Вашему ребенку снижают оценки за плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить, и мы Вам в этом поможем! Ведь сейчас ему за плохой почерк занижают оценки, а потом могут понизить даже самооценку!
Деткам не хватает учительского внимания на первых порах обучения письму и к этому процессу вынуждены подключаться родители, которые утверждают, что научить ребенка красиво и быстро писать – невыполнимая задача. Но самое главное, что проблемы с почерком могут самого умного ребенка сделать двоечником в школе. Учителя объясняют, что в младшей школе они должны снижать оценки за почерк, это предусмотрено критериями оценивания, разработанные Министерством Образования.
Что делать, если почерк ребёнка не читается?
Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.
Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.
Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.
На что конкретно надо обратить внимание:
- Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
- Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
- Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.
Что именно мешает Вашему ребенку писать красиво и быстро? Как эти причины устранить?
Зачастую причины некрасивого почерка детей одни и те же. Как только вы избавитесь от них, ребёнок станет писать намного лучше, но над этим надо работать. Эта статья подробно рассказывает о причинах плохой каллиграфии и предлагает способы решения проблемы.
Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног; неправильные ручки.
Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны – обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь или ручку держат неправильно, под неестественным углом.
Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а также если родители будут выполнять систематически все мои рекомендации.
Итак, правильная поза для письма: сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.
Часто дети сидят так, как удобно, а не так, как надо, или как сидит сосед Вася, а не как рассказывали дома мама и папа. Он элементарно забывает, что ему говорили. Так как же приучить его сидеть правильно?
Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Предлагаю родителям маленькую хитрость.
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте (опираемся о край стола),
Правая рука на месте (опираемся о край стола):
Можно начинать писать!
И тогда правила, как сидеть, превращаются в небольшую игру. Этот стишок поможет ребенку запомнить правильное положение при письме и он, вспоминая его в школе, будет сидеть правильно.
Что делать, если парта неправильная? Слишком высокая или неудобная?
Неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы: парта должна подходить по росту ребенка – столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Так как дети разного роста (кому-то парта высокая, кому-то низкая), учитель выбирает ребенку парту, соответствующую росту. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок, чтобы проверить и пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.
Причина №2. Неправильное положение тетради и положение ручки.
Вторая проблема возникает из-за неправильного положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Многое связано с тем, как и под каким уклоном ребёнок держит
Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Схема одинаковая для праворуких и леворуких детей, если ребенок «левша» – тетрадь надо располагать зеркально; если у правши тетрадь под наклоном вправо, то у левши – влево.
Выбирайте полиэтиленовые обложки – которые должны обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Вот помните старые еще советские обложки? Они имели свойство прилипать к столешнице. Так что не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см.
Какой именно должна быть ручка для школьника?
Прежде всего надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать. Стоит уделять внимание качеству: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка.
Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке». Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой.
Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущать, удобна ли она.
А если ребенок уже привык держать ее неправильно?
Есть один секрет: купите ребенку перо и чернила.
Да-да, не удивляйтесь, это для домашних тренировок. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, ваше чадо будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» – если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали, как раз перьями.
Преимущество пера в том, что перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.
Причина №3. Проблема «дрожащих» букв, плохо развита мелкая моторика.
Посмотрите, как пишет ваш ребенок. Если вы видите искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии. Линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная. Нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылезают» за строчку или наоборот слишком мелкие. Такой тип ошибок связан с моторикой. Причина №3 Плохо развита мелкая моторика.
Мелкая моторика – это подвижность кистей, пальчиков.
Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Все дети испытывают определенные трудности при письме именно из-за того, что мелкая моторика недостаточно развита. Над этим надо работать. Это вполне нормально. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальцев и это поможет формированию красивого почерка.
Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками пальчиковую гимнастику, которая предусмотрена методикой обучения для младших классов. Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Поэтому если в тетрадке вашего ребенка такие ошибки, о которых мы сейчас говорим – больше занимайтесь с ребенком играми на развитие моторики.
«Пальчиковый твистер» – это отличная игра для развития мелкой моторики.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Положите поле на стол. Приготовьте руки к игре. Одна рука будет «танцевать» (именно та, которой ребенок пишет, у правши – правая, для левши – левая) – выполнять разные движения на поле, вторая будет бросать кубики. Ходят по очереди. Первый игрок бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он показан белым на черной руке). Если на кубике выпадет вся белая ладошка, то нужно «танцевать» на поле удобным для вас пальчиком. Следующий игрок Ваш ребенок выполняет свое задание, «танцует» согласно, выпавшему на брошенных им кубиках.
Далее, игроки согласно своей очередности, не отрывая уже расставленные на поле пальчики, выполняют задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все “пляшут” на поле одновременно. Если какой-то игрок не смог выполнить свое задание, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался на танцполе.
Хороши для моторики такие упражнения как: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, переборка круп (например, гороха, гречки и риса), лепка из пластилина буквы, а также театр теней.
Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.
Что нужно для такой игры в театр теней?
Лишь настольная лампа и фантазия. Поставьте настольную лампу так, чтобы свет от нее падал на стену. Расположитесь на расстоянии 3 – 4 метров от стены. Это нужно для того, чтобы получились тени нужной величины. Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, придумайте какой-то игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок, собачка гавкает на бабочку и т.д.
«Бабочка»
«Бабочка» – взмах крыльев лёгкими, но резкими движениями в запястьях, с прямыми пальчиками – это полёт. Когда он закончен, бабочка садится и складывает крылья. Возможна импровизация на тему «рождение бабочки из кокона» – сформированный «кокон» из двух ладоней превращается в «бабочку».
«Лебедь или гусь»
«Собачка»
Вы не поверите, но самые последние исследования, проведенные специалистами, показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта! Вы только представьте, как тяжело вашему крохе освоить эту нелегкую науку – каллиграфию!
Следующий тип ошибок, которые совершают дети при письме: не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке. Пишет буквы слишком размашисто или слишком узко. Буквы «пляшут «над строкой, ученик не соблюдает границ поля тетради. Бывает еще такое – ребенок при письме путает оптически схожие буквы, например, х-ж, б-д, п- т, может так же быть зеркальное написание букв. Если Вы видите такой хаос в тетради у своего ребенка – это значит, что причина его плохого почерка…
Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия.
Обычно эта проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Но это не значит, что не стоит обращать на нее внимание. Очень часто родители совершаю ошибку – видят, что ребенок путает буквы или, что они «зависли в воздухе», и заставляют его переписывать одно и тоже по сто раз! Дело в том, что плохой почерк такого ребенка лишь побочный эффект недостаточного уровня развития пространственного восприятия. И переписыванием по сто раз – тут не поможет.
Предлагаю покривляться. Знаете, как дети любят перекривлять взрослых? Обычно им это запрещают, но нам это пойдет только на пользу. Игра называется «Кривое зеркало» – то, что я делаю левой рукой, ты повторяй правой рукой.
Или игра «Капризный фотограф». Для этого Вам понадобится фотоаппарат и все любимые игрушки вашего ребенка. Ребенок высаживает свои игрушки в ряд для фотографии, а Вы же исполняете роль капризного фотографа и постоянно меняете местоположение зверюшек. Мишку пересадить в левую сторону от лисички, зайчика в правую сторону от слоника и так далее. Это очень весело, получается, вы вроде бы играете, но в тоже время развиваете с ребенком пространственное восприятие.
Мне, как учителю очень помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.
Есть еще интересная игра «Найди сокровище». Игровое действие здесь также очень подвижное и активное -поиск спрятанной игрушки (вещи). Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.
Но, конечно, в этом деле важна – регулярность.
Еще один очень важный совет. Письмо – это сложная наука для всех детей. Если хотите, чтобы эта наука давалась ему легко – не перегружайте ребенка. Планируйте занятия так, чтобы письмо само занимало не более 15 минут. Затем перерыв 10 – 15 минут. Во время этого перерыва можете играть в игры, которые здесь были прописаны. Если ребенку надо много написать – значит и разбейте этот текст на вот такие этапы, у ребенка не будет уставать рука и занятия не будут вызывать раздражение.
Также не стоит ребенка заставлять писать в черновике. Пользуйтесь калькой. Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. Через кальку просматриваются напечатанный образец в тетради, к примеру, буква. Ребенок обводит образец по кальке, пишет по кальке еще два раза необходимую букву, а потом убираем кальку и пишет эту букву на чистовик. И так продолжаем до конца строки. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не так устает.
И еще я использую в своей работе «Зеброчку» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными друг от друга с одинаковым интервалом), который дети подкладывают под. страничку тетрадки и по линиям зебры выводят буквы, это поможет им соблюдать одинаковый размер букв и одинаковый наклон, что придаст работе невероятную аккуратность и улучшит каллиграфию.
Если вы хотите исправить плохой почерк ребёнка, у вас есть возможность записаться на специальный курс развития каллиграфии. Оставьте заявку для записи на уроки улучшения почерка на нашем сайте.
Занятия, которые помогут вашему ребёнку обучаться весело, быстро и продуктивно
Меня зовут Елена Калачикова, я тренер по эйдетике, мнемотехнике и скорочтению с шестнадцатилетним стажем. Занятия в нашем Тренинговом Центре «Шалений равлик» помогают улучшить память взрослым и деткам, развивают мышление и креативность и доказывают, что обучение может приносить невероятное удовольствие!
Тренинг по Эйдетике и мнемотехнике от «Шалений равлик»
Все родители желают для своих детей лучшего и стараются сделать их жизнь успешной. С помощью наших тренингов по Эйдетике в Киеве, ваш ребёнок забудет, что такое «зубрить» домашнее задание» и научиться концентрировать своё внимание на главном. Уникальная игровая методика позволяет запоминать любую информацию намного быстрее и качественнее. Новый материал, который воспринимает ребёнок, перекладывается на образы и визуальные картинки. Курс эйдетики помогает вам:
- развить память и улучшить концентрацию;
- расширить собственное мышление;
- развить креативность, творчество и нестандартность;
- подготовиться к экзаменам, ЗНО;
- изучить иностранный язык;
- обрести уверенность в себе;
- обучаться с удовольствием быстрее и эффективнее
- прекратить «зазубривать» материал.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок обучался у нас, или вы готовы испытать свою память, запишитесь на курс развития памяти и внимания.
Экспресс-курс по Скорочтению от Елены Калачиковой
Тренинг по Скорочтению в Киеве для тех, кто прошел курс эйдетики, улучшит скорость чтения текстов в два-три раза! Запомнить стихотворение или текст наизусть больше не будет проблемой. Экспресс-курс состоит всего из трёх занятий, каждый из которых длиться два часа. На тренинге скорочтения мы отрабатываем практически четыре способы быстрого чтения. С помощью тренинга от «Шалений равлик» вы приобретаете:
- повышение скорости чтения в два-три раза;
- экономию времени, финансов и сил;
- развитие концентрации внимания и улучшение памяти;
- 4 способа скорочтения.
Если вас заинтересовал курс, запишитесь на тренинг на нашем сайте онлайн!
Продуктивный курс Спортивного Запоминания в Тренинговом Центре «Шалений равлик»
Также Тренинговый Центр «Шалений равлик» предлагает курс для самых продвинутых учеников – Спортивное Запоминание в Киеве. Это вторая ступень эйдетики и мнемотехники. Тренинг рассчитан на аудиторию, которая готова выйти за рамки комфорта, максимально усовершенствовать свою память и стать настоящим спортсменом в запоминании. Мы подготавливаем ребят, желающих принять участие в Чемпионате по Спортивному Запоминанию. Вы сможете:
- запомнить 500 цифр из числа ПИ;
- выучить 100 иностранных слов за час;
- запоминать абстрактные пятна, даже отпечатки пальцев;
- запомнить 50 дат за 5 минут;
- с точностью запоминать имена и лица – 100 портретов за 5 минут;
- запомнить текст в 100 слов за 5 минут.
Выйдете за рамки возможного! Запишитесь на тренинг!
Гармоническое развитие вашего ребёнка зависит от того, сколько вы вкладываете в него в малом возрасте. Мы научит ребёнка учиться правильно: с интересом и радостью. Ждём вас в Тренинговом Центре «Шалений равлик»!
С уважением
Елена Калачикова
Некрасивый почерк ребенка — это не приговор. Как оказалось, школьника можно научить писать красиво — это я знаю по своему опыту, ведь как только моя дочь пошла в первый класс, выяснилось, что она пишет «как курица лапой». Конечно же, я не могла спокойно смотреть на это и решила быстро взять ситуацию в свои руки. Как результат — через неделю у нее был ровный и красивый почерк. Делюсь эффективными лайфхаками, которые я использовала для того, чтобы научить дочку писать красиво.
Нужно следить за прямотой спины в момент написания
Учителя в школе то и дело следят за тем, как ученики сидят за партой в момент написания текстов. Как оказалось, между прямотой спины и красотой почерка имеется самая прямая взаимосвязь. Руководитель нашего класса поведала мне, что ребенку, который сидит за партой кое-как будет очень сложно выводить буквы, в результате чего написанный текст будет смотреться несуразно.
Как только я узнала это, первым делом стала заставлять свою дочь делать зарядку по утрам. Более того, во время выполнения ею упражнений я следила за тем, чтобы на спину давалось особенное напряжение, чтобы она всегда была прямая.
Удивительно, но уже на пятый день простая зарядка стала давать положительный результат. Причина того — немного окрепший плечевой пояс и мышцы спины. Как результат, у дочери стала вырабатываться более уверенная осанка, а почерк стал гораздо ровнее.
Отработка правильного захвата инструмента
Чтобы ребенок правильно и красиво писал, родителям нужно научить его держать ручку так, как следует, а не как получится. Стоит понимать, что при неправильном захвате будет не только некрасивый почерк, но и довольно медленная скорость написания.
Как правильно держать ручку, чтобы почерк был красивым? Для этого следует уложить ручку на средний палец рабочей руки, удержать ее подушечкой большого и прикрыть указательным. При этом безымянный палец и мизинец выступают лишь для опоры руки, по бумаге они могут скользить только в согнутом виде.
Хочу сказать, что техника правильного захвата ручки дается сразу далеко не всем детям. В свое время и мне пришлось столкнуться с данной проблемой — дочь не могла понять, как нужно держать инструмент. Справиться с проблемой нам помогла техника «пинцет». О ней я расскажу далее.
Техника «Пинцет»
Чтобы моя дочка научилась держать ручку правильно, я предложила ей поставить инструмент стержнем вниз и легонько ухватить его прямыми пальцами. Далее следует медленно съехать пальцами вниз — в один момент пальцы примут правильное положение, в котором следует осуществлять процесс письма.
Могу сказать, что это простое упражнение помогает ребенку понять, как правильно держать ручку. Как только у ребенка возникают трудности с захватом ручки, она тут же проделывает такой простой трюк с ней.
Мама одноклассника моей дочери сказала, что ее мальчик тоже столкнулся с такой же трудностью, как и мы. Они решили ее с помощью ручки-самоучки — очень интересной канцелярской принадлежности, использование которой — настоящая радость для ребенка. Могу сказать, что ее использование — прекрасная альтернатива всем другим техникам освоения правильного захвата инструмента.
Правильно подобранная ручка — залог успеха
Сейчас речь пойдет вовсе не о красоте пишущей принадлежности, а о ее удобстве. При выборе ручки я, в первую очередь, ориентировалась на особенности физиологии детской руки. Для меня поистине удивительным является тот факт, что родители, покупая тяжелые ручки неправильной формы, ожидают, что их ребенок будет красиво писать. На мой взгляд, всегда нужно помнить о том, что на первых порах красота пишущего инструмента — вовсе не главное.
Современные производители канцелярских принадлежностей предлагают большой выбор ручек с разными типами стержней. Я отдаю предпочтение шариковым ручкам, так как они, на мой взгляд, более надежны в процессе написания (гелевые довольно часто подводят тем, что в один момент перестают писать и начинают царапать бумагу). Покупая ручку для своей дочери в магазине, я слежу за тем, чтобы ее стрежень легко скользил по бумаге и оставлял жирный след.
Я решила, что в начальных классах мой ребенок не станет пользоваться полностью пластмассовыми или металлическими ручками — и те, и другие не слишком удобны в эксплуатации, так как после 5-10 минут использования пальцы начинают скользить по ним. В свою очередь, я отдаю предпочтение принадлежностям с резиновой вставкой.
Регулярные тренировки — залог успеха
Чтобы ребенок научился правильно держать ручку и красиво писать, следует проводить с ним регулярные тренировки. С этой целью мы купили тетрадь с прописями, в которой дочь занималась написанием отдельных букв и их сочетаний. Скажу сразу, что такие тренировки — залог большого успеха в деле освоения техники красивого письма, так как как в этом случае малыш имеет возможность наглядно изучить то, как выглядят правильно и красиво написанные буквы, а затем в точности повторить их.
Честно говоря, для таких тренировок вовсе не обязательно использовать прописи по возрасту.
Следим за правильным положением рук
Чтобы ребенок научился красиво и разборчиво писать, следует приучить его размещать руки правильно. Лично мне пришлось потратить некоторое время на то, чтобы объяснить ребенку важность этого, зато когда она уяснила информацию, положение дел быстро улучшилось.
Кроме всего прочего важно научить ребенка держать тетрадь под легким наклоном (10-15 градусов) — только так можно обеспечить легкое и довольно быстрое скольжение руки в процессе написания текста.
Я знаю, что красивый почерк имеют только те дети, у которых хорошо развита мелкая моторика рук
Каждый родитель должен понимать, что красивый почерк имеет только тот ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика рук. Лично я, узнав об этом, решила отправить свою дочь на занятия в кружок бисероплетения.
Могу сказать, что мелкую моторику можно развить не только в процессе работы с бисером, но и во время других занятий. Так, например, вы можете отправить сына или дочь в кружок рисования, оригами, рисования и т.п. Кроме того, мелкую моторику рук поможет развить работа с ножницами, а также помощь в перебирании круп, оказанная родителям на кухне.
Упражнения, которые помогают развивать мелкую моторику рук, любой ребенок может выполнять в домашних условиях хоть каждый день. Кстати, родителям следует обратить внимание на то, что развитая моторика влияет не только на красоту почерка, но еще и на развитие воображения, памяти и мышления.
На что следует обратить внимание, отрабатывая с ребенком правильность написания букв
Красота букв и правильность их написания должны отрабатываться под присмотром взрослых, которым необходимо следить за определенными моментами.
В первую очередь, родителям стоит обращать свое внимание на то, как правильно ребенок пишет наиболее проблемные буквы (и, к, н, п). Если схожие между собой буквы не отличить друг от друга, стоит уделить этому особенное внимание.
Манера написания — это еще один немаловажный момент, на который родителям стоит обратить свое внимание, отрабатывая технику письма с ребенком. Стоит приучить малыша выводить буквы так, чтобы их строчка не «плясала», а была максимально ровной. Больше внимание нужно уделять наклону букв, их ширине и высоте.
Я, как мама, тщательно следила за тем, чтобы текст, написанный моей дочерью, был чистым, без каких-либо зачеркиваний и выходов за поля.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Оглавление:
- Зачем исправлять почерк ребенка
- Признаки, выдающие плохой почерк
- Причины формирования плохого почерка у ребенка
- Можно ли исправить почерк ребенку
- Инструкция о том, как исправить почерк у ребенка
- Упражнения для развития красивого почерка у детей
В чем проблема? Исправить почерк у ребенка зачастую не так просто, но крайне важно. От чистописания зависит, как человек доносит свои мысли через письмо, а также насколько развит мозг, в частности, мелкая моторика. Если вовремя не уделить этому навыку должного внимания, в дальнейшем, в более зрелом возрасте, его коррекция становится проблематичной.
Как исправить? На выбор педагогам и учителям сегодня предложены упражнения и техники, способные помочь детям улучшить свой почерк. Для их применения следует разобраться в причинах формирования плохого стиля написания, а также научиться выявлять признаки, выдающие те случаи, над которыми следует поработать.
Зачем исправлять почерк ребенка
В настоящее время многие родители задаются вопросом о том, нужно ли исправлять почерк ребенку, ведь сегодня мы чаще всего печатаем текст, а не пишем от руки. Весьма ошибочным считается мнение о том, что с появлением гаджетов чистописание потеряло свою актуальность.
Это совсем не так, ведь в процессе письма взаимодействуют сразу несколько элементов сенсорных систем человека: визуальная, аудиальная, кинестетическая. У ребенка, который усердно занимается письмом, хорошо развиты внимание, мелкая моторика, память, он спокоен и усидчив.
Не стоит думать, что аккуратные тетради – это просто придирки учителей, ведь, опираясь на стандарты, разработанные Министерством просвещения РФ, можно сказать, что правильное письмо и красивый почерк являются важными критериями в системе оценивания в начальных классах. В связи с этим педагог часто вынужден снижать ребенку отметки, когда возникают трудности с этими навыками.
Но оценки это, к сожалению, лишь часть проблемы в этой ситуации:
- У учителей, которые преподают другие предметы, тоже появляются вопросы о том, как же все-таки исправить почерк ребенка, потому что им бывает сложно разобрать неаккуратное письмо, что также ведет к снижению успеваемости.
- Если ребенок медленно пишет, он быстро утомляется. В этом случае отставание от одноклассников становится все более очевидным.
- Детям с неправильным почерком сложно вести тетради, конспектировать материал на уроках, сдавать вовремя контрольные работы, что опять же приводит к неудовлетворительным оценкам и переживаниям.
Совокупность всех этих тревожных моментов приводит к ухудшению морального состояния ребенка. Неминуемо снижается уверенность в себе и мотивация к обучению, соответственно, существенно страдает качество усвоенного материала. Можно сказать, что неряшливый или сложно читаемый почерк способен сильно усложнить детям всю их школьную жизнь. Родителям стоит задаться вопросом о том, как же помочь ребенку исправить почерк.
Признаки, выдающие плохой почерк
- Стоит обратить внимание на написание ребенком таких букв, как «н», «и», «к», «п». Тревожным сигналом служит их практически идентичное написание, при котором сложно понять, какой именно графический знак написан.
- Помимо орфографических ошибок, существуют недочеты в самой манере написания. Их легко выявить, достаточно лишь заглянуть в рабочие тетради ребенка. Если буквы «прыгают», вылезая за строчку сверху и снизу, отличаются друг от друга высотой, наклоном, можно говорить о несоответствии почерка общепринятым нормам каллиграфии.
- Неаккуратность, недопустимое нормами письмо на полях, перескакивание текста на другую страницу, дописывание к буквам дополнительных элементов – яркое подтверждение несоответствия почерка ребенка нормам, которые используются для оценивания оформления работ в учреждениях образования.
Чтобы помочь ребенку исправить почерк, необходимо сначала выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.
Причины формирования плохого почерка у ребенка
- Одной из основных причин, формирующих неправильный почерк у ребенка, является неверное положение тела, рук и ног при письме, нарушение осанки.
Следует обратить особое внимание на частые ошибки ребенка при выполнении письменных заданий. Неправильный наклон букв и их элементов при письме говорит о том, что он неверно сидит, неправильно располагает тетрадь, скорее всего, держит ручку под неестественным углом.
- Не менее важно правильное расположение тетради на парте. От такого вроде бы несущественного момента зачастую зависит аккуратность почерка. Имеет значение и то, под каким уклоном ребенок держит ручку при письме.
- Проблема «прыгающих» букв довольно актуальна среди школьников. Если ребенок пишет слова, искажая округлые элементы, а линия, которая должна быть прямой, выглядит как ломаная, значит, есть трудности с развитием мелкой моторики.
- Еще одной причиной искаженного почерка у детей считается невысокий уровень развития пространственного восприятия. Родители надеются, что это быстро пройдет, заставляя ребенка заново писать один и тот же текст несколько раз. Однако проблема гораздо глубже. В этом случае просто переписывание никак ее не решит, скорее, только создаст школьнику еще больший психологический дискомфорт.
Можно ли исправить почерк ребенку
Конечно, можно выждать время, пока дошкольник или младший школьник не приобретет навыки мелкой моторики. Однако в этом случае есть все шансы упустить время, ведь у ребенка уже сформируется стойкая привычка неправильного письма.
Родители и специалисты, обнаружив проблемы с письмом, обязаны сразу выяснить причину и предпринять необходимые действия, чтобы помочь малышу.
Инструкция о том, как исправить почерк у ребенка
Аккуратность и правильная манера письма зависят от множества факторов, тесно связанных между собой. Рассмотрим некоторые из них с учетом различных моментов.
Для формирования правильного с точки зрения каллиграфии почерка необходимо соблюдать несколько важных условий:
Ребенок должен правильно сидеть при рисовании и письме
- Держать ровно спину и плечи.
- Расстояние от стола до глаз должно быть минимум 30 см.
- Локоть ведущей руки следует поместить на столе, свободная рука также может располагаться на парте, создавая упор.
- Тетрадь должна лежать под наклоном.
- Промежуток между письменным столом и телом должен быть равен ширине ладони.
Ребенок должен уметь правильно пользоваться карандашом и ручкой при письме
От того, насколько верно дошкольник или младший школьник держит в руке карандаш или ручку, зависит, как быстро он устанет. Чтобы исправить почерк у ребенка самостоятельно, сделайте с ним несколько простых упражнений:
- Сначала согните указательный и большой пальцы.
- Далее направьте большой палец в сторону так, чтобы он оказался почти параллельно поверхности стола, но не приникал фалангой к ручке.
- Теперь проверьте, чтобы ручка легла точно в «ямку» из пальцев, а ее колпачок был направлен строго в плечо.
- Попробуйте выполнить данные движения с помощью салфетки. Пусть ребенок зажмет ее кусочек мизинцем и безымянным пальцем. Именно таким образом он должен держать ручку или карандаш, чтобы исправить почерк.
- Затем опустите кисть. Косточка запястья должна касаться поверхности стола, а кисть располагаться ниже рабочей строки.
У ребенка должны быть те письменные принадлежности, которые ему нравятся
В настоящее время существует огромное количество ярких и интересных канцелярских товаров, радующих глаз. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша была ручка, которая ему очень нравится. Разве возможно писать красиво, если карандаши, фломастеры или тетрадки совсем не радуют?
Купите ему принадлежности для письма с персонажами любимых мультфильмов. Но во всем нужно соблюдать меру, ведь многие новомодные письменные приспособления зачастую просто не подходят для детской руки или вызывают неудобство при работе с ними.
Ручка для письма должна быть средней толщины – очень тонкой или слишком толстой писать крайне неудобно. Говоря о качестве и составе чернил, стоит отметить, что, например, от гелевых стержней обычно намного больше грязных разводов в тетрадках. Обратите на это внимание, особенно если ваш ребенок пишет левой рукой.
Кстати, для левшей разработаны специальные ручки с чернилами, которые высыхают быстрее и не пачкают тетрадные листы. Использование письменных принадлежностей с очень толстым стержнем также дает предпосылки для неопрятного письма и грязи в тетрадках. Лучше приобретать ручки со специальным прорезиненным корпусом, которые не натирают кожу, рука меньше устает.
По мнению специалистов, идеальная длина ручки – 15 см. Помните – правильно подобранные принадлежности для письма не царапают и не цепляют бумагу.
Тетрадку надо располагать под углом не менее 10–15° относительно ребенка. Рука должна свободно перемещаться вдоль строки. По мере того как страница заполняется, нужно приподнимать тетрадь. В зависимости от того, кто пишет – правша или левша, страница должна быть наклонена влево или вправо соответственно. Выбирая обложки, стоит отдать предпочтение мягким полиэтиленовым вариантам, которые менее подвержены скольжению по столу при письме.
Скачайте пошаговый план «Как выйти на дополнительный доход до 30 000 рублей
без вреда основной работе»
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
С чего начать репетиторство
Поиск учеников
Техника и рабочее место
Программы для онлайн-образования
Уже скачали 8673 человека
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Работа над формированием графических навыков
Ключевой целью данного процесса является аккуратное и быстрое письмо.
Характеристики, демонстрирующие уровень развития умения красиво писать:
- Графическая грамотность, то есть верный подбор необходимой буквы к определенному звуку, сопоставление печатных и письменных вариантов исполнения графических символов.
- Каллиграфическая четкость при написании букв и их соединений.
- Безотрывность письма.
Связанность определяется количеством знаков, написанных в слове за один прием. Безотрывность способствует повышению четкости и скорости письма. Чтобы проверить эти навыки, зачастую применяют особую методику написания вслепую. Так, детям надо записать слово, не глядя на него. Количество остановок при написании покажет, сколько раз рука отрывалась от стола, и, следовательно, позволит определить уровень владения ребенком техникой безотрывного письма.
Скорость письма
Если ребенок в первом или во втором классах пишет не менее 4–6 слов в минуту – это прекрасный результат. До 12 слов в минуту должны писать ученики третьих и четвертых классов.
Упражнения для развития красивого почерка у детей
Одним из основных показателей готовности к школе является уровень развития мелкой моторики. Недостаточно развитая подвижность кистей и пальцев малыша непосредственно связана с определенными проблемами при письме. Для того чтобы совершенствовать координацию, снять напряженность мышц, необходимо выполнять комплекс упражнений, который способен помочь ребенку исправить почерк самостоятельно.
Часто в начальной школе перед уроком письма или даже во время занятия учителя проводят с детьми специально разработанную пальчиковую гимнастику. Не все из таких упражнений легко выполняются учениками, многие требуют больших усилий или совсем не получаются у младших школьников. Но не стоит опускать руки при первых неудачах, целенаправленные тренировки обязательно приведут к отличному результату при выполнении письменных заданий.
Таким образом, если в тетрадке ребенка вы обнаружите ошибки, о которых говорилось выше, – выполняйте упражнения на развитие моторики в игровой форме. Приведем примеры некоторых развивающих игр:
«Пальчиковый твистер»
Положите игровое поле на стол. Одной рукой ребенок играет («танцует»), то есть осуществляет какие-либо перемещения по полю, второй – бросает кубики. Для левши и правши ведущей является та рука, которая используется для письма. Ходы в игре выполняются по очереди.
Тот, кто начинает игру, бросает два кубика, которые определяют цвет и палец, обозначенный белым цветом на черной руке. Если выпадает белая ладошка, то участник может сделать перемещение по полю тем пальчиком, каким ему наиболее удобно. Следующий игрок выполняет свое задание, которое получил на основании брошенных им кубиков.
Далее участники продвигаются по игровому полю, не отрывая расставленные на нем пальцы, занимая нужным пальчиком кружочек выпавшего цвета. На поле «танцуют» все игроки сразу, причем сделать это все сложнее. Если один из играющих не смог выполнить задание, он считается проигравшим. Последний оставшийся на поле – победитель.
Театр теней
Театр теней – уникальное времяпрепровождение для детей 1–3 классов, которым требуется исправить почерк. Данная игра дает возможность добиться точных и согласованных движений пальцев и кистей рук, способствует поддержанию интереса к выполнению упражнений, помогает концентрировать внимание, развивает усидчивость и позволяет продолжительное время быть активным на занятиях.
Вас заинтересовала игра? Хотите создать дома театр теней? Это несложно. Понадобится лишь настольная лампа и хорошо развитое воображение. Направьте свет лампы на стену. Сядьте с ребенком на расстоянии не более 3-4 м от стены, чтобы фигурки получились нужного размера. Для того чтобы малышу было интересно, придумайте увлекательный сюжет. Например, бабочка летает с цветка на цветок, щенок радостно гавкает, глядя на нее, и т. д.
Полет «бабочки» изображают легкими, но довольно резкими движениями запястий с прямыми пальчиками. Затем уставший «мотылек» плавно садится и складывает «крылья». Для детей более старшего возраста можно изобразить зарисовку на тему «Появление бабочки из кокона», когда из сформированного двумя ладошками «кокона» появляется невесомая «бабочка».
Очень полезны для формирования мелкой моторики несложные упражнения, которые подразумевают умения застегнуть и расстегнуть пуговицы, крючки, зашнуровать ботинки, завязать узелки на веревке, нанизать бусы, сплести косички, перебрать крупу, вылепить фигурку из пластилина.
Современные исследования специалистов позволяют сделать вывод о том, что первоклассники на уроке письма испытывают физическое и психическое напряжение, которое сравнимо с ощущениями космонавта в минуты старта.
Теперь вы понимаете, насколько нелегко ребенку изучить эту сложную науку – каллиграфию! Поэтому детям так необходимо понимание и поддержка со стороны педагогов. При помощи описанных техник и рекомендаций у вас обязательно получится исправить почерк ребенка!
Педагог-психолог Айкуш Калачян рассуждает о причинах плохого почерка у детей, делится историей о том, как она помогала своему племяннику-третьекласснику справиться с этой проблемой, и показывает фото образцов почерка до и после. Спойлер: результат впечатляющий!
Почему у ребенка может быть плохой почерк
Дисграфия и дислексия
При дисграфии — частичном нарушении процесса письма — дети плохо ориентируются в буквах, могут писать зеркально, менять местами буквы в слове. Часто дисграфия соседствует с дислексией — и ребенок испытывает сложности с овладением навыком чтения.
- Дисграфия возникает, если не сформированы определенные функции мозга. Их можно развить с помощью специальных упражнений.
Причем дети, страдающие дислексией и дисграфией, могут быть одаренными и талантливыми: у них хорошо развито правое, творческое полушарие мозга, а вот левое полушарие, которое отвечает за линейность, логику, последовательные действия, — не очень. Такие люди умеют мыслить образно, составлять объемную картину мира, просчитывать далеко наперед — и, как в пословице, видят лес, но не замечают дерева. Трудности при чтении и письме испытывали даже гении: Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, Майкл Фарадей, Уолт Дисней, Джон Кеннеди.
- Если хотите узнать об этом больше, рекомендую посмотреть индийский художественный фильм «Звездочки на земле».
Раннее письмо
Причиной плохого почерка может быть раннее письмо. Если ребенка, у которого еще не до конца сформировались фаланги пальцев, принуждать писать прописью, буквы получатся неровные — и в этом не будет ничего удивительного. А потом мозг малыша привыкнет к этим неровностям и будет считать их нормой.
Поэтому в пять-шесть лет детям рекомендуют рисовать, развивать мелкую моторику, писать только печатными буквами, чтобы лучше запомнить их. А прописные буквы учиться выводить с семи лет, когда кости пальцев уже окрепли и развились необходимые мозговые функции.
У меня был одноклассник — круглый отличник, который писал как курица лапой. Помню, нас, девчонок, поражали эти его полярные особенности. Теперь я понимаю, что причина в раннем письме: его мама была учительницей и занималась с сыном чуть ли не с младенчества. Моя мама тоже учительница. В пять лет я свободно читала, но писать она мне не давала, и за это я ей благодарна.
Безотрывное письмо
Курсы для учителей начальной школы
Все о том, как адаптировать учебную программу к ФГОС 2021
Расписание
Безотрывное письмо, по мнению специалистов, также может быть причиной плохого почерка. Изначально дети пишут отрывисто — между выведением букв должна быть пауза. Она нужна, чтобы ребенок мог оценить результат своей деятельности и настроиться на выполнение следующего элемента. Со временем, к девяти-десяти годам, мозг привыкает к новым движениям и пауза сокращается, то есть безотрывное письмо постепенно формируется автоматически.
Но если ребенка заставляют писать безотрывно на начальном этапе, мозг и рука напрягаются, малыш сильно устает и быстро теряет концентрацию. Его лишают возможности сосредоточиться на письме, ему некогда любоваться буквами, которые он уже вывел, некогда поразмыслить над тем, что еще предстоит написать, некогда «запрограммировать» действия руки.
- Если вы хотите, чтобы у ребенка сформировался хороший почерк, не стоит распекать его за медлительность и требовать выводить элементы безотрывно. Позвольте ему писать в комфортном ритме.
Диагностика письма
Моему племяннику Роме десять лет. Мальчик он смышленый, но делает много грамматических ошибок, одно и то же слово в одном и том же тексте может несколько раз написать по-разному. А почерк — отдельная история: буквы неровные, соединительные элементы ломаные. Читать Ромины записи было сложно, поэтому я решила заняться его почерком.
Чтобы определить, нет ли у Ромы дисграфии, я провела нейропсихологическую диагностику. По моей просьбе он написал текст, а еще я изучила его школьные тетради. Что удалось увидеть:
- Ошибки начали появляться во второй части текста. Это говорит о том, что ребенок быстро устает, у него не получается сконцентрироваться на задаче надолго.
- Буквы разнокалиберные, все смотрят в разные стороны под произвольными углами. Расстояние между буквами тоже неодинаковое. Это связано с пространственным мышлением.
- Изредка Рома «проглатывает» буквы — это признак торопливости: рука не успевает за мыслью.
У меня в детстве тоже была такая проблема — на письме я «проглатывала» буквы. Даже теперь, приходя на работу и занося в табель свою фамилию, к вечеру иногда замечаю, что не дописала последнюю букву. Приходится исправлять. Вот такая «наследственная» торопливость.
Диагностика показала, что дисграфия у Ромы не сильно выражена, но нужно развить некоторые функции мозга и основательно поработать над почерком и постановкой руки.
Упражнения для коррекции почерка
Занятия с нейропсихологическим подходом
Я выбрала нейропсихологический подход, чтобы развить пространственное мышление Ромы, синхронизировать оба полушария его мозга, улучшить тонус и чувствительность пальцев, концентрацию и внимание.
Для развития пространственного мышления работали с лабиринтами, постепенно усложняя их: сначала Рома рисовал путь карандашом, со временем стал следовать по лабиринту только взглядом и находить выход. Кроме того, мы решали кроссворды, сканворды и филворды.
Хорошо пошли упражнения с таблицами Шульте. Это такие таблицы 5 х 5 ячеек, в которых в случайном порядке располагаются цифры от 1 до 25. Задача — глядя в центр таблицы, периферийным зрением найти все числа в нужной последовательности. Кроме стандартных, мы делали упражнения с таблицами, в которых цифры разного размера и используется несколько шрифтов. Тренировки по таблицам Шульте популярны на курсах скорочтения.
Для синхронизации полушарий головного мозга и развития мозжечка Рома делал асимметричные упражнения на руки, писал и рисовал двумя руками: поочередно и одновременно. Массировал руки, пальцами крутил ручки и карандаши, делал кинезиологические упражнения.
За два месяца количество помарок и грамматических ошибок в тетрадях сократилось, на уроках Рома стал более собранным, но его почерк все еще оставлял желать лучшего.
Занятия каллиграфией
После двух месяцев занятий мы решили, что одного нейропсихологического подхода мало — пора приступить к каллиграфии. Не зря же в старину чистописание было обязательным предметом в школе. Оно дисциплинирует, развивает последовательное мышление и уважение к тем, кто будет читать записи ученика.
Вебинары для педагогов
Актуальные темы, конкретные приемы и авторские разработки
Бесплатно
Исследовав эту тему, я уже знала, что заниматься нужно недолго, по 20–30 минут, чтобы ребенок не устал, сохранил интерес и желание продолжать. Мы с Ромой посоветовались и решили, что для пущей увлекательности он будет писать пером. Это ничуть не легче, чем шариковой ручкой. Перо требует даже большей осознанности.
Зато перо учит регулировать нажим: при выполнении нисходящих элементов он усиливается и линии получаются более жирными, при восходящих — уменьшается, линии становятся тоньше. Каждый элемент выводится с отрывом. Лишь после двух месяцев занятий рекомендуется начать соединять по две-три буквы, при условии что это удобно ученику.
Иногда Рома ставил кляксу или не мог красиво вывести букву и сокрушался: «Все плохо, просто ужасно!» Тогда я открывала ему его же записи месячной давности и демонстрировала разницу. Это его вдохновляло. Раньше ему было все равно: мозг привык к каракулям и принимал их за норму. Теперь Рома знает, что может лучше, и недоволен, если что-то не получается.
Через три месяца регулярных занятий почерк Ромы все еще далек от каллиграфического, но буквы выровнялись, наклон стал равномерным, а элементы — параллельными. Мы стараемся закреплять навыки: даже в каникулы Рома ежедневно пишет пером небольшие, по полстраницы, тексты. Все дело в практике и системности.
- Теперь хочу увлечь его дудлингом — это такое бессознательное рисование, техника, которая не требует наличия художественных способностей, зато помогает снять напряжение и многократно повторить элементы письма.
Рекомендации тем, кто хочет улучшить почерк ребенка
- Не торопитесь учить письму детей в раннем возрасте. Пусть они рисуют, лепят, пишут печатными буквами, чтобы запомнить их образы и развить мелкую моторику.
- Создайте доброжелательную и комфортную атмосферу во время занятий и не требуйте слишком многого от ребенка.
- Позвольте ребенку писать каждый элемент с отрывом. Безотрывное письмо сформируется со временем.
- Когда у малыша снижается мотивация, демонстрируйте ему его прогресс. Покажите его же старую тетрадку и сравните с нынешним результатом — разница вдохновит на новые свершения.
- Развивайте у ребенка пространственное мышление, координацию с помощью физических упражнений.
- Используйте кинезиологические упражнения для снятия психоэмоционального напряжения, синхронизации полушарий головного мозга.
Работа над детским почерком начинается с дошкольного возраста, когда ребенок еще не умеет писать. Игры на тренировку моторики, рисование, работа в прописях для правильной постановки кисти и пальцев – все это дает базу для дальнейшего обучения письму. Осваивать его дети начинают только в первом классе под присмотром педагога, постепенно улучшая свои навыки. Но не всем школьникам удается научиться писать как быстро, так и красиво. В этой статье мы расскажем, как изменить плохой почерк и исправить его, и подберем подходящие задания и упражнения.
Каллиграфический почерк: кому стоит учиться?
Каллиграфия – это способность к красивому письму, которая во многих странах возведена в ранг искусства. Традиционно для таких занятий использовались специальные принадлежности – кисти, палочки, птичьи или металлические перья. Еще несколько десятков лет назад основы каллиграфического почерка изучались в рамках школьной программы – на уроках чистописания. Этот предмет был обязательным – он развивал моторику и позволял школьникам научиться аккуратно вести свои тетради.
Но со временем чистописание было отменено, ведь на место перу и чернилам пришел более удобный и практичный вариант письменных принадлежностей – привычная всем авторучка. Ее использование позволило добиться более быстрого письма, которое так требовалось ученикам средних и старших классов. Постепенно формирование у детей красивого почерка перестало быть приоритетной частью программы – аккуратности ведения тетрадей стало уделяться все меньше внимания. В итоге это отразилось и на общем качестве письма.
Современные первоклассники слишком быстро осваивают его основы, из-за чего не успевают хорошо проработать каждый этап обучения. У детей есть всего половина учебного года на то, чтобы от «палочек» и «крючочков» перейти к написанию полноценных слов. Этого времени школьникам недостаточно для того, чтобы качественно закрепить знания. Даже к моменту окончания младших классов у многих учеников все еще не сформирован хороший почерк, и при переходе в среднюю школу ситуация только усугубляется. Теперь детям приходится быстро все записывать, чтобы успевать за преподавателями, из-за чего аккуратность письма снижается.
Однако учителя все еще обращают внимание на то, как дети ведут свои тетради, могут снижать оценки, если ученик пишет неразборчиво или у него много помарок. Так красота и разборчивость записей отражается, в том числе, и на успеваемости школьников, поэтому важно своевременно развивать их способности. Рассмотрим упражнения, которые для этого подойдут.
Как научиться красиво писать: упражнения, занятия, тренажер.
Перед тем, как учить ребенка красиво писать, нужно проанализировать уже имеющиеся у него навыки. Если он еще не ходит в школу или только пошел в 1 класс, то не стоит обучать его письму самостоятельно – лучше доверить это педагогу. В дошкольном и младшем школьном возрасте нужно уделять повышенное внимание развитию мелкой моторики, которая повлияет на качество начертания букв. Для этого можно использовать следующие упражнения:
- лепка из пластилина. Нужно лепить разные фигуры – кубики, «колбаски», пирамидки, шары. Так удастся научить малыша совершать выверенные движения пальцами, улучшит их подвижность.
- рисование на листе бумаги, приложенном к стене. Прислоните бумажный лист к вертикальной поверхности и попросите малыша что-либо на нем нарисовать. Это упражнение является отличной тренировкой силы нажатия пальцев, которая необходима для аккуратного письма.
- занятия ментальной арифметикой. Это методика, которая не только улучшит моторику пальцев, но и научит быстрым устным вычислениям. Они производятся на специальных счетах, которые сами по себе являются хорошим тренажером для моторного развития. Также программа совершенствует интеллект учащегося – логику, мышление, память, внимание и другие умственные способности.
- штриховка, закрашивание, срисовывание. Для этого лучше использовать цветные карандаши, а не ручки или фломастеры. Чтобы нарисовать что-либо карандашом, ученику придется сильнее надавливать на него, прилагать больше усилий, но и результат тренировки будет выше.
- рукоделие и творчество. Плетение из бисера, создание поделок, игра на музыкальных инструментах – это и многое другое также будет полезно для развития гибкости и подвижности пальцев.
- тренажеры для тренировки моторики. Это могут быть различные головоломки или развивающие игрушки, которые задействуют пальцы рук.
Когда ученик уже учится писать или это ему только предстоит, нужно подобрать для него подходящие канцелярские принадлежности. Существуют ручки, которые учат правильно держать пальцы во время письма – это существенно облегчает процесс постановки руки. Также важно обратить внимание на посадку школьника: как он сидит, где лежит локоть, под каким наклоном расположена тетрадь. Стоит уделить внимание и освещению – если свет слишком тусклый или бьет ученику в глаза, то он не сможет сохранять правильную осанку.
Намного легче сразу сформировать навыки школьника, чем потом заниматься их коррекцией. Но можно ли исправить ситуацию, если начальный момент обучения уже упущен?
Можно ли ребенку или подростку изменить почерк?
Исправить плохой детский почерк и сделать его более правильным можно, даже если дети или подростки уже давно не учатся в начальной школе. Но перед тем, как приступить к занятиям, нужно убедиться, что сам ученик в них заинтересован. Тренировки должны проводиться регулярно на протяжении длительного времени, и если ребенок не обладает должной мотивацией, то он быстро про них забудет. В этом случае и видимого результата добиться не удастся.
Обычно желание улучшить свои умения появляется у школьников в 11-14 лет – им хочется красиво вести записи, не отставать от сверстников. Уже на этом этапе нужно понять, что именно не устраивает ученика. Возможно, у него и так сформирован правильный почерк, и он просто хочет сделать его более изящным, каллиграфическим. В этом случае можно отдать его на курсы каллиграфии или заниматься с ним в домашних условиях по тетрадям или прописям. Однако от самостоятельных тренировок стоит отказаться, если качество ведения записей вызывает вопросы.
Это может быть слишком мелкий или, наоборот, крупный шрифт, неровное написание букв, их неправильный наклон, неразборчивость и так далее. Меняя плохой детский почерк, сначала нужно разобраться с первопричиной проблемы, а это сложно без помощи опытного преподавателя. Если организовать обучение неправильно, то это не только не даст желаемого результата, но и может ухудшить имеющиеся способности.
Полезные советы
Подводя итог, стоит сказать, что проработку навыков письма нужно вести правильно. Для этого требуется грамотно организовать процесс обучения, учитывая следующие рекомендации:
- уделяйте внимание моторному развитию детей и подростков вне зависимости от их возраста.
- занимайтесь по проверенным пособиям, например, по прописям В.А. Илюхиной, В. Г. Горецкого, по тетрадям для занятий каллиграфией.
- научите держать осанку, правильно располагать пальцы на ручке, локоть и тетрадь на письменном столе.
- подберите подходящую канцелярию (ручки, тетради), заниматься с которой будет комфортно.
- сначала разберитесь в причине проблемы и только потом работайте над ее решением.
- убедитесь в желании ученика заниматься, ведь от уровня его мотивации зависит результативность.
- обучайте ребенка или подростка под руководством профессионального педагога, который поможет исправить недочеты и тщательно их проработать.
Формирование красивого и аккуратного почерка – это длительный процесс. Но если школьник приложит достаточно усилий, будет ответственно и регулярно практиковаться, то уже скоро он сможет добиться поставленной цели. Тогда полученные в результате занятий умения сохранятся с ним на всю жизнь, ведь он достаточно хорошо их отточит.
Современные взрослые большую частью своей «письменной» работы выполняют на компьютере. И фраза «так зачем мне, мама, аккуратно писать? Все равно потом печатать!», произнесенная третьеклассником Гришей уже не кажется такой уж странной. Действительно, а зачем? Дело и в самодисциплине, и в усидчивости, и в трудолюбии — а все эти вещи, что бы ни происходило с образованием, всегда останутся ценными.
У ребят, которых постоянно ругают за недостаточно аккуратный и понятный почерк, могут начаться самые настоящие проблемы с самооценкой. Такие дети боятся показывать родителям тетради, не любят выполнять письменную домашнюю работу, младшеклассники же могут устроить настоящую истерику. Давайте попробуем разобраться поэтапно, что нам, родителям и учителям, делать с этой проблемой.
Проблемы с почерком и их влияние на выполнение домашней работы
Как уже было сказано, ребята с плохим почерком могут стесняться своей работы, а потом не показывать ее взрослым. Из-за этого дети могут пытаться выполнить домашнее задание как можно быстрее, чтобы «расстаться с этим неприятным ощущением», как следствие — писать еще неаккуратнее.
Дети с проблемами почерка могут не любить писать в принципе. Если вам знакомы крики «Не хочу, не получается!» и следующие за ними швыряния стенок об пол, вы понимаете о чем речь. Ребенок может отказаться выполнять домашнюю работу, раздражаться при самой мысли о ней и в итоге потерять столь важную для начальных классов мотивацию к учебе. Я в детстве испытывала ужасающий страх перед необходимостью показать маме тетрадь, зная, как меня будут ругать за неправильный наклон очередных «а».
Саша каждый день садится за домашнее задание с огромным удовольствием: он рисует, с интересом читает хрестоматию, но когда дело доходит до прописей…расстраивается и бросает все, так и не закончив задание. Со временем Саша попытается, возможно, оградить себя от негативных ощущений, а маму — от расстройства, и начнет врать.
— Нет, мамуль, нам не задали! Да нет, мамочка, я уже все сделал…
Конечно, мама заглянет в электронный журнал или попросит показать тетрадь, чем вызовет еще больший стресс. Сам же Саша начнет постепенно отставать от одноклассников, за что также получит не совсем педагогичное, конечно, но столь привычное порицание от родителей. Но что поделать? Теперь домашняя работа отнимает все больше и больше времени, Саша долго «раскачивается», прежде чем сесть за ее выполнение, концентрация теряется, ребенок устает и испытывает реальный дискомфорт.
— Саша, не валяй дурака! Садись и делай домашнее задание!
— Мамочка, но у меня очень болит голова, я не могу…
— Не придумывай и быстро за уроки.
Психологическое нежелание что-то делать на самом деле может привести к физической боли или дискомфорту. Не стоит списывать все на обыкновенную детскую лень, надо разбираться с проблемой, которая вполне может лежать в корне беды, — с плохим почерком.
Чем еще чреваты проблемы с почерком? Продолжаем наши «страшилки», которые встречаются на пути почти у каждого учителя или родителя
-
Ребенок старается писать буквы правильно, под нужным углом и наклоном, с нужной шириной и высотой. Молодец! Но в результате сил на такие аспекты письма как орфография, пунктуация и, наконец, смысл не остается совсем.
-
Ребенок, которому не нравится писать, в итоге работает в режиме «сделаю необходимый минимум, чтобы отстали». О таком ученике говорят, используя фразу «удовлетворительные успехи», совсем не рассматривая его внутреннее состояние. А чувствует он себя НЕудовлетворительно.
-
Если письменные работы ребенка (см.1) выходят обрывочными, неграмотными и незрелыми, это может привести к полному несоответствию между уровнем устной речи школьника и его письменным изложением.
-
Поскольку таких детей часто ругают или исправляют, у них пропадает мотивация, а вера в то, что они не умеют хорошо писать укрепляется с каждым днем. Ну так и зачем стараться? Детское отчаяние — страшная сила, которая тянет ребенка в противоположном от образования направлении. Такие ребята привыкли делать все быстро и небрежно.
Причины проблем с почерком у детей
Кто-то назовет главной причиной лень. Но ведь ребенку (и взрослым тоже) бывает лень, если ему искренне не понятен итог затраченных усилий: «ну напишу я эту страницу аккуратно, и что?», «ну сделаю я эту сверхурочную работу, оставшись в кабинете до 9 вечера, но зачем?». Мы же не ругаем себя, когда устали или занимаемся искренне нелюбимым делом?
Основные причины плохого почерка могут заключаться в плохо развитой моторике рук (координация между глазом и рукой), а также в проблемах с пространственным восприятием. Данный пункт связан с тем, что мозг недостаточно хорошо воспринимает расположение, размер или форму вещей в пространстве. Подобные процессы могут быть просто плохо сформированы (или еще не сформированы), а могут быть связаны с наследственными дефектами. Именно улучшение пространственного восприятия может быстро привести к улучшению почерка.
Прописи будущего первоклассника. Пособие для детей 5-7 лет
Работа по прописям позволит подготовить руку ребенка к письму, развить мелкую моторику, привить усидчивость и внимание. Прописи могут быть использованы при обучении грамоте (обучение письму) в 1 классе как тренировочные упражнения для закрепления письма рукописных букв. Пособия адресованы родителям, но также могут быть рекомендованы для работы педагогам и воспитателям ДОО. Издание соответствуют ФГОС дошкольного образования.
Купить
Моторика рук
Многие виды классной и домашней работы связаны с моторикой рук, ведь она позволяет не только писать, но и клеить, рисовать, пользоваться ножницами или линейкой, собирать пазлы. Если у ребенка есть проблемы в этом направлении, то ему может быть трудно пользоваться столовыми приборами, а также одеваться. Молнии, шнурочки и пуговицы — все это просто не слушается малыша, ему отнюдь не лень их застегивать.
Дисграфия
Ребенку, при определенных серьезных проблемах с почерком, могут поставить диагноз «дисграфия» (отклонение + письмо). Чаще наряду с дисграфией у ребенка наблюдаются расстройства речи, СДВГ или дислексия. Но может случиться и так, что дисграфия проявиться у детей, не испытывающих трудности в общении, с чтением или учебой.
Да, можно ничего не предпринимать в надежде на то, что навыки мелкой моторики у дошколенка или школьника со временем улучшатся, а за ними и почерк, и все сопутствующие практические умения. Но будет более рационально, заметив серьезные сложности с освоением навыка, отвести ребенка к специалисту, который сможет установить причину и посоветует специальные упражнения. В этом случае у вас больше шансов предотвратить появление плохих привычек.
Как улучшить почерк?
Если речь не идет о серьезных проблемах с моторикой или пространственным восприятием, у большинства детей или даже подростков проблемы с почерком могут быть разрешены настолько, чтобы домашняя работа перестала быть «наказанием» и проблемой. В достижении этой цели вам помогут прописи «Мой алфавит» к линии УМК Обучение грамоте. Климанова Л.Ф. (Перспектива).
Создаем необходимые условия для улучшения почерка
1. Выполняя упражнения для улучшения почерка — с помощью специальных прописей или просто в тетрадке — попросите ребенка пользоваться простым карандашом. Так ему будет психологически проще совершать ошибки — помарку всегда можно будет стереть.
2. Хвалите не только ребенка, но и сами буквы — и как можно более описательно. Например: «Катя, какой аккуратный хвостик получился у твоей „у“, а вот у буковки „б“ такое полное брюшко». Так ребенок начнет замечать, что именно им сделано не так, какие буквы получились недостаточно хорошенькими, и сам захочет стереть и написать правильно.
3. Учитесь писать на расчерченных листах. Кто-то считает, что малыши еще недостаточно владеют мелкой моторикой, чтобы их творения не вылезали за линии, и это будет их расстраивать. Советские да и современные прописи доказывают нам обратное: расчерченный лист пригодится обязательно, если ваша цель — сформировать у школьника правильную привычку в написании букв.
4. Когда ребенок научится не вылезать за края линий, подготовьте бумагу, на которой границы для строчных букв выделены другим цветом. Это очень помогает сосредоточиться на том, чтобы строчные буквы были меньшего размера, чем их соседи — заглавные.
5. Еще один пункт, посвященный листам для письма. Маленькие дети, когда только учатся писать, рисуют прямо-таки огромные буквы. Решить эту проблему просто: дайте дошколенку лист с большими клетками — так он поймет, что каждый символ должен оказаться «в домике». Когда ребенок научится умещать буквы в этот размер, купите тетрадь с клетками меньшей стороны.
6. Помните о том, как важно для ребенка его школьное рабочее место. Скажу по себе: у меня никогда не было своей комнаты и даже своего стола, а потому уроки я делала на кухне за столом кухонным. Когда твои ноги болтаются в 20 сантиметрах от пола, а руки скользят по поверхности, следить за аккуратностью письма сложно. Следите за тем, чтобы ступни ребенка были ровно на полу — не висели в пространстве и не заворачивались в лодыжках. Так сидеть ровно и держать руки куда проще — почерк не страдает, а осанка — эта беда современных и не только школьников — не портится.
Упражнения на улучшение почерка
Некоторые из приведенных ниже упражнений могут показаться вам и вашим детям смешными. Но они приемлемы даже для подростков, так как речь пойдет в том числе о пространственном восприятии, столь важном для детей любого возраста.
Упражнение 1. Играем в буквы
Ребенку сложно правильно вывести букву, если он не обращает внимание на ее форму и размер.
Что можно сделать в этом случае?
Первый вариант: самостоятельно сделайте или приобретите в книжном магазине карточки с буквами и сделайте акцент на их внешнем виде. Поиграйте с ребенком в игру «найди общее». Сначала можно вынуть из колоды все буквы с хвостиками, потом — все буквы с двумя прямыми палочками, потом — буквы, внутри которых спрятался круг. Вы также можете продемонстрировать ребенку, что у многих букв их заглавная и прописная вариации ничем не отличаются, кроме размера. Если дошколенок и школьник увидят, что «Ж» похожа на «ж», а «И» — прям-таки копия «и», им станет легче. Третий вариант игры — «игра в путаницу».
— Сашенька, как ты думаешь, можно ли перепутать буквы?
— Да я их и так всегда путаю…
— И ничего страшного, ведь многие из них так похожи друг на друга. Но, знаешь, мне кажется, что они немного расстраиваются, когда их пишут неправильно — ведь тогда даже король Букварь не сможет их отличить
— Это что же за буквы такие?
— Ну, смотри, если ты напишешь «ш» с немножко кривыми бочками, то получится самая настоящая «ж»! А если неаккуратно обращаться с буквой «н», может получиться «и». Давай попробуем написать их по-отдельности и посмотреть, чем они точно отличаются?
Второй вариант: купите для ребенка буквы с неровной поверхностью — объемные (в моем детстве целая азбука была в виде объемных магнитов), шершавые. Ребенок таким образом сможет развивать тактильные ощущения, провести пальчиком по границе и понять: из чего буква состоит, в каком направлении пишется.
Третий вариант: купить газету или детский журнал и там искать буквы, которые вы уже изучали. Вооружайтесь карандашом или цветной ручкой и подчеркивайте, обводите, выделяйте все символы по-очереди. Так ребенок визуально привыкнет к тому, как пишется та или иная буква. И не забывайте ему напоминать, если он пропустил, например, все заглавные буквы «е»: «Саша, ведь это тоже „е“! Просто она стоит в начале предложения, она важная и заглавная — вот и пишется по-другому, но забывать о ней нельзя».
Упражнение 2. Закрепить в памяти
Как только ребенок смог выполнить первые упражнения, заглавные и строчные буквы больше не теряются, а «я» пишется с пузиком в нужную сторону, необходимо перейти к закрепляющему этапу. Ведь нам совсем не нужно, чтобы дети запоминали свои ошибки и потом их повторяли?
Вариант первый: мозговой штурм. Перед началом занятий или в свободную минутку устройте самый настоящий «тур по алфавиту» и задайте ребенку следующие вопросы:
— Саша, вспомни, пожалуйста, у каких букв есть хвостик?
— В твоем имени какая буква высокая, а какие низенькие?
— Как отличить букву «д» от буквы «б»? Что нам подскажет?
— Сколько букв «И» в слове «ириска»?
— Если я неаккуратно напишу букву «р», какая буковка у меня может получиться?
Вариант второй: описательная похвала. О ней мы уже говорили в прошлом разделе статьи, но повторюсь. Внимательно следите за тем, как ребенок выполняет письменные упражнения, просмотрите их, а потом похвалите все, что сделано аккуратнее и правильнее, чем в прошлый раз. Даже если почерк явно не идеальный, но прогресс есть, покажите это ребенку.
— Саша, какой ты молодец, ни одна буква в слове «волк» не выбежала за линию! Теперь овечкам ничего не грозит.
— Вот теперь я вижу, что это слово «облако», а не страшное «сблако», потому что ты дописал полный круг в букве!
— Как здорово, теперь Боря в нашем рассказе ходит гордый, ведь в его имени высокая буква «б», как и надо!
Вариант третий: обращаем внимание на ошибки сразу же. Если малыш забыл разницу между прописными и строчными буквами или опять пишет букву «к» палочками не в ту сторону, то вам необходимо мягко, но тот час же вмешаться. Но помните, что в вашем обращении должны быть мягкие нотки.
— Сашенька, я вижу, что ты постарался и написал точки у буквы «ё», но они расположены так близко к самой букве, что почти с ней слились, давай попробуем еще раз.
— Смотри, твоя буква «а» стала похожа на «о» из-за такого маленького, как у мышки, хвостика. Давай попробуем добавить ей палочку побольше, ей будет приятно!
Упражнение 3. Пятиминутка письма
Детям очень сложно делать то, что им не нравится. Так что заставлять их переписывать совсем неинтересный текст для того, чтобы потренировать почерк — плохая идея. Пусть это будут предложения или отдельные слова, которые нравятся ребенку (только выбирайте из максимально разнообразного списка, чтобы малыш не уклонялся от слов, в которых есть сложные для него буквы).
Дошкольникам нравится писать свое имя, имя мамы или друзей. И это отличная возможность проверить — помнит ли ребенок, что первая буква должна быть большой, а само имя имеет полную форму? «Женя» превращается в гордого «Евгения», в котором появляются новые буквы.
Также детям нравится писать имена животных или героев. Мой младший брат пытается писать свои рассказы о насекомых и остановить его в этом занятии довольно сложно, главное, аккуратно подсказывать как пишется то или иное слово и поправлять Сеню, если хвостик у «у» опять убежал в другую сторону.
Если ребенку сложно писать самому, можно прибегнуть к традиционному методу «обводилок»: пусть он обводит буквы, написанные вашей рукой или использует прописи. Тут важно следить за тем, чтобы такая работа не превращалась в механическое закрашивание и соблюдались «начало» и направление движения буквы.
Следующий выпуск будет посвящен еще нескольким упражнениям для улучшения почерка, а также процессу выполнения домашних заданий.