Как изменить пищевые привычки ребенка

Сложно уговорить детей, а особенно подростков, нормально поесть. Они питаются чипсами, гамбургерами и наотрез отказываются от овощей и нормального ужина. Рассказываем, как наладить отношения ребенка с едой и что делать, если они уже испорчены.

Как приучить ребенка правильно питаться?

Сложно уговорить детей, а особенно подростков, нормально поесть. Они питаются чипсами, гамбургерами и наотрез отказываются от овощей и нормального ужина. Рассказываем, как наладить отношения ребенка с едой и что делать, если они уже испорчены.

Что значит правильно

Сбалансированное питание — это способ покрыть все энергетические затраты ребенка для гармоничного роста и развития. При правильном рационе достаточное количество питательных веществ обеспечивают нормальный обмен веществ и дают ребенку силы для познания мира.

«Согласно отечественным и зарубежным рекомендациям, — объясняет педиатр GMS Clinic Мария Фадеева, — ежедневно в рационе ребёнка должны присутствовать: овощи, фрукты, сложные углеводы: крупы, картофель, хлеб, паста, продукты, богатые белком: мясо, рыба, яйца, бобовые, орехи, молочные продукты: молоко, сыр, йогурт, кефир, творог; детские молочные смеси или грудное молоко для детей раннего возраста при потребности, растительные и животные масла, вода».

То есть, чтобы нормально развиваться, ребенку достаточно каждый день съедать немного фруктов, овощей, белка, сложных углеводов и молочных продуктов. Форма приготовления не так важна. Варить каждый день супы или каши не обязательно, если ребенок их не ест.

«Суп — вариант приготовления блюда, — рассказывает Мария Фадеева, — если ребёнок отказывается от него, можно предложить те же продукты в другом виде. Температура пищи должна быть комфортной, очень горячую еду не стоит употреблять».

Объем рациона зависит от физической активности ребенка, возраста и образа жизни. Дети едят больше во время периодов активного роста и активных занятий, но меньше при болезни или долгом сидении дома. Родителям часто кажется, что ребенок мало ест. Но если он активен и хорошо растет, то питания хватает.

При настоящей нехватке питательных веществ он больше спит, нервничает, жалуется на слабость и не может долго гулять. Ногти легко ломаются и слоятся, кожа шелушится, а в углах губ могут появиться трещины.

«Нужно обсудить с педиатром рацион питания, — говорит Мария Фадеева, — если ребенок отстает в развитии, плохо прибавляет в весе и медленно растет. А также есть лишний вес и проблемы со стулом: запоры, диарея. Могут быть жалобы жалобы на тошноту, изжогу, отрыжку и боль в животе».

Почему это важно

Нездоровое питание влияет не только на физическое и психическое состояние ребенка. Дети, которые питаются неправильно, находятся в группе риска по развитию ожирения и расстройств пищевого поведения, то есть формирования нездорового отношения к еде. Такое расстройство может развиться в ситуации, когда еда становится не источником энергии, а поводом для тревоги и отрицательных эмоций.

По словам кандидата психологических наук, детского психолога клиники «Фэнтези» Юлии Себелевой, выделяют три основные фактора риска развития расстройств пищевого поведения:

  • Генетический. Известны некоторые гены, которые значительно увеличивают риск развития РПП.
  • Психогенный, он связан с пережитыми сложными травмирующими событиями. РПП в таком случае может возникнуть как вариант адаптации к тяжелой ситуации.
  • Стереотипы и установки про телесные стандарты и смещение образа тела в сторону худобы.

«Некоторые особенности питания, — рассказывает Юлия Себелева — уже в младенческом возрасте могут быть факторами риска развития расстройств пищевого поведения: отказ младенца от груди, малоежки и дети, которые передают и не чувствуют насыщения. Но обычно, эти особенности сочетаются с высоким уровнем материнской тревоги в раннем периоде общения с ребенком. Это может быть послеродовая депрессия, собственные убеждения по поводу еды, семейные особенности питания».

Как сформировать правильные пищевые привычки

Важная рекомендация — семейный пример, когда родители меняют свой образ жизни и начинают питаться правильно. Перейти на здоровое питание сложно, особенно если воспринимать это как ограничение ради ребенка. Но если подросток постоянно слышит о пользе овощей от родителей с чипсами в руках, пользы от этого не будет.

«Если в семье принято есть не очень полезную еду, — говорит Юлия Себелева, — то неудивительно, что ребенок тоже будет так питаться. Но такие привычки возможно исправить, если вся семья пересмотрит важность культуры пищевого поведения и включит формирование здоровых пищевых привычек для заботы о себе и своих близких».

Также важно, когда родители относятся к еде спокойно и не заставляют доедать. Ребенок не должен съедать половину взрослой порции или все, что родители считают нужным положить в детскую тарелку. Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины.

«Когда родители насильно заставляют есть, — предупреждает Юлия Себелева, — это травматично и увеличивает риск расстройства пищевого поведения».

С раннего возраста полезно поощрять исследовательский интерес к еде, не бояться давать попробовать разные продукты, чтобы ребенок расширял вкусовые ощущения и не думал, что еда может быть опасна.

«Мне симпатична идея педагогического прикорма, — говорит Юлия Себелева, — когда мама по кусочку даёт попробовать малышу то, что ест сама. Это не обязательно прожевать и проглотить, иногда достаточно дать попробовать на вкус для изучения.

Есть и другие способы формирования правильных пищевых привычек:

  • Давать выбор. Хорошо, когда на столе есть несколько блюд, если ребенок не ест салаты, отдельно порезанные овощи могут привлечь его внимание и интерес.
  • Менять форму подачи продуктов. Есть дети, которые не едят творог, но творожную запеканку пробуют с удовольствием.
  • Не использовать гаджеты за едой. Об этом мы уже рассказывали. Увлеченные дети не замечают, что едят и в каких количествах, поэтому съедают больше и не замечают процесс поглощения пищи.
  • Устраивать семейные ужины. Вместе собираться за столом, привлекать детей к приготовлению, рассказывать из чего делается еда и зачем нужно добавлять приправы. Во время ужина лучше не выяснять отношения. Не стоит в это время ругать ребенка за дневные провинности, чтобы семейный прием пищи не превратился в неприятную обязанность.
  • Не запрещать нездоровую еду. Запреты и строгие ограничения приводят к тому, что ребенок с жадностью может накинуться на чипсы или торты сразу, как выйдет из-под родительского контроля.
  • Добавлять физическую активность. Дети лучше едят после энергетических трат, поэтому прогулки, спортивные секции или другие мероприятия могут усилить аппетит и привлечь внимание к полезной еде.
  • Не торопить. Постоянные замечания о медлительности только уменьшают желание сидеть за столом. Лучше заранее запланировать на еду больше времени.

«После 1-2-х лет важным становится внешний вид еды, — рассказывает Мария Фадеева, — происходит обучение нормам приема пищи. Поэтому стоит красиво сервировать стол, использовать яркую посуду, сочетать продукты нескольких цветов. Не кормите ребенка перед телевизором, пусть процесс принятия пищи будет осознанным».

Вне дома сложнее наладить питание. Непривычная еда и отсутствие выбора в школе или детском саду приводят к тому, что ребенок плохо ест или покупает на переменах булочки, чипсы и другую вредную еду.

«К сожалению, качество питания в школах и детских садах, — говорит Юлия, — серьезная проблема. Сам факт привыкания к другой пище для детей может быть стрессом. В каждом отдельном случае нужно придумывать для ребенка возможные способы адаптации. Для кого-то это поиск перекусов, которые можно взять с собой. Другие дети со временем привыкают и начинают есть школьную еду».

Как говорит Мария Фадеева, перекусы должны быть удобными для питания, долго храниться вне холодильника и правильными по составу.

«Для перекуса подойдут, — говорит Мария Фадеева. — аккуратно нарезанные свежие овощи и фрукты, сухофрукты, ягоды, цельнозерновой хлеб, сыр, йогурт. Лучше использовать контейнер с отсеками, чтобы пища не размазывалась и не перемешивалась в „непонятную массу“. Можно предложить ребёнку участвовать в заполнении ланч-бокса самому».

Что делать, если ребенок не ест полезную еду

Если он уже привык питаться неправильно и это сказывается на его здоровье, то в первую очередь нужно пересмотреть семейный подход к еде. Убрать всю нездоровую еду из дома, на перекусы предлагать фрукты, орехи и овощи.

Не нужно критиковать внешний вид — это не поможет улучшить питание, но может усугубить подростковые проблемы и переживания. Лучше рассказывать как полезная еда помогает улучшить внешний вид и состояние кожи.

«При неэффективности обычных способов, — предупреждает Мария Фадеева, может потребоваться помощь специалистов: педиатра, гастроэнтеролога, психолога».

Если ребенок отказывается от еды, постоянно говорит, что он толстый, неадекватно оценивает свою внешность или все время рассуждает о диетах — это могут быть первые признаки расстройства пищевого поведения. В этом случае нужно обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Возможно, понадобится семейная терапия, так как большинство пищевых нарушений у детей связаны с родительскими установками.

«Если родители заметили, что у ребенка есть сложности в отношениях с едой, — предупреждает Юлия, — это сигнал для восстановления детско-родительских отношений и поиска причин нарушений вместе со специалистом».

Важно запомнить

  • Правило пяти продуктов помогает сформировать хорошее меню для ребенка
  • Суп — необязательная часть рациона, если ребенок получает тот же объем тех же веществ из других блюд
  • Дети больше едят в периоды роста или хорошей физической активности
  • Риск расстройства пищевого поведения выше, если ребенка заставляют есть через силу и то, что ему не нравится
  • Лучший способ наладить отношения ребенка с едой — родительский пример
  • Если ребенок зациклен на еде или отказе от нее, нужно обратиться к психологу.

Источник ФОРМА



Статьи по теме

Что нужно знать о детском диабете?

31 января 2023

Что нужно знать о детском диабете?

Согласно официальной статистике, в России сахарный диабет занимает первое место среди эндокринных патологий у детей и является одной из главных причин пандемии детского ожирения, которым страдают до 75% маленьких пациентов с диабетом 2 типа. Елена Гвоздецкая, педиатр GMS Clinic, рассказывает как предупредить эту болезнь и как распознать первые признаки.

Читать статью

Как правильно кормить ребенка – мнение эксперта

21 ноября 2022

Как правильно кормить ребенка – мнение эксперта

Спросите двух матерей, как правильно кормить ребенка – и вы получите два разных ответа. Это действительно деликатный и непростой вопрос. Но давайте разберемся в нем вместе с экспертом – педиатром GMS Clinic Гвоздецкой Еленой. Доктор рассказала о принципах питания малышей, дала рекомендации по выбору продуктов, способу приготовления и о многом другом.

Читать статью

Что нужно знать о первом месяце жизни?

13 ноября 2022

Что нужно знать о первом месяце жизни?

После рождения младенца нужно обследовать на врожденные заболевания, часть которых лечится при помощи заместительной терапии или диеты. Но и некоторые физиологические состояния, которые проходят самостоятельно, тоже пытаются лечить. Рассказываем про обязательные тесты для новорожденных и нормальные изменения у детей, которые не должны вызывать тревоги и не требуют лечения.

Читать статью

В каких условиях должны учиться дети?

05 ноября 2022

В каких условиях должны учиться дети?

Первого апреля открывается запись в образовательные учреждения. Комфортная санитарно-гигиеническая среда в них — один из основных факторов развития ребенка. Ученые и врачи разработали стандарты для школ и детских садов, о которых стоит знать родителям. Рассказываем о самых важных, на что стоит обращать внимание.

Читать статью

Стоит ли бояться сосудистой опухоли?

29 октября 2022

Стоит ли бояться сосудистой опухоли?

Это — новообразование, которое возникает из-за неправильного роста и деления клеток, формирующих сосуды. Чаще появляются гемангиомы, обычно доброкачественные, исчезающие без какого-либо лечения. Но иногда их приходится удалять. Рассказываем, когда за опухолями стоит следить и когда обращаться к врачу.

Читать статью

Какой тест на туберкулез лучше?

23 октября 2022

Какой тест на туберкулез лучше?

Туберкулез — распространенная болезнь, которая встречается у детей и взрослых вне зависимости от материального положения человека, профессии и образа жизни. Больной туберкулезом часто выглядит здоровым, однако иногда представляет опасность для окружающих. Рассказываем о показаниях и противопоказаниях разных тестов и их отличиях.

Читать статью

Другие статьи этого автора

Теперь — не только молоко: как правильно начать прикорм

23 октября 2022

Теперь — не только молоко: как правильно начать прикорм

Как правильно вводить прикорм — это, пожалуй, один из самых актуальных вопросов, который волнует родителей. Как правильно вводить прикорм? С чего начать? Обо всех нюансах введения прикорма рассказывает педиатр GMS Clinic Фадеева Мария Владимировна в интервью для Столички Аптеки.

Читать
статью

Атопический дерматит

23 октября 2022

Атопический дерматит

Атопический дерматит (далее АтД) воспалительное заболевание кожи с зудом, хроническим рецидивирующим течением и возрастными особенностями.

Читать
статью

Что нужно знать о детском зрении?

23 октября 2022

Что нужно знать о детском зрении?

Считается, что чтение и видеоигры могут испортить зрение ребенку и развить близорукость. Рассказываем, так ли это на самом деле, как прогулки влияют на глаза и нужно ли есть морковку.

Читать
статью

Гаджеты: что в каком возрасте разрешать?

23 октября 2022

Гаджеты: что в каком возрасте разрешать?

Дети все больше времени проводят с электронными устройствами. Рассказываем, чем вредны и полезны гаджеты и какими временными ограничениями обезопасить ребенка.

Читать
статью

Вакцинация от пневмококка

23 октября 2022

Вакцинация от пневмококка

Знаете ли вы, кто является одним из главных возбудителей развития пневмонии, отита, синусита, и даже менингита и сепсиса у детей?

Читать
статью

Как правильно вводить прикорм?

23 октября 2022

Как правильно вводить прикорм?

Порядок и качество создания первого рациона малыша влияет на его здоровье и будущие отношения с продуктами. Рассказываем, как избежать сложностей, уменьшить вероятность аллергии и когда можно начинать совместные семейные ужины.

Читать
статью

Многие люди, обращаясь за психологической помощью, жалуются на нарушенное пищевое поведение. Изначально безобидные привычки, связанные с едой, со временем могут вылиться в серьезное расстройство. Речь идет о нервной анорексии, булимии или компульсивном переедании. Лишний или, напротив, недостаточный вес при отсутствии серьезных патологических проблем с организмом часто сигнализирует о психологических проблемах. Для многих пища ассоциируется с расслаблением и отдыхом. В результате питание теряет свою основную функцию – получение необходимых микро- и макроэлементов для жизни, в этой ситуации требуется налаживание пищевого поведения.
Обычно простой коррекции рациона недостаточно, нужно понять, что толкает человека на формирование нездоровых привычек, чтобы поддержание нормального веса не вызывало особых трудностей. Иногда в корне проблемы лежат серьезные психологические заболевания или нарушения в работе организма.

Содержание статьи:

  • Как формируется пищевое поведение
  • Типы нарушения пищевого поведения
  • Как изменить пищевое поведение
  • Помощь специалиста

Как формируется пищевое поведение

Налаживание пищевого поведения начинается еще в младенческом возрасте. Стоит учитывать все компоненты питания ребенка: начиная от расписания приемов еды и заканчивая условиями для хорошего аппетита. Важно отслеживать любые попытки отказа от обеда без причин.


Первый этап налаживания привычек происходит при грудном вскармливании. Важно следить, чтобы малыш питался своевременно, не отказывался от кормления. Наиболее важные особенности пищевого поведения закладываются в возрасте от одного до трех лет, когда начинается знакомство с «взрослой» едой.

В этот период важно налаживание правильного восприятия пищи. Например, не стоит злоупотреблять перекусами и сладостями; не пытаться «закормить» ребенка с помощью отвлечения мультфильмами. Нужно насторожиться при систематическом отказе от еды, если это происходит не из-за возбуждения после игр или во время болезни.

На пищевое поведение часто влияют вкусовые предпочтения. Например, людям с низкой чувствительностью к горькому легче есть овощи или другую полезную еду. При любви к кислому рацион легко разнообразить большим количеством фруктов, цитрусовых. Регулярное насилие над собой приводит к неприятию еды или другим последствиям, поэтому важна коррекция блюд в зависимости от вкусовых предпочтений.
Часто нарушение пищевого поведения начинается с немотивированного ограничения своего рациона из-за отсутствия пользы. Например, максимальный отказ от твердых продуктов, предпочтение исключительно клетчатке. Спровоцировать расстройство можно и некрасивой, неаккуратной подачей блюд, которые внешне не вызывают аппетита.

Типы нарушения пищевого поведения

Экстернальное пищевое поведение

Экстернальное расстройство питания формируется под воздействием практически незаметных факторов. Среди них выделяют доступность определенной пищи, мнение окружающих о выбранной еде, поведение в компании людей.


Наиболее распространены такие нарушения:

  • обязательно кушать в компании – расстройство проявляется невозможностью сказать «нет», когда предлагают поесть даже при отсутствии аппетита, причем, на столе может не быть любимых блюд;
  • переедание за столом – для многих налаживание питания во время застолья представляет огромную проблему, ведь нужно попробовать все угощения на праздничном столе;
  • постоянные попытки наесться «впрок» – сложно перенести время приема пищи на позднее, частые перекусы;
  • страх не успеть съесть что-то вкусное – такое поведение человека часто встречается в многодетных семьях. Ребенок знает, что оставленная на потом еда исчезнет. В итоге привычка закрепляется даже при самостоятельном проживании.

Эмоциогенное пищевое поведение

Эмоциональные факторы серьезно влияют на налаживание пищевого поведения. Например, проблемы и стресс могут «заедаться», в этом случае еда становится лечением грусти, скуки, способом утешения.

Не менее сложно налаживание пищевого поведения, когда с помощью угощений себя награждают за успехи, хорошие события или даже окончание недели. Распространено и импульсивное переедание при колебаниях настроения. Причиной нарушения нормального графика питания может стать неприятный звонок, ссора или даже просмотр грустного фильма.

Важна коррекция питания и при отказе от пищи из-за сильных эмоций. Иногда человек не может есть несколько дней, испытывает сильное отвращение даже к любимым продуктам. Налаживание нормального графика может занять несколько недель.

Ограничительное пищевое поведение

Ограничительный тип пищевых расстройств касается выбора блюд и количества еды. В такой ситуации налаживание здоровых привычек идет очень сложно, потому что осознание часто приходит после развития серьезного заболевания.

Стоит выделить такие нарушения:

  • невозможность остановиться – легко набирается лишний вес, зачастую механизм насыщения нарушен, чтобы наладить схему питания нужно разобраться именно с этой проблемой;
  • очень строгая коррекция питания – человек не прислушивается к потребностям организма, выбирая еду исходя из диет, модных тенденций или зачастую неправильных представлений о здоровой пище;
  • бесконечные диеты – вес постоянно прыгает, возникает расстройство обмена веществ;
  • анорексия и булимия – отказ от питания или неконтролируемое переедание с последующим устранением пищи из организма являются двумя пограничными состояниями, когда становится необходимым налаживание восприятия себя и серьезная помощь врача-психиатра.

Как изменить пищевое поведение

Для налаживания расстройства пищевого поведения необходимо определить причины, которые привели к набору или потере веса. Возможно понадобится легкая коррекция – например, следить за собой в компании или останавливать порывы пойти к холодильнику при плохом настроении.

Важно найти дополнительный ресурс при нарушении, который позволит не зависеть от еды – спорт, рисование или любое другое хобби. Нужно заручиться адекватными пищевыми правилами. Лучше это делать с врачом, а не с помощью диет из интернета. Строгие запреты в питании провоцируют нарушения и не способствуют здоровью и отличному внешнему виду.

Помощь специалиста

Иногда недостаточно выработать правильную привычку, чтобы решить свои проблемы с едой. Особенно, если речь идет о серьезном расстройстве, например, булимии или анорексии. Чтобы лечение расстройств было успешным, необходимо остановить опасный набор или потерю веса.


В зависимости от тяжести расстройства лечение можно проводить дистанционно, под контролем лечащего врача, или в стационаре. Чтобы получить профессиональную помощь от специалистов «Центра изучения расстройств пищевого поведения», записывайтесь на прием в Москве по телефону +7(499) 703-20-51 или через онлайн-форму.

Автор: Синеуцкая Екатерина Олеговна

Заведующая стационарным отделением ЦИРПП,

врач-психиатр, психотерапевт, нарколог.

Екатерина Белова, эксперт по детскому питанию, специально для портала Фруктовый Сад рассказывает о том, как легко сделать рацион питания ребенка более здоровым и полезным.

Как формируются вкусовые привычки

Вкус — очень важный аспект еды. Вкусовые предпочтения ребенка меняются часто и иногда кардинально. Общее отношение к еде формируется именно в семье: какие продукты чаще появляются на столе, какого размера порции, принято ли есть на ходу, или принятие пищи является целым ритуалом. Детей «учит» то, что их окружает, поэтому насколько правильно будет питаться ребенок, когда вырастет, зависит от нас, родители, и закладывается в раннем детстве.

Что касается ритуалов, очень важным фактором развития здорового отношения ребенка к еде является правильная обстановка принятия пищи. Ребенок должен понять, что прием пищи – это специальное время, когда его ничего не должно отвлекать. Выключите телевизор, соберитесь семьей, своим примером покажите ребенку, как правильно вести себя за столом.

Необходимо прислушиваться к предпочтениям ребенка, так как у него есть полное право на собственные вкусы, которые могут быть не тождественны родительским. Поэтому взрослым важно воспринимать сигналы в поведении ребенка и считаться с ними. Дети в таком случае усваивают, что у них всегда есть выбор и что взрослые к этому выбору относятся с уважением.

Еда и эмоции

Ни для кого не секрет, что наши эмоции часто связаны с едой. Согласитесь, еда приносит куда больше удовольствия, когда она приготовлена с любовью. Если относиться к приготовлению обеда как ко времени, которое можно приятно и весело провести всем вместе, то и ребенок усвоит это позитивное отношение к еде. Готовьте всей семьей, под веселую музыку и предложите ребенку помочь вам с несложным делом – например, помыть овощи, таким образом, вы превратите процесс приготовления в увлекательную игру.

Дети обожают участвовать во всем, что делают взрослые, и, несомненно, у ребенка будет куда больший интерес к блюду, в приготовлении которого он принимал непосредственное участие. Поэтому будьте уверены, этот обед малыш съест с большим аппетитом.

Как развивается любовь к еде?

Дети очень восприимчивы к внешнему виду любых предметов: им нравится все яркое и необычное,  поэтому используйте специальную детскую посуду, интересную сервировку блюд – и даже нелюбимые ребенком овощи превратятся в увлекательный вкусный обед. Постарайтесь сделать что-то необычное: полейте блюдо натуральным соусом и предложите ребенку сначала скушать веселые узоры, а потом и все остальное. Или поэкспериментируйте со вкусами, разнообразив рацион ребенка непривычными продуктами.

То же относится и к еде вне дома: соберите ребенку в школу или в дорогу яркий и полезный ланч-бокс. Попробуйте сделать необычный бутерброд из тех же ингредиентов, из которых вы бы приготовили обычный обед: фигурно вырезанный хлеб, выложенные в форме зверей овощи. В дополнение к такой творческой еде подойдет яркая и удобная упаковка сока, например «Фруктовый сад» 0,2 л. Ведь чем красивее и удобнее будет упакован обед, тем охотнее все это съест ваш ребенок.

Новый рацион

Напомню самое главное, что нельзя забывать при формировании здорового рациона ребенка: малыш сознательно и подсознательно копирует поведение взрослых. Поэтому изменить рацион ребенка без смены собственных пищевых привычек вряд ли удастся. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Будьте во всем примером для своих детей, и вы не только увидите позитивные изменения в собственном самочувствии, но и во многом облегчите своему ребёнку жизнь в дальнейшем, ведь рациональное питание с детства – это залог крепкого здоровья.

27.06.2018 07:42:51

Часы: иконка
≈ 5 мин время прочтения

Содержание

  • 2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно

  • Как создать здоровые пищевые привычки ребенка

  • Как вызвать интерес к еде у ребенка

  • После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию

  • Как научить ребенка правильно вести себя за столом

  • Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом

2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно

Почему ребенок в 4 года не ест

Примерно с 2 до 4 лет многие дети отказываются от незнакомой еды, требуют одни и те же блюда каждый день.

Причины такого поведения могут быть разными.

1) Согласно одной из теорий, это нормальное поведение человека, имеющее эволюционные корни: новая еда могла означать опасность, поэтому у нас присутствует инстинкт отрицания незнакомой пищи. Как правило, он размывается к 4 – 5 годам, но иногда сохраняется и во взрослом возрасте.

2) Отказываясь от еды, ребенок заявляет свои права на собственный выбор и проверяет рамки возможного в общении со взрослым.

3) Ребенок не может сосредоточиться на еде, так как вокруг много отвлекающих факторов: игрушки, телевизор или что-то еще.

4) Малыш усвоил неправильные пищевые привычки, и его интерес к незнакомой еде угас: 

4.1. его могли кормить, когда он не был голоден; 

4.2. его торопили во время еды; 

4.3. его запугивали, если он плохо ел;

4.4. его слишком много уговаривали и развлекали во время еды; 

4.5. его оставляли одного во время трапезы;

4.6. его кормили с ложки, когда он хотел держать ее сам;

4.7. его кормили под мультики, песни или ролевые игры.

5) Иногда ребенок отказывается от еды, потому что ему не нравится текстура, цвет или запах продукта. У него могут храниться воспоминания о том, что его кормили тем же самым, когда он был болен.

Как создать здоровые пищевые привычки ребенка

Здоровые пищевые привычки у ребенка

У ребенка есть инстинкт, позволяющий выбирать ту пищу, которая ему необходима. Задача родителя — предложить маленькому гурману достаточный выбор здоровой и сбалансированной еды и создать окружение, которое настроит малыша на прием пищи.

Если вам действительно важно изменить пищевые привычки ребенка — выделите на это время, подготовьтесь к этому процессу и относитесь к нему как к серьезной работе. Однако будьте реалистами: малыш дошкольного возраста, как правило, не готов пробовать слишком много новой пищи, он «дорастет» до этого не раньше 4 – 5 лет. 

  • Дождитесь, пока ребенок сам попросит еды. Конечно, это на несколько дней внесет сумбур в ваш распорядок дня, но такая мера необходима для того, чтобы ваш маленький нехочуха начал с охотой есть.
  • Садитесь за стол вместе с ним. Если время обеда подошло, а малыш все еще не просит кушать, садитесь сами и начинайте с аппетитом есть. Телевизор, телефон и планшет сейчас отвлекать от еды не должны. Если ребенок захочет присоединиться к вам, усаживайте его рядом и покормите.
  • Ешьте всей семьей. Не меньше одного раза в день по будням и не меньше двух раз в выходные садитесь есть все вместе. Ребенок перенимает пищевые привычки у взрослых. Если его постоянно кормят в одиночестве, он не может разобраться, как нужно есть, как вести себя за столом, какой разной может быть пища.
  • Поощряйте его самостоятельность. Уже с 10 – 12 месяцев малыш готов есть ложкой сам. Теперь он самостоятельно решает, сколько принимать пищи, как и с какой скоростью, как долго жевать или сосать еду, наслаждаясь вкусом, нюхать и разглядывать содержимое тарелки.
  • Транслируйте ценность еды. Кладите небольшие порции, чтобы стимулировать ребенка просить добавку.
  • Не поощряйте малыша за еду, не обещайте ему мультики, сказку или игрушку за то, что он все съест. Еда сама по себе должна стать удовольствием для ребенка.
  • Предлагайте новую еду многократно: ребенку нужно привыкнуть к ней. Однако кладите этот незнакомый продукт не на тарелку малыша, а на стол, чтобы не вызвать протест. Не давайте ему сразу большое количество новой еды: достаточно одного кусочка.
  • Если вы хотите познакомить малыша с новыми продуктами, не готовьте пищу целиком из них: пусть в еде будут и знакомые ему ингредиенты.
  • Кладите в тарелку небольшое количество еды. Порция для ребенка равна половине взрослой.
  • Выбор еды не должен быть слишком большим. Не предлагайте малышу самому придумать, что он хочет на обед. Достаточно сказать, что его порция на столе.

Поначалу выполнение этих инструкций может сбить привычный режим вашего дня, но в результате малыш будет готов самостоятельно питаться за общим столом. Потерпите немного, и вы оцените, насколько это удобно — и для него, и для взрослых.

  • Не запрещайте полностью «вредные» продукты — иначе ребенок перестанет считать их едой и будет видеть в них недоступное удовольствие.
  • Не заставляйте малыша есть полезный продукт, от которого тот настойчиво отказывается, — он перестает воспринимать его как пищу. Как показывает исследование, 72 % людей, которых заставляли в детстве есть определенные полезные блюда, полностью исключили их из своего рациона во взрослой жизни.
  • Если вы заставили малыша есть против его воли, не хвалите его за то, что он «справился со своей задачей». Это приводит к неприятным последствиям: послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, и начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.

Как вызвать интерес к еде у ребенка

Как вызвать интерес у ребенка к еде

  • Как можно чаще вовлекайте ребенка в процесс приготовления пищи, покупки продуктов и детского питания в магазине, где он тоже может выбрать что-то по своему желанию. Малышу будет интересно попробовать еду, в покупке или создании которой он участвовал.
  • Если возможно, выращивайте овощи и фрукты на даче и привлекайте малыша к уходу за ними. Поможет и горшочек с зеленью, растущей на балконе.
  • Готовьте интересные и вкусные блюда вместе, украшайте их перед подачей.
  • Рассказывайте ребенку о том, чем полезны те или иные продукты и каким образом употребление различной пищи поможет ему быстрее бегать или стать сильнее.
  • Будьте образцом для подражания — не смотрите телевизор за едой.
  • Не уступайте, если ребенок просит сделать то одно, то другое блюдо, отказываясь от всего приготовленного. Если малыш действительно голоден, он съест то, что подают на стол.

После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию

Как объяснить ребенка, что лучше есть

Согласно данным исследований, ребенок начинает осознавать понятие «здоровая еда» в возрасте около 4 лет. Это происходит, только если родители объяснили ему, что это такое, причем как можно раньше, в 2 – 3 года, а то и в годик. И тогда уже в возрасте 4 – 5 лет дети могут самостоятельно делать «здоровый» выбор.

1) Подайте ребенку пример. Самым лучшим примером для малыша является его семья. Если мама хотя бы раз в несколько дней готовит вкусный здоровый ужин, папа приносит домой свежие фрукты и овощи, а бабушка показывает внучке, как варить суп, то ребенок получает навыки здорового пищевого поведения. 

2) Не кладите в еду много сахара или специй. Ребенок открывает естественный вкус каждого продукта и ощущает такие вкусовые оттенки, которые взрослый не способен различить. Конечно, со временем малыш должен знакомиться с самыми разными блюдами, но сейчас лучше избегать резких вкусов.

3) Присмотритесь к собственному рациону. Пусть семейная трапеза не будет плохим примером для юного гурмана. Привыкайте есть меньше жареного, больше блюд, приготовленных на пару или тушеных. Включайте в диету овощные и фруктовые салаты. Откажитесь от вредных полуфабрикатов и алкоголя. Старайтесь закупаться продовольствием не на месяц, а на неделю.

4) Готовьте вместе с детьми. Учите их мастерству приготовления любой еды — от каши до пирога. Пусть малыш всего лишь насыплет стаканчик муки в миску — этого уже будет достаточно для начала.

5) Придумывайте игры про еду. С помощью игры можно познакомить ребенка с тем, какие продукты полезны для него, а какие — нет. Вы можете придумать целый мир, в котором будут жить любопытные персонажи. Используйте свое воображение!

6) Пусть десертами станут только блюда из натуральных ингредиентов — фруктовые пюре и салаты, пудинги и т. д.

7) Не пугайте малыша категорическими запретами. Мягко объясняйте и старайтесь переключать внимание ребенка в те моменты, когда он слишком активно требует что-то вредное.

Как научить ребенка правильно вести себя за столом

Как объяснить ребенка, как вести себя за столом

Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?

  • Выработайте единую позицию. Чтобы изменить эту ситуацию, взрослым, включая бабушку, необходимо договориться о единых требованиях и общем подходе к воспитанию ребенка.
  • Среди договоренностей должны быть правила поведения за столом. Будут ли малыша кормить отдельно или он ест вместе со всеми? Как реагировать, если он пытается уйти из-за стола?
  • Важно показать ребенку семейные правила на собственном примере. Можно комбинировать разные подходы: завтрак, обед и полдник — в легком режиме, ужин — все вместе и в общении. В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше.
  • Совместные трапезы со взрослыми — важный ритуал, показывающий малышу его место в семейной иерархии. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, — это путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить. Но если ребенка включить в круг семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому.

Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом

Как объяснить ребенка, как вести себя за столом

  • Требуйте, чтобы ребенок сидел со всеми, но разрешите ему самому выбирать, чем питаться, из продуктов, представленных на столе.
  • Хотя бы один прием пищи в сутки сделайте общим, семейным, чтобы юный участник трапезы перенимал правила поведения за столом через подражание.
  • В выходные сделайте один общий прием пищи праздничным — пишите меню и готовьте вместе.
  • Введите слово-маркер окончания приема пищи. Например, выпускать малыша из-за стола тогда, когда он скажет «спасибо».
  • Не пускайте ребенка обратно за стол после слова-маркера.
  • Если малыш начинает капризничать за едой, ни в коем случае не уговаривайте его есть. Капризничает — значит наелся. Наелся — скажи «спасибо» и можешь быть свободен.
  • Если ребенок не может и не хочет сидеть со всеми за столом, дайте ему возможность есть в своем режиме, но те продукты, которые ему предложены.

Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые. 

Приятного аппетита вашему малышу!


Позитивное влияние родителей на предпочтения в еде — один из способов вырастить здорового ребенка. Дети учатся правильно питаться, во многом подражая взрослым. Пищевые привычки детей, привитые в первый год жизни, станут основой пищевого поведения в будущем.

— Анастасия Ивановна, роль питания в формировании пищевого поведения научно обоснована. В каком возрасте складываются пищевые предпочтения?

— Формирование пищевых привычек начинается задолго до рождения. На 7—8 неделе беременности у плода уже закладываются вкусовые способности. Первый вкус, который пробует ребенок, — это вкус околоплодных вод. Исследованиями подтверждено, что питание мамы во время беременности влияет на формирование пищевого интереса у ребенка: после будет проще вводить те или иные продукты в детский рацион с учетом того, что ела мама. Поэтому первый этап формирования правильных пищевых привычек — беременность.

— Что происходит на первом году жизни?

— Задача любой мамы — сформировать правильные пищевые привычки ребенка с детства. Чем раньше заложится привычка, тем она будет устойчивее и полезнее в дальнейшем. Мама будет знать, когда ребенок ест, а малыш — знать, когда он ест. Все будут прекрасно понимать, что и когда происходит. Основываемся на базовых физиологических потребностях — в еде в первую очередь. Потому что если мы не сформируем пищевые привычки у ребенка до года, после это будет проблематично.

Отсутствие правильных пищевых привычек может вылиться в отклонения в усвоении питательных веществ, а дальше — в недобор веса, отклонения в развитии. Все заинтересованы в том, чтобы малыши росли здоровыми, так что лучше заняться этим вопросом заранее.

— Что делать родителям, если они упустили момент и не занимались формированием правильных пищевых привычек у малыша?

— Ребенок бессознательно копирует привычки родителей в питании, ест те продукты, которые едят мама и папа. Ребенку можно ничего не объяснять: он делает то, что видит.

Если что-то не получилось, никогда не поздно заняться пищевыми привычками. Год — это еще не край, люди просят сформировать правильные пищевые привычки и в 16—17 лет, просто работа ведется на другом уровне. До года проще в игровой форме заложить правильные понятия, отследить режим, подстроившись под сон. Но вообще родители никогда не должны опускать руки.

— Как сформировать у детей правильные пищевые привычки? Какие правила приема еды должны быть в семье?

— Чтобы сформировать правильные пищевые привычки на первом году жизни, следует ориентироваться на режим питания. Конечно, все индивидуально и зависит от возраста, физиологических потребностей, но именно соблюдение режима питания закладывает правильные привычки.

  • Интервалы между приемами пищи в идеале выдерживать по 3,5—4 часа.
  • Качество еды. Важно следить за тем, чтобы ребенок принимал пищу по возрасту, придерживаться рекомендаций врачей по схеме и срокам введения прикорма. У ребенка в 4—5,5 месяца начинает проявляться пищевой интерес, поэтому он может взять со стола все что угодно. Но нужно стараться избегать запрещенных продуктов.
  • Количество еды. Желудок ребенка — это два его кулачка. Если ребенок съедает свою норму, для него этого достаточно.
  • Подражание. Показываем на личном примере — что едят родители, то и попробует ребенок. При отказе один и тот же продукт нужно предлагать несколько раз, приготовленным в разных видах.
  • Похвала ребенка должна быть уместной, не нужно захваливать малыша. Он понимает, что пища — это его базовая потребность. Если ребенок голоден, хвали — не хвали, он поест. Поэтому можно дать ему попробовать новый продукт и понять, нравится малышу такая еда или нет. Если он не хотел, но попробовал, в этот момент стоит его похвалить и поддержать. Иначе получится, что мама хвалит дитя, потому что оно ест.
  • Запрет на «хорошее» и «плохое». Не следует готовить ребенка к тому, что питание может нанести вред (так же с уколами — не стоит настраивать, что это больно), делить продукты на хорошие и плохие (съешь кабачок и получишь сладкое). Ребенок должен понимать, что еда — это еда. Родители решают, чем питаться, предлагая продукты на выбор, а ребенок решает, хочет он их или нет.

— Как определить, наелся ли ребенок, и нужно ли беспокоиться, если он оказывается от еды?

— Сейчас много информации об интуитивном питании — оно означает, что дети съедают столько, сколько им нужно, и то, что им нужно (белки, жиры, углеводы) в зависимости от возраста. Например, при увеличении двигательной активности ребенок употребляет больше белка. В период болезни организм все силы бросает на защиту, работу иммунной системы, и малыш ест меньше. Когда ребенок лежит с температурой, проще закрыть глаза на питание не по режиму или на то, что он ест не тот продукт, который вы хотели ему дать. Пища должна поддерживать силы. Ребенок сам поймет, что наелся.


Случай из практики. Ребенок все время просил мясо. Это необходимый белок для энергии, но ограниченный рацион с точки зрения витаминов. Малыш увлекающийся и очень подвижный мог заиграться, долго не есть, а потом срочно восполнить потребности растущего организма именно белком, а не сладостями.

Что было сделано: ребенку снизили физическую активность, поработали над его правильным рационом, сбалансировали питание по белкам, жирам, углеводам. Через месяц он перестал просить только мясо, поскольку организм почувствовал, что энергию можно брать из других видов пищи.

Родителям стоит беспокоиться, когда ребенок недобирает вес. При недоборе могут не усваиваться нутриенты, нарушаться работа не только желудочно-кишечного тракта, но и всего организма, который недополучает питательных веществ.

— Анастасия Ивановна, можно ли замотивировать детей есть здоровую пищу поощрением в виде сладостей? И отличается ли роль десерта и лакомства в мотивации?

— Десерт принимается после основного приема пищи. И это может быть не только сладкое, но и любимый продукт ребенка (например, фруктово-творожное пюре от МАМАКО®), и не обязательно полная порция. Сладость дается в любое время суток, но в качестве перекуса.

Каждая семья решает для себя, давать сладости между приемами пищи или нет. Важно умение общаться и договариваться с ребенком. Если мама разрешает сладкое, то папа, бабушки и дедушки должны ее поддержать. Если сладости запрещены, то можно договориться, что после еды будет десерт. Ребенок на бессознательном уровне учитывает эту договоренность.

— Уговоры помогают ребенку войти во вкус?

— Родители всячески воздействуют на ребенка, чтобы он ел. Недавнее исследование показало, что малыш скорее поест при просмотре мультиков, а также если родители пообещают что-то за еду или, наоборот, запретят в случае, если он не поест.

Но важно больше общаться, понимать возрастные особенности ребенка. Так, подросток скорее услышит своего друга, чем маму. Ребенок до года послушает родителей — что ему говорят, на то он и ориентируется. Поэтому в первую очередь родители должны сами определиться, какого режима придерживаться.

— У некоторых родителей не получается воспитывать адекватное пищевое поведение и они принуждают ребенка есть — это норма или невольная ошибка взрослых?

— О том, что ребенка нельзя кормить насильно, говорят многие гастроэнтерологи. Больше 80 % детей, которых родители заставляли есть или доедать порции пищи, потом получали диагноз — «школьный» гастрит. Принуждение и психологическое давление недопустимы — если ребенок не хочет есть, он имеет право отказаться. А вот когда ребенок отказывается от того, что ему дают, с ним надо договариваться.

Формирование правильного рациона питания — физиологичный процесс, так же как сон или прогулка, и его нужно просто наладить. Не стоит вдаваться в панику, если ребенок чего-то не съел: от пропуска одного приема пищи еще ни один человек не пострадал. Малыш не останется голодным и найдет, что поесть. Задача родителей — сделать так, чтобы на его пути попадалась правильная пища.

Кроме того, частая ошибка родителей — задабривание и поощрение сладостями после основных блюд. Можно разрешать сладкое, но дозированно. Такая мотивация условно делит продукты на вкусные и невкусные. У ребенка возникнет вопрос, надо ли есть невкусное. Поэтому мотивация конфетой не работает, так же как мотивация страхом. Лучше всего самомотивация. Задача родителей — заинтересовать ребенка и дать ему понять, что если он голоден, то лучше поесть, чтобы быть сытым.

— В каких случаях ребенка нужно показать врачу?

— Недобор веса, аллергические реакции и неприятие организмом какого-то продукта — повод обратиться за помощью к педиатру, диетологу или гастроэнтерологу. Дневник питания поможет следить за рационом и лучше понять причину нежелательных реакций.

Период до года — время, когда мама каждый день должна держать руку на пульсе. В эти месяцы происходит самый большой скачок в развитии ребенка, каждый день для него — открытие и, возможно, новый шаг в формировании правильных пищевых привычек. У ребенка должны быть режим питания, понимание чувства голода, необходимости вовремя поесть и ощущение сытости. Родители могут положительно влиять на пищевые привычки детей — для этого нужно активно принимать участие в их питании. Но старайтесь не переусердствовать.

* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения. Товар сертифицирован.

Неправильное пищевое поведение родом из детства

Детский возраст – период, когда человек формируется, как личность, изучает мир, обрастает привычками. От того, насколько ребенка научат отличать правильное от неправильного, думать и принимать решения, во многом будет зависеть успех в жизни. Пищевые привычки не исключение из правил. Они формируются в возрасте 4-10 лет, когда ребенок расставляет приоритеты в пище и создаёт собственную пищевую цепочку на основании вкусовых предпочтений.

Свыше 60% пищевых привычек переходит из детской жизни во взрослую, и более половины из них вредны и даже опасны.

Вредные пищевые привычки из детства, которые не дают покоя во взрослой жизни

  1. Вкусно — невкусно. Пища — источник удовольствий, который является одним из главных в жизни, и он требует насыщения. Как правило, большинство вкусных продуктов являются усилителями вкуса, в основе которых присутствуют соль, сахар, пряности. Усилители меняют истинный вкус продукта, раздражают вкусовые рецепторы, требует ещё пищи. В число самых опасных усилителей вкуса входят сладости, фаст-фуд, жареная пища, газированные напитки, пиво. По-настоящему полезная пища не имеет выраженного вкуса и быстро насыщает, ее не хочется есть много и часто. Например, творог, греча, овсяные хлопья, яйца, куриное филе.
  2. Еда на ходу. В детстве мы часто перекусываем или питаемся от раза к разу, потому что жизнь динамична, насыщена событиями, играми, а метаболизм скоротечен. С возрастом ситуация меняется: времени мало, мы спешим и ленимся, меняем биологический ритм под себя. Это чревато неровными приемами пищи от раза к разу, перееданием или голоданием. Ещё одна опасность еды на ходу — это употребление готовых продуктов вроде еды быстрого приготовления, которая употребляется всухомятку, второпях. Она быстро насыщает, а через пару часов снова приходит голод.
  3. Обильная трапеза. В детстве нас учили есть первое, второе. За маму, папу, бабушку. Тогда это было оправданно: растущий организм, активный метаболизм. Калории не накапливались, а сжигались. Во взрослой жизни все наоборот: низкая суточная активность, нарушенный метаболизм, приступы лени. Количество поступающих калорий должно быть четко обозначено, а режим приема пищи выверен по времени. Кушать нужно по потребностям, а не про запас.
  4. Синдром саранчи. Детям свойственно есть все подряд и легко перескакивать с одного типа пищи на другой. Например, суп, а потом шоколад. Или мороженое, а потом колбаса. Всеядность играет с человеком злую шутку: замедляется переваривание пищи, происходит гниение и брожение еды в желудке. Возникает метеоризм, болевые синдромы, чувство постоянной тяжести и дискомфорта. Взрослый человек должен питаться дробно и не смешивать плохо сочетаемые продукты, которые тормозят переваривание. Например, мясо и хлеб, молочные продукты и сладкое, разные виды белка.

Чем дольше человек следует устоявшимся пищевым привычкам, тем сложнее сказать нет неправильному питанию и изменить свое отношение к пище. Это приводит к нарушению пищеварения, появлению проблем со здоровьем, неконтролируемому увеличению массы тела.

Как питаться правильно и искоренить неправильное пищевое поведение родом из детства?

  • ● Попробуйте планомерно и направленно изменить рацион питания, порядок приема пищи. Не нужно бросаться в крайности и пытаться разрешить проблему сразу и кардинально. Это приводит к срыву, депрессии. Попробуйте вывести из рациона несколько продуктов-наркотиков или уменьшить их потребление. Введите 2-3 нейтральных продукта и парочку новых для ежедневного меню. Сладкое замените на фрукты, колбасу на мясо, жареное на пареное, фаст-фуд на орехи.
  • ● Принимайте пищу по часам. 4-5 разовое питание — оптимальный вариант, чтобы начать питаться правильно и не испытывать голода. Порции должны быть примерно одинаковыми, нельзя пропускать приемы пищи или сдвигать их. Если питаться в одно и то же время регулярно, организм легко приспособится к такому режиму, и чувство дискомфорта исчезнет.
  • ● Ведите пищевой дневник. Считайте калории, составляйте таблицы совместимости продуктов, дорабатывайте и расширяйте меню. Это интересно и практично. Всего за пару месяцев получится выявить свои слабые и сильные стороны, что поможет изменить текущие вредные пищевые привычки на полезные и взглянуть на еду под другим углом зрения.
  • ● Ставьте перед собой конкретные цели. Когда есть к чему стремиться, изменения закрепляются и не воспринимаются так болезненно. Например, сбросить 3-4 килограмма, вернуть упругость животу, нормализовать сон и пищеварение. Самое сложное — это старт, потому что нужно себя мотивировать и превозмогать. Стоит втянуться и дальше все пойдет, как по накатанной дороге.

Неправильное пищевое поведение родом из детства корректируется. Понадобится время, чтобы избавиться от пагубных пристрастий и начать рассматривать пищу, как источник энергии, а не удовольствий. Начните с малого, и процесс пойдет. Главное, осознать, что проблема присутствует, и с ней нужно бороться. Никогда не поздно измениться и стать лучше.

30-дневная мультипрограмма «АнтиВес»

В медицинском центре «БАГЕНА мед» внедрен новаторский подход по лечению ожирения и избыточного веса. Имеет место совмещение двух параметров — эффективное лечение ожирения и мощное…

Цена: 300 BYN

Сопровождение диетолога

Наши специалисты подберут рациональное, сбалансированное питание с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей организма пациента…

Цена: 220 BYN

Медицинский центр БагенаМед — это

В системе Монтессори вопросам самостоятельности и гармоничного развития детей уделяется особое внимание. Самостоятельное и здоровое питание – это важный элемент развития малышей с самого раннего возраста. Уже с момента первых прикормов мы задаем детям принципы питания, которых они будут придерживаться и в сознательной жизни. Наш осознанный и креативный подход позволит им приобрести здоровые привычки. Давайте же разберемся, как научить ребенка самостоятельно и правильно питаться.

Культура питания в жизни людей

В современном мире еда – это не только способ удовлетворения базовых потребностей в питательных элементах, но и средство коммуникации. Семейные праздники не обходятся без праздничных ужинов, деловые встречи часто включают в себя обед с партнерами по бизнесу, даже дружеские встречи мы часто организуем в кафе, а в путешествиях непременно пробуем блюда национальной кухни.

Будничные приемы пищи тоже несут в себе и коммуникативную функцию: совместный завтрак служит началом дня для всех членов семьи, а за ужином все обмениваются новостями и планами на будущее.

Семейные традиции приемов пищи – это основа, которую должен выучить ребенок, поэтому важно познакомить малыша с ними и позволить ему принимать участие в этих традициях наравне со всеми.

Так, если в семье принято ужинать вместе, то и малыш с самого маленького должен иметь возможность сидеть за общим столом, если утром все завтракают самостоятельно, то и у ребенка должен быть доступ к самостоятельному приготовлению пищи.

То же верно и для рациона: ребенок никогда не захочет кушать брокколи, пока видит у старших на тарелке картошку фри, и, наоборот, скорее всего не будет обращать внимание на фастфуд, если у взрослых он не вызывает бурю эмоций. Конечно, никто не предлагает переводить папу на детское пюре или заставлять старшего брата завтракать молочной смесью, скорее наоборот, важно, чтобы ребенок мог кушать то же, что и взрослые: уже в 8-10 месяцев малыш может кушать овощи с общего стола, некоторые крупы и фрукты, а с взрослением количество доступных продуктов увеличивается. Заручившись поддержкой педиатра всегда можно придумать меню, которое устроит всю семью.

Учимся использовать ложку и стакан

Обычно к моменту первого кормления с ложки малыш уже умеет держать в руке предметы и неплохо манипулирует ими. Этого достаточно для того, чтобы начать обучение самостоятельному кормлению.

Организуем пространство для кормления

Ни один навык не осваивается людьми без ошибок и неудач. Использование ложки и стакана не исключение, поэтому родителям стоит проявить терпение, ведь сперва содержимое ложки будет чаще оказываться на полу, чем во рту крохи. Чтобы процесс обучения проходил легче, нужно заранее к нему подготовиться:

  • Под стульчик для кормления положите пластиковый коврик или застелите пол плотной клеенкой,

  • Убедитесь, что ребенку удобно сидеть, поза не вызывает дискомфорта,

  • Подготовьте малышу приборы удобных размеров,

  • Приобретите удобную посуду.

Стаканы-непроливайки и пластиковые тарелочки нельзя назвать полезными для детей: с должной долей родительской помощи ребенок может сразу научиться аккуратно обращаться с предметами и принимать пищу из керамической и стеклянной посуды детского размера, в то время как со специальными тарелками и стаканами падающие со стола предметы и разлитые напитки будут преследовать вас еще долгое время.

Во время кормления ребенку можно давать вторую ложку. Пусть малыш и получит основное количество еды с помощью ложки, которой орудует мама, собственная ложка важна потому, что позволяет крохе неспешно постигать науку самостоятельного приема пищи.

Корректируем ошибки правильно

Первое время малыш будет использовать ложку всеми возможными способами. Она будет переворачиваться, падать, не попадать в рот, или еда будет падать с неё обратно в тарелку. Разумеется, ребенку можно и нужно указывать на ошибки, но главное сохранять позитивный настрой и не дергать малыша слишком часто. Помните, рано или поздно все дети начинают пользоваться столовыми приборами правильно.

Обычно малыши часто хватают еду руками. Не стоит пресекать такие попытки, так как они являются признаками растущей самостоятельности ребенка. В такие моменты лучше мягко показать, как ту же самую пищу можно легко подцепить с помощью ложки, или предложить малышу вилку.

Разнообразная по консистенции и структуре еда не только служит основой здорового рациона малыша, но и помогает быстрее понять, как используются столовые приборы с разными типами продуктов. Не бойтесь давать малышу возможность проверять разные способы.

Питаемся за общим столом

Как мы уже писали, освоение семейных традиций приема пищи является очень важным: через подражание старшим дети учатся выбирать продукты, использовать столовые приборы и правильно вести себя за столом. Поэтому участие в совместном приеме пищи необходимо для ребенка.

Организуем здоровую обстановку

Часто, когда мы кормим малыша отдельно, мы включаем ему мультики, отвлекаем его чтением стишков и другими способами буквально обманом запихиваем еду в рот. Это не позволяет ребенку познакомиться с собственными чувствами голода и насыщения, различать вкус и текстуру пищи. Кормление за общим столом смещает фокус внимания мамы с ребенка, распределяя его на всех членов семьи, поэтому у малыша есть больше возможности самостоятельно отрегулировать состав и объем порции.

Даже взрослые, которые привыкли принимать пищу под телевизор или уткнувшись в смартфон, чаще переедают и имеют проблемы с пищеварением. Поэтому всем членам семьи имеет смысл отказаться от использования любых девайсов во время приема пищи и больше сосредоточиться на самой еде и на общении с близкими.

Создаём выбор блюд

Разнообразный рацион жизненно необходим не только детям, но и взрослым. Готовка для всей семьи и совместный прием пищи позволяет каждому выбрать еду и объем порции по настроению и вкусовым предпочтениям. Так, сегодня в обед старший съест больше супа, а младший больше овощей, а завтра ситуация поменяется. Не стоит заставлять ребенка есть конкретные блюда, у него всегда должны быть альтернативы.

Такой подход работает даже с самыми маленькими детьми. Малыш может выбрать какой овощ из тарелки он хочет взять или сделать выбор в пользу хлеба.

Свобода в выборе состава и объема порции при наличии нескольких блюд позволяет ребенку быть более чутким к потребностям своего организма, пусть вам даже кажется, что малыш не съел нужный объем еды, каждый день ситуация может меняться. Если же ребенок стабильно отказывается от еды и сильно теряет в весе, следует обратиться ко врачу и проверить здоровье крохи.

Планируем семейный рацион

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок питался правильной пищей, вам необходимо перевести на здоровое питание всю семью. К счастью, выбор продуктов и специй в современных супермаркетах позволяет создавать блюда, соответствующие вкусовым предпочтениям всех членов семьи. А невероятное количество книг рецептов и кулинарных блогов позволяет сделать меню разнообразным.

Планируем семейный рацион

Если вы понимаете, что на данный момент ваш рацион нельзя назвать здоровым, не спешите покупать коробку брокколи и забивать морозилку куриными грудками. Резкая смена рациона скорее приведет к семейным разладам, чем станет ключом к изменениям. Переход должен происходить постепенно: проанализируйте предпочтения близких, попробуйте найти замены привычным продуктам из холодильника, а главное запаситесь терпением.

Подключаем ребенка к приготовлению пищи и уборке на кухне

Уже буквально с возраста 1,5-2 лет малышей можно активно подключать к процессу приготовления пищи и уборке на кухне. Самые маленькие учатся полоскать в воде овощи и посуду, перемешивать салат из огурцов и помидоров, вытирать воду и множеству других полезных навыков, а сфера их возможностей растет вместе с ними.

Во время приготовления пищи у детей активно стимулируются все органы чувств: они видят разные продукты, могу потрогать их, ощутить их запах и вкус. Малыши учатся манипулировать предметами и прогнозируют последствия своих действий. Это прекрасно развивает их мышление и память.

Готовка также улучшает аппетит детей и интерес к еде, а это делает процесс знакомства ребенка с новыми блюдами значительно легче.

Возникающие во время готовки и уборки ошибки, например, пролитая вода и рассыпанная по полу крупа, при должном участии родителей позволяет малышу замечать ошибки и находить способы их исправления, что критически важно для гармоничного развития ребенка. Так, мама помогает малышу заметить ошибку и вовремя подсказывает способ решения, например, передаёт тряпку или веник с совком.

Организуем пространство кухни

Следует помнить, что для того, чтобы ребенок мог проявлять самостоятельность и осознанность в питании, у него должна быть удобная рабочая зона и доступ к продуктам, которые он может использовать без посторонней помощи. Организация самостоятельных перекусов важна для детей: легкие для приготовления снеки позволяют детям скорректировать объем пищи в течение дня, не прибегая к помощи взрослых.

Возможно вы сразу представили, как ваши дети целый день корректируют свой рацион с помощью конфет и чипсов, но ведь они могут съесть только то, что доступно дома, не так ли?

Ниже приведены полезные советы по организации кухни и холодильника для самостоятельного питания детей:

  • Заполните кухню полезной едой. Дети не будут есть конфеты целый день, если конфет дома нет. Четкой грани между полезной и вредной пищей не могут провести даже врачи, поэтому полный список «разрешенных» дома продуктов создается индивидуально, но необходимость овощей в этом списке не вызывает сомнений.

  • Подготовьте продукты. По возвращению из супермаркета потратьте 30 минут и вымойте и нарежьте овощи так, чтобы дети могли самостоятельно их использовать. Морковь можно нарезать палочками, порезать кружочками огурцы и помидоры. Овощи не завянут в течение пары дней, если хранить их в небольших пищевых контейнерах. Также можно оставить в контейнере домашние тефтели и другие блюда, не требующие разогрева.

  • Расположите продукты в зоне досягаемости детей. Расположите разрешенные продукты на нижних полках холодильника в контейнерах с удобной крышкой. Также в доступе у малыша всегда должна быть питьевая вода.

  • Убедитесь, что у детей есть необходимая посуда и рабочее место. Можно организовать небольшой шкаф с простейшей посудой для детей: тарелки разной глубины, столовые приборы, чашки, детям постарше можно со временем доверить нож. Также для приготовления перекуса им нужно рабочее пространство удобной высоты: можно организовать небольшой журнальный столик и позаботится о подставке для ног.

Выводы

Развитие здоровых пищевых привычек с раннего возраста позволяет ребенку никогда не встречаться с проблемами лишнего веса и нарушениями работы пищеварительной системы и во взрослом возрасте. Так как прием пищи связан не только с удовлетворением голода, но и с общением, пищевые привычки в первую очередь зависят от семьи. Следование принципам правильного питания и предоставление детям возможности в должной мере влиять на свой рацион позволяет малышам развить внимание к своему телу и его потребностям, а включение ребенка в процесс готовки пищи является целой программой по развитию познавательных и коммуникативных способностей малыша.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Как изменить пищевые привычки навсегда
  • Как изменить пищевые привычки для похудения психология
  • Как изменить пищевое поведение чтобы похудеть
  • Как изменить пищевое поведение советы психолога
  • Как изменить пищевое поведение ребенка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии