Если изменились лимиты бюджетных обязательств или в результате закупок образовалась экономия, заказчики меняют план-график. Изменить нужно не только бумажную версию, но и электронный план в Единой информационной системе. Если не внести изменения, организации и контрактному управляющему грозит штраф.
Как вносят изменения в план-график
Закупочная деятельность заказчика базируется на согласованном, прошедшем контроль и опубликованном плане-графике. Плановые документы публикуются в течение 10 дней после доведения заказчику лимитов бюджетных обязательств (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).
У заказчика нет возможности предвидеть все обстоятельства расчетного года при первоначальном планировании. Но нормы ФЗ 44 и функции ЕИС позволяют вносить корректировки в плановую документацию в течение года.
Правила составления, ведения и внесения изменений в ПГ закреплены в Постановлении Правительства № 1279 от 30.09.2019. В п. 6 Постановления № 1279 указано, можно ли внести изменения в план-график 2021 года в 2022 году, — нет, в плановых документах учитываются показатели финансирования текущего года и двух плановых периодов. Прошлые периоды затрагивать нельзя.
Основания для корректировок рабочего плана-графика таковы (ч. 8 ст. 16 44-ФЗ, п. 22 Постановления № 1279):
- изменение финансирования, доведенных ЛБО;
- уточнение требований к товарам, работам и услугам (ст. 19 44-ФЗ);
- реализация решения, которое приняли по итогам обязательного общественного обсуждения, — отмена или корректировка заказа;
- перераспределение экономии;
- признание закупки несостоявшейся;
- предписание контролирующих органов;
- расторжение госконтракта.
В Постановлении № 1279 разъясняется, как исправить позицию в плане-графике: изменить сведения по позиции, сохранить документ, отправить на контроль и после этого разместить в ЕИС новую редакцию.
Каковы сроки для внесения изменений
По правилам 44-ФЗ (ч. 9 ст. 16), изменения в план-график по 44-ФЗ вносятся не позднее одного дня до:
- публикации извещения;
- направления приглашения участнику закупки;
- заключения контракта с единственным поставщиком.
Исключения — заказы по ст. 82 44-ФЗ на оказание гуманитарной помощи или при ликвидации последствий ЧС. В этом случае извещение публикуют в день внесения изменений (п. 23 Постановления № 1279).
В Постановлении Правительства № 1279 сказано, через сколько вносить изменения после согласования с ГРБС, — это необходимо сделать в день согласования корректировок. Датой внесения корректировок является день их утверждения (п. 24 Постановления № 1279).
ВАЖНО!
При заключении контракта с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ вносите коррективы в план-график не позднее дня подписания соглашения.
Инструкция, как изменить план в ЕИС
Актуальная пошаговая инструкция, как внести изменения в план-график по 44-ФЗ в 2022 году:
Шаг 1. Заходим на официальный сайт ЕИС и авторизуемся в личном кабинете.
Шаг 2. Выбираем раздел планов-графиков.
Шаг 3. Находим рабочий документ планирования: порядок внесения изменений в план-график по 44-ФЗ утвержден в Постановлении Правительства № 1279. Нажимаем на план правой кнопкой мыши и выбираем нужное действие — изменить.
Шаг 4. Переходим к позициям действующего плана-графика. Выбираем ту, которая требует корректировки, и изменяем ее.
Шаг 5. Проверяем сведения позиции. Если требуется изменить финансирование, то вносим правильную сумму и в блок планируемых платежей, и в разбивку по КВР.
Шаг 6. Проверяем новые суммы и сохраняем.
Шаг 7. Вносим обоснование изменений. Это обязательный пункт: без указания причины корректировок и их описания план-график не пройдет финансовый контроль. Обоснование выбираем из предложенных вариантов, пояснения вписываем вручную. Завершаем процедуру.
Сохраняем документ и передаем на контроль. После проверки в системе появится новая версия документа планирования.
Как указать экономию
В Постановлении Правительства № 1279 указано, можно ли менять план-график прошлого года, — нет, коррективы вносятся только в текущий год и плановые периоды. Если у заказчика образовалась экономия под конец прошлого года, ее нельзя перераспределять на закупки нового периода. Оставшиеся деньги следует вернуть в бюджет.
Если экономия образовалась в текущем периоде, измените план-график и перераспределите средства в соответствии с нуждами организации-заказчика. Покажем пошагово, как внести изменения в план-график на сайте госзакупок по 44-ФЗ в связи с образовавшейся экономией:
- Скорректировать объемы финансирования по заказу с экономией.
- Добавить новую закупку или увеличить финансирование и объемы поставки по одному из введенных заказов.
- В пояснениях указать причину — образовавшаяся экономия или увеличение финансового обеспечения.
Как отразить несостоявшуюся закупку
С несостоявшейся закупкой действуйте по аналогии с перераспределением экономии. Внесите изменение в плановую позицию и обоснуйте причину коррективов. В руководстве пользователя ЕИС сказано, что написать в обоснование внесения изменений в план-график 44-ФЗ: определение поставщика признано несостоявшимся. В пояснении укажите конкретную причину перераспределения средств от несостоявшейся закупки.
После несостоявшейся конкурентной процедуры меняют условия заказа, финансирование и другие характеристики. Это и укажите в письменном пояснении.
Если планируете провести повторный тендер на тех же условиях, вносить коррективы в план-график не требуется.
Как составить приказ об изменениях
Приказ о коррективах необязателен: таких требований нет ни в ФЗ 44, ни в Постановлении № 1279. Но если заказчик изменяет план-график только после распоряжения руководителя, то составьте приказ в свободной форме. Вот пример:
Какова административная ответственность за нарушения
В ч. 9 ст. 16 44-ФЗ закреплено: внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до публикации извещения о закупке. Если заказчик нарушил этот срок, его ожидает административная ответственность и штраф.
Размеры штрафа таковы:
- за неразмещенную новую версию ПГ — 50 000 рублей на должностное лицо и 500 000 рублей — на организацию (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ);
- за нарушение срока публикации ПГ — от 5000 до 30 000 рублей на должностное лицо (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
- за невнесение изменений в ПГ — 30 000 рублей на должностное лицо (ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ).
ВАЖНО!
Новый порядок, установленный ст. 16 44-ФЗ, допускает публикацию извещений и направление предложений на участие в закрытой закупке раньше установленного срока.
Об авторе этой статьи
- Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
Бюджетные учреждения обязаны планировать все свои расходы. Затраты на закупочную деятельность — не исключение: прежде чем приступить к торгам, нужно утвердить план финансово-хозяйственной деятельности и опубликовать план-график закупок. Форму и порядок подготовки ПФХД на 2023 год изменили.
Для чего в закупках используют ПФХД
План финансово-хозяйственной деятельности — это базовый документ, по которому работают бюджетные и автономные учреждения. Казенные организации ПФХД не составляют, для них основным документом является бюджетная смета.
Подробнее:
- как связаны план-график по 44-ФЗ и план ФХД;
- формируем бюджетную смету учреждения в системе «Электронный бюджет».
В ПФХД учреждения планируют бюджет на текущий год и двухлетний плановый период. В плане указывают доходы и расходы по всем направлениям, которые связаны с деятельностью организации. На основании плана ФХД бюджетные и автономные заказчики планируют закупочную деятельность.
По нормам Федеральной контрактной системы, заказчик не вправе проводить закупку, если она не включена в план-график (ст. 16 44-ФЗ). Заказчики ежегодно разрабатывают план-график закупок — после получения объема прав в денежном выражении или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности. То есть планирование бюджета по плану ФХД — это основа планирования закупок по плану-графику. Но прикрепление ПФХД к плану-графику необязательно: финансовые органы контролируют плановые показатели по информации из государственной информационной системы «Электронный бюджет» (ч. 5 ст. 99 44-ФЗ).
Планы-графики утверждают в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ, п. 12 порядка, утв. ПП РФ № 1279 от 30.09.2019). График утверждает руководитель организации или другое ответственное лицо, подписав документ усиленной квалифицированной электронной подписью.
Изменения вносятся по аналогии. Сначала меняют ПФХД, а после утверждения новой редакции плана корректируют и график торгов.
Приведем пример: 15 ноября 2022 года утвердили ПФХД, какого числа нужно внести изменения в план-график закупок — изменения вносят в течение 10 рабочих дней. То есть скорректированный план-график надо утвердить и опубликовать до 28 ноября 2022 года.
Закупки по 223-ФЗ тоже требуют планирования. Но план-график по приносящей доход деятельности (внебюджетных средств) бюджетные и автономные заказчики не составляют. Торги по 223-ФЗ проводят на основании планов закупки. ПЗ тоже разрабатывают по ПФХД, но они не так строго связаны, как плановая документация по 44-ФЗ. Федеральная контрактная система требует полного соответствия ПФХД и ПГ, а вот 223-ФЗ допускает отклонения плана ФХД и локальных программ функционирования организаций от ПЗ.
Порядок планирования по 223-ФЗ организации описывают в локальных положениях о закупке. К примеру, многие заказчики планируют торги по 223-ФЗ до утверждения ПФХД, а затем вносят необходимые изменения в ПЗ (п. 5, 6 правил из ПП РФ № 932 от 17.09.2012). Главное — успеть разместить ПЗ на очередной год до 31 декабря текущего, иначе заказчик утратит возможность работы по 223-ФЗ.
Как изменились планы ФХД на 2023 год
Форма и порядок составления ПФХД зависит от типа учреждения:
- федеральные бюджетные и автономные учреждения составляют планы финансово-хозяйственной деятельности по нормам Приказа Минфина № 168н от 17.08.2020;
- государственные и муниципальные учреждения работают с планами ФХД из Приказа Минфина № 186н от 31.08.2018.
В оба этих приказа внесли изменения. С планирования на 2023 г. и плановый период 2024-2025 гг. придется работать по новым правилам.
Вот как изменили порядок № 186н для государственных и муниципальных учреждений (Приказы Минфина № 92н от 08.06.2022, № 128н от 25.08.2022):
- появилась строка для отражения КВР 880 «Специальные расходы»;
- изменения показателей поступлений на очередной год и плановый период более чем на 20%, по сравнению с отчетным, необходимо обосновывать. Подведомственное учреждение готовит письменные разъяснения причин таких изменений;
- ПФХД необходимо утвердить до начала очередного года. Конкретный срок установит учредитель;
- новое правило для бюджетников: если на последнюю отчетную дату в бухгалтерской отчетности есть просрочка по кредиторской задолженности, план и его изменения утверждает только учредитель. Для автономных учреждений такого требования нет;
- необходимо уточнять размер принятых и неисполненных обязательств на начало года, если заказчик готовит обоснования по выплатам после утверждения годовой отчетности;
- еще одно изменение — в отчете об исполнении ПФХД в 2022 году: до конца 2024 года ПФХД, отчеты о результатах деятельности и об использовании имущества не публикуют на сайте www.bus.gov.ru. Но план ФХД и отчеты все равно надо отправлять Казначейству через этот сайт.
А вот какие изменения в порядке № 168н необходимо учитывать федеральным бюджетным и автономным учреждениям (Приказ Минфина № 136н от 07.09.2022):
- в обновленную форму плана внесли строку с КВР 880 и подготовили шаблон обоснований выплат по этому коду;
- при составлении плана ФХД на 2023 год (и следующие периоды) учреждения сразу формируют сведения о ежемесячных поступлениях и выплатах. Если меняют утвержденные показатели без корректировки обоснований, сведения необходимо уточнить. Раньше эти сведения впервые формировали только при исправлении плановых показателей;
- срок подготовки проекта плана финансово-хозяйственной деятельности и изменения утвержденных показателей определяют учредители. Они вправе ориентироваться на дату, когда доводят сведения об объемах финансирования из бюджета. А вышестоящим органам теперь необязательно формировать для этого проекты госзаданий и соглашений о субсидиях;
- учредители устанавливают срок утверждения ПФХД независимо от даты заключения соглашения о субсидиях. Но утвердить плановый документ необходимо до начала очередного финансового года;
- подведомственные учреждения смогут больше не утверждать проект плана с учредителем;
- скорректировали некоторые рекомендуемые формы обоснований (расчетов). В шаблон по доходам добавили справочные таблицы, в которых надо рассчитать процент изменения показателей по сравнению с отчетным годом. Это связано с необходимостью пояснять значительные отклонения.
Одно из ключевых изменений — временная отмена обязанности публиковать планы на сайте bus.gov.ru. И хотя план ФХД, изменения ПФХД в плане-графике закупок в «Электронном бюджете» на 2022 год надо отправлять в Казначейство еще и через этот сайт, публиковать в открытом доступе плановые документы и отчеты о результатах деятельности и об использовании имущества в период с 14.07.2022 по 31.12.2024 не станут. Плановая документация хранится в закрытом доступе и используется при контроле за закупками (письмо Минфина № 09-07-06/94470, Казначейства России № 07-04-05/13-23771 от 30.09.2022).
Но некоторые отраслевые законы требуют размещать ПФХД на сайтах учреждений. Никаких изменений по этому вопросу не вносили. Минфин разъясняет, нужны ли все изменения ПФХД на сайте образовательной организации — да, учреждения образования и культуры по-прежнему публикуют документы планирования на своих официальных сайтах (письмо Минфина № 02-15-10/98363 от 11.10.2022).
Как изменения в ПФХД повлияют на закупки
А теперь разберем изменения в ПФХД на практике. При подготовке плана ФХД учреждение обосновывает поступления и расходы, оформляя специальные обоснования (расчеты) плановых показателей по рекомендованным формам (Приказ Минфина № 168н). Для закупочной деятельности разработали специальную форму обоснования.
В обосновании учитываются расходы на закупочную деятельность на очередной год и плановый период, дебиторская и кредиторская задолженность на начало и на конец года. А по новым правилам, если на конец года (последнюю отчетную дату) есть просроченная кредиторская задолженность (неоплаченные обязательства по контрактам), ПФХД такого заказчика утверждает только его учредитель. Учтите это новшество и постарайтесь расплатиться по долгам до того, как наступит срок утверждения документов планирования.
Напоминаем, что формы ПФХД и обоснований (расчетов) к нему носят рекомендательный характер. При необходимости, в них вносят изменения. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ и услуг отражают в разделе 2 ПФХД построчно — каждому виду заказа соответствует отдельная строка. Вот как добавить строку в ПФХД в прочую закупку товаров, работ и услуг — добавьте новую строку в экселевском файле планового документа нажатием правой кнопки мыши. Если надо добавить заказ по 44-ФЗ, добавьте строку в п. 1.3.1, если по 223-ФЗ — в п. 1.3.2.
Еще одно новое правило — нельзя, чтобы показатели плана по выплатам после их изменения превышали объем плановых поступлений с учетом остатка на начало года. Это означает, что поступления всегда больше выплат. И если есть поступление в ПФХД от исполнительных листов в бюджетной организации в 2022 году, их тоже надо учесть в расчетах — подготовить обоснование и отразить в плане в строке 1300 «Доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия».
В особом порядке обосновывают и капитальные вложения. Если капвложения финансируют из целевых субсидий на капитальные вложения, расходы обосновывают и рассчитывают по каждому уникальному коду объекта капстроительства или недвижимого имущества. Такой код присваивается автоматически, в информационной системе.
Расходы на заказы по 223-ФЗ тоже показывают в разделе 2 ПХФД. Инструкция, как внести в план финансово-хозяйственной деятельности закупки по 223-ФЗ, аналогична тендерам по 44-ФЗ. Сначала надо рассчитать расходы: они должны совпадать с запланированными поступлениям по приносящей доход деятельности. И только после обоснования вносить расходы во второй раздел ПФХД — в строку с тем бюджетом, по которому вы планируете проводить торговые процедуры.
Задорожнева Александра
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Другие статьи автора
Основные изменения, которые необходимо учитывать заказчику при работе с планом-графиком в ближайшие годы
Формирование и размещение плана-графика — одна из самых актуальных тем: ежедневно в сервис «Вопросы эксперту» поступают обращения слушателей с просьбой рассказать, как вести план-график и что в нем указывать. Основные положения раскрыты в статье.
Путеводитель по статье:
- Правила планирования закупок.
- Новый план-график.
- Внесение изменений в план-график.
- В конце статьи есть шпаргалка, в которой вы найдете форму плана-графика, установленную Постановлением Правительства № 1279.
В конце статьи есть шпаргалка
Правила планирования закупок
Базовый принцип контрактной системы — планирование.
Государственная закупка может осуществляться только в том случае, если она запланирована и отражена в плане-графике (ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).
Разместить в ЕИС извещение заказчик может только в том случае, если в плане-графике эта позиция проработана и отражена.
Порядок формирования, утверждения, внесения изменений и размещения в ЕИС планов-графиков закупок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279.
В план-график включаются сведения обо всех закупках заказчика.
Исключение — закупки для обеспечения федеральных нужд, составляющих государственную тайну. Имеются в виду закрытые закупки. Информация о таких закупках включается в отдельное приложение к плану, которое не размещается в ЕИС (п. 21, 25 Порядка № 1279).
Какая закупка является обоснованной
Это та закупка, которая соответствует:
- правилам нормирования закупок (они работают с точки зрения затрат, которые может позволить себе заказчик, и с точки зрения качественных параметров закупки);
- правилам формирования НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (это жесткие положения самой контрактной системы).
На первое место вышла экономическая составляющая: обоснованной считается та закупка, по которой сформирована НМЦК, — для законодателей это условие важнее, чем прочие дополнительные факторы.
Проверка обоснованности закупок
Проверкой обоснованности закупок занимаются контрольные органы: ФАС, Счетная палата, контрольные финансовые органы различного уровня и др. Ее оценка проводится в ходе аудита и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Прежде всего речь здесь идет об обоснованности с точки зрения экономических нагрузок, которые несет заказчик и которые перекладывает на бюджет.
По результатам аудита закупку могут признать необоснованной. В этом случае органы контроля выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе:
- список нарушений, рекомендаций о том, что можно сделать, чтобы их устранить.
После внесения исправлений закупку можно отражать в плане-графике.
За нарушение порядка предусмотрены меры административной ответственности для должностных лиц заказчика.
Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Контур.Школе
Посмотреть расписание
Новый план-график
План-график — единственный документ планирования, который формирует каждый заказчик и размещает в ЕИС.
План-график формируют (п. 2 Порядка № 1279):
- государственные (муниципальные) заказчики, действующие соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования;
- бюджетные учреждения.
Они не включают в план-график закупки по ч. 2, 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ;
- унитарные предприятия.
Они не включают в план-график закупки по пп. 1, 2 ч. 2.1, 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ;
- автономные учреждения: такие учреждения включают в план-график закупки, проводимые за счет средств соответствующего бюджета РФ, выделенных на осуществление капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);
- бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, иные юридические лица, которым государственный (муниципальный) заказчик в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ передал свои полномочия.
В этом случае план-график формируется от лица такого заказчика (п. 13 Порядка № 1279).
Как заказчику составить план-график, утвердить его, разместить в ЕИС и эффективно работать по нему без нарушений, рассказывает ведущий эксперт Контур.Школы Юлия Середина.
Формирование плана-графика
План-график необходимо формировать исключительно в форме электронного документа, утвержденного Приложением к Постановлению Правительства РФ № 1279. Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 25 Положения.
План-график утверждается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, которое имеет право действовать от имени заказчика, то есть руководителя, наделенного соответствующими полномочиями. Далее, после успешного прохождения контроля он автоматически размещается в ЕИС.
Форма плана-графика
Форма плана-графика едина для всех заказчиков.
Форма установлена в Приложении к Положению о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, предусмотренному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 «О планах-графиках закупок…».
Чтобы сформировать план-график, необходимо изменить утвержденные ранее показатели плана-графика на очередной финансовый год и первый год планового периода, а также дополнить план-график показателями по второму плановому году (п. 6 ПП РФ № 1279).
Что включается в план-график
Помимо сведений о заказчике, которые формируются автоматически, в план-график включаются (ч. 2 ст. 16 Закона № 44-ФЗ, п. 16 Порядка № 1279):
- Идентификационный код закупки. Он формируется по общим правилам при помощи заполнения полей: в частности, год размещения извещения (заключения контракта с единственным поставщиком), ИКУ, номер закупки в пределах одного года, код объекта закупки по ОКПД2 и код вида расходов.
- Наименование объекта закупки: в плане-графике не указываются единицы измерения количества товара, объема работ (услуг).
- Код объекта закупки по ОКПД2 и наименование такого кода: в плане-графике следует указать минимум первые четыре цифры кода ОКПД2. Можно привести несколько кодов ОКПД2 (пп. «б» п. 16 Порядка № 1279).
- Общий объем финансового обеспечения для закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и последующих годах (при проведении закупок, которые планируются по истечении планового периода), детализированный до объема финансового обеспечения по каждому КБК или КВР.
- Сроки (периодичность) проведения закупок — год, в котором планируется осуществить закупку (в том числе разместить извещение, направить приглашения принять участие).
- Информация об общественном обсуждении (проставить значение «да» или «нет»).
- Наименование уполномоченного органа (учреждения): для централизованной закупки.
- Наименование организатора закупки: для совместной закупки.
Обратите внимание, что в план-график в форме отдельной закупки включается информация:
- о закупке, по результатам которой заключается контракт, предметом которого являются приобретение объектов недвижимого имущества, подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, а также контракт жизненного цикла (если предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- о закупке, предусматривающей заключение энергосервисного контракта о каждом выделяемом лоте;
- о закупках:
- лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям;
- у единственного поставщика (п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 и ч. 12 ст. 93 44-ФЗ).
В качестве наименования объекта закупки указывается положение Закона № 44-ФЗ, являющееся основанием для осуществления указанных закупок.
- о закупках, подлежащих общественному обсуждению;
- о закупках, предусмотренных п. 2–7 ч. 11 Закона № 44-ФЗ (например, закупках, связанных с государственной тайной, закупках услуг по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и др.);
- о закупках для обеспечения деятельности судей;
- о закупке на оказание услуг по предоставлению кредита.
В конце статьи вы найдете шпаргалку с формой плана-графика, установленной Постановлением Правительства № 1279.
В конце статьи есть шпаргалка
Сроки размещения плана-графика на 2022 год
План-график закупки утверждается в течение 10 рабочих дней после (ч. 6, 7 ст. 16 Закона № 44-ФЗ, п. 12 Порядка № 1279):
- доведения лимитов бюджетных обязательств до государственного (муниципального) заказчика;
- утверждения плана ФХД бюджетного, автономного учреждения, плана (программы) ФХД унитарного предприятия;
- доведения лимитов бюджетных обязательств до бюджетного, автономного учреждения, унитарного предприятия или иного юрлица, которому переданы полномочия заказчика в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
План-график утверждается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иного уполномоченного лица (п. 3 Порядка № 1279).
За нарушение срока утверждения плана-графика для ответственного должностного лица предусмотрен штраф от 5 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).
Проверка планов-графиков
Не позднее одного рабочего дня с даты поступления плана-графика на контроль проводится его проверка. Если замечаний нет, орган контроля формирует и направляет заказчику уведомление. В течение одного часа с этого момента план-график размещается в ЕИС.
При наличии замечаний орган контроля направит заказчику соответствующий протокол, план-график в ЕИС при этом не размещается. После исправлений проверка проводится вновь.
Внесение изменений в план-график
Изменения в план-график вносятся посредством размещения в ЕИС новой редакции плана-графика с указанием даты внесения изменений. Дата внесения изменений — дата утверждения новой редакции (п. 24 Порядка, утв. ПП РФ № 1279).
Изменения в план-график вносятся, если:
- изменились в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе в части предельной цены/нормативных затрат: в случае если нормативные затраты сокращаются, заказчику необходимо пересмотреть закупочные условия и изменить план-график;
- изменились доведенные до заказчика лимиты бюджетных обязательств, показатели планов или программ финансово-хозяйственной деятельности, решение или соглашение о предоставлении субсидий: к сожалению, когда заказчик сталкивается с подобным, ему, как правило, приходится экономить, сокращать лимит затрат и, следовательно, исключать какие-то закупки из своего плана-графика;
- нужно реализовать решение, принятое по итогам обязательного общественного обсуждения закупки: например, отменить закупку, если общественность категорически возражает;
- необходимо использовать экономию, полученную при проведении закупки: такую экономию заказчик имеет право освоить до конца года, поэтому в плане-графике появляются новые позиции;
- нужно уточнить информацию об объекте закупки: к примеру, у заказчика появились новые потребности в модернизации производства, совершенствовании процессов работы — это все те обстоятельства, которые требуют уточнения информации об объекте закупки;
- нужно выполнить предписание органов контроля: к примеру, выдали предписание пересчитать НМЦК;
- контракт расторгнут: заказчику необходимо принять какое-то решение, чтобы довести закупку до конца: докупить непоставленный товар, например, выполнить несделанные работы или оказать услуги, которые не были оказаны ранее;
- возникли иные обстоятельства, которые было невозможно предвидеть при утверждении плана-графика.
Обучение для заказчика
Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак.часов
Подробнее о курсе
Приказ об изменении плана-графика
Закон № 44-ФЗ не обязывает составлять приказ о внесении изменений в план-график, но многие заказчики практикуют издание таких приказов. По ним, как правило, прослеживается, как было принято решение, что легло в его основу, когда это произошло: то есть для документооборота и понимания ситуации такой приказ является полезным.
Сроки внесения изменений в план-график
То, о чем мечтали многие заказчики, свершилось. Внести изменения в план-график необходимо не позднее чем за один день:
- до размещения в ЕИС извещения о закупке;
- до направления приглашения принять участие в закупке, если она закрытая;
- до заключения контракта с единственным поставщиком.
Принятое правило одного дня позволяет заказчикам работать более оперативно. После внесения необходимых изменений в план-график уже через один календарный день можно размещать извещение или заключать контракт с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).
Ответственность за нарушение, связанное с изменениями плана-графика
- Не размещена новая редакция плана-графика в ЕИС:
- штраф 50 тыс. руб. для должностного лица;
- штраф 500 тыс. руб. для юридического лица.
(ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ)
- Новая редакция утверждена с нарушением срока:
- штраф от 5 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для должностного лица.
(ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ)
- За невнесение изменений в план-график:
- штраф 30 тыс. руб. для должностного лица.
Запрет
Установлен категорический запрет на закупки, не включенные в план-график. За размещение извещения о такой закупке должностному лицу грозит штраф 30 тыс. руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Форма плана‑графика, установленная Постановлением Правительства № 1279
41.5 КБ
Скачать
По старой нормативке вот так отвечали:
Порядок утверждения плана-графика закупок определен ч.10 ст.21 Закона №44-ФЗ, где указано, что План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после утверждения плана ФХД в соответствии с законодательством РФ.
Согласно данной норме срок в 10 рабочих дней установлен законом для обязательного совершения Заказчиком двух действий (глаголы разрабатывается, утверждается связаны союзом «И»), которые должны быть совершены всегда последовательно. В первую очередь разработка плана-графика и после его утверждение.
Детально процесс разработки и утверждения плана-графика закупок установлен пп.«б» п.3, пп.«б» п.4 Требований №554, нарушение которых и вменяется Заказчику.
Согласно пп. «б» п. 4 Требований №554 бюджетные учреждения в сроки, установленные учредителями, но не позднее сроков, установленных местной администрацией совершаю последовательно:
1-ое действие — формируют планы-графики закупок после внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (представительного органа муниципального образования);
2-ое действие — утверждают планы-графики закупок после их уточнения (при необходимости) и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.
Указанные два действия должны быть совершены заказчиками в данной последовательности.
Совершение действия по утверждению плана-графика закупок в течение 10 рабочих дней без изменения решения о бюджете законодательством не предусмотрено.
После процедуры формирования плана-графика Заказчики осуществляют утверждение плана-графика на соответствующий год. Срок данного действия установлен законодательством и составляет – 10 рабочих дней со утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в первоначальной редакции.
Первый план-график на 2018 год утвержден учреждением 19.01.2018, размещен 22.01.2018, что не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения плана ФХД (15.01.2018).
Таким образом, полагаем, что согласно действующим нормам законодательства, срок утверждения плана-графика закупок в 10 рабочих дней учреждением не нарушен, аналогично срок для внесения изменений в план-график закупок – не позднее одного дня до заключения контракта – также заказчиком не нарушался.
Просим вменяемое Заказчику нарушение пп.«б» п.3, пп.«б» п.4 Требования №554 исключить.
Норма права об утверждении плана-графика в течение 10 рабочих дней со дня утверждения плана ФХД, не может использоваться без учета требований ч.10 ст. 21 Закона №44-ФЗ и п.4 Требований №554, где указано о необходимости обязательного принятия решения о бюджете, которое предшествует утверждению плана-графика закупок.
Кроме того, п. 14 ст. 21 Закона №44-ФЗ определен единый для всех случаев внесения изменений в план-график закупок срок – для закупок у единственного поставщика — не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки.
Таким образом, срок внесения изменений в план-график зависит исключительно от потребности заказчика в осуществлении закупки в определенный период времени. В случае увеличения расходов на закупку товаров, работ, услуг в плане ФХД, изменение плана-графика закупок для использования добавленных финансовых средств осуществляется не позднее чем за 1 день до размещения извещения о закупке или заключения контракта
В результате обязанность соблюдения срока в 10 рабочих дней при утверждении плана-графика закупок после утверждения плана ФХД относится только к случаю первоначальной подготовки планового документа по Закона №44-ФЗ.
Для иных изменений плана-графика закупок в течение года срок установлен ч.14 ст. 21 Закона №44-ФЗ – не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения.
Содержание
- Закупка происходит в текущем году, а поставка — в следующем
- Договоры, заключенные до применения 44-ФЗ
- Если запланированного объема не хватило
- Отражение закупок у единственного поставщика
- О публикации плана-графика
План-график является необходимым документом для закупочной деятельности заказчика. Сроки его принятия, публикации, изменения строго регламентированы, а их нарушение карается санкциями. Производить закупки, не включенные в план-график, заказчики не могут. И в связи с этим традиционно возникает немало затруднений. В статье рассмотрим типичные ситуации и вопросы, связанные с планом-графиком, и дадим на них ответы.
Закупка происходит в текущем году, а поставка — в следующем
Довольно распространена на практике ситуация, когда контракт на год заключается не в самом его начале.
Например, услуги отопления приобретаются на период с марта по декабрь 2017 года, а также с января по февраль 2018 года. Как такую закупку отразить в плане графике? Нужно ли в этом случае заключать 2 договора?
При формировании плана-графика важно помнить следующее: отражению в нем подлежат закупки, которые проводятся в плановом периоде. При этом неважно, когда будет происходить исполнение контракта. Поэтому отражать закупку услуг отопления в приведенном примере нужно в плане-графике на 2017 год. Заключать отдельный контракт на период с января по февраль 2018 года не нужно.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Еще одно популярное заблуждение на эту тему — в плане-графике необходимо отражать контракты, платежи по которым будут осуществляться в плановом периоде, тогда как сами эти контракты были заключены, например, годом ранее. На самом деле отражать такие закупки в плане-графике не нужно.
Например, контракт на приобретение услуг по отоплению был заключен в 2016 году, но охватил и несколько месяцев 2017 года. Соответственно, платежи по этому контракту поступают в 2017 году. Так вот, такой контракт следовало отразить лишь в плане-графике на 2016 год.
Договоры, заключенные до применения 44-ФЗ
Действие закона 44-ФЗ не сразу распространилось на всех заказчиков. В частности, унитарные предприятия попали под него лишь с 2017 года. Поэтому ситуации, когда организация работает по договорам, заключенным «до» 44-ФЗ, на практике до сих пор встречаются. Важно помнить, что требования закона, в том числе и отражение закупки в плане-графике, на такие правоотношения не распространяется.
Ситуации из практики. Унитарное предприятие располагается в здании администрации. Помещение ему предоставлено безвозмездно на основании договора, заключенного в 2015 году и действующего до 2025 года. На основе этого же договора предприятие компенсирует администрации затраты на коммунальные услуги. Нужно ли эти расходы отражать в планах-графиках?
Ответ простой — такие платежи в плане-графике никак не отражаются. Договор, в соответствии с которым предприятие компенсирует затраты администрации, был заключен до действия 44-ФЗ. Следовательно, указанные правоотношения этим законом не регулируются.
Если запланированного объема не хватило
Как известно, заранее продумать все невозможно. Поэтому на практике нередко случается, что запланированного объема того или иного товара/услуги недостаточно. Иногда это выясняется после того, как контракт заключен. Можно ли в этом случае после внесения изменения в план-график заключить дополнительное соглашение к действующему контракту?
В соответствии с требованиями 44-ФЗ, менять цену заключенного контракта нельзя. Но из этого правила есть исключения. В частности, если объем поставки по контракту изменился пропорционально, но не более чем на 10%. Поэтому если возникла необходимость приобрести объект сверх запланированного объема, после внесения изменений в план-график нужно объявлять новую закупку.
В связи с этим хочется рассмотреть еще одну ситуацию, которая нередко имеет место при закупке услуг по электроэнергии или водоснабжению.
Заказчик заранее может запланировать лишь примерный их объем и стоимость. Окончательная же сумма затрат зависит от фактически потребленного ресурса и часто получается немного больше. Например, вместо запланированных 200 тыс. рублей исполнитель выставил счет на 205 тыс. рублей. Нужно ли менять план-график? И как вообще это отражать?
На самом деле никаких изменений никуда в такой ситуации вносить не нужно. Цена контракта изменилась пропорционально в пределах 10%-ного увеличения объема поставленного объекта закупки, что не считается нарушением закона 44-ФЗ.
Отражение закупок у единственного поставщика
Как отражать закупки у единственного поставщика в плане-графике? Нужно ли указывать подробности, например, индификационный код закупки?
Ответ на эти вопросы зависит от того, на каком основании производится закупка у единственного поставщика. Есть ли это пункты 4, 5 26 или 33 части 1 статьи 93 закона, то никаких подробностей указывать не нужно. Информация отражается в размере годового финансового обеспечения по этому основанию. При этом в плане-графике закупки отражаются в столбце 1, 9 и 13 отдельной строкой.
Если закупка у единственного поставщика производится по иным основаниям, например, закупка у субъектов естественной монополии, то нужно отражать в том числе и идентификационный код закупки.
О публикации плана-графика
Составляя план-график, заказчик зависит от учредителя, поскольку документ должен быть утвержден в течение 10 рабочих дней после принятия решения о бюджете или плана финансово-хозяйственной деятельности на плановый год. 3 рабочих дня после этого дается на его публикацию.
Зачастую данные о бюджете доводятся до заказчика в последние дни года, а с учетом длинных новогодних каникул крайний срок публикации плана-график приходится уже чуть ли не на конец января. В связи с этим у заказчиков встает вопрос — как быть с январским закупками? Можно ли извещение о закупке разместить до публикации плана-графика?
Нет, делать этого нельзя. Извещение можно размещать в ЕИС только после того, как был опубликован план-график. Если объявлять закупки планируется в самом начале года, то единственный выход — как можно раньше утвердить план-график, не дожидаясь окончательного срока, и сразу же разместить его в ЕИС.
Запись вебинара о планировании закупок: