
Во время приема пищи ребенок резко перестает интересоваться едой, разбрасывает ее по полу или просто расслабился и у него покраснели щечки? Это верные признаки того, что он наелся и пора убирать от него тарелку. Но перед тем как это сделать, спросите ребенка: «Ты сыт, или животик еще пустой»? Такие вопросы учат ребенка есть, когда это необходимо, и вовремя останавливаться, не переедая. А этот навык — залог здорового пищевого поведения во взрослом возрасте.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Главная > Статьи > Нарушение пищевого поведения у детей
Нарушение пищевого поведения у детей
Родители более чем половины детей раннего возраста сталкиваются с проявлениями различных нарушений пищевого поведения своих детей. К большому сожалению, особенно часто нарушения возникают у детей с особенностями развития. Эта особенность продиктована различными факторами, и в этой статье мы подробно рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них.
Нарушения пищевого поведения у малышей и дошкольников проявляются в виде:
- пониженного аппетита, вплоть до отказа от пищи
- повышенного аппетита
- извращенного аппетита, когда ребенок поедает заведомо несъедобные вещи
Отклонения в пищевом поведении вызываются различными причинами. Это могут быть физиологические причины: органические поражения систем и органов, отвечающих за работу пищеварения, включая нервную систему; временные сбои в нормальной работе этих систем и органов. При этом разные причины могут вызывать клинически совершенно одинаковые нарушения пищевого поведения.
Также на пищевое поведение ребенка оказывают влияние психологические факторы:
- дисгармония в отношениях «мать-дитя» в младенческом возрасте ребенка
- непривычные и неприятные для ребенка консистенция и вкус пищи
- семейные проблемы психологического плана
- депривационные ситуации – разлука с матерью или близкими, перевод в другое детское учреждение
- резкое изменение стереотипа жизни и питания
Что же такое пищевое поведение?
С точки зрения физиологии пищевое поведение является внешним проявлением чувства голода –субъективного ощущения в виде слабости, головокружения, чувства «сосания под ложечкой». Так организм подает сигнал о том, что ему нужна пища, питание для поддержания нормального состояния внутренней среды (гомеостаза) и обеспечения дальнейшей жизнедеятельности.
Чувство голода – это проявление пищевого инстинкта — одного из основных, самых древних и сильных инстинктов, основы выживания в природе любого живого вида. В ответ на возникновение чувства голода появляется стремление найти пищу и съесть ее, достичь чувства насыщения, одновременно с которым возникает и естественное чувство удовольствия.
Пищевое поведение и другие пищевые функции человека регулируются так называемым «пищевым центром» – сложной системой, включающей в себя гипоталамус, лимбическую систему, ретикулярную формацию и передние отделы коры больших полушарий головного мозга.
Ведущим отделом пищевого центра является гипоталамус, в ядрах которого находятся «центр голода» и «центр насыщения». Эти центры находятся во взаимно противоположных отношениях — когда один из центров возбужден, другой находится в покое.
Лимбическая система участвует в формировании мотиваций по отношению к пище (булимия, анорексия, нарушение дискриминаторного аппетита), в ней содержится большое количество биогенных аминов (серотонин, дофамин, норадреналин) и нейропептидов (эндорфин, энкефалин и др.). Они регулирует чувство удовольствия и неудовольствия, ощущения «награды» и «наказания» и играют большую роль как в правильном пищевом поведении, так и в возникновении и закреплении его нарушений.
Ретикулярная формация в значительной степени определяет общий уровень активности ЦНС. Она контролирует состояния сна и бодрствования, передает сенсорную информацию к лимбической системе, способствуя ее эмоциональной окраске; обеспечивает вегетативные регулирующие функции, в том числе в таких жизненно важных рефлексах, как рефлекторный акт сосания, жевания, глотания, кашля, чихания, рвоты и др.; обеспечивает контроль за активацией скелетной мускулатуры и активностью гладкой мускулатуры.
Передние отделы коры головного мозга принимают участие в формировании сложных поведенческих актов в ответ на изменения и воздействия внешней среды. Кора головного мозга в отличие от эволюционно более ранних, низлежащих, отделов головного мозга способна сохранять следы полученной информации на протяжении всей жизни. Она обеспечивает долговременную память.
В более широком понимании под пищевым поведением человека понимают комплекс вкусовых и диетических предпочтений, режима питания, сформировавшийся под влиянием биологических, культурных, социальных и семейных факторов.
Механизм пищевого поведения чрезвычайно сложен и изучен не достаточно. Нарушениям пищевого поведения в последнее время уделяется большое внимание, так как они очень распространены и могут вызывать опасные осложнения. Следствием нарушения пищевого поведения могут стать серьезные психические и телесные заболевания, вплоть до смертельного исхода.
Какие ошибки родителей способствуют формированию неправильного пищевого поведения?
Развлечения во время еды
Удовольствие от еды – одно из самых основополагающих и древних удовольствий. Ни в коем случае нельзя подавлять его другими удовольствиями – одновременным просмотром мультфильмов, рассказыванием сказок и другими развлечениями во время еды. Это приводит к тому, что ребенок отвлекается на происходящее, ест автоматически, не сознавая важность еды. И не закрепляет удовольствия от еды. В конечном итоге прием пищи у него начинает ассоциироваться именно с развлечением.
Частые перекусы
Еда должна соответствовать возрасту и весу ребенка. Её прием должен быть регламентирован, подчинен правильному режиму. Нельзя отвлекать, развлекать ребенка едой, совать ему в рот конфетку, чтобы не капризничал.
Перекармливание ребенка
Ребенок должен понимать, что еда нужна ему, а не его родителям. Не следует заставлять ребенка есть больше, чем он хочет и может. У него, так же, как у всякого человека, иногда нет аппетита. Например, в жаркую погоду, во время болезни или хандры.
Грубое или безразличное поведение с ребенком во время кормления
Ни в коем случае нельзя кормить детей насильно, заставлять доедать все до последней ложки, ставить условия. «Не съешь – будешь сидеть до вечера!». Лучше сделать порцию поменьше, чтобы ребенку захотелось добавки. Отстраненное, равнодушное поведение родителей во время кормления также недопустимо.
В семье должна быть создана культура поведения за столом. Соблюдение правильного режима питания, совместная еда детей и взрослых, приятные спокойные разговоры за столом, красивая сервировка стола, аппетитная, здоровая, свежая и вкусная пища будут способствовать формированию правильных пищевых привычек и пищевого поведения.
Нарушения пищевого поведения у детей отличаются большим разнообразием, различной степенью выраженности и обусловлены сочетанием многих факторов.
Говоря о детях с различной неврологической патологией, с задержкой психоречевого развития, с расстройствами аутистического спектра, необходимо помнить, что среди таких детей отклонения в пищевом поведении встречаются гораздо чаще, чем у обычных детей. Это вызвано поражением структур, отвечающих за возникновение аппетита, за чувство насыщения; обеспечивающих механизмы сосания, жевания, глотания. Эти физиологические причины нарушений пищевого поведения могут усугубляться любыми причинами психологического плана.
Наиболее глубокие и разнообразные нарушения пищевого поведения встречаются при расстройствах аутистического спектра.
У детей с расстройствами аутистического спектра нарушения отмечаются с первых месяцев жизни в виде вялого сосания, срыгивания, рвоты, икоты, запоров, поносов, метеоризма, отказа от еды днем и еды ночью или во сне, снижения или повышения аппетита. Во втором полугодии жизни появляется выраженная избирательность в еде и отказ от жевания твердой пищи.
У большинства детей наблюдаются младенческие кишечные колики с приступами беспокойства, плача, вздутием живота. Такие дети могут проявлять равнодушие и даже негативное отношение к грудному вскармливанию. Они не принимают на руках у матери удобной для вскармливания позы, лежат как куклы, выворачиваются. Ребенок даже в случае длительного перерыва между кормлениями может не проявлять своего голода плачем, лежит тихо, пока мать сама не подойдет к нему. Отмечаются трудности с введением прикорма, с переходом к кормлению с ложки. Несмотря на отсутствие неврологической патологии у детей с РАС может отмечаться поперхивание при еде.
Другой проблемой детей с РАС является настороженное отношение к еде. Ребенок отказывается пробовать новую пищу. С возрастом он окружает прием пищи различными ритуалами, допускает к кормлению только избранных.
У пассивных детей отмечается медленное пережевывание пищи, задержка ее во рту, закладывание за щеку. Дети могут играть с едой, размазывать ее по столу и одежде. Выраженная интеллектуальная недостаточность может сопровождаться синдромом Пика – поеданием бумаги, мела и других несъедобных вещей.
Становясь более взрослыми дети с расстройствами аутистического спектра проявляют все большую избирательность в еде вплоть до перехода на питание каким-то одним продуктом.
Состояния, вызванные органическими поражениями нервной системы, также сопровождаются различными нарушениями пищевого поведения.
У детей с органическими поражениями ЦНС в возрасте до года отмечаются частые срыгивания, рвота, метеоризм, диарея, запоры. Может отмечаться пассивное бодрствование, снижение аппетита или, напротив, беспокойство, плач, необходимость особого режима кормления. Дети долго не могут овладеть навыками жевания и глотания твердой пищи, научиться пользоваться ложкой. Приблизительно к году педагогические подходы к обучению ребенка навыкам самообслуживания, терпение и эмоциональная вовлеченность при кормлении и уходе за ним оказывают все более значимое влияние. По мере взросления нарушения пищевого поведения становятся индивидуально выраженными, в их формировании значительно возрастает роль психогенных факторов.
Зачастую проблемы при приеме пищи у детей с ДЦП и другими диагнозами приводит к возникновению вторичных осложнений, например, проблемам с зубами и деснами. Если у ребенка плохо развит навык глотания или пережевывания пищи, то она в том или ином количестве остается в ротовой полости и застревает в зубах. Дальше она начинает портиться и тем самым нарушает кислотно-щелочной баланс всей полости рта. Усугубляют существующую проблему различные сложности при чистке зубов, в особенности при гиперкинетической форме.
В связи с тем, что на пищевое поведение оказывают влияние различные факторы, изучение и решение проблемы требует мультидисциплинарного подхода и привлечения специалистов в области психиатрии, терапии, педиатрии, детской неврологии, нейрофизиологии, эндокринологии, клинической психологии, социологии и др. Каждый случай сугубо индивидуален, и то что работает с одним ребенком, может быть абсолютно неэффективно с другим.
Специалисты медицинского центра «Первый шаг» всегда готовы помочь своим пациентам в решении любых, самых трудных задач. Высокая квалификация, большой опыт и искренняя заинтересованность является залогом нашей успешной работы.
Прежде всего мы определяем причины нарушения пищевого поведения, а затем подбираем наиболее эффективные способы борьбы с ними. Наиболее часто бывает достаточно консультативных бесед с родителями, чтобы они могли со стороны посмотреть на свои ошибки.
-
Статьи по педиатрии
«Не хочу, не буду!» Как сформировать у ребенка правильное пищевое поведение?
Недавно в новостях писали о том, что девочка на протяжении десяти лет не ела ничего, кроме куриных наггетсов. Ее мама забила тревогу только сейчас. Как возникают такие ситуации и чем они опасны? Как быть, если ребенок плохо ест? Можно ли его заставлять?
Что такое правильное пищевое поведение?
Пищевое поведение у каждого свое, и вряд ли его можно назвать «правильным» и «неправильным». В зависимости от множества факторов — возраста, пола, места жительства — люди употребляют в пищу самые разные продукты. Что для одного будет привычным и правильным, для другого — экзотикой.
Корректнее говорить «рациональное пищевое поведение» — то, которое удовлетворяет все потребности организма в белках, жирах, углеводах, минералах и витаминах, а также в клетчатке и воде.
Как правильно его сформировать?
Начинать нужно с себя — научиться питаться разнообразно и сбалансированно. Тогда и ребенок, подражая взрослым, без особых усилий сам сформирует эту доминанту. Потому что обучение в раннем возрасте происходит именно через подражание.
Если мама и папа завтракают наггетсами, а ужинают картошкой фри, запивая все это сладкой газировкой, вряд ли они смогут научить ребенка употреблять рациональную пищу.
Очень важно в раннем возрасте предлагать ребенку как можно больше разных продуктов, чтобы он попробовал разные вкусы (разумеется, в свое время). Вкусовые рецепторы воспитываются точно так же, как и музыкальные предпочтения, любовь к живописи и чтению — то есть это все привычки, заложенные с детства.
Если в детстве у ребенка не было возможности попробовать все разнообразие продуктов, то нельзя в последующем требовать, чтобы он ел все. Так не бывает.
Не менее важно уделять внимание формированию привычки пить достаточное количество обычной питьевой воды.
Нужен ли ребенку режим питания или лучше кормить по запросу?
Если мы говорим про грудного ребенка, то в первые месяцы мы кормим его по требованию. И обычно к трем месяцам малыш сам выстраивает себе режим. Но если речь про более взрослого ребенка, который привязан к организованному детскому коллективу, и к восьми утра идет в детский сад или школу, то мы никак не можем кормить его по требованию.
Детям необходим режим питания. Безусловно, ребенку можно дать что-то «по требованию» — в виде перекуса, но, тем не менее, завтрак, обед, полдник и ужин обязательны.
Это не означает, что вся страна должна обедать ровно в 13.00. Например, один ребенок ходит в детский сад, из-за чего он завтракает в 7 утра. А другой — не ходит и спит подольше. Естественно, что завтракает позже, например, в 9 утра. Но он должен завтракать в 9 утра каждый день. Почему?
За чувство голода и насыщения отвечает гипоталамус, рецепторы которого реагируют на изменение уровня глюкозы. И если мы не поели, уровень сахара в крови падает, рецепторы включаются, подают сигнал головному мозгу, который говорит нам: «Хочу есть».
Сигнал о чувстве голода возникает довольно быстро, это знают те, кто всегда питается в одно и то же время — за 10–15 минут до привычного времени приема пищи возникает ощущение голода. Именно поэтому важно принимать пищу всегда в одно и то же время — организму нужно подготовиться к этому процессу: начать выделять пищеварительные соки и ферменты, чтобы не пришлось тратить много сил для переваривания пищи.
А вот сигнал о насыщении приходит через эти же рецепторы, но с опозданием. Пищу мы должны прожевать, проглотить, она должна пройти через определенный участок желудочно-кишечного тракта. Там должны включиться ферменты и пищеварительные соки, которые измельчат пищу до молекул, после чего она должна всосаться в кровь. И только после этого рецепторы дадут мозгу сигнал, что уровень сахара повысился.
Именно с этим и связана популярная фраза о том, что из-за стола нужно вставать с легким чувством голода. Если наш прием пищи занял 10–15 минут, то организм не успеет подать мозгу сигнал, нам кажется, что мы можем/хотим еще что-то съесть, и в результате мы получаем переедание. Именно поэтому важно тщательно пережевывать пищу и не спешить.
Что делать, если ребенок отказывается есть?
Нужно понять, из-за чего это происходит. Если он болеет и мало двигается, естественно, у него не будет аппетита. Если недавно он съел что-то сладкое, естественно, у него не будет аппетита. То есть сначала ищем причину, и тогда мы будем понимать, как на это реагировать.
Если ребенок постоянно перекусывает, тем самым перебивая себе аппетит, то мы будем снижать количество перекусов, стараясь, чтобы к обеду и ужину он проголодался. Если ребенок просто «нехочуха» и капризничает, то надо искать психологический подход и договариваться.
Особое внимание следует обратить на детей в переходном возрасте. К сожалению, подростки, особенно девочки, не редко сталкиваются с анорексией — расстройством пищевого поведения, при котором человек практически перестает есть, зацикливаясь на своем весе. И здесь необходим абсолютно иной подход — работа с психологами и психиатрами.
Действительно ли существуют дети-«малоежки»?
Да, такое понятие действительно существует. С одной стороны, ребенок очень мало ест, у него полностью отсутствует интерес к еде, но с другой — его организм абсолютно нормально растет и развивается.
Не нужно путать «малоежек» с гипотрофиками, которые мало едят, и при этом они очень маленькие и худенькие, у них дефицит подкожной жировой клетчатки, мышечной массы и роста. «Малоежки» же антропометрически пропорциональны. Но истинные «малоежки» — это очень редкие ситуации. Чаще всего за этим скрываются другие ситуации.
Когда нужна консультация врача?
Чаще всего жалобы на то, что ребенок мало ест, связаны с тем, что он ест меньше, чем хотелось бы родителям. Для того чтобы оценить адекватность поступления в детский организм питательных веществ, надо посмотреть на его развитие: соотношение роста и веса, как он развивается относительно возраста, в норме ли так называемые гомеостатические константы (уровень гемоглобина и др.). Важна также и его активность.
Итак, если антропометрические данные ребенка соответствуют возрасту, в его анализах нет никаких изменений, он бодр, активен и весен, то он получает ровно столько, сколько ему нужно для нормальной жизнедеятельности. Если родителям хочется чтобы ребенок ел больше, то проблема не в ребенке, а в родителях.
Но если мы видим, что ребенок отстает в развитии, что есть проблемы с анализами, что он сидит, когда его сверстники бегают, и при этом он плохо ест, вот тут действительно есть повод посоветоваться с педиатром.
А если ребенок дома ест хорошо, а в саду и школе отказывается?
Это очень частая ситуация. Если в детском рационе ограниченный набор продуктов, то, скорее всего, у него будут проблемы с едой в организованных детских коллективах. Поэтому так важно, чтобы к тому времени, когда ребенку предстоит идти в детский сад и школу, у него не было проблем с разнообразием блюд и продуктов.
Если ребенок проводит весь день в школе на голодный желудок, то это путь к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Поэтому если никак не получается уговорить ребенка питаться в школе, значит надо подумать о том, как организовать ему ссобойки. Но также сформированные правильно.
Можно ли заставлять ребенка есть?
Нельзя насильно кормить психически здорового человека — ни ребенка, ни взрослого. Если ребенок проголодался, он поест сам. Но для этого нужно чтобы он находился в состоянии комфорта. А чаще всего как раз детский сад и школа с их насильственным кормлением формирует у детей негативное отношение к еде в детских учреждениях. Проблема в том, что к ребенку не смогли найти подход — ни в педагогическом плане, ни в кулинарном.
Безусловно, невозможно каждому готовить индивидуально и еда в садах и школах — это не мишленовский ресторан. Но договариваться с детьми все-таки надо. И ключевое слово здесь именно «договариваться», а не «заставлять». Потому что насильственное кормление может привести к формированию обратного рефлекса — ребенок просто рефлекторно, психологически будет отказываться от всего, что будут предлагать ему в саду и школе.
Бывают и обратные ситуации — дети, которые плохо едят дома, в организованных коллективах едят лучше. Связано это с тем, что они смотрят, как все дети вокруг едят, и по принципу подражания кушают вместе со всеми — это как элемент командной игры, своеобразная психотерапия. Но ребенок даже в такой ситуации не будет есть ту еду, которая ему не нравится и которую он не хочет, — он выберет лишь что-то из предложенного.
Каких продуктов лучше избегать в детском рационе?
Это зависит от возраста ребенка. В раннем возрасте, когда мы начинаем вводить прикорм, нужно избегать потенциальных аллергенов и экзотических продуктов, не свойственных нашему питанию.
В более старшем возрасте важно помнить о вреде чрезмерного употребления сладкого — мы знаем, что дети садовского возраста могут есть его бесконечно. В подростковом возрасте дети более тяготеют к фаст-фуду — им также нельзя злоупотреблять.
Ограничения в детском питании должны относиться только к объему пищи (достаточные порции) и к так называемым вредным продуктам. Все остальное обязательно должно присутствовать в детском рационе — никакое вегетарианство, веганство, сыроедение и прочее в детском питании недопустимо.
Обязательна ли три раза в день «нормальная еда», или яблоко — это тоже еда?
Понятие «нормальная еда» в разных странах разная. Например, не везде едят супы. Поэтому если мы исходим из нашего региона, то «первое, второе и компот» — это больше данность традициям. Главное, чтобы ребенок во время пищи получал все необходимые вещества, а в каком виде это будет — овощной суп или овощной салат, непринципиально. И яблоко тоже вполне в состоянии заменить овощной салат.
Другое дело, что весь день не должен состоять из сплошных перекусов — теплая термически обработанная пища в рационе также обязательна.
Правильное питание с точки зрения психологии
Комментарий психолога Ольга Дрило
- Если ребенка заставлять есть тогда, когда он не хочет, то он теряет чувство голода, а в будущем испытывает сложности с границами собственного тела. С большой долей вероятности в подростковом и взрослом возрасте он столкнется с расстройством пищевого поведения, что чревато либо избыточным весом, либо, наоборот, болезненной худобой.
- В кормлении ребенка нельзя использовать приемы отвлечения, когда в одной руке родитель держит игрушку, а другой насильно засовывает малышу ложку в рот. Это пищевое насилие.
- Прием пищи ни в коем случае не должен сопровождаться системой вознаграждений и наказаний. Во взрослой жизни это и вовсе приводит к перееданию.
- Недопустима установка «я ем — я хорошо, я не ем — я плохой». Это попытка встроить естественный процесс приема пищи в систему каких-то ценностей.
- Чтобы ребенок и правда понял, что эта еда ему не нравится, ему нужно предложить ее больше одного раза.
- Когда ребенок развивается, он реагирует на формы, цвета, необычные вещи. Сегодня в интернете можно найти советы из серии «333 способа сервировать детскую тарелку». Всевозможные мишки, котики и елочки, сделанные из продуктов, помогут превратить прием пищи в интересное занятие без насилия и манипуляций.
- Здоровое отношение с едой — это когда ребенок ест суп, рядом стоит тарелка с шоколадным печеньем, и она его совершенно не беспокоит.
Энтеровирусы
Posted on5 ноября, 20225 ноября, 2022
Что такое ревматизм?
Posted on19 сентября, 202221 сентября, 2022
Влияние гимнастики на развитие детского организма
Posted on5 июня, 20225 июня, 2022
Ребенок лучше воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке. О том, когда правильно вводить прикорм, чтобы потом не мучиться от избирательного аппетита малыша и что значит неофобия в еде, рассказывает врач-педиатр Ольга Самохвал.
Ольга Самохвал,
врач-педиатр 1 категории медицинского центра «Любимый доктор»,
ассистент кафедры пропедевтики детских болезней БГМУ
Чтобы не было избирательного аппетита, не позднее 6 месяцев нужно предлагать малышу прикорм
Пищевое поведение детей формируется еще в утробе матери. Если мама во время беременности и кормления любила, предположим, помидоры, то и ребенок будет их любить. Даже когда вырастет. Это нормально.
— Доказанный факт — малыш охотнее воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке.
Пищевое поведение будущего взрослого формируется также и благодаря своевременному введению прикорма. Вот почему важно вводить его правильно и делать акцент на здоровом питании.
— Избирательный аппетит — новый термин, название проблемы, которая стара как мир. Деток, которые едят не все, называют «малоежками» или капризными едоками. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.
Врач рассказывает: если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него — грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.
— Но это не значит, что не нужно вводить прикорм. Желательно делать это не позже 6-месячного возраста. Именно в этот период к приему новой пищи готов желудочно-кишечный тракт и челюстно-лицевой аппарат ребенка.
Чтобы не было проблем с прикормом крохи, важно, чтобы он был определенной консистенции, нравился ребенку.
— Неправильным будет кормить малыша до года исключительно грудью, тогда, естественно, у него появится избирательный аппетит. Это может стать причиной ряда серьезных нарушений здоровья и развития. Малыш не будет хотеть есть все и, бывает, даже заболевает. Во всем, как говорится, нужна мера.
Необходимо уметь предложить новую еду ребенку 8-15 раз
Если прикорм дается малышу на первом году жизни, то он и принимается маленьким организмом легче, чем в более старшем возрасте.
— Тем мамам, которые практикуют введение новой пищи в рацион ребенка после года, нужно быть терпеливыми. Возможно, придется предложить еду ни 1-3 раза, а намного больше (8-15).
Нужно, чтобы ребенок принял новую пищу и даже полюбил ее. Здесь многое зависит от поведения матери.
— Сегодня нередки случаи, когда «малоежки», которые предпочитают однообразную углеводистую пищу, страдают лишним весом. Но при этом у таких детей, как правило, отмечается дефицит целого ряда важных нутриентов и микроэлементов.
— Как объяснить ребенку, что есть нужно все?
— Главное — делать это на доступном малышу языке. К тому же следует быть ласковой, но настойчивой. К примеру, предложить ребенку еду много раз (от 8), но с радостью, а не раздражением. В общении матери и сына/дочери должны присутствовать положительные эмоции.
Врач говорит: не менее важен собственный пример. Еще один способ приобщить сына или дочь к разнообразной еде — готовить вместе с ним/ней.
— Можно также поэкспериментировать с сортами мяса, овощей или рыбы. Есть вариант — изменить метод обработки. Вчера тушили, сегодня варим, а завтра запекаем. Вариантов приготовления еды и рецептов множество.
Дети на самом деле не гурманы. Они едят, чтобы утолить чувство голода и восполнить энергетические затраты. Малыши не воспринимают еду как наслаждение.
— Еще один способ убедить ребенка есть — подавать пищу красиво. Хорошо, когда в семье есть традиция собираться за украшенным столом, общаться и заодно завтракать, обедать или ужинать
Врач объясняет, если даже в таком случае ребенок отказывается есть, следует набраться терпения. Пусть не ест, нагуливает аппетит.
— Когда попросит его накормить, предложите тот же борщ (который он отверг накануне). При этом не нужно в промежутках между основными приемами пищи давать чаду йогурты или молоко. Ведь это тоже еда, просто жидкая.
Кроме того, для малыша важно соблюдение режима дня.
— Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, насыщать день физической активностью по возрасту, гулять на свежем воздухе, выбирать активные развлечения. Тогда аппетит будет хорошим, и избирательность уступит место полноценной еде.
Отлично, если блюда будут малокомпонентными. Это позволит ребенку есть их с большим удовольствием.
О неофобии и детском здоровье в целом
Врач объясняет, поведение малыша, в том числе и пищевое, во многом определяется тем, здоров он или нет. Около 20% детей, которые приходят на прием с избирательным аппетитом, имеют неврологические нарушения, задержку развития, часто расстройства аутичного спектра.
— С такими детьми и их родителями работаем индивидуально. Ведь нежелание есть в этих случаях — далеко не основная и не единственная жалоба. В таких ситуациях фокусы и уговоры с едой не помогут.
Врач рекомендует вести родителям пищевой дневник малыша. В нем необходимо записывать все, что съел ребенок в течение дня, информацию о консистенции, составе блюд, объеме съеденного. И так на протяжении минимум недели. Затем уже вместе с доктором анализировать, существует ли проблема, нужно ли принимать меры или это пищевое поведение абсолютно здорового ребенка.
— А что касается неофобии, чем такое явление отличается от избирательного аппетита?
— Неофобия проявляется в том, что ребенок отказывается есть незнакомую пищу. Это явление отличается от избирательного аппетита немногим. Лишь тем, что неприязнь возникает к незнакомой еде. В случае же с избирательным аппетитом человек не ест не только новые, но и знакомые и привычные продукты.
— С неофобией у ребенка родителям справляться легче. Новые продукты можно просто подмешивать в привычные блюда. Если не получается накормить малыша — тогда за советом к доктору.
Фото: Дмитрий Рыщук
Читайте также:
Не растите гениев! Нейропсихолог объясняет, в чем вред билингвизма и раннего обучения малышей
Невроз у ребенка: виноват не столько компьютер, сколько климат в семье. Беседуем с детским психологом
О причинах нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста и о том, как решить проблему, рассказывает клинический психолог и семейный психотерапевт Елена Фисун.
Предпосылки нарушений пищевого поведения
Многие причины сложных отношений ребенка с пищей обнаруживаются в устройстве семьи, в ее структурных нарушениях. Все предпосылки нарушений пищевого поведения можно разделить на три группы.
Первая группа — признаки нестабильного психоэмоционального состояния ребенка. Причиной могут стать острые или хронические стрессовые ситуации. Неприятности в детском саду, какие-то драматические события, катастрофы, в которых ребенок поучаствовал, потеря близких, развод родителей. Будучи маленьким, ребенок реагирует на это соматически, в частности исчезновением аппетита. Сюда же относится тревожность. У более чувствительных детей больше страхов и переживаний. Часто наряду с нарушениями пищевого поведения выясняется, что такой ребенок плохо спит, ему снятся кошмары, он боится темноты. И конечно же, пищевые нарушения бывают у детей с патологиями психического развития: с расстройствами аутистического спектра или с обсессивно-компульсивными расстройствами. В этих случаях пищевые нарушения — это симптом, сопровождающий основное заболевание.
Вторая группа предпосылок относится к культуре приготовления и употребления пищи в семье. Очень часто такая культура либо находится в зачаточном состоянии, либо отсутствует. Не так мало семей, где не принято регулярно завтракать, обедать и ужинать.
Многие занятые люди питаются в основном вне дома и часто фастфудом. Естественно, дети перенимают эту культуру питания, особенно если они не ходят в детский сад и не привыкли питаться по расписанию.
В таких семьях распространены вредные привычки: есть перед телевизором, не готовить пищу дома, а питаться полуфабрикатами. Если ребенок не видит в семье соблюдения режима дня, у него начинают страдать определенные сферы жизни: еда, сон.
Еще один фактор риска — ригидные пищевые установки семьи. Например, «Надо съесть все!» Обязательно. Или наоборот: «Когда захочет, тогда поест». Эти установки слишком жесткие, их сложно изменить. Часто выясняется, что они связаны с чрезмерно тревожным отношением к еде, которое присуще тем, кто пережил в нынешнем или прошлых поколениях голод, войну, другие трагические события. В таких семья еда становится сверхценностью.
Третья группа — нарушенные отношения родителей и детей, в первую очередь нарушение семейной иерархии. В такой семье ребенок — главный, он находится на вершине иерархии, и он отвергает любые родительские требования — не только связанные с едой.
В случае отсутствия последовательной родительской позиции ребенок теряет ориентацию и перестает понимать, что можно, а что нельзя. «Я тебе не дам конфетку до еды. Ну хорошо, дам конфетку», «Ты должен это съесть, нет, ты можешь это не есть», «Ты не хочешь сейчас есть? Ну тогда перекусим по дороге» и так далее. Конечно же, дети охотно пользуются такой непоследовательностью. Сиюминутно ребенок получает от этого удовольствие, но в перспективе отсутствие четкой позиции родителя станет причиной нервозности.
К печальным результатам приводит и гиперопека со стороны родителей. Она провоцирует инфантильное детское поведение не только во время еды, но и в другие моменты. Родитель в любой момент готов застегнуть, завязать, принести, покормить: «А вдруг он не справится?».
Как изменить ситуацию
Для устранения проблемы специалисты каждый раз разрабатывают индивидуальную стратегию, учитывая особенности семьи. Но общие алгоритмы все же существуют.
В самом начале потребуются консультации педиатра и гастроэнтеролога для исключения соматических проблем с ЖКТ. Затем родителям предстоит поработать с собой.
Попытаться восстановить правильную иерархию. Причем речь в данном случае идет не о подавлении личности ребенка, а о родительском авторитете и ответственности.
Следующий этап — устранение непродуктивных пищевых установок и вредных привычек в семье. Родителям очень важно почувствовать мотивацию к тому, чтобы организовать в семье более здоровое питание. Часто отказ ребенка есть оказывается симптомом разобщенности семьи. Если все члены семьи не собираются за общим столом, договоренность хотя бы об одном совместном приеме пищи в день способна существенно улучшить положение вещей.
Что можно сделать, чтобы организовать питание более грамотно.
- Установить режим питания для ребенка: трех-четырехразовый, без перекусов.
- Уменьшить порции, чтобы объем пищи не пугал ребенка.
- Приучить есть за аккуратно сервированным столом. Еда — отдельный, требующий к себе уважения процесс.
- Запретить играть с едой.
- Убрать сладкое (и любую нежелательную для ребенка еду) из свободного доступа. У детей, особенно дошкольного возраста, лобные доли, отвечающие за самоконтроль, еще недостаточно развиты, его волевые способности ограниченны, а его ориентация на «здесь и сейчас» гораздо выше, чем на «потом». Он видит конфету, он сейчас хочет конфету, что ему помешает ее взять?
Важный момент — изменение гиперопекающей позиции в семье, которая распространяется, как правило, на все поведение, а не только на отношения с едой. Можно начать приучать ребенка к самостоятельности. Например, к самообслуживанию. Кто-нибудь из взрослых может провести мастер-класс по застегиванию ботинок. Сначала показать, как это делается, потом застегнуть обувь вместе с ребенком, потом малыш справится с заданием самостоятельно и получит «сертификат».
В следующий раз, если он откажется сам застегивать ботинки, ему можно будет напомнить о том, что он теперь в этом вопросе «сертифицированный специалист» и может легко справиться с проблемой. Это очень хорошо помогает выбраться из-под гнета гиперопеки.
Снижаем тревожность
Необходимо создать у ребенка представление о контролируемости пищи. Для анорексичных детей еда — враг. Они ее боятся, давятся ей, их тошнит. Сначала рассказываем малышу, для чего нужна еда, какие вещества в ней содержатся, зачем они нам нужны. Потому что у детей на самом деле очень скудные представления о смысле питания. «Для чего нужно есть? — Для того, чтобы вырасти большим». Ребенок этого не видит. Вот он поел и совсем не вырос. Он в этом сомневается.
Лучше давать какую-то конкретную, а не абстрактную информацию. И поощрять к тому, чтобы он искал сведения самостоятельно. «Я знаю, но сейчас тебе не скажу. Давай ты найдешь сам и потом мне расскажешь».
Можно дать ребенку задание: например, стать экспертом в кулинарии или приготовить красивое блюдо. Больше рассказывать про еду, обсуждать ее, причем эти разговоры должны быть «соблазнительными». Попробуйте описать продукты аппетитно, так, чтобы слюнки потекли.
Ребенку кажется, что еда — опасный враг. Важно сместить фокус его внимания, показать, что он хозяин еды. Просить пробовать разные блюда, ставить им оценки и описывать свои ощущения.
Хорошо помогает игра, когда с завязанными глазами нужно попробовать кусочек и отгадать, что это за продукт. Сначала можно предлагать то, что ребенок любит и чего не боится, а потом постепенно расширять ассортимент. Дети начинают включаться в игру и понимать, что еда — это не страшно и не отвратительно, а даже интересно.
Если родители начинают применять полученные знания, они чувствуют себя более компетентными, и это помогает восстанавливать семейную иерархию, снижает тревожность, корректирует пищевое поведение у ребенка и улучшает атмосферу в семье.
Фото: Коллекция/iStock